автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Духовные ценности российского общества и армия

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Петрий, Петр Владимирович
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Духовные ценности российского общества и армия'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Петрий, Петр Владимирович

Введение.3

Глава I. Методологические и социокультурные основы исследования духовных ценностей общества.29

§ 1. Методология социально-философского исследования духовных ценностей общества.29

§ 2. Духовные ценности общества как социокультурный феномен: сущность, структура и функции.54

Глава II. Духовные ценности современного российского общества и их проявление в Вооружённых Силах.111

§ 1. Аксиологическое содержание духовной жизни основных субъектов российского общества.111

§ 2. Духовные ценности российского общества и армии: общее и особенное.•.141

§ 3. Духовные ценности военнослужащих в процессе обновления российского общества.185

Глава III. Духовные ценности военнослужащих как система . 208-

§ 1. Методология построения системы духовных ценностей военнослужащих Российской армии.208

§ 2 Состояние и противоречия функционирования духовных ценностей российских военнослужащих.237

Глава IY. Оптимизация функционирования духовных ценностей военнослужащих современной Российской армии.288

§ 1. Предпосылки и принципы оптимизации функционирования духовных ценностей военнослужащих Российской армии.288

§ 2. Повышение социального авторитета и значимости духовных ценностей военнослужащих Российской армии.312

§ 3. Оптимизационная модель функционирования духовных ценностей военнослужащих и пути её реализации в современных условиях.327

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Петрий, Петр Владимирович

Российское общество, вступив в третье тысячелетие, переживает сложный переходный период своей историй, который сопряжен с глубокими и всеохватывающими изменениями в основных сферах жизни. Происходит не просто смена политического режима и формы государства, а реконструкция институтов отношений в обществе: экономических, политических, социальных, а вместе с ними и духовных основ бытия граждан страны. Такие перемены особенно болезненны и тяжелы в силу особенностей развития российской цивилизации, ее национальных ценностей, приверженности коллективистским формам общения и деятельности, то есть специфики российского национального характера. Глубокие изменения во всех областях жизнедеятельности российского общества сегодня особенно остро проявляются в духовной сфере, что позволяет, к сожалению, большинству отечественных и зарубежных ученых справедливо констатировать кризис духовной жизни российского общества. Он определяется как наиболее характерная черта духовной ситуации в современной России. Резкое снижение уровня нравственной культуры населения и социальная апатия, проникновение в общественное сознание сомнительных духовных ценностей ведут к негативной тенденции - переводу Российского государства в разряд периферийных социокультурных систем.

Сложились отчетливо выраженные угрозы для духовной безопасности общества и армии1. Они проявились в такой степени, что не будет преувеличением предупреждение: если Россия «не сможет повернуться к духовности, она погибнет как великая и неповторимая культура, а значит и как страна» . Духовность должна рассматриваться как высшая форма социального отражения, в которой проецируются доминантно функционирующие смыслообразующие идеи

1 Под духовной безопасностью понимается сложная и динамичная система, в рамках которой обеспечивается надежная защита жизненно-важных интересов и ценностей, устойчивое и социально-активное функционирование сознания, мировоззрения и качеств ее основных субъектов.

2 Лекторский В.А. Духовность и рациональность //Вопросы философии. 1996. № 2. С.35. и смысложизненные ценности личности или социальной общности, выражающие степень их самоосознания и самореализации как целостности.

Сегодня в обществе и Вооруженных Силах все шире распространяется чувствование и понимание необходимости духовного обновления армии, создания новых ценностей, норм, традиций и идеалов. Данная потребность обусловлена императивностью укрепления духовно-нравственных основ, соответствующих новым реалиям, реформированным Вооруженным Силам1.

Военное обучение, более чем любое другое, не может существовать в отрыве от знаний, совести, веры и характера. Оно основывается на общероссийских правовых нормах образования граждан. Под образованием, - отмечается в Законе РФ «Об образовании», - понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения (подчеркнуто - П.П.) в интересах человека, общества и государства.»2. Обучение без воспитания формирует человека односторонне, вне связи с нормами поведения, общения и деятельности. В распоряжении военнослужащих находится оружие и военная техника. Используя специальные знания, невоспитанный воин может нанести человечеству, своему Отечеству серьезный вред. Технократическая образованность вне ответственности, чести, совести и веры часто приобретает деструктивный характер. Воином, защитником Отечества может быть человек, чувства и разум которого откликаются на явления и события в жизни страны, вызывая радость или горе, способность подчинять свои личные интересы общественным, служить не за страх, а за совесть.

В духовной жизни армии и флота сегодня происходят значительные изме

1 Армия, Вооруженные Силы, армия и флот - понятия, которые в диссертации употребляются как синонимы. Они отражают особый объект - институт государства, предназначенный для решения проблем обеспечения обороны и национальной безопасности страны с применением вооруженного насилия или угрозы ее применения. По субъектной характеристике - это военнослужащие, объединенные в специальные формирования (рота, батальон, полк, дивизия и т.д.). Поэтому в работе под армией будут пониматься военнослужагцие Вооруженных Сил Российской Федерации. Близкими по содержанию рассматриваются также понятия «духовное», «духовность», «духовная жизнь», «духовная ситуация» и «духовная атмосфера» как однопорядковые, которые различаются по некоторым признакам и функциональному предназначению в системе духовных ценностей.

2 Об образовании. Федеральный закон. М., 1999. С.З. нения: во-первых, увеличивается число сторонников идеи возвращения к традициям русской и передовым традициям Советской Армии, а также соответствующего обеспечения духовной стороны деятельности военнослужащих; во-вторых, наблюдается обеспокоенность, прежде всего офицерского состава, состоянием духовно-нравственной обстановки, широким проникновением в армейскую среду низкопробных образцов культуры; в-третьих, усиливается заинтересованность общественных организаций и движений, политических партий и определенных кругов различных социальных групп влиять на состояние и процессы духовной жизни Вооруженных Сил. Этот комплекс сложнейших социокультурных проблем духовной жизни общества, его влияние на деятельность военного организма диктует необходимость научного осмысления и исследования.

Важными обстоятельствами, влияющими на духовную ситуацию в российских Вооруженных Силах, выступают военно-социальные факторы. Они связаны с трудностями военной реформы; непосредственным участием личного состава в разрешении военных конфликтов, в том числе и на территории собственной страны; резким сокращением численности армии и флота; отсутствием надежного механизма социальной защиты военнослужащих и членов их семей и, как следствие, - падением престижа военной службы.

Эти и другие обстоятельства, усиленные определенными просчетами в воспитательной работе с личным составом в 90-х годах, заметно ухудшают морально-психологическое состояние военнослужащих армии и флота, снижают военно-профессиональную мотивацию к. добросовестному выполнению воинского долга. Отсюда вытекает настоятельная потребность в активизации позитивных факторов воздействия на духовность воинов, среди которых существенная роль отводится духовным ценностям.

Рассмотрение проблемы духовных ценностей общества и армии в современных условиях вызвано также их особой ролью в системе духовной безопасности государства. Это свидетельствует о том, что динамичная практика обеспечения военной безопасности государства и повышения в ней роли духовного потенциала общества и армии требуют столь же динамичного ее научного освоения.

Вышесказанное объективно обусловливает необходимость анализа взаимодействия духовных ценностей российского общества и духовных ценностей военнослужащих армии и флота, их состояния и направленности развития в новых условиях российской действительности, изучения роли и значения системы духовных ценностей в становлении, укреплении и функционировании духовной безопасности личности, общества и государства в целом.

Актуальность социально-философского анализа взаимодействия духовных ценностей российского общества и духовных ценностей военнослужащих Вооружённых Сил России определяется следующими обстоятельствами.

Во-первых, в период реформирования системы отношений в современном российском государстве существенные изменения претерпевает система духовных ценностей общества и Вооружённых Сил. Такие традиционные для российских граждан, в том числе и для военнослужащих, понятия, как Родина и Отечество, долг, честь, достоинство, профессионализм, ответственность и другие претерпевают существенную трансформацию, в значительной мере утрачивают свой прежний смысл и значение, изменяются во многом не только по объёму, но и по содержанию. Относительный духовный вакуум в обществе, дискредитация старых и отсутствие четкой системы новых духовных ценностей приводят к серьезным проблемам в решении задач стабилизации роли духовного потенциала в системе военной безопасности страны.

У большинства российских граждан возникла потребность пересмотреть (переоценить) свои духовные ориентиры, сравнить их с новыми условиями жизни, ценностями общества и будущим его развитием. Пересмотр не всегда у всех оказывается удачным, так как во многом обусловлен способностями и возможностями каждой личности, состоянием её общей и профессиональной культуры, а также внешними факторами.

Во-вторых. в современных условиях особо остро актуализировалась проблема формирования позитивных основ духовной жизни российских граждан из-за возрастания количества негативных факторов и расширения сфер их влияния. Стабильность и устойчивость российского общества определяется сегодня во многом уровнем безопасного функционирования духовности россиян, их сознания, мировоззрения и социальных качеств. При изменении характера воинской деятельности военнослужащим необходимы устойчивые ценностные идеалы, нормы, цели, ориентиры, а также навыки, умения, соответствующие духовным ценностям нового демократичного общества, для успешного выполнения ими задач в мирное время и в боевой обстановке. Процесс преобразования Вооружённых Сил России, с одной стороны, должен привести к преодолению духовного отчуждения военнослужащих от творческого участия в достижении конкретных результатов ратного труда, высокого уровня боеготовности войск, а с другой - к укреплению взаимного доверия народа и армии, к установлению духовной общности гражданского населения и личного состава Вооружённых Сил.

Сегодня очень важно сохранить и укрепить общую ориентацию российских граждан и военнослужащих на совокупность базовых духовных ценностей, которые способны выступить единым духовным консолидирующим началом. Создание единой сйстемы базовых духовных ценностей, как представляется, позволит обеспечить относительную духовную безопасность как личности, так и всего российского общества, выступить в качестве важнейшего фактора экономического и духовного развития России как многонационального государства.

В-третьих, противоречивыми процессами совершенствования российских Вооружённых Сил, изменением их роли и места в системе военной организации общества и в государстве. Одним из факторов разрешения противоречий выступает крепкий дух армии и народа, который зиждется на таких фундаментальных ценностях как гуманизм, государственность, гражданственность, патриотизм, честь, самопожертвование, достоинство и др.

Духовность российского общества выступает той основой, на базе которой формируется готовность военнослужащих к его защите, к сохранению независимости в возможной войне. Опираясь на духовные ценности общества, необходимо сформировать и поддерживать главное - готовность и способность военнослужащих Вооруженных Сил обеспечивать защиту жизненно важных интересов и ценностей личности, государства и общества. Следует учитывать, что сегодня в условиях глубоких перемен во всех сферах общественной жизни и реформирования армии и флота сформировать окончательную модель взаимодействия духовных ценностей общества и армии будет достаточно сложно.

В-четвёртых, в настоящее время значительно актуализировалась проблема оптимизации функционирования духовных ценностей российских граждан, в том числе и военнослужащих армии и флота. Российское общество и государство должны стремиться к формированию духовно богатой личности. Поэтому научная разработка проблемы единства духовных ценностей общества и армии с необходимостью требует выработки общих приоритетов духовной жизни гражданского общества и военнослужащих, и в связи с этим - формирования и совершенствования целостной системы духовных ценностей и ценностных ориен-таций. Это, в свою очередь, обусловливает потребность духовного согласования исходных мировоззренческих ориентаций граждан, различных социальных общностей, с одной стороны, и военнослужащих - с другой, как представителей одного государства с богатой историей и культурой.

На первый план должны выйти интересы страны и народа в целом, проблема духовной безопасности личности, общества и государства как условие их процветания и успешного решения внутренних задач социально-экономического и духовного развития. При этом основные элементы и содержание сознания военнослужащих как равноправных граждан страны не могут искусственно отграничиваться от духовности общества, его проблем и перспектив развития.

Приведение в соответствие должного и сущего в духовных ценностях воинов армии и флота возможно лишь на основе научного социально-философского анализа указанного духовного явления, всестороннего познания противоречий и закономерностей функционирования и совершенствования духовных ценностей военнослужащих в системе духовных ценностей общества, использования полученного знания в практической деятельности.

Степень научной разработанности проблемы. Научная концепция единства духовных ценностей российского общества и армии в период коренных изменений всех систем отношений, произошедших в России на фоне продолжающегося духовного кризиса, специально не анализировалась. Вместе с тем, в связи с радикальными изменениями в нашем обществе в 90-х гг., в научных исследованиях отечественных и зарубежных ученых последних лет находят отражение вопросы, непосредственно связанные с формированием духовных ценностей общества и армии. Представление об уровне социально-философского содержания исследований данного феномена социальной жизни можно составить на основе изучения имеющихся подходов, идей и публикаций. Анализ имеющейся социально-философской литературы позволяет выделить несколько групп работ, авторы которых так или иначе рассматривали, разрабатывали или приближались к необходимости рассмотрения проблемы единства духовных ценностей общества и армии.

Первую группу составляют работы отечественных ученых, в которых исследуются социально-философские проблемы духовной жизни общества и духовно-практического освоения действительности. Так, в работах М.А.Акопова,

A.И.Арнольдова, В.Г.Афанасьева, В.С.Библера, В.Э.Бойкова, Д.И.Дубровского,

B.В.Журавлева, В.Н.Иванова, Э.В.Ильенкова, М.С.Кагана, В.И.Ксенофонтова, А.Б.Лебедева, В.И.Митиной, Ф.Т.Михайлова, А.Г.Спиркина, А.К.Уледова, Ж.Т.Тощенко, С.Л.Франка и многих других глубоко и обстоятельно проанализированы вопросы сущности и структуры духовной жизни общества, закономерности ее функционирования и развития, а также духовные образования, харастеризующие общество как целостную; относительно самостоятельную систему1.

Анализ изложенных в указанных работах идей и положений показывает, что они не утратили своей актуальности и заметно обогащают современные представления о духовности личности и социальных общностей, ее смысле и предназначении и были использованы в диссертации в качестве методологических основ социально-философского анализа.

Вторую группу составляют работы отечественных и зарубежных ученых, в которых исследуется и раскрывается методология анализа проблем духовности постсоветской России . Так, с начала 90-х годов прошлого столетия значи

1 См., например: Акопов М.А. Духовный мир советского человека. Киев, 1985; Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. М., 1992; Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М., 1981; Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. М., 1990; Бойков В.Э., Иванов В.Н., Тощенко Ж.Т. Общественное сознание и перестройка. М., 1990; Дубровский Д.И. Категория идеального и ее соотношение с понятиями индивидуального и общественного сознания //Вопросы философии. 1988. № 1; Духовные аспекты бытия: Сб. науч. тр. /Под ред. П.Е.Матвеева. Владимир, 2000; Духовная жизнь общества и структура общественного сознания: Сб. науч. тр. /Сост. и отв. ред. Е.В.Шевцов. M., 1988; Духовная жизнь общества: состояние и проблемы управления/Редкол.: В.М.Утенков (отв. ред.) и др. М., 1992; Журавлев В.В. Проблемы духовной жизни развитого социализма. M., 1980; Земляной С.Н. Духовный прогресс советского общества и формирование нового человека. M., 1986; Ильенков Э.В. Проблема «идеального» //Вопросы философии. 1979. № б, 7; Каган М.С. О духовном //Вопросы философии. 1985. № 9; Ксенофонтов В.И. Духовность как экзистенциальная проблема //Философские науки. 1991. № 12; Лебедев А.Б. Духовное производство: сущность и функционирование: социально-философский аспект. Казань, 1991; Митина В.И. Мир личности как мир культуры //Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1997. № 6; Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М., 1990; Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1977; Тощенко Ж.Т. Социальное планирование в сфере духовной жизни общества. М., 1971; Уледов А.К. Духовное обновление общества. М., 1990; Франк С.Л. Духовные основы общества //Введение в социальную философию. М., 1992 и др.

2 См.: Духовное обустройство России: Сб. ст. /Науч. ред. Б.Н.Королев. Курск, 1996; Иванов В.Н. Россия: обретения будущего. М., 1996; Кара-Мурза A.A., Панарин A.C., Пантин И.К. Духовный кризис в России: есть ли выход? //Октябрь. 1996. № 5; Карпухин О.И. Социокультурная ситуация как отражение кризиса культуры в российском обществе //Социально-политический журнал. 1995. № 4, 5; Кондакова Н.И. Духовная жизнь России и Великая Отечественная война 1941-1945 гг. М., 1995; Кортунов C.B. Россия: национальная идентичность на рубеже веков. М., 1997; Михайлова Р.В. Духовность крестьянства России XX века: социально-философский анализ. Чебоксары, 1997; Тагиров Э.Р., Тронова Л.С. Конфликты в обществе: от противостояния к согласию. Казань, 1996; Человек и духовно-культурные основы возрождения России /Под ред. Г.П.Выжлецова и др. СПб., 1996; Чубайс И.Б. От Русской идеи - к идее Новой России: как нам преодолеть идейный кризис. М., 1996; Шаповалов В.Ф. Россия как цивилизация //Альманах Центра общественных наук. 1997. № 3 и др. тельно актуализируется потребность в социально-философском осмыслении коренных перемен в духовной сфере жизни российского общества, а также духовном мире личности и социальных общностей. Это во многом способствовало расширению научных представлений о духовных процессах современного российского общества, состоянии и направленности развития духовной жизни российских граждан, их ценностных ориентациях.

Сегодня в социально-философской литературе проблема духовности, с одной стороны, получает все более самостоятельное звучание и выходит на «первый план» (в силу ее реального состояния в обществе и армии), а с другой - она все более дифференцируется в русле новых идей и аспектов рассмотрения. При анализе указанных работ достаточно явно просматриваются три основных аспекта рассмотрения: определение реального состояния и современных контуров российской духовности1; обоснование необходимости формирования системы духовных ценностей2; путей и способов выхода из кризиса и перспектив дальнейшего духовного развития личности, государства и общества в со

1 См.: Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры //Вопросы философии. 1996. № 2; Духовность, художественное творчество, нравственность. Материалы «круглого стола» //Вопросы философии. 1996. № 2; Грузков В.Н. Духовное и профессионализм. Ставрополь, 1996; Крымский С.Б. Контуры духовности: новые аспекты индивидуальности //Вопросы философии. 1992. № 12; Левада Ю.А. Десять лет перемен в сознании человека //Общественные науки и современность. 1999. № 5; Лекторский В.А. Духовность и рациональность //Вопросы философии. 1996. № 2; Освобождение духа /Под ред. А.А.Гусейнова, В.И.Толстых. М.,1991; Платонов Г.В., Косичев АД. Проблема духовности личности (состав, типы, назначение) //Вестник Моск. гос. ун-та. Серия 7. Философия. 1998. № 2, 3; Яковлев А.И., Кириллов Н.П. Сознание народа. Томск, 2000; Яковлев А.И. Государственная идеология. Калуга, 2001 и др.

2 См.: Букреев В.И. Нормативная система: духовный мир человека. Екатеринбург, 1999; Выжлецов Г.П. Духовные ценности и судьба России //Социально-политический журнал. 1994. № 3-6; Духовные ценности и национальные интересы России /Редкол.: Н.К.Фролов (отв. ред.) и др. Тюмень, 1998; Духовно-культурные ценности России и стратегические технологии: Научно-аналит. обзор. М., 1996; Искусство и духовные ценности: Сб. науч. ст. /Сост. В.И.Смирнов. СПб., 1998; Козлова Н.В. Ценностные ориентиры - предпосылка программы переустройства общества//Общественные науки и современность. 1992. № 1; Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян //Социс. 1996. № 5; Ментальность россиян (специфика сознания больших групп населения России) //Под общей редакцией И.Г.Дубова. М., 1997; Российское общество: становление демократических ценностей: Сб. ст. под ред. А.Рябова. М., 1999; Шрейдер Ю.А. Ценности, которые мы выбираем: смысл и предпосылки ценностного выбора. М., 1999 и др. временных условиях1.

Примечательным явлением последних лет стало вовлечение в научный оборот зарубежной философской литературы, находившейся ранее в «запасниках» интеллектуального наследия - работ М.Вебера и А.Вебера, В.Виндельбанда, П.Сорокина, А.Тойнби, Э.Фромма, С.Хантингтона, Й.Хёйзинги, А.Шопенгауэра, О.Шпенглера, В.Шубарта, К.Ясперса и др.2 Это позволило значительно расширить диапазон аргументации отечественных философских исследований, обогатить творческий потенциал иным видением проблем культуры, развития общества, человека, духовного.

Положительно оценивая научные результаты предшествующих исследований по проблеме духовной жизни российского общества, необходимо отметить, что в плане раскрытия темы диссертационного исследования они имеют, прежде всего, общетеоретическое и методологическое значение. При всей позитивности представленных в работах взглядов, точек зрения и подходов, следует отметить, что на первый план выдвигается научная проблема формирования и функционирования базовых духовных ценностей личности, общества и госу

1 См., например: Безопасность России и армия /В.В.Серебрянников, Ю.И.Дерюгин, Н.Н.Ефимов, В.И.Ковалев. М., 1995; Казакова Л.И. Человек в системе духовной жизни общества. М., 1999; Киселев Г.С. Человек, культура, цивилизация на пороге III тысячелетия. M., 1999; Кортунов C.B. Россия: национальная идентичность на рубеже веков. М., 1997; Миго-латьев A.A. Человек, его внутренний и внешний мир //Социально-политический журнал. 1998. № 3; Мирский Г. «Общность судьбы» и национальное самосознание //Мировая экономика и международные отношения. 1998. № 4; Моисеев H.H. Россия - опоры и перспективы //Свободная мысль. 1995. № 1; Подберезкин А.И. Через духовность - к возрождению Отечества //Свободная мысль. 1995. № 5; Россия на пороге XXI века (Современные проблемы национально-государственного строительства РФ). М., 1996; Россия в условиях переходного периода: Матер, науч. конф. М., 1999; Тихонова Н.Е. Самоидентификация россиян и ее динамика //Общественные науки и современность. 1999. № 4; Яновский Р.Г. Глобальные изменения и социальная безопасность. М., 1999 и др.

2 См.: Вебер М. Избранные произведения. М., 1990; Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб., 1999; Виндельбанд В. Дух и история: Избранное. М., 1995; Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992; Тойнби А. Постижение истории. М., 1996; Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994; Он же. Иметь или быть? М., 1990; Хантингтон С. Столкновение цивилизаций //Полис. 1994. № 1; ХёйзингаЙ. Об исторических жизненных идеалах. Лондон, 1992; Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы. Л., 1991; Шпенглер О. Закат Европы: очерки морфологии мировой истории. М., 1993; Шубарт В. Европа и душа Востока. М., 2000; Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991; Он же. Духовная ситуация времени. М., 1990 и др. дарства.

Анализ научных исследований, посвященных духовным проблемам российского общества, способствовал поиску оптимальных методологических подходов к формированию новой по качеству системы духовных ценностей общества и армии. Существенное приращение научного знания во многом связано с тем, что после распада Советского Союза достаточно острой становится проблема социально-философского осмысления современного содержания духовных ценностей, путей его совершенства.

Третью группу составили работы, посвященные изучению общетеоретических проблем формирования и функционирования духовных ценностей, их влиянию на социальное развитие личности и социальных групп1. Так, в работах Л.М.Архангельского, Е.М.Бабосова, Ф.М.Бородкина, М.П.Бочарова, С.С.Вишневского, Г.Я.Головных, П.С.Гуревича, Н.И.Дряхлова, В.А.Давыденко,

1 См.: Архангельский Л.М. Моральные ценности и современность //Вопросы философии. 1983. № 11; Бабосов Е.М. Духовный мир советского человека. Минск, 1983; Бородкин Ф.М. Ценности населения и возможности местного самоуправления //Социс. 1997. № 1; Бочаров М.П. От социальной ценности к социальному государству. М., 1997; Вишневский С.С. Формирование духовного облика советского человека. М., 1985; Воронина A.M. Ценности: проблема обоснования: Автореф. дис. .канд. филос. наук. М., 1994; ГоловныхГ.Я. Общественно-исторические системы ценностей: Автореф. дис. .д-ра филос. наук. М., 1993; Дряхлов Н.И., Давыденко В.А. Социокультурные ценности россиян: вчера, сегодня, завтра. М., 1997; Егорова Л.Н. Общечеловеческие ценности как объект философского анализа: Автореф. дис. .канд. филос. наук. М., 1992; Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986; Каган М.С. Философская теория ценности. СПб., 1997; Капустин Б., Клямкин Н. Либеральные ценности в сознании россиян //Полис. 1994. № 1; Кузнецов A.C. Человек: потребности и ценности. Свердловск, 1992; Лапин Н.И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества //Социс. 1997. № 3; Лапин Н.И., Беляева Л.А., Здравомыслов А.Г., Наумова Н.Ф. Динамика ценностей населения реформируемой России. М., 1996; Лебедев A.B. Духовное производство: сущность и функционирование. Казань, 1991; Леонтьев Д А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции //Вопросы философии. 1996. № 4; Максимов А.Н. Философия ценностей. М., 1997; Микешина Л.А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М., 1990; Наука и ценности. Л., 1990; Михайлова Р.В. Духовность крестьянства России XX века: социально-философский анализ. Чебоксары, 1997; Платонов Г.В., Косичев А.Д. Проблема духовности личности (состав, типы, назначение) //Вестн. Моск. гос. ун-та. Сер.7. Философия. 1998. № 2-3; Рыбцова Л.Л. Жизненные ценности женщин //Социс. 1997- № Ю; Форсова В.В. Православные семейные ценности //Социс. 1997. № 1; Ценности культуры и современная эпоха /Редкол.: Н.Н.Лебедева (отв. ред.), Б.Н.Ознобкина. М., 1990; Ценности, образ жизни и жилая среда /Редкол.: А.В.Иконников (отв. ред.) и др. М., 1987; Ценностные аспекты общественного сознания. Барнаул, 1990; Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. Тбилиси, 1984 и др.

Л.Н.Егоровой, А.Г.Здравомыслова, Е.В.Золотухиной-Аболиной, М.С.Кагана, Б.Н.Капустина, А.Д.Косичева, Н.И.Лапина, А.В.Лебедева, Д.А.Леонтьева, А.Н.Максимова, Л.А.Микешиной, • Р.В.Михайловой, Г.В.Платонова, Л.Л.Рыбцовой, В.В.Форсовой, Н.З.Чавчавадзе и других анализируется сущностной аспект ценностей как составной части теории личности, духовности социальных общностей, раскрываются их онтологическая, гносеологическая, аксиологическая, социальная и другие стороны функционирования, методология исследования, объективные и субъективные факторы формирования и другие проблемы.

Вместе с тем, специальных исследований, посвященных изучению духовных ценностей, незначительное количество1. В основном большинство авторов в своих работах характеризуют духовные ценности в контексте теории ценностей личности и общества через выделение в них конкретных видов и свойств.

2 л Выделяются такие свойства, как полезность , приятность, достоинство"' и соци

1 См.: Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М., 1988; Духовные ценности и подготовка инженерных кадров в современных условиях: Сб. науч. тр. /Редкол.: С.А.Тешабаева и др. Ташкент, 1990; Духовные ценности как предмет философского анализа: Сб. ст. /Под ред. Е.Г.Яковлева. М., 1985; Духовные ценности советской молодежи: (Социологический аспект): Сб. науч. тр. /Редкол.: А.И.Шендрик, Т.Л.Голубева. М., 1988; Духовные ценности и национальные интересы России /Редкол.: Н.К.Фролов и др. Тюмень, 1998; Залевская З.Г. Духовно-культурные ценности: сущность, особенности, функционирование: Автореф. дис. .канд. филос. наук. Киев, 1990; Ильина З.Д. Культура и власть: трансформация духовных ценностей горожан российской провинции. Курск, 1999; Орлов Б.В., Эйнгорн Н.К. Духовные ценности: проблема отчуждения. Екатеринбург, 1993; ПазенокВ.С. Духовные ценности социализма в современном идейном противоборстве. Киев, 1986; Плотникова Е.В. Духовные ценности в процессе передачи опыта поколений: Автореф. дис. .канд. филос. наук. М., 1993; Родзянко О.М. Духовные ценности народа//Россия и современный мир. 1993. № 1; Сагатовский В.Н. и Сагатовская Л.Г. Духовные ценности личности и их формирование в развитом социалистическом обществе. Киев, 1981; Силласте Г.Г. Эволюция духовных ценностей россиянок в новой социокультурной ситуации //Социс. 1995. № 12; Тугаринов В.П. Духовные ценности человека //Советская педагогика. 1966. № 1 и др.

2 См., например: Василенко В.А. Ценность и оценка. Киев, 1964; Золотухина-Аболина Е.В. О специфике высших духовных ценностей //Философские науки. 1987. № 4; Розин Я. А. К вопросу о природе ценностных явлений //Философские науки. 1989. № 6; Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. М., 1994; Человек и духовные ценности /Тезисы научно-теоретической конференции. Кишинев, 1990 и др.

3 См., например: Орлов Б.В., Эйнгорн Н.К. Духовные ценности: проблема отчуждения. Екатеринбург, 1995; Сагатовский В.Н. Системный подход к классификации ценностей /Научные исследования и человеческие потребности. М., 1979; Философия и ценностные формы сознания. М., 1978 и др. альная значимость1. В этих подходах еще много неясного, понимаемого неоднозначно, что не дает целостного представления о содержании и функционировании духовных ценностей личности и социальных общностей.

В целом система духовных ценностей многообразна и широка. Она требует постоянного изучения многими науками. Но то, что уже сделано, выступает исходной методологической и теоретической основой настоящего диссертационного исследования.

Четвертую группу составляют работы военных ученых, содержащие фи-лософско-методологические подходы к исследованию различных аспектов функционирования духовных ценностей военнослужащих в тех или иных сферах жизнедеятельности общества и армии, а также связи духовных ценностей армии и флота с вооруженной защитой государства. Общеметодологические подходы в исследовании данных проблем наиболее полно определены в работах А.А.Балаховского, В.И.Гидиринского, В.С.Горбунова, А.П.Дмитриева,

A.И.Дырина, М.Н.Ищука, Б.И.Каверина, Б.М.Каневского, И.А.Климова, Г.Г.Лукавы, Б.Н.Малькова, А.В.Павлова, Б.В.Сафронова, В.В.Серебрянникова,

B.П.Суставова, Н.Д.Табунова, А.А.Тиморина, Р.М.Тимошева, С.А.Тюшкевича, А.Х.Шаваева, М.Н.Шахова и многих других. Содержащийся в них анализ законов войны и вооруженной борьбы, оборонной мощи государства и военного строительства имеет важное методологическое значение для более детального изучения в дальнейшем проблемы духовных ценностей воинов и их взаимосвязи с духовностью российского общества.

Особую значимость представляют работы, содержащие философско-методологические подходы к исследованию проблем духовности военнослужащих и ее проявления в воинской деятельности. Такие ориентиры обозначены в работах Л.В.Важенина, В.И.Гидиринского, В.Н.Грузкова, Б.И.Каверина,

1 См., например: Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб., 1996; Ценности и оценка. М., 1972; Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. М., 1994; Шилков Ю.М. Гносеологические основы мыслительной деятельности. СПб., 1992 и др.

С.В.Клягина, В.Н.Ксенофонтова, И.Н.Кудинова, А.С.Миловидова, Ю.Г.Носкова, А.В.Павлова, О.Х-А.Рахимова, А.Е.Савинкина, Р.М.Тимошева, В.В.Чебана, Ю.А.Чернавина, П.И.Чижика, В.М.Чугунова, М.Н.Шахова, И.М.Щеголева и других авторов1. В работах данного направления духовный мир военнослужащих рассматривается как одно из действенных средств совершенствования военной организации государства и укрепления духовного потенциала военной безопасности России.

Непосредственно проблеме функционирования духовных ценностей в условиях Вооруженных Сил посвящены диссертационные исследования О.М.Алексеенко, Г.А.Ашева, Г.Г.Боговича, М.Ш.Гунибского, С.П.Галченко, Ю.В.Славинского, Г.А.Торгашева, А.М.Цыбульки, В.А.Чеснокова2.

1 См., например: Гидиринский В.И. Русская идея и армия. М., 1997; Грузков В Н. Духовное в профессиональной подготовке военных кадров. Ставрополь, 1997; Каверин Б.И., Чижик П.И. Духовная безопасность российского общества и личности воина Вооруженных Сил. М., 2000; Клягин C.B. Пути к духовности //Актуальные вопросы исследования духовности российского офицера. М., 2000; Ксенофонтов В.Н. Духовная жизнь воинов России и их ценностные ориентации: Характер и тенденции развития //Профессиональная этика военнослужащего: Матер, межд. науч. конф. М., 1995; Рахимов О.Х-А. К вопросу о сущности и структуре духовности личности офицера //Актуальные вопросы исследования духовности российского офицера. М., 2000; Савинкин А.Е. Духовное наследие русской армии //Актуальные вопросы исследования духовности российского офицера. М., 2000; Чернавин Ю.А. Социальный статус военнослужащего. М., 1997; Чижик П.И. Духовная безопасность российского общества как фактор военной безопасности. М., 2000; Чугунов В.М. Духовный потенциал военной безопасности государства. Монино, 1998; Носков Ю.Г. Религиозный фактор и духовная безопасность. М., 2000 и др.

2 См.: Алексеенко О.М. Ценности военной службы и проблемы повышения ее престижности в Вооруженных Силах Российской Федерации: Автореф. дис. .канд. филос. наук. М., 1996; Ашев Г.А. Культура воинской деятельности: Автореф. дис. .канд. филос. наук. М., 1984; Богович Г.Г. Противоречия формирования духовных ценностей офицера современной российской армии и их разрешение: Автореф. дис. .канд. филос. наук. М., 2001; Гунибский М.Ш. Роль моральных ценностей социализма в активизации человеческого фактора в условиях Вооруженных Сил: Автореф. дис. .канд. филос. наук. М., 1990; Галченко С.П. Военно-профессиональные ценности в ценностных ориентациях военных кадров: Автореф. дис. .канд. филос. наук. М., 1994; Славинский Ю.В. Социальные ценности и их роль в формировании активной жизненной позиции воина социалистической армии: Автореф. дис. .канд. филос. наук. М., 1981; Торгашев Г.А. Социокультурные проблемы преемственности поколений в отечественном военном строительстве: Автореф. дис. .д-ра филос. наук. М., 1994; Цыбулька A.M. Проблемы становления системы военно-профессиональных ценностей в условиях реформы Вооруженных Сил России: Автореф. дис. .канд. филос. наук. СПб., 1998; Чесноков В.А. Ценностные ориентации личности советского воина как объект философско-социологического анализа: Автореф. дис. .канд. филос. наук. М., 1990.

Определенный вклад в разработку проблем духовных ценностей российского общества и армии внесли военные ученые, исследующие вопросы патриотизма и военно-патриотического воспитания1, ценностных ориентаций военнослужащих2, а также места и роли нравственных сил и морального духа армии, морально-психологической подготовки личного состава армии и флота в обеспечении духовной безопасности личности, общества и государства0. Ряд авторов при рассмотрении аспектов, касающихся духовного мира военнослужащих, справедливо обосновывают необходимость выделения в духовных цен

1 См.: Гидиринский В.И. К вопросу о методологии духовно-нравственного воспитания военнослужащих в современных условиях //Армия и общество. 1999. № 1; Государственно-патриотическая идеология как фактор формирования духовного потенциала армии и флота (научно-теоретический труд). М., 1999; Крупник A.A. Патриотизм в системе гражданских ценностей общества и его формирование в воинской среде: Автореф. дис. .канд. филос. наук. М., 1995; Лутовинов В.И. Патриотизм: проблемы формирования у молодежи в современных условиях (социально-философский анализ). М., 1997; Мельниченко И.И. Патриотизм в системе социальных ценностей офицерского корпуса России (философско-политологический анализ): Автореф. дис. .канд. филос. наук. М., 1996; Патриотическое воспитание военнослужащих на традициях российской армии /Под ред. С.Л.Рыкова. М., 1997; Рунаев Ю.В. Военно-патриотические традиции казачества: история и современность: Автореф. дис. .канд. филос. наук. М., 1994; Шахов М.Н. Гражданский контроль над духовно-идеологической сферой жизни Вооруженных Сил: военно-патриотическая составляющая //Армия и общество. 1999. № 2 и др.

2 См., например: Каверин Б.И. Методологические проблемы исследования связи общественного сознания и мировоззрения личности советского воина. М., 1988; Ксенофонтов В.Н. Духовная жизнь воинов России и их ценностные ориентации: характер и тенденции развития //Профессиональная этика военнослужащего. Матер, межд. науч. конф. М., 1995; Протасов A.A. Ценностные ориентации в профессиональной культуре офицера (социально-философский анализ): Автореф. дис. .канд. филос. наук. М., 1995; Ткаченко А.Г. Ценностные ориентиры в деятельности сотрудников силовых органов государства в современных условиях //Ценностно-нормативные основания деятельности силовых органов правового государства: Матер, межвузовской науч. конф. Голицыно, 1999; Усынин Ю.К. Социодинамика ценностных ориентаций офицеров Российской армии: Автореф. дис. .д-ра социол. наук. Саратов, 1999; Цветков А.Г. Преемственность и развитие нравственных традиций офицеров Вооруженных Сил: Автореф. дис. .канд. филос. наук. М., 1992 и др.

См., например: Кульгачев И.П. Морально-психологический потенциал военной мощи государства: сущность, содержание и формирование (социально-философский анализ): Автореф. дис. .канд. филос. наук. М., 2000; Логинов И.П. Морально-психологический потенциал военно-профессиональной деятельности. М., 1997; Рахимов О.Х-А. Моральная регуляция воинской деятельности: сущность, содержание, система (социально-философский анализ): Автореф. дис. .д-ра филос. наук. М., 1995; Темнюк H.A. Нравственное сознание военнослужащих профессиональной армии: сущность, специфика, механизм формирования (социально-философский анализ): Автореф. дис. .канд. филос. наук. М., 1996; Щеголев И.М. Моральный дух Российской армии: сущность, содержание и формирование в современных условиях (социально-философский анализ): Автореф. дис. .канд. филос. наук. М., 1999 и др. ностях религиозно-духовного и светско-духовного компонентов1.

Необходимо отметить, что значительное количество работ посвящено исследованию различных аспектов взаимосвязи духовной жизни российского общества и Вооруженных Сил, анализу различных духовных состояний, особенностей и специфики формирования и функционирования духовного мира военнослужащих в зависимости от ценностных ориентиров общества. Духовное обновление армии большинством авторов напрямую связывается с обновлением л всех сфер жизни российского общества как необходимым условием обеспечения духовной безопасности личности, общества и государства . В настоящее время всесторонне и глубоко исследуются взаимосвязь общества и армии, специфика духовно-нравственной жизни, военно-профессиональных ценностей и духовных качеств военнослужащих.

Вместе с тем, анализ литературы по проблеме духовных ценностей российского общества и армии, позволяет отметить, что, с одной стороны, в процессе исследования духовности личности и социальных общностей все более

1 См.: Денисенко П.А. Современная религиозная ситуация в Российской Федерации и Вооруженных Силах: основные противоречия и тенденции развития: Автореф. дис. .канд. филос. наук. М., 1997; Каверин Б.И. Российская цивилизация, духовность общества и личности офицера Вооруженных Сил //Актуальные вопросы исследования духовности российского офицера. М., 2000; Ключарев H.H. Современная российская армия и религия //Власть. 1995. № 10; Кудинов И.Н. Соотношение нравственного и религиозного сознания в духовной жизни воина Российской армии: Автореф. дис. .канд. филос. наук. М., 1997; Носков Ю.Г. Религиозный фактор в системе национальной безопасности. М., 1997.

2 См.: Армия России сегодня и завтра //Клуб «Реалисты»: Инф.-аналит. бюллетень. 1995. № 10; Армия России: состояние и перспективы М., 1999; Безопасность России и армия /В.В.Серебрянников, Ю.И.Дерюгин, Н.Н.Ефимов, В.И.Ковалев. М., 1995; Гуманитарные аспекты строительства Вооруженных Сил /Отв. ред. О.Х-А.Рахимов, Д.Н.Филипповых. М., 1997; Духовное наследие российской армии: история и современность: Матер, науч.-практ. конф. М., 2001; Какая армия нужна России? //Российский военный сборник. Вып. 9. М., 1995; Каверин Б.И. Факторы, определяющие современное состояние духовного потенциала армии и флота //Армия и общество. 2000. № 1; Ксенофонтов В.Н. Духовная жизнь воинов России в условиях переходного периода //Социальные проблемы переходного периода (на примере России и других стран СНГ): Матер, межд. конф. М., 1996; Российская общенациональная идея //Клуб «Реалисты»: Инф.-аналит. бюллетень. 1996. № 19; Серебрянников В.В., Дерюгин Ю.И. Армия и общество. М., 1991; Чижик П.И. Духовная безопасность российского общества как фактор военной безопасности государства. М., 2000; Чугунов В.М. Духовный потенциал военной безопасности государства. Монино, 1998; Яновский Р.Г. Глобальные изменения и социальная безопасность. М., 1999; Он же. Духовно-нравственная безопасность России //Социс. 1995. № 12 и др. осознается необходимость разработки концепции взаимодействия духовных ценностей российского общества и Вооруженных Сил, условий и путей оптимизации их функционирования в современных условиях. А, с другой, - позволяет очертить круг менее исследованных, либо не исследованных вопросов, определить те из них, которые требуют своего решения в дальнейшем.

Во-первых, в серьезном социально-философском анализе нуждается современная духовно-нравственная ситуация в армии в условиях противоречивых процессов в обществе и фактически продолжающихся принципиальных негативных изменений в Вооруженных Силах.

Во-вторых, назрела настоятельная необходимость обозначить и теоретически обосновать взаимозависимость и взаимообусловленность в новых условиях духовной жизни армии и ее функционирования, с одной стороны, и состояния духовности российского общества, с другой. Нельзя не видеть, что тенденция усиления отчуждения духовного мира личного состава армии и флота от задач и предназначения Вооруженных Сил, понижение уровня общей и нравственной культуры военнослужащих противоречат успешному решению проблем духовной безопасности общества.

В-третьих, необходимо осмыслить и обосновать новые методологические подходы к социально-философскому анализу духовных ценностей российских военнослужащих и общества. В последние годы, например, как в военных, так и в гражданских учебных заведениях широко распространяется учебная и специальная литература гуманитарного цикла фонда Сороса^ В данных учебниках и пособиях отсутствует анализ таких понятий, как «долг», «совесть», «честь», «верность», «достоинство», «идеал», «нравственный идеал» и других, или же искажается их подлинный смысл. Это свидетельствует о сохраняющейся угрозе духовной безопасности личности, общества и российского государства в целом.

Обобщая изложенное, важно отметить, что рассматриваемая проблема диссертационного исследования теоретически и практически общезначима, нуждается в фундаментальной новой разработке. Автор дает отчет в чрезвычайной сложности и объемности тематики работы: постановка любого вопроса актуализирует ряд других взаимосвязанных проблем, требующих самостоятельного изучения, что предполагает дискуссионный характер исследования.

Объект исследования - духовные ценности общества как феномен социальной практики.

Предмет исследования - состояние и взаимодействие духовных ценностей российского общества и духовных ценностей военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации на этапе качественного преобразования общества и армии и особенности проявления духовных ценностей в относительно самостоятельном функционировании армии и флота.

Цель диссертационного исследования состоит в осуществлении социально-философского анализа духовных ценностей российского общества и военнослужащих Российской армии как социокультурного явления, меры их единства и рассогласования, в обосновании приоритетных путей оптимизаций функционирования духовных ценностей военнослужащих в современных условиях.

Общий теоретический замысел диссертации состоит в том, чтобы на основе использования методологии социально-философского анализа определить сущность, структуру и содержание духовных ценностей; выявить их состояние и специфику проявления в российском обществе и у военнослужащих армии и флота; обосновать систему духовных ценностей, принципы ее построения в интересах обеспечения духовной безопасности личности, общества и государства; обосновать модель и приоритетные пути оптимизации функционирования духовных ценностей военнослужащих в современных условиях. Итогом реализации замысла станет выработка социально-философской концепции достижения единства духовных ценностей общества и армии и специфики их проявления в относительно самостоятельном функционировании Вооруженных Сил.

Замысел и цель исследования обусловливают его задачи:

- исследовать сущность, структуру и функции духовных ценностей общества как социокультурного феномена;

- проанализировать аксиологическое содержание духовной жизни современного российского общества и военнослужащих Вооружённых Сил;

- выявить и обосновать общее и особенное в функционировании духовных ценностей современного российского общества и армии;

- обосновать положение о том, что духовные ценности современного российского общества выступают существенным фактором социализации военнослужащих армии и флота;

- систематизировать и рассмотреть исходные принципы и подходы к построению адекватной практике прогрессивного развития российского общества и вооруженной защите государства системы духовных ценностей военнослужащих армии и флота;

- обосновать классификацию противоречий современного функционирования духовных ценностей российских военнослужащих и определить основные направления их разрешения;

- определить предпосылки и принципы оптимизации функционирования V духовных ценностей российских военнослужащих;

- сформулировать оптимизационную модель функционирования духовных ценностей военнослужащих российской армии, а также обосновать пути ее реализации в современных условиях.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют идеи и положения трудов выдающихся мыслителей прошлого, отечественных и зарубежных философов, исследовавших различные аспекты духовности, духовной сферы жизни общества и личности, духовных ценностей, социокультурного анализа развития российского общества.

В диссертации используются идеи представителей западных философских школ и направлений, работы которых изданы в стране в последние годы. Проанализированы произведения мыслителей прошлого, работы представителей русской философии, исследования отечественных и зарубежных ученых, а также публикации авторов современного переходного этапа в развитии России и ее армии. В работе широко представлены итоги осмысления материалов ряда международных, российских и межвузовских научных и научно-практических конференций и семинаров, диссертаций и авторефератов диссертаций, публикаций в научных журналах, средствах массовой информации.

Непосредственную методологическую основу диссертации составили основные принципы социально-философской методологии анализа духовных ценностей общества и личности, разработанные автором на основе анализа духовности российского общества. В диссертации используются также идеи и положения социально-философской науки, ее понятийно-категориальный аппарат применительно к объекту и предмету исследования: логико-гносеологический, структурно-содержательный, функционально-деятельностный, аксиологический, праксиологический, социокультурный подходы, принципы социального детерминизма, преемственности и т.п.

Эмпирическая база исследования включает результаты анализа положений основных руководящих документов, регламентирующих деятельность государственных и общественных органов по обеспечению духовной безопасности Российской Федерации; результаты и выводы опросов и социологических исследований, проведенных военно-социологическим отделом Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации, Центром военно-социологических, правовых и психологических исследований Вооруженных Сил; Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и Ассоциации военных социологов по рассматриваемой проблеме; контент-анализ материалов периодической печати по проблемам духовности и духовной безопасности общества, государства и личности; результаты и выводы КНИР «Государственно-патриотическая идеология в системе формирования духовного потенциала армии и флота» (шифр «Идея»), КНИР «Духовность российского офицера: проблемы становленйя, условия и пути развития» (шифр «Душа»), в которых соискатель является соисполнителем, а также конкретных социологических и военно-социологических исследований, выполненных по специальным программам в целом ряде диссертационных исследований.

Диссертант опирался на личный опыт практической работы в войсках и военно-учебных заведениях Министерства обороны России.

Научная новизна диссертации состоит в постановке и социально-философском анализе крупной научной проблемы, которая до последнего времени оставалась недостаточно исследованной. Раскрывается авторское понимание сущности и структуры понятия «духовные ценности». Определены методологические основания системного анализа духовных ценностей российского общества, а также их единство с духовными ценностями военнослужащих армии и флота. Обоснована совокупность подходов и принципов исследования системы духовных ценностей воинов Российской армии, ее особенностей и специфики функционирования. Определена оптимизационная модель функционирования духовных ценностей военнослужащих Вооруженных Сил России в современных условиях становления армии нового типа.

Научная новизна исследования выражается также в решении поставленных задач. К ним следует отнести:

- обоснование объема, структуры и содержания понятия «духовные ценности как социокультурный феномен»;

- анализ аксиологического содержания духовной жизни российского общества и специфики его проявления в армейской среде;

- обоснование общего и особенного в функционировании духовных ценностей современного российского общества и армии;

- определение и аргументация духовных ценностей современного российского общества как существенного фактора социализации военнослужащих армии и флота;

- характеристика исходных принципов и подходов к построению системы духовных ценностей военнослужащих армии и флота в современных условиях;

- выявление и классификация противоречий функционирования духовных ценностей российских военнослужащих и определение основных направления их разрешения;

- обоснование оптимизационной модели функционирования духовных ценностей военнослужащих российской армии, а также приоритетных путей ее реализации в современных условиях.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Духовные ценности как социокультурный феномен представляют собой осознанные, социально значимые для личности и общества явления и процессы или их свойства и отношения, функционирующие в системе исторически определенных общественных связей, воздействующие на совершенствование внутреннего мира и объективацию элементов мировоззрения субъектов общества, направленные на обеспечение их развития и безопасности.

2. Аксиологическое содержание духовной жизни современного российского общества и армии характеризует ярко выраженная многоплановость и разнонаправленность: проявляясь в тех или иных формах, она обладает сегодня не только ведущим позитивным ценностным содержанием, но и негативными признаками, разнополюсно влияя на сознание и мировоззрение социальных субъектов, формирование их духовных качеств. Вместе с тем, она способна обеспечить достаточно надежную трансляцию базовых духовных ценностей, мотивацию социальной активности и способов понимания действительности как личностью, так и обществом.

В современных условиях оптимальное взаимодействие духовных ценностей российского общества и армии представляет собой реализацию существенных признаков и элементов их содержания, а также способов и средств, укрепляющих, стабилизирующих и развивающих систему духовной безопасности субъектов государства и общества.

3. Духовные ценности современного российского общества выступают существенным фактором социализации военнослужащих армии и флота, определяют степень сформированности их сознания и мировоззрения, а также создают предпосылки для всестороннего развития необходимых качеств, позволяющих воинам эффективно выполнять свой воинский долг по защите Отечества и обеспечению духовной безопасности личности, общества и государства.

4. Духовные ценности военнослужащих как система представляют собой совокупность различных видов и групп ценностей, выделенных по определенным основаниям, признакам и предназначению, детерминированных наличными условиями российской действительности. Принципами их определения и оценки выступают: гуманизм; гражданственность; внепартийность; единство общенационального и профессионально-особенного; интегративный, консолидирующий характер ценностей; преемственность; возрождение утраченных и формирование новых ценностей; самобытность; доступность и широта массового распространения и др.

5. Функционирование и совершенствование духовных ценностей военнослужащих армии и флота объективно опосредовано совокупностью противоречий, определяемых современными тенденциями развития военно-политической обстановки в мире, процессами становления российской государственности и военной организации России. В силу этого духовные ценности представляют собой комплекс проблем, содержание которых определяется несоответствием реального состояния и возможностей духовного развития личности, общества и государства. Противоречия функционирования духовных ценностей военнослужащих объединены в пять групп: а) противоречия, обусловленные социально-экономическим и политическим развитием общества и государства; б) противоречия, обусловленные развитием духовной жизни личности, общества и государства; в) противоречия, вытекающие из специфики взаимосвязи общества и Вооруженных Сил; г) противоречия, обусловленные службой в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских коллективах; д) противоречия функционирования духовных ценностей самого военнослужащего.

6. Оптимизация функционирования духовных ценностей военнослужащих армии и флота представляет собой управляемый процесс целесообразного использования самих ценностей, а также системы норм и принципов, средств и методов, механизмов воздействия, способствующих эффективной деятельности военнослужащих по защите Отечества и проявлению своих общегражданских качеств.

Оптимизационная модель функционирования духовных ценностей военнослужащих армии и флота в современных условиях представляет собой противоречивое, но целостное единство четырех основных взаимосвязанных подсистем: а) управления формированием и функционированием духовных ценностей личного состава Вооруженных Сил; б) воспитания военнослужащих армии и флота; в) профессиональной подготовки личного состава армии и флота; г) морально-психологического обеспечения деятельности Вооруженных Сил. Оптимизационная модель функционирования духовных ценностей военнослужащих проявляется на общесоциальном, военно-специальном и личностном уровнях.

7. Приоритетные пути оптимизации функционирования духовных ценностей военнослужащих Вооруженных Сил в современных условиях объединены в три группы: а) пути, определяющие содержание деятельности субъектов всех уровней по управлению функционированием духовных ценностей в российском обществе в целом, в том числе и в армии; б) пути, определяющие характер усилий общества и государства по изменению функциональности сфер общественной жизни, влияющих на формирование и функционирование духовных ценностей; в) пути, определяющие функционирование духовных ценностей российских военнослужащих непосредственно в условиях Вооруженных Сил.

Практическая значимость исследования. Обобщения и выводы, сформулированные в диссертации на основе анализа взаимодействия духовных ценностей российского общества и армии, позволили определить принципы и основные направления работы по оптимизации функционирования духовных ценностей воинов армии и флота, обеспечению духовной безопасности личности, общества и государства в современных условиях. Эти принципы и направления могут быть реализованы в практической деятельности различных государственных органов, общественных организаций, проводящих работу по духовному воспитанию личности, а также в деятельности командиров, органов военного управления, выполняющих учебно-боевые задачи на сложном и ответственном этапе совершенствования Вооруженных Сил России.

Результаты исследования способны сыграть положительную роль в теоретическом и методологическом обеспечении все возрастающих потребностей практики воспитательной работы в армии и на флоте. Определенное практическое значение итоги диссертации приобретают при использовании их в процессе преподавания общественных дисциплин в военно-учебных заведениях, системе общественно-государственной и командирской подготовок всех категорий военнослужащих.

Результаты, полученные в ходе социально-философского анализа взаимодействия духовных ценностей российского общества и армии, позволяют констатировать, что выдвинутые и обоснованные автором замысел и концепция исследования найдут свое подтверждение в научно-теоретическом и практическом отношении.

Апробация и внедрение результатов работы. Основные положения и выводы диссертации изложены автором в публикациях общим объемом 36,9 печатных листов и апробированы в выступлениях на научно-теоретических и научно-практических конференциях, семинарах и совещаниях. Среди них можно выделить: научно-практические конференции «Социальные аспекты военной реформы» (1994 г.); «Интеграция и дезинтеграция в современном мире: Россия и Запад» (1996 г.); «60 лет битвы под Москвой в Великой Отечественной войне. Уроки и выводы» (2001 г.); научно-теоретическая конференция «Государственно-патриотическая идеология и духовный потенциал Российской армии» (1997 г.); методический семинар «Актуальные вопросы исследования духовности российского офицера» (2000 г.).

28

Соискатель является соисполнителем научно-теоретического труда «Государственно-патриотическая идеология как фактор формирования духовного потенциала армии и флота», КНИР «Государственно-патриотическая идеология в системе формирования духовного потенциала армии и флота» (шифр «Идея»), КНИР «Духовность российского офицера: проблемы становления, условия и пути развития» (шифр «Душа»), выполненных Военным университетом по заказу Главного управления воспитательной работы МО РФ. Некоторые положения исследования апробированы в ходе проведения общеуниверситетских и межкафедральных семинаров, в процессе преподавания курса философии с адъюнктами, слушателями и курсантами, проведения занятий на факультете переподготовки и повышения квалификации офицерского состава, в системе общественно-государственной и командирской подготовок в Военном университете.

Отдельные результаты научной работы были обобщены и предложены Главному управлению воспитательной работы ВС РФ и Комитету Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам обороны и безопасности.

Структурно диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы. Общий объем диссертации составляет 428 страниц.