автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.08
диссертация на тему: Экстремальные принципы в человекознании
Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Томалинцев, Владимир Николаевич
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Феномен изощренности в культуре и творчестве
§ 1. Изощренность как феномен творчества.
§2. Эволюция понятия «острота», изощренность», в историческом контексте поиска и определения идеалов и принципов жизнедеятельности человека.
§3. Трансформация понятия «острота», «изощренность» в формах нового миропонимания (синергетический аспект).
ГЛАВА II. Экстремальные принципы и идеал
§1. Философские основания идеала.
§2. Роль эмоционально-чувственной сферы в формировании идеальных представлений.
§3. Религиозное сознание и идеал в постижении абсолюта.
ГЛАВА III. Экстремистские проявления как побочный результат экстремального развития
§ 1. Природа экстремизма.
§2. Аксиология экстремизма.
§3. Сущность экстремизма: особенности его явных и скрытых форм.
ГЛАВА IV. Взаимосвязь экстремальных принципов и индивидуального предназначения человека
§1. Категория предназначения в анализе современных проблем человека.
§2. Предназначение как элемент саморегуляции поведения человека.
§3. Личностный уровень мировоззрения в изменяющемся мире.
§4. Реализация индивидуального предназначения как фактор личностного и общественного развития.
§5. Предназначение поколений.
Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Томалинцев, Владимир Николаевич
Актуальность темы. Противоречия современной цивилизации, принимая все более угрожающий, парадоксальный характер, подводят к пониманию того, что культурное развитие человечества — далеко не однозначный и во многом трагичный процесс.
В течение всего уходящего века на фоне ярко выраженного научно-технического прогресса нарастали явления, которые по степени своей деструктивности и катастрофизма давно вышли за пределы экстремальных, став гиперэкстремальными: мировые войны, социальные революции, техногенные катастрофы, глобальные экономические и экологические кризисы, международный терроризм. Кроме этого, неуклонное усложнение человеческой активности: возрастание темпа жизни, усиление инновационной составляющей привело к тому, что человек оказался в условиях перманентной экстремальности.
Анализ современной ситуации свидетельствует о том, что сфера жизнедеятельности человека, освещенная сознанием и культурой, подобно любому иному объекту развития зависит не только от внутренних субъективных факторов роста, но и от воздействующих извне закономерностей, имеющих объективный характер, присущий самому поступательному движению, тем тенденциям, которые концентрируются вокруг ускоряющихся процессов.
Среди закономерностей такого рода необходимо выделить экстремальные принципы, которые, благодаря своей универсальности, сохраняют связь с конкретными принципами развития, разворачивающимися в природе (простотой, оптимальностью, целесообразностью и т.п.), одновременно воздействуют на психологию и различные параметры человеческой активности. В процессе развития человеческой жизнедеятельности эти принципы реализуются наиболее интенсивно, так как в самой природе человека заложено стремление к экстремальности. Творческая экстремальность и экстремизм — лишь частные случаи, производные экстремального развития. Не случайно понятия «экстремальность» и «экстремизм» — однокоренные слова, которые происходят от лат. «ехйетиБ» (край, конец).
Осознание этого ведет к возникновению новых научных дисциплин, примыкающих к человекознанию: экстремальной психологии, экстремальной медицины, экологической этики, этики катастроф, конфликтологии, науки или учения о риске (рискология) и т.д.
Обращение к экстремальным принципам открывает новые возможности для гуманитарного знания, поскольку позволяет осуществить целостный подход к процессу развития человеческой жизнедеятельности, перенеся внимание с гипотетических свойств человека (разумность, сознательность и т.д.) на совокупные результаты его фактических действий, охватывающих весь спектр его реального существования. Экстремальные принципы — это некие закономерности, обеспечивающие полную и максимальную реализацию процессов развития путем достижения предельных, крайних и пограничных состояний, а также посредством их преодоления.
Наличие экстремальных принципов придает особую динамику разворачивающимся процессам, направляя их на преобразование всего обыденного, устоявшегося, привычного и достижение нового, необычного, небывалого. Воздействие данных принципов на развитие человеческой активности предопределяет формирование жизнедеятельности человека как внутренне дифференцированной, но целостной системы, поступательное движение которой обусловлено сложным взаимодействием всех ее частей и элементов, в том числе и самых противоречивых. Неоднозначность человеческого бытия указывает на то, что все попытки интерпретировать полноту его проявлений как целостную систему обречены на провал, если не будут учтены деструктивные, экстремистские свойства человека, если и дальше человек будет рассматриваться только в границах жизнетворчества.
Решение проблемы определения человеческой целостности должно начинаться с уточнения исходной задачи, в рамках которой предметом исследования выступает не абстрактный человек как целостная система, а целостность процесса развития человеческой жизнедеятельности. Такое уточнение имеет решающее значение, ибо целостность явлений не может познаваться вне развития. А, как известно, формы человеческой жизнедеятельности развиваются значительно быстрее тех изменений, которые претерпевает сам Человек. Здесь важно напомнить мысль С.Л. Рубинштейна о том, что Л личность формируется и проявляется в деятельности» , поскольку только в процессе сопоставления, соотнесения или соизмерения творческих и экстремистских проявлений вскрывается тесная взаимосвязь экстремальных принципов развития с основными л
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии М., 1946. С.619. параметрами бытия человека.
Вместе с тем необходимо отметить, что целостность определяется не совокупностью присущих ей элементов, не ансамблем основных, вторичных и случайных признаков а наличием бинарной доминанты, состоящей из двух господствующих компонент, наиболее характерных и активно противодействующих друг другу, скрытая и явная борьба которых и составляет суть целостности, как самого явления, так и его развития.
Человек — одновременно социальное и природное существо, обретшее право на моральный выбор. И целостный взгляд на него, на весь процесс его жизнедеятельности не может быть осуществлен вне рассмотрения проблем добра и зла, так как именно добро и зло, их взаимодействие и борьба составляют бинарную доминанту человеческой целостности. Поэтому сегодня куда важнее иметь целостный образ реального человека, полнота качеств которого включает горизонтальную и вертикальную оси развития. Учет творческого и экстремистского векторов развития разрушает одноплоскостной, идиллический взгляд на жизнедеятельность людей, создает по-настоящему объемный, интегрированный образ человека. Но тогда по отношению к человеку целостность не может выступать как оценочная категория, поскольку предстает как сложное переплетение позитивных и негативных свойств человеческой натуры. И в этом случае общие рассуждения о человеческой целостности должны уступить место дифференцированному рассмотрению проблем целостности человека и его духовной цельности как индивида и личности, возникающей в процессе постоянного совершенствования.
Многозначность и сложность сверхактивного человеческого бытия определяется направленностью на оптимальный и вместе с тем экстремальный результат. В силу этого человек оказывается включенным в постоянный процесс движения и развития и, с этой точки зрения, он находится в состоянии перманентной экстремальности. Различные виды такой «привычной» экстремальности пронизывают все его существование, требуя постоянного напряжения духовных сил. Скрытая экстремальность обнаруживает себя в субъективных и объективных моментах личностного развития, что выражается в преодолении человеком жизненных обстоятельств и собственных страстей, в стремлении к самореализации и самосовершенствованию.
Однако в любом процессе есть издержки. Основным побочным продуктом здесь выступает экстремизм, которым человечество расплачивается за прогресс. И в этом смысле экстремизм — есть упрощенный вариант, рудиментарная форма экстремальных принципов, реализуемых человеком. Таким образом, творческая экстремальность и экстремизм составляют как антитезу добра и зла, вбирающую в себя всю полноту противоречий человеческого духа, так и две основные тенденции в становлении и развитии человеческой активности: экстремальную, протекающую в пределах нормы творческого и нравственного напряжения, и экстремистскую, действующую в форсированном режиме, в условиях душевного перенапряжения, которое ведет к психологическим срывам, стрессам, психическим надломам.
В работе «Уголовная социология» Энрико Ферри указывает на то, что «антропобиологические аномалии, характеризующие собой так называемый «преступный тип», могут быть свойственны не только людям, фактически совершившим какое-нибудь преступление: вызываемые ими ненормальности поведения могут выразиться также и в других формах, не квалифицируемых законом как преступление, но отличающихся той же основной чертой, именно своим несоответствием основным биологическим и социальным задачам 1 человеческого существования (выделено мной. — В.Т.)».
В равной степени экстремальными являются и аскетическое самоотречение святого великомученика и болезненные притязания маркиза де Сада. Но экстремизмом можно назвать не всякую крайность. Экстремизм— это крайность лишенная нравственного начала, — крайность на уровне безнравственности. Вот почему если зрелый человек, отвечающий за свои поступки, сознательно и подсознательно наносит вред другим людям, наносит непоправимый ущерб окружающей среде, то его действия должны квалифицироваться как экстремистские даже тогда, когда причины этих действий для самого исполнителя остаются скрытыми или случайными и вызваны незнанием (невежеством), нетерпением или простым желанием рискнуть.
Экстремальность, даже когда она губительна для человека в отличие от экстремизма, остается объективной силой, лишенной злого умысла (неблагоприятное стечение обстоятельств, стихийное бедствие и т.д.). Русский философ и правовед И.А. Ильин писал: «Зло начинается там, где начинается человек, и притом именно не человеческое тело во всех его состояниях и проявлениях как таковых,
Цит. по: Лазурский. Классификация личности // Тайна порока / Сост. Е.В. Медреш. Харьков, 1995. С.70. а человеческий душевно-духовный мир — это истинное местонахождение добра и зла». А это значит, что в «человеческом душевно-духовном мире» есть место для творчества — проявления критического, но вместе с тем конструктивного напряжения духовных сил, и экстремизма, когда духовный кризис направляем в сторону деструкции и злодеяния.
Степень разработанности темы. В наше время слово «экстремальность» у всех на слуху. Сегодня много говорят об экстремальных ситуациях, экстремальных видах спорта, экстремальных формах отдыха, экстремальном искусстве, экстремальной музыке, экстремальной медицине. В Москве создан Центр экстремальной журналистики и т.д.
С одной стороны, это свидетельствует о том, что массовое сознание уловило напряженный, драматичный характер современной эпохи. С другой, — указывает на то, что мода может распространяться даже на серьезные научные категории, которые нуждаются в гораздо более вдумчивом и уважительном отношении.
Между тем поиском экстремальных принципов, выражающих конечные причины, сопровождается вся история научного познания. Так, еще в древности к экстремальным формам обращались как к наиболее прекрасным и целесообразным. В Новое время у истоков системной разработки экстремальных принципов стояли Николай Кузанский, указавший на то, что «все измеряемое оказывается между максимумом и минимумом», и Джордано Бруно, выразивший свое отношение к идеям Кузанца словами: «Не малого доискался тот
1 Ильин И.А. Соч. в 2-х т. Т.1. М., 1993. С.313.
2 Николай Кузанский. Соч. в 2-х т. Т.1. М., 1979. С.73. философ, который проник в смысл совпадения противоположностей».1
Экстремальные принципы (их еще называют оптимальными или вариационными) — это такие закономерности, которые обладают фундаментальным, всеобщим, универсальным характером. Суть экстремальных принципов состоит в заложенной в них идее оптимальности, экономии, соответствующей извечному представлению о простом, совершенном, целесообразном. При определении экстремальных принципов исходят из того, что в основе любых успешных форм развития лежит «точный расчет, равновесие сил, экономия ресурсов, максимальное использование благоприятных возможностей».2 Основным назначением всякого экстремального принципа остается обнаружение максимума и минимума исследуемых величин и процессов, а также выявление оптимального пути необходимого для их достижения. Таким образом, экстремальные принципы помогают найти минимизирующую величину, выяснить ее конструкцию, и тем самым создают условия для завершения, процесса централизации теории, поскольку все частные закономерности в ней начинают выводиться из одного основного принципа.3
Всякая теория, достигшая состояний завершенности, централизации, добилась этого с помощью принципа оптимальности, с опорой на минимум или максимум некоей величины (функционала, целевой функции). В оптике это принцип скорейшего пути
1 Тажуризина З.А. Николай из Кузы // Николай Кузанский. С.26. Голицын Г.А., Петров В.М. Гармония и алгебра живого. М., 1990. С.6.
3 Там же. С. 12. прохождения света Ферма, в механике — принцип наименьшего действия, в термодинамике — принцип максимума энтропии, в биологии — принцип экономии энергии.
Среди тех, кто внес существенный вклад в разработку и пропаганду экстремальных принципов в различных областях научного знания, необходимо назвать Герона Александрийского, он первым вывел закон отражения света из принципа кратчайшего пути. Позже в геометрической оптике данный принцип был сформулирован П. Ферма как принцип пути наименьшего времени. И. Вернули, указавшего на то, что «природа всегда действует простейшим образом», т.е. наиболее экономно и И. Ньютона, который в своих «Началах» подтвердил эту мысль словами: «Природа проста и не роскошествует излишними причинами вещей».
Обоснованием экстремальных принципов в механике занимались П. Мопертюи, JI. Эйлер, однако окончательная формулировка принципа наименьшего действия принадлежит Ж. Лагранжу. «Мудрецу не свойственно тратить силы сверх надобности» — в такую изящную форму Г. Лейбниц облек старую идею экономии энергии. В этой связи на память приходит еще один известный принцип — принцип экономии мышления Э. Маха.
Значительный вклад в современную трактовку экстремальных принципов в области биологии и физиологии внесли Н. П. Рашевский — один из основоположников современной биофизики и его продолжатель Р. Розен. Принцип экономии энергии активно разрабатывали М.А. Ханин и группа его сотрудников, И.Б. Бухаров, Н.С. Дорфман, В.Г. Левадный. В области медицины, по данной проблеме, плодотворно работают A.A. Зоркин,
H.H. Каркищенко, В.Г. Корначев, А.П. Крылов, В.И. Русаков и др.
Среди современных специалистов, обратившихся к философскому осмыслению экстремальных ситуаций, состояний, методов, законов и соответствующих им принципов, следует назвать В.А. Ассеева, Ю.М. Антоняна, В.Г. Волович, Г.А. Голицина, М.П. Киреева, В.И. Лебедева, С.Г. Олькова, В.М. Петрова, О.С. Разумовского.
Исследования проблем Человека интенсивно ведутся в нашей стране и за рубежом. Анализ публикаций, связанных с данной тематикой заставляет сделать вывод о том, что в различных направлениях исследований обнаруживается много общих моментов, с тем кругом вопросов, которые рассматриваются в диссертации, в частности, в синергетике, и прежде всего при обсуждении динамики развития процессов в режимах с обострением (П. Гленсдорф, И. Пригожин, И. Стенгерс, E.H. Князева, С.П. Курдюмов).
Активные поиски в области человекознания отличают петербургских ученых (философов, психологов, социологов, культурологов). Им принадлежит разработка различных аспектов изучения целостного человека в рамках социальной синергетики (В.П. Бранский, В.В. Василькова), концепции полиментальности (В.Е. Семенов), интегративной концепции человека (В.Н. Келасьев, P.A. Зобов) и др. Особый интерес представляют работы, посвященные анализу тенденций развития человека и общества в условиях научно-технической революции (Б.И. Иванов, В.Г. Марахов, К.С. Пигров, Е.А. Шаповалов). И несмотря на то, что в указанных работах вопрос использования экстремальных принципов, как правило, прямо не затрагивается, в них обнаруживается связь с данной проблематикой.
Постановка проблемы и цели исследования. Современное естествознание широко и с успехом использует экстремальные принципы. Исследования в этом направлении интенсивно ведутся в области математики, физики, биологии, физиологии, медицины и т.д. При этом как выяснилось, формулировать экстремальные принципы применительно к проявлениям всего живого, где оптимальность выражена наиболее ярко и наглядно, оказалось гораздо более сложной задачей, что объясняется большим разнообразием строения и поведения живых существ. Так в области физиологии и психологии поведения человека накоплен значительный эмпирический материал, вскрыто огромное количество фактов и закономерностей. Однако, по признанию самих исследователей, «эти закономерности существуют разрозненно, они не образуют системы, не связаны друг с другом логически, не выводятся друг из друга или из каких-то белее общих принципов».1 А это значит, что законченная теория отсутствует.
Но человек тоже часть природы и его поведение, разнообразные формы деятельности также должны подчиняться экстремальным принципам. В чем же причина того, что человекознание до сих пор эти принципы не сформулировало?
Как представляется, основным препятствием здесь остается необходимость учитывать, во-первых, особую психологию человека, насыщенную специфическими эмоциональными состояниями, впечатлениями, переживаниями, во-вторых, культурную среду — эту вторую реальность, в которой пребывает человек и которую он постоянно воспроизводит и преумножает.
1 Голицин Г.А., Петров В.М. Гармония и алгебра живого. С.6.
Понять поведение и жизнедеятельность человека как целое оказывается гораздо сложнее, чем определить цели отдельных функциональных систем, таких, например, как система терморегуляции, или система поддержания оптимального артериального давления. Анализ поведенческой активности человека осложняется тем, что человек — единственное живое существо, которое имеет право на моральный выбор. Поэтому целостный взгляд на него, на весь процесс его жизнедеятельности не может быть осуществлен вне рассмотрения проблем добра и зла, творческой экстремальности и экстремизма.
Отсутствие видимого прогресса в этом направлении во многом определяется тем, что изучение подобных вопросов остается, как правило, в поле зрения представителей естественных наук (физиков, биологов, физиологов, математиков), которые, опираясь на разрозненные психологические и физиологические закономерности, пытаются решать задачу экстремальных принципов в поведении человека исключительно на основе точного знания. На самом деле успешное разрешение данной проблемы возможно лишь на стыке наук, включая целый комплекс гуманитарных дисциплин: философию, психологию, этику, эстетику, социологию, культурологию и др. Основное внимание при этом должно быть уделено рассмотрению специфики парадоксального развития жизнедеятельности человека.
Вместе с тем для продвижения вперед необходимо несколько условий:
1. Переход от чисто количественных параметров в определении внутренних побудительных сил человеческой активности, к качественным характеристикам. В подтверждение необходимости выполнения данного условия можно привести слова Гегеля о том, что «количество — это самая бездуховная категория».
2. Признание того, что мерой согласованности, «вписанности» (по Анохину) живого организма в окружающую среду должно стать не количество накопленной информации, а иная качественная величина — степень остроты, развитости эмоций, всей эмоционально-чувственной сферы, выступающей основой для процесса освоения информации.
3. Реализация данного подхода требует расширения старого категориального аппарата, создания новой системы понятий, с помощью которой возможно не только констатировать и обозначать разнообразные проявления духовной жизни, но и объяснять механизмы их возникновения и функционирования. Центральным среди них должно стать понятие, выражающее степень качественной определенности, дающее возможность сравнивать, соотносить и, если не измерять, то соизмерять, не только высшие, но и все экстраординарные проявления человеческого духа. Оно должно явиться истинным экстремумом развития индивидуального и общественного сознания, всего многообразия человеческой деятельности. Таким стержневым понятием должна выступить категория «острота», «изощренность», которая предстает важнейшим показателем характеристики жизнедеятельности людей, конкретизирующим способ развития личностных и общественных качеств и свойств человека. Подтверждением этому служит принцип остроты, действующий как в природных, так и в социокультурных процессах. Данный принцип не отвергает старые хорошо работающие в своей области закономерности (принцип оптимальности, принцип сохранения энергии, принцип максимума информации и др.), а объединяет их вокруг себя на правах частного случая.
Главная цель работы заключается в распространении экстремальных принципов и методов, понятий максимума и минимума на все системные области изучения человека и общества. В поиске и определении экстремальных принципов жизнедеятельности человека, обеспечивающих большую строгость всей системы гуманитарных знаний, создающих условия для возникновения новых, четких и ясных критериев при анализе общественных явлений.
В качестве основных задач определяются следующие:
- провести анализ конкретных экстремальных принципов, имеющих значение для выработки общесистемных экстремальных закономерностей;
- определить общесистемный экстремальный принцип в области человекознания, выступающий в качестве обобщения уже сформулированных конкретных экстремальных принципов с учетом особенности их многообразия и единства;
-вскрыть специфику приложения экстремальных принципов в области человекознания;
- на основе выявленной общесистемной экстремальной закономерности рассмотреть противоречивую природу жизнедеятельности человека.
Научная новизна работы состоит в том, что осуществлен теоретический анализ основных онтологических принципов, обеспечивающих процесс саморегуляции жизнедеятельности человека. Особое внимание при этом уделено общесистемному принципу остроты, утончения, который во многом определяет технологические моменты саморазвития, скрытые механизмы самоорганизации человека и общества.
В основе работы лежит исследование феномена изощренности, анализ его функционирования в целостной структуре жизнедеятельности человека. Исходя из этого, в диссертации проанализирована специфика как творческого (творчески экстремального), так и экстремистского подходов в реализации человеческой активности. Антиподы — творчество (творческая экстремальность) и экстремизм рассмотрены как частные случаи, производные экстремального развития, как отдельные элементы системы экстремальных принципов, воздействующих на процесс развития жизнедеятельности человека. Осмысление основных характеристик творчества и экстремизма в этом контексте позволяет уйти от субъективных оценок и расширяет базу объективного анализа мотивации поведения человека.
На этой основе определены методы и критерии оценки как явных, так и скрытых форм экстремизма, выдаются рекомендации по их профилактике.
В контексте главной цели исследования проанализирована сложная структура понятия «острота», «изощренность» и скрытых за ним явлений.
Терминологически определены дискретные моменты процесса развития сознания и деятельности, что способствует успешной реализации системно-структурного анализа постоянно развивающейся жизнедеятельности человека со всеми кульминациями взлетов и падений человеческого духа.
Показано, что понятие «острота», «изощренность» определяет собой способ реализации поступательного движения мысли и действия, что облегчает анализ многообразных вариаций развития жизнедеятельности человека, позволяя конкретизировать и различать психологические, нравственные и эстетические основания понятий «культура», «творчество», «совершенствование», «идеал» и др.
Обоснована необходимость выделения в структуре потребностей специфически человеческой потребности в остроте, изощренности, вытекающей из стремления человека к остроте впечатлений, переживаний, выступающей одним из источников человеческой активности.
Проведен анализ абстрактных схем собственно самой «механики» возникновения и функционирования идеалов, как элементов сознания и деятельности, как неких ступеней, этапов или проектов развития.
Дается углубленная трактовка понятия «новое». Вскрывается механизм возникновения новых качеств, что выступает ключевым моментом в анализе экстремальных процессов, в которых возникновение идеалов есть исходный и важнейший этап становления и развития не просто нового, но более высокого, конкурентоспособного.
В результате выявляется взаимосвязь экстремальных принципов и прежде всего принципа остроты, изощренности с ускорением научно-технического прогресса, нарастанием инновационных процессов в целом.
Теоретико-методологической основой исследования явились экстремальные принципы, разработанные в рамках классической науки, в различных областях знания, поскольку анализ системных построений, основанных на экстремальных принципах оказывается плодотворным в методологическом плане, не только для точных наук (таких как физика или механика), но и для самого системного подхода в целом. В процессе работы над диссертацией автор опирался на соответствующие разработки отечественных и зарубежных исследователей, специалистов в области философии, психологии, социологии, культурологии, истории, этики, эстетики, материалы дискуссий и научных конференций, публикации периодической печати, а также на результаты исследований, проведенных научными центрами страны, в том числе и при участии диссертанта.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что она представляет собой результат решения сложной комплексной проблемы, включающей в себя, с одной стороны, дифференцированный анализ природы творчества и экстремизма, с другой, — рассмотрение парадоксальной специфики целостного процесса развития человеческой активности.
При исследовании экстремальных принципов в жизнедеятельности человека осуществляется тесное взаимодействие естественнонаучного и гуманитарного подходов в изучении человека и общества. Большое значение здесь имеют последние разработки в области социальной синергетики. Таким образом, объектом настоящего исследования выступает человек и его деятельность, а предметом диссертации становится пограничная зона между философией естествознания и социальной философией.
Материалы и выводы исследования могут способствовать обогащению понятийно-категориального аппарата многих общественных дисциплин — философии, этики, эстетики, культурологии, психологии, социологии и многих других, поскольку выделение понятия «острота», «изощренность» в значении экстремума развития жизнедеятельности человека способствует более глубокому анализу таких категорий, как «совершенное», «абсолютное», «идеальное», «новое», что, в свою очередь, является необходимым для проникновения в сущность таких явлений духовной жизни, как культура, творчество, искусство, сознание, идеал, дополняет уже существующие подходы при рассмотрении новых явлений возникающих в ходе научно-технического развития.
Апробация работы и практическое использование результатов. По материалам диссертации были представлены доклады и сообщения на методических семинарах, региональных, всероссийских, международных конференциях и конгрессах, в том числе на Всероссийской научной конференции «Молодежь и демократический процесс» («Категория предназначения в анализе современных проблем молодежи». Н.Новгород, 1992); Всероссийском научном семинаре «Становление рыночных структур и активность человека» («Диалектика творческой активности». Калининград, 1992); Всероссийской конференции «Гуманитарная подготовка специалистов негуманитарных вузов и специалистов гуманитарного профиля» («Место философского знания в гуманитарной подготовке специалиста». Москва, 1992); Научной сессии НИИКСИ СПбГУ «Человек в условиях кризиса» («Роль гражданского самосознания в условиях кризиса». СПб., 1994); II Международной научной конференции «Тема смерти в духовном опыте человечества» («Смерть таланта и талант смерти». СПб., 1995); Научной сессии
НИИКСИ СПбГУ «Человек в условиях социальных преобразований» («Личностный уровень мировоззрения в изменяющемся мире». СПб., 1995); Международной научно-практической конференции «Человек и общество: тенденции социальных изменений» («Предназначение как элемент саморегуляции поведения человека». СПб., 1997); Первом Российской философском конгрессе «Человек — Философия — Гуманизм» («Роль идеального в процессе становления и развития культуры». СПб., 1997); Первом Всероссийском социологическом конгрессе «Общество и социология: новые реалии и новые идеи» («Принцип остроты в природе и социокультурном развитии человека». СПб., 2000) и других. Автор участвовал в проектах, поддержанных грантами (РГНФ — 1995, 1999, 2001). Являлся участником программы «Народы России: возрождение и развитие».
Основные концептуальные положения, теоретические и практически результаты исследования изложены в ряде монографий, статей, глав и разделов в коллективных монографиях и учебниках. В целом по теме диссертации опубликовано более 40 работ, в том числе, две монографии. Автору часто приходилось сотрудничать с различными специалистами, так или иначе занимающимися проблемой человека (философами, психологами, социологами, культурологами), о чем свидетельствует участие в коллективных монографиях.
Диссертация обсуждалась на кафедре философии науки и техники философского факультета СПбГУ.
8. Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Экстремальные принципы в человекознании"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Особенности человеческой жизнедеятельности определяются интенсивным характером ее развития и усложнения, поэтому человек на протяжении всей своей жизни вынужден пребывать в условиях перманентной экстремальности.
В принципе, состояние напряжения является нормальным фоном для любого активно действующего организма, однако на современном этапе развития цивилизации в жизнедеятельности людей все чаще отмечаются всплески гиперэкстремальности. В результате активность субъекта, предполагающая творческое напряжение, осуществляемое в пределах нормы, замещается гиперактивностью — перенапряжением, приводящим к психологическим срывам, стрессам, психологическим надломам. Не будет преувеличением сказать, что экстремальность человеческого бытия сродни денежной инфляции, которая, находясь в разумных пределах, не угрожающих переходом в гиперинфляцию, для развитой экономики является нормой.
Экстремальный способ человеческого существования предполагает выход как на все более высокие — творческие, так и на все более низменные— экстремистские проявления, усиливаемые природными задатками людей, природной изощренностью человеческой индивидуальности. В этом основной парадокс человеческой натуры. Ведь творчество не охватывает всей жизнедеятельности человека, а есть лишь процесс диалектической взаимосвязи постоянного взаимопроникновения предельного и беспредельного, где творческое мастерство служит прежде всего для примирения беспредельного с пределом и предела с беспредельностью.
Поиски экстремальных (конечных) принципов в области человекознания вызваны отнюдь не академическим стремлением обнаружить максимальную степень человеческих проявлений, но чисто практической необходимостью найти оптимальные параметры человеческой активности. Особую значимость данный поиск приобретает в связи с осознанием того факта, что в человеческой жизнедеятельности экстремальные принципы уже не служат цели выживания отдельной особи и вида, как это происходит в жизнедеятельности других живых систем и организмов, а всецело направлены на экстремальное развитие и конкуренцию внутри сообществ, что стало самоцелью.
На определенном этапе экстремальное развитие, конкурентная борьба сулят их лидерам дополнительные избыточные блага. И здесь уже речь идет не о естественном процессе выживания или поддержания жизненного тонуса, а о создании возможности для более развитых (индивидов или народов) доминировать, господствовать над теми, кто менее развит. Однако в атмосфере непрерывной состязательности и конкуренции, в конечном счете, проигрывают все, ибо все извращают свою истинную суть. Низы — в силу того, что в своем стремлении не отстать они вынуждены прибегать к экстремистским действиям, таким, как мятежи, восстания, революции, преступления. Верхи — потому, что должны защищаться. К тому же, за лидерство в экстремальном развитии они расплачиваются пресыщением — чувством, которое также приводит к крайним, экстремистским проявлениям.
Логика развития современной технократической цивилизации указывает на неотвратимость процесса возвращения экстремальных онтологических принципов к своим естественным первоначальным функциям в рамках человеческой жизнедеятельности, на их поворот от задач обеспечения безудержного, избыточного развития к объективным проблемам выживания, что произойдет уже в совершенно иных, новых обстоятельствах, искусственно созданных человеком, в ситуации диктата техники, угрозы глобальных экологических проблем, в условиях оскудения природных богатств и энергетических ресурсов.
Концепция «человека изощренного», положенная в основу данного исследования не столько оспаривает, сколько дополняет представления о «человеке разумном». Об этом говорит и тот факт, что структура данного исследования сложилась под воздействием определенной логики взаимодействия целого комплекса явлений, — таких как экстремальность, экстремизм, экстремальные принципы, в основе которых лежит принцип остроты, имеющий важное онтологическое, гносеологическое, и аксиологическое значение.
Особое место в работе уделено разбору взаимодействия данного комплекса явлений в ходе научно-технического прогресса, в условиях нарастания инновационных процессов. Ибо процесс научно-технического развития ставит перед человечеством все новые экстраординарные задачи, которые требуют столь же неординарных решений. Вместе с тем постоянно повышается цена за любую инновационную и техническую ошибку.
Процесс саморегуляции природы и общества осуществляется на основе ряда онтологических принципов, в том числе принципа остроты, утончения, который во многом определяет технологические моменты саморазвития, скрытые механизмы самоорганизации.
Принцип остроты как экстремальный принцип реализации процесса развития, первоначально взятый человеком в своей непосредственной форме — остроте орудий труда, в процессе истории усиленный, усложненный, нравственно дифференцированный, был экстраполирован на сферу чувственного и рассудочного, в которой, опосредуясь переживаниями, стремлениями, идеалами человечества, выразил высшую точку, пик духовного развития, ту вершину развития творческих потенций, где они достигают относительной или абсолютной степени своей полноты и зрелости, т.е. предельного состояния, которое в синергетике определяется как аттрактор. Первоначально неосознанное стремление к остроте, став биосоциокультурной потребностью человека, определило суть человеческой жизнедеятельности, ее креативный характер, проявляясь во всем оригинальном, изобретательном, новаторском. Острота, изощренность, выступая отдельной единицей развития, которое строго подчиняется закону иерархизации, позволяет провести анализ таких понятий как «совершенное», «абсолютное», «идеальное», что, в свою очередь, соответствует более глубокому проникновению в существо явлений духовной жизни — культуры, творчества, искусства, сознания, идеала.
Сложная структура системы изощренности, состоящая из трех форм (прогрессивной, регрессивной, одноплоскостной) и двух видов изощренности (углубительной и расширительной), раскрывающая механизм реализации творческого процесса, выражающая абсолютные и относительные пики, кульминации в реализации личностного и общественного потенциала, способна стать основанием для закладки фундамента как теории творчества и теории личности, так и теории человеческого духа, то есть теории культуры в целом. Ибо такие явления как духовность, творчество, культура, личность, по сути, едины и неразрывны, поскольку их питает один источник — стремление к развитию. «Пусть наука вновь и вновь доказывает человечеству бессмысленность его игры в боготворчество, — писал С. Цвейг, — в своем творческом устремлении, оно вновь и вновь будет изощряться в осмыслении мира, чтобы не впасть в нигилизм, ибо дар изощрения сам по себе составляет подлинный смысл всякой духовной жизни».1
Этот справедливый вывод необходимо отнести не только к искусству, так как уникальное, неповторимое или небывалое присуще всему новаторскому и проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека, включая научное и техническое творчество.
Следует периодически подвергать глубочайшему пересмотру принципы, которые были признаны как окончательные и больше не обсуждались» — писал А. де Бройль. Так принцип остроты помогает по-новому взглянуть на старые, известные принципы развития и жизнедеятельности — принцип оптимальности, принцип меры (принцип истинной или золотой середины), принцип экономии энергии (целесообразности), принцип гомеостаза, антиэнтропийный принцип и другие. Принцип остроты указывает на новые взаимосвязи этих принципов, помогает вскрыть общие черты, присущие
1 Цвейг С. Казанова, Фридрих Ницше, Зигмунд Фрейд. М., 1990. С.251.
2 Шевелев И.Ш., Марутаев М.А., Шмелев И.П. Золотое сечение. Три взгляда на природу гармонии. С.343. поступательному движению независимо от того, как оно разворачивается в условиях нормы или патологии, в конструктивных или деструктивных целях, что проявляется в чередовании прогрессивной и регрессивной направленности развития, смене периодов подъема и упадка (процессов иерархизации и деирархизации). Иначе говоря, принцип остроты определяет все стороны развития, которое, в конечном счете, стремится к единой цели— достижению синтеза порядка и хаоса (суператтрактора).
Реализуясь посредством дискретного движения, протекающего через отдельные обострения, которые фиксируются в культуре и творчестве как самостоятельные результаты и достижения, процесс совершенствования стремится к реализации в остроте абсолютной, воплощенной в истинной мере, в классической форме.
Однако достижение предельной степени совершенства, т.е. полной реализации идеала (аттрактора), требует смены парадигмы развития, ибо сила инерции отработанного алгоритма увлекает процесс все дальше от обнаруженной или достигнутой меры, толкая к формальной реализации движения, которое через отдельные относительные. моменты, теперь уже деструктивных, кризисных обострений, все более и более деформирует и извращает обнаруженную прежде суть явления, приводя к остроте абсолютного негативного значения — предельной крайности, абсурду, хаосу, распаду (странному аттрактору). Именно этот кульминационный момент движения, выражающий верхний и нижний пределы развития, имели в виду стихийные диалектики древности, когда утверждали, что все переходит в свою противоположность: добро превращается в зло, зло — в добро, ложь становится истиной, истина — ложью.
Сегодня синергетика ставит вопрос глубже, утверждая, что «предел сложности формируется суперотбором именно потому, что отбор факторов отбора идет в направлении полного синтеза порядка и хаоса. Собственно говоря, глобальный предел сложности и есть не что иное, как такой синтез».1
Принцип остроты, как принцип предельного усовершенствования (принцип аттрактора) вскрывает новые аспекты таких известных с древности философских понятий как «логос» (от греч. logos — слово, мысль, разум, закон), первоначально обозначавшего всеобщий закон, основу мира, его порядок и гармонию, по Платону и Аристотелю — закон бытия, логический принцип и «монада» (от греч. moas — единица) — термин, выражающий структурную субстанциональную единицу бытия. В этом онтологическом смысле категория «острота», «изощренность» с большой ясностью и определенностью указывает на нерасторжимую связь существования (бытия) и развития (ибо вне развития нет существования), определяет логику самого развития, через относительные моменты обострений, пробивающегося к остроте абсолютного значения (суператтрактор).
Таким образом, вся жизнедеятельность человека подчинена экстремальному принципу остроты, утончения, который выступает общесистемным экстремальным принципом в процессе развития жизнедеятельности человека. Данный принцип тесно связан с законами самоорганизации и направляет действия человека на
1 Бранский В.П. Теоритические основания социальной синергетики // Петербургская социология. С. 170. достижение пределов, известных как максимум и минимум. На это стремление опирается и все живое, поскольку «жизнь, — как отмечает Пьер Тейяр де Шарден, — пробивается всюду и всегда, а там, где она заметно пробилась наружу, ничто не в состоянии воспрепятствовать ей довести до максимума процесс, благодаря которому она возникла».1
То же свойственно и творческому процессу. Однако процесс творческого совершенствования человека отличается от процесса стихийной изощренности тем существенным моментом, что творчество, стремясь к пределам, избегает, крайностей. Оно призвано чувствовать перебор, перехлест в процессе развития, и с помощью расширительной изощренности способно пойти на необходимую смену господствующей парадигмы. Благодаря этому творчество вечно и не способно погибнуть пока жив человек. Где больше предвидения, где раньше оно себя проявит, там больше творческого начала, там выше культура, там она истиннее. Творческое отношение человека ко всему, что его окружает, вот то, что должно стать основной мировоззренческой установкой личности. Отсутствие установки на оптимальное, творческое развитие рождает формализм, который разрушает шкалу человеческих ценностей. В процессе самоорганизации культуры и общества центральное место принадлежит взаимодействию принципа остроты с законом дифференциации и интеграции идеалов или общезначимых желаний.
Сегодня, на рубеже тысячелетий, в условиях нарастания
1 Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. С.229.
Список научной литературыТомалинцев, Владимир Николаевич, диссертация по теме "Философия науки и техники"
1. Адлер А. Наука жить. — Киев: Port-Royal, 1997. — 288 с.
2. Адорно Теодор В. Проблемы философии морали / Пер. с нем. М.Л. Хорькова. — М.: Республика, 2000. — 239 с.
3. Александрова З.В. Словарь синонимов русского языка. 2-е изд. — М.: Сов. Энциклопедия, 1969. — 600 с.
4. Алексеев В.П. Становление человечества. — М.: Политиздат, 1984. —462 с.
5. Альгин А.П. Новаторство, инициатива, риск. — Л.: Лениздат, 1987. —64 с.
6. Антонян Ю.М. Жестокость в нашей жизни. — М.: Инфра М., 1995. —318 с.
7. Аристотель. Этика (к Никомаху) // Этика Аристотеля / Пер. с греческого Э. Радлова. — СПб.: Изд-во философского об-ва при СПб-ском ун-те, 1908. — 207 с.
8. Артемьев Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. — М.: Наука, 1977. —184 с.
9. Ассеев В.А. Синергетика и философия о соотношении эволюции в физике и биологии // Синергетика и методы науки / Отв. ред. М.А. Басин. — СПб.: Наука, 1998. — С.179-187.
10. Ассеев В.А. Экстремальные принципы в естествознании и их философское содержание.— JL: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1977.— 231с.
11. Асмус В.Ф. Историко-философокие этюды.— М.: Мысль. 1984. —318 с.
12. Астафьев А.К. К вопросу о самореализации социальных систем // Синергетика и методы науки / Отв. ред. М.А. Басин. — СПб.: Наука, 1998. — С.410-411.
13. Ахлибининский Б.В., Ассеев В.А., Шорохов И.М. Принцип детерминизма в системных исследованиях. — Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1984. —136 с.
14. Бакунин М.А. Анархия и порядок.— М.: Эксмо-пресс, 2000. — 704 с.
15. Бастрыкин А.И. Международное право в борьбе с терроризмом. — Л.: Знание, 1990. — 20 с.
16. Бауэр В., Дюмонтц И., Головин С. Энциклопедия символов / Перевод с немецк. Г.И. Гаева. — М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. — 512 с.
17. Белый А. Символизм как миропонимание / Сост., вступ. ст. и примеч. Л.А. Сугай. — М.: Республика, 1994. — 528 с.
18. Бергсон А. Два источника морали и религии / Пер. с фр., поел, и примеч. А.Б. Гофмана. М.: Канон, 1994. — 384 с.
19. Бергсон А. Творческая эволюция и др. — М.: ACT, 1998. —980 с.
20. Бердяев H.A. Кризис искусства (Репринтное издание). — М.: С П Интерпринт, 1990. — 48 с.
21. Бернатосян С.Г. Воровство и обман в науке.— СПб.: Эрудит, 1998 — 384 с.
22. Бланшо М. Де Сад // Тайна Порока / Сост. Е.В. Медреш. — Харьков: ИКФ «Гриф», 1995. — С.212-249.
23. Бояр-Созонович Т.С. Международный терроризм: Политико-правовые аспекты. — Киев; Одесса: Лыбить, 1991. —161 с.
24. Бранский В.П. Теоретические основания социальной синергетики // Петербургская социология. 1997. № 1. — С.149-179.
25. Бранский В.П. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. — Калининград: Янтарный сказ, 1999. — 704 с.
26. Бранский В.П. Социальная синергетика и теория наций. Основы этнологической акмеологии.— СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской Акмеологической Академии, 2000. — 108 с.
27. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Социальная синергетика и акмеология. Теория самоорганизации индивидуума и социума. — СПб.: Политехника, 2001. —159 с.
28. Бруно Д. Диалоги. — М.: Госполитиздат, 1949. — 552 с.
29. Буало. Поэтическое искусство.— М.: Художественная литература, 1957. — 232 с.
30. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем (Синергетика и теория социальной самоорганизации). — СПб.: «Лань», 1999. — 480 с.
31. Васютинский H.A. Золотая пропорция.— М.: Молодая гвардия, 1990. — 238 с.
32. Вебер М. Избранные произведения / Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдов; Предисл. П.П. Гайденко. — М.: Прогресс, 1990. —808 с.
33. Вебер М. Избранное. Образ общества.— М.: Юрист, 1994. —704 с.
34. Виндельбанд В. Платон. — СПб.: Издание редакции журнала «Образование». 1900. — 200 с.
35. Винер Н. Кибернетика и общество / Общ. ред. и предисл. Э.Я. Кольмана. — М.: Иностранная литература, 1958. — 200 с.
36. Витюк В.В., Эфиров С.А. Левый терроризм на западе: История и современность. — М.: Наука, 1987. — 316 с.
37. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. В 3-х томах. Т. 1. — СПб.: Кольна, 1995. — 680 с.
38. Войтов В.И. Морские робинзоны.— М.: Мысль, 1971.—157 с.
39. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. 2-е изд. доп. — М.: Мысль, 1983. — 223 с.
40. Выготский Л.С. Психология искусства. 3-е изд.— М.: Искусство. 1986. — 573 с.
41. Выготский Л.С., Лурия А.Ф. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. — М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 224 с.
42. Гегель Г. Наука логики // Гегель Г. Соч. Т.5.— М.; Л.: Соцэкгиз. 1930-1959. — 715 с.
43. Гегель Г. Философия права // Там же. Т.7. — 380 с.
44. Генон Р. Символы священной науки.— М.: Беловодье, 1997. —496 с.
45. Глиссан Э. От главного редактора // Курьер ЮНЕСКО. 1987. № 10. —С.З.
46. Голенищев-Кутузов И.Н. Барокко и его теоретики // XVII век в мировом литературном развитии. — М.: Наука, 1969. — С. 102-153.
47. Голенищев-Кутузов М.П. Романские литературы. Статьи и исследования. — М.: Наука. 1975. — 531 с.
48. Голицин Г.А., Петров В.М. Гармония и алгебра живого.— J М.: Знание, 1990. — 128 с.
49. Горохов В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники. — М.: И.Н.Ф.Р.А., 1998 — 224 с.
50. Грасиан Б. Карманный оракул. Критикон.— М.: Наука, 1984. —631 с.
51. Грачев A.C. Политический терроризм: Корни проблемы.— М.: Знание, 1982. — 62 с.
52. Грехэм JI.P. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе / Пер. с англ. — М.: Политиздат, 1991. —480 с.
53. Григулевич И.Р. История инквизиции (XIII-XX вв.).— М.: Наука, 1970. —448 с.
54. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. — СПб.: Ольга, 1996. — 286 с.
55. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера Земли.— Л.: Гидрометеоиздат, 1990. — 528 с.
56. Давидович В.Е. Теория идеала.— Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского Ун-та, 1983. — 184 с.
57. Давыдова Г.А. Творчество и диалектика.— М.: Наука, 1976. —176 с.
58. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах. Т.2. — М.: ГИС, 1955. — 779 с.
59. Даниэль С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и воспитании зрителя. — Л.: Искусство,1990,—224 с.
60. Делез Ж. Представление Захер-Мазоха (холодное и жестокое) // Тайна порока / Сост. Е.В. Медреш. — Харьков: ИКФ «Гриф», 1995. —С.250-355.
61. Дементьев И.В. Феномен политического терроризма: концептуальный аспект / Социологические исследования. № 11.1991. — С.47-52.
62. Диалектика и теория творчества / Под ред. С. С. Гольдентрихта и A.M. Коршунова. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1987. —200 с.
63. Дианова В.М. Постмодернистская философия искусства: Истоки и современность. — СПб.: Петрополис, 1999. — 238 с.
64. Додонов Б.И. Эмоция как ценность.— М.: Политиздат, 1978. — 272 с.
65. Древнеиндийская философия / Пер. с санскрита. Подготовка текстов, вступит, статья и коммент. В.В. Бродова. — М.: Мысль, 1972. —271 с.
66. Древнекитайская философия. Собрание текстов в 2-х томах. Т.1 / Сост. Ян Хин-Шун. — М.: Мысль, 1972. — 363 с.
67. Дубинин Н.П. Очерки о генетике.— М.: Сов. Россия, 1985. —256 с.
68. Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность (О природе антиобщественных поступков и путях их преодоления). — М.: Политиздат, 1982. — 304 с.
69. Елфимов Г.М. Возникновение нового: Философский очерк. — М.: Мысль, 1983. —188 с.
70. Зобов P.A. Односторонность и многосторонность и их связь с некоторыми другими категориями материалистической диалектики // Философские и социологические исследования. — JL: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1975. — С.30^3.
71. Зобов P.A., Обухов В.Л., Сугакова Л.И. Основы человековедения: Человек как микрокосм / Общ. и научн. редакция,вступ. статья акад. А.И. Субетто. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 382 с.
72. Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Самореализация человека: введение в человекознание. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского Ун-та, 2001. —280 с.
73. Иванов В.Г. История этики древнего мира.— Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1980. — 224 с.
74. Иванов В.Г. История этики средних веков.— Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1984. — 279 с.
75. Изард К. Эмоции человека / Пер. с англ. — М.: Изд-во Моск. Ун-та. 1980. —440 с.
76. Иконникова С.Н. Культурология в системе гуманитарных наук: междисциплинарные взаимосвязи // Гуманитарий. Ежегодник. № 1. — СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1995. — С.73-82.
77. Ильенков Э.В. Философия и культура.— М.: Политиздат, 1991. —464 с.
78. Ильин И.А. О грядущей России. Избранные статьи.— М.: Воениздат, 1993 —368 с.
79. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою // Ильин И.А. Собр. соч. в 2-х томах. Т.1. — М.: Медиум, 1993. — С.301-480.
80. История терроризма в России в документах, биографиях, исследованиях / Автор-состав. О.В. Будницкий. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. —576 с.
81. История эстетической мысли. Становление и развитие эстетики как науки / Под ред. М.Ф. Овсянникова, В.В. Ванслова, К.М. Долгова и др. В 6-ти томах. Т.2. — М.: Искусство, 1985. — 456 с.
82. Каган М.С. Синергетика и культурология // Синергетика и методы науки / Отв. ред. М.А. Басин. — СПб.: Наука, 1998. — С.201-219.
83. Каган М.С. Философская теория ценности. — СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. — 205 с.
84. Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). — М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
85. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство / Пер. с фр. — М.: Политиздат, 1990. — 415 с.
86. Кандидский В.В. О духовном в искусстве (живопись). — JL: Фонд «Ленинградская галерея», 1990. — 66 с.
87. Кант И. Критика способности суждения // Соч. в 6-ти томах. Т.5. — М.: Мысль, 1966. — С. 161-542.
88. Кармин A.C. Культурология. — СПб.: Лань, 2001. — 796 с.
89. Касавин И.Т. Познание в мире традиций.— М.: Наука, 1990. —208 с.
90. Кедров Б.М. К анализу научного знания с точки зрения развивающейся системы // Анализ системы научного знания. — Саратов: Изд-во Саратовского Ун-та, 1976. — С.3-8.
91. Келасьев В.Н. Интегративная концепция человека.— СПб.: Изд-во С.-Петербургского Ун-та, 1992. —208 с.
92. Князева E.H., Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике. Вопросы философии, 1997. № 3. — С.62-79.
93. Князева E.H., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. — М.: Наука, 1994. — 237 с.
94. Князева E.H., Курдюмов С.П. Принципы самоорганизации и устойчивого развития сложных систем // Высокие технологии исовременная цивилизация. — М.: Изд-во Ин-та философии РАН, 1999. — С.37-49.
95. Князева E.H., Курдюмов СП. Путь самоорганизации природы: детерминация из будущего // Информация и самоорганизация. М.: РАГС, 1996. — С. 14-33.
96. Князева E.H., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение: Диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии. 1992. №12. —С.4-20.
97. ЮЗ.Козловски П. Культура постмодерна.— М.: Республика, 1997. —238 с.
98. Комаров B.JI. Избранные сочинения. Т. I. — М.; Д.: Изд-во АН СССР, 1945. —669 с.
99. Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статистики и динамики. — М.: Наука, 1991. — 569 с.
100. Коновалова JI.B. Критика современной буржуазной психологии морали. — М.: Знание, 1986. — 64 с.
101. Корхов Ю. Паутина принуждения // Новый мир. 1987. № 5. — С.241-245.
102. Кравченко Л.Г. Проблема качества в философии. Историко-методологический очерк. — Минск: Изд-во Наука и техника, 1971. — 224 с.
103. Креншо М. Терроризм и международное сотрудничество: Реферат ИНИОН АН СССР. — М., 1990. —14 с.
104. Кропоткин П. А. Этика: Избранные труды.— М.: Политиздат, 1991. — 496 с.
105. Ш.Ксенофонт. Сократические сочинения. — М.; Л.: Academia, 1935. —417 с.
106. Куликов В. Минимализм: стратегия и тактика // Новое литературное обозрение. 1997. № 23. — С.258-261.
107. Куприянова Е. Историко-литературный процесс как научное понятие // Историко-литературный процесс / Под ред. A.C. Бушмина. — Л.: Наука, 1974. — С. 5-41.
108. Кьеркегор С. Страх и трепет / Пер. с дат. — М.: Республика, 1993. —383 с.
109. Лазурский А.Ф. Классификация личностей // Тайна порока / Сост. Е.В.Медреш. Харьков: ИКФ «Гриф», 1995 — С.20-146.
110. Иб.Лайне М. Криминология и социология отклоненного поведения / Пер. с финск. Карла-Эрика Скарпа. — Хельсинки: Международные публикации, 1994. —173 с.
111. Лангер С. Философия в новом ключе: Исследование символики разума, ритуала и искусства. — М.: Республика, 2000. — 287 с.
112. Лапшин И.И. Философия изобретения и изобретение в философии. — М.: Республика, 1999. — 399 с.
113. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях.— М.: Политиздат, 1989. — 303 с.
114. Лекции по истории эстетики / Под ред. М.С. Кагана. В 4-х томах. Т. I. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1973. — 206 с.
115. Ленин В.И. Лев Толстой как зеркало русской революции // Ленин В.И. Полн. собр. соч. 5-е изд. Т. 17. — С.206-213.
116. Ленин В.И. Философские тетради // Там же. Т. 29. — 782 с.
117. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.— М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981. — 584 с.
118. Леонтьев К.Н. Избранное. — М.: «Ророчъ», «Московский рабочий», 1993. —400 с.
119. Лившиц М.А. Искусство и современный мир. — М.: Изобразительное искусство, 1978. — 384 с.
120. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство.— М.: Республика, 1995. — 398 с.
121. Лосский И.О. Бог и мировое зло / Сост. А.П. Поляков, П.В. Алексеев, A.A. Яковлев. — М.: Республика, 1994. — 432 с.
122. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. — М.: Политиздат, 1991. — 368 с.
123. Лосский И.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. — М.: Республика, 1995. — 400 с.
124. Лук А.Н. Плутовство в науке и облик ученого // Вестник АН СССР. 1980. № 1. — С. 132-136.
125. Лук А.Н. Психология творчества.— М.: Наука, 1978.—127 с.
126. Лук А.Н. Юмор, остроумие, творчество. — М.: Искусство, 1977. —183 с.
127. Лук А.Н. Эмоции и личность. — М.: Знание, 1982. —176 с.
128. Ляхов Е.Г. Политика терроризма— политика насилия и агрессии. — М.: Международные отношения, 1987. —180 с.
129. Макаренко A.C. Педагогическая поэма // Макаренко A.C. Соч. Т. I. — М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР. 1950. — 767 с.
130. Мамзин A.C. Биология в системе культуры. — СПб.: Лань, 1998. —160 с.
131. Мандевиль Б. Басня о пчелах. — М.: Мысль, 1974. — 376 с.
132. Маритен Ж. Ответственность художника // Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе / Сост. P.A. Гальцева. — М.: Политиздат, 1991. — С. 171-207.
133. Марков Б.В. Философская антропология: Очерки истории и теории. — СПб.: Лань, 1997. — 384 с.
134. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики.— М.: Евразия, 1997. — 432 с.
135. Маслоу А.Г. Мотивация и личность.— СПб.: Евразия, 1999. —478 с.
136. Механизмы адаптации в экстремальных условиях: Сб. научн. тр. / Ленингр. сан. гигиен, мед. ин-т, Арханг. гос. мед. ин-т / Под ред. Р.Н. Калашникова. — Л.: ЛСГМИ, 1985. —107 с.
137. Молодежный экстремизм / Под ред. A.A. Козлова. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского Ун-та, 1996. — 144 с.
138. Мотивация научного творчества. Обзор американской и западно-германской литературы / Автор обзора А.Н. Лук. — М.: ИНИОН АН СССР, 1980. — 26 с.
139. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Историко-философские очерки и портреты. — М.: Политиздат, 1991. —464 с.
140. Мур Дж.Э. Природа моральной философии / Предисл. А.Ф. Грязнова и Л.В. Коноваловой; Пер. с англ., сост. и прим. Л.В. Коноваловой. — М.: Республика, 1999. — 351 с.
141. Мысливченко А.Г. Философская мысль в Швеции. Основные этапы и тенденции развития. — М.: Наука, 1972. — 264 с.
142. Наливайко Д.С. Искусство: направления, течения, стили.— Киев: Мистецтво. 1980. — 288 с.
143. Непесов М.М., Сапрыков В.Н. Современный терроризм: Социальные истоки, цели, проявления. — М.: Знание, 1984. — 62 с.
144. Никифоров A.C. Этюды о разуме.— М.: Сов. Россия, 1981. —208 с.
145. Николай Кузанский. Соч. в 2-х томах. Т. 1. Перевод / Общ. ред. З.А. Тажуризиной. — М.: Мысль, 1979. — 488 с.
146. Ницше Ф. К генеалогии морали // Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах. Т. 2. — М.: Мысль, 1990. — С.407-524.
147. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Там же. — С.238406.
148. Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Там же. — С.5-237.
149. Очерк истории этики / Под ред. Б.Л. Чагина, М.И. Шахновича. З.Н. Мелещенко. — М.: Мысль, 1969. — 430 с.
150. Памятники мировой эстетической мысли / Под ред. М.Ф. Овсянникова, Э.И. Гершкович, М.А. Лившиц и др. В 5-ти томах. Т.2. — М.: Искусство, 1964. — 835 с.
151. Паскаль Б. Мысли / Пер. с франц. Э.Л. Линецкой; Послесл. и коммент. И.Е. Бабанова. — СПб.: Северо-Запад, 1994. — 574 с.
152. Пигров К.С. Научно-техническое творчество: Социально-философские проблемы. — Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1979. — 144 с.
153. Пигров К.С. Творчество и современность.— Л.: Знание, 1982. —16 с.
154. Пигров К.С., Яценко Л.В. Философские аспекты научно-техническою творчества. — М.: Знание, 1987. — 64 с.
155. Пидоу Д. Геометрия и искусство / Пер. с англ. Ю.А. Данилова. — М.: Мир, 1979. — 332 с.
156. Пинский Л.Е. Бальтасар Грасиан и его произведения // Бальтасар Грасиан. Карманный оракул. Критикон.— М.: Наука, 1984. — С.499-575.
157. Платон. Законы // Платон. Соч. В 3-х томах. Т. 3(2). — М.: Мысль. 1972. — С. 83-478.
158. Платонов К.К. Проблемы способностей.— М.: Наука, 1972.—312 с.
159. Платонов К.К. Структура и развитие личности.— М.: Наука, 1986. —255 с.
160. Платонов Т.В. Жизнь, наследственность, изменчивость (методологические аспекты).— М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1978.— 240 с.
161. Полак JI.С. Вариационные принципы механики, их развитие и применение в физике. — М.: Физматгиз, 1960. — 600 с.
162. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. — М.: Прогресс, 1986. — 431 с.
163. Пригожин П., Стенгерс И. Время, хаос, квант. К решению парадокса времени / Пер. с англ. Ю.А, Данилова. — М.: Эдиториал УРСС, 2001. —240 с.
164. Пришвин М.М. Дорога к другу. Дневники. — Л.: Дет. лит., 1978. —190 с.
165. Проблемы научного творчества (Сборник аналитических обзоров) / Автор обзора Лук А.Н. — М.: ИНИОН АН СССР, 1982. — 164 с.
166. Психологические механизмы целеобразования / Отв. ред. O.K. Тихомиров. — М.: Наука, 1977. — 260 с.
167. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982. —320 с.
168. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюноса, Ю.Б. Гиппенрейтер. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984. — 280 с.
169. Пушкин A.C. Евгений Онегин // Пушкин A.C. Собр. соч. в 10 томах. Т. 4. — М.: Художественная литература, 1975. С.7-180.
170. Пушкин A.C. Моцарт и Сальери // Там же. — С.279-288.
171. Разумовский О.С. Понятия «мезообъекта» и «мезосистемы». Представления о «среднем» и «середине» в контекстах теорий меры, экстремальности и симметрии // Гуманитар, науки в Сибири. — Новосибирск, 1999. № 1. — С.9-14.
172. Резвицкий И.И. Философские основы теории индивидуальности. — Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1973. — 75 с.
173. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий / Вступ. ст., сост., подгот. текста В.В. Сапова.— М.: Республика, 1995.— 463 с.
174. Розен Р. Принцип оптимальности в биологии.— М.: Мир, 1969. —216 с.
175. Рубинштейн P.E. Алхимики революции. Терроризм в современном мире: Реферат ИНИОН АН СССР. — М., 1990. — 12 с.
176. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. — М.: Учпедгиз, 1946. — 704 с.
177. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. — М.: Наука, 1979. — 352 с.
178. Светоний Г.Т. Жизнь двенадцати цезарей.— М.: Художественная литература, 1990. — 255 с.
179. Семенов В.Е. Социальная психология искусства: Актуальные проблемы. — Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1988. — 168 с.
180. Семенов В.Е. Социокультурные и психологические особенности российской полиментальности // Сибирский психологический журнал. 2000. № 12. — С. 19-22.
181. Семенов В.Е. Искусство как межличностная коммуникация (Социально-психологическая концепция). — СПб.: Изд-во С-Петербургского Ун-та, 1995. —200 с.
182. Семенов В.Е. Типология российских менталитетов и имманентная идеология России // Вестник СПбГУ. 1997. Сер. 6. Вып. 4. №> 27. — С.59-67.
183. Серов Н.К. Время и мы. — Л.: Лениздат. 1980. — 128 с.
184. Симонов П.В. Что такое эмоция?— М.: Наука, 1966.—96 с.
185. Словарь иностранных слов / Под ред. И.Б. Лахина и Ф.П. Петрова. 4-е изд. — М.: ГИС, 1954. — 856 с.
186. Словарь по этике / Под ред. И.С. Кона. — М.: Политиздат, 1981. — 430 с.
187. Словарь синонимов / Под ред. А.П. Евгеньева. — Л.: Наука, 1976. —648 с.
188. Смит А. Теория нравственных чувств.— М.: Республика, 1997. —351с.
189. Современная зарубежная социальная психология. Тексты / Ред.-состав. Г.М. Андреева, H.H. Богомолова, Л.А. Петровская. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984. — 256 с.
190. Соколов Э.В. Введение в психоанализ.— СПб.: Лань, 1997. —358 с.
191. Солонин Ю.В. К проблеме единства научного знания // Гуманитарий. Ежегодник. № 1. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1995. — С.29-36.
192. Сорокин П. Социальная и культурная динамика. Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. — СПб.: Изд-во Русского христианского гуманитарного ин-та, 2000. — 1054 с.
193. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонов. — М.: Политиздат, 1992. — 543 с.
194. Спиноза Б. Политический трактат // Спиноза. Избранные произведения. В 2-х томах. Т.2. — М.: Госполитиздат, 1957. — С.285-382.
195. Спиноза Б. Этика / Пер. с лат. H.A. Иванцова.— СПб.: Аста-пресс Ltd, 1993. — 248 с.
196. Стеклов Ю.М. Михаил Александрович Бакунин: его жизнь и деятельность 1814-1876. В 3-х томах. Т. 3.— М.; Л.: Ком. акад., 1927. —550 с.
197. Столович Л.Н. Жизнь— творчество— человек: Функции художественной деятельности. — М.: Политиздат, 1985. — 415 с.
198. Столович Л.Н. Искусство и игра.— М.: Знание, 1987.-—64 с.
199. Столович Л.Н. Природа эстетической ценности.— М.: Политиздат, 1972. — 271 с.
200. Субботин А.Л. Бернард Мандевиль. — М.: Мысль, 1986. —136 с.
201. Суета сует. Пятьсот лет английскому афоризму / Составление, предисл. и перевод А. Ливерганта.— М.: Изд-во «Руссико», редакция газеты «Труд», 1996. — 352 с.
202. Тажуризина З.А. Николай из Кузы // Николай Кузанский. Соч. в 2-х томах. Т. 1. — М.: Мысль, 1979. — С.5-41.
203. Тейяр де Шарден П. Феномен человека / Пер. с фр. H.A. Садовского. — М.: Наука, 1987. — 240 с.
204. Титаренко А.И. Антиидеи. Опыт социально-этического анализа. — М.: Политиздат, 1976. — 399 с.
205. Тойнби А.Дж. Постижение истории. Сборник / Сост. Огурцов А.П. — М.: Прогресс, 1991. — 736 с.
206. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. — М.: Наука, 1966. —451 с.
207. Уколова В.И. Арнольд Тойнби и постижение истории / Тойнби А.Дж. Постижение истории. Сборник. — М.: Прогресс, 1991. — С.5-13.
208. Ухтомский A.A. Доминанта.— М.; Л.: Наука, 1966.—273 с.
209. Уэллс Г. Россия во мгле.— М.: Госполитиздат, 1959.—104 с.
210. Феномен экстремизма / Под ред. А.А.Козлова.— СПб.: Изд-во С.-Петербургского Ун-та, 2000. — 88 с.
211. Философия образования: состояние, проблемы и перспективы (Материалы заочного «круглого стола») // Вопросы философии. 1995. №11. — С.3-34.
212. Философская энциклопедия / Главн. ред. Ф.В. Константинов. В 5-ти томах. — М.: Сов. энциклопедия, 1960-1970.
213. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов / Сост. и общ. ред. A.A. Яковлева. — М.: Политиздат, 1990. — С.94-142.
214. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура / Сост. и вступ. ст. A.M. Руткевича. — М.: Ренессанс, 1991. — 296 с.
215. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М.: Республика, 1994. — 447 с.
216. Фромм Э. Психоанализ и этика. — М.: Республика, 1993. —415 с.
217. Хайдегер М. Время и бытие: Статьи и выступления. — М.: Республика, 1993. —447 с.
218. Ханин М.А., Дорфман Н.Л., Бухаров И.Б., Левадный В.Г. Экстремальные принципы в биологии и физиологии. — М.: Наука, 1978. —256 с.
219. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. № 1. — С.40-49.
220. Хейзинга И. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. — М.: Прогресс — Академия, 1992. — 464 с.
221. Хрестоматия по истории психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х годов— середина 30-х годов XX в.) / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1980. — 296 с.
222. Цвейг С. Казанова, Фридрих Ницше, Зигмунд Фрейд. — М.: ИНТЕРПРАКС, 1990. — 255 с.
223. Честертон Г.К. Упорствующий в правоверии // Самосознание современной культуры XX века: мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе / Сост. P.A. Гальцева. — М.: Политиздат, 1991. — С.214-218.
224. Чеховская Т.П. Ошеломляющее разнообразие жизни. — М.: Знание, 1980. —112 с.
225. Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. 2-е изд., испр. и доп.— М.: Просвещение, 1971.— 542 с.
226. Шаповалов В.Ф. Основы философии современности. К итогам XX века: Курс лекций для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей вузов. — М.: Флинта: Наука, 1998. — 273 с.
227. Шаповалов Е.А. Русские вопросы философии техники (философско-социологические очерки). — СПб.: Изд-во С.-Петербургского Ун-та, 1999. —112 с.
228. Швейцер А. Благоговение перед жизнью / Сост. и послесл. A.A. Гуссейнова. — М.: Прогресс, 1992. — 576 с.
229. Шевелев И.Ш., Мурутаев М.А., Шмелев И.П. Золотое сечение. Три взгляда на природу гармонии. — М.: Стройиздат, 1990. —343 с.
230. Шевцов Е.В. Эстетическое воспитание: пути и проблемы. — М.: Знание, 1988. —64 с.
231. Шевченко А. Классический нигилизм и современное экстремистское сознание: (Философские аспекты) // Русская мысль — La pensee russe. — Париж, 1999. № 4266. — С.9.
232. Шейфер Ф. Как же нам теперь жить?— Чикаго: SGP, 1990. —272 с.
233. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. — М.: Наука, 1971. — 224 с.
234. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 1. Гештальт и действительность / Пер. с нем., вступ. ст. и примеч. К.А. Свасьяна. — М.: Мысль, 1993. — 663 с.
235. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 2. — М.: Мысль, 1998. — 608 с.
236. Штейн A.JI. Литература испанского барокко. — М.: Наука, 1983. —177 с.
237. Штирнер М. Единственный и его собственность.— Харьков: Основа, 1994. —560 с.
238. Эбботт Э.Э. Флатландия, Бюргер Д. Сферландия / Пер. Ю.А. Данилова. — М.: Мир, 1976. — 360 с.
239. Эвола Ю. Языческий империализм / Пер. с нем. и послесл. А. Дугипа. — М.: Историко-религизное Общество «Аристогея», 1994. —172 с.
240. Эйген М. Самоорганизация материи и эволюция биологических макромолекул. — М.: Мир, 1973. — 216 с.
241. Эйген М., Винклер Ф. Игра жизни.— М.: Наука, 1979.—93 с.
242. Эйген М., Шустер П. Гиперцикл: Принципы самоорганизации макромолекул. — М.: Мир, 1982. — 270 с.
243. ЭЙДЛИН Л.З. К истории развития китайской литературы в Ш-ХШ веках // Изучение китайской литературы в СССР / Редкол.: Л.З. Эйдлин и др. — М.: Наука, 1973. — С.349-382.
244. Эйхенбаум Б.М. Мелодика русского лирического стиха.— Пг.: Изд-во Опояз. 1922. — 200 с.
245. Экстремальные ситуации. Конфликты, согласие (Понятия и подходы): Сб. ст. / Акад. упр. М.В.Д. России, ин-т социологии РАН / Редкол. д.ю.н., проф. М.П. Киреев (отв. ред.) и др. — М.: Акад. упр. М.В.Д. России, 1998. — 99 с.
246. Эльконин Д.Б. Психология игры.— М.: Педагогика, 1978. —304 с.
247. Энгельс Ф. Карл Маркс. «К критике политической экономии» // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13. — С.489-499.
248. Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии // Там же. Т. 2. — С.231-517.
249. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Там же. Т. 20. — С.486^99.
250. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Там же. Т. 21. — С.269-317.
251. Эстетика: Словарь / Под ред. А.А. Беляева, Л.К. Новиковой, В.И. Толстых. — М.: Политиздат, 1989. — 447 с.
252. Эфиров С.А. Покушение на будущее: Логика и футурология «левого экстремизма». — М.: Молодая гвардия, 1984. — 206 с.
253. Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики.— СПб.: Талисман, 1995. — 288 с.
254. Юнг К.Г. Архетип и символ / Сост. и вступит ст.
255. A.M. Руткевича. — М.: Ренессанс, 1991. — 304 с.
256. Юнг К.Г. Психологические типы / Под общ. ред.
257. B.Зеленского.— СПб.: «Ювента»; М.: Издат. фирма «Прогресс — Универс», 1995. — 716 с.
258. Юнг К.Г. Синхронистичность.— М.: Рефел-бук, 1997.—320 с.
259. Янкелович Д., Смоук Р. Новое мышление Америки. Реферат / Т.В. Рощина; отв. ред. д.ист.наук В.М. Милыптейн. — М.: ИНИОН, 1989. —14 с.
260. Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М.: Республика, 1994. —527 с.* *
261. Barron F. Creative person and creative process. — N.Y. etc.: Holt Rinehart a. — Winston, 1969. — X, 212 p.
262. Clark C.H. Idea management: How to motivate creativity and innovation. N.Y.: Amacom, 1980. — 56 p.248
263. Hadson Z. Frames of mind: Ability perception and selfperception in the arts and sciences. L.: Methuen, 1968. — IX, 134 p.
264. Haslam S.A., Turner J.C. Extremism and deviance: Beyond taxonomy and bias // Social research. N.Y., 1998. Vol. 65. № 2. — p.435-448.
265. Koestler A. The act of creation. L.: Hatehinson, 1964. — 751 p.
266. Maslov A.H. Motivation and personality / Under the ed. of Murphy S. N.Y.: Harper, 1954. —XIV, — 411 p.
267. Peters R.S. The concept of motivation. L.: Routledge and Paul; N.Y.: Humanities press, 1958. — 166 p.
268. Rothenberg A. The emerging goddess: The creative process in art, science and other fields. Chicago press, 1979. — XII, 440 p.
269. Wilson J. Philosophy and educational research. Widsor: Nat. found, for educational research in England and Wales, 1972. — X, 133 p.