автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Эманация и имманация как аспекты творчества

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Зарубина, Ольга Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Екатеринбург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Эманация и имманация как аспекты творчества'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Зарубина, Ольга Анатольевна

Введение. 3

Глава I. Идея творчества в свете пантеистической традиции

§ 1. Проблема определения творчества: противостояние альтернатив эманационизма и креационизма.12

§ 2. Творчество как проявление абсолютного единства: анализ классических моделей эманации.39

Глава II. Открытие человеческого "Я" как творческий процесс

§ 1. Диалектика эманации и имманации в творчестве человека.99

§2. Диалогический смысл человеческого творчества.123

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по философии, Зарубина, Ольга Анатольевна

Актуальность темы исследования. Проблема творчества обретает в настоящее время все большую актуальность в связи с тем, что на рубеже веков общество переживает парадоксальную ситуацию. С одной стороны, становится все более заметным возрастание творческого потенциала человека, увеличение сферы свободы и активности, с другой - человека не покидает состояние "экзистенциального вакуума", потери смыслообразующих ориентир ров, "разъятости телесного и духовного бытия", когда творческая самореализация подменяется бесконечными манипуляциями, бегством от самого себя. Человек тонет в "болоте гедонизма", утратив вкус к истинной свободе, попав в рабство собственных физиологических потребностей. А между тем, человеческой природе, "монаде" или духу, имманентно присуще творческое начало, способное порождать, открывать, изобретать новые объекты, качества, образы и знания, творить способы своего существования.

В большинстве случаев, в жизнедеятельности современного человека творческое начало остается "нетронутым", незадействованным, нераскрытым, существующим на уровне задатков, возможностей. Тогда как творчество есть процесс "восхождения" к духовности, соприкосновения с Единым, открытия своего "Я". Процесс открытия "Я", на наш взгляд, представляет собой диалектику переходов от внутреннего к внешнему, от сущности к явлению (эманация) и от внешнего к внутреннему, от явления к сущности (имманация), в котором наряду со стремлением к полноте бытия, к абсолютному единству, существует стремление сохранить себя как уникальность, самобытность. Поэтому весьма актуальным является не только осознание своих творческих потенций, но и стремление к их актуализации посредством эманации и имманации.

Актуальность избранной темы обусловлена как ее социальной значимостью, так и внутринаучными потребностями. В настоящий период существуют некоторые пробелы в концептуальном познании творчества. Несмотря на огромный материал о творчестве и существование бесконечного множества определений творчества, до сих пор не ясно, какова сущность этого феномена, что есть творчество - отражение, становление, развитие, неравновесность, аспект или форма деятельности, особый процесс или принцип жизни?

Поэтому возникает необходимость философского осмысления самой категории творчества, что, в свою очередь, предполагает построение определенных моделей.

Проблема творчества является актуальной сегодня и в связи с переосмыслением специфики и роли онтологии креативности как фундаментальной парадигмы философствования. Такое переосмысление обусловлено становлением новой научной картины мира, новой рациональности, а также процессом развития онтологической рефлексии.

Степень научной разработанности проблемы. В отечественной научно-исследовательской и философской литературе существует множество подходов к изучению сущности творчества.

В первой четверти XX века многие авторы (М.А.Блох, Б.А.Лезин и другие) рассматривают творчество как атрибут материи, а человеческое творчество как специфическую форму проявления этого атрибута. Роль социокультурного фактора в продуктивной деятельности при этом игнорируется. В 30-е годы работы по проблемам творчества перестают появляться, в 60-е годы - приоритет психологии творчества. В этой связи обращают на себя внимание попытки построения психологической теории творчества (С.О.Грузенберг, П.К.Энгельмейер, С.С.Гольдентрихт, Г.С.Альтшуллер и другие).

В 70-е - 80-е годы вопросом о сущности творчества задаются А.М.Бушуев, П.С.Дышлевый, О.И.Табидзе, А.П.Шептулин. Философскую категорию творчества осмысливают И.Гетц, И.Н.Ефимова, С.Д.Кенжебаев, П.П.Крамар, Л.М.Клименко, В.Н.Судакова, В.А.Терлецкий, И.Я.Финкель-штейн, Г.Г.Шакарян.

Но ведущим в данный период в России является анализ творчества как деятельностного феномена. В рамках деятельностного толкования раскрывается сущность, структура, социальная роль творчества. Творчество рассматривается как атрибут, качество, характеристика, аспект, функция, форма, условие, мотив человеческой деятельности, активности, познания. В этой парадигме работали В.Ф.Асмус, Г.С.Батищев, Э.В.Ильенков., П.В.Копнин, А.Ф.Лосев, А.И.Лук, В.Ф.Овчинников, В.Н.Сагатовский, Л.В.Яценко и другие.

Анализируется взаимодействие противоположных сторон творческой деятельности: продуктивного и репродуктивного (В.Ф.Овчинников), интуитивного и дискурсивного (В.Ф.Асмус, А.И.Лук, В.И.Хорев, А.С.Кармин).

Исследуется творчество как атрибутивное свойство человеческой деятельности (В.И.Белозерцев, В.Ф.Овчинников). Изучается творческий характер познания, роль воображения (В.С.Библер, Ю.М.Бородай, Б.М.Кедров,

A.М.Коршунов, М.Н.Руткевич, И.Я.Лойфман).

В рамках внедеятельностного толкования творчества выделяется диалектическая трактовка творчества как особого вида становления, развития (концепция В.В.Орлова); как основа развития, движения, изменения (концепция Я.А.Пономарева); как особого стохастического процесса'(антиэнтропий-ная концепция). Актуальна и отражательная концепция, в которой творчество рассматривается как свойство, качество отражения.

В философской литературе 70 - 90-х годов XX века в связи с критикой югославской школы "Праксис", которая выступила инициатором обсуждения проблемы сознания как творчества, резкой полемикой сопровождалась именно отражательная концепция творчества. Сформировалось два подхода к определению отражения в человеческом сознании, психике. Представители первого - Б.М.Кедров, М.Н.Руткевич, А.М.Коршунов, И.Я.Лойфман, М.И.Лутай,

B.В.Мантатов и другие утверждают всеобщность единственной функции сознания - отражать. О творчестве говорится как об особом виде отражения в человеческом сознании и творческая функция сознания не выделяется в самостоятельную.

С другой стороны, В.И.Шинкарук, А.Г.Шумилин, К.С.Пигров, В.Н.Сагатовский, Я.А.Пономарев, П.В.Копнин, М.С.Каган, В.Н.Николко, В.С.Барулин, С.Б.Крымский стремятся раскрыть содержание сознания, психики в двух функциях: отражательной и творческой. Эти исследователи придерживаются положения о том, что "сознание не только отражает мир, но .и творит его". Данные авторы разделяют точку зрения о существовании и взаимодействии двух независимых и самостоятельных процессов: отражения и творчества, поскольку в психике человека существует всеобщая разделенность форм изменения материи на отражение и новационность.

Представленные подходы к определению отражения в человеческом сознании основаны, по всей видимости, на существовании двух вариантов теории отражения: 1) теории отражения (как копирования, воспроизведения), которая полагает, что человек видит мир таким, каким этот мир существует сам по себе; 2) теории отражения, берущей свое начало в гегелевской теории объективно - реальной рефлексии как субстанциальной причине качественных новообразований. В гегелевском смысле отражение имеет прямое отношение к творению всякого нового бытия, а, следовательно, отражение как копирование противопоставляется эмерджентности, новообразованию, творчеству.

В рамках первой парадигмы писало большинство авторов - марксистов. Во второй парадигме написаны работы А.С.Богомолова, Г.А.Давыдовой, В.И.Кашперского, С.С.Отделенного, Л.И.Пахарь, Д.В.Пивоварова, А.Г.Чусо-витина.

Спецификой современного момента исследования творчества становится его онтологический анализ, составной частью которого является синер-гетическое моделирование действительности. В данной парадигме (И.Пригожин, И.Стенгерс) творчество понимается как неравновесность, фундаментальный процесс спонтанного трансцендирования потенций и виртуаль-ностей, перманентного расширения поля возможностей универсума.

В отечественной научно-исследовательской и философской литературе обращает на себя внимание изучение природы научного творчества (М.С.Бернштейн, Д.Б.Богоявленская, А.В.Брушлинекий, А.С.Рубинштейн); художественного творчества (З.Г.Апресян, М.Н.Афасижев, Ю.Д.Воробей, Е.С.Громов, А.Ф.Еремеев, Б.С.Мейлах, М.Ф.Овсянников). В рамках философского осмысления проблем научного и художественного творчества заметно выделяется теория символов, согласно которой, смысл познания и творчества заключается в выявлении символов, представлении и трансляции их в той или иной форме. Вслед за П.А.Флоренским, А.Ф.Лосевым, данный аспект проблемы разрабатывается (С.С.Аверинцевым, М.М.Бахтиным, Л.С.Выготским, Ю.М.Лотманом и другими).

Активно исследуется значение бессознательного, интуиции в творчестве (С.С.Абрамов, Ф.В.Бассин, Г.Н.Велиев, С.Гроф, М.Д.Купарашвили, М.А.Мазманян, В.В.Налимов, А.А.Налчаджян, Я.А.Пономарев и другие).

Творческий процесс со всей обстоятельностью изучается и зарубежными исследователями. Вслед за З.Фрейдом, К.-Г.Юнгом, А.Адлером, механизмы творческого мышления, бессознательные компоненты творческого акта раскрываются Дж.Гетцельсом, Дж.Гилфордом, Ф.Джексоном, Г.Раггом, Ю.Раудсеппом, О.Ранком, Г.Саксом, А.Кестлером, Е.Торрансом, Л.Уайтом. Вопрос о творческой самоактуализации личности решается А.Маслоу, К.Роджерсом. Связь гениальности и помешательства, вслед за Ч.Ломброзо, выявляется Э.Кречмером, В.Ланге-Эйхбаумом, У.Шелдоном.

Среди математиков и естествоиспытателей наибольший вклад в обсуждение проблемы творчества внесли Д.Бом, В.Гейзенберг, М.Планк, Д.Пойа, А.Пуанкаре, А.Эйнштейн.

Но несмотря на попытки многоаспектного изучения феномена творчества, в настоящее время существуют некоторые пробелы в его концептуальном познании. В первую очередь, речь идет о проблемах соотношения старого и нового, внешнего и внутреннего, материального и духовного в творческих актах. Многие классики философии пытались решать эти проблемы в рамках пантеистического подхода. В этом же ключе диссертант осмысливает диалектику эманации и имманации в творчестве.

Необходимо построение такой модели творчества, которая вскрывала бы его предельные внутренние основания. В понимании творчества как проявления абсолютного единства через механизм эманации и имманации важны исследования древнегреческих философов - Фалеса, Анаксимандра, Анакси-мена, Гераклита, Платона, Аристотеля, Плотина, Прокла, философов Средневековья - Эриугены, Псевдо-Дионисия.

Идею творчества в свете пантеистической традиции осмысливали западные философы: Н.Кузанский, Дж.Бруно - в эпоху Возрождения; Б.Спиноза, немецкие идеалисты И.Г.Фихте, Ф.В.Й.Шеллинг, Г.В.Ф.Гегель - в Новое время: А.Бергсон, Тейяр де Шарден - в философии XIX - XX столетия.

Построение пантеистической модели творения как метафизики всеединства прослеживается в русской религиозной философии в трудах

B.С.Соловьева, Л.П.Карсавина, С.Л.Франка, И.А.Ильина, Б.П.Вышеславцева,

C.Н.Булгакова, Н.О.Лосского, П.А.Флоренского. Понимание творчества как проявления субстанциального единства мира близко современным исследователям П.П.Гайденко, В.В.Соколову, Л.А.Мясниковой, В.Я.Нагевичене, А.Б.Невелеву.

Но вместе с тем, эманация и имманация как аспекты творчества остаются недостаточно изученными.

Цель и задачи исследования. Цель диссертации - построение концепции, согласно которой предельным онтологическим основанием творчества \j является взаимная обратимость трансцендентного и имманентного, универсального и уникального, единого и многого; эта обратимость прежде всего осмысливается автором через анализ диалектики процессов эманации и имманации в творчестве.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

• выявить основные смыслы понятия творчества путем сопоставления альтернатив эманационизма и креационизма;

• развить идею творчества как проявления абсолютно - единого через многое ( на анализе классических моделей эманации абсолюта);

• категоризовать и объяснить процесс, обратный развертыванию абсолютного (то есть процесс имманации);

• показать диалектику эманации и имманации (как антипода эманации) в творчестве человека;

• раскрыть диалогический смысл творчества.

Методологическая и теоретическая основа диссертации. Важной методологической основой исследования, во - первых, явились космологические идеи о взаимосвязи мира и человека, их принципиальном подобии и целостности. Тема изначально и объективно данного единства космоса, человека и Бога, (то есть связь космоса с запредельным абсолютным началом бытия) является центральной в большинстве философских и религиозных систем, как западных, так и отечественных.

Во-вторых, данное исследование опиралось на диалектический метод, и прежде всего на принцип взаимоперехода противоположностей, эти методологические средства применялись автором в изучении взаимосвязи Единого и многого, универсального и уникального, трансцендентного и имманентного начал в творчестве. Основополагающими принципами и методами диссертации являются также: принципы единства исторического и логического, материального и духовного и принцип восхождения от абстрактного к конкретному.

Теоретическими источниками, послужившими для философского осмысления эманации и имманации как аспектов творчества, явились произведения Аристотеля, М.М.Бахтина, Н.А.Бердяева, Дж.Бруно, М.Бубера, С.Н.Булгакова, Б.П.Вышеславцева, П.П.Гайденко, Г.В.Ф.Гегеля, Гераклита, Э.Гуссерля, И.А.Ильина, И.Канта, Л.П.Карсавина, Н.Кузанского, Д.В.Пиво-варова, Платона, Плотина, Прокла, Ж.-П.Сартра, В.С.Соловьева, Б.Спинозы, Л.Фейербаха, И.Г.Фихте, С.Л.Франка, Ф.В.Й.Шеллинга.

Научная новизна исследования. В диссертации предлагается авторская концепция творчества, в рамках которой творчество рассматривается как проявление абсолютно-единого через многое. Введено и обосновано понятие имманации как антипода "эманации", в котором обобщены многие традиционные понятия (интериоризация, освоение, овнутривание). Анализируя классические модели эманации, автор стремится выявить диалектический механизм творчества как механизм эманации и имманации, посредством которого и предлагает объяснять процессуальное^ данного абсолютного единства. При этом раскрываются дювые онтологические и методологические обоснования творчества. Творчество понимается как выход за пределы отдельного, стремление показать себя другому, отдать свое сокровенное иному бытию посред ством эманации. Но одновременно данный процесс диалектически сочетается | с отражением как стремлением запечатлеть "свое-иное" внутри себя посред- j ством имманации. ^

Научно-практическая значимость работы. Предлагаемая в диссертации модель, творчества может быть использована для дальнейшего прояснения мировоззренческих проблем, связанных с сущностью, смыслом, значением человеческой жизни. Данная концепция может служить методологической предпосылкой для дальнейшего анализа проблемы творчества. Взгляд на творчество как открытие "Я", реализацию творческих потенций посредством эманации и имманации может иметь свои приложения в психологии и педагогике. Материалы и выводы диссертации могут быть применены в учебном курсе философии, а также для подготовки различных спецкурсов по философии и психологии.

Апробация работы. Полученные результаты исследования опубликованы автором в ряде тезисов и статей. Отдельные выводы работы излагаются в материалах Всероссийской конференции "Духовность и культура" (Екатеринбург, 1994); в материалах Российской конференции "Философское сознание в постмарксистском состоянии" (Челябинск, 1996); в материалах Всероси сийской научной конференции "Россия в истории мировой цивилизации" (Челябинск, 1996); в материалах Российской научной конференции "Человек -экология - культура" (Челябинск, 1997); в материалах Всероссийской научно-практической конференции "Творчество и культура" (Екатеринбург, 1997); на научно-практической конференции "Российская культура на рубеже пространств и времен" (Екатеринбург, 1998); на Российской научной конференции "Человек в истории: теория, методология, практика" (Челябинск, 1998). Всего по теме исследования опубликовано девять работ.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Эманация и имманация как аспекты творчества"

Заключение

В диссертационном исследовании была предпринята попытка построить концепцию, согласно которой предельным онтологическим основанием творчества является взаимная обратимость трансцендентного и имманентного, универсального и уникального", единого и многого. Взвешивая различные альтернативы в понимании сущности творчества, автор обосновь1вае/па^иЬтическую теорию творчества и стремится осмыслить обратимость трансцендентного и имманентного через анализ диалектики процессов эманации и имманации в творчестве.

В работе развивается идея творчества как проявления абсолютно-единого через многое (на анализе классических моделей эманации абсолюта); категори-зуется и объясняется процесс обратный развертыванию абсолютного (то есть процесс имманации).

Прослеживая генезис пантеистической традиции, нами подчеркивается, что проблема всякого пантеизма, начиная со стоиков, заключена в вопросе: почему отдельные "логосы" не обладают всей силой Мирового Логоса и зачем они Мировому Логосу? Соотношение мирового разума и разума индивидуального и есть загадка, неразрешимая для пантеизма. Таким образом, диалектика Единого и многого, трансцендентного и имманентного, бесконечного мирового разума и бесконечного множества отличных от себя ограниченно разумных неделимых и ведет к индивидуализации Божественного и обожествлению индивидуального, а творение индивидов не отлично от эманации.

Для разрешения данной загадки в пантеистической традиции было выработано представление о механизме творчества, исходящее из диалектики абсолютного первоначала, имена которых Единое (у Платона, Плотина, Прокла), "абсолютный максимум" (у Кузанского), "универсум" (у Дж.Бруно), "субстанция" (у Спинозы), "абсолют" (у Мендельсона, Фихте, Шеллинга), "абсолютная идея" (у Гегеля), "Абсолютное сущее" (у Соловьева), "Бог" (у Карсавина), "Непостижимое" (у Франка).

В результате, пантеистическая модель творения обретает ряд характерных черт, которые можно выразить в следующих положениях:

1. Существует некое первоначало, которое одновременно имманентно миру вещей, то есть причастно многому, и трансцендентно ему, то есть непричастно миру конечных вещей ввиду своей сверхразумности, непостижимости. Абсолютное первоначало понимается при этом как предельное основание универсума, объединяющее начало для всех многообразных предметов и явлений мира, исток и итог всего сущего;

2. В силу своей диалектической природы неличное начало мира познает самое себя, проходя три этапа в своем развитии: пребывание в себе ("топе ") как бытие-в-себе или неделимое единство, потенция; выход за свои пределы,, эманация ("proodos"), переход единства во множество, как инобытие, бытие-для-другого, через развертывание; возвращение из инобытия к себе, имманация ("epistrophe "), переход от множества к неделимому единству, к "эйдосу", единораздельной сущности через свертывание (бытие- в-себе-и-для-себя).

В итоге, Абсолютному "Я" присущи две тенденции: притяжение всех его А, В, С. - стремление сохранить себя как полноту бытия (имманентность Единого миру), и отталкивание от себя всякого многообразия - стремление сохранить себя как уникальное Единое (трансцендентность первоначала физическому миру).

В исследовании подводится итог уточнению объяснительных границ философского пантеизма и делается вывод о том, что творчество есть мистическое единство Единого и многого, бесконечного и конечного, трансцендентного и имманентного - единство, которое сообщается вещам посредством эманации и имманации.

Благодаря механизму эманации и имманации, таким образом, открывается, отворяется 'существующая сущность, объективный закон, и творчество в общем онтологическом смысле, представляет собой сопряжение двух процессов: 1) бесконечного процесса развертывания изначально заложенного в субстанции содержания, и 2) самосохранения субстанции посредством обратного свертывания своих обновившихся сущностных сил.

В диссертации также предпринята попытка применить пантеистическую модель творения к освещению творчества человека. Подчеркивается тот факт, что Абсолютное начало, будучи истоком и итогом всего сущего, выступает предельным основанием человеческого бытия. В результате человек как существо зависимое от трансцендентного бытия, открывает свое "Я" через встречу "своего" и "иного" благодаря механизму развертывания и свертывания, эманации и имманации, который присущ творчеству Единого.

Но отношения человека с Абсолютом - антиномичны. С одной стороны, человеческое "Я" рождается и живет через Него, а с другой - автономия человека не исчезает перед лицом Единого, не растворяется в Нем. Поэтому творчество предполагает двуединство человеческого существа - его самостоятельность, свободу - и его укорененность в трансцендентном бытии, в превышающей его духовной реальности.

В работе подчеркивается, что человек и Бог - две становящиеся во взаимном трансцендировании реалии. Бог, будучи самодостаточным эманирует в человека и в качестве конкретного и свободного духа пребывает в нем. Человек, будучи не самодостаточным, но богоподобным как носитель творческого начала - духа, как самостоятельная отдельность, есть бесконечный выход за пределы себя самого. И если путь от индивида к Богу и от Бога к индивиду лежит через сферы духа, а дух рождается там, где имманентное и трансцендентное сливаются воедино, то источником эманации и имманации в творчестве человека выступает именно живущий в нем дух.

Таким образом, в работе отмечается, что дух одновременно является внутренним существом человека, творческим началом, и нитью, связывающей его с духовной реальностью. В итоге, в исследовании делается вывод о том, что благодаря своей двойственной природе именно дух постоянно преодолевает границу "своего" и "иного", трансцендентного и имманентного - эманируя в сферу абсолютного духа путем развертывания, и имманируя в сферу субъективного духа через свертывание.

В этой связи, подчеркивается, что механизм эманации и имманации в творчестве человека возможен в силу того, что субъективность обладает двумя особенностями:

1) возможностью стать обращенной на самое себя ( "для-себя-бытием") посредством имманации и, 2) сопровождающей эту обращенность трансцендентностью ("в-себе-бытием") посредством эманации.

Проявление данного механизма наблюдается нами в художественном творчестве. Обращаясь к двум философско-искусствоведческим интерпретациям творчества мы уточняем традиционный пантеистический взгляд на человеческое творчество: оно не сводится лишь к эманации (а ведь именно так его обычно толкуют пантеисты), но непременно диалектически сочетается с имманацией, и процесс этот бесконечен, поскольку дух, являясь глубинной точкой бытия, недоступной экстериоризации, - всегда остается в неисчерпаемом состоянии.

Далее в работе раскрывается, что человеческое творчество, понимаемое как процесс взаимной трансценденции человека и Абсолюта, эманации "своего" в "иное" и имманации "своего-иного" в "свое", предполагает первичным отношение человека к иному существующему, к "Ты", в результате чего речь идет о диалогической сути творчества. При этом возникает возможность внести в исходные предпосылки диссертации следующие уточнения:

1) представления о творчестве индивида самого по себе ("Робинзона") есть чересчур сильная абстракция; творчество людей имеет социальную природу и выступает как "со-творчество";

2) сотворчество предполагает взаимную эманацию творящих "Я"; диалог с этой точки зрения, и есть взаимная эманация общающихся;

3) диалог невозможен без взаимопонимания - без имманации того, что открыл тебе собеседник.

Следовательно, диалог есть специфически-человеческая форма диалектики эманации и имманации.

По всей видимости, каждому "Я" (в частности, самосознанию индивида, раздваивающемуся на Я и не-Я) изначально присуще отношение "Ты", которое открывается, развертывается в диалоге, во встрече, в единстве. Однако отношение "Я" и "Ты" как диалог существует не только на индивидуальном уровне. Если учесть тот факт, что творчество являет собой прежде всего акт национальной культуры, рассмотрение феномена диалога в данном контексте несомненно предполагает взаимодействие культур, цивилизаций. Понимая при этом национальную культуру как эманацию, реализацию народного духа, правомерно говорить о культурном единении человечества через постоянный диалог культур.

Узнавание "своего" в "ином", видение "иного" в себе и позволяет человеку творить новые способы существования, отодвигая собственные границы.

Таким образом, в диссертационном исследовании строится модель творчества, которая в определенной степени, вскрывает его предельные внутренние основания.

В рамках пантеистического подхода решаются проблемы соотношения старого и нового, внешнего и внутреннего, материального и духовного в творческих актах. В этом же ключе осмысливается диалектика эманации и имманации в творчестве.

Думается, что данный подход к изучению сущности творчества позволит расширить границы концептуального познания этого многомерного феномена и окажется плодотворным для выявления его новых возможностей.

 

Список научной литературыЗарубина, Ольга Анатольевна, диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1. Секрет творчества // Вопросы философии и психологии, - 1893,- Кн.2. - С. 113-129.

2. Антоний, митрополит Сурожский. О встрече // Новый мир. 1992. -№2.-С. 184-191

3. Архипцев Ф.Т. Творческая природа человеческого сознания. //Вопросы философии. 1974. - № 5. - С. 63-72.

4. Афасижев М.Н. Западные концепции художественного творчества. Учеб. пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1990. - 176 с.

5. Батищев Г.С. Диалектика и смысл творчества: к критике антропоцентризма // Диалектика рефлексивной деятельности и научное познание. Ростов - н/Д: РГУ, 1983. - С.42-58.

6. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Художественная литература, 1972. - 470 с.

7. Бахтин М.М! Работы 20-х гг.: искусство и ответственность в философии поступка. Автор и герой в эстетической деятельности. Проблемы содержания, материала и формы в словесно художественном творчестве. Киев: Next, 1994. - 383 с.

8. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. -423 с.

9. Бергсон А. Творческая эволюция. М.: Канон-пресс, 1998. - 384 с.

10. Бергсон А. Творческая эволюция // Собр. соч: в 5 т.- СПб., 1914. -Т.1.-332 с.

11. Бердяев Н.А. Самопознание. М.: Книга, 1991. - 445 с.

12. Бердяев Н.А. Философия свободы: Смысл творчества. М.: Правда, 1989.-607 с.13