автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Движение штундистов в России во второй половине XIX - начале XX вв.

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Балдин, Павел Павлович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Диссертация по истории на тему 'Движение штундистов в России во второй половине XIX - начале XX вв.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Движение штундистов в России во второй половине XIX - начале XX вв."

На правах рукописи

с2ЕЕ?

БАЛДИН ПАВЕЛ ПАВЛОВИЧ

ДВИЖЕНИЕ ШТУИДИСТОВ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX-НАЧАЛЕ XX ВВ.

Специальность 07. 00. 02 - Отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Москва-2013

г 7 к:сн 2013

005530964

Работа выполнена в Московском государственном областном университете

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

доктор исторических наук, профессор

Багдасарян Вардан Эрнестович

Реснянскнй Сергей Иванович

доктор исторических наук, профессор Московского государственного областного гуманитарного института

Новичков Андрей Вячеславович

кандидат исторических наук, доцент

Финансово-технологической

академии

Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

Защита состоится «26» июня 2013 г. в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.155.05 при Московском государственном областном университете по адресу: 105 005, г. Москва, ул. Энгельса, д. 21 а, ауд. 305.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного областного университета по адресу: 105 005, г. Москва, ул. Радио, д. 10 а.

Автореферат разослан 9» мая 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета:

Е.Б. Никитаева

1. Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Современная действительность Российской Федерации тесным образом связана со многими протекающими в обществе религиозными процессами. Несмотря на то, что большинство населения страны, ассоциирует свою веру с православным христианством (59%'), существует значительное количество разнообразных сектантских групп. Проблема религиозного сектантства, с одной стороны, связана с вопросом о свободе совести, являющимся необходимым условием для построения демократического общества, с другой стороны, с рисками, к которым могут привести нетрадиционные религиозные течения.

Задача выработки взвешенного подхода к проблеме религиозного инакомыслия определяет необходимость рассмотрения её в исторической ретроспективе. Феномен религиозного сектантства в России, имеет длительную историю. Особое внимание следует уделить второй половине XIX века, когда как в обществе в целом, так и у государственных чиновников разного ранга, не было единого взгляда на религиозную политику. Существовали сектантские группы как мистической, так и рационалистической направленности. Реферируемое исследование посвящено секте рационалистического характера под названием «штунда». Актуальность исследования проблемы штундизма обусловлена тем фактом, что как последователи секты строили свое учение на основе Евангелия, так и в современной истории России наблюдается значительный рост сект евангелического характера. За период с 1992 по 2006 год рост секты баптистов составил в 3,6 раза, иеговистов в 9,3 раза, пятидесятников в 10 раз, адвентистов седьмого дня в 8,8 раз.2 В такой ситуации изучение сектантства обусловлено как политическими, так и социально-религиозными факторами.

Объектом исследования является движение штундистов. Одна из крупных сект рационалистического характера, существовавшая на территории Российской Империи во второй половине XIX и начале XX века.

Предметом исследования является становление, развитие, особенности вероучения секты, ее общественное и политическое влияние.

Хронологические рамки исследования. Появление такой секты связано с немецкими поселениями на юге России. Первые упоминания о новом движении встречаются в периодической печати за 1867 - 1868 годы. В этих свидетельствах содержится оговорка, что сама секта возникает примерно за 5-6 лет до указанных публикаций. Говорить о более раннем

1 Якунин В.И., Багдасарян В.Э., Сулакшин С.С. Западня: новые технологии борьбы с российской государственностью. М.,2010. С.203

Конь P.M. Введение в сектоведение. Н. Новгород: Нижегородская Духовная семинария, 2008. 496с. С.490-492.

периоде существования штунды без печатных источников сложно. Конечные рамки существования штундизма выявить не предоставляется возможным, так как при запрещении секты законодательно она не исчезает, а продолжает существовать. По этой причине в рамках данной работы рассмотрение штунды ограничено 1905 годом, годом рубежным в религиозной политике Российской империи. После 1905 года штунда получает свободу собраний, и с неё снимаются все ограничения, установленные законами более раннего времени.

Территориальные рамки исследования определены масштабами распространения секты. Зарождение и распространение штундизма начинается на юге России. Впервые штундизм появляется в Херсонской губернии, откуда переходит в Киевскую, где значительно расширяется и укрепляется. В дальнейшем влиянию штундизма подвергаются множество губерний: Харьковская, Подольская, Курская, Витебская, Рязанская, Калужская, Пензенская, Нижегородская, Тамбовская и др., встречаются указания на Москву,3 Вильну и множество других городов. Ярким показателем широты распространения штундизма служит тот факт, что при проведении совещания православных духовных деятелей в Москве, созванных Победоносцевым, оказалось, что из всех существующих 41 епархии России штунда присутствует в значительном количестве в 21 епархии.4 Такое широкое распространение показывает, насколько сильно было влияние штундизма. В виду того, что центральное значение имел южнорусский штундизм, в исследовании сделан акцент именно на южные области Российской империи.

Методология и методы исследования. Теоретическую основу диссертационного исследования составил многофакторный подход в понимании исторического процесса. При проведении исследования диссертант руководствовался принципами научности, объективности, историзма и комплексности.

Основными научными методами явились специальные методы исторического исследования: идеографический, историко-генетический, историко-сравнительный.

Использование совокупности специальных и общенаучных методов дало возможность проследить процесс становления и развития секты штундистов и определить ее место в религиозной и политической жизни Российской империи.

Историография проблемы. Возникнув во второй половине XIX века, секта штундистов начинает привлекать к себе интерес исследователей. Наибольший вклад в историографию проблемы на этом

3 Бугкевич Т.И. Обзор русских сект и их толков. Харьков, 1910. С. 469.

4Пинкевич В.К. Проблема нетрадиционных религий в России в концеХ1Х - начале XX в.в. // Религия, церковь в России и за рубежом. Информационный бюллетень №5. М., 1995. С.75.

этапе делают авторы, непосредственно связанные с церковной деятельностью. Можно выделить несколько условных направлений в дореволюционных исследованиях проблемы: работы миссионерской направленности и историко-исследовательские работы.

Работы миссионерской направленности были нацелены на непосредственную помощь священникам и миссионерам. В них опровергались с позиции православной церкви особенности верования штундистов и давались практические рекомендации, как такое опровержение проводить, либо рассматривались особенности вероучения сектантов в разных районах заселения. К работам такого толка следует отнести произведение А. Ушинского,5 труд протоиерея Дмитрия Склабовского.6 Проповеднические работы, посвященные разбору и опровержению учения штундистов, создавались и другими авторами,7 выходили серийные издания. Так, священником Саввой Богдановичем подготовлен ряд полемических произведений по основным вопросам сектантских заблуждений.8 Нравоучительные беседы могли оформляться в виде художественных рассказов.9 Работы указанной направленности дают понимание о вере сектантов. Акцент в них делается на несоответствиях с

5 Ушинекий А. Вероучение малорусских штундистов, разобранное на основании священного писания в беседах православного мирянина с сектантами. Киев, 1886.

6 Склабовский Д. Подробный разбор и опровержение учения штундистов. М.,1888.

7 Боголюбов Д. О крещении младенцев. Беседа со штундистами. СПб., Б.г..; Автор не указан. Беседа к глаголемым штундистам. Киев, 1872.

Богданович С. Беседа православного миссионера со штундистами о почитании Св. икон. Киев, 1890.; Богданович С. Беседа миссионера со штундистом о том, что православным христианам должно остерегаться тех, которые не следуют учению Христову и не повинуются Святой Церкви. Издание первое. Киев, 1908.; Богданович С. Беседа миссионера с представителем штундизма о таинстве Св. Причащения. Издание четвертое. Киев, 1908.; Богданович С. Беседа миссионера со штундистами о том, что если они не учены, то этим не подобны апостолам, ибо апостолы мудрее всех в мире. Издание первое. Киев, 1908.; Богданович С. Миссионерская беседа со штундистами по поводу наименования священников отцами и учителями. Издание 5-е. Киев,1907.; Богданович С. Беседа миссионера со штундистом о том, что должно почитать святых и молиться им. Издание 4-е. Киев, 1907.; Богданович С. Миссионерская беседа со штундистами о кресте и крестном знамении. Издание четвертое. Киев, 1907.; Богданович С. Беседа миссионера со штундистом о том, что право проповедовать и объяснять слово Божие принадлежит не кому-либо иному, а только церкви - ея пастырям. Издание первое. Киев, 1908.; Богданович С. Миссионерская беседа со штундистами по поводу указываемых ими причин отделения от церкви православной. Издание четвертое. Киев, 1908.

9 Орлов И. Отступник сын у постели умирающей матери. (Рассказ из жизни штунды). Выходные данные не указаны.1900.; из публикаций журнала миссионерское обозрение можно отметить: Потехин С. Ревнитель православия и штундисты// Миссионерское обозрений. 1902. Март с 517-531. Есть примеры стихотворного обличения: Гринякин Н. Поэтическое обличение штунды// Миссионерское обозрение. 1903. №19. С. 11711181.

православием. При этом сведений о происхождении и непосредственной

деятельности сектантов в указанных работах не содержится.

Исследования, посвященные рассмотрению истории становления и

другим значимым вопросам существования штундизма могут быть

отнесены к условной категории историко-исследовательских (при этом

необходимо учитывать, что многие из них не выстроены по классическому

принципу научного исследования).

Значимое место в данной категории занимает выпушенное в 1889

году исследование священника Арсения Рождественского под названием

«Южнорусский штундизм».10 В труде дается всестороннее освещение

штундизма на тот период. В работе А. Рождественского присутствует

определенный субъективизм: автор подчеркивает разницу между тем, что

сектанты заявляли и тем, что было на самом деле (особый акцент он делает

на пороки сектантов). Несмотря на недостатки, эта работа являлась

наиболее значимой и репрезентативной для своего времени. На более

поздних этапах работ, сравнимых по широте исследования не встречалось.

Некоторым продолжением проблем поднятых А. Рождественским

является труд миссионера Ивана Троицкого «Обличение заблуждений

штундизма. Опыт подробного разбора лжеучения сектантов -

штундистов».11 Схожий принцип используется в работе Иоанна

Недзельницкого.12

Особое место занимают труды епископа Алексея Дородницына.

Трудами А. Дородницына создан ряд работ по штундизму, где автор видит

развитие явления в непосредственной связи с баптизмом.13 Автор обращает

внимание на проблемы борьбы светской администрации с сектой.14

Политической подоплеке в сектантском вопросе посвящен еще ряд

работ: М.А. Кальнев «Немцы и штундобаптизм»,15 С.П. «О штунде и

16

протестантстве в их вероучении».

Были попытки создания пособий для духовных учебных заведений, так как выпускники, будущие священники, должны быть подготовлены к работе с сектантами. Одним из таких пособий является труд: «Обличение штундизма (в библейских текстах) Миссионерские

10 Рождественский А. Южнорусский штундизм. СПб., 1889.

11 Троицкий И. Обличение заблуждений штундизма. Киев, 1890.

12 Недзельницкий И. Штундизм, причины появления и разбор учения его. СПб., 1899.

13 Дородницын А. Внутренняя организация общин южно-русских необаптистов (штундистов - то же). Казань, 1908.

Дородницын А.Я. Светская администрация в борьбе со штундой 1867-1881гг. М., 1893.

15 Кальнев М.А. Немцы и штундобаптизм. М., 1897.

16 С.П. О штунде и протестантстве в их вероучении. Одесса, 1891.

записки протоиерея Иустина Олыпевскаго».17 Сходное рассмотрение проблем у Боголюбова Д.И.18

Для рассмотрения темы необходимо обратиться к ряду работ, которые содержат общие исследования сект в России, в таких работах штундизм представлен как одна из существующих сект.19 Исследованием такого плана является труд A.C. Пругавина.20

Существуют исследования, затрагивающие региональные особенности секты. 21 Сведения о штундизме присутствуют в работах, посвященных рассмотрению особенностей отдельных епархий.22

Особое место в рассмотрении деятельности сектантов занимает сравнение их с сектой баптистов, существуют разногласия, тождественны они или между ними есть различие (с точки зрения закона баптисты находились в более свободном положении). С. Мельгунов,23 изучая проблему, которая непосредственно связана с юридическими материалами, приходит к выводу, что к ответственности по запретительному штундистскому закону привлекали представителей различных сект. Указанной проблемой занимались и другие авторы.24

Заметное место в данном периоде занимают работы видного исследователя сектантства В.Д. Бонч-Бруевича. Рассматривая проблему сектантства в ключе их социального положения и отношения к революционным преобразованиям,25 Бонч-Бруевич в своем докладе второму очередному съезду Российской социал-демократической рабочей партии (Женева 1903 г.) дает классификацию сект, среди которых выделяются секты младоштундистов и староштундистов (они относятся к

17 Ольшевский И. Обличение штундизма (в библейских текстах). Полтава, 1910.

18 Боголюбов Д.И. Миссионерские беседы со штундо - баптистами (опыт библейского обоснования православно-христианских истин, отвергаемых сектантами). СПб., 1911.

19 Айвазов И. Г. Русское сектантство. 2-е изд. Харьков, 1907.; Амвросий, архиепископ Харьковский и Ахтырский [Ключарев]. О религиозном сектантстве в нашем образованном обществе: Второе чтение преосвященного Амвросия, архиепископа Харьковского, в собрании С.-Петербургского Братства Пресвятой Богородицы 9 апреля 1891 г. СПб., 1891.; Буткевич Т. И. Обзор русских сект и их толков. Харьков, 1910.

20 Пругавин А. С. Религиозные отщепенцы. Очерки современного сектантства. Вып. 2. М„ 1906.

21 Сырокомля - Сопоцько М.А. «Миссионерские очерки» СПб., 1904.; Схожая информация содержится в его статье: Сопоцько М. На собрании у штундовых прыгунов с. Дешек Киевской губернии.// Миссионерское обозрение 1901. Май. № 5. с.660-667.; Современное штундо- баптистское движение в Северо - Западном крае. Вильна, 1910.

22 Воронов А. Памятная книжка киевской епархии. Киев, 1882.

23 Мельгунов С. Штундисты или баптисты? // Русская мысль, 1904. С. 159-166.

24 Лебединцев П. Баптизм или штунда в Киевской губернии. Киев, 1885.

25 Бонч-Бруевич В.Д. Среди сектантов.//Избранные атеистические произведения. М., «Мысль»,1973. 343с. С. 150-167 . С.165-166.

разным группам и по-разному реагируют на общественно-политическую пропаганду).26

Особое внимание стоит уделить отражению деятельности штундистов в художественной литературе. В 1892-1893 годах С.М. Степняк - Кравчинский создает произведение «Штундист Павел Руденко».27 В своем творчестве феномен штундизма освещал Н.С. Лесков, в рассказе «Некрещеный поп» 28 сектантам дается положительная характеристика.

Авторы дореволюционного периода активно занимались исследованием данного феномена религиозной жизни. При этом не было проведено всестороннего изучения штундизма, так как в своем развитии данный феномен претерпевал различные изменения, к тому же большая часть трудов носила практический характер, в помощь православным миссионерам. Присутствует некая односторонность во взгляде на это явление, в связи с тем, что большая часть авторов рассматривала штунду с позиций опасности её для православия и государства. Такого количества исследований штундизма в последующие периоды не появляется.

В советское время изучение религиозных течений происходило в рамках совершенно другого подхода.

Видным исследователем советского периода был А.И. Клибанов, у которого целый ряд трудов посвящен исследованию религиозного сектантства. Явление сектантства рассматривалось через призму классовых противоречий в обществе, и штунда не была исключением.29

Следует отметить монографию Н.М. Никольского «История русской церкви», где штундизму посвящен отдельный раздел. Автор замечает, что под штундой понимаются секты разных направлений,

30

которые отличаются отношением к капиталистическим условиям.

В конце 80-х гг. появляется труд «История евангельских христиан-баптистов в СССР»,31 во второй главе которого рассматривается Евангельское пробуждение на юге Украины, поднимается вопрос о штундизме и его связи с баптизмом. Штундизм рассматривается на основе опубликованных работ дореволюционного периода (А. Дородницына, А. Рождественского и др.), при этом делается попытка выделить характерные черты сектантов в различных хуторах.32

26 Бонч-Бруевич В.Д. Раскол и сектантство в России. // Избранные атеистические произведения. М., «Мысль»,1973. С.173-213.

2 Степняк-Кравчинский С.М. Штундист Павел Руденко. М.,1958.

28 Лесков Н. С.Избранное. В 2-х томах. Т.1. Л., 1977. с. 396-445.

29 Клибанов А.И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М., 1973. С.68-69.

30 Никольский Н.М. История русской церкви М.,1988. с. 384-390.

31 История Евангельских Христиан-баптистов в СССР. М., 1989.

32 История Евангельских Христиан-батистов в СССР. М., 1989. С. 56-62.

В постсоветское время в исследованиях вновь усиливается интерес к различным религиозным движениям.

Из современных публикаций заметное место занимает статья В.К. Пинкевича «Проблема нетрадиционных религий в России в конце XIX -начале XX в.в.»,33 где проведен разбор отношений государственных структур со штундистами. В статье A.B. Ушакова сделан акцент на социальные вопросы сектантства.34

При рассмотрении штундизма стоит обратить внимание на изучение баптизма в России. JI.H. Митрохин в своем исследовании рассматривает историю и современность баптизма (в главе, отражающей формирование баптизма в России, есть отдельный раздел, посвященный штундизму и российским баптистам). Автор приходит к мнению, что под штундизмом не понималось конкретного течения, а только собрание различных мнений и фактов.35

В «Альманахе по истории Русского баптизма» М.С. Каретникова обращает внимание на то, что штундизм предшествовал баптизму, но для России это не единичное явление в истории баптизма.36 Во многом солидарен с мнениями, приводимыми в статье М.С. Каретниковой и другой сторонник баптизма, A.B. Карев.37 В контексте баптизма рассматривает штунду H.H. Ярыгин в своей докторской диссертации.38

По рассматриваемой проблеме существуют и другие мнения. Т.С. Оленич, анализируя появление и трансформацию русского сектантства, замечает, что во второй половине XIX века идет усиление протестантского влияния, это относится и к штунде.39

В статье И.В.Амбарцумова «Русский штундизм, общество и власть в XIX - начале XX в.»40 сделаны выводы, что до конца 60-х гг. XIX в.

33 Пинкевич В.К. Проблема нетрадиционных религий в России в концеХ1Х - началеХХ в.в. // Религия, церковь в России и за рубежом. Информационный бюллетень №5. М., 1995.

34 Ушаков A.B. Сектантство как форма крестьянского движения в России в конце XIX -начале XX вв.// Вопросы отечественной истории Межвузовский сборник научных трудов М.,1996.

Мшрохин Л.Н. Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки). СПб., 1997. С.219

36 Каретникова М.С. Русское Богоискательство Национальные корни евангельско -баптистского движения. //Альманах по истории Русского Баптизма СПб., 1999 С. 72

37 Карев A.B. Русское Евангельско-Баптистское движение.//Альманах по истории русского баптизма СПб., 1999. С. 83-186.

Ярыгин H.H. Происхождение и эволюция российского баптизма (на материалах Волго-Вятского региона): автореф. дис.... доктора философских наук. М., 2008.

39 Оленич Т.С. Возникновение и трансформация русского сектантства. Ростов-на-Дону, 2004.

40 Амбарцумов И.В. Русский штундизм, общество и власть в XIX - началеХХ в. // Вестник ПСТГУ Серия II: «История. История Русской Православной Церкви». 2011. 5(42). с. 3047.

общины штундистов не слились ни с одной протестантской конфессией, а с конца 60-х и первой половины 70-х начали массово принимать баптистское крещение и всю догматическую и обрядовую сторону баптизма, а не принявшие баптизма постепенно соединились с пашковщиной (евангельскими христианами).

Современные православные богословы, обсуждая проблемы, существующие в Русской Православной церкви, ссылаются на такое явление в истории как штундизм.41

Одной из первых работ на немецком языке является «История баптистов в южной России»42 Йоганна Прицкау, где автор рассматривает феномен штундизма в рамках немецкого пиетизма.

Из англоязычных авторов для рассмотрения, следует выделить статью Paul W. Werth Schism once removed: Sects, state authority, and meanings of religious toleration in Imperial Russia43, где автор не делая акцента на штундизм, рассматривает проблему существования сект с иностранными корнями в Российской империи и взаимодействие таких религиозных элементов с государственными структурами.

Следует обратить внимание на статью Йоханнеса Дика «Новые мехи для молодого вина: О структуре первых русских баптистских общин на Юге России».44 Штундизм автором рассматривается как предыстория баптизма в России, связываемый с немецким пиетизмом.

Большинство публикаций современного периода рассматривают штунду в рамках баптизма. Необходимо проследить, какие отличия были у баптизма и штундизма. На современном этапе нет обобщающего исследования указанного феномена. Исходя из этого, в исследовании сделана попытка рассмотрения всех сторон жизни штундистов.

Целью исследования является выявление причин, давших возможность для возникновения, становления и распространения штундизма на территории Российской Империи. В соответствии с поставленной целью выделены задачи исследования:

- установить истоки штундизма в России

- показать принципы организации сектантских общин

- зафиксировать основные положения вероучения штундистов и определить связь штундизма со сходными религиозными направлениями.

41 Кураев А. Православие: точки роста. М., 2011. С. 70.

42 Прицкау Й. История баптистов в южной России. Одесса, 1914. (Прим.: перевод с немецкого)

43 Paul W. Werth Schism once removed: Sects, state authority, and meanings of religious toleration in Imperial Russia. // Imperial rule. Budapest: CEU (Central European Press) Press, 2004. P. 85-108.

44 Дик И. Новые мехи для молодого вина: О структуре первых русских баптистских общин на Юге России //Богословские размышления. 2006. #6. с.98-113

-проследить взаимоотношения штундистов с государственными органами и православной церковью

- выявить взаимосвязь секты и социалистических идей.

Обзор источников. Для объективного рассмотрения проблемы необходимо применить комплекс источников. В данном исследовании используются архивные источники, материалы периодической печати, законодательные опубликованные источники (официальные и неофициальные издания), тексты вероучительного и богослужебного употребления, опубликованные сборники документов.

Особое место занимают источники неопубликованные. В Государственном архиве Российской Федерации (ГА РФ) хранятся документы департамента полиции третьего делопроизводства, в которых содержатся сведения, относящиеся к движению штундистов (уголовные дела, политические обзоры губерний за год, докладные записки).45 Фонд № 102 содержит документы, относящиеся к третьему делопроизводству и особому отделу департамента полиции, положение штундистов отражено в политических обзорах, составленных сотрудниками жандармских управлений. В материалах особого отдела хранятся дела, касающиеся наблюдения за деятельностью штундистов и за пересылкой незаконной литературы (которая носила религиозный .характер). В фонде № 124 находятся дела временной канцелярии Министерства Юстиции, связанные с привлечением различных лиц к дознанию за принадлежность к секте штундистов.

В Государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) по теме значимым является фонд 2167 Александра Степановича Пругавина46 (известного исследователя сектантства) есть разнообразные материалы по русскому сектантству, среди которых материалы к статьям и черновики статей. В записках автор сочувственно относится к сектантам, которых привлекают к ответственности государственные органы за их веру. В фонде 122 писателя и педагога Ивана Ивановича Горбунова (Горбунова-Посадова) для исследования вероучения штундистов важным является дело № 2048, в деле находится «Катехизис Иисусова братства по Евангелию штунды» - источник основных вероучительных особенностей сектантов.47 Черновая рукопись статьи религиозного характера посвященная учению секты, находится в фонде 275 писателя Николая Семеновича Лескова.48

45 Государственный архив Российской Федерации (Далее ГАРФ). Ф. 102.; 124.

46 Российский государственный архив литературы и искусства (Далее РГАЛИ). Ф. 2167.

47 РГАЛИ. Ф. 122. Оп 1. Д. 2048. Л. 2-44об.

48 РГАЛИ. Ф. 275.

Важной группой источников для написания работы послужили материалы периодической печати. Наиболее ранние публикации, посвященные штундизму, содержалась в газете «Одесский Вестник».49

Большое количество источников по теме предоставлено в журнале «Миссионерское обозрение». Материалы журнала дают информацию, как воспринимала секту Русская Православная Церковь, какие действия применялись для противодействия секте, как богословы оценивали вероучения штундистов. Статьи отражали своеобразные черты, существовавшие в деятельности сектантов в разных уголках империи, и различные опыты противосектантской деятельности. Многие сведения можно почерпнуть из ежемесячных разделов «Миссионерство, секты и раскол. Хроника» и «Из миссионерской полемики». Статьи, посвященные вопросам обличения штундистского учения, были написаны ведущими миссионерами и передавали опыт миссионеров по ведению беседы с

50

сектантами.

49 Значко-Яворский А. Общество «штундовых» на юге России// Одесский Вестник. 1868. №35. С. 112.; Бонекимпер К. Как читатель Одесскаго Вестника ...IIОдесский Вестник. 1868. №56. С. 148.

50 Кормилин И. Беседа со штундо-баптистами о крещении младенцев // Миссионерское обозрение. 1905. Декабрь, с. 1208-1221.; Грацианский Д. Беседа со штундобаптистами о суде Церкви над грешниками // Миссионерское обозрение. 1905. Февраль II. С. 484491.; Афанасенко В. Из беседы со штундистами о молитвах за умерших // Миссионерское обозрение .1901. Январь. С.108-113.; Боголюбов Д. Беседа со штундобаптистами о почитании святых икон.// Миссионерское обозрение. 1902. Январь. С 129151.; Потехин С. Беседа со штундистами о св. храме и о поклонении Богу в духе истины.//Миссионерское обозрение. 1902. Апрель. С. 744-760.; Боголюбов Д. Поездка к сектантам по первопутку. (Беседы с штундистом о св. миропомазании) // Миссионерское обозрение. 1902. Июнь. С. 1089-1096.; Боголюбов Д. И. Миссионерски! беседы со штундо-баптистами.// Миссионерское обозрение. 1902. Май. 970-972.; Боголюбов Д. Беседа с штундобаптистами о присяге // Миссионерское обозрение. 1902. Сентябрь. С.327-330.; Боголюбов Д. Беседа со штундо-баптистами о необходимости для спасения принадлежать к истинной Христовой Церкви // Миссионерское обозрение. 1902. Ноябрь. С. 657-664.; Боголюбов Д. На беседе со штундистами // Миссионерское обозрение. 1903. Февраль I. с 334-339.; Спасский А. Собеседование со штундистом о почитании Святых // Миссионерское обозрение. 1903. №11. С.80-93.; Грацианский Д. Беседа со штундобаптистами о почитании Св. икон // Миссионерское обозрение 1904. Февраль I. С. 330-337.; Грацианский Д. Беседа с штундо-баптистами об оправдании верою во Христе // Миссионерское обозрение 1904. Октябрь I. С. 696-709.; Грацианский Д. Беседа с штундобаптистами о признании истинной церкви Христовой // Миссионерское обозрение. 1904. Октябрь II. С. 889-899.; Грацианский Д. Беседа с штундобаптистами о крещении младенцев и миссионерское письмо по сему вопросу // Миссионерское обозрение. 1904. Ноябрь II. С. 1222-1229, продолжение статьи в Миссионерское обозрение 1904, декабрь I №19 с. 1402-1417. Записки Высокопреосвященнаго Никанора, архиепископа Херсонскаго и Одесскаго, о штундизме и мерах борьбы с этою сектою, от 12 ноября 1884г // Миссионерское обозрение. 1899. Январь.; Потехин С. Из миссионерской полемики с сектантами и раскольниками. Одно из собеседований с одесскими штундистами во время

Существование секты в Российской империи было противозаконным, так как господствующей религией признавалось православие. В связи с этим нельзя обойти вниманием крупный законодательный источник XIX века «Уложение о наказаниях уголовных исправительных»,51 занимающий центральное место в судопроизводственной практике Российской империи. Из документа видно, какие статьи нарушали сектанты, при этом в нем не содержится специальных юридических предписаний, касающихся секты штундистов (секта имеет более позднее происхождение по отношению к уложению).

Среди общей законодательной базы особое место занимает рассмотрение Положение Комитета министров, высочайше утвержденное 4 июля 1894 года, и циркуляр министра внутренних дел от 3 сентября 1894 г., по которому штундисты признавались сектой особо вредной в государственном плане, необходимо учитывать и комментарии к указанному юридическому акту. Рассмотрение закона 1894 года как центрального относительно штундизма невозможно без учета законодательства, касающегося баптизма, на практике штундисты могли прикрываться баптистами, для которых было прописано более свободное положение.52

Ценным законодательным источником является неофициальное издательство книги «17 Апреля 1905 г. Именной Высочайший Указ правительствующему сенату, Высочайше утвержденныя Положения

сентябрьского миссионерского съезда. // Миссионерское обозрение. 1899.Январь.; Э.Я. Миссионерство, секты и раскол. Хроника// Миссионерское обозрение. 1899. Январь.; Андреев Д. Штувда в пределах Рязанской губернии // Миссионерское обозрение. 1899. Март; Скворцов В. Организация штундистской миссии и протоколы одного сектантского съезда-конференции // Миссионерское обозрение. 1900. Сентябрь. С. 209225.; Потехин С. Мистическая штунда: Малеванный и малеванные // Миссионерское обозрение. 1900. Октябрь. С. 234-249.; Овсяников Е. Донские сектанты: Положение сектантства; Современное состояние штундизма и хлыстовщины. Миссионерство, секты и раскол (Хроника) // Миссионерское обозрение. 1900. Июль-Август. С. 143-146.; Белогорский Н. Почему южно-русский штундизм нельзя признать одной сектой с баптизмом? // Миссионерское обозрение. 1900. Ноябрь. С. 481-501.; Сектантство. Баптизм как средство для «мирнаго» завоевания России // Миссионерское обозрение. 1916. Апрель. С. 575-580.

51 Уложение о наказаниях уголовных исправительных. Типография Второго Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. СПБ., 1845.

52 Законы о вере и веротерпимости с приложением свода разъяснений по кассационным решениям сената. Составил Я.А. Канторович. СПб., 1899.; Законы о раскольниках и сектантах. Издание второе, исправленное и дополненное по продолж. Св. Зак. 1902 г., атакже полож. Комитета Министров о штунде с относящимися к нему разъяснениями. М., 1903.; и др.

Комитета Министров и извлечения из особых журналов Комитета Министров об укреплении начал веротерпимости».53

Рассматривая отношение к секте высших государственных чиновников, стоит обратиться к письмам К.П. Победоносцева,54 из которых можно увидеть восприятие сект в целом и отношение к антисектантской деятельности.

Особое внимание на себя обращает «Книга чинов присоединения к православию»,55 в которой содержатся правила церковных действий и молитв, необходимых священникам, принимающим раскаявшихся штундистов в православие. Когда сектант переходит в православие, он по пунктам должен отказаться от тех моментов своей веры, которые противоречат православию. Зачастую штундизм соединяют с русским баптизмом, для сравнения религиозных правил необходимо обратиться к «Вероучению русских евангельских христиан-баптистов».56

Работу по сбору и публикации источников проводили видные исследователи. Епископ Алексей Дородницын57 собирал документы в целом по рационалистическому сектантству, среди которых находятся материалы, относящиеся к штундизму (материалы в большей степени официального характера). В.Д. Бонч-Бруевич собирал материалы непосредственно из сектантской среды. В первом выпуске «Материалов к истории и изучению русского сектантства и раскола»58 значимым документом в являются сведения о жизни штундиста Софрона Чижова, которые он сообщил сам (документ в большей степени биографического характера, содержащий повествование о том, как Софрон обратился в секту и с какими трудностями он столкнулся в жизни из-за своих религиозных убеждений).59

Научная новизна. Впервые в современной историографической практике предпринято всесторонне исследование феномена штундизма в

5317 Апреля 1905 г. Именной Высочайший Указ правительствующему сенату, Высочайше утвержденныя Положения Комитета Министров и извлечения из особых журналов Комитета Министров об укреплении начал веротерпимости. Петроград, 1905.

54 Письма Победоносцева к Александру III с приложением писем к В.Кн. Сергею Александровичу и Николаю II. Том II, М., 1926.

55 Книга чинов присоединения к православию. С-Пб., 1902.

56 Вероучение русских евангельских христиан-баптистов. Издание русских баптистов. Ростов-на-Дону, 1906.

57 Дородницын А. Материалы для истории религиозно-рационапистическаго движения на юге России во второй половине XIX-го столетия. Казань, 1908

58 Материалы к истории и изучению русского сектантства и раскола. Вып. 1.:Баптисты; бегуны; духоборцы; Л. Толстой о скопчестве; павловцы; поморцы; старообрядцы; скопцы; штундисгы. СПб., 1908. 315 с.

59 Материалы к истории и изучению русского сектантства и раскола. Вып. 1.:Баптисты; бегуны; духоборцы; Л. Толстой о скопчестве; павловцы; поморцы; старообрядцы; скопцы; штундисгы. СПб., 1908. С. 52-69.

России во второй половине XIX- начале XX вв. В диссертации были выявлены истоки происхождения секты. Определены основные подходы вероучения последователей движения. Выявлены схожие и отличительные признаки религиозной доктрины штундистов и вероучения русских баптистов. Впервые в комплексном виде представлены основные проблемы взаимоотношения штундистов с государственными органами империи и православной церковью. Доказывается факт корреспонденции учения штундистов и социалистического направления общественной мысли. Исследование проведено с использованием архивных материалов, ряд источников впервые вводится в научный оборот.

Практическая значимость. Полученные результаты могут быть применены в государственно-управленческой деятельности в сфере взаимоотношений государства и религиозных организаций, в научно-исследовательском и преподавательском процессах (по дисциплинам отечественная история, история религий). При изучении отдельных сект, существовавших в Российской империи, создается общая база, позволяющая увидеть проблему во всем ее многообразии. На основе проанализированного исторического опыта есть возможность избежать ошибок прошлого и при этом сохранить положительные черты, выработанные в результате длительного взаимодействии различных религиозных групп с государством и традиционными религиозными конфессиями.

Значение темы исследования связано с необходимостью оптимизации государственной политики в сфере отношений с религиозными институтами, аккумуляции исторического опыта противодействия распространению сектантства.

Положения, выносимые на защиту.

1) На возникновение штундизма в России во второй половине XIX века оказал влияние комплекс причин, связанных с экономической, религиозной и социальной жизнью российского общества. Активной проповедью нового учения занимались немецкие колонисты, находящиеся в более выгодных экономических условиях по сравнению с русским населением, существовала даже финансовая помощь новообращенным. Доступное объяснение религиозных текстов новыми проповедниками и несоответствие ряда сельских священников своему сану при распространенном установлении денежных и продуктовых сборов за исполнение треб подталкивало к переходу в секту.

2) Переход в секту позволял крестьянам отделиться от основной массы общества, что давало возможность избавиться от господствующих в общественной среде пороков (пьянства), стимулировало освоение грамотности, при этом последователи секты становились восприимчивы к новым религиозным и политическим идеям.

3) Религиозная составляющая сектантов при общем построении на тексте Евангелия имела своеобразные практические отличия на местах, которые затрудняли идентификацию штундизма на практике.

4) Структура вероучения штундистов имела отличия от секты баптистов, что выражалось в непринятии ряда положений баптистской веры, касающихся внутреннего устройства общины и отношения к вопросам общественно-государственного устройства, а именно: наличию внутриобщинной иерархии и признанию государственной присяги.

5) Штундизм представлял опасность для государственно-церковной системы, существовавшей в Российской империи, что вызвало принятие в 1894 году запретительного акта по отношению к секте. Запретительная деятельность государства оказывалась запоздалой, миссионерская работа церкви по отношению к сектантам являлась неэффективной.

Апробация результатов исследования. Основные положения исследования отражены в двух статьях, опубликованных в изданиях, рекомендованных ВАК, и в докладах на трех вузовских конференциях, по итогам которых выпущены сборники статей.

Структура. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.

2. Основное содержание работы.

Во введении обоснован выбор темы, поставлены основные задачи и цели исследования, определены хронологические и территориальные рамки, проведен историографический обзор, в котором разобраны основные положения, выработанные исследователями по проблеме. Характеризуются источники по теме исследования, выделена научная новизна и описана структура работы.

В первой главе «Генезис и внутреннее устройство секты» рассмотрены факторы, повлиявшие на зарождение и становление штундизма в России, выделены особенности быта сектантов.

В первом параграфе «Истоки и причины распространения штунды» рассмотрены причины, по которым стало возможным возникновение и распространение движения штундистов. Зарождение явления напрямую связано с влиянием немецких поселенцев на Юге России, даже сам термин «штундизм» («die Stunde» - час) позаимствован у немцев: это были особые «часы», на которые собирались для молитвы и чтения Евангелия вне храмовых зданий. В новых экономических условиях, возникших на волне реформ, немецкие поселенцы оказались более приспособленными к эффективному ведению хозяйства. Благодаря лучшему экономическому положению к ним шел поток русских крестьян-наемников. Русское крестьянство оказалось восприимчиво к новым религиозным идеям, после возвращения в свои дома они стали распространять полученные верования среди окрестных жителей. Сектантские идеи дали новое осознание Евангельских текстов, при этом

встречались случаи материальной поддержки вновь обратившихся. Влияние нового учения на крестьян было эффективно благодаря проблемам, существовавшим в православной среде. Поборы сельских свяшенников за требы были широко распространены, при этом нравственный уровень пастырей не всегда соответствовал их званию. Сектанты предлагали доступное разъяснение своего вероучения, используя Евангелие на русском языке, и православные, обратившиеся в секту, могли противопоставлять себя основной массе окружающего населения, отказываясь от пороков господствующих в обществе. При этом факты разница в экономическом развитии порождали симпатии к порядку, существующему у колонистов.

Стоит учитывать еще один важный фактор: штундизм зарождается в России, когда страна переживает волну реформ и их последствия. Штундизм является сектой протестантского характера. В новых капиталистических условиях развитие протестантских движений до некоторой степени было ожидаемо и закономерно. Наравне с переживаемыми реформами в обществе усиливается тревога, которая подталкивает к решающему изменению жизни в лучшую сторону. В таких условиях секты, позволявшие перейти из традиционной религии к новой форме веры, получают свое распространение.60

Во втором параграфе «Организация общины и быт сектантов» рассмотрены реальные действия последователей штундизма, направленные на реализацию провозглашенных идей в собственных общинах. Штундизм в сфере простого народа воспринимался как попытка уйти от старых порядков и начать совершенно новую и более благополучную жизнь, как в материальном, так и в духовном плане. Была вера в жизнь по Евангелию, с братскими отношениями между людьми, взаимной помощью и изучением Священного Писания. Эти идеи выражали все то, чего не хватало крестьянам в жизни. В ответ на пьянство и другие пороки, господствующие в обществе, крестьяне, ушедшие в секту, желали получить совершенно другую жизнь. Соответственно, всё старое они отрицали, так они отошли и от Русской Православной Церкви, не доверяя её проповеди. Исповедуемые идеи оказывали влияние на быт сектантов, при этом кардинального переустройства жизни целых общин не происходило.

В итоге становиться ясно, что немецкое учение легло на хорошо подготовленную почву. На волне великих реформ происходит экономическая перестройка общества, для многих она была тяжелой. В русском обществе присутствовал комплекс проблем, которые имели как материальную, так и духовную составляющие.

60 Яковлев А.И. Лекции по истории Христианской Церкви. М., 2006. С.278.

Религиозная жизнь русского общества испытывала множество проблем. В интеллигенции начинают активно проявляться атеистические и антиклерикальные идеи, отражающиеся и на простом народе. Для крестьянского населения, воспитанного в православных традициях, зачастую православие являлось только внешней обрядовой формой. Условия жизни священников мало отличались от условий жизни их паствы. Священники жили такими же простыми крестьянскими чаяниями, не уделяя должного внимания доступной проповеди для своих прихожан и не давая ответов на вопросы, касающиеся обрядовой стороны и основных положений православной веры.

В таких условиях немцы предложили идеи, которые были близки русскому народу, так как предлагалась простая и понятная вера в Христа. В секте все вопросы вероучения крестьяне могли разбирать сами, основываясь на тексте Евангелия. Немецкие проповедники были открыты для каждого вопрошающего и сами жаждали распространения своей веры. Немецкие денежные вливания давали быстрое распространение этих идей. Пример активной проповеди перенимали и русские последователи.

Отказываясь от своей традиционной веры, простые сектанты противопоставляли себя окружающему обществу с его пороками. Они старались избегать господствующего в крестьянской среде пьянства и стремились выстраивать семейные отношения без насилия. Идеал существования общества видели в новом общественном устройстве. В результате русские последователи штунды отрицали существовавшие устои у себя в стране и при этом идеалом для подражания считали немцев.

Многие из идей штундистов так и не могли воплотиться в жизнь, так как не было общей централизации штундистских общин, да и произвести полное изменение своей жизни могли не все последователи учения. После первоначального вдохновения, порочные черты человека могли возвращаться. Сектанты старались следить за чистотой своей общины, исключая грешников, хотя такие действия не давали массового положительного результата.

Во второй главе «Вероучение штундистов» рассмотрены основные вероучительные утверждения сектантов, проводится сравнение учений штундистов и русских баптистов.

При рассмотрении материалов первого параграфа «Обряды сектантов» выявилось большое количество разночтений, существующих в штундистской среде. Общая невнятность вероучения, достаточно большой разброд религиозных идей порождал ситуацию, когда штундизм как самостоятельное течение не могли определить. Свободное отношение к Св. Писанию приводило к тому, что у штундистов не была четко сформирована догматическая сторона учения, и даже в одной и той же

общине встречаются разные верования,'^которые со временем трансформировались, и появлялись общины, которые празднуют субботу, а Иисуса Христа рассматривают с точки зрения толстовцев.62

Непосредственная связь при зарождении с немцами подталкивала зачастую к смешению штундизма с другими существующими сектами (так, в молоканских колониях замечалось перерождение молоканства в штундизм63). В публикациях, пользуясь общими представлениями о сектантах, стали смешивать баптизм и штундизм. Современные авторы предлагают рассматривать штундизм как предысторию баптизма в России.64 Такое смешение баптизма и штундизма было популярно и в дореволюционной литературе.65

Проблема соотношения вероучения этих сектантских направлений рассматривается во втором параграфе «Соотношение с вероучением баптистов». Выделяется ряд разночтений по отношению к вопросам присяги, устройства общины. При этом приставка «штундо» в печати стала использоваться для разных рационалистических сект. Прикрытие баптизмом помогало избегать полицейского преследования в империи.

Подводя итог второй главы, следует указать, что идентифицировать секту по ее вероучению достаточно сложно. Существующие формы зачастую носили переходный характер, что в малообразованной крестьянской среде приводило либо к слиянию с другими сектами, либо к заимствованию от них части вероучительных моментов. В то же время стоит отметить, что рассматриваемый во второй главе катехизис штундистов составлен на разговорном языке; при этом в логических построениях прослеживается четкая структура, соответственно, составитель данного документа был грамотный. Можно сделать предположение, что его подготовили и внедрили в крестьянскую среду.

Сравнивая баптизм и штундизм, находим много общего, но есть ряд вопросов, по которым не смешанное с русским баптизмом учение штундистов отличается. Самые яркие отличия касаются не признания

61 Кальнев М. Состояние сектантства в Херсонской епархии и борьба с ним в 1901 году. Миссионерство, секты и раскол (хроника).// Миссионерское обозрение. 1902 г. Июнь. С. 1102.

62 Современное состояние раскола и сектантства и деятельность православной миссии в Екатеринославской епархии за 1902 год... Миссионерство, секты и раскол (хроника)// Миссионерское обозрение. 1903. №12. С. 246.

63 Суждения Таврическаго обще-епархиального съезда по миссионерским делам.....

Хроника. Миссионерство, секты и раскол //Миссионерское обозрение. 1903. №17. С.934.

64 Каретникова М. С. Русское Богоискательство Национальные корни евангельско -баптистского движения. //Альманах по истории Русского Баптизма. 2-е изд .СПб., 1999 С.72.

65 Современное цггундо-баптистское движение в Северо-Западном крае. Вильна, 1910; Боголюбов Д.И. Миссионерские беседы с штундо-баптистами. СПб., 1911. и др.

штундистами религиозной иерархии, а у баптистов присутствуют пресвитеры и другие богослужебные должности. Второе различие касается понимания государственной и воинской присяги. Для штундистов это считается клятвой, что запрещено Евангелием, баптисты допускают присягу, так как не признают это клятвой в духовном понимании.

Большое внимание в учении штундистов посвящено социальным вопросам текущей жизни и достижению царства Божьего на земле. В сложившейся ситуации нельзя говорить о том, что у штундистов существовала целостная вероучительная доктрина, при этом сектанты испытывали явное внешнее влияние.

В третьей главе «Отношения с государством и церковью» рассматривается ситуация, когда в государстве с официальной господствующей религией православия возникает сектантское течение, вступающее в противоречие с государством и церковью.

Первые параграф «.Секта и государственное законодательство» посвящен рассмотрению взаимоотношения штундистов с государственными чиновниками и законодательной базой по религиозным вопросам, существующим в империи. Положительное влияние на распространение штундизма оказало неоднозначное отношение государственных чиновников к вопросам религиозного разномыслия. Различные юридические права для штундистов и баптистов и неосведомленность делопроизводителей в вопросах сектантства позволяли штундистам обходить принимаемые запретительные действия. Меры были приняты слишком поздно, к тому же они оказались неэффективными. Особенно ярко об этом свидетельствует тот факт, что штунда просуществовала в запрещенном состоянии с 1894 до 1905 года, и к этому времени не находилась в упадке.

Во втором параграфе «Русская Православная Церковь и деятельность штундистов» рассматриваются меры противодействия секте со стороны официальной церкви. Антисектантская деятельность православной церкви оказалась неспособна победить штундизм из-за ряда внутрицерковных проблем. Противодействие сектантам показывало, что православные миссионеры зачастую были не готовы к вызовам времени.

Проблемы прослеживались как в церковно-приходской деятельности, так и в управленческой деятельности церкви. В таких условиях неспособность противостоять нарастающему сектантскому движению только обнажала существующие внутренние противоречия церковной жизни, которые ослабляли влияние церкви, что было особо опасно для идеологической целостности государства.

В третьем параграфе «Штундизм и социалистические идеи» сделана попытка проследить существование идей социалистической направленности внутри сектантских общин. С точки зрения государственно-политического отношения такая угроза существовала. При

этом удачных примеров реализации принципов социалистической направленности внутри отдельных сектантских общин не было.

Секта штундистов, не обладавшая четкой внутренней вероучительной доктриной, попадала в достаточно благоприятные условия, которые возникли из-за накопившихся проблем в государстве. В первую очередь становится очевидным неоднозначное отношение государственных чиновников к религиозным вопросам. В данный период времени уже нет прямого и полного убеждения, что должна быть только одна господствующая религия. Начинает допускаться мировоззренческое разномыслие, в том числе и религиозное. Не обладая четкой вероучительной структурой, сектанты умело обходят принимаемые запретительные меры и пользуются различными лазейками, существующими в религиозном законодательстве. Определить, кого относить к штунде, не всегда могли даже исследователи этого вопроса, чиновники же разбираться в этой проблеме зачастую были не заинтересованы. В связи с этим в запретительном акте 1894 года преследование штунды в большей степени определялось только по социально-политическим признакам, не учитывая религиозных особенностей. Внимание чиновников до издания «Положения комитета министров 4 июля 1894 года» было нацелено не на религиозные аспекты штундизма и его оппозиционность православию, а на политические идеи, в которых видели стремление к переустройству государственного порядка.66 Соображения такого толка были достаточно сильны, и появляются даже указания, что сектанты восприимчивы к пропаганде социалистов.67

Господствующая православная церковь начала активные действия против штундизма, всячески подталкивая к этому государство. В государстве и церкви существовали внутренние проблемы, связанные с недостаточным количество кадров, оторванностью от религиозных исканий людей, допускались значительные ошибки в миссионерской работе. Все это приводило к тому, что, даже осознавая опасность данного явления, полностью победить штундизм в сложившийся системе государственно-церковного взаимодействия становилось невозможным.

Активная работа сектантов подталкивает сторонников социалистических идей использовать религиозную платформу для изменения государственного строя Российской империи. Сами религиозные сектанты при этом не были реальными адептами революционных идей в рамках своей религиозной доктрины.

В заключении подведены итоги и сделаны основные выводы.

66 ГАРФ. Ф.102. Оп. 89. Д. 44 ч.ЗЗ. Л. 6.

67 ГАРФ. Ф.102. Оп. 78. Д. 248. Л. 3 - 4.

Движение штундиетов в Российской империи возникает во второй половине XIX века как религиозное движение с политическим контекстом. Возникновение секты стало возможным благодаря ряду причин, которые были вызваны экономическими условиями, сложившимися в стране на волне «великих реформ», влиянием проповеди немецких колонистов, проблемами государственно-религиозной жизни империи.

Верование сектантов в массе своей носило рационалистический характер, подразумевающий исполнение только тех религиозных действий, которые прописаны в Евангелии. Поэтому отрицали православное священство, таинства и обряды, существующие в церкви, и сама церковная организация в целом. Штундизм не обладает четкой вероучительной структурой, в нем прослеживается большое количество трансформаций учения на местах. Учитывая этот факт, проповедь своего учения сектанты начинали не изложением своей веры, а указанием на несоответствие деятельности православной церкви словам Писания. Самостоятельная трактовка евангельских текстов привела штундиетов к отрицанию ряда государственных постановлений, например, присяги (как клятвы, приносить которую запрещено).

Оппозиционность секты порождала необходимость ответных государственных и церковных действий. У государственных чиновников разного уровня не существовало единого мнения на религиозное разномыслие, для части руководителей новые религиозные течения не вызывали опасения. Официальным выражением государственного отношения к секте стало издание Положения комитета министров 4 июля 1894 года, по которому штундизм признавался сектой вредной в государственном плане. При этом запретительные меры не возымели результата. В связи с отсутствием четкой вероучительной структуры у штундиетов, сектанты могли прикрываться баптизмом и обходить закон 1894 года, а полицейские чиновники не обладали должной компетенцией для выявления различных религиозных групп.

Деятельность сектантов создавала угрозу для господствующей церкви, оказывая влияние на православное население империи. Православное духовенство оказалось неспособно к результативному противодействию штундистам. Сращивание церкви и государства порождало ситуации, когда миссионеры, полемизирующие с сектантами, пытались убедить отколовшихся не в истинности православия, а стремились вернуть их в лоно церкви с помощью запугивания и административного давления. Принятие законодательного запрещения штундизма отрицательно сказывалось на миссионерской деятельности.

Благодаря штундизму возникла группа людей, которая отрицательно относилась к государственной и церковной структуре. При этом в их учении присутствовали идеи социалистической направленности, что вызывало опасения со стороны государственных органов. При

переходе в секту снимался психологический рубеж, подразумевавший отказ от официальных церковных институтов, часть штундистов стала восприимчива к новым религиозным направлениям и политическим движениям.

3. Публикации по теме диссертации

Основные положения диссертации изложены автором в следующих работах, общим объемом 1,8 печатного листа.

1. Балдин П.П. «Причины возникновения штундизма в России во второй половине XIX века» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «История и политические науки» .2012. №1. С. 58-63. (Журнал входит в перечень изданий, рекомендованных ВАК)

2. Балдин П.П. Движение штундистов и церковно-государственная политика в Российской империи во второй половине XIX века // Сервис в России и за рубежом,- Выпуск 2(40) — 2013. http://old.rguts.ru/electronic iournal/number40/contents (Журнал входит в перечень изданий, рекомендованных ВАК)

3. Балдин П. П. .«Движение штундистов на юге России (во второй половине XIX - начале XX века» // Проблемы отечественной и зарубежной истории. Выпуск V. Материалы научно-теоретической конференции студентов, аспирантов и преподавателей (студенческие работы). Факультет истории, политологии и права; кафедра истории России и Московского региона. - М., 2009. С.56-59.

4. Балдин П.П. Религиозные течения в Волоколамском уезде во второй половине XIX века // III межрегиональная научно-практическая конференция «875-летие г. Волоколамска: Культура. Православие. Образование. Туризм». Сборник научных статей. 22 апреля 2010 г., Волоколамск. - Волоколамск: ВИГ, 2010. С. 134-138.

5. Балдин П.П. «Генезис штундизма в религиозной жизни Российской империи второй половины XIX века» // Россия сквозь века: история, наука и технологии, образование, экономика, право, материалы VII межрегиональной научно-теоретической конференции с международным участием, посвященная Году Истории России, которая состоялась 19-20 ноября 2012 г., г. Волоколамск МО. Сборник научных трудов, №11,- М.: Издательство ООО «Ваш полиграфический партнер», 2013. С. 38-41.

Подписано в печать: 23.05.2013 Объем: 1,5 пл. Тираж: 100 экз. Заказ № 165 Отпечатано в типографии «Реглет» 119526, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 39 (495) 363-78-90; www.reglet.ru

 

Текст диссертации на тему "Движение штундистов в России во второй половине XIX - начале XX вв."

московсрш ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ, ПОЛИТОЛОГИИ И ПРАВА

КАФЕДРА ИСТОРИИ РОССИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ И НОВОГО

ВРЕМЕНИ

На правах рукописи

04201358079

Балдин Павел Павлович

Движение штундистов в России во второй половине XIX - начале XX вв.

07.00.02. - Отечественная история Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель -д.и.н., проф. Багдасарян В.Э.

Москва-2013

Содержание.

Введение. 3

Глава 1. Генезис и внутреннее устройство секты. 39

§ 1. Истоки и причины распространения штунды. 39

§2. Организация общины и быт сектантов. 59

Глава 2. Вероучение штундистов. 72

§ 1. Обряды сектантов. 72

§2. Соотношение с вероучением баптистов. 95

Глава 3. Отношения с государством и церковью. 109

§ 1. Секта и государственное законодательство. 109

§2. Русская Православная Церковь и деятельность

штундистов. 133

§3. Штундизм и социалистические идеи. 150

Заключение. 181

Источники и литература. 189

1. Источники. 189

2. Литература. 198

Введение.

Актуальность темы исследования. Современная действительность Российской Федерации тесным образом связана со многими протекающими в обществе религиозными процессами. Несмотря на то, что большинство населения страны, ассоциирует свою веру с православным христианством (59%1), существует значительное количество разнообразных сектантских групп. Проблема религиозного сектантства, с одной стороны, связана с вопросом о свободе совести, являющимся необходимым условием для построения демократического общества, с другой стороны, с рисками, к которым могут привести нетрадиционные религиозные течения.

Задача выработки взвешенного подхода к проблеме религиозного инакомыслия определяет необходимость рассмотрения её в исторической ретроспективе. Феномен религиозного сектантства в России, имеет длительную историю. Особое внимание следует уделить второй половине XIX века, когда как в обществе в целом, так и у государственных чиновников разного ранга, не было единого взгляда на религиозную политику. Существовали сектантские группы как мистической, так и рационалистической направленности. Реферируемое исследование посвящено секте рационалистического характера под названием «штунда». Актуальность исследования проблемы штундизма обусловлена тем фактом, что как последователи секты строили свое учение на основе Евангелия, так и в современной истории России наблюдается значительный рост сект евангелического характера. За период с 1992 по 2006 год рост секты баптистов составил в 3,6 раза, иеговистов в 9,3 раза, пятидесятников в 10 раз, адвентистов седьмого дня в 8,8 раз. В такой

1 Якунин В.И., Багдасарян В.Э., Сулакшин С.С. Западня: новые технологии борьбы с российской государственностью. М., 2010. С.203. Конь P.M. Введение в сектоведение. Н. Новгород, 2008. С.490-492.

ситуации изучение сектантства обусловлено как политическими, так и социально-религиозными факторами.

Историография проблемы. Возникнув во второй половине XIX века, секта штундистов начинает привлекать к себе интерес исследователей. Наибольший вклад в историографию проблемы на этом этапе делают авторы, непосредственно связанные с церковной деятельностью. Можно выделить несколько условных направлений в дореволюционных исследованиях проблемы: работы миссионерской направленности и историко-исследовательские работы.

Работы миссионерской направленности были нацелены на непосредственную помощь священникам и миссионерам, в них опровергались особенности верования штундистов и давались практические рекомендации, как такое опровержение проводить, либо рассматривались особенности вероучения сектантов в разных районах заселения. К работам такого толка следует отнести, выпущенную в 1886 году (третье издание) в Киеве книгу «Вероучение малорусских штундистов, разобранное на основании священного писания в беседах православного мирянина с сектантами».3 Данное произведение А. Ушинского разбито на два раздела: первый посвящен вероучению Косяковских сектантов, а второй раздел - вероучению Чаплынских сектантов. Описание касается двух центров штундизма в Киевской губернии, оба находятся в Таращанском уезде. Изложение вероучения основано на личных наблюдениях автора, а главным образом, на основании некоторых рукописных сочинений, переведенных с немецкого и распространенных между штундистами. Книга стала полезна для священников в тех местностях, где появилась штунда, и из-за этого

о

Ушинский А. Вероучение малорусских штундистов, разобранное на основании священного писания в беседах православного мирянина с сектантами. Киев, 1886.

первое издание было вытребовано для борьбы с сектантами в Одесскую, Подольскую и Киевскую епархии.

Выпускались работы, полностью посвященные только разбору вероучения сектантов. Так, в 1888 году в Москве был издан труд протоиерея Дмитрия Склабовского «Штунда. Подробный разбор и опровержение учения штундистов»4. Работа состоит из девяти частей, каждая часть посвящена разбору какого либо заблуждения сектантов (отрицание поста, непризнание Священного предания, отвержение икон и т.д.) Изложение построено в форме проповеднического обращения к штундистам. Автор ставит перед собой задачу рассмотреть те причины, по которым штундист оставил Православную Церковь. Выполняя эту задачу, протоиерей Д. Склабовский рассматривает в первой главе учение штундистов об одном внутреннем поклонении Богу «духом и истинною», во второй - о произвольном толковании штундистами Св. Писания, в третьей - о Св. Предании, отвергаемом штундой, в четвертой — о таинствах Церкви, в пятой - о почитании икон, в шестой - о почитании креста, в седьмой - о почитании святых, в восьмой — о почитании мощей святых, в девятой и последней - о постах и богослужебных обрядах. Проповеднические работы, посвященные разбору и опровержению учения штундистов, создавались и другими авторами5, выходили серийные издания. Так, священником Саввой Богдановичем подготовлен ряд полемических произведений по основным вопросам сектантских заблуждений, которые были компактными по формату и каждая брошюра затрагивала отдельный вопрос, касающийся расхождения православного вероучения и секты штундистов. Выстроены данные произведения в форме

Склабовский Д. Подробный разбор и опровержение учения штундистов. М.,1888.

5 Боголюбов Д. О крещении младенцев. Беседа со штундистами. СПб., Б.г.; Автор не указан. Беседа к глаголемым штундистам. Киев, 1872.

бесед, доступных простому пониманию.6 Нравоучительные беседы могли оформляться в виде художественных рассказов.7 Указанные работы дают понимание о вере сектантов, к тому же акцент делается на несоответствиях с православием, при этом сведений о происхождении и непосредственной деятельности сектантов в указанных работах не содержится.

Исследования, в значительной степени посвященные рассмотрению истории становления и другим значимым вопросам существования штундизма отнесем к условной категории историко-исследовательских (при этом необходимо учитывать, что многие из них не выстроены по классическом принципу научного исследования).

Значимое место в данной категории занимает выпушенное в 1889 году исследование священника Арсения Рождественского под названием «Южнорусский штундизм».8 В труде дается всестороннее освещение штундизма на тот период. Исследование состоит из двух отделов. Первый

6 Богданович С. Беседа православного миссионера со штундистами о почитании Св. икон. Киев, 1890; Богданович С. Беседа миссионера со штундистом о том, что православным христианам должно остерегаться тех, которые не следуют учению Христову и не повинуются Святой Церкви. Издание первое. Киев, 1908; Богданович С. Беседа миссионера с представителем штундизма о таинстве Св. Причащения. Издание четвертое. Киев, 1908; Богданович С. Беседа миссионера со штундистами о том, что если они не учены, то этим не подобны апостолам, ибо апостолы мудрее всех в мире. Издание первое. Киев, 1908; Богданович С. Миссионерская беседа со штундистами по поводу наименования священников отцами и учителями. Издание 5-е. Киев,1907; Богданович С. Беседа миссионера со штундистом о том, что должно почитать святых и молиться им. Издание 4-е. Киев,1907; Богданович С. Миссионерская беседа со штундистами о кресте и крестном знамении. Издание четвертое. Киев, 1907; Богданович С. Беседа миссионера со штундистом о том, что право проповедовать и объяснять слово Божие принадлежит не кому-либо иному, а только церкви - ея пастырям. Издание первое. Киев, 1908; Богданович С. Миссионерская беседа со штундистами по поводу указываемых ими причин отделения от церкви православной. Издание четвертое. Киев, 1908.

7 Орлов И. Отступник сын у постели умирающей матери. (Рассказ из жизни штунды). Выходные данные не указаны. 1900; из публикаций журнала миссионерское обозрение можно отметить: Потехин С. Ревнитель православия и штундисты // Миссионерское обозрений. 1902. Март. С. 517-531. Есть примеры стихотворного обличения: Гринякин Н. Поэтическое обличение штунды // Миссионерское обозрение. 1903. №19. С. 11711181.

8 Рождественский А. Южнорусский штундизм. СПб., 1889.

посвящен внешней истории штундизма и включает три главы, которые в хронологическом порядке освещают: появление штундизма, историю существования секты от начала 60-х годов до начала 70-х, а третья глава посвящена состоянию штундизма с семидесятых годов по 1887г. Во втором отделе содержится четыре главы: материалом исследования первой главы стало учение штундистов, где соотносится учение штундизм с другими сектантскими движениями, вторая глава данного отдела рассматривает вероучение штундистов, и оно сравнивается с учением православной церкви, а также делается обзор полемической литературы против сектантства с разбором некоторых произведений, богослужение штундистов разобрано в третьей главе, где идет описание устройства молитвенных домов и собраний сектантов, и, наконец, последняя глава посвящена организации общин и быту сектантов.

Священник Арсений Рождественский задачей исследования видит, наиболее полное раскрытие внешних и внутренних сторон жизни сектантов. Подводя итог своего труда, автор приходит к заключению, что штундизм стал некой простонародной формой протестантизма, и напрасно его смешивают с баптизмом, автор против этого смешения. Автор признает в заключении, что полноценное исследование еще невозможно из-за недостатка материала, так как секта достаточно новая.

В работе А. Рождественского присутствует определенный субъективизм. Автор подчеркивает разницу между тем, что сектанты заявляли и тем, что было на самом деле (особый акцент делается на пороки сектантов). Автор видит сходные черты с баптизмом, но считает, что есть принципиальная разница. Несмотря на недостатки, эта работа является очень значимой и полной для своего времени. На более поздних этапах работ, сравнимых по широте исследования не встречалось.

Некоторым продолжением проблем, поднятых А. Рождественским, является вышедший в 1890 году в Киеве труд миссионера Ивана

Троицкого «Обличение заблуждений штундизма. Опыт подробного разбора лжеучения сектантов - штундистов».9 В отличие от других исследований, посвященных миссионерскому разбору учения штундистов, здесь уделено место происхождению, распространению и развитию штундизма. В начале своей работы автор дает обзор литературы по теме, где большое внимание уделяет книге А. Рождественского, которая, по мнению автора, носит в большей степени исторический характер, чем апологический и полемический. И. Троицкий уделяет основное внимание в своей работе неразработанным вопросам. Труд состоит из двух частей: в первой части разбирается происхождение, распространение и развитие штундизма, разработка планов и методов обличения штундистов, во второй части автор непосредственно переходит к самому обличению (разбор обрядов, вопросы почитания святых и икон и других заблуждений).

Схожая структура работы и у миссионера Иоанна Недзельницкого «Штундизм причины появления и разбор учения его».10 Направленность книги - это помощь священникам в борьбе со штундой. Труд состоит из двух частей. Первая посвящена разбору причин, способствующих появлению штундизма, с изучением внутренней жизни областей, где наиболее ярко штундизм себя проявил, а вторая разбирает вопросы вероучения и опровержения заблуждений. Исследование написано на основании личной шестилетней миссионерской практики автора. Особая ценность этой книги заключена в том, что в приложении полностью опубликован источник «Краткий катехизис или изложение вероисповедания русских баптистов, т.е. взрослокрещенных христиан».

Особое место занимают труды епископа Алексея Дородницына. Епископ Алексей исполнял должность противосектантского миссионера

9 Троицкий И. Обличение заблуждений штундизма. Киев, 1890.

10 Недзелышцкий И. Штундизм, причины появления и разбор учения его. СПб., 1899.

сначала в Херсонской епархии с 1886 по 1892, а после в Екатеринославской с 1894 по 1900. Трудами А. Дородницына создан ряд работ по штундизму, изданных в 1908 году, где автор видит развитие явления в непосредственной связи с баптизмом." Стоит обратить внимание на статью «Светская администрация в борьбе со штундой 1867-

I ?

1881гг.», ~ изданную в Москве в 1893 году. Эта статья имеет ценность и как источник, и как литература. Здесь разбирается вопрос, как смогло произойти зарождение и развитие штундизма в православном государстве, а данный факт оказался не замеченным и не остановленным правительством. При написании работы приводятся широкие цитаты из «Дел канцелярии Херсонской губернии». Данные материалы в массе своей нигде больше не опубликованы.

Политической подоплеке посвящен еще ряд работ, и среди них

1 т

можно отметить М.А. Кальнева труд «Немцы и штундобаптизм». Первоначально это была статья, написанная по материалам найденного полицией протокола конференции сектантов, состоявшейся в немецкой колонии Рикенау Таврической губернии. Работа М.А. Кальнева выпущена отдельной книгой, в которой автор на основе материалов печати отвергает утверждение о благонадежности штундистов в России. Публикуя сам протокол штундобаптистской конференции, автор преследует ряд целей: показать, как защищаются сектанты и убедить либеральную прессу в неправильности покровительства секте, подчеркнуть необходимость правильно организованной миссии для уничтожения штундизма и

11 Дородницын А. Материалы для истории религиозно-рационалистическаго движения на юге России во второй половине Х1Х-го столетия. Казань, 1908. (Примечание. Указанная работа в большей степени составлена с целью публикации материалов взятых из официальных источников, в исследовании используется как источник по движению штундистов)', Дородницын А. Внутренняя организация общин южнорусских необаптистов (штундистов - то же). Казань, 1908.

2 Дородницын А.Я. Светская администрация в борьбе со штундой 1867-1881гг. М., 1893.

13 Кальнев М.А. Немцы и штундобаптизм. М., 1897.

ознакомить читателей с внутренней организацией штундизма, предупредить миссионеров о возможности скрытой пропаганды сектантства.

Политическая подоплека в сектантстве рассматривается в книге под авторством некоего С.П. «О штунде и протестантстве в их вероучении».14 Автор пытается сравнить по вероучению штунду и протестантизм, а также социальные идеи с революционным анабаптизмом, и в итоге приходит к выводу, что штунда повторяет идеи, привитые немцами, и секта в первую очередь опасна для государственной власти. Штунду он рассматривает в прямой связи с немецкой политикой по захвату территории и насаждению социализма. Роль опасности он сильно преувеличивает. Делает это ради того, чтобы были приняты государственные меры против штундизма.

Были попытки создания пособий для духовных учебных заведений, так как выпускники, будущие священники, должны быть подготовлены к работе с сектантами. Одним из таких пособий является труд: «Обличение штундизма (в библейских текстах) Миссионерские записки протоиерея Иустина Ольшевскаго».15 Исследование

рекомендовано как учебное пособие при изучении обличительного богословия в духовных семинариях того времени. Стиль исследования построен не столько по богословским правилам, сколько по правилам полемики. Автор признает, что в данном издании содержится ряд устаревшего материала из первого издания труда, но за неимением времени он не мог его в должной степени исправить. Сходное рассмотрение проблем у Боголюбова Д.И. в произведении «Миссионерские беседы с штундо-баптистами (опыт библейского обоснования православно-христианских истин, отвергаемых

14 С.П. О штунде и протестантстве в их вероучении. Одесса, 1891.

15 Ольшевский И. Обличение штундизма (в библейских текстах). Полтава, 1910.

сектантами)».16 К книге дается подр