автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Экологический контекст современных концепций общественного развития
Полный текст автореферата диссертации по теме "Экологический контекст современных концепций общественного развития"
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕЩ1 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ писан В. И. ЛЕНИНА
Диссертационный совет К 053.01.07
fi./' с-е-а-
iiu Uli
- Ч /<~" Í^-m
- ti'-'i На правах рукоппса
ЗЕЙНАЛОВ Г>сейн Гардаш оглы
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
Специальность 09.00.14 — Социальная философия
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени рапдидата философских наук
Москва 1994
Работа выполнена на. кафедре философии Московского педагогического государственного университета имени В. И. Ленина.
Научный руководитель:
доктор философских наук, профессор, действительный член Экологической Академии H. М. МАМЕ ДО В
Официальные оппоненты:
доктор философских: наук, профессор, академик АН Молдовы и Международной
Академии астрснгавтики А. Д. УРСУЛ,
доктор философских наук, профессор Л. Н. ПАНКОВ А
Ведущая организация: Институт научной "Информации по общественным наукам Российской АкадсмииКаук.
Защита состоится «............»........................1994 т. в .........т..-часов
i:a заседании дпсс&ртацлошюто совета К 053.01.07 по присуждению ученой степени кандидага .философскнл' наук в Московском педагогическом государственном университете имени В. И. Ленина по адресу: 117571, Москва, пр-кт Вернадского, 88, ауд. 818.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ нм. В. И. Ленина. Адрею института: 119882, Москва, ул. Малая Пироговская, 1.
Автореферат разослан «............»........................1994 г.
Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат философских наук, доцент Ц. Н. ГРИФЦОВД
Общая характеристика работы
Акту,эль ность теш исследования.
В настоящее время традиционные вопросы общественного развития приобрели новое содержание в контексте экологической проблематики. Перспективы исторического процесса стали предметом острой теоретической дискуссии в социально-философской, социологической, политологической литературе. Смысл и назначение истории, проблемы выживания человечества находятся в центре внимания общественных и государственных деятелей, представителей искусства и литературы. Противоречия, возникающие в системе вещественно-энергетических, информационны:-; связей общества с природной средой, вое сильнее проявляются б условиях жизнедеятельности людей, социально-экономических, политических и других процессах1. С экологической проблемой связаны ухудшение уровня и качества жизни во многих странах, наметившиеся трудности в развитии мировой экономики, общий кризис современной цивилизации.
Экологическая проблема явилась концентрированным выражением кризиса социокультурных предпосылок современной цивилизации. Основанная преимущественно на философии и методологии Нового времени, наша цивилизация пришла б глубокое противоречие с возможностями природы, сущностью человека, историческим развитием в целом. Современная эпоха, видимо, станет переходной от общества, в котором происходило стихийное, непродуманное изменение основных факторов социального развития (населения, потребления, производства, технологии, форм общественной организации, образа жизни) к обществу, целенаправленно решающему задачи гармонизации между социальными, технологическими и природными структурами.
1 См.: Мамедов Н.М. Проблемы экологии: некоторые актуальные аспекты.- М. ,1983.-0.29-30; Введение в социальную экологию.- М.,1993. -С.65-5?.
Б настоящее время социально-экономическое развитие не жзлктся без необходимого экологического развит;®. Зто мокно считать открытием наиего времени1. Концепция устойчивого (аиз1а:таЫе>, поддершшаэкого развития общества, обоснованная в докладах Римского кяуба, различных международных комиссий я принятой на конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 19Э2г., исходит, прежде всего, из данного положения^",
Дроблена взаимосвязанного сощ1ально-8Шномкческога . и экологического развития во весь рост стоит перед мировым сообщество;,1. Эта проблема актуальна и для рагьиБаюгисся, и для развитых стран, ока глобальна па своему содержание. Следовательно, ее решение требует объединения усигнй всего человечества, переориентации от разобщенности отдельных стран к взаимному ж сотрудничеству-. Критериями щвитвацт долхаы стать показатели, характеризующие рост устойчивости, ыного-обравхи и гармоничности сисгегы "человек-общество-природа".
для преодоления нынешнего кризиса цивилизация требуется, кроме гсего прочего, изменение качества человека, его ценностных, нравственных императивов. Необходима модификация отношения к миру пирскпх слоев населения, их соучастие в процессе формирования яозигвгвого отношения к природе: каждый должен стать не просто наблюдателем становления альтернативны:-: ценностей, а активным созидателем новей экологической культуры.
Человечество, таким образом, в настоящее время стоит перед проблемой переосмысления общественного развития, гуманизации и экологизации различных сфер своей деятельнсстк. Данное обстоятельство содействует единения наук о человеке, обществе и природе, иктегратягны).: тенденциям, призванным раскрыть сущность человека, его связи с социокультурной к природной средой.
1 См.: Наше общее будущее.- М., 19Э9.-С.5
2 См.; Программа действий. Повестка дня на Ж! век и другие документы конференции г Рио-де-Жанейро. Женева.-1593.
3. этом плане особое значение приобретает философский □налив экологизации концепции общественного развития, выявление оснований и перспектив данного процесса.
Степень разработанности проблемы. На роль естественных предпосылок (природных факторов и народонаселения) в развитии общества обратили внимание еще мыслители древности и средневековья: Геродот. Гиппократ, Ксенофонт, Платон, Аристотель, Конфуций, Дао-цзы, йбн-Руат, Ибн-Сика, Ибн-Халдун; Тертулжан, Аврелий, Августин, Фома Аквикский и другие. В Новое время эта проблема привлекала таких философов, естествоиспытателей и экономистов как Ш.Монтескье, Г.Богат, Ж.Ж.Руссо, А.Гельвеций, I.А.Кондоров, Р.Мальтус, ' И.Кант, Э.Реклю и др.
Однако впервые проблема взаимодействия человека с природой стала предметом специального философского анализа в концепциях общественного развития К. Черкез, 0.Контэ и Г. Спенсера.
Тем не менее, несмотря на псторико- философскую традицию рассмотрению естественных предпосылок общественного развития, в науке до последнего времени доминировали социологи-затсрскпе концепции общественного развития, наблюдалось определенное пренебрежение к природным предпосылкам исторического процесса. С одной стороны, это было связано о абсолютизацией роли науки и техники в общественном развитии, действительным ослаблением (благодаря опосредующей функции техники) непосредственной зависимости человека, общества и природы. С другой стороны - такое отношение к природе было связано с установками "господства человека над природой", "бесконечности ресурсов природы" и т.п., восходящими к интеллектуальному климату Ноесго времени, а в ряде отношений к истокам западной культуры в целом. Это привело к доминированию социоцентричной парадигмы мышления (отразившей и соответствующую ей ценностно-идеологическую парадигму общественного сознания с культом прагматического, потребительски-экспансионистского отношения к природе).
По существу, только в последние годы начинает осущест-
влиться взаимодействие общетеоретических социальных концепций о аколопиесками.* В рамках социальной экологии впервые выдвигается концепция целостного ооцпально-зкокошгчеокого и гкологгчеокогс развития, призванного преодолеть тотальный кризис современной цивилизации. Больше методологическое значение в разработке данной концепции тлели учения Е.П.Вернадского о биосфере и ноосфер», а также результаты, полученные в докладе;-: различных международных комиссий к особенно" Ршского клуба.
Экологические аспекты общественного развития рассматривались б докладах Римскому клубу - А.Печчеи, Д.Медоува, Дк.Форрестэра, М.Месарсвичз, Э.Пестеля, Я.Тинбергена, Э.Лао-ло, Д.Гайора, А.Кинга, Б.Шнайдера и др. В этих работах особое вникание было уделено необходимости выработки ковы;-; форы человечески;';, социальных*, политических отношений. В концепция рагвпи-ш Ряысиэго кнуба был найден симбиоз общественных идеалов с новой глобальной целью человечества. Сохранение целостности и устойчивости биосферы обосновано как онтологическое условие предотвращения, дезинтеграции и гибели человеческой цивилизации. Обстоятельный анализ деятельности Римского клуба как важнейшей зе;-;и в становлении и развитии ооцаально-фкгоосфской шсли, формировании нового глобального способа ыъввлбюш дан в работах А.М.Гбшпзни, Е.Е.Багладина, л.Т.Фролова и др.
Поиск выхода ив экологического кризиса был бы невозможен также без трудов Д.Белла, Р.Барс, О.Тоффлера. У.Харыена, П.Гудмаяа, Г.Кана, Г.Брауна, Дж.Оругллз, О.Хаксли, Дд.Пасмо-ра, Дй.Мак-Хезля, Ж.Дорета, К.Еоулдинга, В.Феркисоа, С-.К.Флектайьа, И.Друена и др.
Отдельные аспекты общественного развития в связи с апологической проблематикой рассматривались в работа;': И.М.Забелина, ИЛЬ Кравченко, И.Е.Круть. Б. Коронера, В.А.Коптвга, Б. А. Кошта, Г.А.Кузнецова, В.А.Лося, Н.М.Маыедова, Н.К.Моисеева, Л. К.Пенковой, А.Д.Урсула и др.
Е целом, в этих работах показано, что человечество вступило в эпоху, когда его дальнейшая судьба зависит от того, сумеет ли в исторически короткие сроки об-цество перейти от деструктивно развизакцейсн культуры к сознательно накрав-
лепному, ориентированному на экологические приоритеты развития. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что до сих пор не стали предметом специального исследования вопросы экологизации концепций общественного развития.
Объектом исследования являются концепции общественного развития, предпосылки и условия их становления.
Цель и задачи исследования. Цель данной работа состоит з раскрытии сущности тенденций экологизации концепций общественного развития в связи с необходимостью перехода современной цивилизации к устойчивому эколого-безопасному состоянию.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи исследования:
- рассмотреть естественные предпосылки исторического процесса;
- проследить эволюцию воззрении на роль природных факторов в истории;
- дать анализ решения проблем народонаселения в соци-зльно-филоеофских учениях;
- проследить рефлексию взаимоотношений общества и природы, показать переход от мифологических представлений к философским и научным;
- раскрыть особенности классических концепций общественного развития (О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс);
- выяснить основания становления и специфику концепции индустриального, постиндустриального, информационного общества;
- обосновать роль экологических императивов в возникновении постнекласс!кеских концепций общественного развития, в частности, в становлении концепции экологического и устойчивого общества.
Теоретико-методологической основой исследования являются диалектический и общенаучные ыегоды познания. В частности, конкретно-исторический и системный подходы позволили комплексно рассматривать вопросы природопользования и народонаселения в различные эпохи, проанализировать связи между ними и историческим процессом. Метод восхождения от абстрактного к конкретному позволил проследить эволюцию концеп-
цкй общественного развития к болеа адекватно:^ о?о5равенив соотнесения природной и социальной действительности. Автср спирался на истсркш-филоссфскпе, соцпзльно-политхгческие. экономические и другие работы отечественны;-; и варубежкых исследователей, рассматривавнах вопросы экологии и общественного развития.
Научная новизна исследования определяется:
1) двуединым раземогренпэк роли природных факторов и народонаселения в кзгэршескоы процессе,
£) рассмотрением в качестве движущих сил общественного развития зеашодейсгввй в системах "человек-общество" и "общество-природа", 1; яс звашорефлексио;
3) раскрытием методологической ролл философских представлений а ззаиюдействин сбшес-тва и природы в разработке концепций о&лэственногс развития;
4) выделением в концепциях общественного развития классических, Еекзасснче^щк л поотнеклассичеоких типов;
5) выявление»,: некоторых принципиальных черт устойчивого, екодого-бевопасного состояния общества.
Практическая рналпшссть результатов исследования определяется всбжжносхью ж; использования при изучении тем философии, связанккх о оошог&вием исторического процесса и глобальных проблем современности, раграбстке спецкурсов по социальной философии л социальной экологии.
Иодожен1;н, зыноекгые на гзхщлгу;
1. Систем! "человек-общество" и "общество-природа" вза-имосЕлгаки, действуют в рамках единого целого, поэтому общественное раевигие не может дшэкнвд образом отображено без учета нзатюотнопекия социального и природного, интеграции социологических и естественнонаучных подходов.
й. Эз.шссс'рокие представления о Еваимсотнопенни общества и природы выступают важней2эй основой научно-теоретических концепций общественного развития. Понятия "гармонил", "устойчивое рагЕитпе", "динамическое равновесие", "органический рост", обоснованны* в §шссс$ии, определяют суть современных концепций общественного развития.
2. Классические концепции существенного развития бавк-руютод на методологии классической науки, монистическом под-
- С -
ходе, "линейном" способе мышления. Научность, однако, нельзя всегда отовдеотвлять с однозначностью, а теоретичность о мо-нистичностью. Реальные процессы в мире в основном нелинейны, поэтому принципы альтернативности, дополнительности стали основой неклаосических концепций общественного развития.
4. Переживаемое нами время характеризуется как вхождение в зру постиндустриального общества. Становление постиндустриального общества связано с переходом от индустриального к информационному, от него к эколопгаескому обществу. Основными отличительными черта® этого общества, судя по всему, будут его ориентация на коэволюцию социального и природного развития, высокий уровень информатизации и экологической культуры, обеспечивающие устойчивое зколого-безспасное состояние.
5. Постиндустриальная эпоха раскрывается постнекдасск-ческлми концепциями общественного развития. Они характеризуются пнтегратпвностью, ориентацией на отображение комплексны;-: явлений и процессов, связанных о человеком, его деятельностью, социокультурным и природным окружением. Основная задача постнеклассических концепций общественного развития -определение технологических, культурологических, социальных оснований гармоничного развития человечества в постиндустриальном обществе.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были доложены на научно-теоретической конференции "Философия. Наука. Личность" (посвященной памяти Е.С.Готта). Москва, 1992 г.; на международной конференции "Экология и религия", Москва, 1994 г.; на ежегодной научной конференции преподавателей, аспирантов и студентов МПГУ, Москва, 1894 г.; а так дэ на заседаниях кафэдры философии МПГУ.
Основное содержание диссертации отражена в трех публикациях автора.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИЙ
Во введении обоснована актуальность избранной теки, охарактеризовало состояние- и степень ее разработанности, сформулирована цель, определены осноеныэ задачи исследования, изложены новизна и выносимые на защиту положения. Приведены данные по апробации получзнкых результатов, показана их практическая значимость.
Первая глава - "Естественные предпосылки исторического процесса: генезис представлений" - посвящена раскрытию рола природной среды и- народонаселения в историческом процессе. Их значение и роль до сих пор в философских и социологических учениях представляют и понимают по-разное. Можно встретить абсолютизацию и недооценку ролы природной среды в общественном развитии, оптимистические и пессимистические оценки роста народонаселения. Чрезвычайно важным поэтому представляется выявление системы ценностей, в структуре которой возникает та таи иная позиция, определение специфики исторической ситуации, дающей основания для разноречивых суждензп";, и, самое глазное, установление того: возможен ли в данном случае объективный подход, объективная оценка.
В первом параграфе - "Эволюция воззрений на роль природных Факторов в истории" - показывается, что многие ученые древности и средневековья задумывались и давали различные оценки роли природных факторов ь лизни общества.
Прослеживаются в бтом отношении разные линии географического детерминизма:
1) физиологическое направление., подчеркивающее зависимость организма и психики человека (опосредованно и обшэот-ва) от природных условий:
2) радикально - географическое направление, преувеличивавшее роль географического положения страны в кивни общества;
3) умеренно-географическое направление, учитывавшее реальное влияние географических условий на общество (Геродот, Отраоон, йбн Халдук и др.).
Согласно концепции географического детерминизма, история общества не предопределена божественным провидением, а
определяется гаконаш природы, как бы продолжающими действовать и по отношению к обществу. Так. у Монтескье, например, климат Еыступает в качестве решающего фактора в общественном развитии и определяет всю ¡жизнедеятельность людей, даже ее нормативы. Географическое направление получает большое развитие в Новое время, что было связано с развитием капиталистических отношений в Еиропе и ростом колоний.
Многие ученые обращали внимание на то, что не только географическая среда оказывает влияние на общество, но и "человек", в свою очередь, постоянно воздействует на поверхность Земли" (Реклю 3. Человек и Земля, т.1, с.5).
Считается, что Платон первым высказал мысль об истощении почв и иссушении земли под разрушительным влиянием хозяйственной деятельности людей. С Платона, собственно, начинается осмысление активной роли человека (его хозяйственной деятельности) во взаимоотношениях с природой.
Географический детерминизм исторически был оправдан, он Р-КГГПДтт ттг;пт>п^г,Р7Т5Шлг. рв раскрытии причин общественного развития. Это была попытка научного, хотя и одностороннего, истолкования истории и закономерностей общественного развития.
С развитием техники человек постепенно освобождался от непосредственной зависимости природных факторов, на передний план выходила опосредованная зависимость, в первую очередь, обеспечение ресурсами.
При рассмотрении проблемы ресурсов обращается внимание на историчность человеческих потребностей и технологических способов их удовлетворения, изменение самих представлений о природных ресурсах. В широком смысле под природными ресурсами можно понимать весь окружающий нас материальный мир. Практически же понятие "природные ресурсы" включает лишь те вещества и силы природы, которые могут быть реально использованы обществом. Проблема природных ресурсов связана с проблемами экологии еще в одном отношении. Так, минеральные и горючие ресурсы в земной коре - это не просто полезные ископаемые, а часть биосферы, поэтому, креме всего прочего, существуют и биосферные ограничения на освоение природных ресурсов.
Ео втором параграфе - "Проблематика народонаселения в социально-философских учениях" - проводится философский анализ взаимоотношении проблем народонаселения и экологии.
Наряду с природной средой необходимы!/, условием развития истории является народонаселение. Виднейшие мыслители указывали на опасность чрезмерного роста населения и предлагали некую оптимальную численность общества. Е 4-8 вв. до н.э. в древнем Китае Конфуций и его последователи пытались установить этот предел. Хань-Фей-цзы писал о давлении растущего населения на средства производства и природу. Эти же мысли можно встретить в труда;-!; Платона и Аристотеля. Для этого, по их мнению, государство должно было' проводить соответствующую политику.
В эпоху феодального средневековья в росте населения были заинтересованы и феодалы, и монархи, и церковь, так как смотрели на это как на увеличение экономического, политического, военного могущества государства.
Становление и развитие капиталистических отношений сопровождалось повышенным интересом к проблеме народонаселения. Например, Кантильон ищет ''равновесие" между численностью населения и средствами существования. При этом он придерживался той точки зрения, что именно экономические, а не биологические факторы предопределяют темпы роста населения. По мнению Ж.Кондорсз, смысл жизни не в том, чтобы дать человеку жизнь, а в том, чтобы сделать его счастливым. Поэтому он предлагал разумно ограничить рождаемость.
Проблемы народонаселения занимали большое место в трудах французских и немецких просветителей 17-18 вв. Так, Руссо видит прямую зависимость между количеством населения к Формой правления, свободой и равенством между гражданами в стране, Шгяно сказать, что к концу 13 в. складываются основные элементы нового учения о народонаселении, которые были обобщены Т.р. Маль тусом.
У Т.Р.Мальтуса рост населения рассматривается как независимая переменная величина, которая корректируется лишь действием социальных факторов (войны, эпидемии и т.д.). Он выдвинул концепцию о геометрическом росте населении и арифметическом росте средств существования.
- 1-1 -
А медленный рост сельскохозяйственной продукции обосновывал законом об убываощем плодородии почвы. В целом, по его мнению, рост населения есть тормоз общественного развития .
Демографический детерминизм Т.Р.Мальтуса оказал определенное влияние на развитие социально-философской мысли. Его идеи обрели особую актуальность з каши дни, когда проблема народонаселения стала глобальной. Сейчас ставка делается преимущественно на технологическое решение проблем окружающей среды, но уже осознается, что причина не столько б технологии, сколько в росте народонаселения.
Поэтому ватао не только производство, переведшее на безотходное производство, но и демографический процесс, направленный на ограничение роста населения.
Однако проблема сдерживания численности населения весьма деликатна и требует понимания всеми слоями общества взаимосвязи между демографическими тенденциями и возможностями перехода общества к устойчивому разпптигс.
Само по себе народонаселение является основой и условием исторического процесса. Народонаселению принадлежит фундаментальная рель- в гармонизации социально-экономического и экологического развития.
В третьем параграфе - "Рефлексия взаимоотношения общества и природы: от мифа к логосу" - показывается переход от ыкфолстпчеексгс к философскому уровню отображения связей человека, общества и природы.
Слитность первобытного человека с родовой общиной и с природой находит свое выражение в целостном восприятии действительности, не расчленении материального и духовного, в приспособлении к окружающей среде. Со становлением производящего хозяйства начинается процесс более активного преобразования окружающей среды и переход к философскому осмыслению действительности.
В диссертации показывается, что в центре философский учений Древнего Востока находились идеи недопустимости вмешательства в развитие природных реалий, равновесия человека с природой.
Основную черту классического периода античности также
составляют идеи гармоничного взаимоотношения общества с природой.
Однако ъ работа;-: римских философов уже намечается тен- ■ денцин перехода ст обожествления природы к обоснованию ее преобразования.
Мир человека средневековья формировался в противоречивом сочетании установок античности и христианства. Природа признавалась упорядоченным изначально божественным творением и она занимает различные места в системе: "Бог-природа-человек" у разных теологов. Постепенно начинает господствовать идея о том, что человек призван быть господином природы.
Прогресс материального производства, географические открытия существенным образом стимулировали в эпоху Возрождения развитие наук о природе. И они развивались от простого "уважения" природы (Ф.Петрарка) к антропоцентризму (Леонардо да Винчи).
Природа из простого результата творения бога превращается в тождественную ему силу, что в конечном итоге позволяет ей стать первоначалом, первоосновой всех вещей. Постепенно отчуждение человека от природы превращается в его вознесение над природой, чуть ли не над богом. Возникает своего рода крайнее антропологическое тщеславие, безудержный антропоцентризм. Зарождение капиталистического способа производства создало реальную основу для формирования тенденций всестороннего обоснования роли человеческого разума как основного орудия познания и покорения природы.
Для данной эпохи в целом характерно противоречивое рассмотрение проблемы природы и общества. Тезис о бесконечности, необозримости и всесильности природы и вместе с тем о ничтожности человека проводился наравне с тезисом о безграничных возможностях человека. Природа выступала одновременно и как великая тайна для человека, и как реальность противостоящая ему, которую необходимо преобразовать.
Данное противоречие не было и не могло быть разрешено философией Нового времени, и оно стало одной из основных тем немецкой классической философии.
Теоретическое отчуждение человека от природы, характернее для средневековья, было в основном преодолено наукой
эпохи Нового времени, но словно для того, чтобы смениться отчуждением практическим при капитализме. Человек выступает 5 роли всемогущего, всесильного деятеля, а природа наделяется статусом беззащитной пассивной материи.
Гегель первый выдвинул и разработал идею исторического становления человека и человеческого мира. 7 Гегеля процесс освоения человеком природы протекает на арене всемирной истории. Природу Гегель "создает" из чистой абстракции - идеи. И подходит к ней как к развивающейся, развертывавшейся в ряде ступеней системе.
Положения немецкой классической фкдооафви сыграли определенную роль в .формировании нового отношения к природе, з постановке проблемы смысла и направленности исторического процесса в целом.
Рефлексия взаимоотношения общества и природы, как показано в диоеергащш, начинал с 19 з. все белее . приобретает научную форму, пронизывает различные концепций общественного развития, придавая им ту или пнув ориентацию.
Вторая глава - "Общественное развитие.' новые подходы к традкщюнкей проблеме" состоит иг трех параграфов.
Структура данной глзеы определилась тем, ■ чте анализ и систематизация обширного социаяьно-философского" и другого научного материала, посвященного проблема!;! общественного развития, позволили нам выделить три этапа в генезисе концепций общественного развития. Это классический, некзасси-чееккй и постнекгассическпй этапы. Основанием для такой классификации явилось, прежде всего, различие в общей методологической установке концепций, вознигагах в 19 веке, в середине 20 века и в кокцз 20 века. В концепциях, возникших в 19 веке, преобладает монистический, "линейный" взгляд на исторический процесс, редукшкзнистскм принцип познания. В конвенциях, возникших в середине 20 века, допускается альтернативные варианты в общественном развитии, наконец, в концепциях, созданных а последние годы, делается попытка целостного, системного представления развития общества и природы как двуединого процесса.
В первом параграфе - "Классические концепции общественного развития" - показывается, что в середине XIX века про-
исходят изменения в отношении к самой идее общественного развития. В общественных науках начинают ставить проблему прогресса человеческого общества, пытаются раскрыть его первопричины.
Основатель позитивизма О.Конт, объяснял социальный прогресс как продолжение живого мира и создал концепцию социального эволюционизма. Согласна Конту, история развития человеческого ума и есть история общества. Он полностью отрицал позитивную роль революций в общественном развитии.
Составной частью концепции общественного развития О.Конта, является социально-политическая конструкция, которая представлена з трех разделах: социальная статика, - как учение об условиях существования общества; социальная динамика - как учение об изменения социальных систем; социальная политика, - как учение социального действия. "Моральное возрождение" О.Конт считал основой всякого дальнейшего прогресса человечества. Отсюда он выводил необходимость создания нобой религии - "культа Великого существа", под которым тлелся в виду человеческий род.
О.Конт показал, что с развитием науки война людей между собой постепенно превращается в войну с природой. Проанализировав коллизии общества своего времени Конт, приходит к выводу, что для социального прогресса в первую очередь необходимо интеллектуальное развитие людей.
С именем Г.Спенсера связано дальнейшее углубление смысла и содержания понятия "эволюция". В обоих философских поисках он опирался на геологические открытия Лайеля, эмбриологию Бэра и теорию Дарвина. Он распространил идею эволюции на неорганическую и органическую природу, на человеческое общество и на его духовное производство.
Наиболее существенной чертой социальной философии Г.Спенсера является то, что общество рассматривается наподобие живого организма. Он представляет развитие общества как естественно детерминированный процесс, отрицательно относится к культу великих людей в истории, считает, что решающий фактор социлъной революции надо искать не в воле отдельных лиц, а в совокупных действиях людей, составляющих население страны. Биологическая трактовка общественных явлений, меха-
ниотический подход к их объяснению привели Спенсера к идее демографического детерминизма.
Одной из основных категории фкяозофлк Г.Спенсера аззл-егся категория равновесия. Он принципы "борьбы за существование", "динамического равновесия", "органического роста" распространяет на общество.
Некоторые идеи Г.Спенсера находят поддержку з настоящее вреда. В частности, зс втором докладе "Римокого клуба", подготовленном под руководством М.Месаровича п Э.Пестеля, развитие общества представляется з виде "органического роста". 3 вднцвяшга устойчивого развитая общества определяющее значение ;шеют идеи равновесия, гзмесстагпса.
Е отличие сг и.Кента, К.Маркс, как известно, поплел к выведу, что основу исторического процесса образует не развитие разума, а производство непосредственных материальных благ. Основой разработки теории направленного развития истории, по Мэрксу. является чате? три." "общественно-зноно^лоес-кой формации".
Большое внимание К Л'арке уделил, раскрытию сущности "способа производства", в рамках которого леди. соединяюсь с орудиями труда, регулирует, контролирует вецественккй обмен между собой п природой. Он различал двуединую форму отношений в обществе:; людей к природе и людей между собой.
для решенин противоречия кежду обществом и природой }ларкс предлагал ликвидировать институт частной ообстгенност" не средства производства, Однако жпень псказада, что одно только обобществление средств производства не ведет автоматически к гармонии во БгагмсдейгтБИй человека с природой, Зто лишь одно из вегмодных объективных предпосылок, оно должно быть дополнено другими, з ток: число субъективны.® предпосылками. среди которых центральное место занимает формирование ответственного отношения человека к природе.
Второй параграф - "Некласспческне концепции общественного развития" - посвящен становлению- концепций обцестввнко-го развития в середине XX зека.
Начиная с сэредпны БО-х годов з западном сбществознании формируется комплекс масштабных теорий: общественного развития, В становлении зтих концепций спределеннух: рель сыграл
марксизм, Интерес к будущему, вызванный вначале достижениями, а затем кризисом индустриального развития, требовал предвидения последствий социальной деятельности. Акцент е неклао-сических концепциях общественного развития переносится о внутрисоциальных структур на межсоциальные и на взаимодействия сощгуыа с окруж-ающей средой.
^Зат.нейпими неклассичеокими акцепциями общественного развития в диссертащш считаются: концепции модернизации, индустриального и постиндустриального общества.
Концепция модернизации возникла после Второй мировой войны, она делала акцент на "модернизацию самого существа человека". Основной принцип модернизации - "вечное осовременивание", "способность к инновациям" е технике, культуре и т.д. Устремленность на рост, на развитие экономики сделала эту концепцию антиэкологичной. Включение экологической проблематики в последние годы в концепцию модернизации позволило несколько уточнить и осовременить саку идею "вечного обновления".
Концепция индустриального общества возникла позже концепций модернизации, где-то на грани 50-60 годов. В ней теорию производственных отношений рассматривают как идеологическую конструкцию. Техника выступает в качестве "интегрирующего механизма", определяющего развитие экономики и соединяющего ее с обществом. Основной социальный идеал индустриализма повсеместное повышение уровня жизни людей за счет покорения природы.
В конце 60-х - начале 70-х годов в промышленко развитых странах появились бсеью социально-экономические и технологические тенденции, которые обусловили появление теорий пос-. тиндустриального общества. Д.Белл, О.Тоффлер под индустриализмом понимают промышленное развитие, а под постиндустриализмом - "деиндустриализацию" общества. А,Турен, Т.Розак, К.Кумар под постиндустриализмом понимают децентрализацию, переход к "локальным гармоничным социумам".
Основное различие постиндустриального и индустриального общества усматривается в пересмотре значения труда - труд остается сугубо экономическим понятием, но постепенно исчезает из социальной сферы.
В некоторых постиндустриальных концепциях общественного развития на передний план выходит проблема преодоления зависимости от производственной техники. Критериями общественного развития признается только культура, образование и гармония общественных отношений.
Кризис 70-х годов разрушает гуманистические постиндустриальные взгляды. В философской мысли происходит смена теоретических подходов, в центр выдвигаются поиски образов будущего. Происходит отказ от идей неконтролируемого роста.
Перед западной философией встала задача выработки парадигмы., соответствующей новым социальным реалиям. 3 этот период выдвигается концепция информационного общества, где системообразующим фактором является не труд, а информация. Производство информации считается главной сферой человеческой деятельности.
8 третьем параграфе - "Посонекласскчеокие концепции общественного развития" - показывается,что цивилизация исчерпала возможности стихийного развития. Экологический и экономический кризисы современного общества вызвали к жизни более "универсальные" социологические концепции. Зое более очевидным становится. что экологическая проблематика становится спствмосбразузЕво! ядром этих новых концепций, в частности, таких, как концепции экологического и устойчивого общества.
Б диссертации подчеркивается, что становление :шформа-цискного общества соответствует логике развития цивилизации. Однако, информационное сблество дстнс рано или поздно перерасти в экологическое, образуя как бы икформационно-зкологи-ческое общество. В таком обществе интенсификация производства будет происходить за счет !'еыссклх технологий". Это обеспечит реет эффективности природопользования и зкело-го-безспаскэе развитие.
Потоки концепции "экологического общества" восходят к работам английского социалиста А.Пеней. Схожие идеи выдвигал американский экономист Р.Борооди в своем учении "органического гсмеостазиса".
Считается, что в экологическом обществе развитие науки и техники должно стать управляемым процессом, научно-технические достижения способны спасти скружавщую среду. Данной
точки зрения придерживается и "Римский клуб", в докладах которого отрицается парадигма стихийного, неуправляемого технологического развития, ведущего к кризису. Будущее "экологическое общество" при этом видится как единая планетарная система, находящаяся в "динамическом равновесии с природной средой. Центральными понятиями концепции экологического общества являются "человеческие качества" и "гармония" в обществе, а также между человеком и природой. Они считаются высшей ценностью культуры и главной целью общественного развития.
Переход к экологическому обществу очень часто представляется как ненасильственная экологическая революция, меняющая систему ценностей, технологию, образ жизни людей. Считается, что возникшая новая культура должна базироваться на канонах экологической этики и будет экологичной по своему существу.
Определенным конструктивны.! развитием концепции экологического общества стада концепция устойчивого, зколого-бе-зопасного общества.
Согласно данной концепции, экологическое выживание цивилизации возможно в случае перехода к устойчивому развитию и достижения нового качественного состояния. В первую очередь предполагается предотвратить, в крайнем случае, значительно уменьшить антропогенный прессинг на природу. Для этого рекомендуется повсеместно переходить на безотходное производство, широко использовать информационные технологии. Важнейшая сторона концепции устойчивого развития - представление демографических проблем как первоисточника нестабильности в обществе, и, соответственна первоочередное внимание к их решению.
В концепции устойчивого развития выдвигается особая программа гуманизации общества. Основу процесса гуманизации составляет формирование экологической культуры на базе развертывания экологического воспитания и образования.
На конференции ООН по окружающей среде и развитию в 1832 г. в Рио-де-Жанейро данная концепция принята как "Повестка дня на XXI зек".
Устойчивое, зколого-безоласное развитие, по мнению дис-
серганта, -.щсллмо только з условиях подлинного правового государства, где в единстве, в унпсс-н действует эконошгеесга» п правсЕЬ'? механизмы регуляции чзловечзсяой деятельности.
Е "Ваклнчехип" дзссергздяи подводятся итоги исследования .
основное содержанке диссертации отражено в следующих публикациях;
1. Мэтодолсгтееская роль категории "состояния" з соцп-ально-екологичес;сих исследованиях. //йиософия. Наука, Лва-нссть.- М., 1592.- 0.53-£4.
2. Экология и общественное развитие // Научные труды Московского Педагогического Государственного университета ш. Е.П.Ленина. Сер.: Сопцатънс-исторические науки. ч.1,-М. , 1894.- С.49-51.
3.Пркрэда ь система ценностей коима // Религия и экология. -М. , 159-1.- ч.1.- С, 137-145,