автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Духовные семинарии в пореформенной России, 1861-1884 гг.
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Сушко, Алексей Васильевич
Введение Обзор литературы и источников.
Постановка исследовательской задачи
Глава 1 Организационные принципы деятельности духовных семинарий в пореформенной России.
1.1. Развитие среднего духовного образования в России
1.2. Преобразование духовных семинарий в 60-70-е гг. XIX в., проекты и Устав духовных семинарий 1867 года.
1.3. Система организации учебно-воспитательного процесса в духовных семинариях.
1.4. Контроль Святейшего Синода за деятельностью духовных семинарий.-.-.
1.5. Воскресные школы при духовных семинариях.
Глава 2 Воспитанники духовных семинарий в России.
2.1. Численность и сословный состав учащихся.
2.2 Материально-бытовые условия
2.3 Жилищные условия
2.4 Образовательный уровень учащихся.
2.5 Нравственный облик и правовое положение.
2.6 Иностранные подданные в российских духовных семинариях.
2.7. Участие семинаристов в революционно-освободительном движении России.
2.8. Воинская повинность учащихся и выпускников духовных семинарий.
Глава 3 Профессорско-преподавательский состав духовных семинарий.
3.1. Численный состав и возрастные характеристики профессорско-преподавательского состава.
3.2. Подготовка и образовательный уровень профессорско-преподавательского соства.
3.3. Сословный и национальный состав профессоров и преподавателей, миграционные аспекты проблемы.
3.4. Материально-бытовые условия и правовое положение профессорско-преподавательского состава.
3.5. Семейное положение профессоров и преподавателей духовных семинарий.
3.6. Социальный и общественно-политический профессорско-преподавательского состава.
3.7. Отношение преподавателей духовных семинарий к воинской повинности.
Введение диссертации1998 год, автореферат по истории, Сушко, Алексей Васильевич
Постановка темы. Ее актуальность. Духовная школа России в 60-х - начале 80-х гг. XIX в. находилась в тесных связях с культурными, . социально-экономическими и общественно-политическими процессами, происходившими в России. В планах преобразований Александра II особое место отводилось проведению церковной реформы, которая должна была, в числе прочих мер, изменить в лучшую сторону положение духовных учебных заведений, улучшить материальное и правовое положение учащихся. Однако первоначально намеченная церковная реформа не была осуществлена, поэтому многие положения реформы духовных учебных заведений (главным образом, духовных семинарий и училищ) были тесно связаны с положениями уставов светских учебных заведений. Наблюдалось кооперирование деятельности Министерства народного просвещения и Святейшего Синода по вопросам начального и среднего духовного образования. В 60-х - начале 70-х гг. XIX в. были приняты новые более либеральные, чем прежде, уставы практически всех учебных заведений России: университетский (1863 г.), военных гимназий (1863 г.), гимназий и прогимназий (1864 г.), духовных училищ и семинарий (1867 г.), духовных академий (1869 г.), гимназий (1871 г.), реальных училищ (1872 г.) и др.
Настоящая работа посвящена истории средних духовных учебных заведений (духовных семинарий) России. В отличие от современных духовных семинарий, духовные семинарии XIX в. являлись не только духовными, но и общеобразовательными учебными заведениями. Для детей большинства духовенства и других малообеспеченных сословий духовные семинарии были единственным местом, где они могли получить среднее образование, а потом сделать выбор: поступить на церковную или гражданскую службу, в духовную академию или в высшее светское учебное заведение. Духовные семинарии оставили глубокий след в истории народного образования как в религиозном, так и в общеобразовательном, культурном и нравственном отношении.
Актуальность и научная значимость проблемы состоит в том, что:
- интерес к церковной истории России вообще и к отечественному духовному образованию в частности в последние годы существенно возрос;
- при кризисном состоянии науки и культуры в России духовное образование и в прошлые времена, и ныне остается одним из наиболее разносторонних и недорогих видов образования с широко развитым гуманитарным профилем.
Степень изученности проблемы. Обращаясь к историографии темы, отметим, что она ведет свое начало с 1850-1860-х годов. Начальный этап становления духовного образования в России (до реформы 1808 г.) был впервые исследован церковным историком П.В. Знаменским, известным также своей монографией об истории Казанской духовной академии.1
В конце 50-х - начале 60-х гг. XIX в. за границей были опубликованы книги И.С. Беллюстина2 и Д.И. Ростиславова3 о русском духовенстве и духовных семинариях. Авторы этих книг критически относились к существовавшей тогда системе, программе и методам духовного образования и призывали государственных деятелей, церковных иерархов к проведению радикальной реформы в этой области.
В работах Б.В. Титлинова4 и Ф.Н. Белявского5, изданных в начале XX в., были исследованы уставы и проекты уставов духовных учебных заведений (духовных академий, семинарий, училищ) в 1860-х - 1880-х гг. Устав духовных семинарий 1867 г. оценивался ими как наиболее радикальный.
Учебно-воспитательным проблемам духовных семинарий, а также деятельности учебного комитета при Святейшем Синоде посвящена книга Н. А. Голубовского6.
Значительное число работ описывают историю отдельных семинарий. Большой вклад в изучение истории отдельных семинарий внесли: архимандрит Иероним, архимандрит Хрисанф (Ретивцев), Д.Н. Агнцев, Н. Андронников, A.A. Благовещенский, Н.Д. Извеков, И.Н. Каргопольцев, Н. Кедров, В. Колосов, И. Лаговский, А.Ф. Можаровский, Н. Малицкий, С. Недельский, А. Надеждин, П. Никольский, Г. Ольховский, И.М. Пархомович, Н.П. Седых, И. Сперанский, И.Стрельбицкий, Н.И. Суворов, Ф. Теодорович, А. Троицкий, В. Шайдицкий.7
Вопросам церковно-общественной жизни в первый период правления Александра II посвятил свою книгу A.A. Папков8. Церковно-гражданские законоположения в царствование Александра II исследованы в книге Н. Руновского9.
Общий обзор состояния духовных семинарий приведен в монографии С.Г. Рункевича10. Духовным семинариям было уделено внимание и в обзоре деятельности Министерства народного просвещения, составленном C.B. Рождественским11.
Мировоззрение ряда светских богословов (Н.П. Аксакова, С.Д. Бабушкина, П.А. Валуева, Д.А. Толстого и других) исследовано в работе священника Н.Р. Антонова12.
Проблема воспитания учащихся духовных семинарий отражена в исследованиях П.М. Красина13 и В.Н. Мышцина14. Работа Н.В. Тихомирова посвящена преподаванию философии в духовных семинариях15. Судьба питомцев духовных семинарий после получения ими образования и их значение в истории русской науки, культуры прослеживается в исследованиях Е.М. Прилежаева16, Д.И. Введенского17,
К.Д. Головщикова18. Частную проблему - феномен массового ухода семинаристов в университеты - исследовал в своей работе Г.З. Елисеев19. В монографии П.В. Левитова20 показана материальная необеспеченность преподавательского состава духовных семинарий.
В статье В.В. Миротворцева проанализированы меры, предпринятые правительством для улучшения быта белого (немонашествующего) духовенства в 60-80-х гг. XIX века.21
В советской историографии вопросам духовного образования почти не уделялось внимания. В 1924 г. была опубликована работа Б.В. Титлинова «Молодежь и революция.», посвященная участию семинаристов в революционно-освободительном движении, в которой отсутствовал причинный анализ происходивших событий.22 В опубликованной в 1931 г. монографии Н.М. Никольского «История Русской церкви»23 и в статье С.С. Дмитриева (1964 г.) вопросы духовного образования рассматриваются в общих чертах и самостоятельной научной ценности не представляют.24
В эмиграции в 20-30-е гг. было опубликованы несколько работ, в которых рассматривались богословско-философские аспекты духовного образования В.В. Зеньковского 25 и Г.В. Флоровского.26 Последний обер-прокурор Святейшего Синода A.B. Карташев, в эмиграции, написал книгу об истории Русской Церкви.27
Только со второй половины 1980-х - начала 1990-х гг. отечественные историки стали публиковать работы по истории Русской Православной Церкви, в которых отводилось место и духовному образованию. Проблемы исследования вопросов, связанных с деятельностью Русской Православной Церкви были обозначены в работе Б. Г. Литвака.28
Статьи C.B. Римского посвящены подготовке программы реформы церкви в правление Александра II, в том числе и реформы духовных учебных заведений.- Главный успех реформы C.B. Римский видел в стремительном развитии начального народного образования (увеличение числа начальных школ).29
Развитие духовного образования в отдельных губерниях России в той или иной степени исследовано в диссертациях А.И. Конюченко, A.B. Мангилевой, В.А. Есиповой, В. Т. Михайловой, O.E. Наумовой, М.В. Никулина, З.П. Тининой, С.Г. Зубановой, С.И. Алексеевой, ДА. Пашенцева, С.А. Раздольского, А.И. Пешкова.30
Работа А.И. Конюченко представляет для нас больший интерес, так как она рассматривает вопросы среднего и низшего духовного образования (на примере отдельной Оренбургской епархии) в динамике, позволяет проследить дальнейшую судьбу реформы 1867 года. А. И. Конюченко указывает на специфические условия духовно-учебных заведений Сибирских и Приуральских губерний, которые, по мнению автора, были отличны от всех остальных.31
В диссертации A.B. Мангилевой описан быт пермских семинаристов, их материальное положение в первой половине XIX века.32
В.А. Есипова, используя материалы Пермской епархии, анализирует роль приходского духовенства в период попытки проведения церковной реформы, она затрагивает при этом и вопросы духовного образования.
В.Т. Михайлова в своей диссертации делает обзор состояния духовных учебных заведений Бурятии, в том числе и Иркутской духовной семинарии, правда, в общих чертах и ссылается по изучению этого вопроса на книгу А. И. Андреева «История бурятской школы 1888-1963 гг.)».33
В диссертационном исследовании O.E. Наумовой, посвященной Иркутской епархии XVIII - первой половины XIX вв., отмечается роль духовенства, особенно с 30-х гг. XIX в. в жизни и просвещении народа. Показано, что в это время священники выступали часто в качестве учителей, врачей, агрономов, что стало возможным в результате введения в семинарский курс естественно-научных предметов: медицины, сельского хозяйства, естественной истории. Другим направлением деятельности духовенства было создание народных библиотек и составление грамматик сибирских народов, что позволило коренным народам Восточной Сибири приобщиться к русской православной культуре.34
Противостояние двух основных позиций в отношении проведения церковной реформы - либеральной и консервативной исследовано в диссертации М. В. Никулина «Православная церковь в общественной жизни России (конец 1850-х-конец 1870-х гг.)». Автор исследует и анализирует деятельность церкви не только как государственного, но и как общественного института.35
Одна из глав диссертации З.П. Тининой посвящена развитию духовного образования в России в первой четверти XIX века.36 Важную роль духовного образования в истории России была отмечена также и в диссертации С. Г. Зубановой.37
Роль Святейшего Синода, под надзором которого находились духовные учебные заведения, анализируется в работе С. И. Алексеевой.38 Благотворительная деятельность Русской Церкви во второй половине XIX - начале XX вв. исследуется в диссертации Д.А. Пашенцева. По его мнению, ректора и преподаватели духовных семинарий внесли также немалый вклад в дело благотворительности 39
С.А. Раздольский изучал миссионерскую деятельность Русской Православной Церкви на Северном Кавказе. Он отметил, что «важным этапом церковной колонизации явилось создание системы религиозных учреждений и организаций, сеть которых начала складываться в XIX веке». Открытие новых духовных учебных заведений также сыграло важную роль в миссионерской деятельности Церкви.40
Анализу идейного наследия обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева посвящена работа А.И. Пешкова.41
Статья Т.Г. Фруменковой содержит биографии обер-прокуроров Святейшего Синода за период с 1722 по 1917 гг.42
Зарубежная историография представлена работами И. Смолича (ФРГ)43 и Д. Фриза44 (США).
Источники. Нельзя пожаловаться на недостаток источников, необходимых для решения цели и задач исследования. Напротив, источники обильны, но разнообразны и часто сложны для анализа своею фрагментарностью. В настоящей работе нам не удалось осветить материалы фондов региональных архивов. Источников так много, что приходится ограничиваться главными, без ущерба для целей исследования. Но это, однако, не означает, что в избранной теме нет никаких источниковых лакун. К сожалению, ряд аспектов не могут быть освещены так, как хотелось бы, именно из-за недостатка материала.
Характер нашего исследования требует привлечения широкого круга разнохарактерных источников, как уже использованных, так и впервые вводимых в научный оборот. Источники группируются следующим образом:
1) ранее неопубликованные и не упомянутые в исследованиях документы и материалы, хранящиеся в архивах, рукописных отделах библиотек и научно-исследовательских институтов (в их числе, делопроизводственная документация);
2) опубликованные документы и материалы (в том числе, документация);
3) дневники, переписка и мемуарная литература;
4) периодические издания.
Среди ранее неопубликованных документов важнейшее место занимают материалы Российского государственного исторического архива (РГИА). В работе изучены документы фондов: Канцелярии Святейшего Синода (Ф.796); Канцелярии обер-прокурора Святейшего
Синода (Ф.797); Учебного комитета при Святейшем Синоде (Ф.802). Использованы отчеты о ревизиях духовных семинарий и материалы к ним, формулярные списки профессорско-преподавательского состава духовных семинарий, неопубликованная переписка, служебные записки должностных лиц Святейшего Синода. Нами также изучены личные фонды: Макария (Булгакова) (Ф.675); Филарета (Дроздова) (Ф.832), П. А. Валуева (Ф.908); И.Д. Делянова (Ф.1604); К. П. Победоносцева (Ф.1574).
Нами использованы материалы Отдела рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ): Санкт-Петербургской духовной академии (Ф.573 и 574), Основное собрание рукописных книг (Ф.550), журнала "Церковный вестник" (Ф.832), а также личные фонды И. С. Аксакова (Ф.14); A.B. Головнина (Ф.208); A.A. Краевского (Ф.391); А.Н. Муравьева и М.И. Семенова (Ф.498); A.C. Норова (Ф.351); Олениных (Ф.542) и Д.А. Толстого (Ф.780).
Среди источников, хранящихся в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ), изучены материалы следующих личных фондов: Леонида (Краснопевкова) (Ф.149); К.П. Победоносцева (Ф.230); Саввы (Тихомирова) (Ф.262); А.П. Толстого (Ф.302) и Филарета (Дроздова) (Ф.316).
Из документов, хранящихся в Рукописном отделе Института русской литературы Российской Академии наук (Пушкинском доме) (ИРЛИ РАН (ПД)), автор использовал материалы архива журнала "Русская старина" (Ф.265), а также личных фондов К.С. и И.С. Аксаковых (Ф.З); С. О. Бурачка (Ф.24); М. И. Семевского (Ф.274).
В архиве Санкт-Петербургского филиала Института российской истории Российской Академии наук (СПб.Ф ИРИ РАН) нами изучен фонд протоиерея Н. Смолича (Ф.230).
Вторую группу источников составляют опубликованные документы и материалы, в том числе и относящиеся к делопроизводственной документации:
- законодательные акты, содержащиеся в полном собрании законов и Своде законов Российской империи. В 1885 г. Т.В. Барсовым был составлен «Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по ведомству православного исиоведания»;45
- распорядительные документы духовного ведомства - циркуляры, рассылавшиеся на места, также исследуются в работе. В 1901 г. А. Завьяловым были опубликованы «Циркулярные указы Святейшего православного Синода. 1867-1900»;46
- материалы светских ведомств, затрагивавшие и церковные вопросы (просвещение, цензура, земство);47
- источники, содержащие статистические сведения и квинтэссенцию ревизий духовных семинарий - «Извлечения из Всеподданнейших отчетов обер-прокурора Святейшего Синода, по ведомству православного исповедания» за 1861; 1866-1883 гг. и «Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода» за 1884 г., в которых делается анализ состояния духовных учебных заведений всех типов на тот или иной учебный год.48
- «Свод уставов и проектов уставов духовных семинарий 1808-1814, 1862, 1867, 1884 и 1996 гг.» и опубликованные материалы ревизий духовных семинарий.49
К третьей группе источников нами отнесены переписка, дневники и воспоминания.
Эпистолярные источники представлены перепиской и дневниками видных деятелей Русской Православной Церкви: митрополита Московского и коломенского Филарета (Дроздова)50, архиепископа Смоленского Саввы (Тихомирова)51, архиепископа Никанора
Бровковича)52, митрополита Московского и Коломенского Иннокентия (Вениаминова)53, митрополита Литовского Иосифа (Семашко)54, митрополита Московского Макария (Булгакова)55, преосвященного Леонида (Краснопевкова)56, профессора Московской духовной академии П.С. Казанского57, митрополита Московского Леонтия (Лебединского)58.
Нами использовалась также переписка, дневники и воспоминания светских государственных и общественных деятелей: К.П. Победоносцева59, П. А. Валуева60, А.Н. Муравьева61, В.П. Мещерского62, A.B. Никитенко63, И.С. Никитина64, Р.Г. Путятина65 и И.М. Снегирева.66
Интерес представляют и опубликованные отзывы епархиальных архиереев по вопросам церковной реформы.67
Общественные взгляды на реформу церкви и духовного образования рассмотрены в работах и очерках Н.В. Елагина68, А.И. Розанова69, И.И. Базарова70, Н.Г. Помяловского.71
Значительную группу составляют воспоминания бывших семинаристов и преподавателей семинарий, в которых описано обучение, материальные и бытовые условия жизни семинаристов и преподавателей духовных семинарий, их участие в общественной и революционной деятельности. Воспоминания публиковались как в периодических журналах, так и в виде отдельных книг или брошюр.72
Отдельно выделяем мемуары С.И. Сычугова, в которых рассматривается уклад семинарской жизни в провинции (на примере Вятской духовной семинарии).73
Четвертую группу источников составляют периодические издания как светские, так и церковные.
Периодические издания условно разделены по политическим воззрениям на:
- консервативные издания, которые постоянно придерживались официальной правительственной позиции (газеты "Правительственный вестник" и "Санкт-Петербургские ведомости", которая в 1875 г. с передачей ее Министерству народного просвещения утратила оппозиционность)74, а также близкие по взглядам к ним "правые" журналы ("Гражданин" и "Порядок")75 и синодальные журналы ("Церковные ведомости" и "Церковный вестник");76
- либеральные издания, критически относившиеся к реакционным решениям правительства ( газеты "Голос", "Новости", "Новое время", "Русский курьер", "Русские ведомости", "Неделя" и "Сын отечества" );77
- издания, занимавшие нейтральную позицию (исторические журналы "Русский архив", "Русская старина" и "Киевская старина" );78 церковные газеты и журналы, за исключением синодальных изданий.
Церковные периодические издания условно разделены на 4 группы:
1) издания Святейшего Синода79;
2) епархиальные журналы, регулярно издаваемые с 60-х гг. XIX в. в большинстве губерний России при духовных семинариях и консисториях80;
3) периодические издания при духовных академиях81;
4) духовно-общественные и духовно-исторические журналы.82
В диссертации используются материалы справочного характера. Сведения о численности учащихся в духовных семинариях, правилах приема в них извлечены нами из изданий A.C. Суворина "Русский календарь.", "Весь Петербург." и "Вся Москва.".83 Сведения о прохождении по службе ректоров духовных семинарий содержат в себе "Именные списки ректоров духовных академий и семинарий".84 Списки ректоров, инспекторов и преподавателей духовных семинарий представлены в «Календаре для духовенства.80 В Биобиблиографическом словаре «Деятели революционного движения в России» упомянуты участники революционно-освободительного движения - учащиеся и выпускники духовных семинарий.85 В «Энциклопедическом словаре» Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона и «Русском биографическом словаре» содержатся интересные исторические сведения о развитии духовного образования в России, а также биографические сведения об интересующих нас персоналиях.86 Справочник-указатель «История Русской Православной Церкви в документах центральных и региональных архивов России» содержит в себе сведения о наличии тех или иных архивных фондов, связанных с деятельностью духовных семинарий.87 Нами не обнаружены источники, которые содержали бы полные сведения о национальной принадлежности учащихся и преподавателях духовных семинарий.
Цель и задачи исследования. Целью работы является всестороннее изучение системы среднего духовного образования в России в 1861-1884 гг. При этом особое внимание уделено влиянию реформы 1867 г. на изменение: численных, возрастных, образовательных характеристик, сословной принадлежности, правового, материального и семейного положения, а также общественно-политических взглядов преподавателей и учащихся духовных семинарий. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- определить численность, возраст и сословную принадлежность учащихся и преподавателей отечественных духовных семинарий; определить образовательный уровень учащихся и преподавателей духовных семинарий России, а также выявить факторы, оказывавшие на .него влияние;
- исследовать правовые аспекты проблемы;
-проанализировать материальное положение учащихся и преподавательского состава отечественных средних духовных учебных заведений;
- рассмотреть семейное положение преподавателей семинарий;
- проанализировать учебные программы духовных семинарий, в сравнении с программами обучения светских средних учебных заведений (гимназий, прогимназий и реальных училищ);
- показать степень и масштабы участия преподавателей и семинаристов в общественном, политическом и революционно-освободительном движении в России.
Хронология исследования определена периодом с 1861 по 1884 гг. 1861 г. - год отмены в России крепостного права, время начала проведения Александром II либеральных реформ. В этом же году подготовлен первый из трех проектов Устава духовных семинарий, который был окончательно утвержден в 1867 году. Конечная дата исследования - 1884 г., когда был принят новый консервативный Устав духовных семинарий (во время правления Александра III, который заметно ограничил правовое положение преподавателей и учащихся, по сравнению с предыдущим Уставом).
Однако в целях достижения лучшего понимания темы приходилось, так или иначе, обращаться к более ранним, а иногда и к более поздним вехам развития духовного образования в России.
Методологической основой диссертации являются принципы историзма и объективности, системного и конкретного рассмотрения духовного образования России в указанный период.
Научная новизна работы определяется следующим:
- вводятся новые источники по теме диссертации (формулярные списки ректоров и преподавателей духовных семинарий и др.);
- никогда ранее в диссертационных работах не предпринималось попытки проследить динамику численности, сословной принадлежности, образовательного уровня, семейного положения учащихся и профессорско-преподавательского состава духовных семинарий России;
- нами впервые проанализирована роль учащихся и преподавателей духовных семинарий в революционно-освободительном движении России;
- впервые показано политическое и культурное значение обучения иностранцев в духовные семинарии России;
- впервые рассматривается вопрос об отношении учащихся и преподавателей духовных семинарий к воинской повинности.
Теоретическая значимость исследования состоит в осмыслении системы среднего духовного образования в России в 1861-1884 гг. в сопоставлении со светскими средними учебными заведениями.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его материалов представителями гуманитарных наук (историками, историками педагогики, богословами, социологами, культурологами, филологами и др.). Материалы диссертации могут использоваться в педагогических целях для преподавания специальных курсов, проведения семинарских и практических занятий, написания учебников, методических пособий в средней и высшей школе как светской, так и духовной, при изучении отечественной истории, истории Русской Православной Церкви, а также истории педагогики.
Апробация работы. Материалы диссертационной работы обсуждались на заседаниях сектора новой истории России Санкт-Петербургского филиала Института российской истории РАН. Отдельные положения и выводы диссертации были представлены в выступлениях автора на конференциях:
Православие в русской культуре» (Русское историко-культурное общество. СПб., 1997); «Православие и русская культура. VII пасхальный фестиваль. Пятая международная научная конференция.» (Институт русской литературы РАН (Пушкинский дом). СПб., 1998).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения (куда автор включил историографию вопроса и обзор источников), трех глав, заключения и списка источников и литературы. В диссертацию включено 16 таблиц и 7 диаграмм. Такая ее структура обусловлена особенностями источников и историографии.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Духовные семинарии в пореформенной России, 1861-1884 гг."
Выводы к третьей главе
Подводя итоги третьей главы, мы делаем следующие выводы:
1. Численность преподавательского состава духовных семинарий России в исследуемый период не была одинаковой. В период с 1861 по 1866 гг. число преподавателей несколько сократилось, что было вызвано исключением из семинарского курса ряда общеобразовательных дисциплин и сокращением преподавателей. В период принятия и реализации Устава 1867 г. (1867-1880 гг.) численность преподавателей в семинариях России увеличилась на треть и составила 1 тыс. чел., однако с 1881 г. она опять стала постепенно уменьшаться.
2. В духовных семинариях преобладали молодые преподаватели. Средний возраст преподавательского состава составлял 36 лет, а ректорского - 43 года.
3. Подавляющее большинство преподавателей (более 90%) были из духовного сословия.
4. Примерно 60% преподавателей уезжали со своей родины на работу в другую епархию, 40% оставались в «родной» семинарии.
5. Преподаватели духовных семинарий России имели высшее духовное образование (около 79%), высшее светское образование (около 15%), среднее и начальное (около 6%). Таким образом, значительно преобладали выпускники духовных академий.
6. Материальное положение преподавательского состава оставалось неудовлетворительным. Подавляющее большинство преподавателей (более 82%) не имело недвижимости (земли, частного дома). Многие преподаватели были вынуждены искать дополнительный заработок, чтобы прокормить себя и свои, большей частью, многодетные семьи.
1 Извлечения из Всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1861 год. СПб., 1864. Приложение. С. 69-81.
Извлечения из Всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1866 год. СПб.,
Заключение
Реформа духовных семинарий разрабатывалась в течение достаточно продолжительного времени (с 1860 по 1867 гг.). Преобразование духовной школы планировалось провести в контексте с проводимыми крестьянской, общеобразовательной и церковной реформами.
В 1861 - 1862 гг. был разработан первый проект Устава духовных семинарий, который был подвергнут критике либеральными периодическими изданиями, либеральными духовными писателями,. а также большей частью преподавательского состава духовных семинарий, которые нашли проект устава слишком консервативным. Они считали необходимым ограничить влияние монашествующего духовенства, сделать духовные семинарии всесословными учреждениями, приблизить духовные семинарии по учебным программам, правовому и материальному положению к светским учебным заведениям.
В период с 1861 по 1866 гг. в отдельных семинариях в качестве эксперимента было разрешено обучаться детям недуховного сословия, а семинаристы получили возможность перехода в светские учебные заведения.
В 1866 году был разработан второй проект Устава духовных семинарий, который и был официально утвержден Александром II 14 мая 1867 года. Он хотя и учитывал мнения либеральных критиков, но во многом сохранил положения первого проекта устава.
Таким образом, Устав 1867 года был своеобразным компромиссом между либеральным и консервативным планами преобразования духовной школы.
После принятия Устава положение осложнилось тем, что в стране ухудшилась общая экономическая ситуация, наблюдался рост цен, возникла инфляция.
Александр II выделил на проведение духовно-учебной реформы единовременно 1,5 млн. руб., однако, материальное положение преподавателей и учащихся существенно не улучшилось. Только со второй половины 80-х - 90-х гг. XIX в. наблюдается качественное изменение материально-бытовых условий.
Преобразования проводились поэтапно с 1867 по 1873 гг., с целью апробации реформы, а также ввиду недостатка денежных субсидий.
Программа семинарского курса с принятием Устава 1867 года существенно не изменилась, так как сокращение общеобразовательных предметов произошло ранее, в 1858 - 1866 гг., когда из семинарского курса были изъяты геодезия, агрономия, сельское хозяйство, естественная история и медицина, и введен предмет педагогики. Несколько увеличилось количество учебных часов по философским дисциплинам и древним языкам (латинскому и греческому).
Важной стороной Устава 1867 года явилось право перехода семинаристов в светские учебные заведения, которое, впрочем, было ограничено в 1879 году, когда выпускники четвертого класса духовных семинарий лишились права без проверочных экзаменов в гимназиях поступать в университеты.
Устав 1867 года официально объявил духовные семинарии всесословными учебными заведениями, хотя на практике подавляющее большинство семинаристов (более 90 %) оставалось выходцами из духовного сословия.
Важной стороной реформы явилось усиление контроля над духовными семинариями Учебного комитета при Святейшем Синоде. После утверждения Устава духовные семинарии регулярно проверялись ревизорами учебного комитета при Святейшем Синоде. Со второй половины 80-х гг. XIX в. контроль Синода был ослаблен и, в большей степени, перешел в руки местных епархиальных архиереев.
В 1862 году была предложена идея открыть при духовных семинариях воскресные школы, которая с 1866 года была реализована на практике. Воскресные школы были открыты практически при всех духовных семинариях России, в них семинаристы проходили педагогическую практику, обучая начальной грамоте неграмотных детей и взрослых.
Реформа духовных семинарий сказалась на изменении численности, как преподавателей, так и учащихся. В большинстве семинарий в этот период времени она не была постоянной (вначале снижалась, затем увеличивалась). Сокращение численности учеников и преподавателей было обусловлено незначительными денежными суммами, которые выделялись государством'на развитие духовного образования. Для того чтобы хоть как-то улучшить материальное состояние духовных семинарий и реализовать на практике положения Устава 1867 г. приходилось экономить, на чем только возможно. Здесь следует также учитывать и сложившуюся ситуацию, когда казнокрадство, взяточничество и другие финансовые аферы среди должностных лиц духовных семинарий получили достаточно широкое распространение.
Тем не менее, новый Устав 1867 г. значительно улучшил положение семинаристов в правовом отношении. Выпускники 4-го (общеобразовательного) класса получили возможность без проверочных экзаменов в гимназиях поступать в университеты и другие высшие учебные заведения России. В этот период у большей части семинаристов пробуждается интерес к общественной и политической жизни. Учащиеся духовных семинарий принимали активное участие в революционно-освободительном движении, боролись за свои академические права, требовали улучшения материального положения.
В исследуемый период в духовные семинарии России принимали иностранцев (болгар, сербов, черногорцев, греков, арабов и других). Обучение в российских духовных семинариях иностранных подданных сыграло важную роль в деле распространения Православной веры в других странах.
Преподаватели духовных семинарий, так же как и учащиеся стали выступать за улучшение своего правового положения и материально-бытовых условий. После принятия Устава духовных семинарий 1867г. преподаватели из белого (немонашествующего) духовенства были уравнены в правах с представителями черного (монашествующего) духовенства. Традиция назначать на ректорские и инспекторские должности монахов была искоренена. Однако существенно улучшить материальное положение преподавателей не удалось (как до реформы, так и после, обладателями частных домов было около 18% преподавателей, а землевладельцами около 3%). Преподаватели, поэтому, вынуждены были искать себе дополнительный заработок в других организациях, или давать частные уроки.
Подавляющее большинство преподавателей были из духовного звания (более 90%), по национальной принадлежности преподавательский состав не был так однороден.
Преподаватели семинарий принимали активное участие в общественно-политической жизни страны, занимались научной деятельностью, издавали периодические издания, участвовали в благотворительных кампаниях.
Значительная часть выпускников духовных семинарий оставляла службу в духовном ведомстве. Одни из них шли на службу в различные светские учреждения, другие учительствовали в начальных духовных или светских учебных заведениях, третьи - продолжали учебу в высших учебных заведениях, многие из которых впоследствии стали известными учеными, педагогами, писателями, государственными и общественными деятелями. Так, например, Н.Е. Введенский, воспитанник Вологодской духовной семинарии и выпускник Санкт-Петербургского университета стал основателем научной области физиологии. Воспитанник Московской духовной семинарии В.П. Доброклонский стал профессором частной патологии и терапии Варшавского университета и Санкт-Петербургской Военно-медицинской академии. Выпускник Витебской духовной семинарии И.В. Забелин, окончив с золотой медалью Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию, стал там же профессором фармакологии. Выпускником Тверской духовной семинарии был видный ученый и государственный деятель, управляющий министерством финансов И.А. Вышнеградский. Воспитанник Тамбовской духовной семинарии Н.Я. Аристов стал историком, профессором, специализировавшемся по истории Киевской Руси и народных движений. С.А. Харизоменов, в будущем известный статистик и экономист, революционер-народник, член «Земли и воли» и «Черного передела» окончил в 1872 г. Владимирскую духовную семинарию. Казанскую духовную семинарию окончил писатель М.В. Загоскин. В 1853 г. Нижегородскую духовную семинарию окончил литературный критик H.A. Добролюбов. Писатель и литературный критик Н.П. Чернышевский был выпускником Саратовской духовной семинарии. В1877 г. общеобразовательный курс Пермской духовной семинарии окончили в будущем известные физик А.С.Попов и химик A.A. Яковкин. Этот перечень может быть продолжен. Он является свидетельством того реального вклада, который вносили российские духовные семинарии в пополнение рядов интеллигенции страны.
Список научной литературыСушко, Алексей Васильевич, диссертация по теме "Отечественная история"
1. Источники Неопубликованные источники
2. Российский государственный исторический архив (РГИА):
3. Фонд 796. Канцелярия Святейшего Синода.
4. Фонд 797. Канцелярия обер-прокурора Святейшего Синода.
5. Фонд 802. Учебный комитет при Святейшем Синоде.
6. Фонд 832. Филарет (Дроздов).
7. Отдел рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ): -Основные фонды:5. Фонд 14. И.С.Аксаков.6. Фонд 208. A.B. Головнин.7. Фонд 391. A.A. Краевский.
8. Фонд 498. А.Н.Муравьев и М.И. Семенов.9. Фонд 351. А.С.Норов.10. Фонд 780. Д.А. Толстой.
9. Фонд 573. Собрание Санкт-Петербургской духовной академии. -Дом Плеханова:
10. Фонд 574. Архив Санкт-Петербургской духовной академии.
11. Фонд 832. Архив журнала «Церковный вестник».
12. Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ):
13. Фонд 262. Савва (Тихомиров).
14. Фонд 316. Филарет (Дроздов).
15. Рукописный отдел Института русской литературы Российской Академии наук (Пушкинский дом )( ИРЛИ РАН (ПД)):
16. Фонд 3. К.С. и И. С. Аксаковы.17. Фонд 24. С.О. Бурачек.18. Фонд 274. М.И. Семевский.
17. Архив Санкт-Петербургского филиала Института российской истории
18. Российской Академии наук ( Архив СПб.Ф ИРИ РАН):19. Фонд 230. Н. Смолич.1. Опубликованные источники
19. Полное собрание законов Российской империи. Т.ХЬУ. 1870. СПб.,1874;
20. Т.ХЬУ! Отд.З. 1871. СПб., 1874; Т.ЫУ. Огд.1. 1879-1880. СПб., 188121.-Барсов Т. В. Сборник действующих и руководственных церковных ицерковно-гражданских постановлений по ведомству православногоисповедания. Т. I. СПб., 1885.
21. Завьялов А. Циркулярные указы Святейшего Православного Синода 1867-1900. СПб., 1901.
22. Замечания на проект общего устава императорских российских университетов. Т. 1-2. СПб., 1862;
23. Материалы для пересмотра действующих постановлений о цензуре и печати. Ч. 1-2. СПб., 1870.;
24. Материалы по земскому общественному устройству. Т. 1-2 СПб., 1886.
25. Извлечения из Всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1861 год. СПб., 1864.
26. Извлечения из Всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1866 год. СПб., 1867.
27. Извлечения из Всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1867 год. СПб., 1868.
28. Извлечения из Всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1868 год. СПб., 1869.
29. Извлечения из Всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1869 год. СПб., 1870.
30. Извлечения из Всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1870 год. СПб., 1871.
31. Извлечения из Всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1872 год. СПб., 1873.
32. Извлечения из Всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1874 год. СПб., 1876.
33. Извлечения из Всепод даннейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1875 год. СПб., 1876.
34. Извлечения из Всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1876 год. СПб., 1876.
35. Извлечения из Всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1877 год. СПб., 1878.
36. Извлечения из Всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1878 год. СПб., 1879.
37. Извлечения из Всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1879 год. СПб., 1881.
38. Извлечения из Всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1880 год. СПб., 1882.
39. Извлечения из Всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1881 год. СПб., 1883.
40. Извлечения из Всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1882 год. СПб., 1884.
41. Извлечения из Всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1883 год. СПб., 1884.
42. Всепод даннейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1884 год. СПб., 1886.
43. Свод уставов и проектов уставов духовных семинарий 1808-1814, 1862, 1867, 1884 и 1896 гг. СПб., 1908.
44. Именной список ректоров духовных академий и семинарий за. 18591864,1866-1917 гг. . Б.м. и Б.д.
45. О ревизии Вятской духовной семинарии 1874 г. СПб., 1875.
46. О ревизии Астраханской духовной семинарии 1871 г. СПб., 1872.
47. Деятели революционного движения в России. Биобиблиографический словарь. Т. 1 -2.М.,1928-1932.
48. История Русской Православной Церкви в документах центральных и региональных архивов России. Аннотированный справочник-указатель.Т. 1-2. М., 1993-1995.
49. Русский биографический словарь. СПб., 1890-1904.
50. Русский календарь.( 1872-1917 гг.) СПб., 1872-1917.
51. Весь Петербург.(1894-1917 гг.) Адресная справочная книга. СПб., Пг., 1894-1917.
52. Вся Москва.(1872-1917 гг. ). М„ 1872-1917.
53. Брокгауз Ф.А. Ефрон, И.А. Энциклопедический словарь СПб., 18901907.
54. Переписка, дневники и воспоминания
55. Арсений (Москвин).Письма митрополита Киевского Арсения к архиепископу Костромскому Платону (1856-1872).// Русский архив. 1892.М2.С.220-250.
56. Архангельский И. И. Воспоминания студента (1850-1864).// Труды Владимирской ученой архивной комиссии. 1903. Кн. 5.
57. Базаров А. И. . Воспоминания протоиерея И. И. Базарова// Русская старина. 1901. №7-8.
58. Барсуков И. ( ред. ). Письма Иннокентия Вениаминова ., митрополита московского и коломенского ( 1885-1865 ). Т. 1-2. СПб., 1897-1898.
59. Беляев А. А. ( ред. ). Профессор Московской духовной академии П. С.
60. Казанский и его переписка с архиепископом Костромским Платоном. //
61. Богословский вестник. 1903. №1, 5, 7-9,12; 1904. №3, 5-8; 1905. №7-10;1910. №2; 1911. №6, 9,12; 1912. №3-9; 1913. №5; 1914. №1-4, 5-9,12;1916.№2-4.
62. Боголюбов А. И. Так было когда-то. Рассказ старого семинариста. В кн.: За стенами духовной семинарии, Л., 1964.
63. Богуславский Г. К. Черниговская семинария пятьдесят лет назад. Из воспоминаний бывшего семинариста. Чернигов, 1915.
64. Брянцев И. Д. Воспоминания.//Смоленские епархиальные ведомости. 1890.№20.
65. Валуев П. А. Дневник. Т. 1-2. М., 1961.
66. Герцен А.И. Письмо к сыну. Полн.собр.соч. Т.П. Петроград,1919. С.429-440.
67. Голобутский Ю.А. Из воспоминаний о духовной школе 70-х годов.Киев,1902; Киевская старина, 1902. Т.79. № 11.
68. Зеленецкий А. А. Митрополит Иоанникий ( Руднев ) и семинаристы-народники ( отрывок из воспоминаний ).//Исторический вестник. 1901, № 86.
69. Из воспоминаний о семинарии.// Костромские епархиальные ведомости. 1906. №21.
70. Из недалекого прошлого училища и семинарии.// Новгородские епархиальные ведомости. 1902. № 22.
71. Иосиф ( Семашко ). Записки Иосифа, митрополита литовского.Т. 1-3. СПб., 1883.
72. Леонид ( Краснопевков ) . Из записок преосвященного Леонида // Русский архив. 1905.№8Д2; 1906.№4-5; 1907.№10-12; 1908. №4.
73. Леонтий ( Лебединский ). Мои заметки и воспоминания. Богословский вестник.// 1913.№9-12; 1914.№1-3.
74. Лукьянов Н. Напрасные тревоги ( из переживаний недавнего семинариста ).//Полтавские епархиальные ведомости. 1914. № 13.
75. Майнов И. Революционные кружки в Саратове.// Былое. 1903. № 4.
76. Мещерский В. П. Мои воспоминания. Т. 1-3. СПб., 1897-1912.
77. Муравьев А. Н. . Записка А. Н. Муравьева о нуждах православной церкви в России // Русский архив. 1883. №3. С. 175-203.
78. Никанор ( Бровкович ). Биографические материалы. Одесса. 1900; Письма архиепископа Никанора.//Русский архив. 1900. №6.
79. Он же. Записки присутствующего в Святейшем Синоде. // Русский архив. 1906. №7-12; 1915. №5-11.
80. Никитенко А. В. Дневник. Т. 1-3. М., 1955.
81. Никитин И. С. Сочинения. Т. 1-4. М., 1960.
82. Отзывы епархиальных архиереев по вопросам о церковной реформе. Т. 1-3. СПб., 1906.
83. Певницкий В. Мои воспоминания. Т. 1-2. Киев, 1910-1911; Записки. // Русская старина. 1905. № 9.
84. Петров Л. П. Воспоминания протоиерея Леонида Петрова. СПб., 1909
85. П.М. Из проишого.//Русский вестник. 1868.Т. 74 С.440-455.
86. Пичета И. Факты и воспоминания из жизни герцоговинца на службе по духовно-учебному ведомству.// Вера и разум. 1911.№ 18-20,22, 24; 1912. № 2,4, 8-11,17-21; 1913. № 1, 3, 5-8,14,15; То же отд. Оттиск, Харьков, 1912-1913.
87. Победоносцев К. П. К. П. Победоносцев и его корреспонденты. Письма и записки. Т. 1-2. М., 1923.1. АЛП
88. Переписка К. П. Победоносцева с преосвященным Никанором.// Русский архив. 1915.№5-11.
89. Путятин Р. Т. Дневник. // Христианин. 1909.№1-3, 5-12.
90. Розанов А. И. . Записки сельского священника. СПб., 1882.
91. Руткевич П. Т. Семинарские годы. (Воспоминания о Киевской духовной семинарии за 1873-1879 гг) // Киевские епархиальные ведомости. 1912. № 29, 31, 46-49.
92. Савва ( Тихомиров ). Хроника моей жизни. Т. 1-9, СПб., 1897-1911.
93. Савва(Тихомиров).Воспоминания о высокопреосвященном Леониде, архиепископе Ярославском и Ростовском.Харьков,1877.
94. Снегирев И. М. Дневник. //Русский Архив. 1904.№1-11; 1905.№1-5.
95. Соловьев Н. И. Как нас учили (рассказ из духовно-семинарской жизни).// Русская старина. 1889, Т. 100, № 11.
96. Он же. Воспоминания об Андрее Ивановиче Боголюбове // Владимирские епархиальные ведомости. 1882. №6.
97. Сычугов С. И. Записки бурсака М.-Л., 1933.
98. Титов Ф. И. ( ред. ). Переписка московского митрополита Макария (Булгакова)//Труды Киевской духовной академии. 1907. №1-11; 1908. №1.
99. Филарет ( Дроздов ). Мнения, отзывы и письма Филарета, митрополита московского и коломенского по разным вопросам. 1821-1867 гг. М., 1905.
100. Переписка Филарета, митрополита московского, с С. Д. Нечаевым. СПб., 1898.
101. Письма Филарета, митрополита московского и коломенского, к А. Н. Муравьеву. Киев, 1869.
102. Письма Филарета, митрополита московского и коломенского, к А. В. Горскому // Прибавления к Творениям Святых Отцов. 1882. №50. С. 541570; 1882. №51, С. 55-70, 396-442.
103. Письма Филарета, митрополита московского и коломенского, к Филарету Гумилевскому. М.? 1884.
104. Письма Филарета, митрополита московского и коломенского, к наместнику Св. Троице-Сергпевой лавры архимандриту Антонию 18311867 гг. Т. 1-4. М., 1877-1884.
105. Письма Филарета, митрополита московского и коломенского, к покойному архимандриту Алексию. М., 1877-1884.
106. Письма Филарета, митрополита московского и коломенского, к Виталию. М., 1887.
107. Письма Филарета, митрополита московского и коломенского, к Высочайшим Особам и разным другим лицам. Т. 1-2. Тверь, 1888.
108. Письма московского и коломенского митрополита Филарета к Гавриилу, архиепископу рязанскому. М., 1868.
109. Львов А.Н (ред.)Письма духовных и светских лиц к митрополиту Московскому Филарету (с 1812 по 1867 гт.).СПб.,1900.
110. Полное собрание резолюций Филарета, митрополита московского и коломенского, по разным вопросам. Т. 1-3. М., 1905.
111. Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита московского и коломенского по учебным и церковно-государсгвенным вопросам. Т. 1-6. М., 1885-1888.
112. Храневич К. При старых порядках. (Из недавнего прошлого Волынской духовной семинарии).Киев,1896.
113. Цезаревский П. В. 60-е годы в духовной семинарии.// Звонарь. 1906. №1-12.1. Периодическая печать
114. Архангельские епархиальные ведомости. Архангельск, 1888-1919
115. Астраханские епархиальные ведомости. Астрахань, 1875-1917.
116. Богословский вестник. Сергиев-Посад. 1892-1918.115. Вера. СПб., 1909.
117. Вераижизнь. СПб., 1908-1912.
118. Вера и знание. Тифлис, 1914.
119. Вераи церковь. М., 1899-1907.
120. Владимирские епархиальные ведомости. Владимир, 1865-1918.
121. Вологодские епархиальные ведомости. Вологда, 1864-1917.
122. Воронежские епархиальные ведомости. Воронеж, 1866-1917.
123. Вятские епархиальные ведомости. Вятка, 1863-1917.123. Голос. СПб., 1863-1884.
124. Гражданин. СПб., 1872-1914.
125. Донские епархиальные ведомости. Новочеркасск,1869-1917.
126. Журнал заседаний Совета Санкг Петербургской духовной академии. СПб., 1870-1916.127. Звонарь. СПб., 1906-1907.
127. Известия по Казанской епархии. Казань. 1867-1918.
128. Иркутские епархиальные ведомости. Иркутск, 1863-1918.
129. Кавказские епархиальные ведомости. Ставрополь, 1873-1886.
130. Калужские епархиальные ведомости. Калуга,1862-1907.
131. Калужская старина. Калуга, 1901-1902.
132. Калужский церковно-общественный вестник. Калуга, 1907-1918.
133. Киевская старина. Киев, 1882-1906.
134. Киевские епархиальные ведомости. Киев,1861-1917.
135. Кишиневские епархиальные ведомости. Кишинев,! 867-1919.
136. Колокол. ( общественная, церковная, политическая и литературная газета). СПб., 1905.
137. Костромские епархиальные ведомости. Кострома, 1885-1917.
138. Курские епархиальные ведомости. Курск, 1869-1917.
139. Литовские епархиальные ведомости. Вильна, 1863-1917.
140. Московские епархиальные ведомости. Москва,1880-1917.
141. Минские епархиальные ведомости. Минск, 1869-1917.143. Неделя. СПб., 1866-1901.
142. Нижегородские епархиальные ведомости. Н.Новгород, 1864-1917.
143. Новгородские епархиальные ведомости. Новгород, 1875-1919.
144. Новое время. СПб., 1868-1917.147. Новости. СПб., 1863-1917.
145. Оренбургские епархиальные ведомости. Оренбург,1873-1918.
146. Орловские епархиальные ведомости. Орел, 1865-1917.
147. Пастырский собеседник. М., 1884-1910.
148. Пензенские епархиальные ведомости. ПензаД 866-1917.
149. Пермские епархиальные ведомости. Пермь,1867-1919.
150. Подольские епархиальные ведомости. Каменец-Подольский, 18621917.
151. Полоцкие епархиальные ведомости. Витебск,1874-1917.
152. Полтавские епархиальные ведомости. Полтава, 1863-1917.156. Порядок. СПб., 1869-1914.
153. Правительственный Вестник. СПб., 1869-1917.
154. Православный собеседник. Казань, 1855-1917.
155. Рижские епархиальные ведомости. Рига, 1888-1917.
156. Русская старина. СПб., 1870-1918.
157. Русские ведомости. М., 1863-1918.
158. Русский архив. М., 1863-1917.
159. Русский курьер. СПб., 1862-1916.
160. Рязанские епархиальные ведомости. Рязань, 1865-1917.
161. Самарские епархиальные ведомости. Самара, 1867-1917.
162. Санкт-Петербургские Ведомости. СПб. 1728-1917.
163. Санкт-Петербургский духовный вестник. СПб., 1895-1899.
164. Саратовские епархиальные ведомости. Саратов,1865-1905,1912-1917.
165. Саратовский епархиальный вестник.СаратовД905-1912.
166. Симбирские епархиальные ведомости. СимбирскД 876-1917.
167. Смоленские епархиальные ведомости. Смоленск, 1865-1917.
168. Сын отечества СПб., 1862-1901.
169. Тверские епархиальные ведомости. Тверь,1877-1917.
170. Тамбовские епархиальные ведомости. Тамбов, 1861-1918.
171. Таврические епархиальные ведомости. Симферополь,1869-1917.
172. Томские епархиальные ведомости. Томск, 1880-1917.
173. Тобольские епархиальные ведомости. Тобольск, 1882-1918.
174. Труды Киевской духовной академии. Киев, 1860-1917.
175. Тульские епархиальные ведомости. Тула, 1862-1917.
176. Уфимские епархиальные ведомости. Уфа, 1879-1917.
177. Херсонские епархиальные ведомости. Одесса,1860-1918.
178. Холмская церковная жизнь. Холм ( Люблин ), 1906-1917.
179. Холмско-Варшавский епархиальный вестник.Варшава,1877-1905.
180. Христианин. М., 1906-1907.
181. Христианское чтение. СПб., 1829-1903.
182. Христианские древности и археология. СПб., 1862-1872.
183. Христианские древности. СПб., 1873-1877.
184. Христианская мысль. Киев, 1916-1917.
185. Христианское обозрение. СПб., 1914.
186. Христианская жизнь. Одесса, 1906.
187. Церковная летопись Духовной беседы. СПб., 1860-1875.
188. Церковная реформа ( ежемесячный церковно-общественный сборник). СПб., 1908.
189. Церковная школа. СПб., 1885-1888.
190. Церковное обновление, СПб., 1906-1907.
191. Церковно-общественная мысль. М., 1908.
192. Церковно-общественнсый вестник. СПб., 1874-1886.
193. Церковный голос. СПб., 1906-1907.
194. Церковь и народ. Киев., 1906-1907.
195. Церковная старина на Северном Кавказе. Ставрополь. 1910-1911.
196. Черниговские епархиальные известия. Чернигов, 1861-1911.
197. Якутские епархиальные ведомости. ЯкутскД877-1917.
198. Ярославские епархиальные ведомости. Ярославль, 1860-1917.2. Литературадо 1917 г.:
199. Агнцев Д. Исторический очерк Рязанской духовной семинарии ( 18401867 гг.) Рязань, 1983;
200. Он же. История Рязанской духовной семинарии. Рязань, 1883.
201. Андронников Н. Историческая записка о костромской духовной семинарии. Кострома, 1874.
202. Антонов Н. Р. Светские богословы и их религиозно-общественное миросозерцание. Т. 1-П. СПб., 1912.
203. Барсов Б. Памяти Петра Михайловича Апостольского (некролог). М.,1879.
204. Беллюстин И. С. Описание сельского духовенства Берлин -Париж -Лондон. 1858.
205. Благовещенский А. А. История Казанской духовной семинарии. Казань, 1881.
206. Белявский Ф.Н. О реформе духовной школы, т I-II. СПб., 1907.
207. Буткевич Т. И. Русские духовные семинарии по суду католического Запада.// Странник. 1908. №10.С.455-470.
208. Введенский Д. И. Заслуги Вифанской духовной семинарии для отечественной церкви и просвещения. Сергиев-Посад, 1900.
209. Герасим. Преподаватель Псковской духовной семинарии Иван
210. Михайлович Берестов (некролог). Псков, 1880.
211. Головщиков К. Д. Очерк жизни и ученых трудов бывших питомцев Ярославской духовной семинарии. Ярославль, 1893.
212. Голубовский Н. А. По вопросам духовной школы и об учебном комитете при Святейшем Синоде. СПб. ,1907.
213. Елагин Н. В.Белое духовенство и его «интересы». СПб., 1881.
214. Елисеев Г. 3. Бегство семинаристов из семинарий в университеты. СПб., 1876.
215. Знаменский П.В. Духовные школы в России до реформы 1808 г. Казань Л 881.
216. Он же. История казанской духовной академии (1842-1870). Казань,1892.
217. Иероним. История Пермской духовной семинарии после преобразования 1840 года до позднейшего времени. Т. 1-3. Пермь,1877.
218. Извеков Н. Д. История Литовской Духовной семинарии. Вильна,1905.
219. Каргопольцев И. Н. К 100-летнему юбилею Могилевской духовной семинарии. Могилев, 1885.
220. Кедров Н. Московская духовная семинария 1814-1889 гг. М., 1889.
221. Колосов В. История Тверской духовной семинарии. Тверь, 1889.
222. Красин П. М. Воспитание в .духовной семинарии. Киев, 1906.
223. Курдиновский В.Г. Краткий очерк служебной деятельности старшего преподавателя Кишиневской духовной семинарии И.М. Пархомовича. Кишинев Д 907.
224. Лаговский И. История Пермской духовной семинарии. Т. 1-3. Пермь,1879.
225. Левитов П. В. Материальная необеспеченность преподавателей семинарий сравнительно со светскими чиновниками различных ведомств и влияние этого факта на отношение к ним общества и на ход воспитательного дела. Екатеринослав, 1904.
226. Летницкий И. К 25-летию духовно-училищной службы О. Ректора Астраханской духовной семинарии К.В. Ястребова. Астрахань, 1886.
227. Малицкий Н. История Владимирской духовной семинарии. Т. 1-3. М., 1902.
228. Модест (архимандрит). Краткие сведения об Иркутской духовной семинарии. Иркутск, 1873.
229. Можаровский А. Ф. Краткая записка о Казанской духовной семинарии за ее полуторовековое существование. Казань, 1869.
230. Миротворцев В. В. Меры правительства по отношению улучшения быта белого духовенства СПб., 1907.
231. Мышцин В. Н. О духовных семинариях. Сергиев Посад, 1905.
232. Надеждин А. История Санкт-Петербургской духовной семинарии (1809-1884). СПб.,1885.
233. Он же. Краткая записка о Санкт-Петербургской духовной семинарии за 100 лет (1809-1909).СПб.,1909.
234. Недельский С. Внутренний строй семинарской жизни. Сборник статей по истории Холмской духовной семинарии ( 1760-1910 гг.). Холм ( Люблин), 1910.
235. Никольский П. История Воронежской духовной семинарии. Т. 1-3. Воронеж, 1898-1899.
236. Ольховский Г. Церковно-общественное значение семинарии за ее 150-летнее существование ( 1760-1910 гг. ). .// Сборник статей по истории Холмской духовной семинарии. Холм (Люблин),!910.
237. Очерк жизни и деятельности A.C. Князева. Остров, 1867.
238. Памяти А.Я. Павловича (некролог). Каменец-Подольский, 1901
239. Памяти П.М. Заведеева (некролог).Тула,1879.
240. Памяти преподавателя Московской духовной семинарии Василия Осиповича Комарова.М. ,1902.
241. Папков А. А. Церковно-общественные вопросы в эпоху царя-освободителя ( 1855-1870 ). СПб., 1902.
242. Пархомович И. М. Духовные учебные заведения Кишиневской епархии. Кишинев, 1913.
243. Прилежаев Б.М. Духовная школа и ее семинаристы в истории русской науки и образования. СПб., 1879.
244. Пятидесятилетний юбилей православной Литовской духовной семинарии. Вильна, 1878.
245. Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. СПб., 1902.
246. Ростиславов Д. И. . О православном белом и черном духовенстве в России. T.I-II. Лейпциг, 1866.
247. Рункевич С. Г. Русская церковь в XIX веке. СПб., 1901.
248. Руновский Н. Церковно-гражданские законоположения относительно православного духовенства в царствование императора Александра II. Казань, 1898.
249. Седых Н.П. Очерк истории Пермской духовной семинарии за 1877-1884 гг. Пермь, 1915.
250. Сперанский И. Очерк истории Смоленской духовной семинарии . Смоленск, 1892.
251. Стрельбицкий И. Летопись Одесской духовной семинарии. Т. 1-2. Одесса. 1913.
252. Теодорович Ф. Волынская духовная семинария. Почаев, 1901.
253. Теодорович Н. Памяти преподавателя Волынской духовной семинарии А.Ф. Артамоновича. Почаев, 1887.
254. Титлинов Б.В. Духовная школа в России в XIX столетии. Т.1-П. Вильна, 1909.
255. Тихомиров П.В. Философия в духовной семинарии. М., 1905.
256. Троицкий А. Пензенская духовная семинария за истекший 100-летний период ее существования ( 1800-1900 ). Пенза, 1901.
257. Хитров М.И. О правах белого православного духовенства// Духовный вестник. 1863. Т6.
258. Хрисанф (Ретивцев ). Первый год реформы Санкт-Петербургской духовной семинарии. СПб., 1872.
259. Шайдицкий В. Строй учебной части семинарии ( 1875-1910 гг.) // Сборник статей по истории Холмской духовной семинарии (1760-1910 гг.). Холм, 1910.после 1917 года:
260. Алексеева С. И. Святейший Синод в системе высших и центральных государственных учреждений Российской империи (1856-1904 гг.). Автореф. дне.канд. ист. наук. СПб., 1997.
261. Андреев А. И. История бурятской школы ( 1888-1963 гг. ). Улан-Удэ, 1964.
262. Гессен С. Студенческое движение в начале шестидесятых годов.М., 1932.
263. Дмитриев С.С. Православная церковь и государство в дореволюционное время.//Отечественная история. 1964. №4.
264. Есипова В. А. Приходское духовенство Западной Сибири в период реформ и контрреформ второй половины XIX века ( на материалах Томской епархии). Автореф. дис. канд. ист. наук. Томск, 1996.
265. Зеньковской В.В. История русской философии.Т. 1-2. JL, 1991.
266. Зубанова С. Г. Православная церковь в социальной, культурной и духовной жизни российского общества XIX века. Автореф.дис.канд. ист. наук. М., 1995.
267. Карташев A.B. Очерки по истории Русской Церкви.Т.2.М.Д 993.
268. Литвак Б. Г. Русское православие в XIX веке // Русское православие : вехи истории. М., 1989. С. 309-379.
269. Конюченко А. И. Духовное образование в Оренбургской епархии во второй половине XIX нач. XX вв. Автореф. дис.канд. ист. наук. Челябинск, 1996.
270. Мангилева А. В. Духовное сословие на Урале в первой половине XII в. (на примере Пермской епархии). Автореф. дис.канд. ист. наук.1. Екатеринбург, 1996.
271. Она же. Материальное положение учащихся Пермской семинарии в первой половине XIX в.// Русская духовная культура западной Сибири и УралаТ.2. Тюмень, 1995. С. 312-315.
272. Она же. Особенности бытового поведения семинаристов (на примере Пермской семинарии ) первой половины XIX в. // Россия, Романовы, Урал. Екатеринбург, 1995. С. 141-143.
273. Михайлова В. Т. Православие в духовной культуре бурят (1861-1917 гг.). Автореф.дис.канд. ист. наук. Улан-Удэ, 1997.
274. Наумова О. Е. Иркутская епархия в XVIII первой половине XIX вв. Автореф. дис.канд. ист. наук. Иркутск, 1997.
275. Никольский Н.М. История Русской церкви. М.,1983.
276. Никулин М. В. Православная церковь в общественной жизни Россииконец 1850-х-конец 1870-х гг. ). Автореф. дис.канд. ист. наук. М., 1997.
277. Пашенцев Д. А. Благотворительная деятельность Русской Православной Церкви во второй половине XIX начале XX вв. Автореф. дис.канд. ист. наук. М., 1995.
278. Пешков А. И. К. П. Победоносцев как идеолог русского православия. Автореф. дис. канд. филос. наук. СПб., 1993.
279. Раздольский С. А. Миссионерская деятельность Православной Церкви на Северном Кавказе в XIX-начале XX веков// Автореф. дис.канд. ист. наук. Краснодар. 1997.
280. Римский С. В. Церковная реформа 60-70-х годов XIX в. // Отечественная история. 1995. №2. С. 166-175;
281. Он же. Церковная реформа Александра II.// Вопросы истории 1996. №4. С.34-39.
282. Тинина 3. П. Самодержавие и Русская Православная Церковь в первой четверги XIX века. Автореф. дис.канд. ист. наук. Волгоград, 1998.
283. Титлинов Б. В. Молодежь и революция. Из истории революционного движения среди учащейся молодежи духовных и средних учебных заведений. 1860-1905 гг. Л., 1924.
284. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Вильнюс,1991.
285. Фруменкова Т. Г. Обер-прокуроры Святейшего Синода (1722-1917 ).// Из глубины времен. 1994. №3. С.20-29.1. Иностранная литература
286. Freeze G. L. The parish clergy in nineteenth century Russia : Crisis, reform, counter-refoim Princeton. 1983.
287. Smolitschl. Geschichte der russischen Kirche, 1700-1917. Leiden. 1964.