автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Проблема творца в культуре

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Ахмедова, Анисат Алиевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Проблема творца в культуре'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Ахмедова, Анисат Алиевна

Введение.

Глава I. Опыт определения проблемы творца (онтология феномена)

1.1. Общий подход к проблеме

1.2. Ученый и художник

1.3. Творчество как проявление абсолютного единства: анализ классических 94 моделей эманаций

1.4. Самоосознавание «Я» как творческий процесс

1.5. Трансцендентальный субъект и символическое

Глава II. Гений в культуре

2.1. Проблема отношения к автору (Вторая половина XX в.)

2.2. Искусство и гений

2.3. Творцы нового

2.4. Пути изменения отношения к гению

2.5. Условия формирования гения (природа или воспитание)

2.6. Цель и смысл существования творца

2.7. Диалектика абсолютного и относительного в творчестве гения

2.8. Признание и поклонение

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по культурологии, Ахмедова, Анисат Алиевна

Актуальность темы исследования.

Представление о творце как инстанции, определяющей творческую продуктивность и потенциальные способности человека, вызывало интерес во все времена. Однако использование этого понятия в различных областях культурологического знаний не является до сих пор приведенным в систему и проясненным в собственных основаниях, тем самым оно остается за границами специального теоретического интереса. Поэтому возникает потребность в философско-культурологическом анализе природы творца и генерирующей функции его творчества по отношению к культурным процессам. Этим продиктовано обращение к таким феноменам, как "творчество", "искусство", "экзистенциальное и социальное в творчестве" и т.д.

Осмысление современных тенденций общественного развития, связанных с выявлением новых контуров культуры и общества, имеющих место при изменении устоев бытия и ценностных ориентиров человека в повседневном мире, убеждает в том, что "культурная эмансипация" человека, его культурная суверенность выступает субстанциональной основой, смыслообразующей силой жизни. В связи с этим актуализируются проблемы творца в культуре, поскольку решение ее имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Творец играет важную роль в бытийствовании культуры в которой проблема творца имеет особенно принципиальное значение, при анализе условий, структуры и динамики развития культуры, которая рассматривается как способ человеческой экзистенции.

Духовная атмосфера последних десятилетий ушедшего века в нашей стране отмечена радикальными структурными сдвигом в исследовательском и обыденном сознаниях. Идейно-психологический контекст происходящих перемен, в ряде случаев имеющих шоковое воздействие, в определенной мере размыл границы традиционных научных подходов, расширив горизонт видения многих проблем. При анализе потенциала человека в сложившихся условиях, выявляется парадоксальная ситуация, которую переживает современное общество. С одной стороны, увеличивается сфера свободы и активности человека. С другой, все больше не покидает состояние экзистенциального вакуума, потери смыслообразующих ориентиров, разъятости телесного и духовного бытия. Человек тонет в "болоте гедонизма", утратив вкус к истинной свободе, попав в рабство собственных утилитарных потребностей. При этом в большинстве случаев в жизнедеятельности современного человека творческий потенциал остается нераскрытым. А между тем человеческой природе имманентно присуще творческое начало, определяющее возможность порождать, открывать, изобретать новые объекты, качества, образы и знания, способы своего существования.

Тематизация проблемы творца и его предварительная аналитика имеет цель обозначить контекст, в котором указанные проблемы могут быть сформулированы в новом ключе, в частности проблема творца оказывается вплетенной в доминантную модель творчества как парадигму его самоосуществления. Процесс творчества является сущностным основанием и манифестацией его культуросозидающей природы. Объективация творчества раскрывается в соответствии с социально-значимой задачей, которою выполняет творец в обществе. Для творца процесс творчества тождественен смыслу существования. Смысл бытия творца в мире и в обществе самым тесным образом связан с выявлением и актуализацией объективно значимых ценностей, которые предстают в качестве его высших задач и устремлений.

В целом актуальность исследования определяется следующей троякой необходимостью:

• целостного анализа феномена творца, особенностей его проявления и функционирования, его значимости в формировании общественных и личностных мировоззренческих ориентиров и ценностей.

• раскрытия его проявления в историко-философском и культурологических аспектах

• прояснения природы творца и пересмотра смысловых вариантов понятия творца

Степень разработанности проблемы. В истории философской мысли существует не так уж много проблем, обращение к которым выполняет функцию своего рода интеллектуального механизма, определяющего ориентации культуры. Проблема творца с самого возникновения отчетливой философской рефлексии и до наших дней пребывает в таком статусе.

Исследовательскую литературу, имеющую отношение к теме диссертации, можно условно разделить на несколько частей.

Первая - литература, где проблема творца обнаруживается через востребованность в качестве основного ключа возможной интерпретации ряда значимых культурологических и философских тем ("творчество", "искусство", "культура" "экзистенциальное и социальное в творчестве" и.т.д), представлена в трудах М.Хайдеггера, А.Вебера, А.Ф. Лосева, С.С.Аверинцева, В.Ф. Асмуса, И. Стенгерса, М.М. Бахтина, Ю.М.Лотмана, И.Гетца, Э.В.Ильенкова, М.С.Кагана, Л.В.Яценко, Г.С. Батишева, Г.М.Гака, А.Г. Мысливченко, И.И.Резвитского и др.

Вторая- это источники, посвященные природе гения, которая рассматривается в качестве интенции творца. Истоки философского осмысления гения обнаруживаются уже в античной философии. (Сократ, Платон, неоплатоники). Кант считал, что гений, как явление мистическое, не поддающееся ни объяснению, ни овладению (в процессе обучения), возможен только в сфере искусства, поскольку только здесь свободная игра художественного духа, сверхъестественного и непостижимого, порождает гениев. Гегель же в "Эстетике" определяет понятие "гений" как всеобщую способность, которой могут обладать выдающиеся люди различных сфер творческой деятельности.Данная проблема у романтиков рассматривается через эстетизацию культуры. (Август и Вильгем Шлегели, Новалис, Ф. Гельдерлин, Людвиг Тик, Вильгельм Генрих Ваккенродер, В. Гете и Ф. Шиллер).

Третьяя часть - источников, в которой, осмысление проблемы творца в новоевропейской и современной философских традициях раскрытие природы творца осуществляется в связи с традиционной мифологемой вдохновляющего божества или природного начала (Ф. Шеллинг, К.Мориц, П. Валери, Х.Ортега-и-Гассет, Р. Жан-Поль, Г. Зимель, и др).

Определенный поворот в исследовании проблемы творца в европейской мысли XIX века связан с реакцией на гегелевский панлогизм (А. Шопенгауэр, А. Бергсон, и др.) с одной стороны, и с секуляризацией христианских ценностей и нарастанием кризиса классического рационализма, с другой.

Образ творца "деятельностного", "инструментального" как постклассическое наследие, лежит в основе прагматической философии Ч. Пирса, Д. Дьюи, У. Джеймса, позитивистской философии Л. Витгенштейна, Б. Рассела, структурной философии К. Леви-Стросса, Л. Леви-Брюля.

В исследовании Ч.Ломброзо гений рассматривается в связи с измененными формами сознания. Его взгляды разделяли М. Нордау, Т.Пере, П. Мебиус, Р.Сели, В. Гирт, Э.Кречер. При этом душевное заболевание как признак гениальности стало считаться наследственным. Механизмы творческого мышления, бессознательные компоненты творческого акта раскрываются 3. Фрейдом, Дж. Гельцесом, Дж. Гилфордом, Ф. Джексоом, Г. Раггом, О. Ранком. Вопрос о творческой самоактуализации личности ставит А. Маслоу, Р. Ассаджиоли, К. Роджерс.

С развитием такого направления, как символическая антропология, отражающего общую тенденцию культурологизации антропологического знания, осмысление бытия творца переходит на новый уровень, оно оказывается символическим. Эта система позволила с помощью таких концептов, как символическое понятие, символ и символическая форма, осмыслить деятельность трансцендентального субъекта (Э.Кассирер).

Значительный вклад в исследование проблемы творца внесла русская религиозная философия. С позиции религиозных философов творчество как целостный акт жизни исходит из иррационального начала - Абсолюта, составляя творческое единство с рациональным в мире, в социуме и человеке (Н.А. Бердяев, B.C. Соловьёв, СЛ. Франк, Н.О. Лосский, П.А. Флоренский, Ф.М. Достоевский, А. Белый, В. Иванов, А. Блок, JI. Шестов, В. Хлебников и др). У Н. Михайловского великий человек является главным творцом истории. Он увлекает других своим примером.

Ряд вопросов происхождения, эволюции и сущности творца затрагивается в работах историков философии Б.Э. Быховского, Г.Н. Волкова, М А. Кисселя, Т.И. Ойзермана Проблемам человеческого бытия и субъективности, становлению индивидуальности посвящены работы А. Лыскова, И.В.Ватина, Н.В.Просандеевой, О.Ф.Нескрябина, С.Н.Корсакова.

Постструктуралистская методология анализа человека М. Фуко обнаруживает природу кризисов эпохи модерна, связанных с деятельностно-ролевой функцией субъекта, который рассматривается в связи с попыткой делигитимироватъ трансцендентального субъекта.

Философская этика "Иного" Э. Левианаса и постмодерниская философия Ж. Деррида, Ж.Бодрийяра Ж. Делёза, Ф. Гваттари, используя технологию герменевтики, экзистенционального и феноменологического анализа, стремится найти выход из логоцентриского подхода к интерпретации феномена человека.

Эпоха постмодерна провозглашает разрушение традиционного образа писателя -властителя дум. Главная черта здесь состоит в том, что сознание традиционного автора, повествователя и героя, раздваивается, растраивается и т.д. и, наконец, почти полностью редуцируется (Р.Барт, М. Бланшо).

Современная исследовательская литература, обращенная к данной теме достаточно разнообразна, поэтому ограничимся перечислением имен тех авторов, работы которых непосредственно касаются проблем, поднимаемых в диссертации: Н.Б.Гончаренко, В.В.С.Регирер, В.Ф. Овчиников, Ю.В. Борисов, В. Захаров, Г. Форд, С.А. Морозов. Необходимо отметить соответствующие исследования психологов: А.Адлера, А. Маслоу, К. Роджерса, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, А.Жоли, Дж. Айзенштат, А.Товорд, Д.Торанс, У. Джеймс, С. Холла, Дж Кеттеля, Дж. Сержи, Р. Джевонс и др.

Цель исследования - философско - культурологический анализ феномена творца и генерирующей функции его творчества по отношению к культурным процессам

Для достижения этой цели решаются следующие задачи.

• Раскрыть проявления феномена творца в историко - философском и культурологическом аспектах.

• Выявить культуросозидающюю природу творца и определить социальные и индивидуальные характеристики его опыта.

• Обозначить социально- психологические контуры феномена творца.

• Выявить роль и значение явления творца в современной культуре

• Определить характер взаимодействия социального и экзистенциального в деятельности творца.

Методологические и теоретические основания исследования. Цели диссертационного исследования требуют применения синтетической философско-культуролошческой методологии. Сложность исследуемого феномена определили спектр применяемых методов. В работе использованы: метод сравнительного и системного анализа, принципы герменевтического анализа, исторический, компаративный, междисциплинарный и системный подход с использованием нестандартных, нетрадиционных методологических концепций. Научная новизна исследования состоит в следующем:

• дана интегральная философская характеристика творца и зафиксированы его модификации в системе теоретического отсчета;

• введено и обосновано понятие "коагуляции", которое является диалектической антитезой "эманации", посредством которого могут быть прояснены некоторые традиционные термины, интерпретирующие творческий процесс (интериоризация, освоение, свертывание);

• осуществляется анализ творца в следующих интенциях: гения, трансцендентального субъекта, автора, таланта и дара;

• проведена характеристика типов творца в современной культуре;

• Определены психологические аспекты творца. На защиту выносятся следующие тезисы:

• Феномен творца — одна из интегральных характеристик социокультурного бытия человека. Он выражает особенности его деятельности, являя инстанцию, определяющую творческую продуктивность и потенциальные способности человека.

• Сущность творца контекстуальна, рассмотрение его возможно лишь в комплексной системе философского, культурологического, социально-исторического и других подходов в рамках, которых возможно рациональное осмысление данного феномена.

• Феномен творца - явление уникальное, манифестирующее себя как самодетерминирующее начало.

• Гениальность как предельная характеристика высшей, наделенной надындивидуальными свойствами инстанции, смыслообразующей деятельности и творческого потенциала.

• Проблема творца оказывается вплетенной в доминантную парадигму творчества как парадигму, его самоосуществления. Благодаря процессу эманации и коагуляции открывается сущность творчества, которое в общем, онтологическом смысле предстаёт как сопряжение двух процессов: 1) бесконечного процесса развертывания изначально заложенного в субстанции, потенциально существующего содержания, и 2) самосохранения субстанции посредством обратного свертывания своих обновившихся сущностных сил.

• В деятельности творца прослеживаются три основные тенденции, которые являются выражением процесса "эманация и коагуляции". Первая -индивидуализм. Вторая - мистический универсализм, где проявления частного "Я" соразмерны космическому, божественному бытию. Третья - самоосознавание "Я" как рождение творца-теурга.

• Смысл бытия творца в мире и в обществе самым тесным образом связан с выявлением и социо-культурной актуализацией объективно значимых ценностей, которые предстают в качестве его высших задач и устремлений.

• Анализ современной культуры позволяет выявить пять типов творцов - "мудреца", "спонсорамецената", "энтузиаста", "мистификатора", "богемный". Творец выступает персонификацией процессов обновления, а также объединяющим и консолидирующим началом трудовой деятельности.

• Сфера возможностей творческой личности безгранична, и чем более развита личность, чем более она аккумулирует в себе предшествующее развитие культуры, тем в большей степени она способна к инновационным открытиям и интуитивным озарениям.

• Актуализация гения в социуме имеет два модуса: признание и поклонение.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Анализ проблемы творца является необходимой ступенью в развитии теоретического аппарата философии. Положения и выводы диссертации могут быть использованы при составлении общих и специальных курсов как по культурологи, так и по философской антропологии, этике и эстетике.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблема творца в культуре"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Существует различные дефиниций творца, что обусловлено многомерностью самого понятия. Ускользание творца от любых определений означает, что понятийно-логическое оформление творца оказывается не в состоянии объять ее онтологическое многообразие, всю экзистенцию творца, в силу ее глубинности и поливариантности. Из всего возможного многообразия выделены три феномена к осмыслению сущности творца:

1)феномен дара; 2)феномен таланта; 3)феномен гения. Данный подход представляется наиболее универсальным, так как позволяет включить в контекст рассмотрения творца аспекты предыдущих позиций, в таком случае «гений», «талант», «дар», выступают в качестве изменяющихся и трансформирующихся понятий, определяемых творцом как смысловым универсумом в символическом пространстве.

Так называемое возникновение «из ничего» не есть исхождение из пустоты, а есть, согласно Гегелю, проявление высших законов, абсолютной полноты бытия. Поэтому можно полагать, что творение «из ничего» есть скорее творение «из бездны виртуального всего», когда новое явление из возможности превращается в действительность, потенциально сущее становится актуально сущим. То есть творчество выступает как развертывание, открытие изначально заложенного содержания, являющегося миру в относительно новом качестве.

Творчество рассмотрено как проявление абсолютного единства. Обосновывается идея творчества как абсолютного единства бытия. Вводится в научный оборот исследования проблем творчества и гениальности новое понятие - коагуляция. Взаимопроникновением эманации и коагуляции предполагается объяснить процессуальность этого единства.

Творчество мыслится как мистическое единство Единого и многого, бесконечного и конечного, трансцендентного и имманентного - единство, которое сообщается вещам посредством эманации и коагуляции. Благодаря процессу эманации и коагуляции, открывается сущность, объективный закон, и творчество в общем, онтологическом смысле предстаёт как сопряжение двух процессов: 1) бесконечного процесса развертывания изначально заложенного в субстанции, потенциально существующего содержания, и 2) самосохранения субстанции посредством обратного свертывания своих обновившихся сущностных сил.

Проблема творца оказывается вплетенной в доминантную парадигму творчества как парадигму, самоосуществления творца. И данный, объективный закон, и творчество в общем, онтологическом смысле, отражает и раскрывает сущность процесса творчества.

Творчество человека предстает активностью, в которой собственное усилие человека, собственное «делание» неразделимо слито с нарастанием в нем некого дара свыше, того неиссякаемого источника, который не только питает его творчество, но и является проводником его роста Феномен гения в диссертации рассматривается как человеческое выражение действующего в нем сверхчеловеческого духа.

Логическим продолжением предыдущей части является рассмотрение философия символических форм Кассирера, которая обращает свой взгляд на все возможные способы миропонимания. В этом случае в поле ее зрения попадают все феномены, в которых проявляет себя человеческий дух. Дух тематизиуемый как трансцендентальный субъект, как «воля к приданию образов», которая рассматривается как особая форма жизни, как порождающая природа, где за каждым символом стоит энергия по его производству.

За счет символической деятельности происходит оформление мира, состоящее в его организации и систематизации в виде мифа, религии, искусства и т.д, Понятие деятельности приобретает метафизическое значение. Предложенная дефиниция человека как animal symbolicum получает новое этическое измерение, поскольку утверждает равноценность всех видов духовной деятельности человека и тем самым открывает новый путь «путь цивилизации» к анализу различных типов культур. Через связь трансценденции с символизмом творческая личность обосновывает переход в область вечного, при этом для творца конститутивными являются априорные принципы, а свобода определяется как «самоосвобождение». Освобождение состоит в культурно-созидающей деятельности творца, где в процессе самообъективации конечный человек выявляет свою сущность.

Поскольку философия воспроизводит не действительные вещи, а их первообразы; но точно гак же обстоит дело и с искусством, и те же самые первообразы, объективируется - как сущности, т.е. присущим им совершенством в искусстве - и воспроизводит в мире отражений интеллектуальный мир.

В данном исследовании гений как творец рассматривается в искусстве его роль итак кат творчество в предыдущей главе рассмотрено как бесконечный процесс развертывания, изначально заложенного в субстанции, потенциально существующей сущности как существующего содержания;

Логическим продолжением диссертации является определение сущности. Сущность в диссертации рассматривается в качестве последнего свойства сердцевины субъекта. Гений, рассматривается как носитель многообразия воплощенных сущностей мира искусства. Слово omnia complicans, включающее в себя все сущности, определялось как высшая полнота противоположностей, неустойчивая оппозиция. Неоплатоники извлекли из него идею сущностной Вселенной, организующейся в соответствии с уровнями имманентных усложнений (complication) и в порядке нисходящих выражений (explication) (эманация). Гений удерживает все души, из которых составляется его «сложность».

Эпоха постмодерна провозглашает разрушение традиционного образа писателя -властителя дум. Творчество выступает как авторство интерпретация и рождение текстов. Его главный мотив состоит в том, что сознание традиционного автора, повествователя и героя раздваивается, троится и т.д., и, наконец, почти полностью редуцируется.

Раскрывается взаимосвязь между духовным ростом творческой личности и условиями, порождающими этот рост, в их динамике и закономерностях развития. Поле творческой деятельности рассматривается в социальном плане: соответствие творческой личности общественной потребности, логика обстоятельств и иерархия определяющих категорий в характеристике личности, ценностные ориентации и избирательность социума в тот или иной исторический период.

Анализируется, что понимается под определениями «гений», «талант», «одаренная личность».

Выделяя общее и особенное в творчестве, диссертант дифференцирует понятие «талант» и «гений». В работе проанализированы пять типов творцов, которые характерны для культуры второй половины XX века.

Для творца процесс творчества тождественен смыслу существования. Говоря «смысл существования», автор следует общефилософской традиции, через понятие «смысл существования» он стремится зафиксировать некую целенаправленность, императивность деятельности. Процесс творчества является сущностным основанием и манифестацией культуросозидающей природы творца. Объективация творчества раскрывается в соответствии с социально-значимой задачей, которою выполняет гений в обществе. Для гения процесс творчества тождественен смыслу существования. Смысл бытия гения в качестве творца в мире и в обществе самым тесным образом связан с выявлением и социальной актуализацией объективно значимых ценностей, которые предстают в качестве его высших задач и устремлений.

Творец решает противоречия, свойственные человеческому бытию; он творит собственный смысл бытия.

Актуализация гения в социуме имеет два модуса: признание и поклонение.

Признание характеризуется совпадением ритмов социального и индивидуального. Где ритм есть императив творчества. Ритм восходит к творению и заканчивается уничтожением, или новым творением. Он творит новые формы. Другой модус, который актуализирует творца - это поклонение как вектор, определяющий отношение между гением и другими людьми.

Специфика функционирования мифологемы гения в качестве эффективной логико-символической структуры сознания и создание мифологемы как особой структуры массового сознания формируется разнообразными средствами. Формирование мифов осуществляется пропагандой, литературой, фольклором, кинематографом и т. п. которые, обращаясь к массам, апеллируют к стойкому стремлению массового сознания не принимать жесткие организационные реалии современною общества. Мифологема выступает формой мягкого насилия над разумом. Тем не менее, и в глубинах самого сознания эго миф находит удобную среду для своего развития. Важнейшая роль в формировании мифологемы гения в современном массовом сознании принадлежит ритуалам почитания.

Таким образом, проблема сформулирована в новом ключе, в частности, творец анализируется в трех интенциях: в качестве гения, трансцендентального субъекта и автора.

Гений создает новые критерии ценностей, новые нормы логики, новые проблемы науки иначе говоря, меняются бесконечные ансамбли, исходя из локальных элементов.

Время не существует само по себе без материальных изменений; точно так не возможно существование материальных систем и форм, не обладающих длительностью, не изменяющихся от прошлого к будущему. Гений предстает творцом новых исторических форм, он есть явление начала нового. Понятие времени здесь разворачивается как функциональность, позволившее представить бытие как систему отношений между формами.

Время — то, что осуществляется на определённой почве, которая может быть представлена как традиция. С другой, стороны нужен кто-то, чтобы конституировать неведомые горизонты. Таковым является гений, с него все начинается, и в его силах даровать новые пространства. В данном параграфе рассматриваем время как явление состояний сознания: во-первых, пространство глубины, погружения в «Я», конституируя это пространство. И здесь каждая индивидуальность объявляется с помощью того факта, что саморепрезентирующая субъективность сосредоточена на себе и представляет мир как целое индивидуализирующей идеей. Индивидуальность здесь определена сущностью, которая определяет и разворачивает тот или иной мир. Именно сущность определяет уникальность или оригинальность индивидуальности. Она есть явление стиля, явление нового. Саморазворачивающееся начало — Идея — это индивидуализированная сущность, которая являет себя как эпоха в истории, как новые формации символического, как стиль в искусстве. Сознание, которое разворачивается, как историческое развитие времени, осуществляет себя не только как наличность, но как динамическая тенденция: саморазвивающееся начало ие дано в своей завершенности, что невозможно принципиально, оно задано в своем творческом порыве в определенной тенденции самодетерминации, которая узнаваема.

 

Список научной литературыАхмедова, Анисат Алиевна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Абрамян Д.Н. Об особенностях художественного творчества. Ереван,1979.

2. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977.

3. Арабская романтическая проза XIX-XX вв. Л., 1981.

4. Асмус В.Ф. Платон: эйдология, эстетика, учение об искусстве. М.,1984.

5. Асмус В.Ф. Немецкая эстетика XVIII века. М., 1963.

6. Афасижев М. Н, Западные концепции художественного творчества. М., 1990.

7. Афасижев М. Н. Проблема целесообразности в философии и эстетике Канта// Вопросы истории и теории эстетики. Вып. 8. М.,1974

8. Байрон Д.-Г. Дневники и письма. М., «Искусство». 1963.

9. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., "Прогресс",1994.

10. Батай Ж. Литература и зло. М., 1994.

11. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. М., РГГУ. 1995

12. Басин Е.Я. Творческая личность художника. М., 1988.

13. Бахтин М.М. Проблема творчества поэтики Достоевского. Киев. 1994.

14. Бахтин М.И. Итальянское возрождение. Проблемы и люди. М., 1995.

15. Белый А. Душа самосознающая. М., «КАНОН» 1999.

16. Беме Я. Аврора или утренняя заря в восхождении. Киев «Вист-С»1998.

17. Бергсон А. Непосредственные данные сознания.// Собр. Соч.в 2-х тт. СПб., 1987

18. Бергсон А. Вопросы философии и психологии // Полн. Собр. Соч. СПб.: 1914.Т.4

19. Бергсон А. Смех // Полн. Собр. Соч. Т. 5

20. Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1992.

21. Бибихин В.В. Язык философии. М., 1993.

22. Бланшо. М Неописуемое Сообщество. М.,1998.

23. Бергсон А. Творческая эволюция. Собр. соч.: в 6 том, т. 14. СПб.,1914.

24. Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания. Материя и память. М., «Искусство». 1992

25. Бердяев Н. Дух и реальность. Париж, 1939

26. Бердяев Н. Опыт эсхолостической метафизики. Творчество и обективизация. Париж, 1947.

27. Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства М., 1994. Т.1

28. Берковскг'й Н.Я. Литературная теория немецкого романтизма// Литературная теория немецкого романтизма. Документы / Под. Ред . Берковского Н.Я. Л., 1934.

29. Бекон Ф. Соб. Соч в 2 -х т.т. М., 1971.

30. Бибихин В. Примечание переводчика // Жак Деррида. Позиции. Киев., 1996.

31. Бодрийар Ж. Главы из книги "О соблазне" // Комментарии. М., 1995.4.

32. Бодрийар Ж. Злой демон образов // Искусство кино. 1992. № 10.

33. Бодрийар Ж. Трансэстетика // Музыкальный ежемесячник Rock Fuss. 1995. №26

34. Бодрийар Ж. Символический обмен и смерть. СПб., 2000.

35. Бохеньский Ю.М. Современная европейская философия. М., 2000.

36. Бруно Дж. О героическом энтузиазме. М.: Госполитиздат, 1953.

37. Вагнер Р. Избранные статьи. М., 1935.

38. Валери П. Об искусстве М., 1995.

39. Ванс^лов М.М. Эстетика романтизма. М.,1966.

40. Вебер А. Третий или четвертый человек. О смысле исторического существования / А. Вебер. Избранное: кризис европейской культуры. СПб., 1999.

41. Вебер А. Избранное СПб., 1999.

42. Вебер А. Трагическое и история. М., 1989.

43. Вебер М. Жизнь музыканта.М., «Советская музыка», 1935.

44. Вельфман Г. Истолкование искусства. М., 1922.

45. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.,1988.

46. Витгенштейн Л. Философские работы (часть 1). М., 1994.

47. Виндельбанд В. Философия культуры: Избранное. М., 1994.

48. Виндельбанд В. От Канта до Ницше. М., 1998.

49. Вунт В.М. Фантазия как основа искусства. СПб., 1914

50. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М., "Искусство", 1991.

51. Гадамер Г. Г. Истина и метод. М., 1988.

52. Гваттари Ф. Язык, сознание и общество // Логос (книга 1) Л., 1991.

53. Гальтон Ф. Наследственность таланта. М., 1996

54. Гаман Р. Импрессионизм в жизни М., 1935.

55. Гегель Г.В. Ф. Феноменология духа. М., «Мысль», 1972.

56. Гегель Г.В. Ф. Собр.Соч. в 4-х. тт. М., «Искусство», 1973.

57. Гегель Г.В. Ф. Эстетика М., 1971. Собр. соч. в 5-ти тт. Т.4.

58. Гейне Г. К истории религии и философии в Германии. М., 1958.

59. Гете В. Собр. Соч.: в 10 т. М.: Госполитиздат, 1937.

60. Голокруа А. Искусство и человек. Сухуми. 1977.

61. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М., 1991.

62. Грузенберг С. О. Гений и творчество. Л., 1924.

63. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия. /Вопросы философии. 1966. №5.

64. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995

65. Гуссерль Э. Идея к Чистой Феноменологии. М., 1994.

66. Гюйо Ж. М. Искусство с точки зрения социологии. М., «Знание»,1900.

67. Гюйо Ж. М. Принципы искусства в поэзии СПб., 1896.

68. Гюйо Ж.М. Искусство с социологической точки зрения. СПб., 1900

69. Декарт Р. Избранные произведения. М.,1950.

70. Декарт Р. размышления о Первой Философии // Собр.соч. в 10 тт. Т.2. М.,1994.

71. Делез Ж. Тайна Ариадны. // Вопросы философии. 1993. № 4.

72. Делез Ж. Платон и симулякр // Новое литературное обозрение. 1993.5.

73. Делез Ж. Марсель Пруст и знаки. СПб., 1999.

74. Деррида Ж. Символы в культуре. СПб 1992.

75. Деррида Ж. Цели человека // Человек и его ценности. М.,1988.

76. Деррида Ж. Золы угасшей прах // Искусство кино. 1992. № 8.

77. Деррида Ж. Позиции. Киев., 1996.

78. Дневник Делакруа. Под ред. Алпанова. М,. «Искусство», 1950.

79. Дранков В. JI. О природе художественного таланта. JL, 1973.

80. Дружинин А. В. Повести. Дневник. М., 1986

81. Дубровский Д.И. Проблемы идеального. М., 1983.

82. Дудецкий А. Я. Воображение. Смоленск, 1960.

83. А. Дюрер. Дневники, письма, трактаты.М.:1987. Т.2.

84. Жоли. А. Психология великих людей. СПб., 1884.

85. Иванов И. А. О сущности красоты. М., 1967.

86. Иванов Н. Б. Феноменология шедевра. Метафизические исследования .№13. СПб, 2000.

87. Из истории Английской эстетической мысли XVIII века. М., 1982.

88. Илиади А. Природа художественного творчества. М., 1973.

89. Иовган B.C. Героическое в системе эстетических категорий. Львов.1986.

90. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.

91. Камю А. Изнанка и лицо. М., «Фалио», 1998.

92. Карлейль Т. Теперь и прежде. М., «Республика» 1994.

93. Кант И. Соч.: В 6т. М.: 1964. Т.З.

94. Кант И. Критика чистого разума. М., «Мысль». 1994.

95. Кант И. Критика способности суждения. Спб., 1998.

96. Карасев Л.В. Сегодня и завтра.//Вопросы философии. 1993. №3.

97. Кассирер Э. Сущность и действие символического понятия М, СПб., 2000.

98. Кассирер Э. Кант и проблемы метафизики. Замечания к интерпретации Канта Мартином Хайдеггером. СПб., 2000.

99. Кэмпбелл Дж. Маски Бога. Созидательная мифология. М.,1997. Т1

100. Леонардо да Винчи. Суждения о науке и искусстве. СПб, «Искусство», «Азбука». 1998.

101. Леонардо да Винчи. Избранные произведения в 2-х.тт. М., 1935.

102. Лейтас Н.С. Об умственной одаренности. М.,1960.

103. Лейтас Н. С. Способности, талант, труд. М., 1968.

104. Г.В. Лейбниц. Монадология. Соб. соч. Т. 3. М.: 978.

105. Литературная теория немецкого романтизма. Л.,1934.

106. Лиотар Ж.-Ф. Заметка о смыслах "пост" // Иностранная литература. 1994. № 1

107. Лиотар Ж.-Ф. Переписать современность // Ступени. 1994. - № 2.

108. Лиотар Ж.-Ф. Речь, Фигура. Упорство фигуративного // Метафизические исследования. Вып. 5. Культура. - СПб., 1998.

109. Литературная теория немецкого романтизма. Л.: 1935.

110. Литературная теория немецкого романтизма. Документы. М.,1978

111. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992

112. Лотман Ю .М. Избранные труды. Таллинн., 1992.

113. Лосев А.Ф. Форма, стиль, выражение. М., 1995.

114. Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.,1930.

115. Лосев А.Ф. Страсть к диалектике. М., 1990.

116. Луначарский А.В. Собр соч. в 8 т.т .М., 1967. Т.8

117. Лощилин \.Н. Философские основания теории творчества. М., 1998.

118. Лысков А.П. Проблемы социальной философии. Калининград, 1995.

119. Любутин К.Н., Пивоваров Д.В. Диалектика субъекта и объекта. Екатеринбург, изд-во Ур. ун-та, 1993.

120. Майкл Харт. «Сто великих людей». М., 1998.

121. Мамардашвили М.К. Сознание и цивилизация.\\ Человек в системе наук. М., 1989.

122. Мамардашвили М.К. Символ и Сознание. М., 1997.

123. Мандельштам Н. Моцарт и Сальери. М., «Знамя». 1993.

124. Марков Б.А. Разум и сердце. История и теория менталитета. СПб.,1993.

125. Мерлин В. С. Структура личности. Характер, способности самосознание. Пермь. 1990.

126. Мерло Понти. М. Феноменология восприятия // От Я к1. Другому. Минск., 1997.

127. Мерло Понти. Око и Дух. М., 1992.

128. Мистика, религия, наука. М., КАНОН. 1998.

129. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.

130. Морозов С.А. Бах М., 1984.

131. Мэйстер А. Письмо о воображении. СПб., 1819.

132. Мэстер Э. Духовные проповеди. Киев, 1998.

133. Берковский Н.Я. Литературная теория немецкого романтизма// Литературная теория немецкого романтизма. Документы / Под. Ред . Берковского Н.Я. Л., 1934.

134. Нордау М. Литературное воображение. СПб.,1898.

135. Нордау М. Психофизиология гения и таланта М., 1987

136. Овчинников В.Ф. Проблемы социальной усредненности и талантливости// Философские науки. 1990. №6.

137. Ортега-и-Гассет. Искусства в настоящем и прошлом // Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

138. Ортега -и- Гассет. Дегуманизация искусства и другие работы. М.,1991.

139. Основные современные концепции творчества и одаренности. М.,1997.

140. Ошо. Творчество: высвобождение внутренних сил. СПб., 2000.

141. Парадигмы философствования. СПб., 1995.

142. Парамонов Б. Конец стиля. СПб.: М., 1997.

143. Перов Ю.В. Художественная жизнь общества как объект социологии искусства. Л., 1989.

144. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М., 1986

145. Пивоварский. И. Природа и художество. СПб. 1911.

146. Платон. Соч. в 4-х томах. Т. 2, Tl. М., 1971.

147. Плотин. Эннеады. Соч. в 2-х т т. Киев 1995.

148. Плотин. Космогония. Киев, 1995.

149. Поль Валерии. Об искусстве. М., «Искусство». 1993.

150. Псевдо-Логин. О возвышенном. М.-,Л., 1966.

151. Райнов Б. Свобода творческой личности в буржуазной мире. М., 1967.

152. Рикер П. Конфликт интерпретаций. М., 1995.

153. Рибо.Т. Опыт исследования творческого воображения СПб., 1901.

154. Розанов В В. В мире неясного и нерешенного. М., «Республика» 1995.

155. Розанов В.В. О писательстве и писателях . М., 1995.

156. Рорти Р. Хабермас и Лиотар о постсовременности // Ступени. 1994.

157. Рубцов А. Российский невпопад // Родина. 1996. № 1.

158. Сарт Ж -П. Слова. СПб., « Азбука». 1999.

159. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М., 1991.

160. Сведенборг Э. Мудрость ангельская о божественном проведении. «Ника- цент», Киев, 1997

161. Сикорский М.А. Даровитость и талантливость в свете объективного исследования. Киев., 1912.

162. Соловьев B.C. Три речи в память Достоевского. М., 1984.

163. Соловьев B.C. Оправдание добра. М., 1996

164. Спиноза Б. Избранные произведения в двух томах. М.,1957.

165. Стайн Г. Что такое шедевры и почему их мало М., 1995.

166. Стайн Г. Автобиография Алисы Тоглас. Нева. М., 1993.

167. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.

168. Хайдегер М. Работы и размышления разных лет. «Гнозис». М, 1993.

169. Фейербах Л. Искусство и познание.// Вопросы философии. 1976. №7

170. Фейербах Л. Избранные философские произведения в двух томах. М„ 1955.

171. Фейербах Л. Искусство и познание// Вопросы философии 1976№7

172. Фатеев В.В. В.Розанов: Жизнь. Творчество. Личность. Л., 1991

173. Н.П. Фестер Творческая фантазия. М., 1927

174. Фихте И. Г. О назначении ученого. М., 1935.

175. Фихте И.Г. Факты сознания. СПб.,1914.

176. Флоренский П. Анализ пространственности в художественном изобразительном искусстве. М., 1982.

177. Флоренский П. Закон иллюзий. Тарту, 1971.

178. Флоренский П. Эстетические ценности в системе культуры. М, 1989.

179. Флоренск- й П. О духовной истине. Сергиев Посад, 1914.

180. Франк C.JI. Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия. СПб., 1997.

181. Франк С.Л. Духовные основы общества: введение в социальную философию Л., 1991

182. Фрейд. 3. Поэт и фантазии. М., 1957.

183. Фуко М. Воля к истине. М., 1996.

184. Фуко М. Слова и вещи. СПб., 1994.

185. Фукуяма.Ф. Конец истории // Вопросы философии. 1990. № 3.

186. Хабермас Ю. Модерн незавершенный проект // Вопросы философии. 1992. № 4

187. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.

188. Хемингуэй Э. Письмо, адресованное Г. Штайн. М., 1988.

189. Хлебников В. Творения. М., 1986.

190. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. М., СПб., 1997.

191. Шварц Г.М. Дар интуиции. М., 1995.

192. Шварц Т. От Шопенгауэра к Хайдеггеру. М.,1997.

193. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992.

194. Шеллинг.Ф.-В. Бруно, или о божественном и естественном начале вещей. СПб., 1908

195. Шеллинг Ф.-В. Система трансцендентального идеализма. Л., 1936.

196. Шеллинг Ф.-В. Философия искусства. М., 1966.

197. Шеллинг Ф.-В. Философское исследование о сущности человеческой свободы. СПб., 1908.

198. Шеллинг Ф.-В. Бруно, или о божественном и естественном начале вещей. Разговор. СПб:, 1^08.

199. Шлегель Ф. Соб. Соч.в. 2-х тт. «Идеи» М.,1978.

200. Шефстбери. Эстетические опыты. М., 1975.

201. Шлеймахер Ф.-Д. Речи о религии. М., 1911.

202. Шиллер Ф. Соч.: в 4.тг. М.: 1971.

203. Шопенгауэр А. Основные идеи эстетики. Собр. Соч в 5-е-ти т. «Попурри». Минск.,1998.

204. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М., 1993.

205. Шопенгауэр А. Собр.соч в 5-ти. тт. М.,1992

206. Штайнер Р. Философия свободы. Ереван., 1993.

207. Штайнер Р. Социализм и научное творчество. М., 1980.

208. Эпштейн М. Парадоксы новизны. М., 1988.

209. Экземплярский В.М. Проблема одаренности. М., 1923.

210. Эккерман И.П. Разговоры с Гете в последние годы его жизни М.-Л.:1934

211. Экхарт М. Духовные проповеди и рассуждения. Киев., 1998.

212. Элиот Т. Назначение поэзии. М., 1997.

213. Ясперс Р Шифры транцендентации // Культура в диалоге. Екатеринбург. 1992. Вып. 1.

214. Ясперс К. Смысл и назначение истории М., 1994.

215. Munro Т Evolution in the Arts and other theory of culture histori. N.Y.,1963,

216. Moritz K. Ph. Schriften zur Asthetik und Poetik. Tub., 1962

217. Wolf J. Leonardo da Vinci als Astethetik. Jena, 1901.

218. Skaliger. Pooetic. Bk.l, F.M. Padeeelford. The Great Critics, N. Y.,1932.

219. Wolfflin, Die Kunst Albrecht Durers, Minish, 1992.

220. Michelangelo, trans, and. R. W. Carden. London.: 1913

221. Blake. "Poetikal Works", ed. Ellis. London.: 1906.

222. Shafstberi, Lifee,Letters and Pfil. Reg.

223. Hume, op.cit. "The epicureen" London., 1976.

224. The Literaty Work of Sir Joshua Reynolds. 2 Vols., London.: 1852.

225. E. Berend, Astetik . Jean Pauls.: 1909.

226. The New Encyclopaedia Britanica. Chicago-London- Toronto, 1988.228. : Encyclopaedia of the Social Sciens. Vol.6 N. Y., 1932.

227. Grande Encyclopaedia. Vol. 18.

228. Gowan J. C. Some new thoughts on the development of creativiti.1977. V. 11, № 2, Eisenstadt J. Parental Loss and Genius 1978, VI. 33 №3.

229. Sartre. P.Critique de la rasion dialectique. Paris., 1960

230. The oxford Dicshonari of Quotations. L., 1964.

231. Hock A. Reason and Genius. N.- Y., I960.

232. Meeeker M. Creativity from the child's pontiff view. J., 1978.

233. Can creativity be taught. Socialeducational. Washington., 1977.

234. Flbert R. S. Toward a behaiveoral difinishion of genius. 1975 V. 30. №2