автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему: Экология и мораль
Полный текст автореферата диссертации по теме "Экология и мораль"
Министерство
высшего и среднего специального образования УССР
Киевский ордена Ленина и ордена Октябрьской Резолюции государственный университет имени Т. Г. Шевченко
На правах рукописи
Ахмад Джабер Абузаид
УДК 177:577.4
ЭКОЛОГИЯ и МОРАЛЬ
Специальность 09.00.05 — этика.
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Киев — 1991
Работа выполнена на кафедре этики, эстетики и теории ку. туры философского факультета Киевского государственного у1 верситета им. Т. Г. Шевченко.
Научный руководитель — доктор философских наук,
кандидат философских наук, доцент БЕЗВЕРХАЯ А. И.
Ведущая организация — Дрогобычскпп госпединститут име И. Франко.
Защита состоится 28 ноября 1991 г. в 15.00 на заседании с анализированного совета Д 068.1823 при Киевском государств ном университете им. Т. Г. Шевченко по адресу: 252601, г. Ки ул. Владимирская, 60, ауд. 327.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиот< Киевского государственного университета.
профессор ФОРТОВА А.
Официальные оппоненты: доктор философских наук,
ЛЕВИЦКАЯ А. И.,
Автореферат разослан « $//» [СИ'ЬхТ1и(у 1991 г.
Ученый секретарь специализированного совета, кандидат философских наук
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы. Экологическая проблематшп привлекает все большее число научных и философских идей, концепций и направлений. Это свидетельствует о глобальном характере экологической ситуации, сложившей к концу второго тысячелетия. Сохранение природы, как условия нормального жизнефункционирова-ния общества, является одной из первоочередных задач^современ-ного человечества. Статистические данные, характеризующие состояние почв, воды и атмосферы, вселяют тревогу за будущее не только отдельных биологических видов, но и самого человека. В этой связи происходит глобализация понятия "экология", охватывающего не только среду обитания животных, но и жизнь самого человека. По своей сущности тазиь человека не ограничивается адаптивными реакциями на изменения внешней среды, биологическим обменом веществ, а определяется его деятельностью, изменяющей географическую среду. В структуре человеческой деятельности, как известно, вакнейиую роль играют нравственные нормы, морально-этические ценности. Но, если ранее принято было считать, что мораль регулирует только сферу непосредственно общественных отношений, то в последние годы, под влиянием экологических катастроф, вызванных "человеческим фактором", приходит понимание того, что этика может и должна в известной мере .влиять на отношения человека и природы. В современной западной литература, начиная с 70-х годов, активно раэраслывается такое направление этической мысли, как "экологическая этика". Актуальность разработки этих проблем определяется тем,.что влияние современной техники, науки, информации и т.д. на духовный мир человека оказалбсь дегуманизирующим, не обеспечен- • ним нравственными критериями выбора, деятельности, ориентации, интересов и потребностей.
Выбор темы диссертации продиктован как дискуссиг иостью целого ряда проблем, связанных с темой "экология и мораль", так и поиском оптимальных вариантов практической реализации морально-этических идей в процессе охраны окружающий срзды, оздоровления экологии.
Степень разработанности проблемы. Проблема экологии и мс.з-ли активно начала разрабатывания в 70-е - в^нзчале 80-х годов
в основном на Западе. Пояшлись монографические исследования, публицистические материалы, возникло экологическое движение. В результате появилась довольно обширная литература, исследующая морально-этические аспекты экологических проблем. Заметно оживились в последние годы разработки экологических проблем и в СССР, где важное место занимает нравственный аспект. Появилось немало работ, анализирующих объект экологии как науки, методологию исследования экологического знания и сознания. Эти вопросы нашли ог;:ажение. в публикациях Л.И.Василенко, Л.Л.Горелова, И.В.Куликовой, Я.В.Ыинкявичюса, Р.И.Александрова, А.В.Смольяно-ва, В.В.Загладина, Н.Н.Киселева и др..
Внимание ученых и философов привлекает гносеологический срез экологии, представленный в работах Н.Г.Васильева, А.Н.Ко-чергина, В.Д.Комарова, В.С.Крисаченко, Ю.Г.Маркова, H.A.Огородника, С,С.Шварца и др. В этих публикациях обстоятельно изложены причины экологического кризиса, намечены пути выхода из экологического тупика.
В капитальных трудах таких ученых и мыслителей, как В.И.Вернадский, Т. де Шарден, Э.Леруа и др., глубоко исследованы научные основы биосферы, показана роль антропогенного фактора з жизни планеты, намечены пути оптимизации воздействия человеческой деятельности на биосферу, обоснована необходимость перехода к ноосфере, т.е. такому этапу человеческого бытия, который строится на рациональной целесообразности. Но здесь же показано, ч^о такой переход невозможен без существенных изменений нравственных оснований жизни'и поведения человека.
' Таким образом, здеоь впервые были залоаены предпосылки обеспокоенности человека аа свое глобальное будущее, ставшие импульсом более углубленных экологических исследований непосредственно уже в наше время, "
: В целом ряде публикаций советских авторов специально разрабатывается этический аспект экологии. Осмыслеыю нравственных начал экологического поведения посъящены работы Н.Н.Моисеева, И Д. Фролова, А.В.Яблокова, З.Г.Маркова, В.А.Писачкина и др.
• Как уне .было сказано, весьма активно тема "экология и мораль''разрабатываете;! в совремеиной западной философии, науке, теологии. Здесь мы встречаем антигехнократические и итасцчен-Vиctcichb идеи, подьоргаищие критике саму модель западной циви-
лизации, ставшей, как считаю" авторы данного направления, причиной экологических Сод. Такие ннсли встречатол в роботах Б.Кал-ликотта, Л:иш Уайта, Э.Левиноза, Дя.Хаксли, А.ИчоИцера, о некоторыми оговорками мохно скатать таккэ и Л.Печчеи, Работа этих и других авторов, наряду с рг.зкой критикой современной цивилизации, построенной на антигуманно!': технизации, подводят к выводу о необходимости радикального измонснид общэстиенного сознания, и прокде всего его нравственных принципов.
Под влиянием угрожающего загрязнения среди обитания и исчезновения многих видов кивотних в зппад;юй литература все активчеэ развивается "ннвоИроменталистскоо" направленно, ставящее своей целью изменение стереотипов природопользования, зс^лючаювдхся в. тон, что природа рассматривается только как объект эксплуатации, а но партнер в сложной и гармонично!' зистоме экологического баланса, Такой поворот в сознании естественно затрагивает нравог— венние установки человека и общества и т;.збует к себе самого пристального вниииния. Представителями "пнваИроментализма" является А,Миллер, Т.''.|?,юрдан, А.Уистон и др.
Таким образец, проблема "экологип и иораль", ч рпдо случаев трансформировавшаяся в требование создания новой "экологической этики", представлена достаточно широко в воврменном научном' и ' философском сообщество.
Вместе с те« имеются принципиальные аспекты, которые необходимо конкретизировать в специальных исслодоганиях, Речь идет, в частности, об уточнении содорлзния понятия "этическая экология", экологической функции этики в со. ременных условиях, определении ключевых понятий и способов этического анализа экологической реальности и т.д,
Цзльп г-'иссерт.т'иоииого исследотакия является анализ теоретических и методологических предпосылок диалектического взаиио-деНствня морали и экологии.
Цель работы конкретизируется с помощью ряда задач. Необходимо:
- показать специфику естественнонаучного и социологического подходов к экологии;
- проанализгровать философско-культурологический аспект проблем ■■экологии; •
- вычленить предмет собственно этического содержания эколо-
•гичсской деятельности;
- сформулировать социально-экологические функции этики в.^ современных условиях;
- обобщить некоторые тенденции в современпх течениях этического подхода к экологии.
Методологической основой диссертационного исследования являются труди классиков марксизма, ~атрагивоющие проблемы отношения общества и природы, морального сознания, сущности человека, культуры, предметной деятельности. Кроме того, автор опирался на труда виднейших представителен науки и философии XX в., заложивших основы нового мылленип, возрождения принципов ■общечеловеческой морали; диссертант использовал интеллектуальный потенциал писателей-гуманистов, мыслителей орабского востока, документы международных организаций, таких, как ООН и ЮНЕСКО, материалы международных форумов и конгрессов по проблемам экологии.
Научная новизна исследования, В диссертации предпринят анализ взаимодействия морали, морально-этических ценностей с экологией в качество объекта комплексного научного исследовшия. Экология рассматривается не как отдельная научная сфера позна-'пия, а как состояние окрукающей среды в ее глобальном контексте.
В рамках такого подхода автор сформулировал ряд полоконий, претендующих на научную новизну. Показано, что:
- пооблема экологии, являясь предметом научно-познавательной деятельности, не исчерпывается линь рациональной формой сознания, она включает такке мировоззренческий аспект;
- одной из форм реализации мировоззренческого подхода к экологической реальности является мораль как форма духовно-практического отношения к миру;
- этический срез экологии конституируется как система регулятивных норм и принципов, работающих на сохранение и защиту природной среды;
-г необходимость перехода к ноосфере сопровождается не кодификацией "новой этики1!, 6 развитием и обогащением общечеловеческой нравственности о учетом новых нетрадиционных обстоятельств в экологической системе;
- этика выполняет ряд социально-эко логических функций в
уоловиях глобального энокриэиса:
а) функция созидания;
б) функция контроля;
б) функция /правления;
г) функция нравственного покаяния и очищения совести.
Научно-практическая зтчимость работы. Материалы диссертационного исследование, положения и выводы, сделанные в ходе работы, расширяют и уточняют наши представления по данному кругу проблем и могут быть учтены в дальнейших исследованиях философ-ско-этических проблем экологии. Материалы диссертации могут быть использованы в преподавательской работе со студентами, при чтении спецкурсов по теме "Мораль и экология". С учетом нужд страны материалы диссертационного исследования помогут при разработке учебных материалов по этическим проблемам экологии. Данное исследование дььт возможность арабским специалистам в области этических направлений экологии познакомиться с научными достижениями данной проблемы советских ученых, философов, социологов, этиков.
. Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре этики, эстетики и теории культуры философского факультета Киевского ордена Ленина и ордена Октябрьской револющ.л государственного университета им.Т.Г.Шевченко. Основные положения диссертации отражены а следующей публикации автора: Проблемы экологии и .нравственности Ц Этика, эстетика и теория культуры.- Киев, 1991.- Вып.34.
Структура работы. Структура работы определена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, четырех . глав, заключения и списка основной использованной литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЛАШЕ РАБОТЫ
Во введении обооновывается актуальность темы исследования, анализируется степень ее научной разработанности, определяются, цель и задачи исследования и методологические основания работы, характеризуется научная новизна диссертации,
в первой "Экология как проблема стременной кауки:
естеотвеь.юнэучкый и сс дологический подход к проблеме экологии" содержится анализ структурных особенностей экологический
- в -
проблематики. В этой связи показана специфика естественнонаучного а социологического исследования различных граней экологической ситуации, а нненно: основываясь нз фактической гит-риале науки показаны уровни экологического состояния, обусловленного векоктродируеноа деятельностью человека, ь ряде случаев сргагдсен к нсобрахвши процесса!» глобализации экологического Kpaasca. Диссертант еоказывает, что наука, прежде всего естест-возшшве, исзшг осгслечига статистической информацией общество, п^Е^лаав^з • зя к крата ческой точке экологического баланса. В этаз отно^шш весы показательной является иатеиагическая ио~ "ядзриоЯ smaiBl разработанная советски«« ученшш в серзди-ез £3-1 годов. Osa £эоч1Ш показала глобальную катастрофу в слу-çs.2 вдзрного Езнфгвкга для обдества и всего вивого на зеиле. Isa czinzi чеховачесггу била продемонстрирована deccuuczcuisooïi гсеи дарзах ЕоощззнаГ и показана необходииость поворота ча-гдтала от Еогфроатагда а сотрудничеству. Это обстоятельство, ©аиэ во себа трабуЕ^зе всестороннего анализа, визуализирует идшетЕЭнво-эютзсЕЕ!! подход к военно-политическону аспекту тсто&шьноа сетуада в современном инре.
Ддншэ, иахсиатзд&соШ в естестввнноиаучний подход, сколь зааташш u Еакгыа ш ни бил, не в состоянии охватить все ¡Егщразш столь BSXE21 ¡ироСлаш, как общество и природа, человек ¡н'эЕашген. Дш создавая адекватной картины в этой отнопеюш шщуи u> нгразт таккз социологический анализ прокаводсхвен-¡нгк-ЕЕХяолагвчесгаго шааиыодеЯствая Человека с природой. Б этой лщагяашя ваянеВшее шачеше «нет демографический анализ, эджыэтюдогичбсжяВ подход в исследованию социокультурных тради-
о стереотипов в природопользовании, К этому следует также даЗавять акавозгаческяй анализ структуры производительных сия, щйннпстшт орионгацнй общества, е'м психологии и ысрали. Дио-$грх2вх счяшст, чхо такай образои, во взаимодополнении естесг-: ашшшаучвых ■ сшвгояогичесвих ананий, можно добиться адеязат-раВ звкшншюсжоа кцшшц, ыогудей олукить основаигеч для эф-1$в1Еаавншс деКстаа! но заивг.природц и человека»
\в*ор также зачшгквасг проблемы "экологической ответствеи-~ шаги" ученых я саещ.алистов каг своеобразной формы иорадьйок шз-чскзшшося человека за результатысвоей деятольЕ сти, за ¿амадь иа земле cyisax и грндудих поколений. Особенно это касает-
сп таких отраслей научного ir знания, как ядорнап физика, вагго-биология, генная иьяенерия. В этой связи в диссертации подвергнут критическому анализу биглогизагорские noni-rai редуцщзозата этику до уровня простых инс-.инктов, специальных генов, относящихся к таким эмоциональным реакциям, как "альтруизы" ила пгга-изи". Глубинные истоки нргветлеиного поведения, морально-этических чувств и сознания, как считает диссертант, находятся в сфере человеческой культуры. Анализируя различные подходы к исследованию экологического криаиса, считаем, что кризис в сфера эколоп.л е*ль результат в значительио.1 сталсни саиипльно-нраг-ствениого кризиса общества, гдо научно-технический прогресс опередил иаралыю-этический, деформировав критерия добра к зяз, ответственности, совоси и долга. В этоИ евпзи автор привлекает пирский историко-на^чный, публицистический материал, xspaz-теризупциН состояние экологического созаткап как ревпщее, особенно в связи с экологическими гатст^рфшш, обусловлсташл у части cu человека в их происхождении, т итх, как аварии на A2-J, химических предприятиях, вооруженные конфликты и др.
Во второй глпве "Философский аспект в исслед-танил экологии. Экология я культура" дин анализ экологической проблемати- . ки с точки зрения историко-философского взгляда на пробгезу взаимодействия человека и природы. В этой связи автору удалось вцчленить специфический ракурс философского анализа природа сквозь призму определенных культурологических констант г. nesa- « зать зависимость философского, п точнее, натурфилософского ся-ровоэзрения от яреойлздячщих ценностей культуры. Так, яапразер, античная культура в период архаики и немного позке питает позитивные установки в отяопсяки природы, что в значительной ае-ро UOXHO объяснить иифопрэтпчеекиа.сознанием эпохи, i'e знавшей еще науки и вообще рациональной форна штрэгониманля. Сама философия в этот период существует как натлфиособяя, например,- . "пилотская скола". В классическую эпоху, котла «а смоиу чифо-поотической стихии приходит рэционагистнчеияаЯ ■"логос**, особенно сильно подчеркнутый в философии Г латоиа, а езяа культура ):э-реяивпет переход "от илфа к логосу", иеякатся н стновеняо человека к прироле. Платон липь философски осмыслил этот ннровоз-» зренчсск til перепорот, заклшаывдйся п том, что природа и дух^ цатирин и сознание - суть различные субстанции. Эта парадигиа
в значительной степени предопределила специфику европейского философского этоса, отличающую последнего от систем восточной философии, где, как известно, традиционно преобладал мировоз-" зренчоский синкретизм. Как неотъемлемая часть духовной культуры, философский дуализм "души и тела", зародившийся в античной культуре, фактически был заменен спиритуалистическим монизмом в христианстве и исламе, когда привода рассматривалась как производная от божественной сути ведь и, таким образом, лишалась всей прелести языческого бытия.
Многие современные учение, философы, занимающиеся экологическими проблемами, склонны в христианстве усматривать предпосылки современного экологического кризиса, так как оно положило нача, о отчуждения человека от природы, духа от плоти. К такой мысли склоняется, например, Линн Уейт мл., усматривающий исторические корни современного экологического кризиса в некоторых догматах религии,
В этой связи представляет историко-философский и культурологический интерес анализ различных моделей отношения к природе , сформировавшихся в русло европейской и восточной традиций. Ряд авторов, например, считает, что пришла пора брать на вооружение философско-религиозные принципы буддизма, дзэн, даоизиа и т.д., считая их более приемлемыми для экологического выхива-ния, неиели традиционные европейские, К их числу принадлежит Б.Колликотт и другие мыслители современного Запада.
Некоторые ученые, как советские, ток и зарубежные, приходят к выводу, что проблемы современной экологии, обоими корнями уходят в новоевропейскую культуру, когда, по их мнению, наука полностью эмансипировалась от этики и это в последующем привело к тому, что ученые перестали считаться с нравственными предписаниями. Так или иначе, но приходится констатировать известный дуализм этики и морали, предписывающих, с одной стороны, нравственное долженствование человеку, а с другой - чисто прагматические ориентации, связанные с политикой или наукой. Эту истину с достаточной убедительностью пока за л нам XX век.
Автор считает, что такое раздвоение произошло в структуре самой культуры, где один сферы - религия, искусство, мораль -замкнулись на самое себя, <"тзв в известном смысле сферой эли-
торных вкусов л пристрастий, а другие - наука, политика, право - сильно утилизировались, тем самим как бы освободив себя от влияние и контроля нравственно-духовных ценностей общечеловеческой культуры. Внсчнв пго выглядит как конфликт культуры и цивилизации, работающих в разных режимах социального развития. Такого рода глобальный кризис сомой культуры но мог не сказаться н,ч отношении человека к природе,, где во;:мо;кности восстановления последнем к концу XX века обнаружили спои пределы.
Вывод, 1с которому приходит ивтор, состоит з том, что философия обоими средствами мировоззренческого синтеза и методологического анализа призвана выработать ночую модель человека и бытия, где основополагяющш началом ;<ол^на стать кразственноеть, впнтлапам корни всех культур па протяжении их долгого существования, Не антагонизм к./льтур и их взаимоисключение, а их взаимодополнение и обогащение могут дать новый исиульо в 'орьбе за сохранение жизни.
В третьей глпво "Отношение человека к природе как нраьствеп-ная проблема" предпринята попытка определить нравственное ядро экологической проблематики. Показаны истоки экол' .шчоских бед, обусловленных отсутствием должно» нравственной культуры при максимальной технической вооруженности человека. Обстоятельно проанализированы позиции экологов, считшцих, что изменить ситуацию иолно не какими-то частными идеями или проектами, а гло-больниц изменением мировоззренческой ситуации, которая бы изменила сам статус человека в мироздании, поставив его но над природой, а вписан в ее систему. Эти идеи принадлежат, в частнос- . тн, английскому ученому Дн.'Хаксли, автору концепции "эволюционного гуманизма". Он справедливо считает, что разрыв св^.зи в системе "ч-ловек - природа" есть свидетельство кризиса моральных ценностей нашей цивилизации. Отсюда принв к паритетным началам во взаимодействии человека и природы, С мим во многом солидарен один из авторов "этики природы" И.Леопольд, прибывающий отказаться от чрезмерного прагматизма в подходе к природе, чему долина способствовать новая система образования, формулирующая новую ккалу этических ценностей.
Автор отдает доляное также взглядам и призывам А.Швейцера, А.Печчсг. и других мыслителей современной эпохи, выступающих с. позиций гуманизга и приоритета морали в использовании природа.
Б диссертация проанализированы взгляды известного западного эколога Дк,Хаксли, который ставит перед человеком вакнейпую мировоззренческую проблему - осознать себя творческой силой, от-" рчтственной за судьбу природы и Вселенной. Но, "тобы осуществить эту миссию, считает ученый и философ, человек должен преодолеть отчужденно от природы. Решении этой проблемы может способствовать, по мнению Да,Хаксли, реализащ л проекта международной этики, осознаваемого в качестве новой регулятивной системы ценностей, основу которой составляют общечеловеческие идеалы и ценности, Эти ыысли корреспондируются со взглядами О.Леопольда - одного из авторов теории "этики природы". Его теория призывает к изменению традиционных стереотипов отнопения к природе, предлагая человеку из завоевателя превратиться в "равноправного члена со-оОцества", где есть место животному и растительному царству наравне с человеком.
Останавливаясь более подробно.на идеях, выдвинутых л качестве г|,инципов "нового гуманизма" А,Печчеи, диосортант обращает внимание на тезио первого президента Римского клуба, согласно которому важнейшим компонентом концепции "нового гуманизм:-." является "философия ненасилия", распространенная 8а пределы социума - в сферу.природы,
В лице А.Печчеи иы обнаруживаем то, как современная западная либе^чльно-гуманистическая интеллигенция решительно высказывается за радикальный поворот в мировоззренческих и нравственных постулатчх индустриальной цивилизации, В этом ^повороте" не только знак осознаваемой экологической опасности, но и надежда нрав-отвенно-гдуховного. возрождения людей.
Известную конкретизацию общефилософских идей западной мысли находима предложениях Н'.('эисеева - ваваотного советского ученого, под руководство« которого была построена математическая модель "ядерной зимы11. Экологические идеи и постулаты Н.Н.Чогсее-ва строятся на принципах "ноосферы", согласи, который эти» необходима как система ценностных установок ради вигиваняя. Так же как возникновению «оральных кори и закреплению их в общественной сознании предшествовала система табуации а отношениях цввду чле-> нами рода и племени, так ва иовом витке исторической спирала новая экологически ориентированная иораль должна сформироваться на базе определенных запретов на деятельности человека, ведущие
к-экологической катастрофе. Другими оловами, табуации здесь подлежат не столько межличностные и социальные отношения, сколько отношения "человек - природа". Этике в этом случе отводится роль социального контроля над способами, методами и целями природопользования.
Солидаризируясь с полгтениями Н.Н.Иоиоеева относительно "экологического императива", требующего по-новому воспринимать природу* место человека в мироздании, в необходимости формирования ощуцения "общепланетарной общности", считаем, что инициативу в это» процессе могли бц больше проявлять государства, так как конкретные люди в редких случаях могут влиять на экологичеснуи ситуации в глобальной маситабе. Во взаииодейотвии человека и природа нравственная сторона проявляет себя как диалектика свободы и ответственности. Покойяя природу, человек тем.самым уве- , личивает .степень своей свободы, ио если он забывает.об ответственности, которую он "взял" шесте со овободой у природы, то рано ила поздно иолзт случиться либо локальная катастрофа с тя-аелыни экологический« последствиями, либо.образуется глобальный вразио в экологии. Это-то обстоятельство и обусловливает значимость и вео морально-этических вора и ценностей в отношениях человека в природе. -
Четвертая глава "Экология и атика; современные этические исследования проблемы экологии" посвящена в основном анализу ■теорий И концепций "экологической этики", а также проанализированы некоторые социально-экологические функции ..шеи, показана регулятивная роль нравственного сознания в выработке экологически ориентированных стратегий поведения и деятельности. Как направление идей и интеллектуальных уоилййцелого ряда видных учэкых современного мира запада й советской страны, "экологическая этика", подразумевает разработку новых принципов и норм морали« Где центральное место занимает человек И экология. В этой овяаи появляются новые понятия, отражающие оитпцйю "вко-« логической-морали", такие, как "экологическая совесть" (Холмо , Ролстон)^ "экологическая ответственность" (Р.Атфилд) и др. Среди советских ученых айтивкой разработкой и.пропагандой "экологической морали" занимаются Н.Н.Моиоеев, А.1.Яблоков и другие -специалисты. . • .
• Теоретики "экологической нерали1! конденсируют свое внима-
иие на необходимости восстановления гармонии человека и среды обитания (А.Миллер), обоснованности глубокой онтологической укорененности человека в природу (Т,0»Риордан), критике технократических иллюзий (А.Сен-Марк) и др.
Современные этико-экологические исследованы поставили перед наукой и обществом ряд вопросов, ннеыцих принципиальное значение для осмысления ситуаций, возникающих в системах типа "человек - природа", "человек - культура", "кизнь - смерть", В значительной степени возникшая ситуация с ее глобальным масштабом обусловлена тем, что нарушена целостность самой культуры, когда представители не только различных наук, но и тех, кто работает в одной области научного знания, перестают понимать друг друга. Это обстоятельство в корне меняет смысл самой научной деятельности, так как разобщенность в ее системе, сопровождаемая ослаблением нравственных императивов, чревата серьезными последствиями для человеческого бытия в целом. Все ата предопределяет изменение веками слокившихоя приничпов деятельности и морально-психологических стереотипов познания. Исходя из этих условий в диссертации предпринята-попытка принципиально шьновому, исходя из гуманистических приоритетов нравственности,- взглянуть на основания человеческой жизни, определить мировоззренческие принципы морально-философского выбора,, Эти принципы включают: ненанесение вреда природе, борьбу за охрану и оздоропение окружающей среды, ограничение и перепрофилирование вредных производств, ориентацию на щадящий режш: эксплуатации природных ресурсов.и т.д. Как видно, они затрагивают фундаментальные основания, определяющие "филооофию" природопользованиями ориентированы на.расширение нравственных понятий и принципов человека и на сферу природы как условия жизни и как нравственной ценности.
В результате акализе литературы пр данной проблеме диссертант приходит к выводу, Ч1'р роль нравственно-эпической.культуры в деятельности человека .должна н-шэбежно возрастать. .В этой свяги'автором обоснован ря? функций, которые, на его взгляд, определяют.вркность нравоте^но-этических координат в аизни современной диад.,»изацик. Это функция .созидания, овязеш-ш с защитой прь^оды; функция контроля по предотвращению экологически ,опасных.действий; нравственно-предупредительная функция, свя-
ааннвя о повышение« ответственности; и покаянная функция морали за непредумышленно совершенное экологическое ело.
Проблема экологических функций этики практически никем всерьез не наследовалась, хотя многие спепяалисты в облаотя мора-, ли, экологии и других отраслей знания в той или иной степени обращались к отдельным категориям этики, пытаясь использовать пх для формирования экологической культуры людей, выработки экологического мировоззрения современного человека. Однако, мы попытались, обобадв эти разработки и материалы, прэдотавить "экологическую птику" как определенную систему, регулирующую специфически моральными критериями деятельность человека в естественной среде.
В результате предпринятого анализа диссертант пришел к выводу, что морально-этические структура экологического поведения находятся в стадии, формирования, Дх научно-фш зссхркая разработка - это попытка вичленить наиболэе значимые сферы, где мораль непосредственно мокот оказаться наиболее действенные средством оптимизации аиз.чи человека и среди. Экологические функции этики появляются в силу объективных потребностей самосохранения, но их активноо внедрение в область повседневности требует дополнительной просветительской работь о целью вооружить людей навыками экологически кул!турного поведения, как-на уровне социума, так к на уровне индишда.
Диссертант коходкт из того, что тенденция современниой технократической цивилизеции ведет к образованию своеобразного рационалистического типа Л"чности, Этот 1лп личности строит овои отношения с природой опосредованно: через систему знаков, символов, орудий и т.д., которые таким образом эмоционально притупляют чуз'ггво аи: эй природы, отчуждая от жителя современных городов-мегаполисов. Вместе о тем прирс.;а - объективная реальность и результаты человеческой деятельности губят ее, неся тем самым угрозу и самому человеку. Каков же выход? Автору диссертации этот выход видится помимо всех других, научно- -технических, законодательных и т.д. мер, в актуализации этического фактора, понимаемого как целостная реализация функций этики, раосчитзгшых на рационалистический тип личности, его сознания и поведения. Собственно, экологические функции этики это не что иное, как попытка рационализации, упорядочения форм и
опособов взаимодействия человека в пира. В такой виде они выступают гуманизирующим средством, охавя человека и его потребности в раыки рационального природопользования и сохранения потенций природы к саиовозроадению, восстановлению своих утраченных сил.
Таким образом, экология и мораль в таоной взаимосвязи ине-юф общую цель - защиты человека и ".изни на земле. Это наиболее нравственная и гуманная цель, достойная разуиной (ноосферной) формы существования,
В заключении содержатся основные выводы диссертационного исследования.
Основные половения диссертации изложены в публикации автора :Проблеиы экологии и нравственности Ц Этика, эстетика п Пеория культуры,- Киев, 1991,- Вып.34.
Зак. 403,пр. 100,Уч.тип. КГУ.1 091 г.