автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.06
диссертация на тему:
Долина Средней Вычеги в эпоху раннего железа и средневековья

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Королев, Клим Степанович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Ижевск
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.06
Автореферат по истории на тему 'Долина Средней Вычеги в эпоху раннего железа и средневековья'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Долина Средней Вычеги в эпоху раннего железа и средневековья"

ШШСТЖГГВО ШТО, ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЙ П0ЖШШ1 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ' ^ ~ ' IIa' правах "рукописи

Королев Клим Степанович

ДОЛИНА СРВДНЕЙ ВЫЧЕГДЫ В ЭПОХУ РАННЕГО . ЖЕЛЕЗА И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Исторические науки - 07.00.06 - археология

Научный доклад,* представленный в качестве диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук по совокупности опубликованиях рабои

Ижевск IS94

Работа выполнена в отделе археологии Института языка, литературы к ксторп;: Кош ЕЦ УрО РАН

Официальные опдокенты: доктор исторически наук В Л .Иванов кандидат исторических наук £.Д.'<1акаров

Ведущее учреждение - Сыктывкарский Государственным университет

Защита состоится " ЖЬРаЯ 1994 г. б часов

на заседании специализированного совета по защите кандидатски: диссертаций по археологии и этнологии К 064.47.05 при Удмуртском университете (426037, г.Ш-.евск, ул.Красногеройская, 71).

С научным докладом могло ознакомиться в библиотеке Удмуртского университета

Научный доклад разослан " / " 1994 г.

Ученый секретарь специализированного соЕета кащцедаг исторических наук_0.г1.Мельникова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТ, ПРЕДСТАВЛЗЕНКХ 'К ЗАЩлТЕ

Актуальность темы. Средняя Вычегда является одним из районов формирования и многовекового проживания современного народа кош, известного по русскпл письменным источникам Х-Х1У вв. под названием "пермь", "пермь вычегодская". Данное обстоятельство предопределяет особую значимость археологических исследований в рассматриваемом регионе. Приоритетными, с точки зрения автора, являются работы по изучению археологических культур эпохи средневековья и раннего келе-за.

Территориальные тззмкл исследования ограничены долиной среднего течения Вычегды (от устья р.Нем, левого притока Вычегды, до устья р.Выми, её правого притока).

Хронологические рамкгг доклада - УШ в. до н.э. - Х1-Х1У вв. н.э. Изучение культур прапермских народов эпохи раннего нелеза позволяет судить об особенностях и своеобразии сложения последующих культур предков кош-зырян: ванвиздпнской (У1-Х вз.) и перш вычегодской (Х1-Х1У вв.), выявить роль местного и пришлого компонентов в сложении культуры кош-зырянского этноса.

Целыэ работы является конкретизация культурно-исторической схемы развития древностей долины средней Вычегды в эпоху делеза на новой источниковедческой базе.

Задача исследования состоит в систематизации и обобщении новых археологических материалов, добытых автором з ходе многолетних исследований в долине средней Вычегды, в выявлении общих закономерностей п своеобразия в развитии культур эпохи железа в рассматриваемом регионе.

Научная новизна работы. В научны!: оборот введен новый мате-

риал, полученный в результат? раскопок автора в среднем течении Вычегды, до недавнего времени слабоизученного в археологическом отношении. Новые данные позволяют заполнись существующий пробел в источниковедческой базе, вносят определенный вклад в разработку проблем генезиса культур эпохи нел'еза на Европейском Северо-Востоке .

Практическая значимость работы. Результаты исследований могу: быть использованы при разработке вузовских спецкурсов по археологии Республики Кош, по организации музейных экспозиций, в научных разработках и популяризаторской работе по краеведению.

Источники. Основу источниковедческой базы составляют материа-лн раскопок Вычегодского археологического отряда, проводившихся с 1974 по 1993 гг. в долине средней Вычегды под руководством автора. Ба указанный период в данном регионе было открыто 22 древ них и средневековых поселения, семь могильников и отдельные погребения эпохи раннего железа и средневековья, расположенных е основном в археологических комплексах у озера Шойнаты и в низовьях р.Угдшл (левобережье Вычегды). Раскопаны первый на Европейском Северо-Востоке могильник пьяноборской эпохи Джуджыдъяг, первый могильник ванвиздинской культуры в долине Вычегды Шойна-тц I, первые могильники перми вычегодской в Восточном Привыче-годье. В Шойкатыском и Угдымском комплексах раскопаны крупное поселение пьяноборской эпохи Джудзддъяг, ранкесредневековые поселения Шойнаты П-Ш, Угдым П-Ш, которые по материальным остатка и их научной значимости являются опорными при характеристике не только Среднего ПрпЕЫчегодья, но и в целом Европейского СеЕеро-Востока.

Аптобашш результатов исследований. Основные положения данного доклада были изложены автором з некоторых работах обобщающего характера, препринтах научных докладов п в целом ряде статей и тезисов докладов. Ряд работ, посвященных различным аспек-

там этногенеза коми-зырян, написан совместно с Э.А .Савельевой, Автор выступал с изложением своих позиций по различным пробле- -мам эпохи раннего- железа и средневековья Вычегодского края на

У1 Международном конгрессе йинно-угроведов (Сыктывкар, IS85),

<

на Международных симпозиумах по Лосю и Арктике (Сыктывкар,ISS0, i~9ï), на Уральских археологических совещаниях в Нижнем Тагиле (1977), Ижевске (I960), Свердловске (IS83), Перми (IS88), в ряде других региональных совещаний е Архангельске, Перш, Петрозаводске и др. Основные положения данного доклада апробированы на секторе славяно-русской археологии Института археологии АН СССР в г.Москве (1987 г.).

По теме доклада опубликовано и принято к печати 48 работ, в том.числе рад работ обобщающего характера, общим объемом 44 а.л.

Структура доклада. Доклад состоит из введения,' пяти разделов и заключения. Структуру доклада определяют следующие задачи: I) дать представление о степени изученности долины средней Вычегды до начала работ автора; 2) рассмотреть существующие точки зрения по хронологии, периодизации памятников и генезису культур эпохи железа; 3) на основе систематизации и анализа новых археологических материалов конкретизировать и уточнить существующую культурно-хронологическую схему развития региона.

I. ИСТОРИЯ АЕСОЛОПШСКОП) ИЗУЧЕНИЯ РЖПОНА

В изучении археологических памятников долины средней Вычегды выделяется четыре этапа. Первый этап характеризуется любительскими сборами и раскопками краеведа С.Е.Мельникова з середине XIX з. Он раскопал Устъ-Сысольскпн могильник II в. (в черте современного Сыктывкара) из двух погребений. В 20-е годы начало археологическим исследованиям в Вычегодском крае положил известный кош.ученый А.С.Сидоров (I8S2-I953). Он составил описание 14 средневековых городищ и могильников, расположенных в основ-

3

ном на Веш л нижней Вычегда. В долине средней Вычегды он обследовал ванвиздынскую стоянку, открытую геологом В.М.Козловским з I9IS г. В 1925 г. на данном памятнике провел небольшие раскопки АЛ.Смирнов, в IS36 г. здесь побывала М.Е.Фосс. В I94i году А.В.Збруева, обследовала ванвиздинскую стоянку Красная торг под Сыктывкаром. В целом археологические работы в долине Вычегды в данный период носили эпизодический характер.

Положение резко изменилось с началом плановых археологически исследований, организованных Коми филиалом АН СССР с конца 50-х - начала 60-х гг. В 1957-1967 гг. Г.¡Л.Буровым в бассейне Вычегды было открыто и исследовано несколько десятков древних п средневековых памятников, в том числе несколько в долине сред ней Вычегды (Зеленец, Лемыо, Пезмог, Аныб, Озъяг и др.). В тб ;:te время изученность долины средней Вычегды оставалась слабой, на значительных участках восточной части долины не было известно никаких памятников.

В 1973-74 гг. Э.С.Логиновой были открыты первые археологиче< кие памятники в окрестностях озёр Эньты и Шойнаты. С 1974 г. под руководством автора начались стационарные исследования в районе оз.Шойнаты, где были открыты и изучены памятники от эпохи мезолита до средневековья. Были открыты поселения эпоха раннего металла у с.Деревянск, в окрестностях д.Новик. У с.Пезмог был открыт и раскопан . могильник перш вычегодской.

В этот же период Н.НЛесноковой (СГУ) были открыты новые es; виздикские поселения в долине средней Вычегды (вше г .Сыктывкара): Койты, Нидзъяс и на р.Сысоле - Лозымское поселение.

'В IS80 гг. начались стационарные раскопки в низовьях р.Угдн; (первый памятник открыт Э.С.Логиновой). В результате работ автора в 80-х-- начале 90-х гг. здесь такзе был открнт целый археологический комплекс с памятниками различны?: эпох (от мезоли .та до позднего средневековья). Особо ценные материалы были по-

лучены по ваншздпкской культуре.

В середине 80-х гг. Л.П.Ашхминой были раскопаны ананьпнское поселение Борганъёль п курганные могильники середины I тыс.н.э. на притоке Битеры Нише ре. В этот лее период И.О.Васкул исследовал курганный могильник'на Сысоле. Эти исследования имеют большое значение для реконструкции исторических событий в эпоху ~.э-леза во всем регионе-средней Вычегды. .

Таким образом, в результате археологических исследований в 70-80-х гг. в долине средней Вычегды был открыт и раскопан целый ряд памятников, что значительно расширяло источ-

никоведческую- базу по эпохам неолита, бронзы, раннего яелеза и средневековья региона л дало новый импульс для решения проблем генезиса археологически культур региона.

П. ИСТОРИОГРАФИЯ И ПРОБШАШИ. ИЗУЧЕНИЯ ЭПОХИ РАННЕГО ЕЕЛЕЗА И СРЩЕВЕЖШЬЯ ДОЛИНЫ СРЕДНЕЙ ВШЕГДЫ. Возникновение памятников ананьинского типа на Европейском Северо-Востоке некоторые- исследователи объясняют миграцией анакь-пнекпх племён из Прикамья (Г.М.Буров), другие - формированием их на базе местной лебякскои культуры эпохи поздней бронзы (В.И.Канивец, Э.А.Савельева, В.Е.Лузгин, Л.И,Ашшшина и др.),. Памятники УН1-УГ вз. до н.э. Г.М.Буров относит к поздней стадии лебякской культуры, которую считает угорской по происхождению. Л.И.Ашхшна полагает, что ананьянские памятники Европейского Северо-Востока входят в единую ананъинскую этнокультурную общность (в дальнейшем ЭКО), охватывающую Прикамье, бассейн Сзв. Ценны, Печоры и Пезен::. По мнению Э. А .Савельевой, местные-акгкь-пнекие племена послуннли основой последующих- финно-угорских культур Европейского Северо-Востока, продо^кавших местную линий развития вплоть до эпохи средневековья. Как и в-Прикамье, ^ Европейском Северо-Востоке памятники ананьинской- ЭКО и..~няются

гляденовскпгд. Веерные памятники хляденовского г::пз были вдеу> лены Г.М.Буровым и В.К.Канивцом. Еа основе анализа керамически: материалов Г.!;!,Буров в 60-е гг. предложил схему относительной хронологии памятников гляденоБекого типа. Автором данного доклада в начале 70-х гг. отмечена близость южных груш памятников (особенно вычегодских) к прикамским.

¡.шения исследователей по генезису гляденовской культуры на Европейском Северо-Востоке довольно однозначны. Большинство из них считает, что памятники гляденовского типа на Севере генетически связаны с предшествующими ананьинскими (Г.Л.Буров, Э.А.Савельева, Л.И.Ашгшлина, И.О.Ваокул, К.С.Королев). Исключение составляет точка зрения Ю.А.Полякова, предполагающего мзгерацию части гляденовского населения из Прикамья на Вычегду и Печору. По мнению И.О.Баскула, северные памятники гляденовского тша, близкие кара-абызским, гллденовским и пьяноборешм, входят в единую пьяноборскую этнокультурную область.

Исключительно важным в истории, народов Северного Прпуралья является пешод середины -» Егорой полошны I тысячелетия н.э. Это зремя активных передвижений различных групп населения, приведших к существенному изменению этнической карты Северного Прпуралья. В эту эпоху происходило формирование этнпческ1к общностей, давших основу современных пермских народов (кош, коми-пермяков и удмуртов), а также исчезнувших северных йинно-угорских племен летописного периода. В западной части Республики Кош и сопредельных территориях Архангельской области в . этот период сформировалась ванвпздинская археологическая культура. Ее ареал в основном охватывает бассейны Вычегды, Мезени. и Башки. Проблема генезиса ваншздинской культуры яелязтся дискуссионной.

Впервые ванвпздг-нскпе цатэризлн били выделены, обобщены :: интерпретированы Г.М.Бзфоеш на основе археологических данный, полученных им в бассейне Вычегды' з конце 50-х - начале 60-х годов. По его мнению, ванвиздпнская культура сформировалась з результате ассимиляции иозднеглдденовского бинно-пэргяского населения переселенцами-зтрами из Западной Сибири, имела угорский характер и генетически была слабо связана с последующей йикно-яернской культурой перш вычегодской. Савельева Э.А. считает, что ванвиздпнская культура генетически восходит к ананьинской и глядедонской культурам раннего железного зека и имеот з сзо-зы облике параллели с ломозатоьскок культурой Прика;.:ья, родственной ей по единому субстрату. По мнению Э.А.Савельевй, ванзпз-данская культура принадлеяпг древнекоми этносу. А.;.'.'лзгрь:г;:н полагает, что ванвиздпнская культура слоилась в середине I тысячелетия н.э. в резЗ'ЛЬтате взаимодействия местных позднеглдденог-склх племен и пришлых прикамскпх (харпнсклх) групп населения, испытавших позднее влияние бнчевнпцкпх и западносибирски: племен.

Н.Н.Чеснокова разделила ванвпздинские памятники на две группы: западную :: восточную, отличающиеся по типам поселений, керамике и кремневому инвентарю. Она считает, что исток:: различий этих групп памятников обусловлены разными субстратными культурными традициями. Западкованвиздннскпе (н:г-::няя Вычегда, Бнмь, Он-сола, Мезень) восходят к местным культурным типам гаринско-бор-ской общности, восточно-ванзиздпнскне (верхняя и средняя Печора, верхняя и средняя Вычегда) - к общности гребенчатой керамики 'и лебяжской культуре« Н.КЛеснокова и А.И.Мурыгин не отрицают мастную основу ванзиздинской культуры, определенные передвижения групп населения, икоэтнпчнне включения и влияния. Автор доклада попдергсзает по-

7

зшхгз А.;,1.г.1урнт::на, сцзелякэдего перзходш!; период мекду гляде-новской и ванвиздпнской культурами, в течение которого происходило становления последней (середина I тысячелетия н.э.).

Одной из особенностей памятников переходного периода является керамика с мкогошнуровой орнаментацией, которая сосуществуем с посудой с шочно-гребекчато-шнуровыш узорами и парными гладкими углублениями (шойнатыйский тип по А .М.Мурыгину). Подобные комплексы керамики_ -середины I тысячелетия н.э. изучены на ряде средне вычегод ских поселений (Шойнаты П-Ш, Угдш П-Ш). По мненш автора доклада, они составляют единый культурно-хронологически: комплекб периода становления ванвнздинской культуры и пзяиванп. традиции позднегляденовской эпохи. При этом не отрицается возможность эпизодических передвижении груш населения на Вычегду гак с юга (из Прикамья), так-и с зостока (из Зауралья). Учитывая незначительный процент посуды припечорского и зауральского облика в среднеЕычегодсккх комплексах середины I тысячелетия, автор считает относительно слабым влияние их носителей на ван-впздикские племена долины средней Вычегды.

Принципиально Еаяное значение для решения'проблемы генезиса ванниздинской культуры имеют материалы.раскопок могильников се редины I'.тысячелетия н.э. на притоках Вычегды O.A.Савельева, Л.И.Ашихмина, И.О.Васкул). Они состоят из курганной и грунтово части. Погребения под невысокими насыпями содержат богатые за;-: рокения с орукием, доспехами (кольчуги), богатыми поясными наборами, о драгоценными ювелирными украшениями, сасанидским серебром. Аналогичные погребения известны ' в кезслпнской, ло-мозатовокой1 и других культурах (В.Ф.Генинг, Р.Д.Голдина). По мнешао большнства исследователей, чуздым для лесногс ПриуральЯ: • курганный обряд захоронения с богатыми комплексами еэщзЙ'свидетельствует о процессе проникновения на эй

8

территории пришли:': племен, вероятно, из степных районов Южного Приуралья (О.Н.Бадер, В.А.Оборин, В.Ф.Гекннг, Р.Д.Голдина).

На Европейском Северо-Востоке.и в Приуралъе курганный обряд захоронения исчезает к УП в. н.э., что, по общепризнанному мнению, отражает процесс ассимиляции пришлых групп населения местным аборигенным (Э.А.СавельеваД.И.Аштаина, РЛ.Голдша).

К ванвиздгщской эпохе относятся и средневычегодские грунтовые могильники Шойнаты I н Угдшл П, открытые автором. Если первый памятник датируется УП-УШ вв. н.э. и документирует более поздний этап в развитии погребальной обрядности ванвиздинского населения, то на могильнике Угдым Д фиксируется два комплекса -ранний, датируемый серединой I тысячелетия н.э.,и поздний, синхронный по времени могильнику Шойнаты I. Данные грунтовые некрополи являются местами захоронений местного ванвиздинского населения (поселения расположены рядом). Здесь отсутствуют курганы, инвентарь погребений отличается бедностью, встречаются безинвентарные захоронения. Материалы могильников аборигенного населения имеют исключительно важное значение для идентификации я датировки ванвиздинских комплексов на поселениях,.нередко содержащих разнотипный и разновременный материал. . .

Ванвиздинская культура первоначально была , датирована Г.М.Бу-роЕым 1У-У1 вв. н.э..позднее - 1У-У111 вв. н.э. Им же была-пред'- • аожена схещ периодизации данной культуры с выделением раннего [1У-У вв.), среднего (У1 - первая половина УП вв.) и позднего [вторая половина УП-УШ зв.) этапов в ее развитии. Э.А.Савельеве з начале 70-х гг. вычегодский вариант ванзяздинской культуры 1атировала 1У-УШ, возможно IX вв. н.э., позднее - У1-1Х вв. I .М.Мурыиш датирует ранний этап ваншздинской культуры У1-УП зв., поздний - УП-УШ вв. Н.Н.Чеснокова определяет хронологические рамки культуры У1-Х вв.

и:. памятники эпохи раннего шш

Автор не ставит своей задачек решение проблем хронологии я периодизации памятников раннего железного века Вычегодского бассейна е целом. На основе анализа полученного в долине средней Бычэгды материала, определяется его культурно-хронологическая позиция на основе имеющихся разработок исследователей по рассматриваемой эпохе (Г.Li.Бурова, В.И.Канпвца, Л.И.Ашпхминой, А.В.Збруевой, В.Ф.Генннга, Ю.А.Полякова и др.).

В IS60 гг. Г.М.Буроз вцделил б долине сродней Вычегды единственный комплекс аканъдяского времени на Лебякской стоянке (единичные сосуды с "валиком" и "воротничком"), котошй отнёс

ДО Н.э. ' ' ,

к У1-Ш ввУВ настоящее зремя в долине средней Вычегды известно' пять поселений данного периода (Д&удацщьяг, Шойнаты П-Ш, Ухдш п-ie), на которых представлена керамика и кремневые скребки.

Посуда представлена в основном чашевидными сосудами с отогнутым пли прямым венчиком, выпуклым тулозом и округлым дном (58 экз.). В керамике четырех памятников преобладают органические добавки (50-90$), лишь на Угдыме Ш .в глине большинства сосудов встречена дресза и слюда. Основные элементы орнамента: ямки, верёвочные отпечатки и гребенчатые оттиски.

К наиболее ранням, вероятно, относятся сосуды, украденные ямками, наклонными к пересекающимися оттисками гребенчатого пгамда, горизонтальными ели волнообразными шнуровыми полосами (Шойнаты Ш, Угдым П-Ш). Архаичность посуды подчеркивается сохранением лебямских традиций в форме и орнаментации (I стадия в развитии ананьннской керашки бассейнов Сев.^Дншы и Мезени -ЗТБ-УП вз. до н.э., по Л.И.Ашихшной)»

. Дппничные сосз^ды с "валиком" по краю присстрённого венчика (Шойнаты Ш, Угдым П) такие относятся к раннеананьпнской эпохе и

вероятно, могут оыть отнесен- к следующей, II стадии в развитии керамики данного региона (по Л.И.Аписалпной) . Сосуды с "воротнич-ковой" формой венчика встречены на поселениях Джуднкдъяг (90£ сос.), Шойнаты П (1002) и Шойнаты Ш (50Й). Подобная керамика отнесена Л.И.Аеп;дено2 к Ш стадии в разштш ананыхнской керамики бассейна Северной Деины. На поселении Шойнаты Ш к комплексу "воротничковой" ананышской керамики <5ез ямок, вероятно, относится крупный литой бронзовый трехлопастной наконечник стрелы со скрытой втулкой. Они датируются в Юкном Приуралье и Поволжье 1У-Ш вв. до н.э. (А.Ф.Смирнов, В.Г.Петренко), что соответствует позднему этапу ананышской культуры (А.В.Збруева).

Судя по незначительным культурным остаткам ананьикской эпо-хл, можно предполагать недолговременный характер рассмотренных поселений.

У озера Шойнаты и на р.Угдыы раскопаны одиночные погребения раннеананьинской эпохи. Для погребений характерны глубина -0,6-0,8 м, следы кострищ з засипи, наличие в яме фрагментов нескольких сосудов, каменные вымостки на дне двух ям, ориентация С - 30.

В долине средней Вычегды небольшие комплексы керамики гляде-новского (пьяноборского) периода эпоха раннего железа были изучены Г.Ы.Буровш на поселениях 0зьяг11-Ш,Дон.Керамика данной эпохи встречена на всех изученных автором поселениях ананьинского времени..Глиняная посуда данной эпохи представлена шпрокогорлы-га чашевидными сосудаш с отогнутым или прямым венчикок, выпуклым туловом и округлым дном (158 сосудов). Здиничннз сосуды имеют "зоротничковый" венчик пли горизонтальные каннелюры. Б глине преобладает примесь органики (более 90й сосудов). В орнаментации преобладает резной узор из прямых, клиновидных, овальных или ногтевидных ^давлений. Наряду с насечками изредка употреблялись

горизонтальные пли волнообразные оттиски тонкого шнура и мелкого гребенчатого штампа. Аналогичная керашка встречается практа чески на всех пажитниках гляденовского (пьяноборского) периода на Европейском Северо-Востоке, в Верхнем и Среднем Прикамье.

Сохранение в целом ананышских традиций в изготовлении глиняной посуды - чашевидная форма, "воротничок", в орнаментации -зональность, тонкий шнур и гребенка, з технологии - преобладание сосудов с органическими добавками в глине - свидетельствуют о преемственности в керамическом производстве в эпоху раннего ;::елеза. На поселениях второго периода раннего железного века средней Вычегды наиболее ранними являются, вероятно, сосуды с "воротшчковым" венчиком без ямок, украшенные редко поставленными наклонными насечками, непосредственно продолжающие поздне-ананьинские традиции.

Гляденовский керамический комплекс поселения Деудкыдъяг •рактеризуется сосудами со сравнительно высокими венчиками (два из 130 сосудов имеют "воротничковый" венчик). Преобладает резна, орнаментация,-единичные сосуды украшены комбинацией из насечек, тонкого шнура и мелкой гребенки. На поселении Угдым Iii в комплек , се с аналогичной керамикой найдена сдвоенная проволочная спи-ральновитая конусовидная височная подвеска. Данный тип украшений характерен для пьяноборских древностей Среднего Прикамья. Подобные украшения встречены в инвентаре могильников кара-абкз-'ской "культуры в Башкирии. Они датируются исследователями 1-П ев н.э. (Генинг В.Ф.), I-J1I вв. н.э. (Иванов В.А.).

На основании вкшеизлояеиного, керамические комплексы второго периода раннего нелезкого -века поселений Дкуднвдъяг и Угдым Ш*

предварительно ыогут быть отнесены к первым векаьа до н.э. -

/

первым зекам н.э.'

Могильник. пьяноборской эпохи Дкудвдцъяг был выявлен на пло-

дади поселения у озера. Шойнаты.' На высоком мысу раскопано три грунтовых погребения. Внешних признаков могильник не имел. Могильные' ямы овальной формы, глубиной 0,45-0,65 м, ориентированы по линии СВ-ЮЗ, 3-В. В одном из погребений сохранился обожженный череп средне!: сохранности, рядом леяали обломки сосуда с

г

"воротничком", украшенного резными насечка®:, серповидный железный нож с остатками деревянной рукоятки. Во втором погребении в углистом заполнении на:дены фрагменты венчиков сосуда с резным орнаментом и железный поясной крючок оригинальной формы. В третьем погребении найдены мелкие обломки керамики с резным узором.

Сохранение ананьинсккх традиций в керамике могильника ("воротничок") и архаичный серповидный нож, "характерный для ананьин-ской культуры Прикамья ( А.В.Збруева, Б.Ф.Генннг) дают основания для ранней датировки памятника.

К основным_чертам погребального обряда относятся расположение погребений у рек::, отсутствие каких-либо сооружений в ямах, их неустойчивая ориентировка, большая роль огня. Эти черты обряда в целом характерны для могильников ананьинской и гляденовской культур Прикамья.

1У. ПАМЯТНИКИ ВАНВКЗДИНСКОЙ эпохи.

ХРОНОЛОГИЯ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ.

Поселения. Яо середины 70-х годов в долине средней Бычегдк было известно несколько, памятничков занвпздянской культуры (Ван-еиздино, Зеленец, Красная Гора и Озъяг II). Сейчас мы располагаем -материалами еле шести поселеняй (Шойнаты Ы-Ш,.У1; Угдым Н-Ш, 17), даЕших значительный материал середины и II половины I тыс. н.э. Наиболее многочисленные выборки посуды фиксируются на поселениях Шойнаты Ш (1037 сос.) и Угдым Ш (500 сос.). На поселе-нщ; Шойнаты II выделено 143 сосуда, Угдым Д - 132 сосуда, Угдым У1 - 65 сосудов. Посуда изготавливалась руки техникой ленточ-

кого кольцевого налепа. Основная норма сосудов традицаонна. -приземистые чашевидные сосуды. В керамической массе преобладает примесь дресвы и песка (до 80-963$ сосудов). Исключение составляет поселение Шойнаты II, на котором около 50$ сосудов еодернит следы органики (раковина, растительные примеси). Орнаментированы только венчик п верхняя часть тулова. Узор зональный. 'Употребляются обычно одни и те же основные элементы орнамента: ямки, отпечатки гребенчатого штампа, шнуровые оттиски, В комплексах значительную часть составляет неорнамектированная посуда с расчесами (следами заглаживания). Наибольшее количество подобной керамики отмечено на поселениях Угдым Ш и Шойнаты II (более 4:0% и 23£); на остальных - 8-16$. Верхний срез венчика обычно украшен отпечатками гребенчатого штампа, "елочкой" из гладка здавлений пли пальцеЕымп отпечатками.

Орнаментация посуды в целом монет быть охарактеризована как ямочно-гребенчаго-пшуроЕая.

Керамика имеет серый или красновато-коричневый цвет. Обниг, вероятно, костровой. Об этом свидетельствует различный цвет тех пли иных участков поверхности одних: я тех лее сосудов.

На поселениях Шойнаты Ш и Угдым И встречено ¡небольшое количество сосудов с фигурно-штамповыш узорами (сетчатые ромбы, утолки, дуговидные оттиски; 1,6% к 8,32 сосудов), имеющих близость с аналогичной лосудой I тысячелетия н.э. Печорского Прп-уралья и Зауралья.

Иогильникп. Погребальный обряд средкевычегодских ванвиздин-цез изучен по двум известным грунтовым могильникам Шойнаты I (10 могил) и Угдым Н (15 могил). Погребения совершены в простых ямах, ориентированных различным образом (С - Ю, СВ - ЮЗ, 3 - В, 03 - ЮВ), способом трупополоясения и "трупосомнения. Отсутствие погребального инвентаря в половине погребений, невыразительное!

л малочисленность веще:': в остальных, а та ice почти полное отсутствие костей в могилах затрудняют возможность реконструкции обряда погребения.

На могильнике Шойнаты I в четырех случаях можно предполагать кремацию, в одном - ингумацша. На могильнике Угдым П кремация не установлена, хотя прослежена большая роль огня в погребальном обряде (наличие пятен прокала и ям с углями в межмогпльном пространстве, угольков в некоторых могилах).

Погребальный костер, по-видимому, разводился где-то на стороне, затем остатки костра переносились в погребальную яму, куда бросали обломки сосудов, украшения. При ингумацни вещи располагались в могиле так; как носились при жизни. Надо отметить, что большинство погребений могильника Угдым П откосится к раннеЕан-везд1ЩСкой эпохе и синхронно по времени материалам раскопа I поселения Угдым Ш, расположенного рядом. Для могильника характерно преобладание безинвзнтарных захоронений (II из 15), при исключительной бедности инвентаря в погребениях, сопровождающихся вещами. Могильник Шойнаты I относится к развитой поре ванвиздин-ской культуры и датируется УП-УИ вв. Он составляет единый ком-' плекс с основным материалом поселения Шойнаты Ш. Погребальные комплексы Шойнаты I включают сосуды, украшения, оружие.

В рассматриваемых комплексах не выявлены курганные могильники середины I тысячелетня н.э., однако прослеживаются разнообразные связи аборигеноз с пришлыми группами населения, оставивших курганные могильники в бассейне Вычегды.

Хронология и периодизация памятников. Наиболее ранними среди ванвпздинских средневычегодских памятников являются поселения Шойнаты П и Угдым Iii (раскоп I), незначительные синхронные игл материалы имеются и на поселениях Угдым П и Шойнаты Ш. В ранних

комплексах сравнительно много посуды с органическими приыеся-ш б тесте (от 10 до 50Й). В керамике Значителен процент многошнуровой орнаментации (пос.Шойнаты П - 35%, Угдым Ш - 23,32).

На поселении Шойнаты Ш встречена бронзовая поясная прякка с

хоботовидным язычком, овальным приемником и щитком вытянутой

f

формы с характерными выступающими "усиками" по краям. Подобные прякки встречаются в инвентаре прикамских могильников и датируются У - серединой У1 в. н.э. (В.Ф.Генинг, Р.Д.Голдина). На поселениях Угдым П и Ш ранний комплекс керамики увязывается, по-видимому, с бронзовой коньковой подвеской с круккозым орнаментом. Близкие по стилю и технике исполнения коньковые подвески известны в погребальных комплексах I Веслянского могильника на Выш, харинских некрополях Прикамья и датируются исследователями, соответственно У-УI и 71 ее. н.э. (В.Ф.Гешнг, Р.Д.Голдина; Э.А.Савельева). На основании этих аналогий ранние комплексы ванвиздннской керамккгс средневнчегодских поселений мазко, вероятно, отнести ко Бремени'не позднее У1 зека (Шойнаты П, Угдым 111;' частично, Шойнаты Iii и Угдым Л). Кг этоцу времени завершается процесс становления ванвиздинской культуры.

К более позднему этапу относится значительная часть материалов поселения Шойнаты Iii, и поселение Шойнаты У1 с чистым ванвиз-дпнским материалом. Керамика этого времени украшена в основном зональными узорами по венчику и верхней части тулова, состоящими из ямок, чередующееся горизонтальных полос ¡гребенчатых оттисков и шнуровых отпечатков. На данных, памятниках найдены типичные изделия второй половины I тысячеления н.э.: подвеска-бу-.бэнчлк на цепочке из восьнеркообразкйзг звеньев, расписная сердоликовая бусина с бельпла значками, яапошващтш значки на са-санцдских геммах. Аналогичные вещи часто встречаются в ранне-.-средне веко eis-: могильниках Верхнего Прикамья к датируются, соот-

ветственко, УП-1Х п УП-УШ вв. н.э. (Р.Д.Голдина, О.П.Королева). Следовательно, поселение Шойнаты 71, значительную часть материалов поселений Шойнаты Ш, Угдым П и Ш в целом можно отнести к УП-1Х вв. н.э., развитому и позднему этапам ванвиздинской культуры. Более узкая дата позднего комплекса поселения Шойна-ты ,111 определяется УП-УШ вв., что согласуется с материалами-погребальных'комплексов могильника Шойнаты I.

Значительная часть керамики поселения Угдым П ( 54«). относится к развитой и поздней поре Еанвиздинской культуры. Сосуды с отогнутыми венчиками, украшенные полосами отпечатков толстого

ч

шнура, вертикальными и наклонными отпечатками гребенчатого штампа, ямками имеют прямые аналогии на нижневычегодском поселенш:

« * *

ванвиздинской культуры Тохта, датированном Э.А.Савельевой УШ веком н.э.

Сосуды поселения Угдым П с ямками'и редкими отпечатками крупной гребенки с отогнутыми венчиками имеют большое сходство с посудой раннего слоя Подгорбуновского городища (УШ-1Х вв,) в бассейне Северной Двины, относимого -к поздневанвиздинским памятникам (Л.Д.Макаров). Единичные сосуды поселения Угдым П имеют аналогии по форме, стилю орнаментации, а иногда и по составу теста (примесь раковины) в комплексах урьинской стадии (УШ—IX вв.) на Агафоновском I могильнике ломонатовской культуры (Р.Д.Голдина, О.П.Королева, Л.Д.Макаров). К еще более позднему времени относится железный двурогий срезень без упора, широко употреблявшийся ^ йинйо-угорскю: племен не позднее Х-Х1 вв. (А.Ф.Медведев)»

На поселении Угдым П из общей, массы керамики второй половины I тысячелетия выделяется группа чсосудов своеобразного облика (30 экз.), характеризующаяся чертами, общими как для Еанвиздинской, так и керамики перш вычегодской, .проявляющимися в форме и орнаментации посуды. Этот комплекс керамики характеризуется

сосудами с отогнутыми высокими не кипами, орнаилгирсиаппы.!:: отпечатками гребенки, оттискаш толстого шнура и иногда ямкаш и датирован 12-Х ев. Эта керамика относится к переходному пе-рноду от занвиздинской культуры к вымской, когда происходит постепенное исчезновение ванвиздшнских традиций (исчезновение ямок, зональности узора, увеличение высоты венчнха).

Тезис о том, что.культура пермл вычегодской уходит корнями в ваншздх1нсх;ую культуру, продолжая местную (пермскую) линию развития культур бассейна Вычегды (3.А.Савельева, К.С.Королев), получает серьезное обоснование з материалах поселения Угдым П.

Таким образом, датирующие предметы и типологический анализ керамики Еанзлздинских памятников средней' Вычегды позволяет выделить три основных этапа в развитии рассматриваемых памятшко: ранний, .соответствующий перхходу становления, ванвпздпнскок культуры (не позднее У1 в. н.э.), период развхиого ванвиздино (УП-IX вв.) ц поздшй, переходный период к культуре перш вычегодской (1Х-Х вв.). Некоторые памятники существовал:! толысо на раннем'этапе (поседения Шойнаты П; -Угдым. Ш, раскоп I), другие (Шойнаты Ш, У1, Угдым П и Угдым Ш, могильник Угдым И) на ран нем и позднем. Могильник Шойнаты I функционировал в эпоху развитого ванвиздино. К 1Х-Х вв. относится часть -материалов поселения Угдыи П.

Хозяйство. Большинство рассматриваемы): поселений имеет долг временный характер. Об этом свидетельствуют многочисленные вещественные остатки, множество очагов, хозяйственных и столбовы ям. По всей вероятности, на поселениях существовал:: жилые и хо зяйотвенныэ постройхах наземного типа. На памятниках все основные орудии изготовлены из железа (наконечники стрел, ножи, кегн жалы, рыболовные крючки, шилья). Исключение составляют многочг: 'ленные кремневые скребки различной формы и размеров, употреблю шеся для обработки шкур животных. Кремень среднего и низкого

качества. Те:-:н:::а изготовления скребков.довольно грубая, они часто выполнены на массивных отщепах случайной формы, на спинках которых сохранились участки кожи. У большинства скребков полукруглый рабочий край обычно вцделан довольно крутой ретушью.

Набор орудий и остеологические материалы поселений свидетельствуют о сохранении-традиционных занятий таенных племен -охоты и рыболовства, (анализ проведен В.П.Данпльченко, Институт археологии РАН). На поселениях встречены кости лося, северного оленя, бобра, птиц и рыб (Шойнаты П, Ш, Угдым П), превалируют остатки лося (47-6055). Находки костей бобра на всех поселения:-: документируют существование пушной охоты.

Практически на всех поселениях выявлены мощные наземные^ очаги с прокаленным песком внизу с множеством металлургически: шла -ков, обломками тиглей и льячек, формочек, слитков металлов, указывающие на развитие железоделательного и бронзолитейного производств.

Материалы поселений свидетельствуют о развитии прядения (находки глиняных пряслиц), обработке кожи, дерева л кости. Наличие в инвентаре памятников некоторых привозных украшений (бусй, прокизкп, подвески) позволяет говорить о развитом обмене с соседними племенами. Основным предметом импорта, несомненно, являлась пущнина. На поселении Угдым П найден оригинальный бронзовый предмет с изображениями бегущих зверьков (соболей или куниц), связанный, вероятно, с охотнячье-промыслозой деятельностью, з частности, с пушной охотой.

Судя по материалам средневычегодских поселений, хоаяйство занвиздинского населения было комплексным. Наряду с охотой и рыболовством были разшты металлургия и металлообработка, существенную роль играли домашние производства.

У. 'ОРВДЗБНЧЕГОДСКАЯ TEPPHTOPIÍAJIbHO-nJjJi/EHHAH' ГРУППА ПЕРШ ВЫЧЕГОДСКОЙ

К настоящему времени на участке средней Вычегды от устья Сы-солы до устья ее правого притока Впшэры исследовано полностью 5 памятников предков кош-зырян (могильники Шошаты П-Ш, Небдын-скпй, Пезмогский и небольшое святилище Джуджъщъяг).

В целом рассматриваемая группа памятников по инвентарю и топографическому положению близка вымским. В отличие от вымских, средне вычегодские могильники небольшие (Шойнаты П - 19, Пезмогский - 18, Шойнаты Ш - 7, Небдинский - 3 погребения).

Захоронения совершены в грунтовых ямах подпрямоугольной • (70,2%) и озальной формы (29,8$). Размеры ял: длина - от 140 до 293 см, ширина - 70-120 см и глубина 40-60 см. Ориентировка могил различная. Около 50$ погребений имеют меридиональную ориентацию. Большинство из'них ориентировано на водоем (река пли старица),

На могильниках зафиксировано два обряда погребения: трупо-сожжение к трупоположеше. На первых трех преобладает кремация (66$ погребений), на Небдпнском все погребения совершены по способу трупополояения.

Могилы с кремацией имеют в плане овальную или подпрямоуголь-яую форму и покатые* стенки. Предметы погребального инвентаря расположены в засыпи беспорядочно. Встречаются фрагменты кальцинированных- костей, сломанные вещи, аморфные металлические обломки, иногда оплавленные. В засыпи четырех могил обнаружены углистые линзы, представляющие собой, вероятно, остатки погребальны:: костров. В могиле 14 Пезмогского могильника найдены крупные фрагменты обгорелого дерева, а на дне погребения 15 могильника Шойнаты П - обгорелые плахи, расположенные вдоль продольной оси

ямы. Кремация, по-видимому, совершалась где-то на стороне, угли,

20

зола :: костные ■остатки переносились з :;ог::.:ъкую яг,у. Туда ;:;е, по мере засыпки, бросал:: предметы погребального инвентаря. ¡.¡о— иглы с обрядом ннгумацпн имеют обычно подпряпозтольную ботдаду, вертикальные стенки и ровное дно. Вент располагались на дне ямы в определенном порядке: головные и шейные украшения - у черепа или черепных, костей (обычно в северном конце ямы}.,, нагрудные и поясные украшения, коми, кресала - в средней части могилы. Находки фрагментов сосудов, украшении, орудий н следы'костров в мекмогнлъном пространстве, по веек вероятности, являются остатками поминальных тризн и жертвенных комплексов. Погребальны!: обряд на предкевычегодских могильниках перми вычегодской в целом аналогичен обряду вымских и нияневычегодских могильников (Э.А. Савельева). Отличие проявляется, в частности, з отсутствии на рассматриваемых могильниках погребений в срубах. Почти зее погребения сопровождаются вещевым инвентарем.

Погребальный инвентарь составляют украшения костюма (58,6£ погребении) орулае, орудия труда и бытовые предметы (46,8Й погребений), фрагменты сосудов (в том числе трех медных) зафиксированы в 40,&% погребений. Большинство захоронений сопровоцдает-ся бедным инвентарем, могилы со сравнительно богатым инвентарем встречаются редко. Б какпом ряду или группе могил имеются относительно богатые погребение.

Отличительной особенностью рассматриваемых могильников является отсутствие келезных топоров в погребениях. Известно, что топоры являются одной из распространенных категорий орудий в инвентаре вымских могильников перми вычегодской. Обращает внимание отсутствие на срэдневычегодских могильниках каких-либо орудий или следов занятий земледелием и скотоводством, зафиксированных на Зымп и Лузе.

Украшения на рассматриваемых могильниках довольно разнообраз-

21

ни (159 экз., около половины из них - бусы). В коллекцию металлически: украшении входят серебряное, однобусинное височное кольцо, серьги - лунннцы, бронзовые шнетоаидные подвески, серебряная, монета - подвеска (германский денарии, чеканенный з Эрфурте в период 1031-1055 гг., определение В.М.Потина, Государственный Эрмитан). Встречены бронзовые шумящие подвески различны:: типов, птнцы-подвески, трубчатые, конусовидные и бутыльчатые пронизки, спиральновитне серебряный и бронзовые перстни, бронзовые фибулы предметы поясного набора, в том числе фрагменты литого бронзового пояса.

Среда металлических украшений абсолютное большинство составляют привозные (более 60^), бусы все импортные. К местным типам украшений мокно отнести пронизки различных типов и кеорнаментп-рованные поясные бляшки. Все сосуды ручной лепки (всего 19 экз.' По форме преобладают чашевидные с отогнутши Еенчпкаш со сравнительно невысокой шейкой, переходящей в расширяющееся ко дну тулово и уплощенное дно. В глиняной массе преобладает примесь дресвы и песка (74^ сос.). В орнаментации шейки и верхней части тулова преобладают оттиски гребенчатого штампа, расположенные горизонтально, наклонно, вертикально или зигзагообразно. На дву: Ееэтиках имеются отпечатки шнура и налепные выступы ("шишечки") в двух случаях зафиксирован крункозш': узор.

Описанная посуда находит аналогии в ранних комплексах Кичиль-косьского i могильника на Вше. Ранний характер керамики проявляется в сохранении некоторых ванвпздшнскпх черт в форме и стиле Орнаментации (шнуровые, гребенчатые и кружковые узоры). Близкие аналогии имеются и на памятниках родановской культуры в Верхнем Прикамье (В.А.Оборин).

Набольшие размеры могильников предполагают немногочисленное Vнаселение, проживавшее в* небольших селениях, сущер?,зовавагк в ' Х1-ХП вв. з окрестностях, современных коми сел Сторожезек (Шой'на-

ты), Небдино, Пззмог. Б то х:е время нет оснований считать, что' пермское население средней Вычегды полностью исчезло после ХП з. Косвенным подтверждением данного предположения могут /служить, данные пясыленных источников Х1У-ХУ вв., з которых земли хгсг тез?"

ней Вычегде оассматшзаятся в качестве косенни: пешскнх владев ' » ~

ний ("дедины и отчины"). С этим согласуется известная гипотеза кош языковеда В.И.лыткина о восточном дреЕнепермском говоре или диалекте, существовавшем в рассматриваемое зреия выше устья Он-солы. Носителями этого диалекта, вероятно, было население, оставившее рассмотренные памятники.

Хозяйство. Судя по археологическим материалам, основными занятиями средневычегодского населения в начале П тысячелетия н.э. оставались охота и рыболозство (железные наконечники стрел различного размера, рыболозные крючки, пешня), железные ножи, шилья, скобели использовались для обработки дерева, кости, кожи. 0. металлообработке свидетельствуют находки зубил. Важную роль в хозяйстве занимала пушная охота. Пушнина составляла основное богатство края. Данью выплачиваемой русским княжествам, являлась "мегкая рухлядь". По свидетельству "Жития Стефана .Пермского" -[конец Х1У в.), прздк1-1 коми-зырян охотились на многих пушных- ззе- _ эей: соболя, куницу, горностая, лису, белку, рыся п бобра. Документированным* свидетельством существования охоты на лося, медзе- - ~ 1Я и других животных является находка з археологичес-

ком комплексе.у оз.Шойнаты уникального древнекош промыслового {алендаря (найден автором, интерпретирован НД.КокакоЕЫм).

' ЗкШТШВ

Исследования, проведённые в средневычегодской долине.в послед- ' 216. два десятилетня, свидетельствуют о том, что данный.регион [влялся одним из районоз. формировакпя..и обитания; кош этноса. -.. 1 эпоху раннего желэеа средняя%8ычегда входзда з прикамско-выче-

23

г'одскую этнокультурную область, заселённую родственными прапери-скпмп (в ананьикский период) и пракош (гляденовскпй период) племенами, однако вычегодское и дрлкамское население относилось к различным хозяйственно-культурным типам. На средней Вычегде, з отличие от Прикамья, сохранялась присваивающая форма хозяйства; Основными занятиями остазались охота и рыболовство. Культурный слой поселений насыщен слабо, неизвестны.городища.

Судя'по имеющимся данным, в середине I тысячелетия н.э. в бассейн средней Вычегды.проникают группы кочевников-скотоводов из Прикамья. Это событие оставило след в курганных могильниках, в керамике и некоторых украшениях. Сложение ваншздинокой культуры происходило на основе постепенного смешения местного гляде-новского и пришлого кочевнического населения. Археологические материалы свздетельсгвуют и о проникновении в I тысячелетии н.э.

небольших групп прлпечорского и зауральского населения з сред-невычегодский регион, являвшийся, вероятно, контактной зоной древнепермских к древкеугорских племён.

В конце I - начале П тысячелетия н.э. в долине средней Вычегды ваинпздпнские памятники сменяются памятниками перш вычегодской - непосредственных предков современны:': коми. Группа памятников перми вычегодской, изученная здзсь, относится к раннему этапу данной культуры (XI-Ш вв.). На могильниках отсутствует славянская кружальная посуда, что свидетельствует о более позднем проникновении славянского населения а-восточный регион обитания предков коми. Сравнительная бедность инвентаря была обусловлена, очевидно, периферийным положением памятников и удалённостью от основных торговых путей.-

По мнению автора, археологические материалы, полученные в до лине средней Вычегды, свидетельствуют о сложении культуры лермп вычегодской на основе ванвпздинскоё, имевшей ананьинско-гляде-

24

ноЕскую подоснову. Это обстоятельство прослеживается в форме :: орнаментации посуды.(чашен-щкне приземистые сосуды, традиционные элементы орнаментации). В обряде погребения средневычегодского населения во П половине I, тысячелетия - начале П тысячелетия такае проявляются некоторые общие черты с эпохой раннего железа: определенная связь с рекой, большая роль огня, захоронения в грунтовых ямах, фрагментация посуды.

С другой стороны, материалы раскопок в долг-хне средней Вычегды указывают на то, что на протяжении всего келезного века наблюдалось проникновение в рассматриваемый регион различных групп населения из Прикамья, Припечорья и Зауралья, в той или иной степени оказавши влг^ние на процесс формирования рассмотренных культур.

Перечень основных опубликованных работ автора по тематике доклада:

1. Предки кош на средней Вычегде // Из жизни древних коми.-Сыктывкар, 1985,- С.93-134.

2. По следам, легендарной чуди (страницы древней истории народа кош).- Сыктывкар, IS90.- 126 с. (соавтор Савельева Э.А.).

3. Зжва Перым.- Сыктывкар', 1992.- 91 с. (соавтор Савельева S.A.).

4. История Коми края. Хрестоматия.- Сыктывкар, IS9I.- 174 с. (Составители Савельева Э.А., Королев К.С. и др.).

5. Археологическая карта Коми АССР.- IL: Наука, 1984 (соавтор Стоколос B.C.). ' -

6. Новый район обитания вычегодских пермян.-.Сыктывкар, 1979.48 с. (Сер. препринтов "Науч.докл." / АН СССР, Ком: фил.; Вып. 46).

7. Миграционный фактор в развитии средневековых культур Северного Прдуралья.- Сыктывкар, 1384,- 54 с. (Сер.препринтов "Науч. дота." / АН СССР, Кош фил.; Вып. 105). (Соавторы Ыурыгин к.IL, Ляшев В.А.).

8. Генезис средневековых- культур бассейна Вычегды.- Сыктывкар, •1988.- 26 с. (Сер. препринтов" "Науч. докл." / АН СССР, Кош науч. центр УрО АН СССР; Вып.132) (Соавтор Савельева S.A.).

9. Раннесредневекозое поселение Угдым П.- Сыктывкар, 1989.19 с. (Сер. препринтов "Науч. докл." / АН СССР, Коми науч. центр УрО АН СССР; Вкп.203).

10. Керамика гляденовокого типа на многослойных поселениях Центрального Тиыана // Археологические исследования в бассейне Печоры.- Сыктывкар, 1973,- С.53-62 (МАЕСВ;'Вып.5)

11. Поселение Шойнагы П на средней Вычегде // Археологические памятники Печоры, Северной Двины л Ыезени.- Сыктывкар, 1977.- С.48-54 (МАЗСВ; Вып.6).

12. Дауднвдьяг - многослойный памятник на Вычегде //'Археологические памятники эпохи палеометаяла в Северном Приуралье.-Сыктывкар, 1978,-С.71-87 (МАЕСВ; Вып.7).

13. Западносибирский этнический компонент на Печоре и Вычегде в эпоху раннего ;;селеза и средневековья // Особенности ес-тестЕеьлО-геограйпчеокоЙ среды и исторические процессы в Западной Сибири: Тез. докл.- Томск, 1979.- С.95-97 (Соавтор ¡Лурыгнн A.M.).

14. Новый район обитания вычегодских перглян // Вопросы финноугроведения: Тез. до гл. Т.2.- QuKicsmp, 1979,- С.51.

15. Пезмогский могильник // Древние памятники Северного Прп-уралья.- Сыктывкар, 1980,- С .116-122 (LiAECB; Вып.8) .

16. Раннэсредкевековый могильник Шойнатк I // Древние ас.иятнша Северного Прпуралья.- Сыктывкар, 1980.- C.S2-S2 (йАЗЗВ; Вып.8).

17. Итоги археологических исследований в Коми АССР //'Прэобра-.кенныи край.- Сыктывкар, IS82.- С.266-269 (Соавтор Стоко-лос B.C.).

18. Раннесреднезекозая керамика поселёння Шойнаты'Ш на средне": Вычегде // Археологические памятники Сезерйого Прпуралья.-Сыктывкар, 1985.- С.98-112 (ШИВ; Бып.9).

19. Погребальный обряд населения средней Вычегды е эпоху раннего железа и средневековья // Проблемы этногенеза народа кош: Тр.ИЯЖ Кош фил. АН СССР; Выл.36.- Сыктывкар, 1985.35-44.

20. Погребальный обряд населения средней Вычегды з эпоху раннего железа и средневековья // 1.1атерпалы У1 Междунар. конгресса финно-угрозедоз. Ï.I.- Ыоскеэ, 1989.- С.41-43.

21. Поселение вакЕиздинской культуры ИЗойнаты У1 // Памятники материальной культуры на Европейском Северо-Востоке.- Сыктывкар, 1986.- С.93-98 (МАЕСВ; Вып.ТО).

22. Средневычегодская территориально-племенная группа перми вычегодской // Материальная и духовная культура населения Европейского СеЕеро-Востока : Тр. КЯЛИ Кош науч. центра АН СССР; Вып.39.- Сыктывкар, 1987.- С.42-52.

23. Памятники эпохи раннего нелеза в долине средней Вычегды // Памятники эпохи камня и металла Северного Прнуралья.- Сыктывкар, 1988.-С.64-75 (МАЕСВ; Выя.II).

24. Минералы в культуре Перш вычегодской // ¡.Минералы в материальной культуре уральских народов.- Свердловск, 1988.- С.7-12 (Соавтор Савельева Э.А.).

25. История изучения памятников пермя вычегодской // Социально-экономическое развитие европейского Севера.- Сыктывкар,1987.-С.123.

26. Население средней Вычегды в эпоху раннего железа и средневековья // Тез.докл. ХУЛ Всесоюз. финно-угорской конференции. Т.П.- Устинов, 1987.- С.35-36.

27. Хозяйственные занятия предков кош-зырян на средней Вычегде по археологически,! данным // Изучение аграрной истории Ееро-

27

пейокого С.егзрг СССР на современном этапе: Тр". ШЛИ «ош науч.центра АН СССР; J3 112,- Сыктывкар,,1988.- С.5-7.

28. Преемственность средневековых культур бассейна'Вычегда (П пол. I тыс.н.э. - начало П тыс. н.э,) // Взаимодействие древних культур Урала.- Пермь, 1990.- С.39-45 (Соавтор Савельева Э.А.).

29. Лось и олень в материальной культуре предков коми-зырян// Ш Международный симпозиум по лосю: Тез.докл. - Сыктывкар, 1990.- С.15 (На русском и английском языках).

30. Архаическое промысловое жилище коми охотника // Всесоюзная конференция. Европейский Север. История и современность: Тез.докл. Петрозаводск, IS90.- С.133-134.

31. Керамика субарктического типа на раннесредневековых памятниках средней Вычегды // Тез.дога. Между нар. сншоз. по Арктике.» Сыктывкар, ISSI.- С.59-60.

32. Проблема происхождения кош письменности // Региональная науч.коня. "Народная культура Севера",- Архангельск, IS9I.-С.162-164,(Соавтор Савельева Э.А.).

33. Пермское население Вычегодского края в Н-Х1У вв. // Проблемы исторической географии и исторической демограёии европейского Севера России: Тез,докл. науч.кокр,- Сыктывкар, 1992.. C.4S-50 (Соавтор Савельева Э.А.).

34. Ранкесредневековый могильник Угдым П ] 1 Проблемы финно-угорской археологии Урала и Поволжья.- Сыктывкар, 1992.-С.116-1:

35. Предванвпздннский комплекс поселения Угднм Ш// Взаимодействие культур Северного Приуралья в древности и средневековье - Сыктывкар, 1983.- С.90-98 (МАЕСВ; Вып.12).

36. Die Keramik des ОЪ-Petschora-Typs auf den frühmittelalterlichen Denkmälern der mittleren Wytsciiegaa // Specimina SiM-rica. Tomus V. Savariae, 1992, 147-149.'

Б печати:

37, The ancient Копа people according to writing and archaeological sources. Финляндия. Оулу, 1993.

38. Население средней Вычегды в древности и средневековье (рук. в производстве, нздат. "Наука"). Екатеринбург, 1894.

L1AECB - Штериалн по археологии Европейского Северо-Востока. 'ШЛИ - Институт языка, литературы и истории.