автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Экологическое сознание - фактор оптимизации и взаимодействия общества и природы
Полный текст автореферата диссертации по теме "Экологическое сознание - фактор оптимизации и взаимодействия общества и природы"
КИЕВСКИЙ. ОРДЕНА. ЛЕНИНА И ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Т. Г. ШЕВЧЕНКО
На правах рукописи УДК 316.33:502.7
БОНДАРЕНКО Виктор Иванович
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ — ФАКТОР ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ
09.00.01 — диалектический и исторический материализм
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
КИЕВ — 1988
Диссертационная робста. Енполкена на кафедре диалектического и исторического матеоиагщзма «пююсофскогс факультета Киевского ордена Ленина и ордена Октябрьской Резолюция государствоннсго университета лм.Т.Г.Шеьченко.
Научный руководитель - кандидат философских ьаук,
доцент Савчук Н.П.
Официальные оппоненты - член-корреспондент АПН СССР, доктор
философских на/к, профессор Зойтко В.И.
кандидат философских наук, старший каучньЛ сотрудник Киселев H.H.
Еедущая организация - Киевский ордена Ленина политехнический институт.
Защита состоится "7 j" SJЛ,1Э89. г. в /9 часов на заседании специализированного севб/а ло диалектическому а историческому материализму Д 068.18.09 в киевском ордена j/еняна и ордена Октябрьской Революпш государственном университете имени Т.Г.Шевченко /¿¿52017, г Киев-17, ул.Владщ.«ярская, СО. ауд.о27/'.
п диссертацией можно сзнакомться в научной библиотеке Киевского государственного университета.
Автореферат разослан n/J " ^¿/¿ä't^/'l 19^.
Учений -секретарь ' fi
слег.иатазировашюго совета ^ 'Гокчаренг.о L.il.
; ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗОТН.
; ! . .
- I Актуальность гтоблемы. Проблема негативных последствий чз-
лсвзческой. природотреобразуицэй деятельности, в той или иной стчцена, возникала на протяжения всей истории общества. Ео никогда она но приобретала такой остроты как в настоящее время, поставив перед обществом дилемму: либо .продолжение старой практики нрредионалеяо-го мнотатм к иряроде е, как слэдетвяо - глйеыь цяиия^зацаи, либо -- принципиальное изменение форм и методов пргродгояреойразупцей деятельности в соответствии с новыми условиями. }
I
Непосредственным катализатором в обострении зк&легичесхой проблемы послужила развернувшаяся в средине нашего столетия научно-техническая революция. Наряду с несомненными достижениями, которыми может гордиться современный. человек, ЕЯ? поставила иорзд обществом и ряд слохнзЗийх проблэм, среди ко торга: - невиданное до сих пор увеличение антропогенного воздействия на природу, которое сравнивается с •грсшдиогнши геологическими процессами.
Отрицательные результаты природспреобрааунцеа деятельности многолики. Исчезли с лица планеты многие виды'жиштной я растительной зазни. Под угрозой необратимей деградация находятся водный и
ьоздукнкй оассейнк Земли, получавшие от . человека огремкне яодлчест-
1
ва ртраБляшях веществ. Нерациональная эксплуатация почвы приводи? к е^ эрозии на многих миллионах гектаров ежегодно. что ведет ч покй^знкю новых пустынь и полупустынь на'ранее плодородных площадях.
Современная экологическая проблема в различной степени затронула есп страны,¡г тон числе и социалистические. ¿!стез свекно, что интенсивность я масштабы проявления нсгативннх яэлепя?. во взгико-тгействл'' ойпеотвз ц природа в рахгтччнх стг<азаг и рзтадаач илангти одгятоше. Однако, нет сомнение в том, что раесмзтрлг.асу?л ирсЗл«-ма затрагиваем интэр&оси всех стран я народов, мтсрзссу клг-дого человека, т.е. являет^ проблемой глобальной.
Следует отметить, что современная эюдлогячоская с»:г5'"цля детерминирована комплексом факторов, важное место среда которых при--яадлозгьт фактора:.! кросщ;?моя в сфере общественного сознания, духсэ-ной хйзни•обз-эстЕа в целом.
Речь'вдет о тех негативных взглядах на природу, которые сформировались ь'прошлом и, не страгшл.-реалий современного этапа взаимодействия общества а природы, оказывают крайне негативное влиякиз на современную прлродопрсобразуюдую практику.
На иро?яэ.ет1ии всей история своего развития необходимые средства человек ислучал от природе. Однако, его зависимость от последней на различных этапах истории отражалась в сознании неоднозначно, Если на первых ?тазах своего развитая человек практически полностью зависел от природы, что находило свое отражение в обожествлении пригодных стихий, поклонении солги природы, « в дальнейшем такая зависы.:ость существенно ослабевает, создавая иллюзию независимости. Познавая.природу, ставя сабе на службу ее счлк и ресурса, человек, в известной мере, становится "господином" природа, что в дальнейшем проявляется в неадекватном к лей стчосеныи
Аак в сознание человека формирувтся ложные стереотипы о "господстве" его над природой и, поскольку она удовлетворяет все возрастайте потребности общества, - о неясчерпаемости ез богауств.
бдительное врем практика взашодзйотвия общества и природа нз вступала з шэдаоэ противоречие с ьтяки иллюзорными предстаьлв-
Сз
нияш. Действительно, все больше используя природные ресурсы в своих цкдях, человек не сталкивается с негативными последствиями своей деятельности в глобашьнкх масштабах. Природа длительное время сама справляется с негативными моментами прародопреобразущей деятельности общ«?етза.
Ко современный ятая взаимоотношений ^евду обществом и природой
-з-
оо всей очевидностью засвидетельствовал неправомерность и иллюзорность представлений о "господстве" человека над природой и ее неисчерпаемости.
Таким образом,одной из важнейших причин кризисных явления в сфере взаимодействия общества я природы дзилосъ резкое несоответот-Епе представлений л взглядов на возможности природы и еэ реалыш-ки потенциями. Псирододреобразущая деятельность общества развивалась темпами значительно более быстрыми чем отражающее ее общественное создание. Последнее, следовательно, на мстло отразить эту деятельность я ее последствия адекватным образом,
Совершенно очевидным становятся тот факт, что решение современной экологической проблемы невозможно без ликвидации глубокого разрыва между устаревшими воззрениями на природу и севремзкнсй практикой ее преобразования.
Важнейшую роль в атом призвано сыграть находящееся в стадии-становления экологическое сознание.
Роль экологического сознания в процессе оптимизации взаимодействия общества и природы определяется вез возрастающей ролью субъективного фактора в историческом процессе. Успешная реализация научяо-техкпчэсчмх проектов реыенкя экологической проблемы возможна лиггь в том случае, если человек осознает объективную нэобтоди-яоеть рацяокалъного отношения к природе. С этой точки зрения .аколо-гичэское сознание выступает л качос-тве субъективного фактора провеса оптимизации.
Сказанное визе обуславливает и раскрывает актуальность и прак-ричосяугс значимость исследования роли экологического сознания л шрешении обостривлзтся противоречн.1 во взаимодз^отата о бсзост за [ природа.
Отет.ень разработанности птаблзуы. В современной теософской а специальной научной литературе нашла свое отражение различные аспекты проблемы взаимодействия общества и природы.
Особенно Солъшоь вникание уде.:яетг;н общетеоретическое аньдагу указанной проблемы, исследован,то комплекса пшчьн дстергллчщовьз-ццл современную ьколо.лг:сскуэ проблему.
Но преоде чем анализировать,современное состояние исехздора-нйя рассматриваемой проблемы, следует назвать ум ученого, чьи ра-, боты приобрела сегодня необычайную актуальность. Это - В.И-Вернадский. •
¿.И.Вернадский ол^ип из первых уьидел опасности неконтролируемой деятельности общества ~ преобразованги природы, особенно учитывая всй возрастайте масштабы и интенсивность этой деятельности. Он же ламеткл основные направления превращения стихл^нн;: процессов в преобразовании природы в-процессы оргакгооваьные соответственно шж:'.ц*шеы гуманизма, наиболее отгечащи.'. человеческой сущности. '
«1з современны* советских ученых об^етеоретьческте проблемам Л5аы..здействия общества и природы посвящены работы З.В.Гирусова, А.А.ГорелоРв, В.Б.Загладкна, Б.П.Казю.чееЕа, П.Н.Ктсслеьа, Г'.Д.Лап-тева, 1!.Я.Лемешева, Е.А.Лооя, И.М.Макэдоза, К.Ф.Тарасэнко, ¿.К.Федорова, :;,Т.4ролоьа, О.п.Лницкого, А.Л.Ячшьна г многих других.
Достаточно шюоко представлена дачная проблзглтитсл в работах зарубежны-,; ученых - Э.Гартнера. К.Дорста, У.О.Дугласа, Б.Коммонера, Ю.лдуми, А.ПеччйИ, Г.Парсинса. ¿.Сен-марка, РЛ.Смита, Я.Тичберге-' на и др.
В последние гоны большой интересе проявляется и к отдельным аспекта.: \шогогранной иробпемы взаимодействуя общества и природы.
Поскольку (тапо очевидном, что нродо яяонис цреаде^ практики
/
в отношении природы губительно но только для последней, но и для всш'о человечества, наука все чаще обращается к проблеме огтими-згцш их взаимодействия, поиску таких форм и методов преобразована природы, которые на нарушали бы гом-зостазиса, т.ь. предельных значений возможностей природы.
В сэзетской научной литературе этот аспект проблемы не нашел достаточно поллого решения, являясь по суиестау дискуссионным. В частности споры вызывает само определение понятия "отимизацдя", какоз состояние системы "обтзетьо - природа" считать оптимальным.
С другой стороны идет активны? поиск путой достижения наиболее приемлемого соотношения во взаимодействии мозду общестьсм и природой.
Среди отечественных исследователей этот аспект грсблемы получил отражение в работах A.A.Александрова, Г.С.Батищера1 И.П.Гера-сисюва, Н.Н.Моисеэва, Н.Б.Новика, Н.Ф.Реймерса, С. Н. Смирне за, А.И.Тарко, А.Д.Урсула, Н.П.Федсренко и др.
Б последние годы внимание ученых, кроме вышеуказанных проблем, привлекают вопросы сяязэнныз « перестройкой самого субъекта ириро-допраобразущей центедьности -'ч?лсьека, его отношения к природа. Зсэ чаце г казной литературе ыояно. вс грзтд-гь тапае понятия как "экологическое сознание", "экологизация соснслся", "экологическая этика" и т.п.
Поскольку реферируемая работа пеекдщепа сущности ^кологичве.кс-j.0 сознанкл, его роли в процессе очтимичагиц взаимодействия общества а природы, имеет смысл остановиться на состоянии исслздовакял кухню его.
Необходимость Армирования экологического сознания; у оолъшжчст-еч '«следователей не вызывает соыьанчя. Однако по болэз чаХячм вопросам данной проблемы возникают споры.
Г
Особекно дискуссионным является вопрос о статусе экологического сознания в структура общественного созкапия.
Некоторые исследователи рассматривает экологическое сознание в качестве самостоятельной формы общественного сознания." Однако такой подход встречает возражения со стороны ряда других авторов, прекде всего на том основании, что экологическое сознание пронизывает все формы общественного сознания и, следовательно, из может
р
ш.етендовать на статус отдельной его форма.
Вторым вамым аспектом,треоувдим дальнейшего исследования, является вопрос о путях формирования экологического сознания. Конкретные направления становления экологического сознания в научной литературе представлены явно недостаточно. Нэкотороэ исключение сос-таышэ? вопросы экологического воспитания к.образования, получившие достаточно обпирнуа литературу, особенно в последние годы.
1 См.:Платонов Г.В. Оптимизация отношения общества к природе и некоторые вопросы $ор;.2!рсв?.1шч экологического сознания. //"Веста. Моск. ун-та. - Сер. 7."Филосо$ия". - 1SS6. - И. - С.35-44.$ Смирнов Г.С. О соотношении понята? "зкологчческое сознание" и "экологизация обдесгвекного сознания". // Сознание и диалектика познавательной деятельности. - Иваново. - 1984.- С.137-14S.
~ Ci:.: Кочергзн А.Н. ,£ароаиака Э.Р, Системны! подход и экологическое сознание. //' Система "общество - природа": проблемы и перепек-, тивы. - М.,1983. - С.131-137,
о
Ом.:Проблемы природоохранного образования и воспитания. 15.,1882.; Природоохранное воспитание и образование.- k. ,1983.; Современная экологическая ситуация ь высшая икола./'"етододгкческие аспактц/, - ; 1983.; Галеова A.M., Курок МЛ. Партийная учеба и экологич ческое воспитание. -- К. ,1985.; Материалы Межправительственной конференции по образованию в области охружащзй среды. 14-26 ок-т-оря 1977 г., г.Тбилиси. - Ii.-1979.; Мяровозренческая культура личности. - К.,1936. и т.д.
Ео экологическое воспитание и образование хотя и играют важную роль в формировании экологической) сознания, но отнюдь й& язчаринващуз-
Нгкэчец, нашенее ргзр&ботагнш является зопрос о роли экологического сознания ь онтпмчзации взаимодействия общэотха л природы. Нзкстсрье аспэктч этой проблемы разработаны в отделт.пых статьях З.З.Гируссва я Г.Ь,Платонова. Опдаг.о далъчвйайе исследования в этом направлении представляются оправ дан днг,и. В частности тгебзетсн исследование футекций экологического созгаш'я ь процессе оптимизация, его влияния ^различные'сферы-жизрелеятелькоста-обтества..
йсе вшесказанпое к определяет инаересс ? кеслёдзгании данной проблэмы, ;
Цр;г0 л задачи исследования. Основная цель работы закачается в следующем: учитывая, что оптшисация взаимодействия общества и природу явчяегся.объекгязной необходимостью соврмивнкога этапа облиственного развития автором предпринимается попытка исследования одного из важка&зпх Лекторов сит'ялизадяа - ¡»««отачзокого сознания» его сущности и фунг-гли: ь пассматркваемом'процессе.
Не крэтандуя на всестороннее л яс-черкнзаздее уасюьтяа данной проблем, автор ставит перед собой сладуздка зедачк:
о - показать объектзвпуо обусловгекость.формирпвания акологичео-кого создания характессм и а'нздзяаиккя взаимодействия общества и природы на современном этапе;
- поскольку различные исторические, этапы взашод&йствпл общества и протоны характеризуется яотлрячесна обуслсвлзной иистгмоЗ
зз-.лядов на прчроду, в -гоч -подо шезс<гс ьолатольпоо значогие для пгпродопреобр^зуклей практики, следует разграничить ^ти ктляяы я о.олог'ячесхоа созна.-шо;
- нлкагзть, что прочесе с 1-ановления экологического созкакяя
'-.с ':о,т.ст стихаЙшы. ;>лрстав - с.то цолбпелраьлечь2, лхткгн:^,
г-О—
а •
требующий значительных усилий со стороны обшества прспесс;
- поскольку формирование экологического сознания не может осуществляться стихийно, возникает потребность з исследовать основных путей достижения искомого результата, т.е, становления зкологичес:;ого сознанкя;
- исследование влияния экологического сознания на процесс оп-тлмяз&цик взаимодействия общества и природы предполагает выясаеппе Еопрсса о ток, какое состояние этого взаимодействия является олти-, мальнш;
- проанализировать функции и механизм влияния йкологечэокого сознания на лроь.есс одтяклзациа.
Методологическую и теоретическую основу дам написания работы составили прокззедзнрк ялассакоЕ ¿артоизма-ленкнльма К.каркса, Ф.Энгельса. В,И,Ленина, документы КПСС и Советского правительства, труда руководителей Ког -лунисггчэской партии Советского Союза и Советского государства.
При ншшсенЕЗ диссертационного исследования автор широко использовал работы советских ученых, а такие произведения зарубежных исследователей, посвященные проблеме взаимодействия общества и природы.
Научная новизна диссертационной работы заключается в более полном освещении основных аспектов проблемы становления экологического создания, его сущности и влияния па процесс оптимизации взажодействия общества и природы.
Диссертация содержит следующие злементы научной новизны:
- становление экологического сознания показано как закономерный процесс, обуоловленый современный состоянием и -.гепденщщмл развитая взаотоотношеньй медду обществом и природой:
- показано качестЕзнноэ оялатио экологического созаания от • теоретического и практического отношения к вргродо на предыдущих ■этапах исторического процесса;
- обоснован еьзод о том, что оптимизация взаишдайствая общества к природы возможна линь как комплекс мер б различных сферах «иэ-нз общества, в том числа необходима перестройка самого человека как субъекта цриродопреобразузоцзй деятельности;
- исследованы основные функции, .зколс-гпческого сознания в процессе оптимизация взаимодействия общества и природы;
- проанализировано влияние экологического сознания ка систем потребностей, становление экологически разумных потребностей.
Научно-практическая знзчимостъ работы ссстоит в тем, что в ней углубляются теоретические представления о понятии "экологическое ссзнаняе", анализируется с-сдзржание этого шглтпя, определяется его место в системе общественного сознания. Исследуется влияние экологического сознания па решение одной из важнейших проблем современности - экологической проблемы. Материалы дчссэр-таьяошэдго исследования могут быть использованы в практической дзятелььости партийных, государственных я общественных оргачиза-ций при разработка социа-овнкх программ по охране округапявй" сроды, в црспессо экологического воспитания и обралованул, а.такжо при изучении ст/дснтачи ряда тег курса исторического матприализка.( я система партийного к комсомольскпго дуоезеления,-
Апообянта работы. Результаты исследования обсуядалзсь на заседании катедри диалектического я исторического маториааазма фидосо^о-когс фнку.иътета К;:езск0Х'0 гэсуялверситпта,' били прадстазленк на Респуоляглнсксй ппучно-яракткческой хгн^оренций " Социальная л творческая ажгавнеета молодежи з современном мире". г.Касз, 3-1 дакгорл 1987 года.
Сгртктура исследования.Диссертация состоят из введения,' двух глэз, зачлзочэнал. а. списке использованной литературы.
ОСНОШШ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТА.
Рэ взег.шши автор обосновывает актуальность тзмн исследования, анализирует степень псоледованкости проблемы,- определяет цель и задачи дасоертации, указывает научкук новизну, теоретическую п практическую значимость работы.
Глава поргая - "Форларованге экологического сознания как за-лономериость современное гтала взачмодейства. общества и природы" -- состоит дз трех параграфов.
В первом параграфе - "Современная экологическая проблема и ее отражение в общественном сознаний" - анализируются причины к хррак-тер соррененно£ экологической ситуации, а также изменения в общественном познании происходящие под влиянием ■ ьадЕкх-ащейся экологической катастрофы.
Извостно, что причина обострения противоречий во ззаиъюдейс-.т-вш! ооществэ е природы на современном этапе кроются б различных сЛерах жизнедеятельности общества. Это причины социально-экономического характера, политические, причины связанные с научно-техническим прогрессом общества и т.п, Однако^ при всей значимости эттх причин, нельзя не учитывать и совокупность факторов кроащхся в сфере духовно"! уезни общества, сказавших замзтнпе влияние на обосг-рзние ньгьтивних явлений ? исследуемой сфере взаимодействия общества и природа.
Ца:ц;не, которым» располагает наука свидетельствует, что ггтг^.нче. результата возделстнчя человека за прдроду обнаруживаются на прот.кйенй ьсе^ йстотиш ¿х взаимодействия. Однако адекватного чтр^нил р сФгро ооп1,ествень'ого сознания эти явления не получала.
Более того в сознании человека формировались иллюзорные представления, ртдавдиэ ярко негативное для нрироцопреоОразуиьей практики соавр-тлние, о"господстве"человека над природой,'. безграничности п неисчерпаемости возможностей последней. - -
I '
Автор объясняет этот феномен оледувдлмк обстоятэи.ствагл: во-первых, последствия природопреобразушей. деятельности общества в каедыи данный моглент ре даны с эмпирической очевидность». лахое-то время, они носят скрытый характер, а,следовательно, но инзк?а-эт особого беспокойства у человека: . .
во-вторых, вплоть до последнего времена негатявнев пдоякзе общества на природу нэ нарушало способностей ее к рвгеяорацкя. Природа, с помощью естественных механизмов саморегуляции, состахочне ус-пеи--но справлялась с негативны;/.!* моментами человочесдеЯ. пр;г10допреоб-расушей деятельности. Таким образом, противоречия мезду 'обществом и природой не достигали степени, коще/кта. ■ •
В силу вышеуказанных причин ззаккоотноагензя прчродк и общества длительное -рсмя не вызывали беспокойства, не воснрлнжолись з острой форме как экологическая проблем, основным содержанием которой является группа противоречий достигших степени конфликта и требующих действенного вмешательства общества дач их разрешения.
В настоящее Еремя положение коренным образок чз.гбнклось. Антропогенное давление ка природу достигло небывалого уровня, а ее возможноста к саморегуляции и регенерации остались на тем не, сложившемся в процессе естественной эвелвдия, уровне, ко юрыл не позволяет справиться с дисгармонией вносимой человеком. Эмпирически очевидной становится угроза экологической катастрофы в глобальных масштабах.
Вышеназваными обстоятельствами козлю объяснить тот факт, чго последние годы в общественном сознании происходят существенные изменения во взглядах на природу, ее возможности и потребности. •
Есть сснования констатировать своего рода переоценку ценностей в нашем отношении к природе. Осознается ставший очевидным факт, что природопреобразупцая.практика общества не может продолжаться пс старому. Особенно важную роль в этом плане играют наука, литература и искусство, деятельность общественных организаций по охране окружающей среды.
■Второй пграграЪ 1-й главы - "Сущность теологического созпакля"-- посвящен анализу предпосылок становления экологического срзчавкя, ею сущности и месте в системе общественного сознания.
Исследуя генезис взаимоотношений общества и природы автор при' ходит к зызэду, что становление экологического сознания возможно только на -современном этапе. Рациональные моменты в отношении общества к природе н&блюдаящиеся в прошлом не могут рассматриваться ; в качестве экологического сознания в силу следующих причин: вс-паэ-вх:,человек проявлял заботу с природе в силу преимущественно утилитарных соображений, охране'подлежали только те еа компонента, которые имели прноритатно9 значение для кизнедеятачькооти общества; во-вторых, появление экологического сознания в прошлом не диктовалось практической необходимостью так как угрозы экологического кря-* зиса в глобальных масштабах не существовало, а, как известно, появление тех или иных'теорий, идей, взглядов всегда опосредовано ¡фактической потребностью.
Экологическое сознание предполагает отражение и рационалыюэ с?'!оизн'1е я природе в ео целостности, независимо от утилитарных иктерессг.в общества, осознанно ео ейнкости кал самоценности, а ке просто как средства для удовлетворения материальных потребностей человека.
По мнению автора реальные предпосылки сшювлэнпч экологического сознания возтааишт только в социалистическом общества.
Гассматривая дискуссионный вопрос о статуса экологического со знания автор делает 5ягод о том, что его можка рассматривать как форму общественного сознания 'находящуюся з стадии формирования. Такой зевод делается на основании анализа гкологического сознания • под углом зрчния тех критериев на основании которых то плит иное образование общественного сознания выдол-Затся з отдельную ого форму» ' ■
Содержание экологического-сознания весьма многогранно. Оно органически включает в себя как закономерности взаимодействия общества и природы так и различного рода эмпирические знания, взгляды и традиция той зла иной культуры, имеющие важное экологическое значение. Учитывая специфику объекта отражения, его определяющее значение для развития человеческого общества, экологическое сознание не может не вчлпчать в свое содеряшша также ценностной комеят в отношении к природе, 'систему регулятивных принципов нравственного характера.
В диссертации дается следующее определение экологического сознания: Экологическое сознание - это форма общественного сознанся содержанием которой является соьокупнссть теорШ1,идей, взглядов, отражавши экологическую сторону общественного бытия, а также система регулятизннх принципов и норм поведения направлены^: на достижение оптимального состояния системы "общество - природа",
3 третьем параграфе 1-й главы - "Пути формирования экологического сознания" - рассматривается основные направления становления экологического сознания.
Одной из особенностей становления экологического сознания является то, что оно не может сформироваться стихийно, без активных, целезаправлекых усилий со стороны общества. Преодоление тех негативных, иллюзорных взглядов на природу, которые утвердились в
о^цествешюм созчашш и которые являются одной из важных причин н-заД'екватного отношения человека к природе, ваетый, но но едлнствен-нчй фактор опредоляпвд!! необходимость целенацравленого формирования экологического сознания.. Ва'кное значение в этом отношении играи? таим • оос гоятельства как динамичный характер современной экологи-чз'жо"'; си'гуадки, требуддей своего решэкмя в ближайшее время; наоб-ходкость вооружения человека системой экологических знаний и.т.н. Наконец, экологическое сознание призвано выполнять ео многом необычную ^ункщьо: ограничить в определенной степени природоцрообразу:о-нуэ деятельность общества разумными раками.
формирование экологического сознания следует рассматривать в тесной взаимосвязи с проблемой коммунистического воспитания личности, с необходимостью активизации человеческого фактора и рядом других вопросов. Становление всесторонне развитой, целостной личности в наше время невозможно без воспитания в чаловэда установок па бережное отношение к природа. В,¿том отношении этчогаческкй момент должен г'качестве необходимого присутствовать 2 той системе характеристик и качеотз человека с наличием которой мы связываем становление социалистического .типа личности,
. С этой тота! зрения одним из основных нзяргзлэний фоаддрова-ниа экологического сознания выступай? экологическое воспиташь и образование призванные сформировать у человека отноиеняз ч природе как к целостности, как универсальной сущности, оказшзашей плкянге па ьсе сторону гизкедеят&льиоотч как отдельного индовяда, так и общества в целом. . '
Рторьг.с вгжнеашшл направлением достижения лакаемого результата яьлкатся литература и искусство. Важное значзпиэ псследпиг определяется /х спзчяфико?., особенно сильным влиянием ка э."л-лу;:инзлькутз стеру человеческого согааг.^к.
-15. Средства массовой информации также долкш* сыграть важную роль в становлении экологического сознашш. 11х значение определяется тем местом, которое они занимают в жизнедеятельности современного человека. Массовость аудитории, доступность каждому, популярное изложение проблем экологического характера - вот преимущества этих средств з формировании экологического сознания.
Наконец, в становления экологического сознанья ваяне&вдо роль ::грает наука.
Экологическое воспитание к образование, литература л иокусстно, средства массовой икЗкэрмации выступают в качество своего рода г оре-даточного кехачизка экологических зпакгй -кг уровень «асссьогб сознания, превращения их в уб<з:-дан»я. Но поскольку объект:шнко унандя о законах природы, взаимодействии общества я природы - лр/оритэт науки, -постольку ей принадлежит важное место в дошгсрэваидо экологического сознания. Ке случайно в .настоящее время в науке прокохо-дпт процесс, палучшкай наевшие "экологазаиЕЯ науки"♦ вуацкттья которого является решительный поворот в научных исследованиях, в направлении регешм экологических проблем.
Вторая глава диссертации "Роль экологического сознания в • оптимизации взаимодействия обааства я природы" - состоит из трех параграфов. •
Первый параграф 2-й главы - "Теоретические проблемы оптпмлза-дак взеазлодейстзля общества и природы" -.посвящен анализу вопросов касающихся понятия "оптимизация", а также осксвглж условий достсу.е-ния оптимального состояния во взаимодействуя общества я.природы.
Поскольку природа з настоящее время не мо*ет самостоятельно справиться с негативными последствиями человеческой деятельности на повестку дня поставлен вопрос о необходимости принятия срочных мер для достижения наиболее рационального взаимоотношения мезду
Об;П0ОТВОМ И'Природой.
Ачтор анализирует две взаимоисключающие азьтсрнатизн вьгсодп из экологического кризиса. Первая из них заключается в отказе от &а-иосваяий цивилизации, переходе к собирательству и другьм архаичны;,! формам отношения к природе. Вторая - за/лека оиосферы искусственно созданными техническими комплексами.
Анып:з показывает,' что не одна из этих альтернатив не монет привести к успеху. Допуская практическую реатиззцию первой альтернативы мы приходим к врпзнанип полного приоритета природы ьзд человеком, ■ т.е. ч взглядам натурализма. Вторая альтррнатива - полное подчиненна ■ природы человеку, право последнего преобразовывать ее ке считаясь ни с чем.
Таким образов решение проблемы оптгмязации необходимо искать, ча путях"сотрудничества" общества и природа, где их развитие будет гармокичнкм, безграничное развитие общества ке будет вести к деградации природа.
¿.втор считает, что положительное решение рассматриваемой проблема органически включает в себя две позитивные альтернативы: тактическую и стратегическую. Первая альтернатива в'апечает в себя комплекс мероприятий, ксторце несут ь себе возможность частичного ре/тения экслогччеакоИ проблема. Важность роадизщли таких мероприятий в том, что они дают определенный пыигрыи во вред-ели,' чхо поз-вслягт найти средства п определить пути радикального рэиенчя экологической проблему.
Стратегическая альтернатгта должна ьклвчигь в. себя комплекс мер ьосволяащлх решить проблему оптимизации радикальным образом, ^лздует отметить, что реализация стратегической альтернат лек чево-з-гскьа «ео решения другой глобальаой проблема современности - .;рсбле-ми воГлн и ?/яра. Зто объясняется двумя объс/оятелчстьа;»Ц1:1/роалч<(ац;и1
рьсегклзанной альтернативы требует значительных материальных затрат с 2/,, сотрудничества всего мирового сообщества.
. Авт^ приходит к выводу, '1"*о оптимизация иэ мочет пониматься как раз и навсегда данное состояние системы "общество - привода". С этой точи: зрения оптимизацию мскно определить как нахогденне разумного соотношения мезду потребностью безграничного развития Г) общества и возможностями природы удовлетворить эту потебност}.
Редэниз проблемы оптимизации взаимодействуя общества и природы, наряду с объективными факторами, предполагает перестройку су- , бъвкта прародояреэбразувдей деятельности - человека. Этому аспекту проблема посвяшон Еторой параграф 2-й главк - "Экологическое сознание как субъективный фактор оптимизации Езапмсдайсчвия оо'цсства я природы".
Экологические сознание, как л общественное иозчагле з целом, обладает способность50 аят«изг?о влиять на общественное бытие е '^м числа а на с-Ьеру взаигоотнзшезий общество и природы.
Основное задачзй яколох'аческого сознания является переориентация человеческого мировоззрения. Раянзишм функциями зкологичес- ■ кого сознания в этом пооаессэ являются, по мнении автора, - гно- ' сеологическая и аксиологическая.
Выделение э^дх функций диктуется двумя соображениями. Ъо-пер-вых, человеку необходимы знания экологического характера. Без них преобразование природы будет носить стихийный характзр л, следовательно, ланеезт урон последней независимо от субъективных устремлений челозена. Но, с другой стороны, даже самые полные и точные знания не гарантируют рационального отнопения к природе. Они дохк-на функционировать в рамках определенной систем» ценностей, опосредующей превращение этих снаний в убеждения.
Таким образов, гносеологическая и аксиологическая функции экологического . сознания судегтвуат в неразрывной единстве и могут
.выполнит» свои роль только дополняя друг друга. Но это, естегтзйнн: не означает их идентичности, .поэтому автор анализирует каждую из них в отдельности.
Важность г н о с с о ло г лч & с ico ñ функции определяется значением эколо гических знэкий в предотвращении экологического кризиса. Особенно ваганзл представляется знание законов взаимодействия общества я природы. Учитывал сложный, комплексный характер этих законов можно сделать вывод, что их познание - задача целого комшекса наук как естественных,так к общественных. Такое взаимодействие наук необходимо в силу того, что функционирование и развитие системы "общество --. природа" детерминируется как естественными факторами,так и общест-геннчгли,
Аксиологическая функция экологического сознания состоит в формировании новой системы ценностей в отношении человека к природе. Природа должка рассматриваться'как самоценность, йезавиевко от утилитарных целей человека. По сути дела появилась острая необходимость распространения' тех ценностей нравственного характера, которые существует между членами социалистического общества на сферу взаимоотношений с природой."
Еаким образом,экологическое сознания, переориентируя мировое-, зрение людей способствует переходу от преимущественно стихийного'природопользования , которое в настоящее зреыя исчерпало себя, к природопользования основанному на знаниях законов взаимодействия общества и природы и "на новом нравственном отношении к последней.
Третий параграф 2-й главк - "Экологическое созиапм в формирование экологически разумных потребностей" - посвящен вопросу влияния экологячзског& сознания на рационализацию системы потребностей в экологическом аспекте. .
Современный этап взаимодействуя общества z природа со всей ■ очевидность» .показал, что гигантскими -темпами растущие потребности
чялозечествч вступают в противоречие с возможностями природы их удовлетворять. Удовлетворяя зачастую нерациональные потребности, человек ставит под угрозу главную свою потребность - потребность .глть и развиваться в качестве субъекта исторического процесса.
Известно, что социально-экономические Факторы играют вааауи роль з возникновении, распространении и удовлетворении те"/ шгл мш: потребностей.. Ко, с датой стороны, нельзя отрицать влияние на этот процесс и факторов вторичного характера, связанных о осознанием потребностей, ценностным отношением человека к тем или «ц-л потребностям. Следовательно, при определенных условиях потребность- могут ращюнзльнып образом регулироваться в соответствия с духокгам миром кндивкда или общества в излом. С этой точки зрения зколэгячзсглэ сознание способно оказать существенное влияние на '.апдоч-а.»ззаа!!а потребностей.
Очевидно, что в целях обеспечения сохранности природы, ее нормального йго-кпдонировзния, следует ограничить потребление тторааль-ных ресурсов. Однако если рэаяизадля этой идеи мояет быть достаточно одаектиЕной на межгосударственном уровне /напр. скотома догогорос регул^руадкх производство и использование вредных веществ, добычр еслэзных ископаемых и т.п./, то что касается потребления на ян/,градуальном уровне дело обстоит гораздо слокнее. Запрет на удовлетворение определенных потребностей ичдпвмда, исходящий со стороны общества, очевидно серьззных результатов не принесет, поскольку исходит извне, т.е. не является для данного индивида осознанна-, не воспринимается как объективная необходимость. Лругими словами, пока процесс регуляция потребностей на станет прерогативой самого человека отадать положительного результата в рассматриваемом вопросе вряд .га следует.
Таким образом,можно констатировать: экологическое сознание
саособьо оказывать решающее влияииэ на становление экологически • разумных потребностей.
В'заключении автор подводит итоги ¿¡сслэдоваляя, показывает научно-практическую значимость диссертационной работы.
Основное содержание работы нашло свое отражение в следуюдих публикациях автора:
1. Ьондаренко Б.И. ХХУ11 съезд КПСС о необходимости оптимизации взаимодействия человека и природа. // Проблемы философии. - Киев,1387, - Выя.73. - С.98-103.
Я. Тлндаренко В.И. К вопросу о сущности экологического создания. // Вестник Кизвского университета: Вопросы философских наук. - Киев,1989. - Вня.20. - С,68-73. /на ухр. языке/.
3. Кондаренко В.И. Мировоззренческие проблемы формирования, экологического сознания: теоретический и практический аспекта. // Проблемы философия. - Киев,1939. - Вып.79. -•• С.24-31. /В соавторстве/.
'
к ш-щтч Форма' /511'»
/5./¿>..Н'
Г (ф:>0
',..!•:•.!.:(;>« СЛ ПВО СИ.
0Г,Ы"4 ' И. .1.
-/¿Ю