автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему: Экзистенциальный смысл праздника
Полный текст автореферата диссертации по теме "Экзистенциальный смысл праздника"
На правахрукописи
Слюсаренко Мария Александровна
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ СМЫСЛ ПРАЗДНИКА: ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
09.00.13. Религиоведение, философская антропология, философия культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Томск-2004
Работа выполнена на кафедре философии Томского государственного педагогического университета
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
доктор философских наук, профессор Сысоева Любовь Семеновна
доктор философских наук, профессор Петрова Галина Ивановна
кандидат философских наук Солодовникова Ольга Владимировна
Ведущая организация:
Томский университет систем управления и радиоэлектроники
Защита состоится «21» декабря 2004 г. в 15-00 на заседании диссертационного совета Д 212.266.02 при Томском государственном педагогическом университете по адресу: 634041, г. Томск, пр. Комсомольский, 75, конференц-зал.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Томского государственного педагогического университета.
Автореферат разослан «19» ноября 2004 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
Жукова ЕА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена тем, что в условиях высокого динамизма в развитии культуры, отличающегося, с одной стороны, глобализацией и синтезом культурных процессов, с другой стороны, кризисными состояниями как культуры в целом, так и отдельных ее феноменов, наблюдается тенденция к свертыванию пространства чисто человеческих отношений.
Состояние «пограничности», присущее современной культуре, является результатом приоритетности в социокультурном континууме научно-технической информационной масштабности, инструментального разума над духовным миром человека, его личностью как средоточием всех культурных, и, в первую очередь, нравственных и политических ценностей. Изменения, происходящие в культуре, касаются бытия как присутствия и, соответственно, культурно-смысловой функции праздника, являющегося проявлением человеческого бытия-присутствия, обусловленного экзистен-циалом Заботы.
При анализе социокультурной динамики праздничной культуры отмечается наличие непреходящей потребности человека в обретении эстетического наслаждения в коллективном способе проживания действительности, потребности в смене видов деятельности как условия для обеспечения полноценного образа жизни, поиске новых форм праздничного действа и игры, выражающих способ существования в горизонте времени.
Обращение к реальности свидетельствует, что понимание и толкование бытия в современном празднике сведено к его декоративно-развлекательным, культурно-бесплодным формам, характеризуется утончением связей со смыслообразующими ценностями, элиминацией экзистенциальной сущности. Вследствие высокой эстетизации сегодняшней повседневности формируется новая цивилизация и соответствующая ей культура всеобщей фестивизации современного мира, отличающаяся стиранием различий повседневного и праздничного способов бытийствования в результате подмены праздничного события увеселительными, зрелищными феериями (яркими представлениями, рассчитанными на внешний эффект).
На то, что современный человек владеет искусством проведения праздника «уже недостаточно хорошо», и это влияет на отличительную особенность праздника, указал в свое время Г.-Г. Гадамер, один из учеников и последователей экзистенциальной теории М. Хайдеггера, в работе «Актуальность прекрасного». Не расходится с его мнением и соответствующая оценка К. Ясперса, который писал, что в массовом аппарате и в его представительстве недостает подлинного величия. Нет праздников. В подлинность праздников никто не верит, даже сами их участники..'
Следует отметить, что тенденции развития современной культуры не только не оставляют в стороне феномен праздника, но обостряют проблему понимания и толкования бытия праздника Поэтому исследования в
этой области представляются актуальными, особенно в контексте эстетизации современной культуры.
Вследствие обозначившихся противоречий актуализируется проблема выявления экзистенциального смысла праздника, необходимости вернуться к его смыслообразующим истокам, восстановить фундамент праздничного бытия, вписать праздник в структуру экзистенциалов, представить философско-культурологический анализ праздничности. На фоне изменений современной культуры, провоцирующих формирование новых культурных ценностей и нового образа человека, актуальным становится восстановление способности праздника пробуждать творческие возможности человека, восприятие праздника через ценности, которым он посвящен, утверждать и подчинять им повседневный способ бытия. Постижение смысла праздника дает возможность понять его предназначение в культуре, представить широкую гамму символических конструкций бы-тийствования, отрефлексированных разумом человека на пути между прошлым, настоящим и будущим.
Актуальность темы диссертационного исследования состоит в создании нового смыслового поля изучения проблемы в русле экзистенциальной рефлексии, в единстве природных и социальных связей культурного континуума с использованием отечественных и зарубежных источников исследования праздничной культуры.
Степень теоретической разработанности проблемы оценивается в контексте культурно-философской мысли, включающей в себя проблематику современной праздничной культуры.
На ослабленное внимание теоретической мысли по отношению к категории «праздник» указывает К. Кереньи, обратившись к явлению праздника с позиции философии культуры, и с ним соглашаются Г.-Г. Гадамер и Й. Хейвинга, признававшими за этим феноменом характер изначальной самостоятельности.
В проанализированных отечественных и зарубежных исследованиях по вопросам праздничной культуры, как правило, главное внимание уделяется культурно-историческим, этнографическим, социологическим аспектам праздника, категориям, с ним связанным, но отсутствуют следы рассмотрения феномена праздника в контексте экзистенциальной традиции, которую мы связываем, прежде всего, с философией М. Хайдеггера.
Выделение и исследование явления праздника в отечественной литературе в большей степени можно отнести к первым десятилетиям XIX века. И.П. Сахаров к этому времени соберет и проанализирует обряды, ритуалы и поверья, имеющие отношения к русскому народному календарю, в работе «Сказания русского народа». Труд И.М. Снегирева «Русские простонародные праздники и суеверные обряды», по праву признанный первой в России поэмой народной жизни, позволяет не только заглянуть в мудрый мир предков, но и восстановить отлаживаемый веками ритм жизни, основу которого составляли именно праздники.
На глубинные связи языческих, церковных, народных празднеств указывает опыт историко-этнографического исследования середины XX века В Я Проппа, который обращает внимание на то, что посвященная праздникам литература довольно обширна, но ни одна из основных проблем не может считаться разрешенной Рассматривая функционирование и развитие русских праздников, В Я Пропп приходит к выводу о чрезвычайно архаическом контексте исследования этих праздников
Анализу социальной сущности, функций, генезиса и тенденций развития праздничных форм посвящены труды ряда исследователей XX столетия Б А Рыбакова, Ю М Лотмана, Д М Генкина, А В Бенифанда, ИВ Суханова, ДМ Угриновича, АФ Некрыловой, К Жигульского, И А Панкеева, А В Юдина, Е Э Келлер Однако в них не раскрывается экзистенциальный смысл праздника как феномена культуры
Этнографический аспект явления праздника наиболее развернуто представлен в работах Д Д Фрэзера, Э Б Тайлора, В Тернера, С А Токарева, Я В Чеснова ЕВ Антоновой ЕН Романовой
Исследования К Кереньи, В Ф Отто, Д Лауэнштайна характеризуют мифологическую природу праздника, отражающую единство «некогда» и «теперь» и способствующую воссозданию архетипического события, произошедшего в прошлом, но, по своей сути, вечном Экспликации церемонии мистерий крупнейшего мистериального центра Древней Греции -Элевсина и понимания опыта и переживаний главных участников церемониала - мистов, связанных обетом молчания под угрозой смерти, позволяют глубже осмыслить отличительные свойства праздника - единение, са-кральность и связанную с ним структуру переживания времени
Проявление творческого усилия свойственно только человеку в стремлении «сохранить ускользающее» (термин Г-Г Гадамера), войдя с ним во взаимодействие (прочесть, понять, озаботиться) На эту возможность человека, постигающего себя в свободе, составляющую его человеческую природу (как и в угрозе свободы), обращает внимание философско-антропочогическая мысль Ф Ницше, М Шелера, Г Плеснера Как возможность выбора она прослеживается в интенциях М Хайдеггера, Г Г Г адамера, С Л Франка, Л И Шестова, К Ясперса, Ж Сартра, X Арент, Р Штейнера Среди современных отечественных исследований по проблемам экзистенциального бытия сущего, позволяющим выйти на экзистенциальную парадигму праздника, следует выделить работы А В Ахутина, Е Гурко, О А Краевской В И Молчанова, Л С Сысоевой, С С Хору жего
Системные и социологические исследования общественной жизни (Ф БЛкон, Э Дюркгейм, М Вебер, К Мангейм, К Жигульский, М С Каган, П С Гуревич, Б Вальденфельс, С С Хору жий) дополнили возможности выявления феномена праздника, его функциональных особенностей и развития Особу ю роль в понимании проблематики смысла праздничной культуры, ее связи с человеческой природой сыграли работы Э Кассисера, С Л Франка, Э Фромма, А Ф Лосева, В Дильтея, А Швейцера,
В Франкла, Г Хенгстенберга, Ю Хабермаса, Э Фукса, с разных сторон интерпретирующих и развивающих феноменологические идеи и активно включающих их в аначиз своеобразия феноменов культуры, в ряду которых находится и праздник Близок к экзистенциальному подходу и художественно-эстетический анализ праздничных форм ММ Бахтина, отметившего уникальность явления праздника в жизни человека
Логика изложения исследования потребовала подкрепления его культурно-историческим и этнографическим материачом, представленным в работах таких авторов, как Э Тайлор Л Леви-Брюль, К Леви-Стросс А Тойнби, В Тернер, И С Снегирев, Б А Рыбаков, Ю М Лотман, К Ке-реньи, Д Лауэнштайн, Ж Ле Гофф, Й Хейзинга, А Я Гуревич, Д М Ген-кин, АФ Некрылова А В Бенифанд, ЭО Бондаренко, ПЕ Бардина С Б Маркарьян, П Вайль, В -Ф Отто, К Хоф В -Д Грин, Анна Франклин Пробчема культурных, смыслообразующих ценностей в празднике как одном из способов бытия человека экзистирующего раскрыта с помощью обращения к исследованиям внутренних, трансцендента тьных форм сознания (М Хайдеггер, Ж-П Сартр, Г Марсель, М Бубер, Э Левинас К Ясперс, М Мерло-Понти), интенций герменевтического направления (И Гердер, Ф Шлейермахер, В Дичьтей, П Рикер, Г-Г Гадамер Я В Чеснов), и ментальности народа (М М Бахтин, Н А Бердяев, НИ Костомаров, ПС Гуревич, БН Бессонов, ГД Гачев, ИГ Дубов НП Кирилпов, А П Огурцов, ЮВ Петров, ЛС Сысоева, Г1 Э Хенг-стенберг, В В Чешев, А И Яковлев) Динамика смыслообразу ющих ценностей указывает на сложность и неоднозначность современной социокультурной ситуации, особенности которой рассматриваются такими ис-следоватечями культуры, как А Бергсон Л Мэмфорд, Г Зиммель, Ю Ха-бермас, Ж-Ф Лиотар, У Эко, В В Бибихин, Р Барт, А Банфи, О В Соло-довникова, Л С Сысоева Л Г Сухотина, Г И Петрова, Л Б Брусичовская А В Вислова В Л Губман
Современная праздничная культура, как и вся культура в целом, оказалась подверженной процессам эстетизации и фестивизации Анализ тенденций эстетизации жизни, способствующей растворению праздника в повседневности, проведен с опорой на исследования в области изменения принципов эстетики в современном мире (Ф Ницше, О Маквард, В Вельш, Н Гартман, Э Гиббон, Ж Бодрийяр, П Счотердайк, П Вачери, А Ф Лосев Э Фу кс, Ф Мюре, Г Маркузе, О И Маюнова, Л С Сысоева О В Солодовникова, В М Видгоф, А Р Геворкян)
В исследовании темы в качестве иллюстрации испочьзовачись чите-ратурные произведения (В К Арсеньев, НВ Гоголь, ЗН Гиппиус-Мережковская, Р Джованьочи, А Дюма, ДС Мережковский, Н Рерих, В Д Славнин Д Стейнбек, М И Цветаева, И С Шмелев), произведения художников (П Рубенс, П Веронезе, Г Веласкес Г Гольциус), разработки сценариев современного праздника
Представчения, связанные с особенностями экзистенциального бытия сущего присутствующие в приведенных выше авторских работах бы-
ли применены при разработке интерпретации праздника как одногр из эк-зистенциалов бытия, его органической связи со смыслообразующими ценностями и ментальными характеристиками критериев разнообразия праздника.
Объектом исследования является праздник ,как феномен бытия в экзистенциальной рефлексии.
Предметом исследования является экзистенциальный смысл праздника и праздничность в их генезисе, функционировании и развитии.
Цели и задачи исследования
Целью исследования является выявление смысла праздника как экзи-стенциала культуры на основе философско-культурологического анализа. В соответствии с поставленной целью определяются следующие задачи:
1) эсплицировать праздник как один из основополагающих экзи-стенциалов вопрошающего на основе интерпретации экзистенциально-феноменологического подхода в исследовании его смысла;
2) выявить смысл экзистенциала праздника и праздничность как синтез смыслообразующих ценностей в их культурной динамике;
3) представить философско-культурологический анализ экзистенциальных истоков праздника, его функционирования и развития;
4) определить критерии экзистенциального разнообразия праздника, обусловливающие его типологические признаки.
Методология исследования проблемы смысла праздника базируется на интерпретации экзистенциального понимания бытия с использованием установок феноменологического метода к анализу события праздника. Положения экзистенциальной теории подлинного бытия (Dasein) экстраполируются на специфику праздника с его интенциональностью из будущего, от конечности бытия конкретного человека.
Экзистенциальный подход в рамках феноменологического направления основывается на экзистенциальном понимании события как «отверзто-сти бытия» (М. Хайдегтер), соотнесенного с представлением о бытии сущего «из его возможности быть». При этом используются понятия и концептуальные положения, разработанные исследователями, внесшими свой вклад в учение об экзистенциальных феноменах. Выбор методологии обусловлен тем, что существование человека в состоянии повседневной «заброшенности» в мир может быть охарактеризовано как ощущение им озабоченности смыслом бытия, тревоги, ответственности - всего того, чем наполняется экзистенция человека в его «вот-бытии». Праздник синтезируется, закрепляется, становится традицией в процессе экзистенциального конституирования заботы с участием основных форм открытости бытия («расположенность», «понимание», «речь») Экзистенциальная интерпретация праздника открывает возможности для творческого самовыражения бытийствующего человека, оставляя за ним свободу выбора открывающихся возможностей.
В качестве когнитивного приема, направленного на решение эксплицитно поставленной проблемы объяснения праздничного бытия как
бытия-в-мире, бьггия-к-смерти нами используется метод интерпретации бытийных способов и основополагающих структур вопрошающего (бы-тийствующего как присутствующего) в экзистенциальной парадигме с «перемещением» на экзистенциальный смысл праздника.
Научная новизна исследования
Впервые в отечественной философско-культурологической мысли:
1) эксплицирован экзистенциал праздника, конституированный как самостоятельный, уникальный и эстетический способ бытия человека на основе метода интерпретации экзистенциально-феноменологической рефлексии;
2) выявлен экзистенциальный смысл праздника, фундированный смыслообразующими ценностями человеческого бытия в их культурной динамике;
3) раскрыто экзистенциальное происхождение праздника, его развитие, функционирование в культ) ре и взаимосвязь с игрой и искусством:
4) определены критерии экзистенциального типологического разнообразия праздника, обусловленные темпоральными, ценностными и ментальными характеристиками его содержания и отношением человека к способу собственного бытия.
Положения, выносимые на защиту:
1. Метод интерпретации экзистенциально-феноменологической рефлексии позволяет конституировать экзистенциал праздника и определить его через главные категории экзистенциальной философии; представить праздник как один из способов бытия человека в культуре, интенцио-нально заданного «бытием-к-смерти», и служащего заботе жизнеутвер-ждения в той или иной эстетической модальности. В экзистенциальном смысле праздника заложены подлинные первоначальные отношения бытия и времени.
2. В отличие от повседневности с ее случайностью, «окказиональностью», профанностью экзистенциальный смысл праздника обусловлен ценностями человеческой жизни, интенционально мотивированными темпоральным миром высших целей человеческого существования, привнося в праздничность сакральность и эстетическую значимость. Ценности в празднике существуют в синтезе смыслообразования - нравственного, политического, когнитивного, исторического, национального, этнографического, образуя вследствие целостности и эстетическое состояние праздничности. Сама же праздничность интерпретируется как экзистенциальное самораскрытие бытия в ценностном континууме, обнаруживаемая в качестве значимости в интенции на себя и в интенции на праздничное событие. Празднуемые ценности обусловлены культурной динамикой, и непрехо-дящность праздника наполняется преходящим смыслообразованием. Экзи-стенциал праздника в силу своей темпоральности позволяет удерживать в культуре смысл и значение человеческих ценностей, выработанных и отобранных в процессе экзистирования человека.
3. В отличие от существующей трудовой теории праздника, исходящей из понимания его как вторичного явления - «надстройки», праздник возник в непосредственном переживании своей «заброшенности» в мир в мифологическом сознании человека. Экзистенциальный страх за свое будущее, тайна смерти, помещение смерти в контекст жизни содержат в себе корни возникновения праздника как стремления удержаться в горизонте жизни. Солярная и лунная мифологии, земледельческие религии, древние элевсинские мистерии, календарно-культовый порядок человеческой жизни свидетельствуют о становлении праздника, в котором кристаллизуются ценности возрождения жизни в ее духовности через способность «ставить-себя-пред-лицом-смерти», удерживая в празднике триаду «жизнь-смерть-жизнь». В своем функционировании, начиная с древних обрядов и включая современные формы празднования, праздник «разыгрывается», то есть существует в своей органичной связи с игрой и искусством. Пройдя через историческое разнообразие в своих эстетических проявлениях, праздник в современной массовой культуре, в гиперфестивном мире трансформируется в зрелище и шоу-бизнес, когда празднуются «небывшие события». В условиях эстетизации современной культуры ценностный смысл праздника теряется вследствие того, что «созревание» этических ценностей в ускоряющемся мире замедляется. Возрождение в празднике экзистенциального присутствия с антропологической тайной смысла и творчеством является требованием современной культуры.
4. Предложеннные экзистенциальные критерии праздника, каковыми являются: 1) смыслообразующие ценности, которым посвящен праздник; 2) темпоральность как время, способное задавать смысл праздничного события; 3) отношение человека к способу собственного бытия; 4) ментальность с ее особенностью опираться на экзистенциальное смыс-лополагание, позволяют представить типологическое разнообразие праздника в его временных и пространственных границах, функции феномена, выявить его единство со смыслом человеческой жизни и ее направленностью в будущее.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что диссертационное исследование, опираясь на анализ как отечественных, так и зарубежных источников, создает новационное представление о празднике и его главной качественной характеристике - праздничности в экзистенциальной рефлексии с использованием важнейших экзистенциальных категорий. Рассмотрение культурно-антропологических истоков праздника и его развития в тесной связи со смыслообразующими ценностями разных народов, изучение праздничных практик (на месте) Бурятии, Испании, Франции. Америки, Венгрии, Германии позволило выявить остроту проблемы понимания и толкования данного феномена в современном мире.
Предложенная интерпретация экзистенциального смысла, социокультурной динамики и разнообразия праздничной культуры позволяет
рассматривать данное исследование как новый подход к празднику в философии культуры в ее экзистенциальном аспекте.
Основные положения и выводы исследования могут быть использованы в дальнейших интерпретациях праздничного способа бытия, его основных экзистенциалий, культурных процессов, обеспечивающих жизненность праздника и его способность противостоять пустому бездействию.
Апробация исследования
Основные положения диссертации автор представил на региональной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Сибирская школа молодого ученого» 21-23 декабря 1998 г., г. Томск; III межвузовской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука» 13-24 апреля 1999 г., г. Томск; XXXVII Международной студенческой научно-практической конференции «Философия культуры» 18-21 мая 1999 г., г. Новосибирск; Международном конгрессе «Наука, образование, культура» 20-25 декабря 1999 г., г. Томск; Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «III Сибирская школа молодого ученого» 22-23 декабря 2000 г., г. Томск; V Общероссийской межвузовской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» 23-26 апреля
2001 г., г. Томск; VI Общероссийской межвузовской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» 15-20 апреля 2002 г., г. Томск; научно-практической конференции «Духовные истоки русской культуры», посвященной Дням славянской письменности и культуры 23-24 мая 2002 г., г. Рубцовск; Всероссийской научной конференции «Исторические корни российской ментальности» 14-15 июня
2002 г., г. Томск; Международной научной конференции «Россия - Азия: проблемы интерпретации текстов русской и восточных культур» 1-5 июля 2002 г., г. Улан-Удэ; Всероссийской научно-методической конференции «Образование и искусство в формировании целостной личности: междисциплинарные стратегии и комплексные технологии (опыт, проблемы, перспективы)» 3-5 декабря 2002 г., г. Томск; VII Всероссийской межвузовской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» 14-18 апреля 2003 г., г.Томск: научно-практической конференции «Духовные истоки русской культуры», посвященной Дням славянской письменности и культуры 23-24 мая 2004 г., г. Рубцовск; VIII Всероссийской межвузовской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (с международным участием) «Наука и образование» 19-23 апреля 2004 г., Томск.
Материалы диссертации использовались в организационно-педагогической работе (в г. Томске, Томской области), направленной на проведение тематических (событийных), литературных, музыкальных праздников, в разработке экспертных материалов на базе сценариев и праздничных действ в городе и области, организации культурно-просветительской деятельности регионального фонда имени П.И. Маку-шина.
Результаты диссертационного исследования опубликованы в книге «Городская культура и праздники» и 17 статьях.
Структура работы
Структура диссертации отражает логику исследования и соответствует порядку решения задач, необходимых для поставленной цели. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка литературы на русском, английском и немецком языках, включающего 298 наименований.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Введение содержит актуальность темы, постановку проблемы исследования, обоснование теоретической и практической значимости, степень научной разработанности проблемы, методологию исследования, формулировку целей и задач диссертации, ее научной новизны, положений, выносимых на защит)', освещение теоретической и практической значимости, описание структуры работы.
Первая глава «Экзистенциальный смысл праздника как феномена кулътуры» на основе интерпретации экзистенциально-феноменологического метода исследования определяет феномен праздника как экзи-стенциал, обеспечивающий причастность человека смысловым ценностям культурного континуума через активное приобщение к ним. Интенцио-нальная деятельность сущего в его бытии-в-мире, мотивированная смыс-лообразующими ценностями и экзистенциально направленная на отношение к идеалам через бытие-к-смерти, формирует характерный праздничный способ проживания действительности и создает состояние праздничности как необходимое для данного способа бытия (со-бытия) в структуре Dasein.
В параграфе 1.1 «Интерпретация феномена праздника в экзистен-циапьной рефлексии» рассматриваются экзистенциальные основания феномена праздника, позволяющие выделить его как один из экзистенциалов бытия-Dasein человека, рефлексирующего в состоянии заботы, причины которой кроются в самом бытии-в-мире Предпочтительность метода интерпретации экзистенциальной рефлексии в исследовании данного феномена культуры обусловлена единством оснований праздничного бытия и бытия как такового, включенностью праздника в модусы времени и его органической связью с идеей возрождения человека и природы.
В празднике как виде синтетической творческой деятельности, характеризующейся одновременно познанием мира и себя в мире, осуществляется феноменологический принцип «бытия-в», что и выделяет феномен из наличествующей обыденной, повседневной жизни. Праздник является тем ближайшим и наиболее массовым «здесь-бытием», которое выделяется как необходимость из нашей повседневности, привычных для человека способов поведения. Горизонтом смысла для экзистенциала праздника яв-
ляется темпоральность из будущего, что отвечает условию экзистенциального бытия сущего - его основополагающей структуре «бытия-к-смерти».
Только человек в своей экзистенции обладает способностью представлять основание в качестве основания и понимать, что «Ничто не есть без основания» (М. Хайдеггер). В силу специфических особенностей феномена праздника над ним властвует это «Ничто» как проявление временной конечности, удерживаемое бытийно своим «мы-в-мире-с-миром». Праздничность интерпретируется как непосредственное познание целого, предшествующего аналитическому различению его предметных свойств и качеств. Это необыкновенное состояние способно заполнить, согреть всю душу человека и дать надежду на жизненную перспективу. Оно, как правило, не приходит последовательно, а как будто накидывается всё сразу. Экзистенциальное представление данного феномена культуры может означать только бытийствование в темпоральном континууме, что и обусловливает выбор методологического обеспечения исследования. Экзистенциальная интерпретация позволяет видеть в празднике не только нечто необычное, но строго необходимое в жизни человека, органично вплетенное в социокультурное бытие. Праздничный способ бытия - это один из экзи-стенциалов Dasein, которые, по Хайдеггеру, делают здесь-бытие доступным в качестве «отверзтости». Экзистенциал праздника проистекает из теч же корней, что и другие экзистенциалы Dasein - бытия-к-смерти, Заботы, Страха.
Смысл праздника как вопроса о бытии сущего открывается в процессе анализа связанных с ним «экзистенциалий» - основополагающих структур вопрошающего (бытийствующего): «расположенности», «понимания» и «речи». Экзистенциальное самораскрытие праздничного бытия конституируется главной характеристикой феномена - праздничностью с помощью взаимодополняющих указанных экзистенциалий, определяющих фактичность, качественность состояния праздничности или находимости в состоянии праздничности. Расположенность, понимание и речь позволяют определить праздничность как «настроенность», задаваемую формой «си-туационности», как «фактичность», «качественность» нашего существования в праздничное и околопраздничное время. Возможно, наиболее ярко эта «качественность» находимости ощущается в состоянии предощущения праздника как ожидания встречи с возвышенным, волнующим и недоступным в обыденное время, что характеризует хтетическую ценность праздника. Она имплицитно содержится в празднике в своих различных модификациях от трагического до комического. Анализ экзистенциальных свойств праздника через призму связанных с ним экзистенциалий. формирующих «решимость» вопрошающего, показывает, что при определенных условиях праздник может являться привативной модификацией феномена- «кажимостью» в конкретной культурной практике и представлять лишь видимость праздника.
Экзистенциальное проявление праздничности передается в настроении (в отличие от настроенности) и определяется в своем существовании
содержанием той или иной ситуации, в которой мы су ществуем Так одно из самых экзистенциальных настроений - страх - во многом определяет праздничные переживания, ибо, благодаря ему, открывается «Ничто» и (опосредованно) бытие человеческого состояния Страх как экзистенциал характеризуется обособленностью и внутренней свободой человека Эта свобода достигается в понимании самого себя и выборе самого себя Свободное бытие, рождаемое состоянием страха, есть бытие виновности, когда ценой решимости (зова совести) чечовек выходит на общий предмет заботы Вызванное страхом проецирование человеком самого себя на свое бытие виновности ичи молчачивое, готовое к ужасу состояние человека (экзистирующее существование), вызванное «голосом» совести, приводит его к общей заботе совместного бытия Экзистенциальному страху как одному из состояний человеческого бытия (страх за свое будущее) противостоит ценность, которая для празднующей группы является святыней и может одновременно делать человека счастливым или приводить в трепет, ужас И в том, и другом случае - это таинственная покоряющая сила, вызываемая отношением присутствия в мире
Праздничность как структурное определение экзистенции ирису гст-вия соотносится с интенциональностыо сущего в его бытии-в-мире экзистенциально направленные спутники «Ничто» переживание, страх, вина, забота - ведут не только к совместному присутствию, но вызывают интенции объединяющие чюдей для «ради себя самого» как возможного бытия-присутствия-в-мире
Смысловая определенность экзистенциала праздника в русче экзи-стенциачьной рефлексии раскрывается темпоральностью бытия так структурой переживания времени Темпоралыюсчь данного феномена есть главная черта его экзистенциальности, а будущее есть ею первичный смысл В празднике всегда все возникает из будущего действительное будущее выпускает из себя иастоящее, из будущего обнаруживается и прошлое Ценой решимости человек в празднике выходит на общий предмет «заботы-опеки» - осознания своей конечности, завершенности исходного времени В феномене праздника заложены подлинные первоначальные отношения бытия и времени, праздничному времени, олицетворяющему мо-деть мира, суждено быть репрезентацией бытия к-смерти (смерти как главного предмета беспокойства и тревоги)
Таким образом, в экзистенциальной парадигме экзистенциал праздника представляет собой источник средоточия всех творческих сил, потенций человека и его самореачизации как «собственного» бытия сущего в процессе экзистирования в горизонте круговорота «жизнь-смерть-жизнь» Праздник - это уникальный, отличительный способ бытия, когда обнаружение и понимание своей «заброшенности» чечовеком внутри мира спу-жит интенцией и основанием для нового (качественного) возрождения, которое начинается с эстетического модуса трагического и приводит к возвышенному
В параграфе 1.2 «Экзистенциал праздника и праздничность как синтез смыслообразующих ценностей в их культурной динамике» решается задача по определению ценностной структуры смысла праздника как культурно-антропологического феномена в экзистенциальной рефлексии.
Праздник как один из экзистенциалов бытия, в отличие от повседневности с ее случайностью и окказиональностью, принципиально имеет четкую ценностную структуру, в центре которой всегда событие. Праздничная действительность - это специфическая фаза коллективной жизни, цель которой состоит в том, чтобы в специально выделенное для этого время институциональным образом поддержать, подтвердить предельные, высшие ценности-идеалы сообщества, выражающие отношение к историческим событиям, предшествующему опыту и предстоящему - в модальности «во имя чего». Ценность (ценности) является одновременно идеей и целью праздника, в ней выражается и позиция празднующего в отношении социальной действительности. Та позиция, которая оценивает сущее с высоты должного, усматривает тенденции будущего в настоящем, осуществляет выбор и предпочтение вектора бытия «вперед-себя». Именно ценности определяют вектор праздника в сторону будущего, что вытекает из экзистенциального смысла праздника. Экзистенциальная рефлексия, стимулирующаяся ценностно-значимой системой символов и выразительных средств, способствует соединению отдельных смыслообразований в гармоничное целое. В результат празднество представляется комплексом смысловых конструкций (не аллегорий), оказывающимся выражением чего-то' напряженного, возвышенного, прекрасного, уравновешивающего «бытие-к-смерти» и «возможность бытия». Человек соизмеряет свой выбор с нормой, идеалом, целью, которые выступают в качестве образца, эталона (Жизнь, Благо, Истина, Красота), формируемые забеганием вперед, точкой отсчета от конечности существования.
Пружиной, внутренней силой праздника является принцип амбивалентности в темпоральности конечного существования. Идеал жизни и право на жизнь как фундаментальные условия, включающие в себя целостную систему нравственных проблем и правовых установлений, в празднике сталкиваются с проблемой смерти, сопряженной с экзистенциальной рефлексией человека в отношении смысла своего существования Временность, являющаяся основанием ичи бытийным смыслом заботы, смерть и возрождение, смена и обновление всегда были и остаются ведущими смыслообразующими ценностями в праздничном мироощущении. Именно эти моменты в конкретных формах определенных праздников и создают специфическую праздничность праздника.
В исследовании интерпретируются и выделяются те первоначальные отношения, когда жизнь сопряжена со смертью как единственной возможностью обрести себя и свои смысловые ценности, то есть в аспекте, имманентном экзистенциалу праздника (М. Хайдеггер, Л. Шестов, Ж П. Сартр, Ж. Деррида). В празднике смерть выступает крайней возможностью экзистенции присутствия. Праздничный способ бытия открывает феномены
«смерти» и «ужаса» именно как возможности и тем самым раскрывает экзистенциальный смысл целостности бытия. Именно собственность праздничного бытия отличается определенной расположенностью (настроенностью) к ужасу, определенным пониманием (предвосхищением) смерти и определенным выражением речи (как и в молчании раздающимся «зовом совести»). Эти три формы решимости в празднике взаимодополняют друг друга, образуя тот праздничный характер бытия, где само присутствие постоянно находится перед лицом смерти, и в нем самом раскрывается мир как смысловой горизонт понимания бытия. Они «делегируют» празднику его смыслообразующие ценности, в которых понимающее бытие - Dasein и смерть есть начало и конечность экзистенции. Амбивалентностью упраздняется абсолютная смерть, как и негативное на уровне всей картины жизни, здесь все отрицательное представляется отмирающей частью рождающей жизни. В единстве двух противоположностей рождается энергия, заставляющая двигаться, расти, умножаться, жить.
Уникальное свойство феномена праздника - сопричастность также обусловлена ценностной природой праздника, его темпоральностыо и принципом интенциональности, который предполагает движение и направление интенций участников праздника в сторону их ценностных предпочтений. В восприятии праздничных элементов переживается не только то, что постигается интенцией, но и само интенциональное движение сознания. В результате переживания всего феноменального потока человек погружается в смысловой континуум праздника, чем и достигается состояние сопричастности, представляющее собой интенциональное единство как переживание всею феноменального мира. В празднике люди ощущают свою сопричастность происходящему по причине апелляции общего праздничного настроя к первичному опыту личности в его разомк-нутости (разверзтости, по Хайдеггеру) и историчности бытия. Общая ин-тенциональная направленность задается усвоенной ценностью интенцией, которая высветляет феномен праздника и формирует праздничность.
Таким образом, праздничность - это экзистенциальное самораскрытие бытия, а праздник — экзистенцная бытия, который в силу своей темпорачьности позволяет удерживать в обществе смысл и значение человеческих ценностей, выработанных и отобранных в процессе экзисти-росания человека. Посредством праздника был создан механизм закрепления опыта организации бытия, ментальности, культурных традиций, имеющих смыслообразующее значение для бытия индивида и человечества в его историческом многообразии, устойчивости мифологических архетипов и связи с ритмическими явлениями природы. Значит, экзистенциальный смысл праздника обусповлен интенцией из будущего (бытия-к-смерти), мотивированной заботой, определяющей празднуемые ценности, вне чего праздник существовать не может, то есть он в таком случае ничем не выделится из потока повседневной жизни.
Личный масштаб ценностей, уравновешенный смысловым континуумом сообщества, наполняется через праздник пассионарными интен-
циями, способствующими созданию определенного эмоционального поля как отдельного человека, так и всей празднующей группы (сообщества).
В завершение параграфа исследование подкрепляется историческим и этнографическим материалом с целью подтверждения его внутренней логики изложения, согласно которой праздник развертывается (играется) во взаимодействии двух модусов его содержательного процесса: ценностной значимости и интенции, существующих в полном взаимодействии, вытекая друг из друга.
Однако в быстро изменяющейся современной социокультурной ситуации 'вследствие деятельности в условиях социального отчуждения в ценностной культуре праздника происходят трансформации: празднества не всегда согласуются с культурообразующими ценностями, их взаимоотношения приобретают противоречивый характер, феномен праздника сводится к явлению сугубо развлекательной сферы быстро трансформирующейся культуры. В празднике, в широком феноменологическом смысле, не может быть ничего постоянного, то есть такого, что могло бы быть определенно изначально задано, кроме ценностного понимания жизни. Культурный смысл праздника в целом определяется отношением его к системе смыслообразующих ценностей. Поэтому в условиях размытости представлений о пределах потребность в празднике как в механизме синтеза смысловых определенностей у людей не только сохраняется, но может и усиливаться. С исчезновением одних праздников появляются другие, порой в виде различных суррогатов праздника, что является обычно наблюдаемым явлением в обществе в переходный период. Возрождение и становление праздника как социокультурного феномена осуществляется благодаря его духовному источнику - космоантропологической сущности человека как такового и темпоральной интенциональности в будущее, что является предметом исследования в следующей главе.
Во второй главе «Философско-культурологический анализ экзистенциальных истоков праздника и его развития» автором ставится задача показать, что происхождение, особенности функционирования, социокультурное развитие праздника в его разнообразии обусловлены идеей возрождения и имеют антропологические основания бытия-Эазеш. Суть проблемы, поднимаемой в этой главе, состоит в том, что праздник, пребывая длительное время в официальном статусе культурных элементов «надстройки» основного и жизнеопредстающего экономического «базиса», стал в большей степени олицетворяться с формами, противоположными трудовой деятельности и обусловленными биологической потребностью в периодическом отдыхе. Праздник в таком случае, утрачивая собственное смысловое миросозерцательное значение, растворяется в повседневности, соотносится с «праздностью». Чтобы вернуть праздник к своим собственным истокам, восстановить связь с сакральностью, Необходимо видоизменить сам ракурс культурфилософского зрения на возникновение и развитие этого уникального феномена, имеющего прямое отношение к обеспечению и наращиванию витальных сил человека.
В параграфе 2.1 «Генезис, функционирование и развитие экзистен-циала праздника в культуре» рассматривается связь феномена праздника с творческим началом и экзистенциальной рефлексией, организующими человеческую жизнь в многообразии взаимосвязей социума. Раскрывается механизм синтезирования праздничности, структурированной смысловой определенностью, имманентной ценностному пониманию жизни, и его связью с игрой и искусством.
Праздник является одним из условий существования наряду с повседневностью, которая хотя и выступает главным топосом человеческого существования, но характеризуется смысловой, экзистенциальной недостаточностью и необходимостью периодического обращения к социокультурным образцам, фундирующим данный тип культуры. Поэтому экзи-степциал праздника в его неразрывной связи со смыслообразующими ценностями, наполняющими эти социокультурные образцы, вскрывая оболочку повседневности и обеспечивая возвращение к ней на новой качественной основе, служит антитезой повседневным будням, обычной жизни и не может с ними слиться. Его тесная связь с сакральностыо. идеалом, строгой структурированностью создает амбивалентный характер своего бытия по отношению к повседневности. Своей нормативностью он задает меру повседневной жизни, особые точки отсчета в повседневности.
Генезис праздника в его экзистенции рассматривается через феномен сакральности, который причастен к идеалу и развертыванию человеческих сущностных сил в культуре. Праздник возник до всякого объективного познания, на дорефлексивном уровне, в «наивном» контакте человека с миром, в непосредственном переживании им своей «заброшенности» в мир, в непосредственном понимании себя и своей ситуации как «бытия-в-мире», по Хайдеггеру, или «для-себя», по Сартру. Природа праздника связана с «откровенностью бытия», с которым соприкасается и для которого открыто бытие сущего (человека). Происхождение праздника имеет тесную связь с формированием человека духовного и его попыткой разрешить апорию смерти как своей конечности. Эта проблема продолжает волновать человека и остается нерешаемой даже тогда, когда она выводится за пределы рационализации. Интерпретация праздника как одного из способов экзистенциального существования человека дает возможность утверждать, что в празднике участвует физически-душевно-духовный человек целиком, со всеми своими чувствами и желаниями, заботой и опасениями, своим жизненным опытом и надеждами.
Праздничная культура разворачивалась в русле мифологического сознания, направленного на поддержание порядка в жизненном мире и отражающего контакт человека с природой, границы дозволенного которой он ощущал расплывчато как в эпоху античности и последующие, так не владеет этой тайной и поныне. В параграфе аргументируется и обосновывается темпоральное функционирование экзистенциала праздника на основании факта переживания времени как человеческого способа измерения мира и факта дискретности бытия сущего во времени, вследствие чего за-
бота в экзистенциальной парадигме «праздничности» означает «ставить-себя-перед-лицом-смерти». При этом смерть в празднике каким-либо образом, удерживается в горизонте жизни человека. Обеспокоенность конечностью (смертью) есть экзистенциальный страх как одно из состояний человеческого бытийствования и сводится к заботе о своей социоприродной самосохранности и высших человеческих ценностей, что является основанием всякого праздника, его генезиса и социокультурного развития.
«Ставить-себя-пред-лицом-смерти», по Хайдеггеру, - значит «быть-устремленным-вперед» и, может быть, каким-либо образом приблизиться к схватыванию секрета смерти. Праздник помогает этому акту схватывания тайны смерти, помещению смерти в контекст жизни. Поэтому создание такого механизма рефлексии по поводу мира и человека, как праздник, становится необходимым, ибо он способствует процессу встраивания индивида в бытийствующий мир. Многочисленные разновидности культур указывают на всеобщность феномена праздника и его особенности как формы проявления коллективной заботы в ее модусах бытия-к-смерти, совести, зова совести, вины, решимости. В заботе о будущем, в бытии-к-смерти, в забегании вперед человеческое существование узнает себя, обнаруживает себя и находит одновременно и свое прошлое, и свое бытие-в-мире, и что оно конечно, исторично, временно. В каждом модусе заботы как основе феномена экзистенциального существования лежит модус времени - «временность». Понимание, что душевно люди живут силами времен года и праздников, и духовной глубины они достигают через многотрудный «Ев-булеев поворот времени вспять» (Д. Лауэнштайн), позволяет человеку верить в способность праздника научить «не только жить с радостью, но и умирать с надеждой на лучшее» (Цицерон). В этом суть феноменологизи-рования ранних религий и процесса происхождения дионисийских мистерий, христианства с его празднествами и всей праздничной культуры в целом. Возможно, здесь же находятся корни интенции вечной жизни как тотального триумфа.
Игровой способ проживания праздничной действительности в силу органической связи игры и праздника (на почве ритма и гармонии) наиболее адекватно отражает структуру ее воплощения и соответствующего типа общения. Игра выступает как средство разыгрывания и реализации замысла праздника, игровой элемент может преобладать в праздничной жизни, чуть присутствовать, либо в ней совсем растворяться (так во всех вариантах разыгрывается масленица). Игра по отношению к празднику может влиять на его форму, определяющуюся, прежде всего, доминированием его функции (ритмизирующей, восхваляющей, представляющей). Входя в сферу праздника, игра становится живой плотью его содержания, способом существования этого содержания, эстетезируя ею.
Социокультурное развитие праздника, его угасание, обеднение или подмена «праздностью» обусловлены также выбором изменяющихся в человеческой жизни ценностей, определяющих смысл бытия человека (озабоченного своим бытием Dasein). Альтернативой праздности, заполнившей
современный «гиперфестивный мир» (Ф. Мюре), остается праздничная временность или «темпоральность» и приобретенный с нею опыт переживания - «вперед-себя» - настоящего, будущего и, наконец, последнего, смертного. В праздничной экзистенции проявляется наше отношение к самим себе и, значит, одновременно отношение к бытию. Праздник по-прежнему вводит человека в обширную сферу деятельности и игры, которые позволяют ему приобщиться к антропологической тайне смысла, ценностей - всему, что должен отстаивать человек в своем бытии-присутствии-в-мире.
В параграфе 2.2 «Критерии экзистенциального разнообразия праздника» аргументируется и обосновывается способность праздника проявляться вариативно, отражая особенности организации общественного бытия и многообразие его смысловых характеристик. Связь праздника с закономерными ритмическими явлениями в природе, с мифологическим временем, традицией, ходом истории и высшими человеческими ценностями диктует постоянное внутреннее изменение его содержания и формы, создает многообразие праздника при относительной устойчивости самого явления. В параграфе представлен анализ существующих делений празднеств, на основании которого делается вывод о недостаточности типологических признаков для обоснования классификаций, сущностно связанных с наименованием того или иного типа праздников.
Праздничная жизнь - это определенная, пусть кратковременная, но реальность; она отражает все стороны человеческой экзистенции. Поскольку экзистенциал праздника выражается смыслообразующими ценностями, которым он посвящен, то и главная черта его типологии должна сводиться к смыслообразованию. В зависимости от времени, места, характера общности может варьироваться и смысловая составляющая праздника (у христиан-католиков Рождество в общем ряду празднеств занимает главное место по своей значимости, у православных - Святая Пасха).
Содержание праздника задается темпоральностью, выделенностью бытня-Dasein из потока времени, что позволяет эксплицировать его типологическое представление, исходя из онтологического статуса экзистен-циала. Время в модусе «вперед-себя» как «ничто» выступает объединяющим началом самых различных праздников и является ключом к определению отдельных групп по их темпоральному признаку (календарные периодические праздники, праздники-«годовщины»; зимние, весенние, летние, осенние; старые, новые, или молодые, и т. п.). Экзистенциальная тем-поральность как время, способное задавать смысл, всегда будет оставаться основной категорией, при помощи которой мы упорядочиваем праздники.
Экзистенциальный фундамент праздника как бытия темпорального характера есть здесь (вот)-бытие, экзистенция, присутствие. Значит, интересующее нас явление культуры необходимо рассматривать не только по отношению к ценностям, задающим смысл его существованию, но и по отношению к осознающему значения этих ценностей, т.е. отношению человека к способу собственного бытия. Ответ на вопрос, кто празднует, среди
какой человеческой общности отмечается тот или иной праздник, как он связан с ее происхождением, функционированием, изменением, имеет право также рассматриваться в качестве основания его типологии. Поэтому третьим самостоятельным типологическим признаком, на наш взгляд, должно служить и экзистенциальное значение существования человека как «бытия-в», празднующей общности, рефлексирующей по отношению человека к способу собственного бытия. Здесь речь идет о типах праздников, составляющих исключительную важность «для сохранения личного существования, невзирая на смерть» (К. Кереньи). К типам праздников, отличающихся подобной вдохновляющей силой, предлагается отнести мистерии, придававшие через избранных всем людям уверенность перед лицом смерти; сатурналии как память о «золотом веке», когда люди были свободны и равны друг другу; Олимпийские игры, целью которых было умножение добродетелей и поощрения «мастерства в прекрасных делах»; карнавал, рожденный для утверждения «чисто человеческих отношений»; ярмарки как олицетворение свободы; бал - место борения порядка и свободы. Данные типы праздников, сложившиеся в конкретных исторических условиях и нашедшие продолжение в последующей жизни человеческого общества, указывают на объективность их «культурного кода» и на способность отражать социальный процесс. Они представляют собой определенные системы взаимодействия различных статусов и положений. В одних празднествах, обрядах и ритуалах, объединенных общими целями, происходит, но В. Тэрнеру, «повышение статуса», когда человек, пройдя через обряды, передвигается в иерархической системе социальных положений от низшего к высшему. В других отчетливо прослеживается «смена статуса» или «обмен статусами» на время праздника, когда социально «низким» группам людей предписывается (только на период проведения обрядов) осуществление ритуальной власти над вышестоящими, в то время как последние занимают подчиненные места, добровольно отказываясь от своей власти и покорно снося фамильярность, грубости и даже физические издевательства, которым их подвергают структурные низы, временно захватившие власть. Общим для обоих классов праздников является то, что В. Тэрнер называет «лимитальностью» (свойство «пороговых людей») и проявлением «коммунитас» (сакральный элемент, обладающий экзистенциальными качествами и по своей значимости коррелирующий с хайдегге-ровским экзистенциалом Заботы).
Четвертым критерием экзистенциального разнообразия называется ментальность с ее особенностью проявляться тем глубже, чем она как частное, специфическое сильнее опирается на общее - экзистенциальное. Только в ситуации экзистенции-присутствия в единстве со смыслополага-нием как бытия-к-смерти возможно истинное самовыражение как индивида, так и празднующей со-бытие группы. На основе этого признака формируются и существуют праздники отдельных групп (сообществ), национальные, региональные и локальные праздники. Ментальность, проявляю-
щаяся в праздничном бытии одного народа или многоэтнического объединения, является интегрирующим фактором, способом духовного единения.
Выводом второй главы исследования является положение о месте праздника в смысловом поле культуры, в котором он формируется и существует. Феномен праздника относится к одному из наиболее устойчивых и развивающихся элементов культурного континуума. Многообразие праздника фундировано интерпретацией его экзистенциального смысла, обусловленного темпоральной расстановкой связей между будущим, настоящим и прошлым. Выступая уникальной и многогранной формой деятельности и игры, он проявляет себя на всех уровнях смыслообразования.
В заключении указаны основные итоги работы, изложены результаты исследования, намечены возможные пути дальнейшего изучения и решения проблемы.
Основные результаты исследования изложены в следующих публикациях соискателя:
1. Слюсаренко М.А. Праздник в культуре и культура праздника в контексте современности // Вестник Томского государственного педагогического университета. Серия: Гуманитарные науки. Спецвыпуск. -2000.-Вып. 3(19).-С. 25-30.
2. Слюсаренко М.А. Философско-культурологическая проблема праздника в современном мире // Вестник Томского государственного педагогического университета. Серия: Гуманитарные науки (философия, культурология). Спецвыпуск. - 2000. - Вып. 7 (23). - С. 57-59.
3. Слюсаренко М.А. Смыслообразующие ценности праздника // Вестник Томского государственного педагогического университета. Серия: Философия, культурология, история. Спецвыпуск. - 2001. - Вып. 3 (28).-С. 43-51.
4. Слюсаренко М.А. «Серебряный век» России и праздничная культура начала XX века // Вестник Томского государственного педагогического университета. Серия: Гуманитарные науки (философия, культурология). -2004. - Вып. № 2 (39). — С. 111-118.
5. Слюсаренко М.А., Андреева Е.А. Городская культура и праздники. Томск: Изд-во КопиТАЛ, 2003. - 176 с.
6. Слюсаренко М.А. Каким должен быть праздник? // Сибирские Афины.-1993.-№2. -С. 7.
7. Слюсаренко М.А., Уткин А.В. Массовая культура в диалоге культур // Маг-лы II областной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука: проблемы и перспективы». - Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 1998. - С. 84-86.
8. Слюсаренко М.А., Приходько Е.Д. О роли праздника в культурной жизни общества // Труды региональной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Сибирская школа молодого ученого». - Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 1998. - С. 56-59.
9. Слюсаренко М.А., Слюсаренко Н.Г. Праздник как выражение традиции общения // Мат-лы XXXVII Международной студенческой науч-
но-практической конференции «Философия культуры». - Новосибирск: Изд-во, Новосиб. гос. ун-та, 1999. - С. 112-114.
Ю.Слюсаренко М.А., Слюсаренко Н.Г. Разнообразие досуга. Городской праздник // Мат-лы межвузовской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука». - Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 1999. - С 226-231.
11 .Слюсаренко М.А. Игра и праздник: сходство и различие // Мат-лы
V региональной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «III Сибирская школа молодого ученого». - Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та,2000.-С.208-217. .
12.Слюсаренко М.А. Нравственные аспекты культуры праздника // Мат-лы V Общероссийской межвузовской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование». - Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2003, - С. 78-82.
13.Слюсаренко М.А. Сущность и разнообразие праздника // Мат-лы
VI Общероссийской межвузовской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование». - Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2002. - С. 94-98.
14.Слюсаренко М.А., Сысоева Л.С. Роль православного праздника в современной культуре // Мат-лы научно-практической конференции «Духовные истоки русской культуры». - Рубцовск: РИО Рубц. индустр. ин-та, 2002.-С. 176-183.
15.Слюсаренко М.А. Генезис праздника и его социокультурное развитие // Мат-лы VII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «IV Сибирская школа молодого ученого». - Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2002. - С. 19-26.
16.Слюсаренко М.А. Праздник в контексте эстетизации современной культуры // Мат-лы VII Всероссийской межвузовской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование». -Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2003. - С. 95-103.
17.Слюсаренко М.А. Выражение русской ментальности в культуре праздника // Мат-лы Всероссийской научной конференции «Исторические корни российской ментальности». - Томск: Изд-во НТЛ, 2002. - С. 145-153.
18.Слюсаренко М.А. Ментальные особенности бурятского праздника // Мат-лы VIII Всероссийской межвузовской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (с международным участием) «Наука и образование». Т. 6: Культурология, социология. - Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2004. - С. 236-243.
Ш236 30
Подписано в печать: 12.11.2004 г. Бумага: офсетная Тираж: 100 экз. Заказ: № 042/Н
Печать: трафаретная Уч.-изд. л.: 1,44
Усл. печ. л.: 1,39
Издательство
Томского государственного педагогического университета
634041, г. Томск, ул. Герцена, 49 Тел. (382-2) 52-12-93 e-mail ,publish@tspu. edu.ru