автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Экологическая культура Китая: традиции философского осмысления и поиск современных решений
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Варакина, Маргарита Игоревна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ТРАДИЦИИ ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ В КИТАЕ ПРОБЛЕМЫ «ПРИРОДА - ЧЕЛОВЕК - ОБЩЕСТВО».
§ 1. Идея единства природы и человека в даосизме.
§ 2. Проблема гармонизации отношений человека с обществом и природой в конфуцианстве.
§ 3. Опыт формирования экологической культуры Китая: анализ проблемы «природа - человек - общество».
ГЛАВА II. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КИТАЯ КАК ФАКТОР ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА С ПРИРОДОЙ.
§ 1. Современная экологическая ситуация в Китае.
§ 2. Формирование новой экологической культуры Китая.
§ 3. Концепция устойчивого развития, как важнейший компонент новой экологической культуры.
Введение диссертации2003 год, автореферат по философии, Варакина, Маргарита Игоревна
Актуальность исследования. Современный этап взаимодействия природы, человека и общества определяется резко обострившимися локальными, региональными и глобальными экологическими проблемами, которые угрожают качеству жизни и здоровью каждого человека как на Западе, так и на Востоке.
Рассмотрение природы и общества в их диалектическом единстве, помогает избежать неоправданного противопоставления природы и общества и дает возможность рассмотреть их как взаимопроникающие образования \ В свете такого подхода создаются необходимые предпосылки для углубленного понимания места человека в объективном мире, определения условий, факторов и обстоятельств оптимизации взаимодействия природы и общества как целостного, относительно самостоятельного процесса.
Развитие общества без кризисов, катаклизмов и катастроф, предполагает концепция устойчивого развития принятая на конференции ООН по окружающей среде и развитию состоявшаяся в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро . Эта концепция получила свое дальнейшее развитие на аналогичном форуме в Йоханнесбурге в 2002 г.
Устойчивое развитие предполагает переход человечества от материально-потребительского общества к духовной цивилизации. Устойчивое развитие невозможно без нравственного возвышения человека — это революция в ценностях, и смысл этой революции состоит в духовном преображении личности 4.
Исходя из приоритета преобразования социального мира, социально-нравственных ценностей, при оптимизации взаимодействия природы и общества особое внимание следует уделить сознательному, целенаправленному формированию экологической культуры.
Устойчивое развитие в обществе с позитивными экологическими императивами поддерживается комплексом механизмов, среди которых значимое место занимает именно экологическая культура как важнейший фактор социоприродного взаимодействия. Создание новой экологической этики и культуры может обеспечить лишь общество, достойное сформировать экокультурного человека и соответствующую экокультурную среду 5.
Посредством формирования экологической культуры может быть решена проблема выхода из экологического кризиса, т.к. экологическая культура вбирает в себя все материальные и духовные ценности, создаваемые человеком в процессе социоприродного взаимодействия. Оптимальная организация социоприродного взаимодействия возможна лишь на основе, соответствующей самому характеру этого взаимодействия б культуры - экологической культуры .
Что касается экологической культуры Китая, то для нее характерно внутреннее единство человеческой природы и Вселенной, выраженное в философской идее единения человека и Неба, глубокое постижение тайн жизни и мышления, высокая моральная значимость отношения человека к природе и отношения человека к человеку1.
В частности, теория даосизма основывается на тезисе о взаимодействии сил инь и янь, двух полярных факторов мирового процесса. Инь и янь одновременно символизировали и целостность бытия, и изменчивость всего сущего, функциональную дополнительность сторон двуединого процесса. С вселенских и поднебесных ритмов инь и янь, их взаимосвязи, порождающей в природе и в жизни движение и покой, тепло и холод, свет и тьму, добро и зло, и начинаются истоки Дао. Поскольку начало инь не может быть без начала янь, даосы воспринимали мир как единое целое и в своем восприятии мира старались избегать дуализма.
Взаимная дополнительность инь и янь, предполагаемая идеей вселенского самопревращения, находит отражение и в конфуцианской традиции. В конфуцианстве происхождение вещей, их существование и «совершенствование» выводится из процессов самой природы: рождение вещей - «из гармонии сил инь и янь», т.е. отрицательного и положительного начал в природе, а существование вещей - из самой природы.
Таким образом, исследуя философские воззрения древнекитайских мыслителей, можно проследить тесную связь с современной теорией взаимодействия природы и общества как отличных и взаимопроникающих образований, активно разрабатываемой отечественными авторами последние два - три десятилетия.
С точки зрения указанной связи, актуальным становится социально-философское осмысление экологической культуры Китая в аспекте ее формирования и развития в качестве фактора оптимизации социоприродного взаимодействия.
Степень научной разработанности проблемы. Традиционной культуре Китая, роли философских традиций в процессе ее формирования, экологической культуре как ее составляющей посвящено большое количество работ.
Изучению культуры Китая, архаичным культурным традициям, исходным мировоззренческим моделям, ментальным константам, в отечественной литературе посвятили свои труды В.М. Алексеев, Ф.С. Быков, JI.C. Васильев, А.И. Кобзев, Н.И. Конрад, М.Е. Кравцова, М.В. Крюков, В.В. Малявин, JI.C. Переломов, Л.Д. Позднеева, Е.Б. Поршнева, В.А. Рубин, Г.А. Ткаченко, Н.Т. Федоренко, H.H. Чебокса-ров, Э.М. Яншина и многие другие 8.
Философию даосизма, где проблеме единства природы и человека уделяется основное внимание, исследовали Т.П. Григорьева, A.A. Долина, Е.Б. Завадская, А.Е. Лукьянов, В.В. Малявин, Н.Е. Померанцева, И.И. Семененко, Е.А. Торчинов и др.9
Основе традиционной культуры Китая - конфуцианству - посвящены работы В.Г. Бурова, В.П. Илюшечкина, A.M. Карапетьянца, А.И. Кобзева, Ю.Л. Кроль, В.В. Малявина, A.C. Мартынова, Л.С. Переломова, М.И. Титаренко, В.Ф. Феоктистова и др. 10
Для изучения некоторых традиционных представлений в идеологии и культуре современного Китая важное значение имеют исследования китайского буддизма 11. В разработку этой проблематики внесли вклад
1 ^ работы Н.В Абаева, М.И Ермакова, В.Г. Лысенко, Л.Е. Янгутова .
Практически первая фундаментальная попытка дать анализ китайской цивилизации, опираясь на социоестественные факторы, была осуществлена Е.Е. Яшновым в ряде его фундаментальных работ, посвященных сельскому хозяйству. Творческое наследие Е.Е. Яшнова, а именно - идея циклов, серьезно и обстоятельно разрабатывается в трудах экономиста-китаеведа A.C. Мугрузина. Работы М. Кокина и Г. Папаяна поставили своей целью дать социоестественный анализ жизни древнекитайского общества.
Созданию целостной картины социально-экологической истории китайской цивилизации посвящены работы Э. С. Кульпина 13.
Интерес к экологической культуре Китая представлен в работах Н.В. Абаева, Л.Л. Абаевой, H.A. Абрамовой, С.П. Нестеркина и др 14.
Проблемы природы и человека в традиционных китайских учениях освещаются в трудах Т.П. Григорьевой, A.M. Карапетьянца, A.C. Мартынова и др.15
Идеи экософии как одного из новых направлений гуманитарного знания, где одним из основных объектов изучения является китайская философия и её экологическая культура, разрабатываются в трудах К.И. Шилина 16.
Взгляды на путь развития китайской цивилизации содержатся в
1 7 работах М. Вебера, К.А. Виттфогеля, Дж. Нидэма и др.
Проблема единства природы и человека, гармонизации отношений человека с обществом и природой проходит через все ведущие философские школы Китая.
Самыми видными представителями даосской мысли, в трудах которых исследовалась проблема единства природы и человека, были: Чжуан-цзы, Ле-цзы, Гэ Хун, Ван Сюаньлань, Ли Цюань, Тань Цяо, Чжан Бодуань. Даосизм оказывал сильное влияние на традиционную культуру Китая, где ведущее положение всегда занимало конфуцианство.
Натурфилософские этико-политические учения Конфуция продолжили его последователи: Ян Чжу, Мэн-цзы, Сюнь-цзы, Дун Чжуншу (учение о взаимном воздействии Неба и Человека «Тянь жэнь гань ин»), Чжу Си, Ван Чун («в ци пребывает природа; когда наличествует природа, судьба обретает законченность»).
Свои мировоззренческие взгляды на природу, на взаимоотношение природы и человека, человека с обществом и природой в рамках конфуцианства развили представители неоконфуцианства, такие как Чжоу Дуньи, Чжан Цзай, Ван Янмин, Лу Цзююань, Ван Чуаныпань и др.
Осмыслению комплекса проблем взаимоотношения природы и общества посвящено большое количество работ и современных китайских ученых. Среди них широтой охвата и глубиной постановки экологических вопросов выделяются работы ведущих специалистов Китая в данной области:
Ван Лю, Ду Чженцина, Ли Цицзяя, Лю Сягана, Лян Юйхуа, Пэн Шаоюя, Су
18
Фэнчана, Хань Дэпэя, Хуан Чживу, Чжуань Гао, Чэнь Ханьгуана .
Вопросам влияния демографического фактора на экологическую ситуацию в КНР отводится важное место в работах многих китайских ученых, таких как Кан Цзянь, Лю Цзунчао, Ма Гочи, Нин Хэ, Цзя Кан, Чэнь Пин, Чжоу Юаньхэ, Юй Тяньсинь и др. 19
Поскольку концепция устойчивого развития в настоящее время в Китае, так же как и во всем мире, становится значимым предметом изучения философской мысли, то с этой точки зрения особый интерес представляют работы: Ли Лушэня, Лу Юньбиня, Тан Юцина, Хуан Шижуя, Чжан Фэнаня,
20
Чжоу Сяохуна, Чжоу Чуньжуна, Чэнь Мэйхао, Юй Яньхуэя и др.
Но, несмотря на многие положительные результаты, в исследовании экологической культуры Китая, в работах по изучению этой проблемы не всегда дается четкое определение экологической культуры, и должным образом не выявляется ее роль в процессе оптимизации взаимодействия природы и общества как отличных и взаимопроникающих образований.
Отдавая дань огромной научной и практической значимости работ, касающихся традиционной культуры Китая и ее философского осмысления, следует отметить, что в настоящее время требуются дополнительные исследования с целью определения сути, места и роли экологической культуры Китая как фактора оптимизации социоприродного взаимодействия.
Актуальность темы, практическая значимость и неразработанность проблемы определили объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.
Объектом исследования является экологическая культура Китая.
Предметом исследования выступает формирование и развитие экологической культуры Китая в качестве фактора оптимизации социоприродного взаимодействия.
Целью исследования является анализ традиционных и современных предпосылок формирования экологической культуры Китая и определение ее специфики, места и роли в оптимизации социоприродного взаимодействия. Достижение этой цели предполагает рассмотрение следующих задач:
1) исследование идеи единства природы и человека в даосизме;
2) выявление особенностей гармонизации отношений человека с обществом и природой в конфуцианстве;
3) осуществление комплексного анализа проблемы «природа -человек - общество» как опыта формирования экологической культуры Древнего Китая;
4) анализ современной экологической ситуации в Китае;
5) исследование процесса формирования новой экологической культуры Китая;
6) осмысление концепции устойчивого развития как важнейшего компонента новой экологической культуры Китая.
Гипотеза. Ценностные ориентиры китайской философии в сочетании с концепцией устойчивого развития являются основанием для формирования в Китае новой экологической культуры, оптимизации социоприродного взаимодействия.
Методологическое и теоретическое основание. В диссертации используется общенаучный системный методологический подход при раскрытии целостности объектов: природа - человек - общество и культура, экологических аспектов мировоззренческого наследия Китая. Вместе с составляющим его структурно-функциональным анализом предпринимается попытка свести в единую картину многообразие проявлений такого сложного объекта как экологическая культура Китая.
Системный подход предполагает применение конкретного исторического анализа параметров проявлений экологической культуры Китая. В диссертации задействован комплексный подход, использованы данные смежных с социальной философией наук: социологии, культурологии, социолингвистики, социоантропологии, что позволило рассмотреть освещенную в исследовании проблему - экологическую культуру Китая в ее целостности. Это, в свою очередь, позволило выявить экологический компонент в философских школах даосизма и конфуцианства, а так же актуализировать ценности экологической культуры Китая в новом контексте теории взаимодействия природы и общества и концепции
21 устойчивого развития . В работе использовался метод сравнительного анализа, что связано, в частности, с введением в научный оборот 39 исследовательских работ китайских авторов.
В диссертационной работе автор в значительной мере опирался также на общую теорию взаимодействия природы и общества, наиболее активно формировавшуюся в нашей стране в 70-80 г.г. XX века, большой вклад в разработку которой внесли: H.A. Агаджанян, М.И. Будыко, Б.А. Воронович, И.П. Герасимов, Э.В. Гирусов, A.A. Горелов, А.Г. Доскач, A.B. Кацура, В.А. Кобылянский, В.Д. Комаров, B.C. Липицкий, В.А. Лось, Н.М. Мамедов,
Ю.В. Олейников, Ю.К. Плетников, В.П. Тугаринов, А.Д Урсул,
22
Е.К. Федоров, И.Т. Фролов, А.Н. Чумаков и др.
Научная новизна исследования. В диссертации осуществлено исследование традиционных для Китая философских систем в качестве предпосылок формирования новой экологической культуры и выявления роли последней при решении острейших социоэкологических проблем в этой самой многонаселенной стране мира, являющейся нашим ближайшим соседом. В частности:
• выявлены возможности даосизма и конфуцианства в формировании новой экологической культуры;
• определена необходимость синтеза идей даосизма и классического конфуцианства в адекватном осмыслении общей логики взаимодействия основных компонентов системы «природа - человек - общество»;
• на основании китайских и иных источников проанализированы особенности складывающейся социоэкологической ситуации в этой активно развивающейся в экономическом плане стране;
• с использованием китайских источников выявлены характерные черты формирующейся в Китае новой экологической культуры;
• показана важнейшая роль концепции устойчивого развития в формировании новой экологической культуры Китая на современном этапе и оптимизации социоприродного взаимодействия;
• введены в научный оборот переведенные автором на русский язык китайские источники (39 работ).
Научно - теоретическая значимость работы. Теоретическое значение предлагаемой диссертации определяется тем, что ее материалы и результаты могут быть использованы при дальнейшем изучении традиций философского осмысления экологической культуры Китая и ее роли в процессе социоприродного взаимодействия.
Научно-практическая значимость работы. Материалы и результаты диссертации расширяют область изучения экологической культуры Китая в аспекте социально-философских исследований.
Полученные в результате проведенного исследования выводы могут быть использованы в углублении научных знаний о социоестественных аспектах развития китайского общества.
Содержание и выводы диссертации могут быть использованы также в процессе преподавания философии, при подготовке учебных пособий, разработке спецкурсов в преподавании ряда тем социальной экологии.
Апробация работы. Основные выводы диссертационной работы использованы в докладах и сообщениях на II Региональной научно-практической конференции «Проблемы комплексного изучения человека. Человек в условиях Забайкалья» (Чита, 1995г.), Областной научной конференции «Молодёжь и современный мир» (Чита, 1997г.), Международной конференция «Проблемы прогнозирования в современном мире» (Чита, 1999 г.), Международном симпозиуме «Экологическая культура современного общества» (Чита, 2000г.), Международном симпозиуме «XXI век: диалог цивилизаций и устойчивое развитие» (Улан-Удэ, 2000г.), Международном симпозиуме «Мир буддийской культуры: буддизм и межкультурный диалог» (Чита - Агинское, 2001г.), I Региональной научно-методической конференции «Практика преподавания экологии в школах, лицеях, ссузах и вузах Читинской области и Бурятского автономного округа» (Чита, 2002г.) и отражены в восьми публикациях автора.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Философские традиции даосизма и конфуцианства способствовали формированию целостной системы экологического мировоззрения.
2. Деятельное, активное начало в традиционных философских системах Востока не исключалось; человек ставил перед собой цель научиться управлять законами природы, но не противопоставлять себя ей, не был ей враждебен.
3. Особенностями современной китайской социоэкологической ситуации являются: временный отход от традиционных принципов экологической культуры и, одновременно, высокие темпы роста экономического развития страны, что привело КНР на грань экологической катастрофы.
4. Новая экологическая культура Китая еще не имеет четкого определения, и процесс ее формирования находится в стадии развития.
5. Важнейшим компонентом новой экологической культуры Китая является концепция устойчивого развития, идеи коэволюции природы и общества.
6. Экологические традиции китайской философии в сочетании с концепцией устойчивого развития могут стать фундаментальной основой для формирования концепций экологической культуры, приемлемых как для Востока, так и для Запада.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав,
Заключение научной работыдиссертация на тему "Экологическая культура Китая: традиции философского осмысления и поиск современных решений"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя общий итог диссертационному исследованию, можно сделать следующие выводы:
Объективная закономерность ставит современное общество перед решением экологической проблемы в социально-культурном смысле. Спектр проблем, изучаемых сегодня китайскими учеными и обществоведами, в этом плане очень широк: генезис национальной культуры и экологические особенности этого процесса, философско-религиозные основы национальной культурной традиции и экологии, типология, структура, национальная психология, национальная культура и экология в современном мире, проблемы взаимодействия экологических культур, возможность их синтеза, проблема Китай - Запад, место китайской экологической культуры в человеческой цивилизации и т.д.
Сказанное не исчерпывает перечня проблем, над которыми работают китайские философы и обществоведы. Никогда еще в истории Китая национальная культурно-экологическая традиция не была предметом столь обстоятельного и глубокого изучения.
Огромное культурное и философское наследие китайской нации предостерегает потомков от шага, который в будущем оборачивается тяжелыми и дорогостоящими последствиями. В экологическом плане это означает конфликт человека с природой и вытекающий отсюда экокризис, непосредственной причиной которого является крайне интенсивное и нарастающее губительное наступление на природу современной индустриально-технической цивилизации, химическая эксплуатация природы ради выгоды и удовлетворения потребностей возрастающего населения.
Выход из экокризиса определяется решением проблемы оптимизации социоприродного взаимодействия. Первичное понимание проблемы связано с традиционным философским наследием древних философских школ Китая.
В философии Лао-цзы представлена модель Вселенной, которая характеризуется наибольшей близостью человека с природой. Философия Лао-цзы представляется в контексте целостного мировоззрения, для которого существенной чертой является единение природы, человека и духа. Основанием концепции единства природы и человека в даосизме является ярко выраженный натуроцентризм.
Единственно правильной моделью поведения для человека, с точки зрения Лао-цзы, есть следование пути Дао. Задача человека - познать Дао, встать на путь «естественности», под которой имеется в виду «гармония мира» - слияние человека с природой.
В философии даосизма полностью отвергалась активная позиция личности в ее мироустроительной деятельности, что, напротив, признавалось одним из приоритетных направлений в формировании нравственного идеала в философии конфуцианства.
В конфуцианской философской традиции уже возникала проблема гармонизации отношений природы и человека. Основанием для ее возникновения являлся ярковыраженный социоцентризм с приматом общего над частным, а также конфуцианский акцент на поведенческом аспекте.
Философы конфуцианского толка рассматривали человека как высшее проявление природы; понимание ими природы восходило к утверждению внутренней гармонии человека с миром, которое возникает в сознании благодаря духовно-нравственной сущности самого человека.
Анализ философских традиций даосизма и конфуцианства, с точки зрения проблемы «природа - человек - общество», показывает, что в китайской философской традиции важнейшим является ориентация личности на крайне почтительное и гуманное отношение как к социуму, так и к природному миру. Вместе с тем, в своем целостном восприятии мира человек ощущает неразрывную связь с природой; и такое ощущение мира дают индивиду философские традиции и конфуцианства, и даосизма в равной степени. В реальной жизни и конфуцианство, и даосизм сосуществовали и даже синкретизировали, способствуя выработке целостной системы экологического мировоззрения.
Человек Востока, не исключая деятельное, активное начало, ставил перед собой цель научиться управлять законами природы, но шел к этому путем, отличным от пути человека Запада. Не отделяя себя от природы, человек Востока никогда не противопоставлял себя природе, и не был ей враждебен.
Эти гуманистические основы, ставшие принципиальными составляющими новой экологической культуры Китая, были заложены в философии даосизма и конфуцианства.
Западные интеллектуалы часто воспринимают Восток как некий далекий идеал, видя в нем, в основном, только то, что сами хотят найти. Конечно, нельзя сказать, что китайское общество в процессе своего развития не загрязняет окружающую среду. В отличие от многих ученых, зачарованных сегодня темпами китайской экономики, социальные экологи склонны считать, что предстоящий век будет «веком Китая», только со знаком «минус». Китай может стать экологическим бременем человечества XXI века.
По мнению некоторых исследователей экологичность культуры на уровне приземленного быта, практических культов и потребительского утилитаризма - это чаще всего ее элементарная неразвитость. Колониализм и «модернизация» лишь усугубили эту ситуацию, и «настоящий», «элитарный», «экологически перспективный» Восток, как выясняется из многих работ, может найти себе место, скорее всего, на Западе.
К сожалению, восточные традиции давно потеряли свои прежние влиятельные позиции в обществе (там, где они их занимали). Они сами обороняются и, кроме того, не могут удовлетворить всем духовным нуждам и надеждам современного человека.
Современная экологическая ситуация Китая иллюстрирует сложнейшие проблемы экологического существования нации в КНР. Эти проблемы пытались решать в ходе различных крупномасштабных политических кампаний. Самая крупная и разрушительная из них -«культурная революция», перечеркнувшая пусть небольшие, но крайне важные достижения прошлых лет. «Культурная революция» заставила китайскую культуру потерять свои прежние влиятельные позиции в обществе, оставив население во власти социально-экономической динамики и политической борьбы.
В настоящее время экологическая культура современного Китая является предметом обстоятельного и глубокого изучения в самой стране и за ее пределами. Всестороннее описание экологической культуры еще нуждается в определенной совместной разработке категориального аппарата, использование которого могло бы детально представить ее как системный объект.
Разработка концепции устойчивого развития, где понятие «устойчивость развития» подразумевает коэволюцию природы и общества, приобретает в современных условиях приоритетное значение. Концепция устойчивого развития, выступая важнейшим компонентом новой экологической культуры Китая, способствует оптимизации социоприродного взаимодействия.
Изучение экологической культуры Китая как фактора оптимизации социоприродного взаимодействия очень актуально. Конфуцианские идеи нравственного совершенствования, отказ от необузданного потребительства, культ предков и традиций, гармонии человека и окружающего мира заставляют ученых обратиться к культуре Китая.
Параметры китайской экологической культуры могут служить ориентиром и являться основой для новой экологической культуры как Востока, так и Запада. Китайская культура развивалась в контексте парадигмы целостного мировоззрения, для которого одной из существенных черт является единение Духа и Природы, и то, что привнесли китайцы в современную экологическую культуру, должно получить справедливую оценку.
Список научной литературыВаракина, Маргарита Игоревна, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Литература на русском языке
2. Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. 2-е изд., перераб. и доп. - Новосибирск: Наука, 1989.-271 с.
3. Абаев Н.В., Абаева Л.Л. Влияние религиозно-философских учений на экологическую культуру и традиции народов восточной и центральной Азии // Вестник БГУ. Вып. 12. Улан-Удэ, 1999. - С. 59-79.
4. Абаев Н.В., Нестеркин С.П. Человек и природа в чаньской (дзэнской) культуре: некоторые философско-психологические аспекты взаимодействия // Проблема человека в традиционных китайских учениях / Отв. ред. Т.П. Григорьева- М.: Наука, 1983. С. 57-73.
5. Абрамов В.А. История философии Китая (истоки, основные этапы развития, современность): Учеб. пособие. Чита: ЧитГТУ, 1996. -147 с.
6. Абрамов В.А., Варакина М.И. Экологические проблемы Китая и перспективы их международного решения // Вестник Международной Академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности. Чита, 1999.-№6.-С. 70-73.
7. Абрамова H.A. Традиционная культура Китая и межкультурное взаимодействие (социально-философский аспект). Чита: ЧитГТУ, 1998.-258 с.
8. Агаджанян H.A. и др. Экология человека: Избранные лекции. -Новосибирск: Наука. С.О., 1994. 355 с.
9. Агаджанян H.A. Экология человека: Словарь-справочник. М.: Круг, 1997.-205 с.
10. Агаркова Е.Ю. Экологическое образование как фактор формирования экологической культуры и оптимизации социоприродного взаимодействия // Дис. канд. фил ос. наук. Чита, 2002. - 135с.
11. Балханов В.А. Мировоззренческие основы устойчивого развития в контексте диалога цивилизаций // XXI век: диалог цивилизаций и устойчивое развитие: Тезисы докладов международного симпозиума. -Улан-Удэ: ВСГТУ, 2001. С. 55-57.
12. Белоусов С.Р. Конфуцианство и модернизация Китая // Проблемы Дальнего Востока. 1989. - № 5. - С. 15-28.
13. Беседы и суждения Конфуция. СПб.: ООО Кристалл, 1999. - 1120 е.: ил. - (Б-ка мировой лит.).
14. Беседы и суждения Конфуция. СПб.: ООО Кристалл, 1999. - 1120 е.: ил. - (Б-ка мировой лит.) Л.С Переломов. Конфуций. Луньюй. Перевод и комментарии, (фрагмент). С. 5-12.
15. Беседы и суждения Конфуция. СПб.: ООО Кристалл, 1999. - 99 с.- (Б-ка мировой лит.). Приложение 2. Конфуций в гимне и эпиграфике / Пер. с кит., вступительная статья и примечания В.М. Алексеева.
16. Бестужев-Лада И.В. Социальные учения Древнего Китая и маоизм // Проблемы Дальнего Востока. 1974. - № 4. - С. 137-152.
17. Бог человек - общество в традиционных культурах Востока. - М.: Наука, 1993. - 224 с.
18. Бранский В.П. Социальная синергетика как постмодернистская философия истории // Общественные науки и современность. 1999. -№6. -С. 44-53.1920,21.22,23,24