автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему: Джихад: идеология и пропаганда в международной конфессиональной и политической коммуникации
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата политических наук Баконина, Марианна Станиславовна
ВВЕДЕНИЕ.3
Глава 1 Классическая доктрина джихада .10
1.1. Зарождение доктрины джихада: проповедь Мухаммада и сочинения богословов первых веков ислама. 13
1.2. Практика джихада при Мухаммаде и его преемниках.29
1.3. Россия и джихад.44
Глава 2. Джихад и мировая информационная политика. 72
2.1 Доктрина джихада в XX веке: идеология и практика. 73
2.2 Глобальный джихад и СМИ. 107
2.3 Чечня: джихад и информационная политика.133
Введение диссертации2003 год, автореферат по филологии, Баконина, Марианна Станиславовна
Актуальность исследования
Основные положения, показывающие актуальность темы данного диссертационного исследования, заключаются в следующем:
Во-первых, Вступая в XXI век, человечество оказалось в ситуации политической неопределенности. Истощение прежних доминантных идеологий, определявших биполярную модель мира, а впоследствии крушение этой модели привело к тому, что их в отдельных странах заместили другие, в том числе традиционные, националистические или религиозные идеологические модели.
Одна из наиболее важных глобальных тенденций общественного развития в 90-е гг. - процесс религиозного возрождения, существенной стороной которого является "реполитизация" ислама. Причем этот процесс ориентируется на вечные и незыблемые для верующих мусульман ценности, разработанные этим религиозным учением. Призыв исламских идеологов опирается на представления о добре и зле, уважении к личности, справедливости, преходящее значение жизни, постигнутое на основе ее духовного смысла, и на основополагающие догматы ислама, к которым, безусловно, относится джихад.
Во-вторых, возрождение и реполитизация ислама фактически соответствуют спонтанным устремлениям крупных социальных групп, поставленных в неблагоприятные условия в ходе коренной трансформации мира и общества. Основанный на исламе призыв к политической, экономической, социальной и культурной интеграции попадает на исключительно благоприятную почву. Мусульманские интеллектуалы, распространяющие этот призыв, заключают его в соответствующие концептуальные рамки, причем существенной частью этой концепции является доктрина джихада в самом широком смысле этого слова.
Доктрина джихада, как инструмент исламской политики, включающий в себя далеко не только учение о войне с неверными, находит неполное и однобокое, зачастую обусловленное конкретными политическими, экономическими и мировоззренческими конъюнктурами отражение в западной и российской политик, массовом сознании и прессе.
В-третьих, в последние два десятилетия XX века появилась своего рода историческая "мода", обусловленная как политико-экономическими, так и социо-культурными факторами, на выделение из потока информации процессов активизации воинствующего ислама в самых разных уголках планеты. Журналисты, в том числе российские, пишущие на эту тему, нередко подходят к событиям, связанным в первую очередь с наступлением "исламского терроризма ваххабитского толка" не только легковесно, но и без учета традиций, истории, социального и политического опыта того или иного региона. Это приводит к сущностным искажениям в массовом понимании процессов, происходящих в разных странах мира.
Упор делается на то, что в настоящее время именно ислам в любой стране или любом регионе представляет собой благодатную почву для прорастания на ней военно-политических конфликтов. И именно ислам, как вероучение, провоцирует террористические акты радикальных группировок, которые пытаются объединиться в мировой фронт ислама под лозунгами джихада, причем джихад трактуется исключительно, как "священная война" против неисламской части мирового сообщества.
В-четвертых, в Российской Федерации условия для утверждения исламской фундаменталистской доктрины, опирающейся на лозунги джихада, созданы благодаря взаимодействию внутреннего и внешнего факторов. Само утверждение этой доктрины и популяризация лозунгов джихада проходят в условиях крушения господствовавшей более полувека системы идеологических ценностей. При этом смена идеологии сопровождается полной трансформацией социальной и экономической структуры общества. В отдельных регионах страны это привело к своеобразному «историческому скачку назад» и возрождению на новом этапе и в новых формах социальных и экономических институтов, существовавших еще до утверждения администрации Российской империи на этих территориях.
Для российских мусульман обращение к истокам, идеалам общинной солидарности, с которыми с самого начала был связан ислам, наслаивается на политическую нестабильность, слабость власти и обусловливает политизацию социальных начал этой религии. Усиление внешнеполитического фактора утверждения радикального ислама в России тесно увязано с исчезновением биполярной системы мироустройства. Распад СССР привел к трансформации геополитической расстановки сил, расширению сферы исламского политического и культурного влияния в целом.
В таком контексте представляется актуальным анализ доктрины джихада, разработанной в исламе, исследование ее практического применения в прошлом, а также трансформация этой доктрины на современном этапе, ее применение и отражение в разных регионах на страницах западной и российской прессы. Выработка методологических подходов к самой доктрине джихада на современном этапе весьма важна для оценки ее внутреннего потенциала, формирования адекватной системы взглядов на войны и локальные конфликты, проходящие под лозунгами джихада. Это в свою очередь может способствовать более углубленному пониманию таких проблем политической науки, как социальная стабильность, модернизация, политическая коммуникативность собственно доктрины и ее применения на практике.
Степень разработанности темы
В российском и зарубежном исламоведении доктрина джихада, как один из столпов ислама, в той или иной степени исследована в классических сочинениях В.В. Бартольда, Е.А.Беляева, Г.Э.фон Грюнебаума, А.Массэ, И.ГШетрушевского, \
Различные аспекты влияния личности Мухаммада и традиций аравийских племен на формирование ислама как религиозного учения изучены П.А.Грязневичем, М.Б.Пиотровским, Е.А. Резваном и другими российскими учеными. Правовые аспекты доктрины джихада представлены в трудах JI.P. Сюкияйнена3.
В российской общественной науке имеется богатая традиция фундаментальных исламоведческих исследований, посвященных современным тенденциям развития ислама и мусульманских стран. В 60-80-е гг. проблематика идейно-политических течений в современном исламе была в центре внимания таких исследователей, как А.Х.Вафа, Д.З. Мутагиров, Л.Р.Полонская, А.В.Сагадеев, М.Т.Степанянц4.
Отдельные аспекты применения доктрины джихада в текущей политике как правительственных, так и неправительственных исламских организаций, причем в разных регионах исламского мира, приводятся в работах C.JI. Агаева, A.A. Игнатенко, P.M. Шариповой,5.
В зарубежной научной литературе проблематика исламского фактора в современной политике, исламского фундаментализма, и
1 Бартольд В.В. Сочинения. М., 1966;
Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в ранее средневековье. М., 1966;
Петрушевский И.П. Ислам в Иране в УП-ХУ веках, Л., 1966; Массэ А. Ислам. Очерк истории. Изд.
3-е. М., 1982;
Грюнебаум Г.Э. фон. Классический ислам. Очерк истории (600-1258). М., 1986.
2 См: Ислам. Религия. Общество. Государство. М., 1984.
Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. М., 1985.
Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1986.
Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1982.
3 Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997.
4 см. Полонская Л.Р. Современные мусульманские идейные течения// Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики. М, 1985.
Полонская Л.Р., Вафа А.Х. Восток: идеи и идеологи: (Критика буржуазных и мелкобуржуазных концепций "третьего пути" развития). М., 1982.
Сагадеев A.B. Социально-исторические предпосылки возникновения и развития классической арабо-мусульманской культуры // Ценность мусульманской культуры и опыт истории. Нью-Йорк, 1999. Степанянц М.Т. Ислам в философской и общественной мысли Зарубежного Востока (XIX-XX вв.). М., 1974.
5 Игнатенко A.A. Халифы без халифата. М., 1988.
Агаев С.Л. Иранская революция: "воспоминания о будущем" //"Народы Азии и Африки". 1989. Шарипова P.M. Панисламизм сегодня: идеология и практика Лиги исламского мира. М., 1986;. Шарипова Д.М. Ислам в общественно-политической жизни Египта 1952 - 1970 (на примере деятельности духовенства "аль-Азхара") М.,1979.
Ислам и политика: взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Центральной Азии. М., 2001 отчасти политическое значение доктрины джихада разработана достаточно глубоко в книгах Б.Лоуренса, Б.Льюис, Х.Мансона, Д.Пайпс, М.Родинсон, О.Руа, Э.Сивана6. Большое значение в их работах уделяется рассмотрению характера взаимосвязи между исламской культурой и внутриполитическими процессами в мусульманских странах, своеобразию исламской цивилизации. Также в значительной степени исследованы идеология, программные установки и стратегия исламистских организаций.
Исламский фактор и в частности доктрина джихада, как одна из движущих сил Кавказской войны и современных событий на Кавказе п описаны в работах М. Блиева, В.Дегоева .
Однако специальных исследований, посвященных сравнительному анализу классической доктрины джихада, практическому применению этой доктрины в прошлом, в том числе в тех войнах, которые вела Россия, а также ее современному воплощению и анализу трансформации этой доктрины в мировом информационном пространстве до сей поры не публиковалось. Исключением можно считать книги А.И. Агрономова и П.Л. Климова8, обе озаглавлены «Джихад», но первая написана в 19 веке в стиле т.н. антиисламских православных сборников и не свободна от предвзятости, а вторая, современная представляет собой скорее публицистический сборник интервью и высказываний современных политиков о джихаде.
Методологическая база исследования
Изучение теоретического и практического аспектов доктрины джихада в исламе в прошлом и на современном этапе требует междисциплинарного подхода, обращения к работам общетеоретического характера, затрагивающим проблематику культуры и религии в современном обществе (М. Вебер, А.Ф.Лосев, А.Дж. Тойнби, др.9). Большое значение приобретает анализ формирования и структуры политического сознания, моделей
6 см. Lawrence В.В. Defenders of God: The Fundamentalist Revolt Against the Modern Age. San Francisco,
1989.
Lewis B. Islam and the West. - New York-Oxford, 1993.
Pipes D. The Long Shadow. Culture and Politics in the Middle East. - London, 1989. Roy O. L'lran et son Environnement Regional. - Defence Nationale, Octobre 1992, №10. Roy O. The Failure of Political Islam. Cambridge-Harvard, 1994.
Родинсон M. Исламизм на Ближнем Востоке/ Возвращение религиозного фактора в политику. М.,
1990.
7 см. Блиев М., Дегоев В. Кавказская война. М., 1994. Геополитика Кавказа. М., 2001
8 Агрономов А.И. Джихад: «священная война мухаммедан». М., 2002; Климов П.Л. Джихад. М., 1996.
9 Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. М.; СПб., 1996; Вебер М. История хозяйства. Город. М, 2001; Weber М. The theory of social and economic organization N.Y., 1947; Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Из ранних произведений. М., 1990. идеологии, политической коммуникации (С.Хантингтон и др.10), психологических аспектов изучения истории и политики (Б.П. Поршнев и др.11). Нельзя обойтись и без классических исламоведческих исследований.
Анализируя формирование классической доктрины джихада, автор опирается на ряд отечественных и зарубежных трудов, посвященных зарождению и формированию классического ислама.
Текстологический анализ Корана и хадисов, основных источников для исследования теоретических аспектов доктрины джихада, опирается на общепризнанные конкордансы Корана и хадисов, созданные Флюгелем и Венсинком12. Также исходной теоретической базой исследования стали труды российских и зарубежных ученых, рукописные и опубликованные сочинения как средневековых, так и современных мусульманских богословов, политические документы и трактаты различных исламских движений и организаций (публикации в зарубежной, в том числе исламской, а также российской прессе).
При реализации поставленных целей и задач автор опирался на методы и принципы исследования, используемые в современной политической науке: комплексный и системный анализ, контент-анализ, типологизация явлений, сравнительно-исторический анализ.
Цели и задачи исследования.
Целью диссертационного исследования является выявление особенностей доктрины джихада в классическом и современном исламе, определение социально-психологического механизма реализации доктрины на практике и отражения ее в прессе, а также ее воздействие на религиозное и политическое сознание.
Исходя из этих целей, автор ставит перед собой следующие задачи:
Обосновать представление о генезисе и особенностях формирования доктрины джихада и выстроить типологию ее функционирования.
2.Раскрыть мировоззренческую оригинальность концепции джихада на разных исторических этапах, как инструмента политического воздействия.
3. Показать специфику практического применения доктрины джихада в конфессиональной и политической коммуникации.
10 Huntingtone Samuel P., The Clash of Civilization and Remaking of World Order, N.Y., 1996.
11 Поршнев Б.В. Социальная психология и история. M. 1979.
12 Flügel Gustavus, Concordantiae corani arabicae. Lipsiae, 1898. Wensinck A. Concordance et indices de la tradition musulman. Leiden, 1927.
4. Рассмотреть процесс медиатизации идеологии «джихада» и технологию ее пропагандистского воздействия на общественное сознание.
Объект исследования: учение о джихаде и его трансформация в новейшее время в разных регионах мира. Предметом исследования являются труды мусульманских богословов, древние и современные, а также материалы российской и зарубежной периодики, связанные с объектом исследования.
Научная новизна исследования состоит в том, что: во-первых, осмысление зарождения и функционирования доктрины джихада в исламе предпринимается в историко-религиоведческом, историко-философском, а также в политологическом ключе. Сама доктрина джихада рассматривается не только как религиозный догмат, воздействующий на религиозное сознание верующих, но и как один из способов, конфессиональной и политической коммуникации.
Во-вторых, анализ опыта политического применения этой доктрины в последние годы в мире и в РФ доказывает феномен ее использования, как политической составляющей в рамках движения «исламского возрождения» для обеспечения и нерелигиозных интересов.
В-третьих, трансформация теоретических положений, как классической, так и современных концепций джихада показывает возможность ее применения для решения практических задач, стоящих не только перед разными социальными группами и странами, но и для идеологического обеспечения межцивилизационных конфликтов.
В-четвертых, исследованы скрытые механизмы воздействия доктрины на участников войн, идущих под лозунгами джихада. Раскрыто внешнее функционирование доктрины в масс-медиа, ее отражение в политике и информационном пространстве мусульманских и немусульманских стран.
В рамках исследования впервые вводятся в научный оборот религиозные и политические трактаты, написанные как в XIX, так и в XX веке для идеологического обеспечения конкретных войн и конфликтов, в том числе тех, в которые была вовлечена Россия.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Предлагаемый автором сравнительно-исторический, политологический анализ теоретического и практического применения джихада позволяет расширить представление об этом феномене в целом, соотнести специфику практического воплощения его теоретических положений на разных исторических этапах и выявить особенности и параметры использования лозунгов доктрины джихада в современных конфликтах, в том числе в РФ.
Содержащиеся в диссертации характеристики и выводы могут быть учтены и использованы в законотворческой и административной деятельности органов представительной и исполнительной власти, занимающихся разработкой и осуществлением национально-государственной и религиозной политики в РФ, а также межгосударственной политики, требующей учета исламского фактора влияния (в том числе в России и СНГ).
Материалы могут быть использованы в учебном процессе при чтении лекций по курсам истории политических учений, истории журналистики, современных политических учений Востока, сравнительной политологии, конфликтологии.
Исследование может быть полезно и необходимо журналистам-практикам, работающим в зонах конфликтов, проходящих под лозунгами джихада, а также специалистам других структур, вовлеченных в разрешение локальных и региональных конфликтов, где, так или иначе, используются лозунги джихада.
В эмпирическую базу исследования вводится большой массив классических и современных мусульманских богословских текстов, включая Коран, хадисы, сочинения средневековых классиков мусульманского вероучения, принадлежавших к разным течениям в исламе, трактаты мусульманских историков и хронистов средневековья, нового и новейшего времени. Сюда относится мемуарная и эпистолярная литература, в которой затрагиваются различные аспекты джихада, политические документы, тексты и воззвания, а также интервью, статьи и комментарии, посвященные джихаду, и публиковавшиеся в печатной и электронной российской и зарубежной прессе Х1Х-ХХ-ХХ1 веков.
Апробация диссертационной работы
Материалы и результаты выполненного исследования были апробированы в ходе научных форумов и конференций, в том числе на 13 годичной Сессии Ленинградских арабистов «Историческая литература в истории и культуре Арабского Востока. ( ЛО ИВАН СССР, 1988 г.), «Век информации и мир» (СПБГУ, 2000,2001), а также в монографии "Джихад: идеология и пропаганда" (СПБ, 2002).
Заключение научной работыдиссертация на тему "Джихад: идеология и пропаганда в международной конфессиональной и политической коммуникации"
Джихад как концепция, определяющая политику и образ действий мусульманских стран, партий, общин и многих мусульман как индивидуумов, находится в центре внимания политиков, прессы и исследователей, как российских, так и зарубежных.Террористические акции в США 11 сентября 2001 года и захват заложников в театральном центре в Москве 23 сентября 2002 года привлекли особо пристальное внимание к доктрине, которая стала идеологической базой самых масштабных террористических актов в истории. В этих условиях принципиально важными становятся попытки исследовать классическую и современную концепции джихада, ставшего идейной основой джихадистских атак.В рамках этой задачи приобретают научную и практическую политическую ценность выявленные и определенные в этом исследовании исторические, социальные, экономические и психологические механизмы воздействия доктрины джихада на мусульманский мир вообще, на отдельные мусульманские страны, общины и отдельных мусульман в частности.Не менее значимыми представляются исследованные в работе способы и методы отражения идеологии и практики джихада в современном информационном пространстве стран ислама и немусульманских государств.Доктрина джихада, идеологически и на практике самым тесным образом связана со становлением ислама как вероучения и образованием первого исламского государства: истинной и строгой теократии. Именно в этих условиях сформировалась доктрина джихада как один из «столпов веры», обязательный для исполнения.В мекканских, ранних и поздних мединских сурах Корана бьша определена необходимость вести джихад, то есть совершать некое усилие, жертвовать жизнью, имуществом или просто бороться словом ради своей веры, ради Бога и Его Посланника. Эта доктрина органично преобразовала бытовавшую в Аравии набеговую систему.В Сунне джихад признается непременным и обязательным для каждого подлинно верующего, тогда как отказ от джихада определяется как нежелание быть мусульманином, со всеми вытекающими отсюда последствиями: наказание при жизни и после смерти, отверженное существование, несмотря на внешнее благополучие. Верующим, которые ведут джихад, уготованы все блага при жизни и после смерти.Содержание понятия кафир - "неверный" менялось под влиянием обстоятельств и зависело от политической и экономической конъюнктуры при жизни пророка Мухаммада и после его смерти.в зависимости от задач и целей, стоявших перед мусульманским правителем или государством к кафирам-неверным причислялись люди Писания - христиане и иудеи или наоборот людьми Писания, а значит не кафирами, считали зороастрийцев, которые не упоминаются в Сунне. Причем прагматические соображения позволяли не только вести войны с единоверцами, но и заключать военные и политические союзы с иноверцами.Пластичность доктрины джихада нашла подтверждение в трудах мусульманских богословов, принадлежавших к различным течениям в исламе. Объекты и соответственно субъекты джихада у представителей разных течений в исламе отличаются весьма существенно. Это не только язьганики, но и христиане, иудеи, зороастрийцы, мятежники, восставшие «против законной власти», уголовные преступники, представители других течений в исламе, что весьма примечательно, если учесть, что мусульманское богословие никогда не формулировало таких понятийных понятий, как "ересь".Важным элементом джихада у представителей различных течений считалась борьба мусульманина с собственными пороками.В средние века доктрина джихада вписывалась в социальный, экономический и политический контекст эпохи. Сравнительный анализ сочинений христианских хронистов и мусульманских историков показывает, что идеология и практика крестоносных войн не имела существенньгх отличий от правил ведения джихада. Однако джихад как идеологическая система, в отличие от крестоносной идеи был неотъемлемой и органичной частью вероучения, столпом веры.Россия как государство сталкивалась с джихадом с момента появления на ее рубежах мусульманских государственных образований. В ряде случаев доктрина джихада становилась чем-то вроде государственной военной доктрины, как это было, к примеру, во время русско-иранских и русско-турецких войн. В некоторых богословских трактатах, написанных непосредственно для идеологического обеспечения этих войн, термин "кафир" - неверный даже замещался этнонимом "русский". Однако религиозное противостояние оставалось за скобками межгосударственных отношений, если это шло вразрез с интересами государства, что доказывают тексты мирных договоров.Гораздо более "религиозно ангажированной" была Кавказская война.Лозунги джихада использовали не только сторонники Шамиля, но и представители России и Западной Европы. Однако анализ собственно идеологической основы этой войны - мюридизма, а также военных и политических аспектов Кавказской войны показывает, что лозунги джихада хотя и бьши существенными, но не определяли ее ход и результаты. Простая для восприятия идея джихада органично слилась с бытовавшей на Кавказе набеговой системой, что в значительной степени определило успехи горцев в этой войне. Превращение войны, а в сущности набега, в занятие экономически менее выгодное, чем мирная жизнь в России, вкупе с веротерпимостью и умением перетянуть на свою сторону горскую верхушку позволило Российской империи одержать победу в джихаде, который называли бесконечным.При этом поражения в джихаде, в том числе те, которые потерпели Каджарский Иран и имамат Шамиля, никак не сказались на отношении верующих к джихаду как таковому. Для мусульман на уровне личностного восприятия джихад по-прежнему оставался одним из столпов веры.Активное использование исламских лозунгов в новейшее время, к которому прибегали не только исламисты, но и европейские державы, желающие заручиться поддержкой того или иного режима, привело к крайнему усилению роли ислама. Этот феномен известен как реполитизация ислама.Во второй половине X X века реполитизация ислама проходила на фоне противостояния двух идеологий и двух сверхдержав по оси "СССР - США". Это привело к тому, что каждая сторона пыталась использовать страны ислама и организации, действовавшие от имени ислама, в своих интересах.Практика современного джихада, общие черты и различия джихада в разных странах мира и мотивация муджахедов, как тех, что совершили атаку на США или захват зрителей в московском театральном центре, так и талибов, благодаря многочисленным публикациям в прессе могут показаться явлениями одного порядка.Практика современного джихада, общие черты и различия джихада в разных странах мира и мотивации муджахедов проанализированы на примере авиаатаки на Нью-Йорк и Вашингтон и правления талибов в Афганистане. Сейчас два этих "джихада" благодаря стараниям прессы объединены в один в сознании публики, но, в сущности, представляют собой два разных типа и вида современной политической борьбы, опирающейся на одну и ту же доктрину ислама - учение о джихаде.Сравнительный и контент-анализ показывают, что доктрина джихада и его лозунги в современных условиях используют различные исламские партии, движения и группы, причем войны или конфликты, в которых задействованы эти силы, ведутся ради достижения самых разных целей. Помимо открыто декларируемого тем же Бен Ладеном и другими исламскими лидерами строительства исламского халифата и утверждения в мире власти ислама, это может быть и государственнический, национальный реванш, своеобразная прививка от неоколониализма. С помощью доктрины джихада могут быть обоснованы и антиколониальная война, и утверждение собственного национального государства, и возрождение государственной власти после кровопролитной гражданской войны, и усиление влияния той или иной региональной сверхдержавы в рамках концепции субимпериализма.В X X веке на разных исторических этапах доктрину джихада использовали немусульманские страны ради достижения собственньк политических целей. А проповедники и воины ислама, отстаивающие доктрину джихада как средство всемусульманской борьбы, хотя и могут на определенных этапах оказаться союзниками, действуют ради достижения разных целей, а значит, союз этот временный и никаким другим быть не может.Анализ публикаций в американском влиятельном журнале "Тайм", а также анализ откликов на события 11 сентября, появившихся в разных странах, доказывает, что отражение доктрины джихада в СМИ связано с господствующим общественным подходом к конкретной войне в стране, где выходит то или иное издание.Источником и движущей силой массового исламистского движения является не только ислам. Это доказывает массовая поддержка, которую получили террористические акции 11 сентября 2001 года со стороны неонацистов и других крайне правых движений США, Западной Европы и России, что подтверждает серия публикаций, вышедших сразу после авиаатаки. Такая поддержка вскрывает типологическое сходство между исламистскими движениями на Ближнем и Среднем Востоке и экстремистскими организациями, которые действовали в развитых странах в шестидесятые-семидесятые годы X X века. Косвенное сходство обусловлено и тем, что их образ действий фактически адекватен методам таких известньгх организаций, как "Красная армия" (ФРГ), "Красные бригады" (Италия).Лозунги джихада используются для идеологического, политического, экономического и технического обеспечения локальных конфликтов через Интернет, где можно найти и исламских радикалов - борцов с чуждым влиянием, с ярко выраженным мифологическим сознанием, строителей собственной государственности, а также мошенников, которые просто зарабатывают деньги на доктрине джихада, точно так же, как это можно делать на лохотроне.Анализ войны под лозунгами джихада на территории Чечни показывает, что если опираться только на богословские материалы, которые распространяет, к примеру, "Исламский институт Кавказ" листовки, письма и воззвания, подписанные Шамилем Басаевым или лозунги, под которыми бьш проведен захват заложников в Театральном центре в столице России, можно прийти к выводу, что в Чечне колоссальное значение придается именно утверждению ислама вообще и доктрине джихада в частности. Однако материалы чеченской прессы начала и середины 90-х годов, а также факты из биографии видных полевых командиров обнаруживают, что религиозная радикализация конфликта в Чечне приходятся на конец 90-х и тесно связана с увеличением финансовых поступлений из исламских государств, по сравнению с другими источниками доходов. В реальности притяжение Чечни к Саудовской Аравии и другим активистам исламского мира обусловлено исключительно экономическими причинами.К моменту начала чеченской революции (лето 1991) чеченское общество имело кланово-трайбалистский характер, как во времена Шамиля. Социальный регресс привел к тому, что усилились клановые и родоплеменные связи, в республике снизился объем производства и без того достаточно низкий, заставлявший значительную часть населения заниматься отходничеством. Регресс привел к возрождению набеговой системы в новых формах. А ведь набеговая система, традиционно принятая в родоплеменных сообществах, находящихся на стадии первоначального накопления, позволяет восполнить недостающий продукт до достаточного и сформировать излишки.Характер такого способа формирования излишков представляет собой симбиоз традиционного, поощряемого обществом, с криминальным.Набег, захват добычи или пленных с целью получения вьжупа не осознается как преступление.Возрождение набеговой системы позволило многим чеченцам добывать средства существования для своих семей, а лидерам накопить значительные состояния. Лозунги джихада или борьбы за независимость, как таковые, не играли решающей роли.Определяющей стала экономическая составляющая, тесно связанная с такими акциями, как захват заложников ради выкупа. (Подобные акции не зафиксированы в других странах, где ведется джихад, так же, как в Чечне крайне редко регистрируются теракты с участием смертников, обычные в других регионах'^^^.) Захват в качестве заложников зрителей и артистов мюзикла "Норд-Ост" был продекларирован как акция смертников-шахидов. (Как уже упоминалось, эта книга была подготовлена к печати, когда вечером 23 октября акция Мовсара Бараева и его соратников перешла в активную фазу.) Несомненно, мотивы, политические, экономические, религиозные и психологические, которыми руководствовалась группа Бараева, заслуживают отдельного и подробного анализа, который будет необходимо произвести, когда станут известны детали и подробности, в том числе закулисные, этой террористической акции. Однако даже отдельные видимые факты указывают на то, что эта акция не планировалась как атака самоубийц. Террористы бьши отлично вооружены, тогда как для реализации угрозы умереть и унести с собой почти тысячу жизней хватило бы только взрывчатки. Доставка такого количества оружия в столицу России, несомненно, суш;ественно осложнил подготовку к акции, тем не менее террористы пошли на это. Практически все они бьши в масках, тогда как шахиду, уже приготовившемуся к смерти в бою - незачем скрывать свое лицо.в момент штурма выяснилось, что многие из боевиков переоделись из камуфляжа в гражданскую одежду, что свидетельствует об их намерении скрыться. И наконец, по свидетельству бойцов "Альфы" и заложников, газ подействовал далеко не сразу, у смертников бьши секунды, даже минуты для того, что замкнуть пояса-смерти, чего, к счастью, не произошло. Это лишь некоторые несообразности в поведении и действиях тех, кто называл себя "шахидами". Список можно продолжить, в частности нельзя не упомянуть некоторую театральность всего действа: камуфляж боевиков и странные, не типичные для чеченок одеяния женш1ИН-террористок. Такой вид "хеджаба" распространен в странах Персидского залива, и это указывает на то, что декорации бьши предназначены для зарубежного зрителя, или заказчика...Когда исламские спонсоры стали приносить большие доходы, чем привычные источники доходов, их лозунги стали превалируюп],ими.Сушностные и качественные отличия джихада в Чечне от джихада, который вели талибы, ведут палестинцы и бойцы "Аль-Каиды", следует учитывать при разработке мероприятий по умиротворению Северного Кавказа в значительно большей степени, чем лозунги и концепции, которые разрабатывает и распространяет "Исламский институт Кавказ" и аналогичные пропагандистские центры.Необходимо глубоко анализировать и исследовать подоплеку любой войны, ведущейся под лозунгами джихада, что позволит выявить социальные, экономические и политические факторы, определяющие действия мусульман или мусульманских общин, для которых пластичная и не однозначная доктрина джихада является непреходящей религиозной ценностью.
Список научной литературыБаконина, Марианна Станиславовна, диссертация по теме "Журналистика"
1. Березин И. Путешествие по Дагестану и Закавказью. Казань, Москва, СПБ, 1849.1. 6. Блиев М., Дегоев В. Кавказская война. М., 1994.
2. Вебер М. История хозяйства. Город. М., 2001.1. 8. Гаджи-Али. Сказание очевидца о Шамиле: Сборник сведений окавказских горцах: б.м., 1873.1. 9. Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. М., 2001.
3. Грюнебаум Г.Э. Классический ислам: очерк истории. М., 1988.
4. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.
5. Дегоев В. Имам Шамиль: пророк, властитель, воин. М., 2000.
6. Жуков Е.М. Роль религии в мировой истории. М., 1965.
7. Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. М., 1980.
8. Зорин В. Дневник не для себя. (Чечня: кремнистый путь к миру. Книга первая). М., 1999.
9. Иванов М.С. Очерк истории Ирана. М., 1953.
10. Игнатенко А.А. Халифы без халифата. М., 1988.
11. Казиев Ш.М. Имам Шамиль. М., 2001. Кара-Мурза Манипуляция сознанием. М. 2001.
12. Кривенко В. Очерки Кавказа. Поездка на Кавказ осенью 1888 года. Т.1.СПБ, 1893.
13. Левада Ю.А. Социальная природа религии. М., 1965.
14. Лосев А.Ф. Диалектика мифа: Из ранних произведений. М., 1990.
15. Лукач И. Пути богов. К типологии религий, предшествовавших христианству. М., 1984.