автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.08
диссертация на тему: Экологическое сознание как предпосылка устойчивого развития
Текст диссертации на тему "Экологическое сознание как предпосылка устойчивого развития"
00- /г '
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кафедра экологии и управления природопользованием
На правах рукописи
ГУСЕВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ КАК ПРЕДПОСЫЛКА
УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: (ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ).
Специальность 09.00.08 - Философия науки и техники
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание ученой степени кандидата философских наук
Научный руководитель -доктор философских наук, профессор Лось В.А.
Москва - 1999
/
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................3
ГЛАВА 1 ............СОЗНАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА
.................................................................................................................................И
§1. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ СОЗНАНИЯ.........11
§2 ПОНЯТИЕ СОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И НАУКЕ.....60
§3. СПЕЦИФИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ.......................................94
ГЛАВА 2 ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ...........................................................................................................110
§1. ТЕОРИЯ НООСФЕРЫ КАК ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ.....................................................................110
§2. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА И СТАНОВЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ.....................................................................130
§3 ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ КАК ОСНОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ.............................................................................150
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................177
СПИСОК ОСНОВНОЙ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................180
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В конце XX века, на фоне обострения глобальных экологических проблем, человечество более чем когда-либо нуждается в конструктивной стратегии развития, являющейся гарантом не только современного выживания в кризисных экологических условиях на фоне техногенных катастроф, но и нормального существования будущих поколений. Назрело время диалога с природой, бережного её сохранения для того, чтобы имели возможность существования поколения людей не только живущие сегодня, но и будущие. На конференции по окружающей среде и развитию в 1992 году в Рио-де-Жанейро была выработана программа всемирного сотрудничества по устойчивому развитию - Повестка дня на XXI век, которую подписали представители 179 стран.
Реализация устойчивого развития рассматривается как путь рационализации элементов отношений системы "человек=общество=биосфера". Вопросы взаимодействия с природой должны быть включены в общую научную концепцию, рассмотрению аспектов этого процесса и посвящена данная работа. Традиционно человек предпочитал использовать природу, выступая в качестве её потребителя. Особенности взаимодействия человека и биосферы изменялись в процессе исторического развития. Природная и социальная компоненты развивались по имманентным законам, которые, однако, не соотносились. Возникшее несоответствие выражается, в частности, в глобальных экологических противоречиях (проблемах), угрожающих существованию человека как биологического вида. Поэтому ставится вопрос о необходимости сознательного управления действиями человека, которое учитывало бы, с одной стороны, биосферные законы, а с другой, потребности социума и способствовало соотнесению поведения человека с требованиями, налагаемыми этими законами.
Обострение экологической проблемы на глобальном уровне поставило вопрос о радикальном изменении взаимоотношения человека и окружающей среды. Речь идёт о том, что производственно-хозяйственная и социокультурная
деятельность цивилизации должна соответствовать экологическим стереотипам.
Решение комплексной экологической проблемы предполагает повышение степени эффективности управления процессами, происходящими в природно-социальной системе. Эффективность управления актуализирует формирование сознания нового типа (экологическое сознание - "экосознание") на гармонизацию системы "человек=общество=биосфера".
Именно экологическое сознание рассматривается как интеллектуально духовная предпосылка общественного становления развития (и цивилизации) нового типа - цивилизации и развития устойчивого типа. Иными словами, радикально пересматриваются взаимоотношения общества и биосферы, что выступает в качестве составной части смены научно - философской парадигмы.
Исследование становления и трансформации сознания позволяет выявить тенденции его развития на современном этапе, возможности его дальнейшего изменения в экосознание, как основу перехода общества на путь устойчивого развития. Актуальным является формирование сознания, ориентирующего человека соответственно экологической необходимости, для решения как экологической, так и других проблем природы и социума.
Использование последних научных достижений на современном этапе необходимо не только для прояснения сущности экологического сознания, но также конкретизации соотношения личное - общественное, а также для поиска решения психофизиологической проблемы. Именно философский подход с использованием экологических принципов позволяет рассмотреть эти проблемы и предложить пути их разрешения. Понятия экологического сознания и его экологизации в свете глобальной экологической проблемы тем более нуждаются в дальнейшей разработке.
Воздействие на природную среду есть функция мышления и сознания, осуществляющаяся через практическую деятельность человека. Изменение общей научной парадигмы кардинальным образом затрагивает как вопрос о личном сознании, так и о трансформации общественного сознания. По мнению
И. ГГригожина и И. Стенгерс: «В настоящий момент мы переживаем глубокие изменения в научной концепции природы и в структуре человеческого общества в результате демографического взрыва, и это совпадение весьма значительно. Эти изменения породили потребность в новых отношениях между человеком и природой так же, как и между человеком и человеком.»1 Мы считаем, что эти новые отношения должны быть основаны на сознании нового типа. Вопросы изучения взаимодействия организма и окружающей среды составляют предмет экологии, поэтому этот новый тип сознания можно назвать экологическим сознанием. «На современном этапе в центре экологической проблематики стоит всё та же классическая пара: организм и его среда обитания. Расширяя свою проблематику от отношения "человек-среда" к отношению "человек-природа", экология без сомнения выходит на философскую проблематику».2 Социальная экология рассматривает процессы, происходящие в социуме в связи с природными процессами и закономерностями, её данные являются дополнительной информацией для определения понятия сознания. Экологические проблемы изучаются социальной экологией с социологической точки зрения, причём очевидно, что они являются результатом несогласованности человеческой, природной и технических систем, т.е. рассогласования биосферы, техносферы и социосферы. Согласование же их является предметом серьёзного научного поиска. Мы считаем, что достичь гармонии, минуя вопросы сознания невозможно.
Исследование формирования экологического сознания на философско-методологическом уровне способствует реализации устойчивого эколого-безопасного развития цивилизации.
Научная разработанность темы исследования.
Анализ взаимодействия природы и общества проводится в трудах многих современных исследователей при анализе аспекта глобальной экологической проблемы специфики экосознания и особенности устойчивого развития: Morris
Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986. С. 386.
Киселёв H.H. Интегрирующая функция экологии в современной науке. Киев, 1987. С. 15.
M., Naess А., Агаджаняна H.A., Алексеенко И.Р., Анисимова С.А., Архипова П.А., Вернадского В.И., П. Тейяра де Шардена, Циолковского К.Э., Чижевского
A.Л., Гирусова Э. В., Делокарова К.Х., Казначеева В.П., Коммонера Б., Кейеевича Л.В., Лейбина Н.В., Моисеева H.H., Мамедова Н.М, Никоноровой Е.В., Реймерса Н.Ф., Урсула А.Д., и др.
Изучением сознания и его развития посвящены труды как отечественных, так и зарубежных ученых: Jahn R.G., Dunne В .J., Miller J., Penrose R., Wolf F. A., Ассаджоли P., Братуся Б.С., Брушлинского A.B., Вольфа Ф., Вульфа В., Налимова В.В., Гроффа С., Лефевра В.А., Петровского A.B., Спирина Е. А., Фромма Э., Ярошевского М.Г. и др.
Вопросы развития экологического сознания, экологической этики, обстоятельно рассматриваются в трудах Васильева Н.Г., Танеевой A.M., Гирусова Э.В., Кочергина А.Н., Лихачёва Д.С., Лося В.А., Мамедова ИМ., Маркова Ю.Г., Овсянниковой О.В., Никоноровой Е.В., Палинчака Ф.Я., Уледова А.К., Урсула А. Д. и других учёных.
Вопросы современной теории информации начинает рассматривать Винер Н., а затем продолжают Поспелов Г.С., Лорьер Ж.Л., Любарский Ю.Я., Хазен A.M. и другие учёные.
Теоретико-методологическому обоснованию перехода общества к устойчивому развитию посвящены работы Гирусова Э.В., Данилова-Данильяна
B.И., Делокарова К.Х., Лося В.А., Моисеева H.H., Мамедова Н.М., Муравых А.И., Пасхина E.H., Шилова A.C., Урсула А.Д., Чумакова А.Н. и других.
Основы концепции ноосферы содержатся в трудах ее основоположников: Вернадского В.И., П. Тейяра де Шардена, Циолковского К.Э., Чижевского АЛ.
Автор опирается на классические труды как отечественных, так и зарубежных ученых, посвященные философско - методологическим аспектам взаимодействия человек=общество=биосфера: Гирусова Э.В., Маркова Ю.Г., Овсянниковой О.В. Вопросы ноосферной проблематики находят отражение в работах таких российских ученых, как: Баландина Р.К., Гирусова Э.В, Гумилева Л.Н., Делокарова К.Х., Казначеева В.П., Куракиной О.Д., Кушнаренко И.А,
Лося В.А., Мальцевой Н.И., Мамедова Н.М., Моисеева H.H., Никоноровой Е.В., Смирнова Г.С., Спирина Е.А., Субетто А.И., Туркиной Е.Г., Урсула А.Д., Яншина Л. Л. и др.
Объектом диссертационного исследования является индивидуальное и общественное сознание и условия его гармонизации с окружающей средой, анализ эволюции сознания, становление сознания нового типа "экосознания".
Предметом диссертационного исследования выступает выявление взаимосвязи экологической философии сознания и устойчивого развития; методологические аспекты и теоретические концепции экологического сознания, а также его формирования, рассматриваемые с точки зрения решения экологической проблемы и поиска основ управления процессом социоприродного развития при переходе к устойчивому развитию общества. Цель диссертационного исследования:
Основной целью диссертационного исследования является определение сущностных характеристик экологического сознания, выявление тенденций его становления в процессе обоснования стратегии устойчивого развития, вытекающее от изучения философско-методологических аспектов взаимоотношения экосознания и становления цивилизации устойчивого типа. Основные задачи диссертационного исследования:
выявление места экологического сознания в историческом процессе развития сознания;
выявление роли экологического сознания в процессе движения по пути перехода общества на путь устойчивого развития;
выявление сущности понятия "экологическое сознание" ("экосознание"); определение философских и социально-психологических оснований становления экологического сознания;
анализ структуры экологического сознания;
выявление взаимосвязи процессов "информатизации" общества и "экологизации" сознания;
показать связь концепций "экосознания" и ноосферы
раскрытие взаимосвязи "экосознания" и феномена устойчивого развития. Основные результаты, полученные лично соискателем и их научная новизна:
В данном диссертационном исследовании анализируется генезис понятия сознания, начиная с древневосточной философии, периода предфилософии, его становление и развитие, а также экологическое сознание как необходимая фаза в развитии сознания на пути общества к устойчивому развитию.
- предложен экологический подход к анализу понятия сознания;
- выявлены исторические, философские и социально-психологические предпосылки становления современных концепций сознания;
- рассмотрены модели и структура сознания и "экологического сознания";
- выявлено положение экологического сознания в историческом процессе развития сознания;
- выявлена связь "информатизации" общества и "экологизации" сознания;
- показана необходимость взаимосвязи между экологическим сознанием, информацией и переходом цивилизации к устойчивому развитию.
- проанализирована целесообразность формирования экологического сознания (индивидуального и общественного) для решения задач перехода общества на путь устойчивого развития;
- выявлена взаимосвязь экологического сознания, устойчивого развития и процесса ноосферогенеза;
- даны методологические рекомендации для формирования экологического сознания.
Основные положения, выносимые на защиту.
1.Вопросы сознания интересовали людей с момента возникновения философского осмысления мира. В наш век научной специализации возникла необходимость философского осмысления результатов достижений отдельных наук, таких как психология, нейрофизиология, кибернетика. Представители данных наук высказываются о необходимости единого подхода к ряду проблем, в частности, к проблеме сознания. Философский подход с позиций экологии
позволяет сформулировать общий подход к рассмотрению сознания человека, учитывая современные достижения данных наук.
2.Устойчивое развитие человечества невозможно без формирования экологического сознания, рассматриваемого как интеллектуально-духовная предпосылка общественного становления развития (и цивилизации) нового типа, которой присуща установка на гармонию и диалог природы и человека. Необходимо радикально пересмотреть взаимоотношения общества и биосферы с учётом последних научных достижений, что выступает в качестве составной части смены общей научно-философской парадигмы.
3.Использование представлений об информации, выработанных кибернетикой, как об отражении и передачи разнообразия и степени упорядоченности структур в любых объектах и процессах, позволяет перейти к структуре сознания, так как упорядоченная информация создаёт структуру сознания, подобно операционной системе в компьютере.
4.В философско-методологическом плане представление о структуре сознания и организации информации позволяет переосмыслить процесс формирования сознания личности таким образом, что появляется возможность непосредственного формирования экологического сознания, что даёт возможность наметить контуры гармонизации всей системы социально-экологических отношений с точки зрения перехода общества на путь устойчивого развития.
5.Анализ философских истоков понятия Ноосфера в античной философии выявляет его дополнительные грани. Так же как разум ноос являлся целью стремлений философа, Ноосфера является целью стремления цивилизации устойчивого типа. Ноос, понятый в античности как воплощение божественного порядка в процессе своей жизни, говорит о том, что Ноосфера также является скрытым порядком, который должен проявляться через социальную жизнь в процессе претворения в жизнь идеалов устойчивого развития. Развитие ноосферной идеи зависит от процесса формирования экологического сознания.
6. Экологическое сознание является одним из важнейших факторов, составляющих основу перехода современного общества на путь устойчивого развития ноосферной ориентации. Для осуществления этого перехода необходимо учитывать реальные процессы, происходящие в природной среде и природные циклы времени. Учёт экологического времени по настоящий момент сохраняется в традиционных культурах. Возвращение к диалоговой модели сосуществования с природной средой, обогащенное подлинно научным пониманием, позволяет по-новому увидеть системы динамической организации личной и социальной жизни, основанные на природных календарных циклах. Предполагается, что именно этими характеристиками будет обладать сознание людей общества ноосферы, подлинно экологическое сознание.
Практическая и теоретическая значимость диссертации - возможность использования результатов работы для: дальнейшего исследования проблем социальной экологии; формирования экологического сознания; управления общественным развитием с учетом требований экологической необходимости; возможности определения стратегии и тактики перехода на путь устойчивого развития общества и осознанного разумного регулирования процесса перехода.
Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составляют научные принципы конкретно-исторического, системного, социально-экологического, ноосферного и синергетического подходов, разработанные в трудах классиков, а так и в современных исследованиях в области философии и методологии науки, социально-экологических исследова�