автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Домашнее и ремесленное производство традиционной албанской одежды в XIII - начале XX в.

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Новик, Александр Александрович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Автореферат по истории на тему 'Домашнее и ремесленное производство традиционной албанской одежды в XIII - начале XX в.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Домашнее и ремесленное производство традиционной албанской одежды в XIII - начале XX в."

§ РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

0 Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого ^ (Кунсткамера)

1

На правах рукописи НОВИК ЛЛЕКСАВДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

ДС:АГГ2Е И РЕгсдзннсЕ прсхзвсдсшс

ТРАДИЦИОННОЙ АЛБАНСКОЙ ОДЗГДЫ В XI - НАЧАЛЕ XX В.

Специальность - 07.00.07. - этнология, этнография, антропология

Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук

Саикт-Петербург, 1937

Работа выполнена в Отделе европеистики и общей этнографии Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

Научный руководитель: кандидат исторических наук Ю.В. Иванова Официальные оппоненты:

Доктор исторических наук С.Б. Рождественская

Кандидат исторических наук Н.М. Калашникова

Ведущая организация: Кафедра теории и истории культуры

Санкт-Петербургской государствен™ академии культуры

Защита состоится 1997 г. в I' ~~ час.

на заседании совета Д 002.76.02. по защите диссертаций на соиск ние учёной степени доктора исторических наук при Музее антропол гии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН по aflpecj 199034 г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д.З

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Музея антрополо! и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН.

Автореферат разослан " Л'З " UWLL 1997 г.

Учёный секретарь специализированного совета Д 002.76.02.

кандидат исторических наук A.M. Решетов

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Актуальность исследования ■ Значительная роль костюма в сис-тег.ге ценностей определённого этноса признаётся практически всеми этнографами, изучающими народную культуру. Изучение одежды и её производства как части традиционно-бытовой культуры уне давно стало необходимым разделом любого исследования, посвящённого культуре одного или нескольких этносов. Неизменная актуальность проблематики обусловлена необходимостью сравнительно-типологического анализа костюмов разных народов для решения более масштабных проблем культуры народов мира.

В контексте стоящих перед современной наукой задач проблематика производства традиционной одежды в албанском ареале выглядит весьма актуальной. Этническая ч этнокультурная история албан-:ев привлекала и привлекает внимание учёных самых разных специальностей: историков, этнографов, археологов, антропологов, лингвистов, искусствоведов. Одним из наименее разработанных вопросов этнокультурной истории албанцев является история производства традиционной одегкды, создание и функционирование широчайшего спектра костюмов в регионе.

Предмет диссертационной работы. Предметом работы является шбанский традиционный костюм, рассматриваемый в аспекте его сования в широкой исторической ретроспективе.

Одежда, представляя собой искусственные покровы человечес-сого тела, является важнейшей частью культуры в самом широком поливании этого слова. Кроме утилитарного назначения, — защиты тега от воздействия наружной среды, — одежда может обладать сигнификативными и ритуальными функциями.

Рассмотрение производства традиционной одежды в домашнем :озяйстве и в мастерских ремеслен«икоЕ-профессионатов представля-

ет тему исследования. В широком плане создание костюмов охватывает различные сферы деятельности человека: производственную, культурную, социальную и др. В рассматриваемый период изготовление одежды прошло разные стадии развития производительных сил, при этом оно всегда соответствовало новым социальным, экономическим и политическим условиям, принимая, как правило, соответствующие им формы.

На протяжении всего рассматриваемого периода, с ХШ по на чало XX в., большая часть одежды в регионе производидась в услов ях домашнего хозяйства. Огромную роль в истории албанского костю ыа сыграло ремесленное производство. В процессе изготовления тра диционной одежды видное место занимали кустарные промыслы. Определённый вклад в производство костюмов и различных материалов внесли монастыри (данная тема тем более интересна, что она практ чески не исследована).

Создававшийся в албанском ареале ярчайший спектр традиц! онной одежды являлся результатом кропотливого труда многих поко> лений, передававших на протяжении столетий потомкам свой опыт, навыки, способы хозяйствования, традиции, характеризовавшие этн ческую культуру народа. Опыт предшественников обогащался собств ними достижениями, вбирая многое из культуры соседних этносов.

Разработка данной темы представляется важной. Во-первых одежда представляет собой конкретный и достаточно богатый источ ник изучения народного быта в различные исторические периоды. В вторых, изучая материалы, используемые для изготовления одежды, можно судить о производстве в условиях домашнего хозяйства и ре месленной организации, а также о рабочих инструментах и оборудс вании, различных технологиях и методах труда. В-третьих, иccлe^ вание помогает сделать выводы об обеспечении рынка и торгово-хс зяйственных связях как внутри ареала, так и вне его. В-четвёр-

тых, одновременно социальные, религиозные л территориальные различия, отражённые в вариантах костюма, выступают индикаторами общественных отношений. 3-пятых, важная причина изучения одежды — в её эстетической и художественной ценности.

Цель и задачи исследования. Достижение основной цели исследования, — комплексного анализа производства традиционной одежды в албанском ареале на фоне чередующихся исторических эпох, — осуществлялось решением следующих задач:

1). Рассмотрение костюма как результата хозяйственной деятельности. Здесь велось изучение пс трём взаимосвязанным линиям:

а) получение сырья, изготовление исходных материалов, непосредственное создание одежды внутри домашнего хозяйства;

б) ремесленное производство как "индустрия" эпохи;

в) другие формы производства сдеэды (промыслы, сезонные занятия) — их постепенное отделение от сельского хозяйства, выход на профессиональный уровень.

2). Выявление исторических напластований, отражённых в костюме и его производстве как в элементе этнической культуры. Здесь было важно выделить преемственность на данной территории традиций иллирийской культуры с последующим сильным влиянием византийской, славянской, венецианской и османской культур (при огромней роли референтной группы в данном процессе).

3). Рассмотрение костюма как символа этнической принадлежности и этнического самосознания (стчичительная функция).

4). Изучение костюма как марки социальной стратификации общества.

5). Выявление признаков, характеризующих костюм как элемент художественного творчества.

Региональные границы исследования. Географически рассматривается ареал, включающий в себя территорию современной Албании,

Края Косово, входящего ныне в состав Союзной Республики Югославии, значительной части Республики Македония, а также районы Северной Греции с компактно проживающим албанским населением. Все эти земли издавна были заселены албанцами и представляли собой единую этническую область, до сих пор сохраняющую общность с точки зрения традиционной культуры. Албанское население проживало также в приграничных районах Черногории, с жителями которой албанцев связывали тесные экономические, культурные и кровно-родственные связи. Особенно важным и актуальным видится то, что албанский костюм и его производство впервые анализируются в границах, охватывающих все земли с албанским населением.

Хронологические рамки исследования — ХШ - начало XX в., -определяются тем, что попытки самого широкого изучения бытования традиционной одежды и её производства в регионе в более крупном историческом плане ограничены нашими возможностями. Мы располагаем источниками, позволяющими говорить о создании костюмов лиаь с ХШ - Х1У вв. Более ранние материалы и сведения дают лишь общее представление о характере костюма и его производства. Последующие за ХШ столетием века оставили богатый иконографический, эпистолярный и фактический материал для исследования. Начало XX в. явилось важным периодом развития албанского традиционного костюма, отмеченным большим разнообразием форм и качества исполнения, после которого, с середины века, произошло постепенное затухание широкого бытования народной одежды и свёртывание её производства в связи с распространением общемировых типов костюма.

Методология и методика исследования.. В методологическом плане при изучении производства традиционной одежды автор исходил из понятия нерасчленённости, синкретизма культуры. Очень ваз но было отказаться от искусственного разделения единой народной культуры на "материальную" я "духовную". Культура — не набор ме

ханически соединённых элементов, а живая саморегулирующаяся система, пронизанная множеством связей, способтя компенсировать утраты и усваивать влияния извне.

Историко-этнографическая реконструкция и ретроспективный анализ создания народного костюма как неотъемлемой части культуры албанцев позволили выявить его место в сложной, комплексной системе жизнеобеспечения, сложившейся в течение длительного исторического периода.

Сравнительно-исторический анализ хозяйственного комплекса был бы не полным без характеристики тех экономических, социальных, политических явлений и процессов, которые имели место в регионе в ХШ - начале XX в.

Выявление этнической специфики традиционного костюма и условий его производства потребовало разработки специальной методики такого рода исследования. Выработка подобной методики помогла значительно расширить возможности привлечения материалов по культуре жизнеобеспечения албанцев в качестве источника для изучения этнической истории народа и путей формирования традиций. Основные методические посылки можно сформулировать следующим образом:

Во-первых, производство традиционного костюма рассматривалось как целенаправленная деятельность человека, исторически выработавшего определённые навыки и способы ведения хозяйства. Сам хозяйственный уклад, а также, в значительной степени, стереотипы поведения практически всегда обусловлены, с одной стороны, природными условиями, с другой стороны, взаимодействием с соседними этносами. На последних этапах исследуемого периода к параметра« экологической обусловленности производства одежды необходимо отнести техногенный фактор.

Во-вторых, были выделены основные производители и соответствующие ии способы, приёмы труда, организация работы и технологии.

В-третьих, весь создававшийся комплекс одежды рассматривался в строгой зависимости от ориентации сбыта (социальная, поло-возрастная, конфессиональная принадлежность будущего владельца).

В-четвёртых, важным принципом исследования стало комплексное привлечение данных различных научных дисциплин, занимающихся албанской проблематикой: истории, археологии, антропологии, лингвистики, диалектологии, искусствоведения, фольклористики, литературоведения, — и сопоставления их данных с собственно этнографическим материалом.

В-пятых, создание одежды изучалось в историческом контексте. При этом учитывалась степень врастания инноваций в комплекс культурных традиций.

В-шестых, необходимость постановки изучаемого материала на твёрдую фактологическую основу обусловила применение метода картографирования. При этом был применён комплексно-сопоставительный принцип.

Степень изученности теш. Накопление научных знаний об одежде албанцев и её производстве началось с середины XIX в. До втого времени свидетельства о костюмах и технологиях их изготовления носили фрагментарный и чисто описательный характер. Как правило, почти все сведения об албанской одежде прежних эпох оставили иностранцы. К ХУШ столетию относятся первые попытки в европейской науке изучения албанского языка и определения места албанцев в истории континента (немецкий историк И. 1Уныанн). Сведения об образе жизни населения региона (пастушеское хозяйство в горах, ремёсла и торговля в городах) опубликовал в 1814 г. англичанин Уильям М. Лик, автор первого комплексного труда по балканистике. Началом собственно албановедения в европейской науке явились труды австрийского консула И.Г. Хана (1854 г.), снабжён-

ные общирными комментариями из области бытования традиционной одежды, а также об уровне развития ремёсел по её производству. Труды И.Г. Хана придали импульс серьёзному научному исследованию ареала. В конце XIX в. появились описания албанских земель, составленные русскими дипломатами в этой части Балканского полуострова А.Ф. Гильфердингом и И.С. Ястребовым.

Исследования собственно албанского костюма и его производства относятся к началу нынешнего столетия (Ф. Нопча, М. Шуфляи, А. Хаберландт). Новый импульс изучение албанской традиционной одежды получило после второй мировой войны, когда в Албании и Косово были созданы академические институты и подготовлены собственные этнографические кадры. Перед учёными стояла труднейшая задача — комплексное исследование всех зон ареала. За последние полвека наука обогатилась важными сведениями о распространении различных типов одежды по областям, о способах хозяйствования и т.д. Изготовление различных материалов в условиях домашнего хозяйства, создание некоторых деталей одежды, женское рукоделие были проанализированы Р. Зойзи, Л. Лямеборши, И. Бихику. Система профессиональных объединений ремесленников была описана 3. Шкодра, С. На-чи. Значительный вклад в изучение ремесла на Балканах внёс болгарский учёный Н. Тодоров. Состояние ремёсел в Косово было описано югославской исследовательницей Д. Статовци. Значительным вкладом в дело изучения албанской традиционной одежды явились труды албанского учёного А. Гьерги. Её работы посвящены самым разным аспектам албанского костюма и его производства. Кустарные промыслы Албании исследовались А. Онузи, М. Гирта.

В нашей отечественной науке албанский костюм исследовался Ю.В. Ивановой. В её работах уделяется внимание ритуальной одежде, использовавшейся в различных обрядах, а также хозяйственному укладу албанцев. В сфере интересов учёного находятся вопросы этниче-

- о -

ских контактов, широкий спектр балкановедческих проблем.

Для данной теш в сравнительном плане большой интерес представляют работы. Н.И, Лебедевой, Г.С. Масловой, С.Б. Ровдественской, Н.И. Гаген-Торн, Н.М. Калашниковой, Т.А. Крюковой.

Источники. Источниковую балу исследования составили, помимо работ перечисленных авторов, также:

1). Вещественные памятники фондов различных музеев. Это, в первую очередь, коллекция МАЭ (№ 540-3 аб; 546-1,2,3 аб,4,5;

№ 540-5; № 540-4 (ф); № 540-1 в; № 533-12/а2,в), а также коллекции Российского Этнографического Музея (г. Санкт-Петербург), Исторического Национального Музея в Тиране, Этнографического музея в г. Берате, фонды Музея средневекового албанского искусства в городе Корча.

2). Материалы, публиковавшиеся в многочисленных альбомах

и каталогах, выходивших в Албании, Германии, Италии и др. странах. Были привлечены также другие иконографические материалы, хранящиеся в архивах и музеях: рисунки, гравюры, фоторграфии и проч.

3). Публикации путешественников и дипломатов, а также полевые материалы автора, собранные во время научных командировок (в Косово.в 1990 г., в Албании в 1992, 1994 и 1996 гг., в Македонии в 1994 г.). Важные материалы были собраны во время экспедиции в высокогорной области Дукагьин (сентябрь 1996 г.), где автор работал по программе составления Малого диалектологического атласа балканских языков.

Исследование, имеющее своей целью комплексный анализ созца ния всего спектра традиционного костюма, уже само по себе имеет научную ценность, так как позволяет рассматривать многообразие реалий не как набор случайных предметов и фактов, а как систему комплексов, занимающих важнейшее место в жизни этноса.

Научная новизна работы заключается в привлечении самых

разных материалов по производству традиционной одежды в качестве источника по этнической истории албанцев, выявлении реальных границ и временных рамок распространения различных элементов культуры, их появления, развития и вхождения в комплекс традиций. При этом впервые анализируется весь спектр производства костюма в ареале в широкой исторической ретроспективе — с ХШ по начало XX века. Сюда входит рассмотрение производства одежды в крестьянском хозяйстве (для собственного потребления и на продажу), в условиях ремесленной организации и в монастырском хозяйстве. Впервые подробным образом описывается рэмесло портных в ареале (при разработанной тематике организации корпораций и конкретных случаев бытования костюма). Изучение различных комплексов одежды и её типов в разные эпохи и в разных зонах ареала позволяет исследовать механизм вхождения инноваций в комплекс этнической культуры, процесс взаимовлияния традиционного и нового в системе человеческих ценностей.

Научно-практическая значимость работы заключается в том, что её материалы и выводы могут быть использованы при написании обобщающих этнографических трудов о способах изготовления традиционной одеэды у народов мира и, в частности, у народов Балканского региона, при чтении спецкурсов по истории одежды и домашних промыслов.

Апробация, исследования. Результаты работы нашли отражение в курсе лекций по албанской этнографии, прочитанном в Санкт-Петербургском государственном университете. Тккже были сделаны доклады на научных конференциях: "Вещь в контексте культуры" (организованной в феврале 1994 г. Государственным Музеем истории религии и Институтом истории материальной культуры); ¡а первой в России "Международной конференции по албанистике, посвященной общественной, литературной и научной деятельности выдающегося пред-

ставителя Рилиндье Комбэтарэ (Национальное возрождение) Сами 5ра-шери (1850 - 1904)", проходившей в июне 1994 г.; на ХХ1У, ХХУ и ХХУ1 межвузовских научно-методических конференциях преподавателей и аспирантов, проходивших в стенах Санкт-Петербургского государственного университета (1995, 1996, 1997 гг.); на международных Чтениях памяти A.B. Десницкой в мае 1995 г.; на международном симпозиуме "Скандербег в албановедении" (июль 1996 г.); на научной сессии ХУШ Международного семинара по албанскому языку, литературе и культуре (Тирана, август 1996 г.); на Международном симпозиуме "Искусство иконописи в Албании", организованном в рамках "Дней европейского наследия" (г. Корча, Албания, сентябрь 1996 г.); на семинаре "Ювелирное искусство и материальная культура" в Государственном Эрмитаже (ноябрь 1996 г.). Основные положения работы изложены в четырёх публикациях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. Главы включают в себя разделы и параграфы.

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ.

Введении раскрывается актуальность темы, степень её изученности, сформулированы цели и задачи исследования, его территориальные и хронологические рамки, изложены методы анализа материала, дана характеристика источников, освещены вопросы теории, Прилагается также краткий исторический очерк албанских земель.

Глава I "Домашнее производство одежды" состоит из трёх разделов. Первый раздел посвящён производству материалов для изготовления одежды: первичная обработка волокнистых культур и шерсти, создание тканей, трикотажа, текстильной галантереи, нетканых материалов. Рассматриваются следующие этапы изготовления одежды: I) подготовка и обработка материала; 2) придание формы изделию; 3) внешние украшения.

Материал, использовавшийся в одежде, можно разделить на два класса: а) животного происхождения; б) растительного происхождения. Искусственные материалы и сырьё в исследуемый период в костюме практически не использовались. Исключение составляли лишь синтетические красители (получившие распространение с 70-х годов XIX в.).

Животного происхождения следующее сырьё: овечья шерсть, козий пух, кожа, мех и позднее шёлк. Сюда относятся и шкуры домашних животных, выделка которых отличалась в условиях крестьянского хозяйства от выделки кож и более ценного меха. Растительного происхождения лён, конопля и в более поздний период ( с ХУШ в.) — хлопок.

По функциональному использованию в производстве одежды данные виды сырья можно разделить на три следующие группы:

— лён, конопля, шёлк и хлопок в большинстве случаев служили для пошива белья и летних вариантов костюма;

— шерсть использовалась для верхней одежды, а также для создания головных уборов;

— козий пух, мех, кожа, шкуры животных служили для изготовления тёплых вещей, определённых видов костюма, а некоторые ¿атериалы и для изготовления обуви.

Для каждого материала обработка имела свои особенности и ¡акреплённую традицией последовательность операций. В различных эайонах края наблюдалась известная вариативность; в целом же, цэоизводственному процессу были присущи определённые универсальнее черты.

Стадию подготовки и первичной обработки основных материа-юв завершало прядение. Пряли шерсть, пух, лён, коноплю и хлопок.

Только шёлк не всегда нуждался в прядении. Если в подготовке сырья в домашних'хозяйствах могли принимать участие мужчины, то прядение являлось чисто женским занятием. Готовую пряжу подвергали окраске. В албанских землях производили окраску либо уже готовых тканей, либо материал окрашивали сразу после его первичной обработки, ещё до прядения.

Каждай цвет имеет свою историю в развитии традиционной одежды. Древний албанский костюм не был ярким и многоцветным. Костюмы горцев и жителей отдалённых и труднодоступных районов, остававшихся обособленными на протяжении длительного времени, говорят об умеренной цветовой гамме одежды в отдалённом прошлом. То же подтверждают и детали немногочисленных старинных костюмов, сохранившиеся до наших дней.

На костюм в албанском регионе, вобравший в себя многие черты древней иллирийской культуры, огромное влияние оказали элементы, византийской и славянской культур, а также ориентальный костюм с его полихромностыо. Влиянием различных культур и объясняется, в значительной степени, многообразие национального костюма.

Цвета делятся на более древние по использованию и на вошед шие в употребление позже. Изначальные цвета являются исходными цветами самих материалов. Другие же цвета входят в гамму одежды в различных районах выборочно; они встречались первоначально в орнаменте вышивок или являлись колером шнуров и лишь позже стали определять полностью ту или иную часть костюма. Самыми распространёнными в народной одежде являлись три цвета: белый, чёрный, красный.

Из спряденных окрашенных нитей ткали полотнища. Данную работу, как правило, выполняло несколько женщин или девушек. В разных районах применялись различные варианты ткацкого оборудования. Ткацкое оснащение претерпевало в рассматриваемый период значитель

ные трансформации (замена вертикального ткацкого станка горизонтальным) , в то время как сама техника работы не претерпевала существенных изменений: на нити основы вручную подбивали трансвер-сивную нить.

Шерстяные ткани чаще всего подвергали ещё и обработке на сукновальне "¿эдстйль". И если ткачество являлось в албанском ареале женским занятием, то валяние сукна "шайак" либо ^жгун" было мужским делом.

Готовые тканые полотнища из различных материалов раскраивались и в умелых руках мастериц или мастеров превращались в саше различные детали традиционного костюма. Некоторые элементы костюма, например, "гуну", кроили из обработанных шкур домашних животных. В покрое были сконцентрированы все конструктивные замыслы, в нём воплощались достигнутые многими поколениями навыки и мастерство по создан™ одежды.

Скроенные детали сшивались, и готовая одежда украшалась вышивкой либо аппликацией "гайтаном" — шнуром, игравшим важную роль в украшении албанского костюма, а также служившим для закрепления швов.

В албанском ареале было широко распространено валяние войлока. Из войлока делали мужские головные уборы — келеши, а также гуну, войлочные ковры.

Видное место в создании различных деталей костюма и материалов для его украшения принадлежало рукоделию. Под рукоделием подразумеваются все работы, выполнявшиеся с нитью и не нуждавшиеся в тканье (художественное ткачество представляет собой исключение, ему в ареале отводилась особая роль). При этом выделяются следующие занятия: I). Вязание на спилах; 2). Вязание крючком; 3). Вышивание иглой; 4). Плетение; 5). Аппликагия гайтаном.

Анализ производства костюмов и материалов показывает вы-

сокую степень мастерства народа в данной сфере, а также подтверждает преемственность традиций в крае от поколения к поколению.

Второй раздел главы посвящен элементам традиционного костюма. Здесь проводится анализ состояния всего комплекса традиционной одежды в ареале, а также предлагается классификация типов и вариантов костюма в целом.

Развитие производительных сил, тесные экономические связи между различными зонами ареала и зарубежная торговля способствовали на рубеже XIX —XX вв. небывалому прогрессу в сфере производства традиционных костюмов в условиях домашнего хозяйства. На этот период выпадает бытование самого широкого спектра народной одежды. Утверждению многих автохтонных типов сопутствовало чрезвычайно богатое разнообразие областных форм. В этой множественности выкристаллизовывались те специфичные структурообразующие черты, отличавшие албанский костюм от всех прочих. Для мужского костюма можно выделить следующие типы: I). Костюм с фустанеллой — широкой юбкой из множества клиньев; 2). Костюм с длинной рубахой и дола-мой — верхним распашным одеянием из белого шайака; 3). Костюм с _тЙ2чи — узкими штанами с двумя накладными карданами без подкладки; 4). Костюм с брещше — длинными, по щиколотку, штанами, широкими в поясе и сужавшимися книзу; 5). Костюм с поту£э — короткими, до колен, штанами.

Для женского костюма можно выделить такие типы: I). Костюм с цщблетой — широкой колоколообразной юбкой, сшивавшейся из горизонтальных полос и кусков ткани; 2). Костюм с длинной рубахой и передником; 3). Костюм с длинной рубахой и двумя пристил-ками — фартуками сзади и спереди; 4). Костюм с мбээгыэлэсэ — широкой юбкой, сшитой из двух горизонтальных полос; 5). Костюм с брек^ше — широкими штанами, сужавшимися книзу.

Комплексу и женской и мужской одежду тон задавало поясное

одеяние. В костюмах весь исследуемый период продолжала проявляться жизненная сила традиций, дававшая неисчерпаемый материал для формотворчества и поиска новых путей народной культуры.

В третьем разделе главы анализируются кустарные промыслы. Промыслы представляли собой одну из форм производства одежды в регионе. Апогей развития народных промыслов пришёлся на ХУ111 столетие и первую половину XIX в., что было связано с развитием товарно-денежных отношений и расцветом экономики Албании в целом. Роль промыслов была значительной в создании всевозможных видев рукоделия, в изготовлении елеков — традиционных безрукавок, в украшении одежды золотным шитьём. Эволюция развития промыслов сопровождалась созданием технических средств труда и способов его организации, увеличением и обогащением ассортимента выпускавшихся изделий, организацией сети распределения последних.

Глава II "Ремесленное производство" состоит из трёх разделов. Первый раздел посвящен истории ремёсел в албанском ареале. Ремёсла играли важную роль в экономической и социальной структуре общества на разных стадиях его истории. Археологические находки подтверждают наличие развитого ремесленного производства б ареале в саше отдалённые эпохи. Для успешного развития ремёсел существовали важнейшие условия: наличие полезных ископаемых, гидроресурсов, топлива (древесина), а также продуктивное скотоводство и землепашество. В обществе сложились необходимые социальные предпосылки. История развития ремёсел в ареале имеет следующую периодизацию: I. Эпоха античности и раннего средневековья; II. Период с ХУ — по середину XX в.; III. Середина XX в. — по наши дни.

Организационные формы ремесла албанцев претерпеяи влияние римских коллегий, византийских профессиональных объединений, гехов Западной Европы, ориентальных корпораций — эснафов, — принесших с собой свои экономические и духовные институты. Поступательное

развитие ремесла в ареале продолжалось до середины XIX в., когда особенно явственно наметился глубокий экономический кризис страны. Её рынки заполонили импортные европейские товары. Албанские ремесленники не могли выдержать конкуренции зарубежных фирм. Со второй половины XIX в. средневековые профессии ремесленников начали исчезать. Значение сохранили лишь те виды ремёсел, которые были связаны с изготовлением национальной одежды и традиционной домашней утвари.

Во втором разделе главы характеризуются ремёсла, которые были непосредственно заняты производством одежды в ХШ —начале XX в. При этом уместно систематизировать ремёсла, задействованные в создании комплекса костюма, по функции, которой служат предметы, исполняемые различными ремесленниками. Так выделяются ремёсла: I) создававшие предметы одежды в узком утилитарном понимании носильных вещей; 2) выполнявшие украшения одежды и других предметов; 3) изготовлявшие обувь; 4) производившие головные уборы; 5) ювелирное мастерство.

При анализе ремесла портных, создававших одежду для различных слоев общества как из местных тканей и материалов, так и из привозных, большое внимание уделяется торговым связям ареала и заимствованиям в области костюма. При описании ремесла кожевников, игравших очень значительную роль в экономической, общественной, политической жизни албанских земель, выделяются причины его гипертрофированного развития: I) особенности внутреннего экономического развития, обеспечивавшего массовое производство сырья — сырых кож; 2) военный характер османского феодализма, с его потребностями в большом количестве выделанных кож и предоставлении стабильного рынка сбыта для мастеровых. До конца XIX в. выделка кож оставалась во многих городах самым развитым и распространённым ремеслом. Обувное ремесло было представлено тремя ремесленными органи-

зациями: мастеров опингаджи — производителей опингов — обуви из сыромятной кожи; мастеров папучеджи, занимавшихся изготовлением тапок; а также сапожников, создававших различную кожаную обувь. Подробно анализируется ремесло по производству наланов. — традиционной обуви на деревянной подошве. Рассматривается мастерство создания келеш — мужских головных уборов из войлока,служивших яркой маркой этнического самосознания. Описывается ремесло ювелиров, создававших изделия из золота и серебра и снискавших особую славу на всём Балканском полуострове своими изделиями из филиграни.

В третьем разделе главы характеризуется производство одежпд в монастырях. Монахи изготавливали шёлковые ткани, украшали одежду золотным шитьём. Ярмарки и торжипр. часто собирались у стен монастырей и были, как правило, приурочены ко дням святых — покровителей монастырей. Текке' (обители) дервишей исламской сокты бек-ташй покровительствовали кожевникам-дубильщикам по вс^й стране, а также сами являлись очагами данного производства.

В Заключении подводится итог всего исследования и формулируются общие выводы комплексного анализа производства одежды в албанском ареале с ХШ по начало XX в.

Весь изучаемый период характеризовался высокой степенью развитости дела создания костюмов. Многообразие изготовлявшейся одежды находилось в соответствии с имевшимися условиями и напрямую зависело от потребностей общества.

I. Природные условия Албании позволяли производить разнообразное сырьё для изготовления одежды. Наличие подходящих почв, соответствующие климатические условия и навыки населения обеспечивали стабильное создание значительного количества материалов как животного происхождения (шерсть, пух, ножи, мех, шёлк), так и растительного (лён, конопля, позднее хтопок). Население страны имело многовековой опыт в культивировании волокнистых куньтур и выращивании скота. Основным сырьём для народного костюма служила

шерсть. Она доминировала в одежде во все эпохи и во всех районах региона.

Выбор материалов зависел от типа хозяйства, распространенного в той либо иной области. Искусственные материалы и сырьё получали распространение лишь с середины XIX в.

2. До начала XX столетия большая часть одежды производилась в домашнем хозяйстве. Это было продиктовано условиями, определявшими жизненный уклад большинства населения страны. Традиционную одежду производили практически в каждом деревенском доме, а также в большинстве городских семей. Этим в основном занимались женщины и девушки. Мужчины могли выполнять определённые операции, касавшиеся, в первую очередь, первичной обработки и подготовки материала.

У албанцев не существовало универсальных правил подготовки и обработки сырья, создания материалов, пошива одевды. Региональные различия в приёмах и способах труда, технологиях, в применяемом оборудовании и инструменте объяснялись, в известной мере, силой традиций, а также были обусловлены слабыми хозяйственными связями между областями.

3. Развитие техники позволяло производить самые разные ткани и материалы. Рано в крае получил распространение горизонтальный ткацкий станок. С появлением в регионе в конце ХУШ в. ремесленно-фабричного ткацкого станка домашнее изготовление текстиля стало постепенно затухать.

4. Длительнейший этап истории страны характеризовался простым производством, равным потреблению. С развитием производительных сил зарождается расширенное, т.е. товарное производство для обмена. Это послужило стимулом для развития кустарных промыслов, ставших важным звеном в цепи изготовления национальной одежцы. Фактором усиления позиций промыслов в ХУШ в. послужило дальней-

шее развитие товарно-денежных отношений, укрепление экономических связей мевду зонами ареала.

5. Важнейшим условием производства широкого спектра костюмов послужило наличие развитого ремесла. №.стерство профессионалов (а в некоторых случаях, только оно одно) могло обеспечить широчайшую гамму сложных по своему составу комплексов, характеризовавших албанский костюм в разные эпохи.

Развитие ремёсел испытало на себе воздействие различных форм корпоративных объединений (это и римские коллегии, и профессиональные союзы Византии, и цехи Западной Европы, и, наконец, ориентальная система эснафов). Изменения в системе ремесла всегда соответствовали новым условиям и потребностям общества.

Если в ХШ —ХУП вв. руками мастеров создавалась одежда почти исключительно для нувд знати, клира, зажиточных горожан и служилого люда, то с ХУШ в., когда на сиену практически натуральному хозяйству пришло товарное, ремесленники всё чаще стали изготавливать костюмы для крестьян. В работе мастера использовали как местные материалы и сырьё, так и привозные (из западных и восточных стран). О собственно албанской моде в одежде аристократов мы можем говорить начиная с первой четверти ХУ в. С ХУШ в., в связи с ростом производительных сил, развитием рынка, начинается сближение между костюмами аристократов и простого люда. До начала XX в. ремёсла сохраняли приоритетные позиции в деле создания костюмов, являлись ориентиром для других производителей одежды.

6. Значительный вклад в создание костюмов вносили христианские монастыри. Особенно ощутимым он был в производстве шёлковых тканей, а также в украшении одежды золотными вышивками и аппликацией позументом. Обители мусульманской секты бекташи славились умением обработки и дубления кож.

7. Албанский традиционный костюм в своих многочисленных

зональных вариантах имел самое широкое бытование в ареале на протяжении всего изучаемого периода. Традиционный костюм вобрал в себя (с точки зренин кроя, выбора материалов, отбора цветовой гаммы) многие черты древней иллирийской культуры, огромное влияние оказали элементы византийской и славянской культур, а также ориентальный костюм, получивший распространение с османским завоеванием в ХУ1 — ХУП вв. Зарождению новых тенденций в развитии одежды способствовало начало использования европейского костюма в конце XIX в. Возможность использования новых материалов, широкие межэтнические контакты, овладение новой техникой (швейные машины, фабричные ткацкие станки и т.п.), знакомство с различными способами и новыми мотивами украшения привели к значительному развитию производства одевды.

Длительному сохранению традиционного костюма способствовал рост национального самосознания албанцев, боровшихся за независимость. Национальный костюм служил при этом яркой маркой этнической принадлежности.

8. Главным дифференцирующим признаком костюма была принадлежность владельца к определённым поло-возрастным группам. Мужская и женская одежда составляли две саше большие группы костюмов. Детская одежда отличалась особой простотой. Костюм взрослой группы лишь незначительно зависел от возраста владельца, отличительную функцию несли на себе варьирующие признаки (выбор цветовой гаммы, орнамента, украшения и т.д.).

Женский костюм был значительно многообразнее мужского. Его типы насчитывали большое количество областных вариантов, а также переходных форм. В известной степени, данный факт можно объяснить тем, что женщины вели более закрытый образ жизни, меньше контактировали с жителями других областей.

9. Социальная стратификация албанского общества отражалась

а выборе тканей, покрое, способах украшения костюма. Экономическое положение хозяина отражалось в одежде более отчетливо, чем его конфессиональная принадлежность. Тем не менее одежда католиков, православных и мусульман имела зачастую существенные различия даже в рамках одной и той же местности.

10. Существенной была разница в костюме различных социальных групп внутри одного общественно-социального класса. Отличались костюмы вдов, женщин, у которых мужья находились вдали от дома,

и Т.д.

11. Яркий отпечаток накладывала на костюм его ритуальная функция. Самым нарядным являлся в крае свадебный костюм. Отличалась траурная одежда.

12. Эстетическая функция почти полностью выражалась варьирующими признаками. Именно на них ложилась основная этнодифферен-цирующая нагрузка.

13. Ргзные климатические условия ареала и смена сезонов влияли на выбор материалов внутри типов традиционного костюма (одну и ту же деталь могли изготавливать из разных тканей). Ко выбор материала не находился в прямой зависимости от природных условий областей, а был в большей степени предопределён хозяйственным укладом населения.

14. Различные производители одежды: крестьяне, ремесленники, кустари, — при всей своей ориентации на разных потребителей, производили зачастую одни и те же комплексы и из одинаковых материалов. Мастера-ремесленники только раньше начали использовать привозные ткани, красители-, сопутствующие товары, быстрее откликались на изменения моды.

15. Важную роль в истории албанского костюма сыграл фактор престижа. Ориентация на изменявшиеся центры метрополий привносила инновации в складывавшийся на протяжении столетий традиционный

костюм.

16. Многие элементы, а также типы и варианты албанского костюма не имели аналогов у соседних народов. С другой стороны, многие характерные черты, определяющие общность с культурами других народов Юго-Восточной Европы, говорят о значительном масштабе межэтнических контактов в регионе в исследуемый период.

17. На примере развития одежды в крае можно с уверенностью говорить о традиции территории в целом в рамках изучаемого периода и предшествующих эпох. Изучение производства одевды в ареале позволяет нам явственно представить основные пути развития албанского традиционного костюма и способы его изготовления на протяжении веков, а это, в свою очередь, помогает проследить основные этапы этнической истории и культуры народа.

Основные положения диссертации изложены в следующих научных публикациях автора:

1. Ремесленное производство одежды в Косово во 2-ой половине XX века // Вещь в контексте культуры. Материалы научной конференции. Февраль 1994 года. СПб., 1994. С. 76-77.

2. Албанское ювелирное мастерство ХУП - нач. XX вв. // Кунсткамера. Этнографические тетради. СПб., 1995. Вып. 8-9. С. 39-44.

3. Албанская серебряная филигрань // Семинар "Ювелирное искусство и материальная культура". Тезисы докладов участников третьего коллоквиума. СПб., 1997. С. 53-54.

4. Арберийские украшения // 2км же. С. 54-55.