автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Экологическое сознание как предмет социально-философского анализа
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Барковская, Анна Юрьевна
Введение.
Глава I. Источники становления и развития экологического сознания.
§1. Некоторые методологические подходы к исследованию.
§2. Миф как источник формирования экологических представлений.
§3. Религия как источник возникновения экологического сознания.
§4. Философия и ее роль в формировании экологического сознания и мышления.
§5. Паука ее роль в становлении экологического сознания.
Глава П. Современное экологическое сознание: структурно- 70 функциональный анализ.
§1. Структура современного экологического сознания и его формы.
§2. Субъекты - носители экологического сознания и факторы его 88 детерминации.
§3. Ценностный аспект современного экологического сознания.
Введение диссертации1999 год, автореферат по философии, Барковская, Анна Юрьевна
Актуальность темы исследования определяется, прежде всего, современной экологической ситуацией. По мнению авторитетных российских ученых, человечество и мир уже вступили в глобальную экологическую катастрофу (В.Г. Горшков, В.И. Данилов-Данильян, К.Я. Кондратьев, К.С. Лосев, В.П. Казначеев) или в глобальный экологический кризис, который может привести к катастрофе к середине XXI века (Н.Ф. Реймерс, H.H. Моисеев, В.Н. Красилов, В.М. Котляков).
Кризисная ситуация, по мнению указанных авторов вызвана несовершенными технологиями и инерционным хозяйственным механизмом, разрушающим окружающую среду. Основная задача современного поколения заключается, следовательно, в переориентации общественного развития на новые цели и, прежде всего, «на сохранение окружающей среды во благо нынешнего и будущих поколений».1
Наиболее сложным в решении этой задачи являются, по общему мнению, не столько естественно-научные открытия и связанные с ними технологические прорывы, а более глубокие изменения в сознании, создание системы предпочтений и ориентиров экоцентрической направленности. Другими словами, речь идет о гуманистической экологизации общественного и массового сознания, о формировании сознания экологического типа.
Эта задача большого масштаба. Ее решение требует междисциплинарных усилий и даже создания новых научных направлений в области экологии, социологии, психологии, права, этики, эстетики и других гуманитарных дисциплин. Она требует также создания стройной системы экологического образования и воспитания, организации массовых экологических движений и инициатив, разработки и осуществления новой экологической политики. Однако, фундаментом указанного междисциплинарного разнообразия, первоочередным и самым важным является социально-философское исследование
1 Программа действий. Повестка дня на XXI век. Женева: Центр «За наше общее будущее», 1993, VII. целостного феномена экологического сознания. В данном исследовании, разумеется, автор не претендует на полный охват всей социально-философской проблемы, и выбирает только те аспекты, которые соответствуют его возможностям, целям и интересам.
Степень разработанности проблемы. Проблема взаимоотношения человека и природы рассматривалась еще мыслителями и философами античности (Аристотель, Гиппократ и др.). В современном значении экология начала свое развитие с XX в., когда люди осознали невозможность активного освоения природы без учета ее закономерностей, почувствовали угрозу своего существования. В общем виде под современным экологическим сознанием стала пониматься массовая озабоченность населения состоянием окружающей среды.
Экологическое сознание как феномен духовной культуры стало объектом научных исследований относительно недавно (начало 80-х годов). Можно выделить два аспекта исследования: 1) философско-теоретический, мировоззренческий и 2) социологический. Если первый подход заключается в исследовании данного понятия, выработке научного определения, его структуры и функций, то второй - социологический аспект - направлен на изучение субъектов-носителей экологического сознания, факторов его формирования, выявления основных характеристик и типов.
Философско-теоретический аспект проблемы экологического сознания в известной степени представлен в работах отечественных исследователей в начале 80-х гг. (Р.У. Биджиева, Н.Г. Васильев, А.М. Галиева, Э.В. Гирусов, А.Н. Кочергин, Ю.Г. Марков, Г.С. Смирнов, А.Г. Шевцов, Л.Е. Кульбицкая и др.). В этих работах анализируются различные подходы к исследованию данного понятия, устанавливается «категориальный статус», подчеркивается, что экологическое сознание является самостоятельной формой общественного сознания.
В 90-х гг. начинается новый этап философского исследования проблемы «экологическое сознание». Исследователи начинают обращаться к изучению отдельных сторон экологического сознания. Исследуются «экологическая парадигма мышления» (В.П. Беркут), «экологический стереотип мышления» (М.С. Кунафин), «экологический императив» (У.К. Теркулов), «становление и сущность экологического знания» (И.С. Вакалова).
Несомненный интерес представляет работа Е.В. Никоноровой «Экологическая культура и факторы ее формирования: философско-социологический аспект проблемы», где экологическое сознание рассматривается как феномен духовной культуры. Это, пожалуй, единственная работа, где философский анализ удачно дополняется социологическим подходом.
В отличие от философов, в работах которых сильно проявилось влияние марксистской концепции общественного сознания, социологи имели своим теоретическим фундаментом идеи западной инвайронментальной социологии: Чикагской школы (Р. Парк, Ю. Берджесс, Р. Маккензи), концепции «экологического комплекса» (О. Дункан), идеи Римского клуба (А. Печчеи, Д. Медоуз, М. Месарович, Э. Пестель и др.), «новую экологическую парадигму» (Р. Данлэп, У. Каттон).
В рамках социологического подхода, в отличие от философского, экологическое сознание трактуется не как отражение социально-экологических отношений, а как элемент триединого процесса: «восприятие-понимание-действие», каждый элемент которого социально, политически и культурно опосредован (О.Н. Яницкий).
Социологические исследования позволили выявить основные характеристики современного экологического сознания (озабоченность состоянием среды, признание здоровой и безопасной среды обитания общественной ценностью, готовность к проэкологическим действиям и др.), выделить устойчивые структуры индивидуального сознания, сквозь призму которых люди воспринимают и оценивают состояние среды (их можно назвать парадигмами сознания), описать типы экологического сознания и поведения (Р. Митчелл, Б.З. Докторов, В.В. Сафонов, Б.М. Фирсов, М. Лауристин, М. Хейдметс, О.Н. Яницкий, И.А. Халий, Б.А. Навроцкий, Л.Я, Полянинов и др.).
Несмотря на большую работу, проделанную отечественными и зарубежными исследователями, проблема экологического сознания далеко не решена. Философский и социологические подходы к анализу единой проблемы разделены друг от друга. Нет целостного видения такого сложного феномена как экологическое сознание.
Вне поля зрения исследователей остался вопрос об источниках формирования экологического сознания. Фактически считается, что экологическое сознание возникло только в 70-х гг. XX в. как массовая озабоченность состоянием окружающей среды. Между тем экологический кризис - это и «кризис в головах», а не только порождение научно-технического прогресса. Его истоки уходят в глубь веков, к тем временам, когда человек противопоставил себя природе. Не изучено то влияние, которое оказали на формирование экологического сознания в историческом аспекте такие факторы культуры, как миф, религия, философия, наука.
Нуждаются в дальнейшей разработке такие вопросы, как состав и структура современного экологического сознания, его субъекты-носители и типы. Наконец, слабо разработанным является вопрос об экологических ценностях, хотя изменение ценностных ориентаций признается всеми исследователями как неотложная задача.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы заключается в том, чтобы раскрыть культурно-исторические, философские и научные источники становления и развития экологического сознания как феномена духовной культуры, дать его структурно-функциональный анализ.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
- раскрыть роль мифа как первой исходной формы духовного освоения мира в формировании экологических представлений;
- рассмотреть отношение религии к проблеме «человек-природа» и его двойственный характер;
- выяснить роль философии в формировании экологического мышления и постановке социально-экологических проблем;
- показать решающую роль научных теорий и концепций в формировании экологического сознания;
- рассмотреть состав и структуру современного экологического сознания, выделив его эмпирически фиксируемые формы;
- описать субъекты-носители экологического сознания, проанализировать факторы его детерминации;
- раскрыть ценностный аспект современного экологического сознания и его структуру.
Методологическая основа и теоретические источники исследования. Методологическое обоснование становления и развития экологического сознания и его социально-философского аспекта возможно только в контексте всего научно-теоретического наследия человечества. Тем не менее, можно выделить основные источники, на которые опирался диссертант.
Методологическую основу составили научные принципы культурно-исторического, системного, комплексного подхода к анализу взаимоотношений между обществом и природой, человеком и окружающей средой, а также другие принципы и подходы, разработанные и использованные в философских, социологических, естественно-научных трудах, русских ученых, философов, социологов (Н.Ф. Федоров, B.C. Соловьев, JI.A. Кропоткин, Н.А. Бердяев, В.И. Вернадский, И.М. Ковалевский, Е.В. де Роберти, В.П. Алексеев и др.). Использованы также теоретические разработки западных философов, гуманистов, психоаналитиков (Г. Гегель, М. Вебер, А. Швейцер, Л. Леви
Брюль, К. Юнг, А. Леопольд, Л. Уайт, Р. Аттфилд и др.), инвайронментали-стов (Р. Данлэп, У. Каттон), ученых Римского клуба (А. Печчеи, Д. Медоуз, М. Месарович, Э. Пестель и др.). В диссертации широко использованы работы современных российских авторов, разрабатывающих проблему экологического сознания (О.Н. Яницкий, H.H. Моисеев, A.A. Горелов, Е.В. Никоно-рова, А.Н. Кочергин, Ю.Г. Марков, Н.Г. Васильев, Б.З. Докторов. В.В. Сафонов, Б.М. Фирсов, М. Лауристин и др.)
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- соискатель нашел новый подход к анализу экологического сознания, заключающийся в органическом сочетании культурно-исторического и структурно-функционального методов;
- показал, что экологическое сознание имеет свою историю и выделил основные источники его формирования: миф, религию, философию и науку;
- осуществил комплексный анализ экологического сознания, в социально-философском и аксиологическом аспектах; выделил и описал его основные формы;
- описал и проанализировал факторы детерминации экологического сознания, сведя их к трем группам: средовым, культурологическим и личностным;
- раскрыл содержание ценностного аспекта экологического сознания и на основании оценочного критерия дифференцировал экологические ценности, что имеет эвристическое и практическое значение.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы в дальнейшей разработке концепции экологического сознания, а также в теории экологической культуры общества. Представляется возможным и даже необходимым использовать наши результаты в разработке новой научной дисциплины
Социальная экология». На сегодняшний день тема «Экологическое сознание» почти ни в одной монографии или учебном пособии по социальной экологии не отражена.
Социологические результаты и выводы работы, касающиеся факторов формирования экологического сознания, его типологии субъектов-носителей и экологических ценностей могут быть учтены и использованы при разработке программ конкретных социологических исследований, организации социально-экологического мониторинга, а также в практике социального управления.
Материалы диссертации используются автором при чтении курса «Социальная экология» для студентов, а также при подготовке методического пособия по данной дисциплине.
Апробация работы. Выводы работы отражены в пяти научных публикациях. Автор выступал на научно-практических конференциях межвузовского (Волгоград, 1994), регионального (Санкт-Петербург, 1994; Воронеж, 1997) и международного (Таиланд, Бангкок- Паттайя, 1998; Волгоград, 1999) уровня. Материалы использовались в разработке спецкурса по социальной экологии, читаемого автором в Волгоградской архитектурно-строительной академии.
Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Экологическое сознание как предмет социально-философского анализа"
Заключение
Социально-философский анализ экологического сознания, его культурно-исторического контекста и современного состояния позволяет сделать следующие выводы.
1. Экологическое сознание есть отражение отношений человека и общества к окружающей природной среде, а также взаимодействия с ней в виде определенных представлений, идей, теорий и ценностей в данную историческую эпоху. Культурно-историческими источниками формирования экологического сознания выступают миф, религия, философия и наука.
2. Миф - это первая, исходная форма воспроизводства духовной культуры, описания человеком мира, способ упорядочения представлений о действительности. В мифе воплощается «коллективное бессознательное» людей - совокупность их неосознанных желаний и стремлений, важнейшим из которых является самосохранение. Основными принципами мифологического видения действительности явилось отражение повторяемости, цикличности и связи всего со всем.
Идея единства мира людей и мира природы, их реального взаимодействия и взаимосвязи, принимая у отдельных народов ярко выраженную антропоморфную окраску, становится важнейшей особенностью исторического развития сознания, принципом мышления и познания.
Мифы обычно воспринимаются как сугубо архаические явления, принадлежащие прошлому культуры. Однако, ситуация меняется в кризисные времена, в периоды поиска новых основ общественной жизни, принципов обеспечения ее устойчивости. В эти периоды мифологическое сознание вновь оживает, начинает играть заметную роль в жизни общества. Современное мифотворчество очень непохоже на первобытное. Порой миф используется в целях антигуманных и антиэкологических, ради манипуляции сознанием.
3. Религия, как и миф, является одним из источников возникновения экологического сознания. Религия формирует определенное отношение к природе, а также экологические предписания и образцы экологического поведения. Однако роль религии в формировании экологического сознания оценивается по-разному. Если одни авторы усмотрели в христианстве истоки покорения природы, приведшей, в конечном счете, к современному экологическому кризису, то другие полагают, что христианство устраняет деспотический и антропоцентрический взгляд на природу, что Библия несет в себе многие из необходимых составляющих для возвышенной экологической этики.
Современные исследователи все чаще обращаются к наследию восточных религий (буддизм, даосизм, синтоизм и др.), которые включают в себя экологические нормы, предписания и принципы, кардинально отличающиеся от экологических ориентации христианства: «ахимса», «у вэй» и др.
4.Философия представляет собой поиск абсолютной истины в рациональной форме и исторически есть первая отрасль знания, которая осознала рациональный характер человеческой культуры, пытаясь воспользоваться этой рациональностью как средством. Философия способствовала формированию экологического сознания и мышления, разрабатывая такие категории, как бытие, природа, общество, человек, цель, средство, гуманизм и др. Именно из философии пришли к нам такие понятия, как «Космос», «Ойкумена», Гармония», а позднее экологический идеал, императив, парадигма.
В культурно-историческом аспекте важнейшими источниками формирования экологического сознания явились: античная (Аристотель, Демокрит, Эпикур), философия нового времени (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт), географический детерминизм (Г. Бокли, П. Гольбах, Ш. Монтескье), философия К. Маркса и Ф. Энгельса, идеи русского космизма (Н.Ф. Федоров, B.C. Соловьев, В.И. Вернадский).
5. Становление и формирование экологического сознания связано не только с мифологией, религией, философией, но также и с комплексом естественнонаучных и гуманитарных знаний. От Гиппократа до Дарвина и от Дарвина до современных инвайронменталистов - таков магистральный путь развития научных представлений о мире и человеке, об обществе и природе.
Если в XIX в. дарвинизм явился основой новых революционных представлений об окружающей нас природной среде и месте в ней человека, то в XX в. подобную роль сыграли идеи представителей естественнонаучного направления русского космизма, и, прежде всего, В.И. Вернадского.
Во второй половине XX столетия три научных концепции окончательно сформировали современное экологическое сознание и превратили его в феномен экологической культуры: 1) серия докладов Римскому клубу; 2) ин-вайронментализм; 3) концепция устойчивого развития.
6. Современное экологическое сознание как массовая озабоченность состоянием окружающей среды, как феномен духовной культуры, выполняющий познавательные и регулятивные функции, представляет собой сложное, многослойное образование. Его структурно-функциональный анализ позволяет выделить четыре относительно самостоятельные подструктуры: психологическую, гносеологическую, социологическую и аксиологическую. Конкретными эмпирически фиксируемыми формами современного экологического сознания выступают: чувственно-созерцательная (эстетическая), практически-рассудочная (утилитарная), рационально-логическая (научно-теоретическая), квазинаучная (астрология, экстрасенсорика и т.п.), религиозно-мифологическая (мистика, колдовство, суеверие и др.).
Социологический срез экологического сознания позволяет выделить аффективный, когнитивный и поведенчески - волевой компонент и на основании этого построить типологию отношения человека к среде обитания.
7. Субъектом-носителем современного экологического сознания выступают социальные общности различного рода, которые можно сгруппировать следующим образом:
-человечество в целом как субъект исторического и социального действия;
-цивилизация как особый тип региональной культуры (западная, исламская, православная, индуистская, японская и др.), обладающие специфическим менталитетом, социокультурными особенностями, в т.ч. по отношению к природе;
-социентальные общности, совпадающие с устойчивыми, исторически сложившимися образованиями, заключенными в географических и административных границах отдельных государств;
-большие социальные группы - демографические, социально-территориальные, профессиональные, этнические, конфессиональные, политические партии и движения, различные объединения «зеленых» и др.
-малые социальные группы - семья, коллектив, производственные организации и их ячейки, группы по интересам, садово-огороднические кооперативы, объединения любителей животных и др.
-и, наконец, основной субъект-носитель экологического сознания: человек, индивид, личность.
8. Основными факторами детерминации современного экологического сознания являются факторы среды, факторы культуры и личностные факторы, более конкретно:
-современная экологическая ситуация (глобальная, региональная, локальная);
-разнообразные риски, источником которых становится не только природная, производственная, но и социальная, в т.ч. бытовая среда;
-социально-пространственная среда общества и ее дифференциация на городскую (индивидуальную) и сельскую (аграрную);
-социальные институты общества, которые по силе и глубине своего воздействия образуют следующую цепочку: СМИ - наука - образование- -искусство - религия - право - политика;
-неинституциализированные факторы (микросреда, малые группы, се-мейно -родственные отношения, группы по интересам, непосредственная жизненная среда, обычаи, традиции и др.);
- личностный фактор, в т.ч. интересы, потребности, ценностные ориентации, тендерный фактор и др.
9. Ценностный аспект экологического сознания может быть рассмотрен как система понятий и категорий: ценности-цели, ценности-средства, ценности-нормы, ценности-оценки, ценности-идеалы. Система ценностей является ядром современного экологического сознания, она важнейший источник непосредственных мотивов поведения, ближайший стимул экологической деятельности.
Экологические ценности можно дифференцировать по разным основаниям. Это имеет большое эвристическое и практическое значение. С точки зрения содержания выделяются личностные и надличностные ценности. С точки зрения масштаба - индивидуальные, групповые, институциональные, общенациональные и глобальные ценности. С точки зрения оценочного критерия экологические ценности можно дифференцировать на: утилитарные (полезно - бесполезно), научные (истинно - ложно), нравственные (добро -зло), психологические (комфортно - дискомфортно, благоприятно -неблагоприятно), эстетические (красиво - безобразно), правовые (законно -незаконно), религиозные (богоугодно - греховно).
10. Современное экологическое сознание реально существует в виде двух типов: антропоцентрического и экоцентрического.
Антропоцентрический тип экологического сознания - это система представлений о мире, для которой характерны: а) противопоставленность человека как высшей ценности и природы как его собственности, б) воспри
135 ятие природы как объекта одностороннего воздействия человека, в) прагматический характер мотивов и целей взаимодействия с природой. Теоретико-методологической основой данного типа экологического сознания выступает «парадигма человеческой исключительности».
Экоцентрический тип экологического сознания — это система представлений о мире, для которой характерны: а) ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы, б) восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком, новая иерархия ценностей, где высшей ценностью является жизнь на Земле и сохранение ее природных богатств. Данный тип экологического сознания базируется на «новой экологической парадигме».
Список научной литературыБарковская, Анна Юрьевна, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Авдонин А.Н., Камаев Р.Б., Рыжевская Д.С. Экологическое сознание: состояние и причины пассивности// Социологические исследования. 1997. №8. С.88-92.
2. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. М.: Юнити,1998. -455с.
3. Алексеев В.П. Очерки экологии человека. М.: Изд-во МНЭПУД998. -232с.
4. Андреев Ю.А. Человек, природа, общество в современной прозе. Л.: 1981. С.35.
5. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: 1980. С.192-194.
6. Анисимов А.Ф. Духовная жизнь первобытного общества. М.: 1966. С.29-32.
7. Антипина О.Н., Иноземцев В.Л. Постэкономическая революция и глобальные проблемы// Общественные науки и современность. 1998. №4. С. 162174.
8. Апресян Г.З. Эстетические отношения к природе в социалистическом обществе. М.: 1981. С.3-4.
9. Аристотель. Политика// Сочинения в 4-х томах. Т.4. М.: 1983. С.601.
10. Артановский С.Н. Человек, культура и природа// Духовная культура развитого социализма и личность. Л.: 1980. С.32.
11. Асмус В.Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 1976. С.362.
12. Ахиезер А.С. Экологическое движение, интеллигенция и общество// Социологические исследования. 1996. №12. С. 128-132.
13. Бабосов Е.М. Катастрофа как объект социологического анализа// Социологические исследования. 1998. №9. С. 19-24.
14. Баньковская С.П. Инвайронментальная социология. Рига: Зинатне, 1991. С.43.15