автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему: Эфиопская иконография XIX - XX вв.
Полный текст автореферата диссертации по теме "Эфиопская иконография XIX - XX вв."
На правах рукописи
СЕМЕНОВА ВАЛЕРИЯ НИКОЛАЕВНА
ЭФИОПСКАЯ ИКОНОГРАФИЯ XIX - XX вв: ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ КОЛЛЕКЦИИ МУЗЕЯ АНТОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ ИМ. ПЕТРА ВЕЛИКОГО (КУНСТКАМЕРА) РАН
Специальность - 07.00.07 — этнография, этнология, антропология
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Санкт-Петербург 2013
005539994
2 8 НОЯ 2013
005539994
Работа выполнена в отделе этнографии Африки и отделе этнографии Южной и Юго-Западной Азии Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамеры) Российской Академии Наук
Научный руководитель: доктор исторических наук
ведущий научный сотрудник отдела этнографии Южной и Юго-Западной Азии МАЭ РАН Альбедиль Маргарита Федоровна
доцент, Зав. Отделом Ближнего и Среднего Востока Института восточных рукописей РАН Французов Сергей Алексеевич
кандидат исторических наук
старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН Турьинская Христина Михайловна
Официальные оппоненты: доктор исторических наук,
Ведущая организация: Государственный Эрмитаж
диссертационного совета Д.002.123.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук при Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН по адресу: 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб.,
Защита состоится
на заседании
Д. 3.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН.
Автореферат разослан «
Ученый секретарь Диссертационного совета, кандидат исторических наук
А. И. Терюков
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования.
Изучение традиционной духовной культуры народов мира, включая религию -одно из важнейших направлений в современной этнографической науке. Существенной областью изучения христианской традиции в Эфиопии является исследование культовых предметов (икон, настенных росписей и т.п.), которые принадлежа к сфере официальной религии, в то же время представляют местную художественную традицию, а часто служат целям этнической и социальной самоидентификации. Среди них первостепенное значение отводится иконам, часть из которых хранится в различных музеях мира, в том числе в Музее антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН.
Исследование музейных коллекций — продуктивный и перспективный путь для решения многих этнорелигиоведческих и культурно-антропологических вопросов, касающихся разных сторон жизни традиционного эфиопского общества, тем более что зачастую музейные экспонаты оказываются единственными доступными этноисторическими источниками по некоторым темам.
Исследуемые в диссертации музейные коллекции (в том числе - дары русских врачей, работавших в Эфиопии с 1896 по 1912 гг. в рамках деятельности Красного Креста) являются первыми полноценными этнографическими коллекциями в России. Они служат уникальными вещественными источниками по духовной культуре Эфиопии указанного периода.
Предлагаемое в диссертации комплексное исследование коллекции эфиопской сакральной живописи, хранящейся в МАЭ РАН, атрибуция и введение в научный оборот экспонатов XIX - XX вв., определение характерных особенностей художественной традиции Эфиопии, уточнение ее периодизации и выявление общих закономерностей в сложении и развитии конкретных художественных форм представляется весьма актуальным в аспекте этнической дифференциации культур.
Объектом исследования является эфиопская иконография XIX - XX вв., связанная с христианством, попавшим в Эфиопию через византийских монофизитов. В процессе усвоения христианского наследия и адаптации его к местным условиям происходили неизбежные двусторонние изменения, как в христианском изобразительном каноне, так и в местной этнокультурной традиции, интегрировавшей этот канон.
Предмет исследования - коллекции МАЭ РАН, представляющие художественную традицию Эфиопии XIX - XX вв. В качестве вещественных объектов христианства как религиозной системы, последние составили его существенную часть.
Цель работы состоит в описании и комплексном изучении фонда эфиопской традиционной живописи МАЭ РАН, а также выявлении на основе проведенного анализа
закономерностей и особенностей изобразительного канона в эфиопской художественной традиции XIX - XX вв. Этот материал впервые вводится в оборот отечественной и зарубежной науке.
Для достижения этой цели потребовалось решить следующие исследовательские задачи:
1. Проанализировать историю изучения эфиопской художественной традиции в отечественной и зарубежной науке;
2. Рассмотреть этнографическое собрание МАЭ РАН по эфиопской традиционной живописи как доказательную базу выдвинутых тезисов о применении метода включенного наблюдения и этнологического анализа к изучению иконы как отдельного феномена эфиопской христианской культуры;
3. Определить и систематизировать иконографические черты основных образов Эфиопской Церкви.
4. Атрибутировать экспонаты МАЭ РАН как образцы художественной традиции, показать историю их бытования в эфиопской культуре, назначение и использование;
5. Проследить эволюцию иконографического канона за период XIX - XX вв., выявить причины произошедших изменений, которые можно считать инновационными для художественной традиции Эфиопии, показать воздействие сакральной живописи на светскую картину, в том числе проследить появление специфической народной живописи, которая востребована туристами как национальный эфиопский сувенир;1
Хронологические рамки исследования заданы исследуемым материалом -коллекциями МАЭ РАН, в которых представлены образцы эфиопской иконографии XIX -XX вв., но фактически затронут и более ранний период, начиная от истоков возникновения канона, а также более поздний, связанный с современной церковной живописью и выросшей из нее туристической картиной.
Географические рамки очерчены исследуемым регионом - Эфиопией, точнее, по преимуществу, областью Аддис-Абебы, поскольку картины и иконы из коллекции МАЭ РАН были приобретены именно там. Этот факт подтверждают надписи на некоторых холстах коллекции № 2594 А. И. Кохановского, где указаны год создания, место и автор. Кроме того стилистические и иконографические особенности, тематика картин (портретные изображения правителей, русских врачей) ясно свидетельствуют о том, что местом создания могла быть только столица, где размещались посольства и правительство, либо близлежащие монастыри и церкви (например, Энтото).
1 Термины «туристическое искусство», «туристическая картина» являются общеупотребительными в современной научной литературе (см., например, труды Э. Биасио).
Для сопоставительных анализов привлекаются также материалы из других областей Эфиопии, например, из Аксума, потому что этот город считается одним из центров христианской культуры Эфиопии, а также из городов юго-восточной Эфиопии (Робе, Харар, Дире Дауа), где христианская традиция существует в исламской по преимуществу среде.
Степень разработанности данной темы.
Насколько можно судить по доступным источникам, в западной науке изучение эфиопской художественной традиции началось в конце XIX в. Оно восходит к У. Баджу, который являлся ученым-востоковедом широких научных интересов и редкой эрудиции, однако его труды по избранной нами теме зачастую слишком поверхностны. Его перу принадлежат работы и по египетскому искусству.2
Произведениями эфиопского сакрального искусства занимались преимущественно историки, отсюда преобладающая историческая направленность их исследований. Такой подход определил круг тем, заинтересовавших исследователей, среди которых на первое место вышли вопросы влияния западно- и восточноевропейского христианского искусства на эфиопское. Эта тема, как и многие другие, до сих пор остается предметом дискуссий в науке.
В 50-60-е гг. XX в. названным вопросам были посвящены отдельные главы в книгах на общие темы по эфиопской истории и культуре Д. Бакстона, Э. Уллендорфа и др. Исторический взгляд на эфиопское искусство привел к попыткам его периодизации, чему посвящены работы О. Егера, Ж. Лероя 1960-70-х гг. В связи с этим одним из главных стал вопрос о роли мусульманского нашествия Ахмеда Граня (30-е гг. XVI в.) как о переломном моменте в истории развития эфиопской культуры в целом и эфиопской иконографии в частности.
Дискуссионной остается и проблема периодизации этой традиции. Особого внимания заслуживают выводы Э. Хаммершмидта и О. Егера, работавших в монастырях озера Тана (1968 г). Они выделили следующие этапы в развитии эфиопского искусства: «символический» (до XIV в), «сакральный, посвященный Богу» (XIV - XV вв.), «драматичный, театральный» (XVI - XVII вв.), «сказительный» либо «жанровый» (конец XVII в. и последующие века).
Один из самых авторитетных исследователей эфиопской сакральной живописи Ст. Хойнацкий, несколько отступая от вопросов периодизации и поиска истоков иконографии, поставил главной задачей изучения эфиопского сакрального искусства запись, учет и описание икон, выстраивание собранного материала в хронологическом порядке.
2 Лазарев В.Н. Византийская живопись. М.: Наука, 1971 г. С. 275-285.
5
Художественной традиции Эфиопии XIX -XX вв. особое внимание уделила Э. Биасио,3 которая многие годы занималась, с одной стороны, современным эфиопским искусством, с другой, историческим периодом Менелика II, к которому относится коллекция Альфреда Ильга, хранящаяся в Этнографическом Музее Цюриха. Изучая его собрание образцов материальной культуры Абиссинии, исследовательница познакомилась с художественной традицией того времени, в том числе с церковной живописью. Такой материал позволил ей проследить развитие последней вплоть до начала XXI в.
К настоящему времени в западной научной традиции сложились три основных направления в исследовании эфиопской иконографии. Они связаны с: изучением 1) икон; 2) рукописных миниатюр; 3) настенной церковной росписи. Отдельной областью также является изучение магических свитков. Такое деление объясняется фактическим существованием в эфиопской христианской культуре трех различных традиций, восходящих к разным иконографическим истокам.
Однако в исследуемый период наблюдается стирание иконографических и стилистических границ между этими направлениями в самой традиции. Это связано с формированием коммерческого интереса к предметам эфиопской художественной традиции, которые, таким образом, правильнее будет называть картиной, но не иконой. Не удивительно, что исследователи разошлись во взглядах на терминологию: «светская картина» Р. Панкхерста, «народная живопись» Г. Фыссыха, «традиционная живопись» Л. Риччи, «современная живопись в традиционном стиле» Э. Биасио. Несмотря на различия, все определения, данные исследователями эфиопской живописи, одинаково употребительны, но относятся к разным временным отрезкам истории Эфиопии XX в. и характеризуют разные аспекты художественной традиции.
В отечественной науке изучению эфиопской художественной традиции уделялось недостаточно внимания. Интерес к ней проявляли только Б.А.Тураев,4 работавший с эфиопскими письменными памятниками, а также С.Б.Чернецов.5 В сферу его интересов
3 Biasio Е. Contemporary Ethiopian Painting in Traditional Style - From Church-based to Tourist Art // African Arts. Gale1. Cengage Learning, The regents of the University of California, 2009. 42 (1). P. 14-25.
4 Тураев Б.А., АйналовД. В. Произведения абиссинской живописи, собранные доктором А.И. Кохановским // Христианский Восток. СПб: Типография императорской Академии Наук, 1913. Том 2 (II). С. 199-215; Тураев Б. А. Абиссинская политическая лубочная картина моего собрания // Христианский Восток. СПб, 1915. Том 3(11). С. 195-196.
5 Чернецов С.Б. Эфиопская картина собрания МАЭ (№ 2594-14) и легенда о святом Сисиннии и Верзилье // Сборник МАЭ XXXI Из культурного наследия народов Америки и Африки. Л: Наука, 1975. С. 200-207; Чернецов С.Б. Путешествие Александра Македонского из Иерусалима в рай и обратно (Народная картина из собрания Кунсткамеры) // Живая старина. Журнал о русском фольклоре и традиционной культуре. М, 1997. 3 (15). С. 27-29; Chernetsov S. В. Ethiopian Traditional Painting with special reference to the Kunstkamera collection of Ethiopian paintings // St. Petersburg Journal of African Studies. St. Petersburg, 1997. Number 6. P. 128-155; Chernetsov S. B. The aerial Flight of Alexander the Great in Ethiopian painting and literature // Oriens Christianus. Hefte fflr die Kunde des christlichen Orients. Band 83. 1999. P. 179-186; Чернецов С.Б. Редкая фотография Гебре Селасе (1844-1912), секретаря и историографа эфиопского императора Менелика II // Христианский Восток. Серия, посвященная изучению христианской культуры народов Азии и Африки. СПб, М. 2001. Том 2 (VIII). С. 284-299.
попали магические свитки из собрания МАЭ РАН, которым он посвятил свою кандидатскую диссертацию. Они часто украшались рисунками в своеобразной технике, стиле и манере исполнения, что позволяет выделить их в самостоятельную область традиции. Некоторые сюжеты в изображениях на свитках встречаются и в иконах. Однако иконами С. Б. Чернецов специально не занимался, хотя и написал ряд статей, посвященных литературным и фольклорным истокам иконографических сюжетов.
Настоящая диссертация восполняет этот пробел, продолжая отечественную этнографическую традицию в изучении эфиопской художественной традиции.
Источниковая база исследования
В диссертации использованы разные группы источников, потребовавшие разных исследовательских подходов.
Первую и самую важную группу составляют картины из коллекции МАЭ РАН, преимущественно собранные в начале XX в. врачом при дипломатической миссии России А. И. Кохановским. Его коллекция № 2594 насчитывает 30 ед.хр. и, таким образом, составляет почти половину от общего числа предметов по данной теме, хранящихся в МАЭ РАН.
В тематическом и стилистическом плане его собрание отличается большим разнообразием. С одной стороны, здесь есть прекрасные холсты, написанные для иконостаса церкви и представляющие святые образы Св. Троицы, Богоматери с младенцем Иисусом. С другой, в собрании содержатся образцы зарождающейся светской живописи, послужившей основой для возникновения так называемой народной картины. Дальнейшие поступления эфиопских картин в музей носили случайный характер, но тем не менее благодаря тому, что это происходило на протяжении XX в., собрание эфиопской сакральной живописи МАЭ РАН дает общее представление о развитии художественной традиции Эфиопии.
Вторая группа источников — полевой материал. В него входят дневники и воспоминания европейцев, побывавших в Аддис-Абебе в исследуемый период.
В эту же группу входят и полевые наблюдения автора, а именно: материалы, собранные во время экспедиции МАЭ РАН в 2008 г, и командировочных поездок в Эфиопию в 2009, 2011 гг. Работа проводилась в церквях Аддис-Абебы, оз. Звай, Аксума, Харара и Дире-Дауа. Удалось сфотографировать иконостасы основных церквей этих населенных пунктов. Таким образом, в распоряжении автора оказались материалы уникальные с точки зрения их роли в определении вопросов, связанных с изменениями иконографического канона под влиянием современных процессов глобализации в Эфиопии.
Собранный полевой материал не только представляет широкое поле для исследования и анализа современного состояния церковной живописи, но и позволяет наметить основные тенденции дальнейшего развития художественной традиции Эфиопии.
В качестве дополнительного источника для изучения эфиопской художественной традиции можно рассматривать и каталоги выставок из музейных собраний Аддис-Абебы, Мюнхена и других европейских и американских городов. В них опубликованы иконы и другие образцы эфиопского сакрального искусства.
Также были использованы архивные материалы и интернет-ресурсы.
Методологической основой исследования был избран комплексный подход к изучению предметов, представляющих эфиопскую иконографию в собрании МАЭ РАН.
Принцип историзма, основанный на анализе всех явлений в их взаимной связи и развитии, позволил выстроить аргументированную периодизацию эфиопского религиозного искусства.
В основу систематизации исследуемого материала и изучения динамики его развития во времени и пространстве легли основные принципы типологического метода, прежде всего выявление направленности развития образов, сюжетов и стилистических особенностей эфиопской сакральной живописи.
В основу культурно-антропологического подхода к изучению икон из коллекций МАЭ РАН был положен тезис о тесной взаимосвязи явлений материальной и духовной культуры, отраженной в сакральной живописи.
С этой точки зрения был применен анализ контекстов бытования предметов, что позволило рассматривать иконы как неотъемлемую органическую часть традиционной эфиопской культуры. Материал анализировался в контексте социальных функций памятников художественной традиции, выступавших элементами системы социальной коммуникации. Последнее показало, что применение метода включенного наблюдения и этнологического анализа к изучению иконы как важного феномена эфиопской христианской культуры является оправданным.
Продуктивным оказалось и использование религиоведческого и связанного с ним искусствоведческого подхода, а именно: рассмотрение особенностей иконографического канона, системы образов и способов их воплощения в эфиопской сакральной живописи.
Научная новизна исследования состоит в том, что эфиопская иконография до сих пор не изучалась как полноценный источник по этнографии, истории и культуре страны. Введение в научный оборот не исследованных ранее музейных и полевых материалов открывает новые возможности для решения целого ряда современных этнорелигиоведческих проблем, связанных с взаимоотношениями внутри эфиопского государства между обществом и церковью, между конфессиональными общинами,
властью и людьми. Эти материалы позволяют также более полно и всесторонне изучить религиозные основы традиционной эфиопской культуры.
Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что ее материалы демонстрируют продуктивность этнографического анализа при изучении художественных традиций того или иного народа и помогают глубже понять культуру Эфиопии XIX-XX вв.
Практическая значимость диссертации определяется введением в научный оборот музейных коллекций и полевых материалов, которые могут применяться для атрибуции музейных экспонатов и при подготовке лекционных курсов. Результаты работы могут быть полезны при написании соответствующих разделов обобщающих работ по истории и культуре Эфиопии, а также общих работ по этнологии и истории мировой художественной культуры. Выводы диссертации имеют практическое значение для музейных работников; они могут быть использованы при подготовке выставок и экскурсий, написании и публикации каталогов коллекций, составлении экспозиционных планов и новых коллекционных описей.
Апробация исследования. Результаты диссертационного исследования изложены в 13 публикациях автора общим объемом 8,5 а.л. на русском и английском языках.
Затронутые в исследовании темы обсуждались на следующих конференциях:
- Научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых Современные методы исследования в гуманитарных науках. 16-17 декабря 2008 г и 5-7 мая 2010 г. ИРЛИ (Пушкинский Дом), Санкт-Петербург.
- XI Всероссийская конференция африканистов «Развитие Африки: возможности и препятствия» 22-24 мая 2008 г. и XII Всероссийская конференция африканистов «Африка в условиях смены парадигмы мирового развития». 24 - 26 мая 2011 г. Институт Африки РАН. Москва.
- IX Конгресс этнографов и антропологов России. Ассоциация Этнографов и Антропологов России. 4-8 июля 2011 г. г. Петрозаводск.
- 18-я международная конференция эфиопистов: 18th International Conference of Ethiopian Studies "Movements in Ethiopia, Ethiopia in Movement". 29 октября - 2 ноября 2012 г Французский центр эфиопских исследований, Университет Дире-Дауа. Эфиопия, г. Дире Дауа.
Материалы работы были также представлены в докладах на научных конференциях: VI Всероссийская Конференция Школа молодого африканиста "Африка: история, экономика, политика, культура" (Ярославский государственный университет им П.Г. Демидова. Ярославль. 2007); XXXIX Випперовские чтения (ГМИИ им. Пушкина. Москва. 2008); Technologies of the 21st century: biological, physical, informational and social
aspects. The 2nd St.-Petersburg Humbolt-Kolleg Conference (Alexander von Humbolt Foundation. Санкт-Петербург. 2008); XV Религиоведческие чтения «Музей как пространство для межкультурного и межконфессионального диалога» (Музей истории религии. Санкт-Петербург. 2008); VIII Школа молодых африканистов «Африка в прошлом и настоящем: междисциплинарный анализ» (Институт Африки РАН. Москва. 2008); XI Конференция Школа молодых африканистов «Проблемы изучения Африки в России и за рубежом» (Институт Африки РАН, КФУ (Казанский федеральный университет). Казань. 2012); Итоговая годичная научная сессия «Радловские чтения» (МАЭ РАН. Санкт-Петербург. 2008, 2009, 2010, 2012, 2013); XXVI и XXVII международная конференция «Источниковедение и историография стран Азии и Африки» (Восточный факультет СПбГУ. Санкт-Петербург. 2011, 2013).
На базе проведенного исследования, на Восточном факультете СПбГУ автором читается годовой спецкурс «История искусства Африки», включающий раздел по эфиопской иконографии конца XIX- начала XX вв.
Диссертация структурно состоит из Введения, четырех глав, Заключения, библиографии и Приложения (описание картин коллекции № 2594, иллюстрации).
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.
Во Введении обоснованы актуальность темы диссертации, показана степень её научной разработанности и сформулированы цели исследования. Здесь же доказаны практическая и теоретическая значимость работы и ее новизна, проанализирован комплекс источников, на базе которых проведено исследование, определены его объект и предмет, установлены географические и хронологические рамки, сформулированы методологические подходы.
В первой главе «Эфиопская иконографическая традиция: проблемы периодизации» выделены основные этапы в развитии художественной традиции Эфиопии и описаны характерные для того или иного периода иконографические типы, формы их бытования.
Проблема периодизации важна, поскольку помогает структурировать имеющийся обильный материал, который постоянно увеличивается. Но с ней связаны и определенные трудности, обусловленные, прежде всего, противоречивыми датировками у разных исследователей, которые по-разному определяют как время возникновения основных направлений в исследуемой традиции, так и основные этапы ее существования.
Ситуация с хронологической атрибуцией предметов эфиопского искусства осложняется тем, что традиция сакральной живописи, созданная эфиопскими мастерами, представляет собой сложное переплетение стилей и форм, иногда заимствованных, иногда
местных, с трудом поддающихся точной датировке. За последние пятьдесят лет было обнаружено множество новых икон, миниатюр, росписей в церквях и самих церквей. Это вызвало многочисленные попытки создания некой обобщающей периодизации, которая основывалась бы, прежде всего, на выделении в процессе развития изучаемой живописи последовательного ряда этапов, характеризующихся определенной иконографией и стилистикой.
Таким образом, глава структурирована по принципу выделения основных подходов к проблемам периодизации, которые представлены в трудах различных исследователей художественной традиции Эфиопии: Ст. Хойнацкого, М. Хелдман и Ж. Мерсье.
Датировки Станислава Хойнацкого, куратора Музея при Институте Эфиопских исследований Аддис-Абебского университета, 6 принимаются как наиболее отвечающие современному состоянию изучения эфиопской сакральной живописи, когда ещё не все сокровища иконописи открыты и, что важнее, детально не описаны и аргументированно не датированы. По мнению Ст. Хойнацкого, традиция иконописи на деревянных досках восходит к первой половине XV в. Самые ранние обнаруженные манускрипты он датирует XI-XII вв.7 Монументальная роспись, по всей вероятности, восходит к периоду принятия христианства в Эфиопии, хотя известные работы датируются только XII-XIII вв. Как мы видим, предложенные им датировки носят самый общий характер, указывая лишь на истоки традиции.
Помимо работ Ст. Хойнацкого заслуживают внимания датировки Мэрилин Хелдман, приведенные в каталоге «Африканский Сион: сакральное искусство Эфиопии».8 Впервые каталог был издан в 1993 г. по случаю одноименной выставки, открытой в художественной галерее Уолтере (Балтимор, США). М. Хелдман выделяет основные периоды в развитии живописи, взяв за основу смену правящих династий. Постаксумский период (IX-XII вв.) обозначен как «наследие поздней античности». Дальше, соответственно, выделено искусство династии Загве9 (1137-1270) и Соломонидов, которое разделено на ранний (1270-1527) и поздний (1540-1769) периоды. Нашествие Ахмеда Граня (1527-1543) по-прежнему служит линией демаркации между двумя обозначенными периодами.
' Последний обладает наиболее ценным собранием эфиопских икон.
1Chojnacki S. Attempts at the Periodization of Ethiopian Painting: a summary from 1960 to the Present H Proceedings of the Sixth International conference on the History of the Ethiopian Art. Addis Abeba, 5-8 November 2002. Addis Abeba: Institute of Ethiopian Studies, Addis Abeba University, 2003. P. 10.
8 Heldman M.E., Munto-Hay S. C. African Zion: the Sacred Art of Ethiopia. Catalogue. Addis Ababa: The Institute of Ethiopian Studies, 2006. 272 p.
9 После экономического и политического упадка Аксумского государства власть переходит в руки правителей из династии Загве, которые, во-первых, переместили политический и культурный центр на юг -в горную область Ласта, во-вторых, вошли в историю благодаря многочисленным церквям, вырезанным в горных массивах области Роха (Лалибела). Согласно эфиопской письменной традиции в 1270 г происходит восстановление власти аксумских правителей, которые возводят свой род к Соломону и царице Савской. Потомком этой династии был признан Йекуно Амляк из Шоа. Таким образом, центр империи смещается всё более на юг.
Недостатком этой и подобных ей периодизаций является отсутствие в них четкого определения границ эволюционного процесса и невыявленность переходов между последними. Особенно это относится к периоду Загве, по которому до сих пор собрано недостаточно материала. В труднодоступных горных монастырях и церквях Эфиопии скрыто ещё очень много иконописного материала и далеко не всё из него доступно взорам исследователей.
Указанную проблему попытался преодолеть французский исследователь Жак Мерсье.10 Пожалуй, его периодизация даёт наиболее целостную и завершенную картину развития эфиопской сакральной живописи.
Ж. Мерсье выделяет в эфиопском искусстве следующие периоды:
1. Аксумский и постаксумский период (1У-Х1 в н.э); 2. Династия Загве (ХП-ХШ вв. н.э.); 3. Эра Амда Сиона (1270-1382); 4. Эра Давида (1382-1478); 5. Эра Противостояний: Стефаниты и венецианское искусство (1480-1530); 6. Мусульманский и иезуитский хаос (1530-1632); 7. Возрождение (1660-1682); 8. Стилистическое возрождение (1690-1730); 9. Иконографическое возрождение (1706-1720); 10. Переход к современности (XVIII в.)"; 11. Светская живопись.
За основу своей периодизации Ж. Мерсье берег знаковые для истории Эфиопии события, вписывая в этот каркас всю историю сакрального искусства. Однако предлагаемые им хронологические рамки не всегда соответствуют названию. Так, эра Амда Сиона, императора, который правил в 1314-1344 гг., начинается с 1270 г., когда к власти пришла династия Соломонидов. Многие исследователи считают это не совсем правильным, что не умаляет достоинств проделанной исследователем большой работы. В рамках каждого периода он выделил отличительные черты, определил основные памятники, которые позволили установить указанную датировку.
Однако все рассмотренные варианты периодизации исследуемой художественной традиции завершаются XVIII в., иногда - первой половиной XIX в. и не учитывают важный для становления современной церковной и светской живописи Эфиопии период конца XIX - начала XX вв.
На основе приведенных выше вариантов периодизаций Ст. Хойнацкого, Ж. Мерсье и М. Хелдман, в данной диссертации предлагается сведенная воедино и выверенная общая картина последовательных периодов в развитии художественной традиции христианской Эфиопии, которая дополнена современным периодом вплоть до начала XXI в.
Mercier J. Ethiopian Art History 11 Ethiopian Art: the Walters Art Museum. Ed. by Deborah E. Horowitz. Lingfield, Surrey, UK. Third Millennium Publishing. 2001. P. 45-73.
11 Последние три периода более известны в исследовательской традиции как I и П Гондарский периоды.
Предлагаемая в 1-ой главе диссертации более полная и детально разработанная периодизация анализируемой эфиопской традиции открывает новые возможности для ее более продуктивного изучения.
Во второй главе «Способы презентации эфиопской иконографии в музейном пространстве и проблемы ее интерпретации» выявлены и описаны основные этапы экспозиционно-выставочной истории произведений художественной традиции Эфиопии.
Материал выстроен по хронологическому принципу, который наиболее адекватно отражает развитие форм и методов презентации образцов эфиопской иконографии в мировой музейной и выставочной практике.
История экспонирования этих предметов насчитывает более ста лет. Она связана с появлением в музейном пространстве Европы икон, рукописей, церковной утвари, одежды, оружия и других культовых предметов из монастырских хранилищ Эфиопии.
Эфиопская икона и другие культовые предметы выставлялись и каталогизировались, по меньшей мере, восемь раз, начиная со второй половины XIX в.
Первая выставка состоялась в 1868 г. в Лондоне; на ней была представлена коллекция манускриптов, крестов и икон, вывезенная британским корпусом из Мэкдэлы — крепости эфиопского императора Феодора II.
В начале XX в. в России, в Петербурге были выставлены частные коллекции предметов быта и культа народов Эфиопии, собранные врачами русского отряда Красного Креста. В 1955 и 1959 гт. в Эфиопии и в СССР на выставках по случаю юбилея правления Хайле Селассие I были показаны, соответственно, предметы христианского культа и живописные холсты из собрания МАЭ РАН (из коллекции А. И. Кохановского № 2594). В 1963-64 гг., 1974 г. в ряде столиц и городов Западной Европы экспонировались различные предметы культа из Эфиопии.
Стоит отметить один общий момент: во всех названных музейных и выставочных презентациях с 1868 г. по 1980-е гг. Эфиопия и её художественная традиция представлена с точки зрения христианской символики и эстетики. Конечно, во многом это обусловлено собранием Феодора II, вывезенным англичанами из Эфиопии ещё в 1868 г. и открывшим Европе культуру этой страны.
Выставки 1980-х гг. были посвящены уже не столько традиции сакральной живописи Эфиопии, но и народной, зародившейся в начале XX в. Изменение ракурса экспозиционного показа традиционного искусства этой страны было подготовлено работой целого ряда исследователей и нашло завершение в каталоге Г. Фыссыхи и У. Раунига.12
12 Fisseha G. Raunig W. Mensch und Geschichte in Äthiopiens Volksmalerei. Innsbruck, 1985. 200 s.
В 1993-94 гг. в США состоялась выставка коллекций икон, рукописей и крестов Института эфиопских исследований Аддис-Абебского университета, а в 1994 г в г. Ист-Лансинге прошла выставка предметов материальной культуры народов Эфиопии. Следует назвать также выставки в Париже и Санкт-Петербурге в честь празднования 2000-летия существования христианства как мировой религии.
На качественно новый уровень смогла поднять изучение эфиопского искусства М. Хелдман. Она превратила его историю в дисциплину, равную по своему значению истории коптского или армянского искусства, сравнивая его с античным искусством и византийской иконописной традицией, находя параллели и отмечая различия.
После выставки в США в 1993-94 гг. и выхода каталога М. Хелдман эфиопские иконы стали экспонироваться как части собраний, ориентированных на религиозное искусство: Эфиопия здесь соседствует с Византией, Арменией, Россией, например, в собрании Художественного музея Уолтере (Walters) в Балтиморе или в собрании Музея русской иконы, торжественно открытого в центре Москвы 25 января 2010 г.
С несколько другой точки зрения, но, тем не менее, в рамках религиозного искусства эфиопская икона представлена в пространстве крупных музеев, ориентированных как на рядового зрителя, так и на специалиста. Здесь, как в случае с берлинским Далемом, Лувром и Британским музеем, предметы материальной культуры народов Африки показаны, прежде всего, как произведения искусства, но при этом учитывается их этническая специфика.
В мае 2001 г. в Музее Института эфиопских исследований в Аддис-Абебе была открыта арт-галерея (традиционная картина и религиозное искусство). Предметы культа христианской Эфиопии выставлялись также как образцы национального искусства 13 марта- 10 мая 2009 г. на выставке в Венеции (Университет Са' Fosean «Дом Фоскари»),
В настоящее время в Западной Европе очень популярны и обсуждаемы вопросы этнического многообразия, политического и религиозного плюрализма, межнациональных отношений, преодоления языкового и этического барьеров.
В русле такого рода деятельности чаще всего и экспонируются в этнографических музеях Европы предметы материальной культуры Эфиопии, включая образцы ее иконографической традиции. Они стараются формировать у населения адекватное восприятие духовных и материальных традиций нашего мультикультурного мира. Примером такого подхода является постоянная обновленная в 2007 г африканская экспозиция Гамбургского музея этнографии.
Собрание эфиопской религиозной живописи МАЭ РАН также включено в пространство постоянной экспозиции африканского зала, что обусловлено, с одной стороны, этнографическим направлением Музея, с другой, самой историей сложения
фондов Африки, историей коллекционирования и фондовой топографией. Тем не менее, несмотря на этнографический взгляд на икону, который читается в обновленной постоянной экспозиции «Африка южнее Сахары», религиозная живопись конца XIX -начала XX вв. представлена также и как часть мирового христианского культурного наследия.
Таким образом, главное отличие экспонирования образцов эфиопской художественной традиции в отечественной культуре от принятых в европейской музейной практике заключается в концептуальном подходе к предмету, когда предмет научно интерпретируется и оказывается вписанным в определенную концепцию, призванную «открыть» предмет или культурный феномен, стоящий за ним, для посетителя.
Третья глава «Основные сюжеты эфиопской сакральной живописи: соотношение иконографических образов и их литературных прототипов» посвящена выявлению основных иконографических образов и сюжетов и анализу их соотношения с литературными прототипами. Иконописный образ в христианской культуре восходит к литературному тексту (обычно это текст Священного писания или иного духовного сборника). Тот или иной иконографический канон, как правило, объясняется текстом, чаще письменной традиции, но иногда - фольклорной.
В целом, опираясь на выводы С.Б. Чернецова о том, что источниками отдельных образов и целых сюжетов в эфиопской сакральной живописи явились произведения арабской, коптской и даже эллинистической литературы или фольклора, мы сочли необходимым уточнить их, применяя этнографический подход, основанный на полевом включенном наблюдении. При этом уделялось внимание современному состоянию церковной живописи, которое изучалось во время экспедиции и поездок автора диссертации в Эфиопию.
В круг нашего рассмотрения вошли лишь те тексты, в которых обнаруживаются сюжеты и образы той или иной иконы из коллекций МАЭ РАН, и которые могли предположительно, хотя и не обязательно, послужить для них литературными или фольклорными источниками.
Таким образом, каждый раздел главы посвящен тому или иному иконографическому сюжету, имеющему литературный источник. Можно выделить следующие кластеры:
- Богоматерь с младенцем Иисусом и Чудо Марии о людоеде
- Теофанические образы: Троица и Ветхий денми.
- местные святые: св. Тэклэ Хайманот, св. Самуил Вальдебский,
- общехристианские святые: Св. Алексий - человек божий, конные святые
- общехристианские архаичные сюжеты, характерные для эфиопского иконостаса конца XIX - начала XX вв.: повесть о Варлааме и Иоасафат, образ Диавола и Геенны огненной.
Так, обширная религиозная литература посвящена Богоматери. Литературный текст сборника «Похвала Марии» /\vaddase тагуат/ соответствует сюжету иконы № 25941. Иными словами, икона иллюстрирует эпизод из текста. Богоматерь написана в известном отечественной традиции типе Одигитрия, которую ангелы «восхваляют во внутренних завесы», как сообщает надпись на самой иконе. Моделью для такого типа эфиопских икон послужил иезуитский образ второй половины XVI в. - копия с римского образа Марии из базилики Маджоре.
Два изображения, помещенных в левой части иконы № 2594-2, представляют иллюстрации к одному из сказаний - Чудо Марии о людоеде, входящих в состав известного сборника «Чудеса Марии» /Ш'атга тагуат/. Этот сюжет входит в роспись эфиопского иконостаса в XVIII в. в гондарский период и становится характерным для XIX в. Иконописное воплощение этого сюжета отличает наличие жанровых и бытовых деталей, которые приближают эфиопского зрителя к написанному на холсте.
Эфиопским святым были посвящены жития, обычно составленные монахом из монастыря, построенного в честь этого святого. Практическое предназначение житий -это чтение в дни поминовения святого /Шгкаг/. Иконописный образ обычно воспроизводит наиболее известное Чудо, широко бытующее в массах в виде устной легенды. Так, св. Самуил изображается верхом на льве, что отражает сюжет из краткой версии его жития, изданной Б. А. Тураевым в 1902 г.
Св. Тэклэ Хайманот пишется в полный рост строго анфас, стоящим на одной ноге, с шестью крыльями, что опирается на сюжет из житийной легенды, в которой повествуется, как святой отрекся от всего земного и провел в пустыне несколько лет в посте и молитве, не меняя позы.
Иконография и стилистика этих образов с течением времени особенно не менялась, так как активное художественное воплощение последние получили только в гондарский период (XVIII в.), когда стали популярны иллюстрированные рукописи житий, и в исследуемый период конца XIX - первой половины XX вв. как часть росписи иконостаса.
Литературным прототипом для образов неэфиопских святых служит сборник под названием Юай\а. ватага!/ (лит. «Борение мучеников») — главный из дошедших до нас свод деяний неэфиопских мучеников и святых, почитаемых Эфиопской Церковью. Образы св. Алексия и конных всадников — св. Мины, Сиссиния и Георгия - восходят к этому источнику, хотя, конечно, иконография XIX -XX вв. представляет большое
разнообразие убиваемой святыми «нечисти», вид которой часто не соответствует известному тексту жития.
Иконография конных святых сформировалась в Византийской империи и, как считается, восходит к античной триумфальной стилистике.13 Однако, как и иконография св. Алексия исследуемого периода, допускает заметное количество различных жанровых деталей. Античная триумфальность угадывается лишь в общей позе святого: святой представлен верхом на коне, стоящем на задних ногах.
Архаичные в целом для христианской традиции сюжеты о Варлааме и Иоасафате, покорении Александром Македонским Высоты небесной вошли в оборот художественной традиции только в XIX в., когда жанровая живопись становится преобладающей в стилистической и иконографической практике эфиопских художников, хотя, конечно, тексты проникли в Эфиопию несколько раньше, а именно в XVI в.
Представленный в коллекции № 2594 образ Геенны огненной, считающейся частью сцены Последнего Суда, стал преобладать среди других типов изображения Диавола в церковной росписи с XVIII в. Это период расцвета гондарского искусства, более жанрового и живописного по насыщению красками, традиционными предметами быта и прочими художественными деталями.
Хотя практически во всех случаях можно установить литературный или фольклорный прототип иконописных образов и сюжетов, все же представляется более правомерным и обоснованным утверждать, что эфиопский художник писал икону, следуя не непосредственно письменному тексту, а тому каноническому образцу, который находился перед его глазами, или воспроизводил его по памяти.
Причина этого коренилась в том, что эфиопские художники - изографы в большинстве своем, получая частичное церковное образование, не были знакомы в достаточной мере с языком геэз, на котором написаны все религиозные тексты. Жития святых, Чудеса Марии, Деяния архангелов хранились в устной традиции и приобретали легендарный характер в прямом смысле этого слова. Таким образом, связь между иконографическим образом или сюжетом и его литературным или фольклорным прототипом чаще была не прямой, а опосредованной. Отступления от канона открыли возможность для проникновения в сакральную живопись разных жизненных эфиопских этнографических подробностей, что активно происходит в XVIII и в XIX вв. Этот процесс подробно рассмотрен в следующей главе.
Четвертая глава «Стилистические и иконографические особенности эфиопской религиозной картины XIX -XX вв.» фиксирует характерные черты
" Balicka-Witakowska Е. Equestrian Saints // Encyclopaedia Aethiopica. Wiesbaden: Hanassowitz Verlag, 2005. Vol. 2. P. 347.
сакральной живописи указанного периода, развивавшейся в русле этнической традиции, и зарождающейся в ее недрах светской картины, ставшей востребованным коммерческим продуктом уже в первой половине XX столетия.
На основании изучения коллекции № 2594 МАЭ РАН можно сказать, что среди эфиопских художников в указанный период происходило частичное разделение труда. Некоторые предпочитали писать религиозные образы для Церкви, другие специализировались на заказных светских работах для европейцев. Это видно по тематике картин конца XIX - начала XX вв., среди которых преобладают портреты послов, офицеров, а также изображения парадных шествий, сцен охоты, исторических событий.
Приемы светской живописи, благодаря которым европейские художники передавали черты портретного сходства, эфиопам были незнакомы. При необходимости изобразить реально существующее лицо им приходилось пользоваться той техникой, которой они владели, т.е. иконописанием. Так в недрах сакральной художественной живописи возникли предпосылки для зарождения светской, а затем и специфической туристической картины, то есть фактически эфиопского национального сувенира.
Однако традиционное изображение исторических персонажей не давало должного представления о реальном облике портретируемых. С проникновением в Абиссинию новых видов искусства, в том числе фотографии, последние стали служить образцами для копирования при создании портретного изображения первой половины XX в.
Художественный прием копирования сюжета или образа с привезенной инокультурной модели был известен эфиопским мастерам издавна. Формула, выработанная в искусствоведческой традиции, для реконструкции истории одной конкретной иконы, выглядит так: иконографический тип (протограф) —► модель для эфиопской картины (извод) <-> эфиопская икона. Эта формула продолжала действовать в отношении как религиозной, так и светской картины конца XIX - начала XX вв. Только здесь моделью для эфиопской картины стала служить фотография, рисунок в книге, плакат.
Сейчас уже профессиональные эфиопские художники копируют известные образы прошлого, взятые из рукописей, магических свитков и росписей церквей. Можно сказать, они сознательно воссоздают традиционность. Правда, они при этом следуют обычаю, но с коммерческими целями. И собственно традиционная живопись стала восприниматься как таковая только с начала XX в., когда её начали именно в этом ключе воспринимать европейцы.
Характерной чертой традиционной живописи является то, что она воспроизводит или может воспроизводить все стилевые, сюжетные, иконографические особенности изображения, характерные для того или иного периода истории развития иконописи,
монументальной живописи или книжных миниатюр. Так, на холсте мы можем увидеть Богоматерь с младенцем, выполненную в стиле известного средневекового художника Фере Сиона, или Богоматерь того же типа только во втором гондарском стиле. Все зависит от того, какое изображение взял за образец художник. Часто можно видеть и смешение стилей, когда нельзя аргументировано отнести изображенное к тому или иному периоду, стилю или прообразу.
Следующая часть главы посвящена аналитике событий Менеликовского периода истории христианской Эфиопии и выражению состояния эфиопского общества художественными средствами. Рассмотрение материалов с этой точки зрения позволило подойти к коллекциям МАЭ РАН как к документу своей эпохи - источнику по истории Эфиопии конца XIX - начала XX вв.
Благодаря этому оказалось возможным точнее атрибутировать многие музейные экспонаты из исследуемых коллекций.
Далее в главе подробно рассмотрена такая особенность сакральной живописи как насыщение религиозного изображения этнографическими бытовыми деталями. Именно она впоследствии, будучи утрированной, привела к возникновению чисто туристической продукции. С другой стороны, подробный анализ этой особенности эфиопских картин конца XIX - начала XX вв. показал, что последние выступают полноценными источниками по этнографии и традиционной культуре христианской Эфиопии.
Характерной чертой подобных изображений является их «эфиопизация». Этот термин к эфиопской сакральной живописи первым применил Р. Панкхерст, ориентируясь на дневники и записи европейцев, посещавших Аддис-Абебу в начале XX столетия.14 Насыщение этнографическими реалиями, которые приближают религиозный образ к эфиопскому зрителю, можно наблюдать в повествовательных сюжетах на иконах, где сам характер написанного предполагает некую жанровость.
Однако новации, проникающие в эфиопскую художественную традицию в начале XX в., ещё не коснулись монастырской иконописной традиции, насколько можно судить по собранию МАЭ РАН. Но надо учитывать, что картины и иконы из коллекции МАЭ РАН имели очень узкую сферу бытования и применения - это были столичные церкви, близлежащие монастыри и заказы иностранцев. И образцы для картин жанра народной живописи и возможные заказчики могли на рубеже XIX-XX вв. находиться только в городах, в частности, в Аддис-Абебе. На периферии же прежнюю иконографическую традицию инновации практически не затронули.
При этом «первоисточником» народной живописи, а позже — туристической оставались именно монастыри и церкви.
14 Pankhurst R. Some Notes for a History of Ethiopian Secular Art // Ethiopia observer. Addis Abeba, 1966. 10(1). P. 12.
В заключительной части главы исследование выводится на проблему атрибуции холстов из коллекции А. И. Кохановского, что в свою очередь позволяет уточнить основные проблемы метода изучения современной эфиопской сакральной живописи.
В Заключении подводятся основные итоги исследования, обобщаются выводы, частично сформулированные в главах работы, обозначены перспективы дальнейшего изучения.
В диссертации была рассмотрена история изучения эфиопской иконографии, выделены и обозначены основные вехи в становлении предмета и метода её исследования как в отечественной, так и в зарубежной науке. Анализ научной и экспозиционно-выставочной практики презентации произведений эфиопской художественной традиции показал, что эфиопская икона и народная картина XIX -XX вв. рассматриваются с одной стороны, как предмет материальной культуры, часто как предмет культа, и с другой стороны, как произведение искусства, так называемый «арт-объект».
В ходе исследования были проанализированы этнографические коллекции по эфиопской иконографии МАЭ РАН. Уточнена атрибуция некоторых экспонатов из собрания МАЭ РАН. Так, формат холстов коллекции № 2594 МАЭ РАН, тематика образов, а также история иконы Богоматери с младенцем № 2594-1 позволяют предположить, что картины коллекции А. И. Кохановского писались для церковной стены мэкдэс - аналога нашего иконостаса - либо, по крайней мере, выполнены церковными художниками.
В диссертации были подробно рассмотрены и проанализированы литературные прототипы иконографических образов, на основании чего сформулирован вывод о том, что сакральная живопись Эфиопии является важным источником по этнографии, культуре и истории страны. Диссертационное исследование показало, что, несмотря на наличие литературных и фольклорных прототипов, во многих случаях эфиопский художник следовал не столько письменному тексту, сколько каноническому образцу, который находился перед его глазами.
Благодаря новому, ранее неизвестному науке материалу, собранному автором диссертации во время полевых исследований в Эфиопии, стало возможным уточнить основные этапы эволюции эфиопской иконографии и сформулировать следующие выводы. Анализ проблемы периодизации эфиопской сакральной живописи показал, что иконография развивалась под влиянием нескольких «пришлых» традиций - византийской, европейской, ближневосточной и местной, и фактически стала результатом их сложного переплетения. Преломление привнесенной извне стилистики под влиянием традиционной эстетики осложняет атрибуцию предметов и поиск надежных иконописных протографов.
XVIII в. стал временем перехода к новой иконографической и стилистической традиции эфиопского сакрального искусства, которая представлена в этнографической коллекции МАЭ РАН. Причиной произошедших изменений послужило влияние европейской культуры на эфиопскую традиционную иконографию.
Характерные черты религиозной и светской картины конца XIX - начала XX вв., выявленные в ходе исследования, свидетельствуют о том, что эволюция эфиопской сакральной живописи указанного периода привела к возникновению двух видов изображения: во-первых, туристической (коммерческой) картины, и, во-вторых, современной церковной живописи.
Кроме того, на основании рассмотренного материала можно сделать вывод, что дальнейшее развитие церковной живописи происходит в сторону включения в оборот новых сюжетов, что подтверждает, в частности, приведенный в работе анализ росписи церквей в городах современной Эфиопии.
Применение автором диссертации метода включенного наблюдения и этнологического анализа к изучению иконы как отдельного феномена эфиопской христианской культуры оказалось не менее продуктивным, чем классический филологический анализ текстов.
Икона воспроизводит знаки, символы, предметы традиционной культуры и потому в условиях современной глобализации часто исполняет роль важного этнического маркера, призванного подчеркнуть национальную идентичность.
Тема современной эфиопской иконографии представляется чрезвычайно перспективной для дальнейших этнологических исследований.
По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:
Публикации в реферируемых журналах из списка ВАК:
1. Семенова В. Н. Эфиопская сакральная живопись второй половины XX века: возможные перспективы исследования // Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение, Африканистика. СПб, 2012 г. Серия 13. Выпуск 2. Июнь 2012 г. С. 125-131.
2. Семенова В. Н. Эфиопская сакральная живопись: проблемы периодизации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение, Африканистика. СПб, 2013. Серия 13. Выпуск 2. Июнь 2013. С. 100-110.
Монография:
3. Семенова В. Н. Эфиопская сакральная живопись к. XIX - н. XX вв. Периодизация. Иконография. Сюжет. Саарбрюккен: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013. 126 с.
Опубликованные статьи и материалы:
4. Семенова В. Н. Эволюция образа Святой Троицы в эфиопской и русской иконописной традиции // Африка: история, экономика, политика, культура. Сборник материалов VI Всероссийской Школы молодых африканистов 2425 октября 2007 г. Ярославль, 2007 г. С. 173-177.
5. Семенова В. Н. Эфиопская сакральная живопись: соотношение этнического и религиозного факторов // Радловский сборник: научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2007 г. СПб, 2008. С. 250-257 (в соавторстве с М. Ф. Альбедиль).
6. Semenova V.N. South-eastern Ethiopia: Christian enclaves among Muslim Oromo (on the material of the expedition of Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography Russian Ac. Of Sei. 22nd March 2008 - 5th April 2008) // Technologies of the 21st century: biological, physical, informational and social aspects. The 2nd St.-Petersburg Humbolt-Kolleg Conference. Abstracts. St.-Petersburg, 2008. P. 38-39.
7. Семенова В. H. Икона из собрания МАЭ РАН «Святой Тэклэ Хайманот крестит людей провинции Вэламо»: место мифологического мышления в культуре христианской Эфиопии // Петербургская африканистика. Памяти Андрея Алексеевича Жукова. Сборник научных статей преподавателей и выпускников кафедры африканистики СПбГУ к 70-летию со дня рождения А. А. Жукова. СПб, 2008. С. 168-174.
8. Семенова В. Н. К вопросу об интерпретации иконы как источника (на основе эфиопской сакральной живописи) // Современные методы исследования в гуманитарных науках. Материалы научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых 16-17 декабря 2008 г. СПб, 2008. С. 14-16.
9. Семенова В. Н. Иконографический канон в эфиопской художественной традиции начала XXI (по материалам экспедиции МАЭ РАН в Эфиопию 22 марта-5 апреля 2008) // Радловский сборник: научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2008 г. СПб, 2009. С. 295-298.
10. Семенова В. Н. Туристическая картина в Эфиопии как способ идентификации традиционной культуры // XXVI Международная
конференция. Источниковедение и историография стран Азии и Африки. Модернизация и традиции. 20-22 апреля 2011. Тезисы докладов. Материалы конференции. СПб, 2011. С. 325-326.
11. Семенова В. Н. На пути к современной эфиопской живописи: светская картина конца XIX - начала XX вв. и её христианская символика // IX Конгресс этнографов и антропологов России. Тезисы докладов. Петрозаводск, 2011 г. С. 306.
12. Семенова В. Н. Музей Антропологии Института эфиопских исследований Аддис-Абебского университета: о принципах построения постоянной экспозиции// Радловский сборник: научные и музейные проекты МАЭ РАН в 2011 году. СПб. 2012. С. 287-292.
13. Семенова В. Н. Эфиопская икона: искусство или этнография? экспозиционно-выставочный аспект // Радловский сборник: научные и музейные проекты МАЭ РАН в 2012 году. СПб, 2013. С. 488-492.
Подписано в печать 12.11.2013г. Формат 60x84 1/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,3. Тираж 100 экз. Заказ № 3345.
Отпечатано в ООО «Издательство "JIEMA"» 199004, Россия, Санкт-Петербург, В.О., Средний пр., д. 24 тел.: 323-30-50, тел./факс: 323-67-74 e-mail: izd_lema@mail.ru http://www.lemaprint.ru
Текст диссертации на тему "Эфиопская иконография XIX - XX вв."
\
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК МУЗЕЙ АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ ИМЕНИ ПЕТРА ВЕЛИКОГО
(КУНСТКАМЕРА)
04201452747 на правах рукописи
СЕМЕНОВА ВАЛЕРИЯ НИКОЛАЕВНА
ЭФИОПСКАЯ ИКОНОГРАФИЯ XIX-XX вв.: ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ КОЛЛЕКЦИИ МУЗЕЯ АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ ИМ. ПЕТРА ВЕЛИКОГО (КУНСТКАМЕРА) РАН
Специальность: 07.00.07 - этнография, этнология, антропология
Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Научный руководитель доктор исторических наук Альбедиль Маргарита Федоровна
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.........................................................................................................3
Глава 1. Эфиопская иконографическая традиция: проблемы
периодизации..............................................................................17
Глава 2. Способы презентации эфиопской иконографии в музейном
пространстве и проблемы ее интерпретации..........................................34
Глава 3. Основные сюжеты эфиопской сакральной живописи: соотношение иконографических образов и их литературных прототипов....49
- Традиционные образы Богоматери с Младенцем Иисусом и Чудо Марии о людоеде..........................................................................50
- Теофанические образы: Троица и Ветхий денми..........................66
- Общехристианские святые: Св. Алексий - человек божий, конные святые........................................................................................72
- Местные святые: св. Тэклэ Хайманот, св. СамуилВальдебский........82
- Архаичные сюжеты: повесть о Варлааме и Иоасафат, образ Диавола и Геенны огненной...........................................................................93
Глава 4. Стилистические и иконографические особенности эфиопской религиозной картины XIX - XX вв....................................................100
- Основные характеристики эфиопской религиозной картины XIX - XX вв.............................................................................................100
- Эфиопская иконография как источник по этноистории страны конца XIX-начала XX вв.......................................................................108
- Атрибуция холстов из коллекции А. И. Кохановского № 2594, церковная роспись и методы её полевого изучения..............................125
Заключение.........................................................................137
Список сокращений..............................................................142
Список использованной литературы..........................................143
Приложение 1. Каталог коллекции...........................................152
Приложение 2. Иллюстрации. Коллекций МАЭ.............................178
Введение
Изучение традиционной духовной культуры народов мира, включая религию - одно из важнейших направлений современной этнографической науки. Важной областью изучения эфиопских традиционных верований является исследование культовых предметов (икон, настенных росписей и т.п.), которые, принадлежа к сфере религии, в то же время представляют местную иконографическую традицию, а часто служат и целям этнической самоидентификации. Среди них первостепенное значение отводится иконам, часть из которых хранится в различных музеях мира, в том числе в Музее антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН.
Исследование музейных коллекций - продуктивный путь для решения многих этнорелигиоведческих и культурно-антропологических вопросов, касающихся разных сторон жизни традиционного эфиопского общества, тем более что зачастую музейные экспонаты оказываются единственными доступными этноисторическими источниками по некоторым темам.
Исследуемые в диссертации музейные коллекции (в том числе - дары русских врачей, работавших в Эфиопии с 1896 по 1912 гг. в рамках деятельности Красного Креста) являются первыми полноценными этнографическими коллекциями в России. Они служат уникальными вещественными источниками по духовной культуре Эфиопии указанного периода. Именно этим и объясняется актуальность предлагаемого комплексного исследования коллекций эфиопской сакральной живописи, хранящейся в МАЭ РАН.
Предоставляемая работа посвящена рассмотрению музейных коллекций, содержащих информацию о традиционной иконографии Эфиопии XIX -XX вв.
Указанный период занимает особое место в развитии последней, знаменуя собой начало современного качественно нового этапа развития церковной и светской живописи.
Атрибуция и введение в научный оборот экспонатов XIX - XX вв., определение характерных особенностей художественной традиции Эфиопии, уточнение ее периодизации и выявление общих закономерностей в сложении и развитии конкретных художественных форм представляется весьма актуальным в аспекте этнической дифференциации культур.
Объектом исследования является эфиопская иконография, связанная с христианством, попавшим в Эфиопию через византийских монофизитов. Первые надписи христианского содержания (цитаты из книг Ветхого и Нового завета), дошедшие до нас, относятся ещё к аксумскому периоду эфиопской истории (Н-1Х вв. н.э.). На эфиопское христианство особое влияние оказала Коптская Церковь. Эфиопские синаксари - своды сокращенных версий житий святых (в русской православной традиции -Прологи) - расположены в порядке коптского года и представляют перевод с арабского коптских синаксарей с присоединением кратких житий некоторых из национальных святых. Художественная монументальная традиция также
изобилует любимыми образами коптов - конными святыми. Развитие местной иконописи приурочивается к XIV в.
Живопись подобного рода относится к христианскому каноническому искусству, которое называется также «ритуализованным» или «искусством эстетики тождества». Оно возникло и сформировалось не в эфиопской, а в иноэтничной среде. Ориентированное на соблюдение строгих правил и нормативов, оно было усвоено и некоторым образом преобразовано эфиопской традиционной культурой. В процессе усвоения христианского наследия и адаптации его к местным условиям происходили неизбежные двусторонние изменения как в христианском изобразительном каноне, так и в местной культурной традиции, интегрировавшей этот канон.
Предметом исследования являются этнографические коллекции МАЭ РАН, представляющие иконографическую традицию Эфиопии XIX - XX вв. В качестве вещественных объектов восточного христианства (или более конкретно - монофизитства) как религиозной системы, они составили его существенную часть. К культовым предметам эфиопского православия относятся иконы, свитки, литургическая утварь (кресты, потиры, кадила, систры, рукописи). Но нас в первую очередь будут интересовать произведения художественной традиции, в частности - иконы, признанные современными исследователями важным источником по культуре и истории Эфиопии.
Этапы истории религиозного искусства Эфиопии восстанавливаются на основе источников, относящихся к аксумскому периоду (П-1Х вв.), периоду правления династий Загве (около X в. - 1270 г.) и Соломонидов (1270-1974 гг.). Однако канонические1 материалы по этому периоду не объясняют многих поставленных проблем. В этом плане уникальный материал предлагает современное церковное искусство Эфиопии, которое в настоящее время переживает если не период формирования новой иконописной традиции и нового иконографического канона, то, по крайней мере, период трансформаций средневековых канонов и появления новых иконографических образов в программе Эфиопской монофизитской Церкви.
Хронологические рамки исследования заданы исследуемым материалом - коллекциями МАЭ РАН, в которых представлены образцы эфиопской иконографии XIX - XX вв., но фактически затронут и более ранний период, начиная от истоков возникновения канона, а также более поздний, связанный с современной церковной живописью и выросшей из нее туристической картиной.
Собрание МАЭ РАН представляет образцы эфиопской иконографической традиции XIX -XX вв. Это коллекции: № 2594-1-30; № 4055-11-15; 4690-1; 5340-6,7,8 и др. (см. Приложение 1). Среди них двадцать
1 Прежде всего, речь идет о самих предметах религиозного искусства: иконах, миниатюрах и т.п. Во вторую очередь - это царские хроники, агиографические сочинения местных авторов. В третью - записи историков античного мира, коптских церковных деятелей, письма, дневники европейцев, побывавших в Эфиопии в указанные периоды или просто имевших дело с абиссинскими монархами.
картин посвящены светским темам, при этом двенадцать из них относятся к началу XX в. 39 предметов являются произведениями религиозного содержания, из них:
- диптихи и триптихи (образы на дереве) - 8 предметов, из них 7 начала XX в.;
- картины на холсте - 22 предмета (16 предметов начала XX в.); из них
- на сюжет «Легенда о Соломоне и царице Савской» - 7 предметов, из них один холст начала XX в.;
- рисунки на бумаге либо картоне - 7 предметов (6 начала XX в.);
- пергамен (странички из рукописи) - 2 предмета начала XX в.
Из девяти2 имеющихся кодексов семь относятся к дарам русских врачей, работавших в Эфиопии с 1896 по 1912 гг. в рамках деятельности Красного Креста.
Географические рамки диссертации очерчены исследуемым регионом -Эфиопией, точнее, по преимуществу, областью Аддис-Абебы, поскольку картины и иконы из коллекции МАЭ РАН были приобретены именно там. Этот факт подтверждают надписи на некоторых холстах коллекции № 2594 А. И. Кохановского, где указаны год создания, место и автор (см., например, №№ 2594-21, 23, 24, 28). Кроме того, стилистические и иконографические особенности, тематика картин (портретные изображения правителей, русских врачей) ясно свидетельствуют о том, что местом создания могла быть только столица, где размещались посольства и правительство, либо близлежащие монастыри и церкви (например, Энтото).
Для сопоставительных анализов привлекаются также материалы из других областей Эфиопии, например, из Аксума, потому что этот город считается одним из центров христианской культуры Эфиопии, а также из городов юго-восточной Эфиопии (Робе, Харар, Дире Дауа), где христианская традиция существует в исламской по преимуществу среде.
Цели и задачи исследования
Цель работы состоит в описании и комплексном изучении фонда эфиопской традиционной живописи МАЭ РАН, а также в выявлении на основе проведенного анализа закономерностей и особенностей изобразительного канона в эфиопской иконографической традиции XIX - XX вв. Этот материал впервые вводится в оборот в отечественной и зарубежной науке.
Для достижения этой цели потребовалось решить следующие исследовательские задачи:
1. Проанализировать историю изучения эфиопской художественной традиции в отечественной и зарубежной науке;
2. Рассмотреть этнографическое собрание МАЭ РАН по эфиопской традиционной живописи как доказательную базу выдвинутых тезисов о
2 Десятым рукописным кодексом В. М. Платонов указал русско-французско-амхарский словарь, составленный М. И. Лебединским, который представляет собой две тетради без коллекционного номера и хранится в архиве Отдела этнографии Африки.
применении метода включенного наблюдения и этнологического анализа к изучению иконы как отдельного феномена эфиопской христианской культуры;
3. Определить и систематизировать иконографические черты основных канонических образов Эфиопской Церкви.
4. Атрибутировать экспонаты МАЭ РАН как образцы художественной традиции, показать историю их бытования в эфиопской культуре, назначение и использование;
5. Проследить эволюцию иконографического канона за период XIX - XX вв., выявить причины произошедших изменений, которые можно считать инновационными для художественной традиции Эфиопии, показать воздействие сакральной живописи на светскую картину, в том числе проследить появление специфической народной живописи, которая
■7
востребована туристами как национальный эфиопский сувенир ;
Степень разработанности данной темы
Насколько можно судить по доступным источникам, в западной науке изучение эфиопской художественной традиции началось в конце XIX в. Оно восходит к Э.А.У. Баджу, который являлся ученым-востоковедом широких научных интересов и редкой эрудиции, однако его труды по избранной нами теме (как и многим другим) зачастую слишком поверхностны. Перу У. Баджа принадлежат работы и по египетскому искусству [Лазарев 1971: 275-285].
Произведениями эфиопского сакрального искусства занимались преимущественно историки, отсюда преобладающая историческая направленность их исследований. Такой подход определил круг тем, интересовавших исследователей, среди которых на первое место вышли вопросы влияния западно- и восточноевропейского христианского искусства на эфиопское. Эта тема, как и многие другие, до сих пор остается предметом дискуссий в науке.
В 50-60-е гг. XX в. названным вопросам были посвящены отдельные главы в книгах на общие темы по эфиопской истории и культуре Д. Бакстона, Э. Уллендорфа и др. Исторический взгляд на эфиопское искусство привел к попыткам его периодизации, чему посвящены работы О. Егера, Ж. Лероя 1960-70-х гг. В связи с этим одним из главных стал вопрос о роли мусульманского нашествия Ахмеда Граня (30-е гг. XVI в.) как о переломном моменте в истории развития эфиопской культуры в целом и эфиопской иконографии в частности.
Дискуссионной остается и проблема периодизации этой традиции. Особого внимания заслуживают выводы Э. Хаммершмидта и О. Егера, работавших в монастырях озера Тана (1968 г.). Они выделили следующие этапы в развитии эфиопского искусства: «символический» (до XIV в.), «сакральный, посвященный Богу» (Х1У-ХУ вв.), «драматичный,
Термины «туристическое искусство», «туристическая картина» являются общеупотребительными в современной научной литературе (см., например, труды Э. Биасио).
театральный» (XVI-XVII вв.), «сказительный» либо «жанровый» (конец XVII в. и последующие века).
Один из самых авторитетных исследователей эфиопской сакральной живописи, куратор Музея при Институте эфиопских исследований4 Аддис-Абебского университета Ст. Хойнацкий5, несколько отступая от вопросов периодизации и поиска истоков иконографии, поставил главной задачей изучения эфиопского сакрального искусства запись, учет и описание икон, выстраивание собранного материала в хронологическом порядке.
Художественной традиции Эфиопии конца XIX - начала XX вв. особое внимание уделила Э. Биасио [Biasio 2009: 14-25], которая многие годы занималась, с одной стороны, современным эфиопским искусством, с другой, историческим периодом Менелика II (1889-1913), к которому относится коллекция Альфреда Ильга, хранящаяся в Этнографическом музее Цюриха. Изучая его собрание образцов материальной культуры Абиссинии, исследовательница познакомилась с художественной традицией того времени, в том числе с церковной живописью. Такой обширный материал позволил ей проследить развитие последней вплоть до начала XXI в.
К настоящему времени в западной научной традиции сложились три основных направления в исследовании эфиопской сакральной живописи. Они связаны с изучением: 1) икон; 2) рукописных миниатюр; 3) настенной церковной росписи. Отдельной областью также является изучение магических свитков. Такое деление объясняется фактическим существованием в эфиопской христианской культуре трех различных самостоятельных традиций, восходящих к разным иконографическим истокам.
Однако в исследуемый период наблюдается стирание иконографических и стилистических границ между этими направлениями в самой традиции. Это связано с формированием коммерческого интереса к предметам эфиопской художественной традиции, которые, таким образом, правильнее будет называть картиной, но не иконой. Не удивительно, что исследователи разошлись во взглядах на терминологию: «светская картина» Р. Панкхерста [Pankhurst 1966], «народная живопись» Г. Фыссыха [Fisseha, Raunig 1985], «традиционная живопись» JI. Риччи [Ricci 1989], «современная живопись в традиционном стиле» Э. Биасио [Biasio 2009]. Несмотря на различия, все определения, данные исследователями эфиопской живописи, одинаково употребительны, но относятся к разным временным отрезкам
4 Последний обладает наиболее ценным собранием эфиопских икон.
5 Изучение эфиопского искусства, включая религиозную живопись, в западноевропейской эфиопистической традиции тесно связано с именем Станислава Хойнацкого. Основные подходы к проблеме предмета и метода эфиопского искусствоведения были сформулированы именно им. Наиболее полный и законченный вид его исследования приняли в книге «Главные темы эфиопского искусства. С 13-го по 19-ый вв.» («Major themes in Ethiopian painting. From the 13th to 19th century», Wiesbaden, 1983, см. Список использованной литературы).
истории Эфиопии XX в. и характеризуют разные аспекты художественной традиции.
В отечественной науке изучению эфиопской художественной традиции уделялось недостаточно внимания. Интерес к ней проявляли только Б. А. Тураев [Тураев, Айналов 1913; Тураев 1915], работавший с эфиопскими письменными памятниками, а также С.Б. Чернецов [Чернецов 1975; 1997; 2001; СЬегпе1зоу 1997; 1999]. В сферу его интересов попали магические свитки из собрания МАЭ РАН, которым он посвятил свою кандидатскую диссертацию. Они часто украшались рисунками в своеобразной технике, стиле и манере исполнения, что позвол