автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Драматургия Анри де Монтерлана и жанр трагедии

  • Год: 1983
  • Автор научной работы: Корженевская, Нина Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
Диссертация по филологии на тему 'Драматургия Анри де Монтерлана и жанр трагедии'

Введение диссертации1983 год, автореферат по филологии, Корженевская, Нина Ивановна

П. Трагедии Анри де Монтерлана 51 а) художественное творчество Монтерлана до 52 1942 года; б) "Мертвая королева" и проблема трагического конфликта; 58 в) "Малатеста" и проблема трагического героя; 78 г) "Пор-Рояль" - "католическая трагедия"; 108 д) "Испанский кардинал" и проблема бессмысленности человеческого существования; 127 е) "Гражданская война" ~ предел пессимизма и

139 отчаяния.

Ш. Заключение. О творческом методе Монтерлана 147

-драматурга.

1У. Список использованной литературы. 172

Условные сокращения:

ЛЛШЛ - Henry de Montherlant, "La Reine morte", Paris, Gallimard, 1942.

Ivlivi - Henry de Montherlant, "Ualatesta", Paris., Gallimard, 1947. ►MMS — Henry de Montherlant, "Le Maltre de Santiago", Paris;, Gallimard, 1947.

MT - Henry de Montherlant-, "Theatre"', Paris,, Gallimard, 1954. iMC - Henry de montherlant, "Carnets,", Paris, Gallimard, 1947. ►iviDJ - Henry de Montherlant, "Don JUan", Paris, Gallimard, 1957. ►MCE - Henry de Montherlant, "Le Cardinal a'Espagne", Paris,, Gallimard, i960. uE - Henry de Montherlant, "Essais", Paris., Gallimard, 1965. ►ШС - H.de iviontheriant, "La guerre civile", Paris, Gallimard, 1965.

Mva- H.de Montherlant, "Va jouer avec cette poussiere", Paris, Gallimard, 1966,

С.ЫТС - H.de Montherlant, "Le treizieme Cesar", Paris:, G.t 1970. £;MTSM - H.de Montherlant, "La. tr age die sans, masque", Paris., Gallimard, 1970.

5.MTFE - H.de Montherlant, "Tous feu:: eteints", Paris,, Gallimard, 1975.

Исторический контекст творчества Анри де Монтерлана.

На рубеже Х1Х-ХХ веков капитализм вступает в свою высшую и последнюю фазу - империализм. Нарастает количество признаков, свидетельствующих о приближающемся и неотвратимом крахе; обостряются противоречия между трудом и капиталом, между рабочими и буржуазией. Как указывал В.И.Ленин, две основные исторические тенденции воздействовали на развитие общественной жизни на рубеже веков: "С одной стороны, тенденция буржуазии и оппортунистов превратить горстку богатейших, привилегированных наций в "вечных" паразитов на теле всего человечества. С другой стороны, тенденция масс, угнетаемых сильнее прежнего и несущих все муки империалистических войн, скинуть с себя это иго, ниспровергнуть буржуазию. В борьбе между этими двумя тенденциями неизбежно будет развертываться теперь история рабочего движения" /1/

Приближение общего кризиса оказывает огромное влияние на все стороны духовной жизни Европы, находит свое отражение в идеологии и искусстве.

Литература и, в частности, драматургия, как и другие области духовной жизни, переживает процесс идейного и эстетического размежевания. Писатели и драматурги испытывают на себе влияние различных философских и эстетических систем. В полной мере сказывается "столкновение двух культур в одной национальной культуре"/2/ - культуры последовательное буржуазной и культуры прогрессивной, обладавшей демократическими и даже социалистическими чертами.

Именно в этот период формируются два крыла французской

1. В.И.Ленин, ПСС, т.30, стр.175

2. Там же, т.24, стр.119 литературы: прогрессивно-демократическое и реакционно-клерикальное, к которому принадлежит и творчество Анри де Монтер-лана. .

Буржуазная мысль все настойчивее придерживается тех идеологических систем, которые имеют буржуазно-охранительный характер. С конца XIX века широкое распространение приобретает философия позитивизма, изложенная в трудах О.Конта и Г.Спенсера, оказавшая значительное влияние на литературу: её восприняли теоретики натурализма, в первую очередь, И.Тэн.

Снова возродился на рубеже веков интерес к пессимистической философии А.Шопенгауэра - перед лицом неизбежного краха буржуазная мысль проникается апокалиптическими мотивами, которым учение А.Шопенгауэра оказалось созвучно. Его теории были развиты и дополнены в философских сочинениях Ф.Ницше .

Широкое распространение получает также интуитивизм А.Бергсона, неокантианство, прагматизм и другие направления. Буржуазная мысль свидетельствует о глубочайшем кризисе буржуазного общества.

Этот кризис нашел своё отражение в декадентском искусстве; декадентское мироощущение определяется растерянностью буржуазной интеллигенции перед социальными противоречиями эпохи. Декадентское искусство призывало к уходу от современной действительности, немалое место в нем занимали эксперименты в области формы. По своему содержанию декаданс нередко смыкался с политической реакцией - так было, например, в творчестве итальянского писателя Г.Д'Аннунцио, французского писателя М.Барреса и ряда других писателей.

Одновременно с развитием буржуазной философии и декадентского искусства на рубеже веков стремительно распространяются социалистические теории, учение К.Маркса и Ф.Энгельса, затем - В.И.Ленина.

На рубеке веков реалистическая драматургия становится достоянием всей Европы. Л.Н.Толстой, А.ПЛехов, Г.Ибсен, Б.Шоу, Р.Роллан подняли реалистическую драматургию на невиданно высокий уровень, их произведения послужили основой, фундаментом для возникновения драматургии социалистического реализма.

К началу XX века, буржуазный строй успел полностью исчерпать свои прогрессивные возможности и дискредитировал себя в глазах различных слоев населения. Прогрессивные писатели, чьё творчество развивается на рубеже веков, дают глуб окую и беспощадную критику буржуазной действительности, показывают непримиримость основных противоречий капитализма, рисуют распад всех клеток буржуазного организма и все смелее обращают свой взор к народным массам.

Первая мировая война доказала всему миру несостоятельность империализма. Рождающееся в этот период новое искусство - искусство социалистического реализма - продолжает традиции критики буржуазного общества, углубляет и расширяет эту критику, - и в то же время показывает, реальную силу, способную преобразовать мир: передовые писатели всех стран связывают свои надежды с трудящимися массами, в первую очередь - с рабочим класс см, свершившим в 1917 году первую в истории человечества победоносную социалистическую революцию и открывшим для народов всех стран путь в светлое будущее .

Первая мировая война и Октябрьская революция в России оказали огршное влияние не только на передовое, реалистическое искусство. Декадентское искусство также претерпевает значительные изменения; в 10-2 0 годы складывается его новая разновидность - модернизм.

Термином "модернизм" различные литературоведы обозначают разные понятия. Некоторые склонны отождествлять его с понятиями "декаданс", другие проводят между декадансом и модернизмом хронологические границы, третьи рассматривают декаданс как понятие более широкое, "родовое", а "модернизм" - как более узкое, "видовое".

В настоящей работе мы придерживаемся точки зрения, высказанной Д.В.Затонеким и другими советскими литературоведами, что модернизм - "это форма декаданса, его ответвление и продолжение. Термин "декаданс" закрепляется. за некоторыми явлениями нереалистического искусства конца прошлого -начала этого века, а термин "модернизм" - за аналогичными явлениями 2 0-60-х годов текущего столетия"/1/.

Декадентов конца прошлого - начала нашего века привлекала идея служения "чистому искусству", они стремились уйти мыслью в прошлое, отгородиться от современной жизни, замкнуться в себе.

После первой мировой войны и революции такой уход в "башню из слоновой кости" стал невозможен. Писатели оказались лицом к лицу с историей. i

1. Д.Затонский, "Франц Кафка и проблемы модернизма", Москва, Высшая школа, 1972, стр.4

Модернизм - это ".порождение анархистского ума, ума мятущегося, раздвоенного, ума, догадывающегося о разложении капитализма, но и зараженного ядовитыми отходами этого разложения и оттого созревшего до все отрицания" /1/.

Большинство модернистских течений и школ не стремится полностью отгородиться от современной жизни, напротив - они претендуют не только на эксперименты в области формы, но стремятся стать идеологическими течениями.

Модернизм, как и декаданс в цел см, связан с консервативной, а иногда и реакционной идеологией. Иногда это открытое прославление войны, колониальных захватов, тоталитарного режима, диктатора. В других случаях эта связь сложна и не лежит на поверхности. Она может выражаться уже в том, что творчество писателей модернистов - тоже явление кризисное, оно "как бы разделяет с буржуазией её историческую судьбу и является символико-апокалиптической формой выражения её духовного кризиса и упадка. И с этой точки зрения безысходность, страх, даже искривленность художественных проекций. естественны, субъективно правдивы"/2/. Обе эти формы связи с реакционной идеологией мы наблюдаем в творчестве Монтерла-на.

Модернизм, как и декаданс в целом - порождение эпохи упадка буржуазного строя.

Язвы капитализма стали столь очевидными, что не только прогрессивно настроенные писатели, но даже многие писатели

1. Д.Затонский, "Франц Кафка и проблемы модернизма", Москва, Высшая школа, 1972, стр.16

2. Там же, стр.18 правой ориентации приходят к критике отдельных сторон жизни буржуазного общества. Это своеобразная критика "справа": обличая-порой в весьма резкой форме - пороки буржуазного мира, эти писатели уверены в прочности и незыблемости его основ*, в поисках идеала они обращают свои взоры не вперед, а назад, не в будущее, а в эпоху феодального варварства, в эпоху тирании Цезаря.

Свои надежды на "улучшение" буржуазного мира они связывают не с народными масиами и не с рабочим классом - которые они глубоко презирают и считают "навозом истории", - а с сильной личностью, "сверхчеловеком", тираном, диктатором, охваченным стремлением к власти.

Эта традиция критики буржуазного общества "справа" берет свое начало в работах немецкого философа и писателя Фри-д^риха Ницше ( 1844-1900).

Ницше подвергает резкой критике мещанскую мораль и буржуа зно-меща не кую культуру, поскольку считает, что она подавляет и закрепощает человека, поскольку эта культура "массовая", снижающая все ценности до уровня "посредственности": "Кизнь - это кладезь радости; но там, где пьет также чернь, все колодцы отравлены" /1/.

Буржуазно-мещанской "толпе", "черни" Ницше противопоставляет "сверхчеловека": ".из нас, избравших самих себя, должен произойти избранный народ - а из него сверхчеловек"/2/. Ницшеанский "сверхчеловек" является представителем интеллек

1. Ф.Ницше, "Так говорил Заратустра", Мос к.книгоиздательство, 1912, стр.99

2. Там же, стр.83 туальной элиты общества; он непременно одержим "волей к власти": "Только где есть жизнь, там есть также и стремление: но не стремление к жизни, а - так учу я тебя - стремление к власти" /1/. К "сверхчеловеку", считает Ницше, неприменимы никакие категории морали, никакие законы, предназначенные для "черни". Ему "все дозволено* и единственный критерий его действий - его собственное "я", являющееся мерой и оценкой всех вещей.

Задача "сверхчеловека - подчинить "чернь" и завоевать весь мир. "Вы должны любить мир как средство к новой войне. Призываю вас не к труду, а к борьбе. Советую вам не мир, а победу" ./2/.

Сам Ницше называл себя декадентом. "К декадансу же он относит и родантизм, и христианство, как религию, принимающую сторону "слабого, низкого, неудачливого, и Христа считает декадентом.

Потом он решил, что выздоровел, но на факте обратился к другой форме декадентства.

Мир болен, это ему ясно, но он предлагает свои средства лечения: милитаризм, видящий в цивилизации "своего естественного врага", возвращение к дикости" /3/.

Во Франции традицию критики буржуазного общества "справа" связывают обычно с именем М.Барреса.

1. Ф.Ницше, "Так говорил Заратустра", Моск.книгоиздательство, 1912, стр.122

2. Там же, стр.49

3. И.Е.Верцман в кн.: "Проблемы художественного познания", Москва, Искусство, 1967, стр.251

Морис Баррес (1862-1923) был крупнейшей фигурой во французской буржуазной литературе на рубеже веков. В ранних произведениях он выступает как характерный представитель декаданса. В своей трилогии "Культ "Я" Баррес воспевает изощренный индивидуализм. В его последующих ршанах - "Враг законов" и "О крови, страсти и смерти" писатель предлагает культ красоты, уход в себя, бездействие и самосозерцание; излюбленные декадентами темы красоты и индивидуализма занимают здесь очень большое место.

В последующих произведениях Баррес приходит к прославлению "энергии", "активности". Особенно показательна в этом смысле его трилогия "Роман национальной энергии", где речь идет о воспитании молодежи в духе национализма, ставится вопрос о диктаторе, который покончил бы с парламентской системой, чтобы "активизировать шовинистическую и милитаристскую политику" /1/, выступает за единение национализма с католицизмом. Образцом диктатора, способного возродить "национальную энергию]' Баррес считает Наполеона.

Вместе с тем, Баррес в своих произведениях критикует многие стороны жизни буржуазного общества.

Так, в 1894 году он публикует "День в парламенте", где показывает вырождение буржуазного парламентаризма. Комедия заканчивается словами: "Взгляни, дитя мое, взгляни повнимательнее на этих людей и научись презирать их: это все сво

1. Ф.Шиллер, "История западно-европейской литературы нового времени", т.З, Москва, Гослитиздат, 1938, стр.176 почь!" /1/. Посвящается эта комедия "республиканцам без парламента" .

В третьей части своего "Романа национальной энергии" -"Их лица" - Баррес снова дает резкую критику парламента,, Третьей республики и процветающей в этот период коррупции. Но он критикует буржуазный парламентаризм не во имя идеи демократии, а наоборот: как и Ницше, он уповает на сильную личность: "Каждый борется, чтобы захватить себе место на пиру жизни, а самые сильные стремятся властвовать как Цезарь" (сё~ sariser) /g/

За этой сильной личностью Баррес признает право вершить судьбы других людей и безраздельно властвовать над ними. "Ны были бы счастливы, если бы наш разум . утверждал право каждого властвовать как Цезарь", - говорят персонажи его романа "Беспочвенные" /3/.

Но, разумеется, речь идет не о каждом человеке, а об элите, к которой принадлежат, по мнению Барреса, люди знатного происхождения, владеющие капиталем и обладающие определенным интеллектуальным уровнем. Как и Ницше, Баррес считает, что избранная личность не обязана подчиняться законам,"толпы" она сама - единственный судья своих поступков: ". все мои рассуждения подразумевали, что каждый находит закон в себе самсм, а не в сводах, установленных обществом" - размышляет

1, Цитирую по кн. Ф;Шиллера, стр.175 2 i'i.Barrds, "Les deracines", Paris., Charpentier, 1897, p.472.

3.Ibid., p.421. один из его героев /1/.

Анри де Монтерлан (18 96-1973) продолжает традицию критики буржуазного мира "справа", традицию, идущую от Ницше и Барреса.

Ницше был одним из кумиров Ыонтерлана: "Он более, чем кто-либо, производит впечатление гениальности. Он обескураживает: он сказал все. Иногда я говорю себе: "Между ним и Христом нет никого" /2/.

За свою долгую жизнь Монтерлан написал множество произведений различных жанров: романы, поэмы, стихи, заметки, очерки, дневники, пьесы. Первое его произведение (из опубликованных) написано в 1914 году - это пьеса "Ссылка", последние его произведения вышли в 70-х годах. Мировоззрение Мон-терлана складывается в период, предшествовавший Первой мировой войне, в годы войны и первые послевоенные годы. Проследить этот процесс формирования мировоззрения помогают сборники эссе и дневники, которые отражают все важнейшие моменты биографии писателя, а также все изменения его идейных, философских, этических и эстетических позиций.

Важнейшие этапы его юности - коллеж и война. В коллеже Сен Круа де Нейи Монтерлан проучился недолго; в марте 1912 года он был исключен оттуда (этот период его биографии послужил материалом для пьесы "Город, принц которого - ребенок" (1951) и рсмана "Мальчики" (1969).

Время учебы в коллеже писатель всегда считал самой

1. Ibid., р.457.

2. A.Blanc, (iMon the riant, pessimiste heureux", Paris,, jbe Centuron, 1968, p.35. счастливой порой своей жизни и сохранил самые светлые воспоминания об этих днях. Прославлению коллежа и религиозного образования, прививающэго детям вкус ко внутренней жизни, "жизни духа", - посвящены эссе его первого сборника "Утренняя смена караула" ( 192 0).

В этом сборнике отразился также опыт войны, на которую Монтерлан отправился добровольцем. Первая мировая война оказала весьма значительное влияние на его формирование и дала материал для целого ряда эссе, пьесы "Ссылка" и романа "Сон".

Эссе, опубликованные в "Утренней смене караула", показывают, что Монтерлан, в отличие от других писателей своего поколения, не стал ни певцом "потерянного поколения", как Э.-М.Ремарк, Р.Олдингтон, ранний Э.Хемингуэй, - ни борцш против войны и милитаризма, как А.Барбюс, П.Вайян-Кутюрье и другие. Монтерлан оказался в лагере империалистической реакции. В своих эссе он прославляет империалистическую войну и французов, которые в ней участвовали. Его восхищает судьба тех, кто отправляется на фронт прямо со школьной скамьи и погибает, ничего не успев узнать и увидеть в жизни. "В этой любви к трупам "девятнадцатилетних", в этом восхищении "жертвенной кровью" проявлено столько цинизма, сколько его могло быть у правоверного ученика Барреса" /1/.

Вернувшись домой после войны, Монтерлан "ищет себя" в корриде и спорте, причем в ряде произведений он связывает спорт с буржуазной идеологией - в спорте он видит путь оздоровления нации, разрешения всех социальных противоречий, а

1. И.Анисимов, в кн.: Монтерлан "Холостяки", М., Гослитиздат, 1936, стр.4 также метод подготовки будущих воинов-завоевателей. "В спорте он ищет путь к "реконструкции" буржуазного общества, область спорта - это кузница "новых людей". Спортивная экзальтация Монтерлана приобретает философский и политический характер. Это попытка спасти гибнущую цивилизацию"/1/. Теме спорта посвящена двухтомная книга Монтерлана "Олимпийцы" ( 1924), в которой собраны эссе, новеллы, поэмы и стихи, прославляющие спорт и спортсменов. Хотя название книги должно вызывать образы богов Олимпа, до уровня которых писатель стремится возвысить своих героев, книга его не содержит никаких обобщений, она распадается на отдельные описания, некоторые её фрагменты более всего напоминают пособие по анатомии детальнейшим воспроизведением каждой мышцы персонажа. Монтерлан не делает попытки изобразить духовный мир "новых людей". Так мировоззренческая, политическая ущербность оборачивается художественной несостоятельностью. "Он создал большую галерею манекенов , - вот почему книги Монтерлана содержат в себе элемент кошмарного" /2/.

В конце 2 0-х годов писатель переживает душевный кризис, вызванный тем, что он до сих пор не может найти свое призвание, свое место в жизни, не может примириться с собой и окружающими. В это время он предпринимает длительное путешествие по Африке, надеясь обрести душевное равновесие.

Сборники "У источников желания" (1927) и "Рыцарство небытия" (1928) составлены из эссе, написанных в годы кризи

1. И.Анисимов, в кн.: Монтерлан, "Холостяки", Москва, Гослитиздат, 1936, стр.6

2. Там же, стр.8 са. В них есть и путевые заметки, и размышления автора на различные темы, - здесь же мы видим попытку обобщить свои взгляды на мир, изложить своё мировоззрение в виде стройной системы. Сборник "У источников желания" открывается весьма примечательным эссе "Синкретизм и альтернанс", в котором Монтерлан излагает свою философию. Французские литературоведы придают этсму эссе очень большое значение. "Ключ к театру Монтерлана, как и ко всему его творчеству в целом - это двадцать страниц текста, появившегося в 1S27 году - "Синкретизм и альтернанс", в котором определено основное направление поисков его воображения и его чувств"/1/.

Что имеет в виду Монтерлан, говоря о синкретизме? -"Счастье, страдание, чистота, грязь, мудрость, безумие, -все принадлежит мне и все я хочу испытать, потому что все мне нравится, но ничто не нравится в достаточной мере" /2/.

Идею синкретизма дополняет идея "равновесия": добро уравновешивает зло, аскетизм уравновешивает разврат, благородство уравновешивает низость, и так далее. А следовательно - делает вывод Монтерлан - все всегда правы: прав я, прав и мой противник; прав тот, кто борется, и тот, кто предает. К этой мысли писатель возвращается неоднократно и впоследствии, например, в книге "Трагедия без маски", вышедшей в 1972 году /3/. Равновесие должно быть и в самом человеке, сильная

I(J.de Laprade, dans: Н. de Montherlant, "Theatre", Paris, Gallimard, 1954, p.IX.

H.de Montherlant, "Romans., et oeuvrea de fiction, non theatrales",

Paris., Gallimard, 196Z, p.309. .MTSLI, p. 165. личность нуждается в равной мере и в лучшей, и в худшей стороне своего "я".

Но, если все в жизни приемлемо, что же следует выбрать, чтобы жить с наибольшей полнотой? Монтерлан советует опираться на принцип "чередования": быть то мудрецом, то безумцем; то злым, то добрым, и так далее.

Нить с наибольшей полнотой в понимании Монтерлана -это значит жить для себя и только для себя, для удовлетворения своих потребностей и желаний. Действительно, зачем стараться ради других, когда заранее известно, что любая служба бесполезна? Сам Монтерлан называет свою позицию "рыцарством небытия".

Таким образом, данные сборники отразили завершающий этап формирования жизненной философии Монтерлана - философии индивидуализма и эгоцентризма. "Единственный наш долг - жить для себя, вернее, для самой возвышенной стороны нашего "я" -и, чтобы определить эту сторону, нет никакого иного критерия, крдае нашего собственного мнения" /1/. В начале сороковых годов Монтерлан вернется к этой теме и еще раз пояснит, что же нужно "самой возвышенной стороне нашего "я": "С тех пор, как из моей жизни ушли война, спорт, коррида, то есть с тридцатилетнего возраста, в жизни моей нет ничего, креме литературного творчества и чувственных наслаждений" /2/.

В этих сборниках появляется также понятие "качества" -если человеку присуще "высокое качество" - значит, это "сверх

I.A'.Blanc, "Ыопtheriant, pessimiste heureax", Paris,, Le Centiu-on

1968, p. 126, .LIE, p. J.576, человек", "сильная личность", ему все дозволено и обычная мораль неприменима к нему. Если же человек "низкого качества" - он всю жизнь обречен оставаться "посредственностью". Никакого определения понятию "качества" Монтерлан не дает, оно остается чисто субъективным.

Взгляды Монтерлана остаются неизменными в своей основе на протяжении всей его жизни. В соответствии с этой философией строит он свои произведения и образы своих героев.

После путешествия по Африке Монтерлан постоянно живет в Париже и занимается литературным трудом, он убедился, что его призвание - литература.

В 1932 году выходит сборник эссе " Mors et Yita ", основной темой которого снова является война. Сюда включены эссе, навеянные войной, написанные после выхода "Утренней смены караула". В сборник включен; в частности, "Похоронный гимн в память павших у Вердена", написанный в 1824 году. Верден изображается Монтерланом, как символ героизма, "великий пример жертвенности". Он утверждает, что кровь была пролита не напрасно.

В 1935 году Монтерлан публикует сборник "Бесполезная служба". Его название является выводом, к которому писатель пришел уже в тридцатые годы: любая служба бесполезна, действия человека лишены смысла. В сборнике собраны эссе на различные темы: описание визита на кладбище, рассуждения о спор1 те, о политике, о смерти некоего буржуа.

Монтерлан обличает пороки современного буржуазного общества: низость, вульгарность, позёрство, бездуховность -и утверждает в противовес им "мораль качества", "мораль "сверхчел овека".

В сборниках "Сентябрьское равноденствие" (1938) и "Июньское солнцестояние" (1941) отразилась атмосфера Франции накануне войны и Франции, потерпевшей военное поражение и оккупированной гитлеровскими войсками. В этих сборниках Монтерлан говорит много нелестных слов в адрес "расслабленной" Франции, ".он восхваляет общественный строй тоталитарных государств; фашистской Германии и Италии, их "этику", якобы мужественную и героическую"/1/.

Многие писатели и общественные деятели Франции осудили предательскую позицию Монтерлана в столь тяжелое для его родины время. Подпольная "Леттр Франсез" в своем первом нсме-ре опубликовала разоблачающие его материалы. После войны его позицию гневно осудила Симона де Бовуар в своей книге "Второй пол". Однако, в ответ на обвинения в коллаборационизме, предъявленные ему после Освобождения, Монтерлан категорически отрицал за собой всякую вину.

Разгром фашизма во Второй мировой войне разрушил идеал Монтерлана, окончательно уничтожил его надежду на появление "сверхчеловека", этот идеал обнаружил свою нежизненность. И Монтерлан, как большой писатель, идя вразрез со своим мировоззрением, рисует в своем послевоенном творчестве закат, деградацию и гибель "сверхчеловека", показывает его несостоя-тел ьн ость.

Воинствующий индивидуализм, аристократический снобизм, презрение и ненависть к людям, к народу - и вместе с тем чувство одиночества, тоска, страх смерти, пессимизм и безыс

1:. "История французской литературы", изд.АН СССР, т.1У, стр.212 ходность характеризуют его произведения послевоенного периода ;

Но постепенно схлынул в стране всенародный подьем,Народного фронта и Сопротивления, снова поднимает голову реакция-и снова перед Монтерланда открылись двери издательства и театров. В 1962 году Монтерлан избран членом Французской Академии.

В 1953 году Монтерлан публикует "Тексты, написанные во время оккупации". Это эссе и просто краткие высказывания о военном поражении Франции, о литературе, о милосердии и сладострастии, о Сен-Симоне, Гёте и так далее. В ряде новелл сборника намечаются сюжеты и образы будущих произведений писателя: так, сюжет новеллы "Узники" будет с незначительными изменениями перенесен в пьесу "Ничей сын".

В 1967 году Монтерлан опубликовал свои дневниковые записи 1930-1944 годов, креме тех, которые вошли в другие сборники. В 1966 году он публикует продолжение дневниковых записей под заголовком "Поиграй с этой пылью". Наконец, в 1975 году были изданы посмертно дневники последних лет жизни писателя под названием "Погасив все огни". Записи объемом от одной строки до нескольких страниц представляют собой высказывания автора по самым различным вопросам литературы и общественной жизни, драматургии и театра, мировоззрения и личной жизни писателя. На примере этих трех томов дневниковых записей очень четко прослеживается эволюция Монтерлана в сторону пессимизма, отчаяния, озлобления и ожесточения. С каждым годом нарастают человеконенавистнические мотивы, чувство бессмысленности всего сущего. Монтерлан испытывает желание палить из пистолета в своих соотечественников, которые, якобы, не способны подняться до его уровня. Мораль "сверхчеловека" смыкается с моралью фашизма.

В послевоенные годы Монтерлан продолжает много писать, как в жанре драматургии, так и в жанре романа. В начале 70-х годов здоровье его ухудшается. В 1973 году он кончает с собой, застрелившись из пистолета. х х х

Монтерлан, вне всякого сомнения, талантливый писатель. Он способен увидеть и передать некоторые существенные тенденции развития французского общества; с другой стороны, он преломляет все увиденное в угоду своим концепциям.

Монтерлан стремится к философичности. Свои взгляды он излагает не только в эссе и дневниках, но и в художественном творчестве, в том числе и в драматургии.

Это стремление к философичности выразилось в его произведениях двояко: в том, что в произведениях Монтерлана чрезвычайно четко и ясно отразился его собственный взгляд на мир, его этические и эстетические взгляды - и в том, что он обращается к проблемам, которые считает кардинальными проблемами человеческого существования, Монтерлан исходит в своих построениях из неравноценности человеческого материала. Человечество он подразделяет на "сильных личностей",элиту, "сверхчеловеков" - и толпу "посредственностей". Его философия - это философия "сильной личности", стоящей "над толпой" .

Монтерлан любит говорить о своей аполитичности, которую считает обязательным условием творчества и гарантией объективности писателя. Действительно, он не стремится отражать в своих произведениях жгучие проблемы современности. Один пример: в 1954-1962 годах Франция ведет войну в Алжире, Монтерлан пишет в эти годы "Пор-Рояль" - о кризисе религиозных сомнений в душе монахинь в ХУП веке; "Бросельянду" - о человеке, обнаружившем, что он является потомком короля; он публикует "Дневники прошлых лет", "Дон-йуана" и "Испанского кардинала" - действие этих двух последних произведений относятся к далекому прошлому, место действия - Испания. Ни малейшего отголоска событий, волновавших тогда весь мир, в этих произведениях нет. Однако, давно известно, что жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Современная действительность вторгается в произведения Монтерлана, даже если действие их отнесено в прошлое, но предстает она в них не в прямом, а в опосредованном виде. Трагедии Монтерлана в определенной мере отражают - хотел того автор или не хотел -утрату идеалов и гнилость буржуазной идеологии.

Так, в пьесе "Магистр ордена Сантьяго", действие которой относится к средневековью, Монтерлан устами Альваро критикует колониализм, экспансионистск.уюполитику правительства Испании, но эта критика может быть отнесена к любой метрополии и сегодня. Друзья и бывшие соратники уговаривают Альваро поехать в Новый Свет на священную войну, но Альваро отвечает: "Священная война? В такой войне, как эта, священной является борьба туземцев. Если бы я отправился в Индию, то только для того, чтобы защищать местных жителей, то есть, по-вашему, "предавать"/!/. r.iiuS, р. 42-45.

Но важно отметить, что Лльваро протестует против жес-токостей колонизаторов не столько из гуманизма, сколько из принципа, пот ему что он не принимает никаких перемен, и потому, что в какой-то мере он верно угадывает пагубное влияние колониализма на экономику самой Испании: "Новый Свет заражает гнилью все, к чему прикасается. Индия - это начало заката Испании. Мы потеряем Индию. Колонии созданы для того, чтобы терять их" /1/.

Но главное;, что руководит им, это отвращение к мирским делам вообще: "Стремиться изменить что-то на завоеванных территориях, когда так срочно необходимо навести порядок внутри страны, - это все равно, что стремиться изменить что-либо во внешнем мире, когда нужно изменить все в себе сам ом"/2/.

Однако, что касается антиколониальных высказываний Монтерлана в этой пьесе, а также в романе "Роза песков", его позицию в данном вопросе нельзя считать твердой, и последовательной. Об этом говорит уже тот факт, что написав "Розу песков" в 1935 году, Монтерлан не публиковал роман более тридцати лет "из патриотических соображений", чтобы не подрывать престижа своей страны - хотя "разоблачения" в романе касаются лишь отдельных фактов, книга не имеет антиимпериалистической направленности, без чего невозможно глубокое и принципиальное разоблачение колониализма. В своем дневнике Монтерлан пишет, что после двух лет работы над "Розой песков" он увидел, "что можно написать совсем другую

M.IS, р. 45-46.

ЫЕ, p. J.J.37. книгу, тоже абсолютно правдивую, но только не против колониализма, а во славу его" /1/. Встав в этом вопросе на сторону прогрессивного человечества, Монтерлан сопровождает свою позицию бесконечными оговорками. Тем не менее, в названных произведениях - пьесе "Магистр ордена Сантьяго" и романе "Роза песков" - содержится, хотя и ограниченная, но все же несомненная критика колониализма. Это - актуальность.

В персонажах пьес Монтерлана - в какой бы век и какую бы страну ни поместил их автор - мы тоже узнаем и современного модернистского "сверхчеловека", и современных буржуазных обывателей. Монтерлан не все приемлет в окружающей его действительности, нередко мы встречаем в его произведениях критику буржуазного общества, но эта критика является весьма ограниченной, это критика в адрес "толпы посредственностей" с позиций "сверхчеловека".

Что же именно критикует Монтерлан? Прежде всего, бездуховность существования мелкобуржуазных мещан, которых он порой совершенно неоправданно называет словом "народ". Однако, с настоящим народом, с трудящимися массами и тем более с рабочим классом Монтерлан не был знаком. Нужно сказать, что Монтерлан беспощаден к тем, кого он именует "толпой", "массой", "народом", "посредственностью" и кто в действительности является представителями мелкобуржуазных кругов. Зло высмеивает он внутреннее убожество подобных людей, единственная святыня для которых - деньги. Так, в пьесе "Гражданская война" Фанний и Летторий решают перебежать из лагеря Цезаря в лагерь Помпея: "Я иду с тобой, и знаешь, по

1. ш, р. чему? Чтобы вернуть свои деньги. Надеюсь, ты никому об этш не скажешь?" - говорит Фанний, богатства которого остались в городе, захваченном Помпеем /1/. Или, например, графиня де Уллоа в пьесе "Дон йуан" рыдает над трупом мужа: "О, я лишу себя жизни над твоей могилой! Вот смотри: я снимаю мой тала-верский гребень! Я сбрасываю свою мантилью! Я сбрасываю свою великолепную шаль ХУ века, за которую мы заплатили 3500 ду~ ро"./2/.

Монтерлан категорически осуждает также карьеризм, стремление выдвинуться ради корыстных целей: так, сестра Флавия, которая шпионит за сестрами в монастыре, чтобы впоследствии стать настоятельницей, сама разоблачает себя в пьесе: "Если бы пятьдесят архиепископов Парижских следовали один за другим, я делала бы каждый раз то, что приказывает тот, который сейчас у власти" /3/. Эти персонажи не имеют прочной нравственной основы, единственный критерий, который они признают, - это личная выгода. Они ненавистны Монтерлану.

Правда, нужно отметить, что все программные герои Монтерлана занимают достаточно высокое положение в обществе -это короли, кардиналы, Папы, знатные аристократы; все они настолько богаты, что денежные заботы никогда не преследовали их).

Монтерлан - певец аристократии, прежде всего, "аристократии духа". Основной его герой - "сверхчеловек", автор считает, что это представитель интеллектуальной элиты общест

1. iviGC, р.46.

2. iuDJ, р.Ю9»

3. iviT, p„i043. ва. Лучшие герои Монтерлана противопоставлены мещанам, они отвергают погоню за богатствами и бездуховность. Так, Альва-ро отказывается ехать в колонии, чтобы разбогатеть. Кардинал Сиснерос ("Испанский кардинал"), несмотря на свое высокое звание, отказывает себе в роскоши и ходит босиком; чтобы заставить его надеть пурпурную мантию кардинала, понадобилось специальное повеление папы, но под мантией Сиснерос продолжает носить вериги; сестры Пор-Рояля пришли из богатых особняков в монастырские кельи.

Монтерлан очень любит своего героя. В то же время все пьесы Монтерлана, особенно трагедии, - объективно показывают обреченность "сверхчеловека". Монтерлан рисует их глубокий душевный разлад, ощущение безнадежности и усталость, кроме того, каждый из его программных героев - либо тиран и убийца (Феррант, Сиснерос, Малатеста, Помпей), либо фанатик (Альва-ро, сестры Пор-Рояля), многие из них психически неполноценны (королева Канна Безумная, Помпей).

Монтерлан, стремясь прославить своего героя, показывает глубокую "трещину" в его душе. Объективно трагедии Монтерлана утверждают нежизненность и обреченность "сверхчеловека", потому неслучайно все трагедии Монтерлана завершаются гибелью "сверхчеловека" (за исключением "Пор-Рояля", где героини в финале отправляются в изгнание, не менее тяжкое для них, чем смерть).

Но, в целом. Монтерлан остается буржуазным писателем, он уверен в незыблемости существующего порядка вещей и не считает ни нужным, ни возможным изменить что-либо в окружающем мире, в обществе. Он утверждает, что современная интеллектуальная элита должна отгородиться от общества и жить жизнью духа".

Хотя Монтерлан писал пьесы на протяжении полувека, его театр представляет собой удивительное единство. С первой до последней пьесы Монтерлан верен себе, словно он всю жизнь пишет одну огромную пьесу, в которой с первого до последнего акта пытается разрешить одни и те же проблемы, где из акта в акт переходят одни и те же персонажи, всё более старея и дряхлея, по мере приближения к финалу. Хотя декорации переносят нас то в древний Рим, то в средневековую Испанию, суть этих пьес ~ то есть идейные, эстетические и художественные принципы, лежащие в их основе, остаются неизменными. Потому всякая попытка разделения творчества Монтерлана на периоды будет достаточно условной. Тем не менее, можно попытаться выделить в его драматургическом творчестве три периода:

1) с 1914 по 1942 год. Период, когда драматургия еще не занимала ведущего места в творчестве писателя. Правда, в эти годы он неоднократно обращался к драматическим жанрам. Уже в это время намечаются основные те-мьг и проблематика его пьес, а также образ его программного героя - "сверхчеловека". Пьесы этого времени рисуют юность "сверхчеловека" и заканчиваются в мсмент его творчества. Из драматических произведений этого периода опубликовано только два: пьеса "Ссылка" (1914) и одноактная картинка "Пасифая" ( 1928);

2) с 1942 по 1954 год-. Период создания наиболее значительных драматических произведений писателя, годы творчес -кой зрелости. Монтерлан разрабатывает центральные темы своего творчества: прославление "сверхчеловека" и осуждение "посредственности", исследование глубин сознания и подсознания своего героя и другие. В пьесах этих лет Монтерлан рисует сверхчеловека" в зрелом возрасте,некоторые из его героев уже приближаются к закату. В ряде пьес "сверхчеловек" одерживает моральную победу, но чаще пьесы завершаются его гибелью. В эти годы им написаны и большей частью опубликованы следующие пьесы: "Мертвая королева" (1942), "Ничей сын" ( 1943), "Малатеста" ( 1944), "Магистр ордена Сантьяго'Ч 1944), "Завтра будет день" (1949), "Те, которых заключают в объятия" ( 1949), "Город, принц которого - ребенок" (1951), "Пор-Рояль" (1953);

3) с 1954 по 1973 год. Период беспросветного пессимизма, отражающего упадок творческих сил писателя. Пьесы этих лет рисуют конец жизненного пути "сверхчеловека". Их главные герои - старики. Самим сюжет см становится приближение смерти и смерть. Монтерлан приходит к выводу, что и жизнь человека, и любые его действия лищены смысла. В эти годы им написаны и опубликованы четыре пьесы: "Бросельянда" (1955), "Дон Еуан" (1957), "Испанский кардинал" (1958) и "Гражданская война" (1964). В 1972 году выходит отдельным изданием книга размышлений М онтерлана о театре и драматургии "Трагедия без маски".

К истории вопроса.

Буржуазное литературоведение поднимает на щит творчество М онтерлана . Библиография работ о Монтерлане, приведенная в книге английского литературоведа Джона Батчелора, изданной в 1967 году, включает 2 05 названий, в тем числе более двадцати монографий. С тех пор вышел еще целый ряд работ обобщающего характера. Подавляющее большинство исследований принадлежит перу французских литературоведов и имеет ярко выраженный апологетический характер. Это видно на примере сборника "Критика наших дней и Монтерлан" /1/. Составитель сборника, один из ведущих "монтерлановедов", Андре Блан, приводит мнения 36 исследователей творчества Монтерлана, что позволяет достаточно ясно представить общую картину оценки творчества Монтерлана во французском и зарубежном литературоведении. Из 36 авторов пятеро высказываются критически: Симона де Бовуар, 1ан Онимюс и Морис Надо (эти последние оба критикуют рсман "Роза песков"), Поль Аршамбо (критикует позиции Монтерлана по вопросам религии, нашедшие отражение в ранних произведениях М онтерлана), и Лан-Луи Кюртис, критикующий его этику и эстетику. Еще четыре автора, давая высокую оценку творчеству Монтерлана в целом, высказывают^., отдельные замечания. Остальные 27 авторов дают самую высокую оценку личности и творчеству Монтерлана. Среди них 1ак де Лапрад, Кан де Бер, Анри Перрюшо и другие.

Столь высокая оценка Монтерлана - певца империалистической реакции, войны и религиозного фанатизма - вполне объясняется тем, что он по-своему, наиболее последовательно, четко и талантливо выражает интересы и устремления определенных кругов французской буржуазии. Монтерлан - выразитель интересов и чаяний уходящего класса.

Монографии, посвященные творчеству М онтерлана, можно разделить на несколько групп по их тематике: наиболее многочисленными являются работы общего характера, рассматривающие в хронологическом порядке основные этапы жизни и творчества

1. A,3Iaric, ".иез. cri.uj.ques; de notre xeraps. ex iuorrcherlarro ■, Ear is, Gamier, x973. писателя. Наиболее подробны и значительны работы П.Сиприо, А.Перрюшо, А.Блана.

Одна из ранних работ о Монтерлане - книга Пюра Сиприо "Монтерлан сам о себе" /1/. Сиприо размышляет о соотношении автора и его героев и приходит к выводу, что у них немало общего. Автор стремится воссоздать облик писателя и человека, он постоянно подчеркивает, что и жизнь, и творчество Монтер-лана построены на контрастах: "гимн во славу жизни - и похоронная песнь" /2/. П.Сиприо не видит никаких недостатков в творчестве Монтерлана и стремится не к тему, чтобы дать критическую оценку, а к тому, чтобы рекламировать его.

Анри Перрюшо в нескольких работах (наиболее обширна монография "Анри де Монтерлан"), приводит подробную биографию писателя, пересказывает содержание всех его произведений, пытается выделить их "квинтэссенцию", то есть то, что мы называем идейным смыслом произведения. Рассматривая мировоззрение и, в частности, эстетические взгляды писателя, Перрюшо постоянно подчеркивает необычайное богатство натуры Монтерлана. А.Перрюшо размышляет, в чем же заключается "послание Монтерлана людям?" - и приходит к выводу, что "размышления об условиях человеческого существования - это и есть его основной вклад во французскую литературу" /3/.

А.Блан в своей монографии "Монтерлан, счастливый пессимист" стремится проследить процесс формирования художника,

1-P.Sipriot, "Mon the riant par lui-тбте", Paris, he Seuil, x966.

2.xbict., p.34.

3.n.perruchot, "I,!on the riant, pessiraiste heureux", Paris,, Gallimard, 1959, p.96, он уделяет большое место системе взглядов Монтерлана, его философии, досконально анализирует основные понятия монтер-лановской философии: "синкретизм", "эквивалентность", "глубина", "качество" и другие. Блан показывает, что в центре этого мировоззрения находится "я" писателя. Последовательно вскрывая мораль индивидуализма, А.Блан весьма далек от ее осуждения и считает ее моралью гения.

Авторы некоторых монографий сосредотачивают свое внимание на отношении Монтерлана к религии и доказывают, что Монтерлан - ревностный католик и даже. святой! Такова книга 1ана де Бера "Монтерлан - человек, обращенный к богу", вышедшая в 1963 году. Она и сегодня остается одной из базовых работ о Монтерлане во французском литературоведении. Рассматривая произведения Монтерлана в хронологическом порядке, де Бер стремится связать их с событиями жизни автора и показать "движение к святости". Де Бер заявляет: ". если найдется такой человек, который не любит произведения Монтерлана или не преклоняется перед его личностью, то это уже само по себе является свидетельством убожества данного человека, либо морального убожества, либо интеллектуального, либо того и другого одновременно" /1/. Такое восхищение Монтерланом становится понятным, если учесть, что у де Бера немало общего с ним. Один пример: оба считают, что война имеет немало положительных сторон, что это "время истины". Де Бер называет Монтерлана "истинным патриотом" на том сомнительном основаl»J.de Beer, "montheriant, ho ram е en с ombre.'do DieuParisj, Flammarion, 1963, р.Юб. нии, будто бы во врзмя войны гораздо опаснее было публиковать свои произведения легально, как Монтерлан, нежели под псевдонимом и подпольно, как писатели Сопротивления. Работа де Бера полна противоречий: так, говоря о персонажах произведений Монтерлана, он приходит к выводу, что все они на одно лицо и все это - один и тот же персонаж, "достаточно вульгарный хам" /1/, а несколькими страницами выше и ниже он утверждает, что все произведения Монтерлана гениальны, что Монтерлан и в жизни, и в творчестве постоянно стремится "превзойти себя", -а это и есть "святость". Книга де fjiepa реакционна и тенденциозна от первой до последней страницы.

В католическом духе написана работа Жоржа Бурдонова "Анри де Монтерлан". Он считает, что "христианство пустило глубокие корни в душе Монтерлана" /2/. На протяжении всей работы он настаивает еще на одном факторе - "духе коллежа". Монтерлан, по его мнению, всю жизнь был верен "духу коллежа',1 в котором он учился, и всю жизнь он искал общность людей, которая могла бы заменить ему коллеж, именно этого он искал в войне, спорте, и эти же поиски наполняют ? все его творчество .

В этом Бурдонов тоже видит признак "христианской души".

Многие работы посвящены специально драматургии Монтерлана. Наиболее полными и получившими наибольшее признание

I. ibia., р. а.07 ► a.G.Bourcionove, "Henry de I.Iontheriant", Paris;, ей. universitaire, о 195Й, p. являются работы Еака де Лапрада, Лака Робище и Джона Батче-лора.

Еак де Лапрад, автор монографии и ряда статей о драматургии Монтерлана, является одним из самых страстных поклонников театра Монтерлана. В его пьесах он видит "патетику, торжественность, гармонию". Он считает театр Монтерлана психологическим по преимуществу, в этом смысле он сравнивает его с древнегреческим театром и театром Еана Расина. Центральная тема театра Монтерлана, по его мнению, - это тема "ссылки", которая проходит через все творчество Монтерлана. Он характеризует театр Монтерлана, как "театр боли, основанный на чувстве, так как он лишен идеологии" /1/. Отсутствие идеологии - отнюдь не недостаток, по мнению де Лапрада, скорее наоборот, это залог торжества чистого искусства.

Еак Робище в своей монографии серьезно и убедительно анализирует каждую пьесу Монтерлана, рассматривает каждый персонаж его театра. Он намечает общую линию развития драматургии Монтерлана, а затем уделяет особое внимание трем пьесам, которые считает наиболее характерными для драматурга; "Мертвая королева", "Магистр ордена Сантьяго", "Пор-Рояль". Он подчеркивает, что Монтерлана интересуют общечеловеческие проблемы. По определению Робище, театр М онтерлана находится "между крайней оригинальностью неповторимых глубин человеческой души" и отказом от всего нового в области формы. Робище считает, что для верного понимания произведений Монтерлана нужно в первую очередь глубоко изучить внутренний мир l.o. de Laprade, daiis: H.de Iviorrtherlant, "TheStre", Paris-., Gallimard, 1954, p.XXXI. самого писателя. Высоко оценивая драматургию Монтерлана в целом, автор монографии вместе с тем отмечает слабые стороны его творчества, просчеты отдельных пьес, считает попросту неудачными пьесы "Те, которых заключают в объятия", "Завтра будет день".

Сам Монтерлан дал высокую оценку монографии английского литературоведа Дюна Батчелора "Существование и воображение". Батчелор разделяет суждения Монтерлана обо всех его пьесах и анализирует их. Однако, анализ сводится в этой монографии, в сущности, к выявлению мотивов и причин поступков действующих лиц-. Опираясь на авторские комментарии Монтерлана, Батчелор в отдельных случаях утрирует мысли писателя и доводит их до абсурда, так, говоря о пьесе "Город, принц которого -ребенок", автор вслед за Монтерлан ом подчеркивает, что коллег - привилегированное место, что отношения героев чисты и возвышены и делает отсюда вывод, что любовь между двумя мальчиками гораздо лучше, чем любовь между мужчиной и женщиной /1/. Он солидарен со всеми любимыми героями Монтерлана и уверен, что это незаурядные личности. Он делает вывод, что театр Монтерлана - это шаг на пути к метафизическому театру и значительный этап развития драматургии XX века.

Монографические исследования отдельных пьес Монтерлана состоят, большей частью, из подробнейшего комментированного пересказа пьесы с пояснениями к каждой реплике, почему данный персонаж сказал и сделал именно то, а не другое, что он

1 • J.Batchelor, "Existence and Imagination", Queesland press, 1967, p* 212:- 2ZQ. в это время думал и чувствовал, чего добивался /1/. Всем анализируемым пьесам дается самая высокая оценка.

Пять объемных монографий посвящено женским образам в творчестве Монтерлана. Характерно, что все они написаны женщинами/2/. Для нас наибольший интерес представляет книга Поль д'Аркс, потому что предметом ее исследований является драматургия Монтерлана. Автор поясняет, что она сознательно сосредоточила свое внимание именно на женских образах и именно в драматургии, потому что такая постановка проблемы позволяет ей держать в поле зрения все творчество Монтерлана: драматургию, романы, эссе. Подчеркивая, что Монтерлан - великолепный знаток человеческой души, и, креме того, непревзойденный стилист, автор монографии во многом не разделяет его мнения о женщине и ее месте в жизни общества и неоднократно вскрывает узость и ограниченность его точки зрения по этому вопросу, оставаясь в целсм преисполненной уважения к Монтер-лану.

1. Например: д-.в1апс, "La Heine morte"' de Henry de Montherlant", Paris,. Gallimard, 1970.

2.H.Mady, "Les; femes: dans: l'oeuvre de Montherlant", Toulouse, 1957 <T.Sadelion, "Montherlant et les, femines;"-, Paris, Plon, 1950,

N .Debrie, "Le рб1е feminin dans^ l'oeuvre de inonthe riant -, Paris-Lyon, Vitte, 1954.

N .Debrie-panel, "Montherlant, L'art et l'amour" , paris>-Lyon, Vitte, i960.

P.A'rx, "La fernrne dans, le theatre de Montherlant", Paris, Nizet, j.972»

Высоко отзываются о его личности и творчестве авторы статей, опубликованных в специальном выпуске "Нового французского журнала", посвященном творчеству Монтерлана /1/. Этот нсмер представляет собой нечто вроде развернутого некролога. Статьи разнообразны по тематике (о личности писателя, о проблемах творчества, о стиле и т.д.), но все они дают самую высокую оценку писателю и его творчеству.

Однако, некоторые писатели и литературоведы не склонны считать Монтерлана национальной гордостью французов. Они высказывают свои суждения кратко и резко. Так, Симона де Бовуар посвятила одну из глав своей книги "Второй пол" ожесточенной критике позиций Монтерлана во время Второй мировой войны, когда ". он искал секрет героической мудрости не в маки, а у победителей" /2/. Кроме того, она зло и остроумно высмеивает женские образы в произведениях Монтерлана и его отношение к женщине вообще. Эта страстная отповедь остается единственной в своем роде.

Еан-Луи Кюртис посвящает Монтерлану одну из глав своей книги, эта глава носит характерный заголовок - "Яростное стремление в ничто". Критика Кюртиса затрагивает не столько произведения, сколько личность Монтерлана. Кюртис критикует его мораль индивидуалиста и эгоиста и считает, что все его творчество есть лишь способ самовыражения, все его герои -он сам, и все его произведения покоятся на ".подвижной ^ "La: Nouvelle Revue Fran^aise", 1973» N ZAZ, 2# S.de Beauvoir, "Le deuxieme sexe", ijaris, Gallimard, 1949, p. 327• комбинации гедонизма и стоицизма" /1/. А лейтмотив его творчества - это и есть стремление в ничто.

Советское литературоведение, фактически, не занималось до настоящего времени изучением творчества Монтерлана. На русский язык переведена только одна его книга - роман "Холостяки", изданный в нашей стране в 1936 году с предисловием И.Анисимова /2/. "Большая советская энциклопедия" и "Краткая литературная энциклопедия" содержат небольшие по объему, резко критические статьи оМонтерлане. "История французской литературы" (издательство АН СССР, т.1У), очень кратко характеризует творчество Монтерлана. Упоминания о нем содержатся в ряде учебников по зарубежной литературе и в некоторых работах по истории западной драматургии XX века /3/.

Советские литературоведы единодушны в оценке Монтерлана, как реакционера, воинствующего католика, профашиста. Только И^Анисимов выражает надежду на возможную эволюцию творчества Монтерлана - его статья написана в 1936 году, когда была почва для таких надежд. Все названные материалы невелики по объему и не ставят своей целью сколько-нибудь подробный анализ творчества Монтерлана. J-L. Curtis, "Haute ecole", Faris, Gallimara, 1972, p.53,

2. А. де M онтерлан, "Холостяки", M., Гослитиздат, 1936

3. Т-.Якимович, "Драматургия и театр современной Франции", Киев, 1968, изд-во ун-та.

Цель и задачи настоящей диссертации. Диссертант ставит перед собой следующие задачи:

- выявление и критический анализ идеологических и эстетических принципов, лежащих в основе творческого метода

М онтерлана-драматурга;

- выявление и анализ особенностей образа трагического героя в драматургии Монтерлана;

- определение места и значения драматургии Монтерлана во французской литературе XX века.

Цель данной работы заключается в том, чтобы показать модернистский характер драматургии Монтерлана и дать ей критическую оценку; показать своеобразие трагедии в литературе модернизма.

Методологической и теоретической основой ис с лед ования явились труды классиков марксизма-ленинизма, материалы и решения пленумов и съездов КПСС, исследования советских литературоведов по различным проблемам западной драматургии (работы Т.Якимович, В.Силюнаса, И.Шкунаевой, В.Вабенко, А.Образцовой и другие) и исследования по проблемам модернизма (работы Л.Андреева, Д .Затонского, Т .Проскурниковой, С.Вели-ковского и другие) .

Практическая ценность работы заключается в возможности использования данного материала при разработке курса лекций по французской литературе XX века, при составлении спецкурсов по французской драматургии XX века и по литературе французского модернизма, при написании учебников и пособий по французской литературе и драматургии XX века.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, основной части, включающей шесть глав, заключения и списка