автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.08
диссертация на тему:
Энергетическая проблема: социально-философский аспект

  • Год: 1996
  • Автор научной работы: Власенко, Елена Семеновна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.08
Автореферат по философии на тему 'Энергетическая проблема: социально-философский аспект'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Энергетическая проблема: социально-философский аспект"

РГо

ОД

РОССИЙСКАЯ ЛХЛДЕМНЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ пря ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

На правах рукописи

ВЛАСЕНКО Елена Семеновна

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

Специальность 09.00.08 - философия науки я техники

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соясканиа ученой отепани кандидата философских наук

(

Москва - 1996

Диссертация выполнена на кафедре социальной экологии Российской акадеиин государственной службы при Президенте Российской Федерации

Научный руководитель

доктор технических наук, акадеиик РАО, профессор НАНУШНН ЭДУАРД АНАТОЛЬЕВИЧ

Официальные оппоненты: доктор философских наук КОЗЛОВ БОРИС ИГОРЕВИЧ доктор философских наук, профессор ЖОГ ВАЛЕРИЙ ИВАНОВИЧ

Ведущая организация Московский Государственный Технический университет им. Н.Э.Баумана

Защита состоится 20 июня 1996 г. в 15 час. 30 нин. на

заседании диссертационного совета Д-151.04.17 Российской академии государственной службы при Президенте РФ по адресу:

117С06, Москва, пр.Вернадского, 84, 2 уч. корп., ауд N 3095.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РАГС.

Автореферат разослан мая 1996 года.

Ученый секретерь диссертационного совета, кандидат философских наук, доцент

^ккЬл/) шил°в а-с-

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Современные социально-экономические и экологические тенденции в мире таковы, что энергетика приобретает особое значение для устойчивого развития общества. Проблемы энергетики в совокупности выступают в качестве важнейшей глобальной проблемы современности. Более того, они оказались переплетенными в единый узел с проблемами экологии и экономики. В связи с этим возникает необходимость философского осмысления социально-экологических аспектов энергетической проблемы. От комплексного решения энергетической проблемы по существу зависит развитие человеческой цивилизации.

Энергетическую проблему в самом общем виде можно определить как совокупность противоречий в энергетическом обмене между обществом и природной средой. Исследования этих противоречий связаны с комплексом вопросов мировоззренческого, социологического, естественнонаучного и технологического характера.

Понять сущность энергетической проблемы означает, во-первых, определить значение энергетики в эволюционном и цивилизационном процессах, ту фундаментальную роль, которую она играет в жизни каждого человека и общества в целом; во-вторых, выявить закономерности возникновения и развития энергетики, ее связь с теоретическим и практическим освоением действительности; в-третьих, раскрыть структуру проблем энергетики, их субординацию, что позволяет показать их связь с другими глобальными проблемами современности; в-четвертых, охарактеризовать энергетические критерии ноосферного .развития цивилизации, актуализированные концепцией перехода современного общества к устойчивому развитию.

В связи с этим для исследования энергетической проблемы и ее функций в общественном развитии необходимо взаимодействие различных областей научного знания. Рассмотрение энергетической проблемы в контексте философии науки и техники, социальной философии позволяет преодолеть разобщенность между социально-гуманитарными и научно-техническими аспектами энергетической проблемы, реализовать системное видение данной проблемы.

Состояние научной разработанности проблемы. Изучение литературы, касающейся энергетической проблемы, показало многообразие освещаемых аспектов: от глобального моделирования энергетических систем до конкретных технологических разработок в топливно-энергетическом комплексе. Однако в философском отношении проблемы энергетики следует считать недостаточно разработанными в представленном массиве научной литературы.

Философские основания, сущность, генезис энергетической проблемы на уровне глобалистики затрагивались в работах философов и историков, социологов и экономистов, ученых естественнонаучного и научно-технического направления: И.Б.Бестужева-Лады, Д.Белла, Д.М.Гвишиани, В.В.Загладина, П.Л.Капицы, Н.Н.Моисеева, Г.Пауке, А.Тоффлера, И.Т.Фролова, Г.С.Хозина, В.А.Энгельгардта и др.

Энергетическая проблема в контексте экологической проблемы рассматривалась в работах: Э.А.Араб-Оглы, В.И.Вернадского, В.А.Веникова, Э.В.Гирусова, А.А.Горелова, Б.И.Козлова, В.А.Лося, Э.А.Манушина, Н.М.Мамедова, И.Б.Новика, Ю.А.Олейникова, С.А.Подолинского, И.Пригожина, Н.Ф.Реймерса, К.К.Ребане, А.Д.Урсула, А.Л.Яншина, а также зарубежных исследователей: У.Браун, К.Боулдинг, К.Дэвис, А.Виннер, Г.Кан, Д.Медоуэ, Г.Одум, Э.Одум, М.Роберте, И.Стенгерс, Ж.Ж.Серван-Шрайбер.

Долгосрочное прогнозирование развития энергетики при существующих экологических ограничениях находится в поле зрения ■ отечественных: И.А.Башмакова, И.В.Иванова,

Ю.М.Корякина, В.А.Легасова, Р.Д.Маргулова, Н.Н.Моисеева, Б.Е.Патона, Ю.Н.Руденко, М.А.Стыриковаича, а также зарубежных исследователей:П.Путнама, ' Д.Рейли, Д.Тюрпака, Ж.Фриша, В.Хефеле, д.эмондса и др.

Специальные исследования. Ю.М.Колосова, А.Д.Урсула, Э.К.Циолковского, А.Л.Чижевского, Ю.А.Школенко посвящены космической перспективе развития энергетики.

Объект исследования: энергетические противоречия в системе "общество-природа", предпосылки и условия их преодоления для формирования экологобезопасного устойчивого развития.

цель исследования; комплексный анализ социокультурных, философских и научно-теоретических оснований энергетической проблемы; формирование новой экологобеэопасной энергетической парадигмы, учитывающей вектор устойчивого развития современной цивилизации.

Задачи исследования:

- показать место и роль энергетики в историческом процессе;

- провести социально-философский анализ экологичности альтернативных энергетических парадигм;

- раскрыть влияние энергетики на биосферные процессы;

- проанализировать методологию решения энергетической проблемы;

- уточнить понятие энергетической безопасности в контексте стратегии устойчивого развития:

- выявить регулятивную функцию ценностно-мировоззренческих, этических факторов в культуре энергетического потребления .

Теоретлко-нетодологнческая основа исследования. Спецификой данной работы является рассмотрение энергетической проблемы с позиций цивилизационного подхода. В исследовании использованы философские и общенаучные методы, принципы историзма и системности, ноосферный подход, позволяющий оценить ориентацию, уровень и качество развития современной цивилизации, а также методология концепции устойчивого развития.

Научная новизна исследования определяется тем, что:

- раскрывается глубинная связь между степенью овладения человеком энергией и цивилизационным процессом, что позволяет дополнить традиционные методы рассмотрения исторического процесса энерго-экологическим подходом;

- на основании исследования историко-энергетического развития цивилизаций доказывается связь энергетической проблемы с

конечностью ресурсов Земли, пространственно-временной ограниченностью деятельности человечества в пределах нашей планеты, неизбежность практического освоения энергии Солнца и космического пространства для решения проблем энергетики;

- обосновывается конкретно-исторический подход в решении энергетической проблемы, согласно которому на данном этапе приоритетное значение имеет концепция экоэнергетики, выражающаяся в коэволюционном развитии энергетики и биосферы, оптимизация потребления энергии путем широкого использования информационных технологий;

- выявлено значение культуры в этико-мировозэренческом и ценностно-нормативном аспектах, оказывающих влияние на формирование культуры энергопотребления на всех уровнях (в качестве необходимой предпосылки для управления устойчивым развитием энергетики).

Основные положения, выносиные на защиту:

- необходимость расширения понятия энергетики на основе представления ее сущности как совокупности энергетических процессов в системе, обеспечивающих функционирование и развитие системы, при этом энергетика рассматривается не только как отрасль индустрии, но и как основа функционирования социоприродной системы;

- трактовка энергетической проблемы, которая выступает как специфическая форма выражения противоречий социотехнологи-ческой сферы, назревшая эколого-историческая задача или как глобальное противоречие между возрастающими потребностями мира в энергии и явно ограниченными возможностями природы и общества по их удовлетворению в рамках сохранения биосферы в жизнеп-ригодном состоянии;

- возможность решения энергетической и экологической проблем (не субординированных, а координированных между собой) путем последовательной реализации концепции экоэнергетики как основы устойчивого развития и ноосферогенеза;

- рекомендации рассматривать традиционные и перспективные энерготехнологии с позиции качества получаемой с их помощью энергии, учитывая соответствие этого показателя качественным

характеристикам биосферы и социосферы;

- связь корней экоэнергетической проблемы с человеческими качествами, особенностями потребностей людей;

- предположение о том, что ноосферная цивилизация, отказавшись от использования ископаемых источников энергии, перейдет к возобновляемой энергии, широкому вовлечению информационных технологий в сферу производства;

- положение а. том, что воплощение в жизнь концепции экоэнергетики с учетом комплексности и системности происходящих процессов требует существенного изменения ценностных ориентации научного познания и общих ориентиров энергетической деятельности.

Практическая и теоретическая значикость исследования определяется его целевой направленностью на формирование нового социоэкологического мышления в области энергетики. Отдельные положения и выводы работы могут быть использованы для разработки стратегии устойчивого развития России, рекомендуются для разработки конкретных энергетических критериев устойчивого развития общества, а также для реализации целей, поставленных экологическим образованием и просвещением.

Апробация работы. Основные положения и выводы работы обсуждены на заседаниях проблемной группы и кафедры социальной экологии РАГС, на международной научной конференции "Экология и религия" в январе 1994 г.; отдельные положения нашли отражение в российско-норвежском проекте "Чистое производство" в г. Архангельске на Соломбальском ЦБК, а также в ряде публикаций.

Структура диссертаиии: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность избранной темы, охарактеризованы состояние и степень ее разработанности, сформулирована цель, определены основные задачи исследования, изложены новизна и практическая значимость исследования.

Первая глава - "Энергетика и исторический процесс" посвящена осмыслению исторического пути, пройденного человечеством, в связи с традициями энергопотребления, представляющими собой социокультурное, научно-техническое и технологическое явление; выявлению противоречий в системе "энергетика-биосфера", приведших к глобальным проблемам.

В параграфе "Энергетическая база цивилизации: история и соврекенность" осмысливается и раскрывается глубинная связь между степенью овладения человечеством энергией и уровнем исторического развития. Это позволяет проследить исторические корни энергетической проблемы. По мнению диссертанта, энергетическая проблема в современных условиях представляет такой фактор исторического развития, который выражает: 1) обострение противоречия между назревшей исторической необходимостью перехода на новые энергоисточники и способы энергопотребления с наличными возможностями претворения энергопрограмм в жизнь; 2) недостаточность средств для разрешения этого противоречия; 3) неизбежность нарастания в социоприродной системе (при использовании имеющихся средств) дезорганизующих процессов; 4) требование поиска и создания новых средств преодоления возникших трудностей. В узком смысле слова энергетическая проблема есть специфическая форма выражения противоречий социотехнологической сферы. В широком смысле она трактуется в виде синонима понятия, обозначающего назревшую эколого-историческую задачу. Энергетическая проблема, таким образом, определяется в работе как глобальное противоречие между возрастающими потребностями мира в энергии и ограниченными возможностями природы и общества по их удовлетворению в рамках сохранения жизнепригодности биосферы.

Известно, что А.Тойнби определял цивилизацию в качестве отрезка истории, специально выделенного для исследования. В качестве разграничителя типов цивилизаций Тойнби выдвигает целостность каждого отрезка. Другие авторы (например, Л.Уайт) рассматривают цивилизаций с точки зрения внутренней организованности, обусловленности тремя основными

компонентами: техникой, социальной организацией и философией, причем техника для него определяет другие компоненты. Процессы, протекающие в социуме, а также развитие техники невозможны без адекватного приложения энергии, что дает нам право, продолжая традиции вышеназванных авторов,

периодизировать историю по энергетическому признаку, основанием которого служит степень овладения человечеством энергией, используемой в процессе жизнедеятельности, включая как овладение новыми видами энергии, так и масштабы их использования.

Категория энергии в античности истолковывалась как общая мера различных форм материального движения. Позже она наполнилась субстратно-физическим содержанием, что связано с открытием различных форм энергии. однако до сих пор исчерпывающего определения этому термину так и не дано.

Диверсификация энергетических форм предопределила значимость для человеческой деятельности процесса открытия энергетических ресурсов, а также стимулировала развитие энергетики. Под энергетикой в широком смысле мы понимаем совокупность всех энергетических процессов в системе, обеспечивающих функционирование и развитие системы, а в частном случае - это базовая отрасль экономики и научного знания.

Динамика социальной жизни есть результат развития энергетики определенных типов, которая обусловливает ту или иную форму цивилизаций на ограниченном историческом отрезке времени и в определенном пространстве.

Такой подход к истории допускает взаимосвязь понятий "цивилизация" и "энергетика", помогающая раскрыть новые аспекты социального бытия.

При таком осмыслении исторического процесса энергетика выступает одновременно как цель и как средство обеспечения устойчивости социума. По характеру сораэвития истории и энергетической деятельности предлагается выделить пять основных типов цивилизации: огненный, мускульно-биологический, механический, теплоэнергетический, ноосферный, делая таким образом акцент на энергетической доминанте того или иного исторического отрезка времени. Точкой цивилизационного отсчета предложено считать время овладения огнем, которое стало важным шагом к независимости от природной стихийности и породило первые экологические проблемы.

Технико-энергетическое освоение природы столь же обширно, как и сама история. Развитие энергетики объясняется историей и в свою очередь ее объясняет, хотя корреляция не бывает полной и прямолинейной. Многие открытия тех или иных свойств энергоресурсов и изобретения способов их использования должны были ждать годы или даже столетия, чтобы быть внедренными в реальную жизнь.

В данном исследовании рассмотрена специфика пяти типов цивилизации, различающихся по внутренней энергетической организованности, непосредственно зависящей от целевых установок общества. В результате показано, каким образом Природа с присущей ей Энергией с переходами от одного историко-энергетического типа цивилизации к другому, из объекта поклонения постепенно превратилась в ресурс.

Общество, выявляя и реализуя соответствующие

культурно-производственные цели в рамках предшествующих современной цивилизации структур, не обращало достаточного внимания на отдельные последствия своих действий. Совершенствуя энергетический баланс, человечество преследовало не только адаптационные цели, но главным образом достижение реальных выгод.. Возможное накопление отрицательных последствий не учитывалось.

Качественные изменения использования энергии, рост ее техногенной составляющей привели к возникновению обществ сверхпотребления на одном полюсе и обществ, страдающих от

нехватки энергии, - на другом.

Сущность современных энергетической, экологической и прочих глобальных проблем человека и окружающей природной среды следует видеть в чрезмерном отходе человека от природной основы. Осмысление этого явления позволило нам увидеть возможность перехода от ресурсно-технологического аспекта энергетической проблемы к информационной стадии.

Энергия разума человечества (термин В.И.Вернадского), перейдя в качественно иное, информационное состояние может стать, считает диссертант, основой формирования пятого историко-энергетического типа цивилизации - ноосферного. Ее формирование предопределено тем, что сегодня человек взаимодействует с природой как единый вид, а информационное поле Земли - глобальная система. Этот очевидный для естественных наук факт совершенно непривычен для обществоведения, поскольку в теплоэнергетическую эпоху общепланетарные коллективные акции, имеющие созидательный вектор, еще не стали обычным явлением. Именно энергия общепланетарного единства, основанная на понимании всеми членами общества доминирующей роли коэволюционного развития, может лечь в основу будущей цивилизации.

Ноосферная цивилизация призвана решить задачу деконцентрации энергии: от максимального ее сосредоточения в крупных урбанизированных зонах, так называемых "экологических ловушках", перейти к регулированию ее биосферосовместимого распределения по всей обитаемой людьми территории.

Информационное общество, минимизирующее и выводящее на иной качественный уровень использование энергии, совершенствующее традиционные технологии получения энергии, их максимальную переориентацию на биосферосовместимое развитие, и потребитель - человек новой ноосферной культуры - все это составляющие пятого историко-энергетического типа цивилизации.

В диссертации анализируется комплекс проблем, связанных с влиянием энергопроизводственной нагрузки на биосферные процессы. Проведенное в работе исследование цивилизационного процесса, во многом зависящего от особенностей использования

тех или иных видов энергоресурсов, позволяет приблизиться к новому пониманию и объяснению исторического процесса не как истории войн и насилия, или смены общественно-экономических формаций, а как взаимодействия общества и природы, с новым экологическим осмыслением последствий этого движения, что несомненно важно для перехода к устойчивому развитию.

На судьбы экономики и культуры отдельных стран оказывали влияние отсутствие или истощение традиционных для конкретной исторической эпохи источников энергии, способность и готовность к быстрому внедрению прогрессивных инженерных энергетических инноваций. Но ранее эти кризисные явления носили узколокальный характер. осознание глобальности энергетической проблемы восходит лишь к современная эпохе, когда четко обозначились противоречия в , системах "человек-природа" и "человек-человек".

Экологические проблемы энергетики имеют много уровней. На высшем уровне проявляется глобальность изменений, производимых мировой энергосистемой, а низший уровень отличается локальностью, несущественными последствиями. Противоречие в процессе взаимодействия энергетической системы мира с биосферой приводит к возникновению экоэнергетического кризиса, имеющего тенденцию к постепенному перерастанию в кризис существования всего живого на Земле, поскольку энергетическая система мира оказывает существенное влияние на огромное число показателей функционирования биосферы. Подобное положение стало возможным лишь тогда, когда энергетика стала общепланетарной системой и начала экологически воздействовать на биосферу в целом, разрушая ее основные системообразующие факторы.

В содержании энергетической проблемы можно выделить по различным признакам целый ряд аспектов. Первым теоретико-методологическому осмыслению подвергся комплекс вопросов, связанных с истощением горючих полезных ископаемых. Сама природа ставит определенные рамки перед человечеством. Рамки эти носят в первую очередь экологический характер, требующий коренного пересмотра характера организации.

размещения производительных сил, гармонизации энергетической деятельности человека с природными процессами.

Рассуждения о "конечности энергетических ресурсов" подтолкнули мировое сообщество к экологической рефлексии. Для биосферы энергетическая деятельность человека привела к тому, что все возрастающая доля общей фиксированной природными экосистемами энергии направляется непосредственно на удовлетворение нужд человека, который замещает основные земные экосистемы городами и возделываемыми землями, т.е. упрощенными экосистемами цивилизации, постоянно требующими притока дополнительной энергии, контролируемой человеком. Возникает вопрос: какая же часть энергии, поступающей в биосферу, и с помощью каких эколого-технологических альтернатив может расходоваться на непосредственное поддержание существования одного-единственного вида - человека? Ответом на этот вопрос служат приводящиеся в диссертации факты, касающиеся экологических ограничений энергопроизводственной деятельности человека.

В целом содержание и форма экологических связей общества в каждый исторический период времени в значительной степени определяется достигнутым уровнем знаний о природе и путях их практического использования. Существенное значение имеют темпы приращения знания, эффективность научного движения от сферы теоретического освоения действительности к практическому производству. Все это составляет информационный аспект эколого-энергетического взаимодействия общества и природы.

В диссертации приведена сравнительная экологическая характеристика объектов энергетики, актуальных для теплоэнергетической эпохи. Анализ фактического материала показывает, что все эти объекты оказывают то или иное отрицательное воздействие на окружающую среду. Практически нет объектов, которые совсем не влияют на окружающую среду.В то же время нельзя считать все объекты энергетики экологически равноценными. Характер воздействий и круг затрагиваемых ими сфер неодинаков. Это затрудняет обеспечение достаточно полной сопоставимости по экологическим последствиям сравниваемых

вариантов и ведет к необходимости выполнения многофакторного анализа. При этом приходится считаться с тем, что среди факторов имеются и наиболее важные, которые способны оказать решающее воздействие на результаты эколого-экономического сопоставления вариантов.

Современные энергетические технологии экологически ущербны в первую очередь из-за недостатка научных знаний, а во вторую - из-за особенностей внедрения и эксплуатации энергетических новшеств. Таким образом, в работе сделан вывод о том, что корни экологоэнергетической проблемы лежат на уровне социума и его потребностей, а, следовательно, ими в принципе можно оптимально управлять.

Во второй главе - "Энергетические критерии устойчивого развития общества" - определяются предпосылки и условия становления экологобезопасного будущего мировой энергетики в процессе перехода общества к устойчивому развитию.

В первом параграфе - "Концепция экоэнергетики: проблемы и перспективы"- обсуждается место, роль, значимость, конкурентоспособность, экологичность конкретных энерготехнологий и видов деятельности, связанных с производством и потреблением энергии, исходя из ноосферного вектора развития цивилизации.

Показано, что концепции социального развития (от позитивизма Конта, предлагавшего преобразование общества на базе науки, до концепции постиндустриального общества) исчерпали себя. Экологический кризис современного общества вызвал к жизни более "универсальные" социально-философские концепции.Экологическая проблематика становится

системообразующим ядром этих новых концепций, в частности, таких, как концепции коэволюции человека и биосферы и устойчивого развития, а в их рамках - концепции экоэнергетики в качестве варианта решения энергетической проблемы.

Предложено понятие экоэнергетики как жизнеспособной энергетической системы, располагающей достаточной энергией для воспроизводства и контроля условий, необходимых ДЛЯ коэволюции человека и биосферы.

В диссертации показано, что в настоящее время есть все основания говорить о формировании концепции экоэнергетики или энерго-эколого-экономической основы устойчивого развития общества. Концепция экоэнергетики синтезирует исследования в области будущего мировой энергетики с учетом тех проблем, которые ее ожидают, анализирует возможные области действия по ослаблению остроты возникающих противоречий, пределы и предположительную цену этих изменений, конкретизируя приоритетные направления.

Концепция экоэнергетики - это ответ на глобальную энергетическую проблему, отражающую противоречие между высокой энерго- и материалоемкостью существующего производства и быстрым ростом затрат в отраслях энергетического комплекса, связанным с истощением наиболее эффективных месторождений топлива, необходимостью минимизации экологического риска и максимизации надежности функционирования энергоснабжающих систем.

В диссертации доказывается, что магистральный путь развития новой концепции экоэнергетики - поиск баланса желаемого роста благосостояния общества, охраны природы, надежности энергообеспечения при максимизации усилий в деле снижения удельного веса энергетики в общей величине затрат общественного производства. На этом пути лежат и основные задачи, которые надлежит решать новой концепции экоэнергетики.

Исследование энергетических критериев устойчивого развития общества в методологическом плане пересекается с ноосферным процессом. Важной предпосылкой устойчивой энергетики будущего является открытие новых источников энергии, включая использование энергии самой биосферы.

Сущность же нынешнего этапа развития энергетики, по мнению большинства ученых, заключается в том, что на смену традиционным видам энергии в качестве основной движущей силы развития общества приходят информация и связанные с нею отрасли. Меняется и вся модель цивилизации - происходит переход от модели, основанной на преобразовании энергетических ресурсов и требующейся в связи с этик концентрации

общественного производства, к информационной модели, которая позволит оптимизировать, децентрализовать производство и уменьшить использование "грубой" материальной энергии. Такая тенденция развития соответствует логике перехода от теплоэнергетической цивилизации к ноосферной, в основе которой лежит прежде всего возврат к воспроизводимой энергии, овладение энергетическим потенциалом самодвижения абиогенных сил природы и приоритетное развитие информационных характеристик. Таким образом, в " ноосферной цивилизации энергетика приобретает качественно иной аспект информационный.

На научно-техническом уровне производства энергии в работе выделены три стадии решения энергетической проблемы:

1) использование существующих энергоисточников в их традиционном виде и на основе существующих технологий;

2) во влечение существующих ресурсов в новых формах и на основе новых технологий; 3) переход к новым, альтернативным источникам энергии; 4) появление и использование новых форм энергии.

Решение энергетической проблемы при участии

альтернативной энергетики связано с современными ноосферными представлениями. Коэволюционное развитие социума, по мнению А.Д.Урсула, обеспечит переход к устойчивому и безопасному развитию1. По мнению диссертанта, можно быть уверенным в том, что освоение новых источников энергии, отвечающих запросам новой экологической парадигмы, есть лишь вопрос времени. Богатейшим источником пополнения человеческих знаний и технологических решений в этой области должна стать сама природа, механизмы биогенного синтеза в живом веществе.

Освоение новых источников энергии, можно считать одним из критериев коэволюции человека и биосферы и формирования эпохи ноосферы. И наоборот, процесс ноосферогенеза неизбежно будут сопровождать поиск, разработка и внедрение принципиально иных.

'см.: Урсул А.Д. Путь в ноосферу (концепция выживания и устойчивого развития цивилизации). - М.:Луч,1993. - 275 с.

экологически чистых, практически неисчерпаемых источников энергии, формирование целостной и безопасной системы глобальной энергетики. однако при современном уровне энерготехнологий одновременно с положительным эффектом от использования абиогенных сил природы происходит увеличение затрат не на добычу топлива, а на сами энергоустановки и их обслуживание, . что естественно является фактором, сдерживающим альтернативное энергопроизводство.

Толчком к развитию альтернативной энергетики, помимо положительного экологического эффекта, должен стать фактор экономической рентабельности, в частности, прогнозируемое повышение мирового спроса на жидкое топливо. Будущее новых и возобновляемых источников энергии определяется в первую очередь их конкурентоспособностью по сравнению с традиционными энергоисточниками, особенно нефтью. Чем выше цены на нефть, тем экономически более выгодными становятся альтернативные источники энергии.

Структура современного мирового энергетического баланса определяется двумя факторами: тенденцией к постепенному приближению структуры производства энергоресурсов к структуре имеющихся запасов и тенденцией к повышению качества потребляемых энергоресурсов.

Будущее энергетики связано с нарастающей централизацией распределения энергии и диверсификацией источников ее производства. Характерным станет сочетание крупных концентрированных и относительно малых энергоисточников, работающих на единую сеть.

Революционному прорыву в энергетике будут способствовать, в первую очередь, качественные изменения в самых фундаментальных областях человеческого знания, которые приведут к радикальному повышению эффективности существующих энерготехнологий, а также открытию и освоению принципиально -ювых видов энергии, например, энергии физического вакуума, гравитационно-вакуумной энергии. Земли, разработке замкнутой водородной энергетики и др. Наряду с чисто технократическим юдходом важную роль будет играть теория и практика

воспроизведения в энерготехнологиях свойств и особенностей преобразования и хранения энергии в живом веществе, т.е. бионика и биотехническое моделирование.

Важность создания нового образа современной науки, объединяющей в себе научное и оценочно-нормативное знание, очевидна. В основу всех исследований и разработок необходимо положить принцип соответствия принимаемых решений и рекомендаций природным законам, а также законам их взаимодействия. Только всесторонний учет этих объективных законов может обеспечить эффективность мероприятий по оптимизации взаимодействия системы энергетика-общество-природа на местном, региональном, государственном, международном уровнях, что позволит воплотить в жизнь концепцию экоэнергетики как основу устойчивого развития общества.

Развитие экоэнергетики с соответствующей инфраструктурой в социосфере, как и сам ноосферогенеэ, весьма неопределенны по времени, а традиционная энергетика уже сейчас является одной из основных угроз самой жизни на Земле. Поэтому первоочередную важность приобретают следующие цели: утверждение в глобальном масштабе энергетической стратегии разумной достаточности, самоограничения и энергосбережения; минимизация экологического ущерба от энергетики путем экологизации, гуманизации и демократизации подходов и методов экономического управления и планирования. Важно при этом учитывать перспективу создания благоприятных мирохозяйственных условий, основой которых выступает всеобъемлющая система международной энергетической безопасности.

Утверждение принципов разумной достаточности,

самоограничения и энергосбережения как стержня концепции экоэнергетики уже сейчас могло бы внести существенный вклад в создание устойчивых энергетических критериев будущего. Достаточность в данном случае означает, что все государства главный приоритет в исследованиях, разработках и инвестициях отдавали бы: 1} осуществлению качественного скачка в деле снижения потерь при добыче, производстве, транспортировке, преобразовании и потреблении энергии и энергоносителей;

2) созданию и внедрению энергосберегающих технологий, машин и потребительских товаров, использованию новых материалов, комплексных мало- и безотходных технологий; 3) изменению межотраслевой структуры экономики в пользу низкоэнергоемких и наукоемких отраслей; 4) активной разработке и внедрению возобновляемых источников энергии, новых методов ее акуумуляции и хранения; 5) рациональному распределению энергии на национальном, региональном и международном уровнях; б) формирование культуры энергопотребления, образования и воспитания в этой сфере.

Движение на пути к интернационализации концепции экоэнергетики следует начинать с выработки системы международных соглашений, на основании которых предполагается создание глобального координирующего центра, занимающегося вопросами экономии и распределения энергии.

Во втором параграфе главы - "Энергетическая безопасность цивилизации"- рассматриваются основные этапы и положения концепции энергетической безопасности. Понятие"энергетической безопасности" возникло как рациональный ответ индустриального общества на кризисную ситуацию 70-х годов.

В диссертации подчеркивается, что односторонняя национальная энергетическая безопасность должна достигаться с учетом региональной и международной. Это стимулирует появление понятия "глобальная энергетическая безопасность". Соискатель считает целесообразным расширение понятия "глобальная энергетическая безопасность", выделяя военно-политический, экологический, экономический, технологический и гуманитарный аспекты. В работе дана характеристика и отмечены основные особенности каждого из указанных аспектов.

Энергетическая безопасность связана с особенностями управления энергетическим сектором экономики. Характер воздействия государства На энергетику различается как между странами, так и между отдельными ее отраслями в одной стране. Причина - отличия в структуре управления и приоритетах экономического развития, а также в соотношении государственной и частной собственности в отдельных отраслях энергетики.

В работе проанализирован один из важнейших аспектов влияния государства на обеспечение энергетической безопасности в виде определения приоритетов, разработки механизмов и осуществления научно-технической политики.

Чем интенсивнее ведутся разработки и внедрение новых прогрессивных методов и технологий, максимально снижающих степень экологического риска, тем больший экономический, экологический и политический эффект может быть достигнут как в масштабах одного государства, так и мира в целом.

Государственное влияние на ускорение научно-технического прогресса в энергетике выражается в развитии законодательной базы, гибкой налоговой системы, а также непосредственное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в различных сферах энергетики.

В третьем параграфе - "Культура энергетических потребностей" рассматривается глубинный кризис культуры, связанный с разрывом когнитивных и ценностных ориентиров человеческой деятельности. Полагаем, что культура в ее ценностно-нормативном аспекте должна быть радикально переориентирована на оптимизацию структуры энергетических потребностей. Эта задача актуализирует конфликт между развитием научно-технического потенциала энергетики и социально-экологическими ограничениями современного общества. Фундаментальное противоречие между когнитивными и ценностными ориентирами деятельности приводит к обострению глобальной энергетической проблемы. К этому ведет бесконтрольное, стихийное развитие научно-технического прогресса; определенная неуправляемость в энергетическом взаимодействии общества и природы (наличие неизвестных социально-экологических

параметров функционирования энергетики); узкопрагматическая погоня за прибылями в условиях традиционной системы хозяйствования; отставание экологического сознания социума; недостаточность дисциплинарной организации научного знания и деятельности, обеспечивающей энергетические процессы социума (в ущерб комплексности, системности); невозможность в современных условиях проявления человечества как единого

целого. Названные аспекты обозначаются как задачи, которые должны непосредственно решаться при формировании культуры потребления энергии.

В диссертации рассмотрено взаимоотношение культуры и потребностей. Потребности в энергии сами по себе не создают ни культуры, ни бескультурья, они лишь обеспечивают предпосылки для этого. Культура есть проявление объективного стремления к совершенствованию, которое происходит с непосредственным или опосредованным участием энергетических систем. Поэтому среда, создаваемая человеком, не просто объективно существует, она всегда есть "чья-то" культура, она соотнесена и не может мыслится вне своего реального источника, который вместе с тем является и ее субъектом-носителем и смысловым центром, а именно - человеком, вовлекающим в оборот ту или иную форму энергии. Таким образом, культура не является надстройкой над неким энергетическим базисом, она пронизывает энергетическое бытие.

Соискатель анализирует различные типы культур, которые зачастую диаметрально противоположным образом могут зриентировать сознание человека в отношении его потребностей. 1еред лицом глобальной энергетической проблемы наиболее важным 1редставляется изучение основных тенденций в западной культуре энергопотребления, поскольку именно западная цивилизация задает мировые стандарты этого процесса. Диссертант считает, ¡то эвдемонистическая культура потребления Ренессанса, юспринятая Западом, должна существенно трансформироваться, 1ерейдя от принципа сверхпотребления к контролю, управлению и ¡граничению энергетических потребностей.

Процесс формирования культуры экоэнергетических

ютребностей следует рассматривать как инструмент формирования дологического сознания человека, осознания общепланетарной >тветственности за энергетическую сторону жизни. Во время :тановления экоэнергетических потребностей происходит зменение ценностных ориентации и предпочтений. Стиль мышления се более должен ориентироваться на комплексные, системные одходы, а хозяйственно-преобразующая и потребительская

деятельность человека в сфере энергетики должна учитывать не только непосредственные, но и косвенные, отдаленные ее результаты, не только прямые, но и обратные связи.

Экологический фактор в развитии культуры энергетических потребностей предполагает такую перестройку взглядов и представлений человека, когда усвоенные им экологические нормы, выступающие как экономический результат, становятся одновременно нормами его энергетических потребностей. Решение экологической и энергетической проблемы возможно в едином пространственно-временном контексте потому, что эти проблемы не субординированы, а координированы своими сущностными характеристиками.

Возможно, что осознание важности экологического фактора в культуре потребления энергии будет продиктовано нравственными принципами. Однако главным регулятором останутся

экономо-экологические ограничения. Особенно важным инструментом формирования культуры энергопотребления автор считает распространение экологической этики в деловом мире, принятие мер по развитию экологического мышления предпринимателя. Это требует прежде всего выдвижения на первый план категории "ответственность". Этика социальной ответственности потребностей имеет, безусловно, нормативный характер.

История цивилизации убеждает, что определенные ценностно-нормативные образцы, возникающие в недрах культуры, только тогда становятся социально общезначимыми и определяют течение исторических процессов, когда они институционализируются культурой. Тогда эти ценностно-нормативные образцы через механизм социализации определяют реальное поведение людей, живущих в данной культуре.

Практическое влияние на структуру и разумное регулирование потребления энергии общество может осуществить посредством институтов экологического образования и воспитания, на базе которых стандарты экоэнергетических потребностей будут широко внедряться в современное производстве и быт.

В заключении диссертации подводятся итоги проведенного исследования, формулируются основные выводы, выделяются проблемы, требующие дальнейшего исследования.

XXX

Содержание диссертационного исследования отражено в публикациях:

1. Энергетика в контексте глобальных проблем современности.- Депонировано в ИНИОН РАН N 51023 от 21.12.1995г.- 1,5 п.л.

2. Энергетика и устойчивое развитие (социально-философский аспект) //В сб. Социальная экология и устойчивое развитие ,-М.,1996 . - 0,4 п.л.(в печати)

3. Миф о Прометее и энергетическая проблема // Экология и религия.- М.:Луч,1994. - 0,3 п.л.