автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему: Духовные стихи старообрядцев Рудного Алтая: жанрово-стилистическая типология
Полный текст автореферата диссертации по теме "Духовные стихи старообрядцев Рудного Алтая: жанрово-стилистическая типология"
РГБ ОД
1 э т ¿003
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НОВОСИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ им. М.И. ГЛИНКИ
На правах рукописи
МУРАШОВА Наталья Сергеевна
ДУХОВНЫЕ СТИХИ СТАРООБРЯДЦЕВ РУДНОГО АЛТАЯ: ЖАНРОВО-СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ
Специальность 17.00.02 - Мз'зыкалыгое искусство
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НОВОСИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ им. М.И. ГЛИНКИ
На правах рукописи
МУРАШОВА Наталья Сергеевна
ДУХОВНЫЕ СТИХИ СТАРООБРЯДЦЕВ РУДНОГО АЛТАЯ: ЖАНРОВО-СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ
Специальность 17.00.02 - Музыкальное искусство
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Работа выполнена на кафедре истории музыки Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки
Научный руководитель: кандидат искусствоведения,
профессор Б. А. Шиндин.
Официальные оппоненты: доктор искусствоведения
М.П. Рахманова;
кандидат искусствоведения, профессор Н.В. Леонова.
Ведущая организация: Уральская государственная консерватория
им. М.П. Мусоргского.
Защита состоится Щ июня 2000 г. в_часов на заседании
диссертационного Совета К 092.21.01 по присуждению ученых степеней Новосибирской государственной консерватории им. М.И.Глинки (630099, Новосибирск, ул. Советская, 31).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки.
Автореферат разослан_мая 2000 г.
Ученый секретарь диссертационного совета,
кандидат философских наук Н.П. Коляденко
Актуальность темы. В последние десятилетия усилился интерес исследователей к старообрядчеству. Важнейшим научным направлением становится изучение старообрядческой культуры, в том числе певческой. Богослужебное пение заняло достаточно весомое положение в изысканиях музыковедов-медиевистов (Т.Владышевская, Н.Денисов, Н.Парфентьев, И.Полозова, М.Рахманова, Т.Федоренко, Б.Шиндин). Вместе с тем традиции внебогослужебного пения по-прежнему остаются на периферии исследовательских интересов. В этой связи в диссертации предпринята попытка обратить внимание на столь важный для старообрядчества репрезентант певческой культуры, как духовный стих (далее - ДС).
Необходимо отметить, что ДС книжной традиции, "извлеченные" из рукописных и старопечатных памятников, гораздо чаще подвергались изучению, чем ДС устной формы бытования (Н.Герасимова-Персидская, Н.Грузинцева, Ю.Кеддыш, К.Кораблева, ЛКосттоковец, А.Кудрявцев, Т.Ливанова, Л.Петрова, М. Рахманова, Н.Серегина, С.Фролов). Что касается фольклорных ДС, то здесь наметилась тенденция изучения отдельных локальных традиций (Н.Данченкова, М.Казанцева, А.Кастров, С.Никигина, Л.Петрова, Л.Солощенко, К.Титова, М.Чернышева, Л.Элиасов). Однако не все заслуживающие внимания регионы находятся в поле зрения ученых. Перспективность же подобного подхода очевидна. Он дает возможность выявить репертуар, языковые особенности поэтического и музыкального текстов и ареал их распространения, спрогнозировать дальнейшую жизнь певческих образцов. В отношении старообрядческой культуры необходимо учитывать ее относительную изолированность, что, безусловно, способствовало развитию самобытного певческого стиля. Вот почему выявление стилистической типологии ДС локальных традиций представляется весьма актуальным.
Предметом исследования послужили ДС старообрядцев Рудного Алтая как синтетическая жанровая система, объединяющая вер-бально-поэтический и музыкальный компоненты, имеющая отличительные особенности функционирования. Выбор Рудного Алтая не случаен. В регионе сложились давние старообрядческие традиции, уходящие корнями в первую половину XVIII в. По современному административно-территориальному делению Рудный Алтай расположен на территории Восточно-Казахстанской области, относящейся в прошлом к юго-западной части Томской губернии - району проживания двух этнографических групп староверов: каменщиков, селившихся в доли-
не р. Бухтармы в ущельях Алтайских гор, и поляков, появившихся на Алтае после "выгонки" Польской ветки в Змеиногорском округе.
Материал исследования. Диссертация базируется на работе с архивными документами, хранящимися в областном краеведческом музее г. Усть-Каменогорска и, главным образом, на материалах экспедиций 1993 г. в составе Н.С. и В.В. Мурашовых, проходивших по территории Восточно-Казахстанской области. В результате обследования 15 населенных пунктов было собрано 136 ДС (52 разносюжетных образца и 84 их варианта), записанных от 16 исполнителей пяти старообрядческих толков: поморского, стариковского, дьяконовского, поляков-ского, белокриницкого. Обнаружено 6 стихарников (1 печатный крюковой и 5 рукописных, содержащих только поэтические тексты).
Целыо исследования является жанрово-стилистическая характеристика ДС старообрядцев Рудного Алтая. Для ее достижения поставлен ряд задач:
- введение в музыковедческий обиход нового материала, включающего редкие, в том числе оригинальные сибирские памятники внебого-служебного духовного пения,
- выявление особенностей функционирования ДС в старообрядчссжой среде,
- характеристика поэтической системы ДС староверов Рудного Алтая,
- стилистический анализ музыкального компонента для обнаружения типологических закономерностей ритмической, звуковысотной и композиционной организации ДС.
При решении поставленных задач используются разнообразные методы исследования. В связи с полистилистичностью ДС предпринята попытка адаптировать к ним методы различных музыковедческих отраслей: классической теории музыки и прежде всего той ее части, которая имеет отношение к разработке вопросов анализа вокальных жанров (В.Васина-Гроссман, Л.Дьячкова, Е.Ручьевская), этномузыко-ведения в£вязи с изучением ритмических и ладовых свойств (А.Банин, С.Галицкая, Е.Гиппиус, В.Гошовский, Т.Дигун, Б.Ефименкова, И.Земцовский, Ю.Кац, К.Квитка, М.Кондратьев, Х.Кушнарев, С.Коптев, А.Руднева, МХарлап, А.Юсфин), музыкальной медиевистики для семиографического исследования крюковых оригиналов с целью их текстологического сравнения с устной версией. При рассмотрении поэтической организации применяются методы стиховедческого анализа (М.Гаспаров, А.Илюшин, А.Квятковский, М.Штокмар). Важность исторического и культурологического контекстов обусловила
основополагающее значение концепций Э.Алексеева, Д.Лихачева, А.Панченко, В.Проппа, Б.Путилова в определении статуса ДС.
Научная новизна диссертации связана, во-первых, с введением неизвестного до настоящего времени музыкально-этнографического материала, расширяющего представления о ДС; во-вторых, с определением статуса ДС как автономной жанровой системы, имеющей иерархическое строение; в-третьих, с обоснованием вторнчности музыкальной стилистики по отношению к поэтическому тексту и функциональному контексту; в-четвертых, с выявлением полистилистичности как основного типологического признака стиля ДС. Впервые достаточно всесторонне описана региональная традиция внебогослужебиого духовного пения старообрядцев. Предлагается собственная содержательно-тематическая классификация поэтических текстов ДС. Применяются разнообразные аналитические методы к нетрадиционному для них материалу. Разработан метод выведения суммарной композиции, позволяющий свести воедино различные компоненты музыкально-поэтического комплекса. Обнаружено ареальное распространение стилистсгческих свойств внутри исследуемого региона и конфессии
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры истории музыки Новосибирской консерватории. Результаты исследования докладывались на межрегиональной конференции "Духовная и светская культура как фактор социального развития региона" (Кемерово, 1996), научно-практической конференции "Старообрядчество: история, культура, современность" (Москва, 1996, 1997), международном научно-практическом семинаре по фольклору "Народная культура" (Новосибирск, 1997), научно-практической конференции, посвя щенной 60-летию Новосибирской области (Новосибирск, 1997), всероссийской научной конференции "Культурное наследие средневековой Руси в традициях урало-сибирского старообрядчества" (Новосибирск, 1999). Материалы диссертации опубликованы в работах, список которых приведен в конце автореферата.
Практическая значимость диссертации. Материал диссертации может применяться в курсах Истории отечественной музыки, Музыкальной палеографии, Музыкального фольклора. Результаты исследования могут быть использованы в дальнейших научных изысканиях, посвященных традициям внебогослужебного духовного пения, а также различным объектам изучения старообрядческой культуры. Образцы духовных стихов алтайской коллекции включены в' репертуар
хора прихода храма Рождества Пресвятой Богородицы Русской православной старообрядческой церкви г. Новосибирска.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения и двух приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность избранной темы, цели и задачи исследования, методологические подходы, дается характеристика используемого материала, отмечаются моменты научной новиз-4 ны, излагается историография вопроса. Введение содержит краткую историю алтайского старообрядчества, поскольку пути появления старообрядческого населения в регионе, формирование этнографических групп староверов-каменщиков и поляков, в конечном итоге, оказали воздействие и на певческую культуру. Так, для каменщиков характерен открытый, контактный тип культуры, для поляков - напротив, замкнутый, консервативный, что обусловило особенности содержания репертуара, функционирования образцов, свойства поэтического и музыкального стилей.
Глава I "Историческое развитие духовного стиха и проблемы его типологии" посвящена аракгеристике ДС как жанровой системы. В первом разделе главы освещаются проблемы происхождения и исторической эволюции ДС, выделяются основные периоды развития отдельных жанровых традиций внебогослужебного духовного пения в России.
Автор придерживается мнения тех исследователей, которые относят появление ДС к XV в. (Е.Васильева, Н.Герасимова-Персидская, ККораблева, Ю.Новиков, АЛанченко, С.Фролов). Именно в этот период появляются первые зафиксированные образцы. Кроме того, культурная атмосфера русского Предвозрождения, безусловно, благоприятствовала становлению внебогослужебных жанров. Формирование ДС происходило одновременно в двух традициях: письменной и устной. Начало письменной ветви дают покаянные стихи, возникшие в монастырской среде на основе лшургического пения. ДС устной традиции на начальном этапе находились в тесном взаимодействии с эпическим фольклором, выступая связующим звеном между книжным христианским знанием и народными представлениями об устройстве мира.
Кульминационной фазой развития ДС раннего этапа предстает XVI - первая половина XVII вв., когда происходит расширение репер-
туера и географическое распространение образцов внебогослужебного духовного пения. На рубеже XVII - XVIII вв. в связи с общим кризисом певческого искусства постепенно угасает жанр покаянных стихов. В это время традиции бытового духовного пения обогащаются новыми жанрами - кантом и псальмой, попавшими в Россию вследствие польско-украинских влияний и в связи с развитием партесного стиля. Довольно скоро канты и псальмы проникают в народную среду. Таким образом, после длительного периода обособленного существования образцов письменной и устной традиций в XVIII в. происходит взаимопроникновение фольклорного и книжного пластов.
Еще одна принципиальная особенность ДС рассматриваемого периода связана с их вытеснением из повсеместного обихода. С тех пор и до настоящего времени основными носителями внебогослужебного духовного пения становятся старообрядцы. В староверческой среде ДС, в основном, функционируют по фольклорному типу, исчезают традиции их профессионального исполнения: практически каждый старообрядец является носителем духовного леснетворчества. Наряду с ранними, староверы охотно включают в свой репертуар образцы позднего происхождения. Поэтический язык старообрядческих ДС отличается изобразительностью, противопоставлением контрастных образных сфер, доминированием эсхатологической тематики. В старообрядческом стихотворстве нашли воплощение исторические события, связанные с расколом Русской церкви. Музыкальный язык их ДС синтетичен, он претворяет интонации разтгчных фольклорных жанров и городской бытовой музыки.
Особую разновидность поздних ДС составили сектантские рос-певцы, в содержании которых отражены обрядовые и мировоззренческие особенности хлыстовства и духоборчества. Отметим также, что религиозные темы и образы получали поэтическое воплощение в творчестве литераторов прошлых и нынешнего столетий. А наметившаяся в последние годы тенденция возрождения интереса к духовному наследию проявилась в распространении уже известных и создании новых произведений духовного песнетворчества.
Далее в I главе рассматривается проблема типологии. За весь период изучения ДС наметилось несколько типологических подходов: хронологический, жанрово-стилистический, функциональный (Д.Балашов, ПБезсонов, В.Варенцов, А.Галахов, А.Маслов, С.Никитина, Ю.Новиков, М.Рахманова, Ф.Селиванов, М.Сперанский, М.Чернышева). При работе с литературными текстами исследователи
классифицируют материал по тематическим группам (В.Варенцов, Т.Рождественский, Ф.Селиванов, Дж.Майна), по степени усиления се-куляризационного начала (ЛСолохценко), в зависимости от отношения к сюжетному источнику, сохранения, либо разрушения его мотивной структуры (Ф.Батюшков).
Отдельного внимания заслуживает проблема жанрово-стилистической систематизации напевов. Первые шаги в этом направлении предпринял А. Маслов, разделивший ДС на три группы: созданные в духе церковных песнопений, былин и народных песен. Классификации ЛСолощенко и С.Никитиной также основываются на сравнении мелодического стиля ДС с жанрами народной и профессиональной музыки: стихи-былины, баллады, лирические песни, псальмы, романсы и т.д.
Образцы внебогослужебного духовного пения объединяются в одну жанровую систему на основе идейно-тематического единства, как произведения религиозного содержания, а также особого функционального статуса (пение за пределами богослужения, исполнение в посты, ситуативная замена некоторых жанров мирского фольклора). В их музыкальном языке не выработалось собственных стилистических канонов. ДС воспринимали и ассимилировали уже сложившиеся в народном и профессиональном искусстве интонационные приемы в зависимости от времени и среды бытования, культурно-этнографических особенностей региона, эстетических установок и творческих ориентиров исполнителей. Включение в систему повседневных бытовых, трудовых, обрядовых отношений образцов, наполненных высоким идейным смыслом, философским содержанием является важным отличительным признаком ДС. Объединение в пределах одного вида творчества утилитарного и возвышенного определило своеобразную полистильность ДС, в свою очередь, обусловившую их полижанровость.
Таким образом, рассматриваемая область музыкально-поэтического творчества предстает как целостная жанровая система, состоящая из нескольких ступеней. Эта система представлена двумя типами: ДС письменной (книжной, литературной) и устной (фольклорной, народной) традиций, которые репрезентируются отдельными жанрами, отличающимися специфическими стилистическими признаками. Книжные ДС представлены покаянными, кантами и псальмами; фольклорные - образцами, созданными в духе былин, лирических протяжных, плачей, плясовых и др. С течением времени образовалась
еще одна, ххронзводная от двух описанных типов группа - фольклор литературного происхождения (термин В.Проппа). К ней относится большинство старообрядческих ДС, широко бытующих в настоящее время.
Во II главе "Поэтические тексты: сюжеты и темы" характеризуется поэтический компонент ДС старообрядцев Рудного Алтая, которые отражают содержательное многообразие жанровой системы в целом. Сюжеты ДС восходят к самым различным источникам: к книгам Ветхого Завета ("Потоп", "Плач Израиля", "О Содоме"), Евангелию ("Рождеству Христову", "Лазарь", "О Закхее"), переводной греческой повести (""Иоасаф-царевич""), агиографической литературе ("О святом Антонии"), апокрифам ("О страсти Господа Исуса Христа", "Стих о трех гробницах"). Многие образцы представляют переработки покаянных стихов XVI-XVII вв., в свою очередь, выросших из литургической литературы и гимнографии ("Гробик", "К неумолимой смерти", "О душе").
Обилие сюжетных источников обусловило тематическое многообразие ДС. Можно выделить следующие группы образцов:
1) догматические, состоящие из эсхатологических стихов, повествующих о смерти, кончине мира, Страшном суде, доксологических (или гимнологических) образцов, наполненных славильными мотивами;
2) исторические, включающие ветхозаветные, новозаветные, житийные сюжеты, а также эпизоды реальной истории, в частности, связанные с расколом Русской православной церкви;
3) лирические, в которых речь идет о различных эмоциональных переживаниях: размышлении о близкой кончине, тоской на чужбине по родным местам, восхищением природой.
Наиболее распространены на Рудном Алтае ДС эсхатологического содержания. Среди них особой популярностью пользуются "Голуби',' "Цветочек", "Печальный странник". Затем по употребительности следуют исторические стихи на ветхозаветные и евангельские сюжеты. Довольно многочисленную группу составили доксологические памятники. Лирические образцы и ДС на старообрядческую тему представлены небольшим количеством.
Примечателен тот факт, что основными носителями духовного песнетворчесгва выступают беспоповцы, прежде всего поморского толка. В их репертуаре преобладают эсхатологические образцы. Отличительной особенностью репертуара стариковцев и поляковских явля-
ется распространенность лирических и доксологических ДС, которые бывают приурочены к определенным ситуациям (например, свадьбе) и относятся к обрядовой разновидности музыкально-поэтического творчества староверов.
Проведенный анализ позволяет сделать выводы о бытовании выделенных сюжетных типов и на основе внутриконфессиональной дифференциации и в связи с географическим распространением сюжетов в районах традиционного проживания каменщиков и поляков, а также г. Серебрянске, граничащим с обеими выделенными зонами:
содержательно-тематические группы внутрирегиональное распределение сюжетов внутриконфессиональное распределение сюжетов
эсхатологические ДС распространены по всему региону, наибольшее количество образцов зафиксировано в Серебрянске встречаются в репертуаре старообрядцев всех толков, но особенно популярны у поморцев
доксологиче-ские ДС преимущественное распространение получили в зоне каменщиков и в Серебрянске встречаются в репертуаре старообрядцев всех толков
ветхозаветные ДС преимущественное распространение получили в зоне каменщиков встречаются только у беспоповцев всех толков
новозаветные ДС распространены по всему региону зафиксированы лишь у белокриничников и поморцев
старообрядческие ДС распространены по всему региону встречаются у белокриничников, поморцев, ста-риковцев
лирические ДС распространены по всему региону записаны только от беспоповцев (поморцев и стари-ковцев)
Следующие главы нацелены на выяснение типологических свойств музыкального компонента алтайских ДС. В III главе "Ритмическая организация" выделяется типы ритмики, клишированные сло-горитмические и музыкально-ритмические модели, принципы их композиционного развертывания. Методологическую базу исследования составили разработки структурно-птологической школы московских фольклористов, а также некоторые принципы теории интонационной стопы МГ.Харлапа. Вследствие преобладания определенных принципов ритмизации интонационного потока выделяются следующие типы временной организации: силлабический (времяизмерителыгый), тонический (сегменпгрующий), стопный.
Наиболее употребителен силлабический принцип. Его основу составляет временное равенство каких-либо композиционных отрезков. В качестве масштабно соразмерных структур могут выступать слоговые группы, обычно соответствующие полустишию, и ритмические1 периоды, как правило, находящиеся в корреляции со стихом строфы. Время-измернтельность ритмических структур в композиционном коытексте имеет множественные формы реализации:
- сплошная равномасштабность, основанная на временном сов падении всех ритмических периодов строфы,
- перекрестное чередование равномасштабных единиц,
- парное чередование одинаковых по масштабам ритмических периодов,
- равномерная протяженность трех из четырех ритмических периодов строфы,
- симметричная пропорциональность, при которой обрамляющие композицию ритмические единицы совпадают по времени, а срединная имеет иные масштабы.
В ряде образцов временная соразмерность обнаруживается лишь на уровне интонационной стопы, границы которой обусловлены повышением и понижением интонирования.
Тонический тип временной организации следует отнести к редко встречающемуся (всего 3 образца коллекции). Он обнаружен в ДС фольклорного происхождения ("Стих о трех гробницах", "Под ели-ною-елиной") и в сильнейшей степени трансформированных пахмятниках литературного происхождения ("Цветочек"). Эти образцы иллюстрируют возможности равнослоговой, равновременной величины сегментов и сочетания того и другого признаков вместе. Среди алтайских ДС встречается особая разновидность сегментированной органи-
зации - силлабический сегментированный стих. В нем выравнивание сегментов осуществляется за счет слияния концовки первой ритмической единицы с анакрузой последующей. Таким образом, принципы тонической организации в большой мере дополнены закономерностями времяизмерительной ритмической системы.
Большое распространение получил стопный тип ритмики, основанный на равномерной метрической пульсации повторяющихся формул-стоп. В напеве стопное членение обусловлено периодичным чередованием одинаковых ритмических рисунков. В зависимости от количества тонов, образующих музыкально-ритмическую формулу, в алтайских образцах встречаются 2-х, 3-х, 4-х и 5-дольные стопы. Ме-V стоположение самого долгого звука еще более разнообразит стопный состав. Ритмическая формульносгь поэтических и мелодических текстов в некоторых образцах совпадает, в других же отличается. В первом случае основой временной организации служит выделение ударных слогов поэтического текста, т.е. доминирует принцип тонизации. Во втором случае ритмическая трактовка поэтического текста трансформируется мелодической времяизмерительностью, поскольку формулы музыкальных стоп зависят от чередования долгой и кратких длительностей. Стопность /Может присутствовать в реальном музыкальном ритме, тогда его рисунок отличается регулярностью в распределении длительностей. Иногда стопность завуалирована внутрислоговой распевностью. При таком музыкально-ритмическом кошуре напева стопность обнаруживает себя уже на уровне слогового музыкального ритма.
Одним из средств единства мелодичекого стиля ДС алтайских староверов является развитая система стандартных ритмоинтонаций. Формульность имеет двоякое выражение: в виде клишированных рисунков реального музыкального ритма и типизированных слогорит-мических моделей. Использование тех или иных формул может быть обусловлено их местоположением в композиции. При этом следует отметить, что музыкально-ритмические и слогоритмические модели имеют автономное значение. Среди графического разнообразия рисунков наибольшей распространенностью пользуются равномерно пульсирующие, аугментированные, редуцированные последовательности и фигуры, объединяющие принцип временного дробления с последующим суммированием. Слоговой музыкальный ритм выражает типологические качества певческой традиции, поскольку самая прихотливая музыкальная ритмика при моделировании укладывается в стандартные схемы. Только реальный музыкальный ритм предоставляет возмож-
ность для творческого проявления исполнительских индивидуальностей. ДС алтайских старообрядцев ритмическое своеобразие придают микродлительности и триоли.
Из принципов вокализации поэтического текста преобладает ме-лизматическое мелодическое оформление слов. Помимо колористической функции внутрислоговый распев используется как средство смысловой акцентуации вербального текста в случае совпадения юбилиро-вания с фразовым ударением. Мелизматическое выделение может- быть одним из композиционных приемов, когда вне зависимости от ударности распеву подвергаются элементы, периодически распределяемые в тексте.
Формирование определенных композиционных структур зависит и от распределения в форме тождественных и контрастных ритмо-интонаций. В результате ритмокомпозшдаонного анализа удалось выявить несколько типических структур: разомкнутую, кольцевую, имеющую пару периодичностей, использующую принцип перекрестной периодичности, опирающуюся на репризность начальных, срединных и заключительных ритмических единиц и рефренного типа.
Существование в регионе внутренних микролокальных епшей выражается в т.ч. и в принципах временной организации. Для ДС каменщиков более показательна временная равномасштабность структур. В ДС поляков чаще имеет место стопное упорядочивание интонационного процесса. Ритмика каменщиков отличается большим разнообразием и оригинальностью. Только в их образцах встречаются своеобразные типовые ритмические модели, отличающиеся масштабной протяженностью и множественностью входящих в roc состав длительностей. С последним связано предпочтение в использовании >ости-натных музыкально-ритмических фигур исполшггелями-каменщиками, в то время как в ДС поляков остинатность обнаруживается на уровне слогоритма. Образцы каменщиков тяготеют к слоговой мет/одике с малым количеством юбиляционных элементов, вплоть до чисто силлабического типа пения. Развитое мелизматическое оформление в большей степени свойственно мелодическому стилю поляков. Несмотря на целый ряд отличительных свойств, ритмика ДС каменщиков и поляков имеет и очень много точек пересечения, что свидетельствует о стилистическом единстве региональной, жанровой и конфессиональной традиций.
Основная проблема, рассматриваемая в IV гладе "Звуковысот-ная организация", связана с вопросом ладообразовань'я. Одной из ти-
пологических черт музыкального стиля старообрядческих ДС является их принадлежность к монодической системе. Подобный тип ладовой организации отличается множественностью проявлений вследствие функциональной переменности тонов в различных метроритмических и композиционных контекстах. Сумлпгруя разработки по типологии ладовых систем, предлагаем следующие ладовые типы для характеристики звуковысотной организации ДС.
I тип - монотоникальная ладовая система, представленная двумя разновидностями: 1.1 - без побочных опор (тоника + неустои); 1.2 - с одной или несколькими побочными опорами (тоника + побочная(ые) опора(ы) + неустои). П тип - политоникальная ладовая система, репрезентируемая двумя вариантами: II. 1 - после интонирования вокруг новой тоники происходит возвращение к исходному устою (тоника^ побочные опоры + неустои ->тоника4 + побочные опоры + неустои * тоника^ + побочные опоры + неустои = ладовая трехчастность); II. 2 -новая тоника утверждается в качестве финальной (тоника1 + побочные опоры + неустои *тоника2 + побочные опоры + неустои = ладовая двухчастность). III тип - переменная ладовая система без централизованного тона (локальные опоры + неустои).
К самым, распространенные типам звуковысотной организации относятся 1.2 и II.2. В монотоникальных ладах интонирование чаще всего осуществляется с помощью устоя и 1, 2 или 3 побочных опор. К единичным случаям относится интонационное развертывание на основе сопряжения тоники с 4, либо 5 побочными опорами. В полигоникаль-ных ладах типизированными являются формы с 2 устоями. Лады с 3 и 4 устоями относятся к малораспространенным. В переменных ладах зачастую встречаются 3 или 4 опорных тона, редко - 2 или 5.
В монотоникальных ладах тоника, как правило, занимает местоположение I, либо II ступеней звукоряда. Реже в роли главной опоры выступают III и IV ступени. Менее всего в качестве устоя распространена V ступень. В политоникальной системе наибольшее употребление получили лады, где устоями выступают I и III, I и IV, I и V ступени звукоряда. Далее по частоте применения следуют пары I и И, III и V, II и III ступени в роли тонических центров. Исключительными случаями местоположения централизованных опор являются III и IV, IV и VI, II и V ступени звуковых шкал.
Представим далее суммарный звукоряд, в рамках которого исчерпывается весь интонационный процесс. Он представляет собой линейное построение полной звуковой шкалы от самого низкого до само-
го верхнего звуков амбитуса всех образцов с функциональной диффе-р :нциацией тонов:_
§
^ •—•—' -1 <-'-1 1—-í-—1 —. v/i vni Í——
X л: Ш
ж TF" ~ Zl VJj Ví,i
? » П n y ,1 ■ o O feo fr V 7 ^ ^ ^
* a
Ж zx F¡r 'EUT KF — €Ем 2У
Звукорядную основу суммарного лада образует шкала из 20 тонов в диапазоне дуодецимы, находящихся в малосекундовом сопряжении, за исключением болыпесекундового расстояния между I и II ступенями и энгармонического соотношения XIII и XTV ступеней. Исходя из функциональных возможностей, можно выделить три типа тонов суммарного звукоряда: однофункциональные (6 подобных ступеней проявляют себя в каком-то одном качестве - в роли главной опоры /VII/, побочной /I, XIV/, неустоя /III, XVI, XIX/); двухфункциональ-ные, работающие в функциях неустоя и побочной опоры /II, VIII, XIII, XVII, XVIII, XX/, или неустоя и главной опоры /VI/; трехфункцио-нальные, выступающие в роли неустоя, побочной и главной опор /IV, V, IX, X, XI, XII, XV/.
Некоторым ладовым структурам свойственен принцип суммирования отдельных интонационных комплексов вокруг опорных тонов, что ведет к образованию многозвенных ладовых форм. В зависимости от количества попевок в напеве, высотного местоположения каждой из них, механизма взаимодействия друг с другом, встречается несколько типов многозвенных ладов: двухзвенные, которые, в свою очередь, дифференцируются на состоящие из равнохордных и разнохордных звеньев, сцепляемых одним, двумя или тремя общими тонами; трехфазные разнохордного цепного и основанного на объединении цепного и дивизивного, цепного и суммирующего принципов соединения звеньев; многофазные (4 - 9звенные) кольцевого и цепного типов.
В корреляции с ладоинтонационной выступает формообразующая функциональность тонов, связанная с выделением 6 композиционных опор, открывающих и завершающих начальный, срединный и заключительный участки формы. Максимальной активностью в формообразовании отличается главная опора лада, одинаково часто обнаруживаемая во всех композиционных функциях. Побочные опоры бо-
лее всего задействованы в роли инициальных тонов различных участков формы. Неустои лада применяются как начальные точки срединной и финальной композиционных зон, совершенно не употребляясь в роли финалисов и ограниченно используясь в остальных композиционных функциях.
Координация между ладовыми опорами обусловливает мелодическое развитие, влияя на формирование типовых музыкальных интонаций. Набор стереотипных мелодических формул образует жанровый, региональный, историко-стшшстический музыкальный "словарь". Интонационные формулы способствуют "стандартизации" стиля на разных уровнях: внутрирегиональном, субконфессиональном, индивидуально-исполнительском. В зависимости от диапазона иопевки и его заполнения в алтайских ДС можно выделить 7 звуковысотных типовых моделей, каждая из которых репрезентируется несколькими вариантными разновидностями:
I модель основана на мелодическом развитии внутри терции, реализуется в 4-х попевках: восходящий терцовый скачок с последующим плавным заполнением, симметричная мелодическая волна, нисходящее поступенное движение к главной опоре с повторением первого мотива, мелодическая формула с репетиционным повторением верхнего, либо нижнего тонов.
II модель базируется на мелодическом развитии внутри кварты, реализуется в 4-х формулах: нисходящий заполненный тетрахорд, восходящий квартовый скачок с последующим заполнением, восходящий трихорд в пределах кварты, нисходящий трихорд в кварте.
Остов III модели составило опевание главной опоры нижним и верхним вспомогательными звуками, реализуется 4-мя формулами: опевание главной опоры с нижнего и с верхнего тона, поступенная последовательность от верхнего вспомогательного к нижнему с включением главной опоры в качестве проходящего тона между ними, плавное голосоведение в пределах кварты, нижняя ступень которой - вводный тон.
IV модель основана на мелодическом движении в пределах квинты, представлена 8-ю формулами: восходящее малое трезвучие, восходящий квинтовый скачок с заполнением, опевание IV ступени пентахорда с последующим поступенным движением к главной опоре, ангемитонная нисходящая последовательность от квинтового тона к главной опоре, интонационное плетение вокруг звуков нисходящего
трезвучия, расцвечиваемых проходящими тонами, нисходящий посггу-пенный пентахорд, два различных нисходящих трихорда в квинте.
V модель базируется на мелодическом движении между главной опорой и субквартой, репрезентирована 4-мя вариантами: восходящий квартовый ход к главной опоре, нисходящий тетрахорд от главной опоры к субкварте, два различных трихорда в кварте.
VI модель представлена нисходящим и восходящим развитие м в пределах сексты.
VII модель основана на нисходящем малосевуцдовом сопряжении II ступени звукоряда с главной опорой.
К наиболее востребованным следует отнести формулы квартовой и квинтовой моделей и прежде всего разновидностей, основанных на нисходящем поступенном заполнении. Самым "стандартизированным'' участком напева являются кадансы, в которых чаще всего и встречаются типовые звуковысотные попевкн. Насыщенностью интонационными моделями отличаются те лады, которые представлены большим количеством образцов (разновидности 1.2 и П.2). Кроме того, свою специфику имеет распространение стереотипных оборотов внутри композиции различных ладовых форм. Преобладанием типизированных зву-ковысотных фигур отличаются ДС каменщиков. Избирательность в выборе моделей имеет место и на субконфессиональном уровне.
В целом же, большей самобытностью отличается звуковысотная организация ДС каменщиков. Какие-либо предельные, исключительные свойства обнаруживаются именно в их образцах: например, напевы ограниченного (терцового и квартового) и максимально широкого (более октавы) диапазона, применение ангемитонных увеличенных последовательностей, распространенность сцепления двух равно-хордных звеньев и структурирования трехфазных ладозвукорядных шкал цепного Tima. Для каменщиков более характерны лады II типа. У поляков имеются оригинальные разновидности ладовой формы 1.2, среди отличительных свойств их ДС отметим наличие хроматических последовательностей. Однако, звукорядные структуры, ладовые формы и интонационные модели ДС поляков в большей мере соответствуют устоявшимся нормам, регламентирующим систему звуковысотной организации мелодии во всем регионе.
В качестве итоговой, объединяющей аналитические главы, предстает V глава "Типы суммарных композиций". В ней уделено внимание проблеме композиционной организации ДС, основанной на взаимодействии поэтического и мелодического комплексов. Рассматриваемые
ранее отдельные компоненты здесь предстают в виде координирующихся в процессе интонационного развертывания структур. Суммарная композиция складывается из 4-х архитектонических уровней: количество строк в строфе и слоговая длина строки поэтического текста, последовательность слогоригмических формул строфы, процесс развертывания музыкального ритма, композиция звуковысотного оформления строфы.
Вследствие различных принципов координирования структурных уровней, возможно существование 5 типов суммарных композиции, различия между- которыми обусловлены совпадением таи несовпадением развертывания внутренних структур всех компонентов. I ' композиционный тип характеризуется тождественностью в управлении интонационным процессом всех составляющих суммарной композиции. Это наиболее распространенный принцип координации стилистических компонентов алтайских ДС. Так структурированы строфы от 2 до 6стихового состава с самой различной слоговой длиной строк. Встречаясь в образцах старообрядцев всего региона, все же в большей • степени он свойственен стилю каменщиков.
II типу присущи одинаковые принципы структурирования материала на сйогоритмическом и музыкально-ритмическом уровнях, зву-ковысотность же при этом разворачивается на основе имманентной логики. Данный тип встречается в различных по составу строфах: двух, трех, четырех, пяти и восьмистиховых. Относясь к широкоупотребительным, все-таки, в первую очередь, получил распространение в ДС каменщиков.
Три других композиционных тхша отражают менее характерные для ДС староверов Рудного Алтая принципы конструирования интонационного материала. III тип основан на тождественности интонационного развития внутри музьнсально-ритмической и звуковысотной композиций, сочетающихся с автономностью слогоритмической структуры. Он встречается только в двух и четырехстиховых строфах. Наиболее показателен для стиля поляков.
Координация по принципу тождества композиционного развития слогоритма и звуковысотности при самостоятельной логике развертывания музыкального ритма лежит в основе IV типа. Он получил распространение в двух и четырехстрочных строфах с редуцирующей слоговой длиной строк (8+7, 9+7, 6+6+6+5, 8+7+8+7).
V тип по своей сути является противоположностью I типа, т.к. основан на автономной композиционной логике всех компонентов. Он
структурирует трех и четырехстрочные строфы. Часто встречается в изосиллабических поэтических конструкциях.
Выявленные типы суммарных композиций свидетельствуют не только о внутреннем координировании музыкально-стилистических компонентов, но и обнажают закономерности корреляции мелодической системы с поэтическими структурами, важнейшим посредствующим звеном которой предстает слогоритм. Схемы композиционных типов дают представление о степени самостоятельности, либо, напротив, зависимости или же взаимообусловленности словесного и мелодического компонентов. Суммарная композиция является наиболее обобщающим показателем типологии, поскольку линейные поэтические, ритмические и звуковысотные композиции предстают в виде вертикальных комплексов, отражая реальное бытование музыкально-поэтических образцов.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования, подчеркиваются региональные особенности традиций внебогослужеб-ного духовного пения старообрядцев Рудного Алтая и намечаются дальнейшие перспективы в изучении ДС. В числе наиболее интересных вопросов, не затронутых в основной части диссертацшг, выдвигаются целостное рассмотрение регионально-конфессиональной традиции (ДС, богослужебное пение и фольклор), сравнительная текстология устно бытующих напевов и их книжных крюковых оригинал ов, соотнесение ДС разных регионов с целью выяснения ареала распространения стилистических свойств, многовариантное бытование образцов, проблема контаминации как одного из способов бытования ДС, особенности исполнительской интерпретации и индивидуальные исполлитель-ские стили, наконец, многоаспектное рассмотрение проблемы взаимодействия поэтического и музыкального компонентов.
Безусловно, актуальной остается задача сбора и фиксации: образцов внебогослужебного духовного пения, формирования региональных коллекций. Их всесторонний анализ обогатит наше представление о ДС, его месте в прошлом и настоящем национальной .музыкально)! культуры, а кроме того, будет способствовать решению задачи комплексного описания певческой культуры старообрядцев региона.
В приложениях приведены нотировки и поэтические тексты 123 образцов коллекции с примечаниями и паспорта исполнителей.
По теме диссертации имеются следующие публикации:
1) Роль знаменной семиографии в интерпретации древнерусских песнопений // Русская музыка Х-ХХ веков в контексте традиций культуры Восток - Запад. - Новосибирск, 1991. - С. 60-62.
2) О некоторых особенностях бытования духовных стихов в старообрядческой среде // Старообрядчество: история, культура, современность. - Москва, 1996. - С. 129-132.
3) Исторический и региональный аспекты бытования духовных стихов // Духовная и светская культура как фактор социального развития региона. - Кемерово, 1996. - С. 215-220.
-- 4) О принципах регионального изучения духовных стихов // Народы России: возрождение и взаимодействие культур. - Уфа, 1996.-С. 86-88.
5) Об итогах музыкально-этнографической экспедиции 1996 г. в районы традиционного проживания старообрядцев Предгорного и Горного Алтая // Старообрядчество: история, культура, современность. - Москва, 1997. - С. 244-247.
6) Духовные стихи // Музыкальная культура Сибири. - Том 1, книга 2 (Традиционная культура сибирских переселенцев). - Новосибирск, 1997. - С. 128-155.
7) О типологических признаках духовного стиха // Народная культура. - Новосибирск, 1997. - С. 21-24.
8) Алтайское старообрядчество: история и современность (по материалам книжных источников, архивных сведений и полевых исследований 1993-97 гг.) // Тезисы научно практической конференции, посвященной 60-летию Новосибирской области. - Новосибирск, 1997. - С. 40-43.
9) О певческой культуре старообрядцев Рудного Алтая (по материалам экспедиции 1993 г.) // Алтарь России. - Владивосток-Большой Камень, 1997. - С. 86-89.
10) Тематическое строение поэтических текстов старообрядческих духовных стихов // Старообрядчество: история, культура, современность. -М., 1998.-С. 222-225.
11) Принципы ритмической организации духовных стихов старообрядцев Рудного Алтая // Культурное наследие средневековой Руси в традициях урало-сибирского старообрядчества. - Новосибирск,
1999.-С. 332-342.