автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Джон Локк и социально-экономическая мысль французского Просвещения второй половины XVIII века

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Кузнецов, Анатолий Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Минск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Диссертация по философии на тему 'Джон Локк и социально-экономическая мысль французского Просвещения второй половины XVIII века'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Кузнецов, Анатолий Владимирович

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ФИЛОСОФИЯ ЛОККА КАК ИДЕЙНЫЙ ИСТОЧНИК СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ФРАНЦУЗСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХУШ ВЕКА

§ I. Роль гносеологии Локка в обосновании его социально-политического учения 15

§ 2. Социально-политическое учение Локка и его воздействие на французских просветителей ХУШ века 36

ГЛАВА П. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВДЕИ ЛОККА ВО ФРАНЦУЗСКОМ ПРОСВЕЩЕНИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХУШ ВЕКА

§ I. Распространение идей Локка во Франции 92

§ 2. Развитие идей Локка в социально-политических учениях французских материалистов второй половины ХУШ века 122

§ 3. Д.Локк и социально-политические учения Ж.-Ж.Руссо и французских социалистов-утопистов ХУШ века 150

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Кузнецов, Анатолий Владимирович

В современную эпоху, когда "идет напряженная, поистине глобальная борьба двух идеологий" /21, с.29/ острую актуальность приобретают исследования, относящиеся к истории философской и ) социально-политической мысли Западной Европы ХУП-ХУШ веков. В это время в наиболее развитых странах закладывались основы капиталистических отношений и формировались основные принципы буржуазной идеологии.

Одной из центральных фигур философии и социально-политической мысли ХУП-ХУШ веков был английский философ Д.Локк. Отмечая значение работ Локка в истории философии этого периода, К.Маркс указывал, что "взгляды Локка имеют тем более важное значение, что он является классическим выразителем правовых представлений буржуазного общества в противоположность феодальному" /10, с.371/.

Кроме того философские и социально-политические концепции английского мыслителя были своеобразным связующим элементом между философской и социально-политической мыслью ХУЛ и ХУШ веков.

Рассматривая значение Локка для формирования идейно-политических и философских взглядов французских просветителей ХУШ векаД Маркс и Ф.Энгельс отмечали: "Кроме отрицательного опровержения теологии и метафизики ХУП века необходима была еще положительная антиметафизическая система. Чувствовалась необходимость в такой книге, которая привела бы в систему тогдашнюю жизненную практику и дала бы ей теоретическое обоснование. Сочинение Локка о происхождении человеческого разума очень кстати явилось с того берега Ла-Манша. Оно встречено было с энтузиазмом, как давно и страстно ожидаемый гость" /4, с.142/.

Хотя идеи Локка начали распространяться во Франции еще с

90-х годов ХУЛ века /см. 241, р.113-114/, но лишь во второй половине ХУШ века философия и социально-политическое учение английского мыслителя стали оказывать решающее влияние на развитие французского Просвещения. Этому способствовали на наш взгляд два главных обстоятельства. Во-первых, с конца 40-х годов ХУШ века во Франции начался самый глубокий и затяжной кризис феодального абсолютизма /см.,напр., 114/^ который, в конечном счете, завершился Великой французской буржуазной революцией. Этот кризис поставил на повестку дня задачи решительного буржуазного преобразования французского общества. Именно поэтому социально-политическое учение Локка как идеологическое оправдание таких общественных преобразований, уже свершившихся в Англии, стало для французских просветителей второй половины ХУШ века идейным источником и образцом их собственных социально-политических концепций.

Во вторых, к 50-м годам ХУШ века ньютонианская физическая теория окончательно вытесняет картезианскую физику. Вместе с физикой были поставлены под вопрос и основные принципы картезианской философии, господствующей в интеллектуальной ?кизни Франции первой половины ХУШ века. Поскольку философия Локка, а, следовательно, прежде всего его гносеологическое учение были тесно взаимосвязаны с принципами ньютонианской физики, то это обстоятельство облегчало для философских концепций Локка завоевание господствующего места в интеллектуальной жизни Франции. Но воспринимая основные положения гносеологии английского мыслителя, французские просветители воспринимали и его подход к решению социально-политических проблем.

Однако французские просветители второй половины ХУШ века не просто заимствовали отдельные положения философии и социально-политического учения Локка, они развивали их и приходили к выводам, иногда прямо противоположным тем положениям, которые отстаивал английский мыслитель.

Направление развития идей Локка в социально-политической мысли французского Просвещения, как и само развитие французского Просвещения, определялось особыми /по сравнению с Англией конца ХУЛ века, когда были созданы основные работы Локка/ условиями экономической и социально-политической жизни Франции второй половины ХУШ века.

С одной стороны, для Англии конца ХУП века после двух буржуазных революций была характерна стабилизация социально-экономической жизни: окончательно оформился и окреп союз между перестроившим на капиталистический лад свое хозяйство новым дворянством и крупной буржуазией, а средняя буржуазия заняла скромное, но достойное место в социально-экономической структуре Англии. Общими усилиями этот союз мог парализовать борьбу мелкой буржуазии, полупролетарских и пролетарских слоев за свои интересы, а также попытки реакционной части старого дворянства и королевского дома Стюартов реставрировать абсолютизм.

С другой стороны, социально-экономическое положение Франции ХУШ века было крайне неустойчивым и характеризовалось резкой имущественной и социальной дифференциацией. Основные социальные силы разделились на два полюса, на одном из которых находились крупные собственники /феодальные землевладельцы, откупщики, финансисты/, связанные с абсолютистским правительством, на другом - мелкая буржуазия, крестьяне, ремесленники. В условиях, когда средняя буржуазия была слаба политически и не обладала в полной мере классовым самосознанием, пыталась приспособиться к абсолютизму путем покупки дворянских должностей /см. 126, с.211/, мел

- б кая буржуазия, мелкие собственники выдвинулись в авангард будущей революции.

Все это обусловило общую радикализацию социально-политической мысли Франции к концу ХУШ века, а, следовательно, переработку идей Локка в самом радикальном направлении.

Поскольку английская буржуазия ХУЛ века имела в лице парламента политический институт для защиты своих экономических и социальных интересов, то естественной формой государственного устройства считалась ограниченная конституционная монархия, -что получило яркое отражение в концепции Локка о разделении властей. В то же время французская буржуазия ХУШ века не имела такого политического института для защиты своих требований, поэтому долгое время она сохраняла иллюзии относительно абсолютизма как защитника своих интересов против крупных феодалов. Эти иллюзии воплощались в концепциях просвещенного абсолютизма, которые в свое время были популярны среди просветителей. Тем не менее обострение социальной и политической борьбы во Франции второй половины ХУШ века приводит к постепенному отказу от этих концепций.

В силу того что, буржуазная революция в Англии осуществлялась под религиозными лозунгами протестантизма, и социально-политические новации в социальной и экономической структуре английского общества оправдывались и обосновывались с помощью религии, то даже наиболее радикальные из социально-политических мыслителей Англии ХУЛ века рассматривали атеизм как негативное явление в духовной и политической жизни общества. Поскольку же католической церкви во Франции удалось вытеснить протестантские движения, а сама католическая церковь была тесно связана с феодальным и v Y землевладением и являлась крупнеишим феодалом, то именно французские просветители как идеологи буржуазных преобразований во французском обществе постепенно довели вольномыслие до атеизма. Вершиной буржуазной социально-политической мысли Франции ХУШ века были атеистические концепции великих французских материалистов ХУШ века.

В свою очередь французское Просвещение явилось идейной подготовкой и обоснованием Великой французской буржуазной революции 1789-1793 г.г., которая "для своего класса, для которого она работала, для буржуазии, она сделала так много, что весь XIX век, тот век, который дал цивилизацию и культуру всему человечеству, прошел под знаком французской революции. Он во всех концах мира только то и делал, что проводил, осуществлял по частям, доделывал то, что создали великие французские революционеры буржуазии, интересам которой они служили" /18, с.367/.

Таким образом, тема данного исследования непосредственно связана с проблемами формирования буржуазной идеологии. В современный период обострения идеологической борьбы эта тема приобретает особую актуальность. Для того, чтобы успешно бороться с современной буржуазной идеологией, необходимо глубоко изучить

U U противоречивый процесс становления основных принципов этой идеологии.

Практически в каждой работе, посвященной анализу философии французского Просвещения или философии Д.Локка, говорится об идейном влиянии, которое оказал Д.Локк на развитие французского Просвещения ХУШ века. Этот факт не вызывает удивления, поскольку и сами французские просветители неоднократно отмечали то большое влияние,, которое на них оказали работы Д.Локка. Даже саше отдаленные в идейном плане от Локка французские просветители /например, Ж.-Ж.Руссо или социалисты-утописты ХУШ века/ неизменно отдавали должное английскому мыслителю /см. 70, с.360; 56, с.227/. Большое значение взглядов Локка для формирования философии французского Просвещения и в конечном счете для идейной подготовки революции 1789-1793 г.г. отмечали и враги французского Просвещения. Ж.де Местр, например, писал о Локке как о рассаднике семян зла, которые, попав "в теплую грязь Парижа, произвели революционного монстра, поглотившего Европу" /Цит.по: 255, р.266/.

Влияние философского наследия Локка на философские и социально-политические концепции ХУШ века было столь велико, что даже Гегель в начале XIX века отмечал, что "локковская философия находится в большом почете; она, вообще говоря, еще и теперь является философией англичан и французов и в известном смысле также и философией немцев" /106, т.XI, с.318/. В XIX - начале XX веков в работах историков философии, социально-политической мысли, права, литературы философия Локка начинает рассматриваться как источник всего французского Просвещения. В этих работах отмечалось, что социально-политическое учение Локка содержит "в зародыше многие положения, имевшие большое влияние на все мышление ХУШ века" /213, с.335/, что философия Локка - краеугольный камень религиозного и политического освобождения ХУШ века. /См.108, т.I,с.138/ что Локк - наиболее влиятельный теоретик ХУП века, подготовивший основные идеи ХУШ века /см. 179, с.92; 124, с.81/, что "ни один писатель ХУП века не оказал такого решительного влияния на европейскую мысль в течение двух последних столетий, как Локк" /140, т.З, с.33-34/, что в работах Локка, посвященных социально-политическим вопросам, "как бы собраны воедино все основные тенденции политической мысли эпохи Просвещения" /102, с.69/.

В советских историко-философских работах, посвященных анализу философии и социально-политического учения Локка и французского Просвещения также последовательно проводится мысль о большой роли идей Локка в процессе формирования идеологии французского Просвещения /см. 135, с.216, 223; 135, с.439; 99, с.12-13; 185, с.345; 176, с.200; 147, с.17; 175, с.251; 211, с.241; 127, с.161; 88, с.84-85; 144, с.25, 53; 171, с.74; 93, с.10-12 и др./. В то же время ряд советских исследователей отмечает трансформацию идей Локка во французском Просвещении ХУШ века /см. 147, с.18; 177, с.138; 172, с.37; 145, с.153; 185, с.345/.

Колоссальное влияние идей Локка на формирование социально-политических и философских взглядов французского Просвещения признается и современными зарубежными исследователями /см.258, р. 4142; 233, р.140-142; 235, р.6,9; 271, р.102; 289, р.17; 95, с.256-257; 222, р.303; 234, р.135; 288, р.625, 627; 290, р.205; 259, р.171; 367, р.135 и др./. Вместе с тем во многих работах отмечается, что идеи Локка обсуждались, критиковались и развивались французскими просветителями ХУШ века /см. 249, р.321; 187, с.703; 232, р.238; 241, р.123 и др./.

Но поскольку авторы работ, посвященных изучению социально-политической мысли французского Просвещения или философии Д.Локка, не ставили перед собой задачу специального исследования проблемы влияния философии Локка на социально-политические учения французских просветителей, то их анализ этой проблемы носит достаточно случайный и спорадический характер. Кроме того, в этих работах практически не рассматриваются конкретные пути, способы, направления и этапы развития идей Локка во французском Просвещении второй половины ХУШ века. В результате теряется общая картина восприятия и процесса развития идей Локка французскими просветителями ХУШ века.

- 10

Цель и задачи исследования. Цель работы заключается во всестороннем анализе восприятия и развития идей Локка социально-политической мыслью фоанцузского Просвещения второй половины ХУШ века.

Цель исследования предполагает решение следующих задач.

- Проанализировать философские и социально-политические концепции Локка как идейный источник социально-политической мысли французского Просвещения второй половины ХУШ века.

- Охарактеризовать роль идей Локка в формировании социально-политических учений французских просветителей,

- Показать процесс развития идей английского мыслителя социально-политической мыслью французского Просвещения второй половины ХУШ века.

Цель и задачи диссертации предполагают прежде всего анализ влияния идей Локка на французское Просвещение. Однако это не означает, что философия и социально-политическая мысль французского Просвещения сводится исключительно к восприятию и развитию идей Локка. Во-первых, следует отметить, что само формирование и развитие французского Просвещения,прежде всего, было обусловлено теми социально-экономическими условиями, которые сложились во Франции в ХУШ веке. Во-вторых, идейными источниками французского Просвещения послужили и философская традиция Франции ХУП века, прежде всего,философские теории Декарта, Гассенди, Бейля/Локк и сам испытал огромное влияние этой философской традиции (см. 226; 261)/, и философское наследие крупнейших европейских мыслителей ХУП ©ека /Бэкона, Спинозы, Лейбница, Гоббса/. Данная работа не претендует на исчерпывающий анализ философской и социально-политической мысли французского Просвещения ХУШ века. Мы стремимся прежде всего выявить в социально-политических теориях те узловые концепции, которые обуславливают направления развития идей английского мыслителя выдающимися французскими просветителями ХУШ века.

Методологической основой диссертации послужили работы классиков марксизма-ленинизма, программные документы КПСС, в которых изложены принципы марксистско-ленинского подхода к анализу философских и социально-политических учений прошлого, вскрыта сущность противоречий капитализма и буржуазной идеологии. В работах классиков марксизма-ленинизма вскрывается внутренняя противоречивость философии Локка. Эта противоречивость и позволила философии и социально-политической теории Локка стать источником для самых разных, порой противоположных направлений в развитии философской и социально-политической мысли /см.16, с.127/. Анализируя влияние Д.Локка на социально-политическую мысль французского Просвещения второй половины ХУШ века, мы постоянно руководствовались этим подходом классиков марксизма-ленинизма к философскому наследию английского мыслителя.

В исследовании мы опирались также на труда советских философов: В.П.Волгина, Г.А.Заиченко, В.Н.Кузнецова, Б.В.Мееровско-го, Х.Н.Момджяна, Н.В.Мотрошиловой, И.С.Нарского, Т.И.Ойзермана, В.В.Соколова, Э.Ю.Соловьева, А.Л.Субботина и других. В диссертации использованы работы зарубежных авторов.

Научная новизна диссертации. Впервые всесторонне анализируется восприятие и развитие идей Локка социально-политической мыслью французского Просвещения второй половины ХУШ века.

- Рассматривается роль основных положений гносеологии английского мыслителя /критика теории врожденных идей, концепция образования общих понятий, теория знания, решение проблемы соотношения веры и разума/ в обосновании его социально-политического учения.

- 12

- На основе сравнительного анализа социально-политического учения Локка и концепций наиболее влиятельных предшественников английского мыслителя в области социально-политической теории ХУП в., раскрывается почему именно социально-политическое учение Локка стало одним из главных идейных источников социально-политической мысли французского Просвещения второй половины ХУШ века.

- Вскрываются основные направления и этапы развития социально-политических идей Локка во французском Просвещении.

- Выявляется, как определенные тенденции социально-политического учения Локка в процессе их развития в социальной мысли французского Просвещения обращались против буржуазной сущности этого учения.

А пробация основных положений диссертации осуществлена в докладах автора на городской научной конференции молодых ученых и специалистов /г.Минск,26-27 декабря 1978 г./, на итоговых научно-практических конференциях Минского государственного педагогического института имени А.М.Горького. Работа обсуждалась на кафедре истории философии и логики Белорусского государственного университета имени В.И.Ленина.

Теоретическая и практическая значимость диссертации. Основные положения диссертации могут быть использованы в курсах лекций по истории философии, по диалектическому и историческому материализму, в работе теоретических семинаров в системе партийной учебе, посвященных вопросам идеологической борьбы, в лекциях по линии общества "Знание".

Основные положения, выносимые на защиту. Одна из главных задач гносеологии Локка заключалась в обосновании его социально-политического учения. Критика теории врожденных идей была направлена не только против схоластики в области естествознания, но и против сторонников абсолютизма и феодальной идеологии в области обществознания. Концепция образования общих понятий и теория знания служили обоснованию рационалистического подхода Локка к решению социально-политических проблем. Доктрина соотношения веры и разума вела к полной секуляризации социально-политического учения. Воспринимая основные положения гносеологического учения Локка, французские просветители усваивали тем самым и общий подход английского мыслителя к решению социально-политических проблем.

- Основой социально-политического учения Локка была рационалистическая концепция естественного права. Естественно-правовая теория нового времени была опорой формирующейся буржуазной идеологии. Однако законченный буржуазный характер она приобрела в социально-политическом учении Локка. Именно Локку его концепцией естественных прав человека и,прежде всего,права собственности удалось разрешить противоречия, которые наметились в социально-политических теориях его наиболее крупных предшественников: Т.Гоб-бса, Б.Спинозы, Г.Гроция, С.Пуфендорфа, идеологов английской революции по проблемам роли государства в буржуазном развитии общества. Такие положения социально-политического учения английского мыслителя как теория разделения властей, теория народного су-веринитета и революции являлись наиболее четким для своего времени выражением интересов буржуазии в отношении переустройства государственных институтов.

- Философские и социально-политические идеи Локка послужили французским просветителям второй половины ХУШ века основой для формирования их собственных социально-политических концепций и для выдвинутых ими программ буржуазных преобразований французского общества.

В то же время под влиянием социальных условий Франции ХУШ века просветители развивают и перерабатывают в своих социальнополитических учениях идеи Локка. Можно выделить несколько этапов развития идей Локка, связанных с деятельностью представителей различных направлений социально-политической мысли французского Просвещения /от умеренно буржуазного до социалистичес-ко-утопического/. В процессе развития идей Локка во французском Просвещении второй половины ХУШ века раскрываются и углубляются противоречия идейного наследия английского мыслителя, подвергается критике догматизм его естественно-правовой концепции. Тем самым в работах просветителей намечаются новые пути и перспективы прогресса социально-политической мысли.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

1. Кузнецов А.В. Гносеология Д.Локка как методология его социально-политического учения. -В кн.: Философия и научный коммунизм. Вып. б. -Минск: Изд-во БГУ, 1979, с.161-170.

2. Кузнецов А.В. Социально-политическое учение Локка. -В кн.: Материалы конференции молодых ученых и специалистов г.Шнек, 26-27 декабря 1978 г./. 4.1. - Минск: Белорусский политехнический институт, 1980, с.38-39.

3. Кузнецов А.В. Противоречия социально-политического учения Д.Локка. -В кн.: Философия и научный коммунизм. Вып. 8. -Шнек: Изд-во БГУ, 1981, с.153-161.

4. Кузнецов А.В. Развитие социально-политических идей Д. Локка во французском Просвещении второй половины ХУШ века. Минск, 1981. 49 с. Рукопись депонирована в ИНИОН АН СССР 7704 от 10.06.81 г.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Джон Локк и социально-экономическая мысль французского Просвещения второй половины XVIII века"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Классики марксизма-ленинизма неоднократно отмечали, что философия и особенно социально-политическое учение Д.Локка являлись для своего времени классическим выражением буржуазной идеологии. Но следует подчеркнуть, что идеология буржуазии ХУП-ХУШ веков была идеологией прогрессивного класса. Интересы буржуазии в тот период времени еще совпадали с поступательным ходом развития общества. Поэтому идеологические представления буржуазии ХУП-ХУШ веков еще содержали в себе общедемократические требования самых широких социальных слоев. Вот почему социально-политическое учение Локка как наиболее четкое выражение буржуазной идеологии /по сравнению с другими влиятельными социально-политическими теориями ХУП века/ содержало в себе идеи,выходящие за рамки буржуазного преобразования общества, оно несло в себе такой идейный потенциал, который впоследствие мог быть обращен против буржуазной сущности этого учения.

Именно поэтому философские и социально-политические концепции Локка смогли стать источником и образцом для столь разнообразных направлений социально-политической мысли французского Просвещения второй половины ХУШ века.

Важной причиной того, что именно социально-политическая теория Локка стала одним из главных источников социально-политической мысли французского Просвещения второй половины ХУШ века было и то обстоятельство, что основные принципы этой теории обосновывались гносеологическим учением английского мыслителя, которое в свою очередь являлось основой гносеологических концепций французских просветителей ХУШ века.

Итак, положения социально-политического учения Локка /рационалистическая теория естественного права, трудовая теория собственности, принципы функционирования государственной власти, концепция народного суверинитета и революции/ являлись источником формирования и развития социально-политических учений французских просветителей. В то же время под влиянием социальных условий Франции второй половины ХУШ века, социально-политические идеи Локка постепенно трансформируются в работах французских просветителей.

Уже на раннем этапе развития идей Локка во французском Просвещении ХУШ века постепенно ликвидируются последние остатки теологических представлений еще присущих социально-политическому учению английского мыслителя. Эмпирико-сенсуалистические положения гносеологии Локка способствуют развитию исторического подхода к изучению социальной действительности, что ставит под вопрос рационалистическое естественно-правовое основание социально-политической теории английского мыслителя.

Наиболее полное развитие материалистических тенденций, заложенных в философии Локка, приводит французских материалистов ХУШ века к постепенному осознанию того факта, что общество управляется не какими-то внесоциальными умопостигаемыми законами природы, а борьбой интересов различных социальных групп и классов.

Понимание того обстоятельства, что неравенство собственности является причиной всех социальных конфликтов, с одной стороны, приводит Руссо к диалектическим представлениям о развитии общества /хотя эти диалектические представления еще выражаются французским мыслителем через понятия естественно-правовой теории Локка/, а, с другой, способствуют тому, что французские социалисты-утописты, используя рационалистический метод социально-политической

- 187 теории Локка, его концепцию естественных прав человека, начинают критику самого буржуазного общества.

Итак,развитие социально-политических идей Локка во французском Просвещении закладывает основу для новых потенциально- возможных путей прогресса социально-политической мысли, выходящих далеко за рамки основных положений социально-политического учения английского мыслителя.

Окончательную черту под развитием социально-политических идей Локка подводит Великая французская буржуазная революция. В процессе этой революции реализуются саше разные социально-политические концепции французских просветителей, на формирование которых решающее влияние оказало социально-политическое учение Локка. Проекты общественного устройства, рассчитанные на свое воплощение через сотни лет и рассматриваемые "политическими" умами старого режима как простая игра ума, осуществляются с потрясающей быстротой.

Но очень скоро выясняется, что социальная среда, которую стремился реформировать просветительский разум, отнюдь не так податлива на любые изменения. В принципе осуществляется общее желание всех просветителей: уничтожить абсолютизм и остатки феодализма. Однако идеальная модель государства, предложенная Руссо и принятая Робеспьером для воплощения в действительность, встречает неожиданно ожесточенное сопротивление со стороны самой социальной действительности и гибнет. А социальные проекты, предложенные социалистами-утопистами, даже не приблизились к желанной цели осуществления на практике, закончившись разгромом "заговора равных".

По мере осуществления более умеренных проектов стало ясно, что, "установленные1победой разума"общественные и политические учреждения оказались злой, вызывающей горькое разочарование карикатурой на блестящие обещания просветителей" /14, с.268/. Тем самым перед социально-политической мыслью встают проблемы, требующие реализации новых способов ее развития.

В современную эпоху обострения идеологической борьбы, многие положения социально-политических учений Д.Локка и французских просветителей ХУШ века, в которых наиболее отчетливо проявлялась буржуазная сущность этих учений в той или иной степени используются буржуазными апологетами для борьбы не только с марксизмом, но и с любыми проявлениями оппозиции по отношению к буржуазному обществу /см. 269, р.1-3; 273, р.90; и др./. Отчасти именно этим обстоятельством, по нашему мнению, объясняется столь популярный в родной стране английского мыслителя лозунг "Назад к Локку" /см. 177, с.130/. Тем не менее именно марксизм /как мы пытались показать в нашей работе/ явился достойным наследником всех прогрессивных тенденций философии Локка и французского Просвещения.

Данная диссертация не претендует на исчерпывающее исследование всех проблем связанных с влиянием философии Локка на французское Просвещение и развития идей Локка во французском Просвещении ХУШ века. Дальнейшая работа в этом направлении требует расширения источниковедческой базы исследования, анализа процесса проникновения идей Локка во Францию первой половины ХУШ века, более деталь ного изучения роли идей Локка в развитии философских и социально-политических концепций французских просветителей. Тем самым более подробно будет исследован один из сложных этапов формирования буржуазной идеологии.

 

Список научной литературыКузнецов, Анатолий Владимирович, диссертация по теме "История философии"

1. М а р к с К. Экономическо-философские рукописи 1844 года.-Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Госполитиздат, 1956, с.517-642.

2. М а р к с К. К критике гегелевской философии права. Введение. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,2-е изд., т.1, с.414-429.

3. Маркс К. К критике гегелевской философии права. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.1, с.219-368.

4. М а р к с К., Энгельс Ф. Святое семейство или критика критической критики. -Соч.,2-е изд., т.2, с.3-230.

5. М а р кс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. -Соч.,2.е изд., т.З, с.7-544. о. Map к с К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта.

6. Map кс К.,Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.8, с.115217.

7. Map кс К. К критике политической экономии. М а р к с К.,

8. Э н г е л ь с Ф. Соч., 2-е изд., т.13, с.1-167.

9. Map кс К. Капитал. Критика политической экономии. T.I, .

10. KH.I. Процесс производства капитала. -Маркс К.,

11. Э н г е л ь с Ф. Соч., 2-е изд., т.23. -,907,с.

12. Map кс К. Капитал. Критика политической экономии. Т.З,кн.З. Процесс капиталистического производства, взятый в целом.- М а ркс К.,Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 25,ч.1.,-545 с 2 •

13. М а р к с К. Теории прибавочной стоимости /1У том "Капитала"/. ч.1.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.26,41. -ХХУ1, 476 с.

14. М а р к с К. Теории прибавочной стоимости. /1У том "Капитала"/

15. М а р'кс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.26, ч.2. - 703 с.

16. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов. /Первоначальный вариант "Капитала"/. ч.1. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.46, чЛ ХХ1У, 559 с.

17. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов. /Первоначальный вариант "Капитала"/ Ч.2.- Маркс К., Э н ге л ь Ф. Соч. 2-е изд., т.46, ч.2. - 618 с.

18. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.20, с. 1-338.

19. Энгельс Ф. Диалектика природы. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.20, с.339-676.

20. Л е н и н В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн. собр. соч., т.18, с.7-384.

21. Ленин В.И. Философские тетради. Полн.собр. соч., т.29. - ХХ1У, 782 с.

22. Ленин В.И. I Всероссийский съезд по внешкольному образованию 6-19 мая 1919 г. Полн. собр. соч., т.38, с.327-372.

23. Программа Коммунистической партии Советского Союза: Принята ХХП съездом КПСС М.: Политиздат, 1976. - 144 с.

24. Материалы ХОТ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. - 223 с.

25. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. -М.: Политиздат, 1983. 80 с.

26. Б э к о н Ф. Сочинения: В 2-х т. М.: Шсль, I97I-I972.

27. Вольтер Ф.М. Бог и люди. Статьи, памфлеты, письма: В 2-х т. -М.: Изд-во АН СССР, 1961.

28. Вольтер Ф.М. Избранные сочинения: В 3-х кн.- Спб., 1914.

29. Вольтер Ф.М. Избранные произведения. -М.: Гослитиздат, 1947.- 644 с.

30. Вольтер Ф.М. Избранные работы по уголовному праву и процессу. -М.: Госюриздат, 1956, -339 с.

31. Вольтер Ф.М. Собственность. В ни.: Археографический ежегодник за 1958 г. -М.: Изд-во АН СССР, I960, с.412-414.

32. Вольтер Ф.М. Отрывки из сочинений. -В кн.: Антология мировой философии, т.2. М.: Мысль, 1970, с.547-558.

33. В о л ь т е р Ф.М. Сочинения. -Спб., 1896 С.Х1У + 370 с.

34. Вольтер Ф.М. Полное собрание всех до ныне переведенных на российский язык и в печать изданных сочинений Г.В о л ьт е р а: В 5-ти ч. М., 1802-1805, ч.1. 1802. 275 е.; ч.2. 1802.366 е.; ч.З, 1802. 396 с.

35. Вольтер Ф.М. Философия истории. -СПб., 1868, -429 с.

36. Вольтер Ф.М. Эстетика. Статьи. Письма. Предисловия и рассуждения М.: Искусство, 1974.- 392 с.

37. Гельвеций К.А. Сочинения: В 2-х т. -М.: Мысль, 19731974.

38. Г о б б с Т. Избранные произведения: В 2-х т. М.: Мысль, 1964.

39. Гольбах П. Избранные произведения: В 2-х т.- М.: Соц-экгиз, 1963.

40. Гольбах П. Социальная система. -В кн.: К о ч а р я н М.Г. Поль Гольбах. М.: Мысль, 1978, с.157-181.

41. Гольбах П. Социальная система. В кн.: Хрестоматия по французскому материализму ХУШ в, вып.2. -Пг.: Изд-во "Прибой", 1923, с.15-20.

42. Гольбах П. О религиозной морали. -В кн.: Вопросы научного атеизма, вып.27, -М.: Мысль, 1981, с.309-321.

43. Гольбах П. Письма к Евгении. Здравый смысл. -М.: Изд-во АН СССР, 1956. -455 с.

44. Гроций Г. О праве войны и мира. -М.: Госюриздат, 1956. 868 с.

45. Декарт Р. Избранные произведения. -М.: Госполитиздат, 1950.- 712 с.

46. Дидро Д. Собрание сочинений: В 10-ти т.- М.: Л., 19351947.43