автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Личность в ситуации риска

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Гефеле, Ольга Фридриховна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Личность в ситуации риска'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Личность в ситуации риска"

На правах рукописи

ГЕФЕЛЕ Ольга Фридриховна

ЛИЧНОСТЬ В СИТУАЦИИ РИСКА (СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)

Специальность 09.00.11 - социальная философия

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва-2004

Работа выполнена на кафедре философии Московского государственного технологического университета «СТАНКИН»

Научный руководитель: доктор философских наук

профессор Яблокова Н.И.

Официальные оппоненты: доктор философских наук

профессор Левикова С.И.

кандидат философских наук доцент Леныпин ВЛ

Ведущая организация: Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (Технический университет)

Защита состоится « » 2004 г. в часов на заседании

диссертационного совета К 212.142.03 в Московском государственном технологическом университете «СТАНКИН» по адресу: 127055, Москва, Вадковскнй пер., 3-а, ауд. ¿>Ш

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Московского государственного технологического университета «СТАНКИН».

Автореферат разослан «

» 2004 года

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат философских наук, доцент

Логина Н.В.

¿С9£±

м^яю

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования определяется особенностями развития современного общества и человека, а также состоянием разработки проблемы, позволяющей рассмотреть с социально-философской точки зрения влияние глобальных социальных изменений на сознание и поведение личности в аспекте создаваемой под влиянием целого ряда факторов ситуации неопределенности, риска, ставящего саму жизнь человека и человечества под угрозу. Современные социальные процессы, характеризуемые появлением и углублением глобальных (экологических, технологических, геополитических, демографических и др.) проблем, обострением многообразных внутри- и межстрановых противоречий, влекущее за собой негативные последствия для общества в целом и отдельного человека, требуют разработки программы защиты личности от негативных социальных влияний, а, значит и глубокой разработки теории вопроса и практических методов его решения. Период коренных социальных изменений современной России, длящийся уже более десяти лет, чреват элементами неопределенности, обилием экстремальных ситуаций, связанных с опасностью для человека, часто - с невозможностью не только их предотвратить, но и правильно разрешить. Внешняя среда постоянно оказывает воздействие на человека, либо способствуя осуществлению его деятельности, либо так или иначе негативно влияя на его поведение и самочувствие. Индивидуальный жизненный путь человека наполнен ситуациями, требующими от него активности, способности принятия решения, варьирования стратегий поведения и при этом сохранения эмоционального равновесия и устойчивости. В условиях ухудшения социально-экономических условий, экологической ситуации, увеличения числа ситуаций риска, которые разрушительным образом влияют на психическое состояние человека, уменьшают способность к адаптации, самозащите, необходим поиск эффективных мер, направленных на

сохранение устойчивости психики личности, повышение уровня ее самоорганизации, активности.

Междисциплинарный подход позволяет реализовать потребность научного видения всего происходящего с точки зрения общих (социальных) и отдельных (индивидуальных) проблем жизнедеятельности. При этом в поле зрения философов часто попадают такие феномены, которые традиционно изучались специальными отраслями знания (катастрофа, риск, угроза безопасности и др.). Происходит это потому, что ареал их влияния на функционирование и развитие общества и каждого человека так велик, что с узко специальных позиций ни понять, ни разрешить проблему становиться невозможным.

Социально-философский аспект проблемы личности становится особенно актуальным в связи с тем, что личность выступает важнейшим фокусом социальных отношений и необходимым условием разрешения социальных противоречий. Социально-философское исследование личности позволяет наметить те грани, в которых наиболее сильно преломляются особенности взаимодействия человека с обществом и природой, а также определить наиболее противоречивые в смысловом отношении участки противостояния этих систем.

Степень разработанности проблемы. В основу диссертации были положены научные работы западных и отечественных ученых, в которых рассматриваются принципы анализа личности, ее сознания и поведения. Среди них труды классиков общественной мысли: Платона, Аристотеля, Марка Аврелия, Сенеки, П.Макиавелли, Р.Декарта, Г.Гоббса, ДЛокка, Б.Спинозы, ШМонтескье, ККанта, И.Фихте, Г.Шеллинга, Г.Гегеля, К. Маркса и Ф.Энгельса.

Большой вклад в разработку данной проблемы внесли отечественные философы: Н.Бердяев, С.Булгаков, В.Бехтерев, И.Ильин, НЛосский, Н.Михайловский, И.Сеченов, В.Соловьев, П.Флоренский, С.Франк, Г.Шпет и др.

Значимыми для разработки проблемы личности являются исследования западных философов Т.Адорио, МБубера, Г.Гадамера, Э.Гуссерля, В.Дильтея, А.Камю, Д.Мида, П.Рикер, Г.Риккерта, Э.Фромма, Ю-Хабермаса, М.Хайдегтера, Ф.Шлейермахера, КЛсперса.

Важное значение для изучения проблемы имеют произведения западных социологов, психологов и социальных психологов: М.Вебера, МВейтгеймера, В.Вундта, У.Джемса, Э.Дюркгейма, Г-Лебона, К.Морриса, Т.Парсонса, К.Поппера, С.Сигеле, Г.Тарда, З.Фрейда, В.Франкла, Э.Фромма, К.Юнга и др.

Многолетняя и плодотворная традиция исследования личности в отечественной философии (работы К.А. Альбухановой - Славской, Б.Г. Ананьева, B.C. Барулина, Н.А. Бердяева, Л.П. Буевой, ПС. Гуревича, Н.И. Кареева, В.Е. Кемерова, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, В. Лосского и других) дала много ценного для понимания личности как социального существа, связанного с обществом через систему единых философских оснований, опираясь на которые возможно создание объемного объективного образа личности.

Анализ проблем риска, неопределенности, случайности опирается в диссертационной работе на теоретические положения философов и методологов науки, ряда крупных ученых, таких как У. Бек, М. Вебер, Н. Винер, Г. Гадамер, А. Гелен, А.Н. Колмогоров, Т.Кун, К. Левин, Н. Луман, Р. Льюис, Дж. Нейман, О.Моргенштерн, М. Полани, И. Пригожин, Г. Риккерт, В.Франкл, А.Н. Уайтхед и другие.

Основным источником философского осмысления психологических аспектов риска и неопределенности стали работы таких авторов как Дж. Аткинсона, В.И. Зубкова, А.В. Карпова, Ю. Козелецкого, Т.В. Корниловой, М.А. Котика, О.И. Ларичева, В.А. Петровского, К. Роджерса, Г.Н. Солнцевой, В. Франкла и других.

В диссертации автор опирался на работы, реализующие методологию системного подхода к исследованию процесса адаптации (Ф.Б. Березин,

H.A. Бернштейн, Р.Вормс, JI.A. Гордона, A.A. Началджяна, Ю.М. Орлов, А.К. Осницкий, И.П. Павлов, В.А. Петровского, A.A. Русалинова, Г.Селье, ЮЛ. Урманцев, A.A. Ухтомский, А.Шеффле и другие).

Анализ литературы показал, что в ситуации риска или в ситуации неопределенности можно выделить некоторые формы социальной адаптации личности. Однако недостаточно освящены вопросы философско-психологического рассмотрения социальных и профессиональных рисков, изменение индивидуального сознания и психики в ситуации риска.

Объект исследования - личность в современном обществе.

Предметом исследования являются особенности сознания и поведения личности в ситуации риска.

Цель исследования состоит в разработке и обосновании социально-философского подхода к изучению особенностей сознания и поведения личности в ситуации риска.

В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

• проследить процесс становления категории личности в истории философии; а также связи ее содержания с соответствующим периодом в действительной истории;

• раскрыть содержание понятия «личность» на основе междисциплинарного подхода;

• категорию «личность» рассмотреть в системе социально-философского знания;

• дать анализ риска как социального феномена;

• выявить формы социальной адаптации личности в ситуациях неопределенности.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили положения и выводы, основные категории и принципы социальной философии, в которых обосновывается специфика законов общественного развития, соотношение объективного и субъективного факторов, взаимодействие общества и личности.

В исследовании нашли применение исторический, сравнительно-исторический, системный, структурно-функциональный и другие методы социально-философского познания. При этом особая роль принадлежит сравнительно-историческому и структурно-функциональному методам, позволяющим реконструировать философские взгляды на проблему личности с позиции современного ее видения, тем самым выявить общие и специфические характеристики личности, ее сознания и поведения как в сравнительно-историческом, так и в социокультурном контексте.

Научная новизна результатов, полученных автором.

1.Раскрыт генезис понятия «личность» в истории философии, установлена определенная зависимость философских концепций человека от конкретно-исторического контекста. Показано, что на каждом из этапов истории так или иначе действовал фактор неопределенности, влияющий на степень проявления личностной активности.

2.На основе междисциплинарного подхода раскрыто содержание понятия «личность», которое включает не только совокупность социальных и природных черт, но и показатели ее активности, проявляемые в форме адаптационной, продуктивной и репродуктивной деятельности. Выявлены механизмы поведения человека в ситуации риска.

3.В контексте социально-философского знания рассмотрены различные понятия, характеризующие стадии становления человека как личности (человек, индивид, личность, индивидуальность, субъект), дается характеристика каждого из них и раскрываются социальные предпосылки движения человека от стадии к стадии, высшей из которых является зрелая личность, способная к сознательной деятельности и адекватному поведению в экстремальных ситуациях.

4.В качестве конкретной формы проявления ситуации неопределенности рассматривается ситуация риска, разрешение которой зависит от возможности личности к адаптации и способности выйти из нее или разрешить ее с минимумом негативных последствий. Социально-

философский аспект анализа ситуации риска реализуется через рассмотрение ее содержания в контексте функционирования социальной системы в целом и отдельных ее компонентов, влияния риска на жизнедеятельность общества и личности.

5.Выявлены формы социальной адаптации личности в ситуациях риска, порождаемых глобальными природными и социальными катаклизмами.

6 .Раскрыты основные проявления сознания и поведения личности и их изменения в ситуации риска. Даны в связи объективные и субъективные показатели происходящих изменений, а также методы защиты человека в экстремальных условиях.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Генезис философско-исторической мысли по проблеме личности эксплицирует динамику развития представлений о личности. В ходе исследования были выделены два параметра понимания проблемы личности: понимание проблемы личности в качестве методологического исходного принципа философской картины мира, и философское осмысливание самой личности как относительно самостоятельной системы. При этом в истории философии личность превратилась в отдельный и специальный предмет философской рефлексии на поздних стадиях ее развития. Философские традиции исследования личности могут быть реконструированы в модели объяснения личности согласно различиям в понимании ее природы и сущности. Выявлено, что в философии личность рассматривается с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, общения, познания и творчества. В отличие от других наук философский подход ориентирует исследователя на познание всеобщих законов бытия человека как личности, к выявлению сущего в системе «личность — общество».

2. В социальной философии различные сущности бытия человека, вместе с тем рассматриваемые как стадии его развития в фило- и онтогенезе, выражены в категориях «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», «субъект». В комплексе с науками, изучающими

человека, философия получает возможность раскрыть не только сущность человека, но и феномены ее бытия и сознания, механизмы связи с другими людьми, поведения в различных ситуациях.

3.Определенные периоды развития (кризисные, преходные этапы от одной формы общественной организации к другой и т.д.) характеризуются достаточной выраженностьк' ситуаций неопределенности, что создает некоторые угрозы жизни человека и повышает уровень риска для общества и человека. Современное общество чревато обилием и глубиной таких ситуаций, требующих от человека правильной ориентации, выбора способа поведения в ней и выхода из нее.

4. Раскрытие философского содержания понятия риска предполагает его интерпретацию через систему категорий: субъект - субъектные отношения, диалектика объективного и субъективного, возможность и действительность, случайность и необходимость, неопределенность и определенность и др.

5. Сегодня, когда обостряются кризисные ситуации, в которых оказывается человек, перед наукой встает задача анализа особенностей социальной адаптации личности в ситуации риска. Социальная адаптация личности является одним из социально-психологических механизмов социализации личности, обеспечивающих освоение людьми новых социальных ролей, формирования мотивационной сферы, восприятия индивидами себя, своего окружения и многое другое. Усилиями философов и психологов может быть разработана и концепция, и технология эффективной адаптации личности в ситуации риска, защиты ее психики от ее разрушительного воздействия, с учетом изменений сознания и поведения личности под влиянием объективных и субъективных факторов. Психические состояния людей в ситуации риска или неопределенности разнообразны. В начальный момент они проявляются в виде реакции на опасность, обусловленной инстинктом самосохранения. Уровень целесообразности таких реакций различен у разных индивидов - от

панических и бессмысленных до сознательно целенаправленных. Устойчивые индивидуально-психологические особенности личности и временные функциональные психофизиологические состояния способствуют развитию более упорядоченного отношения к ситуации неопределенности и регулируемого поведения. Немалую роль здесь должны сыграть программы подготовки личности к ситуации риска и отработки соответствующих навыков саморегуляции и компенсации.

Теоретическая и практическая значимость диссертации. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы для разработки и обоснования философской и общенаучной концепции личности; дают возможность определить место и роль личности в социальных отношениях и среди других феноменов социального бытия. Диссертация является опытом использования новых подходов к исследованию личности в ситуации социального риска. Данные представленного исследования могут быть использованы при подготовке лекционных курсов по проблемам социальной философии и философской антропологии, социологии и психологии личности, психологии критических ситуаций, экстремальной психологии, медицины.

Апробаиня работы. Основные идеи диссертации представлены в публикациях автора, в выступлениях на двух научно-практических конференциях и на Всероссийском съезде психологов (г. Санкт-Петербург, 2003 г.). Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии МГТУ «Станкин» и рекомендована к защите.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и библиографии.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается актуальность избранной темы исследования, характеризуется степень разработанности проблемы, определяются его объект и предмет, формулируются цель и задачи

исследования, раскрывается научная новизна полученных результатов, излагаются положения, выносимые на защиту, обосновывается методологическая и теоретическая база исследования, теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе «Предпосылки и сущность социально-философской концепции личности» даются основные понятия и определения, раскрываются предпосылки и сущность социально-философской концепции личности. Данная глава посвящена рассмотрению философских, психологических, социально-психологических и социологических воззрений на проблему личности, а также социально-философский понятийно-категориальный аппарат.

В первом параграфе «Становление категории личности в истории философии» отмечается, что философское осмысление личности всегда сообразовывалось с конкретно-историческими условиями. На формирование представлений о личности влияло социальное время и социальное пространство, а в научном плане - уровень естественно-научных знаний о человеке как природном существе, как элементе ноосферы. Таким образом, с течением времени менялись взгляды на личность, шло накопление знаний, что работало на уточнение понятия и углубление его содержания. На каждом из этапов важно увидеть личность в более широком контексте социально-философского знания, с одной стороны, и личность как относительно-самостоятельную систему, развивающуюся по внутренним законам, с другой.

Однако, если принять во внимание идею о том, что «историю делают люди», исследование личности приобретает и третий аспект, в соответствии с которым личность рассматривается как субъект деятельности, общения, познания и творчества. Философия ориентирует исследователя на познание всеобщих законов бытия человека как личности. Она стремится к выявлению сущего в системе «личность - общество».

Прослеживая историю становления понятия, а позднее - концепции личности в философии, необходимо предварительно заметить, что хотя все

без исключения крупные мыслители обращались к ней так или иначе, но использовали при этом различные термины: человек, персона, индивид, микрокосм, индивидуальность, личность, субъект и др. И хотя довольно рано философы стали описывать и интерпретировать свойства человека как личности, собственно понятие «личность» появилось в 18-19 веках, когда сама логика развития социума потребовала от человека формирования и проявления собственно социальных качеств: деятельностной активности, выполнения соответствующих социальных функций и ролей, когда система общественных отношений влияла яе только на формирование типичных для времени, но и развитие индивидуальных особенностей личности, когда начинали создаваться условия для проявления индивидуальности.

Антропологический период в античной философии связан с эпохой софистов и Сократа. Софисты первыми обратили внимание на человека, сказав, что истина о мире не существует сама по себе. Согласно Протагору «человек есть мера всех вещей», а законом гражданского общежития должна стать человеческая природа. Сократ считал сущностью человека его душу, его нравственные качества. Душа для Сократа - это разум, дающий человеку самостоятельность и свободу и приучающий следовать определенным принципам. Процесс познания заключается в поиске и испытании самого себя. Поскольку душа является сущностью человека, о ней необходимо заботиться. Душа - это «субъект», тело - инструмент.

В Христианской теологии в человеке признается личность. Для первохристиан личностью становится всякий, целиком посвятивший себя Богу и миру как телу Божьему. Августин Блаженный считал, что в человеке сокрыта темная бездна. Душу человека, начавшего мыслить, т.е. душу формирующейся личности, разрывают противоречия. Согласно Августину, человек может и должен стать христианской личностью, развивая в себе то, что дано ему от Бога.

Эпоха Возрождения характеризуется возвращением к идее самоценности человека и создает свой идеал свободной и гармоничной

личности. Человек рассматривается не как простое целое, а как совокупность отдельных сторон его бытия, исходя из его природы и сущности. На первый план в эпоху Возрождения выходит тема жизни и деятельности человека для достижения счастья. Личность - это ничем неограниченное, свободное в своих проявлениях существо, творящее себя, свою судьбу и мир.

В философии Нового времени личность рассматривается как гносеологический субъект, разум является главной способностью человека, с помощью которой он может обрести свободу и счастье. Дуалистическая концепция Декарта определила постановку проблемы сущности человека как взаимодействие делимого тела и неделимой бессмертной души.

И. Кант различает естественную природу человека, т.е. его чувственный мир, и умопостигаемую, нравственную природу личности. В мире чувств человек должен следовать законам, установленным свыше. В противовес всем своим предшественникам в философии И. Кант обосновывает идею свободы ссылками на умопостигаемый мир, в котором человек сам становится законодателем. В этом царстве целей, в сфере морали человек из эгоиста превращается в законосозидающую личность. Человек для И. Канта - существо общественное, поэтому все его максимы должны сообразовываться с интересами других людей. Когда индивид проявляет свою автономную волю, он и осуществляет себя как личность.

У Гегеля доминирующим является представление о человеке как субъекте духовной деятельности, создающем мир духовной культуры. Человек рассматривается как носитель общественного сознания, представитель всеобщего идеального начала - духа, разума.

В русской философии антропологическое направление философской мысли было одним из основных. Своеобразие русских философских представлений о человеке, его призвании и назначении в мире определялось многими обстоятельствами.

Н.А.Бердяев рассматривал проблему личности как основную проблему экзистенциальной философии. Так Н.А. Бердяеев считал, что учение о

человеке есть, прежде всего, учение о личности. Личность является категорией религиозно-философской, а истинная антропология, по Н.Бердяеву, есть категория натуралистически-биологическая. Индивидуум рождается и умирает. Личность же не рождается, она творится Богом. Личность нельзя мыслить ни биологически, ни психологически, ни социологически. Личность - духовна и предполагает существование духовного мира. Каждая человеческая личность, согласно Бердяеву, есть нечто уникальное, единственное и неповторимое.

В XX веке нарастание значимости проблемы личности в философской культуре получает своеобразное структурно-теоретическое воплощение и завершение. Оно выражается в становлении философской антропологии, которая берет начало в творчестве немецкого философа МШелера и развивается дальше Г.Плеснером, А.Геленом и другими исследователями. Предметная область философской антропологии, заявленная Шелером, предельно широка и имеет много уровней, она включает в себя не только сущностно-философский анализ человека, но и претендует на исследования более конкретных сторон его жизнедеятельности. По Шелеру, проблема личности - центральная и к ней, в конечном счете, сводятся все проблемы философии.

Анализ генезиса понятия человека, личности в истории философии показывает, что пока в действительности не созрели условия для выделения человека из нерасчлененной общности, благодаря которой он был защищен от опасностей, создаваемых природной средой, еще превосходящей социальность, философы исследовали человека как часть космоса, Мира и лишь обозначали предпосылки его развития как личности. На более поздней стадии развития, когда сложилось общество и человек получил относительную автономию, развитию его как личности мешали чуждые ему социальные силы. Но именно через разрешение этого противоречия человек из продукта общественных отношений постепенно превращался в их

субъект, то есть становился как личность, способная не только познать мир, но и действовать сообразно его законам.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что современная социально-философская концепция личности вобрала в себя все те идеи, которые содержатся в классических трудах философов, вошедших в основы философского учения о человеке и обществе. И самая главная из них состоит в том, что именно социальные детерминанты определяют тип личности той или иной эпохи, однако и сам человек, развиваясь, как свободная личность ответственен за свой жизненный выбор. Но не все могут использовать благоприятную среду своего развития, тем более немногие способны противостоять негативному воздействию.

Новый век, открывая новые возможности для познавательной и практической деятельности, вместе с тем (не без участия самого человека) создает такие условия, которые пагубным образом влияют на сознание людей и их жизнь.

Во втором параграфе «Личность в системе социального и гуманитарного знания» отмечается, что в современном познании вместе с философией проблему личности разрабатывают различные социальные и гуманитарные науки. Автор остановился на социологии и психологии, разработки которых важны для построения социально-философской концепции личности.

В социологии личность рассматривается в плане её включённости в социально значимую деятельность, а через нее - в соответствующие группы, общности, организации. С позиции социологии личность характеризуется как продукт и субъект деятельности и социальных отношений. В то же время личность рассматривается и как сложная относительно самостоятельная система, имеющая свою структуру, и развивающаяся в соответствие с внутренними законами и механизмами. Каждый отдельный человек уникален и неповторим. Вместе с тем он универсален, так как всегда является общественным индивидом. В социологии структура личности

рассматривается как отражение ее социальных функций и ролей, которые она приобретает в процессе деятельности и отношений с другими людьми. По мере расширения системы деятельностей и отношений, в которые включена личность, усложняется и ее структура.

Таким образом, социальное «зеркало» постоянно действует, оно выступает в форме социальных норм, образцов, эталонов, на которые ориентируется человек, входящий в общество, становясь членом той или иной группы. В этом процессе явно различаются: стадия идентификации, стремления быть «как все», не отличаться от других, и стадия индивидуализации, самовыражения, когда человек уже готов проявить свое «Я», отличное от других «Я». Регулятором этого процесса выступает общественное мнение. Социология исследует эти феномены, учитывая связь между реальным членством человека в той или иной группе, его чертами и соответствующими способами осознания и поведения в той или иной ситуации.

Социологический анализ личности направлен на выявление ее зависимостей от различных общественных структур. Личность выступает как объект общественных отношений. Свойства личности определяются совокупностью условий жизни. Социология изучает отношение социального и биологического в человеке, общественное, коллективное и индивидуальное в личности, социальную структуру и типологию личности, социализацию ее в современном обществе, выбор социальных ролей и достижение социального статуса, а также вносит вклад в изучение проблем свободы и ответственности личности, соотношения творческой и нетворческой деятельности, проблем гуманизации человеческих отношений.

Психология личности в современных условиях существует как самостоятельная отрасль психологии. В 70-90 г.г. XX в. феноменологический подход, согласно которому психология изучала отдельные психические явления, их особенности, динамику уступает место системному,

интепративному подходу, где личность рассматривается как целостная система, а отдельные психические явления как ее компоненты.

В западной психологии личности можно выделить такие наиболее общеизвестные направления в теории личности как: психодинамическая теория личности З.Фрейда (психоанализ), индивидуальная теория личности А.Адлера, аналитическая теория личности К.ГМОнга, социокультурная теория личности К.Хорни, эго-теория личности Э.Эршссона гуманистическая теория личности Э.Фромма, диспозициональная теория личности Г.Олпорта, структурная теория черт личности Р.Кеттелла, теория типов личности Г.Айзенка, теория оперантного научения Б.Ф.Скиннера, социально-когнитивная теория личности А.Бандуры, теория социального научения Д.Роттера, когнитивная теория личности Дж.Келли, гуманистическая теория личности А.Маслоу, феноменологическая теория личности К.Роджерса и многие другие. Психология рассматривает личность как устойчивую целостность психических свойств и процессов. Так известный психолог Г.Олпорт различал биосоциальные и биофизические дефиниции личности, подчеркивающие роль органической стороны человека. В психоанализе личность трактуется как совокупность иррациональных психических влечений.

В отечественной психологической науке личность рассматривается в ее единстве с условиями социальной среды. По мнению А.Н. Леонтьева личность является результатом процесса вызревания генотшшческих черт под влиянием воздействий социальной среды. Он считал, что субъект, вступая в обществе в новую систему отношений, обретает новые (системные) качества, которые образуют действительную характеристику личности: психологическую, когда субъект рассматривается в системе деятельностей, осуществляющих его жизнь в обществе; социальную, когда рассматриваем его в системе объектных отношений общества как их «персонификацию». В концепции С.Л.Рубинштейна категория «субъект» конкретизируется как личность, осуществляющая ту или иную деятельность и формирующаяся в

ней. Суть деятельностного подхода к субъекту, разработанного С.Л. Рубинштейном, состоит в том, что в процессе деятельности субъект созидает, определяет, обнаруживает и проявляет самого себя. Нельзя не выделить особо концепцию личности, разработанную Б.Г. Ананьевым. Он разработал концепцию включения человека в единую систему человекознания. Понятие личности как субъекта он связывает с деятельностью, познанием и общением. Определяя личность как общественного индивида, он конкретизирует это определение через социальные ситуации ее развития, образ жизни, совокупность условий, статус и так далее. Качество субъекта, по мнению ученого, совпадает с собственно психологическим определением личности как системы отношений, установок, мотивов, ценностей.

При анализе литературы мы можем увидеть, что в отечественной и зарубежной науке много внимания уделяется проблеме личности, объяснению механизмов регуляции и саморегуляции социального поведения человека. Сегодня все чаще обостряются кризисные ситуации, в которых оказывается человек. Поэтому в современной науке особенно акцентируется внимание на особенностях социальной адаптации личности в ситуации риска. Это можно объяснить тем, что в последнее время современный человек все чаще оказывается в ситуации риска или в ситуации неопределенности. Поэтому в настоящее время исследование личности в ситуации риска является актуальным и необходимым как в социальной философии, так и в социологии, психологии, социальной психологии.

В третьем параграфе «Социально-философская концепция личности» раскрывается связь социально-философских категорий с категорией «личность».

Современная социально-философская концепция личности основывается на тех идеях и разработках, которые содержатся в трудах философов, изучающих личность на разных этапах истории философии, а

также достижения социальных и гуманитарных наук в исследовании человека.

Интегрируя эти положения и выводы, социальная философия рассматривает личность в широком контексте социально-философского знания, основывающегося на системном и каузальном подходах к обществу в целом, отдельным его сферам, отношению общества и личности. Конкретно-исторический подход позволяет провести типологию личности и способов ее отношения с обществом соответственно той или иной эпохе, формации, цивилизации. Признание приоритета социальных детерминант становления и развития личности, вместе с тем, не исключает понимание личности как относительно самостоятельной системы, не лишает человека права и способности на выбор собственного пути, не отрицает и того, что из множества предлагаемых обществом возможностей каждый человек выбирает те из них, которые соответствуют его индивидуальным потребностям, ценностным ориентациям, целям, и отвергает то, что представляется ему не значимым.

В условиях воздействия средств массовой информации на человека, человек не всегда правильно ориентируется в мире, он не может отличить правду от лжи, виртуальную реальность от действительности. Такого рода «сдвиги» негативным образом влияют на сознание и поведение людей. За все это он отвечает сам несостоявшимися планами, аномалиями в развитии. Значимость социально-философской теории состоит не только в том, чтобы объяснить эти процессы, но и разработать методы решения проблем, пользуясь которыми соответствующие институты могли бы регулировать процесс становления личности, стимулирования ее активности и самореализации.

В социальной философии можно выделить категориальную сетку, в которую вводятся такие понятия как «человек - индивид - субъект -индивидуальность - личность», каждое из которых имеет свое содержание, но взятые вместе раскрывают потенциальные и реальные стадии развития

личности как социального феномена. В диссертации раскрывается содержание каждой из категорий. Индивид - это единичный представитель человеческого рода. Под субъектом понимается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивидуальный или совокупный человек. Индивидуальность - неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Личность - человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторических конкретных видов деятельности и общественных отношений. Раскрываются объективные условия и субъективные факторы становления человека как личности, даются различные подходы к их пониманию. Приобретение личностью свойств субъектности связывается со становлением Я-концепции, развитием самосознания и деятельной активности.

В рамках культурно-исторического системно-деятельностного подхода разрабатывается принципиально иная схема детерминации развития личности. В этой схеме свойства личности как индивида рассматриваются как «безличные» предпосылки развития личности, которые в процессе жизненного пути могут получить личностное развитие. Социокультурная среда формирует личность. Она регулирует ее жизнь через систему общественных норм, образцов, ценностей, осуществляет социальный контроль. Подлинными основаниями и движущей силой развития личности выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение личности в мире людей, приобщение ее к культуре.

В ситуации неопределенности взаимодействие людей, как правило, основывается на вере и взаимном доверии друг другу. Вера - состояние субъекта, тесно связанное с духовным миром личности, возникающее на основе определенной информации об объекте, выраженной в идеях или образах, сопровождающееся эмоцией уверенности и рядом других чувств и

служащие мотивом, стимулом и установкой и ориентиром человеческой деятельности. Культура влияет на решение этих проблем как позитивно, так и негативно: одни поведенческие модели способствуют выживанию и снижению напряжения в ситуации неопределенности, а другие стимулируют развитие напряжения и стресса в ситуации риска.

Вторая глава «Влияг ле ситуации риска на сознание и поведение личности» сфокусирована на выяснении влияния социальных ситуаций риска и неопределенности на личность.

Первый параграф «Ситуация риска: сущность, содержание, типология» рассматривает риск как социальный феномен. Понятие «риск» отражает особый срез общественной, индивидуальной жизни и социальной деятельности. В работе даются различные подходы к определению риска. На основе их сравнения и обобщения выделяются наиболее существенные его характеристики: ситуация неопределенности, содержащая в себе возможность опасности; действие, результаты которого нельзя с точностью предсказать и которое само по себе внутренне противоречиво, альтернативно и требует выбора. Риск существует как на стадии выбора решения, так и на стадии реализации. И в том, и в другом случае он способствует снятию субъектом неопределенности, одним из способов практического разрешения противоречия.

Объективное существование риска обусловливает вероятностный характер закономерностей, лежащих в основе многих природных, социальных процессов, следствием которых выступает многовариантность протекания этих процессов, их последствий для человека и общества.

Существование риска непосредственно связано с наличием неопределенности, которая неоднородна по форме проявления и по содержанию. Результат многих видов деятельности людей нельзя предсказать абсолютно точно. Это может быть вызвано незнанием истоков и законов деятельности недостаточным их учетом, проявлением небрежности и т.д. По мере расширения наших знаний о той или иной ситуации в некоторой

мере снижается уровень неопределенности ее протекания и будущих результатов. Поведение человека в таких ситуациях связано с большим или меньшим риском, поскольку не все можно учесть и предвидеть

К источникам, способствующим возрастанию неопределенности и риска, относятся: ограниченность ресурсов на стадиях принятия или реализации решений; относительность процесса познания человеком окружающей действительности; ограниченность сознательной деятельности человека, существующие различия в социально-психологических установках и стереотипах поведения. Все факторы риска можно разбить на три основные группы по признаку принадлежности к одной из сфер жизнедеятельности субъектов: природный риск, социальный риск, профессиональный риск, экономический риск.

Риск может иметь личностную составляющую. Он связан с таким компонентом деятельности человека как творчество, который характеризуется оригинальностью, уникальностью, неординарностью решений и действий. Объективные неопределенности человек стремиться так или иначе осознать, но этого недостаточно, ибо на действие и его будущий результат влияют и то, насколько эти знания учитываются непосредственно на практике.

Особенность профессионального риска заключается в том, что он выступает в форме возможной опасности, то есть человек, осуществляющий ту или иную профессиональную деятельность, постоянно находиться в ситуации «неизбежного риска».

В психологическом плане способность адекватно действовать в ситуациях риска определяется соответствующей профессиональной подготовленностью, а также совокупностью личностных черт и качеств, которые определяют уровень склонности к действиям в ситуации риска. Таким образом, склонность к риску является фактором, предрасполагающим к проявлению способности к риску.

Во втором параграфе «Формы социальной адаптации личности в ситуациях неопределенности» дается характеристика социальной и профессиональной адаптации личности в ситуации риска и неопределенности.

В диссертации рассмотрена обобщенная характеристика адаптации как процесса и механизма приспособления к изменчивым ситуациям, особенно экстремального характера, выработки стратегии поведения с целью обеспечения жизнедеятельности личности или группы. В работе выделяются четыре вида адаптации: биологическая, физиологическая, психологическая и социальная. Эти виды тесно взаимосвязаны, но иногда могут иметь относительную независимость или приобретать временный приоритет.

Мерой успешности преодоления трудностей является социально-психологическая адаптация. «Адаптация» как термин употребляется как гибко организованная в новых условиях поисковая активность личности. Как правило, активность индивида направлена на решение проблемной ситуации в границах адаптации к среде, подчеркивая значение отношений личности со средой в момент адаптации. Социально-психологическая адаптация не является процессом пассивного усвоения социального опыта, так как она связана активным деятельность™ участием человека в этом процессе.

Рассмотрение границ адаптации следует проводить с учетом ее иерархических уровней. Очевидно, на каждом из них имеется своеобразная адаптивная норма, в пределах, которых изменения являются обратимыми. Выход за пределы этой нормы на определенном уровне вызывает его качественное изменение (патологию), которая может компенсироваться более высоким уровнем и не отражаться на нормальном функционировании организма в целом. Истощение компенсаторных резервов приводит к развитию патологии на более высоком уровне и так вплоть до появления патологии на уровне организма.

Под социальной адаптацией понимается процесс и результат согласования человека с окружающим миром в новых для личности или

группы социальных условиях. Например, новые социально-экономические условия в обществе, ситуация перехода человека к новому виду профессиональной деятельности или переживание личностью экстремальной, либо постэкстремальной ситуации. В основе социальной адаптации лежит взаимодействие с существующей социальной средой, а также изменение и качественное преобразование личности человека. Социальная адаптация рассматривается как компонент и механизм более широкого процесса -социализации, который рассматривается как освоение человеком социального опыта, взаимодействие с социальной средой, в результате чего происходит формирование личности, требуемой этой средой и соответствующей этой среде. Содержание социализации определяется, с одной стороны, объективными микро- и макроусловиями, с другой, целенаправленным информационно-психологическим воздействием, под влиянием которого человек усваивает определенные ценности, нормы, установки в качестве культурных образцов. Следуя в своей жизни этим образцам, человек становиться частью общества.

Адаптация личности к экстремальным условиям во многом определяется ее индивидуальной готовностью и способностью использовать адаптационные стратегии, действующие в этих условиях. Как сложный социально-психологический механизм социализации личности, адаптация включает освоение человеком новых социальных ролей, формирование мотивационной сферы и т.д. Адаптировавшись в новых условиях человек получает возможность выбора той или иной альтернативы, проявления индивидуальности, активности.

В третьем параграфе «Особенности сознания и поведения человека в ситуации риска» рассматриваются особенности психической деятельности и поведения, как пострадавших, так и спасателей в ситуации риска -экстремальной ситуации.

Психические состояния людей в ситуации риска или неопределенности разнообразны. В начальный момент реакции людей преимущественно

витальной направленности, обусловленной инстинктом самосохранения. Уровень целесообразности таких реакций различен у разных индивидов - от панических и бессмысленных до сознательно целенаправленных.

В данном параграфе рассматривается динамика индивидуального сознания и психики человека в экстремальных ситуациях, в частности в ситуации риска или неопределенности, которые отличаются от обычных ситуаций. Наиболее всего выражены такие феномены психики как тревожность, стресс, фрустрация, конфликт (особенно внутриличностный и межличностный), кризис.

В научных исследованиях и публикациях проблема человека в ситуации риска или неопределенности (в экстремальных ситуациях) сводится к стрессу и его негативным производным - жизненным кризисам, агрессии, регрессии, конфликтам, фрустрации, психическим нарушениям, суицидам.

В последнее время возрастает интерес к посттравматическим стрессовым расстройствам, которые могут наблюдаться как у пострадавших в результате катастрофы различного характера, либо у участников в военных действиях, т.е. у тех людей, которые перенесли сильный стресс. Однако ПТСР может развиться в катастрофических обстоятельствах практически у каждого человека, даже при отсутствии явной личностной предрасположенности.

Психические нарушения, развившиеся у лиц, переживших травматическое событие, в значительной степени совпадали и включали навязчивые и мучительные воспоминания о происшедшем, кошмарные сновидения, личностные изменения. Среди психопатологических изменений после травм у людей чаще всего встречаются: нарушения памяти и концентрация восприятия, непрошеные воспоминания, которые сопровождаются сильным чувством тревоги и страха, кошмарные сны, галлюцинаторные переживания, бессонница, «вина выжившего», которая провоцирует приступы аутоагрессивного поведения.

Для того чтобы не происходили изменения в психике и в поведении, необходимо постоянно проводить различные тренинги, которые позволят подготовить нервную систему человека к работе в различных условиях. Такие тренинги проводятся на материале разных штатных и внештатных ситуаций, которые могут быть или маловероятными, или почти невероятными.

Можно применить такие способы преодоления экстремальной ситуации как рациональную психотерапию, когнитивную психотерапию, гепггальт -терапию, экзистенциальную терапию, гипноз и трансовые техники, различные методы релаксации и аутогенной тренировки, а также групповую поведенческую терапию (психодрама).

Как правило, у людей с сильным и уравновешенным типом высшей нервной деятельности, а также хорошо подготовленных психически острые переживания экстремальных ситуаций постепенно изживаются, сглаживаются. Тем людям, у которых наблюдаются личностные изменения, требуется медико-психолого-психиатрическая помощь, которая будет направлена на выявление и избавление ведущего патологического изменения. Рекомендуется не только медикаментозное лечение, но и проведение различных психологических тренингов, направленных на восстановление психического состояния личности, как пострадавших, так и спасателей.

В заключении формулируются основные выводы и практические рекомендации.

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях автора.

1. Гефеле О.Ф. Проблема риска в психологии труда // Управление риском. Материалы научно-практической конференции (Тверь, 15 декабря 2001г.) / Под ред. Е.А. Евстифеевой. - Тверь: ТГТУ, 2001.-0,1 пл.

2. Гефеле О.Ф. Риск как реалия в экономических отношениях // Теоретико-методологические и прикладные проблемы современного

социального познания. Межвузовский сборник. - вып. 1 -М.: ИЦ МГТУ «Станкин», 2003. - 0,5 п.л.

3. Гефеле О.Ф. Социальная адаптация личности в ситуации неопределенности // Ежегодник российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов (25-28 июня 2003 г., Санкт-Петербург). в 8.т. - СПб ■ Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2003. - Т.2. -0,2 п.л.

4 Гефеле О Ф. Социально-психологическая адаптация как одна из составляющих процесса социализации // Актуальные проблемы психологии управления. Коллективная монография / Под ред. Н.С. Шерстневой, Г.В. Телятникова. - Тверь: Лилия Принт, 2003.- 0,5 п.л.

Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук

Гефеле Ольга Фридриховна

Личность в ситуации риска (социально-философский анализ)

Лицензия на издательскую деятельность ЛР №01741 от И.05.2000 Подписано в печать .12.04.2004. Формат 60х90'Лб Уч.изд. л. 1,75. Тираж 50 экз. Заказ №

Отпечатано в Издательском Центре МГТУ «СТАНКИН» 103055, Москва, Вадковский пер., д.За

РЫБ Русский фонд

2006-4 26496

Шпр im

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Гефеле, Ольга Фридриховна

ВВЕДЕНИЕ 3-

ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНО

ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ 12

§ 1. Становление категории личности в истории философии 12

§2. Личность в системе социального и гуманитарного знания 35

§3. Социально-философская концепция личности 54-

ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ СИТУАЦИИ РИСКА НА СОЗНАНИЕ

И ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ • 81

§ 1. Ситуация риска: сущность, содержание, типология 81 -

§2. Формы социальной адаптации личности в ситуациях неопределенности 98

§3. Особенности сознания и поведения человека в ситуации риска 121

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по философии, Гефеле, Ольга Фридриховна

Актуальность темы исследования определяется особенностями развития современного общества и человека, а также состоянием разработки проблемы, позволяющей рассмотреть с социально-философской точки зрения влияние глобальных социальных изменений на сознание и поведение личности в аспекте создаваемой под влиянием целого ряда факторов ситуации неопределенности, риска, ставящего саму жизнь человека и человечества под угрозу. Современные социальные процессы, характеризуемые появлением и углублением глобальных (экологических, технологических, геополитических, демографических и др.) проблем, обострением многообразных внутри- и межстрановых противоречий, разрешение которых все более осуществляется силовыми методами, ведущими к росту числа невинных жертв, переход общества к постиндустриальной стадии развития, информатизация всех сфер жизни, вытеснение действительного бытия людей виртуальной реальностью, информационно-психологическое воздействие на человека, влекущее за собой негативные последствия для общества в целом и отдельного человека требуют разработки программы защиты личности от негативных социальных влияний, а, значит и глубокой разработки теории вопроса и практических методов его решения. В современной России; переживающей период коренных социальных изменений и постепенно переходящей в стадию завершения реформ и стабилизации общественной системы, практически подвергаются существенному изменению все виды деятельности, функционирующие институты и структуры. Длящийся уже более десяти лет процесс перехода от одной системы к другой чреват элементами неопределенности, обилием экстремальных ситуаций, связанных с опасностью для человека, часто — с невозможностью не только их предотвратить, но и правильно разрешить, отражается в сознании людей непониманием происходящего, тревогой за будущее, что, в свою очередь, повышает в психологии человека процент иррациональных компонентов, веры в чудо, негативных эмоций и чувств, а в поведении — снижение социальной активности, апатию, отсутствие способности и желания повлиять на происходящее хотя бы в непосредственном окружении.

Являясь свидетелями и участниками переломного этапа в развитии общественной системы, когда наиболее ярко проявляются закономерности общественного и индивидуального развития в их связи и взаимодействии, ученые все чаще обращаются к анализу этих процессов. При этом резко возрастает число философских, социологических, психологических исследований, с различных сторон подходящих к их пониманию и объяснению. Междисциплинарный подход позволяет реализовать потребность научного видения всего происходящего с точки зрения общих (социальных) и отдельных (индивидуальных) проблем жизнедеятельности. При этом в поле зрения философов часто попадают такие феномены, которые традиционно изучались специальными отраслями знания (катастрофа, риск, угроза безопасности и др.). Происходит это потому, что ареал их влияния на функционирование и развитие общества и каждого человека так велик, что с узко специальных позиций ни понять, ни разрешить проблему становиться невозможным.

В критические моменты истории вопрос о жизнеспособности социокультурного сообщества становится центральной проблемой практически всех субъектов общественной жизни. Если социальные институты отстаивают традиционные формы и способы общественной организации, то человек и человеческие общности становятся носителями инновационных методов адаптации к исторической необходимости. Вследствие этого социально-философский аспект проблемы личности становится особенно актуальным в связи с тем, что личность выступает важнейшим фокусом социальных отношений и необходимым условием разрешения социальных противоречий.

Социально-философское исследование личности позволяет наметить те грани, в которых наиболее сильно преломляются особенности взаимодействия человека с обществом и природой, а также определить наиболее противоречивые в смысловом отношении участки противостояния этих систем. Внешняя среда постоянно оказывает воздействие на человека, либо способствуя осуществлению его деятельности, либо, так или иначе, негативно влияя на его поведение и самочувствие.

Индивидуальный жизненный путь человека наполнен ситуациями, требующими от него активности, способности принятия решения, варьирования стратегий поведения и при этом сохранения эмоционального равновесия и устойчивости. В условиях ухудшения социально-экономических условий, экологической ситуации, увеличения числа ситуаций риска, которые разрушительным образом влияют на психическое состояние человека, уменьшают способность к адаптации, самозащите, необходим поиск эффективных мер, направленных на сохранение устойчивости психики личности, повышение уровня ее самоорганизации, активности.

Степень разработанности проблемы. В основу диссертации были положены научные работы западных и отечественных ученых, в которых рассматриваются принципы анализа личности, ее сознания и поведения: Среди них труды классиков общественной мысли: Платона, Аристотеля, Марка Аврелия, Сенеки, П.Макиавелли, Р.Декарта, Г.Гоббса, Д;Локка, Б.Спинозы, Ш.Монтескье, И.Канта, И.Фихте, Г.Шеллинга, Г.Гегеля, К. Маркса и Ф.Энгельса:

Большой вклад в разработку данной проблемы внесли отечественные философы: Н.Бердяев, С.Булгаков, В.Бехтерев, И.Ильин, Н.Лосский, Н.Михайловский, И.Сеченов, В.Соловьев, П.Флоренский, С.Франк, Г.Шпет и др.

Значимыми для разработки проблемы личности являются исследования западных философов Т.Адорио, М.Бубера, Г.Гадамера, Э.Гуссерля,

В.Дильтея, А.Камю, Д.Мида, П.Рикер, Г.Риккерта, Э.Фромма, Ю.Хабермаса, М.Хайдеггера, Ф.Шлейермахера, КЛсперса.

Большое значение для изучения проблемы имеют произведения западных социологов, психологов и социальных психологов: М.Вебера, М.Вейтгеймера, В.Вундта, У.Джемса, Э.Дюркгейма, Г.Лебона, К.Морриса, Т.Парсонса, К.Поппера, С.Сигеле, Г.Тарда, З.Фрейда, В.Франкла, Э.Фромма, К.Юнга и др.

Многолетняя и плодотворная традиция исследования личности в отечественной философии; (работы К.А. Альбухановой - Славской, Б.Г. Ананьева, B.C. Барулина, Н.А. Бердяева, Л.П. Буевой, П.С. Гуревича, Н.И. Кареева, В.Е. Кемерова, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, В. Лосского и других) дала много ценного для понимания личности как социального существа, связанного с обществом через систему единых философских, оснований, опираясь на которые возможно создание объемного объективного образа личности.

Анализ проблем риска, неопределенности, случайности опирается в диссертационной работе на теоретические положения философов и методологов науки, ряда крупных ученых, таких как У. Бек, М. Вебер, Н. Винер, Г. Гадамер, А. Гелен, А.Н. Колмогоров, Т.Кун, К. Левин, Н. Луман, Р. Льюис, Дж. Нейман, О.Моргенштерн, М. Полани, И. Пригожин, Г. Риккерт, В.Франкл, А.Н. Уайтхед и другие.

Основным источником философского осмысления психологических аспектов риска и неопределенности стали работы таких авторов как Дж. Аткинсона, В.И. Зубкова, А.В. Карпова, Ю. Козелецкого, Т.В. Корниловой; М.А. Котика, О.И. Ларичева, В.А. Петровского, К. Роджерса, Г.Н. Солнцевой, В. Франкла и других.

В диссертации автор опирался на работы, реализующие методологию системного подхода к исследованию процесса адаптации (Ф.Б. Березин, Н.А. Бернштейн, Р.Вормс, Л.А. Гордон, А.А. Началджян, Ю.М. Орлов, А.К.

Осницкий, И.П. Павлов, В.А. Петровский, А.А. Русалинов, Г.Селье, Ю.А. Урманцев, А.А. Ухтомский, А.Шеффле и другие).

Анализ литературы показал, что в ситуации риска или в ситуации неопределенности можно выделить некоторые формы социальной адаптации личности. Однако недостаточно освящены вопросы философско-психологического рассмотрения социальных и профессиональных рисков, изменение индивидуального сознания и психики в ситуации риска.

Объект исследования - личность в современном обществе.

Предметом исследования являются особенности сознания и поведения личности в ситуации риска.

Цель исследования состоит в разработке и обосновании социально-философского подхода к изучению особенностей сознания и поведения личности в ситуации риска.

В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

• проследить процесс становления категории личности в истории философии; а также связи ее содержания с соответствующим периодом в действительной истории;

• раскрыть содержание понятия «личность» на основе междисциплинарного подхода;

• категорию «личность» рассмотреть в системе социально-философского знания;

• дать анализ риска как социального феномена;

• выявить формы социальной адаптации личности в ситуациях неопределенности.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили положения и выводы, основные категории и принципы социальной философии, в которых обосновывается специфика законов общественного развития, соотношение объективного и субъективного факторов, взаимодействие общества и личности.

В исследовании нашли применение исторический, сравнительно-исторический, системный, структурно-функциональный и другие методы социально-философского познания. При этом особая роль принадлежит сравнительно-историческому и структурно-функциональному методам, позволяющим реконструировать философские взгляды на проблему личности с позиции современного ее видения, тем самым выявить общие и специфические характеристики личности, ее сознания и поведения, как в сравнительно-историческом, так и в социокультурном контексте.

Научная новизна результатов, полученных автором.

1.Раскрыт генезис понятия «личность» в истории философии, установлена определенная зависимость философских концепций человека от конкретно-исторического контекста. Показано, что на каждом из этапов истории, так или иначе, действовал фактор неопределенности, влияющий на степень проявления личностной активности.

2.На основе междисциплинарного подхода раскрыто содержание понятия «личность», которое включает не только совокупность социальных и природных черт, но и показатели ее активности, проявляемые в форме адаптационной, продуктивной и репродуктивной деятельности. Выявлены механизмы поведения человека в ситуации риска.

3.В контексте социально-философского знания рассмотрены различные понятия, характеризующие стадии становления человека как личности (человек, индивид, личность, индивидуальность, субъект), дается характеристика каждого из них, и раскрываются социальные предпосылки движения человека от стадии к стадии, высшей из которых является зрелая личность, способная к сознательной деятельности и адекватному поведению в экстремальных ситуациях.

4.В качестве конкретной формы проявления ситуации неопределенности рассматривается ситуация риска, разрешение которой зависит от возможности личности к адаптации и способности выйти из нее или разрешить ее с минимумом негативных последствий. Социальнофилософский аспект анализа ситуации риска реализуется через рассмотрение ее содержания в контексте функционирования социальной системы в целом и отдельных ее компонентов, влияния риска на жизнедеятельность общества и личности.

5.Выявлены формы социальной адаптации личности в ситуациях риска, порождаемых глобальными природными и социальными катаклизмами.

6.Раскрыты основные проявления сознания и поведения личности и их изменения в ситуации риска. Даны в связи объективные и субъективные показатели происходящих изменений, а также методы защиты человека в экстремальных условиях.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Генезис философско-исторической мысли по проблеме личности эксплицирует динамику развития представлений о личности. В ходе, исследования были выделены два параметра понимания проблемы личности: понимание проблемы личности в качестве методологического исходного принципа философской картины мира, и философское осмысливание самой личности как относительно самостоятельной системы. При этом в истории философии личность превратилась в отдельный и специальный предмет' философской рефлексии на поздних стадиях ее развития. Философские традиции исследования личности могут быть реконструированы в модели объяснения личности согласно различиям в понимании ее природы и сущности. Выявлено, что в философии личность рассматривается с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, общения, познания и творчества. В отличие от других наук философский подход ориентирует исследователя на познание всеобщих законов бытия человека как личности, к выявлению сущего в системе «личность - общество».

2. В социальной философии различные сущности бытия человека, вместе с тем рассматриваемые как стадии его развития в фило - и онтогенезе, выражены в категориях «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», «субъект». В комплексе с науками, изучающими человека, философия получает возможность раскрыть не только сущность человека, но и феномены ее бытия и сознания, механизмы связи с другими людьми, поведения в различных ситуациях.

3.Определенные периоды развития (кризисные, переходные этапы от одной формы общественной организации к другой и т.д.) характеризуются достаточной выраженностью ситуаций неопределенности, что создает некоторые угрозы жизни человека, и повышает уровень риска для общества и человека. Современное общество чревато обилием и глубиной таких ситуаций, требующих от человека правильной ориентации, выбора способа поведения в ней и выхода из нее.

4. Раскрытие философского содержания понятия риска предполагает его интерпретацию через систему категорий: субъект - субъектные отношения, диалектика объективного и субъективного, возможность и действительность, случайность и необходимость, неопределенность и определенность и др.

5. Сегодня, когда обостряются кризисные ситуации, в которых оказывается человек, перед наукой встает задача анализа особенностей социальной адаптации личности в ситуации риска. Социальная адаптация личности является одним из социально-психологических механизмов социализации личности, обеспечивающих освоение людьми новых социальных ролей, формирования мотивационной сферы, восприятия индивидами себя, своего окружения и многое другое. Усилиями философов и психологов может быть разработана и концепция, и технология эффективной адаптации личности в ситуации! риска, защиты ее психики от ее разрушительного воздействия, с учетом изменений сознания и поведения личности под влиянием объективных и субъективных факторов. Психические состояния людей в ситуации риска или неопределенности разнообразны. В начальный момент они проявляются в виде реакции на опасность, обусловленной инстинктом самосохранения. Уровень целесообразности таких реакций различен у разных индивидов - от панических и бессмысленных до сознательно целенаправленных. Устойчивые индивидуально-психологические особенности личности и временные функциональные психофизиологические состояния способствуют развитию более упорядоченного отношения к ситуации неопределенности и регулируемого поведения. Немалую роль здесь должны сыграть программы подготовки личности к ситуации риска и отработки соответствующих навыков саморегуляции и компенсации.

Теоретическая и практическая значимость диссертации. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы для разработки и обоснования философской и общенаучной концепции личности; дают возможность определить место и роль личности в социальных отношениях и среди других феноменов социального бытия. Диссертация является опытом использования новых подходов к исследованию личности в ситуации социального риска. Данные представленного исследования могут быть использованы при подготовке лекционных курсов по проблемам социальной философии и философской антропологии, социологии и психологии личности, психологии критических ситуаций, экстремальной психологии, медицины.

Апробация работы. Основные идеи диссертации представлены в публикациях автора, в выступлениях на двух научно-практических конференциях и на Всероссийском съезде психологов (г. Санкт-Петербург, 2003 г.). Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии МГТУ «Станкин» и рекомендована к защите.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Личность в ситуации риска"

Заключение

Личность привлекала пристальное внимание ученых разных областей науки. В обширной литературе по проблеме личности в значительной степени разработаны и развиты темы, однако нет еще современной научной литературы, которая специально посвящена философским аспектам социального риска, а также проявлению и изменению психики и поведения человека, оказавшегося в ситуации риска и неопределенности.

Анализ фундаментальных идей, лежащих в основе рождения и эволюции понятия личности в истории философии позволил нам выявить, что понятие «личность» было постепенно выработано из антично христианской традиции. Только после Канта суверенность личности, утверждаемая через свободу, предстает в качестве личности. Благодаря свободе личность способна сохранить свою неповторимость, оставаться собой даже в современную эпоху экологического, социального и духовно-нравственного кризиса.

Социальная философия выступает методологической базой исследования личности различным наукам. Она как общая методология рассмотрения личности имеет свои особенности. Философия больше оперирует понятием «человек». Социальные науки рассматривают социальные качества, которые формируются у людей в результате социализации. Психология же больше акцентирует внимание на индивидуальные различия людей.

Применение новых технологий, которые приводят к увеличению катастроф различного характера, необходимость принятия решений в любой сфере деятельности человека не могут быть точно просчитаны, и спрогнозированы, - эти проблемы обусловливают необходимость изучения и описания феномена риска.

Жизнедеятельность человека сопряжена с определенной долей риска. Существование риска связано с наличием неопределенности, которая неоднородна по форме проявления и по содержанию. В ситуации неопределенности и, особенно при повторяющейся ситуации риска можно выделить некоторые формы социальной адаптации личности.

Мы выделили четыре вида адаптации: биологическую, физиологическую, психологическую, социальную. Эти виды взаимосвязаны, но они могут приобретать временный приоритет. Тогда происходит истощение компенсаторных резервов, что может привести к развитию патологии на уровне организма.

Ситуации риска сводятся, как правило, к стрессу и его негативным производным - жизненным кризисам, агрессии, регрессии, конфликтам, фрустрации, психосоматическим нарушениям, суицидам.

Тем людям, у которых наблюдаются личностные изменения, требуется медико-психолого-психиатрическая помощь, которая будет направлена на выявление и избавление ведущего патологического изменения. Рекомендуется не только медикаментозное лечение, но и проведение различных психологических тренингов, направленных на оказание психологической помощи, как пострадавшим, так и спасателям с целью восстановления психического равновесия личности.

 

Список научной литературыГефеле, Ольга Фридриховна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Альгин А.П. Риск и его роль в общественной жизни. - М., 1989. - С. 58-61; 8795.

2. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.- Воронеж, 1996. -383 с.

3. Антология мировой философии. М., 1969-1972. Т. 1-4.

4. Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности // Личность как объект и субъект социальных отношений. М., 1984. - С. 56-78.

5. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. - Т. 15. - №1. - С. 3-18.

6. Аристотель. Политика // Сочинения: В 4т. Т.4. М., 1984. - С. 455-465.

7. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М., 2002. - 416 с.

8. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению тревоги // Прикладная психология. 1999. - № 1. - С. 41-46.

9. Батищев Г.С. Деятельностная сущность человека как философский принцип // Проблема человека в современной философии. М., 1969. - С.79-85.

10. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. -М., 1989.-272 с.

11. Бек У. От индустриального общества к обществу риска // Альманах THESIS. Риск. Неопределенность. Случайность. 1994. - №5. - С. 161-184.

12. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993. - 383 с.

13. Бердяев Н.А. Человек и машина (Проблема социологии и метафизики техники) // Вопросы философии. 1989. - №2. - С. 159-163.

14. Березин В.Ф. Психическая адаптация и тревога. М., 1999. - 295 с.

15. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. -Л., 1970.-317 с.

16. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В.Зинченко. СПб., 2003. - 672 с.

17. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978. - 246 с.

18. Быховский Б.Э. Фейербах. М., 1967. - С. 32-57.

19. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984. - С. 115-127.

20. Ведин И.Ф. Теорема личности: Дороги и тупики самосозидания. М., 1988. -237 с.

21. Выготский Л.С. Психология. М., 2003. - С. 435-486.

22. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. Т.2. М., 1973. - 312 с.

23. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. М., 1974. - 452 с.

24. Гелен А. О систематике антропологии // Проблема человека в западной философии. М., 1988. - С. 175-180.

25. Глобальные проблемы как источник чрезвычайной ситуации. М., 1998. -235 с.

26. Голубева А.И. Основы теории риска. СПб., 1998. - 354 с.

27. Деятельность: теории, методология, проблемы / Сост. И. Г. Касавин. — М., 1990.-365 с.

28. Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда. М., 1989. - 281 с.

29. Дружинин В.Ф. Мотивация деятельности в чрезвычайных ситуациях. М., 1999.-314 с.

30. Дьяченко М.И. Адаптация к экстремальной ситуации. М., 1989. — С. 156162.

31. Журнал «Московской патриархии». 1958. - № 3. - С. 57.

32. Зараковский Г., Смолян Г. Информационно-психологические факторы риска //Управление риском. 1997. - № 1. - С.11-15.

33. Зубков В.И. Риск как предмет социологического анализа // Социс. 1999. -№4. - С.3-9.

34. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб., 1999. - С. 320-325.

35. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2001. - С. 370-376.

36. Каган М.С. К построению философской теории личности // Философские науки. 1976. - № 6. - С. 16-23.

37. Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974. - 328 с.

38. Кант и кантианцы: Критический очерк одной философской традиции. М., 1978.-368 с.

39. Кант И. Соч. Т.4. 4.2. - М., 1965. - С.22-25.

40. Кант И. Соч. Т.6. М., 1966. - С.357.

41. Капустин В.Ф. Неопределенность: виды интерпретации, учет при моделировании // Вестник ЛГУ. 1993. - №2. - С.108-113.

42. Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. СПб., 1987,-С.254;263.

43. Карпов А.В. Проблемы принятия решения в трудовой деятельности // Психологический журнал. 1993. - №3. - С. 3-14.

44. Карсавин Л.П. О личности. Религиозно-философские сочинения. Т.1. М., 1992.-345 с.

45. Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии. М., 1988. - 312 с.

46. Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история. М., 1981. - С. 240-258.

47. Кемеров В.Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл.-М., 1977.- 160 с.

48. Кирьянова Е.Н. Риск в профессиональной деятельности // Управление персоналом. 2000. - № 9. - С. 8-13.

49. Китаев Смык Л.А. Психология стресса. - М., 1982. - С. 34-56.

50. Ключевский В.О. Курс русской истории. Т.1 // Он же. Соч. в 9-ти т. М., 1995.- С. 162-166.

51. Кон И.С. Социологическая психология. М.- Воронеж, 1999. - 555 с.

52. Корнилова Т.В., Долныкова А.А. Диагностика импульсивности и склонности к риску // Вестник МГУ. Серия 14. - Психология. - 1995.- №3. - С. 46-56.

53. Корнилова Т.В. Психология риска и принятия решений. М., 2003. - С. 127145.

54. Короленко Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. -Л.Д978.-271 с.

55. Котик М.А. Психология и безопасность. Талинн, 1989. - С. 76-93.

56. Красин А.Н. Социально-философские проблемы становления личности. М., 1981.-211 с.

57. Кризисная интервенция // Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб., 1998. - С. 15-26.

58. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. СПб., 2004. - 464 с.

59. Лазарус Р.Г. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. Л., 1970. - С. 175-180.

60. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. М., 1989. - С. 54-96.

61. Лебедев В.И. Экстремальная психология. М., 2001. — С. 24-48.

62. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. - 304с.

63. Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология / Под общ. ред. А.А.Белика. М., 2001. - 555 с.

64. Локк Д. Сочинения: В 3 т. Т. 3. М., 1986. - 688 с.

65. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991. — 368 с.

66. Луман Н. Понятие риска // Альманах THESIS. Риск. Неопределенность. Случайность. 1994. - № 5. - С. 135-160.

67. Любутин К.Н. Человек в философском измерении: от Фейербаха к Фромму. -Псков, 1994. 134 с.

68. Мамардашвили М. Лекции по античной философии. М., 1997. - 320 с.

69. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. в 3-х т. Т.З. М., 1972. - С.3-9.

70. Медведев В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. Л., 1982. - 104 с.

71. Менегетти А. Система и личность. М., 1996. - 128 с.

72. Методологические рекомендации по социально-профессиональной адаптации на рынке труда граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей / Под ред. М.А. Моисеева, М.В. Бубнова. М., 2001. - С.83-96.

73. Мизринь Л.А. Основы рискологии. СПб., 1998. - 250 с.

74. Мировоззренческая культура личности: (Философские проблемы формирования) / Отв. ред. В.П. Иванов. Киев, 1986. - С. 17-29.

75. Момджян И.Х. Введение в социальную философию: Учебное пособие. М., 1997.-448 с.

76. Моторин Б.В. Риск в профессиональной деятельности: основные факторы и особенности проявления: Монография. СПб., 2002. - 214 с.

77. Мясищев В.Н. Психология отношений. М., 1995.-385 с.

78. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности. Ереван, 1988.- 198 с.

79. Наенко Н.И. Психологический анализ тревожности. М., 1982. - С. 47-63.

80. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1998. -С.679.

81. Ойзерман Т.И. К характеристике философии Шеллинга: принцип тождества необходимости и свободы // Вопросы философии. 1998. - № 2.- С. 108-120.

82. Петровский В.А. Личность: феномен субъективности. Ростов — на -Дону, 1993. - С. 39-54,

83. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М., 1992. - 258 с.

84. Платон. Соч. Т.З. 4.2. М.,1972. - С.444-448.

85. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986.- 230 с.

86. Проблема человека в западной философии: Переводы. М., 1988. - 406 с.

87. Психические состояния / Сост. и общая редакция JI.B. Куликова. СПб., 2001.-409 с.

88. Психология экстремальных ситуаций / Сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок. -М., 2002.-480 с.

89. Pay И.А. К характеристике гегелевской концепции личности // Философские науки. 1989. - № 10. - С. 115-117.

90. Резвицкий И.И. Личность. Индивидуальность. Общество: Проблема индивидуализации и ее социально-философский смысл. М., 1984. - 200 с.

91. Ромек В.Г. и др. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. СПб., 2004. - 256 с.

92. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.,1973. - С.259-263.

93. Русские философы (к 19 сер. 20в.): Антология. Вып. 1. - М., 1993. — 368 с.

94. Ручка А.А., Танчер В.В. Очерки истории социологической мысли. Киев, 1992.-510 с.

95. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1979. - 268 с.

96. Словарь русского языка: В 4-х томах. Том 3 П-Р. М., 1983. - С.717-719.

97. Современный философский словарь / Под общ. ред. д.ф.н., профессора В.Е. Кемерова. М., 2004. - 864 с.

98. Соколов В.В. Европейская философия 15-17 в. М., 1996. — 420 с.

99. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М., 1995. — 376 с.

100. Солнцева Г.Н. Когда и почему рискуют люди // Человек. 2001. - №1. - С. 102-112.

101. Солнцева Г.Н. Определение неопределенности // Управление риском. — 1997.-№2.-С.34-43.

102. Солнцева Г.Н. О психологическом содержании понятия «риск» // Вестник МГУ. Серия 14. - Психология. - 1999. - № 2. - С. 14-22.

103. Солнцева Г.Н., Корнилова Т.В. Риск как характеристика действий субъекта. -М., 1999.-276 с.

104. Социальная психология: Учебное пособие для вузов / Сост.: Р.И. Мокшанцев, А.В. Мокшанцева. Новосибирск-М., 2001. - 408 с.

105. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов / Под ред. Лабунской М.И. М., 1999. - 210 с.

106. Станкевич Л.П. Проблемы целостности личности. М., 1987. - 281 с.

107. Степин B.C. Философская антропология и философия науки. М., 1992.191 с.

108. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983. - 286 с.

109. Столяренко A.M. Экстремальная психопедагогика: Учебное пособие для вузов. М., 2002. - 607 с.

110. Тарабрина Н.В. и др. Посттравматическое стрессовое расстройство: психологические и клинические особенности, вопросы терапии // Альманах Materia Medica. 1996. - № (1)9. - С. 57-68.

111. Теории личности / Хьелл Л., Зиглер Д.- СПб., 2003. 608 с.

112. Тягунов А.А. Риск, неопределенность, случайность. М., 1998. - С. 13-16.

113. Тягунов А.А. Теория принятия решений: Учебное пособие. Тверь, 2001. —192 с.

114. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М., 1990. - С. 512-520.

115. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т. Т.З. — М,, 1987.-С. 485-488.

116. Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т.1.- М., 1955. С. 56-78.

117. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М., 1994. - С. 43-49.

118. Феномен человека: Антология человека / Сост. П.С. Гуревич. М., 1993. -349 с.

119. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. -М., 2001.-719 с.

120. Фихте И.Г. Избранные сочинения. Т. 1. М., 1962. - С. 27-39.

121. Франк C.JI. Духовные основы общества. М., 1992. - 511 с.

122. Франк СЛ. Душа человека. М., 1917. - С.216-217.

123. Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия // Психология личности. Тексты. -М, 1982.-368 с.

124. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. -СПб., 2002.-864 с.

125. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1995. - 319 с.

126. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990. - 336 с.

127. Шарден Т. Феномен человека. М., 1968. - 560 с.

128. Шевченко А.К. Культура. История. Личность. Введение в философию поступка. Киев, 1991. - 187 с.

129. Allport G.W. Becoming: Basic considerations for a psychology of personality. New Haven, CT: Yale University Press, 1955. P. 24-36.

130. Bollnow O.F. Die philosophische Antropologie und ihre metodischen Prinzipen // Philosophische Antropologie heute. Munchen, 1972. - S. 14-19.

131. Brunning W. Philosophische Antropologie // Die Philosophie in XX Jahrhundert. -Stuttgart, 1963.-S. 26-31.

132. Freud S. An outline of psychoanalysis. In Standard edition (Vol. 23). London: Hogarth, 1964. P. 37-43.

133. Fromm E. Escape from freedom. New York: Avon, 1956. P. 21-26.

134. Honigman J.J. Culture and Personality. New York, 1954. P. 18-21.

135. Wallace A. Culture and Personality. N.Y., 1970. P. 55-59.