автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему:
Экспозиционно-речевой уровень как основа смысловой структуры художественного текста (опыт лингвостилистического толкования "малой прозы" А.П. Чехова)

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Левчив, Мария Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Одесса
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.01
Автореферат по филологии на тему 'Экспозиционно-речевой уровень как основа смысловой структуры художественного текста (опыт лингвостилистического толкования "малой прозы" А.П. Чехова)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Экспозиционно-речевой уровень как основа смысловой структуры художественного текста (опыт лингвостилистического толкования "малой прозы" А.П. Чехова)"

СЕССИЙ СРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И .И.МЕЧНИКОВА

Ка правах рукописи

ЛЕЕКИЗ [¿АШ НИКОЛАЕБНА

К01Ш03ИЦИ0НН0-РЕЧЕЕСЙ УРОВЕНЬ КАК ОСНОВА СМЫСЛ ОЗОЙ СТЯУШТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА (опыт лингвостилистлческого толкования "малой прозы" А.П.Чехова)

Специальность 10.02.01 - русский язык

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Одесса - 1990

¿лсЦг

Работа выполнена в Одесском государственном педагогическом институте им. К.Д.Ушинсксго

Научны? руководитель - доктор филологических наук,

профессор ДРСЗДЗСК'/л Б.П.

Сф ии и а л ь ны е с п г. о н е ь т:' :

- доктоо филологических каук, профессор ТУл/НА Т.А.

- кандидат филологических наук, доцент У. ВАКС ЗА И.Г.

Ведущая органкзшия - КировогоааскиЯ государственны'/ педагогический институт км. А.С.Пушкина.

Залита состоится 5 октября ISS3 года в 15 часов на заседании специализированного совета, шифр К C6S.24.08 по ф'.иолоп ческим наукам в Одесском университете по адресу: г.Одесса, Пролетарский бульвар, 24/26, ауд. 130.

С диссертацией мояно ознакомиться в научной библиотеке Одесского университета.

Автореферат разослан " " CiLfCiis<£()?& IS90 г.

Ученый секретарь специализированного соЕета

профессор -// КУ12КЙК Э.А.

■sjy/fr-

Общая характеристика работы

На данном этапе развития лингвистики заметно активизиро-¡ались творческие поиски в области лингвостилистики. -Обращение : целому тексту позволяет рассматривать стиль как категория-ди-¡■¿.чичоскуо, как способ использования языковых ресурсов'в соот-¡зтствуодих высказываниях в зависимости как от конкретного'наз-¡аченля, так и от индивидуальной ориентации говорящего или-пиззу-;его. Коммуникативно-прагматическая функция худохествзнного сло->а и контекста обусловлена, в порву» очередь, _изданием автора ¡апазить читателя своими мыслями и чувствами, быть максимально ¡оняткм. Поэтому возникает необходимость целенаправленного и оду-:отворенного эмоционально-творческого диалога читателя и автора. ¡то одна из наиболее конструктивных предпосылок для воспитания г;;тательского мастерства, воздействия на ямс ля и чувства-(а отвода - воспитания культуры чувств), для самовоспитания и само-■тверг.дения читателя. Обеспечивается она, на наш взгляд, целе-¡аг.равленним поэтапным освоением композиционно-речевого уровня •енста, осмыслением закономерностей его порождения.

Аксисматично, что развертывание текста на композкцискко-)ечевом уровня происходит не путем механического нанизывания ¡реалочени?, их объединения в более крупные синтаксические едини- . гы (сверх-хразовче единства), а путем развертывания дсминирузде-■о смыслового ядра. Ведущая роль при этом отводится авторской ;нтекции (коммуникативному намерению)^. Линейная последователь-гость текста поэтому не ночет служить основой анализа его сетсдо-;оЯ с. руитуры. Епинство содержания и формы "удобнее, анализировать 'сверху", а не "снизу", идя от высших проявлений формы, а но от :изших, захватывал как мог.но болызе объединенных э этом единст-:■} формы и содержания явлений"*".

3 связи с указанными положениями представляется актуальным [эстоящее исследование, связанное с постижением композиционно-¡ечз.вого уровня текста, более высокого, чем собственно-языковой [ даже сятатно-рочевой, поскольку именно на упомянутом уровне ;рослеж.ивач)тся и осязаются динамические и иерархические смысло-

Москальская 0. Грамматика текста. - М.: Высаая скола, 1981.-С.55. ' Лихачев Д.С. О филологии. - М.: Ексиая школа, 1989. - С. 50.

- £ -

вые связи и авторский замысел - первооснова целостности художественного произведения.

Основная цель работы состоит в выявлении и описании особенностей стилистико-смыславой организации ранних рассказов А.П.Чехова с опорой на кошюзртционно-речевой уровень.

Поставленная цель предопределила решение следующих задач:

1). осмыслить существенные аспекты, связанные с углубленны;.1 прочтением произведений, выявлением индивидуализированного художественно-образного смысла, а таюке существуо-дий спектр принципов и приемов стилистического анализа с позиций целостности;

2) определить конструктивное терминополе в русле едлнонал-равленного освоения композиционно-речевого уровня, образа автора и его речевой структуры;

3) показать смыслообразуюцую роль композиционно-речевого уровня' в "малой прозе" А.П.Чехова путем выявления системных отношений между такими-речевыми единицами (контактными и дистантными), которыо являются наиболее существенными на уровне идейно-художественного контекста, отра&аэт авторский замысел.

Материалом исследования послужили 300 рассказов А.П.Чехова, е основном раннего периода творчества (1880-1886 гг.). Для сравнения к выявления этапов становления творческой стилистико-смысловой системы использовались и тексты, принадлежащие к позднему периоду. Выбор текстов мотивирован, во-первых, тем положением, что ТЕорческое наследие А.П.Чехова отличается богатством -фор^гы к -с-одеркания. Во-вторых, короткие рассказы являются удобны;.; материалом для установления закономерностей текстообраэовгш и сыыслообразования.

В работе используется комплексная, методика, которая включл. ет элементы лингвистического описания, систс.'.'но-структурного ана лиза с привлечением дефинититонного и сопоставительного анализа.

Научная новизна_к теоретическое значение исследования опре делящтся тем5 что в диссертационной работе впервые осуществлена попытка комплексного лингвостилистического анализа и пос;пг.сния идейно-худойественно-образного .скисла "малой прозы" А.П.Чехова, которая до этого не была объектом специального исследования. Дна лиз производится с опорой на композиционно-речевой уровень и его особуя единицу - контекстему. В процессе исследования было еыявл но два типа композиционно-речевого развертывания скисла в рас-

сказах А.П.Чехова - экстенсивный и интенсивный, что составляет определенный вклад в создание типологии художественной речи, а так«е в разработку с позиций целостности, динамичности и х«?*-)-хичности принципов конструирования и понимания художественной речи.

Практическая ценность работы заключена преяда всего в Заработке лингвостилистических ориентиров, позволяющих читателе пройти по пути, намеченному автором, в совершенствовании культу но-речевых навыков,, в изыскании более эффективных путей воспитания читательского мастерства. Результаты исследования имеют непосредственный выход в вузовскую и школьную"практику преподавай, курсов стилистики, лингвистического анализа художественного текста, культуры речи.

На защиту выносятся следующие положения:

I. Основой смысловой структуры рассказов А.П.Чехова является композиционно-речевой-уровень, интегрирующий разнообъемные и разнодистантные смысловые единицы в одно смысловое целое.

с. В начальны"/ период творчества А.П.Чехова формирование яаейно-худоязственно-образного смысла опирается на сюгетно-ре-чэвой (линейны?) уровень повествования. 3 дальнейшем субъекти-зи.рованность и объемность смысла создается прегсде всего за счет тбиринта лерекредиза'одихся ассоциативно-смысловых сцеплений.

3. В формально-смысловой текстовой организации рассказов I.П.Чехова выделяется два типа композиционно-речевого развертывания: экстенсивны;*; и интенсивный. Часто наблюдается сочетание '..вух ти:.эв с одним соминируощим.

Апробация работы проводилась в виде докладов и сообщений :а каучг-.о-практичеечих Гоголевских конференциях 198В-1989 гг. г.Нежин}, на межвузовских чтениях, посвяшенных 190-яетиэ со дня 'мения А.С .Пушкина (г.Кировоград), на областных меявуэовских •т.-чнз-теоретическкх конференциях (г.Одесса, 198Э г.). Зкспери-ен-альная апробация результатов работы осуществлялась в школах УЗ' и № 207 г. Одессы.

Ппоблематика, иель и задачи обусловили структуру работы, кссертация состоит из введения, трех глав, заклвчения и списка ^пользованной литературу.

Бо введении обосновывается актуальность работы, определи-'

птся цель, задачи и метода исследования, его новизна, теоретическая и практическая значимость, положения, выносимые на защиту.,

В первой главе "К вопросу о смыслообразутацей роли композиционно-речевого уровня" в русле главной проблемы исследования предпринята попытка систематизации и уточнения ведущих положения лингвостилистики текста. В обобщенном виде рассматривается проблема смысла е> логико-философском и лингвистическом аспектах, формально-смысловая организация текста и пути его постижения и речевая, структура "образа автора" в соотношении с композиционно-речевой организацией текста. Во второй главе "Основные типы композицион-но-речетворческой деятельности" предпринята попытка выделения и описания двух типов смысловой организации "малой прозы" А.П.Чехова: экстенсивного и интенсивного. Указанные типы рассматриваются на материале - ранних рассказов А.П.Чехова с привлечением для сравнения произведений позднего периода. В третьей главе "Опыт лкнг-востилистического анализа рассказа А.П.Чехова "Ионыч" представлен целостный анализ позднего рассказа А.П.Чехова "Ионыч" с опорой на. композиционно-речевой уровень. В заключении подводится итог работы и обобщаются основные результаты проведенного исследования, подробно изложенные в выводах после каждой главы.

Содержание работы.

Хотя проблема смысла имеет философский, гносеологический • -характер, широкое участие .в решении данного вопроса принимают лингвиста. Объясняется это, во-первых, ведущей ролью языковой коммуникации в общей системе общения - непосредственного и опосредованного. Во-вторых, весьма заметным переключением внимания на коммуникативно-прагматическую функция языка. В-третьих, все более осознается необходимость уделения максимума вникания творящим силам речи с .целью, выработки лингвостилистических ориентиров, способствующих наиболее полному осмысления чужого высказывания.

В-решении проблемы смысла, в там числе худокественно-образ-ного,-базовой, является .интеграция лингвистических и экстралингвистических знаний, поскольку любой носитель языка располагает определенной информацией о мире,"составляющая его концептуальную систему" (Павиленис,-1983).или "модельный мир" (Деыьянков, 1983), Концептуальная система' формируется ,в результате процесса лоэка-кия и; образования смыслЬв. Исхедя' из.'этого¿.вводится понятие

;,:1ч'сла-когадепта.

Справедливо считается, что концептуальная система - это постоянно присутствующий контзкс? употребления и понимания язи- • оснх вмра^енип"1. Средствами языка конструируются индивидуальные о;-ц-элтуальн110 euere:.« - суЗъгхтявтв картины .'Hipa, !1к ззаииодейст-::г определяет кохзакзм яэг^созоЯ (речевой) ко?.'мунн:;зции и слоз-огть ее структуры.

Исключительно валено отметить, что ол^кекти текста спаяны динмм с!.п-;сяог;"М ¡гаданком, Р. применительно К З^ДО?СОСТ2вНКЫМ про-згедзнкям - авторским замыслом и оценкой з услознях эмепио.чалъ-о-тезрческого напряжения» "намагничивания" взаимодзйстгушдех удог-гствзнно-образных рзчеЕьгх контекстен (ян-5ормгиис:»шх композитов). Постикение se шгформзциошжс компонентов, сбразуюдих бале содер":атэльно-с?.а:сдовой структуру текста, неразрывно связано пониманием. Представляется правомзрнкм «игод о тем, что выспим зогкем понимания ость "выязяениэ основного свисла шеназызанпя, :о гяавноЯ, вздувай мысли, нмз зависимости от того, сформулиро-г?л она говорящим или дана з подтексте"*". 5акт наличия в тексте г^оргла-лионньсс кокпонзнтов еде не означазт возможности их вос-г.'лт/я (понимания) получателем. Для этого необходимо, чтобы в жпэптуальной системе последнего существовала представления оЗ •и:с кокяснсктзя, в тоЗ или иной мзрэ сдодныз с тзмл, котордз ифинсироааиы в тзяств отпрааитеяэм (автором).

В настояпдо гремя является аксиомой то, что с.»исл целого ¡кета - ото кз соодинвниз сиаслов его компонентов,

диссептзлионно?' работо принимается полохенко о тем, что "со-:ргкани-э и сгасл теиста - разиио acsssw одного и того жз семан-■чссксго объекта, которко зссприня-чаотся з единства, но нз явдя-ся тоадестЕенни.чи .

Содержание, как правило, явяяотея результатом взаямодзйст«-я значений на содзтно-рочздом уровна. С.чнсл so - ото результат гаюяейс'тзия на Я0«ггоз5жокно-рз<гзвом уропйэ, наиболез гяубяк-V, воллода'-одим авторский зшзезл. Сбдзрзанкз являстся дринаддс'х-

Павилекис Р.К, Проблема смысла. - 15.: йгель, 1933. - С. 120. З-л-няя МЛ. Понимание ;еа:г рззуяьтат рецептивных задов рачзвой деятельности. - Сб. научи, тр. ИГПШ v.u. У.Тороза. ~ Bin. 133. - М., 1978, - С. 9. ■

Зондарко A.B. Грамматическое значение я timan. - Д.: Наука, 1978, - С. ИЗ.

- б -

ноетьа синтагматики текста, оно структурировано лингвистически, выражено преимущественно эксплицитно,.соответствует денотативно-ЦУ уровню отражения.(в нехудожественных текстах). Сдасл принадлежит парадигматике текста, представлен в основном имплицитно и выявляется опосредованно, путем сопоставления разных компонентов текста и выявления отношений между ними. Ориентация на предметно' фактологическую основу текста, т.е. на содеркание, на наш взгляд является недостаточной при осмыслении текста, в особенности худо явственного. Представляется необходимой переориентация на прагматическую, .операционально стороцу содержания, на так называемо "функциональное содержание" -.ещел. Постижение содержания - лет один из этапов.осмысления текста, базирующийся на языковом знани

Поэтому, рассматривая художественный текст как письменно закрепленный продукт, речемыелитедьной деятельности автора в рамках его концептуальной системы, обладающий целостностью и заЕер-.шекностью, представляющий собоэ комплекс языковых, речевых и интеллектуальных факторов в их связи и взаимодействии, направленнъ на передачу идейно-эстетического смысла, констатируем, что пост; кение'всей глубины этого смысла возможно путем целостного аналис композиционно-речевого уровня текста, соотносимого с категорией "образа автора". * .

Композиционно-речевой уровень иногда определяется как ком-позииконно-сюнетнкй или композиционно-синтаксический» Представляется, что такая синонимизация не совсем соответствует сути понятия "композиционно-речевой". По нашему"мнению, термин "композиционно-речевой уровень" шире по содержания. Следовательно, те ыикы "композиционно-сюжетный" и '"композиционно-синтаксический" ■ является его составлявшими. В синонимический ряд целесообразнее вклечать понятие "композийчонно-рвчехворческий", так как эти ка пания полнее отражают, их динамическую (функциональную) природу.

Композиционно-речевой (речетворческий) уровень текста - е 'комплекс единонаправленкых динамических .и иерархических ассоциа тивнр-сшсловых связей {с учетом, безусловно, грамматических, ; гических, образных /по Гальперину/) между разносОъешами и разь диета!.тными'композкционко-.речевкми единицами {кадтекстомами)» I роли таких единиц могут выступать слово, словосочетание, предяс кение, композиционно-речевой ;:онтекст, Последний, на наш взгля; требует пояснения.

Известно, что здгссягстзеккыЯ текст строятся на база трех основных ио:«гсг:25,лс1п:о-?очзгых ¿сры: описания, когесгзогмша и

оллсулленлл, Нтзз-гпч:*? лолпозлцлолпо-рллэглгз .'¿.зрет лплллгел йа-ллслллл для л'^лтлс ллл; лллоллло;*» ллрсолс..л:ол л лллхл1л;нлра2г.нкеп (нллл^ллллллл'-лрл'-лл^ллл. Нллллло лллллл'Зрлснлл лл-:л.лл; ¡^ссл з ллтллсгл'Длллл •ггчог? сслл: лл зго пзлл;оклп и сЛ^л'люстъ. Быдолз-. ■■:"."! лллл:ллт гл:е-:л. из;"":':"., ллл. лл лллсллл , о лл^лулгсл ла елъ:о;ю~

лрлллллл, Сл лллл-.гсг: д;лллл^улллл; и ллл сп 1;; :: „игл; граплц ллллл'ллл лллг"? ллллеллл. Мл сл;лл:лл :сл ллллл лр-\л:л, лло еллрл-:рллллсл ллллсл",с ;с:'ь ллллллл л'лелл. л'-лллл л :;уд.слзст^лл~ •г"Л тл^ст'-. лллллл;:нллулл""'ел ллгглллллллг: лср;; : :л лсл ;лз*гл, л: "л""?лсллл лол.ллл, ло : :':.:л:, лэллл.:л:лл;; ллл.:ссоллллло

зтсг - л :; лл:<ллл ллло-": .'л- ; . л ~'лл.ллл: лс-л:л-

:.. ', ■■ -. 'Л. • Л Л" ;;;

л- усло-л'л" :л" г: "л. лл:ллго лллллллл, лллз'ллл лллллллл плл-

л. лл.лл/лл:лл-\> л л"о л'лллл • г:лл.ч ; Л'1 . ., л л лллллл»

лнлл, лллло.л л "Л . ""'¡;";-,-7 ''о:~лллл л.лл

пгллслл:лл*'" ■; л алллсллл"'ллл стллгллллль лползлодл-лл, л л"лсло;л'Х лллллл'л;: пг^-^-тдлл т ;лллу ллллеллл, ЗмлнзлЛ'Л: тосойг'. лллзлалл 1 лл-лллл ллллт?. "лллзтлл л лго слгтл;!-

■щип нл лолпозлллсллэ-"лллллз •кочгтнста. Зол лсл.'поэл'^ллллл-пллл-:? лснллкстл на;-;о-!Л7СЛ ло лнулллнглл лзаллосллзлл п лзлллсдзлст-•л, Зтл с злой лллл? д'-чялллесллп ларлтстер и срленллроля'н на ~".тлу гоепрллллл. Сллслолол длнлллли гиусрл кскпсг;а^$о«но-?зчз-;лл лонтллстг ссздлллсл путл:? илпап-лтлеклх взалмосляззл глеллллу лзнсол;-ллнллл, ралнсдпоталттдли л ралн-урогнзлт-лл ::о:.'псота;огнп-! едлнлп&лл! - коклллсгллллл.

В итозм понимай:*:; коитзкстема > г>то зле;'.?:;? эо^озсЯ стотк-•рч "обгада азтопа". аттуала лл п л л ~:" л > л л л: :т е л с т о ч с т л л л: с т: п-! о -

и.тл стнллсллло-с'л.:слолая оппоз:дпп. заклэугаа-

•лая,в себе микрокошепт произведения.

Система связей кекду контекстемами внутри коыпозкционно-речового контекста (контактные связи) и отдаленными кон-

текстейамк (дистантнио связи) строится по принципу сопоставлений противопоставления, уточнения, градации, Если рассматривать эту систему под психологическим углом зрения, то можно заключить, чго зто система ассоцимивко-скысдошх связей, базирующихся на психалогической структура значения.

Ассоциативно-смысловые связи опираются на объективно-языкс вые значения и являются результатом их переосмысления внутри ко! нептуальной системы'автора (читателя) текста. Поэтому клвчевым е смысловой .структуре текста выступает "образ автора", его речевая1 и идейно-эстетическая структура,

"Образ автора" .объединяет .формально-речевые и амоииональнс содержательные характеристики текста I! позволяет рассматривать его в диалектике формирования авторской мусли. Авторская точка зрения подчиняет все текстовые единицы единой идейно-смысловой задаче. Текстовое.развертывание осуществляется путем развития основного-смыслового ядра, определяемого авторским замыслом.

В реферируемой работе принимается точка зрения Н.А.Купино! что смысловая структура, .художественного текста включает три компонента: предметный, образный к идейный смысл*.-Это положение н; ходит свое развптиз в плане путей выявления всех трех компонент* смысловой структуры при .целостном анализе художественного текст« с опорой ка его ст'ияистико-смыслсвуа доминанту - "образ автора" Представление о предметном уровне содержания текста возникает при горизонтальном подходе к.тексту и манифестируется преимущественно лексическим уровнем.' Оно соответствует описываемой ситуации, фабульному содержанию. '

При вертикальном подходе'к тексту первоначально определяв ся обожая тема текста, которая ..затем распадается ка микротеш, в коюрык,:в сйов очзредь, выдслявтся свои составляющие. Однако и вгетно, что тематический, подход изначально ориентирован на приблизительное .воссоздание художественного.текста, а не на его творческое оскаокекке."Он не дает возможности пробиться к автор

1 Купина Н.А, Структурно-смысловой анализ-художественного лпризведения» - Иэд-во УрГУ, Свердловск,. 1981.

понять его концепции, отношение к изобраааемому.

гЬа пр-здкетнкь: содержанием, как правило, надстраивается каейккЯ стел, который является отражением замксяа аьтооа и ет поэтому концептуальный характер. йяеЯшй смысл текста склада-•п&втся ;:з взаимодействия микрококпептов, заклэченнкх в словах, словосочетаниях, предложениях,, кожозгщиокно-речозых контекстах. Постижение глубинного (идейного) смысла текста связано с распознаванием иерархических отношений мезду. элементами и сегментами текчта в пределах целого образования.

В художественном текста отракается информация о творчески переосмысленных фактах реального-возможного мира. Это уже информация не просто о событиях, предметах, явлениях, лгдях, а' тфор-мация об их образах. Следовательно, образный смысл - это специфический уровень смысла художественного текста. Он является отражением ассоциативно-художественного мышления автора и обусловливает специфику ассопкативно-образного строя произведения. Образное мышление з художественной речетворческой деятельности лежит в основе формирования предметной л концептуальной информации.

Исходя из вышеизложенных разшплений, представляется' возможном следуодее схематичное изображение содержательной структура

Смысловое богатство художественного произведения зкличает все вышеназванные смысловые уровни в их взаимосвязи. Для выявления глубинного (концептуального) ядра требуется„целостный анализ • Есего" текста, а не только отдельных его компонентов или сегкен-тоз. Поскольку же весь комплекс единиц, элементов, эпизодов текста, принципов и приемов их сочетания интегрируется композиционно -речевым уровнем текста, есть основания считать этот уровень основой еккплоеай структуры текста. :

Компостшонио-речоЕЗй уровень текста., как у-.;с отмечалось, является порождением речевой структур;; "oópiz?. автора". В аспекте гоодмэта и задач исследования, на нее: юглед, речевая структура образе, автора - ото гатериелееоееклея на гс::пезиг/:с!::ю-р-.г-чог,о:-', усошо художественней речь ь ееееемнмл дг:;:>: е: ие-рар--хичееккх ассспиатпкно-еумсеоемх сгееем, C'ye:;' : "егмля ;;удем..ет-ееллкм:; закономерностями, стллеоС; гееуереме '"• ееер._.м;:, е главное -илейке-сстети^скем ее.ммелсм -гтет.. Р :-:а■■.-..-.:.■ конкретном кроне-

od«ob&-*: структура "обреза чгпог.а" грсдгтовг.:;ст собог мнннаеенуо систему, бееируедуесе ее еенгеенемееее гремм* ie:e;;e:;;:.-.; логически" к бесконечно миогое^селнее е.еесниетнене-с.";а;"о; :>: о слоях, к к av. лая с лгеельноеее ееееуееееет особого енемекел и отельного акалира. (:;_::ее -> не осп от лг.; тот ;; еет , лес существу ее е:гее>~ ленннс зе.еонэмеонесе;:, тепзлогпчеолна доискали, xe.ee;e"e'ee;i лее селенен осгечиегенн хулееееееенж;-: телстсе рее:гех ге;;,р.е е е;ен:ее. Чакнме крискемгмн енстулг;т: I) характер гееесееееетеел: л) сне-тема точек зрении; S) комплекс £орм и видев сечи; 4) "aa-cee; ас повеетееееееет; 5) система техстзвнх ееяеей; 6) стилисе ичеене-; приема смыслового развопеаагнее.

Не основе отминала::-: л?. .;ке::ее путем елентгнеенеео .е.елн:е расенсаое А .ц.Чеиоее. бнен i немал; • лее тиха немее: ле:ненн..-р ;ел:;аР органиаоллн смысла: оксгонееенмн и ннеенененнГ'. ОРмчн') : а а-: с то елнгеенеуагся оЗч ткла л;нзнерее;е^нин ее/ ееменинееенен ел-анл ле ...... У1, se.ee ее уе-.еееесеъ , е "ai денуусае; . :. e:Jе: ллеа-

уе;еенлл оиееенененоге и инюнеманеее eer.j. сазеееене .тле.

Ранние парное ееерн.етна Л.П.Чехова ланнатарле... ееел р-леанм рее ее е cipas и ем макро;.. Ср~лн нал еедоелетел резличнеге ре да ало-рие:нчеселе мелет; - подписи к рисунка?.-, алсриоме:, енекле:та е:у-точнее калеплаеи, ензрнетнчеенне словаре, вол;, с cu и отелем. Лмнн-но ети тснсте; вмделлетел как перени пле.сг текстов с нхиеннм комлоенпипчио-рочоемч разеореиьоннем в русле лудеаеетаанпо-еОтл-ного оечет во эчест ьа.

Наиболее оСдие признаки, выделяем; ее даннк!! тел ее рнда дну-ги>: пропзЕедсяиЛ, следуете: отсутствие селеета б его лнтертгусо-ьелчеснсм понимали;:, привязанность к пространству, отсутствие развития действия во времени (временной нрлтериГ прослеживается глель косвенно или loo6qo огсутстсуег), прекг/удестЕекное одноголо-

сие, сопряженное с отсутствием смены речевых субъектов, речевых партий, доминирование одного композиционно-речевого контекста (как правило, описательного). Примерами таких рассказов могут служить "Далобная книга", "Предписание", "Письмо к ученому соседу", "Что чаще всего встречается в романах, повестях и т.п.", "Каникулярные работы институтки Наденьки Н'.", "Жизнь прекрасна", "Рыбье дело" и др.

Есе отмеченные тексты представляют собою образцы бессюжетного художестземного повествования. Следствием этого является отсутствие вкеанего движения. В основе внутреннего движения лежит принцип "бинарной семантической оппозиции" С наука - яяенаука, печаль - радость, господин - подчиненный). Бёссвтетннй текст утверждает незыблемость границ оппозиции." Характерной чертой бессюжетного повествования является также отсутствие события,'поскольку перемещение персонажа внутри отведенногоему пространства, как известно, событием не является. \

Ведущей формой текстовых связей.в рассматриваемых произведениях выступают логические и.грамматические, преимущественно контактные. Так, в "Письме к ученому соседу" это традиционно-грамматические средства, выражающие причинно-следственные отношения, в "Рыбьем деле", "Каникулярных работах ...",- графические средства: а), б), в) или I), 2), 3). Они легко декодируются и поэтому не задерживают внимания читателя. Отсутствие события на первое место выдвигает форму количественного прибавления текстовой информации, создает ярко выраженную ступенчатую композиция. Например, рассказ "К свадебному сезону" состоит из Шести брачных объявлений-характеристик, дачных пятью мужчинами и одной женщиной, следующих одно за другим без авторского комментария.,Однако в тексте помимо внесших логических существуют внутренние смысловъге связи, показателями которых выступаю? объединяющие всех персонажей кон-текстема "отставные" и "деньги". Коктекстема "деньги", объединяя, разделяет всех персонажей на тех, кто имеет деньги, и тех, кто хотел бы их приобрести. Оппозиции'"богатый-бедный", яежадая в основа концептуальной информации, представляет собою одну из - , тематически-смысловых линий, неоднократно повторяющихся на протя-кении творческой чизни А.П.Чехова. Наличие жо сквозных тем в ' творчества писателя дает возможность проследить худоке^твенно-об-разгую конкретизацию не только , в пределах одного рассказа, но и з

масштабах целого творчества.

Еще одной особенностью бессюжетного экстенсивного развертывания является преобладание одной точки зрения и, в связи с отка, отсутствие сменности композиционно-речевых контекстов (за редким исключением, например, в "Рцбьем дела"), что делам текст "протокольным", однообразна.! и тек самим г.оидгет еку -характер всеобщности.

Как свидетельствует анализ, яри енотно? ''.¡ротокол'-нсст;:" художественными сти текста становятся благ-иаря выразительности, "образа автора", его речевому артистизму. Нескотод на ьзаиккроьп-ние логических фору внешней СЕязанноетк, в бесстаггных секстах с экстенсивным композиииокно-речешм разаершьаи/ом илделя'отсл к внутренние образные и ассоикативко-смысяозые сеязи кезду контактными и дистантными разносбъемньали контекстемами.

К босссхстнкл текстам примыкают также некоторые еэвдтнж тексты, з основу оргамкзацаи смысла которых также яодокен принцип окстенскы-гого развертывания, вернее, он является домякксую^им. Отмегим, что в сюжетных текстах данный тип речетворчзско»; деятельности но так ярко выдаю» • как в бессюжетных.

В реферируемой работе к сюжетным рассказам с экстенсивным типом кокпозкционно-рочеБого развзртываник отнесены рассказы '"/.з дневника помощника бухгалтера",. *7.з дневника одной девицы", "Совет", "Раз в год", "Добродетельный кабатчик" и др.

. В отличие от бессюжетных рассказов, в сюжетных проявляется не только яростракственная, но и-временная перспектива. Наиболее расярзстранзиикм и простым в создании последней в анализируемых чеховских рассказах делястся хронологический способ. Примерами такой формы оргатеэглйк сг«втного 'шшезтБОВаккя могут послукить рассказы "Из доеотжа ш>аоаи:да& бухгалтера". "Из. дневника одной девицы", "Раз б год", где качкая новая, дневниковая запись или ступень композицшто-речгвого развертывания начинается с сбезгл-чаник даты или временного отрезка. Есе ступени поьествосанкя, зак лечащие б себе мккротсмы произведения, связываются контактными к дистантными дословными или трансформированными повторами, ассоциативные связи между Которыми формируют подтекстовуя и концептуальную информацию,.Добавим, что повтор при экстенсивном развертывании носит прсимуцестЕенно .актуализирующий или уточняющий характер. Повторение как один из способов актуализации служит ос-

новой для выделения в текстах ключевых контекстем, имеющих концептуальный характер.

Банным фактором экстенсивной композиционно-речевой организации сюжетного текста является субъективапия повествования, связанная с использованием разных точек зрения. Расширение субъгк-тивно-речевого плана в более поздних рассказах'А.П.Чехова ведет к переходу от монофонического, к полифоническому повествования и, в связи с этим, к расширению объемности и дкалогичности рассказа. Так, в ранних, рассказах с экстенсивным типом повествования наиболее распространенным способом изложения является включение в . текст прямого диалога или полилога. Например, в. рассказе "Совет" автору "принадлежит" только начальный абзац, ремарки, одна комментированная реплика и конечный небольшой абзац. Остальное текстовое пространство заполнено диалогом, что способствует создания сценичности рассказа.

Введение в авторское повествование диалогов создает эффект двойной диалогизацки.

При экстенсивном развертывании текста болкзое значение отводится сю^етно-композкционной организации. Сна является основой повествовательной перспехтивы и играет вагную роль в реализации содержательно-концептуальной информации..

Расширение текстового пространства производится путем включения й развитие событий новых персонажей, совершаащих ступень за ступенью новые поступки. В связи с этим мояко говорить о коли' чествэнном прибавлении информации, которое реализует в основном через факты идейный смысл. Данное положение подтверждается анализом рассказов "Аптекарша" и "Раз в год". Концептуальная же информация в данных и других рассказах ("Глупый француз", "Страна", "Роман с контрабасом") формируется в основном за счет актуализированных контактных и дистантных повторов, кмехпцих, как правило, утечнякщий характер; антиномичности, повествования, базирующейся на стилистическом приеме контраста, который, в своз очередь, создается за счет яёыкового семантического явления антонимии; субъек-тивации к диалогизации повествования.

5 ранний период творчества А.ПЛехова наряду с экстенсивным способом раэввргыв.ания начинает проявляться я формироваться другой, более глубокий, - интенсивный. Интенсивная кемпозщяонно-ре-чевая организация смысла в рассказах, писателя стройся is.tr ч йо

принципу прибавления новой информации: .содержатеяьно-фактуаль-нэй, содержатзльно-подтекстовой, содержательно-концептуальной (по Гальперину). Но прибавление носит не количественный, а преимущественно качественный характер, в формировании основного концепта значительно уменьшается доля содержательно-фаитучльной информации. Концепт спрятан'в глубинах техста выявление его затруднено. Худо«ественно-образная конкре'.'/зч-.—л в таких пооиз-ведениях строится на основе противопоставления, и градации (интенсификации).

Предметное содержание, как у?в отмечалось, в художественном тексте обычно находит свое .воплощение через представленную событийную (ссхетнуэ) композит!». Как показывает -исследуемый материал, уже з рассказах раннего периода сюжетная сторона (предметное содержание) часто отзодится на задний план и занимает незначительное место з общей смысловой структуре, папоимер, в рассказе "Дочь Альбиона" св-кзткое содержание можно излетать в нескольких пунктах. Заглавие, настраивающее на то, что повествование будет о . самой "дочери Альбиона", вступает в противоречие с развертывающимся текстом.'Главному персонажу, заявленному в инициально? позиции, отеодится в текстовом пространстве довольно незначительное место. На.первое место з .раскрытии концепта выдвигается ряд повторяющихся контекстен, в значениях которых явно обнаруживается два компонента: модальный и,семантический, с доминированием первого. Модальный компонент значения контекстем "тонкая англичанка", "тощие плечи'% "рачьи глаза", "птичий кос", включенных з азтэрский композиционно-речевой контекст, и "нос, течно у ястреба", "ты на нос посмотри"' из персонажного композиционно-речевого контекста подготавливается предшествующим текстом и усиливается за счет приема дистантной градации в последующем контексте, создавая композиционную перспективу целого. Высказывания - характеристики персонажей связываются отношениями анткномичнэсти и в контексте условно объективного повествования формирую? подтекстеву.ю и концептуальную информацию.

Иодтекстивая и концептуальная информация создается-тачке путем ассоциативной переклички ключевых контекстен, которые объединяются в тематические блоки и заключая? в себе микроконцепты произведения, складывающиеся в условиях целого е основной концептуальный (идейный) смысл. Данное положение является результатом

целостного анализа (на композиь'ионно-речеЕом уровне) рассказов "Тоска", "Толстый и тонки?", "Каска", "Осенью" и др.

Особенно яоко роль комлозипионно-речевого (а не сюжетного) усоркя е создании объемного подтекста представлена в рассказе "ТолоткГ: и тонкий". Данный рассказ как бы завершает стилистические поиски Чехова, интегрирует его речетворческий артистизм. Уте в пеовсм абэаде-зачине замечается формирование идейно-художественной ¡.'ксли через единство противоположностей. Антитезность рас-про.стоаняется на композиционно-речевой уровень всего рассказа. 5 отношения сопоставления и противопоставления втягиваются по ход' повествования другие разнообъемнке и разнодистантнке кон-текстемы. Вместе с тем многие из них организуют и активизирует читательское внимание. Автор мотивированно соблюдает ритм синтаксический и ассоциативно-смысловой.

На веек ндейно-художестЕенно-образном речетворческом пространстве рассказа автор соблюдает яринш'л единонаправленности, единства противоположностей,' он воскрешает внутренних) форму буквально каждого слова и его компонентов, в том числе звуковых, например, в подтекстовсе смысловое поле контекстеш тонкий втягиваются лексекы "хо-хо" и "хи-хи"."

Использование приема контактной и дистантной градация позволяет до предела заострить напряжение, придать изображаемому гротескную форму. Контактные контексте;« "побледнел", "окаменел", но скоро лшо его искривилось во все сторони иирочайзей улыбкой; "съеетлся, сгорбился, сузился"; сладость, почтительная кислота; и дистантные М:*па! Друг детства! - вадэ превосходительство -.милостивое внимание вашего превосходительства - становятся ключевыми. Новым смыслом наполняется заключительное высказывание: "Все трое были приятно ошеломлены". Заключительная контекстема п^ият-но з контексте наполняется противоположным смыслом. Антонимия расширяется до антиномии.

Заметив, что многие из выделенных речевых единиц ассоциативно-смысловыми нитями связываются с контекстемами из других произведений. Например, антиномия "толстый-тонкий" наблюдается из' ранее упоминаемых рассказах "Аптекарша" и '"Дочь Альбиона".

Б текстах с .интенсивным композиционно-речевым развертыванием градация является основополагающим стилистическим приемом создания концентрической композиции. Декодирование текстов с концентрической композицией требует применения принципа возвращения и даль-

нодейстзия (по Гея), поскольку мысль автора формируется от менее значительного к более значительному, от менее актуализированного к более актуализированному, от нейтрального к эмоционально обостренному. Отношениями ке градации связаны не только контактные (что характерно для экстенсивной), ко и дистантные речевые единицы.

Особенностью интенсивного типа композтли-."но-речевой организации смысла, как показывает исследуемы"' .•■■'.териал, такие является нарастание полифоничности изображаемого, уменьшение объема авторского к увеличение доли персонажного и особенно контаминиро-ванного контекста.

Представив в реферативной форме особенности экстенсивного и интенсивного способа компезиционнэ-речззоге развертывания, отметим, что з работе предпринята попытка осмысления и некоторых поздних рассказов А.П.Чехова ("Анна на шзе", "Ионыч"). Привлечение для анализа поздней прозы цотиви.руется желанием проследить с позиций историзма диалектику формирования авторского стиля, авторской концепции в контексте всего творчества.

В закл-зченик диссертационного исследования делаются общие выводы, намечаются направления дальнейшей работы. 5 частности, проведенное исследование открывает перспективу разоаботки типологии композиционно-речевой организации художественных текстов, выявления к изучения богатства ассоциативно-смысловых связей в художественных'текстах на материале произведений других авторов.

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:

1. Порождение юмористического начала на композхционко-ре-чавом уровне (ка материале повести Н.Гоголя "Коляска" и рассказа А.Чехова "Невидимые -миру слезы") // Тезисы докладов и сообщений на научно-практической гоголевской конференции. - Кекин, 1953. -С. 66-67.

2. "Образ автора" в рассказах А.Чехова и В.Шукакна (к проблеме преемственности) // Вопроси литературы народов СССР. - Был. 15. - Киев-Одесса, 1989. - С. 129-143 (в соавт.).

3. "Образ автора".и проблемы постижения художественной семантики П Тезисы докладов и сообщений на областной межвузовской научно-теоретической конференции, посвященной 165-летию со дня

•рождения Т.Г.Шевченко. - Одесса, 1969. - С. 25-2?. (в соавт.).

4. У проблеме углубленного прочтения прозаических пронс-зегенг'Г А. С.Пушкина (с опорой на конструктиюнмз стилистические тесминц) // Тезисы мег.вузовских чтений, посг.т:;о:;!',>.иг 190-лети») со лил Л.С.Пушкина. - Кировоград, 19-39. - С» 139—1-^1.

(а сог-г.}.

I. Путл углубленного прочтения произведений Н.З.Гоголя //

Тг-?.т'^"сгго Н.З.Гоголя и современность. - Неялн, 1989. - С, 92-93. (в леапт.).

6. :с проблеме углубленного изучения худс~зственшх прзипее-докнй И Хуестественный текст: проблемы изучения. Тезисы выступ--ен'/й на совещания. - 1930. - С. 131-132. (в соазт.).