автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Духовный потенциал военной безопасности государства

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Чугунов, Вячеслав Михайлович
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Монино
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Духовный потенциал военной безопасности государства'

Текст диссертации на тему "Духовный потенциал военной безопасности государства"

ВОЕННО - ВОЗДУШНАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ Ю.А. ГАГАРИНА

На правах рукописи

ЧУГУНОВ ВЯЧЕСЛАВ МИХАЙЛОВИЧ

ДУХОВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА (СОЦИАЛЬНО - ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)

Специальность 09. 00. 11 - социальная философия

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени доктора философских наук

/

Монино 1998

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1. Методология анализа духовного потенциала

военной безопасности государства 28

1.1. Методологические основы социально-философского исследования духовного потенциала военной безопасности государства................................................................................. 29

1.2. Специфика цивилизационного и социокультурного подходов

в исследовании исторических типов общества.......................... 62

1.3. Сущность категории "духовность" и ее методологическое значение для анализа духовного потенциала военной безопасности государства............................................................. 115

Глава 2. Военная безопасность государства как объект

социально - философского исследования 149

2.1. Национальная безопасность государства, её сущность и

основные виды....................................................................... 150

2.2. Структурно-содержательный анализ военной безопасности государства........................................................................... 166

Глава 3. Сущность, структура и функции духовного

потенциала военной безопасности государства 198

3.1. Сущность и структура духовного потенциала военной безопасности государства.............................................................. 198

3.2. Функции духовного потенциала и их проявление в военной безопасности государства........................................................ 233

Глава 4. Социальный механизм реализации духовного потенциала общества и армии в фактор укрепления военной безопасности России 254

4.1. Основные факторы объективации духовного потенциала

общества в военную безопасность российского государства......... 256

4.2. Система формирования духовного фактора военной безопасности России на военно-социальном и личностном

уровнях в современных условиях............................................ 280

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 313

ЛИТЕРАТУРА 352

ПРИЛОЖЕНИЕ 384

ВВЕДЕНИЕ

История существования человеческой цивилизации свидетельствует о том, что проблема национальной и военной безопасности государства и роли в ней духовного фактора по-разному встает на тех или иных этапах ее развития.

Современная эпоха требует концептуального пересмотра и обновления взглядов на фундаментальные и глобальные проблемы, стоящие перед

/—1 и и и

человечеством. С одной стороны, возникает новый мировои порядок, происходят изменения геополитической ситуации, растут тенденции к избавлению человечества от ядерной и экологической угроз, войны как средства разрешения межгосударственных противоречий, укрепления мер доверия между народами, а с другой, - множатся и нарастают опасности и угрозы самому выживанию человечества. Цивилизация вступает в полосу общего кризиса, охватывающего экологию, экономику, политику, культуру, всю сферу духовного, морали и нравственности. Экологический, демографический, энергетический и т.п. кризисы ставят под вопрос дальнейшее существование человечества. Одной из фундаментальных причин этих процессов является игнорирование человечеством духовной сути культуры. Все это объективно требует формулирования адекватной методологии анализа общественных явлений и тенденций их развития в новых исторических условиях, изучения роли и значения духовных элементов в функционировании общества.

Актуальность социально-философского анализа духовного потенциала военной безопасности государства определяется следующими обстоятельствами :

Во-первых, возросшими в современных условиях потребностями теоретического осмысления новых методологических подходов к проблемам развития общества вообще, конкретных общественных явлений и его духовных основ в том числе в силу влияния изменяющихся реалий в мире и ценностных ориентаций общественного сознания.

Современный мир характеризуется ростом взаимосвязи, единства и целостности, динамики международного общения во всех сферах и вовлеченностью в нее различных общественных сил; пересмотром державшихся десятилетиями концептуальных представлений и взглядов на проблемы войны и мира; попыткой перехода от "холодной войны", сверхвооруженности и военного балансирования на грани войны к новому мироустройству. В то же время существует вероятность того, что этот период займет достаточно длительный исторический промежуток времени и может, как показывает современный опыт, сопровождаться рецидивами военно-силового мышления и действий, неустойчивостью союзнических и партнерских отношений между государствами, меньшей по сравнению с периодом биполярности предсказуемостью возможного поведения со стороны основных центров силы. Все это требует анализа проблем духовного потенциала военной безопасности государства.

Во-вторых, переломный момент, который переживает сегодня Россия, сопряжен с глубокими и всеохватывающими изменениями во всех сферах жизни общества. Происходит не просто смена политического режима, а реконструкция всего государства и общества: экономических, политических, социальных, а вместе с ними и духовных основ бытия граждан страны. Такие перемены особенно болезненны и тяжелы в силу особенностей развития российской цивилизации, ее национальных ценностей, зависимости народа от государственных структур, несвойственного ему

индивидуализма западного типа, приверженности коллективистским формам общения и деятельности, т.е. специфики российского национального характера.

Сегодня в России трудно выделить какую-либо целостную, общую для всех слоев и групп общества мировоззренческую парадигму и картину современного мира. Ее нет ни в теоретическом сознании, ни в обыденном. "Духовное пространство" страны заполнено противодействием различных идей и взглядов на перспективы ее развития, борьбой за умы и души людей, в том числе носящих военную форму. Это противостояние охватило науку и культуру, средства массовой информации, литературу, искусство, всю духовную жизнь российского общества.

В умах значительной части граждан России, включая и военнослужащих, царят мировоззренческие "неразбериха и сумятица", что представляет реальную и серьезную угрозу ее духовной безопасности, духовному потенциалу и может привести к потере Россией своей культурной индивидуальности, "своего лица" в мире. Страна сегодня не имеет четких целевых установок развития общества и экономики будущего, перспектив развития, общенациональной идеи. Отсутствие общей и ясной цели деморализует значительную часть россиян, порой лишая их смысла жизни. Все это происходит на фоне всеобщей деинтеллектуализации России. Наука, образование, литература, искусство, культура в целом, влачат жалкое существование. Утечка мозгов может обернуться для страны невосполнимыми потерями. В обществе катастрофически нарастают бездуховность и безнравственность. Насилие, жестокость, секс, порнография, цинизм, откровенное невежество и глупость со страниц и телеэкранов отдельных средств массовой информации проникают в отечественную культуру, историю, отодвигая наши нравы и обычаи, вековую мудрость народов Рос-

сии. Стремительно девальвируются такие понятия, как долг, честь, служение Отечеству и т.п., составляющие основу мотивации воинской службы. Среди значительной части населения, особенно молодежи, растут экстремистские, националистические, а порой и антиармейские настроения.

Духовный и мировоззренческий кризис, переживаемый в современных условиях страной, - это реальная опасность и угроза будущему России, ее государственности, ее положению в мире и роли в мировой цивилизации. Особую опасность этот кризис представляет для Вооруженных Сил, что требует разработки проблем духовного потенциала военной безопасности государства.

В-третъих, важными обстоятельствами, влияющими на духовную ситуацию в Российских Вооруженных Силах, выступают военно-социальные факторы. Они связаны с трудностями военной реформы, непосредственным участием личного состава в разрешении военных конфликтов, в том числе на территории собственной страны, а порой и ведении боевых действий, резким сокращением армии и флота, отсутствием надежного механизма социальной защиты военнослужащих и членов их семей и как следствие - падением престижа воинской службы.

Эти и другие обстоятельства, преумноженные определенными просчетами в воспитательной работе на этапе смены духовных ценностей и ориентиров в обществе, привели в последние годы к резкому снижению духовного фактора военной безопасности Российского государства, которое проявляется в отсутствии у значительной части населения и военнослужащих в том числе четкого представления о целях и задачах военной службы, размытости идеалов, ценностей и мировоззренческих позиций, нежелании выполнять воинский долг, росте преступности и т.п.

В-четвертых, актуальность рассмотрения проблемы духовного потенциала военной безопасности России в современных условиях обусловлена также его особой ролью в системе военной безопасности государства, обусловленной целым рядом особенностей. Надо учитывать, что его носителями являются люди, социальные группы, слои, классы и нации, действующие во всех сферах жизни общества: экономической, политической, социальной и т.п. Следовательно, духовный потенциал пронизывает все элементы совокупной мощи государства и его военной безопасности в том числе. При этом надо иметь в виду, что духовный потенциал обладает относительной самостоятельностью от экономики, политики, права и т.п. в силу специфики духовного производства. Он может опережать реальное развитие общества или отставать от других его сфер.

Вследствие этого духовный потенциал может оказывать как интегрирующее воздействие на основные сферы жизни общества и государства (экономическую, социальную, духовную), т.е. объединять их в успешном прогрессивном развитии и функционировании и обеспечении военной безопасности государства в том числе, так и дезинтегрировать при определенных условиях совокупный потенциал государства. В условиях духовного кризиса, отсутствия объединяющей созидательной идеи он может действовать разрушительно по отношению к экономике, политике, социальной сфере государства, в том числе и его оборонной мощи и военной безопасности, что также обусловливает актуальность анализа проблем духовного потенциала военной безопасности государства.

В-пятых, в современных условиях, когда общественная жизнь в мире и стране развивается достаточно противоречиво, воинская деятельность тоже приобретает несколько иной характер. Представляется, что общая тенденция здесь должна обусловливаться переходом от глобального про-

тивостояния к решению животрепещущих проблем современности. Соответственно этому должны меняться и философско-мировоззренческие основы системы военно-научных знаний. Видимо, их следует переориентировать на социокультурные, цивилизационные реалии мирового развития вообще и России в частности.

Характер развития общественной жизни и условий воинской деятельности, качественное приращение знаний об этом требуют выявлять и включать в духовные, мировоззренческие элементы системы обучения и воспитания граждан страны и военнослужащих новые содержательные результаты исследований о сути происходящих изменений в образе жизни и труда, в характере целей и мотивации поведения людей. Представляется, что одной из доминант здесь должна выступать идея о диалектике общечеловеческого, национального и классового в общественном развитии. В этих условиях при решении задач формирования духовного фактора военной безопасности государства целесообразна определенная корректировка исторически сложившихся духовных стереотипов в общественном сознании и программ патриотического воспитания народа и армии на новой мировоззренческой основе.

Все это свидетельствует о том, что динамичная практика обеспечения военной безопасности государства и повышения в ней роли духовного потенциала общества и армии требует столь же динамичного ее научного освоения.

Оценивая общее состояние разработанности проблемы духовного потенциала военной безопасности государства, следует отметить, что отечественная философская мысль всегда держала в поле своего зрения проблемы войны и мира, войны и армии, воинского долга, духовных сил и морального фактора в войне, уделяя им постоянное внимание. Это нахо-

дило свое отражение еще в древних летописях, законах, поучениях, литературных произведениях.1 В систематизированном виде эти вопросы были разработаны в трудах К.С. и И.С. Аксаковых, М.А.Бакунина, В.Г.Белинского, Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, А.И.Герцена, Н.Я. Данилевского, Ф.М.Достоевского, И.А.Ильина, Л.П.Карсавина, И.В.Кириевского, П.А.Кропоткина, П.Л.Лаврова, К.Н.Леонтьева, М.В.Ломоносова, Л.М. Лопатина, В.Ф.Малиновского, Д.С.Мережковского, Д.М.Писарева, Г.В. Плеханова, А.Н.Радищева, В.В.Розанова, Г.С. Сковороды, В.С.Соловьева,

B.Н.Татищева, Е.Н.Трубецкого, Н.Ф.Федорова, Г.В.Флоренского,

C.Л.Франка, А.С.Хомякова, ПЛ.Чаадаева, Н.Г.Чернышевского, Л.И. Шес-това, Г.Г.Шпета, В.Ф.Эрна и других.

Применительно к войне и вооруженным силам духовные возможности государства, общества, личности и народа рассматривались русской философской мыслью в контексте соотношения проблем нравственности и войны,2 религии и войны,3 искусства и

11 См.: Житие Александра Невского/УПамятники литературы Древней Руси.-М.,1978-1992.-тт.1-12.-Х111в.-М.,1981.-С.426-430; Заточник Даниил. Моление//Памятники литературы Древней Руси XI 1в.-М.Д980.-С.389-400; Мономах Владимир. Поучение/УПамятники литературы Древней Руси.-М.,1978.-С.392-410; Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским// Отечественная философская мысль о войне, армии, воинском долге: Хрестоматийный сборник.-М.,1995.-С.51-55; Пересветов И. Сказание о Магомете-салтане//Хрестоматия по древнерусской литературе.-М.,1986.-С. 104-110; Нестор. Повесть временных лет.-М.,Л.,1950.-Ч.1.-С.205-404; Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков//Русская повесть ХУ11 века.-М.,1954.-С.243-263; Сказание о князьях Владимирских//Хрестоматия по древнерусской литературе.-С.93-95; Слово о полку Игореве/Ютчизне посвятим.-М., 1980.-С.5-35; Софроний Ряза-нец. Задонщина/ЯТовести ратной славы Древней Руси.-Воронеж,1986.-С.109-127 и др.

2 См.: Данилевский Н.Я. Россия и Европа.-СПб.,1995; Достоевский Ф.М. Война. Мы всех силь-нее//Дневник писателя за 1877г.-Спб.,1878.-С.87-92; Ильин И.А. О сопротивлению злу силою// Путь к очевидности.-М., 1993.-С.6-131; Лавров П.Л. Слухи о войне//Избранные сочинения на социально-политические темы.-М.,1935.-С.31-38; Лопатин Л.М. Неотложные задачи современной мысли. -М.,1917.-С.3-82; Соловьев B.C. Оправдание добра//Собр.соч.-Спб.,1911-1914.-Т.8.-С.424-446; Трубецкой E.H. Смысл жизни.-М., 1918.-С.202-226; Эрн В.Ф. Меч и крест.-М.,1915.-С.5-71 и др.

3 Малиновский В.Ф. Рассуждение о мире и войне//Избранные общественно-политические сочинения,-М.Д958.-С.41-72; Писарев Д.И. Исторические идеи Огюста Конта//Избранные статьи.-М., 1989.-378-395; Розанов В .В. Война 1914 года и русское возрождение.-Пг.,1915.-С.4-203; Сковорода Г.С. Разговор, называемый алфавит или букварь мира//Соч.-М.,1973.-С.441-443; Хомяков A.C. Письмо к приятелю-иностранцу//Полн.собр.соч.-М.,1909.-Т.4.-С.180-195 и др.

военного дела.1 Причем в анализе этих проблем достаточно явно высвечивались три основных аспекта рассмотрения: общественная оценка войны, ее значение в истории человечества и личное отношение человека к войне через призму норм морали, религии и искусства. Значительное внимание русская философия уделяла проблеме национальных и патриотических граней войны,2 а также вопросам воинского долга и военной службы,3 качествам личности российского воина.4

Заметный вклад в эту проблематику внесли также представители французского просвещения Д.Дидро, К.Гельвеций, П.Гольбах, Ж. Руссо, Ф.Вольтер и немецкой классической философии И.Кант, Л. Фейербах, Г.Гегель и др. Диалектика Г. Гегеля оказала большое влияние на теорети-

1 Бердяев H.A. Война и кризис интеллигентского сознания//Судьба России: Опыт по психологии войны и национальности.-М.Д918.-С.11-207; Герцен А.И. Война//Собр.соч.-М.,1958.-Т.19.-С.105-109; Достоевский Ф.М. Парадоксалист//Дневник писателя за 1876г.-Спб.,1877.-С.110-115; Леонтьев К.Н. Варшавский дневник//Собр.соч.-Спб.,1913.-Т.7: Восток, Россия и славянство.-С.113-117; Мережковский Д.С. Духа не угашайте//Невоенный дневник. 1914-1916.-Пг.Д917.-С.141-209; Розанов В. В. На улицах Петербур-га//Война 1914 года и русское возрождение.-Пг.,1915.-С.4-203;

2 См.: Аксаков И.С. Как Россия готовится к войне//Сочинения.-М.,1886.-Т.2.-С. 135-140; Он же. Народное одушевление во время польских смут//Сочинения.-М.,1886.-Т.2.-С.142-148; Бакунин М.А. Государственность и анархия//Философия. Социология. Политика.-М.,1989.-С.302-379; Бердяев H.A. О правде и справедливости в борьбе народов//Судьба России: Опыт по психологии �