автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Двусложные размеры и логаэд в современном кабардинском стихосложении
Полный текст автореферата диссертации по теме "Двусложные размеры и логаэд в современном кабардинском стихосложении"
На правах рукописи
Кагазежева Людмила Наурбиевна
ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ И ЛОГАЭД В СОВРЕМЕННОМ КАБАРДИНСКОМ СТИХОСЛОЖЕНИИ
Специальность 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (Литература народов Северного Кавказа)
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Нальчик 2005
Диссертация выполнена в Институте гуманитарных исследований Правительства КБР и Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук.
Научный руководитель:
доктор филологических наук, профессор Гутов Адам Мухамедович
Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор
Чекалов Петр Константинович
кандидат филологических наук, доцент Бауаев Казим Каллетович
Ведущая организация:
Адыгейский государственный университет
Защита состоится " 19 " декабря 2005 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д.212.076.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук в Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х.М. Бербекова (360004, КБР, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М Бербекова по адресу: 360004, КБР, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173.
Автореферат разослан " /^-ноября 2005 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
А.Р. Борова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Стиховедение - одна из областей в литературе, на которую ведущие кабардинские исследователи обращали наименьшее внимание. Между тем, развитие стихосложения, состояние ее форм и разнообразие методов позволяют судить о состоянии национальной литературы, степени ее развития, ее перспективах.
История стиха — важнейшая часть истории поэзии.
Восприятие стихов в наибольшей степени связано с формой, нежели восприятие прозы. В этом смысле огромное значение приобретают способы звуковой организации, т.е. приемы стихосложения
Настоящая диссертация подготовлена на основе анализа разновидностей двусложных стихов и наиболее типичных случаев их взаимодействия с неклассическими формами стиха. Несмотря на кажущуюся тематическую ограниченность исследования, рассмотренный нами конкретный материал дает представление о достаточно большом разнообразии в использовании двусложных размеров современными кабардинскими поэтами. Наряду с этим в приложении даются таблицы, отражающие частотность и характер употребления трехстопных размеров, что дает наиболее полное представление обо всем многообразии современного кабардинского стихосложения и о характере употребления разных его форм. В перспективе предстоит специальный анализ трехстопных размеров, что потребует отдельного исследования.
Актуальность темы исследования состоит в том, что для полноты представления о состоянии современной национальной поэзии чрезвычайно важно установить эволюцию техники кабардинского стиха и его современные тенденции. Существующие научные труды в области стихосложения не затрагивают данную проблему в ее системных связях. Помимо этого, они не охватывают тех процессов, которые происходят в кабардинской версификации в последние десятилетия. Освещение гармонического сочетания национальной поэтики с общими тенденциями отечественной и мировой литературы невозможно без детального изучения процессов, происходящих в стихосложении, чем и вызвана необходимость обращения к избранной пиг-.грртя^^мюй теме.
I РОС. НАЦИОНАЛЬНА«!
I БИБЛИОТЕКА 1
I 3
1 11 41 /
Цели и задачи исследования. Основная цель нашего исследования заключается в том, чтобы в меру наших возможностей восполнить представление о состоянии, константах и характере изменений в кабардинской версификации. Для ее достижения требуется решить ряд конкретных задач:
-дать исчерпывающий анализ состояния кабардинского стиховедения;
- определить наиболее разработанные области и первостепенные задачи;
- установить основные этапы эволюции стиха и наиболее употребительные размеры, а затем, используя современную методологию, провести анализ конкретного фактического материала, т.е. стихотворных произведений наиболее известных и представляющих для нас интерес современных кабардинских поэтов.
Научная новизна диссертации состоит в том, что работ, конкретно посвященных данной проблематике, незначительное количество, в них разрабатываются лишь самые общие или, напротив, слишком частные, хотя и весьма важные особенности, представляющие интерес с точки зрения истории литературы и ее теоретического осмысления. Настоящее исследование имеет целью впервые установить основные закономерности и характерные особенности современного кабардинского стиха, опираясь в своих выводах на широкий фактический материал.
Изученность проблемы. Как в литературоведении в целом, так и в кабардинском литературоведении в частности, в подавляющем большинстве исследований особое внимание обращалось на проблемы идейно-тематического анализа или состояния поэтического языка, но не на технику стихосложения.
Специальных работ, посвященных данной теме, всего несколько. Прежде всего, это два монографических исследования: А.З. Пшиготыжева "Адыгэ усэ гъэпсыкЬ" (О кабардинском стихосложении) и А.Х. Хакуашева с тем же названием. Последняя охватывает общие проблемы, сопряженные с избранной темой. В ней освещаются особенности кабардинского стихосложения от древних фольклорных образцов
до стихотворений современных поэтов. Явлениям, происходящим в области кабардинской версификации за последние несколько десятилетий, в рамках названной монографической работы уделено не так много внимания, чтобы можно было эта наблюдения детально анализировать. Автор довольно точно отмечает общие закономерности в функционировании изучаемого явления. В результате последующему поколению стиховедов предоставляется реальная возможность вплотную заняться конкретным анализом и установлением множества случаев более частного порядка, которые в совокупности и формирует эти закономерности.
Работы же А.З. Пшиготыжева, при всей их доказательности и при обилии привлекаемых материалов, написаны около четверти века назад, и, естественно, в ней освещены состояние и тенденции кабардинской стихотворной культуры первой половины и середины XX столетия. Кроме того, конкретная тема, интересующая нас в настоящем диссертационном исследовании, затрагивается А.З. Пшиго-тыжевым лишь в связи с разрешением проблем более широкого типа. В указанных трудах, а также в статьях Б.И. Куашева, М.Г. Сокурова, З.М. Налоева все же освещены многие основополагающие вопросы кабардинского стихосложения, и без их учета практически невозможно вести исследования в избранной нами области.
Подводя итог, можно отметить что, несмотря на ограниченное число опубликованных исследований и их авторов, в области изучения кабардинского стихосложения сделано немало. В частности, установлены основные характеристики кабардинского устного народного стиха, особенности его эволюции, в результате которой закономерным стало возникновение письменной поэзии. Также отмечены основные размеры и варианты, употребительные в современной кабардинской поэзии. Однако, проблем в данном направлении еще много. Какими бы обстоятельными ни были исследования наших предшественников, отдельные важные вопросы кабардинского стихосложения в его историческом плане остаются недостаточно освещенными или же вообще неразработанными.
Материалом нашего исследования послужили лирические и лиро-эпиче«кие произведения кабардинских поэтов: Р.Х. Ацканова, JI.X. Балаговой, Х.К. Бештокова, A.M. Бицуева, Х.Х Кажарова,
З.С. Кануковой, А.ГТ. Кешокова, Б.И. Куашева, Н.Ш. Махотлова, А.П. Оразаева, Л.Х. Пшукова, З.М. Тхагазитова, Х.М. Тхазеплова.
При выборе мы учитывали не только уровень профессионализма авторов и их общий вклад в национальную литературу, но и значение исследуемых произведений в определении тенденций, характерных для современной кабардинской поэзии в целом.
Теоретической и методологической базой диссертации является историко-сравнительный метод в применении к анализу стиха. Конкретно мы опирались на труды ведущих отечественных специалистов в области стиховедения: Веселовского А.Н., Гаспарова М.Л., Жирмунского В.М., Лотмана Ю.М., Томашевского Б.В., Харлапа М.Г., Холшевникова В.Е., Эйхенбаума Б.М. и других авторов.
При рассмотрении конкретных материалов мы учитывали состояние изученности кабардинского литературного стиха и особенно 1 труды, написанные в данной области Б.И. Куашевым, А.З. Пшиго-тыжевым, А.Х. Хакуашевым и другими учеными, а также труды отдельных исследователей литератур народов РФ и Кавказа, в частности, М.-З. Аминова, К.К. Бауаева, А.Г. Гусейнова, В.Л. Цвинариа, П.К. Чекалова и др.
Наряду с приемами традиционного историко-сравнительного анализа мы впервые в кабардинском стиховедении применяем способы статистические. В частности, мы определяем частотность и характер употребления разными поэтами тех или иных стихотворных размеров. Это помогает со значительной степенью достоверности, с опорой на количественные данные, определить историю и новейшие тенденции в области стихосложения.
Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что предлагаемое исследование, т.е. системный анализ кабардинского стихосложения и изменений, произошедших в нем в течение последних десятилетий, восполнит в определенной степени пробел в изучении современного кабардинского стихосложения. Выявленные модификации в использовании силлабо-тонических размеров, применяемых в кабардинском стихосложении с 30-х гг. XX в., являются вкладом в создание более широкого обобщающего труда в данной области.
В более широком плане результаты проведенного исследования призваны пополнить научно-достоверные, теоретические представления об общих закономерностях и особенностях современной поэзии на языках народов Российской Федерации.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что результаты исследования помогут выявить основные тенденции в эволюции современного кабардинского стихосложения, что будет способствовать, с одной стороны, более полному представлению о состоянии, истории и перспективах рассматриваемого явления, а с другой - самим поэтам поможет лучше ориентироваться в вопросах версификации.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационной работы были изложены и обсуждены на заседании отдела кабардинской литературы, КБИГИ 4 октября 2005 года, а также опубликованы в статьях: "О современном кабардинском стихосложении" ("Ошхамахо", 2002 г.), "К истории изучения кабардинского стиха" ("Вестник КБИГИ", 2004 г.), "Ямбические стопы в кабардинском стихосложении" ("Литературная Кабардино-Балкария", 2005 г.), "Виды логаэда в кабардинской поэзии" ("Вестник КБИГИ", 2005 г.)
Объем и структура работы. Структура работы определена содержанием, целями и задачами научного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, определяются цели и задачи исследования, кратко излагается степень изученности, уточняются теоретические и методические основы диссертационного труда, его научная и теоретическая ценность, новизна, даются сведения об апробации.
В первой главе "Стопы ямбических стихотворений в современном кабардинском стихосложении" - мы подтверждаем тот факт, что в кабардинской поэзии преобладают двусложные размеры. Кроме того, делается вывод, чго в национальной поэзии предпочтение едва ли не двукратное отдается ямбу, нежели хорею. Количество сти-
хотворений, написанных ямбом - стопой, состоящей из краткого и долгого слогов, - составило в избранных для нашего анализа материалах 506, хореем же - стопой, состоящей из долгого и краткого слогов, — 329. Если вести счет в строках, то ямбическим размером написано 10046, хореическим - 6427.
Чтобы уметь по-своему разнообразить формы стихосложения, каждому поэту необходимо знать, что звучание стихов любой поэтической формы зависит от целого ряда обстоятельств: количества слогов в строке, правильной постановки ударения, наличия пиррихия - стопы, состоящей из двух кратких слогов, спондея - стопы, состоящей из двух долгих слогов, от вида рифмовки, от применения мужского, женского и дактилического окончания и даже от формы конечного слова в строке.
Большинство кабардинских поэтов, из тех, чьи произведения мы подвергли детальному анализу, охотно пользуется этими признаками и приемами.
Неотъемлемой частью настоящего исследования являются таблицы, в которых указаны различные методы применения ямбической стопы, наиболее характерной для кабардинского стихосложения, как и для стихосложения многих других народов.
Цифры, приведенные в таблице "Стопы ямбических стихотворений" свидетельствуют о том, что кабардинские поэты используют ямб от двустопного до шестистопного и вольный ямб в различных вариантах в зависимости от соотнесенности размеров.
В исследованных нами произведениях двустопный ямб встречается только у двух авторов - А.П. Кешокова и A.M. Бицуева.
Необходимо отметить, что у всех авторов, подвергшихся нашему анализу, отсутствует шестистопный ямб, за исключением Б.И. Куашева. Этот размер наиболее характерен для произведений, написанных вольным ямбом.
Стихотворения, написанные трехстопным ямбом, встречаются значительно чаще, чем двустопный ямб. Подтверждением этому являются исследованные произведения подавляющего большинства авторов.
В этой же главе дается анализ особенностей использования кабардинскими поэтами трехстопного ямба. В таблице приводятся при-
меры вариативного использования этого размера. К слову, в стихах Х.Х Кажарова, написанных трехстопным ямбом, в большинстве случаев рифмуются 2, 4 строки. В безрифменных - 1 и 3 строках имеется женская клаузула, во 2 и 4 - мужская.
Как традиционно диктует трехстопный ямб, пиррихий приходится, в основном, на вторую стопу.
Самым предпочтительным из силлабо-тонических размеров у кабардинских авторов является четырехстопный ямб. Им уверенно пользуются поэты всех поколений.
Необходимым моментом, на который нужно обратить внима-1 ние, является тот факт, что четырехстопный ямб используется даже
чаще четырехстопного хорея, предпочтительного для поэзии многих народов и занимающего достаточно места и в адыгском стихосложе-» нии. В исследованных нами стихах мы встретили 137 примеров ис-
пользования четырехстопного хорея, тогда как примеров четырехстопного ямба - 264. Такое открытие меняет убеждение о существующем, но кажущемся предпочтении хорея в кабардинской поэзии.
Далее рассматриваются разнообразные методы построения четырехстопного ямба, отличия с точки зрения строфики, ритмики, рифмы, оригинальные варианты использования четырехстопного ямба.
Как пишет А.Х. Хакуашев, пятистопный ямб реже встречается у поэтов старшего поколения. К слову, в исследованных нами стихах А.П. Кешокова нет ни одного случая использования этого размера. I У Б.И. Куашева мы нашли всего два примера. Поэты более младшего
> поколения обращаются к нему уже чаще. Хотя нет особой привержен-
ности старшего поколения к этому размеру, по частотности употреб-» ления он в целом немногим уступает четырехстопному ямбу.
Обнаруженный нами единственный пример шестистопного ямба у Б.И. Куашева соответствует данному размеру лишь частично. В стихотворениях других поэтов данный размер не обнаружен вовсе.
В параграфе "Формы вольного ямба" говорится, что вольный ямб в кабардинской поэзии не был особо распространен, но в последнее время поэты стали обращаться к нем> охотнее. В вольном стихе, в каком бы размере он не был выдержан, перемежаются разно-
стопные формы одного размера. Немного, но все же какие-то примеры вольного ямба мы нашли и у старших поэтов. К слову, у Бетала Куа-шева нами установлено восемь подобных образцов. Различия в их построении приведены в нашей работе.
Некоторые отличия в построении вольного ямба от куашевских примеров встречаются в творчестве разных поэтов, например, у Зубера Тхагазитова, Хасана Тхазеплова, Любы Балаговой, ЛатмираПшукова.
Как замечено выше, шестистопный ямб не пользуется популярностью в кабардинском стихосложении. Примерно также обстоит дело с шестистопным и пятистопным ямбом в вольном стихе. Нельзя сказать, что подобный синтез в кабардинском стихосложении встречается часто, но отдельные примеры, отмеченные нами, свидетельствуют, что поэты все же уделяют ему должное внимание.
В общем объеме исследованных нами поэтических произведений удельный вес написанного вольным ямбом невелик, всего около 40 стихотворений. Некоторые примеры разного их построения мы продемонстрировали в нашей работе.
Высокая частотность употребления в произведениях поэтов младшего поколения вольного стиха и, в частности, вольного ямба, служит свидетельством возрастания этого вида стихосложения в кабардинской поэзии.
Вторая глава "Стопы хореических стихотворений в современном кабардинском стихосложении" - представляет собой анализ стихотворных текстов, написанных другим двусложным размером -хореической стопой.
В результате эмпирических исследований мы выявили, что по частотности употребления хорей значительно уступает ямбу. Однако наши поэты охотно пользуются и хореическими размерами - от трехстопного до шестистопного. Примеров двустопного хорея нами не обнаружено за исключением двух случаев - по одному стихотворению Алима Кешокова и Зубера Тхагазитова. У Зарины Кануковой есть одно стихотворение, написанное другим редкоупотребительным размером - семистопным хореем.
Следует отметить, что, несмотря на ограниченное число примеров двустопного хорея, мы удостоверились в том, что поэт, желающий совершенствоваться в применении этого размера, может изыскать разные приемы.
Так же как и в предыдущей главе, вариативность использования авторами разнообразных форм хореического размера мы показываем в таблицах.
Исходя из этого, мы с уверенностью можем сказать, что в кабардинской поэзии формы трехстопного хорея также встречаются редко.
В результате анализа общего числа исследованных стихов, на-
► писанных трехстопным ямбом, мы приходим к выводу: стихи Зубера Тхагазитова, Руслана Ацканова и Афлика Оразаева более близки между собой по манере расстановки ударений в строках. При сравнении
> примеров из стихотворений Зарины Кануковой со стихами других поэтов, также наблюдаются очевидные различия.
Учитывая немногочисленность образцов трехстопного хорея в кабардинской поэзии, можно при этом утверждать, что не так уж и мало используется поэтами вариации этого размера и конструкций на его основе.
Если исходить из количественного анализа стоп, в хорее, как и в ямбе, наибольшей популярностью в кабардинской поэзии пользуется четырехстопный размер.
Из рассмотренных нами стихотворений хореическими размерами написано 330. Большую их часть составляют стихи, организованные по четыре стопы - 137.
Результаты нашего исследования подтверждают, что четырехстопный хорей является излюбленным размером как старшего, так и современного поколения национальных поэтов. А среди общей массы написанного этим размером, в большинстве случаев, выдерживается форма четырехстрочной строфы с перекрестной рифмовкой, с перекрестными мужскими и женскими окончаниями. В большинстве рассмотренных примеров пиррихий идет в первой и третьей стопе. Видя в таком количестве произведений разных авторов одинаковые позиции пиррихия, резонно будет сделать вывод, что четырехстопный размер сам по себе диктует подобную расстановку.
Прослеживается вариативность использования всеми авторами четырехстопного хорея.
Нами также рассмотрены разные варианты пятистопного хорея. Нужно отметить, что здесь еще чаще встречаются четырехстрочные строфы с перекрестной рифмовкой, с женскими окончаниями в 1, 3-й строках и мужскими окончаниями во 2, 4-й строках. Подобная конструкция встречается при любом из обозначенных выше размеров.
Следует отметить, что пятистопный хорей встречается не только в двух, четырех, пятистрочных строфах. В ходе исследования мы встретили и рассмотрели примеры образования строф из шести, восьми, двенадцати, четырнадцати, шестнадцати, а то и более строк (стихотворений, фактически не разбитых на строфы). Такие большие формы используют в основном Зубер Тхагазитов, Анатолий Бицуев, Зарина Канукова. Впрочем, при рассмотрении подобных примеров из стихов 3. Тхагазитова и А. Бицуева мы приходим к выводу, что ни стихотворный размер, ни смысловое содержание произведения не определяют строфики (количества строк в одной строфе) и способы рифмовки. Иногда бывает целесообразнее свести большое количество строк к более компактному построению. Случается, что однострофное стихотворение из пяти, шести, семи, восьми или девяти строк принимает форму четырехстрочной строфы или тяготеет к этому.
Вариативность выпадения цезуры в пятистопных строках придает стихотворению новизну, строки кажутся более плавными.
В сравнении с четырех- и пятистопным хореем, шестистопный хорей в кабардинском стихосложении используется реже. И все же примеры разнообразных конструкций этого размера в нашей поэзии можно найти. Они встречаются как в творчестве поэтов старшего поколения, так и у среднего и более молодого поколения. В диссертации данный феномен рассматривается на примере стихотворений Б. Куашева, 3. Тхагазитова, X. Тхазеплова, А. Бицуева, Л. Балаговой, 3. Кануковой и других авторов.
В параграфе "Разновидности вольного хорея" рассматриваются варианты совмещения кабардинскими поэтами разностопных форм вольного хорея.
Если основываться на исследованных нами произведениях, из поэтов старшего поколения вольный хорей был наиболее привлекателен для Бетала Куашева. С точки зрения методов совмещения стоп, стихи состоят из четырех стоп (в нечетных строках) и трех стоп (в четных строках), или из трех и четырех стоп.
Совмещением в вольном хорее четырех- и трехстопных размеров стихам Бетала Куашева идентичны произведения Зубера Тхагази-това. Однако в стихотворениях этих двух авторов налицо различия в использовании клаузулы.
В вольных хореях Афлика Оразаева также встречаются примеры иной конструкции, чем у Бетала Куашева и Зубера Тхагазитова: он совмещает двух- и трехстопные размеры.
За всеми произведениями другого автора, Зарины Кануковой, отчетливо прослеживается своеобразие в использовании силлабо-тонических размеров. Вольный хорей не является исключением. Поэтесса уделяет большое внимание форме и постоянно работает над усовершенствованием традиционных способов стихосложения. В приводимом примере все нечетные строки одностопны, а четные состоят из шести стоп. Это удачная находка автора. 3. Кануковой принадлежит и единственное отмеченное нами стихотворение, написанное семистопным хореем.
Важно отметить, что семистопные размеры, к какому бы метру они не относились, редкость в кабардинском стихосложении. Из всего объема поэтического материала, взятого для настоящего исследования, нам удалось выделить только один пример этого размера
Исследованные нами образцы вольного хорея, пусть и немногочисленны, но позволяют утверждать, что данная конструкция находит развитие в кабардинской национальной поэзии. В пользу этого свидетельствует то, что при сравнительном анализе произведений поэтов разных поколений очевидны перемены, динамика, стремление к новизне, к поискам новых форм выражения.
Подводя итог анализу, сделанному в данной главе, к нашим выводам можно добавить следующее.
Несмотря на ограниченное число рассмотренных нами стихотворных размеров на основе хорея, мы наблюдаем значительное разнообразие вариантов, что обеспечивается разным количеством стоп в стихе, разными способами рифмовки, вариантами количества стихов в строфе, а также позиций ударных и безударных слогов (спондей, пиррихий). При этом наблюдается тенденция к большему разнообразию используемых технических приемов и отступлению у молодых поэтов от установившихся канонов стихосложения.
Третья глава "Логаэд в современном кабардинском стихосложении" - освещает на примере тех же, вышеупомянутых авторов, использования ими разных форм логаэдных стихотворений. Логаэды. по признанию стиховедов, - это имитации античных лирических строф. В логаэдическом стихе совмещаются различные стопы всех пяти силлабо-тонических размеров. Помимо подобного совмещения стоп в отдельных строках, все строки в строфе должны иметь определенную конструкцию.
Безусловно, логаэд заслуживает отдельного, самого детального анализа. Но мы в своей диссертации не ставим цели исчерпывающего анализа всех закономерностей, присущих этому размеру. Учитывая специфику нашей работы, мы ограничили свою задачу анализом и описанием техники стихосложения произведений кабардинских поэтов.
При исследовании различных стоп и вариантов их совмещения в логаэде, признано очевидным, что его разнообразные конструкции не редкость в кабардинской поэзии.
Для примера можно привести некоторые из встретившихся нам конструкций: совмещения ямба и хорея, ямба и анапеста, хорея и амфибрахия, хорея и анапеста, анапсста и дактиля, амфибрахия и дактиля, ямба, хорея и амфибрахия и т.д
Основываясь на изученном материале, можно утверждать: у поэтов старшего поколения стихи, написанные в манере логаэда, встречаются реже, нежели у поэтов среднего и младшего поколений.
Если обратиться к конкретным примерам, в произведениях Алима Кешокова логаэд обнаружен нами лишь однажды. Данная конструкция логаэда состоит из целой с гроки ямба и хорея, затем из стоп дактиля и амфибрахия.
Далее рассматриваются логаэдные конструкции, встречающиеся в творчестве Бетала Куашева. Стихотворение основывается на совмещении стоп амфибрахия и дактиля, включая несколько стоп анапеста. Пятая и девятая строки стихотворения написаны пятистопным ямбом, в четвертой стопе образуется пиррихий.
По-своему интересны произведения Х.Х. Кажарова, в которых нередки примеры необычных стихотворных конструкций. Придавая стихотворению форму пятистрочной строфы, автор выбрал для него следующее построение: первая строка являет собою одну хореическую стопу, вторая написана трехстопным хореем, третья, четвертая, пятая - трехстопным ямбом. В той же конструкции выдержаны все три строфы. Первые две хореические строки "сэ", "къысхуэгъэгьу жызо1э" - образуют рефрен в последующих двух строфах.
Если в стихотворном тексте строки разных метров чередуются упорядоченно, то его определяют как строчные логаэды (термин не общепринятый).
Мы считаем, что подобные творческие эксперименты заслуживают особого внимания, потому что они, не относясь к классическим формам, все же встречаются в кабардинской поэзии Более того, нельзя не признать их удачными.
Нужно отметить, что каждый автор в логаэдных стихотворениях по-своему использует способы совмещения силлабо-тонических размеров.
В творчестве А. Бицуева встречаются логаэды, в которых совмещены разностопные строки анапеста и амфибрахия, амфибрахия и дактиля. Совмещением амфибрахия и анапеста, и другими способами логаэда пользуется и X. Бештоков, но он придает своим произведениям иные формы совмещения. Если в стихотворении А. Бицуева первые две стопы написаны амфибрахием, а третья стопа дактилем, то у X. Бештокова первые две стопы анапеста дополняет третья стопа амфибрахия, и т.д.
Рассмотрим один пример, в котором стихотворение, написанное будто одним определенным размером с полным основанием можно отнести и к другой форме:
УЬбэжынути - делагьэщ, ЗэпшэлЬжынути - блэк1ащ. Щ1алэгьуэр зэщ къызэрыгъагьэр, Ф1ыщ и чэзууэ къыпыпчар.
ж
м
ж
м
(X. Бештоков. С. 12)
Этим примером мы хотели проиллюстрировать следующую мысль: так как в 1-х двух стопах 1-ой и 2-ой строк и в каждой строке стихотворения на третьей стопе появляется пиррихий, это создает видимость четырехстопного ямба. На самом деле мы можем утверждать, что первые и третьи стопы написаны амфибрахием, вторые - дактилем. Такой переход нам кажется более верным.
Подобные противоречия радуют, потому что они говорят о стремлении наших поэтов отойти от устоявшихся принципов стихосложения и попробовать себя в новаторских методах.
Как было замечено выше, совмещением двусложных стоп ло-гаэдные стихи образуются реже, чем совмещением трехсложных стоп. Притом такая особенность прослеживается в творчестве поэтов как старшего и среднего поколений, так и младшего. Подобными примерами изобилуют произведения Любы Балаговой, Зарины Кануковой, Латмира Пшукова.
На основании рассмотренных примеров можно сделать следующие выводы:
1.Если в логаэдном стихотворении первые две стопы в строках трехсложные, чаще всего и третьи стопы являются трехсложными;
2.Если первые стопы в строках логаэдных стихотворений двусложные, последние стопы обычно бывают двусложными.
Кроме традиционных размеров, дошедших к нам из античной поэзии и сохранивших первоначальное название, мы редко упоминаем другие формы, например, четырехсложные стопы. А между тем ряд форм четырехсложных стоп нередко бросается в глаза при изучении нашей национальной поэзии. Кто-то может поспорить с этим и упрекнуть нас в склонности к преувеличениям, однако, наша точка зрения такова: если и нет целых поэтических произведений, написанных четырехсложными стопами, почему нельзя допустить наличие их в лога-
эдных стихах наряду с двух- и трехсложными составными стопами? Такое вполне реально. И подобные формы стихосложения мы отметили в произведениях Р. Ацканова, Л. Балаговой и других авторов.
В наших исследованиях нам попадались стихотворения, образованные путем совмещения целых строф. Однако за отсутствием исследований, посвященных подобным конструкциям, мы пытаемся строить свои предположения и склоняемся к мысли, что такие примеры являют собою образцы, близкие к логаэду, так как в некоторых строках появляются стопы других размеров, т.е. тех размеров, из которых построены строфы. Примеры с такими конструкциями рассмотрены в диссертации.
Результаты анализа примеров нашей работы позволяют сделать следующие выводы:
1. Различные конструкции логаэда можно найти в кабардинской поэзии, к тому же этих примеров немало.
2. Почти все поэты, чьи произведения исследованы нами, пользуются данной конструкцией, хоть и с разной степенью частоты.
3. Можно надеяться, что логаэдные конструкции получат дальнейшее развитие в нашей поэзии.
4. Для детального изучения данной, несомненно, интересной стихотворной конструкции целесообразно провести отдельные исследования, чего мы не можем сделать в рамках диссертационной рабогы.
В заключении диссертационной работы обобщается исследованный материал и даются выводы:
- в истории кабардинского литературного стиха за последние полвека отмечаются очевидные изменения эволюционного характера. После активного освоения поэтами классических размеров, наступает этап их безусловного утверждения в кабардинской поэзии. В этот период были накоплены навыки совершенного владения техникой стихосложения и одновременно разработан кабардинский литературный язык;
- частыми стали попытки некоторых поэтов преодолеть стихи смешанного характера, а также стихотворения, в которых ритм преднамеренно нарушается;
- большей популярностью у кабардинских поэтов пользуется ямб;
- двустопным ямбом поэты пользуются крайне редко, так же как и шестистопным:
- самым предпочтительным из силлабо-тонических размеров у кабардинских авторов является четырехстопный ямб. Им уверенно пользуются поэты всех поколений. Отметим, что четырехстопный ямб используется чаще четырехстопного хорея, доминирующего в поэзии многих народов и занимающего достаточно места и в кабардинском стихосложении;
- высокая частотность употребления вольного ямба в произведениях младшего поколения, служит свидетельством возрастания этого вида стихосложения в кабардинской поэзии;
- очевидным является то, что хорей значительно уступает ямбу по части употребления;
- большую часть стихотворений, написанных хореическими размерами, составляют четырехстопные. А среди общего числа написанного этим размером, в большинстве случаев, выдерживается форма четырехстрочной строфы с перекрестной рифмой, с перекрестными мужскими и женскими окончаниями;
- прослеживается вариативность использования всеми авторами четырехстопного хорея. Налицо разнообразие форм этого размера с точки зрения строфики, ритмики, способов рифмовки, т.е. техники стихосложения в комплексе;
- пятистопный хорей встречается в кабардинской поэзии не только в двух-, четырех-, пятистрочных строфах, но есть примеры образования строф по шесть, восемь, двенадцать, четырнадцать, шестнадцать, а то и более стихов;
- разновидности использования кабардинскими поэтами вольного хорея тоже многообразны. Все это позволяет признать, что, уступая ямбу по частотности употребления, по многообразию форм, хорей немногим отдает ему приоритетное положение;
- при сравнительном анализе произведений поэтов разных поколений очевидны перемены, и стремление к новизне, к поискам новых форм и сочетаний, что приводит к частому употреблению логаэда;
- в кабардинском стихосложении используются его разные конструкции: совмещение ямба и хорея, ямба и анапеста, анапеста и дактиля, амфибрахия и дактиля и т.д;
- у поэтов старшего поколения стихи, написанные в манере лога-эда, встречаются реже, чем у поэтов среднего и младшего поколений;
- если в логаэдном стихотворении первые две стопы в строках трехсложные, чаще всего и третьи стопы тоже бывают трехсложными. Если же первые две стопы в строках логаэдпых стихотворений двусложные, последние стопы обычно бывают двусложными;
-таким образом, современное кабардинское стихосложение достигло достаточно больших успехов, позволяющих говорить о высоком развитии и литературного языка и его поэтики.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:
1. Кагазежева Л.Н. О современном кабардинском стихосложении // Ошхамахо. - Нальчик, 2002. - № 4. - С. 133-135.
2. Кагазежева Л.Н. К истории изучения кабардинского стиха // Вестник КБИГИ. - Вып. 11,- Нальчик, 2004. - С. 257-267.
3. Кагазежева Л.Н. Ямбические стопы в кабардинском стихосложении // Литературная Кабардино-Балкария. - Нальчик, 2005. -№5.-С. 202-205.
4. Кагазежева Л.Н. Виды логаэда в кабардинской поэзии // Вестник КБИГИ. - Вып. 13. - Нальчик, 2005. - С. 250-259.
В печать 14.11.2005. Тираж 100 экз. Заказ № 4626. Типография КБГУ 360004, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173
L
t'
ш>
f
"*2 585
РНБ Русский фонд
2006-4 26243
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Кагазежева, Людмила Наурбиевна
Введение .стр.
Глава I. Стопы ямбических стихотворений в современном кабардинском стихосложении.стр.
1.1. Формы вольного и разностопного ямба. стр.
Глава II. Стопы хореических стихотворений в современном кабардинском стихосложении. стр.
2.1. Разновидности вольного и разностопного хорея. стр.
Глава III. Логаэд в современной кабардинской поэзии. стр.
Введение диссертации2005 год, автореферат по филологии, Кагазежева, Людмила Наурбиевна
Стиховедение - одна из областей в литературе, на которую ведущие кабардинские исследователи обращали наименьшее внимание. Между тем, развитие стихосложения, состояние ее форм и разнообразие методов позволяют судить о состоянии национальной литературы, степени ее развития, ее перспективах.
История стиха - важнейшая часть истории поэзии.
Читая стихи, мы никогда не воспринимаем только то, что сказано смыслом их слов - мы всегда ощущаем также и то, что подсказано формой их метра, ритма, рифм, строф [24;3].
Настоящая диссертация подготовлена на основе анализа разновидностей двусложных стихов и наиболее типичных случаев их взаимодействия с неклассическими формами стиха. Несмотря на кажущуюся тематическую ограниченность исследования, рассмотренный нами конкретный материал дает представление о достаточно большом разнообразии в использовании двусложных размеров современными кабардинскими поэтами. Наряду с этим в приложении даются таблицы, отражающие частотность и характер употребления трехстопных размеров, что дает наиболее полное представление обо всем многообразии современного кабардинского стихосложения и о характере употребления разных его форм. В перспективе предстоит специальный анализ трехстопных размеров, что потребует отдельного исследования.
Актуальность темы исследования состоит в том, что для полноты представления о состоянии современной национальной поэзии чрезвычайно важно установить эволюцию техники кабардинского стиха и его современные тенденции. Существующие научные труды в области стихосложения не затрагивают данную проблему в ее системных связях.
Помимо этого, они не охватывают тех процессов, которые происходят в кабардинской версификации в последние десятилетия. Освещение гармонического сочетания национальной поэтики с общими тенденциями отечественной и мировой литературы невозможно без детального изучения процессов, происходящих в стихосложении, чем и вызвана необходимость обращения к избранной диссертационной теме.
Цели и задачи исследования. Основная цель нашего исследования заключается в том, чтобы в меру наших возможностей восполнить представление о состоянии, константах и характере изменений в кабардинской версификации. Для ее достижения требуется решить ряд конкретных задач:
- дать исчерпывающий анализ состояния кабардинского стиховедения;
- определить наиболее разработанные области и первостепенные задачи;
- установить основные этапы эволюции стиха и наиболее употребительные размеры, а затем, используя современную методологию, провести анализ конкретного фактического материала, т.е. стихотворных произведений наиболее известных и представляющих для нас интерес современных кабардинских поэтов.
Научная новизна диссертации состоит в том, что работ, конкретно посвященных данной проблематике, незначительное количество, в них разрабатываются лишь самые общие или, напротив, слишком частные, хотя и весьма важные особенности, представляющие интерес с точки зрения истории литературы и ее теоретического осмысления. Настоящее исследование имеет целью впервые установить основные закономерности и характерные особенности современного кабардинского стиха, опираясь в своих выводах на широкий фактический материал.
Изученность проблемы. Как в литературоведении в целом, так и в кабардинском литературоведении в частности, в подавляющем большинстве исследований особое внимание обращалось на проблемы идейно-тематического анализа или состояния поэтического языка, но не на технику стихосложения.
Специальных работ, посвященных данной теме, всего несколько. Прежде всего, это два монографических исследования: А.З. Пшиготыжева «Адыгэ усэ гъэпсыкЬ» (О кабардинском стихосложении) и А.Х. Хакуашева с тем же названием. Последняя охватывает общие проблемы, сопряженные с избранной темой. В ней освещаются особенности кабардинского стихосложения от древних фольклорных образов до стихотворений современных поэтов. Явлениям, происходящим в области кабардинской версификации за последние несколько десятилетий, в названной монографической работе уделено не так много внимания, чтобы можно было эти наблюдения детально анализировать. Автор довольно точно отмечает общие закономерности в функционировании изучаемого явления. В результате последующему поколению стиховедов предоставляется реальная возможность вплотную заняться конкретным анализом и установлением множества случаев более частного порядка, которые в совокупности и формирует эти закономерности.
Работы же А.З. Пшиготыжева, при всей их доказательности и при обилии привлекаемых материалов, написаны около четверти века назад, и, естественно, в ней освещены состояние и тенденции кабардинской стихотворной культуры первой половины и середины XX столетия. Кроме того, конкретная тема, интересующая нас в настоящем диссертационном исследовании, затрагивается А.З. Пшиготыжевым лишь в связи с разрешением проблем более широкого типа. В указанных трудах, а также в статьях Б.И. Куашева, М.Г. Сокурова, З.М. Налоева все же освещены многие основополагающие вопросы кабардинского стихосложения, и без их учета практически невозможно вести исследования в избранной нами области.
Подводя итог, можно отметить что, несмотря на ограниченное число опубликованных исследований и их авторов, в области изучения кабардинского стихосложения сделано немало. В частности, установлены основные характеристики кабардинского устного народного стиха, особенности его эволюции, в результате которой закономерным стало возникновение письменной поэзии. Также отмечены основные размеры и варианты, употребительные в современной кабардинской поэзии. Однако, проблем в данном направлении еще много. Какими бы обстоятельными ни были исследования наших предшественников, отдельные важные вопросы кабардинского стихосложения в его историческом плане остаются недостаточно освещенными или же вообще неразработанными.
Материалом нашего исследования послужили лирические и лиро-эпические произведения кабардинских поэтов: Р.Х. Ацканова, J1.X. Балаговой, Х.К. Бештокова, A.M. Бицуева, Х.Х. Кажарова, З.С. Кануковой, А.П. Кешокова, Б.И. Куашева, Н.Ш. Махотлова, А.ГТ. Оразаева, JI.X. Пшукова, З.М. Тхагазитова, Х.М. Тхазеплова.
При выборе мы учитывали не только уровень профессионализма авторов и их общий вклад в национальную литературу, а и значение исследуемых произведений в определении тенденций, характерных для современной кабардинской поэзии в целом.
Теоретической и методологической базой диссертации является историко-сравнительный метод в применении к анализу стиха. Конкретно мы опирались на труды ведущих отечественных специалистов в области стиховедения: Веселовского А.Н., Гаспарова M.JT., Жирмунского В.М., Лотмана Ю.М., Томашевского Б.В., Харлапа М.Г., Холшевникова В.Е., Эйхенбаума Б.М. и других авторов.
При рассмотрении конкретных материалов мы учитывали состояние изученности кабардинского литературного стиха и особенно труды, написанные в данной области Б.И. Куашевым, А.З. Пшиготыжевым, А.Х. Хакуашевым и другими учеными, а также труды отдельных исследователей литератур народов РФ и Кавказа, в частности, М.-З. Аминова, К.К. Бауаева, А.Г. Гусейнова, B.JI. Цвинариа, П.К. Чекалова и Др.
Наряду с приемами традиционного историко-сравнительного анализа мы впервые в кабардинском стиховедении применяем способы статистические. В частности, мы определяем частотность и характер употребления разными поэтами тех или иных стихотворных размеров. Это помогает со значительной степенью достоверности, с опорой на количественные данные, определить историю и новейшие тенденции в области стихосложения.
Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что предлагаемое исследование, т.е. системный анализ кабардинского стихосложения и изменений, произошедших в нем в течение последних десятилетий, восполнит в определенной степени пробел в изучении современного кабардинского стихосложения. Выявленные модификации в использовании силлабо-тонических размеров, применяемых в адыгском стихосложении с 30-х гг. XX в., являются вкладом в создание более широкого обобщающего труда в данной области. В более широком плане результаты проведенного исследования призваны пополнить научно-достоверные, теоретические представления об общих закономерностях и особенностях современной поэзии на языках народов Российской Федерации.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что результаты исследования помогут выявить основные тенденции в эволюции современного кабардинского стихосложения, что будет способствовать, с одной стороны, более полному представлению о состоянии, истории и перспективах рассматриваемого явления, а с другой - самим поэтам поможет лучше ориентироваться в вопросах версификации.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационной работы были изложены и обсуждены на заседании отдела кабардинской литературы, КБИГИ 4 октября 2005 года, а также опубликованы в статьях: «О современном кабардинском стихосложении» («Ошхамахо», 2002 г.), «К истории изучения кабардинского стиха» («Вестник КБИГИ», 2004 г.), «Ямбические стопы в кабардинском стихосложении» («Литературная Кабардино - Балкария», 2005 г.), «Виды логаэда в кабардинской поэзии» («Вестник КБИГИ», 2005 г.)
Объем и структура работы. Структура работы определена содержанием, целями и задачами научного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Двусложные размеры и логаэд в современном кабардинском стихосложении"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Система любого стихосложения определяется фонетическими особенностями национального языка. «Изучите внимательно фонетический строй языка и, прежде всего - его динамические особенности, и вы сможете сказать, какого рода стихосложение в нем развито», - замечал по этому поводу Э.Сепир [116; 196].
1. В истории кабардинского литературного стиха за последние полвека отмечаются очевидные изменения эволюционного характера. В первые десятилетия существования современной письменной литературы активно шел процесс освоения поэтами классических размеров [89;46]. Это очевидно при рассмотрении произведении поэтов старшего поколения, которым еще долгое время приходилось выдерживать напор традиционного фольклорного стиля. Вследствие этого, каноны классических размеров, далеко не всегда строго выдерживались, хотя тенденция к соблюдению их была на лицо еще в творчестве поэтов 20 - 30-х годов.
2. Вторым этапом в эволюции поэтической техники можно отметить период безусловного утверждения классических размеров в кабардинской поэзии. Это был период необходимый для того, чтобы создатели поэтических произведений накопили навыки совершенного владения техникой стихосложения и одновременно разработали кабардинский литературный язык, доведя до нужного совершенства употребление его отдельных синтаксических и грамматических форм [89; 127].
Этот период отмечается творчеством Б. Куашева, А. Кешокова, А.О. Шогенцукова и поэтов последующего за ними поколения.
Эволюция техники стиха привела в области строфики к освоению таких сложных явлений, как сонет и венок сонетов, что можно признать завершающим этапом истории овладения классическими формами стихосложения.
3.В последние 2 — 3 десятилетия особенно частыми стали попытки некоторых поэтов преодолеть стихи смешанного характера, а также стихотворения, в которых ритм преднамеренно нарушается. Качественное отличие данного феномена от случаев несоответствия канонам, отмечаемых в первом этапе (20 - 30 гг. XX в.), заключается в том, что до начальной стадии диссонанс был вызван отсутствием навыков и традиции, а во втором случае — стремлением преодолеть уже установившиеся каноны и обрести большую свободу путем введения новшеств в технике стиха.
4. Рассмотренный материал позволяет сделать несколько выводов.
Большей популярностью у кабардинских поэтов пользуется ямб. Количество стихотворений написанных этим размером составило 506 из рассмотренных 1 250. Если вести счет в строках, это составляет 10 046 стихов.
Двустопным ямбом поэты пользуются крайне редко, так же как и шестистопным. Несмотря на то, что трехстопный ямб тоже не особо популярен у кабардинских поэтов, он отмечен почти у всех авторов, чьи стихи мы исследовали.
5. Самым предпочтительным из силлабо-тонических размеров у кабардинских авторов является четырехстопный ямб. Им уверенно пользуются поэты всех поколений. Разнообразные методы построения этого размера, с точки зрения строфики, ритмики, рифмы проанализированы в нашей работе, а примеры рассмотрены в таблицах.
Необходимо отметить, что четырехстопный ямб используется чаще четырехстопного хорея, доминирующего в поэзии многих народов и занимающего достаточно места и в кабардинском стихосложении.
6. Пятистопный ямб встречается у поэтов старшего поколения ранее. Из поэтов среднего поколения стихи, написанные этим размером, чаще отмечены у А. Бицуева и А. Оразаева. Из более молодого поколения им часто пользуются Н. Махотлов и А. Пшуков.
7. Несмотря на то, что вольный и разностопный ямб в кабардинской поэзии не был особо распространен, в последнее время поэты стали обращаться к нему охотнее. Примеров разного их построения немало в нашей работе. 8. В результате исследований стало очевидным, что хорей значительно уступает ямбу по частотности употребления.
Так же как и примеров двустопного ямба, двустопный хорей нами обнаружен всего дважды; одинаково невысока и частотность употребления в кабардинской поэзии трехстопного хорея.
9. Большую часть стихотворений, написанных хореическими размерами составляют четырехстопные. А среди общего числа написанного этим размером, в большинстве случаев, выдерживается форма четырехстрочной строфы с перекрестной рифмой, с перекрестными мужскими и женскими окончаниями.
Прослеживая вариативность использования всеми авторами четырехстопного хорея, мы установили разнообразие форм этого размера с точки зрения строфики, ритмики, способов рифмовки, т. е. техники стихосложения в комплексе.
10. Рассматривая разные варианты использования пятистопного хорея, мы пришли к выводу, что здесь тоже чаще встречается четырехстрочные строфы с перекрестной рифмовкой, с женскими окончаниями в I, 3 - й строках и мужскими окончаниями во 2, 4 — й строках. Следует отметить, что пятистопный хорей встречается в кабардинской поэзии не только в двух-, четырех-, пятистрочных строфах, но есть примеры образования строф по шесть, восемь, двенадцать, четырнадцать, шестнадцать, а то и более стихов. Такие большие формы используют 3. Тхагазитов, А. Бицуев, 3. Канукова.
11. Разновидности использования кабардинскими поэтами вольного и разностопного хорея тоже разнообразны. Например, Б. Куашев чаще всего совмещает в разностопном хорее четырех- и трехстопные размеры. Есть примеры, в которых совмещены шестистопные и пятистопные хореи (у JI. Балаговой), одна и шесть стоп (у 3. Кануковой).
При сравнительном анализе произведений поэтов разных поколений очевидны перемены, и стремление к новизне.
12. Безусловно, логаэд заслуживает отдельного, самого детального анализа. В наших исследованиях встретились примеры с разными конструкциями логаэда: совмещение ямба и хорея, ямба и анапеста, анапеста и дактиля, амфибрахия и дактиля и т.д.
Опираясь на изученный материал, мы имеем веское основание утверждать: у поэтов старшего поколения стихи, написанные в манере логаэда, встречаются реже, чем у поэтов среднего и младшего поколений.
На основании исследованных примеров можно заключить, что если в ло-гаэдном стихотворении первые две стопы в строках трехсложные, чаще всего и третьи стопы тоже будут трехсложными. Если же первые стопы в строках логаэдных стихотворений двусложные, последние стопы обычно бывают двусложными.
Таким образом, можно заключить, что современное кабардинское стихосложение достигло достаточно больших успехов, позволяющих говорить о высоком развитии и литературного языка и его поэтики.
148
Список научной литературыКагазежева, Людмила Наурбиевна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"
1. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. - М.: Просвещение, 1970.-390 с.
2. Актуальные проблемы литератур Кабардино Балкарии. Сборник статей. - Нальчик: Нарт, 1994. - 176 с.
3. Алакаева Л.Н. Жанр поэмы в абазинской литературе.: Дис. . канд. фи-лол. наук. Майкоп, 1997. - 154 с.
4. Аршба Н.В. Динамическое ударение и редукция гласных в абхазском языке. Тбилиси, 1979. - 142 с.
5. Аминов Магомед Загид. Тенденции развития дагестанского стихосложения. - Махачкала, 1974. - 155 с.
6. Баевский B.C. История русской поэзии 1730 1980. - М.: Интерпракс. 1994. - 296 с.
7. Баков Х.И. Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии. Майкоп: Меоты, 1994. - 253 с.
8. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, Уни-верс, 1994.-616 с.
9. Бахтин М.М. Литературно критические статьи. - М.: Художественная литература, 1986. - 543 с.10V Бацаев К.К. Основы балкарского стихосложения. Нальчик: «Эльфа», 1999.- 132 с.
10. Бгажноков Б.Х. Вопросы изучения адыгейской советской литературы. В двух томах. Кн. II. Майкоп: 1980.
11. Бгажноков Б.Х. Вопросы истории адыгейской советской литературы. В двух книгах. Кн. II. Майкоп: 1980. - 96 с.
12. Бгажноков Б.Х. Восток Запад. Исследования - М.: Наука, 1989. - 7 с.
13. Бекмурадов А. Основные тенденции развития стихосложения туркменской советской поэзии: Дис. . канд. филол. наук. Ашхабад, 1979. — 174 с.
14. Бехер И.Р. Любовь моя, поэзия. О литературе и искусстве. М.: художественная литература. - 1959. - 559 с.
15. Брюсов В.Я. Избранные произведения в двух томах. М.: Гослитиздат.- 1955. Т.2. 65 с.
16. Брюсов В.Я. Кое что о рифме. М.: Гиз., 1920. - 75 с.
17. Брюсов В.Я. Опыты по метрике и ритмике, по эвфонии и созвучиям, по строфике и формам. М.: Гиз., 1918. - 302 с.
18. Брюсов В.Я. Основы стихотворения. М.: Гиз., 1920. - 75 с.
19. Брюсов В.Я. Среди стихов: 1894 — 1924: Манифесты, статьи, рецензии. — М.: Сов. Писатель, 1990. 720 с.
20. Вейман Р. История литературы и мифология. М.: Наука, 1975. - 423 с.
21. Волошин М. Лики творчества. Л.: Наука, 1988. - 848 с.
22. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. 367 с.
23. Гаспаров М.Л. Очерк истории европейского стиха. М.: Наука, 1989. — 304 с.
24. Гаспаров М.Л. Современный русский стих. Метрика и ритмика. М.: Наука, 1974.
25. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М.: Академия, 1998. - 432 с.
26. Гачев Г.Д. Неминуемое. Ускоренное развитие литературы. — М.: Художественная литература. 1989. -431 с.
27. Гинзбург Л.Я. Литература в поисках реальности. Л.: 1987. - 400 с.
28. Гинзбург Л.Я. О лирике. М.: Советский писатель, 1964. - 381 с.
29. Гончаров Б.П. Звуковая организация стиха и проблемы рифмы. — М.: Наука, 1983.-352 с.
30. Губман Б.Л. Смысл истории: Очерки современных западных концепций. -М.: Наука, 1991.- 192 с.
31. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. — М.: Рольф, 2001. — 560 с.
32. Гуртуева Т.Б. Маленький человек с большой буквы: Очерки творчества.- Нальчик: Эльбрус, 1994. 207 с.
33. Гусейнов А.Г. Основы дагестанского стихосложения (на материале лакской поэзии). -М.: Наука, 1979.- 191 с.
34. Даль В.И. Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т 1: А — 3. — М.: ТЕРРА, 1994. — 800 с.
35. Дарвин М.Н., Тюиа В.И. Циклизация в творчестве Пушкина. Опыт изучения поэтики конвергентного сознания. Новосибирск: Наука, 2001. -293 с.
36. Жирмунский В.М. Теория стиха. JI.: Сов. Писатель. - 1975.
37. Заблуждающийся разум : Многообразие вненаучного знания / Ответственный ред. и сост. И.Т. Касавин. М.: Политиздат, 1990. - 404 с.
38. Илюшин А.А. Русское стихосложение: Учебн. пособие для фил. спец. Вузов. М.: Высш. школа 1982. - 168 с.
39. Исследования по истории и семантике стиха. Сборник научных трудов. Караганда: Изд. Кар. ГУ, 1989. - 404 с.
40. Историзм // Большой толковый словарь русского языка. СПб., 2000. — 404 с.
41. Историзм // Новая философская энциклопедия: В. 4 т. М.: 2001.
42. История и современность в литературах Северного Кавказа. Межвузовский сборник статей. Орджоникидзе, 1980. - 62 с.
43. Калачева С.В. Стихосложение. М.: Московский университет, 1970. -55 с.
44. Калачева С.В. Стихи и ритм (о закономерностях стихосложения). М.: Знания, 1978.-96 с.
45. Квятковский А.П. Поэтический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1966.-375 с.
46. Кедров К. Поэтический космос. М.: 1989. - 321 с.
47. Кессиди Ф.К. От мифа к логосу. М.: 1972. - 271 с.
48. Классовский В. Версификация. СПб, 1863. - С. 5 - 10.
49. Коваленков А.А. Практика современного стихосложения. 2-е изд.; испр. и доп. М.: Молодая гвардия, 1962. - 160 с.
50. Коваленков А.А. Степень точности. М.: Советский писатель, 1972. -144 с.
51. Кожинов В.В. Стихи и поэзия. М.: Сов. Россия, 1980. - 340 с.
52. Литературный энциклопедический словарь. М.: Энциклопедия, 1987. — 752 с.
53. Ломтатидзе К.В. Историко-сравнительный анализ абхазского и абазинского языков. Тбилиси, 1977.
54. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Республика, 1991. -532 с.
55. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. — Л.: 1972. 260 с.
56. Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Таллин, 1993.
57. Матушевский И. Дьявол в поэзии. М.: 1902. - 294 с.
58. Мир культуры адыгов. Майкоп: ГУРИПП «Адыгея»; 2002. - 516 с.
59. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. М.: 1987. Т. I 671 е., М.: 1988. Т. 2.-719 с.
60. Называть вещи своими именами. Программа выступления мастеров западно-европейской литературы XX в. М.: Прогресс, 1986. - 640 с.
61. Налоев З.М. Очерки истории кабардинской литературы. Нальчик: Эльбрус, 1968.
62. Налоев З.М. Послевоенная кабардинская поэзия (1945 1956). - Нальчик: Эльбрус, 1970. — 154 с.
63. Образцы изучения лирики. В 2-х частях. Ижевск: Издательство Удмуртского университета, 1997. - 604 с.
64. Овчаренко О.А. Русский свободный стих. М.: Советский писатель, 1976. - 206 с.
65. Озеров Л.А. Мастерство и волшебство. — М.: Советский писатель, 1976. 504 с.
66. Проблемы адыгейской литературы и фольклора (выпуск 9). Майкоп «Меоты», - 1995. - 404 с.
67. Проблемы исторического познания. М.: Наука, 1999. - 300 с.
68. Пшибиев И. Эхо времени. Нальчик: Эльбрус, 2000. - 168 с.
69. Пшиготыжев А.З. О кабардинском стихосложении. Нальчик: Эльбрус, 1981.- 144 с.
70. Родионов В.Г. Генезис и эволюция чувашского стиха. М.: 1992. - 36 с.
71. Родионов В.Г. Генезис и эволюция чувашского стиха. М.: 1992.— 236 с.
72. Русское стихосложение XIX в. Материалы по метрике и строфике русских поэтов. М.: Наука, 1979. - 453 с.
73. Самойлов Д. Книга о русской рифме. М.: Худ. литература. - 1973.
74. Самосознание европейской культуры XX века: мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. — М.: Политиздат, 1991. -366 с.
75. Сельвинский И. Студия стиха. М., 1962. - 346 с.
76. Сильман Т. Заметки о лирике. Л.: 1977. - 223 с.
77. Стеблин Каменский М.И. Историческая поэтика. - Л.: ЛГУ, 1978. -174 с.
78. Стихотворение: Хрестоматия / Сост. Л.Е. Ляпина М.: Флинта, 2002. — 248 с.
79. Тимофеев Л.И. Слово о стихе. М.: Советский писатель, 1982. - 344 с.
80. Тимофеев Л.И. Советская литература. Метод, стиль, поэтика. -М.: Советская литература, 1964. 523 с.
81. Тимофеев Л.И. Стихи и проза. Теория литературы для начинающего писателя. М.: ГИХЛ, 1935.-206 с. ••
82. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 1985. - 205 с.
83. Толгуров З.Х. Информационно эстетическое пространство поэзии Северного Кавказа. - Нальчик: Эльбрус, 1999. - 128 с.
84. Томашевский Б.В. Стих и язык. М., 1959. - Л.
85. Тхагазитов Ю.М. Эволюция художественного сознания адыгов. — Нальчик: Эльбрус, 1996. 256 с.
86. Успенский Б.А. Поэтика композиции. М.: Искусство, 1970. - 225 с.
87. Франк C.J1. Реальность и человек. М.: Республика, 1997. - 225 с.
88. Хакуашев А.Х. Кабардинское стихосложение. Нальчик: Эльбрус, 1998.-287 с.
89. Хапсироков Х.Х. Пути развития адыгских литератур. Черкесск: 1968. -104 с.
90. Харлап М.Г. О стихе М.: Художественная литература. - 1966. - 150 с.
91. Холшевников В.Е. Основы стихотворения. Русское стихосложение. — Л., 1972 .-с.
92. Холшевников В.Е. Стиховедение и поэзия.- Л., 1991. 256 с.
93. Цвинарна B.JI. Абхазское стихосложение: Метрика. Ритмика. Композиция. Сухум: Алашара, 1987.-350 с.
94. Чекалов П.К. Абазинское стихосложение: Истоки и становление. — Ставрополь: Изд-во СГУ. — 215 с.
95. Чекалов П.К. Абазинские писатели: Библиографический справочник. -М.: Агент, 1996.-80 с.
96. Шаззо К.Г. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. Тбилиси, 1978. - 236 с.
97. Шенгели Г. Техника стиха. I960.- 312 с.
98. Щепилова Л.В. Введение в литературоведение. М.: «В.Ш.» - 1968.
99. Эйхенбаум Б.М. О поэзии. Л., 1969. - 552 с.
100. Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны. М., 1988.
101. Якобсон Р. Работы по поэтике: Переводы / Сост. и общ. Ред. М.Л. Гас-парова. М.: Прогресс, 1987. 464 е., 12. Л.Ил. - (Языковеды мира).1.
102. Алиева М.А. Некоторые вопросы кумыкского стихосложения // Советская тюркология. 1990. - № 4. - С. 33 - 40.
103. Баталов К. О метрике абазинского стиха // Вопросы абазинской и адыгской филологии. Ставрополь, 1974. - Вып. 2. - С. 36 - 48.
104. Вельская JI.JT. К вопросу о двух концепциях свободного стиха в советском стиховедении // Русская литература. Вып. 6.-Алма-Ата 1976. -С. 90-98.
105. Васюточкин Г.С. О распределении форм четырехстопного ямба в стихотворных текстах // Теория стиха. Л.: Наука, 1940. — С. 125 - 155.
106. Гаспаров М.Л. В поисках «настоящего верлибра» // Литературная учеба.- 1980.-№6-С. 208-211.
107. Гаспаров М.Л. Лингвистика стиха // Славянский стих: стиховедение, лингвистика и поэтика: материалы международной конференции. 19-25 июня 1995 г. М., 1996. - 254 с.
108. Гончаров Б.П., Кожинов В.В., Тимофеев Л.И. О путях развития современного стихотворения // Русское стихосложение. Традиции и проблемы развития. М.: Наука, 1985. - С. 3 - 10.
109. Гулыга А. Пути мифотворчества и пути искусства // Новый мир. 1969.- № 5. С. 19-28.
110. Добренко Е. Соцреализм в поисках «исторического прошлого» // Вопросы литературы. 1997. - № 1 - С. 26 - 56.
111. Жирмунский В.М. О национальных формах ямбического стиха // Теория стиха. Л.: Наука, 1968. - С. 7 - 23.
112. Жовтис А.Л. Границы свободного стиха // Вопросы литературы, 1996. -№5-с. 105- 123.
113. Жовтис А.Л. Свободный стих Фета // Русское и зарубежное языкознание. Вып. 3. Алма-Ата, 1970.
114. Зенкин С. Филологическая иллюзия и ее будущность // Новое литературное обозрение. 2001. - № 47. - С 72 — 77.
115. Илюшин А.А. О метрике силлабо-тонического стиха // Советское славяноведение. 1986. - № 5. - С. 49 - 56.
116. Исакова И.Н. О субъектной организации системы персонажей в лирике // Филологические науки. 2003. - № 1. - С. 27 - 36.
117. Казбекова 3. Пути интеграции и самосохранения национальных культур // Вопросы литературы. 1990. - № 3 - С. 3 - 25.
118. Картов А.С. Пути нового и свободный стих // Стих и время. М.: Наука, 1955.-С. 185-219.
119. Квятковский А.П. Русский свободный стих // Вопросы литературы. -1963.-№ 12.-С. 60-77.
120. Колмогоров А.Н. Пример изучения метра и его ритмических вариантов // Теория стиха. JL: Наука, 1968. - С. 145 - 168.
121. Куашев Б.И. Стихосложения нартского эпоса // Куашев Б.И. Собр. соч. — Нальчик, 1966. Т. 2. - С. 166 - 189.
122. Куашев Б.И. Строение кабардинского стиха // Куашев Б.И. Собр. соч. — Нальчик, 1966. Т.2. - С. 190 - 197. •
123. Кузнецов А.Ю. О достоверности в лирике // Филологические науки. — 1998.-№5-6.-С. 57-63.
124. Монроз Луи. Изучение ренессанса: поэтика и политика культуры // Новое литературное обозрение. — 2000. № 42. — С. 13 - 36.
125. Невзглядова Е. Повод и сюжет в лирическом стихотворении // Вопросы литературы. 1987. - № 5. - С. 125 - 137.
126. Павлова В.И. Исследование стиха методами экспериментальной фонетики // Теория стиха. Л.: Наука, 1968. - С. 211 - 218.
127. Панова Л.Г. Пространство и время в поэтическом языке О. Мандельштама // Известия А Н. Серия литературы и языка. 1996. -№4.-С. 29-41.
128. Панченко A.M. О рифме и декламационных нормах силлабо-тонической поэзии VIII в. // Теория стиха. Л.: Наука, 1968. - С. 280 - 294.
129. Полозова И.В. Онтологические основы метафоры // Философские науки. -2003.-№4. С. 51-69.
130. Поэзия и проза // КЛЭ. М., 1968. - Т.: 5 - С. 929 - 932.
131. Скороспелова Е.Б., Голубков М.М. На рубеже тысячелетий: литература XX века как предмет научного исследования // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 2002. - № 2. - С. 7 - 19.
132. Смирницкая О.А. Древнегерманский стих, как архаическая система стихосложения // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 1984. - № 3. - С. 14-22.
133. Сыркин А.Я. Объяснение стихотворных размеров // Панчатантра (литературные памятники). М.: Просвещение, 1958. - С. 324 - 339.
134. Тимофеев Л.И. Особенности стихотворного языка. Системы стихосложения // Основы теории литературы. — М.: Просвещение, 1971. — С. 268 — 349.
135. Тредиаковский В.К. Новый и краткий способ к сложению российских стихов.; О древнем, среднем и новом стихотворении российском // Тредиаковский В.К. Избранные произведения. М.: Л., 1963. - С. 365 - 450.
136. Уайт Хейден. По поводу «Нового историзма» // Новое литературное обозрение. 2000. - № 42. С. 37 - 46.
137. Чамоков Т.Н. Об адыгейском стихосложении // Адыгейская филология. Ростов - на - Дону, 1970. - Вып. 4. - С. 83 - 96.
138. Шехтман Н.А. Лингво культурные аспекты понимания // Филологические науки. - 2002. - № 23. - С. 50 - 52.
139. Эпштейн М., Юкина Е. Мир и человек // Новый мир. 1981., № 4. -С. 21-32.1.I
140. Ацканов Р.Х. Кредо. Нальчик: Эльбрус, 1983. - 123 с.
141. Балагова Л.Х. Каменная ограда. Нальчик: Эльбрус, 1997. - 152 с.
142. Бештоков Х.К. Дорога вдоль океана. Нальчик: Эльбрус, 1998. - 184 с.
143. Бештоков Х.К. Лирика. Нальчик: Эльбрус, 1993. - 312 с.
144. Бицуев A.M. Избранное: Стихи, баллады, поэмы. Нальчик: Эльбрус, 1997.-288 с.
145. Канукова З.С. Бусы с неба. Нальчик: Эльбрус, 1997. - 112 с.
146. Кешоков А.П. Собрание сочинений: В 4-х т. Т. IV. Стихи и поэмы. -Нальчик: Эльбрус, 1998. 320 с.
147. Кажаров Х.Х. Избранное: Стихотворения и баллады. Нальчик: Эльбрус, 1998.-320 с.
148. Куашев Б.И. Стихотворения и поэмы. Нальчик: Эльбрус, 1996. - 304 с.
149. Махотлов Н.Ш. Разговариваю с камнем. Нальчик: Эльбрус, 1997. -114 с.
150. Оразаев А.П. Старый холм: Стихи. Нальчик: Эльбрус, 1998. - 248 с.
151. Пшуков JI.X. Утренняя заря. Нальчик: Эльбрус, 1991. - 48 с.
152. Пшуков JI.X. Отметина на сердце: Стихи и поэма. — Нальчик: Эльбрус, 1997.-96 с.
153. Тхагазитов З.М.Избранное: В 2 т. Т. 2: Стихи. Нальчик: Эльбрус, 1997. -416с.
154. Тхазеплов Х.М. Звездный караван: Стихи и поэмы. — Нальчик: Эльбрус, 1997.-288 с.