автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.06
диссертация на тему: История развития градостроительства и архитектуры Чуйской долины в средние века (по археологическим данным)
Полный текст автореферата диссертации по теме "История развития градостроительства и архитектуры Чуйской долины в средние века (по археологическим данным)"
АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ИНСТИТУТ ИСТОРИИ, АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ им. Ч.Ч.ВАЛИХАНОВА
\
На правах рукописи
ПЕРЕГУДОВА Светлана Яковлевна
УДК 930.26 (575.2) "04Д4" (043.03)
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА И АРЯПШУРЫ ЧУЙСКОЙ ДОЛИНЫ В СРЕДНИЕ ВША (по археологическим данным)
Исторические науки: 07.00.06 - археология
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
АЛМА-АТА - 1992
Работа выполнена в Отделе свода'памятников истории к культуры' Кыргызстана Института истории АН Раапу&дики Кыргызстан. '
Научный консультант:- академик АН Республики Узбекистан, . доктор искусствоведения П А,.. ЩГАЯЕШОВА
Научный руководитель: кандидат исторических наук •.Е.,А. ГОРЯЧЕВ!. •
Официальные оппоненты: доктор исторических наук
К.Ы, БАЙПАКОВ
кандидат исторических наук Ii. ЕЯЕУОВ
Ведущая организация: Кыргызский государственный университет им. С. Баласагуна
Защита состоится "fr*¿{ ~ 1992 г. в_часов
на заседании Специализированного совета Д 008.09.01 в Институте истории, археологии и этнографии им. Ч. Ч. Валиханова АН Республики Казахастан (48, г. Алма-Ата, ул< Шевченко, 28).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института истории, археологии и этнографии им. Ч. Ч. Валиханова АН Республики Казахстан.
Автореферат разослан "" ^ "1992 г.
Ученый секретарь Специализированного совкта,
кандидат исторических наук
С. И. РОМАНОВ
Актуальность исследования. Архитектурная археология как определенная категория исследований существует давно и играет немаловажную роль в археологической практике. Она направлена на изучение архитектурных фрагментов, погребенных в толще культурных наслоений и представляет собой среду науки, сферу которой образует синтез областей истории, археологии и искусствознания.
Архитектура, которая является особым еидом созидательной деятельности человека, соединяющей качества материальной и духовной культуры, сопровождает большинство археологических раскопок. Археология может в той или иной мере выявить многообразные свойства архитектуры в зависимости от содержимого строительных остатков и насыщенности культурных слоев. Кроме натурного изучения памятников архитектурно-археологические исследования предусматривают интерпретацию материалов полевых работ и включение их в общий контекст истории культуры и искусства.
Ведущим принципом самого метода архитектурной археологии является изучение архитектурных остатков кале некоего развивающегося во времени организма, история которого запечатлена как в самих архитектурных фрагментах, так и в культурных напластованиях, заполняющих покинутые строения. Зримое представление о красоте утраченного архитектурного образа призвана дать реконструкция, основанная на археологических наблюдениях, расчетах и привлечении близких аналогий.
В Средней Азии имеется уже значительный опыт архитектурно-археологических исследований: выявлены и изучены архитектурно-археологические памятники различных эпох, накоплены материалы по истории строительства и связанного с ним производства, на основе обобщения обдирной информации подняты вопросы исторических и стилевых закономерностей в становлении местных архитектурных школ отдельных историко-культурных областей и многие другие.
Однако пока в сферу активного архитектурно-археологического изучения попали лишь памятники южной и юго-западной части Средней Азии, в то время как средневековое зодчество Кыргызстана, являясь составной частью архитектурного наследия Средней Азии, осталось, в основном,вне поля зрения историков архитектуры. Частичное восполнение этого пробела - цель данного исследования, которое ставит задачи не только археологического, но и историко-архитектурного плана. Объектом исследования являются архитектурно-археологичес-
кие памятники одного из средневековых земледельческих оазисов Севорной Киргизии - Чуйской долины.
Условия и процесс формирования здесь городской культуры отличались от характера урбанизации юго-западных областей среднеазиатского региона. До середины I тыс. н.э. территория Северного Притяныпанья была местом обитания кочевых скотоводческих племен, находясь на периферии древних цивилизаций. В У-УП вв. одна из ветвей Великого шелкового пути связала долины рек Чу и Таласа с низовьями Амударьи и Волги, Китаем, Восточным Туркестаном и Сибирью. Торговке фактории согдийцев, появившиеся вдоль новой караванной дороги стали основой для земледельческих поселений и городов в долинах Северной Киргизии, куда вместе с потоками переселенцев начали проникать достижения культуры народов Центральной Азии.
Средневековые оседлые поселения Чуйской долины складывались з центре кочевого мира, что во многом определило здесь характер ремесла и градостроительства, ¿гормирование городской жизни в новом оазисе оседлости проходило в ходе тесного взаимодействия земледельческого населения долины и кочевников гор и степей, а также под влиянием традиций урбанизированных областей Средней Азии, с которыми были установлены экономические, культурные и идеологические контакты. Пути развития, локальные черты и интеграционные процессы этой синтезированной культуры, ярко выраженные в памятниках градостроительства и архитектуры, представляют интерес для истории Кыргызстана.
Актуальность исследования обусловлена также необходимостью решения задач историко-архитектурной науки, проблем, связанных с охраной, реставрацией и пропагандой архитектурного наследия. Важность темы определяется первостепенной ролью памятников материальной 'и духовной культуры в познании прошлого, юс значением в преемственности культур. Поэтому научное изучение и критическое-^освоение лучших традиций средневекового зодчества в современной архитектурной практике относится к числу актуальных проблем.
Цель и задачи исследования. Целью данной работы является изучение средневекового зодчества Чуйской долины в архитектурсведчес-ксм аспекте, обобщение материала, почерпнутого из многолетних археологических полевых исследований средневековых поселений и возможно полная характеристика архитектурно-строительной деятельности в чуйских городах У1-ХП вв.
3 соответствии с этим определяются задачи исследования:
- раскрыть картину урбанизации района в У1-ХП вв., отметив периоды расцвета и спада в градостроительстве;
- проследить развитие средневекового зодчества Чуйской долины, наметить схему его периодизации;
- выявить планировочные и композиционно-художественные особенности архитектуры исследуемого района;
- выявить преемственность традиций в зодчестве раннего и развитого средневековья;
- проследить культурные связи с сопредельными областями.
Методика исследования включает: комплексный анализ условий развития архитектуры Чуйской долины, данных библиографического и архивного материалов, данных авторского натурного исследования архитектурно-археологических памятников и научное обобщение информа-дии. Особое внимание уделено изучению археологических материалов в профессиональном архитектурно-археологическом аспекте, его переосмыслению и применению структурно-функционального метода исследования в интерпретации архитектурных фрагментов.
Источники. Диссертация построена на материалах археологического изучения Чуйской долины, проводимого с 1938 по 1988 гг. В их числе опубликованные данные раскопок Семиреченской археологической экспедиции (1938-1941 гг.), археологического отряда Исторического музея АН Киргизской ССР (1952-1953 гг.), Киргизской архе-олого-этнографической экспедиции АН СССР (1953-1956 гг.), Буранин-ского.отряда Киргизской археологической экспедиции ИИ АН Киргизской ССР (1970-1986 гг.), Киргизско-казахского отряда КАЭ ИИ АН Киргизской ССР и ИИАЭ АН Казахской ССР (1979-1983 гг.) и Красноре-ченского отряда Киргизской историко-археологической экспедиции Ш АН Киргизской ССР (1978 г., 1984-1988 гг.).
Значительную часть исходных данных составляют полевые материалы, полученные автором диссертации на городищах Красная Речка и Бурана в процессе работы в археологических экспедициях ИИ АН Киргизской ССР в 1980-1988 гг. В исследовании использованы также авторские наблюдения, полученные во время полевых исследований по теме "Свод памятников истории и культуры Кыргызстана" в 1986-1991 годах.
Научная новизна. Диссертация является первой специальной работой историко-архитекйурного направления по средневековому зод-
честву Северной Киргизии. В научный оборот вводится обобщенный, систематизированный археологический материал по градостроительству и архитектуре Чуйской долины и авторские разработки по архитектурной археологии, монографически изучаются принципы средневековой чуйской архитектуры, намечается её периодизация.
Практическая ценность работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при написании соответствующих разделов истории Кыргызстана, сводных работ, посвященных истории архитектуры Средней Азии и Казахстана, вопросам урбанизации северо-востока среднеазиатского региона, при составлении научно-справочного издания энциклопедического характера - "Свода памятников истории и культуры Кыргызстана", при создании музейных экспозиций и з реставрации средневековых архитектурных сооружений.
Апробация результатов исследования. По теме диссертации сделан« сообщения на отчетной региональной сессии археологов в г. Алма-Ата в 1967 г., на научной конференции "Великий Октябрь и некоторые вопросы исторической науки" во арунзе в 1987 г., на научно-практическом симпозиуме "Великий шелковый путь: этногенетические и культурно-исторические связи Кыргызстана (древность и средневе-коЕье)" во Фрунзе в 1989 г., на научной конференции, посвященной памяти А.Н.Беркштама и С.М. Абрамзона во <*рунзе в 1ЭЭ0 г. и на научных конференциях "[/ассоновские чтения" в 1966-1991 гг. в Ташкенте и Ашхабаде. Опубликованы монография, три научных и четыре научно-популярных статьи, тезисы докладов, сданы в печать шесть научных статей.
Хронологические рамки исследования определяются У1-началом " ХЗ вв. - единственным в средневекозье периодом социально-экономической истории Северного Цригяньшанья, который характеризуется процессами зарождения и формирования оседло-земледельческой культуры в её долинных районах.
Территориальные границы исследования установлены в пределах одной из раннесредневековых историко-географических и историко-культурных областей Северного Притяньшанья - Чуйской долины, которая имела значение как центр тюркских каганатов со столицами Суяб (У1-середина X в.) и Бачасагун (конец Х-Х1У вв.). По природным условиям Чуйская долина отличалась от соседней Таласской, что определило специфику экономики каядого из этих районов Северной Киргизии. Различны;.! образом происходило в них формирование культуры после событий арабского и монгольского завоеваний Средней Азии.
В выборе территории исследования имел значение и-тот факт, что по сравнению с Таласской долиной Чуйская является наиболее археологически изученной.
Структура •работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и приложений, включающих примечания к основному тексту и библиографию. К работе прилагается альбом иллюстраций.
СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАБОТЫ
Введение: Во введении дано обоснование актуальности выбранной темы, сформулированы задачи и методы исследования, указана степень ^разработанности проблемы, раскрыта научная новизна и практическая значимость работы.
Глава I. История изучения памятников градостроительства и архитектуры Чуйской долины
По степени изученности историография рассматриваемой нами проблемы разделяется на три периода. Первый начинается в конце XIX в. с поездок ученых и краеведов в Туркестан, охватывая дореволюционный отрезок времени. Этот этап в истории изучения памятников древности характеризуется выявлением и ознакомлением с руинирован-ными архитектурными остатками, их описанием, фиксацией и накоплением вещественного, материала. В Чуйской долине объектом внимания ученых и краеведов в сфере архитектуры был единственный памятник средневекового зодчества - минарет Бурана (Поярков Ф.В., Городецкий В.Д., Бартольд В.В.).
Второй этап изучения архитектурно-археологических памятников Чуйской долины, продолжающийся с 1925 по 1929 годы, связан с деятельностью Средазкомстариса. Исследования сотрудников этого комитета в Чуйской долине носили характер археологических разведок (Иванов П.П., Тереножкин А.И.) и натурного изучения буранинского минарета с целью его ремонта (Городецкий В.Д.', Денике Б.П., Логинов М.Ы., Массон М.Е., Бачинский Н.М.). Данный этап работы был продолжением традиций дореволюционной археологии и краеведения и представлял собой исследования по частным проблемам истории Северной Киргизии.
Отсчет третьего периода начинается с планомерного археологического изучения средневековых поселений Чуйской долины и интенсивного накопления данных. Он охватывает время с конца 30-х гг.
XX столетия до настоящего момента. Стационарные раскопки и стратиграфические разведки на чуйских поселениях, провод.'шые Семире-ченской археологической экспедицией в I938-I94I гг., представили многочисленный вещественный материал, характеризующий хозяйство, ремесла и религиозные представления населения Чуйской долины в средневековье. До архитектуре, которая не являлась объектом специального изучения, были получены лишь разрозненные сведения. По результатам археологических работ написаны монографии, ряд статей и историко-археологических очерков (Бернштам А.Н., I94I-I946) и выпущен том трудов Семиреченской археологической экспедиции (ММ, Ii 14, 1950).
Материалы об архитектуре и монументальном искусстве средневековья стали поступать с середины 50-х гг. С этого времени история изучения чуйских поселений связана в основном с выявлением новых архитектурно-археологических памятников на городищах Ак-Ееаим, Красная Речка и Бурана. Было проведено полное вскрытие более двадцати руинированных средневековых зданий жилого и культового назначения. Итоги археологических исследований нашш отраяе-ниев статьях и монографиях авторов раскопок (Кызласов Л.Р., 1959; Хмельницкий'С. Г., 1959; Зяблин Л.П., 1961; Кожемяко H.H., 1967; Байпаков K.M., Горячева В.Д., 1983; Горячева В.Д., 1983; Массой М.Е., Горячева В.Д., 1985; Байпаков K.M., Горячева В.Д., 1989).
Отдельные сведения о средневековых памятниках Чуйской долины встречаются в обобщающий трудах и сводных работах по градостроительству, архитектуре, строительной технике и искусству Средней Азии и Казахстана (Денике Б.П., 1939; Пугаченкова Г.А., Рем-пель Л.И., 1965; Нильсен 8.А., 1966; Беленицкий A.M., Бенто-ничИ.Б., Большаков О.Г., 1973; Прибыткова A.M., 1973; Байпаков K.M., 1936).
Однако специальных исследований, посвященных вопросам средневекового зодчества данной историко-культурной области пока нет. Значительный по объему фактологический материал о строительном искусстве не был обобщен и проанализирован, что не позволяет судить об основных принципах формирования и развития средневекового зодчества Чуйской долины. Многие из проблем архитектурного плана были лиль затронуты или не рассматривались вовсе. Среди них: история развития архитектуры на местной почве, её периоди-
эация, руководящие принципы зодчества Чуйской долины, пропорциональный анализ памятников и их реконструкция, а также другие, разработку которых ставит целью данное исследовние.
Глава П. Градостроительство
Часть I. Становление городской культуры Чуйской долины
Археолого-топографическими исследованиями Чуйской долины было выявлено 44 небольших поселения и укрепления и 18 крупных городищ, окруженных длинными стенами. Время их строительства и об-живания датируется вещественным материалом от У-У1 вв. до Х-ХП вв.
Проведенный автором диссертации анализ материалов археолого-топографического изучения долины показал, что процесс урбанизации её происходил неравномерно. Наиболее интенсивное освоение территории под земледельческие поселения отмечается в У1-УП вв., когда •было построено три города и восемь сельских поселений возле замков. Время с конца УП в. до'IX в. характеризуется преимущественно фортификационными работами: расширением укрепленной площади городов, возведением внешних стен вокруг всех крупных поселений, строительством укреплений в долине и в предгорной зоне.
В 1Х-Х1 вв. отмечается новый подъем градостроительства, в результате которого были созданы пять новых поселений (в их числе столичный город Баласагун), сформированы пригороды возле всех существующих и вновь образованных планировочных центров. Одновременно с этим вчетверо увеличивается количество укреплений, охранявших долину со стороны гор.
На протяжении всего рассматриваемого периода в Чуйской долине существовали, главным образом, три формы расселения, сменявших одна другую. Первая - рассредоточенная застройка укрепленными замками в усадьбах (У-У1 вв.); вторая - укрепленное центральное ядро с неукрепленной загородной округой (У1-УШ вв.); третья -укрепленное центральное ядро с укрепленным пригородом (рубеж УШ-1Х вв. до начала ХШ в.).
Планировочные центры чуйских городищ подразделяются на прямоугольные шахриетаны и на укрепленные поселения на террасе, сформировавшиеся возле дихканских замков. Оба типа крепостного ядра имеют общность со средневековыми городищами древнеземяедельческих районов Средней Азии, а также её областей, по которым проходила многовековая граница мира степей и городской цивилизации.
На раннем этапе урбанизации чуискои -долины очевидна роль опыта градостроительства, принесенного переселенцами. При закладке чуйских городов соблюдалась традиционная градостроительная схема - крепость, город, сельскохозяйственная округа - и традиционная для всего древнего и средневекового Востока прямоугольная форма городского центра. В дальнейшем динамика развития поселений Чуйской долины и их историческая топография были тесно связаны с политической и социальной историей Северного Притяныпанья.
Часть 2. Города
Пути сложения раннесредневековых чуйских городов были различны. Исходной формой трех из них (городища Ак-Бешим, Красная Речка, Шиш-Тюбе) являлось городское ядро - шахристан, другие формировались на базе поселения у подножья замка. Иную линию развития представляет городище Бурана, появившееся в конце X в. как город-резиденция тюркских каганов. В диссертации рассмотрены четыре названных, наиболее изученных археологически городища, представляющих города, в основе которых лежал шахристан.
Раннее средневековье (У1-сеоедина X в.). Городища Ак-Бешим, Краснореченское и Шил-Тюбе, основанные в У1 в., являют собой пример раннесредневекового города с основными образующими его частями - цитаделью, шахристаном и сельскохозяйственной округой. Цитадели строились как внутри города (Ак-Бешим, Шиш-Тюбе), так и за его пределами (Красная Речка). Последний вариант, за исключением Пенджикента, был не типичен для городов Мавераннахра.
В формировании раннесредневековых чуйских городов различаются три этапа. Первый распространяется на У1-конец УП вв., когда городские поселения имели прямоугольную форму шахристана и неукрепленную округу. Характер застройки ямхристанов не выявлен. На городищах Ак-Бешим и Красная Речка по микрорельефу территЪрии предполагается квартальная планировка, образованная в пределех главных улиц, вдущих от ворот и пересекающихся в центре города (Кызласов, 1959; Кожеыяко, 1959); на городище Шил-Тюбе строения располагались по периметру крепостных стен города, образуя в центре свободную площадь (Кожемяко, 1959).. Но, вероятно, что уличная сеть была более сложной, чем это предполагается исходя из микрорельефа и местоположения ворот. Загородная застройка слагалась из укрепленных замков, разбросанных в радиусе около I км от
крепостного центра. В УП в. под стенами шахристанов (городища Ак-Бешим, Красная Речка) появились буддийские храмы.
Начало второго этапа, охватывающего конец УП-рубеж УШ-1Х столетий, отмечено увеличением площади шахристанов за счет укрепления прилегающих к ним участков, которые по размерам в два-три раза превосходили первоначальное городское ядро. Преобразование топографии городов не являлось следствием чрезмерной плотности застройки шахристанов, а было вызвано необходимостью усиления системы обороны и создания резервных площадей для сосредоточения на них вновь строящихся зданий. В УП-УШ вв. на этих территориях формируется свободная застройка из жилых и культовых сооружений. Параллельно с этим приходят в упадок загородные замки и храмы.
Третий этап в формировании раннесредневековых чуйских городов начинается с возведения в УШ-1Х вв. внешних крепостных стен, охвативших загородную округу. Крепостные валы, удаленные от центров на 1,5-3 км, заключали площади от 900 га на Ак-Бешиме до 1800 га на Краснореченском городище. В отличии от многих городов Ыавераннахра, где в это время появляются рабады, в чуйских городских образованиях все функции были сосредоточены *в шахристанах. Там в 1Х-Х вв. продолжается строительство и ремонт зданий, в то время как загородные земли опустели. Лишь под стенами Красноре-ченского шахристана раскопки выявили монастырь, существовавший в УШ-Х вв.
Развитое средневековье (конец Х-начало ХШ вв.). После X в. структура и функции городов меняются. Города Х-ХП вв., развивавшиеся на базе раннеередневекового шахристана или возле вновь созданного крепостного центра, состояли из двух основных частей: шахристана и укрепленного пригорода. Меняются функции цитаделей. Они потеряли значение фортификационных сооружений. Цитадель Красноре-ченского городища, например, превратилась в дворцовое здание.
Города, стоявшие на месте городищ Красная Речка и Шиш-Тюбе, по размерам центрального ядра оставались самыми крупными в Чуйс-кой долине. Город на месте Ак-Бешима в X в. пришел в упадок, рядом с ним была построена новая столица тюркских каганов - город Баласагун (городище Бурана)(Горячева, 1975).
Центром нового города был четырехугольный шахристан, обведенный крепостными стенами. Планировку его определяли улицы, проложенные от ворот, которые размещались в каждой из четырех стен. Застройку создавали здания правительственного и культового харак-
тера. В XI-ХП вв. в архитектурный ансамбль центральной площади шахристана помимо дворца и мечети с минаретом включаются три ди-настийных усыпальницы.
Х-ХП вв. явились периодом территориального роста городов Чуйской долины. Расширение их происходило за счет застройки укрепленной ранее пригородной округи. Характер застройки преимущественно усадебный. Специфической чертой чуйских городов Х-ХП веков является то, что они не имели рабада с характерным для многих среднеазиатских городов компактным размещением мастерских и лавок. Здесь дома ремесленников, совмещенные с производством, строились среди усадеб.
Как показало исследование, изменение целей и задач, поставленных при закладке городов на раннем и заключительном этапе урбанизации долины, определили различия в их топографической структуре : в первом случае это шахристан и цитадель, во втором - шах-ристан и пригород. Меняется и назначение структурных элементов. Если в раннесредневековых шахристанах были сосредоточены все функции города, то в X в. торговля и ремесло выносятся в пригород.
Наряду с этим между городами раннего.и развитого средневековья прослеживается сходство, основанное на'сохранении традиционных принципов устройства вновь строящихся городов, приобретенном опыте градостроительства и учете местных условий.Общими чертами для них является то, что:
- шахристаньт городов имели планы близкие к квадрату и ориентировались сторонами по странам света;
- сельскохозяйственный пригород был защищен крепостными стенами.
Единство' приемов наблюдается также и в системе укрепления городов, основанных в разные периоды. Оборонительные сооружения (стены, бышни, рвы) во многом были обусловлены ландшафтом. Создание надежных укреплений, способных противостоять как долговременным атакам и длительной осаде, так и стремительным набегам кочевнической конницы поначалу решалось только за счет сооружения мощных монолитных стен шахристанов, в дальнейшем еще и путем создания дополнительных линий обороны - внешних стен и рвов. С появлением внешних стен в УШ-1Х вв.(Кожемяко, 1959) обороноспособность раннесредневековых-чуйских поселений достигает наивысшего уровня, который был превзойден лишь в Х-ХП вв. после возведения цепи укреплений вокруг долины.
Глава Ш. Раннесредневековое зодчество (У1-середина X вв.)
Раннее средневековье явилось периодом внедрения и развития в Чуйской долине строительного искусства. Анализ архитектурно-археологических памятников позволил установить, что в формировании раннесредневекового чуйского зодчества выделяются два этапа: первый (У1-середина УШ вв.) являлся начальным этапом строительной деятельности в долине и заровдением архитектурного стиля, сообразного исторической эпохе; второй (середина УШ-середина X вв.) -характеризуется преемственностью, поступательным развитием и переработкой архитектурных типов и форм.
Строительная техника раннего средневековья обнаруживает зрелый опыт создателей монументальных архитектурных сооружений, так как основывалась на традиции зодчества среднеазиатских областей с древней оседлой культурой (Согд, Бактрия, Парфия) и опыт соседних стран (Восточный Туркестан, Китай). Все постройки возводились из пахсы и сырцового кирпича. Стены различались по структуре: однородные (из пахсы или сырца), комбинированные (чередование пахсовых и сырцовых рядов) и смешанные (внизу пахсовые, вверху из сырца). Стены раннесредневековых чуйских строений по структуре и конструкции почти.во всех отношениях аналогичны среднеазиатским и восточнотуркестанским. Совпадают матодн изготовления пахсы, характер пахсово-сырцовой кладки, прием устройства уклонов наружних стен.
При возведении стен раннесредневековых зданий в Чуйской долине пахса укладывалась слоями толщиной около I м с последующей нарезкой их отвесными швами через 60-90 см. Формат кирпича разнообразен. В одном из замков У в. были применены сырцовые плиты размером 22 х 22 х 6 см и х 25 х 8 см, в двух зданиях встречены кирпичи в форме брусков длиной 22-28 см с сечением 8 х 9 см, 9 х 10 см и 10 х 13 см. Но начиная с УП в., как правило, употреблялся прямоугольный кирпич с соотношением сторон 1:2. Размеры его варьировали даже в пределах одного памятника от 42 х 22 см до 54 х 27 см при толщине 8-10 см. Наибольшее распространение в У-У1 вв. и особенно в УП в. имел кирпич размером 48 х 24 х х 8-Ю см.
В качестве покрытий зданий применялись купола на перспективно-арочных тромпах и своды, выполненные напуском кирпича и "отрезками". Были в употреблении стоечно-балочнне системы и пе-
рекрытия дарбазного типа.
Художественное оформление зданий включало жженные фигурные кирпичирельефы из сырой и обожженной глины, стенопись. В буддийских храмах значительную роль играла скульптура. По характеру исполнения и технике архитектурный декор и монументальное искусство раннесредневековых чуйских построек имеют аналогии среди памятников Согда,.Чача, Тохаристана и Восточного Туркестана.
Гражданская архитектура первого этапа её формирования характеризуется выделением крепостных качеств, что откладывает отпечаток на все стороны архитектурного творчества: объемную композицию, планировку, конструкции.
В У-У1 вв. вырабатываются два типа укрепленного жилища. Первый, наиболее ранний - замок в усадьбе с замкнутым внутри крепостных стен хозяйством. Система укрепления его сходна с фортификацией раннесредневекового шахристана: прямоугольный план, обведенный монолитными стенами, глухие фасады без бойниц, башни. За мощной оградой усадьбы хоронились двухэтажный замок, двор с хозяйственными постройками и семейное оссуарное кладбище.
Второй тип - дом-крепость, выделенный в самостоятельный архитектурный объем. Он представлен квадратным в плане четырехба-щенннм замком на Краснореченском городище и остатками жилой башни на стилобате на городище Ак-Бешим. Для замков этого типа характерна укрепленность самого жилища с включением в объем дома вспомогательных и хозяйственных площадей (фамильный склеп, внутренний двор и т.п.).
Замкнутое в прямоугольник внутреннее пространство замков имело сложную архитектурную разработку, предусматривающую горизонтальные и вертикальные связи помещений. Выявлено два планировочных варианта: двухстороннее размещение комнат вдоль центрального коридора и периметральная компоновка жилых и вспомогательных помещений вокруг зала или двора.
В. УП в. в чуйском зодчестве происходил поиск оптимального для местных условий объемно-пространственного решения буддийскрт-го храма. На протяжении одного столетия первоначальная центрическая композиция развилась- в продольно-осевую дворовую, идя по. пути увеличения впомогательных площадей и выделения юс в отдельный объем. Формирование местного типа буддийского храма осуществлялась под влиянием архитектурных традиций среднеазиатского и
восточнотуркестанского зодчества, что нашло выражение в сохранении основного планировочного элемента доисламского храма - квадратного святилища, обведенного коридором, в технике строительства, в искусстве стенописи и ваяния. Локальную особенность чуйс-кого типа буддийского храма составляли замкнутость зала перед святилищем и компактная анфиладная планировка архитектурно организованных и функционально различающихся пространств.
В процессе сложения образ буддийского храма в ЧуйскоЯ долине приобретает все более выраженные крепостные черты (замкнутый абрис плана, мощные стены, платформа-стилобат и др.). Эта тенденция продолжается и на следующем этапе развития раннесредневе-кового чуйского зодчества, получив яркое выражение в архитектуре буддийских монастырей, укрепленных стенами и башнями. Так, на Краснореченском городище буддийский храм УШ в. занял место внутри крепостной ограды заброшенной усадьбы. В основании храмового здания лежали стены первого этажа замка, что определило габариты и композиционное решение буддийской постройки.
В УШ-в. на смену двухэтажным загородным замкам приходят неукрепленные одноэтажные городские дома с деревянной, вероятно, скатной крышей. Стены по-прежнему выводятся из пахсы и сырца, но толщина их значительно сокращается по сравнению со стенами замков. Фрагментарное вскрытие домов позволяет лишь предположить в них наличие внутреннего двора с периметральной застройкой.
Раннесредневековая архитектура Чуйской долины дает уже вполне сформировавшийся тип погребального-.сооружения - одно, двух и многокамерного науса. Их невысокий прямоугольный объем со сводчатыми перекрытиями при наличии некоторых, локальных особенностей (отсутствие суф в камерах) имеет сходство с аналогичными памятниками Северной Бактрии=Тохаристана и Согда.
Проведенный в диссертации анализ соразмерностей трех архитектурно-археологических памятников установил, что при построении и пропорционировании архитектурных форм раннесредневексвых зданий чуйские зодчие применяли канон гармонии на сетке динамических квадратов - систему, которая была ведущей тенденцией гармонизации в зодчестве Средней Азии, стран Ближнего и Среднего Востока, а также Руси в древности и средневековье (Захвдов, 1982).
Гдава 1У. Архитектура развитого средневековья (конец Х-начало ХШ вв.)
В Х-ХП вв. строительное искусство Чуйской долины вступило в новый этап своего развития, который характеризуется изменениями в строительной технике, в ассортименте строительных и отделочных материалов. В массовом жилом строительстве продолжалось применение пахсы и сырца, но в культовом зодчестве они были вытеснены жженным кирпичем, употребляемым и в кладке, и в облицовке стен. Переход к жженному кирпичу способствовал созданию новых конструкций и архитектурных форм, развитию подкупольных систем, шатровых покрытий, парадно оформленных порталов. В определенной мере это было привнесено из Мавераннахра - культурного центра Караханид-ского государства.
С приходом в долину ислама исчезли буддийские храмы, а с ними искусство ваяния и живописи. Введение в строительную практику жженного кирпича как облицовочного материала усилило декоративные тенденции в архитектуре. Наружние плоскости стен зданий мусульманского культа выкладывались плоскостными и рельефными орнаментами из стенового и наборного кирпича, главные фасады оформлялись растительными и геометрическими узорами, выполненными из резных кирпичиков и на терракотовых плитах. Нередко кирпичная орнаментация сочеталась с резными ганчевыми вставками.
Интерьеры жилых и культовых зданий украшала орнаментальная резьба по штукатурке. Основными типами орнамента были: полотно (стеновое поле), панно (часть интерьера в контурах прямоугольники или арки), тимпаны и ленточные узоры. Резьба в графическом и глубоком исполнении создавала композиции, в которых гармонически сочетались мотивы растительного, геометрического и эпиграфического орнаментов. В окраске узоров использовались красный, голубой, желтый, черный и белый цвета.
Представления средневековых мастеров о красоте во многом определялись многовековой культурой народов Средней Азии доисламских времен. В резном декоре наблюдается многообразие традиционных мотивов, истоки которых уходят вглубь веков (розетки, пальметы, завиток-спираль). К мотивам, пришедшим из доисламских культов, относится '.'древо жизни", изображенное на штукатурке мечети городища Бурана. Сравнение декора чуйских средневековых зданий с облицовками архитектурных памятников 1Х-ХП вв. Маверан-
нахра и Хорасана показало общность употребляемых принципов и средств создания художественного образа, единство эстетических вкусов.
В Х-ХП вв. в соответствии с новыми требованиями меняются масштабы и формы жилых и культовых зданий. После трехсотлетнего перерыва (с конца УП по конец X в.) вновь начинается строительство за пределами яахристанов. Но в архитектуре пригородных домов уже нет крепостных черт и монументальности, присущих реннесред-невековому замку. Обычен одноэтажный компактный объем небольших размеров с гладкими фасадами и деревянной крышей. Вход отмечен пештаком с арочной нишей или айваном, заглубленным в объем здания.
Жилая архитектура пригородной зоны представлена тремя типами зданий, соответствующих сословному и имущественному положению их владельцев - дворец, усадебные дома, дома ремесленников. Общим для всех жилищ является наличие двора, где выполнялись все бытовые процессы. По принципу взаимосвязи дома с придомовой территорией жилые постройки различаются: I - двор в объеме дома; 2 - двор, примыкающий к дому. Оба варианта объемно-планировочной организации жилища воспроизводят композиции, знакомые по ранне-средневековым замкам Краснсреченского городища.
Традиционные схемы сохраняются и во внутренней планировке домов, в которых комнаты распределялись или вокруг зала, или вдоль центрального коридора. В домах ремесленников принцип коридорного членения дома был применен для изоляции жилых помещений от производственных.
Монументальное зодчество Х-ХП вв. развивало традиции, сформировавшиеся в раннем средневековье. И хотя смена религиозных концепций повлекла за собой изменение форм культовых и мемориальных зданий, планировочное и нженерное решение их не представляло ничего принципиально нового по сравнению с сооружениями предшествующего периода. Так, объемная композиция однокамерной мечети -четверик стен под куполом - применялась в однокамерных наусах на Краснореченском некрополе, а замкнутый прямоугольник интерьера с нишами на осях имели буддийский храм и церковь на Ак-Бешиме.
Преемственность и следование древним погребальным традициям наблюдается в архитектуре буранинских мавзолеев, которые пред-тавляют два варианта: башенный с восьмигранной призмой стен и
портально-купольный с круглым объемом основной постройки и кори-" дорообразным проходом в камеру. На территории Северного Кыргызстана этот архитектурный тип прошел эволюцию от утилитарной сырцовой постройки раннего средневековья до величественных усыпальниц XI-ХП вв. и сохранился в разнообразных кыргызских гумбезах ХУШ-Х1Х вв. Истоки исходной идеи намогильного сооружения находятся в кубанской Бактрии, где имеются самые ранние аналогии красно-реченским наусам (Дальверзинтепе, Бандыхан), в то же время в решении объемов и планов буранинских мавзолеев можно заметить связь с древними погребальными традициями кочевых племен Средней Азии и Казахстана (гробницы Тагискена в Хорезме, Нуринской, Атасукс-кой, Бегазы-Дандкбаевской культур в Семиречье). Таким образом, в результате синтеза культурных традиций кочевого и оседлого населения Средней Азии был создан новый тип мемориального сооружения, получивший благодаря достижением строительной техники и развитию инженерной мысли в городской среде высокоорганизованный архитектурный облик. Ближайшие аналогии буранинским усыпальницам находятся на территории Северного Хорасана, где, как и в Семиречье, значительный слой населения в это время составляли тюрки.
О генетической связи с сырцовыми башенными сооружениями крепостной архитектуры свидетельствует конструктивное исполнение круглоствольного буранинского минарета, построенного из жженного кирпича. То, что его наружняя декоративная кладка не связана с основной, а также такие характерные для сырцового строительства приемы как включение в кладку деревянных горизонтальных связей, обшивка ступеней досками и выкладка "ложного" свода над лестничным ходом позволяет считать, что буранинский минарет является одним из первых в Средней Азии, пришедших на смену сырцовым башням. 1Х-Х вв. Характерно, что по архитектонике ствола, построенной на сочетании гладких и рельефных поясое, минарет городища Бурана, как и мавзолеи, близок к дахистанским, происхождение которых, предполагается от дозорных башен крепостной архитектуры (Пугачен-кова, 1958).
Как и в раннем средневековье зодчие при проектировании зданий в Х-ХП вв. применяли метод гармонизации архитектурных форм, . основанный на сетке динамических кавдратов. Исследование показало, что главными источниками, и составными частями, из которых складывалась художественная культура Чуйской долины в конце X-
начале ХШ вв. были переработка архитектурно-строительного наследия раннего средневековья и взаимодействие местных зодчих с мастерами других областей Средней Азии.
Заключение
Проведенное исследование охватило средневековое зодчество и градостроительство Чуйской долины домонгольского периода. Они были рассмотрены как продукт деятельности племен и народов, населявших территорию Северного Кыргызстана, как результат многовековой практики в конкретно-исторической обусловленности.
Период становления архитектуры в Чуйской долине в У1-УП эв. был, в известной степени, связан с проникновением согдийской куль-культуры, носители которой основали вдоль торговой трассы первые оседло-земледельческие поселения. Опираясь на достижения строительного искусства древнеземледельческих районов Средней Азии, зодчество Чуйской долины развивалось на основе практических бытовых потребностей, материальных ресурсов, технико-экономических возможностей и художественных запросов общества.
Исследование позволило наметить картину урбанизации долины и выявить, что наиболее активным периодом её заселения народами земледельческой культуры являются У1-УП вв. В УШ-1Х вв. рост оседлых поселений замедляется и лишь в Х-Х1 вв. происходит заметное увеличение селитебной площади за счет освоения пригородных территорий.
Изучение археологических материалов позволило проследить ход развития городских поселений, складывающихся на базе шахрис-тана. Наиболее полную картину процесса формирования средневекового города Чуйской долины представляют городища Шиш-Тюбе и Краснореченское, пережившие весь период урбанизации района с У1 по начало ХШ зз. Здесь выделены четыре этапа, каждый из которых начинается с изменения топографии или структуры города. Топографические преобразования поселений свидетельствуют как о демографическом росте, так и о" нарастающей тенденции к усилению оборонной способности городов.
Анализ архитектурно-археологических памятников чуйских городищ представляет возможным предложить схему периодизации истории архитектуры Чуйской долины. Выделяются два крупных периода, каждый из которых подразделяется на два этапа.
I. Раннесредневековое зодчество (УТ-первая половина X в.):
а) первый этап (У1-середина УШ в.),
б) второй этап (вторая половина УШ-середина X в.).
П. Архитектура развитого средневековья (Х-середина Х1У в.):
а) первый этап (конец Х-ХП вв.),
б) второй этап (конец ХШ-середина НУ в.).
Первые этапы, охватывающие домонгольское зодчество Чуйской долины, отражают процесс его развития и становления до кульминационного пункта. Четвертый - характеризуется частичным восстановлением трех чуйских поселений в строительных традициях предшествующего времени и угасанием оседло-земледельческой культуры в долине.
В гражданской архитектуре всего рассматриваемого в диссертации хронологического отрезка наблюдается единая типология зданий: жилых, культовых, погребальных. Исследование архитектурно-археологических памятников выявило, что уже на раннем этапе развития городской культуры в долине существовали развитые архитектурные типы, планировочное и объемное решение которых нашло свое применение в строениях последующих столетий.
На примере памятников Чуйской долины раскрывается оживленность и разветвленность культурных связей. Они прослеживаются в топографической структуре городов и поселений, в объемно-пространственных и планировочных композициях -граизданских сооружений, в единообразии строительных материалов и конструктивных приемов, в декоративном, живописном и скульптурном оформлении. Архитектура чуйских средневековых зданий близка по формам архитектуре Согда и областям согдийской колонизации: Чача, Уструшаны и Восточного Туркестана. Тесные связи намечаются также с Тохаристаном, Хорасаном и Хорезмом.
Широкий диапазон аналогий памятникам Чуйской долины объясняется включением Семиречья в средневековый период в среднеазиатс-ко-вссточнотуркестанский этнокультурный регион, формирование которого, начавшееся еще в древности, было результатом интенсивно-, го функционирования Великого шелкового пути и пребыванием Средней Азии, Северной Индии и Восточного Туркестана в составе еди- , них крупных государственных образований (Литвинский, 1984).
Найденные для чуйских средневековых зданий архитектурные аналогии с синхронными, а также более древними памятниками Сред-
ней Азии и сопредельных ей территорий могут быть объяснены не только единством идеологии и социально-бытовых условий, но и применением при проектировании архитектурных объемов общей теории гармонической организации пространства - канона гармонии на сетке динамических квадратов. Этот факт является еще одним аргументом в пользу мнения об общности культур в центральных и окраинных областях Средней Азии в рассматриваемую пору.
Исследование раскрывает полиэтничность населения средневековых городов Чуйсксй долины. В пору раннего средневековья процессы межэтнической интеграции наблюдается в культовой архитектуре Сзороастирийский, христианский, буддийские храмы и монастыри), в погребальных сооружениях и обрядах. В период развитого средневековья впервые в архитектуре нашел отражение процесс проникновения в городскую среду кочевого элемента (сочетание стационарного и переносного жилища в Краснореченском дворце третьего периода обживанил, объемно-планировочное решение и элементы декоративного оформления Буранинских мавзолеев).
Всестороннее изучение зодчества средневековой Чуйской долины позволило глубже проникнуть в историческое прошлое народов Кыргызстана, выявить строительные традиции древних мастеров, да-, ло представление о месте средневековой архитектуры Чуйской долины в зодчестве Средней Азии.
Исследование художественного наследия прошлого является необходимым для плодотворного развития культуры. В связи с этим проведенная работа может быть полезной при решении вопросов освоения творческих достижений средневековых мастеров в современной архитектурной практике Кыргызстана, органического развития исторически сложившихся архитектурно-строительных принципов на новом уровне науки и техники. Все это позволяет перекинуть мост из далекого прошлого к налей действительности в разрешении проблемы организации предметно-пространственной среды.
По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:
1. Архитектурный декор объекта УП Буранинского городища //Великий Октябрь и некоторые вопросы исторической науки. - Тезисы докладов и выступлений на научной конференции £1-22 мая 1937 г. - Фрунзе, 1987. - С. 102-103.
2. Таш-Рабат. - Фрунзе, 1989. - 66 с. с ил.
3. Раскопки дворцового здания на Краснореченском городище //Известия АН Киргизской ССР. - 2>рунзе, 1990. - № I. - С. 57-63.
4. К вопросу о гармонизации в средневековой архитектуре Кыргызстана. Анализ соразмерностей планов памятников чуйских городки //Архитектура и строительство Узбекистана. - Ташкент, 1991. - № 5. - С. 7-9.
Раннесредневековые буддийские храмы Чуйской долины. Формирование локального архитектурного типа //Известия АН Республики Кыргызстан. - Бишкек, 1992. - № I.- С. 36-44.
£. О некоторых проявлениях взаимодействия в градостроительстве и архитектуре Чуйской долины в средневековую пору //Взаиодей-ствие кочевых и оседлых культур на Великом шелковом пути. - ТД международного семинара ЮНЕСКО. Алма-Ата, 1991. - С. 91-92.
7. Исследования на центральном холме (раскоп X) и в северо-западной части городища Бурана (объект УП) //Бурана и Красная Речка. 2 п.л. (в соавторстве), (в печати).
£. Архитектурный декор однокамерной мечети-мавзолея городища Бурана //Бурана и Красная Речка. 1,5 п.л. (в печати).
3. 0 "втором" буддийском храме Краснореченского городища (к реконструкции плана святилища) //Из истории и археологии древнего Тянь-Шаня. 0,7 п.л. (в печати).
1С. Отражение культурных взаимосвязей в средневековой архитектуре Кыргызстана //Великий шелковый путь: этногенетические и культурно-исторические связи Кыргызстана. 0,5 п.л. (в печати).
II. Буддийские памятники средневековго Кыргызстана /Дудожествен-ная культура Средней Азии и Ирана. 1.5 п.л. (в соавторстве), (в печати).
Научно-популярные статьи
1. К тайнам древних веков //Советская Киргизия- 1986, 18 октября.
2. Копируя ... Герострата //Строительная газета. 1987, 10 сентября .
3. Как жили наши предки // Советская Киргизия. 1988, II марта.
4. Памятник из легенды //Советская Киргизия. 1990, 10 июня.