автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Духовный потенциал личности
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Христенко, Мария Анатольевна
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. ДУХОВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ: СУЩНОСТЬ
И ОСНОВАНИЯ.
1.1. Духовный потенциал и основные подходы к его исследованию.
1.2. Духовный потенциал и особенности его организации.
Глава 2. СОЦИЭТАЛЬНОЕ И ВИТАЛЬНОЕ В ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
2.1. Духовная деятельность и основные параметры «принципа личностной относительности».
2.2. Способы, этапы и предпосылки бытия духовности.
Глава 3. ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ И ПРИНЦИП НЕАДАПТИВНОЙ АКТИВНОСТИ.
3.1. Индивидуально-личностная модель неадаптивной активности.
3.2. Неадаптивная активность и ее основные уровни.
Глава 4. ДУХОВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ОСНОВАНИЕ
САМОДОСТАТОЧНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
4.1. Субстанциональный и функциональный аспекты духовной самодостаточности.
4.2. Грани индивидуальных проектов жизнедеятельности
Введение диссертации2003 год, автореферат по философии, Христенко, Мария Анатольевна
Актуальность темы исследования. Конец века стал, с одной стороны, временем глубочайшего социального и духовно-психологического кризиса, а, с другой, временем, когда происходит значительное раскрепощение человеческих потенций как в мышлении, так и в деятельности. В такие моменты истории, когда рушатся буквально все казавшиеся незыблемыми устои человеческого существования и исчезают путеводные модели общественного и личностного развития, человек начинает испытывать острую потребность в осознании и прочувствовании новых жизненных реалий и осмыслении своего положения во вновь возникшей системе социальных и нравственно-этических координат. Фактически перед индивидом заново встает вопрос о смысле собственного существования в новом для него мире и новой системе человеческих отношений. В этих условиях особую значимость приобретают проблемы формирования и актуализации духовных сил, их целевого предназначения. Актуализация духовного потенциала человека являет собой то базовое основание, без которого сама проблема самоидентификации в ее соответствующем позитивном качественном состоянии теряет свой смысл.
Реальность современного этапа развития нашего общества такова, что таит в себе противоречивые возможности для актуализации жизненных возможностей человека. Естественно, что переход к новому обществу, по самой сути, не может быть безболезненным, и поэтому обращение общественных ориентаций к свободной предпринимательской деятельности и отношениям, конституируемых рынком, формирование (зачастую спонтанное) новых качеств личности (таких как конкурентноспособность, готовность к преодолению механизмов отбора, профессионализм и т.д.) сдвинули акценты в духовных процессах и духовном развитии человека, предоставив ему возможность относиться к ним как к частному делу. В принципе, речь идет о новой ситуации, когда серьезной проблемой становится сохранение социальной и психологической целостности личности. Другими словами, речь идет о том, какими качествами должен обладать современный человек, который является и человеком «возможным», то есть не «растерявшим» до основания свои человеческие потенциальные возможности. Поэтому возникает насущная потребность в новом осмыслении самоценности человека через призму исследования его духовного потенциала.
Степень разработанности проблемы. Духовный мир человека всегда был предметом пристального внимания и интереса. Еще Аристотель, Платон, Эпикур, Плотин представили индивидуально-этическую сторону духовности, формулируя такие требования к своим ученикам, которые связаны с необходимостью присутствия в их душе определенных духовных возможностей. Философия эпохи Просвещения опять оттеняет эти проблемы, уделяя внимание рациональным подходам к духовному миру человека (Р. Декарт, Б. Спиноза, И. Кант, И. Фихте, Гегель). Идея возможного человека, соотносимая с самоценностью человеческого «Я», с его волей и активностью интересовала Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, А. Камю. Феномен духовного как возможного исследуется К. Юнгом, Э. Фроммом, В. Франклом: духовность изучается в контексте индивидуального и коллективного бессознательного, через некоторые аспекты проблемы сублимации. У. Джеймс, В. Дильтей, М. Шелер, соединяя воедино сущность человека и его духовность, тем самым, перевели саму идею духовной активности в жизненное, практическое русло. Экзистенциальные составляющие духовности рассматриваются С. Кьеркегором, Г. Марселем, М. Хайдеггером, А. Бергсоном. Идея Э. Гуссерля о конституирующей роли сознания представляет особый интерес для нас, так как способствует пониманию творческого потенциала человеческого духа. Положение о субстанциональности индивидуального человеческого бытия Ж.-П. Сартра оказало влияние на разработку идеи о содержании актуализации индивидуального духовного потенциала.
Особый интерес для нашего исследования представляет русская философская традиция. Своеобразие русской души, духовных возможностей человека раскрываются в трудах Н. Бердяева, И. Ильина, Н. Лосского, В. Розанова, В. Соловьева, С. Франка, С. Трубецкого, Н. Федорова, Г. Федотова, Г. Шпета и других русских философов. Важно, что в этих работах сама идея духовного совершенствования человека анализируется в контексте неизбежности и противоречивости этого процесса.
Палитра современных исследований проблемы духовного мира личности довольно разнообразна. Но, к сожалению, большее внимание уделяется духовному миру человека, его духовности как своеобразному результату индивидуализации личности. Среди таких исследований мы, прежде всего, выделяем работы Барулина B.C., Буевой Л.П., Зелениной К.О., Ксенофонтова В.И., Носова Н.А., Силуяновой И.В., Смолян Г.Л., Холостовой Т.В., Юдина Б.Г. Особый интерес для нас представляют работы Бахтина М.М. и Мамардашвили М.К., Слободчикова В.И., которые рассматривают содержание духовного развития личности в контексте индивидуальности и неповторимости человека. Немало работ, анализирующих процесс становления духовности как противостояния человека бытию, как характеристики сознания, выходящего за свои границы (работы Бородиной Н.К., Красикова В.И., Крымского С.Б., Фоминой З.В). Автономова Н.С., Ванштейн Э.С., Волков А.Н., Зинченко В.П. разработали проблему бессознательного, что позволило обнаружить латентные пласты индивидуального внутреннего мира, который развивается, развертывается «во вне», по своим специфическим законам. Особый интерес для нас представляли работы Лихачева Д.С., Лосева А.Ф., Лотмана Ю.М., демонстрируется ценностный подход к исследованию духовного мира человека. Среди работ, посвященных исследованию именно духовного потенциала личности, мы выделяем работы Анненского М.Р., Араловой Е.А., Волкова А.А., Зелениной К.О., Калашникова М.Ф., Киряковой Н.М., Ковалевского О.Д., Мутогорова Р.Ю., Нассонова П.Н., Юдина Б.Г. и др.
Серьезного внимания заслуживает позиция Нассонова П.Н., который рассматривает духовный потенциал как следствие историко-культурной атмосферы в обществе, зависимой от проявлений коллективного бессознательного. Зеленина К.О. рассматривает виды или уровни духовного потенциала (низкий, средний, высокий). Мы полагаем, что такой подход, дифференцируя само явление духовного потенциала личности, лишает его такой важной характеристики, как синкретичность. Некоторые авторы связывают духовный потенциал личности в большей степени с ее эмоциональной жизнью. Так, Раушенбах Б.В. соотносит духовный потенциал человека с наиболее высокими и тонкими струнами душевности. М.С. Каган оценивает духовный потенциал личности в контексте целостности человеческого бытия, единства общего, особенного и единичного. Интересен анализ духовного потенциала личности, основанный на феномене интериоризации социального опыта, при этом духовное в качестве идеального характеризуется универсальной восприимчивостью, абсолютной емкостью. Но, тем не менее, не рассматривается, по каким законам, как распределяется духовный опыт человечества между его представителями. Все это позволяет говорить том, что проблема актуализации духовного потенциала личности чрезвычайно важна и актуальна для составления общей концепции духовности.
Цели и задачи исследования. Основная цель исследования - дать социально-философский анализ феномена духовного потенциала личности и основных тенденций и закономерностей его актуализации.
В соответствии с указанной целью в диссертации ставятся следующие задачи:
- проанализировать содержание понятия «духовный потенциал»;
- выделить специфические особенности формирования духовного потенциала и определить его составляющие;
- рассмотреть социэтальное и витальное пространства духовного мира личности;
- раскрыть духовный потенциал в корреляции с неадаптивной активностью; выявить индивидуальную картину неадаптивной активности;
- обосновать положение о духовном потенциале как основании самодостаточности индивидуальных проектов жизнедеятельности.
Методологическую основу исследования составили принципы системного подхода, компаративного анализа, абстрагирования и обобщения.
Теоретической основой и источниками диссертационного исследования являются как труды представителей классической философской мысли, так и работы современных отечественных и зарубежных мыслителей.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
- на основе сложившихся концепций духовности осуществлено социально-философское осмысление феномена духовного потенциала в корреляции с основными тенденциями и закономерностями самодетерминации личности;
- духовный потенциал рассмотрен как энергетическая мера духовности, как исходная качественная пред-определенность и пред-направленность содержательных компонентов деятельности личности;
- представлена функционально-дифференцированная структура процесса актуализации духовного потенциала, выделена специфика его основных уровней, раскрыта их субординация в системе неадаптивной активности;
- исследованы основные аспекты содержания и динамики витального пространства личности как детерминирующего фактора актуализации духовного потенциала;
- обосновано, что духовный потенциал личности является одним из своеобразных способов организации и практической реализации различных модусов индивидуальных проектов жизнедеятельности.
В результате исследования сформулирован ряд выводов, выносимых на защиту в качестве основных положений: духовный потенциал является энергетической мерой духовности и определяется как качественная пред-определенность и пред-направленность нравственно-психологического и интеллектуального содержания духовности. Становление духовности только в определенной степени тождественно актуализации духовного потенциала, поскольку многое в нем остается не проявленным, не реализованным, не понятым; сферой действия духовного потенциала является возможная субъективная реальность, главными действующими лицами которой являются человек «актуальный» и человек «возможный». Их диалог основан на формировании гипотезы о мире и имеет целью изменение смысла социальности и определение потенциального смыслового содержания актуализированного «Я-присутствия» в контексте современной жизни; витальное пространство личности создает возможности ее самоверификации, которые поддерживаются образом «Я».
Витальное пространство не предлагает готовые модели развития, но обозначает «болевые точки» существования; процесс актуализации духовного потенциала сопряжен с такими явлениями, как неадаптивная активность, свобода, запрет, своеволие, выбор. Поэтому оправданно, по мнению автора, рассматривать пространство этой взаимозависимости через триаду «отношение - мышление - формирование аксиологической среды»; различия духовного потенциала и потенциала духовного человека могут быть представлены как мета-возможность и мета-результат. Между этими позициями находится интенциональность человеческой духовности, парадигма проекций различных «Я», возникает напряжение, создающее ту ценностно насыщенную, богатую возможностями выбора среду, в которой у человека всегда сохраняется возможность самосохранения или самообновления; духовная деятельность является основой самодостаточности личности, детерминирующей формирование индивидуальных проектов жизнедеятельности. Этот процесс имеет индивидуально-ценностный характер, характеризуется не столько осознанием, сколько принятием ценностных оппозиций «социальность-духовность». Здесь действуют так называемые экзистенциальные мотивы человека, связанные с ощущением существования своей сущности.
Теоретическая и практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы для дальнейшей разработки проблемы духовного потенциала в социальной философии, философии культуры и социальной психологии.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования отражены в выступлениях автора на научных конференциях: на Международной научно-практических конференции "Проблемы научного обеспечения экономической эффективности орошаемого земледелия в рыночных условиях» (Волгоград, 2001), на Всероссийском научном семинаре «Человеческая революция в России: стратегии телесности и духовности» (Саратов, 15-16 ноября 2002); на Международной научно-практической конференции «Проблемы АПК» (Волгоград, 29 января - 1 февраля, 2003), на ежегодных научных конференциях профессорско-преподавательского состава Волгоградской государственной сельскохозяйственной академии и Волгоградского государственного педагогического университета (1999 - 2002).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, восьми параграфов, заключения и списка использованной в работе литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Духовный потенциал личности"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каким бы не было общество, каковы бы не были его формально-нормативные и идеально-ценностные характеристики, в содержании его социальной динамики всегда были то, что связано не с внешними «материально-вещественными» силами, а с активностью (или пассивностью) каких-то невидимых, внутренних интенций, которые являются опорой в развитии человеческой сущности. Совершенно ясно, что эти интенции могут быть и синхронны замыслам общества, и противоречить им. Особенно это ощущается в переломные эпохи, в периоды общественной нестабильности. Все это. безусловно, усложняет процессы социализации и индивидуализации. Современный человек в своем прагматическом стремлении «иметь», а не «быть» создает и соответствующие модели поисков и притязаний. Проблема формирования и актуализации духовного потенциала связана с интересом к духовным стартовым возможностям, к его способности духовно осваивать действительность.
Мы уже упоминали о двух основных способах существования человека и, соответственно, о двух типах его отношения к жизни. Первый детерминирует жизнь, не выходящую за пределы непосредственных связей. Всякое отношение личности - это отношение к отдельным явлениям, но не к жизни в целом. Здесь духовная жизнь представляется как невинность, как неведение зла, как естественное, природное состояние человека, состояние его нравов, его бытия. Второй способ существования связан с появлением рефлексии. Она как бы приостанавливает, прерывает этот непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы. Человек как бы занимает позицию «вне жизни», и это представляет собой решающий поворотный момент. Здесь кончается первый способ существования и начинается либо путь к душевной опустошенности, к нигилизму, или поворот к другому пути - к построению духовной человеческой жизни на новой, сознательной основе.
127
Список научной литературыХристенко, Мария Анатольевна, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Абельс X. Интеракция, идентификация, презентация (введение в интерпретативную социологию). СПб., 1999.
2. Абишева А.К. «Я» в философии и в психологии// Философские науки,2002. № 6 с. 90-99
3. Абульханова-Славская К.А. Стретегия жизни. М., 1997. 211с.
4. Августин. Исповедь. СПб., 1994. 167с.
5. Адлер А. Смысл жизни // Философские науки. 1998. № 1.
6. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988.-253с.
7. Анненский М.Р. Рассуждения о духовности. // Человек. 1996. № 4. С. 6074.
8. Анцыферова Л.И. Методологические принципы психологии развития //Принцип развития в психологии. М. 1978. 201 с.
9. Апресян Р. Одухотворенность// Человек. 1996. №4.
10. Ю.Аралова Е.А. Место и роль категории духовности в иерархии человеческих ценностей. М., 1992. 134 с.
11. Аронсон Э. Общественное животное. М., 1990,- 196 с.
12. Ашмарин И.И., Юдин Б.Г. Человеческий потенциал: основы гуманитарной экспертизы //Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода. М: Эдиториал УРСС, 1999. 39-54.
13. Бабушкин В.У. Глубина понимания зависит от зрелости человеческой личности //Загадка человеческого понимания. М.: Политиздат, 1991. С.317.
14. Барулин B.C. Социально-философская антропология: Общие начала социально-философской антропологии. М.: Онега, 1994. -256с.
15. Бергсон А. Здравый смысл и классическое образование // Вопросы философии. 1990. № 1.-С. 163-168.
16. Бердяев Н.А. Дух и реальность. Париж, 1937. 246с.
17. Бердяев Н.А. Самопознание. JL, 1995. -201с.
18. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
19. Библер B.C. Нравственность.Культура.Современность. М.
20. Библер. B.C. Мышление и творчество. М., 1975. 231с.
21. Бородина Н.К. Духовность: феномен и понимание. Волгоград, 1999.129 с.
22. Бородина Н.К. Онтология духовности: сущность и понимание. Автореф. дис.д-ра филос. наук. Волгоград. 2000. С.9.
23. Боуэн М. Духовность и личностно-центрированный подход // Вопросы психологии. 1992.№ 3,4.
24. Бубер М. Два образа веры. М., 1995.
25. Бубер М. Я и Ты. М., 1993. 175с.
26. Будицкая Р.Н. Индивидуальность и личность. М., 1998.
27. Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры // Круглый стол «Духовность, художественное творчество, нравственность». Вопросы философии. 1996. № 2. С. 3-9с.
28. Бурбулис Г.Э. Кемеров В.Е. Духовность и рациональность. М., 1986.
29. Ванштейн Э.С. Дух: стержень спирали. Книга вторая. М.: Ключ, 1997. -259с.
30. Волков А.Н. Проблемы духовной философии М.: Агентство «Дон», 1995. 164с.
31. Волович А.С. Социализация и культура. М., 1999. 199с.
32. Вышеславцев Б.П. Сочинения / М., 1995.-461 с.
33. Гегель. Феноменология духа. М. 1997.
34. Гегель. Феноменология духа. М., 1929-1959.
35. Гегель. Энциклопедия философских наук. В 3 томах. Т.З. Феноменология духа. М.: Мысль, 1977. 471с.
36. Генисаретский О.И., Носов Н.А., Юдин Б.Г. Концепция человеческого потенциала //Человек. 1996. № 4.
37. Гоголь Н.В. Записки и дневники. М., 1990. 321с.
38. Грани духовного: Сб. Владимир, 1993. 170с.
39. Гурджиев Г.Г. Жизнь реальна только тогда, когда «Я есть». М.: ФАИР-Пресс, 1999.-234.
40. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии: Т.1. Общее введение в чистую феноменологию. М.: Дом интелл. книги, 1999. -333с.
41. Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления //Новое педагогическое мышление. М., 1989. с. 64-90.
42. Даниленко О.И. Психологический потенциал духовной культуры. СПб., 1993.-243с.
43. Дворкин И. Ты и Оно По следам М.Бубера и З.Фрейда // Вопросы философии .2002 №4 с. 41-48
44. Джеймс У. Научные основы психологии. М., 1992.
45. Джеймс У. Философские очерки. СПб., 1997. 367с.
46. Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теоретические проблемы. М., 1998. 235 с.
47. Достоевский Ф.М. Дневники и записки. СПб., 1996. 256 с.
48. Духовность и бездуховность личности. Екатеринбург, 1998. 152с.
49. Духовность, художественное творчество, нравственность. Материалы «Круглого стола» // Вопросы философии. 1996. № 2. С. 6-40.
50. Жуков Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решений // Проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. С. 254-277.
51. Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишкин М.Ю. Время великого размежевания // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия, 1999. с. 3-25.
52. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М., 1990. с. 181 - 190.
53. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. 431с.
54. Индивид и культура // Вопросы Философии. 1990. № 5. С. 34-41.
55. Каган М.С. О духовном (опыт категориального анализа) // Вопросы философии. 1985. № 9. С. 91-102.
56. Каган М.С. О структуре современного антропологического знания // Очерки социальной антропологии. СПб.: Петрополис, 1995.
57. Казакевич Г.В. Цель и свобода // Вестник Ленинградского университета. Экономика. Философия. Право. 1990. № 23. С. 53.
58. Калашников М.Ф. Духовность как социальное явление // Новые идеи в философии. Вып. 5. М., 1996. С. 79-84.
59. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука // Сочинения: В 6 т. Т. 4, 4.1. М.: Мысль, 1965. С. 67-219.
60. Кантор К.М. Три духовные потенции // Вопросы философии. 2002 №12 с. 50-54.
61. Кафка Ф. Дневники. СПб., 1998. 201с.
62. Келле В.Ж. Человеческий потенциал и человеческая деятельность // Человек. 1997. № 6. С.5-15.
63. Кемеров В.Е. Метафизика-динамика (к вопросу об эволюции метафизики) // Вопросы философии. 1998. № 8.
64. Кербер Д. Социальность личности. МГУ, 2001. 196 с.
65. Кирякова Н.М. Нравственность и духовность. СПб, 1997. 240с.
66. Клейнст Г. Жизнь духа. СПб, 1990. 169с.
67. Ключевский В.О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. М.: Наука. 1968.-289 с.
68. Ковалевский О.Д. Духовный потенциал общества. М.: 1998. 252с.
69. Коваль Н.А. Теоретические основы изучения духовности личности. М.,1997. 64с.
70. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1991. 198с.
71. Корольков А.А. Русская духовная философия. СПб.,1998. -240с.
72. Крымский Ф.Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации // Вопросы философии. 1992. № 12. С. 21-28.
73. Ксенофонтов В.И. Духовность как экзистенциальная проблема // Философские науки. 1991. № 12. С. 41-52.
74. Кутырев В.А. Познать нельзя помиловать // Человек. 1993. № 1.-е. 1826.
75. Кутырев В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. Нижний Новгород, 1994.-200с.81 .Кьеркегор С. Страх и трепет. СПб. 1997. С.49.
76. Лефевр В.А. От психофизики к моделированию души // Вопросы философии. 1990. № 7. с.25-32.
77. Лифшиц Р.Л. Духовность и бездуховность личности. Екатеринбург, 1999. 152с.
78. Лихачев Д.С. Книга беспокойств: Воспоминания, статьи, беседы. М.: Новости. 526с.
79. Личность и отношения человека. СПб., 1996 240с.
80. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды. СПБ., 1996.- 175 с.
81. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М.: Политиздат, 1988. 364с.
82. Лосев А.Ф. Человек //Философские науки. 1988. № 10.
83. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Гнозис; Издательская группа «Прогресс», 1992. 272с.
84. Лукьянов А.В. Фихте И.Г. о проблеме критериев духовного «Я» // Философские науки. 2002 №6 с. 81-89.
85. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997. 321с.
86. Мамардашвили М. К. Психологическая топология пути. СПб., 1997. -450 с.
87. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию М.: Прогресс, 1992. -414 с.
88. Мардов И.Б. Общая душа. М.: Гендальф, 1993 288с.
89. Маркус X. Культура и самоидентификация. М.,1990.
90. Маслоу А. Психология бытия. Киев.: Ваклер, 1997.
91. Мурашов В.И. Идея духовности как основа и способ социальной жизни // Школа духовности. 1999. № 6. С. 21-35.
92. Нассонов П.Н. Духовный процесс в современном мире. СПб., 1999. -251с.
93. Непомнящая Н.И. Личность в мире ценностей. М., 1990. 167с.
94. Никитин Е.П. Духовный мир: органичный космос или разбегающаяся вселенная? // Вопросы философии. 1991. № 8. С. 3-13.
95. Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Феномен человеческого самоутверждения. СПб., Аелтейя, 2000.
96. Ницше Ф. Философия в трагическую эпоху. Б. м.: «REFL book», 1994.
97. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое // Сочинения: В 2 т. Т. 1.М.: Мысль, 1990.-С. 231-431.
98. Нуркова В.В. Свершение продолжается: психология автобиографической памяти личности. М., 2000. 211с.
99. Омельченко Н.В. Первые принципы философской антропологии. Волгоград, 1997.- 196с.
100. Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопросы психологии. 1995. № 2. С.5-19.
101. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия. М.: Наука, 1991.
102. Петровский В.А. К психологии активности личности // Вопросы психологии. 1975. № 3. с. 30-33.
103. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М.: ТОО «Горбунок», 1992. 224с.
104. Платон. Диалоги. М.: Мысль, 1987. 598с.
105. Платонов Г.В., Косичев А.Д. Проблема духовности личности (состав, типы, назначение) // Вестник МГУ, серия 7. Философия, 1998. № З.-С. 16-33.
106. Плеснер X. Ступени органического и человек. Введение в философскую антропологию // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. С. 96-151.
107. Проблема человека в западной философии .М. 1996.
108. Пуляев В.Т., Шаронов В.В. Социальная антропология: трудные пути становления // Очерки социальной антропологии. СПб.: Петрополис, 1995.
109. Пятигорский A.M. Человек и сознание. СПб., 2000. -205с.
110. Ракитов А.И. Цивилизация, культура, технология и рынок // Вопросы философии. 1992. № 5. С. 3-15.
111. Раушенбах Б.В. На пути к целостному рационально-образному мировосприятию // О человеческом в человеке. М.: Политиздат. 1991. -С.22-41.
112. Розанов В.В. Избранное. СПб., 1998. 237с.
113. Розин В.М. Образ человека в контексте современности. От психологической личности к эзотерической // Философские науки. 2000. № 1. С.96-106.
114. Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды: основы онтологии, логики и психологии. РАН М.: Наука, 1997. - 463с.
115. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы философии. 1989. № 4. С.89-95.
116. Савицкая Э. Возможный человек. Минск, 1998.
117. Сагатовский В.Н. Антропологическая целостность: статус и структура // Очерки социальной антропологии. СПб.: «Петрополис», 1995. С.41-55.
118. Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? СПб., 1994.- 189с.
119. Садовников В.Н. Смысл жизни и свобода. Л., 1990. 165 с.
120. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто // Философские науки . 1989.
121. Седова Н.Н. Философия Человека. Курс лекций для студентов и аспирантов медицинских вузов. Волгоград, 1997 120с.
122. Сенека С. Л., М. Аврелий. Наедине с собой. Симферополь, 1998. -101с.
123. Силуянова И. Духовность как способ жизнедеятельности // Философские науки. 1991. № 12. С. 100-105.
124. Синирелла М. Использование фактора времени в социальной идентификации: концепция возможной социальной идентичности. М., 1998.- 270 с.
125. Слободчиков В.И. Реальность субъективного духа // Человек. 1994. №5.-С. 21-38.
126. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. 384с.
127. Солнцева Г.Н., Смолян Г.Л. Человеческий потенциал (размышления о содержании понятия) // Человек. 1997. № 5. С. 108-113.
128. Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия // Сочинения в 2 т. Т.1. М.: Мысль, 1998.- с.47-581.
129. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество М.: Политиздат, 1992.-543с.
130. Спиноза Б. Избранные произведения в 2 т. М.: Госполитиздат, 1957. Т. 1. 631с.
131. Сторбинс Дж. Свобода: возможности и проблемы. М. 1998. 218 с.
132. Суровягин С.П. Нравственная целостность личности: когнитивное чувство добра: (К теории познания духовности). Тюмень, 1995. 239с.
133. Уайтхед А. Избранные работы по философии. М.: Прогресс, 1990. -717с.
134. Федотов Г.П. Ессе homo. О некоторых гонимых «измах» //Феномен человека: Антология. М.: Высшая школа, 1993. 349с.
135. Федотова В.Г. Духовность как фактор перестройки // Вопросы философии 1987. №3. С. 11-28.
136. Федотова В.Г. Душевное и духовное // Философские науки. 1988. № 7.-С. 50-58.
137. Феномен человека : Антология. М. 1993.
138. Философские эссе. СПб., 1999. 279с.
139. Фихте И.Г. Избранное. М. 1993.
140. Фомина З.П. Человеческая духовность: бытие и ценности. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1997. 251 с.
141. Франк C.JI. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. -510 с.
142. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368с.
143. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1999. 430с.
144. Фромм Э. Человек для себя. Минск.: Коллегиум, 1992. 253 с.
145. Фуко М. Что такое просвещение. М., 1998.- 143 с.
146. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М.: Гнозис, 1993. -454 с.
147. Хайдеггер М.Слова Ницше « Бог мертв» //Вопросы философии. 1990. №7.
148. Хейзинга Й. Невротическая личность в наше время. М.: Гнозис, 1999.-357 с.
149. Холостова Т.В. Человек как предмет социально-антропологического исследования // Очерки социальной антропологии. СПб.: Петрополис, 1995.
150. Хомяков А.С. Свои мысли. М.: Мысль, 1997. 213с.
151. Хоруц Л Е. Объективный дух и информационное общество // Первый Российский философский конгресс. М. 1998.
152. Цветков Э.М. Мастер самопознания или погружение в «Я». СПб., 1995.- 192 с.
153. Человек и духовность. Рига . 1990.
154. Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода. М.: Эдиториал УРСС, 1999. 176 с.
155. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992.
156. Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. 490с.
157. Шелер М. Положение человека в Космосе //Проблемы человека в западной философии. М. 1988.
158. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности . Опыт адогматического мышления. Л. 1991.
159. Штейнер Р. Антропософия: корни духовного познания и плоды жизни // Человек и социокультурная среда. М., 1992.
160. ШумихинаЛ.А. Генезис русской духовности. Екатеринбург . 1998.
161. Юдин Б.Г. Никитин Е.П. Харламенкова Н.Е. Феномен человеческого самоутверждения // Вопросы философии, 2002 №6.
162. Юнг К.Г. Проблема души нашего времени. М.: Изд. группа «Прогресс», «Универс», 1994. 336с.
163. Яковлев В.А., Суркова Л.В. Философия жизни на пороге XXI века: новые смыслы // Вестник Моск. ун-та. Серия Философия. 2000. № 6. -С.101-119.
164. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. 1991.
165. Barthes R. Imagination and Text. Cambridge / N.Y. 1993.
166. Berger P.L., Luckman Th. The Social Construction of Reality. London, 1966.
167. Buber M Das Problem des Menschen. Heidelberg, 1948. P. 23.
168. Campbell J. The Masks of God. V.l-4. N.Y., 1969-1970.
169. EliadeM. Images et Symbols. Paris, 1990.
170. Harre R. Varieties of realism. Oxford, 1990.
171. Horhey K. Selfanalysis: Neurotic personality of our times. . Oxford, 1999, p. 453.
172. Jaspers K. Verkunft und Existens. Groningun, 1935. P. 33.
173. Life-world and conciousness: Essays for Aron Gurwitch Evanston. 1972.
174. Neumann E. The Origins and History of Conciousness. Oxford, 1973.
175. Ortega-y-Gasset. Man und crisis. N. Y., 1958.
176. Plotinus / English translation by A.H. Armstrong. Cambridge. London, 1988. Vol. 7.
177. Stein Goedal. Spirituality: man's problems. Oxford, 1999.
178. Veber M. Personality and society. Oxford, 1996.
179. Wellmer A. Ethic und Dialog. Frankfurt, 1997.
180. Winter G. Elements for a social ethic. N. Y., 1986.-лроссийская1. ГОСУДАРСТВЕННА"\1. БЕБЛНОТта ~4fH