автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему:
Экологический дизайн: опыт исследования процессов художественного проектирования

  • Год: 2010
  • Автор научной работы: Уваров, Александр Вячеславович
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.06
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Экологический дизайн: опыт исследования процессов художественного проектирования'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Экологический дизайн: опыт исследования процессов художественного проектирования"

На правах рукописи

"""7

Уваров Александр Вячеславович

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН: ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Специальность - 17.00.06 -«Техническая эстетика и дизайн»

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Москва 2010

004600131

Работа выполнена на кафедре промышленного дизайна, Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова

Научный руководитель: кандидат искусствоведения, доцент

Брызгав Н.В.

Официальные оппоненты: Доктор искусствоведения,

профессор

Жердев Е.В.

Кандидат искусствоведения

Филатов Л.С.

Ведущая организация: Санкт-Петербургская государственная

художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица

Защита состоится «3<5~~» с^_2010 года в

О

час.

На заседании Диссертационного совета Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова по адресу: 125080, Москва, Волоколамское шоссе, 9.

С диссертацией можно ознакомится в библиотеке МГХПА им. С.Г. Строганова. Просим принять участие в защите и направить отзыв в двух экземплярах по указанному адресу.

Автореферат разослан » <7 у? С 2010г.

Ученый секретарь Диссертационного совета Кандидат искусствоведения

Общая характеристика работы

Актуальность исследования

Термин «экологический дизайн» сегодня широко используется как в научной литературе, так и в повседневной проектной практике. Однако экологический дизайн вошел в структуру современного проектирования, имея достаточно размытые понятийные рамки и неразработанную теоретическую базу. На данный момент существует потребность в создании понятийного аппарата и научного инструментария, с помощью которого можно было бы объединить разрозненные знания в области прикладной экологии и дизайна, составить из «мозаики» отдельных решений целостную научную систему.

В свете современных политических событий и экономических реалий -приоритета добывающих отраслей, развития мощностей добычи и практически бесконтрольного использования природных ресурсов, проблемы захоронения ядерных и химических отходов - на первое место выходят вопросы, связанные с потреблением и сохранением хотя и богатейших в мире, но все-таки исчерпаемых ресурсов нашей страны. Сегодня стоит задача минимизировать воздействие человеческой деятельности на природное окружение, и эта проблема также входит в сферу дизайна.

Многие годы изменения в природе, связанные с производственной деятельностью человека, не только не были включены в сферу «интересов» дизайнеров и архитекторов, они не находили отклика даже в природопользоватсльских организациях и организациях, занимающихся вопросами производственной деятельности. Сегодня Россия - полноправный партнер в системе мировой политической и экономической жизни, и теперь мы можем не только воспользоваться опытом передовых стран в области экологического проектирования, но и обогатить его нашими исследованиями в этой сфере.

Идеи духовности и культурной памяти непосредственно связаны с культурно-экологической концепцией дизайна, развиваемой в работах Г.Г. Курьеровой, О.Г. Генисаретского, К.А. Кондратьевой, В.Ф. Сидоренко. Россия, благодаря своему географическому положению и этнокультурному разнообразию, имеет устойчивые исторически сложившиеся формы взаимодействия предметного мира, создаваемого человеком, и природы. Тем более для нашей страны актуально не заимствование западных программ, а создание собственных экологически направленных стратегий развития, основанных на опыте предыдущих поколений и ментальных особенностях народов, населяющих Россию.

Поставленные правительством России задачи по укреплению экологической безопасности нашего государства, согласно общемировой концепции «устойчивого развития», затрагивают все области научного и

прикладного знания. Выявляется необходимость более полно использовать научный потенциал для создания как экологически направленных программ, так и объектов предметного мира, дружественных окружающей среде.

Учитывая степень воздействия производственно-потребительских систем на природное окружение и то, что все эти процессы напрямую связаны с проектной деятельностью, дизайнеры оказывают существенное влияние на качество производимой продукции, ее эстетические и функциональные свойства, а главное - ее адекватность человеку и природной среде. В свете экологических проблем возрастает значимость научно-теоретической базы, способной направить проектно-производственные силы в русло адекватного проектно-производственного процесса. Требуется введение в искусствоведческий обиход нового обширного материала, его систематизация и обобщение.

Стснснь разработанности проблемы

Проблематика экологического дизайна соприкасается с различными сферами научного знания - начиная от прикладной экологии и заканчивая современными исследованиями в области медицины и социологии.

Данная работа - попытка выделить из массы научных публикаций, художественной литературы и других информационных источников материалы, касающиеся темы экологического дизайна или косвенно затрагивающие исследуемую проблему. Понимание структуры, роли, перспектив развития экологического дизайна возможно только при условии системного рассмотрения этого явления.

В настоящее время не существует четких границ, определяющих этот вид проектной деятельности, равно как нет и критериев, по которым можно отнести изделие к продукту экологического дизайна. Тем не менее, во многих источниках вопросы экологии, в ее приложении к предметной деятельности человека, фигурируют достаточно явно, хотя в большинстве случаев не являются основной темой исследования.

Научные труды, раскрывающие различные аспекты интересующей нас темы, можно условно разделить на три группы: 1) труды, посвященные истории и теории дизайна, 2) работы по теории и практике экологического движения, 3) исследования, рассматривающие вопросы дизайна и экологии в смежных областях знания - психологии, экономике, социологии.

Теоретическому осмыслению дизайна посвящены работы K.M. Кантора, О.И. Генисаретского, Г.Г. Курьеровой, Т.Н. Фурсовой, К.А. Кондратьевой, М.А. Коника, B.JI. Глазычева, Е.А. Розенблюма, Н.В. Воронова, Б.Г. Бархина, В.Ф. Сидоренко, а также - зарубежных авторов Д. Эллингтона, Д. Хайлес, В. Папанека, Д. Нельсона, Б. Фуллера и других. Отдельно стоит выделить работы, затрагивающие связи проектио-производственной деятельности и окружающей

среды, таких авторов, как Д. Рескин, У. Моррис, Jle Корбюзье, Т. Мальдонадо, А. Печчеи.

Научные исследования, посвященные вопросам экологии, ее философским и теоретическим аспектам, В.И. Вернадского, H.H. Моисеева, Р. Карсон, П. Элриха, Т. Мальтуса, Б. Коммоиера наиболее полно отражают динамику взаимного влияния человека и окружающей среды.

Следует отмстить труды, раскрывающие связь экологии и предметного творчества, таких авторов, как Б. Стерлинг, Э. Тоффлср, А. Хэммонд, Д. Хокинс, Г. Галлопин, а также работы в области социологии, экономики, особенностей взаимовлияния общества и природы К. Маркса, Ф. Энгельса, Т. Хаавслмо, Г. Дейли, Я. Тинбергена.

Опосредованно, через литературные произведения, экологическая проблематика, связанная с предметным миром социальной динамикой, психологической составляющей, рассматривается в работах Д. Оруэлла, А. Ван Вогтома, Ж. Клейна, С. Лема, П. Акройда и других авторов.

В выше названных трудах присутствуют лишь отдельные аспекты исследуемой темы, но нет целостного понимания процессов художественного проектирования, попытка осмысления которых осуществлена в представленной работе.

Цель исследования - выявить специфику и обозначить направление развития экологического дизайна.

Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

• определить структуру взаимосвязей между объектами дизайна и негативными природными изменениями;

• рассмотреть экологическое проектирование в контексте исторического развития;

• очертить рамки и исследовать структуру экологического дизайна как вида проектной деятельности.

Задачи исследования:

1. Определить закономерности влияния экологических изменений на объекты дизайна.

2.Выявить предпосылки развития экологического направления в дизайне, условия природной среды, способные влиять на создание экологически целесообразных объектов.

3. Через объекты материальной культуры изучить эволюцию экологического дизайна, обозначить основные этапы развития данного направления.

4. Ввести в научный обиход термины, наиболее точно отражающие специфику экологического направления в дизайне.

5. Разработать методику выявления особенностей экологического проектирования в объектах дизайна как на стадии проектирования, так и в анализе существующих объектов.

6. Рассмотреть роль экологического дизайна в современной проектной практике.

Объект исследования - процесс художественного проектирования, объекты материальной культуры и теоретические концепции в их связи с экологическими проблемами, созданные дизайнерами, архитекторами, футурологами и социологами. Специфическим объектом изучения является комплексное воздействие измененной в результате деятельности человека природной среды на субъекты проектирования (разработчика и потребителя) и через них - на все художественно-проектное творчество.

Предмет исследования - структура связей объектов дизайна и природной среды, измененной в результате человеческой деятельности; новые формы и методы художественно-проектной практики с использованием экологических технологий. Факторы, раскрывающие инновационные, гуманистически ориентированные резервы экологического дизайна.

Методологическая база исследования

Сфера экологического дизайна рассматривается в единстве художественно-эстетических, методологических и технологических проблем. Методологическим ориентиром исследования являются классификационный и типологический подходы, раскрывающие формы и диапазон использования экологических приемов в дизайне.

При изучении феномена экологического дизайна использован метод сопоставительного анализа истории формирования материальной культуры с процессами, происходящими в природной среде. Внимание сконцентрировано на периоде революционного развития технологий, радикальных трансформаций предметного мира, зарождении и становлении теории и практики дизайна.

Исследуя современные тенденции в дизайне, устанавливая их связи с экологией, применялся системный подход и структурный метод анализа, который позволил на основе синтеза различных знаний описать феномен экологического дизайна как нового явления в проектной культуре.

Специфика экологического дизайна выявлена на основе комплексного исследования в таких областях, как искусствознание и эстетика, с одной стороны, и экологические технологии - с другой.

Искусствоведческий анализ обнаруживает взаимосвязь между знаковыми явлениями проектной культуры XIX и XX веков и этапами осознания обществом процессов изменения природной среды.

При антропологическом подходе экологический дизайн предстает как средство развития этнокультурных мировоззренческих установок и духовно-ценностного мира человека.

Основные положения диссертации

На защиту выносится обоснование положения, что экологический дизайн является новым полноценным видом проектной деятельности и существует как осознанная или интуитивная реакция на природные изменения.

1. Доказано утверждение, основанное на теоретических и практических исследованиях, что любые природные изменения, воспринятые человеком на интуитивном уровне или открытые им в результате научных изысканий, неизбежно проявляют себя в создаваемом предметном мире.

2. Разработан метод, позволяющий оценить соответствие объектов материальной культуры и различных процессов, в том числе и творческих, критериям экологического дизайна.

3. Определено, что целью экологического дизайна является гармонизация отношений человека и окружающей его природной среды; причем объектом приложения методов экологического дизайна может быть как природа, так и сам человек.

4. Создана методика выявления экологических качеств объектов предметной культуры, как уже существующих, так и на стадии проектной работы. При проектировании необходим учет максимального количества возникающих экологических ситуаций, классификация которых предложена в таблице, приведенной в работе.

Научная новизна результатов исследования определяется выбором предмета исследования. Экологический дизайн впервые рассматривается как самостоятельное явление, возникшее на стыке различных дисциплин. В рамках исследования экологический дизайн изучается как художественно-проектное творчество.

• Впервые систематизированы исторические факты, связанные с созданием объектов, теорий и проектов, носящих отпечаток экологической целесообразности. Введена периодизация, выявлены события, оказавшие наибольшее влияние на развитие экологического дизайна.

• Разработана терминологическая база, рассматривающая как сам термин экологический дизайн, так и сопутствующие понятия.

• Определены структура экологического направления в дизайне и формы его проявления.

• Предложена методика отбора экологически целесообразных решений как уже существующих объектов дизайна, так и объектов на стадии проектной работы.

Теоретическая и практическая значимость работы

Результаты исследования могут быть полезны как материал по истории и теории дизайна, а также - на уровне изучения и практического применения концепций и методов, описанных в работе. Полученные результаты послужат методологической основой для создания проектов в области дизайна, архитектуры и прикладного искусства. Данное исследование является базой для создания учебных и методических программ, пособий и других материалов, рассчитанных на художественные и технические вузы; и, кроме того, - для теоретических и практических разработок в смежных областях, таких как экономика, социология, психология и т.д.

В работе выявлен ряд проблем, требующих дальнейшего изучения. Представленные материалы могут стать основой для дальнейших исследований.

Апробация и реализация результатов диссертации

1) Работа была апробирована в рамках теоретического курса «Экологический дизайн» на кафедре «Промышленный дизайн» МГХПА им. С.Г. Строганова. В основу лекционного курса легли основные теоретические положения экологического дизайна, рассмотренные через историю предметной культуры.

2) В рамках дисциплины «Проектирование» кафедры «Промышленный дизайн» экологическая составляющая была введена в структуру учебных заданий на четвертом и пятом курсах. Студенты дополняли проектные разработки новыми качествами, вводя как дополнение к основной проектной задаче еще и экологическую составляющую.

3) Разработано методическое пособие для студентов, в котором обозначены базовые принципы экологического дизайна, содержащие методические рекомендации по проектированию промышленных изделий.

4) Часть исследования, в которой рассматривается метод обнаружения и использования экологически целесообразных черт в объектах дизайна, оказалась востребованной в процессе создания проекта по очистке северных территорий. Проект разработан под эгидой «Арктического совета» -организации, занимающейся защитой природы северных регионов. 18 сентября 2009 г. в Торонто страны-участники «Арктического совета» приветствовали предложенный документ. На сегодняшний день в рамках проекта ведется поиск путей стабильного развития северных регионов без ущерба для окружающей среды.

Структура работы

Диссертация состоит из Введения, трех глав, Списка использоваииой литературы (126 наименований) и Приложения. Работа содержит 112 страниц, 95 иллюстраций, 12 таблиц.

Краткое содержание и основные результаты исследования

Введение

Обоснована актуальность темы исследования, определены цели и задачи работы, дана характеристика разработанности темы, определены методы исследования, показана новизна и практическая значимость диссертации.

Глава I. Эволюция экологического дизайна (теория и практика)

В настоящей главе рассматривается история предметной культуры через ее связь с природными изменениями, произошедшими в результате деятельности человека.

В первом параграфе «Теоретические предпосылки исследования экологического фактора в дизайне» анализируются наиболее яркие концепции, выдвинутые российскими и зарубежными учеными, которые предопределили пути развития экологической мысли (В.И. Вернадский, H.H. Моисеев, К. Маркс, Т. Мальтус, Г. Дейли, Я. Тинбсргсн и другие). Авторы рассматривают причины возникновения конфликта человека с природным окружением, выделяют события в истории цивилизации, которые обозначили этапы развития отношений между человеком и окружающей средой.

Выдвинуто предположение о характере предметной деятельности, называемой экологический дизайн. В первом параграфе также определены основные принципы, следуя которым рассматривается история экологического дизайна.

Второй параграф «Начало развития экологического звена в системе художественного проектирования. 1860-1910-е годы» посвящен основным теориям тех лет, касающимся отношений человека и окружающей среды (начиная с теорий Джона Рескипа и литературных произведений Уильяма Морриса). В тексте подчеркивается значимость практических работ, созданных под влиянием концепций Морриса и Рескина. Утопические теории тех лет, наряду с практической деятельностью, во многом определили пути развития экологической мысли. Впервые в проектно-производственной деятельности конца XIX - начала XX веков проявился се яркий рефлективный характер, предмет явился отражением природных изменений, ощутимых человеком.

Рассматриваются сложные процессы, когда на фоне природных изменений происходят изменения предметной среды, психосоциальных условий существования человека. В этот момент возрастает интерес к традиционной

культуре, наступает расцвет «национального романтизма», который зачастую выполняет психосоциальную роль, «уводя» человека от индустриальной действительности. Национальный романтизм проявился наиболее ярко в тех странах, где мощный рост промышленного производства, резко изменивший предметную среду, наложился на традиционную культуру (Великобритания, Германия, Финляндия, Россия, и др.). В исследовании отмечено, что именно в этот период разработаны теоретические основы экологического проектирования, именно тогда были обозначены главные вопросы отношений человека и окружающей среды.

В третьем параграфе «1920-1950-е годы. Функционализм, экономичность и универсальность на службе общества» рассматривается временной отрезок, начавшийся с подъема индустриальной культуры после Первой мировой войны и достигший пика в 50-е годы XX столетия.

Первая половина XX века считается многими исследователями истории «зеленого» движения «потерянным звеном» в системе экологического знания, но это не совсем так: широкий круг социальных и политических задач идеологи революции пытались решать средствами искусства, в том числе дизайна. Многие манифесты и утопические теории послереволюционных лет связаны с именами художников и поэтов - A.M. Родченко, Л.М. Лисицкого, JI.C. Поповой, В.В. Маяковского. Критикуется мир вещей, ненужной роскоши; создаются образцы функциональной архитектуры, дома-коммуны, многофункциональная мебель и предметы быта, учитывается экономия материала, энергии, жилого пространства.

В Европе и Америке М. Брейер, Г. Ритвельд, А. Аалто, Ч. Имс, Э. Сааринен, Ле Корбюзье, Ф.Л. Райт и многие другие архитекторы и дизайнеры создавали проекты, подготовившие техническую базу современного экологического дизайна. В архитектуре и промышленном дизайне начала и середины XX столетия применялись приемы, которые мы сейчас называем «экологически адекватными»; использование качеств среды, света, солнечного тепла стали входить в систему проектных решений. Это время можно считать эпохой зарождения тех принципов, которые легли в основу практики экологического дизайна.

Новую страницу в истории экологического дизайна открыло экологическое движение 1960-70-х годов. Этому явлению, а также утопиям и новым концепциям зеленого дизайна посвящен четвертый параграф. Вместе с осознанием экологической угрозы пришли и новые, зачастую радикальные, способы решения проблем. В названный период наметились два значимых направления экологической мысли: прогрессивное и регрессивное течения. В первом случае дизайнеры и архитекторы использовали последние достижения науки для решения экологических задач, рассматривая науку как ключ к решению проблем, во втором — радикально настроенные группы людей создавали предметный мир, исходя из положения, что цивилизация и прогресс губительны сами по себе.

Именно эти два положения и определили теоретические концепции и практическое их воплощение в области дизайна. Концептуальные разработки

тех лет наиболее полно отражают стремление к созданию повой адекватной среды для человека; в этой области заметны работы британской студии «Архигрэм», итальянской - «Суперстудио», архитектурные проекты С. Прайса, У. Катавалоса.

В практике дизайна также наметился сдвиг в сторону «экологизации» проектно-производствепной деятельности (эта тенденция отражена в работах М. Сууроненена, П. Мэрдока, Ф.О' Генри и других).

Субкультуры тех лет, хиппи и первые «зеленые» группы также заложили основы современного понимания экологического проектирования. Экологические проекты, затрагивающие социальные аспекты; попытки регуляции потребления, исследование психологического воздействия предмета на человека - все это также часть «программы» экологически ориентированных субкультур 1970-х. В теорию социальной экологии внесли свой вклад такие теоретики, как Р. Карсон, раскрывшая проблему влияния цивилизации на дикую природу, С. Бранд, осуществивший практическое издание по экологическому потреблению, а также П. Элрих, Б. Фуллер и другие.

Пятый параграф, озаглавленный «Развитие современного экологического движения в Европе и Америке с 1980-х гг. по настоящее время. Целостные программы "устойчивого развития"», посвящен современному этапу развития экологического дизайна. В эти годы начали формироваться целостные проектные экологические системы, которые включали законодательные директивы, акты, регулирующие работу в рамках предприятий и т.д. Мы видим не концепции отдельных дизайнеров или проектных групп, по возникновение крупных программ, которые выходят за пределы предприятия, города и даже страны. В 1971 году «Европейским экологическим агентством» было принято соглашение о межнациональной политике в области экологии. В 1992 году на саммите в Рио-де-Жанейро были поставлены вопросы о решении экологических проблем в рамках мирового сообщества.

В 1988 году Д. Эллингтон и Д. Хайлес написали книгу «Проводник зеленого потребителя», где подняли вопрос экологии в рамках отдельно взятой семьи. В Европе «экологически чистым продуктам» отдает предпочтение большинство населения. Натуральные или обладающие природными чертами материалы, мягкие природные формы, естественные фактуры и т.д. становятся значимыми для потребителя деталями. Все больше компаний переходит на производство энергосберегающих приборов, либо товаров, имеющих черты «зеленого» продукта. Продукция, предусматривающая возможность ее рециркулятивной переработки, особенно ценится производителями. Компании Филипс, Мицубиси, Хонда, Фиат, Даймлер-Крайслер создают энерго- и ресурсосберегающие модели. Особенную популярность приобрели «массовые проекты», такие как городской велосипед «Windcheetan» и его модификация «The pickup», для доставки почты. К крупным эколого-социальным проектам относится движение «Solar cooker», возникшее в 1982 году, когда простое устройство стало целой стратегией развития для стран Африки. Экологическое движение, связанное с экономией материалов и энергии, своими работами поддержали дизайнеры Р. Арад, Т. Диксон, С. Хэйгарт, М. Янг, И. Бэй.

Архитектурные концепции также теепо сплелись с промышленным дизайном. Э. Амбаш, Ф. Хундертвассер, Т. Андо, Р. Пиано создают проекты, учитывающие не только «экологию природы», но и «экологию человека», его психологические потребности, первоочередные нужды.

В круг экологических понятий входит термин, предложенный В. Папанеком: «design for needs» («дизайн, обеспечивающий действительные потребности»). Такое проектирование призвано решать проблемы голода, войн, отсутствия медицинской помощи, неравных нрав, безграмотности населения. Социальные проблемы, наряду с прямым техногенным воздействием на окружающую среду, признаются одной из основных причин экологических бедствий. Так, проектирование и производство продуктов, позволяющих при минимальных затратах ресурсов и энергии обеспечить людей самым необходимым - медицинской помощью, продуктами питания и возможностью получать доступное образование - является сферой проектирования, опосредованно поддерживающей развитие земной цивилизации в безопасном русле, сохраняя ее ресурсы и природные богатства.

Рассмотрев основные вехи и наиболее заметные события в истории экологического проектирования, мы выявили его динамику, и стало очевидным наличие «волнового» характера развития экологической мысли в дизайне.

Итак, вводится следующая периодизация:

I период (1860-1910-е гг.) - начало развития экологического направления. Его истоки - в практическом воплощении теоретических исследований Морриса и Рескина, работы которых стали ответом на стремительное развитие промышленности в крупных индустриальных центрах. Завершение этого периода - поздний модерн с его «романтическим функционализмом» 1910-х гг.

II период (1920-1950-е гг.) - время функционализма, экономической целесообразности и универсальности. Поворот к утилитарности связан с принятием «индустрии» как неизбежного пути развития общества, поиском путей адаптации «нового» предметного мира к человеческим потребностям.

III период (1960-1970-е гг.) - возникновение экологических движений, создание «утопий» и «новых концепций» зеленого дизайна, которые существенно повлияли на развитие экологической мысли. Этот процесс можно охарактеризовать как социально-экологический переворот, выразившийся в появлении общественных движений, а в дизайне - в радикальных формах новых проектных решений.

IV период (1980-2000-е гг.) - появление общественных программ по устойчивому развитию, формирование современного взгляда на экологические проблемы и целостного подхода к экологической стабильности в мире.

Глава II Экологический дизайн как форма взаимодействия человека и природы

В настоящей главе рассматриваются структура и рамки экологического дизайна, исследуются формы его проявления, создаются терминологическая база и понятийный аппарат. Также формируется научный инструментарий,

который не только позволяет составить представление об экологическом дизайне как отдельном виде проектной деятельности, но и служит базой для теоретической и практической работы в этой сфере.

Первый параграф «Терминология в исследовании экологического фактора» содержит анализ экологических понятий и терминологию в области данного вида проектной деятельности, структурируется система адекватных понятий.

В настоящей работе предложено следующее определение экологического дизайна:

Экологический дизайн - это вид проектной деятельности, направленной на создание объектов предметного мира, решающий первоочередные для человека задачи и имеющий целью достижение гармоничного равновесия во взаимодействии человека и природы.

Во втором параграфе «Анализ общих закономерностей проявления экологического фактора в объектах дизайна» структура экологического дизайна рассматривается как «реакция» на природные изменения (в рамках исследования реакция понимается как действие, состояние, процесс, возникающие в ответ на какое-либо воздействие).

Объекты дизайна изучаются как продукт, созданный под воздействием конкретных экологических факторов, очевидных и скрытых, прослеживается связь между природными изменениями и объектами предметного мира. Определяется влияние физического, психосоциального и смешанного фактора на проектируемые объекты.

Физический фактор - технологические и структурные изменения в объекте дизайна, обусловленные использованием экологически адекватных материалов, энергосберегающих технологий и структурных изменений, связанных с модернизацией формы для удобства сборки, переработки или транспортировки. В данной системе человек, благодаря экологическим технологиям и стратегиям, восполняет или сохраняет утраченные природные ценности, при этом получая блага не через объект дизайна, а опосредованно через природу. Мы видим схему, которую можно отобразить следующим образом: природа (регрессирующая) - дизайн - природа (регенерируемая) ~ человек.

Психосоциальный фактор - изменения формы и качеств объекта под влиянием требований, продиктованных «человеческой природой». Человек, являясь частью природного окружения, остро чувствует деструктивные изменения, происходящие в ней. Через предметную деятельность человек формирует комфортную ему среду, переносит природные образы на объекты дизайна и архитектуры. Данные процессы можно выразить в схеме: природа (регрессирующая) - дизайн - человек.

Смешанный фактор - слияние двух вышеописанных факторов, проявляющихся в форме и структуре изделий. Технологические изменения неизбежно отражаются на формообразовании того или иного объекта. Невозможно учитывать лишь инженерно-техническую сторону вопроса,

предмет изменяется, развивается, обеспечивая все больший круг потребностей, как технических, так и психологических.

Исходя из положения об экологическом дизайне как реакционной деятельности, ставится вопрос, как происходит эта реакция, каковы ее механизмы, существует ли динамика временного развития. Исследуя примеры развития предметного мира в связи с природными изменениями, выявлены следующие этапы этого процесса.

Нулевая ступень - момент накопления информации об изменении природной среды.

Первая ступень - реакционная деятельность, носящая неосознанный характер, направленная на изменение визуальной среды.

Вторая ступень - осознание производителями и дизайнерами психологических потребностей потребителя.

Третья ступень - понимание причин и опасностей экологической деградации. На этом этапе задействуются механизмы, влияющие па законодательные структуры. Результатом является создание актов, регулирующих производственные процессы.

Четвертая ступень - это качественно новый уровень, на котором новые подходы замещают отжившие. Речь идет не о «сокращении выбросов», а о пересмотре принципов; наряду с технологическими нововведениями выстраиваются новые схемы отношений производителя и потребителя.

Пятая ступень - формирование общественных институтов, благодаря осознанию действительных жизненно важных потребностей. Здесь можно говорить о некоем проявлении «глобального дизайна», что не подразумевает достижение локальных эстетических, технологических или гуманитарных задач, но сами эти «задачи» становятся производными от глобальной цели -сохранении жизни на Земле.

В третьем параграфе «Классификация проявлений экологического дизайна», исследуются способы проектирования, направленные на создание стабильных человеко-средовых отношений.

Для более удобной систематизации все процессы разделяются на отдельные фазы: предпроизводственная, производственная, транспортная, эксплуатационная и постэксплуатационная. В рамках заданных пяти фаз рассматриваются и систематизируются экологически целесообразные приемы. Данные приводятся в виде таблиц, в которых обозначены наиболее заметные принципы экологического проектирования, например, использование биологически-разлагаемых, восстанавливаемых и вторичных материалов, а также такие свойства продукта, как модульность сборки, возможность многократной переработки и т.д.

Кроме того, в таблицах рассмотрена психологическая и социальная сторона экологического дизайна, обозначены принципы формирования комфортной человеку предметной среды.

Данные, приведенные в таблицах, были взяты из различных источников, включая международные законодательные акты по экологии, отчеты ООН и

других организаций; осуществлена попытка структурировать разрозненную информацию, определить пути достижения экологической стабилизации.

Таблицы являются главным методологическим инструментом и одной из задач данной работы. Именно таблицы могут быть использованы при создании проектов в учебной и производственной практике.

Четвертый параграф «Принципы формообразования (выявление экологических факторов, влияющих на формообразование объектов дизайна)» является продолжением сводных таблиц. Здесь рассмотрена аналитическая схема, дающая возможность на основе формальных качеств предмета сделать вывод о характере экологических факторов, влияющих на него.

В тексте приводятся примеры современного дизайна, взятые произвольно и рассмотренные в свете выше обозначенного метода: стеллаж «Es», производимый немецкой фирмой «Moorman Möbel», радио «Freeplay FP2» фирмы «Freeplay energy Europe», автомобиль «TH! NK City», разработанный и производимый «TN! NK Nordic AS\Ford, Norway».

Следуя предложенной схеме и исходя из технического описания объектов, а также используя комментарии, опубликованные компаниями-производителями, стало возможным определить их характеристики как «экологически адекватных объектов» и понять их связь с природными изменениями, произошедшими в результате человеческой деятельности. Данные связаны с пунктами сводных таблиц, а параграф является иллюстрацией метода, позволяющего выявить экологические качества объекта дизайна.

В работе не только доказано наличие экологической целесообразности у данных объектов, но и наглядно рассмотрены связи формы и технологических особенностей предмета с их причинами - негативными экологическими изменениями.

В данном случае исследование шло от изучения объекта материальной культуры к изучению проявленного в нем действия экологического фактора, далее - к причине: экологическому фактору. В проектной же деятельности процесс является «зеркальным»: от исследования экологического фактора - к решению задачи и проектированию объекта, адекватного поставленной экологической задаче.

Глава III. Перспективы развития экологического направления в дизайне

Данная глава посвящена исследованию динамики развития экологического дизайна в современном мире. Обозначив вектор развития названного явления, можно предугадать перспективы, новые формы и методы дизайнерской деятельности, обусловленные экологической направленностью.

Первый параграф «Экологическая составляющая в современной проектной практике» иллюстрирует наличие кризиса в современной проектно-производственной системе. Крайняя коммерциализация промышленности, с одной стороны, и феномен сверхпотребления, с другой, создали порочный круг. Ориентиры в проектном творчестве во многом сбиты в сторону удовлетворения «сверхпотребностей», оставляя без внимания действительные нужды большей части общества. Система, построенная на безграничной свободе потребителя и производителя, привела к хаосу проектной культуры во всех ее проявлениях.

В течение длительного периода времени экономический рост был приоритетным показателем относительно гуманитарных проблем и вопросов экологии, ныне Россия, как и весь мир, переживает этап осознания экологических угроз. Программы по «устойчивому развитию» начинают играть значимую роль и в рамках отдельных государств, и на уровне мирового сообщества. Можно говорить не только о техническом переходе к экологически адекватным технологиям, но и о постепенном изменении общественного сознания в сторону гуманистических ценностных ориентиров.

Заключительный параграф третьей главы - «Перспективы развития экологического дизайна в России и за рубежом».

Изучив динамику процессов, затрагивающих экологическое проектирование, можно с уверенностью сказать, что экологический дизайн будет развиваться и со временем в тех или иных формах войдет в структуру большинства сфер художественно-проектной деятельности. Как отмечено выше, в лучшем случае это будет связано с осознанием экологической угрозы, в худшем - с негативными природными изменениями или техногенными катастрофами. С переходом на новые энергоносители дизайн ожидают перемены, соизмеримые с теми, которые произошли в середине XX века, когда новые технологии изменили образ предметной среды.

Наряду с этим, экологический дизайн, скорее всего, будет оперировать накопленным багажом знаний о традиционной предметной культуре. В будущем могут быть использованы исторически сложившиеся приемы строительства; традиционные виды прикладного искусства интегрируются в новые формы предметного творчества. Приемы визуальной, тактильной, аудио коммуникации человека с природной средой, характерные для народного творчества, переживут новый подъем. Природное формо- и структурообразование будет оперировать более тонкими эмоциональными категориями, большее значение в объектах дизайна и архитектуре приобретет «антропометричность» фактур, цвета, соотношений масс и объемов.

Экологический дизайн проникнет не только в проектные мастерские и на производства, но станет (вероятно, под другим названием) частью всех общественных и политических процессов. Экология, в частности превентивная, будет нитью, связывающей интересы разных стран.

Заключение

В итоге данного исследования сделаны следующие выводы:

1. Экологический дизайн - вид проектной деятельности, существующий как осознанная или интуитивная реакция па природные изменения, проявленная в предметном творчестве.

2. Целью экологического дизайна является стабилизация человеко-средовых отношений; причем объектом, на который нацелен экологический дизайн, может быть как природа, опосредованно влияющая па человека, так и сам человек, его социальные, культурные и психологические потребности в их связи с экологической проблематикой.

3.Любые природные изменения, осознанные человеком на уровне интуитивного восприятия или открытые им в результате научных изысканий, неизбежно проявляют себя в предметном мире.

4.Сфера экологического дизайна охватывает все ступени производственно-потребительской системы, наряду с экономическими, социальными и психологическими аспектами (таблица «Классификация проявлений экологического дизайна» показывает, насколько широк диапазон этого вида проектной деятельности).

5. В результате исследования предложен алгоритм выявления качеств экологической целесообразности в объектах дизайна, раскрыты связи форм и технических характеристик объекта с первопричиной их появления -конкретными формами экологических изменений.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. A.B. Уваров. Дизайн для будущего. (0,4 п.л.). Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. - Вестник МГХПУ. №1,2006 г.

2. A.B. Уваров. Экологический дизайн как новый тип проектного мышлении. (0,3 н.л.). - Искусство и образование. №7,2007 г.

3. A.B. Уваров. Проектирование, производство и потребление в системе глобальных экологических изменений. (0,5 п.л.) // Искусство, дизайн, образование. Сборник научных статей. — М., РИЦ МГГУ им. М.А Шолохова. 2007 г.

4. A.B. Уваров. Рукотворная природа, феномен скандинавского дизайна. (0,5 п.л.). Декоративно-прикладное искусство и прсдмстно-пространственная среда. - Вестник МГХПУ. №1, 2009 г.

5. A.B. Уваров. Теория и методология экологического направления в дизайне (1.5 п.л.). Методическое пособие. - М., 2009. На цифровом носителе.

Подписано в печать 10.04.2010 г. Печать лазерная цифровая Тираж 100 экз.

Типография Aegis-Print 115230, Москва, Варшавское шоссе, д. 42 Тел.: 543-50-32 www.autoref.ae-print.ru

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Уваров, Александр Вячеславович

Введение. Исходные положения, обоснование актуальности исследования.

Глава I. Формы проявления и особенности развития экологического направления в дизайне.

1. Теоретические предпосылки исследования экологического фактора в дизайне.

1.1. Начало развития «экологического звена» в системе художественного проектирования. 1860е-1910е годы.

1.1.1. 1920е-1950е годы. Функционализм, экономичность и универсальность на службе общества.

1.1.2. Экологическое движение 1960е-1970е годы. Утопии и новые концепции «зеленого дизайна».

1.1.3. Развитие с 1980х годов современного экологического движения в Европе и Америке, целостные программы по «устойчивому развитию».

1.2. Выводы по главе 1.

Глава П. Теория и методология экологического дизайна.

2. Терминология в исследовании экологического фактора.

2.1. Анализ общих закономерностей проявления экологического фактора в объектах дизайна.

2.1.1. Временная динамика проявления экологического фактора в дизайне.

2.2. Классификация проявлений экологического дизайна.

2.3. Выводы по главе II.

Глава Ш. Перспективы развития экологического направления в дизайне.

3. Национальные школы дизайна и их роль в становлении «устойчивого развития».

3.1. Перспективы развития экологического направления в дизайне в России и за рубежом.

3.2. Выводы по главе III.

 

Введение диссертации2010 год, автореферат по искусствоведению, Уваров, Александр Вячеславович

Термин «экологический дизайн» сегодня широко используется как в научной литературе, так и в повседневной проектной практике. Однако экологический дизайн вошел в структуру современного проектирования, имея достаточно размытые понятийные рамки и неразработанную теоретическую базу. На данный момент существует потребность в создании понятийного аппарата и научного инструментария, с помощью которого можно было бы объединить разрозненные знания в области прикладной экологии и дизайна, составить из «мозаики» отдельных решений целостную научную систему.

В свете современных политических событий и экономических реалий — приоритета добывающих отраслей, развития мощностей добычи и практически бесконтрольного использования природных ресурсов, проблемы захоронения ядерных и химических отходов - на первое место выходят вопросы, связанные с потреблением и сохранением хотя и богатейших в мире, но все-таки исчерпаемых ресурсов нашей страны. Сегодня стоит задача минимизировать воздействие человеческой деятельности на природное окружение, и эта проблема также входит в сферу дизайна.

Многие годы изменения в природе, связанные с производственной деятельностью человека, не только не были включены в сферу «интересов» дизайнеров и архитекторов, они не находили отклика даже в природопользовательских организациях и организациях, занимающихся вопросами производственной деятельности. Сегодня Россия - полноправный партнер в системе мировой политической и экономической жизни, и теперь мы можем не только воспользоваться опытом передовых стран в области экологического проектирования, но и обогатить его нашими исследованиями в этой сфере.

Идеи духовности и культурной памяти непосредственно связаны с культурно-экологической концепцией дизайна, развиваемой в работах Г.Г. Курьеровой, О.Г. Генисаретского, К.А. Кондратьевой, В.Ф. Сидоренко. Россия, благодаря своему географическому положению и этнокультурному разнообразию, имеет устойчивые исторически сложившиеся формы взаимодействия предметного мира, создаваемого человеком, и природы. Тем более для нашей страны актуально не заимствование западных программ, а создание собственных экологически направленных стратегий развития, основанных на опыте предыдущих поколений и ментальных особенностях народов, населяющих Россию.

Поставленные правительством России задачи по укреплению экологической безопасности нашего государства, согласно общемировой 4 концепции «устойчивого развития», затрагивают все области научного и прикладного знания. Выявляется необходимость более полно использовать научный потенциал для создания как экологически направленных программ, так и объектов предметного мира, дружественных окружающей среде.

Учитывая степень воздействия производственно-потребительских систем на природное окружение и то, что все эти процессы напрямую связаны с проектной деятельностью, дизайнеры оказывают существенное влияние на качество производимой продукции, ее эстетические и функциональные свойства, а главное - ее адекватность человеку и природной среде. В свете экологических проблем возрастает значимость научно-теоретической базы, способной направить проектно-производственные силы в русло адекватного проектно-производственного процесса. Требуется введение в искусствоведческий обиход нового обширного материала, его систематизация и обобщение.

Степень разработанности проблемы.

Проблематика экологического дизайна соприкасается с различными сферами научного знания - начиная от прикладной экологии и заканчивая современными исследованиями в области медицины и социологии. Данная работа - попытка выделить из массы научных публикаций, художественной литературы и других информационных источников материалы, касающиеся темы экологического дизайна или косвенно затрагивающие исследуемую проблему. Понимание структуры, роли, перспектив развития экологического дизайна возможно только при условии системного рассмотрения этого явления.

В настоящее время не существует четких границ, определяющих этот вид проектной деятельности, равно как нет и критериев, по которым можно отнести изделие к продукту экологического дизайна. Тем не менее, во многих источниках вопросы экологии, в ее приложении к предметной деятельности человека, фигурируют достаточно явно, хотя в большинстве случаев не являются основной темой исследования.

Научные труды, раскрывающие различные аспекты интересующей нас темы, можно условно разделить на три группы: 1) труды, посвященные истории и теории дизайна, 2) работы по теории и практике экологического движения, 3) исследования, рассматривающие вопросы дизайна и экологии в смежных областях знания - психологии, экономике, социологии.

Теоретическому осмыслению дизайна посвящены работы К.М. Кантора, О.И. Генисаретского, Г.Г. Курьеровой, Т.Н. Фурсовой, К.А. Кондратьевой, М.А. Коника, B.JI. Глазычева, ЕА. Розенблюма, Н.В. Воронова, Б.Г. Бархина, В.Ф. Сидоренко, а также зарубежных авторов - Д. Эллингтона, Д. Хайлес, В. Папанека, Д. Нельсона, Б. Фуллера и других. Отдельно стоит выделить работы, затрагивающие связи проектно-производственной деятельности и окружающей среды, таких авторов, как Д. Рескин, У. Моррис, Ле Корбюзье, Т. Мальдонадо, А. Печчеи.

Научные исследования, посвященные вопросам экологии, ее философским и теоретическим аспектам, В.И. Вернадского, Н.Н. Моисеева, Р. Карсон, П. Элриха, Т. Мальтуса, Б. Коммонера наиболее полно отражают динамику взаимного влияния человека и окружающей среды.

Следует отметить труды, раскрывающие связь экологии и предметного творчества, таких авторов, как Б. Стерлинг, Э. Тоффлер, А. Хэммонд, Д. Хокинс, Г. Галлопин, а также работы в области социологии, экономики, особенностей взаимовлияния общества и природы К. Маркса, Ф. Энгельса, Т. Хаавелмо, Г. Дейли, Я. Тинбергена.

Опосредованно, через литературные произведения, экологическая проблематика, связанная с предметным миром социальной динамикой, психологической составляющей, рассматривается в работах Д. Оруэлла, А. Ван Вогтома, Ж. Клейна, С. Лема, П. Акройда и других авторов.

В вышеназванных трудах присутствуют лишь отдельные аспекты исследуемой темы, но нет целостного понимания процессов художественного проектирования, попытка осмысления которых осуществлена в представленной работе.

Цель исследования - выявить специфику и обозначить направление развития экологического дизайна.

Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

• определить структуру взаимосвязей между объектами дизайна и негативными природными изменениями;

• рассмотреть экологическое проектирование в контексте исторического развития;

• очертить рамки и исследовать структуру экологического дизайна как вида проектной деятельности.

Задачи исследования:

1. Определить закономерности влияния экологических изменений на объекты дизайна.

2. Выявить предпосылки развития экологического направления в дизайне, условия природной среды, способные влиять на создание экологически целесообразных объектов.

3. Через объекты материальной культуры изучить эволюцию экологического дизайна, обозначить основные этапы развития данного направления.

4. Ввести в научный обиход термины, наиболее точно отражающие специфику экологического направления в дизайне.

5. Разработать методику выявления особенностей экологического проектирования в объектах дизайна как на стадии проектирования, так и в анализе существующих объектов.

6. Рассмотреть роль экологического дизайна в современной проектной практике.

Объект исследования - процесс художественного проектирования, объекты материальной культуры и теоретические концепции в их связи с экологическими проблемами, созданные дизайнерами, архитекторами, футурологами и социологами. Специфическим объектом изучения является комплексное воздействие измененной в результате деятельности человека природной среды на субъекты проектирования (разработчика и потребителя) и через них - на все художественно-проектное творчество. Предмет исследования - структура связей объектов дизайна и природной среды, измененной в результате человеческой деятельности; новые формы и методы художественно-проектной практики с использованием экологических технологий. Факторы, раскрывающие инновационные, гуманистически ориентированные резервы экологического дизайна.

Методологическая база исследования.

Сфера экологического дизайна рассматривается в единстве художественно-эстетических, методологических и технологических проблем. Методологическим ориентиром исследования являются классификационный и типологический подходы, раскрывающие формы и диапазон.использования экологических приемов в дизайне. При изучении феномена экологического дизайна использован метод сопоставительного анализа истории формирования материальной культуры с процессами, происходящими в природной среде.

Внимание сконцентрировано на периоде революционного развития технологий, радикальных трансформаций предметного мира, зарождении и становлении теории и практики дизайна. Исследуя современные тенденции в дизайне, устанавливая их связи с экологией, применялся системный подход и структурный метод анализа, который позволил на основе синтеза различных знаний описать феномен экологического дизайна как нового явления в проектной культуре. Специфика экологического дизайна выявлена на основе комплексного исследования в таких областях, как искусствознание и эстетика, с одной стороны, и экологические технологии - с другой:

Искусствоведческий анализ обнаруживает взаимосвязь между знаковыми явлениями проектной культуры XIX и XX веков и этапами осознания обществом процессов изменения природной среды.

При антропологическом подходе экологический дизайн предстает как средство развития этнокультурных мировоззренческих установок и духовно-ценностного мира человека.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, списка использованной литературы (147 наименований) и приложения. Работа содержит 99 страниц, 95 иллюстраций, 9 таблиц.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Экологический дизайн: опыт исследования процессов художественного проектирования"

3.2. Выводы по главе П1

1) Проанализировав в разделе 3.1 современное состояние проектной культуры, мы пришли к выводу: существует противоречие между современной практикой промышленного производства и экологическим проектированием.

2) Идея всеобъемлющей, социальной проектной культуры, зародившаяся в разгар наращивания темпов промышленной экспансии, в свете экологических изменений, обретает новые формы. Социальный дизайн в его широком понимании является наиболее оправданной формой проектной деятельности в условиях процессов экологической деградации.

3) Опыт отечественных дизайнеров - база, которая позволяет решать проблему целостного подхода к проектированию в условиях усугубляющегося конфликта человека с окружающей средой. Теоретические и практические работы, выполненные в рамках Российских научных институтов, могут служить базой для будущих разработок в области экологического дизайна.

4) Основываясь на исследованиях в области дизайна с большой долей вероятности можно предположить, что экологический дизайн будет занимать все новые позиции. Это будет связанно с внедрением новых технологий, возрождением традиционных принципов формирования предметной среды, переосмыслением использования природных образов в объектах материальной культуры.

Заключение

В результате проведенных исследований установлено:

1) Рассмотрев историю развития дизайна через призму экологии, мы смогли выделить четыре основных периода развития экологического дизайна. Введенная периодизация, носит достаточно условный характер, тем не менее, выделенные периоды с достаточной степенью достоверности делят историю изучаемого нами вопроса, облегчая понимание закономерностей происходящих процессов.

2) Экологический дизайн - вид проектной деятельности, существующий как осознанная или интуитивная реакция на природные изменения, проявленная в предметном творчестве.

3) Целью экологического дизайна является стабилизация отношений человека и окружающей среды; причем объектом, на который нацелен экологический дизайн, может быть как природа, опосредованно влияющая на человека, так и сам человек, его социальные, культурные и психологические потребности в их связи с экологической проблематикой.

4) Любые природные изменения, осознанные человеком на уровне интуитивного восприятия или открытые им в результате научных изысканий, неизбежно проявляют себя в предметном мире.

5) Сфера экологического дизайна охватывает все ступени производственно-потребительской системы, наряду с экономическими, социальными и психологическими аспектами (таблица «Классификация проявлений экологического дизайна» показывает, насколько широк диапазон этого вида проектной деятельности).

6) В результате исследования предложен алгоритм выявления качеств экологической целесообразности в объектах дизайна, раскрыты связи форм и технических характеристик объекта с первопричиной их появления — конкретными формами экологических изменений.

В результате исследования выявлено, что экологический дизайн является новым полноценным видом проектной деятельности и существует как осознанная или интуитивная реакция на природные изменения. Доказано утверждение, основанное на теоретических и практических исследованиях, что любые природные изменения, воспринятые человеком на интуитивном уровне или открытые им в результате научных изысканий, неизбежно проявляют себя в создаваемом предметном мире. Разработан метод, позволяющий оценить соответствие объектов материальной культуры и различных процессов, в том числе и творческих, критериям экологического

89 дизайна. Определено, что целью экологического дизайна является гармонизация отношений человека и окружающей его природной среды; причем объектом приложения методов экологического дизайна может быть как природа, так и сам человек. Создана методика выявления экологических качеств объектов предметной культуры, как уже существующих, так и на стадии проектной работы. При проектировании необходим учет максимального количества возникающих экологических ситуаций, классификация которых предложена в таблице, приведенной в работе.

В работе впервые систематизированы исторические факты, связанные с созданием объектов, теорий и проектов, носящих отпечаток экологической целесообразности. Введена периодизация, выявлены события, оказавшие наибольшее влияние на развитие экологического дизайна. Разработана терминологическая база, рассматривающая как сам термин экологический дизайн, так и сопутствующие понятия.

Определены структура экологического направления в дизайне и формы его проявления.

Предложена методика отбора экологически целесообразных решений как уже существующих объектов дизайна, так и объектов на стадии проектной работы.

Результаты данного исследования могут быть полезны как материал по истории и теории дизайна, а также - на уровне изучения и практического применения концепций, и методов, описанных в работе. Полученные результаты послужат методологической основой для создания проектов в области дизайна, архитектуры и прикладного искусства. Данное исследование является базой для создания учебных и методических программ, пособий и других материалов, рассчитанных на художественные и технические вузы и, кроме того - для теоретических и практических разработок в смежных областях, таких как экономика, социология, психология и т.д.

В работе выявлен ряд проблем, требующих дальнейшего изучения. Представленные материалы могут стать основой для дальнейших исследований.

 

Список научной литературыУваров, Александр Вячеславович, диссертация по теме "Техническая эстетика и дизайн"

1. Аронов. В. Р. Браун стиль // ДИ СССР —1968. — N 1.

2. Акройд. П., Лондонские сочинители. — М.: Иностранка, 2008 г.

3. Абрамова А. Наследие ВХУТЕМАСа // ДИ СССР — 1964. — N 4.

4. Адаме С., Движение искусства и ремесла — М.: ОАО Радуга, 2000. — С. 24,25.

5. Аалто А., Архитектура и гуманизм // Сб. науч. трудов под ред. А. Гозака — М. Прогресс 1978. — С. 220

6. Ахатов А. Г., Экология и международное право (международные экологические организации и правовые акты) — М.: АСТ-ПРЕСС — 1996.

7. Амонашвили Ш. А. Идеи космизма в педагогическом сознании. Интернет публикация: конференция МЦР 2003 г. http://wvm.icr.su/rus/work/conferencies/2003/amonashvili.php

8. Бархин Б. Г., Методика архитектурного проектирования в системе архитектурного образования: Учеб. -метод. Пособие / М.: Стройиздат, 1969.

9. Бентем Рольф Я. Города вытесняют деревья. // Курьер Юнеско — август сентябрь 1970г — С.56,57,58.

10. Берман Д. Человек и насилие. // Курьер Юнеско — август сентябрь 1970г — С. 5-17.

11. Борисова Е. А. Стернин Г. Ю. Русский модерн — М. Галарт 1994.

12. Бобылев. С.Н. Экологизация экономического развития. — М., Издательский Дом ГУ ВШЭ 1994.

13. Белов. В. Очерки о народной эстетике. — Архангельск. Северо-Западное книжное изд-во 1985 — С.З. 74.

14. Воронов. Н. В Очерки истории отечественного дизайна. МГХПУ им С. Строганова —М. 1997 —С. 10,11, 76-79

15. Вопросы экономической теории макроэкономики // Проблемы современной экономики N 1(29) — 2008.

16. Глазычев. В. JI. Современная буржуазная культура и кризис социальной роли архитектора. Архитектура Запада кн.2. Социальные и идеологические проблемы. —М., Стройиздат, 1975.

17. Глазычев В. Л. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе. —М., Искусство, 1970.

18. Глазычев. В. Л. Городская среда: технология развития. Настольная книга1. М., Ладья, 1995.

19. Генисаретский О. И. Культурно-антропологическая перспектива. // ИНОЕ. Хрестоматия российского самосознания. М.: Аргус, 1995.

20. Генисаретский О. И. Экология культуры. Теоретические и проектные проблемы. —М., Всероссийский институт культурологи 1991.

21. Город с точки зрения видеоэкологии, или «орнамент устал». // Illuminator Альманах Best of the best 2.(4). 2003.

22. Доклад о развитии человека 2006 UNDP. (Программа развития ООН) / Официальные периодические издания: Интернет публикация www.mdp.ru/index.phtml?iso=RU&lid=2&pid=2&cmd=text&id=172

23. Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. — М.: Стройиздат 1985.1. С.94

24. Дэйли Г. Таунсенд К. Оценивая нашу землю. — The MIT Press, Кембридж, Массачусетс, 1993 Перевод на русский язык (под редакцией А.Ю. Ретеюма и П.И.Сафонова) — М.: Российское отделение ISEE 1994

25. Дуглас У. Трёхсотлетняя война: Хроника экологических бедствий. — М.: Олма-Пресс, 2001. —С. 121-130

26. Дела и лица. №10 / Официальные периодические издания: Интернет публикация, www.Nashavlast.ru \archive\2005\10\ll.

27. Защита экологических прав в законодательстве Е.С №2.2003г. / Официальные периодические издания: Интернет публикация. h11p://eulaw.edu.m/documents/articles/defenceecorights.htm#ftnref7

28. Искусство и промышленность. Под ред. Толстого В. П., Кантора К. М. —М.: Искусство, 1967

29. Кантор. К. Правда о дизайне. Дизайн в контексте культуры доперестроечного тридцатилетия 1955—1985. —М.: АНИР, 1996 С. 246. 182.18

30. Кантор К. Дизайн в противоречиях культуры и природы в различных регионах мира. // Текст выступления для конгресса ИКСИД в 1975.

31. Кондратьева К. А. Дизайн и экология культуры МГХПУ им. С.Г. Строганова — М.: 2000.

32. Коник М. А. "Архив одной мастерской (Сенежские опыты) — М.: Индекс Дизайн энд Паблишинг 2003.

33. Карако П. С. Вернадский В. И. Философия и методология науки: Учение о биосфере. Экоперспектива, — М.: 2007.

34. Козлов Б. неизбежное будущее экологический социализм. Новая газета. Н.П. // приложение «Кентавр» №11.

35. Карху А. А. Опыт исследования природного фактора в эволюции финского дизайна —М.: МГХПУ им Строганова 1984 С. 90-99. 109. 85.

36. Качество жизни: сущность, оценка, стратегия. Под ред. Л. А. Кузьмичева, М. В. Федорова,. Е. Е. Задесенца —М.: ВНИИТЭ. 2000.

37. Казаринова В.И. Красота, вкус, экономика. — М.: Экономика 1985.

38. Клейн. Ж. Путешествие космического "Бигля". — Алма-Ата.: Ренессанс-Гылым. 1991.

39. Клейн Ж. Боги войны. — Новосибирск.: ЭЯ, 1992.

40. Лем С. Солярис. Эдем. Непобедимый. —М.: ACT, 2003.

41. Лем С. Магелланово Облако. Человек с Марса. Астронавты. М.: — ACT, 2006.

42. Ле Корбюзье, творческий путь. — М.: Литература по строительству 1970. —С. 73. 104.

43. Лебедева Г. Архитектура и дизайн: Анализ концепции тотального дизайнаР.Б. Фуллера. //Архитектура СССР № 1 — 1973.

44. Моррис. У. Вести из ниоткуда, или эпоха счастья (перевод с англ.) — СПБ.: Дело — 1906. С. 93-94

45. Мальдонадо Т. Промышленный дизайн (1976)— ТЭ 1978.—N7.

46. Мальтус Т. Опыт о законе народонаселения. М.: Издательство: Директмедиа Паблишинг, 2007.

47. МАРКС К. Экономико-философские рукописи 1844 г. // МАРКС К., ЭНГЕЛЬС Ф. М.: Издательство политической литературы Соч. 2-е изд. — 1.42. С.92. т. 32, С. 45 т.23. С. 51, 524 — 1970.

48. Минервин Г. Архитектоника промышленных форм. Вып. 1 М.: ВНИИТЭ. 1970. С. 30.

49. Медоуз Д. Пределы роста Издательство: М.: ИКЦ — Академкнига 2008.

50. Моисеев Н. Экология и образование. — М.: Юнисам, С 1996. — С. 191

51. Маллигэн В. Национальная выставка США, Москва, 1959. // Открой Америку. 2004. №1.

52. Новая политика. Официальные периодические издания: Интернет публикация. Объединенные "зеленые" Европы. 24 февраля 2005 http://www.novopol.ru/textl706.html

53. Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР): Пер. с англ. Под ред. и с послесловие. С. А. Евтеева и Р. А. Перелета — М.: Прогресс, 1989. — С. 50.

54. Нельсон Д. Проблема дизайна. Искусство. — М.: 1971. — С. 13

55. Огонек. №49 // Хроника экологических катастроф в России. — 3—9 декабря 2007.

56. Оландер К. Финский торговый журнал. — 1960 — №37 — С. 43

57. Папанек В. дизайн для реального мира. — М. : Издатель Д. Аронов 2004. С. 302-303.

58. Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 23. мая 1986г. № 608

59. Парадоксы Киотского протокола. В России загрязнение окружающей среды может оказаться полезным для бизнеса // Промышленные ведомости 2006. № 1-2.

60. Розенблюм Е.А Художник в дизайне. — М.: Искусство 1974.

61. Рескин Д. искусство и действительность — М.: Типо-литография Т-ва И. Н. Кушнерев и Ко 1900.

62. Рескин Д. лекции об искусстве — СПб.: 1907 — С. 28. 83.

63. Ранд Г. Хундертвассер. М.: — Арт-родник 2005.

64. Стерлинг Б. Зенитный угол — М.: Эксмо, 2007.

65. Советский энциклопедический словарь изд. Н-е — М.: советская энциклопедия 1982.

66. Сухонен П. проспект выставки Тапио Вирккала в Москве. М.: 1981г.

67. Сууронен М. Массовое заводское производство «Футуро» загородный дом из пластмассы. Современная архитектура, 1970 №2. С. 93

68. Степанов С. А. Президент Международного независимого эколого-полжгологического университета (МНЭПУ), комментарии к выступлению Медведева о стратегии национальной безопасности 2020 / Интернет публикацияhttp://konimentarii.ru/comment.php?t=2755&p=28394

69. Славин С. В. Промышленное и транспортное освоение Севера СССР. -М.: Экономиздат, 1961

70. Тоффлер, Э. Третья волна. — М.: ACT, 1999.

71. Тоффлер, Э. Шок будущего. — М.: ACT, 2001.

72. Ткалич С.Т. история дизайна, эволюция, методология, современные тенденции. Часть 1. МГУ культуры и искусства — М.: 2007 — С. 89-93. 158

73. Тапиоваара И. Леса источник вдохновения, (каталог выставки) Художественная промышленность Финляндии. —М.: 1961.

74. Теоретические и методологические исследования в дизайне. В соавторстве. Труды ВНИИТЭ. Серия «Техническая эстетика», вып. 61. В 2 чч. —М.: 1990.

75. Топорков А. К. Технический быт и современное искусство M.-JI.: ГИЗ, 1928.

76. Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике./ Официальное периодическое издание: электронная версия. http.7/www.nlr.ru/cat/predmet/dict.htni

77. Уэбб М. Импровизированная архитектура Френка Гери. // Диалог США №43 — С. 30-32

78. Управление отходами в России: пора использовать российский и зарубежный опыт. Официальное периодическое издание. 2007/9/19 http://www.waste.ru/modules/section/item.php?itemid=3

79. Хант Д. Architectural Design — 1998 № 11 -12

80. Хокинс Д. Креативная экология создание креативной среды, в рамках образовательной программы «Креативные индустрии». Материалы выступления. 20. 09. 2009.

81. Энгельс Ф. В письмах к Ф. Зорге к А. Бебелю 1886 год.

82. Эрнэи Д. Тысяча будд и триумф дизайна — ИнтерпрессГрафик 1987 №31. С. 34

83. Arad R. Design Museum. British council. Интернет публикация: http://designmuseum.org/design/ron-arad

84. ВВС . UK. Официальное переодическое издание. Интернет публикация. www.bbc.co.uk/history/trail/victorianbritain/socialconditions/victorianurb anplanning01 .shtml

85. Beasley, W. G. The Rise of Modern Japan: Political, Economic and Social Change Since 1850. — New York St.: Martin's Press, 1995.

86. BP Solarex Corporate Headquarters Moves Into New Energy Smart Building. 13 March 2000. Официальный сайт.http://www.bp. com/genericarticle. do?categoryld=2012968&contentld=20017 78

87. Bernard Leach. Sandino J. Design Hist. 1998. № 11. — C. 272-273

88. Businessweek. Официальное интернет издание, businessweek. com/ss/05/09/moma/source/l 4.htm

89. Biba. The Biba Experience Antique Collectors' Club Ltd 2004.

90. Colin Reedy. Интернет публикация. web.mac.com/colinreedy/iWeb/PORTFOLIO/COLIN%20REEDY

91. Corvina К. Ernyey G. Azipari Forma Torenete. Budapest.: 1983 — C. 80 ,98,126,127

92. Celant G. Archeticture & Arts 1900-2004. — UK.: 2005 — C. 349. 213

93. Carson R. Silent Spring —NY.: Special Edition. 1962.

94. Colquhoun K. A Thing in Disguise: The Visionary Life of Joseph Paxton.1.ndon and New York.: Fourth Estate, 2003.

95. Commoner B. Making Peace With the Planet. NY: Pantheon, 1990.

96. Conference of Arctic Parliamentarians CPAR Интернет публикация, www. arcticparl. org.

97. Droog Design, by Droog Design (Author) Publisher: — Droog January 1, 2006.

98. Emilio Anibasz. Inventions the reality of the ideal, — NY.: Rizzoli, 1992.

99. Ehrlich Paul. Population Bomb — N. Y.: Buccaneer Books, Inc, 1997.

100. Filsolsol. Официальный сайт, www.filsolsolar.com

101. Galloping. G. Raskin. P. windows on the future. Global scenarios a sustainability. — St. Louis.: Environment. 1998. — vol.40, №3. —C.7- 11

102. Gilbert, Anne 60s & 70s Designs and Memorabilia. —N.Y. : Avon book, 1997.

103. George Orwell. Nineteen eighty-four. —London.: Seeker & Warburg, 1949.

104. Green claims and ISO 14001. Требования «зеленых» и ИСО 14001. В Бюллетене ИСО, август, 1999.

105. Hafher В. Heinzen W. Dr. Kramer P. Solarcooker. — Berlin.: SWI sud west information in Muenster-Sarmsheim, 2002.

106. Hatch A. Buckminster Fuller: at home in the Universe. —New York.: Crown Publishers, 1974

107. Hundertwasser Architecture: For a More Human Architecture in Harmony With Nature. — Benedikt Taschen Verlag, 1999.

108. Houses in Wood. The Modem Norwegian Model Seminar: Edinburgh 7 Jun 2007. Материалы конференции http://www.arkitektur.no/?nid=58419

109. Hoban Sally Collecting modern design. —U.K.: Octopus publishing group ltd. 2001. C. 146-150,113,105

110. Haavelmo T. (1997), "Econometrics and the Welfare State", American Economic Review, Vol. 87 C.13 -15.

111. Jam design & communications, — UK. Jam design catalogue. 2003.

112. Jurgen Bey. Интернет публикация, research-arm.blogspot.com/2009/02/jurgen-bey.html

113. Kikham, Pat Sharles & Ray Eames, Designers of the 20 century — Cambridge, Massachusetts. The MIT Press, 1998.

114. Konstantin Grcic. Официальный сайт, www.konstantin-grcic.com

115. Lear, Linda. Carson R. Witness for Nature. — New York.: Henry Holt, 1997.

116. Leigh White, Buck Fuller and the Dymaxion World, in: The Saturday Evening Post, 14 October 1944.

117. Marcel Breuer. Официальный сайт, http://www.marcelbreuer.org

118. Nerlove M. Trygve Haavelmo. // A Critical Appreciation Scanainavion Journal of Economics. 1990. Vol. 92. № 1, C. 17-30.

119. Nelson G. How To See: Visual Adventures in a World God Never Made. — Boston.: Little, Brown, 1977.

120. Kikham, Pat Sharles & Ray Eames, Designers of the 20 century — Cambridge, Massachusetts. The MIT Press, 1998.

121. Kanavolos, William. Organic. Hilversum. —Holland.: De Jong & Co, 1961.

122. Price C. Cedric Price talks at the AA. London.: AA Publications, 1990 — C.31

123. Peccei A. The Human Quality. — Oxford; New York: «Pergamon Press», 1977.

124. Philips Consumer Electronics introduces. —Press releases. Официальный сайт, http://www.philips.ru/about/aboutlocal/philipstomorrow/index.page

125. R. Davis John: The Great Exhibition. —New Haven and London. : Sutton Publishing Ltd, 1999.

126. Ringen J. Superstudio: Pioneers of Conceptual Architecture. Интернет публикация, http://www.metropolismag.eom/story/20040106/superstudio-pioneers-of-conceptual-architecture

127. Rio declaration on environment and development. Документ ООН A/CONF. 151/26/Rev. 1 Vol. I, C.3-7.

128. Renzo Piano: Architecture Monograph. // Monografico Arquitectura. Gingko Press, March 1999.

129. Simon Sadler, Archigram Group — UK.: Archigram, 2005

130. Suhonen. P. Uutta suomalaista arkkitehtuuria. — Helsinki.: Kustannusosakeyhtio Tammi 1967. C.128.

131. Suomi Rakentaa. — Helsinki.: Taidehalli 1982. C.203.

132. Sheila Bonini & jeremy Oppenheim. Cultivating the Green Consumer // Stanford social innovation review, fall — 2008.

133. Solar-Power Research and Dry den. Интернет издание. http://www.nasa.gov/centers/dryden/news/FactSheets/FS-054-DFRC.html

134. Stuart Haygarth. Официальный сайт, www.stuartliaygarth.com

135. Smit Tim. Eden., The Eden Project — U.K.: Chartered Institute of Personnel and Development, 2002.

136. Sycamore fan. Официальный сайт, www.sycamorefan.com

137. Time magazine. So, has Toyota lived up to acspectation. — 1997. November.

138. The orhano book of Finish Design — Helsinki. : 1962, C. 135

139. THINK. Официальный сайт, www.think.no

140. Tadao Ando. Orte der Kontemplation — Berlin.: Galerie Aedes, 1999.

141. The sixties. London.: Phaidon, 1998.

142. Tinbergen Y. Ein Problem der Dynamic. Zeitschrift fur Na-tionalekonomic. — Bd. Ш, H. 2. 1932

143. The New Green Consumer Guide, — N.Y.: Simon and Schuster, 1988

144. The Ecodesign Handbook — Thames & Hudson — London.: 2002 C. 142, 148,52, 30,157,256

145. The Whole Earth Catalog. Magazine — U.K.: 1968 1972.

146. Thomas Maldonado. Prelim nary note. —Ulm. 1962 №6.

147. Windcheetah. Официальный сайт, windcheetah.co.uk

148. Лондонская улица, конец XIX века.

149. Швейная фабрика, Лондон, конец XIX века.

150. Кресло из Сасекской серии, «Моррис и К0».

151. Ступ со спинкой из гнутого ясеня, Эрнст Гимсон, 1895 год.

152. Церковь всех святых в Брокхэмптоне, Уильям Ричард Летаби, 1901 год.

153. Панно, Уильям Моррис, Джон Гирл, Филлип Вэб, конец XIX века.0Q

154. Интерьер жилища шекера, реконструкция. США. 8 Роквудский кувшин с цветным глазурным узором. 1900 год.

155. Чайный прибор «Тюдорский», Арчибальд Никсон, 1904 год.

156. Настенное панно, Чарльз Макинтош, 1902 год.1с1

157. Настольная лампа. Арт\р Никсон, 1893 год.

158. Часы, Чарльз Френсис, 1895-1896 год.

159. Стеклянные изделия, Луис Тиффани. 189()е годы.7 оь14. Дом Мельниковав Кривоарбатском переулке. 1927-1929 год.

160. Типовой проект шкафа-кухни, М. О. Барщ, В. Н. Владимиров, М. Я Гинзбург,

161. А. Л. Пастернак, Г. А. Сум-Шик, 1928-1929 год.

162. Проект однокомнатной ячейки для «семейного коллектива», M. О. Барщ. M. Я. Гинзбург, М А. Охитович и др., 1929 год.

163. Архитектурная фантазия, Яков Чернихов, 1930 год.1 аъ

164. Шезлонг. Марсель Брейер, 1932 год.

165. Стул «В 35», Марсель Брейер. 1929 год.

166. Пластиковые столики. Марсель Брейер. 1936 год.

167. Стул «Зигзаг», Геррит Ритфельд, 1932 год.

168. Деталь стола, Аалто Алвар, 1930е годы.

169. Кофейный столик, Алвар Аалто, 1936 год.

170. Фанерная скульптура. Чарльз Имс, 1943 год.

171. Протез, Чарльз Имс, 1940е годы.

172. Ф^тпадаоналистекая мебель. Эзро Сааринен, Чарльз Имс, Джордж Нельсон.

173. Дом «Миллард» (деталь). Френк Ллойд Райт. 1923 год.

174. Дом «Эннис», Френк Ллойд Райт, 1924год.

175. Дом «Сан-Топ» (план), Френк Ллойд Райт. I 30. Бродзйкер сити. Френк Ллойд Райт, 1930е годы.

176. Автомобиль (Бродейкер сити), Френк Ллойд Райт, 1935год.1. OS

177. Жилая ячейка, ансамбль, Ле Корбюзье. 1922 год.

178. Вилла в Гарше, Ле Корбюзье, 1927 год.

179. Капелла в Рошнане, Ле Корбюзье. 1950-1955 год.

180. Автомобиль (макет), Jle Корбюзье, Пьер Жанере, 1928 год.7 её1. ЯЧШПСМЩШ! «-«■•(■■■яш

181. Эксперименты с деревом. Атвар Аалто, 1930е годы.

182. Кресло из гнутой фанеры. Алвар Аалто, 1935 год.

183. Детали мебели, Алвар Аалто, 1930е годы.

184. Ваза «Зеленый цветок», Алвар Аалто, 1939 год.

185. Ваза «Лисички», "Гапио Виркалла, 1946 год.

186. Стул «Spotty», Питер Мэрдок, 1963 год.

187. Павильон США на Всемирной выставкев Монреале (фрагмент), Бакминстер Фуллер, 1967 год.

188. Кресло «Little Beaver». Френк Гери, 1980 год.45. Стол «ВША», 1969 год.

189. Павильон США на Всемирной выставке в Монреале, Бакминстер Фуллер, 1967 год.

190. Дом в Ташшола, Аарне Эрви, Финляндия, 1950е годы.

191. Студенческий клуб «Диполи» в Отаниеми, Рейм Пиетиль, 1965год.

192. Студенческий клуб «Диполи» в Отаниеми (фрагмент), Рейм Пиетиль, 1965 год.

193. Дом «Футуро», Матти Сууронен, 1968 год.77 О59. «Fiat Ecobasic», 1990 год.60. «Volkswagen Lupo-З», 2000 год.61. «Necar 4», Dimler Chry sler AG Germany, 2000 год.62. «Windcheetan», Advanced vehicle design. Великобритания. 2003 год.

194. Windcheetan «The picup», 2003 год.

195. Самолет «Gossamer Albatross», Пол МакКрейди, США, 1979 год.

196. Панели нагрева воды «Filsol», 1980е годы.

197. Солнечные батареи «BP Solarex», 1980е годы.

198. Жаровня «Solar cooker», 1987 год.

199. Жаровня «Solar cooker», 1987 год.

200. Кресло «Rover». Рон Арад, 1981 год.70. «Conkrete», Рон Арад, 1983 год.f 11

201. Лампа, Стюарт Хэйгарт. 2006 год. 74. Мебель «Кокон». Droog Design, 1997 год.

202. Лампа (фрагмент), Стюарт Хэйгарт, 2006 год. 75. Садовая скамья. Йорган Бэй, 1999 год.73. «Ящики», Droog Design. 1991 год. 76. Садовое кресло «Terra Grass», N Fornitore, 2006 год.11 ъ1. МОменять77. «Зеленое шоссе», Хундертвассер, 1974 год.

203. Дом «Лесная спираль», Хундертвассер, 1998-2000 год.79. «Дом Хундертвассера» (деталь фасада), Хундертвассер, 1985 год.

204. Дом в Кордобе, Эмилио Амбаш, 2005 год. 81 Городской музей литературы в Химедзи, Тадао Андо. 1991 год. 82. Музей деревянного зодчества. Префектура Хуого, Тадао Андо, 1994 год.

205. Культурный центр в Нумеа, Ренцо Пиано, 1991-1998 год.84 «Eden Project», Cornwall, 2001 год.

206. Проявление физического фактора в объектах ^ дизайна

207. Солнечные батареи, 2005 год. Велосипед, 1970е годы.

208. Энергосберегающая лампа, Солнечная жаровня, 1980егоды.2000егоды

209. Бытовой ветрогененратор, 1970е годы. Стул «DCM», 1945 год.

210. Телефон «Philips savvy», Стул «Tab», 1967 год. Металлическая база1990е годы. для торшера, 50е годы.1. Блюдо, 1951 год.

211. Интерьер частного дома, Финляндия 1970е годы. Ковер «Райю», Финляндия, Ваза «Leaping Salmon»,1920-40е годы. 1970 год.