автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.04
диссертация на тему:
Движение военно-исторической реконструкции как социокультурный феномен

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Глухарев, Игорь Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата культурол. наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.04
Диссертация по культурологии на тему 'Движение военно-исторической реконструкции как социокультурный феномен'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Движение военно-исторической реконструкции как социокультурный феномен"

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ Диссертационный совет К053.43.01

Л)

^ ® ^ На правах рукописи

ГЛУХАРЕВ Игорь Владимирович

ДВИЖЕНИЕ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

Специальность 24.00.04 - прикладная культурология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологических наук

МОСКВА 1999

Работа выполнена на кафедре истории и теории культуры факультета культурологии ГосударствнноЙ академии славянской культуры.

Научный руководитель: Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор Кучмаева И.К.

доктор философских наук профессор Громов М.Н.;

кандидат исторических наук, профессор Мельников Г.П.

Ведущая организация: Московский государственны открытый педагогический университет, кафедра теории и истории культуры.

Защита состоится дЦ февраля 2000 года в _ часов на заседании

диссертационного совета К 053.43.01 по присуждению ученой степени кандидата культурологических наук в Государственной академии славянской культуры. Адрес: 123480, г. Москва, ул. Героев Панфиловцев, д.39, корп.2.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Государственной академии славянской культуры.

Автореферат разослан_декабря 1999 года.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат философских наук, профессор С..И. Бажов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на рубеже тысячелетий во всех регионах России формируются новые стратегии социально-культурного развития, способные восстановить системный потенциал страны, вернуть ее духовную мощь. Возрождая сегодня неповторимый облик краев и областей России в его этнокультурном многообразии, политики и практики все более интенсивно обращаются к национальному культурному наследию, в частности, к тем его пластам, которые выявляют стержневые опоры в жизни народа. Это объясняет особое внимание исследователей к феномену исторической реконструкции, которая позволяет восстановить и воспроизвести определенную область деятельности человека, получить представление о характере социальных отношений, о материальной и духовной культуре, традициях, что дает некоторую возможность оценить реконструируемую культуру взглядом непосредственного наблюдателя.

Такая область деятельности человека, как военное дело, на сегодняшний день остается малоисследованным явлением. Несмотря на то, что она была одной из доминирующих, наряду с религиозной, торговой, ремесленной и другими составляющими древней и средневековой культуры.

Именно военная деятельность стала объектом применения военно-исторической реконструкции (в дальнейшем —сокращенно: ВИР), породившей новые методы в исторических науках, музейном деле, археологии и этнографии, а порой даже в социологии и антропологии. Благодаря ВИР стало возможным по-новому, с большей степенью достоверности оценить многие исторические данные о культуре российского народа, развитии ремесел и технологий, традициях и связях с другими культурами.

Археология получила возможность по найденным фрагментам восстанавливать целые предметы и даже комплексы (например, комплексы вооружений русских воинов). Музеи получили возможность экспонировать не только подлинные вещи, сохранившиеся во времени, но и вновь созданные реконструированные модели (например, в музее «Куликово поле» выставлены доспехи русских воинов, реконструкции М. Горелика), дающие представление зрителю о реальной жизни наших предков. Нередко результаты реконструкций во многом опровергают общепринятые взгляды на тот или иной объект. Назначение многих археологических находок становится ясным лишь в реконструированном виде или комплексе.

Но, помимо вышеперечисленных, ВИР проникла в области современной культуры, казалось бы изначально далекие от подобных видов деятельности. Театр, кинематограф, педагогика, шоу-бизнес нашли точки соприкосновения с военно-исторической реконструкцией. Наиболее ярко, необычно и масштабно ВИР проявила себя как культурная и общественная деятельность, как форма развивающего досуга.

Восьмидесятые годы дали нашей стране бурный всплеск неформальных молодежных движений,

противопоставляющих себя официальной идеологизированной культурной атмосфере или позволяющих уйти от нее «в сторону». Достаточно вспомнить наиболее яркие проявления подобной «контркультуры»: движения «панков», «рокеров», громко и масштабно заявивших о себе. Среди подобных движений сформировался ряд менее заметных внешне, но более серьезных, интеллектуальных и глубоких в своей основе течений молодежной культуры: группы ролевых игр («Толкинисты», «Амберисты» и др.), клубы военно-исторической реконструкции («Рыцарские ордена», «Славянские дружины»).

Настоящая работа посвящена исследованию, систематизации и оценке явления «военно- историческая реконструкция» как элемента современной культуры и, в частности, уникального молодежного культурного движения, основанного на военно-исторической реконструкции (в дальнейшем—ВИР-движение). Необходимость культурологического подхода к исследованию ВИР-движения определяется той ролью, которую оно начинает играть в духовной жизни России, представляя собой своеобразноеединство различных сфер жизни, театра, искусства, философии, религии, ремесла, множества разноименных и противоречивых течений, движений, личностей и событий. Чем дальше развивается это движение, тем заметнее этот феномен, как самостоятельная ("самобытная") и единая в своей полифонии культура, а не временное явление в культурно-социальцой среде сегодняшнего дня.

Актуальность исследования движения ВИР, как части творческого устроения досуга, как общественно-культурного нововведения снизу, как вновь возникающей российской традиции, подтверждается постоянным вниманием к данному феномену культуры средств массовой информации, вовлечением в ВИР-движение все большего числа регионов России, а также тем, что ВНР-движение не является исключительно российским явлением культуры, а существует в различных формах и в других странах (например, в Германии, Англии, Франции и т.д.), где, по сравнению с российским, сложилась многовековая традиция. Актуальность исследования подтверждается также и тем, что в серьезной научной литературе пока не существует сколько-нибудь основательного исследования данного культурного явления.

Научная разработанность проблемы. С культурологической точки зрения явление ВИР практически не рассматривалось. Материалы по исследуемой теме сконцентрированы в периодических изданиях ("Российская газета», «Московский комсомолец», «Комсомольская правда» «Огонек», «Вокруг света» и ряд других центральных и местных изданий), в сообщениях электронных СМИ (ТВ, радио) и в 1п1ете1(«ЬКр://гре.пеуу|гате$.гш^огосЬ>: «http://www.permonline.ru/~historycentre/»: и др.). В научной литературе получили убедительное отражение некоторые, сопоставимые с данным явлением области культуры:

-феномен игры (Ф. Бейтендейк, Э. Берн, К. Грос, X. Ортега-и-Гассет, Б. Финк, Хайдеггер, И. Хейзинга, Ф. Шиллер);

-историческая реконструкция (Н.Я. Абрамзон, М.В. Горелик, А.Н. Кирпичников, И. Фиркс, Ю.С. Худяков);

-музейное дело (М.В. Горелик, А.Н. Кулинский, Д.Д. Клэр, Г.П. Мельников, Е.В.Тихомирова, J. Domberg, R. Humple,);1

Разрабатываемая проблема потребовала обращения к литературе по различным аспектам культурологии и философии. В частности по вопросам:

-преемственности культуры (работы H.A. Бердяева, Ю.Н. Давыдова, А.Ф. Лосева, Н.О. Лосского, Ю.А. Лотмана, A.A. Тойнби, J. Plamenatz);

-традиции как средства актуализации человеческого опыта (И.К. Кучмаева, В.Е.Острожинский, ПС.Сорокин, G. Schalk, J. Szacki);

молодежных субкультур (Н.Г. Багдасарян, Л.Г. Ионин, И.К. Кучмаева, J. Rauch).

Диссертационное исследование строилось также в опоре на работы таких авторов, как: A.A. Белик, B.C. Библер, Т.Ф. Вовенко, М.Н. Громов, В.Я. Гросул, А.Я. Гуревич, П.С. Гуревич, В.И. Добрынин, Л.В. Жаров, В.Ф. Козлов, М.Н. Козлов, И.В. Кондаков, В.П. Кохановский, В.А. Кругликов. И.К. Кузнецова, B.C. Малахов, С.П. Мамонтов, Г.П. Мельников. Л.Н. Михеева, Л.Н. Сугай, А.И. Чернокозов, А. Langer, W. Ruegg.2

Цель данного исследования состоит в изучении феномена ВИР-движения через призму ценностно-ориентирующего подхода к этому явлению, с учетом достижений современной культурологии, философии культуры, социологии.

Данная цель обуславливает необходимость решения следующих исследовательских задач:

-конкретизировать понятие военно-исторической реконструкции; -обосновать наличие параллелей между феноменами ВИР и игры; -выявить социальную базу ВИР-движения;

-рассмотреть специфику этого явления в России и Западной Европе; -рассмотреть взаимосвязь ВИР-движения с другими областями культуры; определить место субкультуры ВИР-движения в структуре современного общества.

Объектом исследования является ВИР-движение, как многоаспектное явление в культурной жизни и досуге части современной молодежи в ракурсе

1 См. например: Горелик М.В. Куликовская битва 1380. Цейхгауз. М. 1993; Кулинский А.Н. Русское холодное оружие военных и гражданских чинов 1800-1917 годов. С-Пб. 1994; Клэр Д.Д. Твидл Д. Викинги. М. 1994; Мельников Г. П. Культура зарубежных славянских народов. М: Интерпрайс. 1994;Тихомирова Е.В. Мартынова Т.В. Золотой век русского оружейного искусства М. 1993.

'См. например: Культура и судьбы мира (под ред. И.К. Кучмаевой). М. 1997; Кучмаева И.К. Культурное наследие. Современные проблеммы. М.1997; Кучмаева И.К. Путь к всечеловеку. М. 1997; Субкультурные объединения молодежи, (под ред. И.К.Кучмаевой) М. 1987; Россия и славянство, (под ред. И.К. Кучмаевой) М. 1998; Гуревич П.С. Философия культуры. М. 1995.

его отношения к ценностным ориентирам и компенсаторно-релаксационным задачам современного общества.

Предметом исследования выбраны особенности ВИР-движения в историко-культурологическом и социологическом контексте.

Методологическая основа исследования. При рассмотрении зарождения и дальнейшего развития ВИР-движения применялся метод включенного наблюдения и историко-культурный метод системного анализа, т.е. явление рассматривалось как целостная система, состоящая из набора элементов, связанных между собой отношениями функциональной зависимости: от материального и индивидуального (единичные случаи реконструкции отдельных элементов вооружения, индивидуальных воинских комплексов) -до группового воспроизведения не только материальных элементов но и иерархии взаимоотношений реконструируемого социума, а так же анализа показательных выступлений, театрализованных воспроизведений исторических событий (Бородино, Куликовская битва), элементов массовой культуры (Рыцарь-шоу) и спортивных соревнований по историческому фехтованию. •• .

В ходе анализа использовался также метод сравнительно-культурного исследования, когда феномен ВИР сравнивался с уже исследованными и близкими к нему по сути явлениями: ролевые игры, театрализованные исторические постановки, музейное дело, спортивные состязания (в различных странах, в условиях различных историко-культурных эпох).

Научная новизна. ВИР-движение —новое явление современной культуры России, оно сегодня находится в процессе становления и развития. Но уже самые предварительные оценки позволяют говорить о заметном влиянии его на смежные области культуры. До настоящего времени отсутствуют какие-либо научные труды, анализирующие этот феномен культуры. Ряд публикаций (в основном в СМИ), посвященных ВИР-движению, носят информационный, фрагментарный и поверхностный характер, чаще всего связанный с эпизодическими проявлениями деятельности ВИР. Настоящая работа впервые рассматривает ВИР-движение не как некие единичные случаи в массовой культуре, а как масштабное явление, зародившееся на стыке научной, общественной и творческой деятельности граждан.

Научно практическая значимость работы связана с тем, что результаты исследования диссертации и связанные с ней публикации могут быть использованы в работе преподавателей культурологии, краеведения, школьного курса истории, а также в педагогической работе культурных центров по работе с молодежью, с целью

патриотического и историко-культурного воспитания.

ВИР-движение в социальном плане имеет важное значение для гуманизации общественной жизни. Оно интегрирует в себе ремесло и спорт, театр и культурно-массовые мероприятия. Особую значимость приобретает сегодня педагогический аспект ВИР-движения предполагающий отвлечение части молодежи от криминальной среды, нацеленный на военно-патриотическое воспитание в самом прямом смысле слова, пробуждение у молодых интереса к истории и ремеслу.

На защиту выносятся следующие положения:

Деятельность ВИР - это культурная деятельность человеческой группы направленная на формирование целостного и привлекательного для граждан образа России, на созидание принципов мироустройства, соответствующих выверенным в веках нормам, ценностям, идеалам.

Движение ВИР является многоаспектным, синтетическим, прогрессирующим, его нельзя однозначно причислить ни к одному уже имеющемуся общественному явлению, хотя связь с некоторыми налицо, отмечая определенную положительную направленность деятельности ВИР в обществе, его консолидирующую и педагогическую ценность в молодежной субкультуре, можно рассматривать это движение как одну из моделей разрешения различных форм кризисного сознания.

Движение ВИР, появившись, как составляющая неформальной молодежной субкультуры, в индивидуальном выражении, в течение нескольких лет развития приобрело некоторые формализованные черты. Типологическое сопоставление отдельных форм ВИР-движения позволяет увидеть эволюцию этого феномена от его разрозненных индивидуальных проявлений до включенности в современную культуру.

Апробация работы. Некоторые частные вопросы и отдельные выводы диссертационного исследования были представлены на:

-Семинаре Военно-исторических клубов России по поводу организации выступлений на 850-летии г. Тулы - Тула, Музей «Тульский кремль», 14 сентября 1996г.;

-Учредительном собрании Ассоциации исторического фехтования России -Тула, ТОИАМ, 20 февраля 1997г.

-Международной научно-практической конференции «Динамика педагогического образования: от института - к университету» - Тула, 29-30 сентября 1998г.

-Втором Всероссийском Семинаре «Современные телевизионные и компьютерные технологии в науке и образовании» - Тула , 28-30 сентября 1999г.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, восьми параграфов, заключения и списка литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность и научная значимость, характеризуется степеньразработанности проблемы, определяются методологические основы работы, объект и предмет исследования, представляется его научная новизна и практическая значимость

ГЛАВА I: Движение военно-исторической реконструкции в контексте Культуры, посвящена исследованию проблем военно-исторической реконструкции в России и других государствах, проводится сравнительно-культурный анализ феномена военно-исторической реконструкции с сопоставимыми культурными явлениями, рассматривается взаимосвязь ВИР с феноменами игры, традиции, обычая.

§ 1.Понятие военно-исторической реконструкции

Научная военно-историческая реконструкция, являющаяся одной из предпосылок ВИР-движения, зародилась в России сравнительно недавно. Однако это явление имеет глубокие корни в таких хорошо развитых областях культуры и науки, как музейное дело, археология, этнография, оружиеведение и некоторых других смежных областях. Безусловно, военно-историческая реконструкция является составной частью более широкого понятия — «исторической реконструкции», которое применимо ко многим явлениям прошлого и сегодняшнего дня. Историческая реконструкция сложное явление, включающее в себя достижения множества смежных наук.

Феномену военно-исторической реконструкции можно дать следующее определение. Движение по возрождению культурно-исторических традиций прошлого как целостного явления, включающего реконструкцию оружия, доспехов, военных костюмов на основе археологических, исторических, оружиеведческих научных трудов, древних текстов и рисунков, в полном соответствии с образцами реконструируемой эпохи можно назвать движением военно-исторической реконструкции. Военно-историческая реконструкция, являясь историко-культурным источником специфического характера, позволяет по-новому осмыслить идеи и материальную культуру прошлого.

Для ВИР-движения характерен концептуальный подход к предметному миру культуры прошлого, стремление уловить моменты целостности жизни воина прошлых веков, объективное отношение к ценностям оружейной культуры прошлого. Здесь формируется творческий подход к освоению оружейного наследия, чуждый штампу, шаблону, традиционным стереотипам.

Первым реальным фактом военно-исторической реконструкции в России можно считать работу, выполненную группой ученых и мастеров в связи с празднованием 600-летия Куликовской битвы в 1980 г. В связи с отсутствием достаточного количества подлинных археологических материалов, пригодных

для экспозиции в музее на Куликовом поле, Государственный исторический музей вынужден был прибегнуть к военно-исторической реконструкции.

Подобные работы до настоящего времени в музеях нашей страны не проводились. В музейной практике иногда использовались копии, повторяющие внешний вид отдельных предметов, но впервые было решено изготовить полный комплекс вооружения, имеющий характерные для оружия XIV в. качества.

Исследователям и мастерам реконструкции удалось посмотреть на историческое прошлое отечественной культуры новым взглядом, анализируя его ценности в контексте интегративных процессов, присущих современному обществу. Военно-историческая реконструкция выступает в указанных условиях как пример культуротворческого созидания на базе исторического культурного наследия. Реконструкция материальных ценностей эпохи Куликовской битвы позволила обратиться к осознанию вклада не только выдающихся личностей, но и рядовых людей этой эпохи в современную им культуру. Сегодня становится очевидно, что ВИР-движение помогает представить многовековую историю и культуру России более объективно, с учетом новых историко-культурных процессов, заявивших о себе в конце XX века.

§ 2.Проблематика исторической реконструкции в России и Западной Европе

В западноевропейской культурной традиции реконструкция использовалась и используется с давних пор и широкомасштабно, как в музеях, так и в другой культурной деятельности, связанной с историческими событиями, обычаями, праздниками, датами.

Первые попытки исторической реконструкции известны еще с конца прошлого века, когда по археологическим материалам - раскопанным фрагментам погребального судна викингов в г. Гокстаде в Швеции в 1892 г. был изготовлен новодел. Реконструкция позволила воспроизвести образ действий и материальную культуру древних викингов, перенестись на много веков назад. Сегодня реконструированные лодки-ладьи вместе с судном находятся в музее в Осло-Бигде, где их могут увидеть все желающие и соприкоснуться воочию с материальной культурой прошлых столетий, с мастерством ушедших поколений. Культурное наследие, ранее интересовавшее только ученых, становится всеобщим достоянием с демократичным механизмом его освоения.

Вопрос музейной экспозиции исторических реконструкций решается в европейских и отечественных музеях самыми разнообразными способами. Это может быть смешанная экспозиция подлинных предметов и реконструированных вещей (например, музей Куликова поля). В случае если объект реконструируется по письменным и изобразительным источникам, то это может быть муляжная или действующая копия, максимально близкая к несохранившемуся, но подробно описанному оригиналу.

Так, например, в Лондонском Тауэре в Королевском Арсенале экспонируются реконструкции средневековых оружейных комплексов различных времен и сословий.

Важной предпосылкой ВИР-движения можно считать традиционные праздники и мероприятия, связанные с историческими событиями, обычаями, датами. Массовые костюмированные постановки, действа, представления, воспроизводящие исторические события средневековой жизни, широко распространены в Европе. Некоторые события истории, на первый взгляд не имеющие судьбоносного значения, благодаря архаичному колориту, стали причиной возникновения многовековой традиции. Традиции, позволяющей не только вспомнить тот или иной исторический эпизод из жизни предков, но и оживить историю в красках и атрибутике.

Живые картины прошлого дают возможность осуществлять культурный диалог с историей, приобщать к ней молодое поколение. Существуют и узкотематические праздники, посвященные именно военному искусству и соответственно, наиболее тесно связанные с военно-исторической реконструкцией. Это самобытный исторически сложившийся в Европе стиль наследования культурной традиции. Особое влияние такой стиль наследования культуры оказывает на молодое поколение, приступающее к освоению культуры и имеющее возможность целостного вхождения в «сферу преемственного посланничества», рожденного веками бытия людей. В этих реконструируемых событиях заложен большой гуманистический смысл и притягательная сила, сформировавшая многовековую традицию.

Российская культурная жизнь до последнего времени была не богата подобными мероприятиями, но широкомасштабная переоценка некоторых исторических фактов и событий, рост интереса у людей к собственной истории все больше влияют на появление подобных костюмированных постановок, посвященных событиям из прошлого России, и как бы погружающих их участников и зрителей в культурно-историческую эпоху прошлых веков и дающих возможность соприкоснуться с материальной культурой прошлого и осознать значение реконструируемого события.

, Предпосылками появления ВИР-движения в России следует считать научную военно-историческую . реконструкцию, как формальную составляющую и стремление возродить старинные события, традиции и обычаи, попытка восстановить связь с культурой предков, как духовную составляющую. .

Непосредственным толчком зарождения самого ВИР-движения можно считать первые театрализованные празднества, посвященные Бородинскому сражению, пробудившие живой неформальный интерес отдельных лиц или групп лиц к отечественной военной истории. Затем включился так называемый «механизм эмоционального заражения», распространению которого успешно способствовали СМИ. Вслед за ним последовало объединение

единомышленников в группы по территориальному признаку. И дальнейшее развитие деятельности ВИР-групп, породившей в современной культуре совершенно новую традицию оформления праздничных мероприятий, посвященных великим военным событиям в истории России (юбилейные акции на Куликовом поле, на поле под Прохоровкой на Белгородчине), днях городов (850-летие Москвы, 850-летие Тулы) и т.п., что внесло свой вклад в ценностный фонд современной культуры. ,

ВИР-движение '■ адекватно таким базовыми понятиями культуры как традиция, праздник, игра, в их материальном, социальном и духовном выражении. Каждое данное состояние и явление культуры определяется как внутренними, так и внешними событиями. Если определенные факторы культуры начинают действовать, то возникает и определенный результат. Напротив, даже при самом искреннем желанйи достижения какой-либо целй в культуре оно не может быть осуществлено, если факторы, необходимые для решения этой задачи, отсутствуют или не действуют

В настоящее непростое время ВИР-движение вносит определенный вклад в возрождение гордости за военные деяния прошлых поколений, вселяет оптимизм, несмотря на кризис в армии, культивирует дух рыцаря-мужчины, поблекший в современном обществе, укрепляет национальное самосознание.

Внешняя атрибутика благородного рыцарства, русских богатырских дружин естественно инициирует более глубокое изучение традиций и обычаев, обрядов и взаимоотношений, связанных с воспроизводимой воинской культурой, поскольку в любой материальной культуре есть духовное содержание.

На пороге тысячелетия, когда давление техногенных факторов цивилизации становится все более ощутимым, унификация и стандарты мышления проникают через национальные и языковые барьеры, необходимость понимания соседних, параллельных культур приобретает особое значение. Именно исследование историко-культурных - корней отдельных явлений обнаруживаются пути к подлинной интеграции культур. Поэтому роль ВИР -явления тесно связанного с изучением взаимопроникновения традиций позволяет оценивать это движение как возможность поддержания межкультурных связей на неформальном уровне.

§ 3. ВИР и музейное дело

Оружие и доспехи с давних времен являлись артефактом материальной культуры, высоко ценились, изготавливались из драгоценных металлов, над их созданием трудились искуснейшие мастера и ювелиры. Вооружение использовалось не только в сражениях, его собирали, хранили, как драгоценность, им любовались и восхищались, и это было свойственно любой нации, любому народу. Оружие также приобрело духовную ценность, став символом мужества и геройства.

Музеи демонстрируют технику изготовления оружия, освещают вопросы истории технологий,

материаловедения, историю прикладного искусства, ибо выработка форм определенных категорий предметов и элементов их украшения являются составной частью общего представления о материальной культуре. Демонстрируя достижения оружейной технологии и техники, искусство мастеров-оружейников, их самобытность, музеи свидетельствуют также о том, что с появлением новых видов вооружения, происходил переворот в культуре и технологии военного дела, менялся порой и ход истории. Музеи сохраняют такое культурное наследие предков, о котором можно узнать только в музее, даже названия многих явлений вышли из языкового употребления, например: пернач, телепень, плакировка и т.п.

Важно отметить также, что холодное оружие, реконструкцией которого ВИР-группы в большинстве своем и занимаются, с течением времени претерпело эволюцию от боевого до парадного. Оно утратило свое первоначальное боевое предназначение и стало символом принадлежности человека к военной касте, украшением его мундира. Военно-историческая реконструкция оружия и доспехов —это своеобразная попытка вернуть вещам их исконное назначение, не разрушая символического.

Оружейные музеи и собрания являются притягательными объектами для участников ВИР-движения, причем, не только оружейные, но и исторические, этнографические, краеведческие. Помимо возрождения отношений, связанных с оружием, возрождается воинская и околовоинская культура традиций, обычаев, обрядов, социальных связей, присущих дружине, рыцарскому ордену и т.п. Начиная от костюмов, покрываемых традиционными воинскими вышивками, глубоко символичными и тесно связанными со средневековой социальной культурой, и кончая проведением заседаний «Орденов», сбором «Веча» и т.п.

Вся эта работа в ВИР требует хороших исторических знаний, кропотливого труда над различными первоисточниками, изучения музейных экспонатов, рисунков, миниатюр и пр.

В недавнем прошлом человек, интересующийся русским или западным военным средневековьем, мог удовлетворить свою любознательность с помощью книг и у витрин исторических музеев. В то время везде царил музейно-архивный подход к систематизации культурологического материала.

На Западе уже давно существуют музеи, в которых посетителям продемонстрируют то или иное ремесло, дадут самому посетителю попробовать свои силы и умения. В наших музеях с застывшими навек экспозициями висят надписи «Руками не трогать». И, хотя за последние десятилетия число музеев возросло - в основном это экспозиционные собрания.

Такие музеи, безусловно, выполняют свою благородную функцию, но, несмотря на это, экспозиционное собрание не способно в достаточной мере удовлетворить духовный поиск творческого человека, устранить его

разочарованность в односторонности научно-технического прогресса, в достижениях цивилизации, зачастую противоречащих принципам гуманизма и нравственности.

Восстановленные ВИР как бы «музейные» вещи начинают жить своей новой собственной жизнью. «Музей» выходит на улицы и площади городов, создавая красочное и увлекательное действо дом такой массы зрителей, какую музей, в прямом значении слова никогда не видел и не увидит. Получая особую жизнь после военно-исторической реконструкции, «музейные» экспонаты становятся функциональными, начинают играть специфическую социо-культурную роль, погружая и участников действа и зрителей в инокультурную среду. Происходит определенная эволюция музейной идеологии.

£ 4. Военно-историческая реконструкция и феномен игры

Бюджет свободного времени современного человека позволяет ему оторваться от повседневности, в которой протекает основная часть его жизни. Но наряду с повседневностью есть такие области, как религия, игра, научное теоретизирование, художественное творчество и т.п. Переход от повседневности в одну из вышеназванных сфер требует определенных усилий, предполагает своего рода смысловой скачок, переориентацию человеческого восприятия на иную реальность, душевную и эмоциональную перестройку. ВИР является для индивидуума переходом в сферу игры и художественного творчества, где из исторического прошлого, с помощью исторических монографий и музейных каталогов, воспроизводится с трудом и усилиями, материальное (доспехи, вооружение, символика) и духовное (исторические факты, связанные с ними обычаи, традиции, ритуалы, легенды и т.п.)

В повседневности человека, не занятого интеллектуальным трудом, как правило, мало духовного. Однако духовное и творческое начало индивидуума постоянно ищет себе выхода из сферы повседневности в иные сферы, где в полной мере может развернуться и реализоваться его творческий потенциал и наполниться содержанием его духовные потребности. Занятие военно-исторической реконструкцией, комплексное по своему характеру, дает человеку возможность реализовать как творческое, так и духовное устремления. В ВИР приходят, например, с одной стороны, студенты-историки не столько затем, чтобы пополнить свои исторические познания, сколько затем, чтобы поработать руками, прослеживая в реконструкции трудовой процесс древнего мастера, готовившего доспех или меч. С другой стороны, в ВИР-клубах есть и рабочая молодежь, которой не в диковинку работа руками, зато в клубе они находят удовлетворение своим духовным потребностям, погружаясь в историческое прошлое через литературу и обмен мнениями с товарищами по клубу. Однако, ВИР —это только незначительная часть жизни и ее участникам приходится снова и снова возвращаться к повседневности, что требует от индивидуума определенных усилий.

Личность в ВИР-движении, таким образом, через соотношение своего образа жизни с образом жизни предшественников получает представление о собственной самобытности, о сумме ценностей, которые данный человек сумел или хотел бы сделать составными элементами индивидуального самосознания.

ВИР-движение можно рассматривать как проявление творческой игровой деятельности, участвующего в нем человека или группы людей.

Проблеме игры как философско-культурологическому понятию посвящено значительное количество фундаментальных работ в классической западной и отечественной культурологии, философии и литературе по психоанализу.

Целый ряд влиятельных направлений современной мысли выдвигает игру в качестве самостоятельной области изучения. Наряду с этим широко используется эвристическая ценность игровых моделей социальной и культурной динамики, активно обсуждается игровая природа искусства.

В ВИР-группе игра носит двоякий характер. В процесЬе реконструктивной работы каждый член группы соревнуется с другими в умении, искусности, мастерстве. Результат - готовый доспех, оружие и прочая амуниция. Такое соревнование не проходит без взаимного обмена, без взаимопомощи, без коллективного взаимодействия, хотя, по сути, каждый член ВИР-группы может заниматься изготовлением своего доспеха у себя дома. Игровыми составляющими в процессе реконструкции являются только два фактора:

-серьезная реконструктивная деятельность является досуговой;

-она не носит жизненнонеобходимого характера.

Реконструкция —это свободное действие, и хотя занятие ею порой довольно тяжелый физический труд (например, плетение кольчуги из мелких колец, полученных го предварительно распиленных на эти кольца лыжных палок), она доставляет удовольствие достижением конечного результата. Занятие ВИР — это не насущная необходимость, это добровольная функция, выход из обычной жизни в ограниченную временем сферу активности, цели которой лежат за пределами прямых материальных интересов.

Вторая составляющая феномена ВИР —это его культурная презентативная функция: акция, спектакль, презентация, шоу. Тут вступают в действие новые характеристики ВИР как игры. ВИР-спектакль—это праздничная, театрализованная игра, праздник радости и свободного творчества. ВИР-движение—это форма социальной игры. Так как она осуществляется в действии группы или нескольких групп людей, игра плодотворна как для самих членов ВИР, так и для зрителей, ради которых акция, спектакль организуется. Радость и удовлетворение от ВИР-спектакля участники и зрители уносят с собой. Эта радость озаряет их бытие еще какое-то время после акции и делает их жизнь наполненной новым смыслом.

ВИР-движение, как воспроизводство, реконструкция материальной культуры соотносится с ремеслом, с трудовыми и технологическими процессами. Нов своем показательном, репрезентативном проявлении ВИР несомненно носит игровой характер. Здесь ему присущи такие игровые черты, как овладение умениями (в демонстрации показательных поединков и имитации схваток и боев), тренировка—в подготовке к показательным выступлениям, моделирование деятельности (военное, этнографическое и историческое моделирование).

С психологической точки зрения посылки 3. Фрейда - игра, как реализация вытесненных из жизни желаний, и Э. Берна - игра, как один из способов структурирования времени—вполне накладываются на ВИР-деятельность во всех проявлениях (от материальной реконструкции до показательных выступлений). В каждом мужчине и юноше живет подспудно рыцарь, а в каждой женщине—прекрасная дама, жаждущая поклонения. В ВИР эти романтические стороны души находят подобие своих воплощений, реализуются вытесненные повседневностью и серостью бытия желания благородного и прекрасного, удовлетворяется эмоциональный голод. В результате удовлетворительного структурирования времени в ВИР-деятельности у людей увеличивается внутрення психологическая стабильность, ВИР положительно воздействует на психику, избавляет ее участников от избытка жизненной силы и энергии. Человек устремлен к преодолению собственной ограниченности и скованности, к динамическому выявлению возможной полноты экзистенции. ВИР, как и игра по Финку, является способом человеческого общения с возможным.

ВИР-движение, как и игра, вносит в жизненные занятия человека новый смысл, он приобретает новые умения, вырабатывает у себя путем тренировок самообладание и умение вступить в соревнование с другими. ВИР нарушает односторонне направленную жизнедеятельность человека, удовлетворяя желания, которые не могут быть удовлетворены вне ВИР, как и в игре, это способствует сохранению чувства собственного достоинства и личностной ценности, которые теряются и тускнеют в однообразной, а порой и тяжелей профессиональной деятельности.

ВИР, как и игра, дает человеку чувство свободы, как и игра, ВИР-деятельность для человека нечто компенсаторное, избыточное, она лежит за пределами материальных интересов и индивидуального удовлетворения жизненно необходимых потребностей, наоборот, ВИР требует порой даже некоторых дополнительных материальных затрат.

Участие в ВИР, как и в игре, благотворно отбрасывает на обычный будничный мир отблеск своего сияния, дает человеку уверенность в себе, порядок и духовное благополучие. Показательная часть ВИР-движения обеспечивает человеку праздник^ эмоциональный всплеск, радостный тон.

Еще одно существенное значение ВИР, сопоставимое с игрой, как абсолютно синтезирующей категории культуры и истории по И.Хейзинге, это возможность для участников ВИР материально и художественно проникнуть в тайны прошлых, веков, вступить с ним в культурный диалог и, наконец, воспроизвести в какой-то степени историческую и художественную картину мира прошедшего.

ГЛАВА II: ВИР как неформальное молодежное движение.

Предметом анализа данной главы является непосредственная деятельность клубов ВИР в различных регионах России. Их работа в области реконструкции материальной культуры и общественная деятельность как культуртрегеров, как воспитателей молодого поколения, неравнодушного к истории своего народа, государства, собственных предков.

£ 1. Предпосылки появления и социальная база ВИР-движения.

Проследить с исключительной точностью момент зарождения ВИР-движения в России не представляется возможным, вероятнее всего, оно возникло в конце 80-х годов, как своеобразное продолжение возрождения славянских единоборств —так называемый славяно-горицкой борьбы.

На основе проведенных исследований можно констатировать, что основные группы военно-исторической реконструкции заявили о себе между 1990 -1993 годами. Это время в России и во всем постсоветском пространстве можно охарактеризовать как время культурных новаций.

На сегодняшний день насчитывается около 25 крупных (более 20 членов) клубов и множество мелких групп с разнообразным социальным составом. Следствием специфики военно-исторической реконструкции является необходимость высокого уровня образования в таких областях, как история, этнография, археология, оружиеведение, история искусств, культурология и других. Стремление расширить свои познания в указанных областях приводят членов движения к необходимости повышения образовательного уровня, сотрудничеству с соответствующими организациями: музеями, театрами, археологическими экспедициями, культурными и этнографическими центрами. Подобная деятельность является результатом повышение культурного уровня участников ВИР-движения, стимулирует получение ими дополнительного образования: высшего, специального и т.п. Инициирует у молодежи поиск близких по тематике профессий. Помимо этого складываются внутриклубные и межклубные отношения, формируется собственный фольклор. Поэтому, видимо, следует говорить о сложившейся части социума, находящейся под воздействием ВИР-движения.

ВИР—это молодежное движение, средний возраст участников 18—лет, социальный состав участников самый разнообразный, но наиболее часто представлены студенты, рабочие, школьники (табл.1)

Таблица!

NN пп Место деятельности ВИР-группы Название группы Число участи иков Возраст Род основной деятельности

1. Санкт-Петербург Княжеская дружина 30 18+ Студенты, преподаватели, рабочие, военнослужащие

2. Саратов Ливонский орден 25 16+ Учащиеся, студенты, аспиранты, сотрудники МВД, ВОХР, журналисты, рабочие

3. Москва Романтьеры 10 18+ Рабочие, студенты, учителя, школьники

4. Подмосковье Староникольский орден 18 18+ Рабочие, студенты

5. Гроицк Московской обл. Скрамасакс 25 Ш Студенты, рабочие, служащие, журналисты, школьники

6. Гула Орден железной розы 12 20+ Рабочие, учителя, студенты, аспиранты

7. Белгород Воинское братство Хранителей 31 18+ Студенты, служащие, рабочие

8. Пенза Засека 12 16+ Рабочие, студенты, служащие, военнослужащие

9. Москва Ратники 22 18+ Историки, рабочие, учителя, студенты, школьники

10. Оренбург Центурион 21 18+ Студенты, рабочие, школьники

11. Гула Крепость 24 17+ Студенты, тренеры, служащие

Количественный состав групп колеблется от 10 до 30 участников. Местоположением групп ВИР являются как обе столицы, так и крупные города России, есть группы ВИР и в ближнем зарубежье. Названия, как правило, несут отпечаток средневековой истории: «Княжеская дружина», «Ливонский орден», «Засека», «Ратники», «Варяг», «Крепость». Некоторые названия навеяны фантазией учредителей: «Романтьеры», «Орден железной розы», «Скрамасакс», «Новгородский ушкуйник», «Вольная ватага» или ассоциативны: «Воинское братство Хранителей», «Яррист»

Участники ВИР объединяются исключительно на добровольной основе, неформально. Межличностные отношения в группе основываются на общем интересе, единомыслии, дружеских связях. Привлечение новых членов в группу происходит также неформально —личные связи, личное взаимодействие.

£ 2. Субкультура ВИР-движения в структуре современного общества

Субкультура ВИР-движения играет свою, вполне определенную роль в жизни современного общества, выполняя конкретные социокультурные функции. В силу разнородного состава движения его социальное влияние имеет разные векторы воздействия. Одна часть объединений субкультуры ВИР выполняет функцию консервации практически изживших себя отношений, содействуя тем самым воспроизводству застойных явлений в обществе. Другая, тем более значительная, напротив, - способствует позитивным качественным изменениям, ведущим к консолидации социокультурной общности. Исследование социальной роли ВИР-движения позволяет судить о пределах и возможностях воздействия этой субкультуры на качественные перемены в общественной жизни.

Увлечение участников ВИР материально-технической стороной дела -доспехом, оружием, амуницией, униформой - обязательно приводит к развитию культурно-просветительской, информационной, компенсаторно-

релаксационной и других функций этой субкультуры, что свидетельствует об уровне и характере ее включенности в процесс поступательного движения общества.

ВИР-движение, как и другие явления культуры, обладает в определенной степени синтезирующей и гармонизирующей функцией. Эта функция характеризуется созданием в группах ВИР и вокруг них определенной духовной атмосферы. Большинство групп ВИР не ставит перед собой одной узкой цели—реконструкции доспехов и оружия, их идеи и задачи гораздо шире, например, недавно зарегистрированный (1998 г.) в Белгороде клуб «Дружина» объявил своими идеями и задачами изучение военной средневековой истории; реконструкцию средневекового оружия, доспехов, одежды; изучение обычаев, традиций и обрядов; организация и участие в культурно-массовых мероприятиях, воспитание уважения к русской культуре.

Область достаточно четких представлений о функциях субкультуры ВИР-движения пока невелика, что не позволяет выстраивать убедительные типологические схемы и классификации, однако очевидно, что идеология субкультур ВИР-движения складывается на основах синтеза научных, технических, социальных и общественно-культурных позиций. При этом приоритет отдается культурной составляющей. Гуманизация деятельности ВИР-групп через укрепление их ценностных ориентации в целом гармонизирует эту работу. Следует подчеркнуть, что даже сама техническая сторона занятия ВИР является своеобразным катализатором целостного поведения индивида, работающего в группе ВИР.

Если рассматривать движение ВИР как одну из общественных неформальных культурных моделей, то ей как и любой культурной модели должны быть присущи такие черты, как наличие ритуала, специфических форм взаимодействия, особого рода коллективности. При их аутентичной реализации создается целостный образ мира 18

и человеческой личности в нем.

Для людей, стремящихся как можно быстрее найти выход из создавшегося в сегодняшней России неопределенного, неустойчивого положения, обретение внешних признаков идентификации —отнесение себя к группе, движению, сообществу—является сигналом того, что неустойчивость, нестабильность преодолевается, а опора на группу и дело в группе дает ощущение твердой почвы под ногами. Рассмотрим факторы, которые способствуют участникам группы ВИР достичь желаемого состояния идентификации. >-.,.,

$ 3. ВИР как культурная инсценировка

К внешним свидетельствам идентификации, осваиваемым на начальном этапе культурной инсценировки, относятся усвоение повседневного кода и символики одежды, выработка своеобразного языка, освоение пространства, в котором происходит презентация избранной культурной формы. В сценических терминах это можно описать как овладение сценическим движением и изготовление реквизита, ознакомление с текстом пьесы и освоение мизансцен.

На фоне прочих форм молодежной субкультуры ВИР-движение избрало для себя достаточно сложный и тяжелый путь. Изготовление аутентичного доспеха не идет ни в какое сравнение с изготовлением одежда кришнаитов или приобретением промышленно продуцируемой атрибутики рокеров. Не столь существенное значение имеет в ВИР и усвоение поведенческого кода, хотя ролевое деление в зависимости от изготовляемого доспеха имеет место. К усвоению поведенческого кода можно отнести и такие факта, как освоение верховой езды, обучение славяно-горицкой борьбе, приемам русского рукопашного боя, историческому фехтованию в группах ВИР.

В ходе развития ВИР-движения начинает складываться группа с признаками социального института. Она располагает специфической нормативной средой: нормами отношений между своими, нормами отношений к посторонним, нормами групповой иерархии, собственной идеологией с правилами интерпретации фактов и явлений с точки зрения принятого образа мира.

Эта группа обладает собственной особой вещной средой и поведенческими признаками, которые имеют символическое значение для приобщенных к ВИР-движению, как форме культурной группы. Благодаря технологическому характеру вещной среды ВИР-группа включается в отношения функциональной и структурной зависимости с другими группами и институтами.

Движение военно-исторической реконструкции, возникнув сравнительно недавно, приобрело все характерные черты, присущие культурной инсценировке на начальном этапе ее развития: поведенческий код

представителей ВИР, символическую экипировку, определенные пространства для презентации и, наконец, собственную лингвистическую компетенцию.

$ 4. Перспективы развития и трансформации движения ВИР.

Клубы и группы ВИР как любые неформальные объединения не представляют собой нечто застывшее, консервативное. Они меняются вместе с быстро меняющейся жизнью российского общества.

В развитии движения ВИР четко прослеживаются две основные тенденции:

1. Тенденция спортивной формализации на основе исторического фехтования.

2. Тенденция поглощения движения ВИР шоу-бизнесом.

Часть движения ВИР спортивно формализуется, стараясь сохранить при этом историко-культурный колорит и лексикон. Да и сами соревнования фехтовальщиков сопровождаются неформальным шоу, включающим конкурс на лучшую реконструкцию доспеха, соревнование зрителей в стрельбе из лука и т.п. Высокие требования к физическим возможностям исторических фехтовальщиков закрывают доступ многим молодым людям в клубы ВИР, если они не соответствуют определенным физическим стандартам. Сама регистрация региональной группы ВИР как клуба по историческому фехтованию при Федерации спортивного фехтования в Москве требует многих бюрократических усилий. Все это ведет к расколу самого движения ВИР в первую очередь на сильные и слабые группы, и к изоляции слабых.

Вторая тенденция наиболее сильна. Участники шоу-бизнеса, несомненно, получают определенный доход от спектаклей, вся работа по их подготовке поставлена на индустриальную основу, а результаты военно-исторической реконструкции становятся предметом ярких и эмоционально насыщенных развлечений. В шоу-бизнесе военно-историческая реконструкция становится стандартной продукцией, предназначенной для массового потребления, частью массовой культуры, теряя при этом свою уникальность.

Однако уйти в выгодный шоу-бизнес могут далеко не все группы ВИР. В основном это направление в деятельности ВИР получило развитие в Москве, привлекая участников ВИР из самой Москвы и близлежащих к ней мест. В более отдаленных городах, например в Белгороде, Пензе, Харькове, клубы ВИР продолжают свою традиционную работу.

Рубеж тысячелетий настоятельно требует переосмысления каждого значимого явления в современной культурной жизни. Надо полагать, что две отчетливо прорисовывающиеся тенденции в развитии ВИР-движения нельзя считать единственными и наиболее перспективными. Повсеместно возрастающее внимание к изучению культурного наследия славянских народов, безусловно, внесет свою лепту в изменение облика и основных

компонентов субкультуры ВИР, выявляя наиболее ценное и актуальное в ее содержании.

В заключении подводятся итоги исследования, делаются выводы, определяются возможности использования результатов исследования. Основные положения диссертации опубликованы автором в следующих работах:

1. Ратоборцы. — Тула, журнал «Мастер-класс» №3,1998. - 0,4 а. л.

2. Лингвистический аспект военно-исторической реконструкции (ВИР) как явление культуры. - Материалы Международной научно-практической конференции «Динамика педагогического образования: от института - к университету» - Тула, 1998г. - 0,6 а. л.

3.Военно-историческая реконструкция, как культурный феномен российского Интернета. - Материалы Второго Всероссийского Семинара «Современные телевизионные и компьютерные технологии в науке и образовании»—Тула, 1999г.- 0,5 а. л.

4.Военно-историческая реконструкция и европейская традиция - Проблемы лингвистики и преподавания иностранных языков. Сборник научных трудов, -Тула, 1999г.-0,5 а.л.

5.Военно-историческая реконструкция и новые дидактические технологии -Учебное пособие - Тула, 1999г. -1,0 а.л. (в печати).

Отпечатано в Издательском центре ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 300026, Тула, просп. Ленина, 125. Тираж 100 экз. Заказ 99/324.

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурол. наук Глухарев, Игорь Владимирович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I: Движение военно-исторической реконструкции в контексте культуры.

§ 1.Понятие военно-исторической реконструкции.

§ 2.Проблематика исторической реконструкции в России и Западной Европе.

§ З.ВИР и музейное дело.

§ 4. Военно-историческая реконструкция и феномен игры.

ГЛАВА II: ВИР как неформальное молодежное движение.

§ 1. Предпосылки появления и социальная база ВИР-движения.

§ 2. Субкультура ВИР-движения в структуре современного общества.

§ 3. ВИР как культурная инсценировка.

§ 4. Перспективы развития и трансформации движения ВИР.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по культурологии, Глухарев, Игорь Владимирович

Развитие современной науки позволило глубже проникнуть в различные области духовной и материальной культуры прошлого, используя традиционные способы: изучение литературных источников, материальных археологических находок и этнографического материала. Но новые экспериментальные методы часто дают возможность не только выявить отдельные нюансы истории, но иногда позволяют по-новому оценить целые пласты культурной деятельности. К таким методам следует отнести «историческую реконструкцию».

Реконструкция (от ре. и лат. «конструктио» —- построение). . Воссоздание нарушенного первоначального облика . постройки, произведения скульптуры, декоративно-прикладного искусства и пр., выполненное в натуре или выражающееся в составлении их описания, чертежа, рисунка, модели. Реконструкция создается на основе сохранившихся частей или фрагментов памятника, письменных источников изобразительных материалов, обмеров и пр.» 1

Актуальность данного исследования вытекает из того, что историческая реконструкция — область науки и культуры, позволяющая по имеющимся данным различных источников восстановить и воспроизвести в комплексе какую-либо область деятельности человека, с учетом социальных отношений, материальной культуры, традиций и духовного состояния, воспроизводимых максимально приближенно к оригинальным, что делает возможным оценить реконструируемую культуру взглядом непосредственного наблюдателя.

Такая область деятельности человека, как военное дело на сегодняшний день остается малоисследованным явлением несмотря на то, что она оставалась одной из доминирующих, наряду с религиозной, торговой, ремесленной и другими составляющими древней и средневековой культуры.

Именно военная деятельность стала объектом применения военно-исторической реконструкции (в дальнейшем — сокращенно: ВИР), давшей новые методы в исторических науках, музейном деле, археологии и этнографии, а порой даже в социологии и антропологии.

Благодаря ВИР стало возможным по-новому, с большей степенью достоверности оценить многие исторические данные о культуре российского народа, развитии ремесел и технологий, традициях и связях с другими культурами.

Археология получила возможность по найденным фрагментам восстанавливать целые предметы и даже комплексы (например, комплексы вооружений русских воинов). Музеи получили возможность экспонировать не только подлинные вещи, сохранившиеся во времени, но и вновь созданные реконструированные модели (например, в музее «Куликово поле» выставлены доспехи русских воинов, реконструкции М.Горелика), дающие представление зрителю о реальной жизни наших предков. Нередко

1 БСЭ.-т. 25.-е. 326 результаты реконструкций во многом опровергают общепринятые взгляды на тот или иной объект. Назначение многих археологических находок становится ясным лишь в реконструированном виде или комплексе.

Но помимо вышеперечисленных ВИР проникла в области современной культуры, казалось бы изначально далекие от подобных видов деятельности. Театр, кинематограф, педагогика, шоу-бизнес нашли точки соприкосновения с военно-исторической реконструкцией. Наиболее ярко необычно и масштабно ВИР проявила себя как культурная и общественная деятельность, как форма развивающего досуга.

Восьмидесятые годы дали нашей стране бурный всплеск неформальных молодежных движений, противопоставляющих себя официальной идеологизированной культурной атмосфере или позволяющих уйти от нее «в сторону». Достаточно вспомнить наиболее яркие проявления подобной I контркультуры»: движения «панков», «рокеров», громко и масштабно заявивших о себе. Среди подобных движений сформировался ряд менее заметных внешне, но более серьезных, интеллектуальных и глубоких в своей основе течений молодежной культуры: группы ролевых игр («Толкинисты», «Амберисты» и др.), клубы военно-исторической реконструкции («Рыцарские ордена», «Славянские дружины»).

Настоящая работа посвящена исследованию, систематизации и оценке явления «военно-историческая реконструкция», как элемента современной культуры и, в частности, уникального молодежного культурного движения, основанного на военно-исторической реконструкции (в дальнейшем —ВИРдвижение).

Актуальность исследования движения ВИР, как части творческого устроения досуга, как общественно-культурного нововведения снизу, как вновь возникающей российской традиции подтверждается постоянным вниманием к данному феномену культуры средств массовой информации, охватом ВИР-движения все большего числа регионов России, а также тем, что ВИР-движение не является исключительно российским явлением культуры, а существует в различных формах и в других странах (например, в Германии, Англии, Франции и т.д.), где у него по сравнению с российским наблюдается многовековая традиция. Актуальность исследования подтверждается также и тем, что в серьезной научной литературе пока не существует сколько-нибудь основательного исследования данного культурного явления.

Научная разработанность проблеммы с культурологической точки зрения практически не рассматривалась. Материалы на исследуемую тему подбирались в периодических изданиях ("Российская газета», «Московский комсомолец», «Комсомольская правда» «Огонек», «Вокруг света» и ряд других центральных и местных изданий), из сообщений электронных СМИ (ТВ, радио) и из Internet (<<http:/^g.newgames.ru/tgorod>>; «http://www.permonline.ru/~historycentre/»; и др.) В теоретической литературе достаточно описаны некоторые, сопоставимые с данным явлением области культуры: - феномен игры (Бейтендейк Ф., Берн Э., Грос К., Ортега-и-Гассет X.,

Финк Б., Хайдеггер, Хейзинга И., Шиллер Ф.); историческая реконструкция (Абрамзон Н.Я., , Горелик М.В., Кирпичников А.Н., Фиркс И., Худяков Ю.С.);

- музейное дело (Горелик М.В., Кулинский А.Н., Клэр Д.Д., Мельников Г.П., Тихомирова Е.В., Dornberg J., Humple R.,);

А также привлекалась литература по различным аспектам культурологии и философии:

- о переемственности культуры (работы Бердяева H.A., Давыдова Ю.Н., Лосева А.Ф., Лосского Н.О., Лотмана Ю.А., Тойнби A.A. Plamenatz J.);

- традиции, как средства актуализации человеческого опыта (Кучмаева И.К., Острожинский В.Е., Сорокин П., Schalk G., Szacki J.);

- о молодежных субкультурах ( Багдасарян Н.Г., Ионин Л.Г., Кучмаева И.К., Rauch J.).

По общим вопросам философии и культурологии привлекались работы таких авторов, как: Белик A.A., Библер B.C., Вовенко Т.Ф., Гуревич П.С., Добрынин В.П., Жаров Л.В., Кондаков И.В., Кохановский В.П., Кузнецова И.К., Малахов B.C., Мамонтов С.П., Чернокозов А.И., Langer A., Ruegg W.

Цель данного исследования состоит в изучении феномена ВИР-движения через призму ценностно-ориентирующего подхода к этому явлению, с точки зрения достижений современной культурологии, философии культуры, социологии.

Данная цель обуславливает необходимость решения следующих исследовательских задач:

- конкретизировать понятие военно-исторической реконструкции;

- рассмотреть специфику этого явления в России и Западной Европе;

- рассмотреть взаимосвязь ВИР-движения с другими областями культуры;

- обосновать наличие параллелей между феноменами ВИР и игры

- выявить социальную базу ВИР-движения;

- определить место субкультуры ВИР-движения в структуре современного общества.

Объектом исследования диссертации является ВИР-движение, как многоаспектное явление в культурной жизни и досуге части современной молодежи в ракурсе его отношения к ценностным ориентирам и компенсаторно-релаксационным задачам современного общества.

Предметом исследования выбраны особенности ВИР-движения в историко-культурологическом и социологическом контексте.

Методологическая основа исследования. При рассмотрении зарождения и дальнейшего развития ВИР-движения применялся метод включенного наблюдения и историко-культурный метод системного анализа, т.е. явление рассматривалось как целостная система, состоящая из набора элементов, связанных между собой отношениями функциональной взаимозависимости: от материального и индивидуального (единичные случаи реконструкции отдельных элементов вооружения, индивидуальных воинских комплексов) к групповому воспроизведению не только материальных элементов но и иерархии взаимоотношений реконструируемого социума, и далее к показательным выступлениям и театрализованным воспроизведениям исторических событий (Бородино, Куликовская битва), элементам массовой культуры (Рыцарь-шоу) и спортивным соревнованиям по историческому фехтованию.

В ходе анализа использовался также сравнительно-культурный метод исследования, когда феномен ВИР сравнивался с уже исследованными и близкими ему по сути явлениями: ролевые игры, театрализованные исторические постановки, музейное дело, спортивные состязания.

Научная новизна. ВИР-движение — новое явление современной культуры России, оно сегодня находится в процессе становления и развития. Но уже самые предварительные оценки позволяют говорить о заметном влиянии его на смежные области культуры. До настоящего времени отсутствуют какие-либо научные труды, анализирующие этот феномен культуры, общественного и социального развития. Ряд публикаций (в основном в СМИ), посвященных ВИР-движению, носят информационный, фрагментарный и поверхностный характер, чаще всего связанный с эпизодическими проявлениями деятельности ВИР. Настоящая работа впервые рассматривает ВИР-движение не как некие единичные случаи в массовой культуре, а как масштабное явление, зародившееся на стыке научной, общественной и творческой деятельности граждан.

Научно практическая значимость работы связана с тем, что результаты исследования диссертации и связанные с ней публикации могут

11 быть использованы в работе преподавателей культурологии, краеведения, школьного курса истории, а также в педагогической работе культурных центров по работе с молодежью, с целью патриотического и историко-культурного воспитания.

ВИР-движение в социальном плане имеет важное значение для гуманизации общественной жизни. Оно стоит на стыке ремесла и спорта, театра и культурно-массовых мероприятий. Педагогический аспект ВИР-движения —отвлечение части молодежи, особенно мужской, от криминальной среды, военно-патриотическое воспитание в самом прямом смысле слова, пробуждение у молодых интереса к истории и ремеслу.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Движение военно-исторической реконструкции как социокультурный феномен"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги исследования, можно заключить следующее.

Движение ВИР появилось в России в самом начале 90-х годов, хотя его предпосылки зародились гораздо раньше с возникновением униформистики, связанным с Отечественной войной 1812 г., в семидесятые годы в г.Москве.

Движение ВИР с 1991 г. по настоящее время распространилось по многим регионам России (от Архангельска до Краснодара), а также на Украине (Харьков, Симферополь), реконструируются оружие, доспехи, костюмы и амуниция от времен Киевской Руси и до Второй мировой войны. Участвуют в движении ВИР преимущественно молодые люди от 16 до 35 лет, в основном мужчины, хотя есть примеры участия женщин.

Движение ВИР сочетает в себе несколько направлений деятельности:

1. Воспроизведение материальной культуры прошлого в виде оружия, доспеха и других, связанных с вопроизводимым образом воина вещей.

2. Воссоздание бытовых и социальных отношений эпохи, реконструируемых в группе ВИР.

3. Реконструкция условий, приемов и других спортивных особенностей исторического поединка.

4. Реконструирование и инсценирование определенных исторических событий, связанных с военной историй.

5. Создание и воплощение сценарного действа для показательных выступлений, не связанных с какими-либо конкретными историческими военными событиями (инсценировка).

6. Участие в коммерческих шоу.

Движение ВИР, возникнув как неформальное молодежное движение, приобрело характерные черты игровой культурной инсценировки: поведенческий код, символическую экипировку, определенные пространства для презентации, собственный жаргон.

Участие в ВИР создает для личности определенный способ структурирования свободного времени, эмоционально насыщает жизнь, создает возможность преодоления социально-культурной ограниченности, косности, создает дополнительные возможности человеческого общения в группе единомышленников и духовное взаимообогащение членов группы ВИР.

Освоение исторических ценностей личностью в группе ВИР или в индивидуальных занятиях влияет в конечном счете на внутренний план самой личности, с уровнем информированности возрастает и культурный потенциал личности. Следовательно, работа в группе ВИР имеет для личности не только компенсаторное значение, но и личностноформирующее, особенно, если учесть тот факт, что в группах ВИР в основном сравнительно молодые участники.

Занятие в группе ВИР создает разнонаправленность в жизнедеятельности человека, оно направлено на удовлетворение желаний личности, которые не могут быть удовлетворены вне этой игры, что способствует сохранению чувства собственного достоинства индивида, осознанию собственной личностной ценности, придает его жизненной позиции устойчивое равновесие, ощущение стабильности в то неустойчивое время, в котором ему приходится жить.

Движение ВИР не представляет собой нечто застывшее, абсолютно устойчивое. Оно развивается, причем это развитие может быть обусловлено многими факторами.

В столичных городах, например, в Москве, где есть киностудии, многие группы ВИР объединились при киностудии Мосфильм для участия в специальных шоу-программах, утратив тем самым свой неформальный характер.

Другая форма дальнейшего развития движения ВИР-спортивная, также формализованная в Ассоциацию исторического спортивного фехтования.

Однако, многие клубы ВИР в провинциальных городах продолжают свою традиционную деятельность.

Во всех своих проявлениях культурные акции участников ВИР максимально ясным и доступным языком своих эффектных выступлений приобщают широкие массы публики к отечественной истории, делает общедоступными определенные музейные раритеты, зрители исторических

120 акций получают возможность совершить своеобразную экскурсию в военно-историческое прошлое. И хотя подобные зрелища — это не настоящее большое искусство, а скорее красивое развлечение, тем не менее на зрителей они имеют несомненное этическое, эмоциональное и эстетическое воздействие, в особенности, на подрастающее поколение.

Став частью культурного целого, движение ВИР в пределах собственной сферы (художественного творчества и игры-инсценировки) синтезирует определенные явления науки, искусства, морали.

 

Список научной литературыГлухарев, Игорь Владимирович, диссертация по теме "Прикладная культурология"

1. Антонова О. Поле русской славы.// Тула вечерняя 1998.- 22 сент.

2. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. Введение в культурологию. -М., 1992. -с. 239

3. Батрак С. Воины Сетуньского стана. // Вечерняя Москва. 1997. - 20 нояб.

4. Бердяев H.A. Философия неравенства. М. - 1991. - с. 225

5. Белик A.A. Культурология. М. - 1998. - с. 239

6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. JI. - 1992. - с. 335

7. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. М.:Изд. Политической литературы. -1991.-с. 4139. БСЭ.-т. 25.-е. 620

8. Бурынин М. Рыцарское городище на потылихе. // Русский стиль. М. -1995. -№12.

9. Василевская Л.Ю. Дивненко О.В. Мировая художественная культура. -М. 1996. - с. 226

10. Введение в культурологию. // Учебное пособие для вузов. / Отв.ред. Попов Е.В. М.: Владос. - 1995. - с.335

11. Введение в культурологию. Часть I. Основы теории и истории культуры.- М.: Военная академия имени Ф.Э. Дзержинского. 1995. - с.191

12. Введение в культурологию. Часть II. Основы художественной культуры.- М.: Военная академия имени Ф.Э. Дзержинского. 1995. - с. 192

13. Вовенко Т.Ф. Введение в культурологию. М. 1995. - с.332

14. Военнное дело древнего населения Северной Азии. Новосибирск -Наука. - 1987.-с. 301

15. Волков С. Время ковать мечи. // Тульский спорт. 1996 - №1.

16. Волков С. Мало охотников мечами махать.// Слобода.- Тула.- 1995. 10 фев.

17. Волков С. Рыцари у входа. // Слобода. Тула. - 1994,- 30 янв.

18. Волков С. Тульский меч голова с плеч. // Слобода. - Тула. - 1995. - 17 февр.

19. Гостев В. Большой кубок остается в Туле. //Молодой коммунар. Тула. -1997. - 17 июня.

20. Гвозденович Е. Из пепла веков. //Торнадо. 1997. - № 1.

21. Где "Вечерка", там подарки и веселье. //Вечерняя Москва. 1999. - 31 мая.

22. Глухарев И.В. Витязи XX века. // Мастер класс. Тула - 1997. - №2

23. Глухарев И.В. Ратоборцы. // Мастер класс. Тула - 1997. - №3

24. Говард Р. Конан-варвар. М. - 1996. - с. 423

25. Голыженков Н. Битва на Калке. М.: Изограф. - 1994. - с. 56

26. Горбунов А. День Бородина. М. - 1992. - с.ЗО

27. Горелик М.В. Куликовская битва 1380. // Цейхгауз. М. - 1993. - №1

28. Горелик М.В. Монголо-татарское оборонительное вооружение второй половины XIV начала XV в. // Из материалов юбилейной научной конференции: Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины. -М.: МГУ.- 1983.-c.230

29. Гуревич П.С. Философия культуры. М.: Аспект-Пресс. - 1995. - с.288

30. Гусев С. Проверено: ушу здесь нет. // Молодой коммунар. Тула. - 1994. - 24 июня.

31. Гусев С. На кубке престижа. // Молодой коммунар. Тула. - 1994. - 30 дек.

32. Гусев С. «Роза» уходит в «Крепость». // Молодой коммунар. Тула.1994.-9сент.

33. Гусев С. Рыцари собираются в Туле. // Молодой коммунар. Тула.1995.-11 июля.

34. Гусев С. Сэр Гарольд Ферстоун и остальные из Тулы. // Молодой коммунар. Тула. - 1994. - 25 июня.

35. Гусев С. Трупов было много, но все остались довольны. // Молодой коммунар. Тула. - 1995. - 19 июля.

36. Давыдов Ю.Н. Культура природа - традиция. - М. - 1978. - с.270

37. День города 25 июня. // Тула вечерняя. 1994. - 28 июня.

38. Добрынина В.И., Агеносов В.В., Кондаков И.В. Культурология. Теория и история культуры. М. - 1996 - с.372

39. Древняя Русь. Город, замок, село. М.: Наука. - 1985. - с. 380

40. Евгеньев И. Ты никто, и звать тебя никак.// Молодой коммунар. Тула.- 1990. -7 авг.

41. Егорова Е. Очищенные огнем. Язычники разжигают в Москве обрядовые костры. / Московский комсомолец. 1995. - 4 нояб.

42. Жаров Л.В., Золотухина Е.В., Кохановский В.П. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону. - Феникс. - 1995. - с.511

43. Иванов С. Бьются насмерть, но сознания не теряют. // Комсомольская правда. Спорт. 1997. - 31 янв.

44. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: Логос, 1998. - с.280

45. История философии в кратком изложении. / Пер. с чешского. И.И. Богута.- М.: Мысль. 1995. - с. 590

46. Каллистратов С. О пензенской дружине замолвите слово. // Мир людей. -1995.- 12 авг.

47. Килессо Н. Смешались кони, люди. Город получил рыцарский подарок. // Московский комсомолец. 1994. - 25 сент.

48. Киреев Н. Кто к нам с мечом пришел?// Российская газета. 1995. - 22 июля

49. Клер Д.Д., Твидл Д. Викинги. М. - 1994. - с.225

50. Ковсман М. Сентябрьский день на Красном холме. // Молодой коммунар. -Тула. 1998.-22 сент.

51. Коженкова JI. Кольчуга, седло и копье. // Наша Пенза. 1994. - 11 июня.

52. Кондаков Н.В. введение в историю русской кльтуры. М. - 1994. - с.272

53. Копытов И. Герольды глотки надорвали. // Коммунар. Тула. - 1995. - 1 авг.

54. Копытов И. Настоящему рыцарю XX век не помеха. // Коммунар. Тула. -1997.-26 июня

55. Копытов И. Я бы в рыцари пошел пусть меня научат. // Робинзон и К. -Тула. - 1995. - №4.

56. Кузнецова Т.Ф., Межуев В.М., Шайтанов И.О. Культура: теории и проблемы. М.: Наука, 1995. - с.279

57. Кулинский А.Н. Русское холодное оружие военных, морских и гражданских чинов 1800 1917 годов. Определитель. - С-Пб. - 1994. -с. 184

58. Куталов К. Внуки Гендальфа. // Огонек. 1996. - №25

59. Культурная жизнь Федеративной Республики Германия. Бонн: Интер Национес.- 1993.-c.251

60. Культурология.Л)ед. Багдасарян. М.: Высшая школа. - 1998. - с.511

61. Кучмаева И.К. Культурное наследие: современные проблемы. М.: Наука, - 1987.-с.274

62. Кучмаева И.К. На пути к модели культурного центра. // Культура и перестройка. Нормы, ценности, идеалы. М. - 1990. - с.23 5

63. Кучмаева И.К. Ступени самообретения. Проблемы образования и культуры в малом городе. // Поиск пути. М. - 1992. - с. 150

64. Леонова Н. Человек с мечом. // Я молодой. 1995. - №4.

65. Лосев А.Ф. Философия. Мифология культуры. М. - 1991. - с.370

66. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Советский писатель. -1991.-c.479

67. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII нач. XIXbb). - С-Пб. - 1994. - с. 273

68. Лыженков А. Одоевские самоцветы. // Молодой коммунар. Тула. - 1994.- 15 июня.

69. Лыженков А. Тайна Тульского кремля. // Молодой коммунар. Тула. -1994. - 14окт.

70. Макаричева И. Блеск рыцарства. // Тула вечерняя. 1995.- 19 июля.

71. Макаричева И. Рога горят полезешь и на стенку. // Тульский курьер. -1998. -№3.

72. Малахов B.C., Филатов В.П. Современная западная философия. Словарь. -М.- 1991.-c.368

73. Мамонтов С.П., Мамонтов A.C. Антология Культурной мысли. М. -1996. - с.235

74. Мельников Г.П. Культура зарубежных славянских народов. М. -Интерпрайс. - 1994. - с.365

75. Мигалин С. Тульские патриоты праздновали свой День независимости, а все остальные хорошую погоду. Историческая дата. // Тульский курьер.- 1998. -№24.

76. Милых А. Живи, Россия! // Под сенью муз. Тула. - 1996. - № 12.

77. Не перевелись рыцари на Руси. // Московский проспект. С-Пб. - 1993. -№38.

78. Нефедов А. Ледовое побоище разыгралось в минувшие выхоные в московском микрорайоне Матвеевское. // Вечерняя Москва. 1992. - 3 нояб.

79. Парамонова Л. Там, за непрядвою, за Доном. //Тульские известия. 1998. - 22 сент.

80. Поветкин О. Ратники XX века. // Русский стиль. Боевые искусства. -1995. -№1-2.

81. Праздники, обряды, традиции. /Сост.Б.Марьянов. М.: Мол. Гвардия. -1979.-с. 159

82. Овсянников Е. Новый "средневековый" вид спорта. // Молодой коммунар. - Тула. - 1997. - 13 февр.

83. Овсянников Е. Вся кремлевская рать! // Слобода. Тула. - 1997. - 27 июня.

84. Орлов В. На коне в строю улан. // Вокруг света. 1995. - №4.

85. Ортега-и-Гассет X.Самосознание европейской культуры XX века. М. -1991.-c.241

86. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство. -1991.-c.376

87. Осипов С. Музейная армия Михаила Горелика. // Спутник. 1991. - №4. -90.0строжинский В.Е. Обрядность в нашей жизни. - М.: Издательствополитической литературы. -1980.-с.55

88. Отставных В. Псы-рыцари у стен Всехсвятской церкви. (К возрождению движения крестоносцев). // Проспект. Тула. - 1994. - №4. - с.З

89. Павленко С. И на полях оживает история. // Красная звезда. 1995. - 14 окт.

90. Панюшкин В. Цветы жизни. // Матадор. 1995. - №3.

91. Победила "Крепость". // Слобода. Тула. - 1998. - 25 сент.

92. Попов И. Рыцарь XXI века. //Империя зрелищ. Лабинск. - 1996. - 9 февр.

93. Райнов Б. Массовая культура. М.¡Прогресс, 1979. - с.487

94. Родионова М. Рыцари "Белой дамы". //Молодой коммунар. Тула. -1996.-20 мар.

95. Руденко В. Ратник Дмитрий со товарищи сохранил тульскому кремлю репутацию непобедимого. //Огонек. 1995. - №31.

96. Скибинская И. Пыточная расположилась меж "Белым домом" и садовым переулком. //Молодой коммунар. Тула. - 1997. - 28 авг.

97. Славяне и скандинавы. М.: Прогресс. - 1986. - с.255

98. Смирнов Ю. Казачкова Д. Новые рыцари. //АИФ. 1993. - №27.

99. Сорокин П. Сим победили. // Социум. 1991. - №3.

100. Сосна А. В Туле по-прежнему куют хооршее оружие и добрых ратников. //Тула Спорт. 1997. - №16. - с. 16

101. Старинное оружие из собрания Государственного исторического музея. -М. 1993.-c.94

102. Сырыгин В. Звон мечей в Тульском кремле. //Позиция. Тула. -1995. -28 июля.

103. Сырыгин В. "Железная роза" и другие. // Позиция. Тула. -1995. - 5 мая

104. Сушков Б.Ф. Русская культура: новый курс. М. - 1996. - с.335

105. Тепленин Т. Два дня, которые не потрясли. Но порадовали. //Тульские известия. 1994. - 28 июня

106. Тепленин Т. Распотешились молодцы. //Тульские известия. 1995. - 19 июля

107. Тихомирова Е.В., Мартынова Т.В. Золотой век русского оружейного искусства. М. - 1993. - с.94

108. Толкиен Дж. P.P. Властелины колец. М. - 1989. - с. 640

109. Тойнби А. Постижение истории. М. - 1991. - с. 246

110. Труб Вероник. Межкельтский фестиваль в Лорьяне. // Label France (на рус.яз.). 1995.-№21.

111. Устинов А.И., Портнов М.Э., Нацваладзе Ю.А. Холодное оружие. М.-Арсенал-Пресс. - 1994. - с.224115. «Ужасы» Тульского кремля. //АИФ в Туле. 1998. - 31 авг.

112. Упадут сто замков. //Альтаир. Пенза. - 1995. - 18 авг.

113. Федотов Г. Звонкая песнь металла. М.- Просвещение. - 1990. - с.208

114. Философской энциклопедический словарь. М. - 1989. - с. 425

115. Философская энциклопедия./Ред. Ф.В.Константинов М.: Советская энциклопедия. - 1967. - т.4. - с.432

116. Философия и культура. XVII Всемирный философский конгресс: проблемы, дискуссии, суждения. / Отв.ред. В.В. Мшвениерадзе. М.: Наука. - 1987,-с.335

117. Франк Б. Основные феномены человеческого бытия. М. - 1988. -с.361

118. Фиркс И. Фон. Суда викингов. //Д.- Судостроение. 1982. - с.69

119. Фролов С. Войскам Дмитрия Донского не грозит конверсия. //Комсомольская правда. 1995. - 18 апр.

120. Хафизов О. Богатыри в белоусовском парке. //Молодой коммунар. -Тула. 1998.- 19 февр.

121. Хейзига И. Осень средневековья. -М. -1988. с.326

122. Ходасевич В. Портереты словами. // Советский музей. 1988. - №1

123. Худяков Ю.С. Вооружение средневековых кочевников Южной Сибири и Центральной Азии. Новосибирск. - Наука. - 1986. - с. 106

124. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация.Общество. М. - 1992. - с. 272

125. Чернокозов А.И. История мироовой культуры. Ростов-на-Дону: Феникс, - 1997.-c.480

126. Шевцов Н. Эхо крестовых походов. // Труд. 1996. - 30 мая.

127. Шиллер Ф. Собрание сочиений. -М. 1957. -т.6. - с. 302

128. Шишов В. Звон мечей над Сетунью. // Столица. 1994. - №42.

129. Щербакова Э. От героев былых времен. // Тула вечерняя. 1995. - 4 окт.

130. Das Wunderhorn. Eine Volrsliedanthologie.- Bonn.: Inter Nationes. -1991. -c.139

131. Dernberg J. Schaurasten der Geschichle: das Deutsche Zinnfigurenmuseum. // Das Beste aus Rader's Digest. 1987. - №2.

132. Freiheit in Eryiehung. // Herausgegeben vom Bund katoholixher Eryieher. -Freiburg: Verlag Herder. 1956. - c.224

133. Frenzel Rose-Marie. Beim Spiel. Ein Kunstbach für Kinder. Ein Kinderbach über Kunst. Lepzig: Editin. - 1977. - c. 60

134. Huizinga J. Homoldens. Hamburg. - 1956.- c.246

135. Hamble R. Warfare in the Middle Ages. London. - 1989. - c.285

136. Jander A. Freizeit. Ernte der Zeiten. Rinteln: Merkur Verlag. - 1991. — c.423

137. Meyers neue Lexikon. Lepzig: VEB Bibliographixhes Institut. - 1972. -b.2. - c.704

138. Morman Kl. Der deutsche Museumfuhrer in Fabbe. Frankfurt am M. -1983.-c. 762

139. Plamenatz J. Ideologie. München: Paul list Verlag. - 1972. - c.155 ,

140. Rauch J. Iunge gegen Alfe stimmt denn das? // Das Beste. Rader's Digest. - 1996. -№10.-c. 334

141. Ruegg W. Sozologie. Frankfurt am M. - Fixher Taschenbuch Verlag. -1973.-c.316

142. Schalk G. Walhalla. Germanische gotter un Ytldtnsagen. - Berlin. -Verlag von Neufuld und Henius. - 1906. - c.410