автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему:
Композиционно-речевая организация рассказов В. Шукшина

  • Год: 1983
  • Автор научной работы: Папава, Елена Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.01
Диссертация по филологии на тему 'Композиционно-речевая организация рассказов В. Шукшина'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Папава, Елена Ивановна

В в е д е н и е.

Глава I, Композиционно-речевая структура рассказов

В.Шукшина, организованных "образом автора".

§ I, "Образ автора" и речевая структура литературно-художественного произведения.

§ 2. Способы субъективации повествования в рассказах В.Шукшина, организованных "образом автора". Соотношение авторского повествования и речевых сфер персонажей. Субъектная многоплановость авторского повествования. Взаимодействие словесных рядов в тексте. Использование несобственно-прямой речи.

§ 3. Способы субъективации авторского повествования в рассказах "смешанного" типа.

Г л а в а П. Композиционно-речевая структура рассказов В.Шукшина, организованных "образом повествователяУ.

§ I. Соотношение "образ автора" - "образ повествователя" и речевая структура рассказов В.Шукшина.

§ 2. Использование элементов сказа как способ субъективации повествования в рассказах, организованных "образом повествователя".

§ 3. Неоднородность речевой сферы "образа повествователя". . •

Глава HU Композиционно-речевая структура рассказов В.Шукшина, организованных "образом рассказчика".

§ I. Соотношение "образ автора" - "образ рассказчика" и речевая структура рассказов

В.Шукшина.

§ 2.оСпособы субъективации повествования в рассказах В.Шукшина, организованных первым лицом "образа рассказчика".-.

§ 3. Приёмы организации диалога. Индивидуализация речевых сфер образов персонажей в рассказах ВДукшина.

3 а к л ю ч е н и е

Литератур а.

Ист очник и.

 

Введение диссертации1983 год, автореферат по филологии, Папава, Елена Ивановна

Актуальность данного исследования определяется, несколькими причинами. Главная-из них - настоятельная необходимость дальнейшей разработки общих принципов и конкретных приёмов лингвистического анализа литературного произведения, направленных на исследование особенностей композиционно-речевого развития художественного текста как целостной, замкнутой структуры, объединенной авторским замыслом»

Своевременным и необходимым, на наш взгляд, является выбор в качестве объекта исследования рассказов В.Шукшина, оказывающих большое влияние на характер и направление художественных поисков в малых жанрах современной советской литературы благодаря их несомненной идейно-художественной значимости. Богатство и глубина идейного содержания, разнообразие типов композиционно-речевой организации его рассказов, многообразие речевых модификаций "образа автора" и способов субъективации повествования, особенности взаимодействия субъектных речевых сфер и словесных рядов в тексте дают интересный материал для наблюдений над композиционно-речевой структурой рассказов В. Шукшина.

Однако в работах литературоведческого характера (и в том числе учебно-педагогических изданиях) нередко встречаются замечания о "бедности" стиля В. Шукшина, о том, что стилистические достижения писателя отстают от открытий идейного плана. Подобная критика языка и стиля писателя, открывающая содержание художественных произведений от их формы, зачастую прямо противоречит тем выводам, которые делаются на основании лингвистического изучения его рассказов как целостных композиционно-речевых структур, объединенных авторским замыслом.

Небезосновательным поэтому кажется следующее утверждение С.Залыгина в предисловии к двухтомнику избранных произведений Шукшина: "То, что критики не очень художественно называют "художественным разбором" произведений искусства, для творчества Шукшина ещё впереди» Время для них ещё не настало, оно, может быть, только-только настаёт". Подобная мысль высказана и в книге известного критика В.Чалмаева: "ныне оказывается, что только читая, "слушая" - уже наедине, а не в атмосфере кинозала - новеллы, повести и сценарии Шукшина и начинаешь понимать его! Слово, постигаемое в тишине, весь стеснённый мир страстей, не выплеснувшийся на экран, не разыгранный, не оживший в жестах, и сценах внутренний портрет писателя - вот что обретает ныне решающее значение. Не смотреть Шукшина, а думать над Шукшиным. Путь "назад" - к слозу от жеста, к мысли от кинокадра - это путь к тоцу "кремню характера", что и составлял так называемый феномен Шукшина. Он сейчас, бесспорно, и становится шагом вперед в его познании! И может быть, это путь и единственный, и беспредельный"

Следовательно, недостаточная изученность рассказов В.Шукшина в лингвистическом отношении также определяет актуальность исследования по избранной теме.

Исследования в области методики лингвистического анализа литературно-художественных текстов отвечают также потребностям подготовки учителей-словесников, важнейшим элементом которой является умение "разъяснять детям не только "идеи", но и художественную сторону поэтических произведений" и одновременно "приучать Чалтев В.А. Обновление перспективы. (Реализм современной русской литературы). - М.: Современник, 1978, с. 116. учащихся к лингистическому анализу текста и к разысканию тончайших смысловых нюансов отдельных выразительных элементов русского языка"1.

Научная новизна работы заключается в том, что рассказы В. Шукшина исследуются в аспекте лингвостилистическзом (т.е. аспекте не строя, а употребления языка), в котором литературное произведение рассматривается как словесно-художественное единство, а языковые единицы, его образующие, как элементы его композиционно-речевой структуды.

Выдвижение на первый план вопросов композиционно-речевой организации текстов обусловлено тем, что именно при таком подходе оказывается возможным наблюдение за простейшими стилистическими единицами, образующими художественный текст как замкнутую систему, организованную "образом автора", и принципами их взаимодействия и объединения.

По справедивому замечанию В.В.Виноградова, "в качестве предельной единицы" лингвистического анализа можно брать "только такие словесные объединения, которые представляют собой не непосредственную "данность" языка, а определенный продукт построения. Это органические элементы художественного произведения, найденные в процессе имманентного анализа. Fx не следует расчленять далее, ибо таким образом мы можем вскрыть только их языковую структуру, а не стилистическую природу. Языковая морфология этих стилистических единиц очень невыразительна. Они могут совпадать со сло Щерба JI.B. Опыты лингвистического толкования стихотворений. "Воспоминание" Пушкина. - В сб.: Избранные работы по русскому языку. - M.S. Учпедгиз, 1957, с. 26-27. вами, фразами, предложениями, с большими синтаксическими единствами, с комплексом синтаксических групп. Иначе говоря: стилистические единицы в структуре данного художественного целого нужно соотносить друг с другом, а не с лексическими единицами языка"*.

Поиски и характеристика таких единиц (называемых вслед за В.В.Виноградовым "словесными рядами"), обусловленных спецификой "образа автора" в данном литературно-художественном произведении-, представляют собой наиболее плодотворный путь его лингвистического анализа*

Основная цель диссертации - определить особенности композиционно-речевой организации рассказов В.Шукшина как целостных словесно-художественных структур и дать их лингвостилистическую характеристику.

При этом в работе решаются следующие задачи;

I* Характеризуются формы и способы словесного выражения авторской оценочности в рассказах В.Шукшина в связи с речевой компо** зицией текстов.

2. Выделяются значимые элементы речевой структуры рассказов, характеризующиеся речевыми модификациями "образа автора", сменой субъектных сфер повествования.

3. Определяются основные типы композиционно-речевой организации рассказов В.Шукшина.

В связи с этим основным приёмом исследования является наблюдение над особенностями разных типов композиционно-речевого раз

1 Виноградов В.В. О языке художественной прозы. Избранные труды. - И.: Наука, 1980, с. 244. вития рассказов В.Шукшина с последующим описанием способов субъективации повествования, определяемых соотношением и взаимодействием субъектных речевых сфер и соответствующих им словесных рядов в этих текстах.

Практическая ценность работы состоит в том, что выводы и материалы данного исследования могут быть использованы в вузовском преподавании в курсах лингвистического анализа текста и стилистики русского языка, в спецкурсах и спецсеминарах по языку художественной литературы, а также в школьном преподавании русского языка и литературы, включая систему факультативных занятий в старших классах.

По теме диссертации опубликованы четыре статьи общим объемом 2,1 п.л.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Композиционно-речевая организация рассказов В. Шукшина"

- 179 -Заключение

Анализ рассказов В.Шукшина как целостных словесно-художественных структур, объединённых авторским зашел ом, позволил выделить три основных композиционно-речевых типа рассказов в зависимости от того, как в них организовано повествование - "образом автора" или его композиционными заместителями - "образами" повествователя или рассказчика.

Особенности композиционно-речевой структуры рассказов каждого типа определяются формами проявления авторской оценочности или способами субъективации повествования в этих рассказах.

Способы субъективации повествования, в свою очередь, обусловлены приёмами соотношения и взаимодействия в тексте субъектных речевых сфер и соответствующих им словесных рядов, выражающих разные точки зрения на изображаемое.

В рассказах В.Шукшина, организованных "образом автора"., способы субъективации повествования обнаруживаются во взаимодействии речевой сферы автора (авторского повествования) и субъектных речевых сфер персонажей. В рассказах этого типа авторское повествование является стимулированным, отраженным, оно приобретает речевые особенности персонажей или изображаемой среды, а происходящее при этом несовпадение субъекта оценки и субъекта речи приводит к пересечению соответствующих им словесных рядов. Отметим, что такой, способ субъективации повествования отмечается во всех типах композиционно-речевой организации рассказов В.Шукшина.

Однако в рассказах, организованных "образом автора", этот способ субъективации повествования нередко осложняется откры- . тым и последовательным использованием "чужой" точки зрения и чужого" слова в качестве авторских, объективных. Причём такая композиционно-стилистическая ориентация авторского повествования на речевую сферу ведущего персонажа наблюдается не только в тех рассказах, где ведущий персонаж по интеллектуальному и духовному уровню близок личности автора (см., например, рассказы "Солнце, старик и девушка", "Шире шаг, маэстро!", "Экзамен" и др.), но и в тех, где этот персонаж совсем иного уровня культуры и образования (см., например, рассказы "Ваня, ты как здесь?", "Забуксовал" и др.). Соответственно и авторское повествование в этих рассказах строится то как литературно-нормативное с .элементами просторечия, то - как просторечно-характерологическое с элементами литературного.

Существует и такой тип рассказов, организованных "образом автора", в которых авторское повествование при широком использовании словоупотребления изображаемой среды обособляется от него с помощью специальных стилистических сигналов в виде элементов книжной,, деловой или поэтической речи для выражения иронического или лирического отношения автора к изображаемым событиям и персонажам (см., например, рассказы "Космос, нервная система и шмат сала", "Племянник главбуха" и др.).

Ориентация на точку зрения ведущего персонажа в некоторых рассказах В.Шукшина, организованных "образом автора", обнаруживает такой способ субъективации повествования как использование различных форм несобственно-прямой речи, при котором авторское повествование превращается в текст, комментирующий несобственно-прямую речь персонажа (см. анализ рассказа "Шире шаг, маэстро!").

Среди рассказов рассмотренного типа своеобразием композиционно-речевой структуры выделяются также рассказы "смешанного", или "переходиorом типа, повествование в которых организовано "образом автора" с включением элементов повествовательных структур, организованных "образом повествователя" (см. рассказы "Змеиный ,яд", "Крепкий мужик", "Заревой дождь" и др.).

Композиционно-речевая организация рассказов В.Шукшина, написанных от третьего лица, обусловлена спецификой "образа повествователя" - не названного и социально не определенного рассказчика, который выделяется стилистически. Близостью "образа автора" и "образа повествователя", не исключающей при этом их обособленности, определяются основные способы субъективации повествования в этих рассказах.

В первую очередь к ним относится использование элементов сказа, которое выражается в общей установке повествования на устные формы речи с отступлениями от норм речи литературно-нормативной, а также в названиях некоторых рассказов, в традиционных сказовых зачинах, содержащих риторические вопросы, восклицания, обращения к читателю как участнику воображаемой беседы, в короткшс комментариях эмоционально-оценочного характера, встречающихся как в описаниях, так и в повествовательных фрагментах, в употреблении вводных и вставных конструкций, в передаче некоторых интонационных особенностей сказа.

Особенностью повествования в рассказах этого типа является стилистическая неоднородность речевой сферы "образа повествователя", которая наиболее отчётливо и регулярно обнаруживается в композиционн(речевых отрезках, представляющих собой ироническое, повествование или описания природы, переходящие в лирико-философские рассуждения повествователя, а также в несобственно-прямой речи . и внутренних монологах персонажей, где.от лица последних автор высказывает свои сокровенные мысли и наблюдения. В таких отрывках происходит -усложнение* речевой сферы повествователя за счёт преимущественного употребления книжных и книжно-поэтических лексико-синтаксических средств языка (см, рассказы "Залётный", "Мастер", "Ночью в бойлерной",.-"Страдания молодого Ваганова" и др.).

Композиционно-речевая структура рассказов В.Шукшина, написанных от первого лица и организованных "образом рассказчика", в способах субъективации повествования имеет много общего с рассказами уже рассмотренных типов: неоднородность речевой сферы "образа рассказчика" создаётся субъектной- многоплановостью повествования, возможной при сохранении индивидуальной речевой экспрессии персонажей, значительными стилистическими колебаниями внутри речевой сферы рассказчика, связанными, с одной стороны, с использованием речевых элементов сказа, а с другой, - традиционно-поэтических, книжных средств выражения (см. рассказ "Жил человек"). Однако в рассказах, организованных первым лицом рассказчика, существует возможность дополнительного субъектного расслоения речевой сферы рассказчика, так как в рассказах, содержащих разнообразные воспоминания из далёкого прошлого рассказчика, последний одновременно может .вы ступать и как субъект, и как объект повествования. В таких случаях в текстах формируется особый словесный ряд, который выражает новую точку зрения - детское восприятие изображаемых людей и событий (см. рассказы "Горе", "Дядя Ермолай", "Из детских лет Ивана Попова" и др.).

Особую роль в композиционно-речевой организации рассказов В.Шукшина играют приёмы создания диалога - они имеют непосредственное отношение к способам субъективации повествования, выражая сложные речевые соотношения между авторским повествованием и прямой речью персонажей. Поскольку в рассказах писателя авторское повествование, как правило, строится с установ- г кой на разговорные речевые средства, то прямая речь персонажей имеет немного ярких стилистически, окрашенных элементов» Поэтому мастерство В.Шукшина заключается в создании конструктивных способов субъективации речей персонажей, выражающихся в разнообразии приёмов "сцепления" реплик персонажей, реплик и авторских ремарок, реплик, ремарок и авторского повествования. При этом авторские ремарки, как правило, имеют экспрессивно-оценочный характер, а реплики персонажей находятся не в линейно-однонаправленных отношениях, а в отношениях контрастного сопоставления, при которых возможно развитие дополнительного, "подтекстного" смысла диалога, а в репликах, лишённых ремарок, угадывается жест и реакция персонажа на предыдущую реплику.

Таким образом, анализ композиционно-речевой организации рассказов В.Шукшина показывает, что при видимой простоте и внешней "похожести" они оказываются сложно, гармонично и разнообразно построенными, а одновременное использование в них выразительных средств литературной и нелитературной речи является художественно оправданным.

 

Список научной литературыПапава, Елена Ивановна, диссертация по теме "Русский язык"

1. Анализ художественного текста. - М.: Педагогика, 1975,-1.I с.

2. Анненский И.Ф. Книги отражений. М.: Наука, 1979. - 679 с.

3. Апухтина В.А. Проза В.Шукшина. М.: Высшая школа, 1981. -80 с.

4. Ахметова Г .Д. Повесть К.Г.Паустовского "Кара-Бугаз" (лингвостилистический анализ). Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. М.: ИРЯЗ АН СССР, 1980.- 16 с.

5. Ахумян Н.С. О композиционной и языковой структуре рассказа А.П.Чехова "Человек в футляре". Русский язык в школе, 1975, № 5, с. 73-80. .

6. Баландина Н.В. Структура авторской речи в романе М.М.Пришвина "Кащеева цепь". Автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд. филол. наук. Новосибирск: НГУ, 1971. - 23 с.

7. Барлас Л.Г. Оценочно-речевой план в рассказе Чехова "Ионыч". Русский язык в школе, 1976, $ 2, с. 56-61.

8. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: художественная литература, 1975 - 502 с.

9. Белая Г.А. Рождение новых стилевых форм как процесс преодоления "нейтрального" стиля. В сб.: Многообразие стилей советской литературы. Вопросы типологии. - М.: Наука, 1978, с. 460-485.

10. Биличенко Н.А. "Нравственность есть правда" (В.М.Шукшин).- В сб.: Творческие взгляды советских писателей. Л.: Наука, 1981, с. 253-269.

11. Белов В. Ответ на анкету "Литература и язык". Вопросы литературы, 1967, №6, с. 98-99.

12. Бельчиков Ю.А., Карпов Е.Л. Наблюдения над стилем авторского повествования в рассказах Чехова. Русский язык в школе, I960, $ I, с. 39-43.

13. Бландова Н.Г. Автор в диалоге своих героев. Русская речь, 1975, № I, с. 41-47.

14. Бочаров С.Г. О смысле "Гробовщика". (К проблеме интерпретации произведения)< В сб.: Контекст - 1973. Литературно-теоретические исследования. - М.: Наука, 1974, с. 196230.

15. Будагов Р.А. Литературные языки и языковые стили. М.: Высшая школа, 1967. - 376 с.

16. Будагов Р.А. Что же такое лингвистическая поэтика? НДВШ. Филологические науки, 1980, № 3 (117), с. 18-26.

17. Васёва-Кадынкова Ив. Диалог без авторского текста. Русская речь, 1972, № 5, с. 38-43.

18. Васильева А.Н» художественная речь. М.: Русский язык, 1983. - 256 с.

19. Веденина Л.Г., Шор Е.Н. Некоторые приемы стилистического исследования текста. М.: Наука, 1973. - 72 с.

20. Виноградов В.В. К изучению языка и стиля пушкинской прозы.- Русский язык в школе, 1949, № 3, с. 18-32.

21. Виноградов В.В. Наука о языке художественной литературы и её задачи (на материале русской литературы). М.: АН СССР, 1958. - 51 с.

22. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М.: Высшая школа, 1971. - 240 с.

23. Виноградов В.В. О языке Толстого (50-60 годы). ~ В кн.: Литературное наследство. Л.Н.Толстой. I. т. 35-36. M.s АН СССР, 1939, с. 117-220.

24. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М.: Гослитиздат, 1959. - 654 с.

25. Виноградов В.В. О языке художественной прозы. Избранные труды. М.: Наука, 1980. - 360 с.

26. Виноградов В.В. Поэтика русской литературы. М.: Наука, 1976. - 507 с.

27. Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. М.: Высшая школа, 1981. - 320 с.

28. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.: АН СССР, 1963. - 255 с.

29. Виноградов В.В. Стиль петербургской поэмы "Двойник". (Опыт лингвистического анализа). В кн.: Ф.Достоевский-т. 1-2. -Пб.: Мысль, 1922, с. 211-254.

30. Виноградов В.В. Сюжет и стиль. М.: Наука, 1963. - 190 с.

31. Виноградова В.Н. О стилизации разговорной речи в совре-. менной художественной прозе. В сб.: Очерки по стилистике художественной речи. - М.: Наука, 1979, с. 66-76.

32. Виноградова В.Н. Стилистические функции словообразовательно мотивированных слов в художественной прозе. В кн.: Языковые процессы современной русской художественной литературе. Проза. - М.: Наука, 1977, с. 289-335.

33. Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1959. - 492 с.

34. Винокур Т.Г. К вопросу о норме в художественной речи. ~ В кн.: Синтаксис и норма. М.: Наука, 1974, с. 249-267.

35. Винокур Т.Г. Об изучении функциональных стилей русского языка советской эпохи (к постановке вопроса). В кн.: Развитие функциональных стилей современного русского языка.- М.: Наука, 1968,.с* 3-II.

36. Вомперский В.П. Образ автора в повести А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка". Русская речь, 1979, № 3, с. 29-36.

37. Вульфович Г.Л. О формах выражения авторского отношения к изображаемому средствами композиции в новелле Мопассана "Тетка Соваж". В сб.: Ученые записки Калининградского университета, вып. 5, Калининград: КГУ, 1970, с. 195-202.

38. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968.- 576 с.

39. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981. - 139 с.

40. Гей Н.К. Искусство слова. О художественности литературы.- М.: Наука, 1967. 364 с.

41. Гей Н.К. художественность литературы. Поэтика. Стиль. -М.: Наука, 1975. 471 с.

42. Гончарова Е.П. Реализация стилистического средства иронии в авторском повествовании и различных видах передачи речи.- В кн.: Система языка и речевая реализация его категорий. Л., 1978, с. 34-37.

43. Горн В.Ф. Живой язык Василия Шукшина. Русская речь, 1977, № 2, с. 24-31.

44. Горшков А.И. Вопрос о вариантности норм в связи с пониманием языка как системы систем. В сб.: Литературная норма и вариантность. - М.: Наука, 1981, с. 234-248.

45. Горшков А.И. Вопросы лингвостилистического анализа текста.- Русская речь, 1976, № 2, с. 90-97.

46. Горшков A.F. Композиция художественного текста как объект лингвистического исследования. В сб.: Русский язык. Проблемы художественной речи, лексикология и лексикография. Виноградовекие чтения. Ix-X* - М.: Наука, 1981, с. 8291.

47. Горшков А.И. О композиции и языке рассказа К.Паустовского "Колотый сахар". В сб.: Очерки по стилистике художественной речи. - М.: Наука, 1979, с. 31-49.

48. Горшков А.И. О предмете истории русского литературного языка. Вопросы языкознания, 1978, № 6, с. 3-14.

49. Гречнев В.Я. Русский рассказ конца ХЯ-ХХ века (проблематика и поэтика жанра). Л.: Наука, 1979. - 208 с.

50. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе.- М.-Л.: Просвещение, 1966. 266 с.

51. Гулак А.Т. Стилистико-речевая организация военных расскаgзов Л.Н.Толстого., Атореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. Днепропетровск: ДГУ, 1979. - 24 с.

52. Драгомирецкая Н.В. Слово героя как принцип организации стилевого целого. В сб.: Многообразие стилей советской литературы. Вопросы типологии. - М.: Наука, 1978, с. 446459.

53. Ефимов А.И. Стилистика художественной речи. М.: МГУ, i9 6i. - 519 с.

54. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Избранные труды. Л.: Наука, 1977. - 404 с.

55. Залыгин С. Герой в кирзовых сапогах. К творчеству Василия Шукшина. В кн.: Шукшин В.М. Избранные произведения. В двух томах. Т. I. Рассказы. Калина красная. - М.: Молодая гвардия, 1975, с. 5^12.

56. Залыгин С. О художественном языке и художественном образе. Вопросы литературы, 1969, № 6, с. II4-I23.

57. Земская Б.А. Речевые приемы комического в советской литературе. В сб.: Исследования по языку советских писателей. - М.: АН СССР, 1959, с. 215-278.

58. Золотухин В. Самостоятельное слово. Литературная газета, 1981, 19 августа, № 34, с. 6.

59. Иванова Н.Н. Источник стилистической выразительности. -В сб.: Очерки по стилистике художественной речи. М.: Наука, 1979, с. 155-164.

60. Иванчикова Е.А. Об изобразительных возможностях синтаксических средств в художественном тексте. В сб.: Русский язык. Проблемы художественной речи, лексикология и лексикография. Виноградовские чтения. IX-X. - М.: Наука, 1981, с. 92-110.

61. Иванчикова Е.А. Синтаксис текстов, организованных авторской точкой зрения. В кн.: Языковые процессы современной русской художественной литературы. Проза. - М.: Наука, 1977, с. 198-240.

62. Искусство анализа художественного произведения. М.: Просвещение, 1971. - 238 с.

63. Каверин В.А. Идея признания. Вопросы литературы, 1969,№6, с:.; I24-.I3I.

64. Катаев В.Б. К постановке проблемы образа автора. НДВШ. Филологические науки, 1966, № I (33), с. 29-40.

65. Ким Л.Л., Малисова В.Н. Традиционные типы повествователей в русской прозе и синтаксическая организация текста художественного произведения. Научные труды Ташкентского университета, вып. 412. Ташкент, 1971, с. 70-82.

66. Кирилюк З.В. Художественная функция повествователя в военных рассказах Л.Толстого. В кн.: Лев Толстой: проблемы творчества. - Киев.: КГУ, 1978, с. 223-232.

67. Ковтунова И.И. Вопросы структуры текста в трудах акад. В.В.Виноградова. В сб.: Русский язык. Текст как целое и компоненты текста. Виноградовские чтения. XI. - М.: Наука, 1982, с. 3-18.

68. Кожевникова Н.А. Несобственно-прямой диалог в художественной прозе. В сб.: Синтаксис и стилистика. - М.: Наука, 1976, с. 283-300

69. Кожевникова Н.А. 0 соотношении речи автора и персонажа. -В кн.: Языковые процессы современной русской художественной литературы. Проза. М.: Наука, 1977, с. 7-98.

70. Кожевникова Н.А. 0 типах повествования в советской прозе. В кн.: Вопросы языка современной русской литературы. -М.: Наука, 1971, с. 97-163.

71. Кожевникова Н.А. Речевые разновидности повествования в русской советской прозе. Автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. филол. наук. М.: ИРЯЗ АН СССР, 1973. - 27 с.

72. Кожин А.Н. О стилевой ориентации средств языка. В сб.: Русский язык. Проблемы художественной речи, лексикологияи лексикография. Виноградовские чтения. IX- X» М.Наука, 1981, с. 61-71. .

73. Коробов В.И. Василий Шукшин. Творчество. Личность. М.: Советская Россия, 1977. - 192 с.

74. Крамов И.Н. В зеркале рассказа. Наблюдения, разборы, портреты. М.: Советский писатель, 1979. - 294 с.

75. Краснянский В.В. Повествовательная речь в рассказах И.Бунина 1915-16 гг. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, 1973. - 22 с.

76. Краснянский В.В. Стилистика художественной речи. (Повествовательная речь). М.: МГУ им. М.В.Ломоносова.,, 1972.- 35 с.

77. Кузнецова М.В. (Ушакова). Герой-рассказчик и автор в повестях А.П.Чехова. В сб.: Русская литература 1870-1890годов. Сб. 2. Ученые записки № 75, серия филологическая. Вып. 7. Свердловск.: УГУ им. А.М.Горького, 1969, с. 123 -138.

78. Левадов A.M. Автор образ - читатель. - Л.: ЛГУ, 1977.- 278 с.

79. ЛевитинЛ.С. Сюжет и композиция рассказа А.П.Чехова "Скрип ка Ротшильда". В кн.: Вопросы сюжетосложения. Сюжет и композиция. Вып. 4. - Рига.: Звайгзне, 1976, с. 33-46.

80. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1979. - 359 с.

81. Лотман Ю.М. О разграничении лингвистического и литературоведческого понятия структуры. Вопросы языкознания, 1963, № 3, с. 44-52.

82. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. - 384 с.

83. Малисова В.Н. О языковых сигналах образа повествователя в художественном произведении. В сб.: Научные труды Ташкентского университета, вып. 412. - Ташкент.: ТГУ, 1971, с. I03-II5.

84. Мущенко Е.Г., Скобелев В.П., Крайчик Л.Е. Поэтика сказа.- Воронеж.: ВГУ, 1978. 273 с.

85. Новиков Л.А. Лингвистическое толкование художественного текста. М.: Русский язык, 1979. - 251 с.

86. О Шукшине. Экран и жизнь. М.: Искусство, 1979. - 335 с.

87. Огнев А.В. Русский советский рассказ 50-70 годов. М.: Просвещение, 1978. - 208 с.

88. Одинцов В.В. Грамматические формы в художественной прозе.- В сб.: Стилистика художественной литературы. Й.: Наука, 1982, с. 76-85.

89. Одинцов В.В. Народно-разговорная речь в диалогах пушкинской прозы. Русский язык в школе, 1967, № с. 15-17.

90. Одинцов В.В. О языке художественной прозы. Повествование и диалог. М.: Наука, 1973. - 104 с.

91. Одинцов В.В. Стилистика текста. М.: Наука, 1980. - 263 с.

92. Одинцов В.В. Стилистическая структура диалога. В кн.: Языковые процессы современной русской художественной литературы. Проза. - М.: Наука, 1977, с. 99-129.

93. Одинцов В. Язык персонажей и речевая индивидуализация.- русский язык в школе, 1966, № 2, с. 22-28.

94. Павликов Г.Ф. Проза В.Й.Шукшина. (Творческая индивидуальность писателя и эволюция героя). Автореф. Дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. Л.: ЛПИ им. А.И.Герцена, 1977. - 13 с.

95. Панкин Б. Василий Шукшин и его "чудики". В кн.: Строгая литература. Литературно-критические статьи и очерки. - М.: Советский писатель, 1982, с. 188-210.

96. Петрищева Е.Ф. Внелитературная лексика в современной художественной прозе. В сб.: Стилистика художественной литературы. - М.: Наука, 1982, с. 19-33.

97. Петрищева Е.Ф. Лексика и фразеология в авторском повествовании от 1-го лица. В кн.: Языковые процессы современной русской художественной литературы. Проза. - М.: Наука, 1977, с. 241-288.

98. Пешковский А.И. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики. М.-Л.: Госиздат, 1930. - 176 с.

99. Пешковский A.M. Избранные труды. М.: Учпедгиз, 1959. -252 с.

100. Потебня А.А. Из записок по теории словесности. Харьков : Изд. М.В.Потебня, 1905. - 652 с.

101. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. - 614 с.

102. Поэтика. Сб. I. Л.: Acactenua, 1926. - 162 с.

103. Поэтика и стилистика русской литературы. Л.: Наука, 1911. - 459 с.

104. Проблема автора в художественной литературе. Воронеж.: вгаи, 1967, т. 79, вып. I. - 84 с.

105. Проблема автора в художественной литературе. Воронеж.: ВГП1Г, 1969, т. 93, вып. 2. - 91 е.

106. Проблема автора в художественной литературе. Воронеж.: В1Ж, 1972, т. 125, вып. 3. - 159 с.

107. Проблема автора в художественной литературе. Воронеж.: ВГПИ, 1974, т. 148, вып. 4. - 114 с.

108. ИЗ. Проскурина Ю.М. Повествователь-рассказчик в прозе натуральной школы. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, 1964. - 18 с.

109. Руднева Н.П. Опыт лингвостилистического анализа повести А.И.Герцена "Сорока-воровка". В сб.: Проблемы диахронно-го анализа грамматического строя русского языка, вып. 10. - М.: МОПИ им. Н.К.Крупской, 1977, с. 72-83.

110. Рудяков Н.А. Проблемы стилистического анализа художественного произведения. Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра филол. наук. Воронеж : ВГУ им. Ленинского комсомола, 1978. - 37 с.

111. Рыбникова М.А. Введение в стилистику. М.: Советский писатель, 1937. - 282 с.

112. Рыбникова М.А. . По вопросам композиции. М., 1924. -III с.

113. Семинар по теории прозы. Вопросы литературы, 1976, № 7, с. 306-308.

114. Сидоров Е.Ю. О стилевом многообразии современной советской прозы. М.: Знание, 1977. - 62 с.

115. Сильман Т.Н. Подтекст как лингвистическое исследование.- НДВШ. Филологические науки, 1969, № I (49), с. 84-90.

116. Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. М.: Наука, 1980. - 352 с.

117. Скшидло А.Я. Опыт композиционно-стилистического анализа произведения. (Рассказ И.А.Бунина "Чаша жизни"). В сб.: Ученые записки хабаровского педагогического института, серия русский язык, т. 29. - Хабаровск.: ХПИ, 1970, с. 137 -149.

118. Соболевский АЛ. О стиле. Харьков, 1909. - 12 с.

119. Соколов А.Н. Теория стиля. М.: Искусство, 1968. - 223 с.

120. Соколова Л.А. Несобственно-авторская (несобственно-прямая) речь как стилистическая категория. Томск, 1968. - 281 с.

121. Соколова Л.А. "О языковой композиции повести А.Гайдара "Судьба барабанщика". В сб.: Труды Томского университета. Вопросы русского языка и говоров, т. 197. - Томск : ТГУ, 1968, с. 23-32.

122. Соловьева Н., Шитова В. Свои люди сочтемся. - Новый мир, 1974, № 3, с. 245-250.

123. Толченова Н.П. Василий Шукшин его земля и люди. Литературные заметки. - Барнаул : Алтайское кн. изд-во, 1978.- 206 с.

124. Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка. Статьи. М#: Советский писатель, 1965. - 30I с.

125. Успенский Б.А. Поэтика композиции. М.: Искусство, 1970.- 223 с.

126. Федь Н.М. Поэтика литературного сказа. Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра филол. наук. М.: ИМЛ им, A.M. Горького, АН СССР, 1978. - 28 с.

127. Филин Ф.П. Что такое литературный язык. Вопросы языкознания, 1979, № 3, с. 3-19.

128. Фомин В.И. Пересечение параллельных. М.: Искусство, 1976. - 357 с.

129. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М.: Советский писатель, 1975. -408 с.

130. Чалмаев В. Укрепиться и жить. (Молодые герои и новеллистическое искусство Василия Шукшина). В сб.: Обновление перспективы (реализм современной русской литературы). -М.: Современник, 1978, с. II3-I64.

131. Чичерин А.В. Идеи и стиль. О природе поэтического слова. М.: Советский писатель, 1968. - 374 с.

132. Чудаков А.П. Поэтика Чехова. М.: Наука, 1911. - 291 с.

133. Чудаков А.П. Проблема сказа в работах В.В.Виноградова. -В сб.: Русский язык. Проблемы художественной речи, лексикология и лексикография. Виноградовские чтения. IX-X. -М.: Наука, 1981, с. 3-19.

134. Чудакова М. Заметки о языке современной прозы. Новый мир, 1972, Ш I, с. 212-245.

135. Шкловский В.Б. О теории прозы. М.: Федерация, 1929. -265 с.

136. Шкловский В.Б. художественная проза. Размышления и разборы. М.: Советский писатель, 1959. - 628 с.

137. Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях (к постановке проблемы). М.: Наука, 1977. - 168 с.

138. Шубин Э.А. Современный русский рассказ. Вопросы поэтики жанра. Л.: Наука, 1974. - 182 с.

139. Шукшин В.М. Как я понимаю рассказ. Литературная Россия, 1964, 20 ноября, с. 15.

140. Шукшин В.М. Ответ на анкету "Литература и язык". Вопросы литературы, 1967, № 6, с. 140-148.

141. Щелокова Е.Н. Своеобразие несобственно-прямой речи в повестях и рассказах Л.Н.Толстого 90-900-х годов. В сб.: Стилистика художественной литературы. - M.s Наука, 1982, с. 135-162.

142. Шерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. M.s Учпедгиз, 1957. - 188 с.

143. Эйхенбаум Б.М. О прозе (сборник статей). Л.: 'Художественная литература, 1969. - 503 с.- 198 -Ист очники

144. Шукшин В.М. Брат мой. Рассказы, повести. М.: Современник, 1975. - 447 с.

145. Шукшин В.М. Далекие зимние вечера. Барнаул: Алтайское кн. изд-во, 1978. - 80 с.

146. Шукшин В.М. Избранные произведения. В двух томах. Т. I. Рассказы. Калина красная. М.: Молодая гвардия, 1975. -494 с.

147. Шукшин В.М. Рассказы. Роман-газета, 1975, № 17 (783). -127 с.