автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему: Энциклопедичность как явление культуры (на примере анализа религиоведческой и философской проблематики словарно-энциклопедических изданий)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Энциклопедичность как явление культуры (на примере анализа религиоведческой и философской проблематики словарно-энциклопедических изданий)"
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. В. Ломоносова
РГБ ОД
. МЕШКОВ Александр Никандрович
ЭНЦИКЛОПЕДИЧНОСТЬ
КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ Ы ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОЙ И ФИЛОСОФСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ СЛОВАРНО-ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ)
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 09.00.06 — теория и история религии, свободомыслия и атеизма
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой сте. ;ни кандидат философских наук
МОСКВА 1994
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. В. Ломоносова
МЕШКОВ Александр Никандрович
ЭНЦККЛОПЕДИЧНОСТЬ
КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОЙ И ФИЛОСОФСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ СЛОВАРНО-ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 09.00.06 — теория н история религии, свободомыслия и атеизма
АВТОРЕФЕРАТ диссертации па соискание ученой степени кандидат философских наук
МОСКВА 1994
Работа выполнена на кафедре философии религии и религиоведения Московского Государственного университета имени М. В. Ломоносова
Научный руководитель — кандидат философских наук, доцент Попов А. С.
Официальные аппоненты: доктор философских наук Овсиен-ко Ф. Г., доктор философских наук Соболев С. С.
Ведущая организация - РосеидС*и1> ^йЛиШШН
институт. Сотаабш<?к. и я&штсшмш- п/к&/ьи
Защита состоится «......»...............................1994 г. в........„..часов
на заседании Специализированного Совета по защите диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук 09.00.06. при Московском Государственном университете им. М. В. Ломоносова по адресу: 117234, г. Москва, МГУ, 1-й гуманитарный корпуис, философский факультет.
С диссертацией в форме научного доклада можно ознакомиться в библиотеке 1-го гуманиртаного корпуса МГУ.
Автореферат разослан «............»..........................................1994 г.
Ученый секретарь Специализированного Совета
К. И. НИКОНОВ
СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ И ЕЕ АКТУАЛЬНОСТЬ
Отечественное религиоведение содержит многочисленные исследования, разрабатывающие общетеоретические, методологические н социологические проблемы религии как феномена мировой культуры (работы Аьеринцева С. С., Яблокова И. Н., Угриновича Д. М., Попова А. С.), исследования по истории, эволюции и особенностях христианских конфессий (работы Карта-шева А. В., Глубоковского Н. Н., Красникова Н. П., Никоно-ва К. И.), аналитические исследования по вопросам взаимовлияния религии и нерелигиозных форм общественного сознания (работы Тажуризиноп 3. А., Трофимовой 3. П.), многочисленные работы по частным вопросам философии и психологии религии, литургике, канонического права, церковного искусства, библиографии. Однако отечественное религиоведение небогато универсальными справочными изданиями научно-просветнтель-ской направленности. Дореволюционная «Православная богословская энциклопедия», т. 1 —12, 1900—1910 г., СПб), редактировавшаяся последовательно А. П. Лопухиным, Н. Н. Глубо-ковскнм, оставалеь незавершенной. Энциклопедические словари П. П. Сойкина (1913), и архим. Феодосия (.Перевалова (—) 1931 г., Харбин) неудовлетворительны в содержательном плане и крейне сужены в словнике. Наиболее полно представлен весь круг религиоведческих проблем двумя изданиями — «Энциклопедическим словарем», выпущенным издательской фирмой «Брокгауз-Ефрон» в 1890—1907 г.) 82 основных полутома и 4 дополнительных) н «Новым энциклопедическим словарем» (из запланированных 50 томов вышло 29). Издание эти вобрали итоги дореволюционного отечественного религиоведения по разделам: Библия и библеистика, христианское богословие, ереси, мистика, литургика, агиография и агиология, религиозная философия, каноническое право, организация и история христианской церкви.
Авторами статей выступали крупные русские историки, философы, богословы—С. А. Аскальдов, И. Д. Андреев, Н. И. Барсов, С. . Безобразов, В. И. Герье, М. И. Горчаков, И. М. Гревс, О. А. Добиаш-Рождественская, Л. П. Карсавнн, П. И. Лепор-ский, А. П. Лопухин, В. М. Мелиорапский, В. Е. Рудаков, Вл. С. Соловьев, Б. А. Тураев, Г. П. Федотов, А. В. Экземплярский и др. Кроме того, эти издания являются своеобразным культурологическим памятником отечественной гуманитарной науки и культуры периода ее подъема — конца прошлого и начала нашего столетий.
Интерес к этому чрезвычайно плодотворному периоду в развитии культуры, наиболее рельефно выразившему себя в поэзии «серебряного века», религиозной философии и политико-социо-лопической мысли — велик. Существуют немало исследований как теоретических и обзорных о культуре начала XX века, так и работ об отдельных философах, поэтах, деятелях культуры и просвещения рубежа веков. Это современные исследования Вяч. Вс. Иванова, 10. М. Лотмана, М. Л. Гаспарова, В. В. Би-бихина и многих других. Культура данного периода имела ярко выраженный просветительский аспект, что нашло отражение в многочисленных энциклопедических и словарных изданиях. Представляется интересным проследить как культурологические тенденции времени нашли отражение в таком требующем максимально содержательного объективизма как энциклопедический жанр. Для такого анализа был избран религиоведческий блок статей «Энциклопедического словаря Брокгауз-Ефрон». Данный аспект исследования не имеет аналогов в отечественных исторнко-религиоведческих работах культурологической направленности. Единственная работа, посвященная анализу богословских энциклопедических статей, предпринята в XIX веке в критическом обзоре статей «Философского лексикона» С. Го-гоцкого отечественным философом П. Д. Юркевичем. Но данный труд не содержит анализа взаимовлияния тенденций в культуре периода написания «Лексикона» и содержательного материала представленых в нем статей.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Основная задача автора настоящей работы заключалась г. выявлении взаимообусловленности области религиоведения, представленной в «Энциклопедическом словаре Брокгауз-Ефрон» и культурологическими тенденциями социокультурной ситуации времени создания данной энциклопедии на рубеже XIX— XX веков в России. Для достижения этого был предпринят вы-
борочпый анализ философского и богословского блоков энциклопедии, имплицитно отражающих общие тенденции развития культуры указанного периода. Философско-богсловский блок энциклопедии составляет более 700 статей по истории философии, культурологии, социально-политической проблематике, философской и религиоведческой терминологии и около 10000 статен по вопросам религии и богословия. Попытка выявления взаимовлияния фазиса культуры и энциклопедического материала его отражающего с необходимостью поставила перед автором вычленение более глобальной теоретической проблемы — «энциклопедия как явление культуры», которая являясь самостоятельной в исследовательском плане, в то же время служит важнейшим методологическим инструментарием для решения поставленной задачи.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ
1. Изучение религиоведческой и фолософской проблематики «Эпциклопидического словаря Брокгауз-Ефрон», предварительно описательное п выборочно аналитическое, синтезировало культурологическую проблему — «энциклопедия как явление культуры».
2. Историко-культурогическое экскурсы позволяют выявить фазы (периоды) в развитии культуры, когда она производит разнообразные по структуре, форме и содержанию компендиумы с ^елыо охвату максимально возможного «круга знаний» — (« e¿^X\¡xho$ n*jí}iL)j>>, слиянием слов, образовав привычный термин «энциклопедия»), в какой-либо внешней (азбуковники, лексионы) либо комбинированной смысловой структуре (artes liberales., теологические «Summae», энциклопедии, словари).
3. Данные статуарные культурологические срезы возможно обозначить понятием «энцпклопедичность культуры».
4. Дальнейшая фаза развития культуры осуществляется либо через периодическую идентификацию с выработанным каноном (эволюционные периоды) либо через кризис идентичности с попыткой принятия и освоения новых типов рациональности, что сопровождается и в известной степени вызывает изменение всей социо-культурной ситуации.
5. Первый в данной классификации тип культуры характеризуется устойчивым (жестким) каркасом идеологических, политических, социально-организующих парадигм (qwielt culture).
Несмотря на диаметрально противоположные интенции (контраст в данном случае лишь оттеняет идеологическую задан-ность). данный тип культуры иллюстрируют «Summae», «Разум
в алфавитном порядке» Вольтера: «Большая советская энциклопедия» и т. д. Второй тип культуры характерен идеалом экстенсивной полноты знания — софистическое движение, Ренессанс, социокультурная ситуация в России начала XX века и т. д.
6. Тип энциклопедичности позволяет говорить не только о возможности классификации культур по данному отличительному признаку, но также по пульсации (систола первого типа — диастола второго) выявлять степень толерантности того либо иного периода.
7. Культорологнческий анализ гуманитарной проблематики энциклопедических изданий на грани смены духовных парадигм выявляет латентные тенденции новой социокультурной ситуации.
8. Аналитическое описание энциклопедических статей Владимира Соловьева позволяет сформулировать проблему — «словарная статья как особый вид историко-философских исследований», с присущим ему максимальным объективизмом, историей вопроса, современным уровнем исследования вопроса, и, одновременно, печастыо индивидуальности автора.
9. Статьи Владимира Соловьева в энциклопедии позволяют максимально развести историко-философские взгляды автора и общую теологическую ориентацию философа, что в других работах сделать значительно сложнее.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ
1. Впервые составлен сводный каталог статей по христианству «Энциклопедического словаря Брокгауз-Ефрол» и «Нового энциклопедического словаря» с указанием названия статьи, ее автора, тома и страницы.
2. Составлен каталог энциклопедических статей Владимира Соловьева.
3. Впервые составлен, общий каталог философской проблематики «Энциклопедического словаря Брокгауз-Ефрон» и «Нового энциклопедического словаря».
4. Проделанная работа позволила подготовить и издать энциклопедический словарь «Христианство» М., Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1993—1994, т. 1—2, 240 п. л., Ред. коллегия С. С. Аверинцев, А. Н. Мешков, Ю. Н. Попов.
5. Подготовлены материалы для издания «Историко-философской энциклопедии».
АПРОБАЦИЯ ВЫВОДОВ И ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ДИССЕРТАЦИИ
Основные положения диссертации изложены и апробированы в публикациях автора, выступленяих на Ломоносовских чтениях (Москва, 1990 г.), Сергиевских чтениях (Москва, 1991 г.), международной религиоведческой конференции (Вилльнюс, 1991 г.), межрегиональной научно-практической конференции «Философия и культура» (Днепропетровск, 1993 г.).
СТРУКТУРА РАБОТЫ
Работа состоит из вводной главы с постановкой проблематики, обшекультурологпческой части, раздела с анализом конкретной религиоведческой и философской проблематики и заключительного блока с апробацией выводов.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, ее научная и практическая значимость, степень разработанности в религиоведческой и культурологической литературе, формулируются цели и задачи исследования, обозначена проблематика работы.
В первом разделе — «Культурологический анализ феномена энциклопедичное™ культуры» — прослеживается генезис и эволюция понятия «энциклопедия», его терминологическое оформление, этапы историко-культурологической эволюции феномена «энциклопидность культуры».
Глава первая данного раздела посвящена анализу софистического движения Древней Греции, когда впервые в европейской культуре оформляется устойчивый круг разнообразных натурфилософских и общегуманитарных сведений, потребность в которых обусловливалась экономическим и культурным развитием античной Греции в данный период (вторая половина V в до н.э.) Софисты много и продуктивно потрудились над выработкой понятия «энциклопедия» во всей этимологической полноте позднее возникшего термина, т. е. наличием факторов не только универсальной циклической полноты предложенного круга знаний, что служит типологическим критерием «энциклопедичное™», но также с включением идей «воспитания», «образования», «учения», распространяемых максимально экзотерично и общедоступно. Термин «энциклопедия» оформляется у авторов римской эпохи в I в. н.е. (Дионисий Галикарнасский).
Глава вторая раздела продолжает прослеживание эволюции феномена «энцнклопидностн культуры» на материале средневекового европейского культурологического материала, когда данный феномен становится доминирующей парадигмой формирования основных составляющих духовного (теология) и частично «материального» мира (архитектура). Интеллектуальное воспроизводство идей, мотивов, сюжетов, фактологического материала, почерпнутых из огромных компиляций трудов средневековых авторов, повсеместно признаваемых авторитетами, обусловливает возникновение большого количества традиционных решений, регламентирующих духовные поиски. Наука, заключенная в пределы классического тривня и квадривин, сводится к переработке и эксцерпированию трудов энциклопедистов: Марцпана Капеллы, Исидора Севильского, Рабана Мавра, Беды и др. Такие компендиумы филологических, исторических, естественно-научных сведений составляли лишь пропедевтический базис к «царице наук» — теологии, которая заимствуя не только материал, но и структуру, производит, начиная, с XIII века многочисленные «Битшае». Принцип структурирование культуры по заданным парадигмам компилятивных трудов прослеживается в принципах готической архитектуры. Готический собор становится своеобразным «зеркалом мира» в значении, применяемом к средневековым энциклопедиям. Одна и та же иерархическая схема (мир природы, история Ветхого и Нового Завета, события церковной истории Европы) т. е. мир видимый и мир невидидимый небесных сил структурировала как энциклопедии, так и средневековые архитектурные ансамбли. В написании данной главы использованы работы О. Шпенглера, О. А. Добиаш-Рождественской, Э. Панофски и др. авторов.
Глава третья на культурологическом материале эпохи Ренессанса и Нового времени анализирует оба типа культуры, характеризуемые переходом от типа, выражающего экстенсивную полноту знания (культура Ренессанса) к культуре, вырабатывающей каркас из иделогнческих, политических, социально-организующих парадигм. Эпоха Ренессанса обладает всеми типологическими чертами, чтобы заявить о тебе как типично энциклопедичной. Всеми, кроме одной — структированностью знания. Широта охвата проблем Эразмом Роттердамским, темы «Опытов» Монтеня не поддаются объединению наиболее емкими когнитивными парадигмами. Ни один из принципов мыш-лнеия эпохи не является самодовлеющим, самодостаточным или хотя бы относительно самостоятельным. Переход к новым принципам теоретического способа освоения универсума был
революционен. Задачу структурирования и «приведения в порядок» знания, т. е. энциклопедического оформления культуры, решает Френсис Бэкон, которого по праву можно признать мыслителем, теоретически обосновавшим феномен «энциклопедичное™». Практическое воплощение принципа классификации наук осуществляется в «Энциклопедии» Дидро и Д'Аламбера, которая явилась важнейшим символом эпохи Просвещения. Энциклопедисты стремились не просто связать имеющиеся знания воедино, но и направить их к единой целн — изменению социокультурной ситуации во Франции и Европе.
Глава четвертая раздела выявляет особенности феномена энциклопедичности культуры на материале отечественной" культурологии. Первыми аналогами европейских компилятивных трудов являются так называемые азбуковники, особенностью которых наряду с наличием обгце.типологических элементов энциклопедичности, служит календарный принцип систематизации материала, толкование трудно понимаемых мест церковно-учи-тельноп .литературы, переводимой с греческого, латинского, польского, немецкого и др. языков. На рубеже XVII—XVIII веков азбуковники как оригинальный отечественный энциклопедический тип изданий, вытесняется специализированными печатными изданиями, переводимыми с западноевропеских языков. Лишь в XIX веке появляются в России общекультурологические и специальные энциклопедии. В данной главе описаны структура и некоторые особенности азбуковников и энциклопедических словарей на основании работ Л. Ковтун, М. Громова, Н. Гаврю-шина н др. исследователей.
Глава пятая завершает общекультурологический раздел диссертации обзором наиболее характерных тенденций социокультурной ситуации в России на рубеже XIX—XX веков. Обострение фундаментальных противоречий в жизни российского общества в этот период вызвало значительную активизацию во всех сферах социально-политической и культурной жизни. В данной главе рассмотрены тенденции, господствующие — в литературе (генезис первого этапа отечественного символизма под влиянием французской поэзии, индивидуалистической этики Ибсена и Ницше, германского романтизма); в философии (распространение социологической доктрины марксизма, неокантианства, усиление влияния мистицизма Владимира Соловьева); в религиоведении (кантианские мотивы историко-цер-ковиых работ Б. Мелиораиского). Влияние данных тенденций прослеживается в статьях «Энциклопедического словаря Брокгауз-Ефрон» и «Нового энциклопедического словаря». В частности. назревание либеральных тенденций в церковно-канониче-
ской области и повышение интереса общества к проблемам христианской культуры находит отражение в статьях по догматической и историко-церковной проблематике. Критические реплики в энциклопедических статьях по истории Русской Православной Церкви свидетельствуют о назревших проблемах в такой важнейшей области богословия как догматическая. Истоки обновленческого движения в Русской церкви 20-х гг. XX века обусловлены преимущественно социально-политическими причинами, по восходят они в глубины догматических, исто-рико-богословских, канонических проблем православия, которые фиксируют некоторые статьи по церковно-богословской проблематике данных энциклопедий.
Раздел — «Религиоведческая и философская проблематика российских энциклопедий: выборочный анализ» — посвящен описательно-аналитическому рассмотрению энциклопедического творчества трех авторов: философа и богслова Владимира . Соловьева, церковного историка Б. М. Мелиоранского и современного исследователя С. С. Аверинцева. Если включение в диссертацию анализа энциклопедического творчества первых двух авторов закономерно обусловлено участием обоих в «ЭСБЕ» и отсутствием каких-либо исследовательских материалов об этой стороне их наследия (статьи Соловьева и Мелиоранского не были даже выявлены и описаны), то интерес к энциклопедическим статьям С. С. Аверинцева, в контексте диссертационной проблематики, продиктован попыткой апробации одного из тезисов работы об имплицитно содержащихся в энциклопедиях тенденциях смены наличной социокультурной ситуации.
Глава первая раздела содержит аналитический обзор статей Вл. Соловьева в «ЭСБЕ». Творчество Соловьева достаточно основательно исследовано в работах Е. Н. Трубецкого, С. М. Соловьева, Н. О. Лосского, В. В. Зеньковского, А. Ф. Лосева и др. исследователей. Но энциклопедическое наследие философа никогда исследовано не было, фактически статьи Соловьева в «ЭСБЕ» не были даже выявлены (см. Вл. Соловьева, Соч. 2 тт. М., 1988, т. 1, с. 28). В данной главе раздела предпринята попытка реконструкции «автохарактеристики» творчества философа путем аналитического описания основополагающих философских тендендий статей «Идеализм», «Метафизика», «Мистика». Исходя из данной самим же Соловьевым характеристики указанных понятий можно определить общий характер метафизики философа (конкретная конструкция которой условно названа метафизикой всеединства), как систему объективного идеализма монистического характера процессуальной формы мистического содержания. Такая характеристика выведена пу-
тем адекватной понятийно-терминологической расшифровки, произведенной самим философом. По истории греческой философии Соловьев написал 15 статей. Наибольший интерес представляют статьи о софистике, Платоне, неоплатонизму и в соответствии со значимостью этих направлений для мировой философии и тем особым положнием, которое данные темы занимали в «ЭСБЕ» благодаря редактору отдела философии. Отношение самого Соловьева к софистике достаточно критично за принятие определеных гносеологических принципов без должного обоснования.
В статьях о Протагоре и Горгии прослеживается критическое отношение Соловьева к отвлеченной метафизике в целом, психологическому субъективизму и номинализму. Статья о Платоне, безусловно одна из лучших сртаннц, отечественного плато-поведения, характерна оригинальной интерпретацией Соловьевым драмы жизни греческого философа как основы его мировоззрения. Статьи по неоплатонизму (о'бзорную статью о данном течении Соловьев написать отказался) представляют направление как завершение древнего умственного мира с положительной, так и с отрицательной стороны.
В статьях по схоластике Соловьев отмечает противоречивость и искусственность теоретических взглядов Оригена в попытке философского обоснования положительных догматов христианства, генетическую обусловленность традиций английского эмпиризма интуициямп Уильяма Оккама. Статья о Дунсе Скотте выявляет отношение Владимира Соловьева к истории, как разворачивающемуся во времени акту Божественной воли, в котором нет места ни произволу Бога, ни самочинству включенного в этот процесс человечества.
Наиболее интересны и фундаментальны статьи о Капте, Гегеле, Конте и Гартмане. Первые две из них переиздавались в отдельных современных изданиях Соловьева. Блестящая по стилю и адекватная по содержанию статья о Канте содержит критческое отношение Соловьева к критической философии за недостаточно последовательное проведение положения о тран-цендентальном субъекте, что может привести к его эмпирико-психологической трактовке. Характерной особенностью статьи о Гегеле является анализ процесса вызревания панлогизма, начиная с основоположника рационализма Декарта. Критика гегельянства, по Соловьеву, заключена в проверке данной системы со стороны эмпернческой действительности. Позитивизм— объект последовательного отрицательного отношения Соловьева к данному философскому направлению. Критична и статья в «ЭСБЕ» о Конте. Но в отличии от магистерской диссертации
Соловьева о позитивизме, в данной статье содержится и ряд положительных оценок. Прежде всего — роль позитивной религии. Прослеживается близость еофиологических интуиций самого Соловьева и значение женского элемента в системе позитивной религии Копта. Противоположная «эволюция» наблюдается в статье Соловьева «о философии бессознательного» Э. Гартмаиа. (от безусловной апологетики в магистерской диссертации до разочарования в статье «ЭСБЕ»),
Глава завершается фиксацией исключенных статей Соловьева из «НЭС» (опубликован сводный каталог статей «ЭСБЕ» и «НЭС») и сопоставлением некоторых моментов при интерпретации аналогичных историко-философских проблем двух словарей, что отразило изменение социокультурной ситуации. Содержатся некоторые замечания о словарном творчестве Н. Г. Дебольского и С. Н. Трубецкого. Н. Дебольский (1842— 1918) — автор фундаментальных статей по философии «пропедевтического» цикла в «ЭСБЕ». Традиционно считается, что философ принадлежал неогегельянскому направлению (исследования Н. Лосского, В. Зеиьковского, Д. Чижевского и др.). В диссертации отмечается, что статьи Дебольского в «ЭСБЕ» лишь в некоторых пунктах примыкают к гегелевской гносеологии, а сам философ фиксирует положения собственной философской системы — феноменального формализма. Философия Дебольского не получила дальнейшего развития и окончательного оформления и его статьи в «ЭСБЕ» по террии познания, онтологии и богословию представляют лишь исследовательский интерес.
Далее в диссертации отмечается, что оригинальное философское творчество Сергея Трубецкого также не воплотилось в сколько-нибудь, завершенную систему, а философ развивая гносеелоппо конкретного идеализма, подвергал пересмотру систему Владимира Соловьева в традициях неокантианства.
Вторая глава раздела — «Богословская проблематика «ЭСБЕ»: анализ и комментарий статей Бориса Мелиоранско-го» — начинается с попытки определения сущности православия и отражения конфессиональной традиции на интерпретаторском ракурсе статей по богословию в «ЭСБЕ». Догматические особенности православия характеризуются через аспект противопоставления с другими христианскими конфессиями, что является традиционным при перечислении его типологических характеристик. При определении сущности православия подчеркнута апофатическая традиция византийского богословия и отсутствие четкого догматического критерия.
Предпринятый в главе краткий обзор догматических трудов
служит иллюстрацией эволюции догматического богословия, критико-гносеологическое обоснование которого предпринял Б. М. Мелиоранский. Девять фундаментальных статей написал историк в «ЭСБЕ», в каждой из которых касается догматических вопросов. Мелиоранский находил возможным переформулировать догмат сообразно свременному фазису философской мысли (говоря кантовским языком, показать, что догма — один из постулатов практического разума). Анализ статей Мелноран-секого свидетельствует о попытках историка содержательно-имплицитно, а не декларативно убедить читателя энциклопедии, что откровение рационально и может быть изложено как «строгий логический ряд». В главе продемонстрирована тенденция Мелиоранского к ревизии «консервативного православного богословия». Мелиоранский считал возможным выделить общие моменты в догматических теориях православия, католицизма и протестантизма — одновременность церковно-догматнческого генезиса, существование догматической константы и необходимость догматической герменевтики. Констатируя различия в догматике, как-то:
— православие настаивает на вечной и всегда себе равной догматике и вовсе не говорит об истории догмата как такового;
— католицизм считает, что церковная мысль не только выясняла догматы постепенно, и открывала новые даже противоречащие старым;
— протестантизм доказывает, что вся сумма догматов вверена была целиком церкви, но не сразу, не всеми и не всегда сознавалась, — Мелиоранский настаивает на том, что развиваются не догматы, а изменяется форма их усвоения, полное постижение их невозможно и не необходимо. Данный догматический взгляд характерен для «Религиозно-философских собраний» начала XX века, что дает основание для утверждения о взаимообусловленности энциклопедической проблематики и тенденциями социокультурной ситуации (в данном случае иа примере догматического богословия).
Третья глава раздела «Некоторые тенденции энциклопедических статей по христианству Сергея Авериицева» — иллюстрируют положение диссертации о латентных тенденциях смены социально-духовных парадигм, прослеживаемых в «Философской энциклопедии» (М., т. 1—5, 1960—1970). Энцклопеднче-скне статьи С. С. Авериицева успешно демонстрируют возможность жанра в области религиоведения путем изложения устойчивого фактологического ядра проблемы. В главе излагается рецепция теологических доктрин на основе фундаментальных энциклопедических статей С. Авериицева — «Христанство»,
«Теология;, «Эехалогия», «Троица» и др. В качестве основы экспликации догматического ядра Аверинцев избирает высказывание Халкидонского собора о нераздельности и неслиянности двух природ в Христе. В главе содержится анализ обоснования С. С. Аверинцевым этической парадигмы христанства из кенотической проблематики. Данное обоснование рзвернуто демонстрируется в главе на материале богословия М. М. Тарее-ва. Оригинальность Аверинцева состоит в апробации кенотической проблемы для выявления общехрианской этической нормы. В диссертации отмечается, что выведение нравственной парадигмы христианства из новозаветного свидетельства о самоуничижении Христа невозможно без решения кардинального вопроса о природе личности Иисуса Христа. Догматическое решение проблемы у восточных отцов и учителей Церкви, утверждающее под именем Иисуса Христа единородного предвечного сына Божия, видит факт самоуничижения в воплощении, тем самым притупляя категоричность нравственной нормы. Западные богословы видели подвиг уничижения в земной жизни Иисуса, что потенциально открывает возможность трансформации христианства в этико-нравственную систему ориентации человека. В протестантизме происходит историческая адаптация религии, которая становясь более действенной, утрачивает трансцендентное содержание Евангельский текст (Фил., 2, 5— 11), содержащий кенотическую проблему, семантически амбивалентен, что позволяет в согласии с восточной и западной орто-доксиями заключать о содержащейся здесь возможности выводить общехристанскую этическую норму из факта уничижения Иисуса Христа.
В заключении содержится апробация предложенной постановки культурологической проблемы о взаимовлиянии «энциклопедии» и культуры сквозь призму художественно-литературного творчества X. Л. Борхеса, тезисно сформулированы итоги исследования, намечен ракурс будущих исследовательских поисков.
* *
Частично материалы диссертации нашли отражение в следующих работах автора:
1. «Вопросы философии», 1990, № 11, статья «Веха в истории русского просвещения».
2. «Вестник высшей школы», 1991, № 2, статья «Вехи времени».
3. «Философия и культура в современном мире». Тезисы к докладу «Энциклопедичность как критерий толерантности культуры», Днепропетровск, 1993.
4. Энциклопедический словарь «Христианство», т. 1—2, М., 1993— 1994. Ред. коллегия С. С. Аверинцев, А. Н. Мешков, Ю. Н. Попов.