автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Духовно-нравственные качества личности военнослужащего современной Российской армии: сущность, особенности и направления развития

  • Год: 2011
  • Автор научной работы: Манерко, Ирина Васильевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Духовно-нравственные качества личности военнослужащего современной Российской армии: сущность, особенности и направления развития'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Духовно-нравственные качества личности военнослужащего современной Российской армии: сущность, особенности и направления развития"

На пшвах рукописи

ш-

Манерко Ирина Васильевна

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА

ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ АРМИИ: СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ (социально-философский анализ)

Специальность 09.00.11 - социальная философия

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

2 4 МАР 2011

Москва - 2011

4841232

Диссертация выполнена на кафедре философии и религиоведения Военного университета

Научный руководитель -доктор философских наук, профессор ПЕТРИЙ Петр Владимирович

Официальные оппоненты -доктор философских наук, профессор ПАВЛОВ Анатолий Васильевич

кандидат философских наук, профессор СЕРГЕЕВ Виктор Петрович

Ведущая организация -ФГОУ ВПО «Московская государственная академия водного транспорта»

Защита состоится « 25 .» марта 2011 года в 13ш часов на заседании диссертационного совета по философским наукам (Д - 215.005.03) при Военном университете (123001, г. Москва, ул. Б. Садовая, 14).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Военного университета.

Автореферат разослан « 18 » февраля 2011 года.

Ученый секретарь диссертационного совета доктор философских наук, доцент

В. Кафтан

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Происходящие в современной России изменения в различных областях жизнедеятельности общества и человека предполагают исследование глубинных процессов преобразований, в том числе и в области духовно-нравственной сферы деятельности личности. Это, в свою очередь, вызывает необходимость расширения и уточнения содержания многих категорий и понятий социально-гуманитарной сферы, что могло бы более полно отразить и описать реалии современных социальных процессов, перспективы культурной самоидентификации общества, проблемы социальной политики государства. К таковым принадлежит и понятие «духовно-нравственные качества личности», которое благодаря своей многозначности и универсальности сегодня прочно вошло в лексикон как научной, так и обыденно-практической сфер познания.

Обращение к проблеме духовно-нравственных'качеств личности военнослужащего современной Российской армии связано прежде всего с тем, что нравственный аспект военной профессии в отличие от других видов деятельности составляет одну из важнейших ее сторон. Нравственно-гуманистический характер носят ее направленность и целевое назначение. В деятельности военнослужащего многое зависит от нравственности избранных средств, так как для сохранения жизни подчиненных и сослуживцев, выполнения приказов и поставленных задач порой необходимы не только профессиональная компетентность, но и гуманизм, взаимовыручка, бескомпромиссность, определенное мужество. Именно поэтому проблемы исследования духовно-нравственных качеств личности военнослужащего, ее духовной готовности к служению Родине и своему народу, выполнению профессионального долга по обеспечению безопасности общества и государства должны рассматриваться как важное Звено формирования современного облика Вооруженных Сил России.

Актуальность темы исследования обусловлена следующими обстоятельствами.

Во-первых, противоречивые процессы развития духовной сферы современного российского социума настоятельно требуют исследования духовно-нравственной проблематики во всех основных видах его жизнедеятельности, обоснования важности исторически непреходящих ценностно-нравственных регулятивов, способствующих укреплению социального и духовного здоровья, согласия и прочности общества и его воен-

ной составляющей: наполнения их новым содержанием применительно к сегодняшним реалиям.

Во-вторых, изменение условий и принципов деятельности военнослужащих Российской армии в современных условиях требует совершенствования системы их профессиональной подготовки. В частности, стоят задачи повышения уровня их служебно-профессиональной выучки, формирования навыков и умения принимать нестандартные решения, проявлять высокую профессиональную мобильность, социально-психологическую устойчивость и надежность при выполнении поставленных задач в экстремальных условиях. Чтобы их решать, воинам необходимо овладеть комплексом духовно-нравственных качеств - ценностной основой их профессиональной деятельности.

В-третьих, обращение к проблеме духовно-нравственных качеств личности военнослужащего современной Российской армии связано также с тем, что нравственная сторона военной профессии является детерминирующим и мотивационным фактором внешней активности личного состава. Нравственно-гуманистический характер имеет направленность личности военнослужащего, отношение к военной присяге и воинскому долгу. В содержании самой деятельности военнослужащего многое зависит от избранных им морально-нравственных ценностей.

В-четвертых, важным представляется определение перспектив развития духовно-нравственных качеств личности военнослужащего в российском обществе как фактора оптимизации воинской деятельности. Данная задача трудна для конкретно-практического решения, но она может быть осмыслена в философско-прогностическом и мировоззренческом аспектах, в соответствии с основными направлениями развития российского общества, в том числе и с формированием духовно зрелой личности воина как гражданина и защитника Отечества.

Таким образом, проблема изучения духовно-нравственных качеств личности военнослужащего в условиях существенных организационных изменений Вооруженных Сил, особенностей их функционирования как института государства и общества приобретает актуальное значение, поскольку она непосредственно связана с повышением качественного уровня безопасности страны, новым обликом армии и флота, морально-психологическим состоянием самих военнослужащих.

Степень научной разработанности проблемы. Получить представление об уровне социально-философского осмысления духовно-нравственных качеств личности военнослужащего Российской армии

можно на основе анализа имеющихся теоретических источников, объединив их в три группы.

Первую группу составляют работы отечественных и зарубежных авторов, в которых рассматривается духовно-нравственная проблематика общества и личности. Поскольку армия выступает институтом не только государства, но и общества, их содержание можно увязать и с исследованиями армейской духовно-нравственной проблематики. Так, в трудах А.И. Арнольдова, A.C. Барулина, О.Н. Козловой, А.Б. Лебедева,

A.B. Сергееевой, А.К. Уледова, В.Г. Федотовой, А.Ю. Шеманова и других обстоятельно проанализированы духовно-нравственные образования, характеризующие общество как целостную, относительно самостоятельную систему1.

Духовность как сущностная характеристика и основа жизнедеятельности общества и. личности всесторонне исследована в работах В.У. Бабушкина, В.Н. Волкова, В.Н. Грузкова, М.С. Кагана, С.Б. Крымского,

B.И. Ксенофонтова, O.A. Матвейчева, В.И. Мурашова, Г.В. Платонова и А. Д. Косичева, А.Н. Троепольского, С.С. Хоружего и др.2

1 См., например: Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. М., 1992; Барулин A.C. Российский человек в XX веке. Потери и обретения себя: монография. М., 2006; Духовные аспекты бытия: сб. науч. тр. /под ред. П.Е. Матвеева. Владимир, 2000; Духовная жизнь общества: состояние и проблемы управления /редкол.: В.М. Утенков (отв. ред.) и др. М., 1992; Козлова О.Н. Социология духовной жизни. М., 2004; Лебедев А.Б. Духовное производство: сущность и функционирование: социально-философский аспект. Казань, 1991; Сергеева A.B. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность. М., 2008; Уледов А.К. Духовное обновление общества. М., 1990; Федотова В.Г. Хорошее общество. М., 2005; Шеманов А.Ю. Самоидентификация человека и культура: монография. М., 2007 и др.

2 См.: Бабушкин В.У. Философия духа (опьгг интенциального анализа). М., 1995; Волков В.Н. Онтология личности. Иваново, 2001; Грузков В.Н. Духовное и профессионализм. Ставрополь, 1996; Каган М.С. О духовном (опыт категориального анализа) //Вопросы философии. 1985. № 9; Крымский С.Б. Контуры духовности: новые аспекты индивидуальности //Вопросы философии. 1992. № 12; Ксе-нофонтов В.И. Духовность как экзистенциальная проблема //Философские науки. 1991. № 12; Матвейчев O.A. Суверенитет духа. М., 2007; Мурашов В.И. Идея духовности. Фундаментальный принцип практического мировоззрения и государственной политики нового столетия. М-, 2000; Платонов Г.В., Косичев А.Д. Проблема духовности личности (состав, типы, назначение) //Вестник Моск. унта. Сер. 7. Философия. 1998. № 2, 3; Троепольский А.Н. Метафизика, философия, теология, или Сумма оснований духовности: монография. М., 1996; Хору-жий С.С. Опыты из русской духовной традиции. М., 2005 и др.

Привлекают внимание издания отечественных и зарубежных ученых, в которых представлена методология анализа проблем духовности постсоветской России1. Они во многом способствовали расширению научных представлений о духовно-нравственных процессах современного российского общества, состоянии и направленности развития духовно-нравственной жизни российских граждан.

Нравственность как общественное явление с присущими ей особенностями, чертами обстоятельно проанализирована в трудах Е.В. Беляевой, B.C. Библера, В.А. Блюмкина, О.Г. Дробницкого, A.A. Гусейнова и Р.Г. Апресяна, Б.И. Каверина, Б.В. Маркова, A.B. Разина, А.И. Титарен-ко, В.Д. Шадрикова, А.И. Яковлева и Н.П. Кириллова и др.2

Проблема соотношения духовности с духовно-нравственными ценностями и качествами личности, с ее совершенствованием раскрывается в работах А.М. Багаутдинова, Л.П. Буевой, А.П. Валицкой, Т.И. Власовой, A.A. Королькова, И.В. Фотиевой, C.B. Хомутцова и др., идеи которых обогащают современные научные знания о духовности личности и соци-

1 См.: Беспаленко П.Н. Духовная безопасность в политическом пространстве России: основные стратегии развития. Ростов н/Д„ 2009; Духовное обустройство России: сб. ст. /науч. ред. Б.Н. Королев. Курск, 1996; Ельчанинов М.С. Социальная синергетика и катастрофы России в эпоху модерна. М., 2005; Зиновьев A.A. На пути к сверхобществу. М., 2000; Иванов В.Н. Россия: обретения будущего. М., 1996; Кара-Мурза A.A., Панарин A.C., Пантин И.К. Духовный кризис в России: есть ли выход? //Октябрь. 1996. № 5; Кортунов C.B. Россия: национальная идентичность на рубеже веков. М., 1997; Михайлова Р.В. Духовность крестьянства России XX века: социально-философский анализ. Чебоксары, 1997; Тонконогов A.B. Духовная безопасность современного российского общества: монография. М., 2009; Чубайс И.Б. От Русской идеи - к идее Новой России: как нам преодолеть идейный кризис. М., 1996; Шрейдер Ю.А. Ценности, которые мы выбираем: смысл и предпосылки ценностного выбора. М., 1999; Яковлев А.И. Государственная идеология. Калуга, 2001 и др.

2 См.; Беляева Е.В. Метаморфозы нравственности: динамика исторических систем нравственности. Мн., 20Ö7; Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. М., 1990; Блюмкин В.А. Нравственное воспитание: философско-этические основы. Воронеж, 1990; Дробницкий О.Г. Моральная философия: избр. труды. М., 20Ö2; Гусейнов A.A., Апресян. Р.Г. Этика. М., 2006; Каверин Б.И. Мо~ ралыю-правовая культура: монография- М., 2009; Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб., 1997; Разин A.B. Нравственный мир человека. М., 2002; Титаренко А.И. Мораль как особый способ освоения мира //Социальная сущность и функции нравственности. М., 1977; Шадриков В.Д. Происхождение человечности. М., 2003; Яковлев А.И., Кириллов Н.П. Сознание народа. Томск, 2000 и др.

альных общностей, нравственной составляющей их жизнедеятельности1. Их концепции использованы в диссертации в качестве теоретической основы социально-философского анализа духовно-нравственных качеств личности военнослужащего.

Вторая группа источников, важных для диссертации, посвящена исследованию феномена человека, различных аспектов, сторон и граней качеств личности: социальных, духовно-нравственных, общественно-политических, интеллектуально-мировоззренческих, ценностных, государственно-правовых, религиозных, коммуникативных, организационно-управленческих, военно-профессиональных и др.

Во всех без исключения работах данной группы2 подчеркивается неразрывная связь в социальном облике личности всех его составляющих при доминирующей, всепроникающей и интегрирующей роли духовно-

1 См.: Багаутдинов А.М. Проблемы взаимосвязи духовности и нравственности в историко-философской ретроспективе //Вестник Башк. ун-та Уфа, 2001. № 3; Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры //Вопросы философии. 1996. № 2; Валицкая А.П. Духовная культура России в модусах современного образования. СПб., 2003; Власова Т.И. Теоретико-методологические основы практики воспитания духовности школьника. Ростов н/Д., 1999; Духовность, художественное творчество, нравственность: материалы «круглого стола» //Вопросы философии. 1996. № 2; Корольков A.A. Духовная антропология. М., 2005; Фотиева И.В. Современная концепция морали: проблемы онтологии. Барнаул, 1998; Хомутцов C.B. Введение в философию духа: монография. Барнаул, 2006 и др.

2 См., например: Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968; Барулин A.C. Российский человек в XX веке. Потери и обретения себя. М., 2006; Бердяев H.A. О назначении человека. М., 1993: Бобикова Л.К. Формирование профессионально значимых качеств личности инженера у студентов технического вуза. Елабуга, 2001; Гуревич П.С. Философия человека: в 2 ч. М., 1999-2001; Джерелиевская И.К. Личностные основания социального порядка: аксиологический аспект. М., 2009; Зиновьев A.A. Глобальный человейник. М., 2003; Манта-това Л.В. Духовный императив устойчивого развития //Вестник Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 2003. № 2; Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб., 1997; Субегго А.И. Проблема качества человека и образования в контексте управления качеством жизни и императива выживаемости человека в XXI в. //Стандарты и качество. 1995. № 2; Его же. Качество человека как объект квалиметрии образования //Восьмой симпозиум: квалиметрия человека и образования. М., 1999. Ч. I; Сопова Н.В. Формирование духовно-нравственных качеств личности старшеклассника на основе ценностной проблемной ситуации: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Воронеж, 2009; Шепель В.М. Управленческая антропология: человековедческая компетентность менеджера. М., 2000 и др.

нравственных качеств, которые позволяют человеку реализовывать на практике свою роль и предназначение.

Третью группу составляют труды военных ученых, содержащие фи-лософско-методологические подходы к рассмотрению связи духовно-нравственных качеств личности с вооруженной защитой государства и общества.

Так, в рамках данной группы источников исследуются проблемы функционирования и развития духовно-нравственных качеств военного человека в условиях воинской деятельности1, социализации и моделирования духовно-нравственных качеств военнослужащих с учетом происходящих в российском социуме перемен, прежде всего в духовно-нравственной сфере жизни общества и человека2.

Заслуживают внимания также работы3, в которых исследуются проблемы российской военной истории, подготовки военных кадров, в част-

1 См.: Гидиринский В.И. Русская идея и армия. М., 1997; Грузков В.Н. Духовное в профессиональной подготовке военных кадров. Ставрополь, 1997; Музя-ков С.И. Ценностные основания воинской деятельности: монография. М., 2008; Клягин C.B. Пути к духовности //Актуальные вопросы исследования духовности российского офицера. M., 2000; Носков Ю.Г. Религиозный фактор и духовная безопасность. М., 2000; Петрий П.В. Духовные ценности общества и армия: монография. М., 2001; Чижик П.И. Духовная безопасность российского общества как фактор военной безопасности: монография. M., 2000; Чугунов В.М. Духовный потенциал военной безопасности государства: монография. Монино, 1998; Шевченко О.В. Духовные традиции военнослужащих Российской армии и их проявление в современных условиях: автореф. дис. ...канд. филос. наук. M., 2005 и др.

2 См., например: Вдовюк В.И. Военно-педагогические качества офицера и пути их формирования. М., 1971; Государственно-патриотическая идеология как фактор формирования духовного потенциала армии и флота: научно-теоретический труд. М., 1999; Лапшов В.А. Формирование профессиональной культуры офицера Российской армии: монография. М., 1999; Примаков B.JI. Социализация офицера в условиях военной службы (на примере Вооруженных Сил РФ): монография. М., 2000; Сухарев В.А. Социально-профессиональные качества офицера-пограничника и их формирование: монография. М., 2003; Чернавин Ю. А. Социальный статус военнослужащего: социально-философская концепция. M., 1997 и др.

3 См., например: Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в России. М., 1990; Какая армия нужна России //Российский военный сборник. M., 1995. Вып. 9; Морихин В.Е. Традиции офицерского корпуса России: научно-историческое исследование. М., 2003; О долге и чести воинской в армии российской: в 2 т. /Под ред. H.A. Панкова. М., 2009; Офицерский корпус русской армии: опыт самопознания//Российский военный сборник. М, 2000; Тюшкевич С. А. Борьба за огонь. М„ 2010 и др.

ности, традиции русской армии,- ее духовно-нравственные истоки и ценности.

Анализ законов войны и вооруженной борьбы, оборонной мощи государства и военного строительства в работах данной группы имеет важное методологическое значение для более детального изучения проблемы духовно-нравственных качеств личности военнослужащего и обоснования направлений их развития в условиях формирования нового облика Вооруженных Сил России.

Таким образом, труды указанных исследователей выступают методологической и теоретической основой социально-философского анализа духовно-нравственных качеств личности военнослужащего современной России. Несмотря на обширный круг научной литературы по данной проблеме, следует отметить, что отсутствуют специальные работы, систематизирующие накопленный материал о духовно-нравственных качествах военнослужащих как особом феномене их духовной культуры. До сих пор не уделяется должного внимания источникам, причинам и сущности духовных трансформаций, а также механизмам и факторам духовно-нравственной деградации духовного мира личности военнослужащего. Не акцентируется внимание на выявлении той тонкой грани в активности личности, перешагнув которую позитивные человеческие качества деформируются и превращаются в свои противоположности.

Таким образом, актуальность темы исследования, недостаточная степень ее разработанности в научной литературе предопределили выбор объекта и предмета исследования, его цель и задачи.

Объектом диссертационного исследования выступает духовно-нравственная жизнь общества и личности как особый феномен культуры российского социума. Предметом исследования - трансформация ду-ховно-нравствениых качеств личности военнослужащего Российской армии в современных условиях.

Цель диссертационного исследования заключается в осуществлении социально-философского анализа существенных признаков, содержания, особенностей, классификации и функций духовно-нравственных качеств личности военнослужащего Российской армии, их динамики и направлений совершенствования в условиях формирования современного облика Вооруженных Сил России.

Предмет исследования и его цель предопределили постановку и решение следующих научных задач:

- уточнить и проанализировать сущность духовно-нравственных качеств личности военнослужащего Российской армии в современных условиях;

— обосновать классификацию духовно-нравственных качеств личности военнослужащего на основе их функционального предназначения;

- выявить особенности духовно-нравственных качеств российского военнослужащего и дать содержательную их характеристику;

— рассмотреть динамику духовно-нравственных качеств личности военнослужащего и обосновать приоритетные направления их развития на этапе формирования нового облика Вооруженных Сил России.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составили идеи и положения философского наследия по проблемам человека, его бытия в социуме, духовности и социальных качеств личности, социального статуса российского военнослужащего, его социализации в сложных условиях реформирования общества и Вооруженных Сил России. В работе представлены итоги осмысления научных материалов научно-практических конференций и семинаров, диссертаций и авторефератов диссертаций, публикаций в научных журналах, средствах массовой информации по теме исследования.

Непосредственно методологическую основу диссертации составили основные положения социально-философской науки, ее понятийно-категориальный аппарат применительно к объекту и предмету исследования; социокультурный, структурно-содержательный, функционально-деятельностный, аксиологический подходы; принципы социального детерминизма, преемственности и т.д.

Эмпирическая база исследования включает результаты анализа руководящих документов, регламентирующих деятельность Министерства обороны в области воспитания и образования, результаты социологических исследований по вопросам развития духовно-нравственной составляющей жизнедеятельности личности и общества в современных условиях; контент-анализ материалов периодической печати по проблеме, а также обобщение опыта практической деятельности в воинских коллективах.

И. СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Структура работы подчинена цели и задачам исследования и состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, раскрывается степень ее научной разработанности в литературе, определяются объект и предмет исследования, формулируются его цель и задачи, указывается теоретико-методологическая и эмпирическая основа диссертации, определяется научная новизна и формулируются положения, выносимые на защиту.

В первом разделе—«Сущность, классификация и социальные функции духовно-нравственных качеств личности военнослужащего Российской армии» — основное внимание уделено рассмотрению существенных характеристик (признаков) духовно-нравстаенных качеств личности военнослужащего современной Российской армии, определению основных социальных функций и оснований для классификации данного духовного явления.

Решение указанной исследовательской задачи предполагает использование методологии социально-философского анализа, основу которой составляют следующие принципы: антропоцентризма; феноменологический; соответствия изучения и развития духовно-нравственных качеств личности военнослужащего актуальным потребностям российского государства, целям и задачам военного строительства; адекватности приемов, средств и процедур исследования специфике духовно-нравственных качеств личности военнослужащего; гармонизации объективного и субъективного аспектов в содержании духовно-нравственных качеств личности воина; взаимосвязи должного (желаемого) и практического (реального) в изучении и развитии духовно-нравственных качеств военнослужащего; социокультурной опосредованности методологических средств и принцип деятельности. Указывается, что названные принципы служат методологической базой исследования духовно-нравственных качеств личности военнослужащего как фактора укрепления духовного потенциала Российской армии.

В работе подчеркивается, что базовой основой личности (в том числе и военнослужащего) во всех сферах жизнедеятельности является нравственность как внутреннее духовное качество, как потребность поступать в соответствии с требованиями этики и морали, способность творить добро, приносить людям благо. Дана содержательная характеристика ком-

понентов нравственности личности военнослужащего: а) в сознании -нравственных знаний, чувств и эмоций, воли, ценностных ориентаций (предпочтений); б) в мировоззрении - нравственных идеалов, ценностных знаний, норм и принципов жизни, нравственных потребностей и интересов, убеждений и верований; в) в социальных качествах - способности к добру, благу, гуманизму и справедливости, уважению себя и других и т.п. Дёлается вывод, что нравственность есть основа формирования личностных качеств военнослужащего, которые характеризуют его как профессионала и представителя общества, способствуют качественному выполнению им своего предназначения как гражданина-патриота, защитника своего Отечества, в целом - обеспечению безопасности личности, общества и государства.

В работе уточняется сущность категории «качество» применительно к личности военнослужащего, анализируются особенности ее проявления в современном обществе. Под качеством понимается категория, выражающая неотделимую от бытия объекта его существенную определенность, а также проявляющаяся как полезность, ценность и адекватность объектов бытия определенным требованиям, потребностям и нормам. Эти аспекты в полной мере можно отнести и к характеристике качеств человека вообще, и к личности военнослужащего в частности с учетом специфики их бытия.

На основе анализа имеющихся работ, исходя из взаимосвязи духовности и нравственности, в работе рассмотрены четыре подхода к определению духовно-нравственных качеств личности: а) квалитативный (качественный), в котором духовно-нравственные качества человека представляют собой идентификационные признаки, имеющие определяющее значение в личностной саморегуляции поведения, общения и деятельности индивида; б) ценностно-гуманистический, акцентирующий позитивно-человеческую ориентацию духовного мира и внешней активности индивида в доминанте ценностных отношений к реальности; в) нравственно-этический, который представлен совокупностью моральных идеалов, норм, принципов, этических правил и ценностных ориентаций, определяющих направленность поиска и реализацию смысложизненных целей личности в процессе своей жизнедеятельности; г) религиозный, в котором элементы иерархически упорядоченной системы духовно-нравственного восхождения человека, следующего «заповедям блаженства», выступают качественными характеристиками чувствования и мышления, образа жизни личности верующего.

Содержание данных подходов, анализ результатов исследований ученых позволяют сделать вывод о том, что личность представляет собой систему социально значимых качеств человека (в том числе и духовно-нравственных качеств как части данной системы), индивидуальную форму бытия общественных отношений, меру социального в человеке.

В работе на основе выделенных особенностей воинского труда дано авторское сущностное определение духовно-нравственным качествам военнослужащего, которые представляют собой социально значимые (ценностные) характеристики (черты) духовного мира, а также поведения, общения и деятельности воина, отмеченные нравственной доминантой и позволяющие ему реализовывать свой внутренний потенциал, статус и роль в обществе как гражданина-патриота страны и как защитника своего Отечества.

Анализ существующих подходов к классификации данного духовного феномена позволил выделить основные группы духовно-нравственных качеств, содержание которых указывает на особенности духовного мира и культуры российского военнослужащего: а) общесоциальные (по отношению к обществу и государству): лояльность к политической власти, верность Конституции страны и своему народу, патриотизм, уважение к истории страны, государства и армии, правдивость, трудолюбие, чуткость к людям и др.; б) военно-профессиональные (по отношению к военной службе): верность воинскому долгу, военно-управленческая культура, организованность, творчество, инициатива, целеустремленность, ответственность, решительность, настойчивость, смелость, мужество, героизм; дисциплинированность, стойкость, самообладание, коллективизм, взаимовыручка, товарищество и др.; в) межличностные (по отношению к воинскому коллективу, семье, родителям, родным, товарищам, сослуживцам и подчиненным): благородство, товарищество, доброта, честность, порядочность, великодушие, принципиальность, требовательность, справедливость, личная примерность, следование боевым традициям, непримиримость к нарушениям норм воинской морали и др.; г) внутриличностные (по отношению к самому себе): достоинство, скромность, взыскательность, честолюбие, самооценка, самоконтроль, стремление к самовоспитанию и самообразованию, критическое отношение к своим действиям и поступкам, соизмерение их с ценностями общества, армии и воинского коллектива и др. В целом вся совокупность духовно-нравственных качеств личности военнослужащего в работе представлена как система общих, конкретных и специфических качеств.

Наличие духовно-нравственных качеств у личности военнослужащего делает возможным их реальное функционирование, что позволило выделить и аргументировать социальные функции данного духовного феномена: мировоззренческую; методологическую; воспитательную; коммуникативную, аксиологическую; аккумулятивную (накопительную); перспективно-прогностическую по стратегически жизненным целям и мотивам деятельности личности военнослужащего; детерминационно-императивную; управленческую; тестирующую; ориентационную по проблемам обеспечения национальной и духовной безопасности личности, общества и государства и др. Обозначенные социальные функции духовно-нравственных качеств личности военнослужащего в современных условиях российской государственности позволяют рассматривать их как реально существующие, требующие внимания общества и государства и реализующие предназначение воинской службы и гражданственности.

Во втором разделе - «Духовно-нравственные качества личности военнослужащего Российской армии: особенности и содержание» -раскрываются специфика и содержание духовно-нравственных качеств личности военнослужащего в современных условиях.

■ Исходя из обоснования ряда специфических черт современной воинской деятельности, в разделе выделены особенности духовно-нравственных качеств личности военнослужащего. 1. Носителем духовно-нравственных качеств является личность военнослужащего, характеризующаяся как общесоциальными, так и специфическими чертами, которые реализуются при осуществлении воинской службы и вооруженной защиты Отечества. 2. Духовно-нравственные качества ьоеннослужащих проявляются в условиях особой значимости происходящих событий, связанных с обороной страны и миротворчеством, понимания личной причастности к ним и к достижению успеха. 3. Духовно-нравственные качества военнослужащих отличаются направленностью на использование оружия и военной техники при выполнении задач воинской службы. 4. Основой выполнения профессиональной деятельности военнослужащих выступает коллективизм, войсковое товарищество, толерантность, взаимовыручка и другие духовно-нравственные качества личности, содержание которых составляет чувствование и понимание необходимости совместных действий, согласованных со своими командирами и товарищами по ратному делу. 5. На качество воинской деятельности значительное влияние оказывают условия быстрой смены обстановки, новизна и трудности при решении стоящих перед военнослужащими задач. 6. Ду-

ховно-нравственные качества личности военнослужащего проявляются в условиях постоянной угрозы для жизни и здоровья самих военнослужащих, которые зачастую в чрезвычайных ситуациях, спасая жизни других людей, подвергают опасности свою собственную. 7. Современная профессиональная деятельность военнослужащих осуществляется в условиях весьма неблагоприятной социальной обстановки в армии и на флоте, материальной неудовлетворенности и социально-бытовой неустроенности, переживаний за свое будущее и будущее своих родственников и т.п. 8. Духовно-нравственные качества военнослужащих сегодня проявляются и развиваются в условиях формирования нового облика Вооруженных Сил России и др.

• Особенности проявления духовно-нравственных качеств личности военнослужащего Российской армии обусловлены современными обстоятельствами. Среди них выделяются: а) особенности, обусловленные субъектов воинской деятельности, отношением самих военнослужащих к себе и воинской службе; б) особенности, детерминированные объектом деятельности военнослужащих, в качестве которого могут выступать Служебные обязанности и сама воинская служба, а также вооруженные силы противника, вооруженная борьба и военные конфликты, оружие и военная техника, военнослужащие и воинские коллективы; в) особенности, связанные с характером проявления и реализацией духовно-нравственных качеств личности военнослужащего в процессе воинских отношений, а также с процессом овладения военной техникой и оружием.

В числе значимых для жизнедеятельности военнослужащего и выполнения им своего воинского долга выделены следующие духовно-нравственные качества: чувство патриотизма, воинская честь, воинский долг, достоинство личности, общая культура личности, совесть, военно-профессиональная компетентность, дисциплинированность, тактичность, справедливость, свобода и ответственность, нравственная воля, смысло-ценностное самоутверждение личности, свобода совести и др.

В заключении раздела делается вывод о том, что духовно-нравственные качества личности военнослужащего находятся в тесной взаимосвязи и во взаимопроникновении. Являясь ядром духовного мира воина, они непосредственно влияют на формирование и содержание духовной стороны жизнедеятельности военного человека, воинского коллектива и армии в целом. В содержании духовно-нравственных качеств военнослужащего современной Российской армии наиболее предметно выражен деятельностный аспект, направленный на развитие самого во-

еннослужащего, его сознания и мировоззрения и социальных качеств, на оптимизацию воинской деятельности в целом.

В третьем разделе - «Динамика и направления развития духовно-нравственных качеств личности военнослужащего Российской армии в современных условиях» - рассматриваются вопросы развития духовно-нравственных качеств личности военнослужащего в современных условиях.

В разделе обоснованы факторы, которые детерминируют процесс поиска наиболее приемлемых и оптимальных направлений развития духовно-нравственных качеств личности военнослужащего в современных условиях. Во-первых, поиск новых подходов к анализу сущности и содержания ценностных оснований любой деятельности, в том числе и воинского труда. Во-вторых, девальвация в общественном сознании таких духовно-нравственных качеств человека, как жертвенность, верность долгу, гражданственность, милосердие, патриотизм, гуманизм, и других, что является серьезным препятствием на пути развития ценностного компонента духовности российских граждан, воинов армии и флота. В-третьих, становление и культивирование новых духовно-нравственных ориентиров российских граждан (в том числе военнослужащих). В-четвертых, поиск оптимальных способов повышения устойчивости морально-психологического состояния личного состава, совершенствования духовно-нравственных качеств каждого военнослужащего в целях эффективного выполнения поставленных перед армией и флотом задач. В-пятых, обоснование новых форм и методов воспитания военнослужащих с учетом изменений, происходящих в российском обществе и государстве. Эти и другие факторы настоятельно требуют не только рассмотрения динамики (изменения) духовно-нравственных качеств личности военнослужащего в современных условиях, но и поиска оптимальных направлений развития данного феномена.

К числу условий и факторов объективного характера, влияющих на динамику духовно-нравственных качеств личности военнослужащего и актуализирующих их развитие, относятся: а) пространственно-природные особенности обитания российских граждан (размер территории, ландшафт, климат и другие составляющие); б) ценностное пространство, включающее в себя содержание национальной культуры и систему ценностей, культивируемых в российском обществе; в) общественное бытие как совокупность экономических, социальных, политико-правовых и духовных условий жизнедеятельности социума и человека; г) военная макросреда, то есть история и уклад жизни военной организа-

ции, ее ценности и традиции, а также существующий кодекс поведения военнослужащего, стиль управления, условия и особенности воинского труда, определяемые спецификой решаемых воинскими коллективами задач; д) экспансия чуждых российской цивилизации образцов западной культуры; е) внедрение и распространение нетрадиционных религиозных верований в целях уничтожения самобытности и цивилизационной идентичности российского общества; ж) формирование нового типа человека в условиях глобализации и др.

В качестве субъективных факторов и условий, влияющих на процесс функционирования и развития духовно-нравственных качеств личности военнослужащего, изучены: а) человек как субъект воинской деятельности с его мировоззрением и степенью социальной активности, т.е. личностным отношением ко всему происходящему вокруг; б) деятельность субъектов по повышению статуса воинского труда как социально значимого; в) доктринальные установи на роль субъектов общества в обеспечении духовной безопасности российского социума; г) совокупность идей, подходов, концепций, принимаемых законодательных актов о месте и роли воина в обществе, значении ценностных оснований для деятельности военнослужащих; д) совокупность методов и средств деятельности субъектов общественного развития по формированию личности военнослужащего как гражданина и патриота своей страны; е) деятельность командиров и начальников по воспитанию военнослужащих и др.

Динамика духовно-нравственных качеств личности военнослужащего и их обусловленность совокупностью условий и факторов различной направленности предполагают выработку и обоснование ряда направлений развития данного духовного явления. К таким направлениям относятся: а) сохранение преемственности в наследовании исторического опыта российской государственности как источника и регулятора развития российского общества и Вооруженных Сил страны, их духовной составляющей; б) возрождение в новых условиях национального духовного самосознания российского общества и выработка на государственном уровне единых приоритетов духовной жизни; в) проведение продуманной, обоснованной и понятной большинству россиян военной политики в области безопасности страны; обеспечение со стороны государства высокого социально-правового статуса воинской службы; повышение ее престижа и авторитета в обществе; г) смысло-ценностное самоутверждение человека как личности, соблюдение его достоинства, прав и свобод на основе Конституции России; д) развитие сотрудничества Вооруженных Сил страны с традиционными религиозными конфессиями в целях

осуществления права свободы совести и вероисповедания личности военнослужащего; е) осмысление и переоценка военнослужащими содержания духовно-нравственных качеств и их самосовершенствование сообразно требованиям сегодняшнего времени; ж) приобщение военнослужащих к ценностям и традициям, культивируемым в обществе, а также их освоение в целях развития социальных качеств и др.

Реализация обозначенных и других направлений во многом будет способствовать формированию зрелой в духовном отношении личности военнослужащего, способного надежно и качественно выполнять свой гражданский и воинский долг.

В заключении подводятся итоги исследования, формулируются выводы и научно-практические рекомендации, предложения по реализации полученных результатов.

Список литературы отражает основные источники, используемые при написании диссертации.

Объем диссертации-179 страниц.

III. НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБОСНОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ, ВЫНОСИМЫХ НА ЗАЩИТУ

Научная новизна диссертационного исследования выражается:

- в уточнении и анализе существенных признаков духовно-нравственных качеств личности военнослужащего Российской армии в современных условиях;

- проведении классификации духовно-нравственных качеств личности военнослужащего на основе их функционального предназначения;

- выявлении особенностей духовно-нравственных качеств личности военнослужащего и характеристике их содержания на современном этапе функционирования;

- рассмотрении динамики духовно-нравственных качеств личности военнослужащего и обосновании приоритетных направлений их развития на этапе формирования нового облика Вооруженных Сил России.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Духовно-нравственные качества личности военнослужащего представляют собой социально значимые (ценностные) характеристики (черты) духовного мира, а также поведения, общения и деятельности воина, отмеченные нравственной доминантой и позволяющие ёму реали-зовывать свой внутренний потенциал, статус и роль в обществе как гражданина-патриота страны и как защитника своего Отечества.

Философская рефлексия исходных понятий «духовность», «моральность», «нравственность» и «качества личности» позволяет выработать современное понимание категории «духовно-нравственные качества личности военнослужащего», отражающей существенные характеристики сознания, мировоззрения, а также внешней активности военнослужащего в процессе его жизнедеятельности.

Социально-философский аспект анализа духовно-нравственных качеств личности военнослужащего предполагает рассматривать их как реально существующее в обществе (наряду с другими) явление, выполняющее определенные функции. В этом случае основное внимание сосредоточивается на познании действенной стороны духовного мира личности военнослужащего, раскрытии активной, творческой и преобразующей ее роли в функционировании гражданского общества и военной организации. В конечном итоге духовно-нравственные качества выступают ценностной основой формирования и развития военнослужащего как личности. Стабильность и позитивная содержательность данного социального явления определяют нравственное здоровье военнослужащего, характер его действий в условиях морального выбора, а также позволяют выработать направления целенаправленного воздействия на процесс их развития в целях формирования воина как цельной во всех отношениях личности.

2. Военнослужащие выступают носителями различных конкретных военных профессий и специальностей, что предполагает функционирование и развитие многоплановых духовно-нравственных качеств личности воина. Эти и другие обстоятельства позволяют классифицировать духовно-нравственные качества личности военнослужащего и как гражданина, и как военного профессионала. Выделяются следующие основные группы духовно-нравственных качеств личности воина: а) общесоциальные (по отношению к обществу и государству); б) военно-профессиональные (по отношению к военной службе); в) межличностные (по отношению к воинскому коллективу, семье, родным, товарищам, сослуживцам и подчиненным); г) внутриличностные (по отношению к самому себе).

Разнообразие современных подходов к анализу духовно-нравственных качеств личности военнослужащего требует их систематизировать по базовым основаниям. В диссертации обоснованы: а) общесоциальные духовно-нравственные качества: лояльность к политической власти, верность Конституции страны и российскому народу, патриотизм, уважение к истории страны, государства и армии, правдивость,

трудолюбие, чуткость к людям и др.; б) военно-профессиональные: верность воинскому долгу, военно-управленческая культура, организованность, творчество, инициатива, целеустремленность, ответственность, решительность, настойчивость, смелость, мужество, героизм; дисциплинированность, стойкость, самообладание, коллективизм, взаимовыручка, товарищество и др.; в) межличностные: благородство, товарищество, доброта, честность, порядочность, великодушие, принципиальность, требовательность, справедливость, личная примерность, следование боевым традициям, непримиримость к нарушениям норм воинской морали и др.; г) виутриличностные: достоинство, скромность, взыскательность, честолюбие, самооценка, самоконтроль, стремление к самовоспитанию и самообразованию, критическое отношение к своим действиям и поступкам, соизмерение их с ценностями общества, армии и воинского коллектива и др.

Характеристика каждой из групп духовно-нравственных качеств личности военнослужащего подчеркивает их диалектическую взаимосвязь, условность разделяющих границ. Поэтому, например, говоря о межличностных качествах личности военнослужащего, их можно представить как относительно самостоятельную группу или как синтетические, интегрирующие качества по отношению к другим духовно-нравственным качествам военнослужащего.

Система духовно-нравственных качеств личности военнослужащего включает в себя также качества различной степени общности. Выделение групп духовно-нравственных качеств в данной системе условно и не является жестким и абсолютным. Условность деления определяется тесной взаимосвязью содержания духовно-нравственных качеств, их взаимообусловленностью и взаимопроникновением. Эти группы определяют сущностные характеристики военнослужащего как личности и указывают на особенности его духовного мира и культуры.

3. Содержание духовно-нравственных качеств личности военнослужащего обусловлено рядом особенностей, которые существенно влияют на формирование духовного облика военнослужащего Российской армии, детерминированы совокупностью объективных и субъективных факторов и условий.

Анализ функционирования Вооруженных Сил России в современных условиях позволяет заключить, что содержание духовно-нравственных качеств личности военнослужащего обусловлено рядом особенностей: носителем духовно-нравственных качеств является личность военнослужащего, характеризующаяся как общесоциальными, так и специфиче-

скими чертами, которые реализуются при осуществлении воинской службы и вооруженной защиты Отечества; духовно-нравственные качества военнослужащих проявляются в условиях особой значимости происходящих событий, связанных с обороной страны и миротворчеством, понимания личной причастности к ним и к достижению успеха; духовно-нравственные качества военнослужащих отличаются направленностью на использование оружия и военной техники при выполнении задач воинской службы; современная профессиональная деятельность военнослужащих осуществляется в условиях неблагоприятной социальной обстановки в армии и на флоте, материальной неудовлетворенности и социально-бытовой неустроенности, переживаний за свое будущее и будущее своих родственников и др.

Данные и другие особенности, а также содержание духовно-нравственных качеств личности военнослужащего обусловлены: а) субъектом воинской деятельности, то есть самим военнослужащим; б) объектом воинской деятельности, который весьма многогранен; в) характером проявления и реализацией духовно-нравственных качеств в процессе воинской деятельности, а также результатами воинского труда.

Социально-философский анализ содержания духовно-нравственных качеств личности военнослужащего современной Российской армии показал, что оно изменчиво и подвижно. В этом содержании диалектически взаимодействуют устойчивые и нестабильные моменты, которые придают определенную (позитивную или негативную) направленность развитию процесса функционирования и проявления духовно-нравственных качеств личности воина в условиях формирования современного облика Вооруженных Сил России, влияют на эффективность внешней активности военнослужащего в современных условиях.

4. Динамика духовно-нравственных качеств личности военнослужащего современной Российской армии обусловливается совокупностью объективных и субъективных факторов, возникновением и разрешением разнообразных социальных противоречий, что предполагает выбор приоритетных направлений развития данного феномена.

Изменение и взаимодействие духовно-нравственных качеств личности военнослужащего России обусловливаются не только наличием совокупности объективных и субъективных факторов и условий, но и разрешением разнообразных социальных противоречий и проблем, что придаёт указанному феномену импульс дальнейшего развития и саморазвития. Это дает основания утверждать о наличии множества вариантов, модификаций функционирования и развития духовно-нравственных ка-

честв личности военнослужащего, о необходимости поиска и выбора эффективных направлений их совершенствования в современных условиях.

Выделение и обоснование направлений целесообразно с точки зрения дальнейшего развития духовно-нравственных качеств военнослужащего, составляющих каркас его духовного мира и активно влияющих на социализацию воина. К ним относятся следующие: сохранение преемственности в наследовании исторического опыта российской государственности как источника и регулятора развития духовной составляющей российского общества и Вооруженных Сил страны; возрождение национального духовного самосознания российского общества и выработка на государственном уровне единых приоритетов духовной жизни; обеспечение со стороны государства высокого социально-правового статуса воинской службы, повышение ее престижа и авторитета в обществе; смысло-ценностное самоутверждение человека как личности; развитие сотрудничества Вооруженных Сил страны с традиционными религиозными конфессиями; осмысление и переоценка военнослужащими содержания духовно-нравственных качеств и их самосовершенствование; приобщение военнослужащих к ценностям и традициям, культивируемым в обществе, а также их освоение и др.

Представляется, что обоснование и реализация данных направлений во многом будет способствовать сужению сферы влияния негативных факторов и тенденций на профессиональную деятельность военнослужащих. Такой подход позволяет создать необходимые благоприятные условия для решения задач по формированию современного облика Вооруженных Сил России, обеспечить устойчивость и позитивную активность военнослужащих в служебной и внеслужебной деятельности.

IV. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО АПРОБАЦИЯ

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в углублении и расширении социально-философских знаний о сущности, содержании и особенностях проявления духовно-нравственных качеств личности военнослужащего армии и флота, динамике и направлениях их развития в современных условиях. Полученные в исследовании результаты социально-философского анализа могут рассматриваться в качестве основы для дальнейшего изучения места и роли, состояния и совершенствования духовных компонентов воинской деятельности военнослужа-

щих Вооруженных Сил России Выводы диссертации могут быть использованы в интересах дальнейшего теоретического осмысления состояния и развития ценностных оснований профессиональной деятельности военнослужащих как Вооруженных Сил РФ, так и других силовых структур государства.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в аргументации возможности и необходимости совершенствования системы духовно-нравственных качеств личности военнослужащего, принятии на различных управленческих уровнях научно обоснованных решений по повышению эффективности военно-профессиональной деятельности военнослужащих армии и флота России. Положения и выводы диссертационного исследования могут иметь практическое значение для военных кадров, педагогических коллективов, научных организаций, проводящих исследования в области духовной жизни армии и флота.

Результаты социально-философского анализа духовно-нравственных качеств личности военнослужащего современной Российской армии позволяют констатировать, что выдвинутые и обоснованные автором замысел и концепция исследования нашли свое подтверждение в научно-теоретическом и практическом отношении. Проведенное исследование проблем, поставленных в диссертации, позволяет предложить ряд рекомендаций, выделенных в следующие группы.

1. Рекомендации, касающиеся дальнейшей теоретической разработки поднятой проблемы:

- сформулированные выводы могут служить методологической основой исследования преемственности развития духовно-нравственных качеств личности военнослужащего на разных этапах функционирования российского социума;

- идеи и результаты исследования могут служить основанием для междисциплинарного исследования проблем совершенствования профессиональной деятельности военнослужащих силовых структур и выработки необходимых духовно-нравственных качеств личности;

- выводы диссертации могут явиться базой социально-философского анализа проблем формирования системы качеств в духовном мире военнослужащих, армии и флота в современных условиях развития российской цивилизации;

- положения и выводы исследования могут послужить базой для создания научно обоснованной системы управления процессом развития духовно-нравственных качеств личности военнослужащего России в условиях воинской деятельности и др.

Предложенные рекомендации могут быть предметом дальнейших исследований и изучения их учеными, специалистами в области воспитания и обучения личного состава.

2. Рекомендации непосредственно практического характера:

а) военным ученым и педагогам вузов материал диссертации можно использовать в следующих целях:

- для проведения занятий по социальной философии, этике, эстетике, философии управления, политологии, социологии, психологии, культурологии;

- разработки учебно-методических пособий, в частности, «Духовно-нравственные качества личности военнослужащего: особенности и направления развития»;

- проведения межвузовских научно-практических конференций и научных дискуссий по проблемам формирования профессиональной культуры военнослужащих.

б) специалистам в области воспитания и представителям средств массовой информации материал диссертации окажет помощь:

- в разработке методик изучения особенностей проявления социальных качеств военнослужащих в различных условиях их деятельности;

- корректировке содержания планов общественно-государственной и командирской подготовки личного состава по изучению проблем, связанных с духовным развитием военнослужащих и ценностных аспектов их деятельности;

- изучении индивидуальных духовно-нравственных и морально-психологических качеств различных категорий военнослужащих и особенностей их проявления в условиях воинской деятельности;

- проведении тематических передач в средствах массовой информации и написании публикаций по проблемам развития российского общества и его военной организации, содержания и динамики развития социальных качеств личности в различных сферах ее деятельности.

Рассмотренные в диссертации проблемы, безусловно, не охватывают всего спектра вопросов, касающихся содержания и динамики развития духовно-нравственных качеств личности военнослужащего России. Автор надеется, что полученные результаты и выводы исследования, их учет в практической деятельности всех субъектов общественного развития позволит снизить остроту проблемы формирования зрелой в духовном отношении личности воина, способной внести весомый вклад в обеспечение безопасности современной и будущей России.

Апробация исследования. Отдельные теоретические положения диссертации обсуждались на кафедре философии и религиоведения Военного университета, в выступлениях на научно-практических конференциях и семинарах, заседаниях Военно-философского общества «Мегапир», в ходе проведения занятий с курсантами и слушателями Военного университета.

Основные результаты исследования отражены в следующих публикациях:

а) в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ:

1. Манерко И.В. Духовно-нравственные качества личности военнослужащего Российской армии: сущность и основное содержание //Вестник Военного университета. 2010. № 2. 0,5 п.л.;

б) в других изданиях:

2. Манерко И.В. Профессиональная компетентность как духовно-нравственное качество управленца //Материалы VIII межвузовской научно-практической конференции «Вопросы экономики и управления в контексте комплексного развития региона» (29 мая 2010 г.). Череповец, 2010. 0,5 п.л.

3. Манерко И.В. Особенности функционирования духовно-нравственных качеств военнослужащего в социокультурном пространстве современной России //Пространство и время. 2011. № 3. 0,5 п.л.

Общий объем публикаций по теме диссертационного исследования составил 1,5 пл.

И. Манерко

Подписано в печать 17.02.2011 г. Заказ 237. Формат 60x84/(6. Объем 1,5 пл. Тираж 100 экз. Типография Военного университета.

 

Текст диссертации на тему "Духовно-нравственные качества личности военнослужащего современной Российской армии: сущность, особенности и направления развития"

ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра философии и религговедения

На правах рукописи

04201357296

Манерко Ирина Васильевна

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА

ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУ ЖАЩЕГО СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ АРМИИ: СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ (социально-философский анализ)

Специальность 09.00.11 - социальная философия

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель -доктор философских наук, профессор Петрий П.В.

Москва - 2013

Оглавление

Введение................................................................................................................................................................3-13

Раздел 1. Сущность, классификация и социальные функции духовно-

нравственных качеств личности военнослужащего Российской армии... 14-60 Раздел 2. Духовно-нравственные качества личности военнослужащего

Российской армии: особенности и содержание....................................................................61-113

Раздел 3. Динамика и направления развития духовно-нравственных качеств личности военнослужащего Российской армии в современных

условиях................................................................................................................................................................114-160

Заключение..........................................................................................................................................................161-171

Список литературы....................................................................................................................................172-179

ВВЕДЕНИЕ

Происходящие в современной России изменения в различных областях жизнедеятельности общества и человека предполагают исследование глубинных процессов преобразований, в том числе и в области духовно-нравственной сферы деятельности личности. Это, в свою очередь, вызывает необходимость расширения и уточнения содержания многих категорий и понятий социально-гуманитарной сферы, что могло бы более полно отразить и описать реалии современных социальных процессов, перспективы культурной самоидентификации общества, проблемы социальной политики государства. К таковым принадлежит и понятие «духовно-нравственные качества личности», которое благодаря своей многозначимости и универсальности сегодня прочно вошло в лексикон как научной, так и обыденно-практической сфер познания.

Обращение к проблеме духовно-нравственных качеств личности военнослужащего современной Российской армии связано прежде всего с тем, что нравственный аспект военной профессии в отличие от других видов деятельности составляет одну из важнейших ее сторон. Нравственно-гуманистический характер носят ее направленность и целевое назначение. В деятельности военнослужащего многое зависит от нравственности избранных средств, так как для сохранения жизни подчиненных и сослуживцев, выполнения приказов и поставленных задач порой необходимы не только профессиональная компетентность, но и гуманизм, взаимовыручка, бескомпромиссность, определенное мужество. Именно поэтому проблемы исследования духовно-нравственных качеств личности военнослужащего, ее духовной готовности к служению Родине и своему народу, выполнению профессионального долга по обеспечению безопасности общества и государства должны рассматриваться как важное звено формирования современного облика Вооруженных Сил России.

Актуальность темы исследования обусловлена следующими обстоятельствами.

Во-первых, противоречивые процессы развития духовной сферы современного российского социума настоятельно требуют исследования духовно-

нравственной проблематики во всех основных видах его жизнедеятельности, обоснования важности исторически непреходящих ценностно-нравственных ре-гулятивов, способствующих укреплению социального и духовного здоровья, согласия и прочности общества и его военной составляющей: наполнения их новым содержанием применительно к сегодняшним реалиям.

Во-вторых, изменение условий и принципов деятельности военнослужащих Российской армии в современных условиях требует совершенствования системы их профессиональной подготовки. В частности, стоят задачи повышения уровня их служебно-профессиональной выучки, формирования навыков и умения принимать нестандартные решения, проявлять высокую профессиональную мобильность, социально-психологическую устойчивость и надежность при выполнении поставленных задач в экстремальных условиях. Чтобы их решать, воинам необходимо овладеть комплексом духовно-нравственных качеств - ценностной основой его профессиональной деятельности.

В-третьих, обращение к проблеме духовно-нравственных качеств личности военнослужащего современной Российской армии связано также с тем, что нравственная сторона военной профессии является детерминирующим и мотивацион-ным фактором внешней активности личного состава. Нравственно-гуманистический характер имеет направленность личности военнослужащего, отношение к военной присяге и воинскому долгу. В содержании самой деятельности военнослужащего многое зависит от избранных морально-нравственных ценностей.

В-четвертых, важным представляется определение перспектив развития духовно-нравственных качеств личности военнослужащего в российском обществе как фактора оптимизации воинской деятельности. Данная задача трудна для конкретно-практического решения. Но она может быть осмыслена в философско-прогностическом и мировоззренческом аспектах, в соответствии с основными направлениями развития российского общества, в том числе с формированием духовно зрелой личности воина как гражданина и защитника Отечества.

Таким образом, проблема изучения духовно-нравственных качеств личности военнослужащего в условиях существенных организационных изменений Воору-

женных Сил, особенностей их функционирования как института государства и общества приобретает актуальное значение, поскольку она непосредственно связана с повышением качественного уровня безопасности страны, новым обликом армии и флота, морально-психологическим состоянием самих военнослужащих.

Степень научной разработанности проблемы. Получить представление об уровне социально-философского осмысления духовно-нравственных качеств личности военнослужащего Российской армии можно на основе анализа имеющихся теоретических источников, объединив их в три группы.

Первую группу составляют работы отечественных и зарубежных авторов, в которых рассматривается духовно-нравственная проблематика общества и личности. Поскольку армия выступает институтом не только государства, но и общества, их содержание можно увязать и с исследованиями армейской духовно-нравственной проблематики. Так, в трудах А.И. Арнольдова, A.C. Барулина, О.Н. Козловой, А.Б. Лебедева, A.B. Сергеевой, А.К. Уледова, В.Г. Федотовой, А.Ю. Шеманова и других обстоятельно проанализированы духовно-нравственные образования, характеризующие общество как целостную, относительно самостоятельную систему1.

Духовность как сущностная характеристика и основа жизнедеятельности общества и личности всесторонне исследована в работах В.У. Бабушкина, В.Н. Волкова, В.Н. Грузкова, М.С. Кагана, С.Б. Крымского, В.И. Ксенофонтова, O.A. Мат-вейчева, В.И. Мурашова, Г.В. Платонова и А.Д. Косичева, А.Н. Троепольского,

С.С. Хоружего и др.

1 См., например: Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. М., 1992; Барулин A.C. Российский человек в XX веке. Потери и обретения себя: монография. М., 2006; Духовные аспекты бытия: сб. науч. тр. /под ред. П.Е. Матвеева. Владимир, 2000; Духовная жизнь общества: состояние и проблемы управления /редкол.: В.М. Утенков (отв. ред.) и др. М., 1992; Козлова О.Н. Социология духовной жизни. М., 2004; Лебедев А.Б. Духовное производство: сущность и функционирование: социально-философский аспект. Казань, 1991; Сергеева A.B. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность. М., 2008; Уледов А.К. Духовное обновление общества. М., 1990; Федотова В.Г. Хорошее общество. М., 2.005; Шеманов А.Ю. Самоидентификация человека и культура: монография. М., 2007 и др.

2 См.: Бабушкин В.У. Философия духа (опыт интенциального анализа). М., 1995; Волков В.Н. Онтология личности. Иваново, 2001; Грузков В.Н. Духовное и профессионализм. Ставрополь, 1996; Каган М.С. О духовном (опыт категориального анализа) //Вопросы философии. 1985. № 9; Крымский С.Б. Контуры духовности: новые аспекты индивидуальности //Вопросы философии. 1992. № 12; Ксенофонтов В.И. Духовность как экзистенциальная про-

Привлекают внимание издания отечественных и зарубежных ученых, в которых представлена методология анализа проблем духовности постсоветской России1. Они во многом способствовали расширению научных представлений о духовно-нравственных процессах современного российского общества, состоянии и направленности развития духовно-нравственной жизни российских граждан.

Нравственность как общественное явление с присущими ей особенностями, чертами обстоятельно проанализирована в трудах Е.В. Беляевой, B.C. Библера, В.А. Блюмкина, О.Г. Дробницкого, A.A. Гусейнова и Р.Г. Апресяна, Б.И. Каверина, Б.В. Маркова, A.B. Разина, А.И. Титаренко, В.Д. Шадрикова, А.И. Яковлева и Н.П. Кириллова и др.

Проблема соотношения духовности с духовно-нравственными ценностями и качествами личности, с ее совершенствованием раскрывается в работах A.M. Ба-гаутдинова, Л.П. Буевой, А.П. Валицкой, Т.И. Власовой, A.A. Королькова,

блема //Философские науки. 1991. № 12; Матвейчев O.A. Суверенитет духа. М., 2007; Мурашов В.И. Идея духовности. Фундаментальный принцип практического мировоззрения и государственной политики нового столетия. М., 2000; Платонов Г.В., Косичев А.Д. Проблема духовности личности (состав, типы, назначение) //Вестник Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 1998. № 2, 3; Троепольский А.Н. Метафизика, философия, теология, или Сумма оснований духовности: монография. М., 1996; Хоружий С.С. Опыты из русской духовной традиции. М., 2005 и др.

1 См.: Беспаленко П.Н. Духовная безопасность в политическом пространстве России: основные стратегии развития. Ростов н/Д., 2009; Духовное обустройство России: сб. ст. /науч. ред. Б.Н. Королев. Курск, 1996; Ельчанинов М.С. Социальная синергетика и катастрофы России в эпоху модерна. М., 2005; Зиновьев A.A. На пути к сверхобществу. М., 2000; Иванов В.Н. Россия: обретения будущего. М., 1996; Кара-Мурза A.A., Панарин A.C., Пантин И.К. Духовный кризис в России: есть ли выход? //Октябрь. 1996. № 5; Кортунов C.B. Россия: национальная идентичность на рубеже веков. М., 1997; Михайлова Р.В. Духовность крестьянства России XX века: социально-философский анализ. Чебоксары, 1997; Тонконогов A.B. Духовная безопасность современного российского общества: монография. М., 2009; Чубайс И.Б. От Русской идеи - к идее Новой России: как нам преодолеть идейный кризис. М., 1996; Шрейдер Ю.А. Ценности, которые мы выбираем: смысл и предпосылки ценностного выбора. М., 1999; Яковлев А.И. Государственная идеология. Калуга, 2001 и др.

2 См.: Беляева Е.В. Метаморфозы нравственности: динамика исторических систем нравственности. Мн., 2007; Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. М., 1990; Блюм-кин В.А. Нравственное воспитание: философско-этические основы. Воронеж, 1990; Дробниц-кий О.Г. Моральная философия: избр. труды. М., 2002; Гусейнов A.A., Апресян Р.Г. Этика. М., 2006; Каверин Б.И. Морально-правовая культура: монография. М., 2009; Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб., 1997; Разин A.B. Нравственный мир человека. М., 2002; Титаренко А.И. Мораль как особый способ освоения мира //Социальная сущность и функции нравственности. М., 1977; Шадриков В.Д. Происхождение человечности. М., 2003; Яковлев А.И., Кириллов Н.П. Сознание народа. Томск, 2000 и др.

И.В. Фотиевой, C.B. Хомутцова и др.1, идеи которых обогащают современные научные знания о духовности личности и социальных общностей, нравственной составляющей их жизнедеятельности. Их концепции использованы в диссертации в качестве теоретической основы социально-философского анализа духовно-нравственных качеств личности военнослужащего.

Вторая группа источников, важных для диссертации, посвящена исследованию феномена человека, различных аспектов, сторон и граней качеств личности: социальных, духовно-нравственных, общественно-политических, интеллектуально-мировоззренческих, ценностных, государственно-правовых, коммуникативных, организационно-управленческих, религиозных, военно-профессиональных и др.2

Во всех без исключения работах данной группы подчеркивается неразрывная связь в социальном облике личности всех его составляющих при доминирующей, всепроникающей и интегрирующей роли духовно-нравственных качеств, которые позволяют человеку реализовывать на практике свою роль и предназначение.

1 См.: Багаутдинов A.M. Проблемы взаимосвязи духовности и нравственности в историко-философской ретроспективе //Вестник Башк. ун-та. Уфа, 2001. № 3; Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры //Вопросы философии. 1996. № 2; Валицкая А.П. Духовная культура России в модусах современного образования. СПб., 2003; Власова Т.И. Теоретико-методологические основы практики воспитания духовности школьника. Ростов н/Д., 1999; Духовность, художественное творчество, нравственность: материалы «круглого стола» //Вопросы философии. 1996. № 2; Корольков A.A. Духовная антропология. М., 2005; Фотиева И.В. Современная концепция морали: проблемы онтологии. Барнаул, 1998; Хомутцов C.B. Введение в философию духа: монография. Барнаул, 2006 и др.

2 См., например: Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968; Барулин A.C. Российский человек в XX веке. Потери и обретения себя. М., 2006; Бердяев H.A. О назначении человека. М., 1993: Бобикова Л.К. Формирование профессионально значимых качеств личности инженера у студентов технического вуза. Елабуга, 2001; Гуревич П.С. Философия человека: в 2 ч. M., 1999-2001; Джерелиевская И.К. Личностные основания социального порядка: аксиологический аспект. М., 2009; Зиновьев A.A. Глобальный человейник. М., 2003; Мантатова Л.В. Духовный императив устойчивого развития //Вестник Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 2003. № 2; Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб., 1997; Субет-то А.И. Проблема качества человека и образования в контексте управления качеством жизни и императива выживаемости человека в XXI в. //Стандарты и качество. 1995. № 2; Его же. Качество человека как объект квалиметрии образования //Восьмой симпозиум: квалиметрия человека и образования. М., 1999. Ч. I; Сопова Н.В. Формирование духовно-нравственных качеств личности старшеклассника на основе ценностной проблемной ситуации: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Воронеж, 2009; Шепель В.М. Управленческая антропология: человековедческая компетентность менеджера. М., 2000 и др.

Третью группу составляют труды военных ученых, содержащие философско-методологические подходы к рассмотрению связи духовно-нравственных качеств личности с вооруженной защитой государства и общества.

Так, в рамках данной группы источников исследуются проблемы функционирования и развития духовно-нравственных качеств военного человека в условиях воинской деятельности', социализации и моделирования духовно-нравственных качеств военнослужащих с учетом происходящих в российском социуме перемен, прежде всего в духовно-нравственной сфере жизни общества и человека2.

Заслуживают внимания также работы, в которых исследуются проблемы российской военной истории, подготовки военных кадров, а также традиции русской армии, ее духовные истоки и ценности3.

Анализ законов войны и вооруженной борьбы, оборонной мощи государства и военного строительства в работах данной группы имеет важное методологическое значение для более детального изучения проблемы духовно-нравственных

1 См., например: Гидиринский В.И. Русская идея и армия. М., 1997; Грузков В.Н. Духовное в профессиональной подготовке военных кадров. Ставрополь, 1997; Музяков С.И. Ценностные основания воинской деятельности: монография. М., 2008; Клягин C.B. Пути к духовности //Актуальные вопросы исследования духовности российского офицера. М., 2000; Носков Ю.Г. Религиозный фактор и духовная безопасность. М., 2000; Петрий П.В. Духовные ценности общества и армия: монография. М., 2001; Чижик П.И. Духовная безопасность российского общества как фактор военной безопасности: монография. М., 2000; Чугунов В.М. Духовный потенциал военной безопасности государства: монография. Монино, 1998; Шевченко О.В. Духовные традиции военнослужащих Российской армии и их проявление в современных условиях: авто-реф. дис. ...канд. филос. наук. М., 2005 и др.

2 См.: Вдовюк В.И. Военно-педагогические качества офицера и пути их формирования. М., 1971; Государственно-патриотическая идеология как фактор формирования духовного потенциала армии и флота: научно-теоретический труд. М., 1999; Лапшов В.А. Формирование профессиональной культуры офицера Российской армии: монография. М., 1999; Примаков B.JI. Социализация офицера в условиях военной службы (на примере Вооруженных Сил РФ): монография. М., 2000; Сухарев В.А. Социально-профессиональные качества офицера-пограничника и их формирование: монография. М., 2003; Чернавин Ю.А. Социальный статус военнослуж