автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему:
Эмоционально-выразительные возможности интонационных конструкций (на материале русского языка)

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Мамедбекова, Нонна Исламовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Баку
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.01
Автореферат по филологии на тему 'Эмоционально-выразительные возможности интонационных конструкций (на материале русского языка)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Эмоционально-выразительные возможности интонационных конструкций (на материале русского языка)"

О Ьн

^ министерство образования

азербайджанской республики

азербайджанский педагогический институт

русского языка и литературы им м. ф. ахундова

На правах рукописи УДК 482.414.14

МАМЕДБЕКОВА НОННА ИСЛАМОВНА

ЗМОЦИОНАЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИНТОНАЦИОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ

(на материале русского языка) Специальность— 10.02.01 — Русский язык

автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

БАКУ—1994

Работа выполнена на кафедре фонетики русского языка Азербайджанского педагогического института русского языка и литературы им. М. Ф. Ахундова.

Научный руководитель:

— доктор филологических наук, профессор Ф. Я. ВЕЙСАЛОВ

Официальные оппоненты:

— доктор филологических наук, профессор Л. Г. ГУЛ И ЕВА

— кандидат филологических наук, доцент 3. М. БАБАШЕВА

Ведущая организация—Азербайджанский государственный педагогический университет им. Н. Туси.

Защита состоится „_"__199 года

в _часов на заседании Специализированного совета

Н 054.07.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата филологических наук при Азербайджанском педагогическом институте русского языка и литературы им. М. Ф. Ахундова по адресу: 370001, г. Баку, ул. М. Б. Касу-мова, 1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке АПИРЯЛ им. М. Ф. Ахундова.

Автореферат разослан " I '994 года.

Ученый секретарь Специализированного совета^/^2

С

доц. А. М. МАМЕДЛН.

- 3 -

Рейерируе/лая диссертационная работа 'аосзяаека лсслодованию ' эмоциональной интонации.

Направленно исследований в области интонации которое известно под названием "речь и эмоции" /Н.Д.Оветозарова, 1982/ л стремится разрешить вопрос "как говорит?" /в каком эмоциональном состояли/, запишется изучением механизма восприятия язцкоемх средств виразхения конкретных эмоций.

'Jipa исследовании физической стороны эмоциональной составляющей интонации упоминаются все или почти все ее элементы. Л хотя в целом ряде работ детально исследуется тон, лх авторы признают главенству.-й'.'уа роль интонационного тембра^ /Н.З.Витт, ÍÍ/64; Л.К.Цепяитас, 1Э74; а.К.Позгорева, 1980 и др./.

Даяние исследований эмоцаоналыю-'знразителънцх возможностей интонационных конструкций /¿'uV^ говорят в пользу различения эмо-циопарных реализации /ЭР/ лК на основе пункционироЕания разши: коррелятов эмоционального те\:йра.

Современное изучение лроолеми 4ор!.:;фошиая эмоционального тембра интонации связано с выявлением и обобленаэк сочетаний ар-тшеу.чяционных изменении звуков и интонацнонних регистров.

Разработка вопросов артикуляционных аз.лененай звуков, существенно ззачиых для эмоционального тембра, в значительной степени осуществлена специалистами б области еонетики а вокальной речи /А.Л.Токсон, 1910; Л.Б.Дмитриез, Iifii; С.О.Высотскаа, 1973; Э.А.Носенко, 1975; О.ч.Крявнова, й.Б.Кодзассв, 1977• Е.Л.Бонзгу-=юва, LüOo и др./. '

Оенлко до настоящего времени недостаточно реиеи вопрос о конкрепих сочетаниях артикуляционных изменении звуков, которые в тесном единстве о регистровыми изменениям в составе о пределе н-шгх лл используется kvu ъиражении эмоционального подчеркивания конкретных.эмоциональных различий. Этш и ооъясячется актуальность да того диссертационного исследования.

Основная цель райоти сводится, во-первих, к внквлениа нац-оолее устойчивых Эг типов ЛК, которые часто чспользуются при ви-

i. лагокчцаоинна текбр - это "такие аз*-.:нс .ля Te.vlpa /спектра/, ]'0т0ц.:е ядрена от од«1>очТ1< содержания в;д:казыванил, как пшвило, эмоц.н. /.[.í-í.h,«¡llitá(j. amias .речевой иигошадш».- f л г^ Л У 74, е. Ií>(>í

.Uv - это Г.1Л СООТ1!О.Ц:;К!'Г Ч'ОНП, .тТииС/.ЫЮСТИ И ДЛИТЕЛЬНОСТИ

зву:а.;'е1: • vofopt.tt сдесосоц :.аг,пъ г>г,<х;.яач го тст-3:/r:i;!.í4 и нраа-'.о^спля; с одни;,: ¡i tük ■■■■з о..нтп.се.П1=-г;ки?. сл-чом и 'íOKtvmeu!;ооотиик...

раженаи экоционального состояния говорящего или его отношения к высказываемой-ьшсли, и, во-вторых, к определению объема ЭР 7 типов йК* в составе интонационного ьшсш^/и при обучении студеи-'тов-азерба1<джанцев языкового вуза выразительному чтению на русском .языке.

Задачи исследования состоят в следующем: а/ подучить конкретные данные оо интонационных способах, выражения эмоциональных состоянии а эмоциональных значений; С/ описать Диетические отличая ЭР от нейтральных реализаций / 1ьР/ к!К; в/ опираясь на инто- . нацпо, установить возможность узнавания исследуемых эыоциональ-'ннх различии;. г/ выяснить, какие средства выражения эмоций б составе интонационного шксилума должны бить объектом изучения при обучении выразительному чтешш азербайдаанцев.

шучная гипотеза. I. Эмоциональная выразительность создаётся комплексом артикуляционного и интонационно-регистрового варьиро- ' вания. _ '

2. Индивидуальная вариативность предполагает общность определенных артикуляционных, регистровых характеристик, в'силу чего гипотетически предстаатяется возможным на;,ти определенные ЭР ¿¡л, которые могли бы. сравнительно точно быть узнаваемыми при восприятии на слух, так как при многообразном варьировании сочетаний интонационно-звуковых средств, при выразили эмоциональных различии сохрааяется ядро устойчивых, характеристик.

3. Эь.оцнонагьшя выразительность создаётся не специфич-

' "ностью средств, а реализацией возь-.о^ности многообразного варьирования сочетающихся общеязыковых интонационных средств, когда учитывается комбинации нереализованных известных характеристик.

Научьая новизна работы заключается в тоь,, что здесь впервые ЭР лл стали объектом специального изучения. В диссертации.получены^ комбинации некоторых существенных признаков, релевантных ' • для изменения тецброкой окраски ЭР ИК.

Экспериментальна^ материал и иетоддка исследования.

л;ате риалом исследования послужила экспериментальная программа, вклклаощая в себя: подобранные предложения / из произведений художественной литературы и реплик-реакций из репродуцированных диалогических единств/, интонационно оформленных оппозициями

ТПГПастоядё! диссертационно;! работе использована современная интонационная классификация Е.-А.Бризгуновок, так как именно выделенные еа 7 типов МК прекрасно приспособлены обслуживать интонации, соотносите с эмоцаонмьно-комцуникатившш аспектом интонации.

НР и ЭР ПК в исполнения 15 дикторов, носителей русского литературного языка; контексты аз произведений художественной литературы в исполнения азербаГшканцев, владеюош русским языком; подобранные для экспериментального анализа предяохенля га русской и азербайджанском языках в исполнении двух дикторов, носителей русского л азерба!щ;;л::ского литературных языков.

Объектом исследования является звучащая репродуцированная русская речь, состоящая лрешдцестЕенно лз простых ¡[раз, а такта из последовательности простая н сложных <;раз, в которых реализо-ванн все ЛК русского языка.

Теоретическое д практическое зтченпе работы.

Настоящее исследование позволяет заполнить имешщпся в лингвистике пробе.'!, связанный с описанием интонационного текбра при выражении экоцио1ильного состояния говорящего. Результаты экспе-. риментального анализа отдельных интонированных примеров могут быть косвенно использованы л применены в связи с услояненнем исследуемого гдтерпала, когда анализу подвергается прочтение более или кенее широкого контекста или свободная речь. Выявлении набор ЭР € в составе интонационного каксимука коже® служить базой при (функциональном подходе к овладению эмоциональной составляющей • интонации, что мо.чгет стать псходнйй шатсГорг.тай для достижения определенного эмоционального эц^ектг в выразительной речи, [лате-риаш диссертации шгут быть использованы при составлении учебников и методических разработок -по курсу теоретической и практической фонетики, а такие выразительного чтения, при проведении лабораторно-црактических занятий в азербаэдшнекпх группах на факультетах русской филологии; для организации учебно-исследовательской работы по фонетике д выразительнсн-у чтению. Основные полокз 1шя и католические рекокендащи диссертации иохуг быть учтены при создании или доработке программ, учебников и учебно-ге-. тодических пособий по выразительному чтению для школ л вузов.

Основные положения, выностэде па заашту:

1. В результате научного исследования эмоции в звучащей речи доллаш иметь определенные антснацмнни»* средства ¡шряуонал-.

2. Необход;!'.', учет ашмвидуалььогс; свободного варьирования типов ,1К при вттзленин "ядра" устойчивых- качеств интонации для выражения ямоцяоп&лояи различии.

3. Не:.трл.;[ънге л '^оч:'0:пль;;м'? игт>лл:зп"::5д :'а::т:ого глга

имеют опдозитнвннй характер.

4. Процесс обучения эмоциональной интонаци:: предполагает последовательное овладение интонационным минимумом и интонацион-ши максимумом.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Общий объем работы составляет 176 страниц. В качестве иллюстраций приведены 153 схемы, 6 рисунков и 33 таблица.

Содераанде работы. Во введении обосновывается выбор темы исследования, определяются цели и задачи, поставленные в работе, раскрываются актуальность и новизна исследования.

В первой главе, включающей 3 параграфа, речь идет об основных направлениях в исследовании интонации в теоретическом плане; рассматривается современная классификация Ж Е.А.Брызтуновон и их функциональная нагрузка; делается попытка решения актуальной проблемы поиска усто^гчпвых реализаций ИК для выражения эмоций в звучащей рзчи.

Б первом параграфе речь идет о различных методах исследования .интонации. В настоящее время в ряде экспериментальных работ отмечается повышенный интерес к изучению признаков и свойств интонации с точки зрения их функционального значения.' Такой метод исследования позволяет выявить минимум интонационных различий, требуемых для владения русской речью.

Б связи с этим особую ценность приобретает широко признанная некоторыми ведущими учеными мира классификация Ж, представленная Е.А.Брызгуновой в виде набора ограниченного числа моделей.

Важно отметить, что в звучащей речи каждая Ж представлена интонационным рядом нейтральных и эмоциональных реализаций. Отличия их в фонетическом строении могут создаваться: особенностями движения тона в составных частях Ж; сочетанием "изменений тона с другими компонентами интонации /например, с длительностью или усиление« слоезсного ударения/; тембровой окраской - сочетанием артикуляцаонно-регпстровых характеристик с Ж определенного типа; ритмическими структурами /например, усилением словесного ударения и увеличением длительности ударных гласных в составной части Ж/.

КажаШ; тия Ж имеет функциональную нагрузку, которая опрече-лягт слзсобность' антонацаошшх конструкций употребляться в различи:« высказываниях. £уячц;ог-.1льнзд ньгрузки неЛтральних рзядк-

заций ¡Я, проявлявши при разном соотношении соотавшк частей, отличается более .широкими возьшносгяма; аэг^ральше реализация Ж ¡югут участвовать как в вцракенаи сглсловых различи!!, так и эмециоиалышх. Эмоциональные. реализации ¿К, проявляемые ли.сь при наличии предцентровой или поегтцентровой чаете!!, способна участвовать,лишь в выражении экоцжпшьшх различии /"¿¡.Л.Брызгунова, 1984 /.

Таким образом, на наш взгляд, методически целесообразным представляется выделеше следухздлх основных типов ¡Тунюдий ИК.

К первому типу относится наиболее общая коммуникативная йункцпя: нейтральные реализации ШС снособры различать иеса'К.'.о-стимые в одной и топ :ке позиции коммуникативные значения:

Сегодня холодно, /сообщение/. .

3 ,

Сегодня холодно? /вопрос^.

Коммуникативные значения в указанных оппозжшях предшгзнай выражены только при помовд различных типов ИК, что говорит о высокой функциональной нагрузке интонации.

Ко второе типу (¡'/акций .К относится эмоционалыю-экспрес-савная .функция: нейтральные л эмоциональные реализации Ж способш вкразсать субъоктлвно-экоциональкое отношение говорящей к

высказываемому, эмоциональное состояние говорящего, о

Какой прекрасный день! /выражение восхищения нейтральной реализацией Ж-5/; , 1

Какой прекрасный день! /экспрессивное выражение восхищения эмоциональной реализацией Ж-5 в верхнем регистре/.

К третьему типу <зу акции Ж относится стилистическая сушщия:

типы Ж способны создавать определенную шиогащюкно-сталпсгд-

!-зсх?уо окраску произведения - разговорную или дехшашционнуп, в

зависимости от «иная худоноствешюго произведения, класспфпциру-

то по зй\нровоь5Г признаку. Например, л .следующем отрнвкэ ШС-6

ссылает отшшстический оттенок приподнятости речи: 6 /

Люблю тебя, Петра творенье,

6 5

Люблю твой строгий, стр0й!д1й вид

Два носябдуюадос параггаш презяае-л: поиску некоторых уетоп-5г* Ж дся шраа^нзш экоц-этвалъьзх различий. Исследование

-'а -

проводилось в двух планах: I/ изучение характерных особенностей выражения эмоциональ.чых состоянии и значении в высказываниях; 2/ опознавание выражаемых эмоциональных различии и узнавания отличии "ЭР ЛЛ'ох н? Ил.

Релание проблемы поиска устойчивых коррелятов для лингвистически релевантного выражения конкретных эмоциональных различий' достигается путем изучения вариативности ЛК.

Рассматривается индпвддуальная вариативность, обусловленная свооодол выйора интонационных признаков для достижения шсдей. степени одного и того же э.]<]екта при вираасаил избранных эмоциональных разл/чии.

Специально -составленный материал позволил учесть факторы, обусловливающие вариативность »НС. Так, простые в синтаксическом оикхаении одношштагмекше (¡разы долшш были отвечать следующим условиям: а/ иметь одинаковый лексико-гра'лматаческип состав и находиться-в ошшыовьрс по эмоционально-экспрессивному содержанию ситуациях; б/ характеризоваться естественностью звучания для носителей данного язика; р/ отличаться Еис^ей степеньа эмоциональности. и напряженности состояния говорядего; г/ иметь протяженность, позволяющую анализировать исе составные части ¿К.

В письменном тексте репродуцированной речи, предлагаемом ■дикторам хля озвучивания, цу^итя фраза сопровоячалась рекарко!:, раскрывающей ее эмоционально-смысловое сог,ер;;диие. В ремарке 'Диктору указывалось, чтобы он произноси: подчерк:!;/тую фразу с выделенным ицгоглциошшм центром в одном заданном эмоциональном состоянии. 1юдбор интонлройанного материала связан со стремлением обеспечить минимальное количество переменных величин для получения интонационно однородного материала путем выделения из сугчдроваадаи информации -сулественшис п вавторяаодхса данных. . ' • Ьа;шсь проводилась на магнитну.о ленту в студоиших условиях в лаборатории устной речи АШ:?ЯЛ им.'г.1.'¡'.Ахундова. В озвучивании материала приняли участие дикторы, носители русского литератур-лого языка. На какдого дастора-инаорматора била заЕедена карточка, где даксировадмсь возраст, речевой портрет: отмечались лнда-гл-щуплыше особенное!. речевых характеристик гикторэв /эмоциональная возбудимость, степень выразитзльности, такие качества голоса, как сада, высота, указывались темп и ритм эмоциопа/хыюи роакцн;!/.

- у -

Озвученный материал послужил базо{; лля отборочного и аудл-торского анализа.

Отборочный анализ позволил выявить предполагаем!е наиболее устойчивые лК по каждому избранному эмоциональному состоянии и эмоциональному значению.

Отбору для слухового анализа подделал тот ннтонироганнпи материал, в котором наиболее ярко использовались ЭР уК при выражении конкрепшх эмоциональных. различий.

В ходе аудиторского анализа определяется правильность проведенного экспериментального анализа. В результате попарного сопоставления неоднократно /5-6 раз/ прослушашт нейтрально и эмоционально интонированных «Траэ, предъявляемых аудиторам-исследователям в трехкратном повторении каждого произнесения с интер-• валом в 3 сек., испытуемое должны в ояорз на интонацио дать письменно зафиксированные ответы на предложенные вопросы в вычерчен-' ной на отдельном листе таблице.

Второй параграф содержит описание материала и методики исследования избранных эмоциональных состояний / гнев, испуг, нежность, обида, печать, презрение, равнодушие, радость, стыд, удивление/. Экспериментальный корпус исследования представлен ■ 16 фразами. В озвучивании материала приняли участие 10 дикторов-;кенд;ш /возрастная группа от 30 до 35 лет/.

Проведенный нами отборочный материат позволил выявить ЭР *К, тембровая окраска которых создается сочетанием артикуляциошю-регастровнх изменений с ПК определенного типа.

Сопоставление индивидуальной склонности разннх дикторов пы-раггать в одинаковых условиях высокую степень эмоциональных .состояний обнаружило выбор предпочитаемых типов ¡И и предъявляемых, в их составе типов звуковых изменений. Один из них связан с различиями по степени выраженности отдельных видов артикуляций п определенной позиции, конкретизируемых как градации типа: более-менее пли большее-меньшее и т.п. /например: более задняя пли более передняя артикуляция гласного или согласного; большее -меньшее поднятие или оду екание гортяни при произношении одного и того :хе ззука; боль.аая - меньшая лапр-г.-.знность гласного и пр./. Яругой тип зпу косых изменений связан с различиями некоторых артикуляций, но сбусловлешш ГЮнологическими противопоставлениям.! /пр^дихательноегь, усвршШ приступ гласного, кнзелпз.чпнгт л пр./.

Рассмотрение указанных типов звукового варьирования в сочетании ' с регистровым в тесном единстве с интонацией позволяет изучить формирование эмоционального тембра интонации.

Критерии выделения ЭР Ж при внрааенин эмоциональных состоянии основан на сюшмешш'и описании фонетических отличий ЭР уЦ определенного типа от IIP, создаваемых тембровой окраской.

3 результате отборочного анализа порчено количество предполагает«. наиболее устойчивых ЭР ЛК по каждому избранному эмоциональному сост-ояшы. Данные по устойчивны,ьялоустойчявшл и неустойчивый реализациям. представлена в прилагаемой таблице /см. таблицу I/.

При проведении аудиторского анализа испытуемые долыш были определить: I/ эмоциональное содержание Рраз; 2/ к какому типу /й относятся анализируемые реализации; .'<$/ фонетические особенности отличии ЭР от H?.

ЦЫлЬ nepEOíi сзрпи опытов ш восприятие заключалась в том, чтобя определить йразу, в которой нукное эмоциональное состояние пыхл::-:£по не только с точки зрения диктора, но и с точки зрения . uoci.u'c.'iö.'l язкка.

Таблица I.

Количество '1'ШШ количество произнесении по как-"

л/Я эмоциональ- анализиру- '■■"л дому э; .-.оциональному состоянию

ных состоя- емых пред- УСТОП- малоустой- неустой-

нии ложений ЧШЗКХ чивых чивых •

у 0 ъ У

X. Гнев • 2 Ж-2 ■ 7 2 I

m-ö 7 '2 I

(L » Испуг 2 ик-2 9 I

iíi<-2/ 9. I

3. Недность 2 ИК-5 9 I

11K-3 9 I .

4. ' Об ада I ¿Ii<-i 8 I ' I

5. Печаль I -Ó Э I

6.' Презрение Ж-7 8 2

i-lK-2 9 1

7. Равнодушие I U •j I

V.. Радость .О ilK-3 ' о ч/ I-

ЛС-э 2 I

j'iA—0 о I

G. От: ¡я I V I

10. 1 i ú'i. 'ч' _____

•ias свйвегельстБулт полученные даашю, воялоставнади показатель правильного опознания зависит от :]актсра качества выражаемого эмоционального состояния.

Следуюдни этан аудиторского анализа, в основу которого была положено выявление экоц«Ю!Шльшц реализаций ¿1К, позволит наметить некоторые единые устойчивые тенденции в интонационных способах выражения эмоциональных состояний. Было замечено, что каа-доьу 'эмоционального состояния соответствует относительно устойчивая комбинация сочетающихся интонационно-звуковых характеристик. Комбинации артикуляцмонно-регйсгроЕнх характеристик с iK определенного типа, участвующие в передаче конкретного эмоционального состояния, представлены в 16 таблицах. Предлагаем образец таблиц / сы. таблицы 2-Ъ/ конкретно-интонационного /в рамках рассматриваемого материала/ ' способа оформления эмоционального состояшш при достижении высшей степени одного а того же эффекта - презрения / где на первом месте даны предполагаемые характеристики, на втором, третьем и четвертом - аудиторские/.

Возможность правильного узнавания эмоциональных состоянии . объясняется некоторой стабильность«) их интонационно-звукового выражения.

Третий параграф первой главы посвящен описания материала а методики исследования эмоциональных значений, лзучение эмоциональных значений проводится на материале реагмруддих реплик в составе диалогических единств, обладающих возможностью существования вне контекста, что обеспечивает максимальную естественность интонирования.

В озвучивании материала приняла участке трое дикторов-женщин. Экспериментальный Kopiryc исследования составили '¿4 фразы. ■

По определению специалистов-лингвистов /3 аудитора/ момно Сило считать, что интонации предложений с решцшами-реакциями желт следующие основное эмоциональные значения: I/ возражение; '¿i вызов; а/ ирония; 4/ настороженность; 5/ недовольство ; 6/ непреклонность; 7/ обоснование; 8/ отрицание; 3/ подтверждение; 10/ рассудительность; II/ сила; 14/ совет; 13/ убеждение; х-У уверенность; Lo! удивление; 16/ утверждение; 17/ категоричность.

а ходе аудиторского а£!ализа испытуемые должны были ответить на вопросы: 1/ отличается ли значение анализируемого предложения

Таблица 2

Презрение

ЯП-п/п Аудиторы Артикуляционные характеристики Регистры Типы КК

Мускудьн. Сокрац. С;.хгака Продвнк. напряжен. длительн.голосс-гласчых Гортань Заиум-под- опу-1?®" Выпячивание губ Зерх- Ник- 12 3 4 5 6 7 НИИ ний •

..... 1лао1шх -¿их ппр- нт усял.ослабл. обязок ^ кята цена" с

I. + . +■ 4 + -1- + 4 4- 4

2. I + 4 4 + + + + 4 +

3. ГГ 4 4 4, 4 4- 4- 4 4-

4. III + +'••»• + 4 4 4 ■ 4- 4

Прн).!ер: Да какой он мне барин! - . Таблица 3

Д»В Ауди-л/п торы Артикуляционные характеристики Регистры , Типы И к ;

Мускульная на- Длительность ПродЕикенке цряненность гласных гласных Гортань Зерх- Ник- 1 2 3 4 5 6 7 ний ний

усил. ослабл. уЕел. сокращ. вперед назад поднята опущена

i. 4 + + 4 4 4-

2. I + + - + 4 4 4

3. ■ II + . + .1. 4 4 4-

4. III + + + 4 4 4-

Пример: Что ты сказал?

- га -

от значения контрольного; ¿j какое из сравниваемых звучаний является предпочтительным при выражении ответной реакции; 3/какие конкретные эмоции передаются при интонировании предложений с репликами-реакциями.

В аудиторском анализе приняла участие одна группа испытуемых, состоящая лз 28 человек. В результате получено и обработано 84 ответа.

tía первый вопрос получен единогласный положительный ответ. На второй вопрос почти все ответы /за исключением двух/ сводились к тому, что при выражении в речи эмоциональных оттенков ответных реакций предпочтение было отдано ЭР Ж. Ответы на третий вопрос представляет coöoii достаточно высокие результаты правильного узнавания наименований конкретных эмоциональных значении в предъявляемом звуковом материале.

Некоторые затруднения в узнавании конкретных эмоциональных значений вызывали реализации, которые характеризовались недостаточно ярко выраженным интонационным центром.

Сравнение прочтения одного и того se предложения раз ними ■ дикторами выявило склонность к комбинациям определенных интонационных характеристик, что позволило аудиторам отдать предпочте-.ние наиболее устойчивым ЭР Ж. Эти устойчивые реализации были 'определены при учете, во-первых, характеристик тональных изменений и, во-вторых, ритмических измейений,

Поскольку в комплексе акустических средств, участвувшх в создании вариативности при выражении эмоциональных значении, главенствующая роль пршшдяеглт тону, в работе детально рассматриваются используемые тональные изменения, то есть различная степень их изменчивости, а именно: I/ различия по степени рассре-доточенности изменений в пределах Ж /изменение охватывает один мог или несколько слогов/; ,1/ различия по степени выраженности тональных изменений в центре Ж /контрастные, плавные ила ровные/; 3/ различия по сорме тонального двшжяая в центре Ж; 4/ различия по направлению изменений высоты тона в составных частях; 5/ различия по регистровое уронгл реализации Iii-;. С каждой из этих характеристик соотнесены определенные интонационные значения.

Выявление, отличи!!, создаваемых особенностями ритмической структуры' речи, показало, что .¡лнгвиотячесни релевантными' язлл-

отся следушше характеристики: I/ количество выделенных слогов /один, два,каждый; ¡¿/ степень и способ их выделения /тон, длительность, напряжьнность артикуляции, или их комбинация/; 3/ степень слитности произношения слов в синтагме; 4/ особенности теь.па речи - замедленного, ускоренного, равномерного - за счет варьирования длительности.гласных, особенно ударных, и согласных.

Полученные данные об отличительных характеристиках Э? ИК при выражении конкретных эмоциональных значений сведены в таблицу. .••-•'.

Проведенный аудиторский эксперимент позволил выявить некоторые единые устойчивые тенденции. Так, было замечено, что влиявшим фактором на качество узнаЕания. шетупает степень эмоциональности дйктора, способы интонационного шранения исследуемых значений.

Возможность правильного узнавания эмоциональных значений говорит об определенной стабильности их интонационного.выражения. Отдельное интонационные признаки функционируют не как случайные сочетания. Ь рачи они приобретают некоторую Самостоятельность, закрепляясь в данном языке в качестве выразителя определенных эмоциональных значений. '■.."Вторая глава диссертации шовяздца исследованию эмоциональ-' ной речи азербайджанцев и включает в оебя 3 раздела.. В первых двух разделах рассматривается уровень владения студентаыи-азер-байджандамл интонационной выразительностью, выявляется ряд трудностей в интонировании эмоциональных типов высказываний, с которыми связано решение проблемы определения интонационного минимума и максимума в целях обучения выразительному чтению.

Был проведен в фонетическом аспекте сопоставительный слуховой анализ соответствующих 3? ИК' русского и азербайджанского языков, а также анализ акустических характеристик инструментально зафиксированных предложений на русском и азербайджанском языках, различаэдзхся по цели высказывания. Цель этой серии опытов заключалась в том, чтобы на основании выявления интонационных изменений, служащих различит елыш;.ш цразвакащ реализаций одного а того же типа Ж в обоих языках, определить трудности, которые '•могу* возникнуть у носителей азер&£дгимсаоп> язи»<а в связи .о Еаравеюнш эгац^овйльдах га>

При сотст&аателькек „• -■. .: .-,■ .--"-г;"—:

- 1э —

ЭР ИК русского л азербайджанского язмков в однотипных условиях двумя дикторами, в равной степени владевшими обоими языками /лишенных резких шшш;шуальных особенкосте!:/, рассматриваются следующие характеристики: движение основного топа, диапазон тона, регистровый уровень* Особо рассматривается интонационный центр как часть, наиболее насыденно передающая эмоционально-смысловую, информацию, а такяе прилегающие к нему части.

Результаты- проведенного анализа экспериментальных магнито-записей показали, что если при подчеркнутом выражении эмоциональных оттенков /радости, восхищения, бурного восторга и т.д./ в употребляемых реализациях на русском языке наблюдается расширение общего диапазона основного гона, то ЭР уК на азерба^л-'/ан-ском языке, имеющим однотипный контур, • свойственно уменьшение общего диапазона основного тона.

При сопоставительном экспериментальном анализе предлохений на русском и азербайджанском языках, различающихся-по цели выска-зНЕадш.рассматривались'следуО'дие акустические корреляты: I/ величина частоты основного тона, 2/ длительность, 3/ интенсивность. ■ Усиление эмоционального значения в экспериментальных предложениях по сравнению с- исходшш материалом реализуется за счет изменения числеиннх значений определенных параметров. Произношение 'на русском языка характеризует более широкий диапазон варьироза-. ния частоты основного тона, более контрастные изменения в слоге Интонационного центра /си. рисунки 1-2/.

Проведенный анализ послужил свидетельством существования, с одной стороны, общих для двух языков способов интонационного оформления эмоционально окрашенной речи, с другой сторо!ш - свидетельством подтверждения лингвистического прогноза о несовпадении тональных изменений, связанных с расширением обцего диапазона основного тона при подчеркивании выражения эмоциональных раз-, личий. Данный дакт убеждает з неравной возможности интонационного выражения эмоциональности в рассматриваемых языках.

Цель следующего отала /в осноту кзНрого положено выявление уровня владения студенгами-азерба;1и?лнцами изобразительными возможностями система айтояаакопжк средств русского яз-чха/*, состояла . а том, чтобы гп оснований аудиторских отвагой определить

ГГС" г^м;,' агплзпациэп'о-« срадстп русс-? л'о гуг-л - это ? .-йиоэ 11К; нередяаяеяге цянтра сиитагаатячаексо ¡г.уза.

состав ЭР 7 типов ¿К, входящих в интонационный максимум.

Выявленные данные относительно-использования различий по диапазону позволяют прогнозировать возникновение трудностей, связанных с интонационным выражением эмоций азербайджанцами.

Для подтверждения данного прогноза был црозеден аудиторский эксперимент по выявлению уровня возможностей студентов воспроизводить отличительные особенности ЭР ЛК, а также по выявлению эмоционально-стилистического чутья в области интонации.

В качестве еудиторов-информаторов привлекались студенты П1 курса в период акадеызанятип по курсу "Выразительное чтение". Эксперимент проводился в 10 группах /'¿0 подгруппах/, принятых на обучение в 138о-1у86 году, а в 8 группах /16 подгруппах/ приёма 1986-1937 года. Всего экспериментом охвачено в течение двух лет 420 студентов.

испытуемые должны были вшюлнить следующую работу: I/ после прослушивания звукозаписи образцового актёрского исполнения художественного произведешь повторить услышанное, сохраняя ту же интонацию; ¿1 расчленить на синтагмы стихотворный текст, на;;,ти ин-' тонациошые' центры, выявить нейтральные и эмоциональные реализации, прочитать его. Использование широкого контекста позволяет провести более глубокий анализ навыков и умений дикторов-информаторов в области интонирования, что является важным.ввиду по- • 'ставленной цели.

¿Сак свидетельствуют полученные данные, в речи испытуемых в основном используются НР ИК. Количественный подсчёт употребления ЭР представлен в таблице. Как видно из таблицы, запас Э? для выражения эмоциональных различий у дикторов довольно ограниченный /в частности, 48 из У8 человек употребили всего 1-2 ярко выраженных ЭР/, хотя ц-нет студентов,'которые совсем не владели бы умением передать определенные эмоции. Основными используемыми конструкциями в прослушанном чтении явились НР мК-1, ИР Ж-2, НР .К-З и некоторые ЭР этих типов, отличающиеся от нейтральных разнообразной степенью выраженности изменении уровня тона, длительности, интенсивности.

Уиеньление общего диапазона основного тона, свойственного носителям азерба11дианского языка, влияет на способность дикторов вкракать разцую степень эмоциональной насыщенности на русском ' ЯЕПхе, проявляшуося з увеличении а сужении диапазона изменений'

движения тона, ¿¡сштуеше 'аатрудшыгйя использовать характеристик;;, отличавшиеся резкий, контраст шлыл нзмененаякл топа в слоге -Антоназаоаного центра а прн1.акаэд>и. к нему пастеИ, сложные Еоасод.ч4е-аа<хсодшие и нисходйде-Еосходвдае движения тона, более повышенный иди пошкешшЛ регистровый уровень реализаций ИК.

Данные аудиторского э&спорш..еи»а по винилешш чутья в обла-ста интонирования,' -состоящего .аз нескольких серий оштов на восприятие, показала, что часть студентов ¡11,"*%/ чувствует, какие основные интонационные средства у-частвуэт в выражении эмоционально-смыслового содержания азторслого текста, владеат навыками сос -' тавлешш интонационной разметка текста; некоторые из них /19,ЭЙ/ могут использовать различную степень выраженности НР ПК для передачи эмоциональности; часть из шк /20,4$/ чувствует произно-слтельшц стиль, улавливает состав водущих интонации, зависящих от ;.<анрозшс особенностей текста; незначительная часть испытуемых . /1и,Ь>ь/ моает использовать ограниченное количество ЭР /5-7/ для вы рад-юаня эмоциональных различий.'

Таким образом, полученные данные свидетельствуют об ограниченных способностях студентов-азербайджанцев в реализации изобразительных возможностей системы интонационных средств русского языка вообще, и в использовании.ЭР лдя выражения эмоционально-субъективного отношения к внесазпзаекоиу, в частности.

Трети:! раздел второй главы посвящен определения интонацион-'ного максимума ЭР »К в практических целях. Лз приведенного анализа вкрааения эмоциональных разлляал в звучащей речи, а также уровня владения азербаадяайцама интонационной выразительностью речи был сделан в>шод относительно выявления в арсенале общего интонационном максимума выразительных средств набора ЭР ИК, который необходим в практика овладения эмоциональной функцией ан- • тонадаи. Б связи с этим в работе описаны Сон-зтдаескм особенно- • сти наиболее употребительных ¡¡ри выралнии эмоциональных различий ЭР в' сопоставлении с НР в каждом интонационном ряду семи ти-.пов пК русского языка.

лн'ккищиошше оппозиции 11Р /К и ЭР .К иллзстрпруются на т- -териале предложена!! схемами и графическими средствами интонации, приводится таблица количественного состава наиболее употребительных ЭР в интонационном ряду каждого из семи типов ¡Ж.

. В заключении содерягтся следу «а. выводы:

1. Анализ интонационного раз нойте ния позволил выявить индивидуальную вариативность - особенности речи дикторов, создаЕае-ше не специфичностью интонационных средств, а возможностями кнэ-гообразного выбора и сочетания средств интонационной систек!.

Анализ 'показал, что устойчивые эмоциональные реализации Ж отличается особенностями, общими для эмоциональной речи большинства дикторов. .

Устойчивые эмоциональные рсализав^ш tili установлены на основе совладения интонационной реализации и высокого показателя идентификации на слух аудиторами.

2. В ранках эмоциональной функции следует различать эмоцио-наиьше состояния и эмоциональные значения.

Эмоциональные состояния выражаются тжороиой окраско/ ЭР, возникающей в результате сочетании артикуляционио-регистровых характеристик с определенной интопациен. При сходство общего дз&зшая тона в реализациях выражение зкоцай достигается различиями по тембру.

Выбор артикуляционных характеристик зависит от эмоционального состояния: от положительного или отрицательного содержания оценки, от активного или пассивного состояния.

При подчеркивании степени эмоциональной насыщенности эмоциональных различии набор артикуляционных характеристик расширяется.

Эмоциональные значения выражаются устойчивыми ЭР, мкогооб-разгше отличия которых создаются чаще всего особенностями дпи;.:с-ния тона /уровнем основного тона в составных частях; тональны:,-л изменениями в пределах одного слога ала рассредоточенностьо па несколько слогов; степенью лзкензшш топа в с/гого цолгрп, ilopi.'.o;'-тональных изменений в слоге центра/', а так:.:о ритмической структурой синтагмы /количеством выделеначх слогов, последовательно озвученных каким-либо интонац:юшшм коилоизитс!/ - тоном,длительностью, интенсивностью - ила ах сочетанием/.

3. В звучащей устной речи при интонационном оформлении высказывания, при уточнении 'его эмоционал!'::у-си:слошх отгонков все функции интонации передается огао^р«. .»чпо при no:.;o..«t одчах и тех кс кптопашюншх средств, хотя и -рдеется некоторая лиззцил.

Одк-'ко в прякхяю оэучен.ш .••>70:'Л1и'ояяо.. кгрласг'^гл'.г.ч

эмоциональную сункщио ко;:;но рассматривать изолированно.

¿'¿сходя из принципа поэтапности обучения русскому языку процесс овладения интонационной культурой речи следует осуществлять на основе сункционалъноц теории в следующей последовательности:

а/ Низший этап - овладение интонационной правильностью. Этот этап требует определения интонационного минимума: овладение коммуникативной функцией .К, нацеленное ка обучение сункциональ-ной ¡¡агрузке нейтральных реализаций. При выражении эмоционально-смыслового содержания высказываний следует ограничиться использованием различий по степени выраженности нейтральных реализации нК /варьирования градаций типа: выше-ниже, громче-тише, быстрее-медленнее, резко-плавно и др./.

б/ Висели! этап - овладение интонационной выразительностью. В связи с этим здесь уместно говорить об интонационном максимуме: овладение эмоциональной функцией Ж. Это предполагает использование способности НР и ЗР 1'1К вырш.-сать субъективно-эмоциональное ОТКОС31ШЗ говорящего к высказываемому.

Ось_;вно-з соцергшше диссертации отражено в следующих рабо-

1, Акустические характеристика предложений на русском и азербайджанском языках, различающиеся по цели высказывания /'/Уч.зап. АШ русского языка и литературы им.Ы.Ф. Ахундова. Серия XII. Баку. 1575. л 4. С.48-52, •

2, Выработка правильного интонирования студентами-азербавд-ганцаыи вопросительных конструкций в диалогической речи // II ¡•»еадународный симпозиум 21-23 октября 1380 г. "Вопросы диалогической речи". Тбилиси. 1903. С.344-350.

У. Выразительность устной речи /произношение и интонирование/ //Всесоюзная конференция "Актуальные проблемы современного языкознания и литературоведения". .Тбилиси, 1985.' 0.160-161,

4. Сравнительная характеристика создаваемо« тембральной окраской эмоциональных реализаций семи типов интонационных конструкций /ИК/ в русском и азербайджанском языках // I Всесоюзная конференция "Тюркская фонетика".; Алма-Ата. 1990. С.74.

5. Внракение' эмоционального состояния говорящего средствами интонации // Республиканская научная'конференция "Актуальные вопроси развития билингвизма и совершенствования культури речи

е Азербайджане". Баку, 0.144~Ш.

6. Оппозиции нейтральных и эшшо дальних реализации семи типов ИК // Об. иаучшх трудов по ионетлке я (¡'околог.я;, деп, в йгЫОИ АН С0Сг>. 4У673 от IO.OI.X99I. 32 с.

7. Обучение эмоциональной речи студентов-азербаддуд'щев языкового вуза на основе (¡ункцпоналыюи теории // Ьеквузовскач научная конференция "Пути совершенствования профессиональной подготовки учителя-русиста в педвузе". Баку. 1932. С.41.

Н. И. Мзшэдбэт ова

ИНТОНАСИЛ КОНСТРУКСШАЛАРЫНШ ИФДЦЭЛИ ЕМОСИОНАЛ иш.шрц (рус дили материал-лары эсасында)

х у л а с е

" Интонаси.па конструкси^аларынш (Ш) ифадэли еыосионал имкан-ларынкн тадгиги натичасинда алда едилан косторичилэр емосионал тембрли мухтэлиф коррелтатларынын иаланмзси эсасында ДО емосионал чаЬатдон фэргли татбигина далалат едир.

Талэффузча. дэ^ишмалари.сао ва интонаскра рекистрлари бнрлаш-маларинин ашкар едилиб умумилэщцирилмэсилэ барды олан иггонаси^а-нын емосионал течбринин формалалшасы проблеминин о.траиилмэси ьгутэ-гэсс .оларн чохдан ыарагландырыр.Лакин иидирэ кими конкрет емоспопал фаргларын емосионал чэЬатдэн вурруланмазынын ифадэси замакы иа-' тифвда олукан ыуа^та- ИК таркибиндэки рекистр дадпшмзлэрилэ сых ваЬдатда олан сэс тэлэЗфуз даришмаларинин конкрет бирлввалэлэринэ дайр проб-.зм ккфа.тэт гадар Ьалл олуныамьшуюр.йэмин мовзунун сечил-мэси бунунла кзаЬ едилэ билэр.

Днссертаскта к и риз, и к и фасил.иаик? в я истифадэ едилмиш вдави,] ;атын сиЗаЬысындан ибаратдир. -

Киришда мовзунун актуаллыры.тадгигагын магсад ва вэзифалэри, онун назэри ва тачруби аЬами^ати,,тенили,1и асасландыршшр.тздгига-тын методлары костарилир.

Уч параграфдал ибара? "Сасланан нитгда емоси^аларын ифадэси" едланан биринчи фасилда напер! бахымдан иктонасизанин тэдгигинин асас истигамэтлэрицазн бэЬс едилир; Л.А.Брьи.гунова тарэфиндан ве-рилэн Ш муасир тзснифаты ва Слларыя дешьщыры функскондл .тта араш-дырылыр; сасланэн литгда емосиданын ифада едилмэси гчун ПК сабит суратдэ т-^гбиги еаЬасинда актуал ах^арышлар проблемный" палли учти . чаЬд кэстзрилир.

ПК сабит татбиги саЬасинде ахтарьшлар проблеминин Ьалли фарци париатиилидин етрэнилмаеи ¿олу ила алда едилир. Щ:адэ ли емоеиснал-лыг спесифик васита кла де^ил.-у-мумднл ннтопасмза васитэлар'и бир-лэшмалэршнш мухтэлиф в'-шантларып.н татбигипш мумьгунлу^у Ьесабы-ка ;аракыр ва бу заман ыэнлум татбиг олуныамыш характеркстикаларын комбинаскоалара нзззра аяьшыр.

"Азарба^чаылыларын емосионалнитгишш тэдгигк" адланан нкинчи фзсил гч болмадэн ибаратдир.Биринчи ва икинчи белмэлэрпэ аэа})ба;}чан-лыларын ифадалн интонаси^а^а Ьансы сапитпддэ малик олмалары араш-.цырылыр.ИК емосионял чэЬэгдан татбиги (ечт) ик'гонаси,1а илэ нфа еднлдикда бир сыра чэтинликлэр ашкарланкр.Унувду болмэ практик иаг-

с яд л л ПК ЕЧТ интонаси^а макс®{уцунун myo,\ícii еднлмэсинэ hacp еднлмищдир.

Рус дилиндэ ИС ЕЧТ miTOiiacuja илэ ифа едилдикдэ аэпрба^чонте-ннн гаршсына чыхел чэтишшклэрин ашкар едилмзсишш эсасьяш аззр-ба,1чан HHTOimctfja системинэ хас олма^аи тонул Txyj.ni диапазонунун КеНИШЛЭНДИрИЛМЭСИ т8шкил бДИр.

N.I.LIarr.adbsyova Emotional-expressive potentials of international constructions of tho Kuscian language Suantary

The .research data of eaotional-expressive potentials-of international constructions (IC) favour the distinguishing of emotional realisations (UK) of IC on Ihe ue.sis ox functioning of various correlates of eiaotional timbre.Though formation of emotional tiir.brc of intonation connected with differentiation and generalization of conbinctions of articulator^ changes of sounds and intonational'register^ has been interesting the specialists for a long time,the problcn of concrete combinations of articulator^ changes of sounds has not yet been studied well enough,and this conditions the selection of the theme.

ihe dissertation consists of an introduction,two chapters, inferences and a bibliography.

Eic introduction deals with the'actuality»purpose.theoretical and practical significance,novelty of the dissertation anu the research methods involved by tho author.

Kie first chapter "Expression of emotions in oral speech" touches upsa the main directions in the investigation of intonation in the theoretical plane and exsnines tho recent classification of IC by E.A.Brizgunova and tiic functional load carried by lC,it. also'cakes an effort Jo solve the actual problems of ecarching of stable realization of IC for expressing emotions in- oral speech.Solution of it is achieved by investigating of individual variations.Knotioaal expressiveness is created not by the specifity of the neans.but by realization of potentials ■ of variegated variations of combining language intonational necna in which the combination-of unrealized ltnoroi features "are fcaien into consideration.

Ihe'second chapter "Investigation of emotional speech of •the Azerbai¡jauis" makes an. effort to define the level of mastering .of intonational expressiveness by the ALorbaijaxiis.revenls .a nu:abei' of difficulties in intoning of hi; of IC and determines the intonational maxiauti of Ell of IC for practical puipococ.

.'ihe conclusion tnaheo infcreticeo 'iron the v.liola iivvtT,ligation,the bibliography gives tho list of li torotvrc vced t\j thn author.