автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему: Доисламские верования и обряды башкир
Полный текст автореферата диссертации по теме "Доисламские верования и обряды башкир"
РОССКПС.САЯ АКАДИЯ НАУК
институт истории, языка и литературы
УФИМСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА
На правах рукописи
3 сл
СУЛЕЙМАНСВА РИТА НУГМАНОВНА
ДОИСЛАМСНИЕ ВЕРОВАНИЯ И ОЕРДДЫ БШИР
07.00.07 - этнология (этнография)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Уфа-1994
Работа выполнена в отделе этнографии Института историа, языка я литературы Уфимского научного центра Российской Академи наук.
Научный руководитель: кандидат исторических наук
Н.В.БИКБУЛАТОВ
Официальные оппоненты:
доктор исторических наук лрофеосор П.В.ДЕНИСОВ кандидат исторических наук Л.И.НАГАЕВА
Ведущая организация - ке'едра этнографии Башкирского государственного университета
Заката диссертации состоится Г994 ГОда
в часов на заседании специализированного Совета
К 002.57.02 по защите диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук при Институте истории, языка и литература УВД РАН по адресу: 450000, г.Уфа-центр, ул.Акоакова,д.7, Музой археологии а этнографии.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института истории, языка и литератур» УНЦ РАН по ада су: 450054, г.Уфа, проспект Октября, 71.
Ж
Автореферат разослан 9<л/ " Г^ 1994 г.
И.о. учёного секретаря специализированного Совета, кандидат исторических наук
общая характеристика исследования
Актуальность теш. К числу вакнвйшях проблем, изучаемых эт-гографаческой наукой» относятся дрэвнае верования а, связанные о шш, обряда, которые в своей совокупности являются существенной частью бита я культура кандого народа, отражают его жязнь я щровоззрэнйе з разные пэраодз исторического развития. На протяжения тысячелетий на Юяном Урале возникала, разкшаллсь, угасала культура различиях по своему происхождению я этническому облаку гародов. РелягиозЕно лредстаняевяя во эсэ лераода нсторяя развязалась з процессе взаимосвязей наролоз и племён с другими родственника идя неродственны® образованиями. Отсюда уди&чтелъная слокность и многослойном® культуршх традиций, разнообразие религиозных представлений а обрядов, уходящих корнями в язическае культи. Распространенно к утверждение ислама привала к определённому религиозному своеобразия. Исламязацяя населения края, б той числа а башкир, носала довольно поверхностный характер, на что указывала еще исследователи прошлых: столетий - И.Т.Георгя, И.й. Лепехин, П.М.Кудряшев, М.В.Юссаевокяй, Р.Г.Игнатьев, В.А.Арнольдов я др. Увреилзшш. позиций ислама содействовала политика приспособления древних воззрений к мусульман«?™ догмам. Б свои очередь языческие верования приобрели иовув окраску, при этом сохраняв своз вреаяез содержание. Такай образом, иолам у башкяр, как а у яругах нарояоз муоуяьманского мара, нэ существовал э "частом" виде, а вобрал в себя многие архаачнаа культы и представления.
Своеобразные "эрекиткй древних религиозных верований багакяр еще а сегодня продолжает существовать. Их относите льнул стойкость, проявляющуюся как в самобытной, так ш в опосредованной формах, за-дамо, можно объяснить способность!) в консервация религиозная представлений вообце, в условиях сохранения патриархальных традиций
в общественное я семейной жизни, в особенности. Их живучесть -с одной стороны, и то, что обычаи а обряды всё же исзечают а всё меньше сохраняется в памяти народной, требуют фиксация а систематизации фактического материала, определения генезиса элементов гтого комплекса верований, для решения а дальнейших исследований общетеоретических проблем религиеведения.
Актуальность исследования определяется также и тем, что большинство аспектов данной проблемы практически до сих пор не били предметом специального исследования.
И, наконец, многие вопросы духовной и материальной культуре могут быть объяснены, будучи рассмотренными сквозь празцу религиозного мировоззрения как исламского, так н доисламского периодов. -Ибо общеизвестно, что религия оказывает в определённой степени воздействие на внутренний консолидацию этноса, на межнациональные связи и дугие этнические и этносоциальные процесса.
Цель и задачи исследования. Цель» диосерташи является: дать на основе максимального использования источников исторако-этно-графаческое исследование доисламских верований а обрядов башкир.
Задачи исследования:
- выявить а подробно описать дошедшие до нашего времена в быту, художественно-литературных источниках доисламские верования и обряда;
- установить путём сравнительно-исторического анализа связь верований и обрядов о традиционными формами в хозяйственной деятельности, бытового уклада и социальной организации; ;
- проследить взаимосвязь языческих верований и обрядов с мусульманством, их эволюципя трансформацию;
- исходя из изложенного, по мере возможности попытаться внявать историко-культурное связи башкир о "ругима народами, а также некоторые общие закономерности в истории вероганий а духор-
I - '
НОЙ культу]».
Методологической ос: овой явилиоь теоретические положения исторического материализма, диалектический метол познания мира. Для реализация составлениях в диссертации научных задач основополагающее значение имели также фундаментальные теоретические разработки отечественных я зарубежных учЭшяс-религаеведов и этнографов (С.А.Токарев, С.П.Толстов, .¡Г.П.Потапов, Г.П.Снесарев, Ц.Фрэзер а др.). В качестве методов исследования в диссертации аопользуется аналитический, ретроспективный и сравнительно-исторический. Все эта метода применялись в сочетании и взаимном дополнении. Такой асторико-генетическай подход позволил реконструировать в основных чертах религиозно-мифологическую систему башкир. Сравнительное изучения оказалось плодотворным и в плане привлечения материалов разннх этносов, отдалённых во многих отношениях (языковом, генетическом, территориальном, историческом и т.п.). Исходя из такого положения, в диссертации привлекается разнообразный.материал из религиознвх представлений многих народов мира. -
^ Степень изученности, литература и источнику. Перше сведения о дополамскях верованиях содеется в описаниях арабского путешественника Ибн-Фадлана (X в.), Он сообщает о существовании у ба-ппшр12 "господов", которнм они поклонялись, фаллического культа и о'почитании ими хивотннх СА.П.Ковалевский, 1956). Эти сведения й^ю* искотчительную ггоиеость. Они свид&тедьствупт о наличия у древних бапшр сложной систеш религяозно-шфологичесик представлений.'Везшие материала этнографического порядка имеются в публикациях участнико!1" знаменитых академических экспедиций ХУШ в. И.ИЛепехина, И.Г.Георга, П.С.Палласа. Авторы описвваит увиденные ими рвлягиозныеобряди, например, способы магического лечения я т.д...
Многие ранние черты язычества сохранилась лишь в'памятниках устно-поэтического творчества, запись которых с последующей обработкой, переводом и публикацией началась о первой половиш ПХ века.
Подробное лзловдше анкшстическах, космогонических, магических представлений башкир содерзадт статья поэта-декабриста П.М. КУдряшева "Предрассудка и суеверия башкирцев", опубликованная в 1826 году в журнале "Отечественные записки".
Отдельнае моменты о религии башкир шактся у Б.Е.Размахшка, В.С.Эматова, И.Казанцева, Н.А.Ерашенанникова, Б.Зорина, А.Алягагу-яова, В.Филокэнко.
О старинных обычаях, обрядах, поверьях, бытовавших у "инородцев-магометан Оренбургского края", бал написан ряд статей известным краеведами прошлого столетия Р.Г.й"натьевым и Ы.В.Лос-сиевским.
Некоторые древние представления башкир исследовалась в трудах В.М.Черевданского, Б.Г.Юлуева, Д.П.Накильокого.
Особая заслуга в изучении древних варований башкир принадлежит этнографу С.И.Руденко. Накопленные в дореволюционный период г основанные на личных наблюдениях материалы были опубликованы в фонографии "Башкира", вышедшей в свет лишь в 1925 г. В двенадцатс главе "Верования и качатки знаний" была предпринята попытка изловить религиозно-мифологическую систему башкир.
Верования башкир в советское время были отчасти освещены в исследованиях этнографов и фольклористов - Н.В.Бикбулатова, А.Н. Караева, Р.Г.Кузеева, Н.А.Мажитова, М.М.Сагитова, Ф.АЛйдаиной. Л.И.Нагаевой, Ф.Ф.Иламбетова, Р.З.Янгу^ина. Интересный материал содержит используемая в настоящем исследовании рукопись А.Н.Ки-реева (КирэС Мартен) "БЕ^Ьорг халЬыныц вола фольклора буйынса К7?дэгв79эр" - "Наблюдение об обрядовом фольклоре башкир" (70 е.)
В трудах вышеназванных ученых был сделан серьезный'вклад в изучении доьауоулъманских верований башкир, хотя в них и недостаточно раскрывается вся полнота вопроса, что вполне естественно, так как ими не ставилась задача специального исследования данной проблема, а бралась в совокупности или же лишь отдельные а§ аспекты, что ограничивало анализ.
Ванное значение для исследования древних верований и обрядов имели труди отечественных и зарубежных учёных по проблемам религии и мифологии - С.А.Токарева, С.П.Толстова, С.М.Абрамзона, В.Н.Басиловз, А.М.Золотарева, ВЛ.Проппа, Г.П.Снесарева, З.П.Соколовой, Л.П.Потапова, И.С.Брагинского, С.С.Парсамова, В.Е.Владыкина, С.П.Нестерова, А.М.Сагалаева, Л.Фрэзера, АЛяана,п.В.Д9ниоз-ва. при написании диссертации был привлечён целый ряд источников. К письменным источникам можно отнести в значительной мере все наиболее ранние публикации, касающиеся вопросов религии башкир (Ибн-Фадлан, И.ИДепохин, Й.Г.Георги, П.С.Паллас, П.М.Кудря-: шев, Н.Рачков, Р.Г.Игнатьев, М.ВДоссиевский, Д.П.Никодьский.С.И. Руденко и др.), в которых зафиксированы уникальные полевые сведения и наблюдения, относящиеся к X, ХУШ, ГО, XI векам.
В своём исследовании автор использовал также в качестве источников научные работы башкирских этнографов и археологов - Р.Г. фзевва, Н.В.Викбулатова, М.М.Сагитова, Н.А.Мажитова, М.В.Мурза-булатова, Д.И.Нагаевой, Ф.А.Надршиной, содержащие богатый полевой материал, накопленный во время многолетних этнографических экспе-' ДйДяЗ. ' :■."•.'
В качестве источников били использованы фольклорные (А.Г.Бес~ сонов "Башкирские народные сказки", 1941; научный свод "Башкирское народное творчество"); лингвистические (Башкирско-русский словарь, 1958; Древнетюркский словарь, 1963; Словарь топонимов Башкирской АССР, 1980; Арабско-татарско-русский словарь, 1963); ар—
в
хеологическае (публикации, научные монографии А.П.Смирнова, К.В. Сальникова, Н.А.Мажитова) данные.
Важнейшие сведения по религиозным верованиям иобрядам содержатся в фольклорном фонде кафедре фольклора и литератур? Башкирского государственного университета (фонд 205). Он представляет собой уникальное собрание фолыслорно-эгяографачасках материалов, накопленных в результате многолетних экспедиционных выездов студентов и сотрудников данной кафедры.
В фондах Научного архива УВД РАН хранится рукописное наследие многих уч§нкх-фолыслористов, полевые материалы этнографических, фольклорных экспедиций (фонд * 3).
Основной источнаковой базой для исследования религиозных верований и обрядов банкир стали собственные полевые материал» автора. Были ваборочво обследованы башкиры юго-восточных, иго-западных, северных, северо-восточных, центральных районов Башкортостана, а таета Пермской области, ¿втор принимал участив в этнографической экспедиции 1990 г. по савернгм а северо-западным районам Башкортостана, а таете в Пермской области. .
Научная новизна диссертации состоит в том, что сна является первой попыткой всестороннего и систематического исторако-этно-графяческого исследования языческих верований и обрядов башкир. Впервые показаны истока культа неживой природа, культов хивотногс и растительного мира. Дано новое объяснение многим традиционным обрядам (карротуй, какук сейе и др.), происхождению сложных образов демонологии (шурвле, лэрей, эйэ-духов-хозяев.).Этот матади^ подвергается анализу под углом зрения его этнографических связей, параллелей и исторического развития.
Научно-практическая значимость диссертации заключается в > том, что данный анализ язвчесте; веровгнП и обрядов может послужить материалом для чдаль^ейших фундаментальных исследовавай,.свя
зэнных с, историей религия я этнографией башкирского народа. Практическая ценность работы определяется также возможностью использования е§ материалов а выводов при лекционных курсах, при создании музейных экспозиций я в научно-просветительсюй деятельности.
Апробацид. Результаты я вывода исследования докладывались на Ш региональной научной конференции молодых ученых, Свердловск, 1991; на Всесоюзной научной конференции молодых учёных, Омск,1291; гпркологаческой научной конференция молода* учёных, Уфа, 1991; Всероссийской научной конференция, Саранск, 1992; международной конференции "Первые Валядовскне чтения", Уфа, 1992; научно-практической конференции, Пермь, 1993.
Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании отдела этнографии Института история, языка и литературы Уфимского научного центра Российской Академия наук.
Структура исследование. В соответствии с целью а задачами дяосёртацяя состоит из введения, трёх глав, заключения, литературе и списка сокращений.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
. Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цель а задачи ас следования, методологическая основа, научная новизна апрактачэская значимость, даётся историографический обзор использованной литератур!, характеризуется источниковедческая ч5а£е исследования, степень,изученности. ..
Г Глава I посвящена наиболее архаичным по своему происхояденип верованиям, характеризующимся фетишизацией предметов я явлений
природа первом • разделе речь идёт о культа наживой природы. Неспособность людей осмыслить окружающие явления природ» правело к преклонению перед её силами. Возникает культ, первоначально яз её одушевления я олицетворения, а в послелузщеи
веремежавшйоя со множеством других религиозных верований.
Земля, вода, огонь а другие стихийные сила природы - неотье-млааые части культа природы. Олицетворение их выводится из реального их езойства, как очищающих стихий и оплодотворяющих субстанций. Так, о почитанием вода, как источника жизни и плодородия, связаны ритуальные обливания, купания во время весенне-летних обрядов Ьабак Ьыу (сабакная вода), ямгыр телэге (моления дождя), использование её в знахарской практике. Ила в землю весной запрещалось вбивать колья, городить заборы, иначе "бить" е§, ибо она словно женщина, носящая ребёнка, тяжела в это время года.
Следа жертвоприношений земле обнаруживаются в обычае разбрызгивать кровь жертвенных животных; закапывать в землю горсть зерна или других продуктов (ер кэтмэне). ;
В почитании земли и воды видна , определённая связь о древне-тюркской религиозной системой. Известно, что у древних тюрков поклонение божеотву "Йер-Суб" ("Земля-Вода") составляло часть культа природы.
Сведения о косыогоничесгзх представлениях отрывочны, сложны я даже противоречива. Небо, солнце, луна, звёзды, сткзйные явления природы (гром, молния, ветры, ураганы), безусловно, вызывали к себе почтительное отношение. В мифических сказаниях, приметах, поверьях можно проследить следы их древнего обожествления. Но словам Ф.Энгельса, в начале истории объектами истории религиозного отражения выступали "прежде всего силы природы, которые при дальнейшей эволюция проходят у различных народов через самые разнообразные и пёстрые олицетворения (Марк К., Энгельс Ф. Соч. 2-е азд., т.20, с.32а).
Второй раздел посвящен культу растительности, деревьев. Наиболее почитаемыми у ^эшкир были береза, можжевельник, рябина, сосна, дуб, ольха. На землю у корней почитаемых деревьев лила.
кумао, вкладывала в дупла деньга, иногда засовывала в расщелина наконечники стрел, монеты, Пультовое значение деревьев, сочетающееся с магией плодородия, видно в отдельных моментах праздников, утративших первоначальный смысл и'Принявших уже развлекательный характер. Так, в недавнем прошлом по окончании народных увеселений растущие на склонах гор кустарники я деревья украшались бусами, монетама (Бурзянский район Башкортостана). Отметим, что аналогичное обряжение дерева у европейских народов был направлен на то, чтобы привлечь к людям благодеяние, находящееся во влаоти духа дерева. .
Представление о деревьях, как обиталищах духов и душ проявляется в разных формах. С умилостивлением духов, таящихся в дереве, связаны, например, обычаи рубить деревья, предварительно прочитав молит ос^.згавать сруб, или лить по его углам молочные продукты, класть между брёвнами серебряные монеты. С представлением, что деревья - это одушевлённые существа, способные оказывать человеку благодеяние или причинять вред, связаны запреты рубать одиноко растущие деревья, обращаться к древесному духу о просьбой ниспослать дождь а т.п. Но чаще дерево выступает как временное пристанища духов (лесных божеств у различных народов), душ умерших ладей. С последними связан обычай устанавливать,над дверью во время поминовения усопших деревянный кдок - агас сей, куда, якобы, "слетаются" душа умерших. .Выставление молочных продуктов на деревьях после окончания весенн^о обряда "карратуЯ1*, обыче" сажать на могилах деревья также связана с представлением о сверхъестественной связи между душой умершего человека я деревом, как её вместилищем. Эта же идея заложена в обычае заставлять роженицу пинать порог, являющегося местообитанием предков в верованиях многих народов мара, во время трудных родов, в запрете садиться, наступать на него. Вероятно, в далёком прошлом, де-
ревья у башкир могли быть тотемными. 0 чём отчасти говорят родо-племешше названия. Элементом тотемизма следует очатать я мотив превращения человека в лес, растение, деревья (реинхарнацая) в сказочном фольклоре. Подтверждением, ъоздажно, служат атрибута родовой жизни: дерево, птица, тамга, боевой клич (оран). Например, деревом племена гипсак являлась сосна (Ьарарай), птица -ястреб (Ьарсыга), Существование веры в тотемаческих предков в образах птиц и деревьев, которые на поздних этапах религиозной мысли воспринимался уже как воплощение и вместилище душ предков, вероятно, и послужило основой для возникновения и длительного существования этих своеобразных знаков отличия башкирских племён.
В третьем . раздела главы говорится о культе животных. В родоплемешой терминологии башкир чётко видна связь почитания животных о родовыш группами, Этот признак, по утверждению отечественных и зарубежных учёных, является решающим при выявдении факта существования тотемизма. Однако говорить о наличия тотемизма 7 башкир в известной нам классической форме трудно. К тому же исследования некоторых учёных (СЛЬНестеров, Л.П.Потапов) показывают, что не все культа можно возвести к тотвыячвфим. По сведениям йбн-Фадлана почитание животных у древних башкир было групповым, иначе родовым. Пережитка родового тотемизма - наиболее распространённой формы тотемизма и отмеченной у многих народов мира - очевидно, в 8астал у башкир арабский путввественняк X века. Исходя из этого, родовыми тотемами у башкар могла :быть медведь , заяц, ласа, орёл, беркут, коршун, журавль, ворон, сорока, грач, змея, следа почитания которых прослеживаются по сей день. По сведениям учёного-фольклориста А.Н.Киреева, башкараы был азвестен праздник в честь медведя - "Айыутуй*. Анализ материалов, ^ связан-' ннх с "медвежьим праздником" показывает, что культ этого животного восходит к древнейшему евразийско-амераканскоцу"пласту веро-
ваний, включающий в себя такие элемента, как словесняа запрети в подставные названая, ск}ршв сборов на охоту, медвежьи танцы -пантомима о целью благоприятствовать охоту, размножение зверей, извинительные речи, обряда обращения с убитым медведем я т.д. (В.А.Васильев).
В древнетяркокях и башкирских преданиях отражён единый мотив о волке, как их предке. В верованиях многих народов мира предки почиталась в образах животных, которые позднее .(на основе патриархальных отношений) приобретает антропоморфные черта, но при этом сохраняют животный облик, по крайней мере, способность превращаться в зверя-покровителя. В одной аз легенд волк, укаэаший башкирам благодатные земли, появляется из могилы умершего родоначальника. Общую основу о этим обнаруживает своеобразная форма взаимоотношений а б-тапрокой патриархальной семье. Ко обычаю невестка обращалась к свекру, называя его "волков* - "буре". Очевидно, попытки связать этноним "башкорт" о культом волка имеют под собой реальную основу, •
Роль коня в жизни бешкир-иочевяаков - скотоводов огромна. 0 чем говорят народные сказания о чудесных конях - "Аябузат", "Кара Юрта", "Акхакнола", существование особого "духа - хозяина коня* - "ат эйаЬв", о нём, как о "господе коня" упоминал йбн-фад-лан. В религиозно-мифологической системе башкир конь выступает как атрибут небожителей (эпос: Хумай - АиЗузат; Айхнлу -Сарат), tum как жертвенное животное (погребения с конём, сведения об этом дошли в преданиях).
К числу почитаемых относились лебедь, кукушка, ворона, беркут ж другие. С почитанием птиц связаны праздника "карга туй" ("ворояБя-грачяная свадьба (праздник), а "кзк^к сэй" ("кукушкин чай*)» Можно предположить, что в далёком прошлом ворона, кукушка была тотемачеокима предками,„в честь которых и устраивали ежегод-
ныв поминальные обряда о жертвоприношениями (ср.: Айыу туй - карга туй). В целом культ животных в верованиях башкир занимал одно из важных мест.
Глава 2 посвящена демоническим подставлениям башсир, В сложной системе вэрозаний значительное место принадлежит воображаемому миру духов, являющемуся результатом весьма развитых анимистических представлений: одна духи еще "привязаны" к той ила иной стихии, явлению природы или предмету, а другие - вполне самостоятельны, и в -своём значительном большинстве антропоморфны. В результате .произошедшей контаминации духи утратили свои сг :цифичео-кие черты и часто воспринимаются как сверхъестественные злобные силы, выступающие под обобщённым арабским наименованием "ен" , (джин), "шайтан". В основе классификаций лежит изначально заложенное деление духов на категории (добрых а злых) по наиболее типичным чертам и по характеру взаимоотношений с человеком. С учётом • специфики башкирского материала, мы предлагаем такую систематизацию материала: духи-хозяева; демонические существа, злые духи. ■
В народном сознании практически вое компоненты земной сферы (горы, реки, озёра, леса и т.д.), как место обитания человека, находятся в распоряжения духов-хозяев - эйэ. В записях Ибн-фад-лана говорите.; о двенадцати "господах"; речь, несомненно, идёт о духах-хозяевах, которым поклонялась башкары в X веке: это "господь", или,"хозяин* эимн, лета, доадя, ветра, деревьев, люде^ лошадей, воды, ночи, дня, смерти, зе1Ш (А.П.Ковалевскяй, 1956, C.I3I). / -
. К духам-хозяевам относятся духи вода - йыу эйЬе, йы у кы?и, toy инаЬе / ^сэЬе, последние два аз которых являются как бы ганской ипостасью духа-хозяина воды, исконный образ toy эйвйе -олицетворение водной стихии. Его почитали, приносили умилостивитель-
пне дара, вступала о нам в "договорнко" отношения.
Из духов-хозяев, связанных о азшвцем, известны йорт/ей эйе-ho - хозяин всего домашнего хозяйства; кэртэ (hapaft, а?бар,абзар) эйэЬе - хозяин скотного двора; вднса эйейэ - хозяин бани. Их бяа-госклонность оберегала человека д его семью от аизненнвх невзгод, а "уход" означал потери счастья, удача в делах ("кот"). Срззнз-Тельный анатаз божеств а духов-хозяев, связанных с жияадева у нардов Урала-Поволжья показал, что ош я но функциям, я по названиям о^чнь сходны, яла даяз товдествэшш с "эйэ". Прэдетавлегзд р духе-хозяине гсрг тау зйз&э; зеют - ер эКгЬэ; дереве -ауао ёйэЬе отрывочны я смутна. ' .
Особую категории составляют демонические существа - шурэлэ, {ijHtirrahXidacypa, та, пэрзй (бярэ, бэрзй). Основным их признаком Лвляется демонизм, то есть проявление'постоянной а немотивированна агрессивности к людям, которая на связана о поведением человека, который ям повстречался. Другой специфической чертой является возможность любовных отношений с людьми. Результатом вообра-йаекнх связей становятся возникновение новых родов: шурэле ^ареле род шурэле; бирэ токоио - потомка бирэ .
В поверьях шр демонических существ был похок на чо ломче с-пЯй образ тэт. Следующей их особенностью является неопределённость местообитания? человек мог столкнуться с ниш везде и всюду. Шурэле связан, очевидно, с культом'"залояннх" покойников, то |рть умерших преждевременной ила неестественной смертью я парво-; йачалоно он пугал скорее этой связью о мертвецами, а не столько ййоям безобразным эядом. Название "шурэла0 как "половинника" (от общетюркского "з^ар", "йар" » расколоть надвое, Р.Г.Лхмотьянов, -1981), видимо, связано о древнейшш воззрениями башкир на казнь.
Во ним хивой человек продетавляет собой единство двух половинок: ■
? ■ v
видимой - тела, а невидимой - душ. Со смертью он лишается тела,
и становится своего рода половинным существом ("ярымтык - от "ярым" - "половика"). На наш взгляд, шурэле у башкир и татар, у чуваш аррури, у удмуртов палэсмурт - это не лесные духи. Отдельные момэнты, говорящие в пользу этого - это результат трансформации образов: они не "претендует" на жертвоприношения, не вступают в "договорные" отношения с человеком, как духи-хозяева, а стараются погубить его.
Заслуживает внимания демон пврей, взаимоотношения которого . с человеком могли принять форму сексуальной связи. Его избранники принадлежала к лицам, занимающимся шаманской практикой.
К категории злых духов относятся алба?ты,: аждаЬа, ен, убнр. Стремление всячески навредить человеку, независимо от его поведения, свойственно самой природе этих духов. Поэтому их не старались умилостивить, напротив, стремились оградить себя о помощью оберегов, соблюдая определенные запреты; пополняя обряда изгна-'-,. ния ("кыуыу", "касырву", "осоклау", "уйт"), которые совершали специальные люда (курэдэ, шайтан-курззэ). Б отношения злкх ду- ^ хов употребляли иносказательные слова: теге - тот, нэстэ - нечто. Для выражения причинённого вреда употребляла специальные слова: Ьугыла - ударял; Ьагела - коснулся, задел; бадты - придавил. >
Вышеизложенный материал свидетельствует о своеобразия и сложности 'демонология банкир. -V. /-Л'-V •;•'*.'"-
В третьей главе материал исследуется по, аспектам хозяйствевт ной деятельностя человека. Весенний период, как конец старого я начало нового года * породил множество обрядов. К их числу отно- : ■ . сатся "карга туй*. Под этим названием яэвеотен в центральных, восточных районах Башкортостана, Зауралье (Челябинской, Кургано- ; кой обл.). В ареал раоаространання другого названия "карга бут-ка$ш" (бутка-каша) входят южная, западная, юго-восточная часта Башкирии, Оренбургская область. Организаторами были женщина.
уотраивашие моления, ой щуп трапезу. Характерная особенность -раскладывание остатков каши на пнях, камнях, на ветвях деревьев, выставление в посуде молочных продуктов. Истоки обряда, на наш взгляд, следует иск^ь в архаичных пластах верований - в культе птиц, ранней форме культа предков (женских), а именно в почитании полужавогных-прародителей, ила тотемичоских предков. Вера, что человек, а позже его душа, превращается в животное, птицу (отметим, что у народов почтя всего мара чаще всего воплощением умерших является ворон или ворбна), способствовала возникновению ежегодных обрядов поминовения умерших предков, совпавших с весенним периодом. Вообще, ритуал поминовения усопших - один иа постоянных элементов весенней обрядности многих народов.
В свете изложенного представляется неслучайным выбор вороны (ила ворона - принципиальной разница, очевидно, нет) я грача в качеотве объектов почитания и то, что в башкароком языке эти птицы обозначаются одним словом "1шр?ая. Отсюда возможна двойная интерпретация названая обряда - как "воронья..., так как генезис его связан о культом именно этой ятапы; и как "грачиная ..." _ название, обусловленное изменением характера обряда, ставшего . своеобразной встречей весны.
К этому кругу верований относится обряд "как^и сзйо" - "кукушкин чай* (швая Башкирия, в Зауралье) , К нему близка по содержанию обряда "йома. сэйе", йома - пятница (вооточные района Башкирия),^ сейесмэ" - "чаепитие" (северные районы Башкирии, Перм-" екая Пл.). ■ . . ....
К комплексу весеннб-лэтних обрядов относятся и магические приёмы, пронизанные идеей плодородия и призванные обеспечить хороший урожай - определение начала пахота а сева; моления в поле или иа кладбище; разбрасывание а зарывание яиц во время сева; облаванив водой хлебопашцев - Ьабан Ьвуы; моления кашей - йабан
Ш
буткаЬн; моления о довдэ - яи?ыр телэге; оставление символического дара земле - ер кэтмэне, оохрачивп;егося в трансформированном виде в обряде "бартек бирзу" (букв.: дать в дар); угощение кашей по сличаю окончания татвн - эуен бутЫЬх; "праздник плуга" - йа-бан туй.
Сравнительный анализ земледельческой обрядности народов Поволжья, Кавказа. Средней Азии свидетельствует о большом их сходства с аграрными обрядами башкир.
Целый ряд религиозно-магических способов, запретов, примет связана со скотоводством, призванные обеспечить сохранность и увеличение поголовья скота.
Значительную группу представляй? обряды, сопровождающие многие момента постройки дока, совладение которых являлось гарантом семейного счастья. .
Представления а обряда, связанные с хозяйственной деятельностью, сводятся, в целом, к двум основным моментам: их цель оградить человека от влияния злых сил, болезней а обеспечить человеку какие-либо ценности и блага - плодородие, богатство, благополучие.
В заключении сформированы основные выгода:
- религиозное мировоззрение башкир синкретично. Оно представляет собой комплекс взаимосвязанных и разновременных по происхождению элементов, характерных для разных стадий в становлении религиозных представлена! - сакрализация и одухотворение явлений а стихий природы, анимизм, почитание животных с пережитками тотемизма, промыслового культа, зоолатрии, магия, культумерших и предков, шаманство и т.д., трансформированные исламоы,и существование этих элементов в прошлом в виде целостной системы;
- значительнаяЧасуь религиозных представлений банкир сло-гяяась в древнетюркской этнокультурной среде;
- материал свидетельствует о наличии общих черт в верованиях башкир я тюркоязычшх, угро-финских народов Урало-Поволжья, Средней Азии, Казахстана, Центральное Азы, Южной Сибири.
Эта внвояв не достаточно ясад, ибо домонотеистачоские верования всех народов мара имеют огромное множество общих моментов;
- взаамодейотвае.языческих культов о мусульманской религией не правела к подводу иачеэногению у бавкар древних верований.
По теме диссертация опубликованы олвдущае работы:
1. Обряд вызывания додав у банкир Ц Тезисы Всесоюзной научной конференция молодых учёных. - Оыок, 1991.- С.119.
2. Водяной - йну эйзИе в системе демонических представлений башкар, !/ Проблемы духовной культура тгркоках народов СССР / Тезасн. - Уфа, 1991. - С.77.
3. Демонологичеокае представления башкар П Тезисы Всероссийской научной конференции. - Саранск, 1992. - С.99-100.
4. Культ животных, в реяигиозно-щфологичвской системе балкар Ц Востоковедение в Башкортостане: История. Культура / Тезисы международной конференции "Первые Зшшовокиэ чтения". -Уфа, 1992.-0.25-27. V
. б. О культе предков у башкир !/ Исторический опыт развитая духовной культуры Башкортостана: тенденция, современность, перо- 1/ пективы / Тезасн. -Уфа, 1992, - С.208г-211.
6. Пережитка домусульмансках вероваый башкар Пермской области Ц Традиционная народная культура населения Урала / Тезисы. - Пермь, 1993 (в печата). Г) /
Щ «ПРИНТ» Зак. Л» а
Тираж 00
экз.