автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Экологическое сознание как отражение процесса интеграции человека и природы

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Федоров, Василий Васильевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Якутск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Экологическое сознание как отражение процесса интеграции человека и природы'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Федоров, Василий Васильевич

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. Отчуждение человека от природы.

1.1. Формирование природосообразного сознания в архаическую и античную эпоху.

1.2. Влияние христианства на становление аграрного мировоззрения в средние века.

1.3. Экологический кризис как кризис антропоцентрического Сознания.

1.4. Новое экологическое сознание.

Глава 2. Идеи единства человека и природы как основа формирования экологического сознания в России

2.1. Русский космизм, учение о ноосфере,, экологизм.

2.2. Экологические последствия хозяйственной деятельности в России.

2.3. Становление экологического сознания в России на этапе перехода к устойчивому развитию.

Глава 3. Особенности формирования экологического сознания в Республике Саха (Якутия)

3.1. Традиционное отношение к природе народов Якутии.

3.2. Государственная политика в области охраны окружающей среды в Республике Саха (Якутия).

3.3. Общественные движения, партии и объединения экологического типа в Республике Саха (Якутия) и их роль в формировании экологического сознания.

3.4. Значение экологического образования и воспитания.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Федоров, Василий Васильевич

Актуальность работы. Вторая половина XX века четко обозначила тенденцию, в связи с которой стало ясно, что изменения в природной среде имеют не только биосферное значение, но и приобретают огромную социальную значимость. Понимание данной проблемы как столкновения двух стихий: с одной стороны социальные потребности, выдвигающие на передний план материальное благополучие человека, а с другой -ограниченные естественные возможности природы, определяет и способ ее решения как двуединой задачи. То есть сочетание выработки современных щадящих технологий, действующих в рамках допустимых возможностей природы с новой формой общественного сознания, ограничивающей необузданные материальные потребности социума. В роли нового общественного сознания, вооруженного научной компетентностью и способностью адекватно воспринимать экологический кризис, выступает экологическое сознание. Термином «экологическое сознание» традиционно обозначается совокупность представлений (как индивидуальных, так и групТтовых) о взаимосвязях в системе «человек - природа» и в самой природе, существующего отношения к природе, а также существующих стратегий и технологий взаимодействия с ней1. Однако, в рамках такого понимания экологической проблемы остается открытым и его статус в контексте традиционных форм общественного сознания, таких как религиозное, историческое, нравственное, политическое, правовое, обыденное и т.д., выступая лишь как средство предупреждения экологических кризисов. Потому сегодня актуальна иная постановка проблемы. Ситуация хорошо иллюстрируется рефлективной философией Гегеля, который утверждал, что «с мыслью дело обстоит так, что только порождая себя, она себя находит», более того «дело даже обстоит так, что лишь тогда, когда она себя находит,

1 Дерябо С.Д., Яснин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Издательство "Феникс», 1996, 480С. она существует и действительно». Аналогичным образом можно рассуждать относительно самого человека. Человек, преодолевая свою биологическую природную ограниченность попадает в социальность. Тем самым осуществляется удвоение природы на «первую» и на «вторую». Но человек становится человеком в истинном смысле слова лишь после процедуры интеграции «первой» и «второй» природы, т.е. тогда когда человек себя обнаруживает в природе. В этом контексте, суть экологической проблемы состоит в отчуждении человека от природы, а суть экологического сознания - в преодолении этого отчуждения. Перефразируя Гегеля, можно сказать, что вся история человечества, есть история нахождения человеком самого себя. Отсюда и статус экологического сознания как способа нахождения человеком самого себя. Ситуация в предельно лаконичной форме высказана Руссо «назад к природе!». Этот лозунг сегодня получил второе рождение у ученых Римского клуба.

Россия в основном представляет собой северное государство. Актуальность экологического сознания для Республики Саха (Якутия) и в том, что ресурсопотребляющая структура экономики чревата реальным ущербом для экологической ситуации не только через загрязнение воздуха, воды и почв, но и представляет реальную угрозу менталитету населения. Опасность эта заключается в том, что добывающий характер промышленности в долгосрочной перспективе способен создать потребительские установки в поведении населения, не формирующих бережного отношения к ценностям природы. В процессе формирования экосознания важно учитывать этноэкологические традиции до начала технической революции, в процессе которой в человеке утвердилось сознание господства над природой. Проявления нравственных и психологических установок во взаимоотношениях человека и природы у разных народов разнообразны и детерминируются географическими условиями, религиозными верованиями, экономическими устоями. Поэтому изучению народного опыта природопользования должно быть уделено самое пристальное внимание, поскольку это исторический опыт, проявление общественного сознания, разума.

Основными принципами нового общественного сознания должны стать: представление об общепланетарной общности и зависимости людей друг от друга; осознание человеком себя частью природы, а не противопоставлением ее.2

Становление нравственного императива — процесс длительный и трудный. Он связан с общественными отношениями, в том числе международными, экономической и политической стабильностью страны. Поэтому экологическое сознание выступает не только как отдельная форма общественного сознания, а вбирает в себя .целый комплекс различных элементов формирующихся через государственную политику в области охраны окружающей среды, деятельность различных экологических партий, движений и групп, через экологическое просвещение и образование.

Степень разработанности проблемы: Накопление экологических знаний и эволюция отношения к природе происходили с древних времен. Восприятие жизни античного человека носило созерцательный характер, верило в неразрывную связь человека и природы. Новое время преодолевает созерцательность отношения к природе, развивается идея творчески-практического отношения к ней. Английский философ Ф.Бэкон (1561- 1626) считал необходимым увеличение власти человека над природой через процесс накопления знаний и развития наук, чтобы все на пути преобразования природы стало для человека возможным . Миропонимание эпохи Просвещения характеризуется верой в силу человеческого разума, в безграничность человеческих возможностей и прогресс наук. По мнению

2 Моисеев Н.Н.Восхождение к Разуму.- М. 1993.- С. 121

3 Бэкон Ф. Новая Атлантида //Собр.соч. в 2-х т., М: Мысль, 1972, Т.2, С.514 французского просветителя Гольбаха, человек един с природой, не мыслит своего существования вне природы, являясь «произведением природы»4.

Категория «экологическое сознание» стала значимой в большей степени со второй половины XX столетия, и, соответственно, основной пик исследований приходится на этот период.

Само появление термина «экология» произошло лишь в конце XIX века. Немецкий естествоиспытатель Эрнст Геккель в 1869 г. вводит в научный оборот понятие экологии, которая была определена им как общая наука об отношениях организмов к окружающей среде. Понимание Геккелем экологии в основном носило естественно-биологический характер. Обогащение термина «экология» социальными и мировоззренческими элементами происходило гораздо позже.

С 60—70 г.г. XX века происходит утрата веры в безграничность человеческой изобретательности. Наступает эпоха постмодернизма, как возврата к истокам и против технократического монизма. Постмодернизм утвердил себя новой натурфилософией, какой является глобалистика. Видными представителями ветви постмодернизма стали деятели Римского клуба - организации, возникшей в 1968 г. и поставившей своей целью решение глобальных проблем современности. Одним из идеологов Римского клуба М. Медоузом была выдвинута концепция «пределов роста» применения промышленных технологий, выход за пределы которой грозит процессом разрушения Земли как экосистемы.

Усиление факторов экологического кризиса увеличило рост неомальтузизианских идей, наблюдался их своеобразный ренессанс. Американский биолог и демограф П.Эрлих в своей книге «Бомба народонаселения» в принудительном порядке предлагает сократить рождаемость, отменить льготы многодетным семьям, обложив их налогами и сделав детские вещи предметами роскоши.

4Гольбах П.А.Система природы //Избр.произв. - М.: Мысль, 1963, ТЛ, С.59

В 1970 году М. Никольсоном был введен в научный оборот термин «экологическая революция», который наиболее полно отвечал веяниям постмодернизма. Видным деятелем этого направления являлся и Барри Коммонер, который, начиная с 50-х годов выпускал статьи, посвященные экологическим фактам жизни в журнале «Environment» («Окружающая среда») - органе Научного Института Общественной Информации, выступал с докладами о состоянии окружающей среды для ЮНЕСКО. В книге «Замыкающий круг» он выдвинул идею, весьма актуальную в рамках данного исследования: «. если специалист (эколог) будет воздерживаться от вторжения в дебри экономических и политических наук, то тогда представители последних вынуждены будут сами прокладывать путь в не менее запутанных дебрях наук об окружающей среде»5.

Большой общественный резонанс и особенно после энергетического кризиса 1973 года получают работы представителей американского инвайроментализма, таких как Р.Кэрсон, Э.Фишер, К.Эрроу. Одиозная форма «авторитарного» варианта устойчивого общества была предложена в работе У.Офалза «Экология и политика дефицита», получившая премию Американской Ассоциации Политических наук за лучшее сочинение по американской национальной политике за 1977 Г°Д? гДе обоснована идея о создании авторитарного типа государства в условиях экологического кризиса.

На смену пессимистическому настрою 70-х годов с 80-х годов в западном обществе стал наблюдаться некоторый оптимизм и особенно среди представителей официального научно-технического истеблишмента. Такие ученые и общественные деятели как Д.Белл, А.Винер, Г.Саймон, З.Бжезинский, М.Фридман стали основоположниками «новой оптимистической волны», провозгласившей, что спасение от технологий в еще большем развитии технологий, а дальнейшее развитие научно

5 Nicholson М. The Environmental Revolition. A Quid for New Masters of the World, New-York, 1970 технического прогресса может обеспечить достойный уровень жизни для 20 миллиардов населения планеты. Схожие идеи звучали в работах О.Тоффлера «Третья волна», Г.Канна «Грядущий бум».

На сегодняшний день наиболее отвечающей потребностям времени признана концепция «устойчивого развития», предложенная Комиссией ООН под руководством Гру Харлем Брунтланд «Наше общее будущее»в 1987 году, являющаяся ориентиром мировой Повестки Дня на XXI век.

Большой вклад в развитие проблем экологического сознания внесла российская школа научной мысли, что в первую очередь связано с именем великого ученого В.И. Вернадского, выдвинувшего идею о переходе биосферы в ноосферу.

Российские исследования, раскрывающие взаимосвязь экологии с науками гуманитарного профиля, посвященные формированию экологического сознания, деятельности экологических партий и движений в основном представлены такими именами как С.П.Баньковская, И.Д.Зверев, В.П.Казначеев, А.Н.Комаров, Ю.Г.Кочергин, В.Д.Марков, П.Г.Олдак, А.Д.Урсул, О.Н.Яницкий и др.

Анализ эволюции мысли отечественных исследователей по проблемам взаимоотношений человека и природы позволяет заключить следующее:

1. Прошел период оптимизма в вопросах экологического и человеческого благополучия.

2. Признана реальная опасность исчезновения человеческой цивилизации из-за экологических катастроф.

3. В целях безболезненного перехода к коэволюционному развитию следует проводить соответствующую идеологическую и экономическую политику.

4. Наиболее сложной проблемой перехода на устойчивое развитие выступает формирование нравственного императива.

Проблемы достижения экологического баланса активно разрабатываются в якутской науке (В.П. Ларионов, Г.Н.Максимов, А.Д.Марфусалова, В.Д. Михайлов, Н.С. Павлова, И.И. Поисеев, Б.Н. Попов, Т.П. Родионов, Д.Д. Саввинов, О.Н. Толстихин, и др.). Но в то же время необходимо отметить, что интегрирующий феномен экологического сознания на данный момент как отражение процесса специально не рассматривался. Разнообразные стороны экологии изучались с точки зрения отдельных наук, в частности, экономики, биологии, географии, химии, педагогики и права. Известные ученые Якутии А.И.Гоголев, Е.М.Махаров, Н.Д.Неустроев, А.Г.Новиков, А.П.Оконешникова, Б.Н.Попов, И.С.Портнягин, А.С.Саввинов, К.Д.Уткин и др. неоднократно подчеркивали ценность самобытного развития якутской культуры, которая строится на понимании полной зависимости жизни человека от природы.

Наибольшую актуальность вопросы формирования экологического знания и сознания как факторов интеграции человека и приоды приобретают в связи с Посланием Президента республики М.Е. Николаева «Республика Саха: стратегия развития в первой четверти 21 века»6. В целом, анализ исследований показывает, что существует необходимость проработки вопросов формирования экологического сознания, так как в якутских исследованиях не уделялось достаточного внимания разработке теории социальной экологии, экологического сознания и культуры, деятельности экологических движений и гражданских инициатив.

На основании вышеизложенного объектом исследования является: экологическое сознание.

Предметом исследования является: диалектический процесс преодоления отчуждения человека от природы.

Цель исследования: Цель настоящего исследования заключена в том, чтобы определить генезис и сущность функционирования экологического

6 Николаев М.Е. Послание народу «Республика Саха: стратегия развития в первой четверти 21 века», Якутск: 1999 сознания.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи: провести исследование генезиса экологического сознания, отражающего развитие структуры человеческой деятельности по отношению к природе в ходе общественного процесса взаимодействия природы и общества; обосновать необходимость утверждения экологического сознания в рамках демократизации, становления гражданского общества и формирования рыночных типов отношений в России; осуществить анализ государственной политики в области охраны окружающей среды как мощного фактора в формировании экологического сознания, через такие элементы, как законодательство, идеология, методы управления и принятия решений; рассмотреть деятельность экологических партий, движений и гражданских инициатив как носителей ценностей экологического сознания и внедрения этих ценностей в систему общественных отношений Республики Саха (Якутия) (в частности на примере деятельности общественного комитета «Амга»); провести анализ мировоззренческой функции экологического сознания с учетом практической задачи формирования экологического мировоззрения в процессе экологического образования и воспитания; раскрыть значение экологического воспитания и образования как основы экологически ориентированной парадигмы развития и достижения устойчивости общества (на примере экологического образования в школах Амгинского улуса);

Теоретико-методологическая основа: Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются произведения представителей классических течений социальной экологии, философии, истории развития общества и экономики, культурологии.

Методы исследования: Основным методологическим приемом исследования выступает диалектическое рассмотрение процесса формирования экологического сознания как необходимого элемента становления целостной системы «природа-общества». Для уточнения и конкретизации содержания перечисленных категорий был применен комплексный подход, что позволило проанализировать функционирование системы «природа- общество» как единственного целостного образования и доказало факт междисциплинарности и интегральности экологических фактов.

Научная новизна исследования выступает в виде комплексного анализа факторов формирования феномена экологического сознания - как отражения процесса интеграции человека и природы. Исследование генезиса экологического сознания позволило структурировать данное понятие и представить его как форму общественного сознания, отражающую экологические противоречия и условия оптимизации системы. Феномен экологического сознания становится многогранным явлением в общественной жизни, который способен наилучшим образом раскрывать духовный потенциал личности и способствовать переходу от индивидуального сознания к общественному.

Основные положения, выносимые на защиту: установление условий и предпосылок формирования и функционирования экологического сознания как отражения процесса интеграции человека и природы;

- определение понятия экосознания как одной из форм общественного сознания, выявление особой роли науки в его формировании; обоснование идеи «устойчивого развития», экологической модернизации как приоритетные для развития Республики Саха (Якутия); раскрытие роли экологических партий, движений и гражданских инициатив в формировании экологического сознания (на примере деятельности общественного комитета «Амга») Республики Саха (Якутия); обоснование идеи экологического гуманизма, неприятия факторов экологической нестабильности и экологического эгоизма, важности решения экологических проблем современности предполагающих сознательное управление процессом духовно-практического освоения природы; обоснование необходимости усвоения личностью социально-экологического идеала с учетом остаточных, неадекватных современной экологической ситуации мировоззренческих установок, как основы процесса экологического воспитания и образования.

Практическая значимость: Результаты диссертационного исследования, его положения и выводы могут быть использованы при выработке экологических императивов общества, в том числе Республики Саха(Якутия), служить основой для новых научных исследований.

Апробация результатов исследования осуществлена автором на различного уровня конференциях в г. Якутске, а также в публикациях в научных изданиях.

Структура работы: диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Экологическое сознание как отражение процесса интеграции человека и природы"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате исследования процесса формирования и развития экологического сознания как закономерного процесса интеграции человека и природы автором сделаны следующие выводы:

1. Исследование генезиса экологического сознания позволило структурировать данное понятие и представить его цепочкой взаимосвязанных положений: природосообразность, антропоцентризм, биоцентризм, энвайронментализм, экоцентризм. Антропоцентрическая и экоцентрическая тенденции являются разнонаправленными. Современный экологический кризис обусловлен долговременным доминированием антропоцентрического экологического сознания, которое характеризуется такими узловыми точками как «архаическое сознание - античное сознание - христианство - картезианство». Для развития экоцентрического • общественного сознания настоящего и будущего необходимо оценить вклад в сохранение природы и развитие обыденного уровня экологического сознания, традиций сохранившихся в культурах Востока и Севера для которых характерны тенденции: архаического экологического сознания, значительное усиление роли непрагматического взаимодействия с природой, восприятие природы как духовной ценности.

2. Ключевая роль науки в процессе формирования экологического сознания как фактора преодоления отчуждения человека от природы прослеживается и в России во второй половине XIX века, когда развивается философско-религиозное течение - космизм. Центральной идеей которого являлось представление о том, что Человек - составная часть Природы, что их не следует противопоставлять, а необходимо рассматривать в единстве, что Человек и все, что его окружает,- это частицы единого, Вселенной. Противоречие между Разумом и Природой неизбежно, но Разум ответствен за отыскание путей его разрешения. Русский космизм, учение о ноосфере обосновали необходимость новой моральной основы взаимодействия Человека с Природой, смены принципов развития цивилизации.

3. Процесс обострения экологических противоречий, связанный со становлением единства функциональной системы «природа -общество» находит прямое отражение в общественном сознании. Экологическое сознание - это воспроизведение людьми экологических условий в процессе экологической деятельности по оптимизации функционирования системы «природа-общество» в виде экологических теорий, идей, представлений и отношений между людьми в данную историческую эпоху. Экологическое сознание является и формой общественного сознания, отражающей экологические противоречия и условием оптимизации системы. В современную эпоху, когда экологические проблемы во взаимоотношениях общества и природы достигли глобальных масштабов, экологическая проблематика все больше входит во все формы, все уровни общественного сознания. Это дает возможность утверждать что, экологическое сознание общества в целом становится закономерным процессом интеграции человека и природы.

4. Несмотря на переживаемый кризис, Россия располагает благоприятными возможностями для перехода в будущем к устойчивому, экологически ориентированному развитию. Переходное состояние государства, которое в политическом аспекте ознаменовывает собой переход к демократии, делает возможным процесс приобщения Якутии к мировой экологической культуре, разрыв изоляции от мирового экологического процесса и формировании экологического сознания россиян. Экологическое сознание как фактор преодоления отчуждения человека от природы в переходный период может стать силой, способной ограничить рост технократических установок в политике государства транзитного типа и сформирует рыночные методы решения экологических проблем. Феномен экологического сознания становится многогранным явлением в общественной жизни, который способен наилучшим образом раскрывать духовный потенциал личности и способствовать переходу от индивидуального сознания к общественному. Формирование экологической культуры общества становится важным фактором поддержания равновесия в системе отношений "природа-общество", нарушение которого создает угрозу самому факту существования человека как биосоциального существа.

5. Вышесказанное дает основания утверждать, что экологическое сознание наиболее достойным образом может существовать в пределах гражданского общества и при демократических политических институтах, где значительную роль играет интеллектуальная элита: ученые, люди искусства и образования. Одним из главных признаков развитого гражданского общества является эффективная деятельность экологических партий и движений, направленная на формирование и развитие экоцентрического сознания общества.

6. Экологическое образование, воспитание и просвещение являются основой для формирования экологического сознания и толчком к осознанию обществом ориентированной парадигмы устойчивого развития. Наука и образование, которые обеспечивают получение и распространение знаний о природе, формирование экологической культуры, "экологического поведения", не могут игнорировать народные традиции, обусловленные местностью проживания.

 

Список научной литературыФедоров, Василий Васильевич, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Абрамов A.B. Ноосферные основы циркумполярной цивилизации // Экологические традиции аборигенов Севера в интересах выживания человечества. Тезисы докладов Международного Семинара-симпозиума. -Якутск, 1993 - С. 128-129

2. Августин Аврелий. Творения. Кн. 1-6. Киев. 1901-1915

3. Агранат Г.А. Зарубежный опыт природопользования и охраны окружающей среды на Севере // Социально-экономические аспекты проблемы природопользования на севере Сибири.- Якутск, ЯФ СО АН СССР, 1979.-С. 119-134.

4. Адыгбай Ч.О. Человек и прирорда в традиционной культуре: Дис. К.фил.н.,Томский гос. Ун-т.- Защищен. 95.12.26.- 140 с.

5. Алексеев H.A. Традиционные религиозные верования якутов в XIX -начале XX в.- Новосибирск: наука. Сиб. Отд-ние, 1975.- 36 с.

6. Алимов A.A., Случевский В.В. Век XX: экология и идеология. -JL, Лениздат, 1988.-109с

7. Аристотель. Соч. в 4т, Т.4., М., 1983, 460 с.

8. Арсеньев В.Р. Звери- боги- люди. М.: 1991, 236 с.

9. АрскийЮ.М., Данилов-Данильян В.И. и др. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать, М.: МНЭПУ, 1997, 332 с.

10. Ю.Архипов Н.Д. Древняя Якутия. В 2 кн. Мирный. 1993. - 156 с.11 .Башарин Г.П. История аграрных отношений в якутии (60-е годы XVII -середина XIX в.).- М., 1956.- 217 с.

11. Бердяев H.A. Философия свободного духа.- М., 1994

12. Бердяев H.A. О назначении человека. М., 1993

13. Н.Бердяев H.A. Судьба России. М., 1990

14. Библия, Третья книга Царств, гл.5.

15. Бромлей Ю.В., Подольнов Р. Человечество это народы. М. Мысль. 1990. -391 с.

16. Бургасов П.Н. Развитие производительных сил и здоровье человека в условиях Севера Сибири // Социально-экономические аспекты проблемы природопользования на севере Сибири.- Якутск, ЯФ СО АН СССР, 1979.-С.83-99

17. Бэкон Ф. Соч. М. 1972, т. 2, с. 81.

18. Вейдле В.В. Россия и запад// Задача России. Нью-Йорк: Изд-во Чехова, 1956.- С.45-702¡.Вернадский В.И. Гете как натуралист. Бюллетень Московского общества испытателей природы (МОИП). М., 1946. т. 21 (1), отд. геологический, с. 34.

19. Вернадский В.И. Биосфера.- М.: Мысль, 1967.- 470 с.

20. Вернадский В.И. Размышления натуралиста.- М.: Наука, 1977.- 240 с.

21. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста, М.: Мысль, 1987.- 410 с.

22. Вернадский труды по всеобщей истории науки. М., 1988

23. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Русский космизм: Антология философской мысли. М., 1993. - С. 303-310

24. Винокурова Н.Ф. Моисеева Л.В. Принципы отбора содержания и конструирования экологических образовательных программ // Образование будущее России; тезисы докладов конф.-Екатеринбург: изд. Урал. Гос. Пед. Ун-та, 1995.- С.22

25. Винокурова У.А. Психология этносферы на Севере // Экологические традиции аборигенов Севера в интересах выживания человечества. Тезисы докладов Международного Семианра-симпозиума. -Якутск, 1993.-С. 130-132

26. Винокурова У.А. Воспитание и образование детей народов Севера. Якутск, 1997. -102с

27. Власов В.М. Вхождение в цивилизованный мир. // Материалы научно-практической конференции "Республика Саха (Якутия) на рубеже XX-XXI века: укрепление государственности" 25-26.09.1996. Новосибирск. Наука. 1997, С.3-13.

28. Гай Саллюстий Крипе. О заговоре Катилины // Историки античности. Т.2., 1989,419 с.

29. Геккель Э. Чудеса жизни, 1908; (рус. пер. Haeckel Е. Die Lebenswunder, 1904)

30. Гете И. В. Избр. соч. по естествознанию. М.: Л., 1957. 377 с.

31. Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера. М. 1987, 181 с.

32. Гирусов Э.В. К вопросу о ноокосмологии как науке, системе мышления и образе жизни/ Экологическое образование инновационные педагогические технологии. Тез. Докладов.- Москва Волгоград-Рязань: Перемена, Горизонт, 1996.-С. 13-16

33. Гоголев А.И. Якуты. Проблемы этногенеза и формирования культуры-Якутск, 1993.-218 с.

34. Головнев A.B. Проблемы изучения экологической культуры народов Севера Западной Сибири. //Современная духовная культура народов Сибири и Севера (сб. стат.) Омск. Наука. 1989.-С. 114-121

35. Головко О.Н. Исследование научно-педагогических основ экологизации образовательного процесса:. Автореф. Дис. На соискание уч. степени канд. пед. Наук.- СевастопольД998.- 16 с.

36. Гор Э. Земля на чаше весов. (Экология и человеческий дух). М. ППП, 1993.-429 с.

37. Гордиенко Л. Н. К изучению историко-культурной эволюции проблемы "Человек-Природа" // Человек-природа-искусство: Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения.- Л., "Наука", 1986 С. 5-20

38. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолствующих / Перевод, послесловие и комментарии В.Вениаминова.- М.: Канон, 1995.- 216 с.

39. Григорьева Л.И. Формирование экологического сознания сельских школьников: Дис. .канд.пед.наук. Якутск, 2000- 140 с.

40. Григорьева Л.И. Пути и принципы осуществления экологического образования в Амгинском улусе // Окружающая природная среда и здоровье человека: Науч.-практ. конференция.- Амга, 2000.

41. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989. - 394 с.

42. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М. 1991.- 672 с.

43. Данилов Данильян.В.И. Экология,охрана природы и экологическая безопасность, М.: МНЭПУ, 727 с.

44. Данилов-Данильян В.И. и др. Окружающая среда между прошлым и будущим: Мир и Россия (опыт эколого- экономического анализа).-М: ВИНИТИ, 1994, 133 с.

45. Данилов Д.А., Макаров Е.Д. Формирование экологической культуры в сельской школе,- Якутск: Бичик, 1996.- 80 с.

46. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология.- Ростов н/Д:Феникс, 1996.- 480 с

47. Декарт Р. Сочинения. В 2 т. Т. 1. М. 1989, 420 с.

48. Демин В.В., Путятин В.Д., Ярковой С.И. О некоторых аспектах переработки мышления, нацеленного на преодоление стеоротипов потребительского отношения к природе, //в сб. "Крайний Север: проблемы экологии,- М.: АПиУ, 1999,- С.114—117.

49. Дильтей В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии. 1988.№4

50. Дмитриева В. Общественное экологическое движение // г. "Кыым" 1998.2 июня.

51. Дорст Ж. До того как умрет природа. М.: Прогресс, 1968, 416с.

52. Дудников А.Н. и др. Остановить деградацию биосферы // Крайний Север: проблемы экологии. Сборник научных трудов. М., 1999 г.- С. 93-96

53. Дуткина М.П. Пути повышения уровня жизни коренных малочисленных народов арктических улусов Республики Саха (Якутия) //Автореф. дисс. канд. экон. Наук. -Якутск, ЯНИИСХ. 1999. 24 с.

54. Дьяконова В.П. Жилище народов Сибири. //Экология этнических культур Сибири накануне XXI века (сб. стат.) -Спб. Наука. 1995, С.24-61

55. Закон Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и верховного Совета Российской Федерации.- 1992.- №10.

56. Жизнь науки: Антология выступлений классиков естествознания/ Сост. и авт. биогр. очерков проф. С. 11. Капица. М., 1973.

57. Игнатов А.И. Некоторые философские вопросы познания и взаимодействия природы и общества. //Природа и общество (сб. стат.). -М. Наука. 1968, С.48-57

58. Изучение преемственности этнокультурных явлений // АН СССР. Инст-т истории СССР, Инст-т этнографии П.П. Миклухо-Маклай. Ред. Крупник И.И.-М. 1980.-224 с.

59. Исакова Н.В. Культура народов Севера (философско-социологический анализ). -Новосибирск. Наука. 1989. -206 с.

60. Калинин В.В. Формула экологического образования //Управление школой, 1997.-№31.-С. 15—21

61. Кант И. Соч.: В 6-ти т.1 М. 1906. 460 с.

62. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Соч. Т.6. М., 1966.

63. Киреевский И.В. Сочинения. Т.1-2. М., 1911

64. Козлов В.И. Исторические аспекты этносоциальной экологии (о проблемах экологического поведения). // Этнографическое обозрение. -1994. -№ 1,-С. 33-43

65. Колбасов О.С. Конференция ООН по окружающей среде и развитию //Государство и право.-1992.-№ 11.-С. 85-91

66. Конрад И. И. Запад и Восток. М., 1966, 310 с.

67. Коптюг В.А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992): Информ. обозр.- Новосибирск, 1992. 62 с.

68. Корнеева А.И. Общество и окружающая среда. М. Мысль. 1985. - 126 с.

69. Котовская М. П. Синтез искусств: Зрелищные искусства Индии. М., 1982.

70. Кривоногов В.Г., Дроздов Н.И. Коренные народы Сибири на пороге III тысячелетия // Международный научный конгресс "Народы содружества независимых государств накануне 3-го тысячелетия". Т.Г/. - Спб.: Петрополис. - 1996. - С.67-70.

71. Крупник И.И. Арктическая этнология. М. Наука. 1989. - 270 с

72. Ларионов В.П. Проблемы освоения и перспективы развития северных территорий//Человек и Север: Исторический опыт, современное состояние, перспективы развития.- Часть 1.-Якутск, 1992.- С. 3- 18.

73. Лебедев В., Павлов В. Ресурсосбережение (нерешенные проблемы) //Экономист, 1991.- №1.- С. 53.

74. Ленин В.И. Полн. Собр. Соч., т. 29, с. 198

75. Леонтьев К.Н. Избранное. М., 1993, С. 75-92

76. Лихачев Д.С. Земля родная.- М.:Просвещение, 1983.- 368 с.8 7. Л омов Б.Ф. Проблема социального и биологического в психологии // Биологическое и социальное в развитии человека. М. 1977.С.59

77. Лопуленко H.A., Уварова Т.Е. Народы Сибири и Крайнего Севера в период преобразования общественно-экономических отношений /Обзор материалов серии "исследования по прикладной и неотложной этнологии /. Этнографическое обозрение. 1997 № 6, - С.134-136

78. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т. 2 М. 1968.

79. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978, 340 с.

80. Лосев К.С. и др. Проблемы экологии России. М.: ВИНИТИ, 1993.- 350 с.

81. Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены. М., 1991

82. Лыткина К.П Север как культурно-исторический тип цивилизации// Человек и Север: Исторический опыт, современное состояние, перспективы развития.- Якутск, 1992.- Ч.2.- С.3-6

83. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979, 530 с.

84. Максимов Т.Н. Географическая среда этноса и его экологический императив.// Экологические традиции аборигенов Севера в интересах выживания человечества. Тезисы докладов Международного Семианра-симпозиума. Якутск, 1993. С. 122- 124

85. Мамедов Н.М. Суравегина И.Т. Техноогия определения уровня подготовки учащихся по экологии// Экологическое образование: инновационные педагогические технологии: Тезисы докладов: Москва -Волгоград-Рязань: "Перемена", "Горизонт", 1996.- С. 127-138.

86. Мамзин A.C., Туляев В.Г. Человек и кризис современной цивилизации //Международный научный конгресс и народы содружества независимых государств накануне 3-го тысячелетия. Т. IV. - Спб.: Петрополис. - 1996. -С. 8-10.

87. Мангатаева Д.Д., Фондал Г. Традиционная культура как основа устойчивого развития коренных народов Севера. // География и природные ресурсы. 1997. № 1, -С. 138-144.

88. Маркарян Э.С. Сравнительный анализ цивилизации через призму поиска стратегии экологического выживания. //Цивилизация. М. Наука. 1992, Вып. 2.-С. 112-148.

89. Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции. // Советская этнография. 1981. № 2, - С. 78-97

90. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.З.

91. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 42, 482 с.

92. Марфусалова А.Д. От патернализма к партнерству (государственная национальная политика и коренные малочисленные народы Севера // Общество и власть.-Вып.6.-Якутск:Якутский филиал СО РАН, 2002.-С.65-73

93. Махаров Е.М. Философия человеческого общества.-М.:Мысль, 1999.340 с.

94. Миддендорф А.Ф. Путешествие на Север и восток Сибири.- СПб, 1878,- Ч.Н.- 833 с.

95. Михайлов В.Д. Философия согласия.- М.:Изд-во"Гуманитарий", 1995.-С. 150-154.

96. Михайлова Е.А. Хозяйство народов Северной Сибири. //Экология этнических культур Сибири накануне XXI века (Сб. стат.) Спб. Наука. 1995, - С. 62-90

97. Моисеев H.H. Универсальный эволюционизм // Вопросы философии. 1991.-№3

98. Моисеев H.H. Восхождение к Разуму.- М.: 1993.- 176 с.

99. Моисеев H.H. Современный антропогенез и цивилизованные разломы // Зеленый мир.- 1994,- №21.

100. Монтень М. Опыты. Избр. главы. М. Правда, 1991. - 654 с

101. Москаленко А.Т. Поиск оптимума // Крайний Север: проблемы экологии. Сборник научных трудов. М., 1999 г.- С. 116-122

102. Мысливченко А.Г. Методологические проблемы исследвоания человека //Вопросы философии. 1981., №7.

103. Народы Севера: пути, проблемы развития //Материалы научно-практической конференции "Человек на Севере. Хозяйство, языка и культура народов Арктики" -Нерюнгри. ЯГУ. 1998. 122 с

104. Неру Дж. Открытие Индии. М., 1955, 216 с.

105. Неустроев Н.Д. Этнопедагогика народов Севера: Учеб. Пособие для подгот. Учителей школ коренных народов Севера.- Якутск: ИПКРО, 1999.- 140 с

106. Николаев М.Е. Государственная экологическая политика республики на переходный период. //"Республика Саха". 1996. -19 марта.

107. Николаев М.Е. Арктика. XXI век; -М. Арина. 1999. -149 с.

108. Николаев М.Е. Генетический вектор развития человека и общества: реалии и проблемы. -М. Айыына. 1999. -79 с.

109. Николаев М.Е. Республика Саха (Якутия): стратегия развития в первой четверти XXI века. -Якутск. 2000. -158 с

110. Николаев С.И. Эвены и эвенки Юго-Восточной Якутии.- Якутск, 1964.203 с.

111. Новиков А.Г. Коренные народы Севера и Арктики: новые модели взаимоотношений. //Материалы НПК "Республика Саха (Якутия) на рубеже ХХ-ХХ1 веков: укрепление государственности. -Новосибирск. Наука. 1997,-С. 114-121

112. Одум Ю. Основы экологии. М., 1975, 168 с.

113. Оконешникова А.П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей.- Пермь: ИПК Звезда, 1996.- 147 с.

114. Ольсевич Ю.Я., Гудков А.Н. Критика экологической критики. -М. Мысль. 1990. -213 с

115. Оуэн О.С. Охрана природных ресурсов. М.: Колос, 1977, 416 с.

116. Павельев A.A. Социальный оптимизм и экологический пессимизм. М. Мысль. 1977.-92 с.

117. Павлова Н.С. Экология и культура. Уч. пос. -Якуток, ЯГУ, 1997. -74 с

118. Павлова Н.С. Коэволюция человека и природы //Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. филос. наук, Якутск: ЯГУ, 1993.- 26 с.

119. Платон. Сочинения. Т. 1-4. М., 1990-1994

120. Поисеев И.И., Соловьева A.C. Экологизация государственной политики на Севере //Наука и образование,- Якутск: АН РС(Я), 1998.- №3.- С.59—61

121. Поисеев И.И. Устойчивое развитие Севера: эколого-экономический аспект.- Новосибирск: Наука, 1999 280 с.

122. Попов Б.Н. экология природы и человека //Наука и образование Академии наук РС(Я).- 1998,- №1.- С.11-13

123. Попов Б.Н. Экология души и душа экологии // Крайний Север: проблемы экологии. Сборник научных трудов. М., 1999 г.- С. 111-114

124. Поппер K.P. Логика и рост научного знания. М. 1983, 354 с.

125. Поппер К. Нищета историзма // Вопросы философии. 1992-№8

126. Портнягин И.С. Этнопедагогика "кут-сюр".- Якутск, 1998.- 104 с.

127. Пришвин М. Записи о творчестве. — В кн.: Контекст-1974, с. 355

128. Пришвин М. Сказка о правде. М. 1973,- 530 с.

129. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. СПб., 1911

130. Родионов Т.П. Об особенностях экосознания народов Севера. Тезисы докладов I Межд. Конф. "Знания на службу нуждам севера 25-29 июня 1996 г.-Якутск, 1996.

131. Родионов Т.П. Экологическое сознание народов Севера: состояние, проблемы. //Философия и общество. 1998, -№ 2. -С. 106-116

132. Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения. Т. 1. М. 1961.

133. Саввинов A.C. Человек через призму "Кут-сюр".- Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1995.- 112 с.

134. Саввинов A.C. Преступление и наказание, или роль техногенных воздействий во взаимоотношениях человека и природы // Илин, 1997.-№1-2.- С.9-10

135. Саввинов Д.Д., Саввинов Г.Н., Тяптиргянов М.М. и др., Экология верхней Амги.- Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1992.- 136 с.

136. Саввинов Д.Д., Федоров В.В., Емельянов Д.С. Оценка современного состояния, прогнозирование и принципы рационального природопользования // Экология верхней Амги.- Якутск:ЯНЦ СО РАН, 1992.-С. 110-117

137. Саввинов Д.Д. Экологические реалии Севера // Экологические традиции аборигенов Севера в интересах выживания человечества. Тезисы докладов Международного Семинара-симпозиума. Якутск, 1993.-С. 9-10

138. Саввинов Д.Д. Дегтярев В.Г., Павлова B.C., Емельянов Д.С., Федоров В.В. Бассейн реки Амга в системе особо охраняемых территорий // Экология средней Амги.- Якутск:ЯНЦ СО РАН, 1993.- С. 65-67.

139. Саввинов Д.Д., Архипов В.В., Горохов А.Н. и др. Экология средней Амги.-Якутск:ИПЭС, 1993.- 81 с

140. Саввинов Д.Д., Дегтярев В.Г., Аверинский А.И. и др. Экология нижней Амги.-Якутск:ИПЭС, 1995.- 112 с.

141. Саввинов Д.Д. Экология и экономика // Крайний север: Проблемы экологии.Сб. науч. Трудов.-М., 1999.- 120 с.

142. Саввинов Д.Д., Саввинов Г.Н., Наумов Д.Ф., Федоров В.В. Бассейн реки Амга в системе особо охраняемых территорий // Прикладаная экология Амги.- Якутск:ЯНЦ СО РАН, 2000.- С. 146-150

143. Саввинов Д.Д., Григорьева Л.И. и др. Прикладная экология Амги.-Якутск, 2000.- 168 с.

144. Саввинов Д.Д., Прокопьев Н.П., Федоров В.В. Аласные экосистемы.-Якутск, 2002.- 68 с.

145. Семенов С.С. Мировоззренческие аспекты экологизации образования //Известия МН- АН PK, серия обществ, наук, 1998.- №4.- С.42—44

146. Семенов С.С. Эверстова С.Т. Естествознание и возникновение экологически-позитивных мировоззренченских ориентаций // «Логос, культура, цивилизация».- Якутск: ЯГУ, 1999.- С. 157

147. Серошевский В.Л. Якуты,- М., 1993.- 714 с.

148. Сластенина Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя.-М.:Педагогика, 1983.-216 с.

149. Сидоренко A.B. Проблемы биосферы Севера Сибири в связи с интенсивным развитием производительных сил// Социально-экономические аспекты проблемы природопользования на севере Сибири.- Якутск, ЯФ СО АН СССР, 1979.- С. 14-22

150. Соловьев B.C. Сочинения. Т.1-2. М., 1988.

151. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992, 640 с.

152. Софронов A.C. Этносоциальное и политическое развитие малочисленных народов Севера в современных условиях //Автореф дисс. канд. полит, наук. -М. 1994.-27 с.

153. Станкевич Л.Г., Харченко Л.Н. Экологическая политика СНГ: стратегия реализации //Международный научный конгресс "Народы содружества независимых государств накануне 3-го тысячелетия: реалии и перспективы. Сб.тез. Спб.:Петрополис. - 1996. С. 127-140

154. Сукачев В.Н. основные понятия лесной биогеоценологии // Основы лесной биогеоценологии. -М:Наука, 1964.- 218 с.

155. Тагор Рабиндранат. Соч.: В 8-ми т. М., 1957. т. 8, 245 с.

156. Тагор Рабиндранат. Стихотворения. Рассказы. Гора. М., 1973. 772 с.

157. Тагор Рабиндранат. Собр. Соч.: в 4-х т. M!, 1981, тЛ840 с.

158. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.- 460 с.

159. Таксами Ч.М. Народы Сибири в XX веке. Социально-экономическое и культурное развитие //Сб. науч. работ "Экология этнических культур Сибири накануне XXI века" -СПБ. Наука. 1993, -С. 3-23

160. Тейяр де Шарден П. Феномен человека.-М. 1994

161. Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Мифы Древней Индии. М., 1982. 516 с.

162. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М. 1991. 518 с.

163. Токарев С.А. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990.- 672 с.

164. Толстихин О.Н. Экологическое образование республики Саха (Якутия): Реалии, задачи, перспективы // Наука и образование,- 1996.- №3.- С. 108.

165. Толстихин О.Н., Трофимцев Ю.И. Экологический менеджмент.-Новосибирск: Наука, 1998.- 216с.

166. Трельч Э. Историзм и его проблемы. М., 1994

167. Тулмин Ст. Человеческое понимание.- М., 1984. 124 с.

168. Туманов В.Р. Концепции Государственной экологической политики Республики Саха (Якутия) // Человек и Север: Исторический опыт, современное состояние, перспективы развития.- Часть 1.- Якутск, 1992.-С. 54-55.

169. Указ Президнета РФ. О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития с учетом Декларации конференции ООН по окружающей среде и развитию и Повестке дня на 21 век (Рио-де-Жанейро, 1992).

170. Указ Президнета РС(Я) М.Е. Николаева от 16.08.1994 и 3-5 апреля 1995 г. Закон об особо охраняемых территориях.

171. Уткин К.Д. Религиозные и философские воззрения коренных народов Якутии.- Якутск:Бичик, 2000.- 224 с.

172. Федоров A.B. Усачева И.И. Российское природоохранное движение -1999.-М.:РЭФИА, 1999.-С.З

173. Федоров В.В. Об опыте работы Комитета защиты реки Амга // Экология нижней Амги.-Якутск:АН РС(Я), 1995.-С. 100-104

174. Федоров В.В. Амма айылгатын клрэтии сайдар // Народное образование Якутии,- 1995.- №4.- С. 85-87

175. Федоров В.В. Изучение экологии Амги развивается, углубляется // Народное образование Якутии,- 1995.- №6.- С. 83-85

176. Федоров В.В. Комплексное изучение экологии реки Амга // "Мультикультурное образование". Материалы Международной конференции.- Якутск: ИПКРО МО РС(Я), 1996.- С. 135-136

177. Федоров В.В. История Амгинского улуса в датах. Якутск:ЯНЦ СО РАН, 1996.- 85 с.

178. Федоров В.В., Моисеева J1.B. Роль общественного экологического движения в защиту бассейна реки Амга.- Якутск: ДНиСПО МО РС(Я), 1998,- 36 с.

179. Федоров В.В. Нищета экологии или философия безродности. Якутск: ДНиСПО, 1999.- 26 с.

180. Федоров В.В. Социально-политические факторы формирования экологического сознания (на примере Республики Саха (Якутия)) // Общество и власть.- Вып.6.- Якутск: Якутский филиал Изд-во СО РАН, 2001.-С, 103-111

181. Федоров В.В. Экомост между школой и наукой // Состояние и перспективы развития химико-биологического образования в Республике Саха (Якутия).-Якутск, 2001,- С. 117-118.

182. Федоров В.В. К истории формирования общественной экологической безопасности //Логос. Культура. Цивилизация. Материалы V межвузовской научно-практической конференции (Якутск, 23 мая 2001 г.).- Якутск: Изд-во ЯГУ, 2001.-С.196-206

183. Федоров В.В. Роль республиканской очно-заочной школы (РОЗЭШ) в формировании экологического сознания школьников // Проблемы непрерывного естественнонаучного образования. Сб. мат. Научно-практ. конф. Якутск: ЯГУ. Сахаполиграфиздат, 2002.- С. 169-170

184. Федоров В.В. К историографии формирования экологического сознания в защиту Бассейна реки Амга// Общество и власть.- Вып.7.-Якутск: Якутский филиал Изд-во СО РАН, 2002.- С. 100-103

185. Федоров В.В. Формирование экологического сознания (на примере РС(Я)).- Якутск: ДНиСПО МО РС(Я), 2002,- 135 с.

186. Федоров Е.К. Социальные аспекты экологических проблем// Социально-экономические аспекты проблемы природопользования на севере Сибири,- Якутск, ЯФ СО АН СССР, 1979.- С.30-39

187. Федоров Н.Ф. Философия общего дела. М., 1982.- 301 с.

188. Федотов Г.П. Письма о русской культуре // Судьба и грехи России. В 2-х тт. Т.2.-С.116-167

189. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. 4.1, II. М., 1990

190. Флоренский П.А. У водоразделов мысли. М., 1990

191. Хайдеггер М. Вопрос о технике // М. Хайдеггер. Время и бытие. М., 1993.-428 с.

192. Хильми Г.Ф. Современное состояние научных концепций биосферы // Методологические аспекты исследования биосферы. -М.Наука, 1975.- 120 с.

193. Худушин Ф.С. Человек и природа.- М.¡Политиздат, 1966.- 200 с.

194. Циолковский К. Грезы о небе и земле. Тула, 1986. - 416 с.

195. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность.- М., 1992.- 367 с.

196. Шпенглер О. Закат Европы: В 2 т. Новосибирск, 1993. -Т.1.- 495 с.

197. Экологические проблемы Якутии. -Якутск: Сахаполиграфиздат,1996.

198. Эрман В. Г. Индуистская мифология. — В кн.: Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2-х т. М., 1980, т.1.- 364 с.

199. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.,1993. - 384 с.

200. Юнусова С.Я. Природа как проблема теории культуры. Дис. К.фил.н. /МГУК 142 с.

201. Яблоков А.В. Незаметно, шаг за шагом.//Зеленый мир.- 1994,- №19.

202. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994

203. Dowson J. A classical dictionary of Hindu Mythology and Religion, 9 ed. London, 1957.

204. Feshbach, Friendly. Ecocide in the USSR, N.Y.: Basik Book, 1992.-376 p.

205. Malinowski D.Myth in Primitive Psychology. L., 1926. P.41-43; Levy-Bruhl L., La mythologie primitive. P., 1935.P.175-176

206. World resources, 1989. — N.Y.: Basic ВоокДпс. -1989 -XI1. -372 p.

207. World resourcts, 1990. —N.Y.: Oxford: Basic ВоокДпс. -1989- XI1. -383 p.

208. Zimmer H. Myths and symbols of Indian art and civilization. New York, 1947; Thomas P. Epics, myths and legends of India, 12 ed. Bombay, 1961.