автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Эмоциональное и рациональное в характеологии Н.С. Тургенева

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Шайкина, Ирина Павловна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Волгоград
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Автореферат по филологии на тему 'Эмоциональное и рациональное в характеологии Н.С. Тургенева'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Эмоциональное и рациональное в характеологии Н.С. Тургенева"

Р Г Б ОД

На правах рукописи

2 5 СЕН

ИАККИЙА. ЕРШ ПАВЛОВ®

ЭКШКШЫЮЕ И РЩЮШЫЮЕ В ХАРАКТЕРОЛОГИИ М.С. ТУРГЕНЕВА

Специаяьность 10.01.01 - русская литература

АВТОРЕФЕРАТ, диссертации на сомскаякз ученой степени кандидата |ндамгкчесяих наук

Волгоград 1995

Работа выполнена в Волгоградском государственном педагог) ческом университете. 4

Научный руководитель - доктор филологических наук,

Официальные оппоненты - доктор филологических наук,

профессор В.И. Мельник, - кандидат филологических наук, доцент Н.Ю. Филимонова.

Ведущая организация - Ставропольский государственный

Защита состоится " ¡3" октября 1995 г. в часов на засе дании диссертационного совета К 113.02.03 в Волгоградском госу дарственном педагогическом университете (400013, Волгоград, пр им. В.К. Ленина, 27).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Волгоградского государственного педагогического университета.

профессор А.М. Буланов.

педагогический университет.

Автореферат разослан "/¿Р" 1995 г.

Ученый секретарь диссертационного совета -кандидат филологических паук,

доцент

С.В. Перевалова.

В настоящее время проблематика соотношения эмоционального и зационального является актуальной для целого ряда научных дисциплин гуманитарного и естественного циклов. В ней сфокусированы 'человековедческие" интересы современных социально-филоссфских и судодественных систем, которые занимаются изучением человеческого 'я", представляющего собой неразрывное единство чувствующего и «злящего начал.

Теоретическое литературоведение вплотную соприкасается с ¡роблематикой эмоционального и рационального в процессе изучения специфики художественного мышления и восприятия, творческого метода и структуры художественного образа в научных исследованиях ^.Н. Липова, Д.М. Ханина, Т.Н. Демко, А.К. Дремова, Н.Л. Лейзеро-за, А. А. Оганова и др.

Однако в настоящее время возникла необходимость детального анализа проблематики соотношения эмоционального и рационального в творчестве того или иного писателя с учетом многоуровневости проблемы, которая проявляется в идейном своеобразии и художест-зенной структуре произведения, в особенностях психологического анализа, в концепции личности и типологии характеров героев.

Разнообразие типов художественного мышления русских писате-аей и обязательное присутствие в них коррелятивных связей "ума" и "сердца", создающих неисчерпаемое богатство индивидуальных творческих художественных миров, стали предметом исследования в современном литературоведении.

3 художественном постижении гениями русского реализма Д.А. Гончаровым, Ф.М. Достоевским, Л.Н. Толстым природы человеческого "я'.' утвердился приоритет эмоциональной сферы, "сокрозен-■юй области сердца" (Б.П. Вышеславцев) в мотивации поведения личности, в ее решениях и поступках. Но среди великих "абсолютистов оердца" незаслуженно обойденным вниманием оказался й.С. Тургенев.

чья слава проницательного "сердцеведа" общепризнана и не подледи: сомнению.

Аетор "Отцов и детей" относится к числу писателей, в творчестве которых соотношение "ума" и "сердца" играет особую роль, i Oes анализа того, Kai; каждая из этих категории художествен» представлена в его bor атом литературном наследии, трудно постигнуть "тайну" тургеневского гения.

В современной хургеневедении вполне ощутима настоятельна! потребность более пристального к детального вгдядьшания в тургеневскую концепцию личности, которая, несомненно, оказала влиянш на художественную характерологию, на разработку приемов типизации, а таете на своеобразие форм и средств психологического анализа. При згой необходимо учитывать богатый опыт, не только разнш поколений отечественных и зарубежных тургеневедов, но и последн» достижения б области философии, психологии, эстетики.

Однш из перспективных направлении современного тургеневеде-кия является поиск новых подходов в изучении приемов и принципе; раскрытия характеров, поскольку исследование художественной характерологии великого русского писателя еще только начато. Анали; последних романов И. С. Тургенева "Дым" и "Новь" с точки зрениз проблемы рационального и эмоционального в художественной характерологии отвечает насущной потребности и является главной еадаче) настоящего диссертационного исследования.

Степень разработанности научной проблемы. Несмотря на то что количество монографических и диссертационных работ, посвященных последний романам Тургенева, весьма внушительно, • тем не мене* интерес исследователей к позднему творчеству писателя не кссяка-ет: "Дым" к "Новь" требуют нового прочтения, освобожденного о идеологических догм и--пристрастий как прошлого, так и сегодняшне го дня. Однако лгэбая попытка переосмысления художественного клас

зического наследия не полет не учитывать сложивииеся традиции и эпыт предшественников, тем более, что имеющийся з тургеневедении земадый потенциал способствовал отбытию новых перспектив з изу-4енш творчества писателя, который олицетворял собою чувство ме-зы, гармонии и безупречный литературный вкус.

Вслед за первыми литературно- критическими обзорами "Дыма" (В. Буренин, А. Незеленов, И. Иванов) и "Нови" (Ю.Н. Соколов, 1.Н. Сакулин и др.) последующе исследователи (Л.В. Пумпянский, ].Г. Оксман, М.К. Кяеиан, Н.Л. Бродский, Г.А. Вялый, А.Г. Цейт-1ин, С.М. Петров, Г.Б. Курляндская, И.А. Винникова, А.И. Батото, ].U. Головко и др.) единодушно отмечают своеобразие и обособлен-¡ость этих произведений, их особую значимость в творческом развитии И. С. Тургенева. В последнее десятилетие наметился интерес к ¡арактерологии тургеневских героев и ее эволюции, поскольку новые ■рани характеров, созданных талантливым писателем, остались вне ¡сторико-литературного изучения.

Настоящее диссертационное исследование предлагает один из юзможных подходов в изучении художественного характера в твор-[естве позднего Тургенева с точки зрения соотношения змоциональ-юго и рационального начал. Изучение проблематики "головного" и 'сердечного" имеет важное значение Для уяснения концепции личнос-■и, которая задает параметры художественной рационализации, что. I свою очередь, оказывает злияние на изображение эмоциональней фгры: ¡сосредоточенная устремленность Тургенева к эмоциональному, 'сердечному" восприятию и яеоеживанию мира создает особую, яепов-wpnw/«: личность художника "умного сердца" и позволяет проникнуть i тайну его удивительного воздействия на читателей.

Актуальность исследования определяется повышенным кнтесессм ; проблеме соотношения эмоционального и рационального, обращением : разработке прейдем, связанных с поэтикой и характерологией з

б

современном литературоведении.

Научная новизна исследования заключается в том, что принциш и приемы характерологии в позднем творчестве Тургенева исследуются с точки зрения соотношения эмоционального и рационального, пр1 этом более подробно рассматривается роль эмоциональной сферы ) раскрытии характеров, а также центрообразующее значение "сердца' в духовной жизни тургеневских героев.

Делью настоящего исследования является рассмотрение диалектики характерологических средств и связей с точки зрения проявления в них эмоциональных и рациональных начал. Подобное определение цели исследования требует не только вычленения философско-эстетических оснований проблематики творчества Тургенева, но 1 скрупулезного изучения средств и способов психологического анализа, своеобразия личностной концепции в художественном и эстети-ко-философском наследии известного русского писателя. В связи с этим формулируются конкретные задачи исследования:

- определить роль, которую играет соотношение "ума" и "сердца" в тургеневской концепции личности;

- выявить влияние соотношения "головного" и "сердечного" ш основные принципы характерологии;

- проанализировать особенности художественного изображена интеллектуальной и сердечной гшзни героев романов "Дым" и "Новь";

- отметить особенности психологического анализа, которые определяются способностью худолшика улавливать и изображать "сердечные" движения, а также определить, каким образом художественное постижение "ума" и "сердца" опоеделяет своеобразие психологического анализа в романах "Дым" и "Новь".

Объектом анализа диссертационного исследования являются последние романы И.С. Тургенева "Дым" и "Новь", в которых.синтезированы творческие искания писателя в области характерологии и "пси-

?

хологической тайнописи". К. анализу привлекаются также эпистолярное я литературно-критическое наследие великого русского писателя, черновые материалы его романов и воспоминания современников.

Методологической основой диссертации являются теоретические работы, посвященные русскому реализму, которые выполнены как с точки зрения историко-типологического, так и историко-генетического подходов, а также исследования тургеневедов разных поколений в области художественного метода, особенностей стиля и поэтики писателя, литературно-критические исследования последних романов И.С. Тургенева и комментарии к ним в полном собрании сочинений и писем - 28-ми- и 30- томном. Основу философско-эстетической базы исследования составляют достижения современных наук о человеке: философии, психологии, .эстетики и литературоведения (философс-ко-этические концепции личности, литературоведческая теория литературного характера, последние открытия психологической науки в области эмоций, эмоциональной направленности и акцентуации человеческой личности).

Практическая значимость исследования. Изучение проблематики "головного" и "сердечного" в характерологии писателя имеет прямое отношение к вопросам теории и практики изучения и преподавания литературы второй половины XIX века,' особенно в той ее области, которая зовется, "человековедением". Подученные результаты могут быть использованы при разработке вузовских историко-литературных спецкурсов и спецсеминаров, а также при изучении творчества И. С. Тургенева на уроках литературы в современных школах разного типа (школах-гимназиях и лицеях).

Апробация основных положений и выводов работы нашла свое отражение в тезисах доклада на Всероссийской научной конференции в Волгоградском государственном педагогическом университете (1953), а также б статьях автора, опубликованных а научных сборниках.

Диссертация обсуадалась на кафедре литературы Волгоградского государственного педагогического университета.

Структура и объем исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения, а также библиографии цитируемой и использованной литературы. Помимо общего обзора литературно-критических работ, посвященных творчеству позднего Тургенева, в диссертации. рассмотрены в соответствующих разделах ряд крупных проблем, неразрывно связанных с основной проблематикой настоящего исследования, которые предваряются кратким обращением к литературе вопроса.

Объем основного текста - 170 страниц. К диссертации приложен список литературы, включающий 269 наименований.

Основное содержание работы. Во введении определена теоретико-методологическая база исследования, обоснованы цели и задачи работы, а такке подчеркнута актуальность проблематики соотношения эмоционального к рационального для целого ряда научных дисциплин гуманитарного и естественного циклов, в той числе для теоретического и практического литературоведения.

В процессе художественного постижения природы человеческого "я" отечественными писателями-реалистами прослого века в русской литературе складывалось представление о дуализме "внутреннего" человека, сочетающего в себе противоречия "ума" и "сердца".

Тургенев, ка на2 взгляд, относится к числу писателей, для которых "головное" и "сердечнсг", диалектика кх отношений, при явноз перевесе последнего, играли существенную роль б художественном ыыиленик. Собственное де сердце худошшка было одновременно и творяшм субъектом и изображаемым объектом. Создатель "'Дыма" и "Нови" не скрывал своего пристрастия к загадкам своего и чужого "я". Коллекционируя мгновения "сердечной" гизик, он наделял героев оереютш к прочувствованными зиоцияыи, тончайзиаа двишшяш!

души, логическая непостижимость которых заставляла Тургенева почтительно отступить перед открывшейся бездной.

В первой главе "Эмоциональное и рациональное в художественной характерологии И. С. Тургенеза" рассматривается проблема соотношения "головного" и "сердечного" в тургеневской концепции личности. С этой целью в начале первой главы прослеживается присутствие антиномии "ума" и "сердца" в эпистолярном и литературно-критическом наследии. Особое внимание уделял Тургенев соотношению "головного" и "сердечного" в творческом процессе, так как был убежден в том, что только "кровь и сердечный жар", идущие из сердца творца, обеспечивает его созданию отклик в душе читателя: "прекрасные веши создаются только талантом в соединении с инстинктом, головою вместе с сердцем" [П., I, 442].

Культ мысли в Тургеневе-художнике сосуществовал рядом с твердым убеждением, что "одним умом не поймешь ничего живого" [I. 2361. Большего доверия, по мнению писателя, заслуживает "сердце", оно синтезирует не только чувственное, но и рациональное личностное начало, поскольку "великие мысли, если они действительно великие, выходят не из одной головы, но из сердца" [У, 424-425].

В тургеневской поэтике "сердцу" отводится значительная роль, оно является не только средством передачи эмоциональных состояний, но и одной из главных составляющих характеристики человеческой личности, ее неповторимой индивидуальности, для которой сберечь себя - значит сберечь сердце. Чувственная сфера тургеневского героя, его сердце - явление'вполне самостоятельное и автономное, хотя незримые нити связывают его со всем строем человеческой души. Столь пристальное внимание к "сердечному" уравновешивается рационализированным подходом И.С. Тургенева к художественному изображению сложных эмоциональных и рациональных психических процессов.

Центральное место в первой главе занимает исследование тургеневской интерпретации вечных образов в статье писателя "Гамлет и Дон-Кихот" с точки зрения соотношения эмоционального и рационального. Б двух полярных полосах человеческой натуры И. С. Тургенев увидел, на наш взгляд, нарушенный идеал гармонического равновесия "ума" и "сердца". В Гамлете писатель отметил явку» -гипертрофию головного, рассудочного в ущерб сердечному. Дон-Кихот олицетворял, по мнению Тургенева, другой полюс человеческой природы. В рыцаре Печального Образа прежде всего было отмечено присутствие волевого начала, делающего его человеком действия, решительного поступка. Несгибаемая вера и воля - основополагающие качества героя великой книги Сервантеса,- но и результат однобокости, односторонности ума и бесплодной "смиренности" сердца.

Два полярных человеческих типа обнаруживают нарушенное равновесие, в случае с Гамлетом оно пошатнулось из-за слишком развитого ума, в случае с Дон-Кихотом - из-за воли, усмирившей сердце и притупившей ум. Идеалом гарггонического равновесия ума к сердца у Тургенева является соратник Гамлета - Горацио. У последователя есть предпосылки для приближения к гармоническому соответствии: некоторая ограниченность ума кшпенскруется твердой волей и внутренней готовностью к поступку, но главное в нем - "горячее" сердце, через которое последователь долдек обязательно пропустить семена мыслей, идей, выстраданных вечно сомневаэдимся Гамлетом. Пристальное внимание к типу последователя, к соотношению в его психологическом облике "головного" и "сердечного" начал вполне объяснимо тем, что от теоретических построений облик последователя выльется в художественные образы Литвинова и Соломина/ которые, по замыслу автора "Дыма" к "Нови", представляют собой полезных, лаошных. честных ладей, столь необходимых России для перехода иг "газообразного" состояния переломной эпохи к устойчивой

планетаряости" общественной и духовной жизни. Поиски идеала гар-энического равновесия от Литвинова к Соломину отразили не только эциальную потребность в дельных людях, как ее понимал Тургенев, э и послужили психологическим выражением кризисного времени.

В тургеневском идеале гармонии "уыа" и "сердца" изначально рисугствует опасность саморазрушения, которая исходит из "горя-его сердца" героя, способного внезапно нарушить хрупкое равнове-ие и создать экзистенциально-критическую ситуацию. Исследованию ззтики и драматургии "сердца" посвящена вторая, заключительная зсть Первой главы диссертационного исследования. Тургеневское ;ердце" может прибавить героя "ума", но он не в плах ничем помочь и спасти сердце, которое в художественном мире /ргенева есть величина более надежная, чем ум, склонный к лу-авству, но не столь прочная, чтобы стать постоянной и неизмен-ж Оставаясь в сфере рассудка, герой Тургенева выглядит вполне ?спектабельно и благополучно, но его излишняя рассудительность жючает свободу проявления чувств, обрекая человека на сердеч-№ бескрылость. По-настоящему жить он начинает только сердцеа рассудку вопреки".

В последних романах Тургенева отражены разшшления писателя душевном устройстве личности в кризисную зпоху, а также поиски пей, ведущих к внутренней гармонии. В поэтике "Дыма" и "Нови" злучила свое дальнейшее развитие мысль писателя о душевной "спе-зфичности" сердца, о его вине в нарушении гармонического равно-гсия. Еизнь "сердцем" для тургеневского героя полна скр: ;ого раматизма. Нарушенная душевная гармония будет дорого стоить • взыгравшему" сердцу, до предела обострит противоречия между до-идами рассудка и чувствами - равновеликими и полярными силами. Горячее сердце" оказывается мудрым в своем неистовом порыве к частью, оно приносит себя в жертву, погибает мгновенно или спо-

соСшо безмолвно и тихо истлеть, обернувшись светлой грустью воспоминаний для тургеневского героя. И тогда его жизнь повернется вс-пять: память прошлого станет для него настоящим, достаточно лишь неясных ассоциаций, чтобы "заработал" таинственный механизм "памяти сердца", который пробуждает не только память, но и само чувство ("Дым"). Даже в сгоревшем сердце тургеневского героя может храниться священный огонь энтузиазма - той силы, которая делает не лишенным смысла человеческое существование; никогда "сердце" не станет озлобленным и ожесточившимся, хотя нередко бывает "преступным". В "Дыме" позтика сердца и его трагическая гибель свидетельствуют об увлечении писателя иррациональной сферой человеческой психики и углубленной проработкой "чисто психологических вопросов". "Новь" представляет собой большой интерес для изучения расщепленного сознания "двойного" человека, соотнесенного с кризисной эпохой.

В заключении первой главы рассматривается зтапность драматурги! сердечной жизни а также типология тургеневских; геро.ее в романах писателя с точки зрения соотнесенности в их характерах "ума" и "сердца". Психологический принцип классификации не умаляет значения уже имеющихся, но учитывает способность Тургенева ¡¿нсдить характерами, которая приобретает в его художественном видении особый смысл, а также специфику развития характера тургеневского героя, его внутреннюю динамику, основанную на противоречиях "ума" и "сердца".

Вторая глава диссертационного исследования посвящена. художественному изображению эмоций в последних романах И.С. Тургенева. В начале второй главы рассматривается проблема соотнесенности принципа. "тайной" психологии с интенсивной эмоциональной жизнью героев. Большинство из них - натуры экзальтированные, "нервические", которые современная психология рассматривает как своеобраз-

кую акцентуацию личности с личностными "заострениями" и повышенной эмоциональной лабильностью. Особую чувствительность таких натур Тургенев-психолог воспроизводит через внешние проявления: двигательную активность, вокальную модуляцию, лицевую мимику. Наблюдательность н впечатлительность Тургенева, личный опыт и сосредоточенная устремленность к "сердечному" способствовали выработке целого арсенала характерологических средств и приемов, позволяющих безошибочно угадывать движения человеческого сердца в скупой энергии .геста, в мимической и голосовой модуляции. Важное место во второй главе отводится изучен® эмоциональной жизни героев "Дыма" и "Нови" прежде всего как лицевого феномена. Тургенев- психсшн; несомненно знал, что, несмотря на кульзуральные правила, сдерживающие проявление эмоций, ¡к невозможно скрыть; непроизвольно, бессознательно прорываются они вовне: в излишне резком, неконтролируемом жесте, в мимических изменениях лица, во взгляде, в ' побледнешш или покраснении. Особенно зачетна быстрая сменяемость чувств на лицах натур "нервических", "вывихнутых", поскольку амплитуда их эмоциональных колебаний весьма разнообразна. Повышенная экзальтированность в проявлении чувств у героев Тургенева, как правило, не совместима с глубиной субъективных переживаний, поэтому они так легко переходят от восторга к агрессии, от умиления к возмущению. Таковы Бамбаев, Суханчикова в "Дыме", Пак-дин, Голускин в "Новк". Их экзальтация в выражении чувств не является притворством, хотя и выглядит подчас нарочитой, кх акцентуация - часть натуры этих чудакоз, без такой херактеролс. яческой особенности они не были столь заметны, благодаря своей нелепой чудаковатости они как-то выделяются и только ею интересны. Если для героев второго плана повышенная эмоциональная дабидьноств -основная черта характера, то для главных "нервических" натур -Ирина ("Дым"), Недданов, Марианна ("Новь") - признак неповторимой

индивидуальности, свидетельство незаурядного эмоционального стрс личности, страстности натуры и сложной внутренней духовной жизни

Особое внимание при анализе эмоциональной жизни тургеневски героев во второй главе диссертационного исследования сосредоточе но на изображении аффектации, поскольку аффектированные эмоци свойственны прежде всего акцентуированным натурам, для которь вспышки эмоции сокрушительной силы - психическая норма. Состоянк фрустрации, эмоции "гневной триады", целая гамма чувств,- связан ных с ощущением неловкости, смущения - вот далеко не полный пере чень основных эмоциональных состояний, характерных для Тургеневе ких героев. Пристальный интерес к аффектации со стороны таког тонкого психолога,как Тургенев,позволяет предположить, что в свс ем постижении человека "внутреннего" писатель старался заглянут в иррациональные глубины человеческого "я", соблюдая при эте чувство меры и такта, уважая суверенитет и автономность личносз и понимая невозможность "докапываться до дна".

В богатом выборе эмоциональных оттенков и душевных движений несмотря на подробные описания внешних проявлении эмоционально жизни героев, в тургеневской "тайнописи" остается нечто невыекг занное. Уверенность Тургенева в амбивалентной природе человечес ких чувств помогала писателю передать не только всю сложность глубину человеческой психики, но и оставить место для недосказш ности, сохраняя возможность для читательской догадки.

Палитра чувств, усиленная амбивалентностью, необычайно слсн на в художественном изображении Тургенева. Писателю подвласт! воспроизведение не только сложных эмоционально-психических сост( яний своих героев, но и последовательность движения, перехода полярность эмоциональных процессов. При этом Тургеневым всег; учитывалась степень эмоционального напряжения героя, его эмоци< нальная откровенность, особенности темпера^нта нередко душев»

состояние тургеневского героя передается посредством прямого пси-сологического анализа. Но чаще внимание художника привлекает запутанное сплетение чувств, которое передается через развернутый национальный ряд с несколькими составляющими. Они могут располагаться по принципу возрастания, другой вариант - присутствие в зяду эмоциональной доминанты, позволяющей определить в сложной .толифонии чувств главную мелодию.

Многие герои Тургенева способны иррадировать эмоции на ок-зужающий мир, при этом не испытывая потребности в рационализации собственного душевного состояния, за исключением тургеневских "гамлетиков-самоедов", которые могут переживать только свои же собственные эмоциональные состояния. Подобные сложные процессы хвещены мойрой интеллектуальной работой сознания и воспринимаются как уникальные переживания данной личности.

Герои Тургенева не только эмоционально открыты, но и обладают умением хранить в глубинах сердца память о перелитом и перечувствованном. Сложный механизм пробуждения эмоциональной памяти, анализируется в заключительной части второй главы диссертации. В "Дыме" "память сердца" оказывается сильнее "рассудка памяти печальной!' Таинственный процесс пробуждения этой памяти, условные активаторы ее пробуждения на уровне подсознательного свидетельствуют о том, что верный принципу "тайного психологизма" Тургенев /ля¡ь приоткрыл нам завес^сгделяюгдда сознание от подсознательной сферы, показав нам при помощи, художественной детализации ассоциативный принцип пробуждения "памяти сердца".

В заключение подводятся итоги исследования и намечаются • перспективы дачьнейшего изучения характерологии И. С. Тургенева в соотноиении "головного" и "сердечного" начая.

Основное содержание диссертации изложено в работах: 1. Шаикина И.П. Символика "огня" и "дыма" в романе И.С. Тургенева

"Дым" в свете славянских фольклорных традиции // Литература и фольклорная традиция: Тез. докл. науч. конф. Волгоград, 15-17 сент. 1993 г., БГПУ. Волгоград: Перемена, 1993. С. 40-41.

2. Шаикина К. П. Рациональное и эмоциональное в концепции личности

К.С. Тургенева (к вопросу о формировании личности нл уроках литературы) // Личностно ориентированное обучение и воспитание: Тез. докл. межвуз. конф. Волгоград, 26-27 окт. 1994 г. Волгоград: Перемена, 1994. С. 149-150.

3. Шаикина И.П. Статус повествователя в романе И,С. Тургеневе

"Дым" // Филологический поиск: Сб. науч. тр. ВГПУ. , Волгоград: Перемена, 1993. Вып. 1. С. 128-137.

Научное издание Ирина Паловна Шаикина Эмоциональное и рациональное в характерологии И. С. Тургенев

Автореферат

Подписано в печать И.0Э.35г. Формат 60x84/16

Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл.-печ. л. 0,93. Уч.-изд. л. {,0.

Тирах 100 экз. Заказ 2.20

Издательство "Перемена" Типография издательства "Перемена" Волгоградский государственный педагогический университет 400013, Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, 27