автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Древнерусская литература в эстетическом восприятии и творческой практике И. А. Бунина

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Меренкова, Светлана Борисовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Елец
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'Древнерусская литература в эстетическом восприятии и творческой практике И. А. Бунина'

Текст диссертации на тему "Древнерусская литература в эстетическом восприятии и творческой практике И. А. Бунина"

■ -че" < ' />

/

ЕЛЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

На правах рукописи Меренкова Светлана Борисовна

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПРИЯТИИ И ТВОРЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ И.А.БУНИНА

специальность 10.01.01 - русская литература

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель -доктор филологических наук, профессор Л.И.Зверева.

Елец - 199И

СОДЕРЖАНИЕ

1. ВВЕДЕНИЕ с.3 - 26

2.ГЛАВА 1. ДРЕВНЕРУССКИЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ВКЛЮЧЕНИЯ

В СТРУКТУРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И,А. БУНИНА. с.27 - 126

3. "СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ" В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ И.А.БУНИНА, с Л 27 - 172

4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ, с.173 - 175

5,БИБЛИОГРАФИЯ. с Л76 - 202

ВВЕДЕНИЕ

Начиная с 60-х годов,в духовной жизни общества феномен Бунина воспринимается как счастливое открытие и тайна,которую предстоит разгадать.Многое уже изучено,однако стало ясно и то,что Бунин - это огромный мир и что потребуются еще десятилетия, чтобы постигнуть сложное, многогранное творчество великого писателя.

Поражает широта и содержательность общекультурного фона его творений. "Тоска всех стран и всех времен",по его собственному выражению, наполняла не только душу, но и книги Бунина, И не только тоска,но и радость жизни, общения с природой, счастье и драма любви,особенности бытия народов разных стран, элементы культуры мира,историко-культурное наследие России - все это составляет огромное интеллектуальное богатство творчества в высшей степени самобытного русского писателя .

Вопрос "Бунин и древнерусская литература" является частью большой и сложной проблемы "Бунин и история"»включающей в себя такие аспекты,как философия времени, теория исторической памяти и прапамяти, личность и история, связь времен и др. в бунинском мировоззрении. Рамки диссертационного исследования вынуждают тему " Бунин и древнерусская литература" сузить до рассмотрения конкретных художественно-изобразительных и жанровых элементов литературы Древней Руси в его произведениях, касаясь проблем, связанных с отношением писателя к истории.

Древнерусская литература, по справедливому замечанию Д.С«Лихачева, явилась столь значительным фактом культуры России, что ее влияние распространилось на литературный процесс всех следующих веков,в ней сложились традиции,которым суждено было влиять на всю последующую русскую словесность, вплоть до наших времен Л 166.С.357 ).

В чем ше состоит то жанровое и стилевое богатство»которое веками питало и продолжает питать русскую литературу ?

Уже в Х-ХиП столетиях сложилась система жанров,которые впоследствии,варьируясь и изменяясь,войдут в словесное искусство нового временигхудожественный эпос,летописные повести,описания путешествий,поучения, жития святых, произведения ораторского жанра, послания и др.

Древнерусская литература накопила также огромное богатство содержательного значения. Важное место в ней заняли вопросы возникновения Руси и ее исторического предназначения, ее связей со всемирной историей. Эти проблемы поднимались, главным образом,в древних русских летописях.В них отразилась борьба русичей с внешними врагами - печенегами,половцами,а затем - с татаро-монгольским нашествием.Произведения этой темы и этого жанра, по мнению Д.С.Лихачева, определили общий характер стиля того времени, который он назвал "стилем монументального историзма". (166.С.32-36 ).

Со временем система древнерусских жанров претерпела изменения, но уже на начальном этапе лучшие произведения отличались зрелостью мысли,патриотизмом, публицистичностью, значительным художественным мастерством. Высокий уровень развития русской литературы Х-Х1 в. подготовил почву для создания в XII столетии замечательного памятника"Слова о полку Игоре-

ве".Многими чертами "Слово" связано с лучшими традициями своей эпохи, но как произведение гениальное, оно отличается рядом особенностей, присущих только ему гглубокой народностью своей сути, оригинальностью переработки этикетных приемов литературы того времени,богатством языка,утонченностью ритмического рисунка , переосмыслением приемов устного народного творчества,особой лиричностью , высоким гражданским пафосом.

К концу Хи века монументально-исторический стиль обогащается экспрессивными оттенками:многие произведения этого стиля приобретают смысл трагический (например ,"Повесть о разорении Рязани Батыем") или отличаются лирической приподнятостью ("Повесть о житии Александра Невского").Эмоциональная насыщенность характеризует "Слово о погибели земли Русской",в котором представлена картина величия Руси,былого могущества русских князей.

В этот период в литературе появляется интерес к психологии отдельного человека,к его духовному миру,а это в свою очередь ведет к росту субъективного начала.Возникает новый стиль - экспрессивно-эмоциональный,отличающийся цветистостью, словесной изощренностью. В конце XI) и в Х\Л веке широкое распространение получает жанр сказаний, восходящий к устному народному творчеству. В это же время создается замечательный памятник жанра хождений - "Хождение за три моря" Афанасия Никитина.

Если говорить о развитии системы жанров , то нельзя не отметить и факт появления в ХЩ веке повести на бытовые темы, одним из шедевров которого по праву считается "Повесть о Петре и Февронии" Ермолая Еразма.В этом произведении использованы сказочные мотивы,повесть написана в экспрессивно-эмоцио-

нальном стиле с включением острых социальных моментов»

В ХиI веке широкое распространение получают жанры, имеющие официальный характер: книги»регламентирующие духовную , политическую,правовую и повседневную жизнь ("Великие Четьи-Минеи","Стоглав", "Домострой" ).С позиции современного понимания произведения они находились на грани публицистики и художественной литературы.Пышная торжественность,заметное проявление индивидуального стиля авторов сочетались с полемикой на политические темы,с предписанием духовной и гражданской позиции, с правилами поведения в быту, семье.

Х1Л1 век становится этапным в развитии древнерусской словесности:в этот период , когда она преобразуется в литературу нового времени, возникают свободные от церковного влияния жанры , идет процесс демократизации , расширяется тематика. События Смутного времени и крестьянской войны Х1Л- начала ХШ1 века изменяют взгляд на историю и роль личности в ней. Писатели эпохи Смуты ( Катырев-Ростовский, Тимофеев,Авраамий Палицын) пытаются объяснить поступки Ивана Грозного и Бориса Годунова,Лжедмитрия,Василия Шуйского не только проявлением божественной воли,но и личными качествами этих людей.В произведениях появляется представление о формировании,изменении, развитии человеческого характера под влиянием внешних обстоятельств.

Возникает так называемая литература посада, бытующая в демократической среде . Например, "Повесть о Шемякиной суде", "Повесть о крестьянском сыне", "Служба кабаку" и др. Изменяются жития,которые все в большей степени становятся реальными жизнеописаниямиС"Повесть о Юлиании Осорьгиной").Ми-тийный жанр приобретает автобиографический характер.Наиболее

талантливым образцом является "Шитие протопопа Аввакума»написанное им самим".

Ряд повестей ХУП века отличается введением любовной интриги,мотивировкой поведения героевС"Повесть о горе-злочастии" ,"Повесть о Савве Грудцыне","Повесть о Фроле Скобее-ве").Появляются переводные произведения,такие как "Повесть о Бове-королевиче","Повесть о Еруслане Лазаревиче"»которые на русской почве становятся оригинальными памятниками и со временем входят в устное народное творчество.К этому времени относится возникновение жанра богатырских повестей , основанных на сюжетах и образах русских былин. В Х1Л1 веке развивается стихотворство.

ХШ1 веком заканчивается история древнерусской литературы как явления,которому были присущи единые принципы,нашедшие отражение в искусстве слова XIIIII-XX веков.

И.А.Бунину, обратившемуся к литературным богатствам Древней Руси, предшествовала почти двухвековая традиция использования этих ценностей в творческой практике писателей и поэтов.

Нже в эпоху Петра1 начинается изучение и художественное освоение древнерусской культуры.Петровская эпоха,как отмечает Д.С.Лихачеве 173. С. 3-4) , была полной противоположностью Древней Руси и ведущей точкой зрения на наследие древности было отрицание его значимости . С173.С.3-4). В то же время в XVIII веке существовал иной подход к древнерусскому искусству и литературе.(173.С.7).

Одним из первых о ценности древнерусских литературных памятников заговорил Феофан Прокопович.В его"Риторике" особое внимание уделяется анализу житийного жанра,который в преде-

- а -

тавлении автора,близок к историческому сочинению. Прокопович определяет жития как "истории о святых и чудесах'Ч 228.С,336). Он высоко оценивает"усердие и старание"древних писателей, "разработавших поэтические наставления, к которым уже нельзя ничего прибавить'Ч 228.С.336).

Обратил внимание на древнерусскую словесность и й.Д.Кантемир,интересовавшийся летописями и изучавший жизнь и творчество Димитрия Ростовского, писателя "Питий святых". (273.С.30-90;326).

Литература Древней Руси была предметом пристального внимания М.В.Ломоносова.Его привлекали старинные рукописные памятник^ 178.С.282 ),которые ученый и писатель использовал при создании собственных сочинений. Есть предположения о том, что и тему, и характеристику действуюих лиц трагедии "Тамира и Селим" он почерпнул из"Синопсиса"( 277.С.50).В этом произведении он использовал также сведения из Никоновской летописи. (27?.С.51).Устойчивая связь творчества Ломоносова с древнерусской литературой обнаруживается не только в жанре трагедии.Так,при написании од он использовал летописные сведения и данные автора "Казанской истории'Ч 202.С. 102-103 ).

Большое внимание литературному наследию древности уделял А.П.Сумароков, обращавшийся к летописям и другим древним текстам(224.С.Н9). Г.А.Гуковский указывал на связь трагедий драматурга с предшествующей литературой. Исследователь констатировал наличие в первом драматическом произведении Сумарокова "Хорев" "элементов внешней сюжетности,пришедших ,может быть, из авантюрной повести,через драму школьного типа" ( 81 .С. 147 ). "Иначе говоря,-заключает Гуковский,-"Хорев"имеет следы доклассической русской драматургии"(81. С..,447).

А.П.Сумароков создает ряд трагедий,которые свидетельствуют о знании им истории Руси, ее культуры и литературы.Среди них "Синав и Трувор","Ярополк и Демиза" ,"Вышеслав", "Димитрий Самозванец". В письме Г.Ф.Миллеру от 2 апреля 1769г. Сумароков писал:"Сейчас я завален домашними делами , но это не может погасить жара к древностям моего 0течества"(224.С.И9).

Тесную связь с древнерусским летописным преданием имеет сюжет трагедии "Синав и Трувор".Героями пьесы являются двое из трех варяжских князей, которых "призвали", согласно летописному рассказу,новгородцы,чтобы"княжить ими'Ч 109.С.28-29 ).

Трагедия"Семира" полностью основывается на летописном рассказе о свержении Олегом обосновавшихся в Киеве князей 0с-кольда и Дира, бывших дружинников Рюрика.Взяв из предания основную конфликтную ситуацию, Сумароков дополнил ее вымышленными художественными образами и правдивым описанием обычаев и нравов Др^евней Руси.

В трагедии "Ярополк и Демиза" драматургом описан древнейший период Руси,вошедший в историю как время "князя Российского »принявшего власть непосредственно от Кия"Л 109.С,7 ).

Тесно связана с историей России,отраженной в летописях,трагедия "Мстислав"»действие которой происходит в начале XI века. В этой трагедии впервые цитируется, правда в некотором вольном переложении автора,"Повесть временных лет": Владимир разделил Российскую державу, Дал сей Мстиславу град, дал Киев Ярославу, А протчи области другим своим сынам.(31.С.Й6) В трагедии повествуется о жестокой междоусобной борьбе князей, подробно рассказывается об убийстве Святополком, прозванным Окаянным, его братьев Бориса и Глеба.Драматург показы-

вает ужасную кончину князя-злодея, явившуюся карой за его преступления.

"Димитрий Самозванец" Сумарокова - трагедия»написанная на историческом материале Хин века.В ней изображаются события недавнего для автора прошлого, о которых рассказывалось во многих печатных и рукописных сочинениях. Сумароков,несомненно, был знаком с некоторыми из них.На это указывают в своих работах Д.Д.Благой(35.С.164),Б.Н.Асеев( 10.С.209 ),В.А.Боч-карев(31.С.223 ) и др.

Таким образом, обращение Сумарокова к древнерусской литературе при создании драматических произведений во многом определило сюжетную и художественную специфику его творчества.

Известный позт и музыкант второй половины ХиШ века Н.А.Львов не представлял своего творчества без ориентации на фольклор,древнюю историю и культуру.Интересуясь старинным искусством, он доказывал плодотворность обращения поэтов и писателей к народной поэзии и древнерусской литературе. Им создан образ богатыря Добрыни , который запечатлен в одноименной героической песне. Постоянный интерес Н.А.Львова к наследию прошлого России отразился и в других произведениях писателя, например, в "Краткой московской летописи", в работах о первом и втором стрелецких бунтах.

Древнерусская повесть является одним из источников повестей Н.М.Карамзина "Райская птичка", "Марфа Посадница" и др. Связь художественного творчества Карамзина с, древнерусской литературой подробно рассматривает в своей статье Л.В.Крестова (139.С. 123-227 ).

Не обошел своим вниманием древнерусскую литературу

й.Н.Радищев. Он написал две повести, стилизованные под древнерусские жития -"Питие Федора Ушакова"и"Иитие Филарета Милостивого" .Как утверждает исследователь жизни и творчества Радищева С,Н.Травников,писатель"прекрасно знал древнерусскую литературу - "Четьи-Минеи" Димитрия Ростовского и "Прологи", выходившие в Х1ПII веке значительными тиражами.<...> А.Н.Радищев читал "Митие Стефана Пермского", написанное Епифанием Премудрым,был знаком с "Митием Сергия Радонежского",изданным митрополитом Платоном.В"3аметках по русской истории" писатель упоминает многих персонажей житийной литературы"( 284.С.75).

В XIX веке интерес к художественному наследию древности получает несколько направлений,которые выделяет в своей работе Д.С.Лихачеве 173.С.5) Первое направление,по мнению исследователя, связано с позицией революционеров-демократов, ориентировавшихся на будущее , идеи которых были вне древней истории, культуры и литературы.Второе направление,обозначенное Д.С.Лихачевым,представлено взглядами славянофилов,которые отношение к древней культуре связывали со своей философией, ориентированной на крестьянство,и отрицавшие существование подлинного высокого искусства в Древней Руси.Киреевский писал: "...до сих пор национальность наша была национальность необразованная,грубая,житейски-неподвижнаж...> у нас искать национального, значит искать необразованного".(117.С.60-61) Эту же мысль он подтвердил в статье "0 характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России'Ч 117.С.174).Подобное мнение разделяли В.Г.Белинский (23.С.261) и П.й.Чаадаев С294.С.12). Третье направление, выделенное Д.С.Лихачевым , - западническое, представители которого отдавали предпочтение европейской культуре.

- 12 -

"К счастью,-пишет Лихачев,-подобные ошибочнее концепции литературных критиков, публицистов и философов не оказали существенного влияния на освоение древнерусской литературы.Подлинное использование и изучение литературы и культуры Древней Руси, ее объективная оценка проходили мимо модных господствующих концепций" (173.С.7).

Истинное отношение к художественному наследию Древней Руси было в творческом сознании выдающихся поэтов и прозаи-ков"золотого"века русской литературы - В,А.Жуковского, А.С.Пушкина,М.Ю.Лермонтова и др.

Интерес Жуковского к литературе Древней Руси проявился в глубоком изучении летописных сводов,что оказало влияние на формирование принцинов историзма и поэтики его произведений.Картины эпохи Киевской Руси составляют поэтическую основу его сочинений:повестей,баллад,стихотворений.Проблема греха-покаяния, восходящая к житийному жанру древнерусской литературы, отражена в поэме "Агасфер". Общеизвестен интерес поэта к "Слову о полку Игореве".Его перевод и переложение этого древнерусского памятника сыграли большую роль в истории русской литературы .

В понимании Пушкина литература Древней Руси - это национальное достояние, которое великий поэт не мог обойти своим вниманием:"...в летописях старался угадать образ мыслей и язык тогдашнего времени",- писал он(235.С.236),В творчестве поэта наблюдается широкое использование летописных сюжетов,образов,мотивов.Например,сюжет"Песни о вещем Олеге" навеян преданием из "Повести временных лет", а образ Пимена в трагедии "Борис Годунов" свидетельствует о глубочайшем проникновении поэта в историю Древней Р