автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Великая Отечественная война в русской драматургии 1945-1980-х годов, поэтика драмы, творческая индивидуальность
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Соломахина, Людмила Петровна
Введение.
Глава I. Проблематика, типология драматургии 1945 - 1955-х годов 15 о Великой Отечественной войне
Глава II. Нравственно-психологические аспекты и вопросы поэтики в 76 драматургии 1956 - 1960-х годов о войне
Глава III. Типологические разновидности драматических произведе- 139 ний 1970 - 1980-х годов о войне
§ 1. Оригинальные драмы 1970 - 1980-х годов о Великой Отечествен- 141 ной войне. (Жанровое многообразие и поэтика)
§ 2. Драматургические инсцени]ро^1970 - 1980-х го- 163 дов о Великой Отечественной врш^^ ^щоЕОобразие направлений и творческих индивидуальностей *
Введение диссертации2001 год, автореферат по филологии, Соломахина, Людмила Петровна
Значение Второй мировой войны, а для России — Великой Отечественной - нельзя переоценить даже в глобальном масштабе, так как общепризнано, что прошедшая война - самое значительное событие XX века. Она надолго определила соотношение мировых сил и явилась прежде всего новым этапом в истории нашей страны. Для нынешних молодых современников война стала фактом истории, а для немногочисленных ее участников, ныне живущих в разных регионах СНГ, — воспоминанием о героическом прошлом.
55-летие со дня Победы в мае 2000 года было отмечено как одна из важнейших исторических дат, знаменательных тем, что наша страна совершила всемирно-исторический подвиг, освободив народы мира от германского фашизма.
В годы войны, наряду с подвигом нашей страны, великий подвиг совершила и отечественная литература. Она знаменовала новый этап развития русской литературы XX века. Одной из отличительных особенностей этого периода было всеобщее единение поэтов, прозаиков, драматургов в создании произведений, которые помогли народу воевать и побеждать. Важно отметить, что многие писатели были не только современниками, но и участниками событий: из трех тысяч писателей, входивших до войны в писательский Союз, более тысячи воевало на фронтах. В военную пору интенсивно развивались все жанры литературы. И несмотря на то, что драма является самым трудным литературным родом, но и она испытывала бурный процесс развития и, наряду с лирикой и эпосом, внесла свой вклад в победу: запечатлевала события по горячим следам, поднимала актуальные проблемы времени. Лозунг "Искусство есть оружие!" имел смысл в военной ситуации в прямом значении слова, особенно в первой фазе войны, когда было необходимо остановить фашистскую лавину и укрепить уверенность в победе народов нашей страны. Драма и театр своими специфическими средствами давали бой фашизму, укрепляли убежденность в правоте своего дела, изображали победу над фашизмом как неизбежную.
Потребность в драматических произведениях была необычайно велика, так как современники не только хотели читать, но и видеть со сцены подвиги защитников Родины. Илья Эренбург говорил, что надо писать не только на века, но и на месяц, на день, на час, если в это время решается судьба народа. В военные годы было создано 350 многоактных и 600 одноактных пьес.
Связь драмы и театра, развивавшаяся и углублявшаяся в предшествующие годы во все более новых формах как скоординированное действие написанного слова и сценического изображения с целью формирования новой личности, в годы Великой Отечественной войны реализовалась как действенный и необходимый инструмент общественного самоутверждения: "Советский театр с первых дней войны стал на боевую вахту. На фронт отправились многочисленные театрально-концертные бригады, рождались фронтовые театры, а коллективы, работавшие в тылу, способствовали воспитанию в людях патриотизма и мужества, поддерживали боевой дух населения. Это было особенно важно в первые полтора года войны, когда под напором превосходящих сил противника Советская Армия вынуждена была отступать, оставляя значительные территории" (70, 4).*
Большое количество пьес лоявилось как отклик на события, которые происходили в той или иной дивизии, роте, взводе. Они рукописны, но служили верным мобильным оружием борьбы. Сотни пьес были опубликованы. Не все из них выдержали проверку временем, не все обладали высокими художественными достоинствами, но лучшие, наиболее значительные пьесы военных лет вышли на передовую линию борьбы. Стали классикой пьесы "Нашествие" (1942) Л.Леонова, "Фронт" (1942) А. Корнейчука, "Русские люди" (1942) К.Симонова. Две последние тогда же были опубликованы в газете "Правда". В них изображен самый трудный период войны - отступление. "Фронт" А. Корнейчука поднимал проблему тактики и стратегии, методов руководства военными
Здесь и далее указывается порядковый номер работы в библиографическом списке. При наличии в скобках 2-х цифр 1-я обозначает порядковый номер в списке литературы, 2-я - страницу В ссылках на собрание сочинений римская цифра обозначает том. действиями. И неспроста на его страницах возникло имя Суворова. Генерал Горлов, недалекий человек, в пьесе говорил: "Число побеждает. Оно — существо, душа военного дела, вот что главное". Тогда мы еще полностью не знали, во что обойдется нам доктринерство горловых. В опровержение гибельной стратегии горловых звучала реплика: "А Суворов говорил: воюют не числом, а уменьем".
Если для "Фронта" было характерно сочетание героики и сатиры, то в пьесе "Русские люди" К. Симонова захватывала проникновенная лирико-драматическая интонация. Военфельдшер Глоба уходил на задание, с которого не было шансов вернуться живым, тихо напевая мотив родной ему песни. И комбат Сафонов обращался к корреспонденту Панину: "Ты слыхал, писатель, как русские люди на смерть уходят?".
О сплочении народа перед лицом врага свидетельствовала пьеса "Нашествие" Л. Леонова. Центральный ее персонаж Федор Таланов - человек ожесточившийся, только что вернувшийся из заключения. Но картины народного страдания, крови и зверств перерождали его душу. Поднимаясь над личным, Федор проникался болью своей истерзанной земли. И, не дрогнув, мужественно, как солдат, шел навстречу смерти.
В русском народе живут стойкость и редкостная сила сопротивления, его невозможно сломить, покорить. Эти мысли будила пьеса "Нашествие", показавшая народные характеры на пределе трагических испытаний. В годы войны не было театра, где бы ни шли пьесы К. Симонова, А. Корнейчука, Л. Леонова. Уже заглавиями своими они выражали самую суть происходящего. Эти произведения и сегодня идут в репертуаре наших театров и продолжают волновать зрителей.
Великая Отечественная война стала важной темой для литературы народов нашей страны. Действенной она остается не только для писателей фронтового поколения, но и для молодых художников, несущих в себе, а, стало быть, и в творчестве своем память военного лихолетья. Память жизни стала памятью истории. Об этом говорилось и в дни 55-летия Победы, когда была признана высокая заслуга литературы о войне, и в частности драматургии, отразившей бессмертный подвиг тех, кто первым принял на себя удар врага, кто стоял насмерть на поле боя, кто мужественно сражался на невидимом фронте, кого не сломили ни пытки, ни фашистские застенки.
Не одно поколение выросло с тех пор, как окончилась война, время залечило раны. Но так много еще не сказано честного о 1941-1945-х годах, о людях, для которых эти годы определили все последующее в жизни. Ныне живущим, особенно молодежи, надо знать все, что было тогда: героическое и страшное, правду и ложь, справедливое и несправедливое.
Тема войны неисчерпаема, ее осмысление должно происходить с позиций нашей действительности, для которой война уже стала историей. Современный человек узнает о судьбах ученых, мыслителей, художников, обреченных на внутреннюю и внешнюю эмиграцию в 1920-1970-х годах, о жертвах сталинских репрессий. Эти знания приходят из воспоминаний, подобных гнединским (80), и многих других, из художественных произведений, в том числе — драматургических. Пришло то время, когда начинает обретать своего читателя и зрителя "трудная" драматургия А. Платонова, трактующая "вечные вопросы" бытия и созвучная сегодняшнему времени; пьесы М.Булгакова, Н.Эрдмана, В.Набокова.
Литература без боязни обращается к нашему прошлому не для того, чтобы бередить старые раны. Она делает это во имя дня завтрашнего, так как только путь правды ведет к нравственному здоровью общества. Новые поколения хотят знать правду о Великой Отечественной войне. "Для большинства наших современников, — пишет Л. Лазарев, — война уже находится за пределами их личного опыта. Но интерес к ней отнюдь не только исторический. Чтобы понять, чем мы сильны и где кроются наши слабости, нужна правда о трагическом свинцовом времени: и о том, какого врага мы одолели, и на каком краю стояли, и какой ценой заплатили за победу, и какими тогда были" (154, 219).
Память о войне не умерла. Проходят десятилетия, а потребность рассказать о войне все растет, писатели пытаются поведать как о глобальном, масштабном, так и осмыслить частное, глубоко личное, жизнь индивида на войне, сферу нравственных исканий, преодолений человеком в шинели догм ненависти и непримиримости, спасения им человечности в самом себе" (246, 7).
Повествуя о прошлом, произведения военной тематики служат тем самым настоящему и будущему: это - предостережение поджигателям новой войны, немеркнущий урок патриотизма, героизма, мужества. На это верно указывает А.Коган: "Сегодня литература все глубже высвечивает многие трагические страницы минувшей войны - высвечивает не для "дегероизации", не из "абстрактного" пацифизма, а для того, чтобы новые поколения знали цену победы в той войне, могли, с одной стороны, яснее представить себе и меру стойкости советского народа, меру его героизма, с другой стороны, — чтобы яснее представляли, что может принести народам мира, всему человечеству война новая, неизмеримо более страшная; какого накала требует борьба с ее угрозой" (136, 5). Подвиг народа, совершенный в годы войны, не перестает оставаться в центре внимания, наполняясь все новым и новым содержанием. "Война, — пишет Б. Бугров, — никогда не уходила - и не могла уйти из поля зрения драматургов. Для каждого из них с этой темой связаны и попытки философского решения проблем, и поиски острых нравственных конфликтов, и утверждение определенной концепции личности, и настойчивое стягивание в единый узел прошлого и настоящего, чтобы основательнее понять день сегодняшний, найти ответы на вопросы, диктуемые временем" (45, 146-147).
Таким образом, обращение к теме Великой Отечественной войны обусловлено как исторической важностью самих военных событий, так и запросами современной жизни. Память о великом подвиге соединяет недавнюю историю с сегодняшним днем. Эта связь осуществляется прежде всего потому, что в годы Великой Отечественной войны познавалась истинная цена жизни, мужества, самоотверженности, долга, чести, претворенных в народной судьбе. Обращаясь сегодня к подвигам народного духа, литература еще и еще раз ищет в них подтверждения высочайших нравственных возможностей человека, истоки жизнестойкости и непобедимости нашего народа. Прошлое помогает нам осмыслить настоящее, и современный человек, как никогда остро, пытается осознать современную действительность в единстве прошлого, настоящего и будущего, осознать себя в истории и историю в себе.
Изучая драматургию XX века о Великой Отечественной войне, мы попытаемся условно обозначить этапы ее развития, которые совпадают с историей литературного процесса, но имеют свою специфику. Начальный этап - драматургия, созданная непосредственно в годы Великой Отечественной войны, не является предметом нашего изучения, так как довольно основательно освещена критиками и литературоведами. При исследовании драматургии послевоенных лет мы условно выделяем следующие периоды ее развития:
I этап - 1945 - 1955 гг. - драматургия первого послевоенного десятилети. В это время решаются новые задачи с учетом традиций драматургии периода Ве ликой Отечественной войны. Основной целью пьес в эти годы было обобщени событий войны, показ источников победы народов страны, освободившей челове чество от фашизма. Следовало наметить те проблемы, которые были созвучн времени, а именно: необходимость усвоить уроки войны, сохранить мир на земл и обеспечить дальнейшее существование человечества.
II этап - 1956-1960-е годы включительно. В этот период перед литературой стояли уже другие задачи. На первое место выдвигались проблемы современности, а война осваивалась драматургами уже с дистанции времени. Авторы пьес акцентировали внимание на морально-нравственных проблемах духовного мира человека. Осмысляя указанный период, мы можем говорить о зарождении черт исторической драматургии, а также об увеличении типологического разнообразия созданных драматургами произведений.
III этап - 1970-1980-е годы - можно считать дальнейшим движением к развитию исторической драмы. Углубляется процесс изображения войны уже как истории с позиций последней трети и конца XX века. Осмысление прошлого настоятельно требует использования принципов историзма, документализма, художественной правды и морально-этических оценок.
По меткому выражению исследователя, литература о войне (речь идет о прозе) представляет "целый материк". Она - предмет пристального изучения критики и литературоведения. За последние тридцать лет изданы книги таких крупных авторов, как А.Адамович (8), А.Бочаров (42), А.Журавлева (104), И.Кузьмичев (147), Б.Леонов (156), Г. Ломидзе (160), П.Топер (219), В.Чалмаев (246); четыре выпуска сборников "Литература великого подвига" (1970, 1975, 1980, 1885). К ним примыкает сборник "Оружием слова" (1978), вышедший к шестидесятилетию Советской Армии, а также сборник "Великая Отечественная война" (1982) и другие. Эти издания в совокупности дают представление о движении военной темы в русской литературе XX века от ее истоков до наших дней.
Драматургия же 1945 - 1980-х годов о Великой Отечественной войне менее всего осмыслена в литературоведении, хотя она неоднократно привлекача внимание критиков, литературоведов и исследователей.
Более основательно изучена драматургия периода Великой Отечественной войны. Она стала предметом исследования целого ряда кандидатских диссертаций: Х.Ш. Абдусаматова (5), М.А. Георгиной (78), В.И. Пахомова (179), М.И. Цорфас (244). Эти работы относятся главным образом к 1950-1960-м годам. В них показана панорама развития военной драматургии в контексте историко-литературного процесса.
Но до сих пор литературоведение не располагает целостными исследованиями по драматургии 1945-1980-х годов о Великой Отечественной войне.
Данная диссертация представляет собой попытку раскрыть особенности развития драматургии послевоенных лет, начиная со второй половины 40-х годов и кончая 80-ми годами.
Актуальность исследования обусловлена теми задачами, которые стоят перед современным литературоведением и прежде всего задачей проанализировать развитие драматургии второй половины 1940-1980-х годов о Великой Отечественной войне в тесном контексте историко-литературном процессом этого времени, а также необходимостью ее осмысления в русле нынешней действительности, когда постепенно восстанавливается истинная иерархия общественных культурных величин и нравственных ценностей.
Современное значение анализа драматургии этого периода необходимо и актуально потому, что помогает показать движение поэтики драматургии разных периодов становления исторической драмы о войне, происходящую в нашу эпоху.
Научная новизна данного исследования заключается в том, что автор сделал попытку впервые осмыслить драматургию 1940-1980-х годов о войне как единое целое, показа при этом ее эволюцию, определив общие закономерности развития, своеобразие поэтики, и акцентировать внимание на творческой индивидуальности отдельных драматургов.
Указанные цели и задачи связаны со стремление автора с позиции современности охарактеризовать развитие драматургии о войне как неотъемлемой части становления историко-литературного процесса 1940-1980-х годов.
Драматургия о Великой Отечественной войне 1940-1980-х годов разных типов. Они и до сегодняшнего времени не перестают интересовать специалистов. По драматургии периода Великой Отечественной войны в разные годы защищен целый ряд кандидатских диссертаций: Георгиной М.А., Абдусаматова Х.Ш., Пахомова В.И., Цорфас М.И., Уляшека С.
Эти работы относятся главным образом к 50 - 60-м годам, и, хотя в них показывается панорама развития военной драматургии в контексте исследования закономерностей ее развития, но на современном этапе они уже не соответствуют тем требованиям, которые предъявляются в наши дни к подобным исследованиям, так как за эти годы произошли существенные изменения как в общественно-политической жизни, так и в науке.
В 1950-е годы обращалось внимание лишь на идейно-воспитательную, патриотическую роль пьес о войне. Проблемы поэтики, творческой индивидуальности драматургов, пишущих о войне, тогда не были предметом глубокого изучения. Критическая литература о послевоенной драматургии часто представляла собой свод рецензий, где драматические произведения осмыслялись в основном с точки зрения их идейного содержания и тематического многообразия. В них отсутствовал концептуальный взгляд, не была создана система целостного анализа. Констатируя этот факт, нельзя не учитывать того, что вся тогдашняя обстановка способствовала именно такому восприятию литературных произведений, обуславливая их оценку прежде всего с точки зрения идейного содержания. Для исследователей необходима дистанция во времени, чтобы осмыслить, понять события в их совокупности.
В конце 1950-х и начале 1960-х годов появляются коллективные работы о драматургии и театре. Крупной вехой в изучении драматургии тех лет стала публикация в 1961 году третьего тома "Очерков истории русского советского драматического театра. 1945-1959" (177). В 1969 и в 1971 годах выходят в свет пятый и шестой тома шеститомной "Истории советского драматического театра" (124). Большое место в развитии драматургии имеют работы А.О. Богуславского и В.А. Диева и в том числе третий том исследования "Русская советская драматургия. Основные проблемы развития. 1946-1966" (35), а также третий том "Очерков истории русской советской драматургии. 1945-1967" (178). Большие разделы в этих трудах посвящены периоду Великой Отечественной войны, однако общие закономерности развития послевоенной драматургии о минувшей войне не выявлены. Некоторые наиболее значительные драматические произведения о войне анализируются или называются в монографических главах, где говорится о творчестве Б.Лавренева, Л.Леонова, К. Симонова и других, в результате чего не складывается целостная картина движения драматургии 1945-1960-х годов о Великой Отечественной войне.
1970-е годы не оставили нам крупных исследований по драматургии о войне, однако был написан целый ряд отдельных статей о драмах, отражающих события Великой Отечественной войны (См. №№: 83, 240, 115, 155, 167, 175).
Авторы диссертаций по творчеству А.Арбузова (№№: 166, 189), Б.Лавренева (№142), Л.Леонова (№258), В.Пановой (№53), В.Розова (№71), А.Салынского (№101) рассматривают пьесы военной тематики, но при этом анализируют их вне общих закономерностей развития драматургии 1945-1980-х годов о Великой Отечественной войне, а преимущественно в контексте творчества указанных писателей.
В 1956 - 1970-е годы разработка проблем послевоенной драматургии о войне обусловливалась не только интересом к истории, но и необходимостью восстановления самой исторической правды. При осмыслении событий и явлений, до этого находившихся под запретом, исследователи обратились к неизвестным ранее материалам и архивным источникам, а также к целой серии документальных воспоминаний о войне, написанных крупнейшими полководцами Великой Отечественной войны, такими как Г.К.Жуков, А.М.Василевский, К.К.Рокоссовский, А.И.Еременко, С.М.Штеменко, И.С.Конев, А.А.Гречко и др.
Важной вехой в истории исследования драматургии явились монографии Б.Бугрова "Русская советская драматургия: 1960 - 1970-е годы" (1981) и "Герой принимает решение" (1987), в которых не обойдена вниманием тема "человек и война", которая рассматривается на широком материале, соотносящемся с общественной жизнью. При этом автор стремился к предельной объективности в исследовании пьес о войне и в их оценке.
Существует целый ряд диссертаций, авторы которых касаются проблем теории драмы и дают конкретный анализ некоторых пьес о Великой Отечественной войне (См. №№: 26, 88, 120, 137, 169, 248). Однако новое время (рубеж веков) поставило перед исследователями драматургии новые задачи, указало на необходимость правдивого воссоздания историко-культурной атмосферы, большего внимания к изучению типологии драмы, к поэтике драматических произведений, связанных с изображением войны в разные периоды, на осмысление творчества отдельных драматургов и закономерностей литературного движения.
Рассмотрение послевоенной драматургии о Великой Отечественной войне настоятельно диктуется временем, тем более что она менее всего исследована литературоведением и критикой, а в наши дни возникает к тому же необходимость освоения литературы о войне еще и как наследия XX века.
Актуальность исследования обусловлена задачей проанализировать развитие русской драматургии 1945-1980-х годов о Великой Отечественной войне в тесном контексте историко-литературного процесса этого периода.
Изучение драматургии указанного времени определяется ее большими познавательными и воспитательными возможностями, связью с общим развитием литературы и необходимостью ее осмысления в русле действительности последних лет, когда постепенно восстанавливается истинная иерархия общественных культурных величин и нравственных ценностей.
Научная новизна данного исследования заключается в том, что автор диссертации впервые делает попытку осмыслить драматургию 1945-1980-х годов о войне как единое целое, показав при этом ее типологию, определив общие закономерности эволюции, своеобразие поэтики, уделяя внимание творческой индивидуальности драматургов.
Основная цель диссертации - охарактеризовать развитие драматургии о войне в связи с общими закономерностями развития литературы.
С намеченной целью связаны и задачи исследования:
- условно определить основные этапы развития драматургии, дать их периодизацию;
- отметить своеобразие каждого этапа;
- рассмотреть движение драматургии в 1945-1980-е годы в контексте историко-литературного процесса этого времени;
- показать эволюцию драматургии, отметив при этом, что если в первое послевоенное десятилетие она обобщала события, то в последующие периоды война подавалась через дистанцию времени, соединяясь с актуальными проблемами эпохи;
- при анализе драматургии выделить главные ее проблемы, связанные с характером героя и конфликта, с особенностями поэтики;
- раскрыть типологию драмы о войне, обусловленную как временем создания, так и творческой индивидуальностью драматургов.
Методологической основой данной диссертации являются труды теоретиков драмы, видных критиков, литературоведов и исследователей, которые внесли большой вклад в осмысление Великой Отечественной войны в литературе независимо от жанра. Назовем некоторые наиболее значимые в этой об
14 ласти, с нашей точки зрения, труды А. Бочарова, А. Журавлевой, И. Кузьмиче-ва, Б.Леонова, Г. Ломидзе, П. Топера, В. Чалмаева и других. В работе использованы принципы конкретно-исторического, сравнительно-типологического и системного анализов, комплексного подхода при рассмотрении драматических произведений.
Практическая значимость. Данная диссертация есть итог многолетней работы автора по исследованию драматургии о войне, результаты которого используются в лекционном курсе по истории русской литературы XX века (II часть), при чтении спецкурсов, в спецсеминарах, а также при написании студентами курсовых и дипломных работ. Материалы по этой теме могут быть полезны как для научного исследования драматургии, так и для работы школьных факультативов и литературных кружков.
Апробация работы. Основные положения диссертации были нами изложены в статьях, опубликованных в 1980-1990-е годы; в докладах на научных конференциях в МПУ и БелГУ. Работа обсуждалась на заседаниях кафедр русской литературы XX века Белгородского университета, а также Московского педагогического университета.
Указанные задачи определили структуру работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (библиография насчитывает 267 наименований), приложения.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Великая Отечественная война в русской драматургии 1945-1980-х годов, поэтика драмы, творческая индивидуальность"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Русская драматургия 1945 - 1980-х годов о Великой Отечественной войне представляет собой очень важный этап развития отечественной литературы. Анализ драматургических произведений этого периода, с одной стороны, как целостного явления, а с другой, - с точки зрения эволюции жанров и поэтики произведений, является насущной задачей литературоведения.
Наша страна, как и все человечество, вступила в XXI век. Перед народами России стоит задача не только верно определить путь движения к будущему, но и учесть уроки прошлого, в том числе и бесценный опыт войны. Люди XXI века являются преемниками наследия XX века во всех сферах: социально-политической, экономической, военной, культурной и духовной.
По определению философов, современность всегда является связующим звеном между прошлым и будущим. С позиции настоящего необходимо осмыслить прошлое и предвидеть грядущее. В этом плане в области литературоведения очень важно определить значение наследия двадцатого века для двадцать первого, соотнести развитие литературы с историческими событиями.
Если говорить о развитии драматургии 1945 - 1980-х годов о войне, то следует сказать, что до сих пор она не была исследована как целостное явление. Об этом периоде развития драматургии в критике и литературоведении говорилось лишь в общих чертах, специальных исследований не было.
По общему справедливому утверждению, важнейшим событием всеобщей истории была Вторая мировая война, получившая название на нашей территории Великой Отечественной. Значимость периода войны исключительная. Об этом говорилось на недавно прошедшем юбилее - 55-летии со дня Победы.
Создавая одну из первых работ по послевоенной драматургии о Великой Отечественной войне, автор диссертации стремилась прежде всего соотнести развитие драматургии как с историческим, так и с историко-литературным процессом. А это соотнесение продиктовало необходимость проанализировать драматургию 1945 - 1980-х годов с учетом ее значения как для времени создания, так и для нашей современности. Автор данного исследования предприняла попытку показать особенности развития драматургии этих лет, раскрыть типологию драм, остановить внимание на поэтике драматических произведений, а также на творческой индивидуальности драматургов.
Этот период /1945 - 1980-е годы/ очень длительный и внутри него есть основания выделить этапные периоды развития. В диссертации условно выделяются следующие этапы:
I этап /1945 - 1955 гг./ - драматургия первого послевоенного десятилетия;
II этап /1956 — 1960-е годы включительно/;
III этап - драматургия 1970 - 1980-х годов о Великой Отечественной войне.
Считая такое разделение условным, автор работы тем не менее подчеркивает, что все эти периоды объединяются темой войны, но в то же самое время каждый из них имеет свою специфику, свои особенности, своеобразие в решении теоретических проблем и вопросов художественности.
Драмы, созданные в первое послевоенное десятилетие, отразили различные явления военной и послевоенной действительности. Каждая из них обладает своими художественными достоинствами, но все они имеют общие закономерности: пьесы 1945-1955-х годов о войне привлекали и обновляли литературные традиции героической драмы, начало которой восходит к драматургии 20-х годов; отстаивали в борьбе с "теорией бесконфликтности" многообразие драматического конфликта; воплощали в художественных образах величие героического характера; связывали проблемы войны и мира; подготавливали развитие драматургии последующего времени.
В драматургии 1956 - 1960-х годов тема войны и человека на войне уже давалась на качественно ином уровне, с дистанции времени, когда события военных лет не занимали первого плана, а органически соединялись с постановкой и решением новых проблем современности. В этот период значительно расширилась типология драм о войне: наряду с героической, пришло становление социально-философской, психологической и даже появились примеры создания трагикомедии ("Трибунал" А.Макаенка). Значительно выросло число драматургов с ярко выраженной творческой индивидуальностью, поэтому особый смысл получил анализ поэтики драм: особенностей жанра, композиции, символики, стиля, речевой характеристики героев и т.п.
Драматургия 1970 - 1980-х годов явилась периодом глубокого философского обобщения войны с позиции накопленного опыта, связи прошлого, настоящего и будущего. В пьесах этого этапа заключен большой материал, направленный против возможности возникновения новой войны. Принимая во внимание пафос драм этого времени, можно утверждать, что прошедшая война была народной трагедией для многих стран, а новая война несет угрозу катастрофы всему миру.
Среди множества проблем драматургии указанного выше периода выделилась проблема исторической памяти. В пьесах этой проблематики нашли отражение прежде всего художественные поиски философской глубины освоения темы человека на войне.
В эти годы происходит процесс тесного взаимодействия различных литературных жанров в решении проблем прошлой войны. Обостренный интерес к произведениям прозы К.Симонова, Ю.Бондарева, В.Распутина, В.Быкова, В.Кондратьева и др., их высокая художественная ценность обусловили создание инсценировок, которые также представляют немалый интерес с точки зрения художественного содержания, осмысления истории и современности, поэтики.
Для того, чтобы полнее представить общие закономерности развития литературного процесса, автор стремился выделить и проанализировать в единстве содержания и формы наиболее значимые произведения крупнейших драматургов, а также акцентировал внимание на тех драмах, которые оказались забыты современным поколением, но для своего времени были актуальными и важными.
В диссертации с новых методологических позиций прослежены также эволюция жанров драматургии о войне, обогащение ее типологии, поэтика драм и творческая индивидуальность их создателей. Вышеизложенное позволяет считать данную работу актуальной для современности: в ней последовательно характеризуется развитие драматургии указанных периодов как одной из важных страниц истории литературного процесса.
Список научной литературыСоломахина, Людмила Петровна, диссертация по теме "Русская литература"
1. Абалкин Н. Кругозор драматурга. Заметки театрального критика. — М.: Сов. писатель, 1957. —140 с.
2. Абалкин Н. Театральные горизонты. — М.: Искусство, 1964. —363 с.
3. Абалкин Н. Традиция и мода //Правда. — 1965. —22 августа.
4. Абалкин H.A. Диалог с драматургом: Критические очерки с лирико-публицистическими отступлениями. — М.: Сов. писатель,1976. —287 с.
5. Абдусаматов Х.Ш. Советская драматургия периода Великой Отечественной войны ("Русские люди" К.Симонова, "Фронт" А.Корнейчука и "Нашествие" Л.Леонова). — Дис. . канд.филол.наук. — М., 1952. —339 л.
6. Авров Д., Шуб С. Дойти до самой сути //Театральная жизнь. —1981. —18.
7. Адамович А. Горизонты белорусской прозы. — М.: Сов. писатель, 1974. -318с.
8. Адамович А. Ничего важнее: Современные проблемы военной прозы. -М.: Сов. писатель, 1985. 288 с.
9. Акимов Н. Не только о театре. — Л.-М.: Искусство, 1966. —427 с.
10. Алексин А. Пусть остановится война! //Лит. газета. -1981.-21 января.
11. Альтман И. Проблемы драматургии и театра //Знамя. — 1946. — №.11-12. — С.162-184.
12. Анастасьев А. Русская советская драматургия 1955 года //Русская советская литература 1954-1955 гг. -М: АН СССР,1956. С. 287-314.
13. Анастасьев А. В современном театре. — М.: Искусство, 1961. — 384 с.
14. Анастасьев А., Бояджиев Г., Образцова А., Рудницкий К. Новаторство советского театра. — М.: Искусство, 1963. — 420 с.
15. Анастасьев А. Виктор Розов. Очерк творчества. М.: Сов. писатель, 1966.-247 с.
16. Анастасьев A.A. В жизни и в пьесе. Некоторые особенности современного драматического конфликта//Театр. — 1974. — №4. —С.10-16.
17. Аяастасьев А. Театр и время. — М.: Искусство, 1985. —318 с.
18. Аникст А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. История учений о драме. — М.: Наука, 1967. — 455 с.
19. Анисимова Л. Студия молодых //Сов. Россия. 1957. - 24 апреля.
20. Анненков Н. Патриотическая тема //Образ моего современника. — М.,1951.- С. 171-185.
21. Баскаков Вл. "Золотая карета" //Лит. газета. — 1955. — 4 октября. —1. С.2-3.
22. Бассель Н. Политический роман: традиции, достижения, проблемы //Коммунист Эстонии. — 1985. — №6. — С.55-61.
23. Белая Г. "Связь чувств с действиями." //Литература великого подвига. Вып. 2. М.: Худож. литература, 1975. — С.67 - 88.
24. Белая Г. Философско-этическая проблематика современной прозы //Гуманистический пафос советской литературы. М.: Наука, 1982.
25. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды //Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 13-ти томах. М.: Изд-во АН СССР, 1954. - Т. 5. - С. 7-67.
26. Бельдюгов В.И. Героическая трагедия как жанр. Дис. . канд. искусствоведения. - Л., 1976. — 221 л.
27. Беляев В., Елкин А. Ярослав Галан. — М.: Молодая гвардия, 1973.239 с.
28. Бентли Э. Жизнь драмы /Пер.с англ. В.Воронина. — М.: Искусство, 1978.-386 с.
29. Берггольц О. Путь к зрелости //Берггольц О. Собрание сочинений: В 3-х томах. Т.2. Л.: Худож. лит-ра, 1989. - С. 354-358.
30. Берковский Н.Я. Литература и театр: Статьи разных лет. — М.: Искусство, 1969.-639 с.
31. Боборыкин В. Читатель не останется равнодушным //Вопросы литературы. 1966. - №2. - С.215-218.
32. Богданов А.Н. Жанры советской драматургии: Учебно-методическое пособие. — Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1966. —45 с.
33. Богуславская 3. Вера Панова. Очерк творчества. — М.: Гослитиздат, 1963.-207 с.
34. Богуславский А.О., Диев В.А. Заметки о советской драматургии на современном этапе //Литература в школе. — 1961. — №5. — С.8-15.
35. Богуславский А.О., Диев В.А. Русская советская драматургия. Основные проблемы развития: В 3-х томах. — М.: Наука, 1963-1968.
36. Богуславский А.О., Диев В.А. Традиции советской драматургии и современность I/O современнике и современности. Русская советская драматургия наших дней: Сб.статей /Под ред. А.О. Богуславского и М.М. Кузнецова. — М.: Изд-во АН СССР, 1964. С.47 - 73.
37. Богуславский А.О., Диев В.А., Карпов A.C. Краткая история русской советской драматургии. — М.: Просвещение, 1966. — 347 с.
38. Борев Ю.Б. О комическом. — М.: Искусство, 1957. —232 с.
39. Борев Ю.Б. О трагическом. — М.: Сов.писатель, 1961. — 392 с.
40. Борев Ю.Б. Эстетика. — М.: Политиздат,1981. —399 с.
41. Бородина Л.П. Жанр трагедии в современной советской драматургии о Великой Отечественной войне //Вестник Московского ун-та. Серия 9, Филология. 1987. -№1. -С. 3-9.
42. Бочаров А.Г. Человек и война. Идеи социалистического гуманизма в послевоенной прозе о войне. — М.: Сов. писатель, 1973. —456 с.
43. Бугров Б.С. Проблемы развития русской советской драматургии на современном этапе (60 — 70-е годы): Пособие по спецкурсу для филол. фак. гос. ун-тов. М.: МГУ,1980. -159 с.
44. Бугров Б.С. Русская советская драматургия,1960-1970-е годы: Учеб. пособие для студентов филол.спец.ун-тов. — М.: Высшая школа, 1981. — 286 с.
45. Бугров Б. Герой принимает решение. Движение драмы от 50-х годов. М.: Сов. писатель, 1987. - 368 с.
46. Бурлаченко А. Театр и современность //Звезда. —1946. —№10. —С.179
47. Буряк Б. Осуществленные мечты //Буряк Б. Служение народу. — М.: Сов. писатель, 1955. С.233 - 236.
48. Быков В. Как создавалась повесть "Сотников" //Литературное обозрение. 1973. - №7.
49. Быков В. Великая академия жизнь //Вопросы литературы. -1975.1.
50. Василина И. Театр Арбузова. М.: Искусство, 1983. —264 с.
51. Ваша новая пьеса? Интервью за письменным столом. Леонид Леонов. //Театр.- 1955. -№6.-С. 166 167.
52. Велехова Н. Серебряные трубы. Советская драма вчера и сегодня. — М.: Сов.писатель, 1983. -376 с.
53. Веретенникова Г.А. Творчество В.Ф.Пановой 40 60-х г. и его оценка зарубежной критикой. - Дис. . канд. филол. наук. - М., 1975.
54. Винокур Т.Г. О языке современной драматургии //Языковые процессы современной русской художественной литературы. Проза. — М.,1977. — С. 130198.
55. Вишневская И. О людях, идущих впереди //Сов. культура. — 1959. — 12 февраля.
56. Вишневская И. Итоги драматургического года//Вопросы литературы. — 1960. — №2. — С.3-20.
57. Вишневская И. Константин Симонов и его герои //Театр. — 1962. — №7. — С.101 -106.
58. Вишневская И. Б.Лавренев. Очерки жизни и творчества. — М.: Сов. писатель, 1962. —283 с.
59. Вишневская И.Л. Константин Симонов. Очерк творчества. — М.: Сов. писатель, 1966. —184 с.
60. Вишневская И. Алексей Арбузов. Очерк творчества. — М.: Сов.писатель,1971.-С. 129-156.
61. Вишневская И.Л. Андрей Макаенок на орбите //Писатель и жизнь. — М.: Сов. писатель, 1978. С.93-106.
62. Вишневская И. Комедия на орбите: Очерк творчества. М.: Сов. писатель, 1979.-238 с.
63. Вишневская И.Л., Железнова Н.И. Андрей Макаёнок: Я опять написал комедию //Лит. обозрение. — 1979. — №1. — С. 89-92.
64. Вишневская И. Берег жизни //Литер, газета. 1979. - 10 января.
65. Вишневская И.Л. Драматургия верна времени: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1983. —159 с.
66. Вишневская И.Л. Действующие лица: Заметки о путях драматургии. -М.: Сов. писатель, 1989. 311 с.
67. Владимиров C.B. Драматург и современность. — М.-Л.: Сов. писатель; Ленингр. отд-ние,1962. —192 с.
68. Владимиров C.B. Действие в драме. — Л.: Искусство, 1972. —159 с.
69. Владимирова 3. Твоё личное дело //Театр. — 1954. — №12. — С. 105110.
70. Вместе с народом //Театр. 1970. — №5. - С. 3-5.
71. Володина М.Г. Драматургия B.C. Розова (1949 1964 годов). - Дис. . канд.филол.наук. - Ташкент, 1969.
72. Волчек Ю. Тема с вариациями //Театр. — 1962. — №9.
73. Волькенштейн В.М. Драматургия. — 4-е изд., испр.и доп. — М.: Сов. писатель, 1960. —338 с.
74. Выстоять! Журналист Александр Афанасьев беседует с Василем Быковым //Юность. 1984. -№1. - С. 54-57.
75. Галанов Б. Лопатин на фронте и в тылу //Лит. Россия. 1975. -24 января.
76. Гармаш Т. В поисках утраченной трагедии //Современная драматургия. 1990.-№6.
77. Гельфанд М. Драматургия в 1945 году //Знамя. —1946. —№7. —С. 167176.
78. Георгина М.А. Советская драматургия периода Великой Отечественной войны. Дис. . канд.филол.наук. М., 1951.
79. Герасимов С. Пьесы и жизнь. Заметки драматурга //Театр. — 1946. — №5-6. С.74-76.
80. Гнедин Е. Себя не потерять. //Новый мир. 1988. — №7. - С. 173209.
81. Головашенко Ю. Драматургия и театр о Великой Отечественной войне//Нева. 1955. — №2. - С. 141-145.
82. Головашенко Ю. "Совесть войны." //Театр. — 1969. — №6. — С. 29-36.
83. Головашенко Ю.А. Проблемы героической драмы //Головашенко Ю.А. Многообразие реализма: Сб.статей. — JI.: Искусство, 1973. 286 с.
84. Горбунова Е. Русская советская драматургия 1954 года //Русская советская литература. 1954-1955 гг. -М: Изд-во АН СССР, 1956. С.56-92.
85. Горбунова E.H. Идеи, конфликты, характеры. — М.: Сов. писатель, 1960. -419 с.
86. Горбунова E.H. Вопросы теории реалистической драмы. О единстве драматического действия и характера. — М.: Сов.писатель,1963. —508 с.
87. Горбунова Е. Перед лицом новой действительности. Заметки о литературном взаимодействии. — М.: Сов. писатель, 1974. С. 88 - 194.
88. Горелова Н.И. Типология советской политической драмы. Дисс.канд. филол. наук. М., 1992. — 230 с.
89. Горький A.M. Статьи о драматургии и театре //Горький A.M. Собр. соч.: В 30-ти томах. Т.26. -М.: ГИХЛ,1955.
90. Громова М.И. Жанровые искания в современной советской драматургии о Великой Отечественной войне //Проблемы типологии социалистического реализма. М., 1979. - С. 56 - 65.
91. Громова М.И. Русская современная драматургия. М.: Флинта: Наука, 1999.- 160 с.
92. Дмитриевская М. . .Просто война //Театр. 1980. -№12.
93. Дударев А. Своя тема //Сов. Латвия. 1985. - 26 января.
94. Дунаев А. Судьба разведчицы //Лит. газета. — 1964. — 30 марта.
95. Емельянов Б. Героическое искусство героического народа //Театр. — 1947. —№11. — С.10-18.
96. Емельянов Б. Советская драматургия в борьбе с поджигателями войны
97. Театр. -1949. -№5. -С. 8-19.
98. Ермилов В.В. Связь времен. — М.: Сов. Россия,1964. — 414 с.99. Ёлкин A.C. Ярослав Галан. Очерк жизни и творчества. — М.: Сов. писатель, 1955. 270 с.
99. Живая память поколений. Великая Отечественная война в советской литературе. Сборник статей /Составитель А.Коган. — М.: Худ. литература, 1965. -360 с.
100. Желобцова С.Ф. Драматургия А.Салынского (Проблема конфликта). -Дис. . канд.филол.наук. Л., 1982.
101. Жуков И. К берегу истины //Коме, правда. 1979. - 31 января.
102. Жукова Л. "За тех, кто в море" //Лит. газета. 1946. - 29 июня.
103. Журавлева A.A. Писатели-прозаики в годы Великой Отечественной войны. (Героический пафос прозы военных лет). М.: Просвещение, 1978. — 127 с.
104. Зайцев Н. Односторонняя обстоятельность //Вопросы литературы. — 1963.-№1.-С.183 -186.
105. Залесский В. Пьесы о победе //Театральный альманах. Сборник статей и материалов. 1947.-Кн.6.-М., 1947. - С. 23-26.
106. Залесский В. Тема борьбы за мир в советской драматургии //Новый мир, 1952.-№11.-С. 216 - 229.
107. Залесский В. Заметки о драматургии и театре //Наш современник. Альманах. 1957. -№3. - С. 297- 313.
108. Залесский В. Героя я ищу.: Статьи о драматургии и театре. — М.: Сов.писатель, 1963. —324 с.
109. Залесский В. Барабанщица //Сов. Россия. — 1969. — 4 апреля.111. "Золотая карета". Материалы к постановке пьесы Л.Леонова. — М.: ВТО, 1946.-84 с.
110. Золотницкий Д.И. Военный герой на советской сцене //Современный герой на советской сцене: Сб.статей /Ред. Т.Щипунов. — Л.-М.: Искусство, 1948. -С.114-168.
111. Зубков Ю. Правда жизни не нуждается в подпорках //Знамя. — 1962. -№4,-С.189-202.
112. Зубков Ю. Чувство современности //Октябрь,—1967,—№5—С.202-210.
113. Зубков Ю. Человек и война //Октябрь. 1970. - № 7. - С. 199-213.
114. Зубков Ю. В одной семье //Октябрь. 1972. - №2. -С.172 - 186.
115. Зубков Ю.А. Герой и конфликт в драме: Статьи о современной драматургии. — М.: Сов.писатель,1975. — 280 с.
116. Зубков Ю. Драматурги России. — М.: Современник, 1979. —319 с.
117. Романов П. Фестиваль дружбы //Театр. — 1982. — №10.
118. Иванова М.Ф. Жанр трагедии и его место в русской советской драматургии. Дис. . канд. фил. наук. -М., 1975. - 199 л.
119. Игнатьева Н. Драматургический год //Вопросы литературы. —1962. —№4. — С.3-23.
120. Идейность и мастерство: Сборник статей советских писателей о драматургии /1945-1953/. М.: Искусство, 1953. -320 с.
121. Из беседы Л. Леонова с участниками спектакля "Золотая карета" в Московском драматическом театре на Малой Бронной 20 октября 1969 г. //"Вопросы театра. 1972". Сборник статей и материалов. М., 1973.
122. История советского драматического театра. В 6-ти томах. — М.: Наука, 1966-1971.
123. Кара С. Образы победителей. Пьеса Б. Чирскова ("Победители") и спектакль государственного академического театра драмы им. A.C. Пушкина. -Л.: ВТО, 1947.- 108 с.
124. Караганов А. Каноны и творчество //Новый мир. —1955. —№1. —С.235-237.
125. Караганов А. Характеры и обстоятельства: Сб. статей. — М.: Сов. писатель, 1959. —398 с.
126. Караганов А. Правда условного приема. О пьесе К. Симонова "Четвертый" //Вопросы литературы. 1962. — №5. - С.29-41.
127. Кардин В. Верность времени: Литературно-критические статьи. — М.: Сов.писатель,1962. —364 с.
128. Кардин В. Судья по имени время. О герое советской драмы. — М.: Искусство,1964. —203 с.
129. Кардин В. Борис Лавренев. — М.: Сов. писатель, 1981. —173 с.
130. Карягин A.A. Драма как эстетическая проблема. — М.: Наука, 197 -224 с.
131. Кедрина 3. Жизнь идеи в образе //Литературно-критические статьи. -М„ 1956. — С.47-129.
132. Кобылецкий Ю. Драматург и время. — М.: Сов. писатель, 1973. —264 с.
133. Коварский Н. Пьеса об источниках победы //Театр. —1946. — №5-6. —С.12-17.
134. Коган А. Уроки памяти. Литературно-критические очерки. М.: Худ. лит., 1988.-479 с.
135. Козлов В.И. Основные проблемы инсценирования прозы в советском драматическом театре (70-е гг.). Дис. . канд. искусствоведения. - М., 1984. -216л.
136. Комина Р.В. Современная советская литература /Художественные тенденции и стилевое многообразие: Уч.пособие для студентов филолог, факультетов ун-тов. — М.: Высшая школа, 1978. —176 с.
137. Кондратьев В. Театральные впечатления //Современная драматургия. 1982. - №4.
138. Кораллов М. Об одной старой пьесе //Театр. — 1957. — №7. — С.96
139. Костелянец Б.О. Лекции по теории драмы. Драма и действие: Учеб. пособие. — Л.: Сов. писатель, 1976. —157 с.
140. Кроль Т.Г. Драматургия Бориса Лавренева. Дис. . канд. филол. наук.-Л., 1955.
141. Крон А. О героической традиции //Знамя. — 1955. —№8. — С.181-187.
142. Кружков Н. Драматург и театры. Две пьесы Л. Леонова на московской сцене //Огонёк. 1958. -№2. — С.25-26.
143. Крути И. Жизнь обязывает. О мастерстве драматурга //Театр. — 1950. -№10. -С. 41-53.
144. Крымова Н. Театр Арбузова //Арбузов А. Драмы. — М.: Искусство,1969. С.3-25.
145. Кузьмичев И. Герой и народ. М.: Современник, 1973. — 336 с.
146. Кургинян М.С. Драма //Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. — М.: Наука, 1964. Кн.2. — С.238-362
147. Лавренев Б. Два поколения //Лит. газета. 1947. - 22 февраля. — №8.
148. Лавренёв Б. Опыт драматурга //Вопросы литературы. — 1963. — №3.
149. Лавренев Б. Путь пьесы //Лавренев Б. Собр. соч.: В 6-ти т. Т.6. — М.: Сов. писатель,1984. С.339-343.
150. Лавренев Б. Разговор со зрителем //Лавренев Б. Собр. соч.: В 6-ти т. Т.6. М.: Сов. писатель, 1984. - С.343-346.
151. Лагина Н. Памяти павших //Труд. —1965. —29 сентября.
152. Лазарев Л. На всю оставшуюся жизнь. //Новый мир. 1986. —№11.
153. Лейкин Н. Время великого подвига //Театральная жизнь. 1975. —19.
154. Леонов Б. Свет подвига: Героико-патриотическая тема в советской литературе. — М.: Советская Россия, 1985. —352 с.
155. Леонов Б.А. Утверждение: героико-патриотическая тема в русской и советской литературе. М.: Худож. литер., 1988. - 381 с.
156. Леонов Л. Публицистика//Леонов Л. Собр. соч.: В 10-ти томах. Т.10. М.: Худ. лит., 1972. - 374 с.
157. Литература великого подвига. Великая Отечественная война в советской литературе: Сб.статей. В 3-х выпусках /Ин-т мировой литературы им. А.М.Горького. — М.: Худ. литература, вып.1 — 1970, вып.2 — 1975, вып.З -1980.
158. Ломидзе Г. Нравственные истоки подвига. Советская литература и Великая Отечественная война. М.: Сов. писатель, 1975. - 246 с.
159. Ломунов К. Драматургия К.Симонова //Советская литература: Сб. статей. — М.: Гослитиздат, 1952. —С. 372-413.
160. Луначарский A.B. О театре и драматургии. Избранные статьи в 2-х томах. Т.1. — М.: Искусство, 1958. 838 с.
161. Любимов Б. Ожидания сбывшиеся и несбывшиеся //Москва. —1985.9.
162. Малюгин Л.А. Путь к зрелости //Театр: Сб.статей и материалов. — М„ 1945. Сб.2. — С.6-17.
163. Малюгин Л.А. Театр начинается с литературы: Статьи. — М.: Искусство, 1967. -245 с.
164. Мамонтов В.А. Драматургия А.Н.Арбузова. Дис. . канд. филол. наук. - М., 1965.
165. Медведев Б. История одного подвига //Театр. —1975. —№3. —С.54-60.
166. Мокульский С. "Золотая карета" Л.Леонова //Правда. —1957. —27 ноября.
167. Муромский В.П. Проблема конфликта в современной советской драме (1956-1965 гг.). Дис. . канд.филол. наук. - Л., 1966. - 339 л.
168. Некрасов В. "Четвертый" //Театр. 1962. -№2. -С.83-85.
169. Нефед В.И. Размышления о драматическом конфликте. — Минск: Наука и техника,1970. —120 с.
170. Никулина Е.А. Проблема гуманизма и жанровые тенденции в современной советской драме //Жанрово-стилевые поиски советской литературы 70-X годов. Межвузовский сборник. — JL: Изд-во ЛГУ, 1981. Выпуск 2. — С. 95-119.
171. Нинов A.A. Вера Панова: Очерк творчества. — Л.: Лениздат, 1964. —240 с.
172. Нинов А. Вера Панова. Жизнь. Творчество. Современники. — Л.: Сов. писатель, 1980. — 480 с.
173. Одиноков В. Пафос героического //Сибирские огни. —1971, —№6. — С.178-180.
174. О современнике и современности. Русская советская драматургия наших дней /Под ред. А.О. Богуславского и М.М.Кузнецова. — М.: Искусство, 1964.-272 с.
175. Очерки истории русского советского драматического театра: В 3-х томах. /Под ред. Н.Г. Зографа, Ю.С. Калашникова, П.А. Маркова, Б.И. Ростоцкого. М.: Изд-во АН СССР, 1954-1961.
176. Очерки истории русской советской драматургии: В 3-х томах. /Ред. С.В.Владимиров, Д.И. Золотницкий, Г.А. Лапкина. — Л.: Искусство, 1963-1968.
177. Пахомов В.И. Образ советского воина в пьесах о Великой Отечественной войне. Дис. . канд.искусствовед.наук. - М., 1952. -368 л.
178. Перцов В. Три пьесы //Театральный альманах. —1947. —№6. —С.3-11.
179. Пименов Вл. Жизнь, драматургия, театр. Статьи. — М.: Сов.писатель, 1966. -376 с.
180. Пименов Вл. Год за годом. Статьи и очерки. — М.: Сов.писатель, 1970.-256 с.
181. Пименов Вл. Продолжение пути. Очерки и статьи о драматургии. — М.: Сов. писатель, 1974.-328 с.
182. Пирогова И. Тридцать дней без войны //Театральная жизнь. — 1980. -№20.
183. Плоткин Л. Творчество Веры Пановой. — М.-Л.: Сов.писатель, 1962. -232 с.186. "Победители". Материалы к постановке пьесы Б.Чирскова. — М.: ВТО, 1946. -143 с.
184. Пчелкин JI. Суд совести //Театральная жизнь. 1962. - №3.
185. Рабинянц Н., Сергеев В. Становление личности. Заметки о драматургии Алексея Арбузова //Звезда. —1965. —№8. — С.165-169.
186. Размахнина В.К. Проблема конфликта и характера в драматургии А.Н.Арбузова. Дис. . канд. фил о л. наук. -М., 1966.
187. Родимцев A.M. "Победители" на сцене МХАТ //"Ежегодник МХАТ". 1947. М.-Л.,1949. - С. 251 - 264.
188. Романов П. Фестиваль дружбы //Театр. 1982. —№10.
189. Ростоцкий Б.И. Основные этапы развития советского театра //Советский театр. -М., 1947. С 33 -94.
190. Рудницкий К. О подвигах, о доблести, о славе //Лит. газета. — 1947. -8 февраля.
191. Рудницкий К. Портреты драматургов. — М.: Сов.писатель, 1961. —400 с.
192. Рудницкий К. Драма, время, историки //Вопросы литературы. — 1965. —№4. — С.73-94.
193. Салынский А. Художник и время //Театр. — 1961. — №9. — С.38-42.
194. Салынский А. Жизнь источник творчества //Вопросы литературы. -1963. - №5.
195. Салынский А. О жизни, драматургии, театре. — М.: Сов.писа-тель,1982.
196. Самсония А. Возвращение на сцену //Лит. газета. — 1969. — 22 октября. С.8.
197. Сахновский-Панкеев В.А. Драма. Конфликт. Композиция. Сценическая жизнь. Л.: Искусство, 1969. - 232 с.
198. Свербилова Т. Движение.//Совр. драматургия. 1987. — №3. -С.238-246.
199. Севрук В. Литература и война //Знамя. 1972. - №2. - С.249-250.
200. Седых М. Или-или //Театр. 1975. - №5.
201. Симонов К. Разговор с товарищами. Воспоминания. Статьи. Литературные заметки. О собственной работе. М.: Сов. писатель, 1970.
202. Смирнова В. О литературе и театре. Статьи. — М.: Сов.писатель, 1956.-410 с.
203. Советские драматурги о своем творчестве: Сборник статей. /Сост., общий ред. и автор статьи Вл. Пименов. — М.: Искусство, 1967. — 456 с.
204. Соколова А. Идеи и образы советской драматургии. Пьесы 1946-1952 годов. — М.: Искусство, 1954. —330 с.
205. Соловьёва И. Об одной маленькой роли //Театр—1967,—№2 —С. 54-60.
206. Старикова Е. Леонид Леонов. Очерки творчества. — М: Худ. литература, 1972. 336 с.
207. Старцева А. Искусство возвышенной точности /О природе подтекста в произведениях Л.М. Леонова)//Нева. — 1959. —№5. —С.178-183.
208. Стенограмма беседы о пьесе А.Салынского "Барабанщица". М.: ВТО, 1959.-29 января.
209. Сурков Е. На драматургические темы. Статьи. — М.: Сов.писатель, 1962. -398 с.
210. Сурков Е. В кино и театре. Предисловие Ал. Романова. — М.: Искусство, 1977. -495 с.
211. Таршис Н. Верность истории. Новая проза о войне и театр //Театр. — 1980.-№5.
212. Тевекелян Д.В. Вера Панова. -М.: Сов.Россия,1980. -168 с.
213. Толстой Л. Севастопольские рассказы //Толстой Л. Собр. соч.: В 20-ти томах. Т.2. М.: ГИХЛ, 1960.
214. Толчёнова Н. За вас, будущие! //Театр. — 1959. — №5. — С.98. — 102.
215. Топер П. Цена победы //Литература великого подвига. Вып. 2. — М.: Худож. лит-ра, 1975. 438 с.
216. Топер П.М. Ради жизни на земле. Литература и война. Традиции. Решения. Герои. —2-е изд., доп.и перераб. — М.: Сов писатель,!975. —568с.
217. Трифонова Т. "Золотая карета" //Советская культура. — 1955. — 26 ноября.
218. Турков А. "Мне нужно знать о войне что-то еще" //Театр.-1975,—№5.
219. Уколова Л.Е. Специфика драмы: (Системный аспект анализа): Учебное пособие. Днепропетровск: Изд-во ДГУ, 1991. - 171 с.
220. Фадеев А. Заметки о литературе // Фадеев А. Собр. соч.: В 7-ми томах. Т. 6.-М.: Худ. л-ра, 1971. С. 259 - 322.
221. Фадеев А. Письмо Л.М. Леонову (август-сентябрь 1955 года) //Фадеев А. Собр. соч.: В 7-ми томах. Т. 7. М.: Худ. л-ра, 1971. - С. 505 - 506.
222. Фельдман Я. Драматургия Афанасия Салынского. — М.: Искусство, 1976. 278 с.
223. Филлипов В. Шагнувший в бессмертие //Театральная жизнь. —1975. -№16.
224. Финк Л. Драматургия Леонида Леонова. — М.: Сов. писатель, 1962. —352 с.
225. Финк Л. Романтика "Золотой кареты" //Литературная Россия. — 1975.20 июня.
226. Фонд ВТО. Стенограмма беседы с B.C. Розовым и режиссером О.Н.Ефремовым. — М., 1956. —26 июня.
227. Фрадкина С.Я. В мире героев Веры Пановой. Творческий портрет писательницы. — Пермь, 1961. — 251 с.
228. Фролов В. Жанры советской драматургии. — М.: Сов. писатель, 1957.-336 с.
229. Фролов В. На сцене комедия. М.: Знание, 1976. - 56 с.
230. Фролов В.В. Обновление жанра //Современная драматургия. — 1982.2. — С.255-262.
231. Хайлов А. "Грудью заслонившие страну" //Литература великого подвига. Вып. 2. М.: Худож. литер., 1975.
232. Хайченко Г. Страницы истории советского театра. — М.: Искусство,1965. -207 с.
233. Хализев В.Е. Драма как явление искусства. — М.: Искусство, 1978. -239 с.
234. Хализев В.Е. Монолог и диалог в драме. — М.: Изв. АН СССР. Сер. лит. и языка,1981. Вып. 6. С. 521 - 531.
235. Ханютин Ю. Чёрный хлеб счастья. "Золотая карета" в МХАТе //Театр. 1958. — №1. — С. 63 - 72.
236. Ханютин Ю. Предупреждение из прошлого. — М.: Искусство, 1968.
237. Хаустов Н.Т. Жанровые искания современней героической драмы //Проблемы литературных жанров. Материалы межвузовской конференции. — Томск, 1972.-182 с.
238. Холодов Е. Последнее действие //Театр. — 1955. — №1. — С.93-116.
239. Холодов Е.Г. Композиция драмы. — М.: Искусство, 1957. — 224 с.
240. Цимбал С. Актер и драматург. Критические статьи. — JI. М.: Искусство,1960. - 304 с.
241. Цорфас М.И. Драматургия Великой Отечественной войны (1941 1942 гг.). Дис. . канд.филол.наук. -М., 1969. - 352 л.
242. Чаковский А. Литература. Политика. Жизнь. — М.: Политиздат, 1982. -367 с.
243. Чалмаев В.А. На войне остаться человеком. Фронтовые страницы русской прозы 60-90-х годов. — М.: Изд-во МГУ, 1998. 124 с.
244. Чеботаревская Т. Три бедных Марата //Лит. газета. — 1965. — 18 мая.
245. Четина Е.М. Русская философская драма 1970-1980-х годов и ее истоки. — Дис. . канд. филол. наук. — Пермь, 1994. — 142 с.
246. Чечётин А.И. О природе конфликта в советской драматургии. — Дис. . канд. искусствоведения. — М., 1976. — 169 л.
247. Чечётин А. О жанрах драматургии //Современная драматургия. — 1984.-№1.-С.257 259.
248. Чирков A.C. Эпическая драма: (Проблемы теории и поэтики). — Киев: Вища школа, 1988. — 159 с.
249. Чирсков Б. На сцене и на экране. О пьесе "Победители" и фильме "Великий перелом" //Огонёк. 1947. — №3. — С.ЗЗ.
250. Штейн А. Повесть о том, как возникают сюжеты //Знамя. — 1964. — №4. С.65 - 104.
251. Шток И. Театр В.Пановой //Театр. — 1969. —№11.
252. Штут С. За правду героического искусства //Русская советская литература 1954 1955 гг.-М.:АН СССР, 1956. -С.369 - 375.
253. Щеглов Л. Чистота тишины. Уроки Леонида Леонова //Современная драматургия. 1990. -№1. -С.140 - 147.
254. Щеглов М. Реализм современной драмы //Щеглов М. Литературно-критические статьи. — М.: Сов.писатель,1965. —440 с.
255. Щеглова Г.Н. Своеобразие драматургии Л.М. Леонова и проблемы жанра. — Дис. . докт.филол.наук. — М., 1975.
256. Щербаков К. Встретились три человека //Красная Звезда. — 1956. — 10 апреля.
257. Щербаков К. Слово о великом испытании //Смена. — 1975. —№19.
258. Щербаков К. В свой час //Правда. — 1975. — 23 апреля.
259. Щербаков К. Свет подвига //Театр. — 1985. — №4.
260. Щербина В. Пафос героического //Литература великого подвига. — М.: Худож. литература, 1970.
261. Эвентов И. Борис Лавренев. Критико-биографический очерк. — Л.: Сов. писатель, 1951. —143 с.
262. Юзовский И.И. Зачем люди ходят в театр. : Статьи, очерки, фельетоны разных лег. — М.: Искусство, 1964. —415 с.
263. Явчуновский Я. Драма вчера и сегодня: Жанровая динамика. Конфликты и характеры. — Саратов: Изд-во Сарат.ун-та,1980. — 254 с.
264. Янковский М. Путь к новому герою (О советской драматургии) //Театральный альманах. Ленинград. 1947 /Под ред. С.Л.Цимбал. — Л. — М.: Искусство, 1947. С. 39-55.