автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Экологическая культура общества и ее проявление в воинской деятельности

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Усынина, Татьяна Васильевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Экологическая культура общества и ее проявление в воинской деятельности'

Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Усынина, Татьяна Васильевна

Сегодня, на рубеже третьего тысячелетия, человечество столкнулось с целым комплексом сложнейших глобальных проблем, требующих незамедлительного разрешения в интересах сохранения мировой цивилизации, жизни на планете Земля.

По мнению многих отечественных и зарубежных социологов среди глобальных проблем современности экологическая проблема, сущность которой состоит в отчётливо обнаружившемся противоречии между производственной деятельностью человечества и стабильностью природной среды его обитания, в конце XX - начале XXI веков по своей остроте вышла на первый план. При этом очевидна её тесная взаимосвязь с другими глобальными проблемами, стоящими перед цивилизацией. Так, проблема предотвращения войны имеет ярко выраженный экологический аспект, связанный с сохранением "первой" и "второй природы", а также человека как природного существа. Две мировые и более 200 локальных войн XX столетия привели к значительным разрушениям географической среды, материальных и духовных благ, созданных человечеством. Демографическая проблема также во многом обусловлена экологической проблемой.

Разрешению указанной проблемы призвана служить развитая, адекватная современному этапу достижений человечества, экологическая культура общества. Это понятие, выражая совокупное единство культуры и экологии, описывает основанную на экологическом сознании специфическую социальную деятельность, направленную на сохранение, восстановление и разумное использование окружающей среды.

Взаимосвязь экологической культуры с особым видом социальной деятельности - воинской деятельностью - является довольно сложной и многообразной. Необходимость рассмотрения воинской деятельности в единстве с экологическими проблемами является жизненно важной для любого общества, в том числе и российского.

Актуальность социально-философского анализа экологической культуры общества, её проявлений в воинской деятельности определяется следующими обстоятельствами.

Во-первых, развитием гражданского общества и повышением социальной роли его институтов по мере демократизации общественной жизни. Усиление влияния гражданского общества на решение всей совокупности глобальных проблем, и, прежде всего, экологической проблемы, обусловливает необходимость исследования феномена экологической культуры общества. Практика мирового развития убедительно показывает, что именно развитая экологическая культура общества позволяет разрешить острые противоречия между обществом и природой. И чем динамичнее развивается общество, тем нагляднее видна тенденция возрастания роли экологической культуры в общей системе культуры общества, тем более необходим обобщённый подход к её исследованию.

Во-вторых, реальным нарастанием сложности, многообразия и комплексности экологической проблемы в современном обществе, в том числе и в России. В мире сложились и существуют различные подходы к содержанию экологической культуры общества, неодинаков уровень экологического сознания и экологической деятельности социальных субъектов в разных странах. Социально-философский анализ экологической культуры общества, исследование её содержания и структуры, основных критериев и уровней позволяет выявить место и роль экологического сознания общества и личности в решении экологических проблем современности, определить пути экологизации культуры социума и приоритетные направления повышения уровня экологической культуры российского общества.

В-третъих, усилением взаимосвязи и взаимообусловленности экологической культуры и воинской деятельности, необходимостью формирования военно-экологической культуры, призванной разрешить объективно существующие противоречия между природой и воинской деятельностью. Чем более развита экологическая культура воинской деятельности, тем полнее преодолеваются негативные явления в системе "природа - воинская деятельность", тем эффективнее достигается оптимальное соотношение между решаемыми вооружёнными силами задачами и экологической безопасностью войск и населения, сохранение и восстановление природной среды. В связи с этим рассмотрение целей и структуры военно-экологической культуры, выявление особенностей и форм проявления экологической культуры в воинской деятельности, определение субъектов экологизации культуры воинской деятельности, анализ критериев эффективности военно-экологической культуры - важные задачи, решение которых поможет глубже понять процессы, протекающие как в обществе, так и в вооружённых силах.

В-четвёртых, незавершённостью демократических преобразований в России и неудовлетворительным состоянием экологической культуры воинской деятельности, обусловленным низким уровнем экологической культуры общества. Развитие институтов гражданского общества в России и строительство новых Вооружённых Сил заметно обострили и актуализировали потребность и необходимость целенаправленного формирования экологической культуры в Вооружённых Силах с учётом мирового опыта и российской специфики. Социально-философский анализ этих вопросов позволит сформулировать основные принципы экологической воинской деятельности, определить важнейшие средства экологизации мышления личного состава Вооружённых Сил, наметить пути формирования экологической культуры в российской армии.

Таким образом, поставленная в диссертационном исследовании проблема является не только актуальной, но и важной в теоретическом и практическом отношениях.

Степень научной разработанности проблемы.

Традиция защиты окружающей среды имеет глубокие исторические корни, носит народный характер. Носителем обыденно-психологического экологического сознания, выражающемся в фольклоре (народных сказках и песнях, пословицах и поговорках), а в более позднее время — в авторских художественных произведениях, является абсолютное большинство населения любой страны. В них природа, как живая, так и неживая, находятся в гармоническом единстве с человеком, и уважение к ней носит взаимный характер. В этом состоит великая народная мудрость, здравомыслие, несущие большой философский смысл1.

Проблема экологической культуры общества как результата диалектического взаимодействия культуры и экологии на определённой ступени развития социума издавна занимала умы философов разных времён и народов. В поле зрения выдающихся мыслителей древности Платона, Аристотеля2 и других находилось, в частности, рассмотрение культуры как выражения меры власти человека над природой - и над внешней природой, и над его собственной, физической и психической.

С зарождением буржуазных отношений, развитием естественных наук и ростом городов в обществе ставятся цели преодоления природной зао висимости . В философии Нового времени экологическое сознание трансформируется в натурфилософию. В ней значительное место занимало учение гилозоизма, представителями которого были Дж. Бруно, Т. Пара-цельс, Б. Телезио4. Натурфилософские взгляды высказывали французские

1 См.: Слово о полку Игореве. - М.: Мысль, 1986; Кутырев В.А. Экологический кризис и постмодернизм культуры // Вопросы философии. - 1996. - №11. - С.24; Данте А. Божественная комедия. - М.: Детгиз, 1985. - Песнь VIII, 142; Тютчев Ф. Избр. произведения. - М.: Художественная литература, 1984. - С. 176; О. Мандельштам. Избр. произведения в 2 т. Т.1. - М.: Художественная литература, 1990. - С.69; Ветхий Завет. Книга Бытия: 1.1; 2; 20; 25; Новый Завет. Евангелие от Иоанна: 4.20 // Библия. В 2т. - М.: Духовное просвещение, 1990-1991; Гаврюшин Н.Г. Христианство и экология // Вопросы философии. - 1995. - № 3; Атеисты, материалисты и диалектики Древнего Китая. - М.: Наука. - 1967. - С.184; Экология, этика, религия // Вопросы философии. - 1995. - № 3; Фрезер Д.Д. Фольклор в Ветхом Завете. - М.: Политиздат, 1989. - С.465-470.

2 См.: Платон. Федон // Платон. Соч. В 3 т. - М., 1970. - Т. 2. - С. 48-51; Аристотель. Метафизика// Аристотель. Соч. В 4 т. - М„ 1975. - Т. 1. - С. 71-75, 155-157, 229-231.

3 См.: Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук // Соч. В 2 т. - М., 1971. - Т. 1. - С. 191-197; Декарт Р. Первоначала философии // Соч. В 2 т. - М., 1989. - Т. 1. - С. 390-394.

4 См.: Штекли А. Джордано Бруно. - М.: Мысль, 1964; Бруно Дж. О причинах, начале и едином. - М.: Соцэкгиз, 1934; Левен В.Г. Проблема материи у Теофраста Парацельса // Филос. науки. - 1998. - №3. - С. 15-19; Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. - М.: Высш. школа, 1980. материалисты XVIII века П. Гольбах, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо1, немецкие философы XIX века И.В. Гёте, Ф. Шеллинг, Л. Фейербах2 и другие. В этот же период широкое развитие получили идеи пантеизма, о ярким представителем которого был Б. Спиноза . Социальные механизмы взаимодействия общества с окружающей средой, проблему критериев (включая нравственные) и уровней экологической культуры общества, хотя и в неявном виде, затрагивали Т. Гоббс, И. Кант, Г. Гегель4 и другие мыслители.

Особую значимость вопросы экологической культуры общества приобрели в период интенсивного развития промышленности в западноевропейских государствах в связи с надвигающимся экологическим кризисом. Рассмотрение окружающей среды как системного образования, исследование различных аспектов прямого и побочного влияния производственной деятельности на состояние окружающей среды, анализ изменений человеком окружающей среды, разработка концепции влияния природных процессов на деятельность человека в работах Э. Геккеля, Т.Р. Мальтуса, Д.П. Марша, П. Видаль д. Бланша, В.И. Вернадского и других мыслителей5 способствовали формированию нового экологического мышления, жизненно важному переходу от прежней, индустриально-центрической со

1 См.: Гольбах П. Система природы // Избр. произведения. В 2 т.- М., 1963. - Т.1.- С. 5967; Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Французские материалисты XVIII века - М.: Высш. школа, 1981; Философия эпохи ранних буржуазных революций /Под. ред. Ойзермана Т.И. - М.: Наука, 1983.

См.: Гёте И.В. Избранные сочинения по естествознанию. - М., 1957. - С. 361-363; Шеллинг Ф.В. Система трансцендентального идеализма. - М.: Соцэкгиз, 1936; Лазарев

B.В. Фридрих Шеллинг. - М.: Мысль, 1976, - С. 6-95; Фейербах JT. Сущность религии // Избр. философские произведения. В 5 т. - М., 1955. - Т.2. - С. 441-446, 515, 589-591.

3 См.: Спиноза. Серия "Выдающиеся мыслители". - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

C. 23-123, 229-279; Соколов В.В. Спиноза. - М.: Мысль, 1977.

4 См.: Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII века, М., 1974, гл.З; Кант И. Сочинения в 6 т. - М.: Мысль, 1965. - Т. 4. 4L- С.259-270; Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук // Соч. В 3 т. - М., 1974,- Т.1.- С.413-440.

5 См.: Мальтус Т.Р. Опыт о законе народонаселения. - Петрозаводск: Предприятие по торг. и изд. деятельности "Петроком", 1993; Марш Д.П. Человек и природа. Пер. с англ.

- Спб., 1868; Видаль П. дела Бланш. Принципы географического человека. - М.: Наука.

- 1972; Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. - М.: Наука, 1989; Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. - М.: Наука, 1989; Вернадский В.И. Живые вещества и циально-культурной парадигмы к новой, экоцентрической.

В трудах Тейяра де Шардена, П.Н. Милюкова, JI.H. Гумилёва, JI. Февра, М. Сора, A.A. Григорьева, И.П. Герасимова, АЛ. Чижевского1 рассмотрено и насыщено новым содержанием понятие "окружающая среда", исследовано влияние географической среды на жизнедеятельность человека и общества, установлена зависимость между циклами активности солнца и социальной деятельностью человека, расширено понимание окружающей среды до её взаимодействия с планетарной культурой.

Развитие производства, всё более и более сталкиваясь с ограниченными возможностями природы к самовосстановлению, влечёт за собой угрозу локальной, а затем и глобальной экологической катастрофы. Ещё на рубеже XIX-XX веков негативное воздействие общества на "первую" и "вторую" природу было рассмотрено в произведениях О. Шпенглера, H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова2. Катастрофичность последствий воздействия человека на природу, необходимость принятия немедленных и решительных мер для оптимизации системы "природа - общество" в современных условиях исследованы в работах В.И. Данилова-Данильяна, H.H. Моисеева, Д.Х. Медоуза, Д.Л. Медоуза, И. Рендерса, Ш.В. Беренса, А. Печчеи, Р. Дажо, Дэнлапа Р.Э. и других авторов3. биосфера// Сборник. - М.: Наука, 1994.

1 См.: Бабоев Е.М. Тейярдизм: попытка синтеза науки и христианства. - Минск, 1970; Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли // Гумилёв Л.Н.: Соч. / Фонд "Мир JI.H. Гумилёва". - М.: Ин-т "Ди-Дик", 1992; Чижевский A.JI. Земное эхо солнечных бурь. - М.: Мысль, 1989; Чижевский A.JI. Космический пульс Земли.- М.: Мысль, 1995.

2 См.: Шпенглер О. Закат Европы / Перевод / Вступ. ст. Добнова А.П. - Новосибирск: Наука. Сиб. изд. фирма, 1993; Бердяев H.A. Новое Средневековье: размышления о судьбе России и Европы. - М.: Феникс. ХДС-пресс, 1991; Бердяев H.A. Кризис искусства /Репринт, изд./- М.: СП "Интерпраст", 1990; Андрияускас A.A. Проблема дегуманизации культуры и искусства в концепции христианского гуманизма Н. Бердяева // Филос. науки. - 1996. -№3. - С.43-59; Булгаков С.Н. Труды по социологии и теологии. В 2 т. Т.2. Статьи и работы разных лет, 1902-1904 гг. / Рос. АН, Ин-т социологии. - М.: Наука, 1999.

1 См.: Данилов-Данильян В.И. Возможна ли коэволюция природы и общества? // Вопросы философии. - 1998,- № 8; Моисеев H.H. Ещё раз о проблеме коэволюции // Вопросы философии. - 1998. - №8; Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рендерс И., Беренс Ш.В.

В последние годы особое внимание уделяется нравственным проблемам экологии, свидетельством чего явилось возникновение экологической этики. Тенденция экологической переориентации этики обнаруживается в произведениях Дж. Лавлока, Л. Уайта, О. Леопольда1 и достигает высот в концепциях нравственного обновления человечества на основе бережного отношения к живой природе А. Швейцера, X. Ролстона, Д. Хол-брука2. Акцент на взаимосвязи экологического сознания, как составной части экологической культуры общества, с эстетическим сознанием сделан в трудах И. Канта, Д. Дидро, Н.Г. Чернышевского3. Попытка системного изложения этических проблем во взаимосвязи с экологическими проблемами с позиций космического измерения человеческого бытия и формирования космической этики предпринята Н.Ф. Фёдоровым и К.Э. Циолковским4.

Особое место в исследовании экологической культуры общества занимают работы, посвященные взаимосвязи экологической культуры с воинской деятельностью. Необходимость рассмотрения воинской деятельности в единстве с экологическими проблемами является жизненно важной для любого общества, в том числе и российского. Уже Пётр I обратил внимание на проблему взаимосвязи охраны природы и национальной безо

Пределы роста. - М.: Изд-во МГУ, 1991; Печчеи А. Человеческие качества. - М.: Политиздат, 1985; Дажо Р. Основы экологии. - М.: Наука, 1975; Дэнлап Р.Э., Гэллап Д.Г., Гэллап A.M. Здоровье планеты // Социол. исслед. - 1992.- №12. L См.: Уайт JL Исторические корни нашего экологического кризиса // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М.: Прогресс, 1990; Василенко Л.И. Экологическая этика: от натурализма к философскому персонализму // Вопр. филос. - 1995. - №3.

2 См.: Швейцер А. Культура и этика. - М.: Прогресс, 1973; Ролстон X. Существует ли экологическая этика? // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М.: Прогресс, 1990; Следственная сторона эколог, этики // М.: ВИНИТИ, 1998.-№2. - С. 15.

3 См.: Кант И. Соч. в 6 т. - М.: Мысль, 1966. - Т.5. - С. 313; Дидро Д. Мысли об объяснении природы // Избр. произв. - М. - JL, 1951.- С. 231- 262; Чернышевский Н.Г. Эстетическое отношение искусства к действительности // Собр. соч. в 5 т. - Т. 4. - С. 11-12; Толстых В.И., Эренбург Б.А. Эстетическое воспитание. - М.: Высш. школа, 1979.- С.34.

4 Федоров Н.Ф. Философия общего дела // Федоров Н.Ф.: Собр. соч. в 4 т. Т.З - М.: Традиция, 1997; Циолковский К.Э. Монизм Вселенной // Грёзы о Земле и небе. Научно-фантастические произведения. - Тула: Приокское кн. изд-во, 1986; Циолковский К.Э. Будущее Земли и человечества. - Калуга, 1928; Арлазоров М.С. Циолковский. - Тула: Приокское кн. изд-во, 1977. пасности государства1.

Тесная взаимосвязь воинской деятельности с проблемами экологии привела к возникновению одного из направлений экологической науки -военной экологии. Несмотря на наметившуюся разрядку международной обстановки, экологические проблемы становятся всё более острыми, поскольку связаны с производством новых, обладающих большими разрушительными способностями, видов вооружения и боевой техники. Вот почему экологические проблемы воинской деятельности стали занимать всё более значительное место в трудах философов, социальных психологов, культурологов, военных учёных. В работах В.Г. Андреева, В.И. Булатова, JI.H. Вдовиченко, А.П. Доронина, A.B. Шестопалова, И.Д. Канарского, Ю.М. Журавлёва, С.А. Сергеева, Г.М. Костылева, В.И. Ольшевского, Н.Ф. Рейтмерса, М. Харуэлла, Т. Хатчисона и некоторых других военная экология получила развитие как комплексная наука.

Отдельные аспекты анализа военно-экологической культуры как совокупности военно-экологического сознания и военно-экологической деятельности, рассмотрение форм проявления экологической культуры в воинской деятельности, исследование субъектов её экологизации можно найти в трудах Ю.А. Леонова, A.M. Вавилова, Ю.Л. Воробьева, A.C. Гинзбурга, Е.П. Маслина, В.А. Рогожина, С. Петрова, Г.С. Юх-новца, В.И. Измалкова . Особенностям экологической культуры россий

1 Указ об охране лесов 1703 года // Сборник нормат. актов. - М.: Наука, 1991.

2' Андреев В.Г. Экологическая безопасность вооружения и военной техники // Военная мысль. - 1999. - №5. - С. 44-47; Булатов В.И. Россия: экология и армия: Геоэкологические проблемы ВПК и военно-экологической деятельности. - Новосибирск: ЦЭРИС, 1999.-С. 8-18; Вдовиченко JI.H. Проблемы экологии в современной идеологической борьбе // Научный коммунизм. - 1986. - №2; Доронин А.П., Шестопалов A.B., Канарский И.Д. Экологические проблемы вооружённой борьбы // Военная мысль. - 1998. -№3. - С. 77-80; Журавлёв Ю.М., Сергеев С.А., Костылев Г.М. Экологическое обеспечение военно-космической деятельности // Военная мысль. - 1999. - №1. - С. 41-44; Ольшевский В.И. Экология военной сферы: проблемы и решения. - Киев: Наукова думка, 1966; Рейтмерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества: Концептуальная экология. - М.: Россия молодая, 1992; Харуэлл М., Хатчисон Т. Последствия ядерной войны: воздействие на экологию и сельское хозяйство. - М.: Мир, 1988.

3 Леонов Ю.А О военных аспектах экологического обеспечения Вооружённых Сил Российской Федерации // Военная мысль. - 1996. - №4; Вавилов A.M. Экологические ского общества, анализу его военно-экологического потенциала, определению основных направлений формирования экологической культуры в Вооружённых Силах Российской Федерации посвящены работы Г.М. Баренбойма, С.И. Григорова, A.C. Родионова, Вл. М. Иванова, И.В. Круть, Ю.В. Олейникова1. Некоторые аспекты экологической деятельности гражданского общества в России, которое в основном и стремится преодолеть негативные процессы в системе "природа - воинская деятельность", всё активнее вникая в проблемы Вооружённых Сил, в том числе и экологические, рассмотрены в диссертационных исследованиях С.А. Бровко, A.A. Кулакова, В.А. Попикова и других военных исследователей2.

Естественно, что в работах названных и других авторов не удалось в полной мере исследовать объективно существующие противоречия между производственной деятельностью человечества и природной средой его обитания, раскрыть содержательный аспект экологической культуры общества, проанализировать её основные критерии и уровни, рассмотреть последствия гонки вооружения. -М.: Международные отношения, 1988; Воробьев Ю.Л. Глобальные проблемы как источник чрезвычайных ситуаций // Военная мысль, 1998. - №6; Гинзбург A.C. Планета Земля в послеядерную эпоху / Научный совет по исследованию проблемы мира и разоружения. - М.: Наука, 1988; Маслин Е.П., Рогожин В.А. Всеобъемлющее запрещение испытания ядерного оружия // Военный вестник. - 1995. - №2; Петров С. Войска радиационной, химической и бактериологической защиты: реализация задач и перспектив развития // Военный вестник. - 1993. -№11; Юхновец Г.С., Измалков В.И. Экологическое нормирование антропогенных нагрузок и экологический императив военной деятельности, опасной для природы // Военная мысль. - 1996. - №6.

L Баренбойм Г.М. Экологическая ситуация в стране // Вестник Московского университета, сер. 7. Философия. - 1992. - №5; Григоров С.И., Родионов A.C. Военная экология и экологическое обеспечении Вооружённых Сил РФ // Военная мысль. - 1994. - №2; Родионов A.C. Экологическое обеспечение жизнедеятельности войск и населения // Военная мысль. - 1993. - №1; Иванов Вл. М. Трактовка общественного прогресса в так называемом экосоциализме // Философские науки. - 1986. - №1; Круть И.В. Экологические коллизии России // Вопросы филос. - 1995.- №3; Олейников Ю.В. Природный фактор геополитической стратегии России // Философия и общество. - 1997. - №6. 2 См.: Бровко С.А. Военно-гражданские отношения: содержание, типология и особенности в России: Автореф. дис. канд. филос. наук. - М.: ВУ, 1997; Кулаков A.A. Гражданский контроль над армией: мировой опыт и российская специфика: Автореф. дис. канд. филос. наук. - М.: ВУ, 1998; Попиков В.А. Система гражданского контроля армии в современном обществе (социально-философский анализ): Автореф. дис. канд. особенности и формы проявления экологической культуры в воинской деятельности. Остались незавершёнными исследования современного состояния экологической культуры российского общества, детерминации военно-экологического потенциала России возможностями всех компонентов материальной и духовной сфер жизни общества, путей формирования экологической культуры в российской армии.

Кроме того, как свидетельствует проведённый автором анализ, большинство отечественных работ, посвящённых исследованию экологической культуры общества, её современному состоянию, особенностям и формам проявления в воинской деятельности, в том числе и в Вооружённых Силах России, находится в плоскости социологической, а частично, и политологической науки. В социально-философском аспекте феномен экологической культуры общества ещё не нашёл должного отражения. Не исследованы источники экологической культуры общества, её объект и субъекты в гносеологическом и социологическом планах, не раскрыта специфика деятельностного компонента экологической культуры общества. Наконец, нет единства в определении путей экологизации культуры общества и эффективных средств формирования его экологической культуры. Не определены формы проявления экологической культуры воинской деятельности, не исследованы субъекты её экологизации и критерии эффективности военно-экологической культуры в России. Всё вышеизложенное свидетельствует о необходимости комплексного использования основных философских подходов, и, прежде всего, системного, к анализу экологической культуры общества и особенностей её проявления в воинской деятельности.

То обстоятельство, что столь важные понятия социальной философии как экологическая культура общества и военно-экологическая культура по прежнему остаются недостаточно изученными, сдерживает разработку научно обоснованных рекомендаций по формированию военной филос. наук. - М.: ВУ, 1999. политики в области экологии, препятствует определению направлений воздействия общества на армию. Всё это и обусловило выбор темы исследования, его объектно-предметную область, а также цели и задачи.

Объектом диссертационного исследования является сложный процесс противоречивого взаимодействия общества и природы, культуры и экологии на современном этапе развития общества и воинской деятельности.

Предметом анализа выступают социально-философские проблемы становления, развития и функционирования экологической культуры общества, особенностей и форм её проявления в воинской деятельности, а также состояния и приоритетных путей её формирования в России.

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы на базе исследования общих вопросов взаимодействия культуры и экологии рассмотреть экологическую культуру общества как социальное явление, раскрыть её сущность, содержание и роль в обществе, выработать практические рекомендации по формированию и развитию экологической культуры в Вооружённых Силах России.

Достижение названной цели предполагает решение ряда задач:

1. Проанализировать социальную детерминацию экологической культуры общества, раскрыть её системный характер, выявить источники развития, объект, субъект, а также специфику и особенности экологической культуры общества, определяющие направления её формирования на современном этапе.

2. Рассмотреть диалектическую взаимосвязь культуры и экологии в процессе осуществления практической экологической деятельности, определить критерии её эффективности, выявить уровни экологической культуры общества, её внешние и внутренние функции.

3. Раскрыть особенности военно-экологической культуры, её системный характер и критерии эффективности, показать формы проявления экологической культуры в воинской деятельности.

4. Выявить специфику экологической культуры российского общества и особенности её проявления в Вооружённых Силах, определить основные принципы экологизации воинской деятельности, направления, пути и средства формирования экологической культуры в российской армии.

Теоретической базой диссертации являются работы отечественных и зарубежных философов, представителей других наук, государственных и политических деятелей, а также военных исследователей по проблемам культуры и экологии, противоречий между природой и обществом, формирования военно-экологической культуры. Кроме того, в работе широко используются диссертационные исследования, а также материалы периодической печати.

Методологическую основу исследования составили: идеи, положения и выводы теории взаимодействия общества и природы, культуры и экологии, государства и гражданского общества, концепции военно-экологических отношений; требования социально-философского подхода к анализу социальных процессов, в особенности функционально-деятельностного анализа экологической культуры общества и военно-экологической культуры; положения общей теории систем и требования принципа системности, приложенные к анализу экологической культуры общества и воинской деятельности. С формально-логической точки зрения метод исследования, применённый в диссертации, является дедуктивным: от наиболее общих, концептуальных проблем раскрытия сущности и специфики феномена культуры, противоречий культуры и экологии автор продвигается к частным проблемам, анализируя содержание, критерии и уровни экологической культуры общества, её российскую специфику, особенности и формы проявления экологической культуры в воинской деятельности, в том числе и в Вооружённых Силах России.

Эмпирическую основу работы составляют практический опыт жизнедеятельности Вооружённых Сил Российской Федерации в условиях неблагополучной экологической ситуации в России и странах СНГ, нарастания негативных экологических последствий воинской деятельности, обобщённые выводы конкретных военно-экологических исследований в нашей стране, результаты анализа проблемных статей периодической печати, а также материалы наблюдений и личного опыта длительной практической работы автора в военном ВУЗе.

Научная новизна исследования заключается:

- в обосновании детерминации экологической культуры общества диалектическим взаимодействием культуры и экологии на определённой ступени развития социума, обострением противоречий между природой и обществом как источника возникновения и развития экологической культуры;

- в уточнении сущности и рассмотрении содержания экологической культуры общества с социально-философских позиций, обнаружении и анализе современных тенденций её развития;

- в определении особенностей экологической культуры воинской деятельности, её целей, форм проявления и критериев эффективности;

- в выявлении приоритетных направлений формирования и анализе особенностей становления экологической культуры в Вооружённых Силах России на современном этапе.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Экологическая культура общества детерминирована объективно-закономерным взаимодействием общества и природы, культуры и экологии на современном этапе развития социума и представляет собой духовно-практическое явление, порождённое разрушительным воздействием общества на природу и выражающее качественный уровень развития об-гцественного сознания и практической деятельности в интересах сохранения, восстановления и разумного использования окружающей среды.

2. Источником возникновения и развития экологической культуры общества являются глубинные, генетически-имманентные и сущностные противоречия между природой и обществом, породившие глобальную экологическую проблему - противоречия, присущие взаимодействию экологии и культуры, и внутренние противоречия между экологическим сознанием и экологической деятельностью.

3. В содержательном плане экологическая культура общества представляет собой объективно необходимую систему - целостную совокупность элементов экологического сознания и практической деятельности субъектов государства и гражданского общества, нацеленных на обеспечение охраны и стабильности природной среды обитания человека и представленных на различных уровнях социальной зрелости.

4. Экологическая культура воинской деятельности, будучи детерминированной уровнем развития экологической культуры общества, есть результат формирования военно-экологического сознания, реализующегося в экологическом аспекте практической воинской деятельности. Низкий уровень экологической культуры в Вооружённых Силах России обусловлен начальной стадией её становления и формирования, незавершённостью социального реформирования общества, неразработанностью системы средств экологизации мышления личного состава, путей и направлений экологического контроля воинской деятельности.

Теоретическая и практическая значимость исследования:

- постановка данной проблемы отвечает объективным потребностям комплексного анализа взаимосвязи общества и природы, культуры и экологии, природы и воинской деятельности, т.е. является одной из тех социально-философских проблем, верное решение которых обеспечивает устойчивость развития социума, сохранение мировой цивилизации;

- диссертационное исследование углубляет и расширяет систему знаний о глубинных, генетически-имманентных противоречиях между природой и обществом, сущности экологической проблемы современности, содержании экологической культуры общества как процесса, призванного разрешить указанные противоречия;

- сформулированные в работе обобщения и выводы позволяют яснее представить специфику, особенности и тенденции развития экологической культуры общества, взаимосвязь её субъекта и объекта, показать диалектику экологического сознания и экологической деятельности социальных субъектов;

- рассмотрение данной проблемы позволяет выявить сущность феномена экологической культуры, определить критерии экологической культуры общества и личности, их уровни, наметить пути экологизации культуры, определить средства формирования экологической культуры социума;

- основные положения работы дают возможность раскрыть особенности современного состояния экологической культуры российского общества, её детерминацию спецификой идеологического, политического и экономического развития России;

- теоретическую и практическую значимость имеет также исследование проблемы военно-экологической культуры, призванной способствовать разрешению противоречий между природой и воинской деятельностью, её целей, форм проявления, критериев эффективности;

- исследование специфики и особенностей проявления экологической культуры российского общества в Вооружённых Силах позволяет рассмотреть структуру военно-экологического потенциала российского общества, определить основные принципы экологической воинской деятельности в Вооружённых Силах Российской Федерации, направления, пути и средства формирования экологической культуры в российской армии;

- результаты исследования могут быть использованы в процессе преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин в военных ВУЗах, в системе общественно-государственной подготовки офицеров, а также в деятельности органов военного управления.

Апробация работы.

Основные положения диссертации апробированы в процессе препо

18 давания философии курсантам Челябинского ВВАУШ, чтения факультативного курса по философским проблемам экологии студентам Челябинского гуманитарного института, в выступлениях на научной конференции, межвузовских и межкафедральных семинарах, проводимых в военных и гражданских институтах г. Челябинска.

Основное содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях автора:

1. Некоторые аспекты формирования экологической культуры общества // Человек - экология - культура / Тезисы докладов Российской научной конференции. Часть I. - Челябинск: Челябинский государственный институт искусства и культуры, 1997 г. - 0.25 п.л.

2. Экологическая культура общества: сущность, содержание, специфика. - Челябинск: Челябинский гуманитарный институт, 1999.- 2.75 п.л.

3. Современное состояние экологической культуры российского общества и особенности её проявления в Вооружённых Силах России. - М.: Военный Университет радиационной, химической и биологической защиты, 2000. - 2.25 п.л.

Общий объём публикаций составил 5.25 п.л.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Экологическая культура общества и ее проявление в воинской деятельности"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В последние годы в российском обществе резко возросло внимание к проблемам экологии - науки о социальных механизмах взаимодействия общества с окружающей средой, учения об охране среды обитания человека, совокупности теоретических взглядов на человека как биологический вид, подвергающийся воздействию экологического фактора. Этот интерес объективно обусловлен тем, что среди глобальных проблем современности экологическая проблема занимает доминирующее место, и её разрешению призвана служить адекватная современному этапу достижений человечества экологическая культура общества.

Особое место в системе социальных отношений современного мира занимает взаимосвязь и взаимообусловленность экологической культуры и воинской деятельности, что привело к возникновению особой формы экологической культуры общества - военно-экологической культуры, призванной разрешить объективно существующие противоречия между природой и воинской деятельностью. Проблема военно-экологической культуры имеет особое значение для России, поскольку уровень как экологической культуры российского общества в целом, так и экологической культуры воинской деятельности находятся в неудовлетворительном состоянии, что обусловлено начальной стадией их становления и формирования, незавершённостью социального реформирования общества.

Характеристика объективных противоречий между природой и обществом, исследование процесса взаимодействием культуры и экологии на определённых ступенях развития социума, определение особенностей экологической культуры воинской деятельности, а также анализ специфики становления экологической культуры в Вооружённых Силах России на современном этапе позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых. современный этап развития общества характеризуется выдвижением на первый план экологической проблемы, сущность которой состоит в отчётливо обнаружившемся противоречии между производственной деятельностью человечества и стабильностью природной среды его обитания; разрешению этой проблемы призвана служить адекватная нынешнему этапу развития социума экологическая культура общества. Экологическая культура общества, таким образом, детерминирована объективной закономерностью диалектического взаимодействия культуры и экологии и представляет собой духовно-практическое явление, порождённое разрушительным воздействием общества на природу и выражающее качественный уровень развития общественного сознания и деятельности в интересах сохранения, восстановления и разумного использования окружающей среды.

Во-вторых, источником экологической культуры общества как процесса является генетически-имманентное противоречие между природой и обществом, породившее глобальную экологическую проблему. Данное противоречие является глубинным, сущностным и, в свою очередь, порождает другие противоречия: между природой и культурой; между материальной культурой и духовной культурой; между экологией и культурой; между экологическим сознанием и экологической деятельностью и другие. В качестве объекта экологической культуры общества выступает: а) сознание людей, с целью его экологизации и насыщения нравственным содержанием на теоретическом уровне (в гносеологическом плане), и б) природа и осознанная практическая деятельность людей, направленная на охрану окружающей среды (в социологическом плане). Субъектом экологической культуры общества являются все носители экологического сознания; однако носитель, непосредственно решающий экологические проблемы, должен обладать достаточным уровнем экологических знаний и соответствующими волевыми качествами.

В-третьих. специфика экологической культуры общества состоит, во-первых, в том, что деятельностный компонент экологической культуры, в отличие от культуры вообще, направлен не на создание, освоение и распространение материальных и духовных ценностей, а на их сохранение, причём эта деятельность охватывает как искусственную природу, так и естественную; во-вторых, результативность решения экологических проблем находится в прямой и опосредованной зависимости от уровня материального и духовного развития общества, но, однако, высокий уровень материального производства не является доминирующим в формировании и функционировании экологической культуры. Особенностью экологической культуры общества, определяющей направления её формирования на современном этапе, является тенденция возрастания её роли в системе культуры общества, что обусловлено доминированием экологической проблемы среди других глобальных проблем современности; налицо тенденция интернационализации и глобализации экологической культуры, выхода её за рамки национальных границ, приобретения ею черт общечеловеч-ности, планетарности.

В-четвёртых. экологическое сознание и экологическая деятельность, будучи основными структурными компонентами экологической культуры общества, имеют собственную структуру. Среди основных структурных элементов экологического сознания можно выделить обыденный и теоретический его уровни; отдельные аспекты экологического сознания, обусловленные взаимосвязью экологического сознания общества с другими формами общественного сознания; индивидуальное и общественное сознание. Указанные элементы экологического сознания имеют не только духовную, но и деятельностную, практическую сторону. Практическая экологическая деятельность включает в себя следующие основные элементы: субъекты экологической деятельности. направляющие свою энергию на познание, оценивание, преобразование объекта и общающиеся друг с другом для достижения этих целей; объекты экологической деятельности. на которые направлена активность субъектов; продукты, созидаемые субъектами экологической деятельности во всех её видах из материала объектов; средства и способы совершаемых действий, с помощью которых какие-либо объекты превращаются в продукты экологической деятельности.

В-пятых. основным критерием экологической культуры общества служит эффективность экологической деятельности как завершающий показатель экологизации культуры общества, её конечный результат. Данный показатель соответствует уровням экологической культуры общества {низкому, или недостаточному; среднему, или достаточному; высокому), а также может служить характеристикой исследуемого феномена в историческом аспекте. Экологическая культура общества во многом определяется взаимообусловленностью структурных компонентов экологического сознания личности и уровнем развития её экологической культуры. В структуре экологического сознания личности представляется возможным выделить три уровня экологического сознания: эмоционально-чувственный уровень, интеллектуальный уровень, волевой уровень. Поскольку перечисленные компоненты по разному варьируются у конкретных людей, представляется возможным говорить о следующих уровнях развития экологической культуры личности: низком, или недостаточном уровне; среднем, или достаточном уровне', высоком, или профессиональном уровне.

В-шестых. особым видом экологической культуры общества выступает военно-экологическая культура, призванная способствовать разрешению основного противоречия - противоречия между природой и воинской деятельностью. Военно-экологическая культура, обладая всеми родовыми признаками экологической культуры общества, в то же время имеет свои особенности, главной из которых является объективно существующая необходимость решения наиболее острых экологических проблем, связанных с катастрофическими экологическими последствиями воинской деятельности как для природы, так и для вооружённых сил и населения. Главная цель военно-экологической культуры - достижение оптимального соотношения между решаемыми вооружёнными силами задачами и экологической безопасностью войск и населения, сохранение и восстановление природной среды. Сложность достижения этой цели обусловлена спецификой экологической культуры воинской деятельности.

В-седьмых, экологическая культура воинской деятельности представляет собой обусловленный уровнем развития экологической культуры общества процесс формирования военно-экологического сознания, реализующегося в конечном итоге в практической воинской деятельности, направленной на охрану и восстановление окружающей среды, а также на обеспечение экологической безопасности жизнедеятельности войск. Субъекты экологизации культуры воинской деятельности по отношению к вооружённым силам могут быть классифицированы на внешние (органы государственной власти, гражданское общество с его общественными экологическими организациями) и внутренние (Министерство обороны, Генеральный штаб, командование округов, командиры соединений, частей, подразделений, военные учёные-экологи). Формы проявления экологической культуры воинской деятельности определяются, во-первых, взаимосвязью военно-экологического сознания с различными формами общественного сознания и, во-вторых, формами самой воинской деятельности. Критерием эффективности военно-экологической культуры социального субъекта служат состояние окружающей природной среды и качество обеспечения экологической безопасности жизнедеятельности войск.

В-восьмых. состояние экологической культуры российского общества детерминировано особенностями идеологического, политического и экономического развития России, определяется материальной и духовной культурой российского общества и характеризуется низким уровнем. Неблагополучная экологическая ситуация в стране является как результатом экологической политики в советский период, так и следствием современного состояния политики и экономики в условиях перехода к рыночным отношениям. Современная экологическая ситуация в российской армии, характеризующаяся негативными последствиями воинской деятельности, в значительной степени усугубляющими экологическую ситуацию в стране, убедительно свидетельствует о необходимости целенаправленного формирования экологической культуры в Вооружённых Силах Российской Федерации как составной части экологической культуры российского общества.

В-девятых, современное состояние экологической культуры в Вооружённых Силах России является неудовлетворительным, что обусловлено начальной стадией её становления, не разработанностью путей и средств её формирования, а также незавершённостью социального реформирования общества. Пути формирования экологической культуры в Вооружённых Силах России можно рассматривать по двум направлениям: формирование экологического сознания личного состава Вооружённых Сил и совершенствование экологической деятельности, направленной на экологическую безопасность функционирования российской армии. При этом важнейшими средствами экологизации мышления личного состава Вооружённых Сил страны, как одного из важнейших элементов военно-экологической культуры, являются военно-экологическая наука, система военного образования, культурно-просветительная работа в Вооружённых Силах России, система средств массовой информации, искусство, религия.

Проведённый в представленной работе социально-философский анализ экологической культуры общества и её проявлений в воинской деятельности позволяет сформулировать ряд рекомендаций теоретико-методологического плана и непосредственно практического характера. В теоретико-методологическом плане предлагается: - в процессе дальнейшей теоретической разработки данной проблемы продолжить изучение экологической культуры общества через исследование объективно существующих противоречий между производственной деятельностью человечества и стабильностью природной среды его обитания, а также разработку в методологическом плане её основных критериев и уровней;

- рассмотреть особенности и формы проявления экологической культуры в воинской деятельности в исторической ретроспективе, всесторонне исследовать детерминацию военно-экологического потенциала России возможностями всех компонентов материальной, духовной и социальной сфер жизни общества;

- целенаправленно исследовать проблему современного состояния, особенностей и форм проявления экологической культуры в воинской деятельности в армиях демократически развитых стран с целью использования приемлемого опыта в российской армии;

- осуществить более глубокий анализ субъектов экологизации культуры воинской деятельности, форм проявления экологической культуры в воинской деятельности, критериев эффективности военно-экологической культуры социального субъекта, прежде всего, в аспекте российской специфики;

- всесторонне исследовать пути и направления экологизации культуры общества, формирования экологической культуры в российской армии, содержание военно-экологического потенциала России.

В организационно-практическом плане предлагается:

1. Федеральному Собранию Российской Федерации осуществить правовое оформление и реализовать функционирование универсального механизма экологического контроля, который бы обеспечил экологизацию политики и экономики (в том числе и их военных составляющих), недопущение выхода страны из экономического кризиса за счёт создания кризиса экологического. В рамках реализации этой задачи предлагается законодательно оформить восстановление Министерства природы Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей природной среды, экологической милиции, придать функции экологического контроля войскам гражданской обороны.

На очередных парламентских слушаниях в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации целесообразно обсудить вопрос о формировании законодательно закреплённых принципов и системы экологического образования в России на всех этапах обучения и воспитания молодёжи. Министерству образования Российской Федерации предлагается рассмотреть вопрос о введении в средней школе предмета "экология " и включении курса экологии в курс обязательных учебных программ высших и средних учебных заведений.

2. Министерству обороны Российской Федерации рекомендуется провести кардинальные изменения в военно-экологической политике и разработать, используя научный потенциал профессорско-преподавательского состава ВУЗов МО РФ, методологию экологизации воинской деятельности, формирования военно-экологической культуры личного состава. Разработать систему мер по широкому вовлечению общественности в обсуждение всех вопросов, связанных с достижением оптимального соотношения между решаемыми Вооружёнными Силами задачами и экологической безопасностью населения и войск, способствовать разумной открытости военно-экологических проблем здоровым общественным силам, стимулировать экологическую деятельность общественных организаций, функционирующих внутри армии.

Предлагается также разработать и внедрить систему военно-экологического образования в Вооружённых Силах России. В учебном процессе военно-учебных заведений дополнить программы подготовки офицерских кадров конкретными положениями, раскрывающими диалектику общества и природы, культуры и экологии, сущность и содержание экологической культуры общества и воинской деятельности, подготовить единый учебник по военной экологии.

3. Главному управлению воспитательной работы Министерства обороны Российской Федерации предлагается восстановить систему взаимодействия деятелей искусства с воинскими частями и подразделениями, военно-учебными заведениями в целях повышения эффективности экологического образования, улучшения нравственного воспитания как основы

170 экологического воспитания, продумать систему поощрения и стимулирования такой деятельности, использовать возможности религии в формировании экологического сознания военнослужащих.

При организации системы воспитательной работы в войсках предусмотреть организацию регулярных встреч военнослужащих с ветеранами войны и военной службы, воинами-интернационалистами, членами Комитета солдатских матерей, представителями других общественных объединений с целью привнесения в сознание армейских и флотских коллективов экологических ценностей, присущих демократическому гражданскому обществу. Увеличить количество и системность публикаций в военной печати по проблемам экологического обеспечения Вооружённых Сил Российской Федерации.

 

Список научной литературыУсынина, Татьяна Васильевна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Авдонин А.Н., Камаев Р.Б., Рыжевская Д.С. Экологическое сознание: состояние и причины пассивности // Социол. исслед. 1997. - №8. -С. 88-92.

2. Амвросов A.A. От классовой дифференциации к социальной однородности общества. М.: Политиздат, 1978. - 248 с.

3. Ананьев В.Г. Человек как предмет познания. JI. : Лениздат, 1969.- 304 с.

4. Андреев В.Г. Экологическая безопасность вооружения и военной техники // Военная мысль. 1999. - №5. - С. 44-47.

5. Андрияускас A.A. Проблема дегуманизации культуры и искусства в концепции христианского гуманизма Н. Бердяева // Филос. науки. 1996. -№3. - С. 43-59.

6. Арзаканьян Д.Т. Культура и цивилизация // Вестник истории мировой культуры. 1961. -№3.- С. 15-65.

7. Аристотель. Метафизика // Аристотель. Соч. В 4 т. М., 1975. -Т. 1.-С. 71-75, 155-157, 229-231.

8. Аристотель. Поэтика // Аристотель. Соч. В 4 т. М.: Мысль, 1984. - Т.4. - С. 645-680.

9. Арлазоров М.С. Циолковский. Тула: Приокское кн. изд-во, 1977.-287 с.

10. Атеисты, материалисты и диалектики Древнего Китая. М.: Наука. - 1967. - 428 с.

11. Бабоев Е.М. Тейярдизм: попытка синтеза науки и христианства. Минск, 1970. - С. 45-47.

12. Барбер Б. Структура социальной стратификации и тенденция социальной мобильности // Американская социология. М.: Политиздат, 1972,- С. 65-74.

13. Баренбойм Г.М. Экологическая ситуация в стране // Вестник Московского университета, сер. 7. Философия. 1992. - №5. - С. 77-84.

14. Барсуков В., Яншин А. Юбилейная статья // Вестник Академии наук. 1988. - № 6.- С. 48-58.

15. Бердяев H.A. Кризис искусства / Репринт, изд. /- М.: СП "Интер-праст", 1990.-47 с.

16. Бердяев H.A. Новое Средневековье: размышления о судьбе России и Европы. М.: Феникс. ХДС-пресс, 1991. - 81 с.

17. Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход. М.:

18. Эдиториал УРСС, 1997. 448 с.

19. Бровко С.А. Военно-гражданские отношения: содерж., типология и особенности в России: Автореф. дис. канд. филос. наук. М.: ВУ, 1997.

20. Бруно Дж. О причинах, начале и едином. М.: Соцэкгиз, 1934. - 560 с.

21. Будыко М. Глобальная экология. М.: Политиздат, 1977. - 248 с.

22. Булатов В.И. Россия: экология и армия: Геоэкологические проблемы ВПК и военно-оборонительной деятельности / Центр экологической политики России. М.: Новосибирск: ЦЭРИС, 1999. - 168 с.

23. Булгаков С.Н. Труды по социологии и теологии. В 2 т. Т.2. Статьи и работы разных лет, 1902-1904 гг. / Рос. АН, Ин-т социологии. М.: Наука, 1999.-824 с.

24. Бутылкин В.В., Думенко В.И. Некоторые экологические аспекты сокращения ядерных вооружений // Воен. мысль. 1993. - №6. - С. 42-45.

25. Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук // Соч. В 2 т. М., 1971.-Т. 1.-С. 191-197.

26. Вавилов A.M. Экологические последствия гонки вооружения. -М.: Международные отношения, 1988. 207 с.

27. Василенко Л.И. Экологическая этика: от натурализма к философскому персонализму // Вопросы философии.-1995.-№3.- С. 37-42.

28. Введение в философию. Учебник для вузов. В 2 ч. 4.2 / Фролов И.Т., Араб Оглы Э.А., Арефьева Г.С. и другие. - М.: Политиздат, 1989.-524 с.

29. Вдовиченко Л.Н. Проблемы экологии в современной идеологической борьбе // Научный коммунизм. 1986. - №2. - С. 114 - 118.

30. Вернадский В.И. Живые вещества и биосфера // Сборник. М.: Наука, 1994. - 669 с.

31. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 1989.- 258 с.

32. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1989.-519 с.

33. Ветхий Завет. Книга Бытия // Библия. В 2т. Т. 1. М.: Духовное просвещение, 1990. - 472 с.

34. Видаль П. дела Бланш. Принципы географического человека. -М.: Наука, 1972.-238 с.

35. Винер Д.Р. Экологическая идеология без мифов // Вопросы философии. 1995.- №5. - С. 82-97.

36. Военная доктрина Российской Федерации // Красная звезда.2000. 12 мая.

37. Воробьёв Ю.Л. Глобальные проблемы как источник чрезвычайных ситуаций // Военная мыслью. 1998. - №6. - С. 18-23.

38. Гаврюшин Н.Г. Христианство и экология // Вопросы философии. 1995.-№ 3. - С. 53-59.

39. Гайденко П. Философия культуры К. Ясперса // Вопросы литературы. 1972. - №9. - С. 78-89.

40. Гегель. Энциклопедия философских наук // Соч. В 3 т. М., 1974,- Т.1.- С. 413-440.

41. Гердер И.-Г. Избранные сочинения. М.-Л., 1959. - С. 240-263.

42. Герхард Э. Философская критика экологии // Вестник Московского ун-та, серия 7, философия. 1995.- №2. - С. 44-52.

43. Гёте И.В. Избранные сочинения по естествознанию. М., 1957. -С. 320-384.

44. Гинзбург A.C. Планета Земля в послеядерную эпоху / Научный совет по исследованию проблемы мира и разоружения. М.: Наука, 1988.- 100 с.

45. Гольбах П. Система природы // Избр. произведения. В 2 т. М., 1963.-Т. 1.-С. 59-67.

46. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М.: Высш. школа, 1980.-368 с.

47. Григоров С.И., Родионов A.C. Военная экология и экологическое обеспечение Вооружённых Сил Российской Федерации // Военная мысль. 1994. - №2.-С. 44-49.

48. Грушин Б.А. Массовое сознание. М.: Политиздат, 1987. -368 с.

49. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли // Гумилёв Л.Н.: Соч. / Фонд "Мир Л.Н. Гумилёва". М.: Ин-т "Ди-Дик", 1992. - 637 с.

50. Гусев М.В. От антропоцентризма к биоцентризму // Вестник Московского Университета. Серия 7. Философия. 1992. -№5. - С. 71-75.

51. Дажо Р. Основы экологии М.: Наука, 1975. - 286 с.

52. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Изд. 5-е.- СПб, 1895.- 586 с.

53. Данилов-Данильян В.И. Возможна ли коэволюция природы и общества? // Вопросы философии. 1998.- № 8.- С. 15-25.

54. Данте А. Божественная комедия. М.: Детгиз, 1985. - Песнь VIII, 142.

55. Декарт Р. Первоначала философии // Соч. В 2 т. М., 1989. -Т. 1.-С. 390-394.

56. Дерябо С.Д., Левин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 476 с.

57. Дидро Д. Мысли об объяснении природы // Избр. произведения. -М.-Л., 1951.-С. 231-262.

58. Докторов Б.З., Сафронов В.В., Фирсов Б.М. уровень осознания экологических проблем: профили общественного мнения // Социол. ис-след.- 1992.-№12.-С. 56-67.

59. Доронин А.П., Шестопалов A.B., Канарский И.Д. Экологические проблемы вооружённой борьбы // Военная мысль. 1998. - №3. - С. 77-80.

60. Дэнлап Р.Э., Гэллап Д.Г., Гэллап A.M. Здоровье планеты // Социол. исслед. 1992.- №12. - С. 11-32.

61. Журавлёв Ю.М., Сергеев С.А., Костылев Г.М. Экологическое обеспечение военно-космической деятельности // Военная мысль. 1999. -№1.-С. 41-44.

62. Закон Российской Федерации "О недрах" // Экос-Информ. 1993. - №1.- С. 12-43.

63. Закон Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды". М.: Изд-во "Республика", 1993. - 224 с.

64. Закорин Н.Д., Комаров М.П. Категория "деятельность" в военной науке // Военная мысль. 1998. -№6. - С. 52-55.

65. Залыгин С. Экология и культура // Новый мир.-1992.-№9.-С. 3-11.

66. Захаров В.М. Проблемы реформирования системы военного образования России // Военная мысль. 1997. - №4. - С. 38-43.

67. Зверев И.Д. Приоритет экологического образования // Развитие народного экологического образования: Материалы I Моск. научн. конф. / Москва, 22-25 ноября 1994. М.: 1995 - С. 16-27.

68. Зубаков В.А. Прошлое и будущее человечества глазами эколога // Обществ, науки и современность. 1997.- №3. - С. 114-126.

69. Иванов Вл. М. Трактовка общественного прогресса в так называемом экосоциализме // Философские науки. 1986. - №1. - С. 114-125.

70. Известия. 1992. - 7 марта.

71. Ион Э. Проблемы культуры и культурной деятельности. М.: Политиздат, 1968.- 162 с.

72. История буржуазной социологии первой половины XX века. Л.: Лениздат, 1979.- 538 с.

73. Каган М. С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974.-328 с.

74. Каган М.С. Философия культуры /Акад. гуманит. наук. СПб.: Петрополис, 1996. -416 с.

75. Каган М.С. Философия культуры: Учеб. пособие. В 3 ч. Екатеринбург: Урализдат, 1993. -414 с.

76. Кант И. Сочинения в 6 т. М., 1965. - Т. 4. Ч. I. - С. 259-270.

77. Кант И. Сочинения в 6 т. М.: Мысль, 1966. - Т.5. - С. 308- 314.

78. Карпинская P.C., Лисеев И.К., Огуцов А.П. Философия природы: коэволюционная стратегия. М.: Интерпракс, 1995.- 350 с.

79. Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория истории. М.: Политиздат, 1981.-288 с.

80. Клюев H.H. Эколого-географическое положение России. М.: ИГАМ, 1996.- 161 с.

81. Комаров В.Д. Культура и природа // Философия и общество. -1995.-№5.-С. 87-94.

82. Кондратьев К.Я., Донченко В.К. Экология, экономика, политика. СПб: Научный центр РАН, 1996. - 327 с.

83. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Ориентир. 1998. - №3. - С. 6-19.

84. КреберА., Клакхон К. Культура: образ концепций и определений. М.: Наука, 1964. - 364 с.

85. Круть И.В. Экологические коллизии России // Вопросы философии.-1995.-№3,-С. 60-64.

86. Кузанский Ю.А., Сазыкина Т.Г., Крышев И.И. и др. Введение в экологию М.: ИздАТ, 1992. - 111 с.

87. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Французские материалисты XVIII века М.: Высш. школа, 1981. - 446 с.

88. Кулаков A.A. Гражданский контроль над армией: мировой опыт и российская специфика: Автореф. дис. канд. филос. наук. М.: ВУ, 1998.

89. Культура, человек и картина мира: Сборник статей // АН СССР, Ин-т философии / Отв. ред. Арнольдов А.И., Кругликов В.А. М.: Наука, 1987.-347 с.

90. Культурология, XX век: Антология // Перевод / Сост. Левит С.Я. -М.: Юрист, 1989.-703 с.

91. Культурология. Курс лекций // Под ред. Радугина А. А. М.: Вла-дос, 1997.-304 с.

92. Курашов В.И. Экология и эсхатология // Вопросы философии. -1995.-№3.-С. 29-36.

93. Кутырев В.А. Экологический кризис, постмодернизм и культура // Вопросы философии. 1996. - №11. - С. 23-31.

94. Кучиньский Я. Диалектика культуры // Вопр. философии. 1973.- №5.- С. 42-49.

95. Лазарев В.В. Фридрих Шеллинг. М.: Мысль, 1976. - С. 6-95.

96. Левен В.Г. Проблема материи у Теофраста Парацельса // Филос. науки. 1998.-№3.-С. 15-19.

97. Леонов Ю.А О военных аспектах экологического обеспечения Вооружённых Сил Российской Федерации // Военная мысль. 1996. - №4. -С. 46-50.

98. Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в психологии // Вопросы философии. 1972. - №9.- С. 54-68.

99. Либкнехт К. Милитаризм и антимилитаризм. М.: Госполитиздат, 1960.- 190 с.

100. Лукач Д. Своеобразие эстетического. Соч. в 4 т. Т.2. / Пер. с нем.- М.: Прогресс, 1986. 468 с.

101. Мальтус Т.Р. Опыт о законе народонаселения. Петрозаводск: Предприятие по торг. и изд. деятельности "Петроком", 1993. - 136 с.

102. Мандельштам О. Избр. произведения в 2 т. Т.1. М.: Художественная литература, 1990. - С. 63-76.

103. Маркарян Э.С. Вопросы системного исследования. М.: Мысль, 1972.-284 с.

104. Маркарян Э.С. Системное исследование человеческой деятельности // Вопросы философии. 1972. - №10. - С. 36-43.

105. Маркович Д.Ж. Социальная экология: Кн. для учителя / Пер. с серб. хорв. - М.: Просвещение, 1991. - 176 с.

106. Маркович Д.Ж. Глобализация и экологическое образование // Социол. исслед. 2001. - №1. - С. 17-23.

107. Маркс К. К критике гегелевской философии права// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т.1. - С. 219-368.

108. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т. 13. - С. 5-9.

109. Маркс К. Письмо И. Вейдемейеру, 5 марта 1852 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т.28. - С. 422-428.

110. Маркс К. Письмо П.В. Анненкову, 28 декабря 1846 г.// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т.27.- С. 401-412.

111. Маркс К. Из рукописного наследия К. Маркса // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т.12. - С. 726-735.

112. Ш.Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т. 3. - С. 24-25.

113. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Политиздат, 1956.- С. 590-594.

114. Марш Д.П. Человек и природа. Пер. с англ. Спб., 1868.- 468 с.

115. Маслин Е.П., Рогожин В.А. Всеобъемлющее запрещение испытания ядерного оружия // Военный вестник. 1995. - №2. - С. 9-14.

116. Материалистическая диалектика. В 5 т. Т. 1. М.: Мысль, 1985.-300 с.

117. Материалистическая диалектика. В 5 т. Т. 4. М.: Мысль, 1984.-320 с.

118. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рендерс И., Беренс Ш.В. Пределы роста. М.: Изд-во МГУ, 1991. - 384 с.

119. Мичурин И.В. Итоги шестидесятилетней работы. М.: Государств. изд-во сельскохоз. литературы, 1949. - 672 с.

120. Моисеев Н.Н. Ещё раз о проблеме коэволюции // Вопросы философии. 1998. - №8.- С. 26-38.

121. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Мысль, 1973.- 406 с.

122. Морган Л. Древнее общество, или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации / Пер. Румянцева В.В, под ред. Кудрявского Д.Н. и с предисловием Ковалевского М.М. СПб: Л.Ф. Пантелеев, 1900. - 546 с.

123. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII века. М., 1974. - Глава 3.

124. Наше общее будущее / Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию. М.: Прогресс, 1989. - 280 с.

125. Новый Завет. Евангелие от Иоанна // Библия. В 2т. Т.2. М.: Духовное просвещение, 1991. - 495 с.

126. Общественное сознание и его формы / Предисл. и общ. ред. Толстых В.И. М.: Политиздат, 1986. - 367 с.

127. Олейников Ю.В. Природный фактор геополитической стратегии России // Философия и общество. 1997. - №6. - С. 125-141.

128. Ольшевский В.И. Экология военной сферы: проблемы и решения. Киев: Наукова думка, 1966. - 51 с.

129. Основные положения Военной доктрины Вооружённых Сил Российской Федерации / Изложение // Красная звезда. 1993.- 19 ноября.

130. Пахомов Ю.Н. Цивилизация и природа: некоторые методологические аспекты ноосферного развития // Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 6, вып. 2. 1996. - С. 39-45.

131. Петров С. Войска радиационной, химической и бактериологической защиты: реализация задач и перспектив развития // Военный вестник. 1993.-№11.-С. 27-30.

132. Печчеи А. Человеческие качества. М.: Политиздат, 1985.-352 с.

133. Пилипенко A.A., Яковенко И.Г. Культура как система. М.: Яз. рус. культуры, 1998. -371 с.

134. Платон. Федон // Платон. Соч. В 3 т. М., 1970. - Т. 2. - С. 38-62.

135. Платонов Г.В., Гирусов Э.В. Устойчивое экоразвитие путь к ноосфере // Вестник Московского Университета. Серия 7. Философия.1997. -№1.- С. 49-66.

136. Полищук В.И. Культурология: Учебн. пособие. М.: Гардарика,1998.-446 с.

137. Пономаренко В.А. О роли военной эргономики и авиационной медицины в создании авиационных комплексов // Военная мысль. 2000. -№2. - С. 52-54.

138. Попиков В.А. Система гражданского контроля армии в современном обществе (социально-философский анализ): Автореф. дис. канд. филос. наук. М.: ВУ, 1999.

139. Попов С.И. Буржуазная идеология на пороге XXI столетия. М.: Мысль, 1988.-268 с.

140. Постановление Правительства Российской Федерации "О подписании протокола конвенции 1979 года о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния" от 4 июня 1994 года // Экос-Информ. -1995.-№1.-С. 8-18.

141. Прогноз влияния глобального потепления// Экономика сельского хозяйства России. 1995. - № 6.- С. 28-37.

142. Прогнозы влияния военной деятельности на окружающую среду / Окружающая среда. М.: Мысль, 1983.- С. 103-112.

143. Протасов В.Ф., Молчанов A.B. Экология, здоровье и природа России. М.: Финансы и статистика, 1995. - 525 с.

144. Пуляев В.Т. Экология человека путь к спасению жизни на Земле // Социально-гуманитарные знания. - 2001. - № 1. - С. 23-42.

145. Рейтмерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества: Концептуальная экология. М.: Россия молодая, 1992.- 365 с.

146. Реннер М. Военные против окружающий среды // XX век: последние 10 лет. М.: Прогресс - Пангея, 1992. - С. 224-240.

147. Римский клуб. Декларация. Миссия // Вопросы философии. -1995.-№3.-С. 65-72.

148. Родионов A.C. Экологические аспекты строительства Вооружённых Сил // Военная мысль. 1995. - №6. - С. 10-16.

149. Родионов A.C. Экологическое обеспечение жизнедеятельности войск и населения // Военная мысль. 1993. - № 1.- С. 46-51.

150. Ролстон X. Существует ли экологическая этика? // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Прогресс, 1990. - С.258-288.

151. Руссо Ж.-Ж. Избранное: главы и отрывки из соч.: Пер. с фр. -М.: Дет. лит., 1976. 190 с.

152. Следственная сторона экологической этики // М.: ВИНИТИ, 1998.- №2.- С.11-18.

153. Слово о полку Игореве. -М.: Мысль, 1986.- 114 с.

154. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987.- 1600 с.

155. Современная западная социология. Словарь. М.: Политиздат. 1990.-432 с.

156. Соколов В.В. Спиноза. М.: Мысль, 1977. - 223 с.

157. Соколов М.Э., Захаров Е.И., Панфёров И.В. Формирование экологического сознания необходимое условие решения экологич. проблем // Экономика и промышленность России. - 1997. - №№ 9-10. - С. 41-44.

158. Сорокин П. А. Система социологии. Петроград: Колос, 1920. - 360 с.

159. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1991.-408 с.

160. Спасибенко С.Г. Общество как субъект социальной жизни// Социально политич. журнал. - 1995,- № 1.- С. 72-82.

161. Спиноза. Серия "Выдающиеся мыслители". Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. -604 с.

162. Столович JI.H. Жизнь творчество - человек: функции художественной действительности. - М.: Политиздат, 1985. - 415 с.

163. Теория информации и эстетическое восприятие. М.: Политиздат, 1966.- 280 с.

164. Титма М.Х. Исследования социальной структуры в США // Со-циол. исслед. 1981. - № 4. - М. - С. 42-54.

165. Тойнби А. Дж. Постижение истории: Пер с англ. / Сост. Огурцов А.П. М.: Прогресс, 1991.- 736 с.

166. Толстых В.И., Эренбург Б.А. Эстетическое воспитание. М.: Высшая школа, 1979.- 362 с.

167. Тэйлор Э. Первобытная культура. М.: Соцэкгиз, 1938.- 570с.

168. Тютчев Ф. Избр. произведения. М.: Художественная литература, 1984.-С. 170-178.

169. Тюхтин B.C., Левин Т.Д., Герасимов И.Г. и др. Проблемы связей и отношений в материалистической диалектике / Отв. ред. Тюхтин B.C.; АН СССР, Ин-т философии. М.: Наука, 1990. - 284 с.

170. Уайт Л. Исторические корни нашего экологического кризиса // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Прогресс, 1990. -С. 188-202.

171. Угринович Д.М. Религия // Общественное сознание и его формы / Предисл. и общ. ред. Толстых В.И. М.: Политиздат, 1986. - С. 241-276.

172. Указ об охране лесов 1703 года // Сборник нормат. актов. М.: Наука, 1991.-572 с.

173. Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М.: Политиздат, 1985.-352 с.

174. Уледов А.К. Общественная психология и идеология. М.: Мысль, 1985.-268 с.

175. Уледов А.К. Категории исторического материализма. М.: Политиздат, 1980,- 347 с.

176. Уорд Б., Дюбо Р. Земля только одна. М., 1975. - 402 с.

177. Устав внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации. М.: Воениздат, 1992.

178. Учебное пособие по экологическому обеспечению объектов тыла и войскового хозяйства Вооружённых Сил Российской Федерации. М.: Воениздат, 1995.- 78 с.

179. Федеральный закон "О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением" // Экос-Информ. 1995.- №1.- С. 12-43.

180. Федеральный Закон "Об особо охраняемых природных территориях" // Экос-Информ. 1995.- № 6.- С. 3-38.

181. Фёдоров Н.Ф. Философия общего дела // Фёдоров Н.Ф.: Собр. соч. в 4 т. Т.З М.: Традиция, 1997.- 742 с.

182. Фейербах Л. Сущность религии // Избр. философские произведения. В 5 т. М., 1955. - Т.2. - С. 441-446, 515, 589-591.

183. Философия эпохи ранних буржуазных революций /Под. ред. Ой-зермана Т.Н. М.: Наука, 1983.-378 с.

184. Философия. Основные идеи и принципы // Под общ. ред. Раки-това А. М.: Политиздат, 1990. - 368 с.

185. Философия. Учебное пособие для высших военно-учебных заведений. В 2 ч. Ч. 2. М.: Всеармейский издательский центр гуманитарной и учебной литературы, 1994. - 328 с.

186. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. - 815 с.

187. Фрезер Д.Д. Фольклор в Ветхом Завете. М.: Политиздат, 1989.- 542 с.

188. Харуэлл М., Хатчисон Т. Последствия ядерной войны: воздействие на экологию и сельское хозяйство. М.: Мир, 1988. - 551 с.

189. Циолковский К.Э. Будущее Земли и человечества. Калуга, 1928.-472 с.

190. Циолковский К.Э. Монизм Вселенной // Грёзы о Земле и небе. Научно-фантастические произведения. Тула: Приокское книжн. изд-во, 1986. -368 с.

191. Человек экология - культура // Тезисы докладов Российской научной конференции. Часть I. - Челябинск: Челябинский государственный институт искусства и культуры, 1997 г. - 142 с.

192. Чернышевский Н.Г. Эстетическое отношение искусства к действительности // Собр. соч. в 5 т. Т.4. - М.: Правда, 1974. - С. 11-12.

193. Чижевский A.JI. Космический пульс Земли. М.: Мысль, 1995.-776 с.

194. Чижевский A.JI. Земное эхо солнечных бурь. М.: Мысль, 1989.-380 с.

195. Шварцман К.А. Философия воспитания. М.: Политиздат, 1989.-208 с.

196. Швейцер А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973. - 343 с.

197. Швейцер А. Благоговение перед жизнью как основа этики миро-и жизнеутверждения. / Перев. A.A. Чернявский // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Прогресс, 1990. - С. 328-350.

198. Шеллинг Ф.В. Система трансцендентального идеализма. М.: Соцэкгиз, 1936. - 352 с.

199. Шпенглер О. Закат Европы / Перевод / Вступ. ст. Добнова А.П.

200. Новосибирск: Наука. Сиб. изд. фирма, 1993. 584 с.

201. Штекли А. Джордано Бруно. М.: Мысль, 1964. - 240 с.

202. Экологическая безопасность России. М.: Юрид. лит., 1995. -Вып. 1. - С. 55-61.

203. Экологические очерки о природе и человеке / Илиес Й., Тиле Г.У., Табиас В. и др. // Под ред. Гржимека Б.; сокр. перевод с нем. Здо-рик Н.Б. и др. М.: Прогресс, 1988. - 639 с.

204. Экологические проблемы железной дороги // Красная звезда. -1994. 15 апреля.

205. Экологический кодекс России / Принят Министерством природы России // Зелёный лист / Уральская эколог, газета 1993. - №1. - С. 1-3.

206. Экологический словарь / Автор-составитель Делятицкий С. М.: Конкорд Лтд -Экопром, 1993. -202 с.

207. Экологический энциклопедический словарь / Дедю И.И. Кишинёв: Гл. ред. МСЭ, 1989. - 406 с.

208. Экологическое право: Сборник нормативных актов. М.: Новый юрист, 1998. - 105 с.

209. Экология и безопасность жизнедеятельности войск. Уч. пособие. В 2 ч. Челябинск: Челябинский военный автомобильный институт, 2000 г.- 80/224 с.

210. Экология и культура: Сборник / Ред. П. Филиповский. М.: Знание, 1995.-265 с.

211. Экология и охрана окружающей среды: Толковый терминологический словарь / Вишнякова С.Н., Вишняков Г.А., Алеушкин В.И., Бочарё-ва Н.Г. М.: Всемирный следопыт, 1998. - 479 с.

212. Экология культуры: Научно-аналитический обзор. М.: ИНИ-ОН, 1990. -50 с.

213. Экология России: Политические платформы партий, движений и независимых граждан // Зелёный крест. 1995. - № 3. - С. 8-16.

214. Экология, этика, религия // Вопр. филос.- 1995. № 3. - С. 27-28.

215. Экология. в погонах // Ориентир. 1997. - №8. - С. 20-23.

216. Экология: тревога нарастает. Л.: Лениздат, 1989. - 78 с.

217. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- 2-е изд. Т. 20.-С. 1-338.

218. Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. -2-е изд. Т.20.- С. 339-626.

219. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и го183сударства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т. 21.- С. 23-178.

220. Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. -М.: Эдиториал УРСС, 1997. 444 с.

221. Юхновец Г.С., Измалков В.И. Экологическое нормирование антропогенных нагрузок и экологический императив военной деятельности, опасной для природы // Военная мысль. 1996. - №6. - С. 57-63.

222. Янковский Р.Г., Шилин К.И. Социальная экология как отрасль социологии // Социол. исслед. 1997. - №1. - С. 134-140.