автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.14
диссертация на тему:
Движение Веры в современном протестантизме

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Селивановский, Виктор Викторович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.14
Диссертация по философии на тему 'Движение Веры в современном протестантизме'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Движение Веры в современном протестантизме"

005010312

Селивановский Виктор Викторович

Движение Веры в современном протестантизме

Специальность 09.00.14 - философия религии и религиоведение

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

і 9 0ЕВ Ш

Санкт-Петербург

2012

005010312

Работа выполнена на кафедре религиоведения факультета философии, богословия и религиоведения Русской христианской гуманитарной академии

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Бурлака Дмитрий Кириллович

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор Прилуцкий Александр Михайлович доктор социологических наук, доцент Смирнов Михаил Юрьевич

Ведущая организация:

Нижегородский государственный педагогический университет

Защита состоится «

/7

ите дшгп

2012 года в

часов

на заседании совета по защите дслсторских и кандидатских диссертации Д 212.199.31 Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена по адресу: 197046, г. Санкт- Петербург,

Ул. Малая Посадская, д.26, ауд.317.

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена . 191186, г. Санкт- Петербург, наб. р. Мойки, 48, корп. 5

Автореферат разослан <

2? »

2011 г.

Ученый секретарь диссертационного совета доктор философских наук, доцент

-Ю:В. Пую

I. Общая характеристика работы

Актуальность темы.

XX век в религиозной сфере был ознаменован бурным развитием пятидесяти ичества и харизматического движения в целом. Харизматическое движение насчитывает сегодня, по разным оценкам, от 250 до 523 млн чел1. Движение Веры (в дальнейшем, ДВ) представляет собой особое направление харизматического движения. Его отличает специфическое вероучение и практика «позитивного мышления» («позитивного исповедания»), которая считается внеконфессиональной, но, по мнению некоторых исследователей2, типологически характеризует современный неопротестантизм.

Харизматическое движение в современной России насчитывает около 300 тыс3, последователей. Всплеск российского харизматического движения пришёлся на 90-е гг. XX в. и совпал с ренессансом традиционных конфессий. Этот харизматический всплеск был связан во многом с миссионерской и прозелитической деятельностью западных проповедников «третьей волны» пятидесятническо-харизматического движения — неохаризматов, значительная часть которых были последователями ДВ (У. Экман, Б. Дж. Доггерти, М. Серулло). У. Экман и А. Ледяев (Латвия) стали инициаторами создания многочисленных однотипных церквей («Слово Жизни», «Новое поколение»), идеологически ориентированных на этих лидеров и исповедующих учение ДВ. На определённом этапе, вплоть до конца XX в., ДВ было идеологической доминантой российского неохаризматизма, причём некоторые конфессиональные критики отождествили ДВ с неохаризматическим (неопятидесятническим) движением как таковым.

Харизматы оказались в 90-е гг. XX в. наиболее динамично развивающейся частью российского протестантизма, что позволило их лидерам претендовать на культурную трансформацию общества на основе протестантской этики, в чём идеология ДВ могла сыграть важную роль, и даже предположить возможное изменение конфессиональной карты России с утратой доминирующей роли православия.

1 Зудов Ю.В. Пятидесятничество в современном мире: численность, география и проблемы классификации / Материалы XV Ежегодной богословской конференция ПСТГУ. М., 2005. С. 129

Несмиянова О.В., Семанов А.М. Неопротестантизм. /Религиоведение. Энциклопедический словарь. М., 2006. С. 686.

Кузьмина О.Е. Конфессиональный состав населения России. — http://www.cbook.ru/peoples/obzor/konfess4.shtml

Хотя ДВ не стало господствующим направлением российского неохаризматизма, церкви ДВ занимают прочное положение в пятидесятнических союзах РОСХВЕ и РЦ ХВЕ, либо образуют группы независимых церквей с общей духовной ориентацией на конкретного лидера.

ДВ по-прежнему популярно в США, а его признанные лидеры К. Хейгин, К. Коупленд, Б. Хинн, Д. (П.) Йонгги Чо остаются авторитетными учителями в том числе и для тех неохаризматов, которые не являются непосредственными сторонниками ДВ. Труды лидеров ДВ занимают значительную долю современного рынка харизматической печатной и мультимедийной продукции, равно как и на полках библиотек харизматических церквей.

Вместе с тем, ДВ мало исследовано отечественным религиоведением. Некоторые исследователи харизматического движения выделяют ДВ особое специфическое место, отчасти маргинальное не только харизматическому' движению, но протестантизму и даже христианству в целом4. Это соответствует конфессиональной точке зрения критиков ДВ. Однако именно это уникальное положение ДВ и связанная с ним конфессиональная специфика не имеют прецедента системного исследования в религиоведении.

Корни ДВ уходят в Новое Мышление (New Thought), известное также под названием «метафизическое движение», которое стало ярким феноменом религиозной жизни Америки конца XIX - начала XX вв. Достаточно сказать, что философ и психолог У. Джеймс, оценивая социокультурное влияние Нового Мышления, в своё время предполагал в нём возможность новой Реформации. Это движение практически не знакомо российской аудитории. Крайне незначительный объём отечественных исследований Нового Мышления, а также его новаторская роль, роль первоисточника популярной сегодня доктрины «позитивного мышления», актуализирует интерес к «метафизическому» вероучению в качестве генеалогического корня ДВ.

ДВ получило широкое распространение с начала 1980-х гг. Оно может рассматриваться в качестве знакового явления постсекулярной эпохи, как в силу принадлежности харизматическому движению, одному из локомотивов активизации религиозной жизни, так и в силу внутренней , специфики. Эта специфика заключается в гибридизации, усвоении

4 Например, Куропаткина О.В. Движение веры: неохаризматический Нью-Эйдж // Диалог-Вестник РАХИ. 2008. №4. С. 81-107.

евангелической средой элементов нехристианских целительских культов, попытке религиозного синтеза, своеобразного конструирования веры в ситуации вариативности, конфессиональной конкуренции на едином правовом поле.

Объект исследования.

Объектом исследования является харизматическое движение в современном протестантизме.

Предмет исследования.

Предметом исследования является ДВ.

Цель исследования.

Целью исследования является анализ конфессиональной и деноминационной идентичности ДВ

В связи с этим выдвигаются следующие задачи:

- Исследовать историю и мировоззренческие основания ДВ, генезис

вероучения.

- Определить место ДВ в современном харизматическом движении

протестантизма, выделить общепротестантские и специфические черты в его теологическом содержании.

- Рассмотреть особенности экклесиологии и религиозной антропологии ДВ.

- Исследовать организационные формы Движения, формальные и

неформальные структуры. .

- Исследовать религиозные практики ДВ, определить их характер и типологию, социальные и психологические особенности, связь с вероучением.

Степень разработанности темы и теоретические основания исследования.

1) Методологическая база исследования опирается на работы по религиоведению:

A. Баркер, Е.И. Аринин, Е.Г. Балагушкин, В.И. Гараджа, А.Ю. Григоренко, И.Я. Кантеров, Д.И. Угринович, М.М. Шахнович, И.Н. Яблоков.

2) Общие характеристики протестантизма представлены в трудах:

М. Вебер, В.И. Гараджа, Л.Н. Митрохин, Н.Е. Покровский, Н.В. Ревуненкова, М.Ю. Смирнов, А.Н. Чанышев и др. Обзор современного состояния российского протестантизма представлен в работах: О. Васильева,

Р.Н. Лункин, С.Б. Филатов, а также конфессиональными авторами:

B.А. Бачинин, М.С. Каретникова, С.К. Савинский.

3) ДВ является частью харизматического движения. Обзор харизматического движения дан в классических трудах: В. Холленвегер,

В. Синан. А также: А. Андерсон, М. Бергундер, С. Колеман, Д. Мартин, С.Р. Квебедо, Ю.В. Зудов, И.В. Скоробогатова, и несколько устаревшая диссертационная работа С.Р. Шершневой.

Наиболее полная энциклопедическая информация по пятидесятническо-харизматическому движению собрана в «The New International Dictionary of Pentecostal and Charismatic Movements». Grand Rapids. 2002.

Исследованию харизматического движения посвящены отдельные главы учебников по Новым Религиозным Движениям (НРД), в т.ч. А. Баркер.

Анализ «трёх волн» пятидесятническо-харизматического движения, включающий лидеров ДВ, дан конфессиональным (баптизм) автором В. Бюне. С конфессиональных позиций харизматическое движение исследовали также Дж. Ф. Макартур, У. Мартин (баптизм). Среди православных: О.В. Дьяченко, свящ. И. Ефимов, иером. Серафим Роуз.

Научному исследованию пятидесятническо-харизматического движения в российском и постсоветском пространстве посвящены диссертационные работы: Р.Н. Лункина, О.В. Куропаткиной, а также В.В. Титаренко (на украинском). Работа Р.Н. Лункина частично отражена в сборнике «Современная религиозная жизнь России».

4) Исследование ДВ как специфического явления в харизматическом движении почти всецело ограничено конфессиональными критиками. Среди них в первую очередь сами пятидесятники: Ч. Фара, Г. Фи, выделившие ДВ в качестве самостоятельного феномена.

Точкой отсчёта научного исследования ДВ можно считать магистерскую диссертацию Д. Макконнелла, ученика Ч. Фары в Университете Орала Робертса. Он доказал преемственную связь учения ДВ с «метафизическим» Новым Мышлением Америки конца XIX — начала XX вв. Наиболее глубокий анализ истории и вероучения ДВ дан в работах конфессиональных (баптизм, консервативный евангелизм) критиков: Дж.Ф. Макартур, Д.Р. Макконнелл, X. Ханеграаф, P.M. Боумэн. Исключение в этом ряду составляет В. Де Артега, исследователь и сторонник ДВ.

Отечественные конфессиональные исследователи ДВ ориентируются на труды упомянутых западных критиков. ДВ посвящены отдельные главы учебников по сектоведению: А.Л. Дворкин, А.И. Стороженко, В.М. Чернышев.

Статья О. Куронаткиной, посвящённая ДВ, представляет собой редкий прецедент отечественного религиоведческого исследования данной темы.

Ряд статей конфессионального содержания можно найти в Интернете на апологетических сайтах: Apologetics Index, Апологетика, Глазная Мазь, Ереси - нет.

Определённый интерес представляют свидетельства бывших адептов ДВ: супруги Паркеры, Дж. Питерс; Г. Мохненко.

5) Круг научных исследований Нового Мышления в качестве генеалогического корня ДВ всецело ограничен американскими авторами: А. Андерсон, Ч. Брэйден, Р. Фуллер, Д. Мейер, Дж. Стиллсон, У. Джеймс. Дополнительную информацию о Новом Мышлении можно получить в энциклопедических словарях: Дж. Гордон Мелтон, Г.А. Метта, JI.A. Шепард.

6) Анализ заявленного лидерами ДВ сходства их учения с православной теорией обожения потребовал привлечения исследований творчества свт. Григория Паламы: прот. Иоанн Мейендорф, арх. Киприан Керн, и синергийной антропологии: С.С. Хоружий.

7) Дж.Ф. Макартур, Д.Р. Макконнелл, X. Ханеграаф, отмечают

типологическое сходство учения ДВ с оккультно-магическими идеями и практиками. Специально этому вопросу посвящено исследование Д. Хант, Т.А. Макмахон «Seduction of Christianity». Данная диссертационная работа опирается на классических исследователей магии: М. Мосс, Дж. Фрэзер, использованы труды JI. Леви-Брюля, Б. Малиновского, М. Элиаде. Из отечественных авторов: прот. Александр Мень, А.Ю. Григоренко,

С.А. Токарев.

Источники по Движению Веры:

Печатные труды, Интернет-видеозаписи служений, проповедей, телевизионных передач:

1) Лидеров ДВ: Р. Бонке, Кр. Доллар, Ч. Кепс, К. Коупленд, Г. Коупленд, Ф. Прайс, Р. Тилтон, К. Хейгин, М. Хики, Б. Хинн, Д. (П.) Йонгги Чо; а также на постсоветском пространстве: С. Аделаджа, А. Ледяев.

2) Авторов, непосредственно примыкающих к ДВ из непятидесятнических конфессиональных направлений: Э. Кеньон (баптизм), вошёл в историю как главный идеолог и один из «отцов» ДВ, О. Робертс (методизм).

3) Харизматических деятелей, имеющих общую или близкую с ДВ целительскую практику: церкви «Полного Евангелия» (Э. С. Макферсон),

К. Кульман; а также общую экстатическую практику «пауэр-евангелизма» (Дж. Бивер, П. Вагнер, Р. Джойнер и др.).

4) Современных протестантских авторов, не входящих в ДВ, но имеющих общую с ним практику «позитивного мышления»: Н.В. Пил, Р. Шуллер (пресвитерианство), А. Сенфорд (епископальная церковь).

Особый интерес представляет информация, содержащаяся на сайтах отдельных «служений», а также вся в целом мультимедийная информация, распространяемая церквями ДВ.

Отдельные статьи и интервью лидеров ДВ встречаются в журнале «Харизма», ведущем издании харизматического движения, а также российской харизматической газете «Екклезиаст».

Представление об идейных корнях и предшественниках ДВ можно составить из анализа популярных книг лидеров Нового Мышления (метафизического движения): Г. Дрессер, Ф. Куимби, Р. Трайн, Э. Фокс, Э. Хопкинс, У. Эванс, М. Эдци, Ч. Энел и др.

Методы исследования;

Диссертационная работа представляет собой исследование религиозного движения на основе комплексного религиоведческого анализа его истории, учения, организационных структур и культовых практик. Основой исследования служит классическая типология: церковь - секта (М. Вебер, Э. Трёльч), деноминация (Р. Нибур), культ (Г. Беккер).

Методологическая база исследования включает как общенаучные, так и специальные социологические методы опроса, наблюдения и интервью в санкт-петербургских харизматических общинах церковь «Новое поколение», «Церковь Евангельских Христиан в Духе Апостолов» (Миссия «Благая Весть»), церковь «Источник жизни», еврейская харизматическая община «Мессианский центр Санкт-Петербурга» и на массовых целительских собраниях (Б. Дж. Доггерти).

Благодаря историческому методу в диссертации представлен развёрнутый анализ генеалогии ДВ,. преемственный характер учения и практики. Развитие ДВ показано на фоне эволюции «трёх волн» пятидесятническо-харизматического движения.

С помощью метода наблюдения эмпирически конкретизирована граница общехаризматических и специфических практик ДВ, выявлены отдельные психологические особенности поведения адептов харизматического движения.

Метод системного анализа позволил определить взаимосвязь вероучения с социокультурным влиянием ДВ. Системный анализ применялся также для описания теологии метафизического движения (Нового Мышления) при исследовании корней ДВ. Сравнительно-типологический метод применялся для анализа отдельных теологических концептуальных соответствий ДВ православию, а также при анализе оккультного содержания вероучения.

Основные результаты отражены в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. Корни ДВ лежат в идеологии Нового Мышления (США, конец XIX в.) и раннем пятидесятничестве.

2. ДВ как радикальная часть харизматического движения совпадает в учении об исцелении с церквями Полного Евангелия и с представлением американских пуритан о богатстве как благословении, но на некальвинистской основе (отсутствует учение о предопределении). Вместе с тем, ДВ имеет маргинальную часть, выходящую за рамки не только харизматического движения и протестантизма, но и христианства в целом.

3. Учение ДВ включает элементы сциентизма, потребность в наукообразности. Это отражается в попытке экстраполяции понятия естественного «закона» в сферу религиозного сознания, квазинаучной терминологии и названиях отдельных работ.

4. Учение ДВ, будучи христианским в основе, имеет отдельные деистические, пантеистические, и магические черты. Деистические черты отражены в представлении об устранении Божества от дел промысла Пантеистические - возможность приобретения человеком природы Божества в момент крещения Святым Духом. Теологические представления ДВ предполагают возможность повелительного отношения к Божеству, что может быть типологизировано как магический элемент вероучения.

5. ДВ представляет собой ряд независимых церквей внутри харизматического движения, имеющих зачаточную организационную форму деноминации (Международное Соглашение Церквей и Служителей Веры

(МСЦСВ), а также общезначимые учебно-просветительские центры: Университет Орала Робертса и библейская школа «Рема».

6. ДВ, наряду с общехаризматическими, использует внеконфессиональные практики: «позитивное мышление», «визуализация», «сила изречённого слова», которые имеют типологическое сходство с магическими практиками. Эти практики первичны по отношению к отдельным элементам вероучения, имеющим служебную функцию их теологического обоснования и рационализации.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что впервые дан комплексный религиоведческий анализ конфессиональной идентичности ДВ. Выявлен амбивалентный характер ДВ, позволяющий рассматривать его с одной стороны как наиболее радикальную часть харизматического движения, с другой - как маргинальное явление для протестантизма в целом. Определены типологические черты вероучения и практики, объединяющие ДВ со смежными протестантскими течениями как внутри, так и вне харизматического движения.

Анализ ДВ позволил осветить тему Нового Мышления, не затронутую отечественным религиоведением и русскоязычной публицистикой. Впервые дан системный анализ мировоззрения и теологии метафизического движения (Нового Мышления).

Впервые дана историческая ретроспектива применяющейся в ДВ практики «позитивного мышления» и сопутствующих особенностей учения, к которым относятся элементы оккультно-магического содержания.

В диссертации впервые вводится в научный оборот ряд новых источников, еще не востребованных отечественными религиоведением: труды

Ч. Брэйдена, Дж. Стиллсона, Д. Макконнелла, X. Ханеграафа, Д. Ханта.

Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования.

Проведённый религиоведческий анализ восполняет пробел в отечественных исследованиях ДВ как особого явления в современном христианстве. Теоретические выводы диссертации могут иметь значение для дальнейших исследований в области неопротестантизма и нетрадиционных религиозных практик, в религиоведческой и культурологической перспективе.

Обозначенная в работе связь «теологии процветания» ДВ и Нового Мышления с американским кальвинизмом открывает перспективу углублённого понимания американской «культуры успеха».

Практическая значимость результатов диссертационного исследования.

Материалы диссертационного исследования могут использоваться в сфере высшего образования для разработки общих и специальных курсов по религиоведческим дисциплинам, в подготовке учебных пособий.

Результаты исследования могут быть полезны и в популярном смысле для развития рефлексии над практиками «позитивного мышления», «визуализации» и «изречённого слова»; их генезисом и спецификой. Анализ практики «позитивного мышления» учитывает как положительные, так и негативные психологические последствия её применения.

Апробация исследования и публикация материалов работы.

Материалы диссертации использовались автором для подготовки лекционных курсов и семинарских занятий, в том числе: по религиоведению в СПбГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича для студентов гуманитарных и технических специальностей с 2005 по 2011 гг., а также по сектоведению для студентов Института богословия и философии (РХГА) в Санкт-Петербурге с 2004 по 2011 гг. Проблематика исследования освящалась на Межвузовской научно-практической конференции «Парвославие и правоохранительная деятельность в Россини» (С.-Петербург, 1996 г.), 63-й научно-технической конференции СПбГУТ (С.-Петербург, 2011 г.).

Содержание диссертации частично отражено в монографии «Позитивное мышление: симпатическая магия и христианство» (СПб., 2010. -

15 п.л.), а также в ряде публикаций по теме исследования.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав,

заключения, списка литературы. Объем работы составляет ______189__ страниц,

выполненных по стандарту машинописи. Список литературы включает _217_ наименования, в т.ч. _41_ на иностранных языках.

II. Основное содержание исследования

Во Введении дано обоснование актуальности выбранной темы, представление о степени её научной разработанности. Указаны объект, предмет, цель и задачи исследования.

Первая глава «История и учение ДВ» показывает генеалогию и историческое развитие ДВ, анализ общих и специфических религиозных доктрин. Глава включает два параграфа.

В первом параграфе «Генезис и история» очерчен объём и содержание понятия «ДВ», рассматривается преемственная связь ДВ с «метафизическим» движением Нового Мышления и ранним пятидесятничеством, даётся обзор основных представителей и исторического развития Движения.

ДВ или Word-Faith Movement («Слово Веры») возникло как особое направление протестантского харизматического движения в 70-е гг. XX в., и связано в первую очередь с его основателем К. Хейгином (1917-2003). Уникальность ДВ состоит в том, что наряду с общепятидесятничеекими и общепротестантскими чертами, оно имеет специфические практики и учения, позволяющие рассматривать его не в контексте харизматического радикализма, а как внеконфессиональный феномен.

По ряду причин трудно провести чёткую границу ДВ. Ориентация на внутренний опыт и пренебрежение догматикой свойственны всему протестантскому харизматическому движению, что затрудняет классификацию. Не все лидеры ДВ разделяют полный круг идей, заложенных основателем К. Хейгином. Некоторые ключевые положения вероучения и практики, наоборот, разделяются пасторами, не принадлежащими харизматическому движению. Как сам основатель Движения, так и его ученики обнаруживают эволюцию религиозных взглядов, ведущую к смягчению или даже отказу от некоторых радикальных утверждений, многие из которых были зачастую высказаны в пылу телевизионных дискуссий. Другие лидеры, наоборот, генерируют новые радикальные утверждения. У самих авторов обнаруживается двойственность повествования, выражающаяся, например, в параллельном соприсутствии теистических и пантеистических, религиозных и магических элементов вероучения.

Вместе с тем, определённое смысловое ядро можно выделить в качестве критерия принадлежности к ДВ. Это представление веры как Силы и Закона, безграничная творческая способность веры, устранённость Бога от дел

промысла, субстанциальное понимание обожения человека. Из практик можно выделить «слово веры» (что отражено в названии Word-Faith Movement) или «силу изречённого слова», т.е. декларацию желаемого как осуществлённого.

В генеалогическом плане ДВ черпает из двух источников: Нового Мышления (Р. Трайн, Ч. Филмор, Э. Холмс, Т. Траурд, Ч. Энел), и ранне-пятидесятнического движения исцеления верой. Д.Р. Макконнеллом была заложена традиция научного исследования Нового Мышления в качестве основного источника ДВ, эту традицию оспаривает Р. Боумэн, который настаивает на преимущественно пятидесятническом происхождении Движения. Впрочем, Р. Боумэн не отрицает влияния Нового Мышления в том числе и на ранних пятидесятников.

Новое Мышление (метафизическое движение) родилось в Америке во второй половине XIX в. как целительский культ, модернизированный в последующем идеей процветания. Слово «метафизика», устроившее всех участников этого движения, использовалось не в философском смысле первоначал бытия, а указывало лишь, в противоположность материализму, на духовную причину болезней. «Новое» выражало характер оппозиции «старым» или традиционным теологическим и медицинским представлениям.

Идейным основателем метафизического движения считают Ф.П. Куимби (1802-1866). Будучи целителем-экстрасенсом без образования, Куимби обнаружил, что эффективность лечения зависит в первую очередь от веры пациента в целителя или способ исцеления. Куимби провозгласил болезнь «ложным мнением» и назвал свой метод «умственным исцелением». Из пациентов Куимби выделилась плеяда его учеников: У.Ф. Эванс, Дрессеры, М.Б. Эдди; более осведомлённых в философии, которые и породили метафизическое движение. Движение охватывает десятки организаций, лишь часть из которых объединены в ассоциативную структуру Международный альянс Нового Мышления (INTA) с артикулированным символом веры. Наиболее известные деноминации Нового Мышления: «Христианская школа единства» (Единство) Ч. Филмора, «Религиозная наука» Э. Холмса, «Божественная Наука» Н. Брукс.

На сегодняшний день институции метафизического движения относительно малочисленны и не популярны, однако его историческое идейное влияние глубоко превосходит собственный организационный ресурс. Несомненной рецепцией Нового Мышления в современном New Age является практика «позитивного мышления» (JI. Хей, Р. Берн (д/ф. «Секрет»), X.

Сильва, Н. Уолш, Н. Правдина, В. Синельников, В. Зеланд). «Позитивное мышление» объединяет представителей различных христианских деноминаций: Э. Кеньон (баптизм), О. Робертс (методизм), Н.В. Пил, Р. Шуллер (пресвитерианство), А. Сенфорд (епископальная церковь); а также светских авторов: Н. Хил, О. Мандино и др.

Религиозная доктрина Нового Мышления имеет пантеистическую основу, хотя номинально связана с христианской культурой и, по замыслу основателей, была призвана восстановить харизму ранней христианской церкви. Бог Нового Мышления не имеет выраженных персональных черт и предстаёт как безличная Сила Разума, Жизни или Мышления. Учение Нового Мышления можно определить как панентеизм, который является попыткой синтеза дуализма и монизма, между которыми балансирует теология метафизического движения. Потребность совместить пантеистическое видение мира с христианским представлением Бога как абсолютного блага ведёт к игнорированию реальности зла, утопическому оптимизму и ряду противоречий в попытке создания синкретической схемы «христианского пантеизма»5.

Человек, в своей сердцевине являющийся частью благого Божества, обладает, по мнению «метафизических» авторов, «естественным правом» на здоровье и процветание.

Поскольку душа каждого человека - Всевышний, мера его счастья и успеха рассматриваются пропорционально реализации собственной божественной природы. Эта реализация достигается с помощью «позитивного мышления». Мысленная соприродность всемогущему Творцу побуждает человека выявить творческое всемогущество в себе самом.

Начиная с Ф. Куимби всё метафизическое движение проникнуто идеей, что мысль непосредственно формирует реальность. Некоторые деятели Нового Мышления (Т. Траурд и Э. Холмс) доктринально прорисовывают закон материализации мысли, который получил название «закона утвердительного принятия». Физический результат сначала формируется мысленным усилием на духовном плане. «Разум» выступает одновременно связующей пантеистической средой и силой, воплощающей в материальное существование мысленные формы человека, безотносительно к их содержанию, поскольку «Закон всегда работает». Мышление человека модулирует поток Жизни или Разума, проникающий бытие индивидуумов и

5 Термин «христианский пантеизм» предложен представителем Нового Мышления У.Ф. Эвансом.

создающий соответствующую реальность, «которую мы встречаем на своём жизненном пути». Бог оказывается зависим от произвола человеческой мысли, вне которой Он не способен творить Сам от Себя. «Бог может сделать что-то для нас только через нас»6.

Новое Мышление считает человека хозяином своей судьбы, но не в смысле целенаправленной деятельности, а в смысле сверхъестественной способности мысли формировать желаемую реальность. Во власти человеческой мысли или веры' оказывается не только здоровье и болезнь, богатство и бедность, но и продолжительность жизни с перспективой бессмертия у наиболее оптимистичных деятелей Нового Мышления.

Некоторые ранне-пятидесятнические движения конца XIX - начала XX вв., вышедшие из уэслианского ривайвелистического течения, также являются идейными предшественниками ДВ. Среди них Кесвикское движение, которое отождествляло верующих со Христом, и движение исцеления верой, которое декларировало возможность исцеления только верой. Дж. Лейк и А.Б. Симпсон уже рассматривали веру как внутреннюю чудотворную силу и «закон» веры. Лидеров раннего пятидесятничества, находившихся под вилянием Нового Мышления, объединяло с ним пренебрежительное или негативное отношение к официальной медицине. Этот радикализм сглаживается у последующих сторонников исцеления верой.

Непосредственным предтечей ДВ считают баптистского пастора и радиопроповедника Э. У. Кеньона. Среди евангелических целителей, повлиявших на ДВ, можно отметить: Э. С. Макферсон и церкви «Полного Евангелия», А. Сенфорд в 50-е и К. Кульман в 60-70-е гг. XX в., послевоенное движение Возрождения Исцеления, Т.Л. Осборн и У. Брэнем (движение «позднего дождя»), а также первый телеевангелист-целитель О. Робертс.

Кеннет Хейгин, основатель ДВ, примкнул к пятидесятникам под влиянием целительской практики церквей «Полного Евангелия» в 1937 г., став пастором Ассамблей Бога. Позже он, по его словам, получил «пророческое помазание», его биография пронизана мистицизмом. Расцвет служения К. Хейгина приходится на 70-е гг. В 1974 г. в г. Талса, штат Оклахома, им была создана библейская школа «Рема», которая стала кузницей кадров ДВ. Ученики и подражатели К. Хейгина основывали свои церкви, распространяя идеологию Движения.

6 Безант А. Сила мысли, Холмс Э. Сила разума. М., 2007. С. 193.

Идеи ДВ активно усваиваются харизматической средой с начала 1980-х гг. Всех последователей К. Хейгина можно условно разделить на два эшелона: 1) непосредственные ученики: К. Коупленд, Ч. Кепс, Ф. Прайс, Р. Тилтон. 2) Ученики учеников, подражатели и последователи: Дж. Аванзини, Э. Полк, М. Серулло, Пол и Джанет Крауч, Дж. Савлль, К. Трит, Чарльз и Фрэнсис Хантеры, Б. Дж. Доггерти, Р. Робертс, Дж. Остин, Кр. Доллар, М. Хики, Дж. Мейер и др.

Второй параграф «Вероучение» первой главы посвящён анализу общепротестантских, общепятидесятнических и специфических религиозных доктрин ДВ.

В аспекте вероучения ДВ являет ряд общехристианских и общепротестантских черт: боговдохновенность и примат Священного Писания, единство Бога в трёх лицах, спасение одной верой, искупительная жертва Иисуса Христа, всеобщее священство верующих, личные отношения со Христом; а также ряд пятидесятнических: крещение Святым Духом, представление о восстановлении духовных даров ранней церкви (глоссолалия, исцеление, пророчество), символическое понимание таинств, принцип автономности местных церквей, активная миссионерская деятельность. Символы веры, размещённые на официальных сайтах церквей ДВ, примерно одинаковы и не выходят за рамки общепятидесятнического шаблона.

Вместе с тем отдельные лидеры имеют антитринитарные (модалистические, Кр. Доллар) и другие маргинальные для теологии консервативного христианства представления7: антропоморфный Бог с телом определённых размеров (К. Коупленд, Дж. Савелль), каждое из лиц Троицы имеет дух, душу и тело (Б. Хинн). Бога рассматривают в качестве субъекта созданных Им духовных законов.

Подобные взгляды не ведут к отторжению этих лидеров харизматической средой в связи с её ориентацией в первую очередь на внутренний опыт, а не на догматику. Многие лидеры ДВ не имеют специального теологического образования.

По вопросу телесного исцеления в самом харизматическом движении нет единой точки зрения. В целом считается, что исцеление - один из даров Святого Духа (1Кор.12:8-10). Консервативный взгляд подразумевает, что физическое исцеление не дано всем верующим. Радикальный взгляд, которого

7 The Trinity, refused or confused — http://www.letusreason.org/popteac9.htm

придерживаются церкви «Полного Евангелия» и ДВ, сводится к тому, что в искуплении, совершённом Христом, наряду с прощением и оправданием, дано и физическое исцеление, которое может быть востребовано верой. «Твоя болезнь противоречит воле Божьей»8. В случае неудачи исцеления, сторонники «Полного Евангелия» не дают рационального ответа, а проповедники ДВ скорее склонны приписать это слабой вере самих больных.

Хотя «теология процветания» обычно отождествляется с ДВ, идея процветания как благословения имеет и другую, более традиционную кальвинистскую основу, сформировавшую американскую культуру успеха. Согласно представлению американских пуритан, богатство рассматривается как критерий предопределения ко спасению. ДВ как дальняя ветвь уэслианского ривайвелизма, как правило, не имеет кальвинистской почвы, а придерживается арминианского учения о спасении. «Теология процветания» ДВ исходит не из идеи предопределения ко спасению, а из общедоступной практики «позитивного исповедания».

Нетрадиционные для христианства религиозные доктрины ДВ связаны в первую очередь со специфическим представлением о вере. Если в традиционных христианских конфессиях вера человека есть условие совершения Богом чуда, в ДВ вера - внутренняя чудотворная сила самого человека: «исповедание веры создаёт реальность»9. Традиционный взгляд на веру предполагает, что за ней может не последовать практического результата или ответа Бога, ДВ провозглашает эффективность действия «силы» веры по естественному «закону» веры. Традиционное христианство утверждает суверенность промыслительной воли Бога, ДВ декларирует, что воля Бога заключается в Его отказе от промысла и передаче чудотворной силы веры человеческой воле.

«Сила» веры имеет сакральный источник, она, по словам К. Коупленда, «происходит от Бога, от Его безграничного сердца»10, но вместе с тем имманентна человеку. Ученик Коупленда Дж. Савелль, а также Ч. Кеппс, имеют субстанциальное представление о вере, являющей собой почти материальный субстрат - «вещество веры», из которого Бог сотворил мир.

К. Хейгин развил понимание веры как естественного «закона», который он сформулировал в виде «формулы веры»: «(1) Скажи это, (2)

8 Коупленд Г. Воля Божья - исцеление — http://www.god-one.ru/Sta-kni/html/vb-i.html

Хейгин К.Е. Основы духовного роста. Минск, 1993. С. 50.

10 Hanegraaff Н. Christianity in Crisis. Eugene, Oregon, 1993. P. 65.

Сделай это, (3) Получи это, и (4) Расскажи об этом»11. Первый пункт представляет собой «позитивное исповедание», т.е. декларацию желаемого результата как уже осуществлённого, что не имеет прецедентов в традиционном христианстве.

Это учение дополняет идею творящей мысли Нового Мышления требованием артикуляции, воспроизводит «закон утвердительного принятия» Т. Траурда и типологически соответствует симпатической магии: подобное привлекает подобное. По мнению автора «формулы веры», с её помощью можно исполнять любые желания, «утверждённые в Слове (Библии)». Утверждёнными в Слове считаются в первую очередь здоровье и материальное процветание. «Бог желает, чтобы его дети ели самое лучшее, Он желает, чтобы они одевались во всё лучшее, Он желает, чтобы они ездили на самых хороших машинах; Он желает, чтобы они имели самое лучшее во всём»12.

Сциентистский взгляд, выраженный в квазинаучной трактовке сугубо духовных понятий, не ограничиватеся верой, а характеризует всё учение ДВ. Подобно метафизическому движению, определённая мимикрия под науку присутствует на страницах и в заглавиях трудов авторов ДВ.

Учение ДВ содержит пантеистический элемент антропологии. Считается, что, как первый человек Адам до грехопадения, так и восстановленный человек после крещения Святым Духом, усваивает природу Бога. Человеческая природа не автономна, но сущностно причастна Богу или сатане. Сотворение человека мыслится как сущностное происхождение из Божества. «Вдунул ... дыхание жизни» (Быт.2:7) истолковывается как наделение человека частичкой божественной природы.

Бог-Творец и человек как «маленький бог» представляются принадлежащими к одному классу духовных существ, имеют скорее количественное, а не качественное различие. Подобно Богу, творящему мир Своей «верой» или «Словом веры», люди - «маленькие боги» ДВ, как образы и подобия большого Бога, наделены такой же сверхъестественной творящей способностью.

Крещение Святым Духом или «рождение свыше» понимается как возвращение человеку утраченной в грехопадении божественной природы.

11 Хейгин К. Сам заполни билет от Бога. Tulsa. 1991. С. 5; McConnell D.R. Different Gospel, A Historical and Biblical Analysis of the Modem Faith Movement. Peabody, Massachusetts, 1992. P. 135.

12 Хейгин K.E. Основы духовного роста. Минск, 1993. С. 62.

Соприродность человека Божеству имеет аналогию в Новом Мышлении, однако лидеры ДВ предпочитают проводить параллель с учением Восточной православной церкви об обожении. Учение ДВ отличает сущностное, ведущее к пантеизму понимание обожения, а не энергийное, восходящее к свт. Григорию Паламе.

Сотериология и христология ДВ вытекают из теории «маленьких богов». Грехоиадение мыслится как замена божественной природы человека на природу сатаны, а также утрата Богом юридического права не Землю. Искупление пониматеся как юридический акт уплаты сатане равноценного выкупа, в качестве которого выступает равный первому богочеловеку Адаму, «второй Адам» Иисус Христос. Христос не уникален, но тождественен любому другому человеку, наделённому природой Божества.

Чтобы стать всецело человеком с природой сатаны после грехопадения, Иисус «умер духовно» и три дня был мучим в аду, где произошло подлинное духовное искупление человечества. Воскресение Христа из адских глубин открыло возможность восстановления природы Бога в человеке через крещение Святым Духом, сопровождаемое глоссолалией и исцелением. Часть лидеров ДВ (Г. Фриман, У. Экман, Б. Хинн, Дж. Мэйер) не приняли учение о духовной смерти Иисуса Христа.

ДВ имеет наряду со сциентистским и пантеистическим, также и магический элемент вероучения. Доктрина веры как чудотворной «силы», подчинённой «закону» веры, соответствует шаблонному магическому представлению. .

Социольный антрополог М. Мосс рассматривал в качестве примата магического сознания идею абстрактной безличной силы - «маны», как фундаментальной подосновы чудесных явлений. «Сила веры» в ДВ и введённое в оборот понятие «четвёртого измерения», типологически соответствуют магической силе или связующей среде сверхъестественного воздействия. .

Дж. Фрэзер определяет в качестве примата магического сознания жесткую последовательность, алгоритм действий, который на развитой стадии человеческого сознания может быть отождествлён с законом, что роднит магию с наукой. В качестве этого жёсткого порядка или закона, приносящего при правильном использовании эффективный результат, в учении ДВ выступает «закон» веры и другие духовные «законы». Как в Новом

Мышлении, так и в ДВ, духовные «законы» уподобляются естественным природным законам, действующим внеконфессионально и внерелигиозно.

«Закон» веры формулируется некоторыми лидерами ДВ в исконной магической терминологии: «Подобное привлекает подобное, подобное производит подобное». «Родственное влечет родственное»13.

Для Нового Мышления и ДВ в равной мере характерно представление о том, что Бог способен явить Себя и действовать только через человека. В доктрине ДВ, подкреплённой мистическими откровениями, Христос отказался от Своей власти в мире, передав её Церкви. Считается, что Христос как глава (голова) Церкви способен действовать и творить чудеса лишь опосредованно через Своё тело-церковь, то есть через конкретных людей.

Теология ДВ представляет двоящийся образ Божества, с одной стороны, традиционный христианский образ всемогущей личности, с другой -имманентную человеку чудотворную «силу» веры. Наряду с традиционными протестантскими чертами религиозности, учение ДВ искусственно выделяет параллельную область, где человек управляет безличной силой Бога по «закону веры».

Традиционное христианство использует понятие «духовные законы», но не устраняет промысел Бога, Его деятельное, волевое участие в жизни мира. ДВ деистически устраняет промыслительную волю Бога, что позволяет говорить о переходе теологического дискурса в магическую плоскость.

Воля Божья в ДВ провозглашается либо всецело заданной Священным Писанием, и интерпретируется как «теология процветания», либо в качестве «ремы» - звучащего слова определяется харизматическим путём. Харизматический путь подразумевает «пророческий дар» участников ДВ и конкретизируется в понятии «видение». Видение обладает двоякой природой, с одной стороны оно воспринимается как мистическое созерцание плана Божьего, с другой, в связи с дарованной человеку способностью творящей веры, является собственным визуализированным желанием человека, так что эти понятия сливаются.

У радикальных представителей ДВ обнаруживается типичное для магии повелительное отношение к высшей силе: «Бог будет обязан удовлетворить твою нужду по причине Своего Слова»14.

13 Йонгги Чо Д. Четвертое измерение. Ключ к укреплению веры и к успешной жизни. Киев, 2001. С. 143,61.

В магическом ключе трансформируется характер молитвы. Она утрачивает просительный характер и заменяется повелительной требовательной формой: «Я настаиваю на своих правах!»13. Под «правом» подразумевается библейское обоснование собственного желания. Это «право» является спекулятивным переосмыслением «естественного права детей божьих», которое гарантировалось в учении Нового Мышления пантеистической единоприродностью человека Божеству. Из «раба Божьего» адепт ДВ превращается не просто в равноправный Богу субъект договорных отношений, но и в истца по отношению к Божеству, связанному договорными обязательствами.

Обещание Царства Небесного, которое подразумевается под договорным обязательством Бога, мыслится как Царство «здесь и сейчас». Как в Новом Мышлении, так и в ДВ, Царство Небесное сводится к обеспечению Богом здоровья и материального благополучия верующих.

Требовательный характер обращения к высшей силе, представление о её подчинённости закону и всецело посюстороннее целеполагание (телеология) ДВ указывает на существование магического элемента его доктрин.

Общее для большинства участников ДВ учение о независимости церкви от государства было переосмыслено латвийским лидером А. Ледяевым в его труде «Новый мировой порядок». С одной стороны автор следовал доминионисткому учению о господствующей роли церкви в государстве, которое восходит к Кальвину, с другой - использовал теологию ДВ, так что можно говорить о наложении двух разных доктрин. Поскольку Бог способен действовать только через человека, как голова через тело, Церковь рассматривается в качестве инструмента соцально - политической экспансии Бога в мире. Это привело к сильной политизации церквей «Новое поколение» А. Ледяева и «Посольство Божье» С. Аделаджи.

Во Второй главе «Организация и религиозные практики ДВ» исследована организационная структура и дан анализ религиозных практик ДВ.

В первом параграфе «Организационная структура» второй главы рассматривается организация ДВ.

ДВ состоит из десятков крупных и сотен мелких «служений» -автономных церквей, имеющих филиалы по всем штатам США и в других

14 Коупленд К. Законы преуспевания. Fort Worth, Texas, 1992. С. 78.

15 Хейган К. Власть верующего. Минск, 1991. С. 22.

странах. Несмотря на наличие ассоциативных структур, участники Движения сохраняют конгрегационалистский принцип полной независимости местных церквей. Средне-типовое «служение» может включать до нескольких тысяч прихожан, а крупные до нескольких десятков тысяч (Кр. Доллар - ок. 30 тыс., Ф. Прайс - ок. 22 тыс). Исключение составляет 700-тысячная церковь Полного Евангелия Йодо пастора П. (Д.) Йонгги Чо в Сеуле. Организационная структура церквей включает: залы молитвенных собраний, миссионерские школы, молодежные группы и центры, учебные центры, издательства; некоторые церкви имеют особые социальные служения (Дж. Мэйер, Б. Хинн и др.). Большинство «служений» включают телецентры и радиостудии, поскольку их лидеры одновременно являются телевизионными проповедниками.

В организации ДВ можно выделить формальные и неформальные

центры.

Формальным центром Движения является ассоциативная организация Международное Соглашение Церквей и Служителей Веры (МСЦСВ), созданная в 1979 г., и возглавляемая Д. Харрисоном, зятем К. Хейгина. Организация отрицает свой деноминационный характер, ставя целью лишь координацию, коммуникацию и взаимопомощь независимых церквей Веры. Организация насчитывает свыше 800 пасторов16, представляющих более сотни церквей17. Многие из участников одновременно являются членами ассоциативных пятидесятнических союзов, не входящих в ДВ.

В задачи МСЦСВ входит также: обучение пасторов Веры, подготовка миссионеров, направление капелланов в вооружённые силы; что может рассматриваться как черты деноминации. МСЦСВ не рукополагает пасторов, но эту функцию выполняет учебный центр «Рема» К. Хейгина, «служение» которого входит в МСЦСВ. Символ веры участников Соглашения акцентирует внимание на искуплении от «проклятия закона», которыми являются бедность и болезнь; декларирует хилиазм, премиллениаризм и предтребуляционизм.

Одним из неформальных центров ДВ является Университет Орала Робертса (0{Щ), который получил название в честь своего основателя. Университет был открыт в 1965 г. в г. Талса, Оклахома, и представляет собой

16 The New International Dictionary of Pentecostal and Charismatic Movements. Grand Rapids. 2002. P. 794.

17 McConnell D.R. Different Gospel. A Historical and Biblical Analysis of the Modem Faith Movement. Peabody, Massachusetts, 1992. P. 85.

крупнейшее аккредитованное харизматическое учебное заведение не только в США, но и в мире. Университет насчитывает по данным 2008 г. около 37 тыс. выпускников.

Университет Орала Робертса присвоил почётную степень доктора богословия большинству лидеров ДВ: Кр. Доллар (в 1998), Ф. Прайс, Дж. Мэйер и др.

К. Коупленд, Ф. Прайс, Р. Ховард-Браун приглашались в качестве преподавателей, совет регентов ORU большей частью укомплектован лидерами ДВ.

Другим важным неформальным центром ДВ является библейский учебный центр «Рема» средне-специального теологического образования, который входит в церковную организацию К. Хейгина. Филиалы «Ремы» существуют, кроме США, в тринадцати других странах. Центр был создан в 1974 г. и на сегодняшний день имеет около 25 тыс. дипломированных выпускников. Пастырское образование в нём получили такие известные деятели ДВ, как К. Коупленд и У. Экман.

Второй параграф «Религиозные практики» второй главы диссертационного исследования посвящён культовой практике ДВ.

Религиозные практики ДВ можно, как и учение, разделить на две части: общехаризматические и внеконфессиональные.

Общехаризматические культовые практики подразумевают методы служения и прославления, которые были выработаны на протяжении всей истории пятидесятническо-харизматического движения. Культовая практика учитывает различия «трёх волн»: 1) классические пятидесятники: глоссолалия, «покой в Духе»; 2) харизматическое движение: широкое распространение целительства, ривайвелистические элементы (собрания на стадионах), неклассическое богослужение, элементы театрализации; 3) пауэр-евангелизм: святой смех (торонтское благословение), экзорцизм, пророчество, эксцентричность проповедников.

ДВ, в зависимости от возраста участников, включает как умеренных харизматических проповедников «второй волны» (К. Хейгин, И. (Д.) Йонгги Чо), так и лидеров пауэр-евангелизма (Б. Хинн, Р. Боннке, Р. Ховард-Браун, а также А. Ледяев и С. Аделаджа на постсоветском пространстве). Впрочем, различие «волн» довольно условно. Эксцентрические приёмы проповеди, пророчества, смех, «опьянение в Духе» можно обнаружить и у лидеров «второй волны».

Внеконфессиональная практика носит название «позитивного исповедания» и формулируется как императив: «назови и потребуй». В ней можно выделить три взаимосвязанных аспекта: 1) позитивное мышление, 2) визуализация, 3) изречённое слово. Все они являются методом реализации скрытой в человеке творящей силы веры, приносящей здоровье и процветание.

Суть практики «позитивного мышления» выражена в следующей формулировке: «Что ты о себе думаешь, тем и становишься». Типологически это соответствует принципу симпатической магии: подобная мысль привлекает подобную реальность, но «позитивное мышление» может носить научный характер, если ограничивается психосоматикой. Практика «позитивного мышления» формирует соответствующую этику или «экологию мышления». Следует думать о себе как о здоровом и безгрешном субъекте, сторонники ДВ считают, что негативное исповедание активизирует сатану. Подобная практика может иметь как положительные, так и негативные психологические последствия.

Визуализация, т.е. наглядное представление желаемого результата, неразрывно связано с «позитивным мышлением» в силу неотделимости образного представления от мысленного процесса. Поэтому визуализация, как аспект практики «позитивного исповедания», присутствует у всех деятелей ДВ, даже если они не используют этого термина. Особый акцент на практике визуализации, и связанным с ней «четвёртым измерением», делает корейский учитель ДВ П. (Д.) Йонгги Чо. Его учение наиболее часто подвергается критике за оккультное содержание. Между тем, визуализацию рекомендуют и такие учителя Веры, как К. Коупленд, а у многих других эта практика сливается с понятием «видение». Визуализация имеет прямые параллели в магической практике, изложенной у Парацельса, Элифаса Леви, Папюса и других оккультистов.

Артикуляция позитивной мысли является, по мнению сторонников ДВ, обязательным актом. Поскольку верующие наделены, подобно Богу, творящей силой веры, считается, что они должны уподобляться Творцу и в способе творения. Бог создавал мир «словами веры»: сказал и стало. Поэтому именно звучащее, изречённое слово формирует реальность сверхъестественным образом. Без артикуляции позитивная вера не найдёт выхода своей творческой силы. Позитивное мышление должно стать позитивным исповеданием.

Учителя ДВ понимают существенное родство «позитивного исповедания» магической практике, но это не ведёт их к отказу от этой практики. Считается, что христиане должны быть более успешны в «позитивном исповедании» или «созидающей» вере, поскольку сила Бога превосходит силу сатаны. В устах проповедников ДВ К. Коупленда и П. Йонгги Чо это выглядит как пропаганда превосходства «белой» магии над «чёрной». Принципиальная несовместимость магического и религиозного-теистического мировоззрения деятелями ДВ не рефлексируется.

В Заключения диссертации подведены основные итоги исследования и сделаны выводы по рассмотренному кругу вопросов:

- ДВ в современном протестантизме имеет генеалогическую связь с нехристианским движением Нового Мышления и рецептивно усваивает отдельные его черты.

- Учение ДВ частью общепротестантское и общехаризматическое, но одновременно содержит квазинаучные, деистические, пантеистические и магические элементы.

- ДВ представляет собой совокупность независимых харизматических церквей, обнаруживающую зачатки деноминации.

- ДВ использует как общехаризматические практики, так и специфические, типологически соответствующие магическим практикам.

Таким образом, ДВ занимает пограничное положение в протестантизме, отчасти являясь недооформленной деноминацией внутри харизматического движения протестантизма, другой частью - маргинальное протестантизму и христианству в целом.

Содержание диссертации отражено в публикациях:

1. Селивановский В.В. Позитивное мышление: симпатическая магия и христианство. СПб., Изд-во ИБИФ (РХГА), 2010. (15 п.л.)

2. Селивановский В.В. Сциентистские элементы вероучения Движения Веры. // Вестник Русской христианской гуманитарной академии, СПб., 2011. Том 12. Вып. 1. С.233-240. (0,5 п.л.)

3. Селивановский В.В. «Христианский пантеизм» Нового Мышления. // Вестник Русской христианской гуманитарной академии, СПб., 2011. Том

12. Вып. 2. С.20-33. (1 п.л.)

4. Селивановский В.В. Оккультные корни «позитивного исповедания». //

Вестник Гуманитарного факультета СПбГУТ им. проф. М. А. Бонч-Бруевича, СПб., 2008. № 5. С.38-54. (1 п.л.) .

5. Селивановский В.В. Оккультное: попытка концептуализации. // Начало. Журнал Института богословия и философии. СПб., 2008. № 17. С.64-89. (1,5 п.л.)

6. Селивановский В.В. Проблема личности в пантеистическом монизме. // Вестник Гуманитарного факультета СПбГУТ им. проф. М. А. Бонч-Бруевича, СПб., 2007. № 4. С. 155-162. (0,5 п.л.)

7. Селивановский В.В. Парадокс воли и оккультные корни неопятидесятнической теологии. // Начало. Журнал Института богословия и философии. СПб., 2006. № 15. С.35-53. (1,2 п.л.)

8. Селивановский В.В. Параллели харизматической эсхатологии. // Начало. Журнал Института богословия и философии. СПб., 2005. № 14. С.189-197. (0,5 п.л.)

Подписано в печать 27.12.11. Формат 60x84'/іб-Печ. л. 1,65.

Тираж 100 экз. Заказ 465 .

Типография Издательства СПбГУ 199061, С.-Петербург, Средний пр., 41

 

Текст диссертации на тему "Движение Веры в современном протестантизме"

61 12-9/138

РУССКАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

На правах рукописи

Селивановский Виктор Викторович

Движение Веры в современном протестантизме

Специальность 09.00.14 - философия религии и религиоведение

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель: профессор, доктор философских наук Бурлака Д.К.

Санкт-Петербург 2012

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................................................3

ГЛАВА I. ИСТОРИЯ И УЧЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ ВЕРЫ................................................................. 14

1.1. Генезис и история...............................................................................................................14

1.1.1. Спор о генеалогии Движения Веры.............................................................................14

1.1.2. История и учение Нового Мышления..........................................................................17

1.1.3. От Нового Мышления и раннего пятидесятничества к Движению Веры..................32

1.1.4. Движение Веры: основные представители..................................................................35

1.2. Вероучение..........................................................................................................................48

1.2.1. Общепротестантские и общепятидесятнические доктрины........................................48

1.2.2. Теология исцеления и процветания.............................................................................57

1.2.3. Вера как Сила и Закон. Сциентистские элементы вероучения...................................68

1.2.4. Пантеистические черты антропологии Движения Веры. Обожение..........................82

1.2.5. Сотериология и христология........................................................................................90

1.2.6. Магические черты вероучения.....................................................................................96

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАКТИКИ ДВИЖЕНИЯ

ВЕРЫ..................................................................................................................................120

2.1. Организационная структура..........................................................................................120

2.1.1. Зачатки деноминации: Международное Соглашение Церквей и Служителей

Веры (МСЦСВ).............................................................................................................122

2.1.2. Неформальные центры...............................................................................................126

2.2. Религиозные практики....................................................................................................131

2.2.1. Общепятидесятнические практики............................................................................131

2.2.2. Внеконфессиональный феномен «позитивного мышления»....................................136

2.2.3. Визуализация..............................................................................................................156

2.2.4. Слово веры..................................................................................................................165

2.2.5. Движение Веры о сходстве внеконфессиональных практик с оккультизмом..........174

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................................................177

ЛИТЕРАТУРА.......................................................................................................................................180

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы.

XX век в религиозной сфере был ознаменован бурным развитием пятидесятничества и харизматического движения в целом. Харизматическое движение насчитывает сегодня, по разным оценкам, от 250 до 523 млн. чел1. Движение Веры (в дальнейшем, ДВ) представляет собой особое направление харизматического движения. Его отличает специфическое вероучение и практика «позитивного мышления» («позитивного исповедания»), которая считается внеконфессиональной, но, по мнению некоторых исследователей2, типологически характеризует современный неопротестантизм.

о

Харизматическое движение в современной России насчитывает около 300 тыс . последователей. Всплеск российского харизматического движения пришёлся на 90-е гг. XX в. и совпал с ренессансом традиционных конфессий. Этот харизматический всплеск был связан во многом с миссионерской и прозелитической деятельностью западных проповедников «третьей волны» пятидесятническо-харизматического движения - неохаризматов, значительная часть которых были последователями ДВ (У. Экман, Б. Дж. Доггерти, М. Серулло ). У. Экман и А. Ледяев (Латвия) стали инициаторами создания многочисленных однотипных церквей («Слово Жизни», «Новое поколение»), идеологически ориентированных на этих лидеров и исповедующих учение ДВ. На определённом этапе, вплоть до конца XX века, ДВ было идеологической доминантой российского неохаризматизма, причём некоторые конфессиональные критики отождествили ДВ с неохаризматическим (неопятидесятническим) движением как таковым.

Харизматы оказались в 90-е гг. XX века наиболее динамично развивающейся частью российского протестантизма, что позволило их лидерам претендовать на культурную трансформацию общества на основе протестантской этики, в чём идеология ДВ могла сыграть важную роль, и даже предположить возможное изменение конфессиональной карты России с утратой доминирующей роли православия.

Хотя ДВ не стало господствующим направлением российского неохаризматизма, церкви ДВ занимают прочное положение в пятидесятнических союзах РОСХВЕ и РЦ ХВЕ, либо образуют группы независимых церквей с общей духовной ориентацией на конкретного лидера4.

1 Зудов Ю.В. Пятидесятничество в современном мире: численность, география и проблемы классификации. / Материалы XV Ежегодной богословской конференция ПСТГУ. М., 2005. С. 129

2 Несмиянова О.В., Семанов A.M. Неопротестантизм. /Религиоведение. Энциклопедический словарь. М., 2006. С. 686.

3 Кузьмина O.E. Конфессиональный состав населения России, http://www.cbook.ru/peoples/obzor/konfess4.shtml

4 Церковная ассоциация «Царство Божие» (РОСХВЕ) ориентируется на бразильскую одноимённую церковь; ассоциация «Церкви веры» (РОСХВЕ), Церковь «Прославление» (РОСХВЕ), ориентируются на У. Экмана. Церковь Полного Евангелия Йонгги Чо занимается миссионерством через РЦ ХВЕ (Бурдо. М„ Филатов С.Б. Современная религиозная жизнь в России. Опыт систематического описания. Т. II. М., 2003. С. 370). Церкви

ДВ по-прежнему популярно в США, а его признанные лидеры К. Хейгин, К. Коупленд, Б. Хинн, Д. (П.) Йонгги Чо остаются авторитетными учителями в том числе и для тех неохаризматов, которые не являются непосредственными сторонниками ДВ. Труды лидеров ДВ занимают значительную долю современного рынка харизматической печатной и мультимедийной продукции, равно как и на полках библиотек харизматических церквей.

Вместе с тем, ДВ мало исследовано отечественным религиоведением. Некоторые исследователи харизматического движения выделяют ДВ особое специфическое место, отчасти маргинальное не только харизматическому движению, но протестантизму и даже христианству в целом5. Это соответствует конфессиональной точке зрения критиков ДВ. Однако именно это уникальное положение ДВ и связанная с ним конфессиональная специфика не имеют прецедента системного исследования в религиоведении.

Корни ДВ уходят в Новое Мышление (New Thought), известное также под названием «метафизическое движение», которое стало ярким феноменом религиозной жизни Америки конца XIX - начала XX вв. Достаточно сказать, что философ и психолог У. Джеймс, оценивая социокультурное влияние Нового Мышления, в своё время предполагал в нём возможность новой Реформации6. Это движение практически не знакомо российской аудитории. Крайне незначительный объём отечественных исследований Нового Мышления, а также его новаторская роль, роль первоисточника популярной сегодня доктрины «позитивного мышления», актуализирует интерес к «метафизическому» вероучению в качестве генеалогического корня ДВ.

Говоря об актуальности исследования, уместно обозначить взгляд на ДВ в связи с понятием постсекулярной эпохи. «Постсекулярный» - новое и не до конца оформившееся

7

понятие , которое коррелируется с постмодернизмом и считается его выражением в

о

религиозной сфере . Автором концепта «постсекулярной эпохи» считают Ю. Хабермаса, в отечественной науке и публицистике выразителем идеи постсекулярности выступает А.И. Кырлежев. В теории постсекуляризма соседствуют два взгляда, один из которых видит в возврате религии инструмент секулярного общества для взаимодействия с культурами, не затронутыми секуляризацией; другой взгляд расценивает постсекуляризм как новую эпоху. Так или иначе, оба эти взгляда совпадают в оценке общего усиления роли религии в обществе:

«Нового поколения» (под влиянием А. Ледяева) и «Посольства Божьего» (под влиянием С. Аделаджи) образуют независимые группы.

5 Например, Куропаткина О.В. Движение веры: неохаризматический Нью-Эйдж // Диалог-Вестник РАХИ. 2008. №4. С.81-107.

6 Джеймс В. Многообразие религиозного опыта. М., 1910. С. 99.

7 Шишков А. Осмысление понятия «постсекулярное» в русскоязычной периодике за последнее десятилетие.

http://www.bogoslov.rii/text/733826.html

8 Кырлежев А.И. Религиозность в ситуации постмодерна. / Классификация религий и типология религиозных организаций /под ред. Кантеров И.Я., Элбакян Е.С., Яблоков И.Н., Ситников М.Н. М., 2008. С. 149.

увеличении влияния религиозных институтов, повышении индивидуальной религиозности и, в целом, возрастание интереса к религии (например, введение в обучение основ религиозной культуры9).

Активизацию религии увязывают с процессами роста в последние десятилетия фундаменталистских течений ислама и христианства, притоком в Европу мигрантов -носителей культуры, не затронутой секуялризацией, широком распространении НРД.

Авторы теории постсекуляризма выделяют его характерные черты. Это «новый политеизм», связанный с доступностью информации о разнообразных формах религии, вариативностью выбора в условиях плюрализма истины; синкретизм, эклектизм и конструирование религии даже в рамках отдельных конфессий, как следствие «нового политеизма»; связанный с этим фундаментализм и возврат к «чистоте традиции» как апологетическая функция сохранения идентичности; усиление межконфессиональной конкуренции; стирание различий между сакральным и профанным; усиление экспертной роли церкви и традиции в условиях конфликта ценностей и раскола общественного мнения; усиление интегративной функции религии в качестве культурного маркера принадлежности к традиции; развитие неинституциональных и сетевых форм религии.

Взгляд на ДВ под углом постсекуляризма обнаруживает совпадение с некоторыми перечисленными характеристиками.

Прежде всего, само харизматическое движение отмечается авторами идеи постсекулярной эпохи как один из феноменов оживления религии. Ю. Хабермас называет «самые стремительно растущие религиозные движения, например, пятидесятников ...» -фундаменталистскими, за их «закосневшие представления о морали и нравственности и буквальное толкование Библии»10. Консерватизм в нравственной сфере, как минимум, вполне применим к ДВ.

Другой характерной чертой постсекулярной эпохи является синкретизм и эклектизм религиозных представлений, почерпнутый из многообразия религиозных традиций, широко доступных благодаря средствам массовой информации. ДВ рецептивно усваивает деистические, пантеистические и магические элементы целительских культов Нового Мышления Америки конца XIX - начала XX вв. С другой стороны, сциентистские элементы учения ДВ, хотя и являются эклектичным вкраплением в теле религии, могут одновременно рассматриваться как печать предшествующей секулярной эпохи с господствующей сциентистской идеологией.

9 Драгунский Д. Бог в четвёртой четверти. http://www.chaskor.rU/p.php7icb8685

10 Хабермас Ю. «Постсекулярное» общество - что это? / Российская Философская Газета. 2008. № 4(18).

Ещё одна особенность, связанная с рецепцией доктринальных элементов Нового Мышления в ДВ, заключается в том, что ассимиляция их евангелизмом была инициирована стремлением дать достойный ответ конкурирующим псевдохристианским течениям. Хотя это в большей мере отражает конкурентную атмосферу жизни американских деноминаций начала XX в., тот факт, что ДВ получило широкое распространение в начале 1980-х гг., позволяет рассматривать эклектические рецептивные элементы его вероучения в контексте активизации конфессиональной конкуренции в постсекулярную эпоху. «Конфессии вынуждены конкурировать между собой в борьбе за души верующих в рамках единого правового поля»11.

И.А. Кырлежев выделяет такие черты новой постсекулярной религиозности, как отсутствие нормативного образа Бога, размытость религиозных представлений и неопределённость самой веры. Своеобразное «конструирование веры» происходит не только в индивидуальном сознании, но «даже в пространстве одной религиозной традиции» 12. ДВ в значительной мере иллюстрирует перечисленные черты. В образе Бога ДВ синтезированы теистические и пантеистические представления, а у некоторых авторов этот образ имеет крайне антропоморфные черты. Харизматический акцент на дарах Святого Духа сопряжён с инфляцией догматического учения и апологетики, антитринитарные взгляды имеют равноправное положение в харизматическом интернационале. Понятие веры в ДВ испытывает радикальную смысловую трансформацию, переставая быть «верой» в её традиционном понимании.

С постсекуляризмом связывают развитие внеинституциональных форм религии, прежде всего, в медийном информационном пространстве, и в виде сетевых структур.

Информационное пространство, включающее телевидение и Интернет, сильно влияет на формирование религиозных представлений. Узловые части сетевых структур могут активизироваться под влиянием импульсов, которые «приходят из общего медийного

13

пространства» . ДВ весьма заметным образом представлено в медийном пространстве. Большинство лидеров ДВ являются одновременно телеведущими, их проповедь имеет космический уровень телеобеспечения и всемирный размах. Достаточно упомянуть девятую по масштабу в США телекомпанию TBN (Широковещательная Сеть Троицы), принадлежащую участникам ДВ. Это обеспечило широкое распространение идей ДВ в харизматической среде во всём мире.

11 Бурлака Д.К. Духовно-фундированное образование в постсекулярном обществе. / Козырев Ф.Н. Гуманитарное религиозное образование. СПб., 2010. С.11-12.

12 Кырлежев А.И. Постсекулярная эпоха. / Континент. 2004. №120.

13 Кырлежев А.И. Религиозность в ситуации постмодерна. / Классификация религий и типология религиозных организаций /под ред. Кантеров И .Я., Элбакян Е.С., Яблоков И.Н., Ситников М.Н. М., 2008. С. 154.

Сетевая форма организации также рассматривается в качестве постсекулярной вне-институциональной формы религии. ДВ представляет собой совокупность независимых харизматических церквей, имеющих ассоциативные организационные структуры, которые выполняют координирующие функции. ДВ не имеет жесткой иерархической вертикали власти, а скорее напоминает горизонтальную форму сети. Сетевая организация отличает харизматическое движение в целом, по сравнению с пятидесятничеством. Потребность в сетевых структурах возникла в связи с нежеланием независимых харизматических церквей примыкать к существующим конфессиям14.

Таким образом, ДВ являет ряд характерных черт религии в постсекулярную эпоху. Объект исследования. Объектом исследования является харизматическое движение в современном протестантизме.

Предмет исследования. Предметом исследования является ДВ. Цель исследования.

Целью исследования является анализ конфессиональной и деноминационной идентичности ДВ В связи с этим выдвигаются следующие задачи:

- Исследовать историю и мировоззренческие основания ДВ, генезис вероучения.

- Определить место ДВ в современном харизматическом движении протестантизма, выделить общепротестантские и специфические черты в его теологическом содержании.

- Рассмотреть особенности экклесиологии и религиозной антропологии ДВ.

- Исследовать организационные формы Движения, формальные и неформальные структуры.

- Исследовать религиозные практики ДВ, определить их характер и типологию, социальные и психологические особенности, связь с вероучением.

Степень разработанности темы и теоретические основания исследования.

1) Методологическая база исследования опирается на работы по религиоведению:

А. Баркер, Е.И. Аринин, Е.Г. Балагушкин, В.И. Гараджа, А.Ю. Григоренко, И.Я. Кантеров, Д.И. Угринович, М.М. Шахнович, И.Н. Яблоков.

2) Общие характеристики протестантизма представлены в трудах: М. Вебер, В.И. Гараджа, Л.Н. Митрохин, Н.Е. Покровский, Н.В. Ревуненкова, М.Ю. Смирнов, А.Н. Чанышев и др. Обзор современного состояния российского протестантизма представлен в работах: О. Васильева, Р.Н. Лункин, С.Б. Филатов, а также конфессиональными авторами: В.А. Бачинин, М.С. Каретникова, С.К. Савинский.

14 New International Dictionary of Pentecostal and Charismatic Movements. Grand Rapids. 2002. P. 503-504.

3) ДВ является частью пятидесятническо-харизматического движения. Обзор харизматического движения дан в классических трудах: В. Холленвегер15, В. Синан 16. А также: А. Андерсон, М. Бергундер, С. Колеман, Д. Мартин, С.Р. Квебедо, Ю.В. Зудов, И.В. Скоробогатова, и несколько устаревшая диссертационная работа С.Р. Шершневой.

Наиболее полная энциклопедическая информация по пятидесятническо-харизматическому движению собрана в «The New International Dictionary of Pentecostal and Charismatic Movements». Grand Ra