автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Драматургия Набокова: проблематика и поэтика

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Лаптева, Елена Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Драматургия Набокова: проблематика и поэтика'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Лаптева, Елена Викторовна

Введение

Глава I Реализация художественной модели мира В.Набокова в драматургическом творчестве: ведущие образы, мотивы, темы.

§1.1. Мотив «Смерти»

§1.2. Мотив творчества

§ 1.3. Метафора жизни и смерти в драмах В.Набокова

§ 1.4. Двоемирие в пьесе В.Набокова «Изобретение Вальса»

Глава II Развитие и новаторское переосмысление литературной традиции в творчестве В.Набокова.

§2.1. Влияние «Серебряного века» на творческое мировоззрение В.Набокова

§2.2. Немецкий период драматургии В.Набокова

§2.2.1. Основные тенденции культуры модернизма начала XX века и «ранние» пьесы В.Набокова

§2.2.2. Лирическое и эпическое начала в «ранних» драмах В.Набокова

§2.2.3. Романтические традиции в «ранних» пьесах В.Набокова

§2.2.4. Черты экзистенциализма и сюрреализма в «ранних» драмах

В.Набокова

§2.3. Французский период драматургии В.Набокова

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по филологии, Лаптева, Елена Викторовна

Блестящий талант Набокова - писателя и критика, поэта и ученого, драматурга и философа - может быть понят только в синтезе всех составляющих его творчества. Значимой и наименее изученной частью набоковского наследия являются пьесы. А между тем, пьесы В.Набокова, созданные преимущественно в 1920-1930 гг. XX века, являются своеобразной лабораторией, «сценической площадкой» идей, образов, тем, мотивов, приемов, создающих художественный мир писателя в целом.

Качественная новизна художественного текста стала для В.Набокова важнейшим доказательством художественной состоятельности не только конкретного произведения, но и его создателя. В «Лекциях по русской литературе» он писал: «.В сущности, подлинная мера таланта есть степень непохожести автора и созданного им мира, какого до него никогда не было, и что еще важнее - его достоверность.»1. Здесь же писатель делает важнейшее замечание о двух основных принципах художественного произведения, которые характерны для его творчества и определяют его поэтику. Это — понятие игры и роль автора/художника как демиурга, творящего свои миры из слов и образов. Само искусство Набоков рассматривает как свободное творчество: «.обращаясь к художественному произведению, нельзя забывать, что искусство - божественная игра. Эти два элемента - божественность и игра - равноценны. Оно божественно, ибо именно оно приближает человека к Богу, делая из него полноправного творца. При всем том искусство - игра, поскольку оно остается искусством лишь до тех пор, пока мы помним, что в конце концов это всего лишь вымысел.» . Многочисленные исследования в области игровой поэтики русско- и англоязычной прозы В.Набокова (О.Воронина, О.Ганжара, В.Гусаков, Е.Курганова, А.Люксембург, А.Млечко, А.Пимкина, Я.Погребная, И.Филатов и др.) позволяют говорить об игре как о многоуровневом и

Набоков В. Лекции по русской литературе.-М.,1996.- С. 184-185

2 Там же.-С. 185 полисемантическом феномене. Характерным порождением игрового принципа становится появление на страницах текста собственно автора-творца. Постоянные переходы образа автора от «режиссерских» функций к «персонажным» порождают многочисленные формы фрагментарности, иронии, авторефлексии, участвуют в создании устойчивой игровой ситуации. Набоков последовательно проводит аналогию между Богом и художником как творцами, воплощает (в характерных образцах своего творчества, в том числе пьесах) романтическую идею художника как соперника Бога, а художественные творения рассматривает как аналоги созданного Богом природного мира. (Об этом: В.Александров, А.Аппель, Ю.Иваск, М.Липовецкий, П.Тамми и др.).

Существует несколько основных подходов к творчеству В.Набокова. Сторонники одного из них воспринимают произведения художника как ироническую игру приемов и повествовательных форм, стилистические изыски, определяемые еще В.Ходасевичем как «жизнь приема в сознании художника».3 Для других, творчество В.Набокова — это эстетическая система, вырастающая из интуитивных прозрений трансцендентальных измерений бытия. На такое метафизическое толкование творчества В.Набокова указывала жена писателя в "Предисловии" к посмертному изданию его русских стихов в 1979 году: ".потусторонностью пропитано все, что он писал.". Замечание В.Набоковой о тематической доминанте творческого наследия ее мужа стало одним из толчков для выработки нового подхода к творчеству художника.

Мы учитываем метафизические воззрения Набокова и их влияние на его поэтику, но акцент делаем на художественных результатах воплощения метафизики Набокова в его творчестве.

Ц} 'Ходасевич В. «О Сирине»//В.Набоков: pro et contra. - СПб., 1997.- С. 120 (Alter.Partial Magic; A.Appel. Introduction//The

Annotated Lolota.; J.Badcr; P.Bruss; M.Courturier; A.Field.Nabokfcv: His life in Art; H.Grabes; В.Ходасевич; L.Lee; D.Packman; G.Steiner).

43a основу мы принимаем концепцию, обосновывающую наличие двух «миров», или, точнее, «двух пространств» в произведениях писателя. Целый ряд критиков касается проблемы потусторонности у Набокова попутно, а некоторые сосредотачиваются на анализе отдельных произведений с этой точки зрения. B.Boyd. Nabokov's philosophical world; J.Johnson. Worlds in Regression; E.Pifcr. Shades of Love; С.Давыдов. Тексты-матрешки в кн.В.Набоков:рго et contra. -CIIG.,1999; L.Foster. Nabokov's Gnostic Turpitude; D.Fowler; С.Карлинский. В.Набоков; M.McCarthy; P.Tammi; H.White; В.Варшавский в кн.Классик без ретуши: литературный мир о творчестве В.Набокова — М.,2000; В.Александров. Набоков и поту сторонность,- СПб., 1999; Г.Хасин. Театр личной тайны.- М.-СПб.,2001 и др.

С метафизикой тесно связаны эстетика и этика. В эстетике Набокова заключено два аспекта: первый - тема созидания искусства, а второй -структура, приемы, синтаксис, аллитерации, повествовательный ритм. Этика писателя определяется его верою в существование Добра и Зла. Истинные художники способны осознавать их как универсальные критерии.

Метафизика, этика и эстетика связаны настолько тесно, что все произведения писателя следует рассматривать в единой критериальной системе метафизики. Исследователи предпочитают таким образом рассматривать поздние прозаические произведения писателя, то есть те, в которых его художественная система сложилась и нашла свое воплощение.

Исторической ситуацией и личной судьбой Набоков был, как и многие писатели - эмигранты, поставлен перед вечной проблемой выбора - о чем писать, для кого писать, на каком языке писать, в какой литературе и - шире -культуре жить и работать.

В 1939 году Гайто Газданов назвал цену набоковского литературного подвига: «Он оказался возможен только в силу особенности, чрезвычайно редкого вида его дарования — писателя, существующего вне среды, вне страны, вне остального мира. Он будет идеально и страшно один»5.

Искания писателя нашли отражение в его поэзии, прозе и драматургии, которые связаны единым звеном образов и мотивов. Без обращения к драматургии многие проблемы в творчестве Набокова и их трактовка будут неполными. Рассмотрение драматургии В.Набокова как составляющей его творческого наследия позволяет обозначить ее структурообразующие и содержательные доминанты. В эстетической системе драматурга (писателя) понятия искусства и творца искусства занимают центральное место, и путь к их осмыслению во многом пролегает в сфере драматургических опытов. Огранку получает образ художника, представляемый прежде всего как личность творящая. Выбор средств и адекватной формы воплощения творческого

5 Газданов Г. О молодой эмигрантской литературе// Вопросы литературы. 1993. Вып.Ш.-С.35 замысла соотносится у автора пьес с выдвигаемым им на первый план личностным началом в обрисовке образа художника.

Основные мотивы в творчестве В.Набокова — искусство, смерть, любовь, судьба, красота, истина - не ограничены конкретным временем.

Можно согласиться с И.Толстым, что драматургией как родом литературы Набоков пользовался скорее экспериментально.6

Драматургию В.Набокова можно разделить на два периода:

- 1923-1926 гг. (немецкий период): пьесы «Смерть» (май 1923), «Дедушка» (июнь 1923), «Полюс» (июль 1923), «Скитальцы» (1923), «Трагедия господина Морна» (апрель 1924), «Человек из СССР» (1925-1926), «Агасфер» (декабрь 1923) (две последние пьесы сохранились во фрагментах).

- апрель-ноябрь 1938 г. (французский период): «Событие», «Изобретение Вальса».

Нахождение связующих нитей между «ранним» и «зрелым» творчеством имеет большое значение для выводов относительно эволюции художественного мира писателя. Среди исследователей есть убежденные в том, что у Набокова не было периода становления таланта, и он сразу романом «Машенька» вошел в серьезную литературу настоящим мастером. С этих позиций драмы могут восприниматься как часть уже сложившейся к тому времени художественной системы.

Большинство работ исследователей, посвященных драматургии В.Набокова, носит справочный и библиографический харатер (Б.Бойд, П.Десятов, С.Залыгин, Л.Зверев, Л.Мокроусов, Б.Носик, П.Паламарчук, А.Томашевский, Э.Филд, Е.Шиховцев). Р.Герра и С.Карлинским была сделана попытка интертекстуального анализа творчества писателя. Ряд исследователей уделяет внимание поэтике Набокова-драматурга. И.Пуля выделяет новое жанровое образование «кошмарный балаган»; Р.Новиков — «пьесы-сновидения». С.Сендерович и Е.Шварц связывают «балаган» со стихией смерти.

6 Толстой И. В.Набоков и его театральное наследие// в кн.Пьесы.-М.,1990.-С.219.

С.Смоличева рассматривает принцип двойничества. Я.Погребная останавливается на проблеме сценического и внесценического пространства, ц Г.Барабтарло предлагает синтетический метод рассмотрения всех произведений

Набокова на основе трех составляющих: художественной, психологической, метафизической. И.Ничипоров сосредоточил свое внимание на анализе любовных звеньев. В центре многих исследований стоит проблема творческого диалога В.Набокова и других драматургов: А.Пискунова говорит о влиянии

A.Пушкина на формирование философских основ пьесы «Смерть», Е.Куксина -о диалоге между гоголевским «Ревизором» и пьесой «Событие», И.Пуля ц рассматривает творческую связь В.Набокова и А.Чехова в рамках пьесы

Событие». Статья А.Бабикова «Событие» в драматической концепции

B.Набокова» рассматривает построение пьесы, основываясь на теоретическом положении Набокова о непроходимом барьере между зрительным залом и актерами.7

Проведенный анализ работ позволяет сделать вывод, что отсутствует системный взгляд на драматургические произведения В.Набокова; нет анализа способов и приемов реализации художественной модели мира в драматургических произведениях В.Набокова.

Актуальность исследования определяется потребностью изучения драматургии В.Набокова, что позволит восстановить целостность литературного творчества одного из интереснейших писателей XX столетия, проследить генезис мотивов, идей и способов их воплощения в последующих прозаических произведениях писателя.

7 Герра Р. Об одной забытой пьесе В.Набокова. - Нью-Йорк, 1984; Десятое В. Сальваторы и Бальтасары: автобиографический подтекст темы короля и самозванца в творчестве Набокова.-СПб.-Бариаул, 1997; Бабиков Л. Только пошляки холят маятником: подпись Набокова на холстс «События». http://w\\w.libraries.psu.edu,ia.s\\eb./naboko\ 'contr.htm -2002: Барабгарло Г. Троичное начало у Набокова. Убедительное доказательство//3всзда.2000.№5; Куксина Е. Проблема творческого диалога: комедия Гоголя «Ревизор» и пьеса Набокова (Сирина) «Событне».-Томск,1999; Мокроусов Л. Это скорее театр подростка.//Соврем.драматургия.199Г.№4; Ничипоров И. Поздняя драматургия Набокова («Событие», «Изобретение Вальса»)//МГУ,1991; Паламарчук П. Театр В.Набокова//Дон.1990.№7; Пискунова Л. Классическая коллизия («Моцарт и Сальери») в творчестве Набокова и Г1латонова.-М.,1995; Погребная Я.Принципы организации сценического к внесценического пространства В.Набокова.-Ставрополь,1999; Пуля И. Л.Чехов и драма В.Набокова «Событис».-Вологда,1998; Сендерович С., Шварц Е. Поэтика и этология В.Набокова.-СПб.,2000; Смоличева С. Поэтика двойничества в пьссе Набокова «Событие».-Таганрог,2000; Тпменчик Р.Читаем Набокова: «Изобретение Вальса».-Рига,1998 и др.

Целыо исследования является многоаспектное исследование драматургии В.Набокова, ее проблематики и поэтики. Поставленная цель потребовала решения следующих задач:

- рассмотреть своеобразную художественную концепцию мира Набокова, объединяющую все составные части его поэтической системы, показать метафизическую основу мировосприятия Набокова, отразившуюся в его творчестве;

- выявить и проанализировать темы, мотивы, образы, наиболее часто встречающиеся в драматургии В.Набокова;

- показать их взаимосвязь с системой образов произведений В.Шекспира,

A.Пушкина, Н.Гоголя, А.Чехова, А.Блока и др.;

- проследить, как преобразовывались в драматургическом творчестве

B.Набокова предшествующие ему литературные традиции и формировалась новая художественная стратегия;

- установить связи между «ранними» и «зрелыми» пьесами драматурга;

- исследовать произведения В.Набокова-драматурга в общем контексте искусства начала XX века.

Научная новизна работы состоит в том, что впервые предпринята попытка целостного анализа драматургии В.Набокова как составляющей его творчества. Рассмотрена связь театрального наследия драматурга с «новым» театром, театром модернизма.

Предметом исследования являются русскоязычные пьесы В.Набокова «немецкого» (1923-1926 гг.) и «французского» (1938 г.) периодов: «Смерть» (1923), «Дедушка» (1923), «Полюс» (1923), «Скитальцы» (1923), «Трагедия господина Морна» (1924), «Событие» (1938), «Изобретение Вальса» (1938). При анализе драматургии В.Набокова в случае необходимости мы обращаемся к его прозе и литературно-критическому наследию (статьям, лекциям по литературе, эссе, интервью), рассматривая драматургию В.Набокова в контексте всего творчества.

Теоретико-методологическую основу составляют: труды по философии и теории литературы М.Бахтина, А.Белого, В.Жирмунского, С.Кьеркегора, Л.Лосева, Ю.Лотмана, Л.Люксембурга, Ю.Манна, Ф.Ницше, Б.Томашевского, Ю.Щеглова и др.; работы отечественных и зарубежных набоковедов В.Александрова, Н.Анастасьева, Г.Адамовича, Б.Бойда, Г.Барабтарло, П.Бицилли, С.Давыдова, А.Долинина, Д.Джонсона, С.Ильина, О.Сконечной, В.Старка, Э.Филда, В.Ходасевича; исследования творчества В.Набокова В.Славиной, О.Заболотней, Е.Кургановой, Н.Назаровой, А.Пимкиной и др.8

Методы исследования. Системный анализ художественных текстов проводился с использованием историко-генетического, сравнительно-типологического и биографического методов.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы при разработке лекционных и практических курсов в высшей школе и учебных заведениях среднего звена. Материалы диссертации могут быть применены в спецкурсах и спецсеминарах по проблемам русской литературы XX века.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения. Библиография содержит 256 наименований.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Драматургия Набокова: проблематика и поэтика"

Заключение

Метафизика как основа творчества В.Набокова характеризует поэтику его драматургических произведений. Даже самые крупные авторы XIX века, включая Толстого и Достоевского, даже если мы примем во внимание их метафизические открытия, никогда не обращали такого глубокого, интенсивного внимания на проблему того, что значить быть. За поверхностью же постоянно возникающих у Набокова эпистемологических, моральных и эстетических тем всегда обнаруживается проблема бытия. Противоположным полюсом этой проблемы, источником конфликта и драматического напряжения, Набоков видит небытие. Писатель выразил свои представления о реальности как о многомерном бытии, уровнями которого являются «время-пространство», «сознание» и «нечто за пределами сознания» или «пространство без времени».

Обыгрывание темы реальности/нереальности становится основным элементом в структуре сюжета. Исследование драматургического наследия писателя подтверждает, что сюжет для Набокова — это прежде всего тематические соответствия, вновь и вновь повторяющиеся образы или идеи. Реальность претворяется через творчество, поэтому тема творчества, понятия творца искусства и искусства занимают у писателя центральное место. Бытие и искусство у него взаимосвязаны. Само искусство Набоков рассматривает как свободное творчество. Искусство- это вечная ценность, не подвластная смерти. Творчество отождествляется с жизнью (любовью, детством, красотой и т.п.) — а все внеположное творчеству предстает как псевдожизнь (небытие). Между двумя контрастными мирами нет четкой и непроницаемо абсолютной границы.

Основываясь на анализе пьес «немецкого» и «французского» периодов, отметим, что проблематика находит свое выражение в двух основных темах: бытия (жизни/смерти) и творчества (взаимоотношения художника и действительности), которые реализуются в повторяющихся мотивах. Характеризуя их как повторяющиеся, мы имеем в виду, что они переходят из произведения в произведение, включая лирику, драматургию и прозу писателя. Это мотивы: жизни, смерти, любви, утраты (потери), сна, полета, свободы, власти, страха, двойничества, кукол, призрака и другие. Они реализуются посредством мотивных сегментов вечности/пустоты, самоубийства, видимости/сокрытости, кошмара, «двойного портрета», ложной самопрезентации, театрализации, самораскрытия и других.

По мысли Набокова, смерть — последняя точка посюсторонней реальности. Мир реальности и мир вымысла тесно сопряжены. Границей является «набоковская стена». Метафоры жизни и смерти нашли наиболее полное воплощение в пьесе «Смерть». Смерть - это всего лишь проводник через границу, за которой находится иной мир, иная реальность, граница, которую необходимо пересечь, что удается только главным и любимым героям. Истинный художник обречен пребыванию в двух мирах: в мире реальном и в мире искусства, им самим созидаемом. «Подлинный мастер всегда находится на той, принадлежащей обоим мирам линии, где их плоскости пересекаются. Отрыв от реальности, целостное погружение в мир искусства, где нет полета, но есть лишь бесконечное падение, - есть безумие. Оно грозит честному дилетанту, но не грозит мастеру, обладающему даром находить и уже никогда не терять линию пересечения. Гений есть мера, гармония, вечное

200 равновесие» .

В представленной работе драмы В.Набокова рассматривались в контексте литературных традиций. В драматургических произведениях писателя нашли свое выражение идеи «нового театра», эстетические установки, пространственно-временные построения деятелей Серебряного века (А.Белого, А.Блока, Н.Евреинова, П.Успенского и др.). Набоков-драматург обнаруживает прекрасное умение стилизовать и вкладывать в архаичный словесный материал новые смыслы, что сближает его драмы с произведениями модернистов. Концепция «естественной театральности» ведет Набокова к вере в трансцендентальную духовную реальность, порождающую многообразные формы искусственности на земле. Набоков-драматург «ранних» пьес — писатель романтического мироощущения. Впрочем, речь вернее вести о романтическом типе сознания, романтическом духовном комплексе в XX в., нашедшем свое воплощение в культуре модернизма. Этим обусловлен и характер эстетического идеала, который находит выражение в образах лирических героев. Характер новаторского мастерства Набокова, противопоставленного мистико-теургическим представлениям и практике символистов, заключается и в размышлениях об индивидуальности и бытии субъектов. Набоков остается защитником сознания и свободы индивидуума.

Пародия на романтические клише становится самой продуктивной формой возрождения и актуализации романтических идеалов: пародия — это набоковский способ подойти как можно ближе к романтической традиции, и более того, пародия действительно позволяет писателю воссоздать традицию в новой форме, современной и оригинальной, а не анахро^чной и подражательной. Пьесы отличает обилие аллюзий и реминисценций. Культурный контекст, воплощенный в интертекстуальности, является материалом для авторских манипуляций (как это характерно для модернизма и

ЛЛ | авангарда, характерная черта модернистского стиля — опора на интертексты). Хотя вернее говорить о стратегии модернизма, продолжившейся в постмодернизме, оригинальности, «ни-на-что-не-похожести», качественной новизне творения. Помимо этого четко прослеживается принадлежность Набокова к русским корням. Хотя, было бы, разумеется, ошибкой видеть в книгах В.Набокова лишь место сторонних воздействий и точку пересечения

200 Ходасевич В. Рец.:3ащита Лужина//Классик без ретуши: литературный мир о творчестве В.Набокова.-М.,2000.-С.65

201 Термины «модернизм» и «авангард» нередко употребляются как синонимы. Мы опираемся на терминологическую традицию, интерпретирующую модернизм как широкое культурное движение, вбирающее в себя декаданс, символизм, различные авангардистские течения (экспрессионизм, сюрреализм, футуризм и др.), а также так называемый «высокий модернизм» - нашедший свое воплощение в творчестве Кафки, Пруста, Джойса. В русской литературе, например, футуризм безусловно принадлежит авангардизму, а акмеизм тяготеет к «высокому модернизму», но оба течения входят в панораму русского модернизма. различных литературных сил. О Набокове складывается представление как о наследнике на редкость многообразной, сложной, блестящей культуре авангарда, которая достигла расцвета в России первых двух лет десятилетий прошлого века.

Уже в «ранних» пьесах Набоков заложил основу игровой поэтики, которая связывает автора, текст и читателя. В текстах драматурга предметом игры является сам человек, свободное познание которого направлено внутрь собственной личности. Такая игра в самого себя позволяет ему обрести свой собственный облик, свой способ жизни, постижения себя в бытии.

Характерным порождением игрового принципа становится появление на страницах текста собственно автора-творца. Автор творит художественный мир по своему произволу. Автор скрывается за масками своих персонажей и является универсальным банком информации создаваемого текста. Он своей «рукой» создает координаты прочтения и перечитывания. Введение автора, «надмирного наблюдателя» усложняет структуру текста, содействует многообразию «ролей» и «масок». Дискурсивные отношения в драматургии строятся как разноуровневый феномен, в котором различаются дискурс автора и внутритекстовые дискурсы действующих лиц. Эти отношения позже проникли в прозу писателя.Исследовательница творчества Набокова М.Медарич замечала: «. семантика «нереальной реальности» в полной мере присуща поэтике набоковских произведений и русского, сугубо модернистского, периода, и более позднему его наследию. Исследователи Набокова акцентируют внимание на такой константной черте его поэтики, как общий игровой подход автора к тексту, проявляющийся, с одной стороны, в обнажении авторской роли в литературной конструкции, тематизации процесса собственно литературного оформления; а с другой - во включении читателя в творческую игру и постоянном разрушении предварительно созданного эффекта достоверности и миметичности самого произведения». Эта поэтика приводит, во-первых, к тому, что некоторые набоковские персонажи осознают свою вымышленность и сами проблематизируют вопрос о своем статусе, а категория автора-творца «обнаженно (стерниански) демонстрируется и 202 комментируется» , и таким образом, «провозглашается факт искусственности текста (его «сделанности», во-вторых происходит «посягновение» на сам статус fiction — на такие нормы, как самодовлеющий характер построенного в произведении мира, или как внеположность автора этому миру.

Понятие игры расширяет область своего значения, за счет того, что внутри театрального действия разыгрывается еще один спектакль, что характерно для «поздних» пьес драматурга.

Драматургию отличает сложная пространственно-временная структура. Специфической чертой является наличие разветвленной системы образов, связанных непосредственно с мотивами, и объединяемых с последними философско-эстетической концепцией бытия писателя. Выявлена их взаимосвязь с образами В.Шекспира, А.Пушкина, А.Чехова, Н.Гоголя, А.Блока. Рассмотрено своеобразие системы персонажей по сравнению с традиционной .

Формирование художественной стратегии и придает новое значение тем элементам поэтики, которые уже присутствовали в романтизме, модернизме, а у Набокова выдвинулись на роль принципов художественного миромоделирования (диалогизм, интертекстуальность, игра). Поэтика Набокова чем дальше, тем активнее была насыщена метапрозаическими элементами. В связи с вышесказанным, место Набокова внутри литературно-исторического процесса следует определить в синтетическом этапе русского авангарда, который преобразовывал предшествующие ему литературные традиции.

202 Медарич М. Набоков и роман XX столетия//Русская литература. XXIX. 1991.-С.91,93

 

Список научной литературыЛаптева, Елена Викторовна, диссертация по теме "Русская литература"

1.Аверин Б. Набоков и набоковиана // В.Набоков: pro et соШга.-СПб.,1997

2. Аверин Б. Романы Набокова в контексте русской биографической прозы и поэзии. Дисс.докт. филол.наук.-СПб.,1999

3. Адамович Г. Владимир Набоков (из книги «Одиночество и свобода»)// В.Набоков: pro et contra. СПб., 1997

4. Адамович Г. Рецензия : Русские записки. № 4.1930

5. Адамович Г. Статьи // Классик без ретуши: литературный мир о творчестве В. Набокова.-М.,2000

6. Александров В. В.Набоков и потусторонность. СПб., 1999

7. Александров В. Андрей Белый.- СПб.,2000

8. Анастасьев Н. Владимир Набоков. Одинокий Король. — М., 2002

9. Анастасьев Н. Феномен Набокова. М., 1992

10. Ю.Андреев JI. Актуальные проблемы литературы XX века: межвуз.научн.сб. //Отв.ред.Андреев Л.-М., 198911 .Анненков Ю. «Событие» пьеса В.Сирина // Классик без ретуши: литературный мир о творчестве В.Набокова. -М.,2000

11. Анненский И. Что такое поэзия? Избранное.-М.,1987

12. Аронсон А. Философские основания анализа кинематографического пространства. Дисс.кандидата философских наук.-М.,1997

13. Арьев А. Вести из вечности (О смысле литературно философской позиции В.Набокова) // В.Набоков: pro et contra. Том 2. — СПб., 2001

14. Бабиков А. Примечания\\Набоков.Собр.соч.5тт.-СПб.,2000-Т.5

15. Бабиков А. «Событие» в драматической концепции В.Набокова// В.Набоков:рго et contra в 2-х тт.-СПб.,2001.-Т.2

16. Бабиков А. Только пошляки ходят маятником: подпись В.Набокова на холсте «События», http:\\www.libraries.psu.edu\iasweb\nabokov\contr.htm 2002

17. Бавильский Д. Последний дворянин в русской литературе //Литературнаягазета. 21.04.99. № 16 (5741)

18. Барабаш Ю. Набоков и Гоголь (Мастер и Гений)//Москва. 1989. № 1

19. Барабтарло Г. Призрак из первого акта // Звезда. 1996. № 11

20. Барабтарло Г. Троичное начало у Набокова. Убедительное доказательство// Звезда.2000. №5

21. Барабтарло Г. Сверкающий обруч. О движущей силе у Набокова.-СПб.,2003

22. Барабтарло Г. Бирюк в чепце//3везда. 1996. №11

23. Барабтарло Г. Очерк особенностей устройства двигателя//В.Набоков:рго et contra.-СПб., 1997

24. Барт Р. Избранные работы. Семиотика.Поэтика.-М.,1989

25. Барт P.Camera lucida.-M.,1997

26. Басинский П. Адъютанты их превосходительств: Новейшая литература в контексте Розанова и Набокова//Литературная газета 15.12.1993

27. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса —М., 1990

28. Бахтин М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве// М.Бахтин. Работы 1920-х гг. Киев. 1994

29. Башляр Г. Психоанализ огня//Библиотека журнала «Путь».- М.,1993

30. Белый А. Символизм.-М.,1999

31. Белый А. Записки чудака. Собр.соч. 3-х тт. Т.1 — М.,1991

32. Белый А. Священные цвета//А.Белый.Символизм как миропонимание.- М.,1994

33. Берберова Н. Курсив мой. М., 1996

34. Бергсон А. Материя и память//Анри Бергсон.Собр.соч. в 4-х тт.-М.,1992.-Т.1

35. Бергсон А. Два источника морали и религии.-М.,1994

36. Битов А. Ясность бессмертия.Смерть как текст//В.Набоков: pro et contra.- СПб., 1997

37. Бицилли П. Возрождение аллегории \\ Русская литература, 1990.№2

38. Богданова С. Яд зазеркалья// Новая юность.-М.,1995. №4/5

39. Бло Ж. В.Набоков.- СПб.,2000

40. Блок А. Избранное. Стихотворения. Поэмы. Театр.Статьи.-М.,1980

41. Бойд Б. Владимир Набоков. Русские годы. Биография. СПб., 2001

42. Бойд Б. Метафизика Набокова: ретроспектива и перспективы// Набоковский вестник. Вып.6.-СПб., 2001

43. Борисова JI. Драматургия русского символизма- Киев. 1991 ''У45 .Бражников И. Мифопоэтический аспект литературного произведения. Дисс. .канд.филол.наук.- М.Д997

44. БЭС Большой Советский Энциклопедический словарь. -М., 1987

45. Бугров С. Драматургия русского символизма.- М.,1993 ^

46. Букс Н .Эшафот в хрустальном дворце. О русских романах В.Набокова. -М., 1998

47. Букс Н. Вопросы Иоанна на тайной трапезе Царя Небесного //Наука и религия. 1992. №4

48. Вакар Н. «Событие»- пьеса В.Сирина (беседа с Ю.Анненковым)// Классик без ретуши: литературный мир о творчестве В.Набокова.- М.,200051 .Вайнштейн О. Сопротивление теории или эстетика чтения// Вопросы литературы.- М.,1990.№5

49. Веселовский А. Историческая поэтика.-М., 1980

50. Воронина О. «Игры миров» и художественная реальность: онтологическая проблематика в творчестве В.НабоковаУ/Набоковский вестник.Вып.6.СПб.,2001

51. Газданов Г. О молодой эмигрантской литературе//Вопросы литературы. 1993. Вып.Ш

52. Геллер JI. Художник в зоне мрака: «Bend Sinister" Набокова//В.Набоков: pro et contra- СПб., 1997

53. Герра Р. Об одной закрытой пьесе НабоковаУ/Классик без ретуши: литературный мир о творчестве В.Набокова.-М.,2000

54. Гессен Н. Из кн. «Годы изгнания: Жизненный отчет» // Звезда. 1996.№ 11

55. Гончаров А. Техника им мертвое//Символы в культуре — СПб., 1992

56. Гришакова М. Визуальная поэтика Набокова//Новое литературное обозрение. 2002. №2

57. Гумилев Н. В огненном столпе. М., 1991

58. Гурболикова О. Тайна В.Набокова. М., 1995

59. Гусаков В. Игровое пространство в поэзии и драматургии В.Набокова. Автореф.дисс.канд.филол.наук.- Воронеж. 2003

60. Давыдов С. Набоков: герой, автор, текст //В.Набоков: pro et contra. Том 2. -СПб., 2001

61. Давыдов С.«Пушкинские весы» Набокова//Искусство Ленинграда. 1990.№ 6

62. Давыдов С. Гносеологическая гнусность В.Набокова.//В Набоков: Pro et contra.-СПб., 1997

63. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка:Т1-4.-М.,1978-1980

64. Дарк О. Ранний Набоков в критике «первой волны» русской эмиграции\\ Вопросы литературы. 1990.Вып.Ш

65. Дарк О. Загадка Сирина// В.Набоков. Собр.соч.в 4-х тт.-М.,1990.-Т.1

66. Десятов П. Сальваторы и Вальтасары: автобиографический подтекст темы короля и самозванца в творчестве Набокова\\Культура и текст.-СПб.-Барнаул. Литературоведение.Ч. 1,1997

67. Дефье О.В. Концепция художника в русской прозе первой трети

68. XX века: Типология, традиции, способы образного воплощения: Дис.доктора филолог. наук//Моск.пед.гос.ун-т. — М., 1999

69. Дионисий А. О небесной иерархии 111,2. -СПб., 1997// Звезда. 1999.№4

70. Долинин А. Поглядим на арлекинов: штрихи к портрету В.Набокова\\ Литературное обозрение, 1988. №973 .Долинин А. Истинная жизнь писателя Сирина\\Русский период.Собр.соч. в 5.тт.-СПб.-Т.1

71. Долинин А. Цветная спираль Набокова// В.Набоков. Приглашение на казнь.Роман.Эссе.Интервью.-М., 1989

72. Ерофеев В. Русский метароман Набокова или В поисках потерянного рая // Вопросы литературы. 1988.№10

73. Есаулов И. Праздники. Радости. Скорби (Литература русского зарубежья как завершение традиции)//Новый мир.1992.№10

74. Иванова Н. Н.Гоголь в восприятии и творческой интерпретации В .Набокова. Дисс. канд .филол ,наук.-Псков, 1993

75. Ищук-Фадеева Н. Ремарка как знак театральной системы. К постановке проблемы//Драма и театр. Вып.2.-Тверь.2001

76. Каган Ю.«Евгений Онегин» Владимира Набокова //Наше наследие. 1989. № 3

77. Кантор М. Бремя памяти (о Сирине) //В.Набоков: pro et contra. СПб., 1997

78. Карпов Н. «Приглашение на казнь» и «тюремная» литература эпохи} романтизма (к проблеме Набокова «романтизм»)//Русская литература. 2000.№2

79. Керлот X. Словарь символов.-М.,1994

80. Киселев, Яковлев. Серебряный век худож.мира\\Искусство.-М., №40.1993

81. КЛЭ- Краткая литературная энциклопедия.-М.,1995.-Т.6

82. Коваленко А. «Двоемирие» В.Набокова\\Вестник Российского университета Дружбы народов. Серия: Филология, журналистика.1994.№1

83. Козлова С. Мифология и мифопоэтика сюжета о поисках и обретении истины//Материалы к словарю «Сюжетов и мотивов»: Сб.научных трудов -Новосибирск, 1996

84. Косиков Г. Зарубежное литературоведение и теоретические проблемы науки о литературе//3арубежная эстетика литературы Х1Х-ХХ вв.-М.,1987

85. Коссак Е. Экзистенциализм в философии и литературе.-М.,1984

86. Краснов Г. Мотив в структуре прозаического произведения//Вопросы сюжета и композиции. -Горький. 1980

87. ОО.Кузнецов П. Утопия одиночества (В.Набоков и метафизика)\\Новый мир.1992.№ 10

88. Куксина Е. Проблема творческого диалога: комедия Гоголя «Ревизор» и пьеса Набокова-Сирина «Событие»\\Проблемы литературных жанров: материалы IX междун.научн.конферен.- Томск. 1999.4.1 Ю2.Купер Д. Энциклопедия символов.-М.,1995

89. ЮЗ.Курганова Е. Особенности комического в творчестве В.Набокова 20-30-х гг. Дисс.канд.филол.наук\Моск.пед.госуд,ун-т.-М.,2001 Ю4.Кучина Т. Творчество В.Набокова в зарубежном литературоведении: дисс.канд.филологических наук.-М.,1996

90. Критические отзывы, эссе.Классик без ретуши: литературный мир о творчестве В.Набокова—М., 2000

91. Об.Кьеркегор С. Болезнь смерти//Эстетическая мысль: научно-публицистические чтения.-М.,1990

92. Лебедев А. К приглашению Набокова\\3намя.1990.№10

93. Левинг Г. Узор вечности:Пушкин-график.Набоков- художник\\А.Пушкин и В.Набоков:сб.докладов межвуз. науч. конфер. 15-18 апреля 1999.-СП6.

94. Левин Ю. Бисципальность как инвариант поэтического мира Набокова\\ Русская литература XX в. 1990.XXYIII

95. Ю.Леденев Л. Голос скрипки в пустоте // Набоков В. М., 1997 111 .Леденев Л. Дух вечного возвращения // В.Лгеносов. Литература Russkogo зарубежья. - М., 1998 1 П.Лейбниц Г. Сочинения: в 4 тт. - М., 1982-1989

96. Линецкий В. Анти-Бахтин-лучшая книга о Владимире Набокове.-СПб.1994 1 Н.Липовецкий М. Из предыстории русского постмодернизма (метапроза В.Набокова от «Дара» до «Лолиты»)//Русский постмодернизм. -Екатеринбург. 1997

97. Литература и мифология/Научн ред.Григорьев А.- Л., 1975 Пб.Лосев А. Диалектика мифа//Философия.Мифология.Культура.-М., 1991

98. Лосев А. История античной эстетики: Софисты. Сократ. Платон.-М,1994

99. Лотман Ю. Семиотика культуры//Избранные статьи: в 3-х тт. -Т.З. — Таллинн. 1993

100. Лотман Ю. Структура художественного текста.-М.,1970

101. Лотман Ю. О содержании и структуре понятия «художественная литература»//Поэтика: Хрестоматия по вопросам литературоведения -М.,1992

102. Люксембург А. Тень русской ветки на мраморе руки (О В.Набокове)// В.Набоков. Серия «Всемирная библиотека поэзии». Ростов-на-Дону, 1998

103. Маликова М. Примечания//В.Набоков.Соб.соч в 5тт.-Т. 1.-СПб. 1999

104. Манн Ю. Динамика русского романтизма.-М.,1995

105. Маяковский В. Собр.соч.6 тт.-Т.2.-М.1968

106. Медарич М. В.Набоков и роман XX столетия//Русская литература. Т.ХХ 1 Х.-СПб., 1991

107. Медведев А . Перехитрить Набокова\\Иностранная литература. 1999.№ 12

108. Мельников Н. Детектив, воспринятый всерьез.Философские «антидетективы» В.НабоковаУ/Вопросы литературы.- М.,(июль-август). 2005 1228.Мельников Н. Жанрово-тематические каноны в творчестве В.Набокова: дисс. .канд.филол.наук.-М.,1998

109. Михайлов О. Литература русского зарубежья. Писатели младшего поколения. Владимир Владимирович Набоков //Литература в школе. 1991. № 3

110. Михайлов О. Разрушение дара: О В.Набокове // Москва. 1986.№ 12.

111. Михайлова М. Набоков и Толстой. К проблеме метафизики любви и истины// Набоковский вестник. Вып 6.-СПб.,2001

112. Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2-х тт.-М.,1992

113. Млечко А. Пародия как элемент поэтики романов В.Набокова: дисс. .канд.филол.наук.-Волгоград,1998

114. Мокроусов А. Предисловие\\Новый мир.1988.№2

115. Мокроусов А. Это скорее театр подростка.Л\Современная драматургия. 1991. №4

116. Мулярчик А. Постигая Набокова. М., 1990

117. Мулярчик А. А.Пушкин, В.Набоков и Э.Уилсон\\США и Канада: политика, экономика, культура. 1999.№5,6

118. Мулярчик А.Набоков и «набоковианцы»\\Вопросы литературы. 1994.Вып.Ш

119. Мулярчик А. Феномен Набокова: свет и тени//Литературная газета — 20.05.1987. №20

120. Набоков В. Беседа В.Набокова с Пьером Домергом//Звезда. 1996. № 11

121. Набоков В. Дар//Набоков В. Собр.соч.в 5 тг.-Т.4.-СПб,2002

122. Набоков В. Другие берега .-М.1996

123. МЗ.Набоков В. Защита Лужина//Набоков В. Собр.соч в 5 тт. Т.2. - СПб., 1999

124. Набоков В. Из переписки с Эдмундом Уилсоном // Звезда.1996. № 11

125. Набоков В. Интервью в журнале «Playboy», 1964 г.// Набоков В. Собр. Соч. в 5 тт. Т.З. - СПб., 1999

126. Набоков В. Интервью, данное Альфреду Аппелю (Сентябрь, 1966)// Набоков В. Собр.соч. в 5 тт. -Т.З.- СПб., 1999

127. Набоков В. Интервью телевидению Би-Би-Си, 1962г.//Набоков В. Собр.соч.в 5 тт. Т.2. - СПб., 1999

128. Набоков В. Искусство литературы и здравый смысл // Звезда. 1996. № 11

129. Набоков В. Камера обскура //Набоков В. Собр. соч. в 5 тт. Т.З. -СПб., 2000

130. Набоков. Комментарий к роману Л.Пушкина «Евгений Онегин».-СПб.1998

131. Набоков В. Лекции по русской литературе. М., 1996

132. Набоков В. Николай Гоголь //Новый мир.1987.№4

133. Набоков В. Отчаяние//Набоков В. Собр.соч. в 5 тт. -Т.З. СПб., 2000

134. Набоков В. Подвиг//Набоков В. Собр.соч. в 5 тт. Т.З. - СПб., 2000

135. Набоков В. Под знаком незаконнорожденных //Набоков В. Собр.соч. в 5 тт. Т. 1. - СПб., 1999.

136. Набоков В.Под знаком незаконнорожденных.Предисловие к 3-му американскому изданию романа // Набоков В.Собр.соч. в 5 тт.- Т. 1. СПб., 1999

137. Набоков В. Подлинная жизнь Себастьяна Найта//Набоков В. Американский период. Собр.соч. в 5 тт. Т.1. - СПб., 1999

138. Набоков В. Предисловие к английскому переводу рассказов «Ultima Thule» и «Solus Rex» // В.Набоков: pro et contra. СПб., 1997

139. Набоков В. Предисловие к английскому переводу романа «Дар» («The Gift») // В.Набоков: pro et contra. СПб., 1997

140. Набоков В.Предисловие к английскому переводу романа «Защита Лужина» («The Defense») // В.Набоков: pro et contra. СПб., 1997

141. Набоков В. Предисловие к английскому переводу романа «Приглашение на казнь» («Invitation to a Beheading») //.В.Набоков: pro et contra. СПб., 1997

142. Набоков В. Предисловие к английскому переводу романа «Соглядатай» («The Еуе»)//В.Набоков: pro et contra. СПб., 1997

143. Набоков В. Предисловие к американскому изданию «Изобретение Вальса»\\В.Набоков:рго et contra.-Cn6.1997

144. Набоков В. Приглашение на казнь: роман, эссе, интервью, рецензии// Сост. и прим.А.Долинина, Р.Д.Тименчика.-М.1989

145. Набоков В.Лекции по русской литературе.-М.\\Независимая газета. 1996.№9

146. Набоков.В.Смотри на арлекинов!//Набоков В. Собр.соч. в 5 Т.-Т.5-СП6.1999

147. Набоков В. Соглядатай//Набоков В. Собр.соч. в 5 тт.-Т.З. СПб., 2000I

148. Набоков В. Стихотворения и поэмы. М., 1991

149. Набоков В. Весна в Фиальте.Рассказы.-М.1989

150. ПО.Набоков В.Ultima Thule//Ha60K0B В. Собр.соч. в 5 тт. Т.5. - СПб., 2003

151. Набоков В. Лолита.- М.,1992

152. Романы.Рассказы.Эссе.-СПб.1993

153. Набоков В. Переписка с сестрой//Литература в школе. 1991.№3174.Набоков В. Пьесы.-М.1990

154. Набоков о Набокове и прочем: Интервью, рецензии, эссе. -М., 2002

155. Набоковский вестник.- СПб., 2000. Вып.5: Юбилейный

156. Набоковский вестник. СПб., 2001. Вып.6: Набоков и Серебряный век

157. Назарова Н. Лейтмотивы в произведениях В.Набокова («Машенька», «Лолита», «Ада»):Дис.канд.филол.наук/Моск.пед.гос.ун-т. -М., 1999

158. Ничипоров И. Поздняя драматургия Набокова В.(«Событие» и «Изобретение Вальса»)\\Вести Моск.Ун-та.Серия 9.Филология.1002. №6

159. Новиков Р. Русскоязычная драматургия Набокова В.: поэтика. Автореф.дис.канд.филол.наук.-М.2004

160. Носик Б. Мир и дар В.Набокова.- СПб, 1995

161. Паламарчук П. Театр Владимира Набокова\\Дон.1990.№7

162. Петрухин В. Конь\\Славянская мифология.-М. 1995

163. Пильд В. К вопросу о рецензии Тургенева в 1909-1910гг.\\Тыняновский сб.Вып. 10.-М. 1998

164. Пимкина А. Принцип игры в творчестве В.Набокова: дис.канд.филол.наук/Моск.пед.гос.ун-т. -М., 1999

165. Пискунова А. Классическая коллизия (Моцарт и Сальери) в творчестве Набокова В. и Платонова\\Страна философов и А.Платонов.-МЛ 995 Вьгп.2

166. Платои. Соч.: в 3 т. Т.З, ч.1. М., 1971

167. Платек Я. Есть в одиночестве свобода//Музыкальная жизнь.№7,8.1992.

168. Погребная Я. Принцип организации сценического и внесценического пространства в.Набоковым\\Филол.науки.-Ставрополь. 1999

169. Полищук В. Жизнь приема у Набокова//В.Набоков: pro et contra.- СПб., 1997

170. Польская С. Смерть и бессмертие в русских рассказах В.Набокова.-Гетенбург.1997195 .Прокофьева Л. Цветовая символика звука как компонент идиостиля поэта (на материале произведений А.Блока, К.Бальмонта, В.Набокова: дисс.канд.филол.наук- Саратов, 1995

171. Пропп В. Морфология волшебной сказки. -М.,1998

172. Пригожин И.,Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с приро дой. -М .,1986

173. Пуассон А. Теории и символы алхимиков//Теории и символы алхимиков.-М., 1995

174. Пуля И. А.Чехов и драма В.Набокова «Событие»\\Вятский пед.ун-т.-Вологда.1998.Вып.З

175. Пуля И. «Событие» как новая визовая форма драмы: «кошмарный балаган»\\Неординарные формы русской драмы XX века.-Вологда.1998

176. Пурин А. Набоков и Евтерпа // Новый мир. 1993. № 2

177. Пушкин А. Борис Годунов//Полное собр.соч. в 19 тт.-Т.5.-М., 1995

178. Пятигорский А. Чуть-чуть о философии В.Набокова //В.Набоков: pro et contra. СПб., 1997

179. Радзишевский В. Сам себе дедушка//Литературная газета.№16. 21.04.99

180. Раевский Н. Воспоминания о Владимире Набокове.-Простор.1989.№3

181. Руднев В. Экзистенциализм\\Словарь культуры XX века.-М.1999

182. Руднев В.Измененные состояния сознания\\Словарь культуры XX в.М.1999.

183. Рягузова Л. Стиль как «полная смысла текстура» //Набоковский вестник.Вып.6.-СПб.,2001

184. Савельева Г. Кукольные мотивы в творчестве Набокова //В.Набокова: pro et contra. Том 2. СПб., 2001.2Ю.Сарычев В. Эстетика русского модернизма.-Воронеж.1991

185. Сахаров В. Набоков-русский писатель. http:\\www.gts.nsk.su\serge\saharov

186. Семенова Н. О двуголосии в драме Набокова "Событие"\\Драма и театр.2002.№4

187. Сендерович С., Шварц Е. Поэтика и этология Набокова В.(Предварит.тезисы)//Набоковский вестник.Вып.5.-СПб.2000

188. Сендерович С., Шварц Е. Верткая штучка//Новое литературное обозрение. 1997.№24

189. Сконечная О. Черно-белый калейдоскоп: А.Белый в отражениях В.Набокова //В.Набоков: pro et contra. СПб., 1997

190. Сконечная О. Люди лунного света в русской прозе Набокова//Звезда. 1996.№11

191. Сконечная О. Творчество В.Набокова и традиции русского символизма: дисс. .канд.филол.наук.-М., 1991

192. Славина В. Монография . В поисках идеала.-М.,2005

193. Славина О. Поэтика сновидений: на материале прозы 1920-х гг. Автореферат дисс. .канд.филолог.наук.-СПб., 1998

194. Смирнов В. Стихи Набокова//В.Набоков. Стихотворения. М., 1991

195. Смоличева С. Поэтика двойничества в пьесе Набокова В. «Событие»\\Эстетика и поэтика языкового творчества.-Таганрог.2000

196. Старк В. В.Набоков комментатор «Евгения Онегина»//Набоков В. Комментарий к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». -СПб., 1998

197. Старк В. Пушкин в творчестве Набокова//В.Набоков: pro et contra.-Cn6., 1997

198. Старк В. Блок в художественном отражении В.Набокова//Набоковскийвестник.Выгт.4-СПб.,1999

199. Степанова Н. Мотив воспитательный как эстетическая проблема в русскоязычном творчестве Набокова. Автореф.дис.кан.филол,наук.-0рел.2000

200. Струве Г. Из книги «Русская литература в изгнании» (Набоков-Сирин) // В.Набоков: pro et contra. СПб.,1997

201. Тамми П. Заметки о полигенетичности в прозе Набокова // В.Набоков: pro et contra. СПб., 1997

202. Тамми П. Поэтика даты у Набокова//Литературное обозрение. 1999.№2

203. Телетова Н. Владимир Набоков и его предшественники // В.Набоков: pro et contra. СПб., 1997

204. Толстой Ив. Набоков и его театральное наследие\\Предисловие к «Пьесам» В.Набокова.-М. 1990

205. Толстая Т. «Полюс» Набокова В. и «Последняя экспедиция Скотта»\\Русская литература. 1989.№1

206. Томашевский А. Набоковский Пушкин// Современная драматургия. 1991. №4

207. Томашевский Б. Поэтика. Краткий курс.-М.,1996

208. Трубина Л. Историческое сознание в русской литературе первой трети XX века: Типология; Поэтика: дис. д-ра филол.наук /Моск.пед.гос.ун-т. М., 1999

209. Тютчев Ф.Стихотворения.-М. 1986

210. Успенский Б. Поэтика композиции.-М,1970

211. Хасин Г. Театр личной тайны:русские романы В.Набокова.-М.-СПб.2001 240.Ходасевич В. О Сирине // В.Набоков: pro et contra. СПб., 1997

212. Ходасевич В. Рецензии //Классик без ретуши: литературный мир о творчестве В.Набокова-М.,2000

213. Хрущева Н. В.Набоков и русские поэты (из книги «В гостях у Набокова»//Вопросы литературы.-М.,(июль-август) 2005

214. Целкова JL Традиции русской прозы XIX в. в романах В.Набокова20.30 х гг. и в романе «Лолита». Дисс.д-ра филол.наук \ Моск.пед,госуд.ун-т. 2001 244.Чехов А. Собр.соч. 14тг. Т.12-13.-М.Д983 245.Чхартшвили Г. Писатели и самоубийство.-М.,2000

215. Шаховская 3. В поисках Набокова.Отражения.-М.1991

216. Шекспир В. Избранные произведения. -М., 1950

217. Шиховцева Е. Театр В.Набокова\\Театр.1988.№5

218. Шлегель Ф. Философия искусства.-М.,1999

219. Эко У. Сотворить читателя. Заметки об «Имени розы»\\Эко У. Имя розы.-М.1989.

220. Boyd В. V.Nabokov: The Russian Years.-L 1993.

221. Barton J.D. Worlds in Regression: Some novels of V.Nabokov-Arbor. Ann Arbor.-1985

222. Couturier Maurice Nabokov in Postmodernist1.nd\\Critique.Vol.XXXIY.N4.Summer.l993.B кн. М.Липовецкий.Русский постмодернизм.-Екатеринбург. 1997

223. Davydov S. Tersty-matreski Vladimira Nabokova. Miinchen, 1982.

224. Field A. Nabokov: His Life in Art, a critical narrative. Boston, 1967.

225. Reyner J.HThe Using Genius. George Alien and Unwin.London. 19811.ternet: 1 .Zembla http:\\libraries.psu.edu\iasweb\nabokov\zembIa.htm

226. V.V.Nabokov:Nabokov's works, books,poetry, criticism and related materials and links http:www.Mbra ry.cornell.edu\cts\nabokov\contents.htm

227. Panorama of Russia 012927 Nabokov http:Wwww.pan rus.com\books\6731.htm

228. Ada or Ardor: a family chronicle Ada or Ardor: http:www.Iibraries.psu.edu\iasweb\nabokov\wada.htm

229. Wellesley College Russian Department V.V.Nabokov and his Wellesle students http:www.WeI!es!ey.edu\Russian|scans\rusdep.htmI6.Vl.Nabokov.Vdohnovenie —http.A\www.neystadt.org\m oshkow\lat\NABOKOW\Wdohnowenie.txt