автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.08
диссертация на тему: Эколого-культурологические основания устойчивого развития региона
Текст диссертации на тему "Эколого-культурологические основания устойчивого развития региона"
и/ , - ' - - • ' -
^ г''*1
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ
Кафедра экологии и управления природопользованием
На правах рукописи
ГУСЕЙНОВА ЛЕИЛА АИДЫНОВНА
ЭКОЛОГО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА (философско-методологический аспект)
Специальность 09.00.08. - философия науки и техники
ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата философских наук
Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Никонорова Е.В.
Москва - 1999
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЭКОЛОГО-РЕГИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
1.1. Генезис проблемы целостности в философии: региональный контекст 9
1.2. Методологическая функция концепции
целостности в исследовании социоэкосистемы региона 29
1.3. Социоэкосистема региона как результат
социо-культурной регуляции общества 44
Глава II. СТАНОВЛЕНИЕ ЭКОЛОГО-КУЛЬТУРНОГО МЕХНИЗ-МА УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА
2.1. Формирование стратегии устойчивого развития региона:
приоритеты и ценности 62
2.2. Традиционно-инновационный потенциал региональной
экологической культуры 81
2.3. эколого-куль турное управление социоэкосистемой региона 107
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 142
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 155
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы диссертационного исследования.
На пороге XXI века человечество оказалось в условиях обострения проблем невиданного ранее масштаба и содержания: экологической, технологической, информационной, образовательной и целого ряда других, получивших название глобальных проблем современности. В контексте этих проблем мировое сообщество стало реально осознавать острую потребность не только в геофизическом единстве нашей планеты, но и необходимость консолидации сил и действий в самых различных сферах на основе целостного и системного подхода.
При осмыслении кризисной ситуации в системе "общество-природа", наибольшее внимание в последние годы стало уделяться задачам глобального гармоничного взаимодействия общества и биосферы. Однако, не менее важной и актуальной является регуляция сбалансированности на региональном уровне, где, наряду с признаками истощения природных ресурсов, проявились проблемы ярко выраженного техноге-неза и деградации социоэкосистем. Хотя регион и является частью глобальной социоэкосистемы, но одновременно представляет собой целое, то есть самостоятельную социоэкосистему, включающую географические, экономические, социальные, природные и культурно-исторические особенности.
В поисках выхода из негативной ситуации особое значение приобретают вопросы культуры, так как ее базовые проблемы, связанные со спецификой общественного и умственного развития человеческого сообщества на данной территории, фокусируются в экологической проблематике. Эколого-культурологический фактор в развитии социоэкосистемы региона имеет функциональное значение: в нем в совокупности тесно переплетены материальные и духовные ценности, теоретические и практические аспекты жизнедеятельности человека, раскрывается направлен-
ность "экологического потенциала" общества и "уровень экологичности мышления современной личности.
В результате ухудшающейся экологической ситуации в России адекватно возрастает потребность в новом системном региональном подходе к ее нормализации. При переходе от унитарного государственного устройства к федеральному, с рыночными отношениями, идет размывание отраслевого и усиливается региональное управление народным хозяйством, то есть акцент в движении к устойчивому развитию перемещается на региональный и даже муниципальный уровень. Следовательно, исследование эколого-культурологических оснований устойчивого развития социоэкосистемы в целях повышения эффективности регионального управления, также является одной из актуальных задач нашего времени, вытекающих из основных идей и решений Конференции ООН по окружающей среде и развитию "Рио-92" и, утвержденной Указом Президента РФ, "Концепции перехода России к устойчивому развитию".
Состояние разработанности проблемы. Философскому осмыслению проблем, связанных с функционированием природных экосистем и социоэкосистем, сближения культурологической и экологической про-блематик формирования современной экологической культуры общества и личности посвящены работы А.С.Арсеньева, С.А.Арутюнова, Г.А.Бачинского, Ю.Б.Бромлея, А.Э.Воскобойникова, Э.В.Гирусова, С.Н.Глазачева, В.Е.Давидович, Ю.И.Ефимова, Ю.А.Жданова, Н.С.Злобина, М.С.Кагана, Н.Н.Киселева, О.Н.Козловой, И.К.Лисеева, В.С.Лямина, Н.М.Мамедова, Э.С.Маркаряна, А.Г.Маслеева, В.М.Межуева, Е.Р.Мелкумовой, Б.Небела, Е.В.Никоноровой, А.Печчеи, Н.Ф.Реймерса, В.И.Стрельченко, Л.Уайта, Н.Н.Храменкова, А.Швейцера, К.И.Шилина, В.В.Янча.
Теоретико-методологическому обоснованию перехода общества к устойчивому развитию посвящены работы В.И.Данилова-Данильяна, К.Х.Делокарова, В.А.Лося, Н.М.Мамедова, Н.Н.Моисеева, А.И.Муравых, Е.Н.Пасхина, А.Д.Урсула, А.Н.Чумакова.
Установлению оптимальных требований к системе управления региональной социоэкосистемой при переходе к устойчивому развитию посвящены работы Ю.Б.Бабиной, Р.Баркли, Г.А.Бачинского, А.Грачика, Я.Журека, В.И.Мамонова, Ю.Г.Маркова, Г.Д.Михайловой, В.Ф.Парфеновой, С.А.Пегова, У.Ракелсхауза, Н.Ф.Реймерса, А.Д.Урсула. Б.Фиедора, Д.Хубера, А.С.Шилова, Ф.Р.Штильмарка.
Во многих из перечисленных работ обращается внимание на эколого-региональные проблемы, однако, практически не изучена роль эколого-культурологического фактора в регуляции социоэкосистемы региона, что и явилось основанием для выбора цели настоящего диссертационного исследования.
Объектом диссертационного исследования является регион как социоэкосистема.
Предмет исследования: философско-методологические аспекты исследования эколого-культурологических оснований устойчивого развития региональной социоэкосистемы.
Цель: исследование роли эколого-культурологических оснований в развитии социоэкосистемы и разработка механизма управления устойчивым развитием на региональном уровне.
Достижение поставленной цели осуществляется постановкой и решением следующих задач:
• осуществить историко-философский анализ проблемы целостности и раскрыть методологическую ■ функцию концепции целостности в исследовании региональной социоэкосистемы;
• исследовать роль социоэкосистемы региона как результата социо-культурной регуляции общества;
• выделить стратегические приоритеты и ценности в формировании устойчивого развития региона;
• выявить и оценить традиционно-инновационный потенциал региональной экологической культуры;
• исследовать основные принципы эколого-культурного управления социоэкосистемой региона.
Методологическими и теоретическими основами исследования являются философские принципы исследования систем, целостный, системный, социально-экологический, эколого-культурологический, синергетический и ноосферный подходы.
При анализе проблем, исследуемых в диссертации, привлекались труды виднейших философов, ученых и специалистов в области социальной экологии и культурологии. Были использованы монографические работы, диссертационные исследования, материалы научных и научно-практических конференций.
Важнейшими основаниями, оказавшими определяющее влияние на логику и направленность исследования, явились идеи органического единства природного и социального; неразрывности мира природы и мира человека, как необходимого условия в решении жизненно важных проблем человечества.
Основные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.
• осуществлен историко-философский анализ проблемы целостности и раскрыта методологическая функция концепции целостности в исследовании социоэкосистемы региона;
• выявлены особенности развития социоэкосистемы региона как результата социо-культурной регуляции общества;
• определены стратегические приоритеты и ценности в формировании устойчивого развития региона;
• выделен и обоснован традиционно-инновационный потенциал региональной экологической культуры;
• определены основные принципы эколого-культурного управления социоэкосистемой региона.
Научно-практическая значимость диссертационного исследования в философско-методологическом, мировоззренческом, теоретическом и научно-практическом обосновании необходимости учета эколого-культурологического фактора, концепции целостности и системности; значимости экологической культуры общества, с учетом региональных традиций и новаций; в совершенствовании структуры и подходов к управлению социоэкосистемой региона.
Эти и другие выводы могут быть использованы при разработке региональных экологических программ по переходу к устойчивому развитию. Отдельные положения исследования могут быть реализованы при разработке спецкурсов по философии и управлению природопользованием как в высших учебных заведениях, так и в системе подготовки и переподготовки государственных служащих.
Апробация работы. Отдельные положения работы были апробированы в ряде научных докладов на научных конференциях: на Всероссийской научно-технической конференции студентов и молодых специалистов "Актуальные вопросы окружающей среды и рациональное природопользование" (г. Ульяновск, 1992 г.), на Всероссийской конференции "Наша общая окружающая среда: роль и ответственность
молодежи" (г. Москва, 1992 г.), на Всероссийском съезде по охране природы (г. Москва, 1995 г.), на 2-й научно-практической конференции "К ноосфере через нетрадиционные формы и методы экологического воспитания и образования" (г. Москва, 1996 г.), на втором Российском философском конгрессе "XXI век: будущее России в философском измерении" (г. Екатеринбург, 1999 г.). Основные положения и выводы диссертационного исследования обсуждены на- проблемной группе и заседаниях кафедры экологии и управления природопользованием РАГС при Президенте РФ, нашли отражение в публикациях автора.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
ЭКОЛОГО-РЕГИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 1.1. Генезис проблемы целостности в философии: региональный
контекст
Отсутствие целостного системного подхода к исследованию региона предполагает более четкое определение философских основ, на которых будет строиться концепция целостного подхода к исследованию региона применительно к данной работе.
Прежде всего, следует отметить, что в научной литературе нет достаточно четкого определения региона, во всяком случае, в различных науках используются различные основания, по которым дается определение понятия "регион". Таким образом, можно встретить определение региона с точки зрения географических ландшафтов и климатических зон, по отдельным системообразующим биолого-географическим характеристикам, например: регионы рек, морей, лесов, гор, регионы обитания отдельных видов и расселения популяций и т.д.; согласно политико-административного деления страны; в соответствии с экономическим развитием, например: регионы развитых и развивающихся стран и т.д.
В данной работе мы возьмем за основу определение региона в широком смысле как "безмерного" территориального пространства (подразделения Земли), ограниченного физико-географическими, административными или какими-либо другими рубежами. Районирование с целью выделения национально-государственных структур территориальной системы России связано с выделением субъектов Федерации и формированием системы территориально-производственных и административно-политических образований, сложившихся на единой территории, обладающих определенной экономической самостоятельностью и общими признаками: этническим самосознанием, укладом, нацио-
нальными и социальными традициями, особенностями хозяйственного развития, общностью природных условий и многими другими признаками1.
Основываясь на таком понимании региона следует отметить, что в данном определении можно выявить базисные взаимодействующие стороны, которые составляют основание или стержень всех региональных отношений. Такими базисными взаимодействующими сторонами являются социоприродные отношения, которые сначала формируют особенности развития культуры в регионе, а затем, по мере развития культуры, ассимилируют (впитывают) в себя более поздние наслоения культуры, включающие экономические, политические, социальные, духовно-нравственные характеристики. Такой подход позволяет исследовать регион как совокупность социоприродных отношений, включающих как отношения на уровне экосистемы, так и взаимодействие экосистемы с социо-культурным фактором.
При этом следует отметить, что изменения в отношениях на уровне природных экосистем происходят значительно медленнее, чем в социо-культурных системах, и этим объясняется тот факт, что, например, экосистемы могут существовать как целое даже при условии изменений различных культурных компонентов: изменения характера производства, политических отношений, системы ценностей и т.д. Естественные природные условия, различающиеся в различных местах планеты, формируют единую экосистему обитания человечества - биосферу, представляющую собой самоорганизующуюся и саморегулирующуюся органическую систему. Человечество же, организованное в различные сообщества, объединенные в рамках отдельных стран, государств, не может
' См.: Маршалова A.C., Новоселов A.C. Основы теории регионального воспроизводства. М.: Изд-во "Экономика", 1998. С. 6.
достичь такого уровня самоорганизации и органичности как природа. Более того, представляя собой в определенной степени механическое соединение в виде "разнородной смеси" различных культур, конфессиональных различий, ценностных ориентаций, уровней экономического развития и социального благополучия, общество оказывает разрушающее действие на биосферу в целом, а также на отдельные региональные экосистемы.
Таким образом, экосистема, в случае сохранения своей целостности, представляет собой естественную органическую систему, способную взаимодействовать с социальной системой (неорганической) и при определенных условиях составлять вместе с ней некоторую целостность.
Скорее всего, сохранение условий, при которых такая целостность будет поддерживаться, и при которых сохранится целостность социо-экосистем и является целью стратегии устойчивого развития общества. В этой связи представляется важным определить эти условия, то есть выявить социо-культурные факторы, которые будут поддерживать целостность экосистем, то есть определить эколого-культурные основания сохранения целостности социоприродного взаимодействия.
Понимание биосферы и любой другой экосистемы как некоторой органической целостности позволяет сформировать основы механизма соединения с неорганической системой, которой является общество. Относительно рассматриваемой проблемы устойчивого развития региона, представляется особенно важным вопрос не только о том, как формируется механизм социоприродного взаимодействия в данном конкретном регионе, но и вопрос о том, какое влияние на это взаимодействие оказывает воздействие социо-культурных факторов, другого иерархического уровня, основанных на иных ценностных ориентациях и миро-
воззренческих установках. Другими словами речь идет о том, насколько управляемой может быть региональная социально-экологическая ситуация в рамках более широкой системы управления, например, глобальной или, если речь идет о государстве со сложной политико-административной системой, таком как Россия, - федеральной системы управления.
Вот почему представляется необходимым философское осмысление проблемы целостности, на основе анализа которого может быть сформулирована концепция региональной социоэкосистемы.
В древнегреческой философии проблема целостности была поставлена довольно широко: как в форме представления о целостности бытия, его единстве, так и в плане исследования отношения целого к его частям. Важной особенностью античного понимания мира был его нерасчле-ненный характер, что придает глубокое своеобразие древнегреческой философии. Для нее весь мир целостен, нерасчленен; поэтому все противоположности в нем сходятся и взаимопроникают, все определения подвижны и текучи.
Античное понимание космоса мы находим в методологическом анализе Б.Г.Юдина и описании А.Ф.Лосева: "Этот вечный и живой космос, как последний диалектический синтез в античности, полон разного рода недостатков: а) этот космос продолжает быть чувственно-материальным космосом, т. е. звездным небом, видимым и слышимым...; б) античный чувственно-материальный космос обяз�