автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему: Единство серьезного, трагического, смехового и катарсиса в эстетике М. М. Бахтина
Текст диссертации на тему "Единство серьезного, трагического, смехового и катарсиса в эстетике М. М. Бахтина"
московский государственный университет
им. М.В.ЛОМОНОСОВА
На правах рукописи
ОРУДЖЕВА САБИНА ЗАИДОВНА
единство серьезного, трагического, смехового и катарсиса в эстетике м.м.бахтина
Специальность 09.00.04 — эстетика
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание ученой степени кандидата философских наук
Научный руководитель — доктор философских наук, профессор ВОЛКОВА Е.В.
МОСКВА - 1998
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ....................................................................................................... 3
Глава I. Проблема эстетических смыслов
категории серьезности.................................................................. 15
§1. Серьезно-смеховое как противоположность
хмурой официальности .............................................................. 17
§2. Серьезность: страх - ложь - жалость - любовь ................................ 31
§3. Одиночество и диалог......................................................................... 47
Глава II. Трагический конфликт и его уровни
в интерпретации М.М. Бахтина........................................... 56
§1. Три уровня трагического конфликта................................................ 59
§2. Проблема смерти в жизни, искусстве, культуре............................. 80
§3. Топографическая сцена мира............................................................ 85
Глава III. Катарсис в философии и эстетике М.М.Бахтина............ 98
§1. Катарсическое освобождение посредством
амбивалентного смеха и трагической серьезности ....................... 101
§2. "Эстетическое оправдание бытия":
катарсис эстетической любви и завершения.................................111
§3. Катарсис эстетической Памяти....................................................... 122
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................130
БИБЛИОГРАФИЯ.........................................................................................136
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время творчество известного философа, эстетика и культуролога М.М.Бахтина уже в значительной мере исследовано как в России, так и за рубежом. Проходят международные конференции, посвященные философскому наследию М.М.Бахтина.1 К настоящему времени в России вышло три "Бахтинских сборника"2, также публикуются другие сборники статей исследователей творчества этого философа.3 Продолжается осмысление философско-эстетических взглядов М.Бахтина и соотнесение их с мировым научным и художественным контекстом.4 Не ослабевает интерес к трудам М.Бахтина и за рубежом.5 Исследователям философского творчества М.Бахтина удалось охватить большой диапазон гуманитарных проблем, интересовавших этого мыслителя. Психология человеческого поступка, проблемы диалога в жизни, литературе и гуманитарной науке, сложная динамика отношений 'автор — герой', народная смеховая карнавальная культура, творчество Рабле, Гоголя, Достоевского, — этот перечень далеко не исчерпывает всех направлений, в которых работала мысль М.Бахтина в области гуманитарного знания. Философская антропология, этика, проблемы речевых жанров, проблемы художественного содержания и формы, исследования в области лингвистики, герменевтики —
1 См.: М.М.Бахтин и философская культура XX века (Проблемы бахтинологии). Сб. научных статей в 2х частях. Материалы научной конференции "Первые Бахтинские чтения в Ленинграде. Наследие М.Бахтина в контексте культуры". Спб., 1991;
The Seventh International Bakhtin Conference. In two books. Moscow, RUSSIA. 1995; М.М.Бахтин и гуманитарное мышление на пороге XXI века. Тезисы III Саранских международных бахтинских чтений. В 2х частях. Саранск: йзд-во Мордов.ун-та, 1995.
2 См.: Бахтинский сборник-I. М., 1990; Бахтинский сборник-П. М., 1991; Бахтинский сборник-III. М., 1997.
3 См., например: М.М.Бахтин как философ. М., 1992; Бахтинология. Исследования, переводы, публикации. Спб., 1995; М.М.Бахтин в зеркале критики. М., 1995 и др.
4 См.: Богатырева Е.А. Драмы диалогизма: М.М.Бахтин и художественная культура XX века. М., 1996.
5 Emerson Caryl. The First Hundred Years of Mikhail Bakhtin. Princeton, N J. Princeton UP. 1997.
существует бесчисленное количество публикаций, посвященных различным граням бахтинского философского наследия. Философские идеи этого мыслителя рассматриваются через призму неокантианских веяний в его мысли, общности с проблематикой экзистенциализма, русской религиозной философии. Есть исследования наследия М.Бахтина в контексте постмодернистской культуры.1 И, конечно, немало работ написано о смеховой, и шире — карнавальной культуре в интерпретации М.Бахтина с опорой, в основном, на капитальный труд философа "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса". Как отмечает исследователь философского наследия Бахтина К.Эмерсон, "среди всех бахтинских идей "проблема карнавала" оказалась наиболее популярной, притягательной, доступной и легко приложимой к культурам и временам, отдаленным от эпохи первоначального источника ее происхождения".2
Иная ситуация сложилась вокруг другой, не менее существенной проблемы, интересовавшей М.Бахтина; речь идет о категории серьезности и непосредственно связанной с ней проблеме трагического. О концепции трагического в понимании М.Бахтина писала, пожалуй, лишь Л.А.Гоготишвили в связи с первой публикацией в журнале "Вопросы философии" текста рукописи М.Бахтина "Дополнения и изменения к "Рабле".1 На сегодняшний день нет исследований, посвященных собственно проблеме серьезности как категории эстетико-философского миропонимания и ее вариациям в наследии М.Бахтина. Не акцентировано внимание на органичной глубинной связи смехового и серьезного, комического и трагического в эстетике М.Бахтина. Исключение составляет доклад Дурова A.A. "И смех и слезы..." Заметки изучающего народную культуру после Бахтина", прозвучавший на
1 См., например: Махлин В.Л. Наследие М.М.Бахтина в контексте западного постмодернизма. // Бахтинология. Исследования, переводы, публикации. М., 1992.
2 Emerson С. The First Hundred Years of Mikhail Bakhtin. Princeton, N.J. Princeton UP. 1997. P.162.
Седьмой международной Бахтинской конференции в Москве в 1995 г.2 Тем более нет работ, в которых прослеживалась бы целостность смехового и серьезного аспектов бытия в искусстве с учетом заметок и обобщений 1940-х — начала 60-х гг., с которыми мы имеем возможность познакомиться после публикации в 1996 г. пятого тома семитомного академического собрания сочинений М.М.Бахтина.3
Пятый том — целиком архивный — представляет значительный интерес для исследователей философского наследия М.М.Бахтина. В работах этого тома обозначен новый синтез всех проблем, интересовавших Бахтина на протяжении всей его жизни, подводится своеобразный итог размышлениям над вопросами, поставленными мыслителем в ранних работах. Говоря словами самого М.Бахтина, опубликованные архивные записи как бы "стягивают в единый узел" все проблемы, интересовавшие Бахтина ранее.
Кроме этого, выход в свет пятого тома собрания сочинений М.М.Бахтина предоставил исследователям его философии и эстетики возможность ознакомиться с совершенно новыми материалами, свидетельствующими о том, что далеко не все размышления, наблюдения и заметки этого философа известны широкому читателю. В частности, только в архивных записях пятого тома получает должное освещение проблема серьезности и обертонов ее звучания в литературе и философии: "трагического космоса", "слезного аспекта мира", жалости, страдания, одиночества и всепрощающей любви. Как следует из этих текстов, проблема серьезности интересовала философа во все периоды его творчества и имеет важнейшее значение в рамках его теории карнавальной смеховой культуры и карнавализованной литературы.
1 Гоготишвили JI.A. Варианты и инварианты М.М.Бахтина. // Вопросы философии. 1992. № 1.
2 Дуров А.А. "И смех и слезы..." Заметки изучающего народную культуру после Бахтина.//ТЪе Seventh International Bakhtin Conference. Moscow, RUSSIA. 1995. Book 1. C.144.
3 Бахтин M.M. Собрание сочинений в 7-ми томах. Т.5. М. 1996 г.
Большинство текстов, опубликованных в пятом томе собрания сочинений М.Бахтина, имеет характер черновых подготовительных записей, даже набросков, которые хранятся в архиве философа. Некоторые из этих работ ранее публиковались с сокращениями, например, статьи: "К философским основам гуманитарных наук" (в другом варианте — "К методологии гуманитарных наук"), "Дополнения и изменения к "Рабле", "Слово о полку Игореве" в истории эпопеи", "К вопросам теории романа. К вопросам теории смеха. <0 Маяковском. >" (два отрывка из этой рукописи публиковались ранее под названиями соответственно: "Из заметок о комическом" и "Наброски к статье о В.В.Маяковском"), "Риторика, в меру своей лживости..." ("О любви и познании в художественном образе"), "Проблема речевых жанров", "Проблема текста" ("Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа").
Также среди работ, опубликованных в пятом томе, есть несколько, специально посвященных разработке проблем творчества Достоевского: "К истории типа (жанровой разновидности) романа Достоевского", "1961 год. Заметки", "Достоевский. 1961 г.". "Заметки 1962-1963 гг.". Имя Ф.М.Достоевского упоминается и во многих других текстах, вошедших в издание. В период 1940-х - 1960-х гг. продолжается осмысление Бахтиным творчества Достоевского на основе нового обширного литературного материала (Флобер, Франс, Стерн, Жан-Поль, Мериме, Додэ и проч.). Как известно, не все эти заметки вошли во вторую редакцию труда о Достоевском — "Проблемы поэтики Достоевского". Например, анализ особенностей пространства и времени в романах Достоевского вошел в книгу лишь в общих чертах, а намеченная Бахтиным линия исследования "Достоевский и сентиментализм" вовсе не отражена в основном тексте.
Можно утверждать, что на сегодняшний день мы имеем дело с целым морем идей и дополнительных разрозненных наблюдений Бахтина
на тему творчества Достоевского, связанных, тем не менее, между собой единой нитью концепции полифонического романа и теории романной прозы. Очевидно, воссоздание целостной концепции творчества Достоевского в интерпретации М.Бахтина — дело ближайшего будущего.1 Нас же в данном исследовании будут интересовать моменты, непосредственно связанные с нашей проблематикой, а именно: тона и обертоны звучания серьезности в романах Ф.М.Достоевского, трагические мотивы в его произведениях, топографические полюса, проступающие за реальными пространством и временем его романов и способствующие полноценному раскрытию смысловых глубин серьезности.
Таким образом, в настоящей работе предпринята попытка заполнить белые пятна в исследовании трудов М.М.Бахтина. Мы ставим перед собой цель осуществить эстетический анализ проблемы серьезности в аспекте неразрывного единства серьезного, трагического, смехового и катарсиса в эстетике М.Бахтина, что позволит ввести новые аргументы в пользу целостности философско-эстетической концепции мыслителя. При этом будут рассмотрены не только уже известные широкому читателю работы философа, но и недавно опубликованные архивные материалы, вошедшие в пятый том собрания сочинений М.М.Бахтина.
В этой связи основным методом исследования выбран метод герменевтического анализа текстов. Мы будем опираться на методологические принципы, сформулированные Г.-Г.Гадамером, а также на близкие к ним положения самого М.Бахтина, рассматривавшего любой феномен культуры (как научный, так и художественный текст-символ) как существующий в большом времени культуры и обновляющийся новыми смыслами, привносимыми каждой последующей эпохой. В качестве вспомогательных используются методы
1 О словах самого М.Бахтина относительно значительной "недосказанности" в его работах о творчестве Достоевского см.¡Бочаров С. Г. Об одном разговоре и вокруг него. // Новое литературное обозрение. №2 (1993). С.71-72, 83.
компаративистского и культурно-исторического анализа научных текстов и произведений искусства.
М.Бахтин отмечал необходимость единства синхронического и диахронического подходов при анализе исследуемых текстов. Интерпретация текста должна определяться не только предметно-теоретическими моментами, но и его исторической обусловленностью. Это позволяет интерпретировать текст не как обособленное явление, но как органичную часть общекультурного исторического контекста, что, по словам самого Бахтина, дает интерпретатору возможность выявить скрытые смысловые глубины текста.
Стремясь реконструировать целостность философско-эстетической концепции М.Бахтина посредством анализа ее составляющей части, мы будем исходить прежде всего из основного методологического принципа герменевтического анализа, а именно: целое надлежит понимать на основании отдельного, а отдельное — на основании целого. При этом в ходе исследования мы будем помнить о том, что при движении от целого к части и обратно "взаимосогласие отдельного и целого — всякий раз
о 15 1
критерии правильности понимания V
На сегодняшний день в эстетике всесторонне исследованы категории прекрасного, комического, трагического, возвышенного, патетического, мелодраматического. Однако широчайшая категория серьезного оставалась, в основном, за рамками интереса бахтиноведов-философов и эстетиков. М.Бахтин впервые поставил проблему серьезности в широком эстетико-культурологическом смысле, наметив, в то же время, более узкие направления внутри этой проблемы.
В процессе иследования проблемы серьезности в эстетике М.Бахтина мы обратимся к анализу смысловых ньюансов серьезности в различных контекстах: в смеховых и официализованных культурах, в романе и в трагедии, в сентиментальной, эпической, диалогической
архитектонике жанров искусства. Мы также обратимся к исследованию двух различных типов серьезности — официальной и неофициальной — и тонов и обертонов их звучания в литературе: серьезность власти, серьезность одиночества, мольбы и страдания, серьезность трагической жертвы и ошибки, серьезность сентиментальной жалости, сострадания и всепрощающей любви.
Необходимо отметить, что серьезность в эстетике М.Бахтина — не просто абстрактная категория, анализируемая в контексте общей теории эстетики и гуманитарного знания. Она раскрывается во всей полноте оттенков в приложении к области эстетического анализа художественных текстов. Не случайно К.Эмерсон называет Бахтина "великим певцом прозы".1 Поэтому без обращения к работам М.Бахтина о Ф.М.Достоевском, У.Шекспире, Н.В.Гоголе, Г.Флобере попросту невозможно дать целостную картину интересующей нас в данной работе проблемы. Мы попытаемся показать звучание различных обертонов серьезности в творчестве этих писателей, ставшее возможным именно на карнавализованном фоне их произведений.
В настоящей работе проблема серьезности в эстетике Бахтина ставится в аспекте динамического единства серьезно-трагического и смехового образов мира. Этому существенному моменту эстетики Бахтина также не было уделено достаточного внимания в научной литературе. Подобная ситуация объясняется тем, что в ранее публиковавшихся работах М.Бахтина эта проблема практически не "заявлена", хотя отдаленные намеки на единство серьезного и смехового аспектов мира в образах искусства и культуры все же обнаружить можно. Зато после публикации рабочих записей философа 1940-х - 1960-х гг. в пятом томе эта проблема стала более очевидной. Причем, если в работах 1940-х гг. еще не отмечается единство серьезного и смехового
1 Гадамер Г.-Г. О круге понимания.//Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. С.72.
(исключение составляет статья 1940 г. "Сатира", в которой намечена взаимодополнительность этих аспектов), то в более поздних работах 1960-х гг. смеховой и серьезный аспекты мира предстают в своей органической взаимодополнительности. Сливаясь, но не совпадая, они образуют единую категорию серьезно-смехового, которая проясняет и конкретизирует сложную внутреннюю структуру бахтинского понятия карнавальной культуры. Таким образом, смеховой аспект мира уравновешивается серьезным, в результате чего преодолевается ошибочное представление о смехе как о единственной универсализующей силе в рамках народной карнавальной культуры и восстанавливается архитектоническое целое бытия. Это положение несколько корректирует основную идею книги М.М.Бахтина "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса".
Особое место в настоящем исследовании отведено анализу интерпретации Бахтиным проблемы трагического конфликта в мировой литературе, поскольку в жанре трагедии серьезность достигает своего предельного, "полюсного" звучания. Можно сказать, что трагедия есть апофеоз выражения серьезности. Понимание Бахтиным серьезного и смехового как двух взаимосвязанных и взаимодополняющих ценностных аспектов мира, отраженных в культуре и искусстве, позволило философу по-новому взглянуть на трагико-серьезный аспект бытия и дать нетрадиционную интерпретацию трагическому конфликту в мировой литературе. В основном эстетический анализ проблемы трагического осуществлен философом на материале трагедий У.Шекспира, однако и в этой связи М.Бахтин вновь обращается к романам Ф.М.Достоевского.
Мы также ста