автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Экологическое образование как фактор формирования экологической культуры и оптимизации социоприродного взаимодействия

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Агаркова, Елена Юрьевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Чита
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Экологическое образование как фактор формирования экологической культуры и оптимизации социоприродного взаимодействия'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Агаркова, Елена Юрьевна

Введение 3

Глава 1. Философско-методологические основы исследования экологического образования 14

§ 1. Понятие экологического образования 15-

§2. Познавательный и ценностный компоненты экологического образования 26-

§3. Фундаментализация экологического образования и формирование экологического сознания 42

Глава 2. Экологическая культура общества как цель экологического образования 52

§ 1. Понятие экологической культуры 52-

§2. Целенаправленный характер формирования экологической культуры 63

Глава 3. Опосредующая роль экологического образования в оптимизации взаимодействия природы и общества 75-

§ 1. Технологические аспекты решения социоэкологических проблем 75-

§2. Экономические и правовые предпосылки взаимодействия природы и общества 84-

§3. Духовно-нравственные основы экологизации деятельности людей 94

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Агаркова, Елена Юрьевна

Актуальность исследования. Конец двадцатого и начало двадцать первого столетия отмечены усилением внимания к проблемам перспектив развития человечества. На основе многочисленных комплексных исследований отечественных и зарубежных авторов, Римского клуба, других международных научных организаций по изучению глобального развития стало очевидно, что мир подошел к рубежу, требующему радикального изменения ценностной ориентации каждого человека и человечества в целом, соблюдения приоритетов природных предпосылок в естественно-историческом развитии.

Важнейшим событием международной жизни последнего десятилетия прошлого века явилась конференция по проблемам окружающей среды и развитию, созванная по линии ООН в 1992 году в Рио-де-Жанейро. На этом форуме был принят пакет документов, определяющих права и обязанности отдельных стран в области производства, загрязнения среды, использования природных ресурсов. Эта конференция явилась логическим завершением большой работы, которую проводили в течение многих лет ЮНЕСКО и различные комиссии ООН по охране окружающей среды. Концепция устойчивого развития, принятая на этой конференции, по существу, открывает новую эру в осмыслении взаимоотношений общества и природы \ Устойчивое развитие - это самоподдерживающийся, самоорганизующийся процесс сбалансированного развития человеческого общества в режиме гармонии с окружающей природной средой2.

По мере развития человеческого общества обнаруживается всё большая взаимозависимость и взаимообусловленность процессов, которые происходят в системе «природа-человек-общество». Экологическая ситуация, сложившаяся в настоящее время, вывела на передний план проблемы взаимодействия общества и природы, остро поставив вопрос о роли экологического образования в оптимизации этого взаимодействия. чивому развитию, экологическое образование опосредованно, но весьма активно влияет на оптимизацию взаимодействия природы и общества.

Признание важности и необходимости экологического образования в наше время не привело автоматически к адекватному пониманию его философ-ско-методологических, теоретических основ. Главное внимание оказалось сосредоточенным преимущественно на таких вопросах, как загрязнение среды, истощение ресурсов и т. д. Эти жизненно важные для общества вопросы нередко рассматриваются на уровне здравого смысла, без использования соответст-вущей научной методологии. Но вряд ли сегодня допустим такой неэффективный подход.

Это обстоятельство предопределяет актуальность и необходимость специального исследования роли экологического образования в формировании экологической культуры общества и в оптимизации его взаимодействия с природой.

Степень научной разработанности проблемы.

Осмысление комплекса проблем экологического образования в последние годы получило освещение в социально-философских, педагогических и иных работах. К сожалению, необходимо констатировать тот факт, что при наличии большого числа работ по этим проблемам, роль экологического образования в оптимизации взаимодействия природы и общества как целостного, относительно самостоятельного и развивающегося процесса достаточно не определена.

В отечественной литературе изучению общих вопросов образования, в частности, его философскому аспекту, посвятили свои труды: JI.C. Выготский, Б.С. Гершунский, К.Х. Делокаров, О.В. Долженко, A.A. Корольков, В.В. Краевский,

A.Ж. Кусжанова, Б.Т. Лихачев, Н.М. Мамедов, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин,

B.C. Степин, В.Д. Шадриков, B.C. Шубинский и многие другие 3.

В литературе встречается большое число работ по философскому осмыслению реформирования образования, а именно, такого важнейшего направления как фундаментализация образования, разрабатываемого учеными В.А. Балхановым, Б.И. Пружининым, М.В. Рацом, А.И. Субетто, А.Д. Сухановым, JI.B. Хазовой,

Е.А. Цапко и др. 4 При этом следует отметить, что вопросу фундаментализации именно экологического образования уделяется явно недостаточно внимания.

Философскому осмыслению экологического образования посвятили свои исследования Э.В. Гирусов, С.Н. Глазачев, И.Д. Зверев, В.А. Кобылянский, С.Н. Козлова, А.Н. Кочергин, И.К. Лисеев, Н.М. Мамедов, Ю.Г. Марков, И.Т. Суравегина, А.Д. Урсул и др. 5 Различным аспектам экологического образования посвящены диссертационные исследования (И.М. Ибрагимов, Н.У. Тиханович и др.) 6. Но при этом, на наш взгляд, не достаточно уделено внимания с позиций единого концептуального подхода осмысления анализа экологического образования как фактора формирования экологической культуры и оптимизации социоприродного взаимодействия. Хотя в работах, посвященных экологическому образованию, уделяется большое внимание содержанию указанного образования, вопрос о том, какие области научного знания должны определять это содержание, его основу до сих пор остается спорным. Нет единства взглядов по поводу того, что должно быть отобрано в качестве главной и определяющей основы в программах общеобразовательных школ, педвузов и других учебных заведений. В результате, в настоящее время в школах и вузах реализуются разные подходы в данной области. При этом географическая и биологическая экология, как правило, продолжают изучаться в русле географии и биологии, а экология человека - в русле медицины, не продумана система экологизации социогуманитарных дисциплин.

В значительной мере это связано с тем, что в современной научной литературе нет однозначного определения самой экологии, объекта и предмета ее научного исследования. Термин «экология» был введен в научный оборот в 60-е годы XIX века немецким биологом-эволюционистом Эрнстом Геккелем. Под экологией он понимал «сумму знаний, относящихся к экономике природы: изучение всей совокупности взаимоотношений животного с окружающей его средой, как органической, так и неорганической. И, прежде всего, его дружественных или враждебных отношений с теми животными или растениями, с которып ми они прямо или косвенно вступают в контакт» . Позже такое понимание экологии получило название биологической экологии, которая стала изучать отношения растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой.

Самоопределение экологии как науки началось в лоне биологии под влиянием идей Ч. Дарвина 8. В этом случае экология определяется как наука, которая изучает отношение живых существ к среде своего обитания, а также взаимодействие их между собой и влияние среды на них. Взаимосвязи живых организмов с окружающей их средой на пространствах разных природных зон были впервые изучены В.В. Докучаевым в цикле статей, изданных в 1898-1900 гг. В.В. Докучаев установил связи природной зональности с климатическими факторами, составил таблицу, в которой связал воедино почвы, растительный мир, фауну и прочие компоненты биосферы для каждой природной зоны 9.

В работах В.И. Вернадского были созданы основы учения о биосфере как о единой системе, развитие которой в значительной мере определяется жизнедеятельностью живых организмов. В.И. Вернадский предполагал возможность постепенного перехода биосферы в новое состояние под воздействием человеческой деятельности. Это состояние он определял как ноосферу, сферу разума.10 Основы экологии леса были заложены в работе Г.Ф. Морозова п. Экологическое знание активно развивал В.Н. Сукачев в своих трудах 1945, 1964 и других лет, посвященных изучению биогеоценозов 12.

В дальнейшем понятие «экология» эволюционирует и расширяется, удаляясь от представления, ограниченного рамками биологии. В последние десятилетия прошлого столетия, когда обострились отношения между природой и обществом, экология приобрела широкую популярность. Однако она по

13 прежнему мыслится в русле биологической экологии . Либо, наоборот, все науки, использующие в своих исследованиях в той или иной мере экоориенти-рованный подход, определяются как экологические 14. В связи с последним обстоятельством, экологическое образование как целостная система оказалось расчлененным на отдельные фрагменты. Каждая из наук (биология, география, экономика, психология, медицина и т. д., причем с позиций не одного, а разных подходов) стала изучать свою сторону, свой аспект данного феномена.

К сожалению, сегодня нет единой общепринятой основы содержания экологического образования. Не имеется однозначного, общепринятого определения и главной цели экологического образования. Трактовки цели экологического образования варьируются от «подготовки экологически грамотного человека, формирования системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения к окружающей среде во всех видах деятельности», 15 «формирования экологического сознания» 16 до экологической культуры. Так, по мнению Н.М. Мамедова, в наше время главной целью и основным направлением общего экологического образования, стало развитие экологической культуры как части общей культуры человека, проявляющейся в его духовной жизни, поступках, быту 17. Разрешение экологических проблем зависит от овладения экологической культурой.

Содержание и закономерности развития экологического образования как целостной системы, его сущность и роль в формировании экологической культуры и оптимизации взаимодействия общества и природы все еще остаются актуальными, требующими изучения.

В своем исследовании автор в значительной мере опирался на общую теорию взаимодействия природы и общества, которая стала формироваться в нашей стране еще в начале 60-х годов прошлого века. Постановка проблемы содержится, например, в трудах А.Г. Доскач, Ю.П. Трусова, Е.Т. Фаддеева 18. Наиболее активно теория взаимодействия природы и общества формировалась в 70-80-е г.г. XX века. Большой вклад в разработку этой теории внесли: H.A. Агаджанян, Б.А. Воронович, И.П. Герасимов, Э.В. Гирусов, A.A. Горелов, A.B. Кацура, В.А. Кобылянский, В.Д. Комаров, B.C. Липицкий, В.А. Лось, Н.М. Мамедов, Ю.В. Олейников, Ю.К. Плетников, В.П. Тугаринов, А.Д. Урсул и др.19

Осмысление проблем взаимодействия природы и общества, влияния природы на развитие культуры довольно основательно рассматривались в отечественной философии и в более ранние времена. Так, в книге H.A. Бердяева

Смысл истории» в приложении «Воля к жизни и воля к культуре» отмечено, что «все социальные перемены в судьбе человечества связаны с новым отношением человека и природы. Эра цивилизации началась с победного вхождения машин в человеческую жизнь. Жизнь перестает быть органичной, теряет связь с ритмом природы, начинается культ жизни вне ее смысла»20.

Весьма интересны рассуждения и других классиков русской философии по проблеме взаимоотношения человека и природы. Особое место в системе взглядов на единство природы и культуры занимает, например, философия

Н.Ф. Федорова, который видит возможности их позитивного единства только

21 на пути познания людьми мира и одухотворения Вселенной . Именно Н.Ф. Федоров, а за ним К.Э. Циолковский, значительно раздвигают горизонты понятия «природы», используя его в широком смысле, включая в его содержание все естество, все сущее, Вселенную, мироздание. «Философия русского космизма» и являет собой уникальный духовный феномен восприятия мира как единого органического целого. В дальнейшем идеи этих самобытных философов находят свое продолжение, с одной стороны, во взглядах А.И. Чижевского, Н.Г. Холодного, JI.H. Гумилева, развивающих идеи космического влияния на развитие культуры, а с другой - в воззрениях В.И. Вернадского, поло

22 жившего начало разработке научной концепции «ноосферы» .

Проблемам ноосферы, а так же устойчивому развитию общества посвятили свои исследования Ф.И. Гиренок, В.И. Данилов-Данильян, К.Х. Делокаров, В.А. Кутырев, И.К. Лисеев, В.В. Мантатов, H.H. Моисеев, Ю.В. Олейников, Ю.К. Плетников, В.А. Сагатовский, А.Д. Урсул, A.JI. Яншин и др.23

Социально-философский анализ проблемы оптимизации взаимодействия природы и общества определил необходимость разработки комплекса вопросов экологической культуры, выяснения качественно новых экокультурных механизмов оптимизации человеческой деятельности, изучения традиционных норм, правовых и нравственных принципов отношения общества, человека к природе.

Вопросами изучения культуры, ее роли в обществе активно занимались П.С. Гуревич, В.Е. Драч, Б.С. Ерасов, Н.С. Злобин, М.С. Каган, A.C. Кармин, В.В. Лапицкий, В.М. Межуев, А.И. Пигалев, Э.В. Удальцова и др.24. Ценные результаты, характеризующие параметры формирования экологической культуры содержатся в работах: В.В. Бахарева, Э.В. Гирусова, С.Н. Глазачева, A.A. Горелова, В.А. Кобылянского, А.Н. Кочергина, Б.Т Лихачева, Н.М. Мамедова, Э.С. Маркаряна, Е.В. Никоноровой, А.Е. Тихоновой, Н.Ф. Реймерса, В.А. Ясвина и др.25 Однако до сих пор не существует единого подхода к определению экологической культуры, выявлению ее места и роли в оптимизации взаимодействия природы и общества. В целом экологическая культура общества в полной мере еще не стала объектом целостного системного анализа в современной социально-философской литературе.

Отдавая должное ученым и философам, научной и практической значимости их работ, касающихся проблем экологического образования, экологической культуры, взаимодействия природы и общества, необходимо отметить, что в настоящее время требуются дополнительные усилия по выработке единого концептуального подхода для социально-философского анализа роли экологического образования в формировании экологической культуры общества и оптимизации социоприродного взаимодействия.

Актуальность темы, практическая значимость и неразработанность проблемы определили объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.

Объектом исследования является экологическое образование в условиях перехода общества к устойчивому развитию.

Предметом исследования выступает роль экологического образования в формировании экологической культуры и оптимизации взаимодействия природы и общества.

Целью настоящего исследования является социально-философский анализ особенностей взаимосвязи экологического образования и экологической культуры общества и их роли в оптимизации социоприродного взаимодействия.

Реализация цели предполагает решение ряда задач, основными из которых являются:

1. Критический анализ различных точек зрения на экологическое образование. Определение собственной позиции в концептуальном осмыслении содержания экологического образования.

2. Исследование возможности фундаментализации экологического образования в эффективном формировании экологического сознания.

3. Осмысление путей и средств формирования экологической культуры общества как цели экологического образования.

4. Выявление особенностей воздействия экологического образования на оптимизацию взаимодействия природы и общества.

Методологическое и теоретическое основание диссертационного исследования. В исследовании обозначенной проблемы использованы диалектические принципы познания: системности, структурности, целостности, активности и др. Достижение цели и задач исследования определило необходимость использования методов анализа и синтеза, индукции и дедукции, аналогии, сравнения, объяснения и др.

В основе диссертационной работы лежит теория единства, взаимодействия и соподчиненности природы и общества как отличных и взаимопроникающих образований, данные современного естествознания и обществоведения, отдельных направлений экологии: общей, биологической, географической, социальной, антропологической, а также общетеоретические положения культурологии и педагогики, способствующие философскому осмыслению экологических проблем и путей их решения.

Научная новизна. В диссертации предпринята попытка с позиций единого концептуального подхода социально-философского анализа роли экологического образования в формировании экологической культуры и оптимизации взаимодействия природы и общества как отличных и взаимопроникающих образований.

В частности: критически проанализированы различные точки зрения на экологическое образование; определена единая концептуальная основа для выявления содержания различных направлений экологического образования; опираясь на выводы ряда авторов (К.Х. Делокарова, B.C. Степина и др.) о том, что в условиях постнеклассической рациональности наука должна быть не только познающей, но и аксиологически ориентированной, диссертант аргументирует необходимость соответствующего анализа экологического знания и образования; конкретизировано представление о фундаментализации экологического образования и его роли в эффективном формировании экологического сознания, являющегося ядром экологической культуры; на основе осмысления места и роли культуры в социальной жизни рассмотрены особенности формирования экологической культуры общества как целенаправленного процесса, имеющего комплексный характер; выявлено значение экологической культуры в формировании нового типа общества; исследованы образовательные и экокультурные предпосылки оптимизации социоприродного взаимодействия на антропотехнологическом уровне в единстве с экономическими, правовыми, духовно-нравственными регуляти-вами экологизации деятельности людей.

Научно-теоретическая значимость работы.

Теоретическое значение предлагаемой диссертации определяется тем, что ее материалы и результаты могут быть использованы при дальнейшем изучении и разработке проблем экологического образования, определении его места и роли в формировании экологической культуры, в оптимизации взаимодействия природы и общества как отличных и взаимопроникающих образований.

Практическая значимость. Теоретические разработки, сделанные диссертантом в ходе научного исследования, могут быть использованы при определении содержания, структуры экологического образования, совершенствовании практики и методики учебного процесса на различных уровнях, в учебных курсах по социальной философии и философии образования, в теоретической и практической педагогике, для разработки элективных и спецкурсов в вузах, средних специальных учебных заведениях, общеобразовательной школе, лицеях.

Апробация работы:

Основные выводы диссертационной работы докладывались на различных конференциях:

1. «Проблемы комплексного изучения человека. Человек в условиях Забайкалья»: 2-я Региональная научно-практическая конференция (г. Чита, 25-27 апреля, 1995 г.).

2. «Славянская культура. Традиции и современность»: 2-я региональная научно-практическая конференция (г. Чита, 15 мая, 1996 г.)

3. «Высшая школа: гуманитарные науки и гуманистические основы образования и воспитания. Экология. Экономика. Право»: Российская научная конференция (г. Чита, 25-28 апреля, 1996 г.)

4. «Национальная идея: образование и воспитание (философско-методологические и региональные аспекты)»: Научно-практическая конференция (г. Чита, 15-17 апреля, 1997 г.)

5. «Экологическая культура современного общества»: Международный симпозиум (г. Чита, 19-21 октября, 2000г.)

6. «Культура и образование: традиции и инновации»: Межрегиональная научно-практическая конференция (г. Чита, 21-22 ноября 2001г.)

7. «Социальный кризис и социальная катастрофа»: Межвузовская научная конференция (г. Санкт-Петербург, 14 марта, 2001г.)

Всего по теме диссертации опубликовано 8 работ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, содержащих восемь параграфов, заключения, примечания и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Экологическое образование как фактор формирования экологической культуры и оптимизации социоприродного взаимодействия"

Заключение

Подводя общий итог всему диссертационному исследованию, можно сделать следующие выводы.

Экологическое образование обязательно заключает в себе познавательную составляющую. Она может и должна быть воплощена в технико-технологических, социально-экономических, политико-правовых, духовно-нравственных формах, требованиях и нормах и т. д. С другой стороны - экологическое образование не может и не должно идти в отрыве от воспитания экологически ответственной личности, ее активной гражданской позиции. Так же как и образование в целом, экологическое образование представляет собой единство познавательного и ценностного компонентов, следовательно, имеет немалые возможности и в социализации личности, и гуманизации общества. Оно подготавливает человека к определенному виду деятельности, которая будет направлена на выживание человечества, а не способствовать приближению экологической катастрофы, формирует ценностные ориентации личности. Познавательная и воспитательная составляющие экологического образования не имеют абсолютного разграничения. Они взаимосвязаны, взаимодополняют друг друга.

Экологическое образование заключает в себе несколько аспектов. Такие как: reo-, био-, социо-, антропоэкологическое образование. В социоэкологиче-ском образовании делается акцент на социализации личности, в антропоэколо-гическом на гуманизации общества. Помимо экологического образования, выделяют экологизированное образование.

Целью и результатом экологического образования является экологическая культура. Точка зрения, рассматривающая в качестве цели - формирование экологического сознания, имеет право на существование, так как последнее является составляющей частью экологической культуры.

Для того, чтобы сформировать экологически активную личность в процессе экологического образования необходимо: овладеть научными знаниями; усвоить моральные ценностные ориентации по отношению к природе; выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий природной среды.

Основу всех экологических дисциплин составляет то или иное представление об экологической системе и экологический подход. Экологический подход -это экоориентированный подход к исследованию особых сфер действительности - особых экосистем, в которых «центральный» объект и «экосреда» имеют качественно неоднородный характер. Экологические взаимодействия, которые сопряжены с экологическим подходом и которые являются особыми (межуровне-выми) экоориентированными взаимодействиями являются объектом изучения экологических наук.

Очень важно, чтобы экологическое образование имело единую, общую методологическую основу, на базе которой проводилось бы изучение всех разделов экологии, в том числе и социальной, которая должна составлять основу социоэкологического образования. Социальная экология - наука о взаимодействии природы и общества, имеющая целью оптимизацию указанного взаимодействия. Общая социоэкология является важной основой формирования экологической культуры общества.

Познавательный компонент экологического образования, прежде всего, должен включить в себя общую теорию экологии, в основе которой лежит экологический подход, биологическую, географическую, социальную и антропологическую экологии. Выделение глобальной экологии, как одного из разделов экологии вряд ли целесообразно, так как термин «глобальный», скорее, отражает количественную характеристику, масштабность проблем, чем их интегративный характер, и употребляется в сопряжении с терминами «региональный», «локальный». По своему объему содержание познавательного компонента экологического образования совпадает со сферой экологического знания при этом указанные знания должны быть определенным образом концептуально организованы для более эффективного усвоения в учебном процессе.

Научное суждение о мире не должно избегать ценностных мировоззренческих выводов. Результаты изучения экологии бессмысленны вне своего культурного контекста. Их роль осмысливается с позиции человеческой перспективы в рамках системы ценностей, определяемой необходимостью коэволюции общества, человека и природы. Отсюда, весьма актуален синтез интеллектуального и духовного опыта в рамках образования.

Фундаментализация экологического образования позволяет обобщать знания в виде тех или иных концептуальных построений. Это позволит обеспечить целостное, а не фрагментарное освещение проблем экологии. Методологической потребностью и необходимостью с целью получения экологического знания должен стать экологический подход, а общая теория экологии должна занять свое достойное место в цикле экологических дисциплин.

Так как экологическое сознание помимо гносеологического аспекта включает в себя аксиологический, то для эффективного его формирования в процессе фундаментализации экологического образования совершенно необходимо включить нравственное воспитание.

Экологическая культура, как одно из проявлений культуры вообще, охватывает собой сферу отношений человека, общества к природе. В этом смысле экологическая культура рассматривается как специфический способ оптимизации деятельности людей, имеющий целью гармонизацию отношений человека, общества с природой. Наряду с экологической культурой общества (и человека) следует выделять также антропоэкологическую культуру.

Экологическая культура общества - это способ социоприродного развития. Сущностью экологической культуры общества, таким образом, является совмещение социального с природным, их единство. Экологическая культура должна стать способом достижения коэволюции человека и природы на основе более глубокого ее познания и понимания процесса взаимодействия общества с природой.

Экологическая культура формируется за счет углубления и параллельного развития связи между культурами Севера и Юга, Запада и Востока, гармонизации их взаимодействия. Как целостная глобальная экосистема складывается из своеобразных региональных экосистем, так и экологическая культура мира предполагает диалог разнообразных национальных культур.

Экологическая культура общества определяет реальные возможности в строительстве ноосферы. Концепция ноосферы в настоящее время близко подходит к представлению об оптимизации, гармонизации взаимодействия общества с природой. Становление экологической культуры общества носит в большей мере целенаправленный, сознательный характер.

Становление экологических аспектов культуры через раскрытие этих ее аспектов предполагает превращение экономики в экоэкономику, образования в экообразование, эстетику в экоэстетику, этику в экоэтику. Приставка «эко-» демонстрирует всего лишь «экологизацию», указывает на то, что возрастает роль и значение экологических аспектов культуры среди других аспектов, усиливается его определяющее влияние на культуру в целом.

Роль социоэкологического образования в обществе заключается в социализации и инкультурации его членов, т.е. приобщении к культуре. Оно должно обеспечивать передачу тех видов знаний и опыта, ценностных отношений, которые будут служить опорой новому поколению в последующей социокультурной жизни. Необходима ориентация экологического образования на будущее. Ориентация на будущее может осуществляться путем реализации, например, опережающей модели образования. «Опережающее образование» это не новый тип образования, а составная часть образовательной системы.

Оптимизация отношений общества с природой непосредственно совпадают, прежде всего, с решением задач по кардинальному изменению в системе «производство-потребление». Производство является основной формой взаимодействия природы и общества. Основными технологическими путями оптимизации взаимодействия природы и общества являются: экологизация производства и экологическое производство.

Опираясь на общую теорию взаимодействия природы и общества, как отличных и взаимопроникающих образований, диссертант отмечает, что технологические аспекты оптимизации взаимодействия природы и общества тесно связаны также с природными и социальными преобразованиями. Это обусловлено тем, что оптимизация социоприродного взаимодействия, непосредственно осуществляясь на технологическом уровне, зависит также и от преобразований в естественно-природном и социальном мире. Указанные преобразования должны привести к коэволюции природы и общества.

Разработка системы экономико-правового обеспечения выхода из экологического кризиса приобретает в современных условиях приоритетное значение. Ее эффективное проведение в жизнь способно поддерживать меру соотношения экономики и экологии. Переход к рыночной экономике возможен с помощью эколого-сбалансированных экономических реформ и создания соответствующей экономической среды на макроуровне. От них зависит, какие природоохранные мероприятия будут проводиться и какой механизм природопользования будет сформирован. Экологизация природопользования - специфический общенаучный подход к решению проблем изменения отношений человека, общества к природным ресурсам и условиям окружающей среды. Для нашей страны экологизация экономики осложняется общим экономическим кризисом и трудностями перехода к рыночной экономике. Нельзя игнорировать законы рынка, но и абсолютизировать их тоже не следует, нельзя подчинять им культурные и нравственно-духовные аспекты существования людей в обществе.

Решение экологических проблем должно обеспечиваться не только изменениями внутри каждой сферы производства, но и обязательным кадровым обеспечением экологической деятельности подготовленными специалистами всех уровней хозяйствования. В этом велика роль экологического и экологизированного образования.

Правовые предпосылки оптимизации взаимодействия природы и общества могут формироваться на трех уровнях: 1) экологические права человека; 2) управление природопользованием, которое осуществляется непосредственно в области взаимодействия природы и общества; 3) охрана природы.

Позиции, описывающие отношения человека и природы, характеризуются от антропоцентристских до натуроцентристских. Натуроцентристский подход к пониманию роли и места человека в мире сам по себе способен правильно, успешно решать вопросы экологического характера.

Отношение человека к природе оказывается связанным с моралью именно потому, что оно есть также отношение человека к человеку. Духовно-нравственные основы экологизации деятельности людей имеют два уровня: 1) внешний, который заключается в отношении человека к природе; 2) внутренний, который заключаются в отношении человека к человеку.

Таким образом, необходимо формирование образовательных и экокуль-турных предпосылок оптимизации социоприродного взаимодействия на антро-потехнологическом уровне в единстве с экономическими, правовыми, духовно-нравственными регулятивами экологизации деятельности людей.

Решению экологических проблем, поставленных динамично меняющейся действительностью, может способствовать разработка новых методологических подходов и решений. В частности, исследование роли экологического образования в формировании экологической культуры и в оптимизации социоприродного взаимодействия приобретает все большую актуальность для теории развития общества.

Вместе с тем, проблема оптимизации взаимодействия природы и общества весьма обширна. Она требует изучения природы, общества, и непосредственно сферы их взаимодействия. Поэтому можно говорить о необходимости участия в более углубленном и расширенном изучении вопросов оптимизации взаимодействия природы и общества и их проявления в современной социальной практике, специалистов разных областей знания.

Изучение особенностей взаимосвязи экологического образования и экологической культуры и их роли в оптимизации взаимодействия природы и общества показывает, что она весьма актуальна в современных условиях. Осмысление этого вопроса необходимо, чтобы понять, что экологическое образование, безусловно поможет выйти обществу из экологического кризиса. При этом оно само должно выйти из кризиса.

 

Список научной литературыАгаркова, Елена Юрьевна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Абдулаев. 3. Экологические отношения и экологическое сознание. Ташкент: Фан, 1990.-246 с.

2. Агаджанян H.A. и др. Экология человека: Избранные лекции. Новосибирск: Наука. С.О., 1994.-355 с.

3. Агаджанян H.A. Экология человека: Словарь-справочник. -M.: Круг, 1997.-205 с.

4. Азроянц Т.Д. Концепция модели устойчивого развития социума новая мировоззренческая парадигма. - М.: Звезды, 1996. - 156 с.

5. Акулинин В.Н. Философия всеединства. От B.C. Соловьева к П.А. Флоренскому. -Новосибирск: Наука. С.О., 1990 -154 с.

6. Алексеев C.B. Экология: наука и область образования. СПб.: СМО Пресс,1997.-349 с.

7. Алексий П, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Христианский взгляд на экологическую проблему // Православие и экология. М.: Московский Патриархат. Отдел религиозного образования и катехизации, 1997. - С. 93-112.

8. Арский Ю.М., Данилов-Данильян В.И., Заликанов М.И. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать? М.: МНЭПУ, 1997. - 330 с.

9. Афанасьев Ю.Н. Может ли образование быть негуманитарным? // Вопросы философии, 2000, №7. С. 37-43.

10. Балханов В.А., Елгина JI.C. Мировоззренческие и концептуальные основы фунда-ментализации образования. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского шсунверситета, 2000.

11. Бахарев В.В. Экологическая культура как фактор устойчивого развития социума. Ульяновск: Изд-во УлТУ, 1999. - 447 с.

12. Бачинский Г.А. Социально-экологические системы как объект управления. Новосибирск: Наука. С.О., 1990. - 237 с.

13. Бачинский Г.А. Социоэкология: теоретические и прикладные аспекты. -Киев: Наук Думка, 1991.-153 с.

14. Бганба-Церера В.Г. Становление экологической этики: проблемы и перспективы. -М.: Мысль, 1992.-148 с.

15. Бганба-Церера В.Р. Философия. Экология. Культура. (Некоторые вопросы и ответы). Сухуми: Алашара, 1998. - 33 с.

16. Белозерцев Е.П. На пути к русскому образованию в России // Экологическое образование. Концепции и технологии: Сборник научных трудов. Волгоград: «Перемена», 1996.-С. 56-72.

17. Бестужев-Лада И.В. К школе XXI в.: размышления социолога. М.: Педагогика,1998.-254 с.

18. Биологический энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1986,1989.

19. Бобылев С.Н. Экологизация экономического развития: Учебное пособие. -М.: МГУ, 1993.- 187 с.

20. Бородай Ю. Почему православным не годится протестантский капитализм // Наш современник, 1992, №10. С. 30-37.

21. Будыко М.И. Глобальная экология. М.: Мысль, 1997. - 327 с.

22. Буева Л.П. Человек. Культура и образование в кризисном социуме // Философия образования: Сборник научных статей. -М.: Новое тысячелетие, 1996. С. 54-65.

23. Бурятия: концептуальные основы стратегии устойчивого развития. (Под ред Л. В. Потапова, К. Ш. Шагжиева, А. А. Варламова). М.: Круглый год, 2000. - 512 с.

24. Вальковская В.В. Социально-философский анализ современной экологической ситуации. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2000. - 137 с.

25. Вебер А.Б. Устойчивое развитие как социальная проблема (глобальный контекст и российская ситуация). -М.: Ин-т социологии РАН, 1999. -122 с.

26. Вебер Э.А. Структура ценностного отношения к природе // Проблема природоохранного образования и воспитания. М.: Наука, 1982. - С. 40-51.

27. Вербицкий A.A. Основы концепции развития непрерывного экологического образования // Педагогика, 1997, №6. С. 31-36.

28. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление М.: Наука, 1991. - 271с.

29. Взаимодействие общества и природы (философско-методологические аспекты экологической проблемы). М.: Наука, 1986. - 352 с.

30. Вишев И.В. и др. Экофилософия: современные проблемы и перспективы решения: Учебное пособие. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999. - 138 с.

31. Вопросы социоэкологии: Сборник научных трудов. Львов, 1987. - 354 с.

32. Воронович Б.А. Философские проблемы взаимодействия общества и природы. М.: МГОПУ, 1982. - 72 с.

33. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 6. М.: Педагогика. - 397 с.

34. Высшая школа: гуманитарные науки и гуманистические основы образования и воспитания. Экология. Экономика. Право. 4.2. Материалы Российской научной конференции, (г. Чита, 25-28 апреля, 1996 г.) Чита: Изд-во ЧПИ, 1996. - 78 с.

35. Газизулин Н.Ф., Зайдфудим П.Х. Эколого-экономическое равновесие в развитии общества. -М.: Изд-во МГУ, 1982. 154 с.

36. Гайденко П.П. Проблемы рациональности на рубеже XXI века // Вопросы философии, 1991, №6.-С. 15-21.

37. Герасимов И.П. Методологические проблемы экологизации современной науки // Вопросы философии, 1976, №11. С. 72-78.

38. Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера. М.: Наука, 1987. - 182 с.

39. Гирусов Э.В. Нормативный аспект экологической науки // Ценностные аспекты науки и проблемы экрлогии. М.: Наука, 1981. - С. 40-48.

40. Гирусов Э.В. Основы социальной экологии: Учебное пособие для вузов по специальности «Экология». М.: Изд-во МГУ, 1998. - 169 с.

41. Гирусов Э.В. От экологического знания к экологическому сознанию // Взаимодействие природы и общества. М.: Наука, 1986. - С. 144-159.

42. Гирусов Э.В. и др. Социальная экология. (Теоретические и прикладные аспекты). -Кемерово, 1996.-134 с.

43. Гирусов Э.В. (под ред.). Экологизация: проблемы и процессы современного развития: Сборник статей. Владивосток: ДВО АИ СССР, 1988. - 187 с.

44. Гирусов Э.В. Экологическая культура и проблемы современной цивилизации // Экологическая культура современного общества и проблемы современной цивилизации: Материалы международного симпозиума. Новосибирск: Наука. - С. 31-42.

45. Гирусов Э.В., Широкова И.Ю. Экология и культура. М.: Знание, 1989. - 164 с.

46. Глазачев С.Н. Постулаты экологического образования // Экологическое образование: концепции и технологии: Сборник научных трудов. Волгоград: «Перемена», 1996. - С. 3-7.

47. Глазачев С.Н. Экологическая культура учителя и экологическая воспитанность учащихся // Экологическое образование: опыт России и Германии. М.: «Горизонт», 1997.-С. 80-119.

48. Глазачев С.Н. Экологическое образование и цивилизационный выбор России // Экологическое образование: опыт России и Германии. -М.: «Горизонт», 1997.-С. 12-37.

49. Глазачев С.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура. М.: «Горизонт», 1997.- 150 с.

50. Глазачев С.Н., Козлова О.Н. Содержание экологического образования: вопросы методологии // Экологическое образование: концепции и технологии: Сборник научных трудов. Волгоград: «Перемена», 1996. - С. 3-7.

51. Глейзер Г.Д. Новая Россия: общее образование и образующееся общество // Педагогика, 2000, №6. С. 3-13.

52. Глобальные проблемы и перспективы цивилизации. Философия отношений с природной средой: Сборник статей. М.: Изд-во МГУ, 1996. - 134 с.

53. Гончаров В.Н., Филиппов В.И. Философия образования в условиях духовного обновления России. Барнаул: Алт ГТУ, 1994. - 376 с.

54. Гор Э. Земля на чаше весов. Экология и человеческий дух. М.: Наука, 1993.-431 с.

55. Горелов A.M. Социальная экология. М.: ИФРАН, 1998. - 262 с.

56. Горелов A.M. Человек гармония - природа. - М.: «Наука», 1990. - 123 с.

57. Гордиенко А.А. Антропологические и культурологические предпосылки коэволюции человека и природы. Новосибирск: Наука, 1998. - 87 с.

58. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера Земли. JI.: «Гидромегеоиздат», 1990. - 526 с.

59. Гусинский Э.Н, Турчанинова Ю.И. Образование личности: Пособие для преподавателей. Программа обновления гуманитарного образования в России. М.: Интерпракс, 1994. - 136 с.

60. Данилов-Данилян В.И. Возможна ли «коэволюция» природы и общества? // Вопросы философии, 1998, №8.-С. 15-26.

61. XXI век диалог цивилизаций и устойчивое развитие: Тезисы докладов международного симпозиума (г. Улан-Удэ, 3-5 июля, 2001 г.) - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2001. - 232 с.

62. Делокаров К.Х. и др. Экологическое образование и устойчивое развитие. -М.: Наука, 1997. -224 с.

63. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Две модели экологии // Человек, 1998, № 1. С. 38-43.

64. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. -Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 1996. 340 с.

65. Долженко О.В. Очерки по философии образования. М.: Промо-Медиа, 1995.-240 с.

66. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М. Наука, 1998. - 245 с.

67. Железнов Ю.Д. Человек в природе и обществе. (Введение в эколого-философ-скую антропологию). М.: Изд-во МНЭПУ, 1995. - 230 с.

68. Зверев И.Д. Приоритеты экологического образования // Экологическое образование: проблемы и перспективы: Межвузовский сборник научных трудов. Нижний Новгород: Изд-во НГТУ, 1998. - С. 8-17.

69. Зверев И.Д. Проблемы социальной экологии. М.: Тобол, 1994. - 96 с.

70. Зверев И.Д. Экологическое образование в школе: Концепция. М.: «Знание», 1994. - 32 с.

71. Зверев И.Д., Суравегина Т.И. Экологическое образование школьников. -М.: Педагогика, 1983.- 160 с.

72. ЗинченкоВ.П. О целях и ценностях образования//Педагогика, 1997, №1.-С. 3-17.

73. Злобин Н.С. Некоторые методологические проблемы исследования культуры // Проблемы теории культуры. М.: Наука, 1997. - 130 с.

74. Зорина Л.Я. Единство двух культур в содержании непрерывного образования // Педагогика, 1998, №5. С. 22-28.

75. Иоанн (Экономцев), игумен. Сохраним ли духовно-нравственное отношение к природе? // Православие и экология. М.: Московский Патриархат. Отдел религиозного образования и катехизации, 1997. - С. 113-140.

76. Иосемеани А.Д. Экологические проблемы сквозь призму религии // Философские науки, 2000, №1. С. 148-156.

77. К экологической цивилизации: Сборник статей. М.: Новое тысячелетие, 1993.- 109 с.

78. Каган М.С. Философия культуры. С-Пб.: Петрополис, 1998. - 267 с.

79. Каган М.С., Холостова Т.В. Культура философия - искусство. Диалог. -М.: Наука, 1989. - 190 с.

80. Каледа Глеб, протоиерей, Чернышев С.Н. Экология, православие и нравственность. (Религиозно-нравственные аспекты экологии) // Православие и экология. М.: Московский Патриархат. Отдел религиозного образования и катехизации, 1997.-С. 156-167.

81. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Комплексные проблемы экологии человека и социальной экологии // Вопросы социоэкологии. Львов, 1987. - С. 72-88.

82. Казначеев В.П., Спирин В.А. Космопланетарный феномен человека. -Новосибирск: Наука, 1991. 304 с.

83. Кармин A.C. Основы культурологии. Морфология культуры. С-Пб.: Лань, 1997.- 159 с.

84. Карпинская Г.С., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы и ко-эволюционная стратегия. М.: Знание, 1995. - 157 с.

85. Касьян A.A. Гуманитаризация образования: некоторые теоретические предпосылки // Педагогика, 1998, №2. С. 17-22.

86. Кацура А.В. О структуре экологического знания // Философские проблемы глобальной экологии. М.: Наука, 1989. - С. 40-48.

87. Киселев Н.Н. Мировоззрение и экология. Киев: Наук. Думка, 1990. - 216 с.

88. Кобылянский В.А. Природа и общество: специфика, единство, взаимодействие. Красном рек: Изд-во Краснояр. ун-та, 1985. 200 с.

89. Кобылянский В.А. Единство и соподчиненность природы и общества // Взаимодействие общества и природы. М.: Наука, 1986. - С. 25-48.

90. Кобылянский В.А. Русская идея и возрождение России. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1997. - 160 с.

91. Кобылянский В.А. Экологическая культура и проблемы образования // Экологическая культура современного общества: Материалы международного симпозиума. Новосибирск: Наука, 2000. - С. 42-59.

92. Кобылянский В.А. Лекции по общей теории экологии. 2-е изд., испр., доп. - Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2000. - 60 с.

93. Кобылянский В.А. Философия биоэкологии и биосферологии: Учебное пособие. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2000. - 88 с.

94. Кобылянский В.А. Философия географии и геоэкологии: Учебное пособие. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2000. - 135 с.

95. Кобылянский В.А. Экологическая культура и проблемы образования // Педагогика, 2001, №1. С. 32-41.

96. Кобылянский В.А. Экология и экологическое образование // Философия экологического образования. Под общей редакцией Лисеева И.К. М.: Прогресс-Традиция, 2001. - С. 185-210.

97. Кобылянский В.А. Философия социоэкологии: Проблемы общей теории взаимодействия природы и общества: Учебное пособие. В 3-х частях. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2002.

98. Когай Е.А. Аксиологические ориентиры экологического образования // Философия экологического образования. Под общей редакцией Лисеева И.К. -М.: Прогресс-Традиция, 2001. С. 238-255.

99. Когай Е.А. Очерки социальной экологии: человек и природа в социокультурном измерении. Курск: Изд-во КГПУ, 1997. - 151 с.

100. Козлов Ю.П. Проблемы развития экологического образования в России // Экологическое образование: Концепции и технологии. Волгоград: «Перемена», 1996. - С. 39-47.

101. Козлова О.Н., Глазачев С.Н. Гуманизация и экологизация в образовании: соотношение тенденций // Философия экологического образования. Под общей редакцией Лисеева И.К. -М.: Прогресс-Традиция, 2001. С. 347-357.

102. Комаров В.Д. Социальная экология: философские аспекты. Л.: Наука. Ленингр. отд., 1987. -215 с.

103. Концепция перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития. -М., 1995.-6 с.

104. Коптюг В.А. Наука спасет человечество. Новосибирск: СО РАН НИЦ ОИТГМ, 1997.-342с.

105. Кочергин А.Н. Философия и глобальные проблемы: Спецкурс. М.: Изд-во РОУ, 1996.-167 с.108109110111112113114.115116117.118.119120121.122.123.124.125.126.127.

106. Краснов Е.В. Теоретико-методологические аспекты экологизации природопользования // Экологические императивы устойчивого развития России. С-Пб.: Петрополис, 1996. - С. 23-30.

107. Культура и экология. Поиск путей становления новой этики: Сборник статей. -М.: Новое тысячелетие, 1993.-239 с.

108. Кусжанова А.Ж. К теории образования: философские и социологические проблемы. Оренбург, 1993. - 140 с.

109. Кутырев В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. Нижний Новгород: Изд-во Нижний Новгород, 1994. - 200 с.

110. Кутырев В.А. Экономический кризис, постмодернизм и культура // Вопросы философии, 1996, №11. С. 23-32.

111. Лившиц Л.Р. Насколько реальна задача самоограничения? // Экологическая культура современного общества: Материалы международного симпозиума. -Новосибирск: Наука, 2000. С. 82-89.

112. Липицкий B.C. Человек, природа, воспитание. М.: Изд-во МГУ, 1977. - 56 с. Лисеев И.К. В поисках новой парадигмы цивилизационного развития // Философия экологического образования. Под общей редакцией Лисеева И.К. -М.: Прогресс-Традиция, 2001. - С. 5-21.

113. Лихачев Б.Т. Структура экологической культуры личности и педагогические основы ее формирования // Экологическое образование: опыт России и Германии. М.: Горизонт, 1997 - С. 65-79.

114. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995. - 288 с. Лосев A.B., Провадкин Г.Г. Социальная экология: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям. -М.: ВЛАДОС, 1998.-311с.

115. Лось В.А. Взаимоотношения общества и природы и глобально-региональная проблема. -М.: Знание, 1991. 130 с.

116. Мамедов Н.М. Культура, экология, образование. М.: РЭФИА, 1996. - 160 с. Мамедов Н.М. Об эвристической функции экологического подхода // Проблемы социальной экологии: Тезисы докладов первой всесоюзной конференции. 4.1. -Львов, 1986.-С. 49-58.

117. Мамедов Н.М. Основания экологического образования // Философия экологического образования. Под общей редакцией Лисеева И.К. М.: Прогресс-Традиция, 2001. - С. 72-89.

118. Мамедов Н.М., Глазачев С.Н. Концепция устойчивого и экологического образования // Экологическое образование: опыт России и Германии. М.: Горизонт, 1997.-С. 38-51.

119. Мамедов Н.М., Глазачев С.Н. Экологическое образование как предпосылка устойчивого развития общества // Экологическое образование: концепции и технологии: Сборник научных трудов. Волгоград: «Перемена», 1996. - С. 16-26.

120. Мамедов Н.М., Суравегина Н.Т. Экология = Ecologi: Учебное пособие для 9-11 кл. общеобразовательной школы. М.: Педагогика, 1996. - 462 с.

121. Мамзин A.C. Биология в системе культуры. С-Пб.: Изд-во «Лань», 1998. - 140 с.

122. Мантатов В.В. Стратегия Разума: экологическая этика и устойчивое развитие. В 2-х томах. Улан-Удэ: Буряток, книжное изд-во, 1998, 2000.

123. Мантатов В.В., Мантатова Л.В. Экологическое воспитание и устойчивое развитие // Философия экологического образования. Под общей редакцией Лисеева И.К. М.: Прогресс-Традиция, 2001. - С. 89-107.

124. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. Логико-методологический анализ. М.: Наука, 1983.- 175 с.

125. Маркарян Э.С. Экология общества и культура // Экология человека: основные проблемы. М.: Наука, 1988. - С. 52-60.

126. Марков Ю.Г. Социальная экология. Новосибирск: Наука, 1996. - 174 с.

127. Марков Ю.Г. Социальные механизмы экоразвития: тенденции и перспективы. -Новосибирск, Наука, 1995. 148 с.

128. Маркович Д.Ж. Социальная экология. М.: Просвещение, 1997. - 435 с.

129. Медоуз Д.Л. и др. За пределами роста. М.: Изд-во МГУ, 1991. - 204 с.

130. Межуев В.М. Предмет теории культуры // Проблемы теориюжультуры. -М., 1997.-С. 51-70.

131. Методологические проблемы биологии и экологии: сборник научных трудов. -Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1989. 216 с.

132. Методологические проблемы экологии человека: Сборник научных трудов. -Новосибирск: Наука, 1988. 143 с.

133. Минакова С.Ф. Экология личности и социальные отношения // Экологические императивы устойчивого развития России. С-Пб: Петрополис, 1996. - С. 101-110.

134. Минц A.A., Преображенский B.C. Актуальные и дискуссионные проблемы системной ориентации в географии // Известия АНСССР. Сер. геогр., 1971, №6. С. 114-115.

135. Моисеев H.H. Глобальная нравственность. М.: ИНИОН, 1990. - 31 с.

136. Моисеев H.H. Историческое развитие и экологическое образование. М.: МНЭПУ, 1995.- 113 с.

137. Моисеев H.H. и др. Человек и биосфера. -М.: Наука, 1988. 271 с.

138. Моисеев H.H. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990. - 352 с.

139. Моисеев H.H. Экология и образование. М.: 000 Юнисам, 1996. - 190 (1) с.

140. Монин A.C., Шишков Ю.А. Глобальные экологические проблемы. М.: Знание, 1991.-210 с.

141. Муравых А.И. Философия экологической безопасности. М.: РАГС, 1997. - 178 с.

142. Московская декларация по экологической культуре. М., 1998.

143. Надеева Н.В., Сайдакова JI.A. Концепции экологического образования и воспитания // Экология, культура и образование: Материалы «круглого стола» научной конференции. Новосибирск: Наука, 1997. - С. 31-34.

144. Национальная идея: образование и воспитание (философско-методологические и региональные аспекты): Материалы научно-практической конференции, (г. Чита, 15-17 апреля, 1997 г.). В 2-х вып. Вып. 2. Чита: ЧитГТУ, 1998. - 244 с.

145. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика, 1998. №4.-С. 3-9.

146. Никанорова Е.В. Экология и культура: Учебное пособие. М. : РАГС, 1996. - 94 с.

147. Ноогенез и образование. Построение ноосферной школы. В 2-х т. Красноярск: Изд-воНМЦНЭО, 1996.

148. Образование и культура XXI в.: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2000. - 325 с.

149. Одум Ю. Экология. В 2-х т. M., 1986.

150. Олейников Ю.В. Экологическая обусловленность мировоззренческих трансформаций // Философия экологического образования. Под общей редакцией Лисеева И.К. М.: Прогресс-Традиция, 2001. - С. 30-49.

151. Олейников Ю.В. Экологические альтернативы НТР. М.: Наука, 1987. - 161 с.

152. Панкратов A.B. Духовное воспитание в свете современного естествознания // Педагогика, 2000, №7. С. 23-29.

153. Педагогический словарь. В 2-х т. М.: Изд-во пед. наук, 1980.

154. Платонов Г.В. Диалектика взаимодействия общества и природы. М. : Изд-во МГУ, 1989.-191 с.

155. Плотников Ю.К. О природе социальной формы движения. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1971.-247 с.

156. Перспективы развития системы непрерывного образования: Сборник научных статей. М.: Педагогика, 1990. - 221 с.

157. Православие и экология. М. : Московский Патриархат. Отдел религиозного образования и катехизации. - 280 с.

158. Проблемы комплексного изучения человека. Человек в условиях Забайкалья: Материалы 2-й Региональной научно-практической конференции. (Чита, 25-27 апреля, 1995 г.). Чита, 1996. - 464 с.

159. Проблемы социальной экологии: Сборник научных трактатов. Кемерово, 1993.-99 с.

160. Проблемы социальной экологии: Тезисы докладов первой всесоюзной конференции. В 3-х ч. Львов, 1986.

161. Программа действий. Повестка дня на 21 век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро в популярном изложении. Женева, 1993. - 70 с.

162. Пружинин Б.И. О пользе фундаментальности, или быть ли в России большой науке//Вопросы философии, 1996, №12.-С. 133-142.

163. Разумный В.А. Содержание образования: единство знаний, эмоций, веры // Педагогика, 1998, №5. С. 17-22.

164. Разумовский В.А. Обучение и научное познание // Педагогика, 1997,№1 .-С. 7-14.

165. Рахилин В.К., Благосклонов К.Н. Охрана природы и экология. Термины и сущность // Философские науки, 2000, №1. С. 139-148.

166. Рац М.В. К вопросу о фундаментальном и прикладном в науке и образовании // Вопросы философии, 1996, №9.-С. 169-177.

167. Рац М.В. Что такое экология или как спасти природу. (Взгляд методолога). -М.: Мысль, 1993.- 180 с.

168. Реймерс Н.Ф. Надежда на выживание человечества: Концептуальная экология. М.: Россия молодая, 1992. - 366 с.

169. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990.- 637(2) с.

170. Реймерс Н.Ф. Экологизация. Введение в экологическую проблематику: Учебное пособие. М.: Мысль, 1994. - 99 с.

171. Ремизов И.Н. Экологическая сфера общества: современные традиции и перспективы развития. Краснодар: Изд-во Кубанская народная академия, 1998.- 143 с.

172. Риккерт Г. Природа и культура // Культурология XX век: антология. М.: Просвещение, 1994. - С. 69-75.

173. Розин В.М. Предмет и статус философии образования // Философия образования: Сборник научных статей. М.: Новое тысячелетие, 1996. - С. 45-51.

174. Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? С-Пб:, 1994.-241 с.

175. Солдатина И.Ю, Социально-экологическая культура личности как цель социо-экологического воспитания // Проблемы социальной экологии: Тезисы докладов всесоюзной конференции. Львов, 1986. Ч. 1. - С. 142-149.

176. Социальная экология и устойчивое развитие: Сборник научных статей. -М.: Мысль, 1996.-159 с.

177. Социальная экология: Учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений (под ред. СитароваВА, ПустовойтоваВ.В.). -М.: Academia, 2000.-274(1) с.

178. Социально-философские проблемы образования. М.: АНПО «Наука», 1992.- 191 с.

179. Стадницкий Г.В. «Социальная экология» и «экология» // Социальная экология (наука и образование): Сборник научных статей. СПб.: «Петрополис», 1994. - С. 24-26.

180. Степин B.C. Философская антропология и философия науки. М.: Наука, 1992.-230 с.

181. Степин B.C. Карл Маркс и тенденции современного цивилизационнго развития // Карл Маркс и современная философия: Сборник материалов научной конференции к 180-летию со дня рождения К. Маркса (г. Москва, 23 апреля, 1998 г.). -М., 1999.-С. 16-45.

182. Субетто А.И. Образование как фактор экологической политики государства // Экология, культура, образование: Материалы «круглого стола» научной конференции. Новосибирск: Наука, 1997. - С. 26-31.

183. Субетто А.И. Проблемы фундаментализации и источников содержания высшего образования: грани государственной политики. Кострома - М.:

184. КГПУ, Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1995.-320 с.

185. Суравегина И.Т., Мамедов Н.М. Общеобразовательные цели экологии в концепции устойчивого развития // Экологическое образование: проблемы и перспективы: межвузовский сборник научных трудов. Нижний Новгород: Изд-воНГТУ, 1998.-С. 17-30.

186. Суханов А. Д. Концепция фундаментализации высшего образования и ее отражение в ГОСах // Высшее образование в России, 1996, №3. С. 17-23.

187. Тихонова А.Е. Экологическая культура и ее педагогические аспекты // Экологическая культура современного общества: Материалы международного симпозиума. Новосибирск: Наука, 2000. - С. 73-77.

188. Троицкий В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования // Педагогика, 1998, №2. С. 3-8.

189. Трусов Ю.П. О предмете и методологическом стержне проблем социальной экологии//Проблемы социальной экологии: Тезисы докладов первой всесоюзной конференции. Львов, 1986. Ч. 1. - С. 45-64.

190. Трусов Ю.П. О предмете и основных целях экологии // Философские проблемы глобальной экологии. -М.: Наука, 1983. С. 79-92.

191. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978. - 272 с.

192. Урсул А.Д. Безопасность и устойчивое развитие. М.: Горизонт, 1998. - 446 с.

193. Урсул А.Д. Модель опережающего образования: ноосферно-экологический ракурс // Философия экологического образования. Под общей редакцией Лисеева И.К. М.: Прогресс-Традиция, 2001. - С. 49-72.

194. Урсул А.Д. Наука и образование в стратегии устойчивого развития // Экологическое образование: концепции и технологии. Волгоград «Перемена», 1996.-С. 7-13.

195. Урсул А.Д. Перспективы экоразвития. М.: Наука, 1990. - 271 с.

196. Урсул А.Д. Путь в ноосферу: Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации. М.: Луч, 1993. - 152 с.

197. Урсул А.Д., Уледов В.А. Государство и экология: Учебное пособие. М.: Мысль, 1996.-148 с.

198. Федоров Е.К. Экологический кризис и социальный прогресс. Л.: Гидрометеоиздат, 1977.-176 с.

199. Фейтельман Н.Г. Управление природопользованием // Вопросы экономики, 1984, №3.-С. 56-66.

200. Филиппов Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. М.: Педагогика, 1990.-57 с.

201. Философия и экологическая проблема. М.: Философское общество СССР, 1990.-315 с.

202. Философия экологического образования. Под общей редакцией Лисеева И.К. -М.: Прогресс-Традиция, 2001. -416с.

203. Философские проблемы образования. М.: Просвещение, 1996. - 266 с.

204. Философский энциклопедический словарь (Гл. ред. П.Ф. Ильичев и др.). -М.: Сов. энцикл., 1983. 839 с.

205. Философия, культура, образование: Сборник научных трудов. Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского пед. ин-та, 1996. -183 с.

206. Философия образования для XXI века: Сборник статей. М.: Знание, 1992. - 208 с.

207. Философия образования: Сборник научных статей. М.: Новое тысячелетие, 1996.-87 с.

208. Формирование экологического сознания в процессе преподавания философии. -Новосибирск: Наука, 1998.-38 с.

209. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986. - 85 с.

210. Хазова JL В. Концептуальные основы и опыт модернизации образования: гуманистические и гуманитарные аспекты. Красноярск: Изд-во КГТУ, 1997.

211. Хесле В. Философия и экология. — М.: Изд-во фирма АО «Ками», 1994. — 192 с.

212. Хофман Ф. Мудрость воспитания. Педагогия. Педагогика. М.: Педагогика, 1979.- 157 с.

213. Храменков H.H. Философский анализ экологической сферы общества. -Н. Новгород: Изд-во Нижегор. ун-та, 1995. 134 с.

214. Цацко Е.А. Концепция фундаментализации и ее статус в парадигмк образовательного феномена технического университета // Дис. канд. филос. наук. -Томск, 1998.

215. Ценностные аспекты науки и проблемы экологии: Сборник статей. М.: Наука, 1981.-278 с.

216. Человек и культура (критика антропоцентризма): Сборник обзоров. М.: ИНИОН, 1995.-115 с.

217. Четверев В.И. Экологический кризис: поиск выхода. М.: Мысль, 1994. - 208 с.

218. Чернявская С.А. Социальная экология: Учебное пособие. Хабаровск: Изд-воХГТУ, 1999.-39с.

219. Шварцман К.А., Коновалова JI.B., Крутова О.В. Воспитание: новые подходы к вечной теме (Философия и этика воспитания). М.: Луч, 1993. - 300 с.

220. Швебс Г.И. Социальная экология методологическая основа оптимизации и управления // Вопросы социоэкологии. - Львов, 1987. - С. 173-183.

221. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М.: Наука, 1982. - 260 с.

222. Шленов В.Л., Петрушина Л.Г. Дом жизни (к осмыслению экологического подхода) // Православие и экология. М.: Московский Патриархат. Отдел религиозного образования и катехизации, 1997. - С.421-439.

223. Шубинский B.C. Философские подходы к педагогической теории. М.: Педагогика, 1990. - 159 с.

224. Эволюционная и историческая антропология: Сборник научных трактатов. -М.: Наука, 1994. 208 (1) с.

225. Экологическая культура современного общества: Тезисы докладов Международного симпозиума. В 2-х т. Т. 1. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2000. - 150 с.

226. Экологическая культура современного общества: Материалы международного симпозиума. Новосибирск: Наука, 2000. - 215 с.

227. Экологические императивы устойчивого развития России: Сборник статей. С-Пб.: Петрополис, 1996. - 168 с.

228. Экологические интуиции в русской культуре: Сборник обзоров. М.: ИНИОН, 1992.-115с.

229. Экологическое образование в России: теоретические аспекты. М.: Наука, 1987.- 136 с.

230. Экологическое образование в СССР: Научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН, 1990.-59(1) с.

231. Экологическое образование: Концепции и технологии: Сборник научных трактатов. Волгоград: «Перемена», 1996. - 283 с.

232. Экологическое образование: опыт России и Германии. М.: «Горизонт», 1997.-514 с.

233. Экологическое образование школьников. М.: Педагогика, 1983. - 160 с.

234. Экология и нравственность: грани взаимодействия. М.: Типогр. Мин-ва культуры РСФСР, 1990.-45 с.

235. Экология: Устойчивое развитие и управление природопользованием: Сборник статей. М.: Просвещение, 1998. - 237 с.

236. Экология: Учебное-пособие (Под ред. Боголюбова С.А.). М.: Знание, 1997.-284(1) с.

237. Экология: 9-й кл. (Сост. Криксунов Е.А., Пасечкин В.В.). М.: «Дрофа», 1997.-90 (2) е.

238. Экология: 5-11-е кл. (Сост. В.Н. Кузнецов). М.: «Дрофа», 1990. -154 (2) с.

239. Экология: 8-9-е кл.: Пособие для учителей (Под ред. Беляева Г.К.). -Владикавказ: Ир, 1994. 176 с.

240. Экология: 9-й кл. (Сост. Криксунов Е.А., Пасечкин В.В.). М.: «Дрофа», 1997.-90 (2) с.

241. Экология: 10-11-е кл.: Пособие для учителей (Под ред. Беляева Г.К.) -Владикавказ: Ир, 1994. 159 с.

242. Экология: Учебное пособие (Под ред. Журавлева В.П). Ростов-на-Дону: Рост. гос. акад. стр-ва, 1993. - 91 с.

243. Экологическое образование и устойчивое развитие. М.: РАГС, 1996. - 214 с.

244. Экологическое образование: концепции и технологии. Волгоград: «Перемена», 1996. - 282 с.

245. Ягодовская И.В., Ягодовский В.В. Православный подход к преподаванию биологии и экологии в школе // Православие и экология. М.: Московский Патриархат. Отдел религиозного образования и катехизации, 1997. - С. 637-373.

246. Яницкий О.Н. Экологическое движение в России. М.: Б.И., 1996. - 216 с.

247. Яншин А.Л., Мелуа А.И. Уроки экологических просчетов. М.: Мысль, 1991.-230 с.

248. Ясвин В.А. История и психология формирования экологической культуры: Удобно ли сидится на вершине пирамиды? М.: Наука, 1999. - 97 (2) с.