автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Экологическое сознание - сущность и пути его формирования у молодежи

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Златанов, Благой Георгиев
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Автореферат по философии на тему 'Экологическое сознание - сущность и пути его формирования у молодежи'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Экологическое сознание - сущность и пути его формирования у молодежи"

На правах рукописи

ЗЛАТАНОВ Благой Георгиев

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ - СУЩНОСТЬ И ПУТИ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ У ШЛОДШ

Специальность 09.00.01 - Диалектический и исторический

материализм

Автореферат

диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук

На правах рукописи

ЗЛАТАНОВ Благой Георгиев

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ - СУЩНОСТЬ И ПУТИ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ У МОЛОДЕЖИ

Специальность 09.00.01 - Диалектический и исторический

материализм

Автореферат

диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук

Работа выполнена на кафедра философии Института молода на.

Научные руководители - доктор философских наук,

профессор ШЕУСОВ ЭЛ.

доктор философских наук, профессор ХОРИН И.С.

Официальные оппоненты - доктор философских наук,

профессор КОЧЕРПШ АД.

к ан да дат философских наук, доцент Г АЛЕША АЛ.

Вадушая организация - Московский государственный педагогический университет, кафедра философии.

Защита ооотсится "ц/ декабря 1991г. а 14 чао. 30 мин. на заседании специализированного совета по филооофоким наукам Д. 150.01.01 Института молодежи по адресу: г .Москва, ул. ¿кости 5/1, корп.З, аудитория 511.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки Института молодеет.

Автореферат разослан * ноября 1991 года.

Ученый секретарь специализированного совета

кандидат философских наук,

доцент п иМ" Т.С.Сулимова

Подписано в печать И .II .19Э1г._форма? 60x31 1116 Заказ Тираж НО вез. Инотитут молодеви.

ОНЦАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования".В настоящее время взаимодействие общества в природы представляет довольно сложный я противоречивый процесс, приводящий к ухудшению экологической обстановки.

Задахашиеся от смога города, перенасыщенная удобрениями и ядохимикатами почва, масштабные нарушения гидрологического режима на планете, прогрессирующее загрязнение источников пресной воды и атмосферного воздуха, Глобальное ухудшение санитарно-гигиенических условий существования человека и качества продуктов питания, образование над. Антарктидой "озоновой дыры" являются реальными факторами, сказывакпиыа ощутимое влияние на все сферы человеческой деятельности. Негативные изменения в среде нашего обитания приближаются к той критической отметке, за которой могут стать необратимыми и привести я разрушена биосферы, к утрате ее аизнаспособности.

Лавинообразное нарастание и обострение экологических проблем, их срапШЕание в глобальный экологический кризис, связанная с этим оревога мировой общественности заставили ученых всех стран вплотную заняться причинами разрушения окру вашей среды и поисками путей ее спасения.

Философское осмысление современной экологической ситуации и ее влияние на человеческое сознание, а также исследование специфики этого процесса является актуальной задачей дяя науки.

Выработка у отдельных индивидов, социальных и социально-дамографичосках грулп, всего общества сознательного, ответственного отношения я природе является важнейшим условием общественного прогресса. Особая роль в решении этой проблемыпринад-лежит молодеЕИ.

Учитывая , что молодое поколение в перспективе возьмет на себя всю полноту ответственности за сохранение природа, особое значение приобретает процесс формирования экологического сознания как условие решения жизненно важных проблем.

Этот вопрос представляется особенно ваяным, потому что от уровня экологической культуры а экологического сознания моло-даяи зависит решение экологических проблем сегодня и в будущем.

С т а п а н ь н а у ч н о й р а з р а б о т а н н о с II проблемы. В настоящее время проблемы взаимоотношения общества и природы активно иоследушся представителями различных надв.

В советской и зарубаяшой литературе подробно исследованы экологические проблемы, раскрывающие содержание современной экологической ситуации и ее особенности (Т.А.Абдалдаева,АД.Ал патьева, Д.Л.Арманда, В.Ф.Бартова, МЛ.БуД&шо, Э.В.Гирусова, Б.Б.Горизонтова, ВЛ.Казначеева, В.ДЛСомарона, И.Д.Лаптева, И. П. Лапта ва, В.А. Лося, И.Б.Новина, Г .В .Платонова, Н.Ф.Раймер-са, Е. К .Федорова, И.Т.Фролова, С.С.Шварца, а также П.Агасса, И.Дорста, П.Дювяньо, Р.Добо, Б.Комыонера, В.Леонтьева, А.Лень-ковой, Д.Медоуза, Ю.Одума, А.Печчаи, Р.Смита, Б.Уорд, И.Фратр! ча, Д.Эранфельда и др.). В философской литературе раскрыты структура и закономерности развития общественного сознания (Д.Гырдава, Д.И.Дубровского, А.К.УледоЕа, Б.АЛагина и др.), изучены вопросы становления экологического.сознания (ВЛ.Антонова, Д.Л.Арманда, Р.У.Биджиевой, Н.Г.Васильева, АЛ.Галеавой Э.В.Гирусова, С.И.Глазычава, А.К.£ирицкого, ТГ.О.Клхрина, А.Н.] чергина, И.Д.Ладтева, В.СЛшшцного, В.АЛавроцкого, АЛ.Огур цова, Л.Е.Хоруц, А.Г.Шавцова, Л.Ю.Шишиной, 0Л.Яницкого), а также задачи, формы и метода образования по вопросам окружаю-шей среда (в работах Д.М.Гвитиани, Н.А.Гладкова, АЛ.Захлеб-ного, Л.Д.Зверева, Б.ГЛоганзана , В.П.Казначеева, ЗДостова, ИЛ.Ладтева, Е.С.Сластатиной, А.К.Рустамова, В.А.Попова).

Особенности молодежи, ее специфика как социальн

демографической группы рассмотрены И.В.Бастукавым^Падой, Н.М.Блиновым, В.В.Бовкуном, В.Н.Борявом,С.Н.Иконяяковой, И.М. Ильинским, И.С.Коном, А.А.Козловым, В.Ф.Лавичевой, Е.Е.Левано вым, В.Т. Лисовским, Ю.П .Ожеговым,. С Л .Плак си ем, Э.Ф.Сааром, В Л .Столяровым, ШД.Титмой, В.А.Титовым, В Л.Чупровым.Ф.3.Шаре ги и другими.

В последние годы активно изучается одна из важных состш ляшах теории взаимоотношения общества и природа - экологичес кое сознание. Анализ взглядов _ авторов на проблемы экологич* кого сознания дозволяет выделить два главных направления в

подхода я изучению этого феномена. Одни исследователи сосредоточивают внимание на рассмотрении процессов экологизации общественного сознания, полагая, что в настоящее время нет достаточных оснований для анализа экологического сознания в качестве самостоятельной формы.

Другие авторы стремятся обосновать возможность выделения относительно самостоятельной экологической фзрмы сознания.

Диссертант полагает, что а настоящему временя сложялиоь необходимые предаосылки для анализа экологического сознания как относительно самостоятельного духовного феномена. Однако семи эти предпосылки изучены eme недостаточно. Так, исследование объекта отракения экологического сознания, то есть социально-экологических отношений - одного из важнейших оснований выделения данного духовного феномена п качестве относительно самостоятельной формы общественного сознания - находится лишь в зачаточюм состоянии. Для■адекватного понимания природа экологического сознания необходимо всестороннее исследование сущности социально-экологических отношений.

До недавнего времени экологическое сознание рассматривалось преимуществаняо как нерасчлененное целое. В 80-х годах появились первые работы, анализирушаа структуру этого духовного образования. Отдавая должное Екладу исследователей в разработку структуры экологического сознания, следует отметить,что ыногие вопросы этой сложной проблема я настоящему времени изучены недостаточно. Предоставляется необходимым углубить понимание структуры экологического сознания с позиций гносеологичоо-дого и социологического подходов. В данном контексте ванное значение имеет исследование обыденного и теоретического экологического сознания. Необходимо выяснить такав место экологической деятельности, экологических потребностей и интересов, социально-эяодогачесяого идеала в структура экологического сознания.

Отсутствие единого подхода а организации экологического образования в воспитания, а такке специальных работ, раскрывающая особенности формирования экологического сознания молодежи в современных условиях, создает серьезные трудности на пути изменения сукествушзй практика природопользования и реализация экологической полатакз государства.

Исходя ив актуальности выбранной темы и недостаточной ее разработанности, диссертант выдвигает основной далью своего исследования анализ сущности экологического сознания и особенностей его формирования у молодежи в современных условиях.

Осношшо задачи исследования:

- проанализировать генезис экологического сознания в ходе естественного исторического процесса взаимодействия обшества и природы;

- раскрыть сущность экологического сознания, его сзрукту-ру и функции;

- дать теоретико-методологический анализ места .экологического сознания в структуре общественного сознания;

- исследовать социально-психологические особенности молоде-би как субъекта экологического сознания;

- показать роль социальных институтов1 в процессе формирования экологического сознания молодежи в современных условиях;

- разработать практические рекомендации по перестройке организационной, учабно-методаческой, информационно-пропагандистской и воспитательной работы, направленной на формирование и развитие экологического сознания молодежи.

Теоретической и методологической основой исследования являются дя-алактико-матариалистическая философия, ее теоретические положения о взаимодайствии общества и природа, учение В Л.Вернадского о пароходе биосферы в ноосферу, правительственные документы по вопросам охраны природы и рационального использования природных ресурсов, материалы и документы политических партий и ДЕи;ха:ш2.

В процесса исследования автор опирался на теоретические, методологические положения и вывода советских и зарубенных ученых, а такве на результаты конкретного социологического исследования "Молода аь и окруяалдая среда", проведанного.в IS88-IS89 годах. (Руководители..исследования д.ф.н. профессор Ю.П.Ошгов и к.ф.н. Е.В.Нлконорова).

Особую группу источников составляли материалы периодической печати.

Г

Научная новизна работы состоит в теоретико-методологическом исследовании сущности, моста и роли экологического сознания в системе общественного сознания, путай и особенностей его формирования у молодежи на современном этапе с учетом особенностей а тенденций развития современной экологической ситуации.

Конкретные элементы новизны диссертации заключаются н том, что в ней:

- предложен и реализован новый подход к рассмотрению сущности .содержания, структуры я функций экологачоского сознания;

- обосновано авторское понимание маета экологического ооз-нания а структура общественного создания;

- рассмотрен социальный механизм формирования экологического сознания у молодазя;

-предаояена модель государственно-общественной концепция экологического воспитания молодаша, практические рекомендации по совершенствованию экологической подготовки юношей и девушек.

Практическая значимость диссертации выражается в том, что теоретические выполи, конкретные рекомендации могут быть использованы в работе по перестройке экологического воспитания в учебных заведениях и трудовых коллективах в процессе преподавания общественных дисциплин в. ено-ших учебных заведениях, при подготовка учебных пособий по проблемам молодежи я охраны окружающей среды, а такш в деятельности средств массовой информации по формированию экологического сознания.

Структура диооергации. Работа состоят аз введения, трах разделов, заключения, списка литературы.

. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении дассертации обосновывается актуальность изучаемой темы, показывается степень ее научной разработанности, определяются цель и_задачи исследования, дается изложена а методологических основ работы, раскрывается научная по-

вазна и практическая значимость.

Первый раздел "Взаимоотношения "общества и природы" и их отрашниа в сознании людей" посвящен теоретическому анализу основных этапов взаимодействуя общества я природы, возникновения и развития экологического сознания.

Раскрывая сущность экологии как комплексной науки о законах взаимодействия организмов а их сообществ с окружающей средой, азтор сосредотачивает свое внимание на анализе социальной экологии, которгя азучаат закономерности развития социопрародных отношений, принципы и методы сначала оптимизации, а потом и гармонизации взаимодействия человечества и природной среда. Социальная экология интересуется ограничениями, налагаемыми на развитие общества со стороны природных условий и тем, каковы воз-моиноста преодоления таких ограничений людьми. В связи с этим в разделе рассматриваются основные этапы разЕатия общества соответственно тому, как в процессе научно-технического и социального прогресса преодолевалась естественные ограничения природных факторов окружающей среды а телесной организации самого человека. Как бы ни развивались отношения людей с природой, в их основе Есегда лекит противоречие мезду там, что людям нузно а т ем, что есть в природа. Указанное противоречие можно назвать основным экологическим противоречием и постоянное, возникновение и разрешение его лекат в основе поступательного развития органического мара. До возникновения человека способы разрешения противоречия мз2Ду"потребным для организмов" а "данным в окружаще! среда" на аыходояа за определенные предали, оставались в рамках естественной регуляции природных процессов. Человек впервые, в процессе своего труда, нашел ноеый способ разрешения экологического противоречия: не путем приспособления к факторам природа своей внутренней структуры, а изменения природных явлений соответственно своим потребностям. Если раньше процессы обмана ваша ством и энергией шла чзрез тала участвовавших в этих процесса-систем и ограничивалась размерами самих талс то для человека налболеа сушастаенным стало далжзнае вартчства,, энергии„ а затем а информации на через его тало, а чарез средства труда. Вся история взаимодействия обшаства и природы рассматривается как ь

торяя последовательного снятия естественных ограничений в наращивании потоков вешества, энергии и информация от природной среды к обществу на основе эффективного использования знали Д. Взяв за основу такой подход , диссертант выделяет следующие этапы в развитии взаимоотношения людой с природой.

Первый этап - это переход к производству и применению орудий труда, которые сделали возможным скачок из мира животных в социальное состояние." Он связан с преодоланием естественных ограничений в использовании людьми вещества природы. Возмоиности человеческих конечностей были многократно усилены благодаря применению сначала готовых предметов природы, а затем искусственно изготовленных орудай труда. Это создало противоречие между возросшими возмозностями человека, его воздействием на природу и скромными возможностями естественных источников энергии: мускульная сила самого человека, домашних животных, а тая же сила ветра и палашей воды.

Второй этап связан о преодоланием естественных ограничений в использовании людьми'энергетических ресурсов природа. Существующее ограничение было снято путам перехода к искусственны!! источникам энергии, сначала паровым, затем электричоо-ким, а о недавних пор - атомным. Второй этап вошал в историю как одан из существенных моментов промшланной революции ХУП-ХУШвв. Промышленное производство резко ускорило техническое развитие общества, возросли тахпико-энергатичаские возможности производства, которые пришли в противоречие о ограниченными психическими возможностями человека я его способностью обеспечить управление усложнившейся техникой и всей совокупностью социальных процессов. Возникает необходимость в замене естественных информационных систем искусственными.

Третий крупный этап связан о переходом а искусственным способам переработки и использования информации. С середины Ив. началось широкое применение кибернетических средств, теши развития общества ускорились в несколько раз, роль научных знаний в развитии производства, в социальном управлении значительно возросла. Все эти общественные изменения, связанные о научно-технической революцией и'расширениа возмотаостай воз-

дайотЕия общества на природу породило новое ограничение - это ограниченные естественные возможности биосферы обеспечить возросшие в последнее время масштабы и темпы общественного развития. Возникло противоречие между внутренне безграничными искусственными возможностями развития общества и естественно-ограниченными возможностями биосферы.

Четвертый зтап связан со снятием нынешних экологических ограничений и переходом к искусственным средствам обеспечения всех природных условий существования людей вплоть до искусственных средств поддержания биосферного равновесия. Этот переход обозначается как "экологическая революция".,

Проследив поэтапно развитие взаимодействия природы и общества, можно вывести осношые закономерности этих этапов и их отражения в сознании людей.

Человек на первом этапе взаимодействия находился в определенной "гармонии" о природой, поскольку его жизнедеятельность не нарушала сущностных законов функшонлрованяя биогеоценозов. Такое единство отношения людей друг к другу и к природе находило отракенаа в сознании людей. Мифопоэтическое целостное отракениа локальных систем "человек - природа" о одной стороны выступает отраасеняем единства, с другой - содержит элементы иллюзорного овладения силами природа. Осознание своего отличия от чисто природных существ приходат в более позднее время.

С периода неолитической революции заканчивается процесс одностороннего елляния природы на социально-природную жизнь человека. Усиление влияния трудовой деятельности на природу характеризует процесс взаимообусловленности развития природы и общества, начало становления системы "природа - общество".

Средневековая теологическая концепция природа является шагом вперед по сравнение о воззрениями античных мыслителей, так как природа становится в подчиненное положение по отношению к богу и человеку.

Наряду с растущими возможностями общества в овладении природой растет а влияние природы на общественную жизнь. В

усялиЕаотамся процессе освобождения человека от действия стихийных сил природы наблюдается все более глубокое взаи'моврао-тание общества а природа как подсистем единой целостной системы. Этот процесс находит отражение в общественном сознании: во-первых, природа перестает выступать в основном как абстракция и начинает осознаваться как материальный субстрат общественной жизни, во-вторых, возникают а получают развитие метафизические концепции взаимоотношения прароды и общества.

Процесс обострения экологических противоречий связан со становлением единства функциональной системы "общество- природа" и с постеаенной гармонизацией взаимоотношения между компонентами этой системы.

Во в т о р о м разделе "Сущность экологического сознания и его место в структуре общественного сознания" исслэдуется сущность и содержание экологического сознания , обосновывается авторское по..;шание места экологического сознания в структура общественного сознания. Различные авторы рассматривают экологическое сознание как вид, как тип а как состояние общественного сознания. Несмотря на различие этих взглядов, все они характеризуют один и тот же феномен экологизации сознания на различных стадиях его развитая. В процессе анализа понятия делается вывод о аго поли-семантичноста. Диссертантом предлагается понимать под экологическим сознанием специфическую форму общественного сознания, как это делает большинство исследователей данного вопроса.

В многомерной картине реальности, создаваемой общественный сознанием, экологическое сознание дает адеальноа, эмоциональное и теоретическое воспроазведенае области соцаопрародного взаимодействия. Оно основывается на обшестЕенно-экологических отношениях, Еыражает социально-экологичаские интересы обшаства и других социальных субъектов деятельности по использованию и преобразованию природы, обуславливает познание закономерностей существования природных объектов как системных образований д их взаимодействия с другими системами - социумом. На этой основе вырабатываются экологаческие императивы, с помощью которых оце-

нивается я регулируется практическое , теоретическое и духоеяо-практаческое освоение человеком природы.

Экологическое сознание удовлетворяет главным признакам ос5— шостеонного сознания: во-первых, имает свой предает отражения -процессы взаимодействия общества и природы, во-вторых, специфический способ отракания, заключавшийся в интагративности отражения экологической среды, в-третьах, экологическое сознание выполняет вашую социальную функцию сохранения, зашиты, восстановления природной сроды, рационального использования природных ресурсов, в-четЕартых, таено связано с базисом общества я способом производства в целом, т.е. воздействует на производительные силы и производственные отношения.

Раскрывая сущность и содоржание объекта экологического сознания диссертант осуществляет анализ понятия экологические отношения и приходит к выводу о правомерности выделения в структуре общественных отношений относительно самостоятельного вида - социально-экологических отношений. Возникновение этих отношений связано с наличием определенных условий, детерминирующих экологическую ситуацию кан особую форму связа.между субъектом п объектом. Такие условия, по мнению автора, возникают лишь на определенной ступени развития обшестЕа и природа, характаризушайся способностью человека отличать себя от остальной природа посри детвой создания орудий труда.

В диссертации делается еывод и о том,что социально-экологические отношения складываются в объективной реальности и пр-здетавляат собой необходимое услоЕие существования и развития общества. Это отношение мзаду людьми в процасое их деятельности по обеспечению оптимальных условий функционирования системы "общество - природа".

В диссертация подчеркивается, что ключом к пониманию процесса формирования социально-экологичаоких отношений выступает экологическая деятельность. Содержательное определение эко-отношзний невозможно в отрыве от экологической деятельности людей, так как последняя выступает реальным бытием этих отношений

Наряду с экологической деятельностью большое влияние на формирование экоотношений оказывают экологические потребности.

Под экологической потребностью понимается нузда общества в поддержании необходимых природных условий для его нормального функционирования. Экологические потребности Еыступают основой, источником существования и развития экологической деятольнос-.ти. По мнению автора, механизм формирования социально-экономических отношений можно представить следующим образ ом: у общества возникает экологическая потребность, для ее удовлетворения развертывается экологическая.деятельность, по поводу которой ыекду людьми складываются соответствующие экоотношения. Выступая формой экологической деятельности людей, социально-экологические отношения являются источником и осноеой экологического сознания. Иными словами, содержание экологического сознания определяется объектом отражения, то есть экологической ситуацией и социально-экологическими отношениями людей.

Раскрывая объект экологического сознания, автор анализирует специфику способа отражения.

В диссертации акцентируется внимание прежде всего на видах яозх!ания а уровнях отраканая экологической раальноста. В зависимости от глубины а степени истинности познания социально-экологических отношений формируются два вида экологического сознания: обыденное и теоретическое, и два их уровня: социально-психологический и идеологический.

Для обыденного экологического сознания характерна преимущественно ограниченная трактовка экологической ситуации, которая не позволяет ему вскрыть сущность соцаально-экологичес-ках отношений. В процессе становления обыденного экологического сознания важная роль принадлежат социально-психологическому фактору,, который представляет совокупность чувств , эмоций, настроений, сопровождающих различные формы экономической деятельности а вырапалдих отношение людей к экологической ситуацаа.

В диссертации отмечается, что обыденное экологическое сознание недостаточно для экологически обоснованной деятельности человека. Поэтому в процессе развдтля общества а обострения экологических проблем возникает потребность в формировании теоретического вида экодоваяаского сознания. Специфика его

ооотоит а том, что отраваниа экологической ситуации и социально-эк ологичоских отношений происходит в форме-экологической теории. В последние годы много шимания уделяется теоретическому исследованию экологических проблем, которое привело к возникновению нобой научной дисциплины - социальной экологии.

В работа исследуется не только специфика обыденного и теоретического энологичаского сознания, но я раскрывается я их диалектическая взаимосвязь.

Содержание экологичаского сознания раскрывается в полной маре при анализа аго социальных функций. В работе анализируются познавательная, регулятивная и мировоззраяческай функция экологического сознания.

При характеристика познавательной функции основное внимание акцентируется на том,как функционирует экологическое сознание в качестве одной из форм социального познания. Реализуется данная функция в процесса научной деятельности определенного круга специалистов, разрабатывающих основы теории взаимоотношения общества - природы, которая впоследствии становится достоянием широких народных масс. На ограничивается лишь областью научной деятельности. Она охватывает и область обыденного экологического познания.

Ванную роль выполняет регулятивная функция экологичаского сознания. Экологическое сознание посредством законов, норм и правил регулирует социально-экологические отношения. Таким образом, регулятивная функция содействует поддержанию относительной стабильности и динамичности в системе "общество- природа". По мере возрастания противоречий во взаимоотношении общества и природы эначание регулятивной функции возрастает.

Мировоззренческая функция экологического сознания связана о экологизацией мировоззрения и выполняет задачу духовно-практического освоения природы с целью создания функционирующей под контролем человека системы "общество-природа".

Экологическая составляющая мировоззрения включает наряду о теоретическими знаниями о законах взаимодзйствия природы и общества эмоциональные и ценновтные установки общества и личности в восприятии природы, которые основываются на преломлении

личностью содержания различных форм общественного сознания, в то(/ числа а экологической. •'

Раскрывая экологизацию сознания в гносеологическом плана, автор показывает постепенное превращение экологического знания и экологических чувств в экологическую форму общественного сознания а постоянное воздействие экологического сознания на все остальные формы общественного сознания, на общественное сознание в целом, на науку.

Экологизация сознания - это неосознанные и сознательные, стихийные и организованные изменения чувств, привычного стиля мышления, знаний, традиционных взглядов , идей, целей, нор* оценок, идеалов, принципов, убеждений; изменения на социально-псахологичаском я идеологическом уровнях, в обыденном а теоретическом индивидуальном а общественном сознанаи, направлены на оптимизацию взаимо^йствая общества а природы.

Автор исследует некоторые аспекты экологизации экономического, политического, правового, нравственного, эстетического, философского сознаная, применяет категорию "состояние общественного сознания", которая помогает зафиксировать изменчивое, мнамичноа положение экологического сознаная в структура общественного сознаная.

В третьем раздела "Пути формирования экологического сознания у молодежи" дается характеристика молодели как субъектаэкологического сознания, рассматриваются различные аспекты его формирования. Сущность молодости как периода жизни человека состоит в переходе от детства к "взрослости". Диапазон ее возрастных границ обусловлен сроками, необходимыми для вхоз-дения в пору зрелости и снятая молодежного социального качества. Этот диапазон весьма подвижен а зависит от конкретно-исторической ситуации, в которой молодые люди распредаечинаат для себя общественные отношения. Как и другие социально-демографические группы молодежь может быть охарактеризована по особой, только ай присущей роли в воспроизводстве общественных отношения а специфическому месту в ах системе. Категория "молодежь" содержит в себа высокую степень абстрактности. Использование этой категории необходимо для изучения того общего, 'что прасуша лв-

дям данной возрастной группы. При этом автор учитывает,что нес мотря на возрастную общность в молодежной среде, в'силу ее диФЗ ренцированности, различий в общественном лолоясайии молодых людей, их участии в трудовых и распределительных отношениях, совершенно по разному ощущается острота проблем взаимодействия общества и природы. Кроме того внутри границ молодежного возраста имеются такие этапы взросления личности, которые существенно отличакггся друг от друга с точки зрения восприятия экологической ситуации. Лменно в молодеаном возрасте.об-ротая статус субъектности, молодой человек имеет возможность активно включиться в социально-экологические отношения и использовать экологичаские средства для удовлетворения личных и общественных потребностей и интересов. Характер этой включенности и связанная с ним деятельность (или бездеятельность) молодого человека имеют Еасьма существенное значение для становления и формирования его экологического сознания.

. В диссертации рассматриваются да а пути формирования эколс гичаского сознания молодажи. Первый - стихийный, неосознанный, связанный с непосредственным отражением процессов взаимодействия общества и природы, на производстве, в быту. Второй путь - организованный, сознательный, возникаший в результата процесса воспитания и образования по вопросам окружашей среды. Стихийный путь формирования экологического сознания связан с осознанием экологических проблем среда обитания человека, местной экологической ситуации, к пониманию региональной и глобальной экологической ситуации. Сознательный дуть -процесс воспитания и образования в области экологии - связан с теоретическим осмыслением современной экологической ситуации, восхождением от понимания глобальной экологической проблемы к системе экологических и социально- экологических про лем разных уроЕнай.

В раздела доказана объективная необходимость социально-философского подхода я проблемам экологического образования, на его основе предлагается модель единой системы такого образования, определяются основные направления концепции недрерыв ного образования.

В процесса формирования экологического сознания молода эа существенная роль отводится экологическому воспитанию, которое является неотъемлемой частью экологического образования. Оно является одним из двух его осноеных компонентов Емасте с обучением. В то ке время экологическое воспитание надо понимать как нечто более широкое, чем образование. Школа как институт образования является основным фактором формирования личностных качеств молодого человека, в том числе и экологического сознания. Но Ешсте с ней в воспитательном процессе участвуют и другие факторы общественной шзни.

Автор,не ставит задачу рассмотреть роль всех социальных ' институтов и, их составляющих в формировании экологического сознания. Более подробно было изучено елияняз на процесс становления экологического сознания молодани таких социальных институтов, как семья, дошкольные учреждения., общеобразовательная, профессиональная и высшая школа, трудовой коллектив, обществен-, ные организации.и движения.

На этой основе автор считает возможным предложить следующую модель ролеЕЫХ функций различных институтов в формировании экологического сознания у молодежи. В семье формируются первоначальные экологические представления о проблемах окру кашей среды, здесь происходит процесс приобщения ребенка, подростка к экологической деятельности, появляются перЕые экологические навыки.

В.дошкольных учреаденяях.детям сообщаются первые экологические знания, приЕНЕается любовь и барекноз отношение к природе. В процессе приобщения детей к посильной трудовой деятельности закладываются, и первые навыки рационального природопользования. На этапе общего школьного образования экологическое воспитание направлено на то, чтобы дать ученикам основу экологических знаний, превратив их в практические навыки природопользования, заложить творческий интерес к познанию взаимодействия общества с окружающей средой, сформировать праЕильноа отношение к ней. На основе экологического знания и практической экологической деятельности у школьников формируется позиция бережливого, рачительного хозяина, готоеого разумно преобразовывать

планету - наш общий дом , во имя здоровья, благополучия, счастья людей. Система экологических знаний формируется целым комплексом учебных предметов. Большую роль а экологическом воспитании школьников играет их общественно полезная деятельность. Расширение масштабов экологической деятельности молодых людей происходит в профессионально-техническом училище и техникуме. Здесь во время производственной практика школьники приобщаются к ресурсооберегашей деятельности, приобретают навыки рационализаторской работы.

Важным этапом экологического образования и воспитания является высшая школа. В высших учебных заведениях Еедется целенаправленная работа по экологической подготовке специалистов. Она проводатся по следующим направлениям: включение экологических знаний в содержание общеобразовательных, технических, общественных и специальных дисциплин; введение общих и специальных курсов по охране природы, привлечение студентов к научно-исследовательской работа, активизация общественной деятель ностя по охране окружающей среды. В некоторых вузах выработан еданый план экологического Боепитания, по которому образование и воспитание осуществляются во Есех формах учебной и внеучебноЛ работы.

Окончательное становление экологического сознания молодежи происходит в трудовом коллективе, где практически все производственные процессы так ала иначе связаны с природными процессами .

Это самая общая модель участия социальных институтов в\ формировании экологического сознания. Однако на практике она реализуется пока не полностью, о чем говорит хотя бы наличие различного уровня экологической культуры юношей и девушек, относящихся к одной социальной группе, или даже к одному возрасту внутри этой группы. /

Автор делает вывод, что становление экологического сознания молодежи идет в настоящее время в непростых условиях, что необходима коренная перестройка существующих подходов к экологическому воспитанию я образованию.

В Заключении "подводятся итоги работы, формулируются выводы и некоторые практические реко-

мендации. По мнению диссертанта, в цэлях активного поюрота всего общества к вопросам гармонизация отношений с природой, эффективной перестройка деятельности социальных институтов по экологическому образованию и воспитанию молодежи целесообразно:

- скоординировать деятельность всех социальных анстатутов с целью формирования у молодых людей высокого экологического

< сознания, использовать широкий арсенал моральных и материальных стимулов для активизации экологической деятельноста молодежи;

- особое анаманиэ в современных условиях уделять привлечению молодаза к прогнозированию результатов воздействия на природу, повышению эффективности ее участия в управлении общественными процессами;

- в.процесса перестройка народного образования особое внимание обращать на поЕышание качества экологических знаний молодежи, превращение их в результате целенаправленной а постоянной экологической деятельности в навыки и убеждения;

- полнее использовать возможности средств массовой анфор-мацаа для пропаганды экологаческах знаний, лучшего опыта экологической деятельности, придать радио- а телввазаонным передачам, публикуемым материалам научяо-публацастичаский характер;

- продолжить поиск и использование новых форм экологической деятельноста молодезд, всемерно развивать и активизировать молодежное движение в защиту природа;

- мобилизовать необходимые материальные а духовные ресурсы общества в целях решения экологических проблам. Экологическое сознание должно связывать воедино технологические, экономические, политические, правогыв л нравственные, эстетические средства воздействия на практику природопользования. При этом надо различать экологизацию общественного сознания как результат отражения а нем современной экологическое ситуации и экологизации как целенаправленное распространение через каналы массовой коммуникация, систему просвещения, образования, воспитания соцаально-энологическах знаний;

- учитывая, что эффективность экологического сознания во многой определяется тем, насколько идеям удается овладеть

массами, превратиться в осознанные правильные экологические действия . людей, стать привычными со сдельными' норма-

ми, закрепиться в новых нравах, обычаях, традициях, необходимо осуществлять не только экологическое воспитание, но и целенаправленную экологизацию таких элементов духовной жизни как мировоззрение, общественное мнение, нравственная атмосфера, соци альные нормы, традиции.

Основные положения работы отражены в еле душах публикациях автора:

1.'Формирование экологического сознания у молодежи //Тез. выступления на научно-практической конференции "общество и моло декь": поиск путей обновления". - В сб.: Общество и молодекь: поиск путей обновления,-М., Институт молодеаи. 1990..- 0,2 п.л.

2. Экологическое сознание - важный фактор оптимизации отношения к природа // Тез. выступления на "круглом отоле" аспирантов и молодых ученых Института молодежи.- В сб.: Молодежь

в условиях радикальных перемен современного общества.- М., Инс титут молодежи. 1990,- 0,2 п.л.