автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему:
Эпический конфликт в бурятской Гэсэриаде

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Дамбаева, Арюна Нарановна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Улан-Удэ
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.09
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Эпический конфликт в бурятской Гэсэриаде'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Дамбаева, Арюна Нарановна

Введение.

ГЛАВА I. ЭПИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ В ГЭСЭРИАДЕ.

§ 1. Методологическое и теоретическое обоснование предпринятого исследования.

§ 2. Первопричинный конфликт в бурятской гэсэриаде.

§ 3. идейно-тематическая, структурная и типологическая сущность эпического конфликта в бурятской гэсэриаде.

ГЛАВА II. КУЛЬТОВЫЕ, ШАМАНСКИЕ И БУДДИЙСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ В БУРЯТСКОЙ ГЭСЭРИАДЕ:

ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ И ОППОЗИЦИИ.

§ 1. Культовые, шаманские элементы в героическом эпосе о Гэсэре

§ 2. Буддийские напластования в Гэсэриаде.

ГЛАВА III. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ЭПОСЕ "ГЭСЭР" НЕКОТОРЫХ СТИЛИСТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ БУРЯТСКОГО ЯЗЫКА ПРИ СОЗДАНИИ ЭПИЧЕСКОЙ ОБРАЗНОСТИХОНЖДИШ.

§ 1. Параллелизм как средство поэтического отображения конфликта

§ 2. Метафорические иносказательные средства выражения противопоставления в Гэсэриаде.

§ 3. Антитеза как средство образного противопоставления.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по филологии, Дамбаева, Арюна Нарановна

Настоящая работа посвящена исследованию эпического конфликта, первопричинной коллизии в бурятской Гэсэриаде, выявлению конфликтных мотивов сюжета, предмета и типов конфликта, а также способов их разрешения.

Современные буряты глубоко уважают и ценят художественные и духовные ценности прошлого, созданные их предками. Героический эпос "Гэсэр" является уникальным памятником духовной культуры бурят и притягивает к себе пристальное внимание ученых.

Однако в ходе изучения "Гэсэра" случались подъемы и спады. Столкновение мнений относительно Гэсэриады хорошо отражено в статье Б.В. Базарова "Судьба Гэсэра" [Базаров, 1989]. Он пишет, что все началось с того, что в 1940 году было бурное обсуждение того, какое произведение бурятского народа достойно представлять устный фольклор бурят в первую очередь. Выбор пал в пользу "Гэсэра". С тех пор началось "усыпанное шипами" шествие "Гэсэра" к широкому читателю.

Стоит упомянуть факт, что первым критиком эпоса о Гэсэре был в свое время Сумба хамбо Дорждашийн Ишбалжир (1704-1788гг.), монах из Гонлунского монастыря, вышедший из района Кукунора. В.Э.Раднаев по этому поводу пишет: "Его суждения имеют определенное значение для истории монгольской литературы и критики. По его мнению, это произведение представляет собой преувеличенное еретическое творение. Сумба-хамбо хорошо знал монгольский фольклор и литературу, строго критически относился к сведениям легенд и преданий, стремился оценивать с точки зрения исторических данных. Впервые в монгольской литературе Сумба-хамбо определил "Гэсэриаду" как светское произведение, не имеющее никакого отношения к духовной (религиозной) литературе. И такое резко отрицательное мнение Сумба-хамбы можно понять, т.к. "Гэсэриада" в известной степени противостояла идеологии буддизма" [Раднаев, с.178].

Б.В. Базаров в своей статье упоминает процессы, имевшие место в советское послевоенное время, которые "не могут уложиться в нашем сознании своими масштабами и особенно негативными последствиями для духовной культуры больших и малых народов" [Базаров, с.78]. Тогда понимание самых простых общечеловеческих истин и ценностей сильно искажалось. Героический эпос было принято считать феодально-ханским, не народным. В соответствии с этим резкой критике подверглись узбекский "Алпамыш", огузский "Китаб-и дэдэ Коркут", киргизский "Манас", татарский эпос об Идигее, бурятский "Гэсэр". Гонениям подверглись писатели, ученые-фольклористы, изучающие "Гэсэр".

К счастью, это недоразумение, навеянное временем, вскоре разрешилось благополучно для "Гэсэра" и справедливость восторжествовала. С тех пор "Гэсэр" признан уникальным ценным культурным наследием бурятского народа, а о Гэсэре - истинном защитнике народа слагают песни, пишут стихи, рисуют полотна.

Мы должны быть благодарны ученым и собирателям, на чью долю выпали тяжелые времена уже только за то, что им удалось собрать и записать бесценный материал о "Гэсэре".

Итак, как справедливо отмечает Б.В. Базаров, «Судьба "Гэсэра" показательна и с точки зрения общеисторического видения событий, и с точки зрения необходимости извлечения уроков из прошлого" [Базаров, с.77] и, учитывая все эти моменты, следует продолжать изучение эпоса, он, бесспорно, представляет богатейший материал для научного исследования.

Прежде чем перейти к основной теме работы, мы обратимся к общей проблеме конфликта, что позволит более четко прояснить главную проблему исследования, ее актуальность.

Рассмотрение проблемы конфликта вообще, а не только в рамках художественного произведения, каковым является эпос, подразумевает не свод уже проработанных решений и систему знаний, а скорее своеобразный способ миропонимания. Такой подход является гуманистическим, т.к. в его основе находится человек как разностронняя личность, а не как носитель комплекса рекомендуемых ролей и статусов. "Рассматривать индивида как клеточку в социальной структуре общества, функционально связанную с другими, это одно, а считать его формирующимся проектом, полным внутренних противоречий и постоянно находящимся во внутреннем диалоге с самим собой, это нечто иное" [Кравченко, с.З].

Конфликты - активно развивающаяся новая область познания. Конфликт порой обнажает социальную патологию и показывает путь к решению проблем. В современном мире отсутствует единство в понимании сущности и роли конфликта в обществе "(.скорее всего потому что такого единства в принципе быть не должно). Для Г. Зиммеля конфликт представлял средство социализации, для Т. Парсона он выступает скорее патологией, для Р. Парка - формой ассимиляции, для Р. Дарендорфа - результатом сопротивления и элементом в системе господства и подчинения" [Кравченко, с.256].

В последнее десятилетие появилась новая социальная отрасль знания - конфликтология. Конфликты рассматриваются в рамках многих наук: литературоведения, психологии, управления персоналом, социологии и др.

Конфликтология - комплексная научная дисциплина. Она изучает природу, сущность, причины возникновения конфликтов, закономерности их функционирования и развития, пути их преодоления. Она интегрирует знания различных областей науки, изучающих многогранные аспекты человеческой деятельности. Конфликты по мнению некоторых исследователей признавались как неизбежные и более того оправданные и целесообразные, поскольку выявляют слабые места и могут играть конструктивную роль. С этим можно частично согласиться, лишь имея в виду плюральность и дихотомию мира.

Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - это спор, столкновение двух человек или групп за обладание одним и тем же социальным благом, которое имеет одинаково высокую ценность для обеих сторон" [Кравченко, с.257].

Улигеры сыграли выдающуюся роль в истории формирования и развития всей духовной культуры бурятского, монгольского народов. Огромен их вклад и в историю развития разных аспектов взаимоотношений между людьми. Они стоят у истоков возникновения зародыша теоретического осмысления проблем государственности. В улигерах намечается переход от мифологического восприятия окружающего мира, включая мир человеческих отношений, к рационально-логическому способу его познания и объяснения. Представителями улигеров были впервые интуитивно "отслежены" важные проблемы обширной тематики человеческих взаимоотношений, впоследствии вылившихся в различные формы "официальных" норм. В многообразных формах улигерной философии уже имеются в зародыше почти все известные типы мировоззрений. Большой интерес представляет тема эпических коллизий и оппозиций, отраженных в улигере о Гэсэре, лежащая в основе исторической эволюции мировоззренческих идеалов бурятского народа, его нравственных и эстетических представлений.

В научной литературе отсутствует специальная монографическая разработка данной темы в целом. Различным ее аспектам уделено внимание в трудах отечественных и зарубежных исследователей в связи с анализом собственно фольклористической и в частности гэсэроведческой проблематики. Тем не менее, тема конфликта в Гэсэриаде заслуживает специального внимания и самостоятельного исследования. По своему содержанию исследование носит комплексный междисциплинарный характер и находится на стыке фольклористики, этнографии и социологии. В настоящей работе эта проблема освещается главным образом как тема различного рода столкновений, коллизий и противоположностей, характерных для ранних сообществ в местах расселения протобурятских племен, хотя в ней рассматриваются также и вопросы более широкого междисциплинарного профиля - фольклористические, социологические и лингво-стилистические. В работе прослеживается история улигерного конфликта, который сыграл определенную роль в последующем развитии различных мировоззренческих и этических взглядов бурят.

Гэсэриада по своему распространению и влиянию относится к уникальным памятникам мирового фольклора и литературы. Существует большое количество тибетских, монгольских, бурятских и других версий этого произведения. Устные традиции возникли раньше письменных вариантов, они архаичны. Их бытование восходит к до-шаманской, добуддийской эпохе, к мифологическому периоду развития архаичных традиций кочевников. Первые сведения о героическом эпосе «Гэсэр» опубликованы в России в 1776 году П-С. Палласом. В Европе эпос был издан и переведен Я.И. Шмидтом. В.Бергман записал на Волге у калмыков VIII и IX песни Гэсэриады. Они были опубликованы в переводе на немецкий язык. Е.Ф.Тимковский включил их содержание в свои описания путешествия по Китаю. IX песнь калмыцкой версии была исследована А.А. Бобровниковым. Он же, проанализировав язык пекинского ксилографического издания Гэсэриады, написал свою известную "Грамматику монгольского языка". Г.Н. Потанин сделал записи поэмы о Гэсэре в переводе на русский язык и издал их в своих трудах. М.Н. Хангалов опубликовал отдельные главы из "Абай Гэсэра" в "Балаганском сборнике" в пересказе на русском языке. В 1930-31гг. Ц. Жамсарано издал эпопею "Гэсэр-Богдо" на эхиритском диалекте, записанном от М. Имегеева в 1906 году в трех томах, объемом 22 тысячи строк. Б.Я. Владимирцов в процессе изучения монгольской литературы часто обращался к Гэсэриаде. По его мнению, монгольская Гэсэриада имеет тибетское происхождение.

Н.Н. Поппе, исследовав бурятский эпос о Гэсэре, пришел к выводу, что он является плодом эпического творчества бурятского народа. По его мнению, этому утверждению не противоречит небольшое сходство бурятской, монгольской и тибетской версий сказания. С.А. Козин опубликовал в 1936 году русский перевод первых семи глав пекинского издания монгольской версии. Давид-Неель и лама Йонгдэн издали пересказ тибетской версии на французском языке. JI. Лигети исследовал главу, посвященную борьбе Гэсэра с мангусом. В 1957 году появился большой труд Ц. Дамдинсурэна "Исторические корни Гэсэриады", в котором дана характеристика монгольских, тибетских, бурятских версий Гэсэриады.

В 1951 году в Москве состоялась научная дискуссия, организованная Институтом востоковедения АН СССР, затем в 1953 году - в Улан-Удэ под эгидой Бурят-Монгольского научно-исследовательского института культуры. Материалы этих сессий дали большой импульс к дальнейшему, более углубленному исследованию различных аспектов Гэсэриады. Они имели огромное значение в судьбе Гэсэриады, так как несколько ранее эпопея о Гэсэре была объявлена феодально-ханским эпосом. В своем вступительном слове на научной сессии Г.Д. Санжеев подчеркнул необходимость изучения Гэсэриады и других эпических произведений бурятского народа. В своих трудах Г.Д. Санжеев рассматривал вопросы датировки зарождения героического эпоса бурят, вопросы идейного содержания улигеров.

Тибетским версиям посвящены работы Р.-А. Стейна. JI. Леринц проанализировал монгольскую версию Гэсэриады. К.Танака выполнил текстологический анализ монгольских списков. Р.Н. Амайон изучила этнографические и религиозные аспекты монгольской и бурятской версий. В своей монографии "Героический эпос монгольских народов" С.Ю. Неклюдов дал обширный обзор книжных и устных вариантов Гэсэриады.

Бурятские исследователи-фольклористы внесли огромный вклад в дело изучения «Гэсэра». Историю монголоязычных народов, родов и племен в "Гэсэре" отражал в своих трудах А.И. Уланов. Его взгляды на происхождение и развитие эпоса, мифологические представления, матрилинейные и патрилинейные отношения, вопросы, связанные с общественным развитием, бытом, традициями народа, правовых отношений, морально-этических норм послужили источником для начала научных исследований многих его последователей.

Бурятским, монгольским и тибетским версиям эпоса «Гэсэр» посвящены труды М.П. Хомонова. Он изучил огромное количество источников, дал научное описание, анализировал их взаимосвязи и частные аспекты сложных проблем эпосоведения. Многое сделано им в области перевода.

Произведения устного народного творчества представляют собой ценный источник для изучения этнографического и исторического материала, этических и эстетических взглядов бурятского народа. Многочисленные работы Н.О. Шаракшиновой отражают яркие черты национального характера, традиции, идеалы бурятского народа. Также они освещают вопросы истории изучения бурятских улигеров, их идейного содержания, анализа художественно-изобразительных средств.

Исследования С.Ш. Чагдурова посвящены разнообразным вопросам в области истории, происхождения Гэсэриады, культуры и эстетики, языка и поэтики, лексики и стилистики.

Проблемы теории улигерного жанра, его стиля и композиции исследованы М.И. Тулохоновым. Он пишет об истории происхождения и развития эпических традиций, линиях и поворотах сюжета, исполнительском мастерстве сказителей. В 2002 году М.И. Тулохонов удостоен Государственной премии России за большой вклад в подготовку издания серии "Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока", что явилось бесспорный признанием вклада в науку бурятских фольклористов, в том числе и эпосоведов.

Е.О.Хундаева рассматривает проблемы бурятского героического эпоса, его знаковой природы, религиозные и бытовые традиции бурят, отраженные в эпосе. Ею также исследована монгольская версия Гэсэриады, всего более 60 списков книжного сказания о Гэсэре на старомонгольской письменности, хранящихся в различных книгохранилищах мира, частично опубликованных.

Книга Д.А. Бурчиной «Гэсэриада западных бурят», в которой привлечены наиболее яркие в художественном отношении и монументальные по сюжетному составу унгинские версии бурятского эпоса «Гэсэр», представляет большой интерес для фольклористов.

В 1986 году в Улан-Удэ в двух томах был издан "Гэсэр" - бурятский народный героический эпос" в блестящем переводе В.Солоухина. В 1988 году в издательстве "Современник" вышли две книги под названием "Гэсэр" - бурятский героический эпос" в переводе с бурятского В. Солоухина. Важным событием является публикация наиболее полного и своеобразного варианта бурятского эпоса под названием "Абай Гэсэр Богдо хаан". Составитель текста - С.П.Балдаев, запись произведена от молькинских бурят в Приангарье.

Исследователи бурятского героического эпоса различают три локальные традиции: эхирит-булагатскую, унгинскую и хоринскую. Впервые Цыбеном Жамсарано бурятские улигеры были подразделены на эхирит-булагатские и хоринские. Затем Г.Д.Санжеев выделил эхирит-булагатские и унгинские варианты.

В целом все три группы объединены общим мифологическим фоном, единой общебурятской эпической традицией, сходством сюжетных структур, мотивов и образов. Эпос эхирит-булагатов представляет собой архаический пласт развития устной бурятской традиции. Он отражает семейно-родовые конфликты, а героические элементы, по мнению Г.Д. Санжеева, являются поздними вставными, побочными. Эхирит-булагатский эпос зародился в первом тысячелетии, в период матрилинейных отношений, поэтому героини играют активную роль. Главный герой - охотник.

Унгинские версии "Гэсэра" по-своему самобытны, уникальны, они отражают период перехода к скотоводству. В них описывается эпоха разложения родового общества, начинается классовое расслоение общества. Одним из самых полных вариантов унгинской Гэсэриады является "Абай Гэсэр" П.М. Тушемилова.

Хоринские варианты эпоса А.И. Уланов относит к более поздней стадии исторической эволюции. В них отражается развитое скотоводство, показана хозяйственная и общественная жизнь бурят, более поздние мировоззренческие идеи. Появляется больше новых эпических образов, меньше зооморфных персонажей. Герои воюют с внешними врагами. Чувствуется влияние монгольской эпической поэзии и буддийских религиозных представлений.

Во всех исследованиях, посвященных бурятской Гэсэриаде, подспудно присутствует лейтмотив конфликта, так как развитие сюжета обусловлено именно разнообразными линиями коллизий и конфликтов. Так, в работе С.Ш. Чагдурова "Поэтика Гэсэриады" один раздел пятой главы посвящен композиции эпического конфликта. Здесь, а также и во всей работе анализируется в большей степени конфликт религиозного характера, который исследуется очень тонко и детально, дана глубокая интерпретация идейного конфликта между землянами и небожителями. Представляется целесообразным исследовать некоторые другие стороны проблемы конфликта на уровне специального монографического исследования, что еще не было проведено.

Цель исследования заключается в выявлении эпического конфликта, эпических противоречий и противоположностей, мотивирующих динамику сюжета, показывающих процесс отражения противоречивого развития жизни, процесс жизненной борьбы в бурятском улигере.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- произвести тщательный отбор методов исследования эпических коллизий;

- выявить конфликтные мотивы сюжета, первопричинный эпический конфликт, причину, предмет конфликта, типы конфликтов и пути их преодоления;

- выявить идейно-мировоззренческие, космогонические и другие противоположности;

- выявить языковые средства бурятского языка, использованные в улигере "Гэсэр" для создания эпической образности конфликта и противоположностей.

В диссертационной работе применены следующие методы: системный, синергетический, холистический, комплексный, герменевтический, синхронный и диахронный, социально-конфликтная парадигма, символически-интерактивная парадигма, междисциплинарный, аналитический подход.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые в бурятском эпосоведении исследуется вопрос об эпическом конфликте, коллизиях, оппозициях, которые являются движущей силой развития сюжета улигера. В исследовании используются новые методологические и методические подходы, ранее не применявшиеся широко в изучении вопросов фольклористики: синергетический, холистический, герменевтический, а также новые парадигмы: социально-конфликтная и символически-интерактивная.

В диссертации применялся наряду с хорошо известным новый эпический материал, зафиксированный в недавно опубликованном унгинском варианте "Абай Гэсэр", записанном от Папы Михайловича Тушемилова собирательницей фольклора Т.М. Болдоновой. Этот материал хранился в безвестности до 80-х годов прошлого века и был опубликован лишь в 2000 году. Подготовка вступительной статьи, послесловия и перевод на русский язык осуществлены С.Ш. Чагдуровым.

Объектом исследования является конфликт в бурятском героическом эпосе о Гэсэре.

Предмет исследования - мотивы эпического конфликта, его типы и виды, первопричинный конфликт, вопросы разрешения конфликтов; различные эпические противоположности; поэтика улигера в аспекте эпических противоречий и противоположностей.

Материалом исследования послужили варианты улигеров, записанных в разное время от известных бурятских сказителей: Маншуда Имегенова, Пеохона Петрова, Папы Тушемилова, Альфора Васильева, Парамона Дмитриева.

Теоретической и методологической базой диссертационного исследования стали труды отечественных ученых: Б.Я. Владимирцова, С.А. Козина, Ц. Дамдинсурэна, А.И. Уланова, М.П. Хомонова, Н.О. Шаракшиновой, С.Ю. Неклюдова, М.И. Тулохонова, С.С. Бардахановой, С.Ш. Чагдурова, Е.О. Хундаевой, Д.Д. Гомбоин., Д.А. Бурчиной,

Теоретическая значимость работы заключается в том, что при использовании новейших междисциплинарных методов, ранее не получивших широкого распространения в фольклористических исследованиях, впервые на уровне самостоятельного монографического исследования рассмотрены вопросы об эпических противоположностях и коллизиях, а также способах решения конфликтов, которые являются и ее основой тех нравственно-этических и правовых критериев, которые постоянно развивались и усовершенствовались вплоть до настоящего времени. Улигер стоял у истоков нравственно-этических и "правовых" критериев.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях проблемы коллизий и противоположностей в бурятских улигерах. Их можно использовать в спецкурсах и лекционных занятиях по фольклору.

Апробация работы: Основные положения работы были представлены в виде докладов на научной конференции "Традиции и современный литературно-художественный процесс", посвященной памяти С.П. Балдаева, JI.E. Элиасова, И.А. Кима, Г.О. Туденова, Ц-А. Дугарнимаева. (Улан-Удэ, 1999), на региональной научной конференции "Высшая школа: проблема преподавания словесности" (Улан-Удэ, 2000), на научно-практической конференции, посвященной памяти доктора филологических наук, профессора ИГУ И.О. Шаракшиновой (Иркутск, 2001), на всероссийской научной конференции "Санжеевские чтения - 5» (Улан-Удэ, 2002), на международной научной конференции "Мир Центральной Азии" (Улан-Удэ, 2002), на всероссийской (с международным участием) археолого-этнографической конференции «Культура Сибири и сопредельных территорий в прошлом и настоящем» (Томск, 2003), на научно-практической конференции, посвященной 125-летию П.М. Тушемилова и 120-летию П. Дмитриева "Исполнительская традиция: современное состояние и перспективы развития" (Улан-Удэ, 2003). Основные положения по теме диссертации отражены в 7 публикациях.

Структура работы: Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Эпический конфликт в бурятской Гэсэриаде"

Заключение

Изучив конфликты в эпосе "Гэсэр", можно сделать заключение, что они, главным образом, носят социальный характер. Это обусловлено тем, что в конфликтах участвуют большие группы людей, преследующие общественно важные цели, например, в своих битвах многочисленный улус и воины Гэсэра отстаивают свою территорию и экономические ресурсы (охотничьи угодья, пастбища, скот, растительность), их противники также борются за территорию перекочевок, пастбищные угодья и охотничьи места. Но кроме социальных, в эпосе встречаются и другие виды конфликтов, а именно межличностный, редко семейный, индивидуальный, социально- психологический, аллегорический и др.

В анализируемом героическом эпосе прослеживаются черты симметричного и взаимодополняющего противостояния. Также хорошо показан углубляющийся конфликт.

В целом, конфликты в героическом эпосе "Гэсэр" классифицируются по нескольким критериям. В первую очередь значение имеет количество участников. В Гэсэриаде в конфликте участвуют чаще большие группы, т.е. речь идет о социальном или общественном конфликте. Так, основной эпический конфликт в Гэсэриаде является, по нашему мнению, социальным. Также показан конфликт межличностный, когда в конфликте участвует несколько человек, но затем, поскольку они являются представителями кланов, племен и этносов, то они перерастают в социальный, экономический или демографический согласно своим характеристикам и вследствие усугубления коллизии. Итак, чтобы ответить на вопрос, какие конфликты происходят чаще в эпосе, следует учесть масштаб конфликта, т.е. количество участвующих субъектов и степень серьезности последствий. В Гэсэриаде частично представлен конфликт этнический, то есть конфликт между представителями разных племен, впоследствии составивших народности, из-за территории или престижа.

Также представлен конфликт экономический, который может включать любое количество субъектов, по поводу ресурсов, каковыми являются территории, охотничьи угодья, пастбищные земли.

Встречается религиозный конфликт между языческими верованиями и надвигающимся буддизмом (ламаизмом).

Опыт исследования показывает, что вышеприведенная классификация не встречается в эпосе в чистом виде. Реальные конфликты в эпосе представляет собой сочетание элементов разных видов конфликта. Подобная классификация - это лишь условная схема, она отражает действительность только в самом общем, абстрактном виде.

Многосторонее исследование эпического конфликта подтверждает тот факт, что большое значение имеют вопросы способов разрешения конфликтов. К методам разрешения различного рода конфликтов в Гэсэриаде, как показывает настоящее исследование, относятся:

- компромисс;

- приспособление или сглаживание противоречия;

- сотрудничество;

- посредничество или использование третьей стороны;

- игнорирование или уклонение от конфликта;

- предотвращение или устранение на ранней стадии условий, способствующих возникновению конфликта;

- арбитраж или обращение к компетентным лицам за помощью;

- конкуренция (соперничество) или борьба за победу;

- применение силы.

В бурятском героическом эпосе "Гэсэр" рассмотрены политеистические элементы культово-шаманского комплекса. Они отражают дуальность и троичность мира, дихотомию и трихотомию мирового пространства. Наличие разнообразных культово-шаманских элементов обусловило религиозно-обрядовый синкретизм в сознании древних бурят.

Также в эпосе отмечается противополагание шаманизма и буддизма. В целом, Гэсэриада - это шаманское культовое произведение, но в него просочились элементы буддизма (ламаизма), которые в научной литературе получили название "буддийские напластования".

Для создания эпической образности конфликта в героическом эпосе "Гэсэр" использовано множество стилистических средств бурятского языка. Все они выражают противопоставление понятий, что делает речь очень выразительной и яркой. Широко представлен параллелизм в ситуациях предвидения конфликта, нежелания конфликта, описаниях выступления на врага.

В метафорах и метафорических эпитетах противопоставляются буквальное и переносное значения слов.

В улигере часто встречается метонимия, в случаях когда название чего-либо заменяется другим названием с переносным значением.

Созданию эпической образности служит гипербола, т.е. противопоставление реального с одной стороны и преувеличенного, воображаемого с другой. Основанная на явном контрасте с реальной действительностью, гипербола является очень сильным художественным средством экспрессии, поэтому она так широко используется в эпических произведениях, где все отражено в преувеличенном гротескном виде.

Сильным художественным средством выражения противоречий является перифраз - слова и словосочетания, используемые в улигере в образном переносном значении для выделения наиболее важных, на взгляд сказителя, свойств предметов и явлений. В перифразе наблюдается противополагание реального и переносного значений.

В улигере также часто используются антонимы, конверсивы, антитеза, иносказание, где отчетливо прослеживается противопоставление понятий, явлений, процессов.

Для усиления выражаемой мысли служат отрицательные предложения или цепочки отрицательных синтагм, которые также содержат в себе противопоставленность понятий.

В рассматриваемом героическом эпосе противопоставлены хорошая благополучная земля - родина Гэсэра и плохая неблагополучная земля; оружие божественного происхождения и орудие мирного труда.

Анализ языковых средств бурятского языка, создающих эпическую образность конфликта, подтверждает богатство образной поэтики героического эпоса о Гэсэре. Все они выражают противопоставленность явлений и понятий, что делает речь очень выразительной и яркой.

Таким образом, бурятский героический эпос "Гэсэр" таит в себе неисчерпаемый материал о традиционном мировоззрении древнего бурят-монгольского народа. Традиции прошлого продолжают жить и в настоящее время, хотя и в преобразованном виде.

 

Список научной литературыДамбаева, Арюна Нарановна, диссертация по теме "Фольклористика"

1. Абай Гэсэр Богдо хаан: Буряадай морин ульгэр // БНЦ СО РАН - Улан-

2. Удэ, 1995 (на бурятском языке). 517 с.

3. Абай Гэсэр Могучий: бурятский героический эпос. М.:Издат. фирма

4. Восточная литература" РАН, 1995. 526 с.

5. Абай Гэсэр-хубун. Эхирит-булагатский вариант. Подг. текста, пер. ипримеч. М.П.Хомонова. (в 2-х ч.) 4.1. Улан-Удэ, 1961, 4.2. - Улан-Удэ, 1964.-230 с.

6. Абай Гэсэр. Перевод, вступ. ст. и послесл. С.Ш.Чагдурова. Улан-Удэ:

7. Изд-во Бурятского госуниверситета, 2000. 256 с.

8. Абай Гэсэр. Вступ.стат., подг. текста, перев. и комм, к нему

9. А.И.Уланова. Улан -Удэ, 1960. - 314 с.

10. Абай Гэсэр хубуун. Буряад арадай ульгэр. Улан-Удэ, 1969.

11. Абаева JLJL Культ гор и буддизм в Бурятии (Эволюция верований икультов селенгинских бурят). М., 1992. - 142 с.

12. Амайон Р., Веффа М. Цвета в монгольском языке// Третий международный конгресс монголоведов. Улан-Батор, 1977. - С. 16-20.

13. Анисимов А.Ф. Этапы развития первобытной религии. M.-JL: Наука,1967. 194 с.

14. Бадмацыренова Д.Б. Принцип золотого сечения в эпосе "Гэсэр". Дисс.на соиск. уч.ст. к. филол. н. Улан-Удэ, 2001.

15. Базаров Б.В. Судьба "Гэсэра" // журнал "Байкал" № 5, 1989. С.70-78.

16. Балдаев С.П. Родословные предания и легенды бурят. Улан-Удэ, 1970.

17. Балдаев С.П. Некоторое вопросы бурятского фольклора// Избранное.1. Улан-Удэ, 1961.-363 с.

18. Бардаханова С.С. Система жанров бурятского фольклора. -Новосибирск: Наука, 1992. 238 с

19. Баяртуев Б.Д. Предыстория литературы бурят-монголов. Улан-Удэ, 2001.- 137 с.

20. Блаватская Т.В. Греческое общество второго тысячелетия до нашей эрыи его культура. М: Наука, 1976.

21. Бурчина Д.А. Гэсэриада западных бурят. Новосибирск: Наука, 1990.446 с.

22. Бурчина Д.А. Календарно-обрядовые истоки формирования сюжетногоядра бурятской Гэсэриады// Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии. Мат-лы междунар. науч. конф. Языки. Фольклор. Литература. Том III. Улан-Удэ, 2000. - С. 182-188.

23. Владимирцов Б.Я. Монголо-ойратский героический эпос. Петербург-Москва, 1923.

24. Вундт В.О. О развитии этических воззрений. М., 1886.

25. Галданова Г.Р. Доламаистские верования бурят. Новосибирск, 1987.115 с.

26. Галданова Г.Р. Эволюция представлений о тэнгри// Средневековая культура Центральной Азии: письменные источники. Улан-Удэ, 1995. - С.106-109.

27. Гацак В.М. Поэтика эпического историзма во времени// Типология и взаимосвязи фольклора народов СССР. Поэтика и стилистика. М., 1980.

28. Герасимова К.М. Обряды защиты жизни в буддизме Центральной Азии. Улан-Удэ, 1999. - 138 с.

29. Герасимова К.М. Священные деревья: контаминация разновременныхобрядовых традиций // Культура Цетральной Азии: письменные источники. -Улан-Удэ, 2000. 156 с.

30. Героический эпос бурят. Перевод Н.О.Шаракшиновой. Иркутск, 1968.

31. Гомбоин Д.Д. Эхирит-булагатские улигеры. Улан-Удэ, 1990. - 112 с.

32. Гомбоин Д.Д. Образы зооантропоморфных врагов в эхирит-булагатских улигерах. Поэтика жанров бурятского фольклора. -Улан-Удэ, 1982.

33. Гомбоин Д.Д. Сюжетообразующие мотивы в эхирит-булагатских улигерах о сватовстве // Эволюция эпических жанров бурятского фольклора. Улан-Удэ: БФ СО РАН СССР, 1985. - С.89-101.

34. Горбунова Е.Н. Идеи, конфликты, характеры. М., 1960. - 418 с.

35. Грязнов М.П. Древнейшие памятники героического эпоса народов Южной Сибири. Археологический сборник. Вып.З. Эпоха бронзы и раннего железа Сибири и Средней Азии. JL, 1961.

36. Гунгаров В.Ш. Современное бытование бурятских легенд и преданий.

37. Дисс. на соиск. уч. ст. к.ф.н. Улан-Удэ, 1993.

38. Гуревич А .Я. Категория средневековой культуры. М., 1972.

39. Гэсэр. Бурятский героический эпос. Перевод С.Липкина. М., 1972.

40. Гэсэр. Сонгомол эхийг боловсруулж удиртгал, тайлбар бичсэн академич Ц.Дамдинсурэн. Mongyol arad-un aman jokiyal-un ciyulyan, t.xiii. Улаанбаатар, 1986.

41. Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии. - Улан-Удэ,1995.

42. Гэсэриада: прошлое и настоящее. Улан-Удэ, 1991.

43. Гэсэриада: фольклор в современной культуре. Улан-Удэ, 1995.

44. Дамбаева А.Н. Первопричинный конфликт в Гэсэриаде // Проблемы фольклористики, литературоведения и языкознания. Иркутск, 2002. -С.35-38.

45. Дамбаева А.Н. Конфликт как главное специфическое средство раскрытия идейного содержания эпоса // Мир Центральной Азии. Языки. Фольклор. Литература. Том IV. Часть II. Улан-Удэ, 2002. -С.34-38.

46. Дамбаева А.Н. Древние верования бурят и буддизм // Культура Сибирии сопредельных территорий в прошлом и настоящем. Томск, 2003.

47. Дамбаева А.Н. Виды эпического конфликта и способы их разрешения //

48. Материалы научно-практической конференции "Исполнительская традиция: современное состояние и перспективы развития". Улан-Удэ, 2003.

49. Дамдинсурэн Ц. Исторические корни Гэсэриады. М., 1957. - 239 с.

50. Дашибалов Б.Б. Археологические памятники курыкан и хори. Улан-Удэ, 1995. - 191 с.46. Древние тюрки. М., 1967.

51. Дугаров Д.С. Исторические корни белого шаманства на материале обрядового фольклора бурят. М: Наука, 1991. - 297 с.

52. Дугаров Д.С. Эволюция образа Гал Дулма хана (на материале окинскихлегенд о Гэсэре) // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) - Улан-Удэ, 1995. - С. 138-140.

53. Дылыкова Р.С. Мифологическая основа эпоса "Гэсэр". Дисс. на соиск. уч.ст. к. филол. н. Улан-Удэ, 2000.

54. Жамбалова С.Г. Профанный и сакральный мифы ольхонских бурят. -Новосибирск, 2000.

55. Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос. Л., 1974. - 727 с.

56. Жуковская Н.Л. Бурятская мифология // Мифы народов мира: Энциклопедия. 2 изд. - М:Рос. Энциклопедия, 1994. - Т.1. - С. 196198.

57. Жуковская Н.Л. Ламаизм и ранние формы религии. М: Наука, 1977.199 с.

58. Жуковская H.JI. К вопросу о типологических явлениях в шаманстве и буддизме (символика скелета, кистей рук, ступней ног в мифологии и изобразительном искусстве) // Третий международный конгресс монголоведов. Улан-Батор, 1979. - С. 187-191.

59. Жусупов К.П. Проблема конфликта и героя в казахской советской прозе. Автореф. дисс. на соиск. уч.ст. к. филол. н., Алма-Ата, 1969.

60. Иванов Ю.Н. Частотное пространство. М., 1998.

61. Козин С.А. Эпос монгольских народов. М.-Л., 1948. 246 с.

62. Козин С.А. Общая характеристика свода монгольского эпоса о Гэсэре.- «Известия АН СССР». T.V. Вып.З, 1946.

63. Кравченко А.И. Общая социология М., 2001. - 317 с.

64. Кравцов Н.И. Фольклор как искусство слова. М., 1975. - 170 с.

65. Кузьмина Е.Н. Женские образы в героическом эпосе бурятского народа. Новосибирск, 1980. - 160 с.

66. Кузьмина Е.Н. О древнейших основах женских образов улигеров. Улан-Удэ, 1978. 16 с.

67. Кун Н.А.Легенды и мифы Древней Греции. М: Госполитиздат, 1955.

68. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930.

69. Liu Mau-tsai. Die Chinesischen Nachrichten zur Geschichte der Ost-Turken,

70. Buchl-II, Wiesbaden, 1958.

71. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.

72. Лувсандагва MongolbiH модон барын хэвлэл. Хуудас 18+1. БНМАУ-ын УННС-ийн товд фонд.

73. Лувсан-Иш Монголын модон барын хэвлэл. Хуудас 29. УННС-ийн товд фонд.

74. Malinowski В.Myth in primitive psychology. London, 1926.

75. Маслова Н.В.Ноосферное образование. М., 1999.

76. Материалисты Древней Греции. М: Госполитиздат, 1955.

77. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М:Наука, 1976. - 407 с.

78. Михайлов Т.М. Опыт классификации шаманского фольклора бурят. -М, 1968. Юс.

79. Михайлов Т.М. Анимистические представления бурят // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. -Л:Наука. Ленингр. отделение, 1976. С.292-319.

80. Намжилова М.Н. Хоринские улигеры. Улан-Удэ, 1997. - 120 с.

81. Неклюдов С.Ю. Героический эпос монгольских народов. М., 1984.309 с.

82. Неклюдов С.Ю., Тумурцырен Ж. Монгольские сказания о Гэсэре: новые записи. М:Наука, 1982. - 373 с.

83. Нерсесянц B.C. Политические учения Древней Греции. М:Наука, 1979.

84. О характере бурятского эпоса "Гэсэр". Материалы из выступлений участников сессии. Улан-Удэ, 1953. - 198 с.

85. Пинуева Е.О. Взаимоотношение бурятской и монгольской версий Гэсэриады. Востоковедные исследования в Бурятии. Новосибирск, 1981. - С149-158.

86. Пинуева Е.О. Источники монгольской версии Гэсэриады. В кн. Третий международный конгресс монголоведов. Улан-Батор, 1977. -С.130-135.

87. Померанцева Э.В. Типологические исследования по фольклору. М.,1975.

88. Поппе Н.Н. Халха-монгольский героический эпос. М.-Л., 1937. 130 с.

89. Пропп В.Я. Русский героический эпос. М., 1958. - 603 с.

90. Пропп В.Я. Поэтика. СПб., 1996. - 372 с.

91. Путилов В.Н. Эпическое сказительство: Типология и этническая специфика. М., 1997. - 295 с.

92. Раднаев В.Э. У истоков монгольской литературной критики// Народы Азии и Африки. М., 1976. - С. 177-182.

93. Рузавин Г.И. Методология научного познания. М., 1999.

94. Сабитова Таджихан. Конфликт в узбекских народных дастанах. Автореф. дисс.на соиск. уч.ст. к. филол. н., Баку, 1981.

95. Санжеев Г.Д. Эпос северных бурят. Аламжи Мэргэн. Бурятский эпос.1. М.-Л., 1936.

96. Санжеева Л.Ц. Ономастика эпоса "Гэсэр". Дисс.на соиск. уч.ст. к. филол. н., Улан-Удэ, 2000.

97. Сафаров Эхтирам Али оглы. Конфликт и характер в драматургии Н.Везирова. Автореф. дисс.на соиск. уч.ст. к. филол. н., Баку, 1983.

98. Сильвестров В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. М., 1990.

99. Советский энциклопедический словарь. М., 1988.

100. Соколов Ю.М. Русский фольклор. М., 1973.

101. Стеблин-Каменский М.И. Миф. Л: Наука, 1976.

102. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М., 1976.

103. Топоров В.Н. Гора // Мифы народов мира: Энциклопедия. 2-е изд. -М: Рос. Энциклопедия, 1994. - Т.1.

104. Топоров В.Н. Древо мировое // Мифы народов мира: Энциклопедия.2.е изд. М: Рос. Энциклопедия, 1994. - Т.1.

105. Топоров В.Н. Океан мировой // Мифы народов мира: Энциклопедия. -2-е изд. М: Рос.Энциклопедия, 1994. - Т.2.

106. Тулохонов М.И. Бурятский эпос "Гэсэр" // Абай Гэсэр Могучий. М., 1995. - С. 446-477.

107. Тулохонов М.И. Бурятский фольклор и современность// Современность и традиционная культура народов Бурятии. Улан-Удэ: БФ СО АН СССР, 1985. - С.60-75.

108. Тулохонов М.И. Героический эпос бурят: Вопросы поэтики и стиля. Дисс. в форме научного доклада . д.ф.н. - Улан-Удэ, 1993.

109. Тулохонов М.И. Основные итоги изучения улигеров // Гэсэриада -духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) Улан-Удэ, 1995. - С.36-44.

110. Тулохонов М.И. Варианты бурятского эпоса "Гэсэр" // Абай Гэсэр Могучий. М., 1995. - С. 477-504.

111. Уланов А.И. Бурятский героический эпос. Улан-Удэ: Бурятское кн.изд-во, 1963. - 220 с.

112. Уланов А.И. Древний фольклор бурят. Улан-Удэ: Бурятское кн. изд-во, 1974.- 176 с.

113. Уланов А.И. Исторические корни Гэсэриады // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) - Улан-Удэ, 1995. - С.44-45.

114. Уланов А.И. К вопросу о возникновении эпоса "Гэсэр"// Гэсэриада: прошлое и настоящее. Улан-Удэ, Бур.отд. ВФК, 1991. - С.57-64.

115. Уланов А.И. К характеристике героического эпоса бурят. Улан-Удэ, 1957.- 171 с.

116. Уланов А.И. Устное творчество в культуре бурят. // Гэсэриада: Фольклор в современной культуре. Улан-Удэ, 1995. - С.4-14.

117. Уланов Э.А. Эпос "Гэсэр" как древнейшая эпическая картина мира // Вестник Бурятского университета. Сер.6: Филология. Вып.З Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1999 - С. 10-16.

118. Хайссиг В. Felsgeburt (Petrogenese) und Bergkult. Fragen der mongolischen Heldendichtung. 1982.

119. Хангалов М.И. Собрание сочинений. T.l. -Улан-Удэ, 1958. 550 с.

120. Хангалов М.И. Собрание сочинений. Т.2. -Улан-Удэ, 1959. 442 с.

121. Хангалов М.Н. Собрание сочинений. Т.З. -Улан-Удэ, 1960. 421 с.

122. Хомонов М.П. Бурятский героический эпос "Гэсэр": Эхирит-булагатский вариант. Улан-Удэ, 1976. - 186 с.

123. Хомонов М.П. Варианты эпоса "Гэсэр" // Гэсэриада: Фольклор в современной культуре. Улан-Удэ, 1995. - С.85-97.

124. Хомонов М.П. Гэсэриада эпос мирового значения // Гэсэриада -духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) - Улан-Удэ, 1995. - С. 14-18.

125. Хомонов М.П. Монгольская Гэсэриада. Улан-Удэ, 1989. - 128 с.

126. Храпченко М.Б. Типологическое изучение литературы и его принципы // Проблемы типологии русского реализма. М., 1969.

127. Хундаева Е.О. Бурятский эпос о Гэсэре: связи и поэтика. Улан-Удэ, 1999.- 166 с.

128. Хундаева Е.О. Бурятский эпос о Гэсэре: символы и традиции. Улан-Удэ, 1999.-96 с.

129. Хундаева Е.О. "Гэсэриада" в Монголии и Бурятии // Литературные связи Монголии. М., 1981. - С. 123-129.

130. Хундаева Е.О. К вопросу о возникновении эпических традиций Гэсэриады // Гэсэриада: прошлое и настоящее. Улан-Удэ, 1991.

131. Хундаева Е.О. Монгольский эпос о Гэсэре: его связи и поэтика // Гэсэриада: Фольклор в современной культуре. Улан-Удэ, 1995. -С.73-85.

132. Хундаева Е.О. Эпическое сказание восточных народов// Гэсэриада -духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) Улан-Удэ, 1995. - С.24-27.

133. Хундаева Е.О. Монгольские списки Гэсэриады // Средневековая культура Центральной Азии: письменные источники. Улан-Удэ, БНЦ СО РАН, 1995 - С.62-76.

134. Хундаева Е.О. Монгольское книжное сказание о "Гэсэре". М., 1980.

135. Хундаева Е.О. Бурятский героический эпос "Гэсэр". Дисс. на соиск. уч.ст. д.филол.н. Улан-Удэ, 1999.

136. Хундаева Е.О. Шаманская и политеистическая сущность духовной первоосновы героического эпоса монгольских народов // Центрально

137. Азиатский шаманизм: философские, исторические, религиозные аспекты. (Материалы международного научного симпозиума). Улан-Удэ, 1996.

138. Хундаева Е.О. Шаманские элементы в эпосе монгольских народов // Материалы IV международной конференции по шаманизму. Париж-Шантилли, 1997.

139. Хундаева Е.О. Шаманское верование в повседневной жизни бурят

140. Материалы IV международной конференции по шаманизму. Париж-Шантилли, 1997.

141. Хундаева Е.О. Бурятские традиции в эпосе "Гэсэр" // Немцы и Сибирь. Улан-Удэ, 1999. - С. 39-43.

142. Хундаева Е.О. Символика монгольских чисел // Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии. Мат-лы междунар. науч. конф. Языки. Фольклор. Литература. Том III. Улан-Удэ, 2000. - С.300-305.

143. Хурэлбатор Л. Буддийские мотивы в тибетском и монгольском версиях эпоса "Гэсэр" // Гэсэриада: Фольклор в современной культуре. Улан-Удэ, 1995. - С. 113-120

144. Цыбенова Б.Б. Общности и различия бурятского эпоса "Гэсэр" и калмыцкого эпоса "Джангар". Дисс на соиск. уч.ст. к.филол.н., Улан-Удэ, 2000.

145. Чагдуров С.Ш. Гэсэриаде 1000 лет // Гэсэриада: прошлое и настоящее. -Улан-Удэ, 1991. С.73-89.

146. Чагдуров С.Ш. Древнейшие истоки Гэсэриады // Гэсэриада: Фольклор в современной культуре. Улан-Удэ, 1995. - С. 25-45.

147. Чагдуров С.Ш. Исторические основы противопоставления Неба-Отца и Матери-Земли в эпосе "Гэсэр" // Вестник Бурятского университета. Сер.6: Филология. Вып.З Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1999 - С. 3-10.

148. Чагдуров С.Ш. Поэтика Гэсэриады. Иркутск, 1993.

149. Чагдуров С.Ш. Прародина монголов. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1999.

150. Чагдуров С.Ш. Стихосложение Гэсэриады. Улан-Удэ, 1984. - 124 с.

151. Шагдаров Л.Д. О языке эпоса "Гэсэр" // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) - Улан-Удэ, 1995. - С.33-36.

152. Шаракшинова Н.О. Бурятский фольклор. Иркутск, 1959. - 226 с.

153. Шаракшинова Н.О. Героико-эпическая поэзия бурят. Иркутск: Изд-во ИГУ, 1987.-304 с.

154. Шаракшинова Н.О. Героический эпос о Гэсэре. Уч. пособие для студентов фил.фак-та. Иркутск, 1969. - 348 с.

155. Шаракшинова Н.О. Героический эпос бурят. Иркутск, 1968. - 160 с.

156. Шаракшинова Н.О. О героико-эпическом сказании бурят // Гэсэриада: прошлое и настоящее. Улан-Удэ: Бур. отд. ВФК, 1991. - С.64-73.

157. Шерхунаев Н.А. Эстетические воззрения бурят в улигерах // Эстетические особенности фольклора. Улан-Удэ: БФ СО АН СССР, 1969.-С.113-125.

158. Шинкевич Славой. Динамика монгольской системы родства // Третий международный конгресс монголоведов. Улан-Батор, 1978. - С.277-282.

159. Шталь И.В. Гомеровский эпос. М: Высшая школа, 1975.i ч •1ЧП71. BIIDJillb' / '