автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Драматургия Л. Леонова. Проблемы поэтики

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Чубракова, Зинаида Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Томск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Драматургия Л. Леонова. Проблемы поэтики'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Драматургия Л. Леонова. Проблемы поэтики"

томский ''ордена октябрьской революции

И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ •ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ -им. В.В. КУЙБЫШЕВА -

На правах рукописи

ЧУБРАКОВА ЗИНАИДА АНАТОЛЬЕВНА

ДРАМАТУРГИЯ Л.ЛЕОНОВА. ПРОБЛЕМЫ ПОЭТИКИ.

Специальность 10.01.02.-Литература народов СССР

/советского периода/

АВТОРЕФЕРАТ' диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Томск-1993

------------

I С".".1

Работа выполнена на • кафедре советской литературы филологического факультета Томского государственного университета им. В.В.Куйбышева. .

Научный руководитель - доктор филологических наук,

профессор Н.Н.КИСЕЛЕВ

Официальные оппоненты - доктор филологических наук,

- профессор Н.И.ВЕЛИКАЯ кандидат филологических наук, доцент Н. В. ОТУРГАШЕВА

Ведущая организация - Башкирский государственный

университет.

Защвда состоитсяЛ-4 ¿М^/ • 1993 г. в ¿(""часов на заседании специализированного совета К 063.53.06 по присуждению ученой степени кандидата филологических .наук в Томском . ордена Октябрьской Революции и ордена Трудового 'Красного Знамени государственном- университете ш.В.В.Куйбышева /634050,г.Томск,пр.Ленина, 36/ ,

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотекеТГУ

Автореферат разослан "/5" января 1993г.

Ученый секретарь специализированного совета кандидат филологических наук

А -/Л.А.ЗАХАРОВА/

Леонид Леоной - самобытный прозаик, драматург, публицист неизменно привлекает внимание литературоведения и критики на протяжении почти уже семидесяти лет. Работы о Леонове', по объему .намнох'о.превышая.созданное самим.автором, отражают противоречивый процесс становления современной научной и критической мысли со всеми его издержками и достижениями в выработке подходов', в уточнении шкалы художественных ценностей.

Творчество писателя во многих моментах довольно полно изучено, но до сих пор не сложилось научно обоснованного представления о нем,как ;елостной художественной системе, стабильной в своих идейно-эстетических основах и вместе с тем постоянно изменчивой, внутренне корректирующейся.

Задачи современного леоноведения - подняться на высоту философского осмысления творчества писателя.преодолеть стереотипные подходы к его мировоззренческим и художественным концепциям- ак-. туалиэирует и сложившаяся социокультурная ситуация. Решение вопроса о значении и ценности культуры, созданной в период господства социалистической идеологии,невозможно без объективного исследования духовного и эстетического опыта Леонова, составляющего особую линию в историко-литературном процессе 20-80-х годов.

Потребность осмысления истоков и содержания философско-этк-ческих воззрений Леонова, путей и форм их художественного пре- ■ творения,диалектики связи "мирообразов" писателя и времени определяет выдвижение на перйый план,наряду с философско-мировоз-зренческим и культурологическим, поэтического аспекта исследования творчества . Изучение "загадок" и "тайн" художественных феноменов Леонова позволяет проникнуть в суть его философской концепции человека и мира, подводит к уяснению творческой методологии ."структуры стиля" писателя./Работы В.А.Ковалева, Н.А.Гро-зновой, В.П.Крылова, В.И.Хрулева.Б.В.ХимичД.Г.Лысова и др./ "

В русле исследовательских поисков последних лет выполнена и реферируемая диссертация, в которой предпринята попытка анализа поэтики драматургического творчества Л.Леонова.

Актуальность избранной темы определяется безусловной значимостью исследования драматургической поэтики для целостного осмысления творчества Л.Леонова, его писательской индивидуальности.

Пьесы - неотъемлемая составная часть художественного мира Леонова. К драматургии он обращается на протяжении всего творческого пути,находя в законах этого поэтического рода возможности адекватного эстетического постижения "состояния мира" XI вохса,

"трагические трещины"которого "рассекли континенты, семьи и людские сердца". Пьесы Леонова,представая как художественная летопись переломных моментов : национального бытия,вместе о тем воссоздают "этапы роста души художника"/примат которого над материалом всегда отстаивает писатель/. Несмотря на то, что в драматургии наиболее ярко выявляется специфика "сгущенного", интеллектуального реализма'Леонова, она по-прежнему остается "непрочитанной страницей". В последние годы возрастает потребность нового прочтения пьес,преодоления инерции рассмотрения идеологических аспектов содержания в отрыве от художественной формы,породившей множество субъективных, конъюнктурных трактовок . Движение самой жизни,появление литературно-критических статей и интервью Леонова, фрагментов его последнего романа, результаты научных исследований приоткрывают невидимые ранее содержательно-смысловые пласты произведений,, корректируют устоявшиеся представления о мировоззрении писателя, о "сквозных" линиях его творчества.

Изучение законов и доминант художественного мира драматургии Леонова необходимо для прочного обоснования и уточнения выводов ученых о природе целостности и особенностях эволюции театра писателя , решения актуальных проблем жанрового генезиса и типологии пьес,характера использования и трансформации общих законов драматического рода и многих других вопросов историко-литературного и теоретического плана.

Анализ творчества одного из крупнейших писателей XX века,проложившего новые пути художественного освоения жизни» важен для понимания возможностей и тенденций реализма, для разрешения общих проблем поэтики как научной дисциплины, система понятий которой зиждется на конкретно-исторических разработках.

В исследовании поэтики произведения ида ■ творчества писателя возможны и правомерны разные подходы: либо анализ внутренних взаимосвязей на одном или нескольких уровнях художественной системы, либо изучение внутрисистемных взаимосвязей-в их целостной организации. Независимо от того, какой уровень поэтики становится объектом анализа,задача исследователя - выявить•систему художественных принципов,с помощью которых создается индивидуально-неповторимая "вторая реальность",воплощающая целостную и ценностную картину мира художника, его концепцию действительности.

Б реферируемой работе автор сосредоточивается на исследовании законов организации художественного мира драматургии 'Леонова .определяющих специфику его "¡«прообразов", воплощающих-представления писателя о состоянии познаваемого мира и месте человека в нем.

Цель работы: 'путем анализа драматургической поэтики выявить основные "координаты" концепции человека и мира Л.Леонова. 3 диссертации стааятся следующие задачи: показать закономерность обращения- Леонова.к. драматургической „форме и органичность ее в художественном мире писателя; выявить особенности художественного мышления Леонова и прежде всего пути и Форш воплощения авторского сознания з структуре драматургического произведения.

Для достижения поставленных цело!! и задач предполагается:

1. Проанализировать основные структурообразующие элементы художественного "чра пьес:

а/ художественный конфликт .как эстетическую модель противоречий действительности и. образную систему.организующую сферу бытия; б/ художественное Ери/я и пространство; в/систему персонажей и структуру характеров; г/ авторскую эстетическую позицию по отношению к изображаемому /соединение конкретно-чувственного - изображения материальной оболочки мира и логизирования, интеллектуального проникновения в смысл явлений, создание "Философских формул бытия"/.

2. Выявить, способы повышения содержательной емкости художественной формы.углубления эстетического и философского смысла драматургического произведения. Для чего рассмотреть: :

а/ своеобразие символизации как определяющего способа художественного обобщения; б/ генезис и художественные функции концептуально значимых обра. зов-лейтмотивов, символов и сюжетных ситуаций; в/ особенности композиции сюжетных линий в поле центрального конфликта.

3. Определить основные формы воплощения авторских оценок в организации речевого.пласта,конкретно проанализировав структуру диалога, проявление в коннотативном значении слова персонажа авторского* слова, особенности ремарки, "логарифмирую'иую композицию" речевого потока

4. Показать, что драматургическая форма органично.воплощает видение Леоновым извечной противоречивости мироздания,конфликтности бытия ;

5. Доказать, что в организаций художественного мира драм Леонова важную структурообразующую роль играют принципы эпического рода литературы,что обусловлено особенностями творческого метода писателя, -его стремлением ¡{"синтезированию полноты бытия'.' Тенденция к эпической содержательной емкости не приводит к разрушению границ драматургического рода.являясь преломлением в творчество писателя общего процесса взаимопроникновения родовых начал, движения искусства к новому типу синкретизма художественного мышления.

6. Обозначить логику эстетических поисков Леонова, выразившуюся в изменении поэтики его драм. - - '

Уатдриал исследования. Из всей драматургии Л.Леонова для развернутого анализа выделены пьесы "Унтиловск","Метель","Нашествие"' и "Золотая карета",представляющие собой / по мнению автора диссертации/ основные этапы художественной и философской эволюции писателя. В совокупности они не только отражают динамику поэтики, но и раскрывают устойчивую систему художественных принципов Леонова-драматурга.

Методика и методология исследования. Теоретическую и методологическую базу диссертации составляют труды ведущих ученых по методологии литературоведения,теории и истории литературы /А,Н.Ве-селовского, В.М.Жирмунского .В.В.Виноградова,М.М.Бахтина, А.Ф.Лосева, Г.Д.Гачева,А.А.Карягина,В.Е,Хализева,М.С,Кургинян и др/. Понимание поэтики как системы средств выражения в литературном произведении.Формирующей его эстетическую целостность,обусловливает системно-целостный подход,позволяющий выявить своеобразие создаваемых писателем "мирообразов". Автор работы опирается на структурно-типологический метод анализа,предполагающий изучение, отдельных уровней художественной системы в их внутренних взаимосвязях. Анализ движения поэтической системы драмы Леонова определяет применение принципов историко-литературного и оравните-.' льно-исторического методов,позволяющих увидеть поэтику писателя в диахроническом срезе,' При этом, диссертант не претендует на законченную интерпретацию художественных систем на'диахроническом уровне, определяя лишь ведущие тенденции и обусловливающие их ■ внешние и внутренние факторы. Необходимость изучения- сложной эстетической природы многосло/яых образов Леонова; тяготеющих к архетипам,определяет обращение к историко-генетическому методу исследования. В работе выявляется генезле только концептуально значимых образов-лейтмотивов, символов и сюжетных ситуаций,поэтому подробно не рассматриваются многочисленные аллюзии, реминисценции, культурно-исторические источники и способы их творческого переосмысления писателем.

Научная новизна диссертации состоит в том, что поэтика драматургического творчества Леонова впервые становится предметом самостоятельного изучения.Художественный мир драмы писателя представлен как многоуровневая система,стабильная.в своих основах и динамичная,обладающая закономерностями своего.проявления и внутренними взаимосвязями. Анализ поэтических принципов позволил

сделать выводы об особенностях мировосприятия и художественного мышления писателя-философа, органично воплотяв'пихся в драматургической форме. В работе обозначены тенденции развития поэтики драмы Леонова,отражающие логику его эстетических поисков; выяэлен генезис содержательной емкости к универсальности леоновского театра. Практическое значение диссертации — определяется возютгтгостьв использования ее результатов в дальнейаюм изучена?. творчества Леонова и драмы XX зека. Содержался в работе материал мол;ет найти применение как е специальных семинарах и курсах по соответству^им проблемам, так к в общих историко-литературных курсах.

.Апробация рйботн. Диссертация обсупдалась па :са*едро 'советской литературы Томского государственного университета. Основные ^сложения работы были изложены в форме докладов на У,У1,У11 кехрузовс-ких научных конференциях в Томском государственном университете /1935,1988,1992г/.

Структура работы. Диссертация состоит из введения,четырех глав, заключения и списка использованной литературы.

основное содекшгле работн.

Во введении дано обоснование актуальности избранной темы,методологии и методики анализа,определены цели и задачи диссертации. В историографической части введения .анализируя степень изученности вопроса.автор отмечает,что исследование драматургического творчества Л.Леонова отстает от общего уровня лооковелепая. определяющих причин этого - долгий путь к пониманию :: признаки:-.- самобытного театра писателя, существующего по законам "театра шелл". Критика, не йшюиюя опита осмысления мтеллокту&льно?., философской драматургии,подходила к пьесам Леонова с поззди." канонов традиционной социально-психологической драмы,поэтому анализ часто сьо-дился к пояскам "просчетов" и "огступдашШ'%оЗгясняадяхв)гссцйиич-ность"пьес писателя. Сказалась и неудачная театральная суп.ьба оиовских драм,частое несовпадение ого пдайно-ьстстпческих устремлений и официально признанных "норм" искусства и т.д.

Драма Леонова как литературный >"но'.'он цсле'-.-ап: аьленно научаете* с начала 6«;-х годов, когда к тзорчест,-./ писателя о'ра ■л-'-т-ся академическая наука. Благодаря работам литературоведов и театральных критиков разных лет/ П.Маркова, 3.Богуславской, Е.Суркова, Л.Шарлаимовой, Л.Эинкя, Г.Щрглорой и пр./,к нястоя'.тсму времени обоснована правомерность рассмотрения драматурги/. кгл но самостоятельной худо^сосЕЬчшей саисс^а ь т^срас^и: а" , выявлены ее основные адг/но-художеепчи.:»: --¿-гЛ';-

на логика " развития пьео,связанных общностью проблематики, "молекулярным сцеплением образов". Глуб. ;ий анализ образного мира ле-оновской драмы обнаруживают исследования пооледних лет.посвященные проблемам жанрово-стилевого своеобразия. театра Леонова / Г.Н. Щеглова/,прелошения традиций народно-поэтического творчества в пьесах военных лет /Л.Р.Неупокоева/, сопоставлению разных редакций "Золотой -кареты" в связи о вопросами текстологии и творческой индивидуальности писателя /С.Н.Бурова/, целостному анализу итоговой, пьесы Леонова, ее многослойной художественной структуры /О.М.Козлова/ .

' В первой главе "Конфликты^и характеру"'рассматривается типоло-. гия и динамика основных элементов, организующих формально-содер- • жательную структуру.пьес,соотносящих и координирующих различные плоскости внутри художественной системы. В выборе типа героя/как определенного типа самосознания и миропонимания/,в характере показанных автором взаимосвязей человека и.действительности, реализуй ющихся в развитии коллизий-от исходной ситуации,"служащей основанием для действия"/Гегель/,синтезируются как объективная реальность,так и эстетическая позиция-художника, Автор работы,рассматривая концептуально значимую ситуацию "смятения",выявляя содержательный смысл художественных конфликтов'и их' отношение к действительности, систему персонажей и структуру характеров,особенности схжетно-композиционной организации пьео,' делает, выводы об эстетиче ской позиции художника и системе поэтических принципов, воплощаю- . щих его мировидение,философско-э|рическую ■ концепцию.

Отбор материала и логика' анализа определяются характером эволю-"ции драматургии Леонова, "вырастающей из первоначального зерна" и развивающейся не линейно-поступательно, а "по спирали". Главу открывает подробный анализ первой пьесы "Унмловок"/1Э25г/,рассматриваемой как структурная модель драмы Леонова и отправная точка дви. .лгая его театра.

Осознание художником глубины и драматизма революционного "пролома ".захватывающего все сферы жизни, поставившего в новые отноше-'ния личность-сг'. яум-мир, искусство и действительность,- обусловли-■ вает его эстетические ориентации ¡установку, на осмысление эпохи, на "создание полнокровного искусства синтеза". Исследование опор нового миропонимания и этики Леонов начинает с. "пересмотра старого" субстанциональных начал жизни и "морального вещества, из которого должен быть сделан новый человек". В "Унтиловске" автор моделирует - узнаваемый , достоверный во внешнем измерении и вместе с тем-обоб-

щенный образ оЬтановившейся жизни -"капли гнилой воды". Живописаг-ние пьяных "развлечений от жизни" унтиловцев,частные бытовые коллизии, связанные с борьбой за обладание Раисой,составляют первый,

не определяющий пласт действия/по словам Леонова,"прикрепление ма- -------

териала к действительности"/ Источник глубинного драматизма пьесы - напряженные психологические поединки героев, оказавшихся в ситуации самоопределения, выбора жизненной позиции, способа существования, определяющих нравственных ценностей. Пьеса представляет собой своеобразный художественный эксперимент,в основе развития действия леягт не самодвижение коллизий и характеров, а динамика аналитической авторской мысли.. Леонов взаимно выверяет личность,и время, рассматривая характеры и коллизии под углом "двойного зрения" /"под знаком Октября" и "под знаком вечности"/.Структурообразующую роль играет в пьесе исходная антитеза "тут" и "там",многоаспектно преломляющаяся в разных семантических пластах сюжета/как столкновение революции и ее"оборотной стороны", национальных мифов и реальности, порывов человеческого духа и инерции обыденного существования и т.д./ и реализующаяся- в противоборстве героев-антагонистов Червакова и Буслова, противоположных мировоззренческих позиций,фи-.лософий жизни, в столкновении антагонистических начал бытия и во внутреннем споре художника.'

Анализируя многоплановую структуру образов, коллизии пьесы,- иерархию и взаимосвязи различных уровней конфликта/представляхлих собой в реалистической драме систему "ступеней" отражения действие льности/,автор диссертации приходит к выводу о том, что в драме Леонова конфликт имеет определенную структуру:бытовой уровень,психологический/опосредованно социально-исторически мотивированный/ и мировоззренческий, бытийный, выстраивающийся на уровне авторского сознания через действие героев,предстающих.как герои -идеи,"знаки экзистенции". Философский ,"надтекстовый" пласт конфликта, в основе которого лежит полемическое развитие мысли автора, является определяющим. Разные уровни обобщения,углы зрения.художника при переходе от одного к другому не "снимаются", а вступают в диалогические отношения,реализуя философскую направленность и диалектичность мышления писателя, его веру и сомнения.напряженный поиск истины о человеке, времени и мироздании. Многообразный эмпирический материал проводится /'сквозь фокусирующую линзу авторской мысли"/Леонов/ • и синтезируется в "формулы бытия":"верой и надеждой жив человек" и "вера без дел мертва есть". Единство разнонаправленных художественно -стилистических тенденций /изобращения и истолкования/ определя-

ет своеобразие всех формально-содержательных элементов драмы¡пластическое живописание "видимых" и "слышиг.ти" персонажей,углубленный аналитический психологизм и "интегрирование идей в характерах'; "логарифмирующая композиция"; характерологичнооть и афористическая тенденция в организации речевого пласта и т.д.

Сопряжение конкретно-чувственного изображения материальной оболочки мира и логизирования, интеллектуального проникновения . в суть явлений неизменно конструктивно для построения драматургических мирообразов Леонова. Динамика драматургической системы писателя определяется содержательными поисками, стремлением "изъяснить разверзающуюся новь" и воплотить в емкой художественной структуре .свои философско-зтические воззрения. Складывающаяся в сознании художника концепция человека в меняющемся мире обусловливает формирование принципов новой эстетики и переотройку поэтической системы в творчестве 30-х годов. Рассматривая конфликты, образную систему, авторскую позицию в "Половчанских садах" и "Волке",автор работы отмечает идейно-художественную противоречивость пьес как следствие того, что писателю не удалось показать истинный смысл и драматизм конфликтов времени,найти "внутренне убедительное слово". Творческая неудача Леонова связана с социально-историческими обстоятельствами и_ предопределена утвердившимся как эстетическая норма подходом к жизненному материалу- "от должного".

Пьеса "Метель", в которой писатель находит искомый путь соединения глубокой разработки характеров исследования социально-нра-. вственных коллизий и философской проблематики,обозначает выход Леонова к "Нашествию" и "Золотой, карете". Создание в 60-е годы окончательных вариантов текстов "Метели",•"Нашествия"."Золотой кареты',' как и работа над второй редакцией "Вора" .повестью "Ьч^а^Л^чъ*," определены стремлением писателя расставить-акценты, углубить эстетические и философские концепции произведений,корректирующиеся., сложным' взаимодействием движущейся действительности и мировоззрения автора.В пьесах 60-х годов Леонов .создает эпохальные типы герое: , "перенесших все,что пережил народ", способные выразить его раздумья о сущностных характеристиках бытия. В "Метели", "Нашествии" , "Золотой карете" очевидно усиление миромоделирующей функции аитора / движение к "знаковости" образов,нарастание роли и присутствия субъекта в структуре драматического произведения/ и одновременное углубление психологического анализа,тщательная разработка характерной стороны образов. Исследуя актуальные проблемы.общественно значите коллизии, Леонов более подробно, нежели в ранних пьесах,разрабатывает социально-исторические пласты конфликтов.

^оказывая биографии персонажей, подготавливая психологические коллизии,художник расширяет понятие обстоятельств, в которых формируются и проявляются характеры, предстающие " в динамическом развороте".Сохраняя приверженность"рефлекторномуйпособу ос-зоения жизненного материала,Леонов мотивирует внутренние жесты, зудьбы героев эпохальными событиями, в результате чего персонажи предстают как полнокровные реалистические характеры, "герои Истории", а их психология - как сфера социальной идеологии/при определенной имманентности/. В поздних пьесах писатель заостря-эт ситуацию "смятения" »разлада человека с собой и миром. Герои оказываются в обстоятельствах, уклониться от которых невозмож-ю.стоят перед необходимостью решать проблемы общезначимые/что определяет нарастание трагического/. В "Метели","Нашествии","Зо-тотой карето" Леонов больае внимания уделяет разработке "Фоновнх" истей-побочных сюжетных линий, системы пер^онажей-"двойников", но способствует включению сложных и неоднозначных жизненных связей в сферу действия,усложнению выбора главных героев и расширенно традиционной логики развития образного мира до масштаба"че-ювек и мир". Открытое проявление авторской субъективности ,'при-:ущее ранним пьесам, сменяется "оценкой формой", сложной оркест-зовкой художественной ткани произведения. Использование содер-ительно-изобразительных возможностей,, заложенных потенциально з самом способе существования формальных элементов /"энергии фор-' 1ы"/,становится у Леонова основным способом углубления эстетиче-:кой и философской емкости художественной структуры. Полнеем;« гуткого к контексту слова, система ассоЦиативно-семантических :вязей,кошозщионная организация с их*3 та "увеличивают окрестно-;ти образов", "усиливают мускулатуру стиля"/Леонов/,создавая шо-чомерную художественную структуру,воссоздашую диалектически-юоднозначную картину жизни человека,истории и мироздания.

Заостряя антагонизм героев, выступающих противниками в пси--^логическом, нравствешго-этическом, социально-историческом й ми->овоззренческом пласте конфликта/Буслов-Черваков,.'/лккавоев-П!1ля~ ¡в.Порфирий Сыроваров-Степан Сыроваров,Федор Таланов-&ашин,Брре-исин-Щелканов/, Леонов вместе с тем "снимает" его в бытийном пла-¡те,где персонажи предстают как персонификация диалектического щикства противополо'-шых начал жизни,чак "потек'.пс-'роратп.'о" кя-(ества собирательного .обобщенного образа "Всемир^е-го чадереял". :очки соприкосновения антагонистов намечаются часто и Фабульно: |ци могут быть родственниками,любить одну женщину, иметь обт/.Я дои

Неповторимые судьбы, ситуации в леоновских пьесах представляют . собой вечно и всякий раз по-ново:. „. повторяющиеся "узлы" чело- -веческой жизни, проявление универсальной, "родовой" природы человека'.отношения кевы-мужа, детей-родителей, братьев; любовь, ненависть, месть, счастье, горе и т.д.

Масль, господствующая в пьесах Леонова,-это всегда мысль-чувство, сопереживание; она неизменно воплощается в пластических образах-характерах. Образы концептуально значимых героев, не'теряя внешней конкретности, вбирают все более общезначимое содержание авторской мысли,становясь образами "особой плотности".имеющими сложную эстетическую природу. Так, Березкин в "Золотой карете"-индивидуалязированный типический характер,"герой -Истории","совесть войны","Тень", "Проводник в дороге к Звездам". Олицетворяя ■ определенные тенденции-общественно-исторической жизни,персонажи вместе с тем предстают' и как "фантомы","маски".призванные "надставить недостающее звено в общем гигантском ¡многоцветье истины. Леонову важно донести свою,рожденную в синхротронах мозга мысль любой ценой: и если цельная,словно атомное ядро т а м , на высотах; его духа, она вынуждена расщепляться "в обычных",земных усло-' виях, художник оставляет ей единство в многоголосий, в спорах".^ В заключении главы, рассматривая многообразные формы авторского присутствия в драматургическом произведении, диссертант сосредоточивается на анализе структуры диалога, соотношения'слова антора и слова персонажа/ отмечая условность полифонизма в леоновских пьеса)?/, на своеобразии ремарки,являющейся важным структурообразующим компонентом , воссоздающим разный "образ автора", Во второй главе "Структура и художественные функции образа, ' символа" рассматривается поэтика условных форм в' драматургии Леонова, Мироввдение писателя,'воспринимающего действительность прежде всего в ее философском качестве /"Мир- единая палитра",где "во вес«*! отражается все "/.обусловливает то, что символизация является определяющим средством художественного обобщения, а образ-сим-1 вол .позволяющий"оопрягать все", одним из основных "инструментов" ' освоения дейст ;тельности в творчестве Л.Ле лова. : На становление эстетики,творческого метода писателя большое влияние оказало искусство начала XX.века, в частности,символизм "второй волны"/не отрицающий реальности, а ищущий "гармонического со-

1. Михайлов 0. Космология Леонова //Мировое значение творчества Леонова.-1981 -о. 81.

звучия" действительности "внешней" и "внутренней"/'высшей"/.Но сам Леонов всегда подчеркивал, что в отличие от практики символистов и абстракционистов, его символизация - это "уложение в объем зерна" реальных, психологически достоверных событий путем..иэуче-... ния. логики,"мускулатуры явлений".

Внимание леоноведов в основном сосредоточивается на центральных символах /"блестинка"/'океан" ,"лес" и др./.состявллю'аих опоры философско-этической концепции писателя. Разговор же о символике в драматургическом творчестве Леонова ограничивается указанием на реалистичокую природу, обобщающе функции"образов-эссенций",пере-числением очевидных качеств,присущих всякому реалистическому образу-символу. Вместе с тем, стилевая динамика леоновских пьес, проникнутая одним стремлением - поднять реалистическую прозу бытового показа до емких "притчевых сгустков".обусловливает конструктивную роль. условных форм.

■ В драмах Леонова внешне достоверны, узнаваемы и вместе с тем символичны обстоятельства и время действия, характеры персонажей /Раиса, Черваков, Березкин, Рахума/,сюжетные ситуации / любовь Ка-реевых к Марье Сергеевне и Марьке/, мизансцены/исчезновение Табун-ТУрковской/, "детали-логарифмы" /огромный флюс Червакова,картина в "Обыкновенном человеке".номенклатурный портфель Степана Сырова-рова/. Считая искусство мистериалышм действом,призванным дать представления об универсальных началах бытия,Леонов активно включает в ткань художественных'произведений вечные теш, образы -"блестинки человеческой культуры":соотнесение с образом прокаженного Иова Пыляева, с воскресшим Лазарем-Фаюнина; переклички с библейскими сюжетами о Маккавее и его сыновьях, о блудном сыне, построение "Золотой кареты" по аналогии со-сказкой и т.д.

Автор диссертации, учитывая неразработанность проблемы поэтики условных форм в драматургии Леонова, сосредоточивается на анализе самого "механизма" образования символа,на выявлении природы,содержательно-смыслового наполнения и художественных функций образов-лейтмотивов,символических оппозиций, сюжетных, ситуаций.В'.центр знимания в главе выдвигается пьеса "Метель",, в формировании со'- , держания которой решающее значение имеют условные формы,создаю- .' < цие разветвленный подтекстовнй пласт. Нравственно-философская гроблематика,важнейшие формы взаимоотношений личности и общества, .ктуализирующиеся в период становления "новой классовой морали", ногоаспектко выверяются автором в одновременно развивающихся и заимко питающих друг друга сюжетных пластах.Система символичес-

ких образов и мотивов образует и связывает их. Центральный образ-символ "метель",вынесенный в заглавие,выполняет структурообразующую роль.Впервые появляясь в предваряющей действие ремарке как природная реалия/ снежная вьюга, бушующая за окнами квартиры Сы-роваровых/,образ начинает "жить своей жизнью"¡развиваясь опарал-лельно с движением действия,приобретает в контексте пьесы все новые значения,становясь семантически емким,связывая разрозненные явления, персонажей,эпизоды. Со снежной вьюгой ассоциируется характер событийного действия/круговерть встреч, разоблачений, уз-, наваний/,предельное духовное "смятение" героев, показанных в переломные моменты судьбы. "Фокусируя" приметы времени/состояние растерянности, страха, тревоги/,образ метели наполняется конкретным социально-политическим содержанием,вырастает в образно-эмоциональный эквивалент общей атмосферы времени .состояния хаоса, социально-нравственного бездорожья/сдвинуты устоявшиеся нравственно-этические критерии,утеряны ориентиры/.Ассоциативно-смы- . еловое сопоставление разного рода явлений с образом метели/через систему словесных рядов,образуемых понятиями-синонимами,композиционную организацию сюжета, повторы/.позволяет Леонову исследовать действительность с разных сторон, связывать .отношениями причинно-следственной зависимости социальные процессы и "жизнь ду-ши"героев. Одновременно и символ,структура динамическая,в контексте пьесы вырастает в "сверхобобщение",становится "интегрированным образом".,состоящим из множества частных"производных." Ху-. дожественная логика пьесы воссоздает процесс испытания душевных сил человека разрушительными воздействиями времени.Образ метели, сохраняя закрепившуюся в фольклоре, и-литературе семантику/ночная вьюга-период оживления "темных"."нечистых"сил/,выводит действие в метафорический план .углубляя идейно-образные оппозиции,струк-турную симметрию в группировке персонажей:герои,порожденные ме- ( телью и ее творящие/Степан, Лопотухин,сосед-доносчик/-и люди,захваченные- стихией, пытающиеся прорваться сквозь нее/Зоя, Порфирий/. Мете.г" /как и "огонь" ,Ъода-океан"тьма",ветер" /Ьлицетворяет одну из стихий,во власть которой может попасть человек,содержит не только разрушительные, но . и созидательные потенции/уничтожение старого .очищение, предвестие нового/. Преобразовательный смысл новогодней вьюги раскрывает логика движения характеров,самого сим-вола/"метель"-"послеметельная тишина"/ . Но установившийся в природе и в доме Сыроваровых покой - не абсолютен, содержит в себе изначально "зерна" будущих бурь,поскольку поступки героев неоднозначны, не разрешены глубинные конфликты. Совмещая и заостряя

противоположности,символ позволяет автору показать действительность как диалектически неоднозначный процесс,создать "глубину" текста посредством апелляции к разуму и чувству,родовой и эстетической Ъаьити .воспринимающих. - -------- -------

Одна из опор создаваемой художником ценностной картины мч-ра,важный критерий оценки степени связи -разрыва героев с "всечеловеческим" -топос "дома",символизирующий основы повторяющейся жизни,выверенные веками нравственные законы,безусловную ценность бытия.Преломляясь в многообразных мотивах гг образах з контексте драматургической системы Леонова,образ "дома" играет ванную роль в^ образовании типологических групп персонажей. Герои леоновских пьес при всем индивидуальном своеобразии .имея общий нравственяо-ттсяхологЕческий "стержень", тяготеют тс друм противоположны» полюсам.Характерологические признаки, многоаспектное соотнесение в процессе типизации,"интегрирования идей в характерах" , "поведенческий тип" позволяет объединить в одну груп-пу"бездомных", "беглецов" Пыляева,Степана Сыроварова.Луку-Санду-кова.Фаюнина.Щелканова. Бытование в художественном мире этих персонажей сопровождает система символических образов-лейтмотивов "холода","смертиУ "гроба"."воровства"¡аллегорических образов животного ряда "волк","клоп", "хорь" и т.д..призванных подчеркнуть духовную гибель, хищническую природу героев.Противоположную им типологическую группу составляют "теплые","живые".связанные с "догмой" Маккавеев, Марфа Касьяновна, Порфирий,Талановы, Березкин.Ти-моша.Марья Сергеевна, обладающие обостренной совестливостью, чувством долга, бескорыстно слу;кащие люлям. В совокупности герои сознают собирательный образ "человека-эгоиста", "хищника" и "чело- . века-альтрукста","чистого и гордого".Эти "образы-эссенции".олицетворяя "разную биологию".контрастно.противопоставляясь/"Яюблю шекспировское сражение гигантов,идей, несовместимых начал"-Лео-нов/ и соприкасаясь в художественном пространство произведений-, вырастают в обобщенный образ "Всемирного человека","взятого в обе: их частях уравнения"/Леонов/,

• Растворение в художественной ткани пьес "отвечающих времени формул глифа, за которыми стоят целые миры"/Леонов/,полемичрское переосмысление или трансформация вечных образов, том, свтетов выводит конкретные социально-исторически-. мотпЕировашшеколлизаи и судьбы в универсальный план, р глубины человеческих отношений и законов жизни. Сквозной в тьорчестне Леонова мот:ш "блужяаний-возвращений".многоаспектно варьируясь, вырастает в. метафору ппу-и'человеческого". В диссертации рассматривается характер осво-.

ения писателем притчевого сюжета "О блудном сыне" В пьесе "Метель? Если в библейском каноне на первый _лан выходит идея покаяния и . смирения,необходимых для прощения и возвращения утраченного,то у Леонова акцентируется трагическая невозможность вернуть ушедшее. Показывая "неминуемый е русском обиходе поворот", автор "ло-- гарифмирует" нравственно-этические императивы народного, сознания, предстающие в их "исторических одеждах".

Если в^ранних пьесах Леонова символика, была преимущественно, аллегорического плана,что определялось активно выраженной авторской субъективностью /"капля гнилой воды".."цветущие сады"/, то впосле-г '< -дствии она становится более суггестивной,философски и эмоционально многомерной /"дорога к звездам", "золотая карета"/.

Символ, миф, притча .являясь важнейшим способом морально-философского обобщения в драматургии Леонова,позволяют художнику исследовать мир и человека в непреходящих,"коренных свойствах".разворачивая Мистерию "2изнь Человека".

оте философско-художоственные концепции пьес Леонова не ис- • черпы^ются объективированным в слове содержанием. • Символизация • времени и обстоятельств действия,конфликты, конструктивно воссоздающие "падение" или "возрождение" героев, использование .образой с устойчивым семантическим полем и создание новых, по смысловой емкости приближающихся к архетипам.многоплановые сюжетные ситуации, мистериальный.хронотоп позволяют увидеть за психологически и социально-исторически мотивированными коллизиями"прасюжет"-этапы глобального спора Добра и Зла,конфликтного схождения противоположных начал бытия.Своеобразный "мир в мире" произведений Леонова составляет его мифологема "О размолвке начал" / близкая к апокрифическо-. му толкованию учения о миротворении, дуалистическому в-своей основе/составляющая "ядро" филосбфско-этической концепции писателя, его космологии. Показывая мироустройство как нескончаемое противоборство начал,исход которого зависит от способности человека доказать свой высокий духовный статус,Леонов акцентирует значимость каждого, постоянно осуществляемого выбора,незыблемость гуманистических абсолютов, /лторский миф,"подсвечивая" ' " илизии произведений, ■приближает их к полисемантизму мифа и притчи, способствуя созданию "плотной, на грани взрыва, емности письма"/Леонов/.

£ третьей главе диссертации анализируется поэтика эпического в драматургии Леонова.Тенденция к »пической смысловой емкости -одна из определяющих в его художественном мире,что обусловлено особенностями творческого метода, стремлением писателя"синтезировать ' полно!у бытия",

Несмотря на то,!что во внешне камерных пьесах Леонова нет раз- ' вэрнутого изображения эпохальных процессов,история предстает в "притчевых сгустках", в них глубоко и всесторонне проанализированы существенные проявления народного бытия,дана целостная каротина исторически завершенных периодов -жизни.Исследователи справедливо связывают глубину социально-исторического анализа в пьесах Леонова с его опытом, романиста, К тому*же, сам писатель-В своих высказываниях' не разделяет резко роман и драг/у,многие е'го произведения имели или имеют прозаические и драматические варианты. Кч использование Леоновым принципов эпического рода литературы/активность присутствия художественного субъекта, свобода пространственно-временных отношений и т.д./ не означает разрушения границ драматургического рода.Пьесы Леонова, оставаясь б вьюшек смысле драмами,по глубине исследования действительности, по многосторонности охвата ее-явлений, по идейно-художественной емкости приближаются к содержательному объему эпического полотна. Проблематика и конфликты пьес, "фокусирующие" глобальные противоречия эпохи й.мироздания, мотивирующие внутренние жесты'; и поступки персонажей;создание всеобъемлющей драматургической структуры обусловливает универсальность и объемность "мирообразов" леонов-ских пьес.Эпичность, присущая всеад^пьесам писателя,начиная от "Унтиловска" и кончая "Золотой каретой", с наибольшей полнотой ' проявляется в творчестве военных лет.Это определено самим "состоянием мира",эпизацией художественного сознания времени, стремлением Леонова создать произведение "огромной вдохновляющей силы воздействия".

Пьеса '.'Нашествие", внешне простая и ясная, отличается сложной художественной структурой,нацеленной на воссоздание эпической картины народножизни.Она построена по принципу соподчинения конфликтов. Главный - эпический-конфликт/человек и война, личность'и мир, расколотый, столкновением наций,ноторических сил/ преломляется как противостояние оккупантам жителей городка. Выбор Леоновым в.качестве.непосредственного объекта изображения не армии, защи- ■ щающей государство,, а обыкновенных мирных людей /мать, отец-врач, , дочь-учительница, нянька, крестьяне/ важен для воплощения главной идей пьесы-всенародного характера войны. Внутри эпического . конфликта в самостоятельную линию действия выделяется драматический конфликт, связанный с,судьбой Федора Таланова, взаимоотношения '.которого с семьей и обществом обусловливают внутреннюю коллизию героя. Две сквозные линии пьесы / "сюжет.события".и "сюжет-судьбы"/, образуя внешнее и внутреннее действие; развиваются в ело-

кном противоречивом единстве.Выдвигая в центр эпического конфликта Федора Таланова,несправедливо осужденного "от имени" народа _ и не получающего от него доверия и теперь, Леонов заостряет, ситуацию испытания и героя, и нации,разъединенной в самих основах, /расколота семья/. Выбор Федора, его высокий подвиг-самопожертвования акцентировал авторскую мысль о необходимости духовного очнщенля всох перед лицом общей опасности.

Кашеотвие осмысляется Леоновым как событие,разворачивающееся во времени и пространстве,имеющее начало, длительность и конец. "Отголоски" происходящего на фронте, в окрестностях города как бы концентрическими кругами расширяют замкнутое сценическое пространство до масштабов всей страны,дом Талановых становится центром взорванного вторжением врага мира. Созданию широкого эпического фона способствует хронотоп дороги "отступления -возвращения".упоминания о прошлом героев, неизвестном "далеко", откуда приходят Федор и Фаюнин,символический образ, "нашествие", освоенный фольклором и древнерусским эпосом/ в котором повествование о "взятии" и "нашествии" воссоздавало переломные моменты национальной истории/. Рассказы о зверствах фашистов в Лом-теЕе, судьба Аниски,трагедия семьи Талановых, нагнетение и кон- ■ центрацкя черного цвета/тьма, копоть, черный снег, дым пожарищ/ усиливают атмосферу трагического «"всемирно-историческое оправдание" возмездия силам,угрожающим самой жизни. Леонов показывает народное восприятие войны как разрушения разумного миропорядка, устоявшегося быта, горя, беды,'страданий.

Конструктивную роль в поэтике драмы играет принцип композиционного контраста,отличающий художественный мир. эпосареализующийся в "Нашествии" на всех уровнях структуры,начиная от группировки персонажей /люди-нелюди/ и кончая, резкими стилевыми контра стами,самим выбором, принципов типизации/углубленный психологизм, трагический и героический пафос и острая сатира,гротеск.мистификация/.

Рассматривая многослойную структуру сюжета.диссертант отмечает значимость мистериально-химерического пласта, в котором бытуют образы немцев.Фзюпина и Кокорышкина.для обнажения философской сущности конфликтфьесы/столкновение жизни и смерти, созидания и разрушения, человеческого и звериного, света л тьмы/. В "Нашествий" нет обычного для Леонова диалогизма, автор и герои сливаются в единого жизновосприятин,что.проявляется в господстве "хорового" начата в стилистике пьесы. . •

Акцентирование аптором свободы трагического выбора Федора Таланова и подпольщиков / "В герои но просятсл- туда самовольно

эотупают"/ .введение исторических параллелий /упоминание имен йшина и Сусанина,извлечение из недр русского язкка слова "мир", тпоминающее о толстовском "всем миром навалиться хотят" к""дрг/~ юплощают-идею преемственности подвига,раскрывая его "родослов-гую". Защита родины-высокий императив народного сознания,не разминающийся со скоростью идейных и социальных веяний,общее дело юех и каждого. Эпическая идея национального единения,многословия- емкая художественная структура .обеспечивающая всеобъемлющуп ■очку зрения автора,воссоздание субстанциональных сил и мироощу-|ения народа,героический пафоо дают основание считать "Нашествие" пической драмой. Глубокое проникновение художника в мир народ-, ой , в "механизмы", определяющие движение основных сил,столкнувшихся в- поединке, позволяет ему создать "формулу события": ойна- горе-страдание-ненависть-месть-победа".

Своеобразие эпического в драматургии Лесина, отчетливо пролившееся в подробно рассмотренной пьесе,состоит в том, что создавая автором целостная картина мира -не гармонична. Не разрешены гихологические, ооциально-исторические конфликты,- глубинные про-яворечия бытия,В драме, как и в романе Леонова, диалектически зотносятоя ' концептуальная эпичность и одновременное отрицание шческой дистанции путем "сведения действительности до уровня эготовой, движущейся ".Это обусловлено мироощущением писателя, •' ?о. эстетическими установками,особенностями художественного мы-гения /назначение искусства, по Леонову, - поиск гармонии миро-иния,обозначение /'мыслимого идеала и маршрутов Пути"/.

Четвертая глава диссертации посвящена анализу художественко-

времени-пространства в пьесах Леонова.

В театре -писателя нет ярко" выраженных драматургических нова-[й, он внешне традиционен, Пространственно-временные рамки -сце-:ческого действия -предельно ограничены .-события происходят в до-/квартйре/ одной семьи в течение суток или нескольких дней.Но • о не означает"замкнутости, изолированности создаваемого ЛеоИо- ■ и "микромира".напротив, художественное время-пространство драм готе.ет к безграничному-расширению до охвата истории и-мироздания ализ особенностей художественной реализации в леоновских пьесах тегорий пространства и времени, обладающих шромоделяруюяими акциями,позволяет проникнуть к авторским представлениям об ус-ойстве бытия и месте человека в нем.

Сам склад .художественного мышления писателя-Философа,ег о стрем-гае определить место совреме;гной эпохи в истории,культура а на эординатах Бселенной "обусловливает концептуальную значимость .

в-его творчестве, категории времени. Автор, диссертации сосредоточивает, внимание на анализе поэтики художественного времени в пьесах Леонова,определяющей универсальность(философскую емкость драматургических "миродбразов", на рассмотрении способов создания метафорического фоновогб времени как исторического и бытийного, природы "сконцентрированного" времени.

В. пьесах Леонова очевидна конкретная неприкрепленность,иногда и подчеркнутая условность,символизация обстоятельств и времени действия,сюжетных ситуаций,Но история всегда узнаваема, конкретна,она "просвечивает" буквально во всем, начиная с внешнего абриса создаваемого образа мира и кончая концептуальным пластом произведения. Временная конкретика предстает прежде всего как факт сознания героев, прояедяих разную меру жизненного пути.Конструктивную роль в'пьесах играет ситуация "вторжения прошлого в настоящее".связанная с возвращением героев после долгого отсутствия/Раисы в "Унтиловске",Пыляева в "Половчанских садах",Луки в "Золке".Порфирия в "Летели", Федора и Фаюнина в "Нашествии" Березкина и Кареева в "Золотой карете"/.Эта ситуация, разрушающая инерцию существования, обостряет процессы самоосознания героев,организует "оглядку".подведение итогов.,воспоминания, часто вырастающих в суд персонажа над самим собой, происходящий в присутствии родных, близких.Леонова интересует прежде всего "духовный клмат" времени,диалектика связи личности с социумом я миром. Если в ранних пьесах связь психологических коллизий с со-? циально-историческими процессами была довольно опосредованной,' то впоследствии писатель напрямую соотносит личность и время, • мотивируя судьбы, драмы героев эпохальными'конфликтами. Система персонажей,предстающих как "материальные носители времени",моде» лирующих"время человеческой жизни"/молодость-зрелость -старость/ позволяет художнику создать диалектически неоднозначный образ ь^емени, необходимый"для-философского осмысления истории и человеческого бытия. .

Концептуальная значимость категории времени в художественном мире драг"! Леонова, поэтика ее форм рассматривается в главе на основе подробного анализа итоговой-пьесы "Золотая карета"^ художественное время в которой представляет собой сложную многомерную систему.Хронотоп "Золотой кареты" универсального масштаб? воссоздающий человеческое бытие во всех измерениях и проявления: в единстве преходящего и вечного.воплощающий авторскую версию ф! лософии истории и космологии. Ощущение движения времени передают уже первая обстановочная ремарка/гостийица провинциального

городка-бывшее монастырское подворье/, ..фабульная ситуация /ге- -рои в,городе, проездом/,завязывающие две. сквозные линии пьеснгте--му России и ее исторического пути и тему поиска личной судьбы. Поэтический .образ'Торода-святыни"."золотого зернышка" позволяет, сопрягать разрозненные в тексте упоминания о первых летописях, времени Ивана Грозного и Петра Первого,революции и недавней войны, которые выстраиваются в . панораму-нацистмърой истории,данную в ее основных вехах. История нации и человечества вообще представлена Леоновым как бесконечно продолжающийся "кровопролитный, беспорядок","распря".Писателя интересует проблема:что сохранил и приобрел народ за зремя"бесконечного блуждания по дантовым кручам"., что определит" истинную историю человечества, которая "вся еще покамест впереди". В одной.из начальных сцен пьеск"чкс-тый человек", "промытый пламенем войны-изнутри',' Березкин,понявший главный и существенный'смысл жизни, говорит о.том,что "человеку нужно". Леоноведы указывали на перекличку, картины, нарисованной Березкиным, с "Троицей" А.Рублева.Эта проекция, соединяющая конкретное и общее, временное и вечное, концентрирует эсновные мотивы леоновского творчества/ святынь,первооснов жизни, замопожертвования/, содержание его философско-этической концепции. Для понимания содержательно-смыслового наполнения картины зажен не только образный ряд/дом-жена-дочка-хлеб-свет/,но и ци-•' оровая символика. Число "три".лежащее в основе композиции ико- ' ш и леоновской картины, представляет собой основную констан -'У мифопоэтического макрокосма,символизирует абсолютное совер-юнетво.гармонию:единство человека-земли-неба ;проллого-кастоя;пе-'о-будущего; трех способностей лути-любви-памяти-мысли. Образ це-. :остного единства,гармонии/ Истины,Добра и Красоты/ связывает ос-овные теш пьесы,становится критерием в оценке выбора героев и .сторических процессов. Показывая разные судьбы,"свое вино",со-ержащееся в каждом возрасте,Леонов "логарифмирует" общее-"Фор-улу"жизни человека, предстающей как "подвиг самобытия".нераЭры-но связанный со страданием. Трагически диссонируюдая картина армонии человеческого бытия и мироздания"оттеняется" сопостав-ением со сказкой»построенной по законам поиска и утверждении идо-льного. "Сконцентрированное время" пьес Леонова,многомерная зре-энная полифония позволяет органично срастить непосрелствонно изо-' раженное и философскую мысль-художника.Логика развития театра гсателя обнаруживает нарастание объема хронологических пластов эоилого,трактуемого им как "зона л поле ценностного восприятия фа".Отношение к прошлому,"святыням",память являетея о-бпечело-. ¡ческим законом и мерилом нравственной ценности личности в ой«

тва,рассматривается писателем как залог и условие существования

будущего,—..... - - •

- В заключении .подводятся краткие итоги исследования, делается вывод о том, что сложная многоуровневая поэтическая система драматургии Леонова позволяет исследовать'действительность на таком, эстетическом уровне, который наиболее полно соответствует реальной сложности жизни и миропониманию автора. Перспективы дальнейшей работы диссертант связывает с изучением жанрового генезиса, типологии и динамики жаировых форм драматургии Л.Леонова. - По теме диссертации опубликованы следующие работы: 1 1. Тип конфликта и некоторые формы его воплощения в ранней драме Л.Леонова/Горьковские традиции/ //Проблемы метода и жанра:Матерв алы У науч.межвуз.конф.15-18окт. Томск-1985- Изд. Томского ун-та. .-1987.-с.147-148.

2. Горьковские традиции.в драматургии Л.Леонова/К постановке во-.проса/. //Художественное творчество и литературный процесс .Вып.

IX.-Томск. -1988.-с,118-127.

3. Природа и функции художественного образа-символа в драме Л.Леонова "Метель".//Художественное творчество и литературный процесс Вып.X.-Томск.-1988.-с.98-118. '

4. Эпическое в драме Л.Леонова.//Проблемы литературных жанров: Материалы У1 науч. межвуз. конф. 7-9 декабря 1988г.-Томск-1990-с. 199-200

бСтруктура художественного времени в драме Л.Леонова "Золотая . карета". //Проблемы метода и жанра.-Вып.16.-Томск.-1990.-с.1ЭЕ

6. Поэтика художественного времени в драме Л.Леонова //Проблемы литературных жанров:Материалы УН науч. межвуз. конф. 4-5 мая 1992г.-Томск.-1992.-с.155-158.

207