автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему:
Мифологическая основа эпоса "Гэсэр"

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Дылыкова, Ринчин Сандановна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Улан-Удэ
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.09
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Мифологическая основа эпоса "Гэсэр"'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Дылыкова, Ринчин Сандановна

Введение.с

Глава I. Вопросы методологии изучения мифологической основы эпических произведений бурят.

§ 1. Теоретические предпосылки изучения мифологической основы эпоса "Гэсэр".

§ 2. Миф - религия - эпос: особенности соотношения и взаимязей

§ 3. Эволюция мифологичогознания в эп "Гр"

Выводы

Глава II. Характеристика категории мифологической основы эпоса "Гэсэр".

§ 1. Время и пространство в эпосе "Гэсэр".с

§ 2. Образы бурятской мифологии в системе образов в эп "Гр"

§ 3. Семантичие ряды виле эп "Гр"

Выводы

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по филологии, Дылыкова, Ринчин Сандановна

Наше время характеризуется тенденциями нового осмысления духовной культуры, обострения внимания к национальному прошлому и активизации исследовательской работы в данном русле.

Особый статус в этом отношении отводится эпическим памятникам бурятского народа. Эпос, отражающий древние истоки народного мировоззрения, закономерности и формирование универсальных общечеловеческих понятий, как никакой другой источник подходит для решения вышеуказанной проблемы.

Бурятский героический эпос "Гэсэр" по праву считается архаическим памятником. Он буквально пропитан мифологическими образами и сюжетами, отражая весьма древние представления родо-племенных объединений предков бурят. В нем опоэтизируются не только культы природных сил, но и идеалы догосударственных отношений эпохи военной демократии. И если в произведениях более позднего, так называемого исторического эпоса, сюжет связан с определенными временными рамками, привязан к конкретному географическому месту, то в более ранних улигерах реальных исторически точных географических параметров нет, разве только говорится о горах Алтая и Хухэя, где обычно нагуливает жир богатырский конь со стадом маралов. Но тем не менее, историческая основа эпоса присутствует, так как он отражает определенную историческую стадию развития бурятского общества - охотничье-промысловую, переход к скотоводству. Улигеры бурят как жанр устного народного творчества достаточно хорошо изучены. Изучены жанровая, композиционная особенности, варианты улигеров и их соотношения с письменными традициями монгольских народов.

Эпос "Гэсэр" как род словесного искусства включает в себя мифы, предания, легенды, эпические песни и другие жанры. Ядром бурятского эпоса являются свойства богатырских сказок. Героический эпос - "улигеры" является одним из основных жанров бурятского фольклора. Бурятские улигеры дошли 2 до настоящего времени в стихотворной, прозаической, стихотворно-прозаической формах. Истоки улигеров бурят уходят в далекое прошлое истории народа. Такими истоками для эпоса "Гэсэр" являются мифы.

Миф - сложное явление, сущность которого не может быть полностью зафиксирована в каких-то конкретных знаковых системах (в изобразительном искусстве, в танце, в архитектуре, в слове). Сами мифы несут в себе признаки разновременных наслоений, отражающих формирование представлений, эволюцию верований.

Мифотворчество - величайшее духовное богатство народа. Изучение мифотворчества позволяет проследить эволюцию творческого осмысления народом окружающего мира, его отношения к нему.

Бурятская мифология включает в себя совокупность самих мифов; основанную на мифах систему древних представлений о мире, особое миросозерцание; науку, изучающую возникновение, распространение мифов, их содержательную структуру. Бурятская мифология, отразившаяся в эпосе "Гэсэр", и стала объектом нашего исследования. А соотношение мифа (системы представлений и рассказов) и эпоса, изучение его мифологической основы бурят стало предметом исследования.

Продукты мифотворчества - мифы в бурятской фольклорной традиции называются "домог ульгэр". К ним в свое время обращались такие ученые, как С.Дулам, Н.Л.Жуковская, Г.И.Михайлов, С.Ю.Неклюдов, А.И.Уланов, Н.О.Шаракшинова и др. На сегодняшний день существует незначительное количество опубликованных текстов мифов (см.М.М.Хангалов, Н.А.Агапитов, С.П.Балдаев, Н.О.Шаракшинова, И.Е.Тугутов и др.).

Актуальность исследования обусловлена тем, что мифологическая основа эпических произведений прежде не была предметом специального исследования. Эта проблема выводит на первый план выявление особенностей творческой интерпретации мифов (представлений и рассказов) и мифологем (обра3 зов мифов) позволяет подробно осветить характер древнего миропонимания, отраженного в улигерах.

На примере героического эпоса бурят, выявляя в его сюжетах элементы мифологического представления можно сконструировать соответствующую картину мира, которая показывает ценности духовной культуры народа. Поэтому целью нашего исследования является выяснение того, как отразил героический эпос мифологическое и мифо-эпическое сознание народа, как выявил в нем не только систему мифов как элементов сюжетной конструкции улигеров, но и универсальные мифологемы как механизмы появления особо многозначных и целостных образов эпоса чисто национальных по сути и духу. В соответствии с вышеуказанной целью, намечено решение следующих задач:

• выяснить, как, кем и когда освещались в научных исследованиях бурятских фольклористов проблемы мифологической основы эпоса;

• выяснить, как соотносятся мифическое, религиозное и эпическое в эпосе "Гэсэр";

• рассмотреть эволюцию мифологического сознания и его переход в мифо-эпическое, у которого налицо свойства: оборотничество, дуальная оппозиция, поиск первоначала;

• рассмотреть с точки зрения мифо-эпического сознания категории и структуры того архаического мира, который описан в улигерах: пространство и время, образы небожителей;

• определить основные стилевые доминанты поэтических традиций улигеров, отражающих пространственно-временные свойства образности.

Поставленные задачи возможно разрешить при соблюдении соответствующих методов: системного, который предполагает представление всех мифов и мифологем эпоса в системе, в единстве отражения ими представлений предков бурят; историко-типологического, дающего возможность рассмотреть эволюцию мифов и мифологем в эпосе в соответствии с изменяющимися пред4 ставлениями народа на разных стадиях жизни родового общества; сравнительно-типологического, сопоставляющего варианты эпических произведений, различающихся по месту их бытования, выделяя в них традиционные элементы (идеи, образы, стилистические приемы и др.).

Проблема изучения мифологической основы бурятских улигеров находит воплощение в методике их изучения. Эта методика проявляется в следующих аспектах:

• взаимосвязь мифологической основы эпоса "Гэсэр" с духовной культурой бурятского народа, а также с эпическими традициями других народов: калмыков, алтайцев, якутов;

• роль исходной духовной культуры, а именно - этапов бурятского мифотворчества в регламентации мифических, религиозных и эпических вариантов основных образов памятника;

• мифологическое сознание как осмысление мира родом и племенем окружающего мира и перерастание его в мифо-эпическое сознание;

• улигерный текст как источник выявления категории мифо-эпического освоения мира его параметров: пространства и времени, образов мифов (мифологем) в эпосе;

• контексты улигеров как истоки порождения смысловых символических образов.

Методологической основой диссертационного исследования послужил ряд работ, которые можно условно разделить на 4 группы. Первая группа - это исследования, которые имеют основопологающее значение, иными словами, это труды теоретиков фольклора, раскрывающие общие проблемы героического эпоса (А.Ш.Кичиков, С.Ю.Неклюдов, Е.М.Мелетинский, В.Я.Пропп, Б.Н.Путилов, С.С Суразаков, М.И.Тулохонов, А.И.Уланов, М.П.Хомонов, С.Ш.Чагдуров, Н.О.Шаракшинова); труды, раскрывающие проблему историзма эпических произведений (В.М.Гацак, У.Б.Далгат, Х.Г.Короглы, А.В.Кудияров и др.); описывающие их локальное бытование (устные и письменные) или вари5 анты каких-то стадиальных групп эпоса (Д.А Бурчина, Б.С. Дугаров, М.Н.Намжилова, С.Ю.Неклюдов, Е.О.Хундаева). Вторая группа - это труды, в которых исследуются проблемы описания мифологических измерений Вселенной (микро- и макромира древнего бурята), символики пространства и времени (Л.Н.Габышева, А.Я.Гуревич, С.Дулам, Д.С.Лихачев, Д.Н.Медриш, С.Ю.Неклюдов, В.А.Ойношев, М.И.Тулохонов). Третья - исследования стилевых особенностей эпоса, его семантической структуры, описания художественно-определительной системы, использования паремий (В.П.Аникин, С.С.Бардаханова, Н.Ц.Биткеев, А.М.Веселовский, В.Ш.Гунгаров, Вяч.Вс.Иванов, А.В.Кудияров, Е.Н.Кузьмина, М.Н.Намжилова, В.Н.Топоров, М.И.Тулохонов, М.П.Хомонов, С.Ш.Чагдуров, Н.О.Шаракшинова). Четвертая -это труды теоретиков мифа, труды ученых, изучающих мифологию немонго-лоязычных народов А.Н.Афанасьева, Р.Веймана, Я.И.Голосовкера, А.В.Гулыги, Ж.Дюмезиля, И.М.Дьяконова, Е.Евзлина, Ф.Х.Кессиди, Н.А.Левина, А.Ф.Лосева, Е.М.Мелетинского, Г.Н.Оботуровой, М.И.Стеблин-Каменского,

A.М.Сагалаева, А.А.Тахо-Годи, Г.Шенкао, М.Элиаде, в которых даются философские, языковые, литературные интерпретации мифа, в том числе и некоторые труды, в которых отразились мифологические взгляды, реконструируемые из обрядовых и культовых текстов (Г.Р.Галданова, Д.С Дугаров,

B.А.Михайлов, Т.М.Михайлов, Е.С.Новик и др.). Текстологический анализ улигерных текстов проводился с опорой на исследования С.Ж.Балданова, М.М.Бахтина, А.Н.Веселовского, Л.С.Дампиловой, В.М.Жирмунского, Ю.М.Лотмана, В.Ц.Найдакова, A.A. Потебни, Б.В.Томашевского.

Материалом исследования послужили варианты эпоса Тэсэр", записанные от М.Имегенова, П.Дмитриева, П.Петрова, А.Васильева, П.Тушемилова объемом в 50000 с лишним строк, а также улигеры "Айдуурай Мэргэн", "Буху Хара Хубуун", "Осоодор Мэргэн", "Мэньелтэ Мэргэн" и др.

Научная новизна исследования заключается в том, что в бурятской фольклористике это первое исследование мифологической основы эпоса 6

Гэсэр", проведенное через призму выявления признаков мифологического сознания и мифов, отраженных в словесных (знаковых) системах. В диссертации не ставилась задача подробного изучения поставленной проблемы, но основные важнейшие категории, с помощью которых можно ее решить, определены в диссертационном исследовании.

Практическая ценность работы заключается в том, что через анализ и выделение мифов и мифологем можно представить картину мира как образец, ка^ ценностный показатель духовной культуры бурятского народа, который открывает перед читателями новые возможности творческого осмысления и использования улигершинами древних мифов и стилевых особенностей такого осмысления. Тем самым открывается перспектива дальнейшего углубленного решения проблемы.

Основные выводы и положения диссертации могут быть использован в теоретических лекционных курсах и на практических занятиях по истории бурятского фольклора, по изучению системы жанров фольклора в целом.

Апробация полученных результатов. Материалы диссертации, его основные положения и выводы неоднократно обсуждены на кафедре начального обучения языкам Бурятского государственного университета, отражены в 9-ти публикациях и изложены в докладах на научно-практических конференциях 1997, 1998, 1999 гг. на региональных конференциях "Цыдыповские чтения-1" (Улан-Удэ, 1999), "Традиции и современный художественно-литературный процесс" (Улан-Удэ, 1999), на международной конференции "Я.Шмидт и Гэсэ-риада" (Улан-Удэ, 1999). Результаты исследования использованы нами при чтении спецкурса по бурятской мифологии в Бурятском государственном университете.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Мифологическая основа эпоса "Гэсэр""

Выводы по П-й главе

Образообразование эпоса основывается на дуально-оппозиционной функции самих мифов. Дуальная оппозиция в эпосе отражается не только в противопоставлениях: в вечной борьбе добра и зла, сил света и сил тьмы, но и в именах - эпитетах героев эпоса. Эпитетика имен характеризует социальный статус (баатар, хаан, антагонист героя, глава семьи, рода): принадлежность к роду или группе, которые и защищают, и оберегают данного персонажа, наставляют его, указывают ему.

В эпических произведениях, улигерах бурят описывается модель мира, отдельные его элементы, природные, социальные и культовые объекты. Описание устройства мира невозможно без характеристики пространства и времени, важнейшими функциями которых являются создание модели, примера, образца.

Слово-образы, образцы в эпическом произведении, характеризующие пространственно-временные категории, по "стержневым", "концентрическим",

114 ситуативным" комплексам можно объединить в семантические ряды, в семантические тропы, которые указывают на стиль творческого переосмысления мифов в эпосе. Инвариантная суть мифов после творческого осмысления в эпосе оказывается многозначной, многоаспектной. Это во-первых. Во-вторых, такие семантические ряды характеризуют образцы, примеры модели мира социального устройства древних бурят.

Инвариантная схема мифологического отношения к миру отмирает не сразу, мифологическое сознание переживает века. «Миф проходит через всю историю человечества и не собирается умирать». [Гулыга A.B. 1980, с.10]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе анализа привлеченных в диссертации мифо-поэтических текстов бурятских улигеров можно сделать следующие выводы. Выясняя то, как, кем и когда освещались в научных исследованиях бурятских фольклористов проблемы мифологической основы эпоса можно сделать следующий вывод. Привлечение многоплановой истории идей в исследованиях проблем бурятских улигеров позволил понять основные доминирующие концепции, проанализировать глубину охвата эмпирического материала бурятскими эпосоведами, выделить классификации мифов (рассказов) и образов мифов, сделанные ими и обобщить существующие теории бурятского улигера.

Историография теории исследования бурятских улигеров касалась прежде всего проблем происхождения Гэсэриады, анализа вариантов и версий эпоса "Гэсэр", его поэтики, его художественных, выразительных средств, описания мира улигеров, отражения религиозных воззрений в эпосе, представления эпоса как системы жанров бурятского фольклора, дискурсного подхода к изучению поэтики эпоса. Вышесказанное подтверждает мнение том, что изучение бурятских улигеров велось с разных направлений. До нашего исследования проблемами бурятской мифологии занимались не так уж мало: проанализированы тематика мифов, персонажи мифов, доказана мифологичность улигеров бурят. Используя в своей работе весь этот эмпирический материал, мы попытались применить его основополагающие выводы в своем исследовании, которое придерживается концепции эволюции мифологического сознания и перерастания его в мифо-эпическое освоение мира, отраженное в эпосе "Гэсэр". При этом как весьма ценные ориентиры выделяются не только смыслы мифов, но и смыслы религии, морали, нравственности, этикета, традиций народа, отразившиеся через универсальные мифологемы в эпосе бурят и показывающие особенности мифо-эпического сознания в улигере.

• Эпос - произведение народного искусства, его мифологическая основа отражает архаические элементы мировидения бурят и их предков, которое соотносимо с мифологическим сознанием родового общества и может проявлять

116 ся как в формах древних представлений, которые выражаются через общение с помощью слабых экологических связей человека с природой, через танцы (зачатки современного обрядового фольклора), через ритуальные действия рода-племени, через жестово-знаковый тип общения и др., так и в формах словесного (вербального) интеллекта: через формы образных клише, через образцы эмоционально-целостного мышления.

• Стиль, сюжетообразование, возникновение мифических образов эпосе "Гэсэр" идет от амбивалентной сущности самих мифов, мифологем (=архетипов), в нашем случае, слов-клише, трафаретов, образных формул, которые и участвуют в появлении сюжетов и новых многоступенчатых эпических картин и их частей - мотивов, эпизодов. Характеристику мифологем, которые лежат в основе мотивов и эпизодов (ветвей) эпоса впервые дал С.Ю.Неклюдов. Он их называет универсальными, поскольку они в той или ином принципе частотности использования (интерпретации) встречаются в фольклорных повествованиях монголоязычных, тюркских и др. народов.

• Такая творческая организация текстов эпоса стала возможной у улигершинов благодаря тому, что бурятский (азиатский или восточный) способ мироосвоения продолжает оставаться на уровнях интуиции, тождества, аналогии, т.е. на правополушарном способе, который позволяет им (улигершинам) творить целостно-образными формулами.

• Для бурятских эпопей типа "Гэсэра" характерно наличие в них космогонических сказаний, мифов о богах и героях. В космогонических сюжетах эпоса описывается сотворение мира или же его изменение, эволюция существующего космического мироустройства. Такая эволюция видна из описаний образов улигера. Боги и герои мифов в эпическом повествовании, как и в мифологии, выступают активными участниками в устройстве Вселенной - природного и культурного мира.

• В улигерах бурят в ее мифологической основе много заимствованных, измененных в угоду религиозным конфессиям мотивов, эпизодов, картин. Об

117 разы шаманских, буддийских в эпосе менее активны, функциональная направленность этих образов изменена в угоду творческого замысла улигершина.

• В бурятском эпосе сохранилась амбивалентность "верх-низ", "правое-левое", "свой-чужой" и др. отраженные в мифических рассказах. Поэтому описание нами свойств мифо-эпического сознания через пространственно временную характеристику целиком и полностью оправдана. Пространственно-временная характеристика эпического произведения бурятского народа в целом не отличается от такой же описательной структуры фольклорных систем других народов, за исключением чисто национальных семантических особенностей изображения пространства и времени. Это прежде всего относится к тому, что описание в улигерах бурят основывается на деятельность рода, племени - охота, звероловство, скотоводство. Поэтому через пространственно-временные мифологемы (образы) можно создать довольно универсальную, стройную картину мира предков бурят, а, значит, и реконструировать мифологическое сознание родового общества.

118

 

Список научной литературыДылыкова, Ринчин Сандановна, диссертация по теме "Фольклористика"

1. Абай Гэсэр. Вступ.стат., подг.текста, перев. и комм, к нему А.И.Уланова -Улан-Удэ, 1960 - 314 с.

2. Абай Гэсэр хан. Эпопея (Эхирит-булагатский вариант). Подг.текста, перев. и прим.М.П.Хомонова. - Улан-Удэ, 1961 - ч.1 - 230 с.

3. Ошор Богдо и Хурин Алтай. Эпопея (Эхирит-булагатский вариант). Подг.текста, перев. и прим.М.П.Хомонова. Улан-Удэ, 1964 - ч.2 - 232 с.

4. Абай Гэсэр Богдо хаан: Буряадай морин ульгэр / БНЦ СО РАН Улан-Удэ, 1995 (на бурятском языке) - 517 х.

5. Абай Гэсэр могучий: бурятский героический эпос М.: Издат.фирма "Восточная литература". РАН, 1995 - 526 с.

6. Абай Гэсэр. Автор и составитель С.Ш.Чагдуров. Улан-Удэ: Изд-во газеты "Бурятия", 1995 - 205 с.

7. Агапитов H.A., Хангалов М.Н. Материалы для изучения шаманства в Сибири. Шаманство у бурят Иркутской губернии//Известия ВСОРГО,т. 14,с. 1-61.

8. Дйдуурай Мэргэн. Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во, 1979 - 127 с.

9. Азадовский М.К.История русской фольклористики.-М.:Учпедгиз, 1963-363 с.

10. Алтан Шагай: бурятское героическое сказание Новосибирск: Западносибирское книжное издательство, 1983 - 110 с.

11. Аникин В.П. Теория фольклора. Курс лекций М., 1996 - 480 с.

12. Арбачакова JI.H. Текстология шорского героического эпоса. Дисс. к.ф.н. Новосибирск, 1998.

13. Афанасьев А.Н. Происхождение мифа. Статьи по фольклору, этнографии, мифологии М.:Индрик, 1996 - 640 с.119

14. Аханянова H.A. К вопросу о мифологической основе солярно-лунарной символики в эпической традиции якутов // Язык миф - культура народов

15. Сибири. Якутск, 1994 - с. 194-207. *

16. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: Истоки, эволюция, перспективы. М., 1982 - 222 с.

17. Аюшина С.А. Об иносказательной природе эпоса "Гэсэр" // Гэсэриада: Фольклор в современной культуре Улан-Удэ, БНЦ СО РАН, 1995 - с.48-53.

18. Бабуев С.Д. Языковые особенности афористических произведений в эпосе "Гэсэр" // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии. -Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995 - с.163-165.

19. Баландин А.И. Мифологическая школа в русской фольклористике. М.: Наука, 1988 -223 с.

20. Е>алдаев С.П. Бурятские свадебные обряды. Улан-Удэ, 1959 - 178 с.

21. Балдаев С.П. Избранное. Улан-Удэ: Бур.кн.изд-во, 1961 - 255 с.

22. Балдаев С.П. Родословные предания и легенды бурят (в 2-х частях). 4.1 -Улан-Удэ, 1970 363 с.

23. Балданов С.Ж. Народно-поэтические истоки национальных культур Сибири (Бурятии, Тувы, Якутии). Улан-Удэ: Бур.кн.изд-во, 1995 - 447 с.

24. Банзаров Д. Собрание сочинений. Улан-Удэ, ¡997 - ZAO с.

25. Баранникова Е.В. Бурятские волшебно-фантастические сказки. Новосибирск, 1979 -254 с.

26. Б'ардаханова С.С. О некоторых образах животных в фольклоре бурят. // Бурятский фольклор. Улан-Удэ: БФ СО АН СССР. 1970, - с.19-34.

27. Бардаханова С.С Бурятские сказки о животных. Улан-Удэ, 1974 152 с.31 .Бардаханова С.С. Система жанров бурятского фольклора. Новосибирск, 1992 253 с.

28. Бардаханова С.С. "Гэсэр" в эпическом репертуаре современных сказителей. //Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) - Улан-Улэ, БНЦ СО РАН, 1995 - с.115-118.

29. Бахтин М.Н. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. -М.: "Художественная литература", 1975 504 с.

30. Еерезницкий С.В. Мифология и верование орочей. Санкт-Петербург, 1999.

31. Бертагаев Т.А. Лексика современных монгольских литературных языков. -М.: Наука, 1974-383 с.

32. Биткеев М.Ц. Типические места эпического репертуара исполнителей "школы" джангарчи Ээлян Овла и проблемы эпической традиции // Типологические и художественные особенности Джангара Элиста, 1978-С.25-50.

33. Биткеев Н.Ц. Калмыцкий героический эпос "Джангар": Поэтика и традиция. Автореф. дисс. д.ф.н. - Улан-Удэ, 1997 - 35 с.

34. Бороноева Т.А. Образы гэсэриады в бурятской книжной графике 1960-нач.90-х гг. // Гэсэриада -духовное наследие народов Центральной Азии -Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995 с.120-123.

35. Будаев Ц.Б. Язык эпоса "Абай Гэсэр" один из важнейших источников диахронического исследования бурятского эпоса // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии.-Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995 - 150-153.

36. Булич Н.О. О мифическом предании, как о главном содержании народной поэзии. Казань, 1970 45 с.

37. Бурцев Д.Т. Якутский эпос олонхо как жанр.-Новосибирск: Наука, 1988 85 с.

38. Бурчина Д.А., Гомбоин Д.Д., Уланов А.И. Небожители в улигерах. // Бурятский фольклор. Труды БФ СО АН СССР, 1975, вып.24 с. 13.

39. Бурчина Д.А. Особенности поэтики унгинских улигеров (Сюжет и композиция улигера "Хан Сагта абхай") // Поэтика жанра бурятского фольклора. -Улан-Удэ: БФ СО АН СССР: 1982, с.58-73.

40. Бурчина Д.А. Сюжетная структура улигера П.Д.Дмитриева "Арнай Гэрдэй -мэргэн" // Эволюция эпических жанров бурятского фольклора. Сб.ст. -Улан-Удэ: БФ СО АН СССР, 1985 с.75-89.

41. Бурчина Д.А. Эпос "Гэсэр" в записи М.Н.Хангалова. (Сравнительный анализ сюжетов) // Современность и традиционная культура народов Бурятии. -Улан-Удэ, БФ СО АН СССР, 1989, с.141-169.

42. Бурчина Д.А. Гэсэриада западных бурят: Указатель произведений и их вариантов / СО АН СССР. БФ БИОН.- Новосибирск: Наука Сиб.отд-ние,1990 449 с.

43. Вейман Р. История литературы и мифология. М., 1975 291 с.

44. Веселовский А.Н. Миф и символ.//Русский фольклор.-JL: Наука,т.Х1Х с. 194.

45. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. / Вступительная статья И.К.Горского, сост., комментарии В.В.Мочаловой. М: Высшая школа, 1989-406 с.

46. Владимирцов Б .Я. Монголо-ойратский эпос. Петроград, 1936.

47. Выготский JI.C. Собрание сочинений. Т.2 М., 1982 - 502 с.

48. Габышева JI.JI. Пространственно-временная лексика и цветовая метафора в текстах олонхо. // Язык миф - культура народов Сибири - Якутск, 1994, С.23.-24.

49. Габышева JI.JI. Семантические особенности слова в фольклорном тексте (на материале якутского эпоса олонхо). Автореф. дисс. к.ф.н. М., 1996 - 19 с.

50. Гадагатль A.M. Память нации. Генезис эпоса "Нарты" -Майкоп, 1997 400 с.

51. Гаадамба М., Цыренсодном Д. Монгол ардын зохиолын бичиг. Улаанбаатар, 1867

52. Галданова Г.Р. Эволюция представлений о тэнгри // Средневековая культура Центральной Азии: Письменные источники Улан-Удэ, 1995 - с.94-107.122

53. Гацак В.М. Фольклор и молдаво-румынские и украинские исторические связи. М., 1975 -232 с.

54. Гацак В.М. Устная эпическая традиция во времени. Историческое исследование поэтики. М.: Наука, 1989 - 256 с.

55. Гоголев А.И. Основные сюжетные вариации в якутской мифологии // Язык -миф культура народов Сибири - Якутск, 1988 - с.93-102.

56. Голосовкер Я.Э. Логика мифа М., 1987 - 183 с.

57. Гомбоин Д.Д. Сюжетообразующие мотивы в эхирит-булагатских улигерах о сватовстве // Эволюция эпических жанров бурятского фольклора Улан-Удэ: БФ СО АН СССР, 1985 - с.89-101.

58. Гомбоин Д.Д. Характеристика сюжетов эхирит-булагатских улигеров // Типология традиционных жанров бурятского фольклора. Улан-Удэ, 1989 - с.32-54.

59. Гомбоин Д.Д. Эхирит-булаштские улигеры Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во, 1990 112 с.

60. Гомбоин Д.Д. Своеобразие мифологического пролога в улигере "Абай Гэ-сэр Богдо хан" // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии. (Материалы и тезисы международной научной конференции) - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995 - с.118-120.

61. Гошемида Ш. .Миф и мудрость М., 1997 - 116 с.

62. Гринцер П.А, Древнеиндийский эпос. Генезис и типология.-М.: Наука, 1974 419 с.71 .Гунгаров В.Ш. Буряад арадай туухэ домогууд. Улаан-удэ, 1990.

63. Гунгаров В.Ш. Буряад-монгол туухэ домогуудай мунОО уеын байдал (70-90онуудта Буряад, Монгол оронуудта хэгдэЬэн полевой шэнжэлгын материал-цуудаар) дисс. к.ф.н. - Улаан-удэ, 1993.123

64. Гунгаров В.Ш. Эпические традиции в творчестве тункинских сказителей Д.Р.Забанова и МА.Алсыева // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995 - с. 110-113.

65. Гунгаров В.Ш. ульгэр туурээлгэ // Творчество сказителей: Традиция и импровизация. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1998 - с. 100-109.

66. Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции (опыт этнолингвистического исследования): Автореф.дисс. д.ф.н. М.,1998 31 с.

67. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., - 1972 - 317 с.

68. Гуревич А.Я. Что есть время? / Вопросы литературы, 1968, №11 с. 151-174.

69. Гэсэр. Материалы по бурятскому фольклору. П.Дмитриев. Вып.1. Улан-Удэ, 1953 - 162 с.

70. Далгат У.Б. Эпический историзм в развитии // Фольклор. Поэтика историзма. -М., 1988 с.72-101.

71. Дампилова Л.С. Гэсэриада в современной поэзии. // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995 - с. 108-109.

72. Дампилова Л.С, Восточные художественные традиции в современной бурятской поэзии. Дисс. к.ф.н. Улан-Удэ, 1997.

73. Дианова Т.Б. Поэтика народной лирики: Проблемы стиля. // Наука о фольклоре сегодня: Междисциплинарные взаимодействия. М.: Диалог МГУ, 1998 - с.157-159.

74. Дугаров Б.С. Бытование эпоса Гэсэр у окинских бурят. // Современность и традиционная культура народов Бурятии. Улан-Удэ: БФ СО АН СССР, 1983 - с.109-118.124

75. Дугаров Б.С. Эволюция образа Гал Дулма хана (на материале окинских легенд о Гэсэре) // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995 - с.138-140.

76. Дугаров Д.С. Исторические корни белого шаманства (на материале обрядового фольклора бурят) М.: Наука, 1991

77. Дугаров Д.С. Опыт реконструкции напева эхирит-булагатского варианта эпоса "Гэсэр". // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995 - с.92-96.

78. Дулам С. Монгол домог зуйн дур Улаанбаатар, 1989 - 192 с.

79. Дулам С. Мифологические мотивы в эпосе "Гэсэр". // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995- с. 102-105.

80. Дылыкова B.C. Фольклор тибетцев // Тибетская литература. Краткий очерк.- М.: Наука, 1986 238 с.i

81. Дылыкова P.C. Мифологическая основа эпоса "Гэсэр" // Филологический сборник Улан-Удэ, БНЦ СО РАН, 1998 - с.119-123.

82. Дылыкова P.C. Мифическое время в эпосе "Гэсэр" // Вестник Бурятского университета. Серия 6: Филология. Вып.З. Улан-Удэ: Изд-во Бурят.гос.ун-та, 1999 - с.16-23.

83. Дылыкова P.C. Образы небожителей в системе образов эпоса "Гэсэр" //I

84. Сб.молодых ученых Байкальского региона и Забайкалья. Истории и политические науки. Литература. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1999. - с.140-145.

85. Дылыкова P.C. Мифологические рассказы в эпосе "Гэсэр" // Сб.статей, по-свящ. 80-летию Ц.Ц.Цыдыпова. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1999. - с.80-82.

86. Дьяконов И.М.Введение.//Мифология древнего мира.-М.:ГРВЛ.,1977-с.5-54

87. Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада.-: Наука, 1990 -247 с.125

88. Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. М.: Изд-во "Наука", 1977 (пер. с франц.) - 275 с.

89. Евзлин М. Космология и ритуал. М.: Радикс, 1993 337 с.

90. Емельянов Н.В. Сюжеты ранних типов якутских олонхо. М.: Наука, 1983 246 с

91. Жамбалова С.Г. Традиционная охота бурят. Новосибирск: Наука, 1991 -175 с.

92. Жамцарано Ц.Ж. Произведения народной словесности бурят. Аламжи Мэргэн Т.1, Вып.1, 1913 - 158 с.

93. Жамцарано Ц.Ж. Произведения народной словесности бурят. Айдуурай Мэргэн и Ирэнсэй. Т.1. Вып.2, 1914.

94. Жамцарано Ц.Ж. Произведения народной словесности бурят. Ха Ошир. Былина Т.1. Вып.З, 1918.

95. Жамцарано Ц.Ж. Произведения народной словесности бурят. Абай Гэсэр Т.Вып.4, 1930.ф

96. Жамцарано Ц.Ж. Произведения народной словесности бурят. Ошор Бо-гдо. Хурин Алтай Т.2. Вып.2, 1931.

97. Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос. Избранные труды. Л.: Наука, 1974- 727 с.

98. Жуковская H.JI. Ламаизм и ранние формы религий М.: Наука, 1977 - 199 с.

99. Жуковская Н.Л. Бурятская мифология и ее монгольские параллели // Символика культов и ритуалов народов зарубежной Азии. - М. Главная редакция восточной литературы изд-ва "Наука", 1980 - с.92-116.

100. Иванов В.В. Славянские языковые моделирующие семиотические системы (Древний период). М., 1965 - с.63-64126

101. Иванов B.B. Инвариант и трансформация в мифологических и фольклорных текстах // Типологические исследования по фольклору. Сб.ст. памяти В .Я.Проппа. М.: Наука, 1975.

102. Из лекций А.Н.Веселовского по истории эпоса (Публикация В.М.Гацака) // Типология народного эпоса М.: Наука, 1975 - с.287-319.114: Илларионов В.В. Искусство якутских олонхосутов. Якутск: Якут.кн.изд-во, 1982 - 128 с.

103. Казначеев В.П. Феномен человека: космические и земные истоки Новосибирск, 1991 -125 с.

104. Казначеев .П. Живые лучи и живое поле / Чудеса и приключения, 1996, №5 с.27.

105. Каташ С.С. Специфика жанров алтайского фольклора: (Мифы, легенды, предания, песенно-обрядовая и афористическая поэзия): Автореф. дисс. д.ф.н. Ташкент, 1987 - 44 с.

106. Кичиков А.Ш. Героический эпос "Джангар": Сравнительно-типологическое исследование памятника. М.:Наука, 1992 - 320 с.

107. Кляшторный С.Г. Мифологические сюжеты в древнетюркских памятниках. // Тюркологический сборник 1977. М., 1981 -.117-138.

108. Козин С.А. Эпос монгольских народов. M.-JL, 1948 - 246 с.

109. Короглы Х.Г. Художественные каноны и видоизменения эпоса // Фольклор. Поэтика историзма. М., 1988 - с. 102-125.

110. Криничная H.A. Мифологические рассказы и поверья о бане и баенщике в контексте фольклорной традиции: Персонаж в пространственно-временном измерении // Фольклористика Карелии. Петрозаводск, 1991 -с.4-25.1. Л?.-.

111. Крутов Ю.Г. О времени и пространстве свадебных причитаний. // Русский фольклор. T.XXII Л., 1971 - с.80-90.

112. Кудияров A.B. Художественный стиль калмыцкого эпоса "Джангар" и вопросы его исторической интерпретации : Автореф.дисс. к.ф.н.-М., 1983- 24 с.

113. Кудияров A.B. Поэтико-воззренческие аспекты историзма эпоса монго-лоязычных народов // Фольклор. Поэтика историзма. М., 1988 - с. 126-169.

114. Кузьмина E.H. О древнейших основах женских образов улигеров Улан-Удэ: БФ СО АН СССР, 1978. - 18 с.

115. Кузьмина E.H. Женские образы в героическом эпосе бурятского народа. -Новосибирск: Наука, 1980 160 с.

116. Куулар Д.С. Бытование "Гэсэра" в Туве // Гэсэриада: Фольклор в современной культуре Улан-Удэ, 199 , с.97-107.

117. Кураченко В.А. Мифология и культура. Обнинск, 1996 - 77 с.

118. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930.

119. Левина Е.М. О времени и пространстве в фольклорной небылице // Фольклор и литература Карелии. Петрозаводск, 1980 - с.12-16.

120. Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987. - 752 с.

121. Лихачев Д.С. "Эпическое время" русских былин. // Сб.ст. в честь 75-летия Б.Д.Грекова. М.: Наука, 1952 - с.55-63.

122. Лихачев Д.С. Время в произведениях русского фольклора. // "Русская литература", 1962, №4 Л.: Изд-во АН СССР - с.32-47.

123. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы, 3-е изд., доп. М.: Наука, 1979.

124. Лосев А.Ф. Мифология // Философская энциклопедия в 5-ти томах, т.З -М.: Советская энциклопедия, 1964.- с.457-466.

125. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. // Из ранних произведений. М.: Правда, 1990 -655 с.

126. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.,1991.

127. Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность: Сборник. М.: Мысль, 1994.- 919 с.

128. Лосев А.Ф. Форма Стиль - Выражение - М,: Мысль, 1995 - 944 с.

129. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Миф Имя - Литература // Труды по знаковым системам.- Тарту: Изд.-во ТГУ, т.6, 1973 - с.282-303.

130. Лотман Ю.М. Символ в системе культуры. // Символ в системе культуры. Труды по знаковым системам XXI Тарту, 1987 с. 10-21.

131. Лотман Ю.Н. Внутри мыслящих миров. Человек текст - семиосфера -история. - М., 1996.

132. Маковский М.Н. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. М.: Владос, 1997.

133. Медведева Г.В. Колдун и знахарь в русских мифологических рассказах, представлениях Восточной Сибири (Структура и содержание образов. Ареалы и семантика именований): Автореф.дисс. к.ф.н. Улан-Удэ, 1997-25 с.

134. Медриш Д.Н. Структура художественного времени в фольклоре и литературе. // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве Л.: "Наука", 1974 - с.121-142.

135. Медриш Д.Н. Лирические мгновения в фольклорной песне. // Пространство и время в литературе и искусстве. Даугавпилс, 1984 - с. 12.

136. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Гл.редакция восточной литературы изд-ва "Наука", 1976 - 406 с.

137. Мелетинский Е.М. Миф и историческая поэтика фольклора. // Доклады Всесоюзной научной конференции "Проблемы исторической поэтики фольклора" М., 1977 - 23 с.

138. Мелетинский Е.М. Миф и эпос у народов Северной Азии // Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Материалы Всесоюзной конференции фольклористов Якутск, 1978 - с.15-20.

139. Мелетинский Е.М. Палеоазиатский мифологический эпос. Цикл Ворона. -М., 1979.-229 с.

140. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. -М.: Наука, 1986 320 с.

141. Михайлов В.А. Религиозная мифология бурят.-Улан-Удэ: Соел, 1996.-111с.129

142. Михайлов Г.И. Литературное наследие монголов.- М.: Наука, 1969 175 с.

143. Михайлов Г.И. Мифы в исторических сочинениях ХШ-ХЕХ вв. монгольских народов. // Фольклор и историческая этнография. М.: Наука, 1983- с. 88-106.

144. Михайлов Т.М. Опыт классификации шаманского фольклора бурят // Доклады VIII международной антропологической и этнографической конференции (Токио,сент.1968). М., 1968 - 10 с.

145. Михайлов Т.М. Шаманизм и эпос // Эпическое творчество народов Сибири. Тезисы докладов научной конференции. Улан-Удэ, 1973. - с.88-91.

146. Михайлов Т.М. Анимистические представления бурят // Природа и человек в религиозном представлении народов Сибири и Севера. Л., 1976 - с.292-319.

147. Михайлов Т.М. О некоторых параллелях мифологии бурят и тюркских народов Сибири // Мифология народов Якутии. Якутск, 1980 - с.5-12.

148. Михайлов Т.М. Бурятский шаманизм: история, структура и социальные функции Новосибирск: Наука, 1987 - 288 с.

149. Мифы древних славян. Велесова книга. Сост.А.И.Баженова и др. - Саратов: Надежда, 1993 - 320 с.

150. Мифологии древнего мира. Пер. с англ. М: Наука., 1977 - 456 с.

151. Мифы народов мира. В 2-х частях. 2-ое изд-е. Сост. и введ. В .Я.Коровиной и В.И.Коровиной М.: РОСТ, Скрип, МИРОС, 1996. - ч.1 -256 е., ч.2 - 224 с.

152. Мифология. / Гл.ред. Е.М.Мелетинский.-4-е изд.- М.: Б.Р.Э., 1998 736 с.

153. Мифы народов мира. Энциклопедия. / Гл.ред.С.А.Токарев. В 2-х томах, 2-ое изд. - М.: Советская энциклопедия. Т.1, 1987 - 671 е., Т.2,1988 - 719 с.

154. Молчанов Ю.Б. Проблема времени в современной науке. М.,: Наука, 1990- 134 с.

155. Мутляева Б.Э. Мотив чудесного рождения героя в тюрко-монгольском героическом и сказочном эпосе // Типологические и художественные особенности Джангара. Элиста, 1978 - с.31-62.130

156. Мутляева Б.Э. Мотив чудесного рождения героя в сказочном эпосе монгольских народов и калмыцком "Джангаре". // Эпическая поэзия монгольских народов (Исследования по эпосу) Элиста, 1982 - с.43-49.

157. Мэньелтэ Мэргэн (улыэр). Улаан-удэ: Буряадай номой хэблэл, 1984 -144 х.

158. Найдаков В.Ц. Культ слова в эпическом творчестве. // Джангар и проблемы эпического творчества тюрко-монгольских народов. Тезисы докладов и сообщений Элиста, 1978 - с.67-69.

159. Найдаков В.Ц., Тулохонов М.И. Бурятский героический эпос "Гэсэр" // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995 - с.6-14.

160. Найдаков В.Ц. Красота и сила звучащего слова (О поэзии Д.Улзытуева). // Филологический сборник Улан-Удэ, БНЦ СО РАН, 1998 - с.139-148.

161. Намжилова М.Н. Скотоводческие мотивы в улигерах хоринских бурят. // Поэтика жанров бурятского фольклора. Улан-Удэ: БФ СО АН СССР, 1982 с.73-82.

162. Намжилова М.Н. Устойчивые поэтические формулы туурээлгэ в улигерах хори-бурят // Типология традиционных жанров бурятского фольклора. -Улан-Удэ, 1989 с. 17-32.

163. Намжилова М.Н. Хоринские улигеры. Улан-Удэ, 1997 - 121 с.

164. Никитина С.Е. Слово и "слово" в русском фольклоре // Наука о фольклоре сегодня: Междисциплинарные взаимодействия. М.: Диалог МГУ, 1998 -с.165-169.

165. Неклюдов С.Ю. Время и пространство в былине. // Славянский фольклор М.:"Наука", 1972 - с.18-45.

166. Неклюдов С.Ю, К вопросу об описании "эмоциональной реакции" былинного персонажа. // Сб.ст. по вторичным моделирующим системам Тарту, 1973 -с.5-12.131

167. Неклюдов С.Ю. Заметки об эпической временной системе // Труды по знаковым системам VI. Сб.научных статей в честь М.М.Бахтина (к 75-летию со дня рождения) Тарту, 1973 - с. 151-165.

168. Неклюдов С.Ю. Эпические традиции народов Центральной Азии и проблемы литературных памятников Востока и Запада в средние века. Дисс. к.ф.н. М., 1973.- 177 с.

169. Неклюдов С.Ю. Статистические и динамические начала пространственной организации повествовательного фольклора. // Типологические исследования по фольклору. Сб.ст. памяти В.Я.Проппа. М.: "Наука", 1975 С.-182-190.

170. Неклюдов С.Ю. Образ Гэсэра в фольклорно-мифологических традициях Центральной Азии и Южной Сибири. // Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Материалы Всесоюзной конференции фольклористов Якутск, 1977 - с.40-44

171. Неклюдов С.Ю. Мифологические образы и сюжеты в калмыцкой джан-гариаде. // Джангар и проблемы эпического творчества тюрко-монгольских народов. Тезисы докладов и сообщений. Элиста, 1978 - с.22-24.

172. Неклюдов С.Ю. Мифология "Джангара" и проблема формирования памятника. // Джангар и проблемы эпического творчества тюрко-монгольских народов. М.: Изд-во "Наука", 1980 - с.97-105

173. Неклюдов С.Ю, Мифология тюркских и монгольских народов. Проблемы взаимосвязи // Тюркологический сборник 1977 М.: "Наука", 1981 - с.183-202.

174. Неклюдов С.Ю. Специфика мифологической системы монгольских народов // Искусство и культура Монголии и Центральной Азии. Тезисы Международной конференции М.: "Наука", 1981 - с.62-63.

175. Неклюдов С.Ю. Героический эпос монгольских народов: Устные и литературные традиции. М., 1984 - 309 с.

176. Неклюдов С.Ю. Эпические традиции в монгольской классической литературе (генезис и эволюция): дисс. д.ф.н. М., 1985

177. Неклюдов С.Ю. Сказание о Гэсэре в традиционной словесности монголов (смысл, единства и множественность интерпретаций). // Классические памятники литератур Востока. М.: Наука, 1985 - с.184-199.

178. Неклюдов С.Ю. Новотворчество в эпической традиции. // Поэтика средневековых литератур Востока М.: "Наследие", 1994 - с.220-246.

179. Неклюдов С.Ю. Монгольская мифология: религиозные и повествовательные традиции // Мифология и литература Востока. М.: "Наследие", 1995 - с.67-77.

180. Неклюдов С.Ю. Героический эпос кочевников Монголии // Эпос народов Зарубежной Азии и Африки М.: "Наследие", 1996.

181. Новик Е.С. Камлание шамана как драматизированное описание Вселенной // Сб.ст. по вторичным моделирующими системам. Тарту, 1973. - с.20-25.

182. Новик Е.С. Поэтика шаманских легенд (К вопросу о соотношении обряда и фольклора) // Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Материалы Всесоюзной конференции фольклористов Якутск, 1977 -с.104-109.

183. Новик Е.С. Фольклор обряд - верование. Опыт структурно- семантического изучения устной культуры. Дисс. в форме научного доклада. д.ф.н. -М., 1996-55 с.

184. Оботурова Г.Н. Философия мифа. М., 1998 - 157 с.

185. Ойношев В.Н. Символика алтайской мифологии: Дисс. к.ф.н. Горно-Алтайск, 1998.

186. Окладников А.П. История Якутии. Якутск, 1949.

187. Окладников А.П. История Якутии.

188. Осоодор Мэргэн Улан-Удэ: БМНИИК, 1956 - 137 с.

189. О характере бурятского эпоса "Гэсэр" -Улан-Удэ: БМНИИК, 1953 198 с.

190. Ошорова С.А. Иносказательная природа бурятского устного народного творчества: Автореф.дисс. к.ф.н. Улан-Удэ, 1997 - 24 с.

191. Очерки по истории культуры Бурятии. Т.1 Улан-Удэ: Бурят.книжн.изд-во, 1972.

192. Очерки по истории и культуре бурятского народа Улан-Удэ133

193. Пантелеева В.Г. Национально-семантические особенности стиля Флора Васильева (Сопоставительный анализ оргинила и перевода): Автореф.дисс. к.ф.н. М., 1999 - 23 с.

194. Пивоев В.М. Мифологическое сознание как способ освоения мира. Петрозаводск: Карелия, 1991. - 110 с.

195. Поппе H.A. Халха-монгольский героический эпос. Труды института востоковедения. T.XXVI М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1937 - 125 с.

196. Потапов Л.П. Древнетюркское почитание неба у Саяно-Алтайских народов. // Этнография народов Алтая и Западной Сибири. Новосибирск, 1978.

197. Потанин Г.М. Эрке культ Сына Неба в Северной Азии. Материалы к тюрко-монгольской мифологии. Томск, 1916 - 126 с.

198. Потебня А.А Эстетика и поэтика. М., 1986.

199. Потебня A.A. Слово и миф.- М.: Изд-во "Правда", 1989-622 с.

200. Предания и мифы средневековой Ирландии. / Под ред. Г.К.Косикова -М.: изд-во МГУ, 1991 284 с.

201. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1946 - 338 с.

202. Пропп В.Я. Русский героический эпос.- Л.:Изд-во Ленинградского ун-та,1958 603 с.

203. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи М.:Наука, 1976-325 с.

204. Путилов Б.Н. Русский и южно-славянский героический эпос. Сравнительно-типологическое исследование. М.:Наука, 1971 - 315 с.

205. Путилов Б.Н. Застава богатырская. К структуре былинного пространства и времени. // Ученые записки Тартуского государственного университета №7 Тарту, 1975.

206. Путилов Б.Н. Песни южных морей. М.: Наука, 1978 - 183 с.

207. ПуховИ.В. Якутский эпос (олонхо), его связь с югом. М., 1952 - с.23

208. Пухов И.В. Героический эпос тюрко-монгольских народов Сибири. Общность, сходства, различия // Типология народного эпоса М.: "Наука", 1975 -с. 12-64.

209. Пухов И.В. Описание богатырского похода в эпосе тюрко-монгольских народов и калмыков // Типологические и художественные особенности Джангара Элиста, 1978 - с.88-96.

210. Райцанова Д.А. Русские переводы Гэсэриады: Дисс. к.ф.н. М., 1999 - 152 с.

211. Рифтин Б.Л. Общие темы и сюжеты в фольклоре народов Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока. // Страны и народы Востока. М.: Гл.редакция восточной литературы изд-ва "Наука", 1982.

212. РудневА.Д. Хори-бурятский говор. Санкт-Петербург, 1913-1914 гг.

213. Румянцев Г.Н. История бурят-монгольской АССР.

214. Сагалаев A.M. Мифология и верования алтайцев: Центрально-азиатские влияния. Новосибирск: "Наука", 1984

215. Сагалаев A.M. и др. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири . Человек и общество. Новосибирск: "Наука", 1989 - 243 с.

216. Сагалаев A.M. и др. Традиционное мировоззрение тюрков в Южной Сибири. Знак и ритуал. Новосибирск, "Наука", 1990 - 209 с.

217. Сагалаев A.M. Урало-алтайская мифология: Символ и архетип. Новосибирск: "Наука", 1991 - 152 с.

218. Сагалаев A.M. Алтай в зеркале мифа. Новосибирск: "Наука", 1992 -175 с.

219. Санжеев Г.Д. Эпос северных бурят // Аламжи мэргэн. Бурятский эпос М.-Л., 1936 - с.7-47.

220. Самдан З.Б. Образ Гэсэра в тувинских мифах. // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995 - с. 144-146.

221. Сампилдэндэв X. Обрядовая поэзия монголов: Автореф.дисс. д.ф.н. -Улан-Удэ, 1993 38 с.

222. Санжиева Л.В. Об исторической взаимосвязи антропонимов, этнонимов и топонимов в эпосе Тэсэр" // Вестник Бурятского университета. Сер.6. Филология. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1999 - с. 23-28.

223. Селиванов Ф.М. К вопросу об изображении времени в былинах. // Русский фольклор. T.XVI Л., 1976 - с.68-81.135

224. Селиванов Ф.М. Пейзаж в былине. // Вестник МГУ. Серия Филология №5 -М., 1972 с.21-31.

225. Семенова И.М. Сюжет и художественное время в песенных жанрах русского фольклора. // Вопросы поэтики литературы и фольклора Воронеж, 1974 - с.32-43.

226. Скрынникова Т.Д. Харизма и власть в эпоху Чингис-хана. -М.:Изд.фирма "Восточная литература" РАН, 1997 216 с.240". Словарь Всемирной мифологии. / Составители Грушко Е.А., Медведев Ю.М.- Нижний Новгород: "Три богатыря" и "Братья славяне", 1997 496 с.

227. Старикова Г.Н. Сатирические элементы в героическом эпосе бурят "Гэ-сэр" // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995 - с.85-88.

228. Стеблин-Каменский М.И. Миф. Л.: "Наука", 1976 - 103 с.

229. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений. Вып.1 М.: Российское психологическое общество, 1998 - 92 с.

230. Султанов К.К. Национальное самосознание и литература. // Способность к диалогу. 4.1 М., 1993 - 221 с.

231. Суразаков С.С. этапы развития алтайского героического эпоса: Автореф. дисс. д.ф.н. М., 1993 - 40 с.

232. Тахо-Годи A.A. Греческая мифология. М.,1989.

233. Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Мифы древней Индии. Изд. 2-ое, перераб. и дополн. М.: Гл.редакция восточной литературы изд-ва "Наука", 1982.

234. Токарев С.А. Ранние формы религий. М.: Политиздат, 1990 - 622 с.

235. Топоров В.Н. К реконструкции некоторых мифологических представлений (на материале буддийского изобразительного искусства) // Народы Азии и Африки, 1964, №3 М.: Наука - с. 101-110.

236. Топоров В.Н. О космологических источниках раннеисторических описаний. // Труды по знаковым системам VI. Сб.в честь 75-летия М.М.Бахтина -Тарту, 1973 с. 106-150.

237. Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику//архаичесий ртуал фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988 - с.44.

238. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Новосибирск: "Наука", 1988 - 225 с.

239. Туденов Г.О. О времени формирования архаического эпоса тюрко-монгольских народов Центральной Азии и Южной Сибири // Типология традиционных жанров бурятского фольклора Улан-Удэ, 1989. - с.123-134.

240. Тулохонов М.И. Мифическое в легендах и преданиях. // Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1977 - с.87-92.

241. Тулохонов М.И. К характеристике эпического мира улигеров. // Джангар и проблемы эпического творчества тюрко-монгольских народов. Тезисы докладов и сообщений. Элиста, 1978 - с.78-80.

242. Тулохонов М.И. Бурятский фольклор и современность. // Современность и традиционная культура народов Бурятии. Улан-Удэ: БФ СО АН СССР, 1983. с.20-32.

243. Тулохонов М.И. Особенности эпического стиля "Гэсэра" // Эволюция эпических жанров бурятского фольклора. Сб.ст. Улан-Удэ: БФ СО АН СССР, 1985 - с.60-75.

244. Тулохонов М.И. Фразовая синонимия в языке улигера "Гэсэр" // Типология традиционных жанров бурятского фольклора.-Улан-Удэ,1989 с.3-18.

245. Тулохонов М.И. Героический эпос бурят: Вопросы поэтики и стиля. Дисс. в форме научного доклада. д.ф.н. Улан-Удэ, 1993 - 51 с.

246. Тулохонов М.И. Основные итоги изучения улигеров // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995 - с.36-44.

247. Тулохонов М.И. Бурятский эпос "Гэсэр" // Абай Гэсэр могучий М., 1995 . с.446-477.137

248. Тулохонов М.И. Народное творчество бурят // Современное положение бурятского народа и перспективы его развития. Материалы научно-практической конференции. Вып.З. Улан-Удэ, 1996.

249. Тулохонов М.И. Хангалов М.Н. // Российские монголоведы. (XVIII-нач.ХХ вв.)- Улан-Удэ, БНЦ СО РАН, 1997 с.97-101.

250. Тулохонов М.И. Фольклор и сказитель // Творчество сказителей: Традиция и импровизация Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1998 - с.6-20.

251. Уланов А.И. Бурятский героический эпос. Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во, 1963 -220 с.

252. Уланов А.И. К характеристике героического эпоса "Гэсэр". Улан-Удэ, 1957- 171 с.

253. Уланов А.И. Бурятские улигеры (исполнение, композиция, изображение человека) Улан-Удэ, 1968. - 74 с.

254. Уланов А.И. Прекрасное в бурятских мифах. // Эстетические особенности фольклора. Улан-Удэ: БФ СО АН СССР, 1969 с-101-113.

255. Уланов А.И. О развитии улигерного жанра. // Бурятский фольклор -Улан-Удэ: БФ СО АН СССР, 1970 с. 63-69

256. Уланов А.И. Древний фольклор бурят. Улан-Удэ:Бурят.кн.изд-во, 1974- 171 с.

257. Уланов А.И. О роли мифов в древнем фольклоре бурят. // Поэтика жанров бурятского фольклора Улан-Удэ: БФ СО АН СССР, 1982 - с. 18-25.

258. Уланов А.И. К вопросу о возникновении эпоса «Гэсэр» // Гэсэриада: прошлое и настоящее Улан-Удэ: Бур.отд.ВФК, 1991 - с.57-64.

259. Уланов А.И. Исторические корни Гэсэриады // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995 - с.44-45.

260. Уланов А.И. Устное творчество в культуре бурят. // Гэсэриада: Фольклор в современной культуре. Улан-Удэ, 1995 - с.4-14.

261. Уланов А.И. Дописьменное или литературное происхождение Гэсэра // Там же с. 14-24.

262. Уланов Э.А. Эпос "Гэсэр" как древнейшая эпическая картина мира // Вестник Бурятского университета. Сер.6: Филология. Вып.З Улан-Удэ:Изд-во БГУ, 1999 - с. 10-16.

263. Улигеры ононских хамниган. Тексты и перевод / Записал Ц.Жамцарано; Подг.текста, пер., вступ.ст., примеч. Д.Г.Дамдинова. Новосибирск: "Наука", 1982-274 с.

264. Улигеры хори-бурят / СО АН СССР БФ БИОН; Отв.ред.Ц.-А.Дугар-Нимаев. Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во, 1982 - 173 с.

265. Улымжиев Д.Б. Изучение "Гэсэра" в России. // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995 с. 18-24.

266. Уткин К.Д. Мифологические основы якутских олонхо.- Якутск, 1994 31 с.

267. Фольклор Курумчинской долины.-Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999 137 с.

268. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М.: Лабиринт, 1997- 418с.

269. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности М.: Гл.редакция восточной литературы изд-ва "Наука", 1978 - 605 с.

270. Хамгушкеева М.Н. Дефиниции "земля" и "время" в эпосе "Гэсэр" и в произведениях бурятских поэтов. // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995 - с.113-115.

271. Хангалов М.Н. Балаганский сборник. Сказки, поверья и некоторые обряды северных бурят. / Под ред.Г.Н.Потанина. Томск, 1903 - 289 с.

272. Хангалов М.Н. Собрание сочинений. Т.1 Улан-Удэ, 1958.

273. Хангалов М.Н. Собрание сочинений. Т.2- Улан-Удэ, 1959.

274. Хангалов М.Н. Собрание сочинений. Т.З- Улан-Удэ, 1960 421 с.

275. Ханг Ритхиравут. Обрядовый фольклор кхмеров: Автореф.дисс. к.ф.н. -М., 1999-20 с.

276. Хомонов М.П. Бурятский героический эпос "Гэсэр" : Эхирит-булагатский вариант Улан-Удэ, 1976.139

277. Хомонов М.П. Общие замечания об улигере "Айдурай Мэргэн" // Айду-рай Мэргэн. УланУдэ: Бурят.кн.изд-во, 1979. - с.6.

278. Хомонов М.П. Алтайско-бурятекие эпические параллели в героическом эпосе // типология традиционных жанров бурятского фольклора. Улан-Удэ, 1989 - с.54-68.

279. Хомонов М.П. Монгольская Гэсэриада. Улан-Удэ, 1989 - 185 с.

280. Хомонов М.П. Гэсэриада эпос мирового значения. // Гэсэриада - духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995 - с. 14-18.

281. Хомонов М.П. Варианты эпоса "Гэсэр" // Гэсэриада: Фольклор в современной культуре. Улан-Удэ, 199 - с.85-97.

282. Хурэлбаатар JI. Буддийские мотивы в тибетском и монгольском версиях эпоса "Гэсэр" // Гэсэриада: Фольклор в современной культуре Улан-Удэ, 1995 -с.113-120.

283. Хундаева Е.О. Монгольское книжное сказание о "Гэсэре". М., 1980.

284. Хундаева Е.О. монгольские списки Гэсэриады // Средневековая культура Центральной Азии: Письменные источники. Сб.ст. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995 - с.62-76.

285. Хундаева Е.О. Эпическое сказание восточных народов. // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995 - с.24-27.

286. Хундаева-Пинуева Е.О. Монгольский эпос о Гэсэре, его связи и поэтика // Гэсэриада: Фольклор в современной культуре Улан-Удэ, 1995 - с.73-85.

287. Хундаева Е.О. Бурятский эпос о Гэсэре: символы и традиции Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1999-95 с.

288. Цивьян Т.В. К семантике пространственно-временных показателей в фольклоре // Сб.ст. по вторичным моделирующим системам. Тарту, 1973. - с. 13-16.

289. Цивьян Т.В. Дом в фольклорной модели мира балканских народов. // Труды по знаковым системам. Тарту, 1978.

290. Цыбенова Б.Б. Образ Гэсэра в бурятском героическом эпосе. // Вестник Бурятского университета. Сер.6.: Филология. Вып.З Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1999 - с.32-37.

291. Цыбикжапова Е.Х. Космическая эволюция в героическом эпосе "Гэсэр" -Улан-Удэ, 1998 58 с.

292. Цыбикова Б-Х.Б. Бурятские бытовые сказки. Улан-Удэ, 1993 - 113 с.

293. Цыбикова Б-Х.Б. "Абай Гэсэр" в исполнении сказителя Е.Маласова // Гэ-сэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995 -с.123-125.

294. Цыренсодном Д. Монгол ардын домог улгэр. Улаанбаатар, 1989- 235 с.

295. Чагдуров С.Ш. Об особенностях словоупотребления в художественной прозе (на материале романа Л.Леонова "Русский лес"): Автореф.дисс. к.ф.н. М.,1958.

296. Чагдуров С.Ш. О выразительности слова в художественной прозе Улан-Удэ, 1959 - 88 с.

297. Чагдуров С.Ш. Речевая структура улигеров как национальная форма искусства // Эстетические особенности фольклора Улан-Удэ: БФ СО АН СССР, 1969 - с.204-217.

298. Чагдуров С.Ш. Происхождение Гэсэриады.: Опыт сравнительно-исторического исследования древнего словарного фонда / СО АН СССР БФ БИОН Новосибирск: Наука, 1980 - 272 с.

299. Чагдуров С.Ш. Культ слова в эпосе монгольских народов. // Джангар и проблемы эпического творчества тюрко-монгольских народов. М.:"Наука", 1980 - с.302-308.

300. Чагдуров С.Ш. Стихосложение Гэсэриады. Улан-Удэ, 1984 - 127 с.

301. Чагдуров С.Ш. Гэсэриаде 1000 лет. // Гэсэриада: прошлое и настоящее -Улан-Удэ: Бур.отд.ВФК, 1991 - с.73-89.

302. Чагдуров С.Ш. Канон золотого сечения в эпосе "Гэсэр" // Язык художественных произведений писателей Сибири. Сб.ст. Улан-Удэ, 1993 -с.71-83.

303. Чагдуров С.Ш. Поэтика Гэсэриады Иркутск: Изд-во Иркут.ун-та, 1993.

304. Чагдуров С.Ш. Древнейшие истоки Гэсэриады. // Гэсэриада: Фольклор в современной культуре Улан-Удэ, 1995 - с.25-45.

305. Чагдуров С.Ш. Горная Бурятия прародина всех монголов. // Филологических сборник - Улан-Удэ, БНЦ СО РАН, 1998 - с. 190-193.

306. Чагдуров С.Ш. Прародина монголов Улан-Удэ:Изд-во БГУД999 - 138 с.

307. Чагдуров с.Ш. Исторические основы противопоставления Неба-Отца и Матери-Земли в эпосе "Гэсэр" // Вестник Бурятского университета. Сер.6. Филология. Вып.З. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1999 - с.3-10.

308. Чимитдоржиев Ш.Б. Гэсэриада общемонгольский эпос // Гэсэриада -духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции)- Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995 - с.45-47.

309. Шагдаров Л.Д. Функционально-стилистическая дифференциация бурятского литературного языка. Улан-Удэ: Бур.кн.изд-во, 1974 - 345 с.

310. Шагдарова Д.Л. Религиозная лексика "Гэсэра" в переводе В.Солоухина // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995 - с.161-163.

311. Шагдаров Л.В. О языке эпоса "Гэсэр" (Некоторые особенности изучения) // Гэсэриада духовное наследие народов Центральной Азии (Материалы и тезисы международной научной конференции) - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995 - с.33-36.

312. Шадаева А.Т. Некоторые проблемы этнографической истории бурят. -Улан-Удэ, 1998 с.

313. Шаракшинова Н.О. Бурятский фольклор. Иркутск, 1959 - 227 с.142

314. Шаракшинова Н.О. Героический эпос бурят. Иркутск: Вост.-сиб. кн.изд-во, 1968 - 160 с.

315. Шаракшинова Н.О. Героический эпос о Гэсэре. Уч.пособие для студентов фил.фак.-та. Иркутск, 1969 - 348 с.

316. Шаракшинова Н.О. Отражение эстетических воззрений народа (по мотивам бурятских версий "Гэсэра") // Эстетические особенности фольклора -Улан-Удэ: БФ СО АН СССР, 1969 с.125-139.

317. Шаракшинова Н.О. Космогонические представления в эпосе монгольских народов // Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Материалы Всесоюзной конференции фольклористов -Якутск, 1978 -с.20-24.

318. Шаракшинова Н.О. Мифы бурят.-Иркутск: Вост.-сиб.кн.изд-во, 1980-167 с.

319. Шаракшинова Н.О. Героико-эпическая поэзия бурят Иркутск: Изд-во ИГУ, 1987-304 с.

320. Шаракшинова Н.О. О героико-эпическом сказании бурят // Гэсэриада: прошлое и настоящее Улан-Удэ: Бур.отд.ВФК, 1991 - с.64-73.

321. Шаракшинова Н.О. Неопубликованные варианты Гэсэриады. // Проблемы ономастики Северной, Центральной и Восточной Азии: Тезисы докл. регион.начно-практич.конф., 29-30 марта 1996. Иркутск: Изд-во ИГУ, 1996 - с. 84-85.

322. Шаракшинова Н.О. Г.Н.Потанин и его роль в собирании и публикации эпоса о Гэсэре // Гэсэриада: Фольклор в современной культуре Улан-Удэ, 1995 - с.66-73.

323. Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия.-Л.:Наука,1971- с.З.

324. Шенкао Г. Миф и мудрость. М., 1997 - 116 с.

325. Шенкао М.А. Нарты: Миф, эпос, культура М., 1997.

326. Шерхунаев Н.А, Эстетические воззрения бурят в улигерах. // Эстетические особенности фольклора. Улан-Удэ: БФ СО АН СССР, 1969 - с.113-125.

327. Шерхунаев Р.А.Изображение охоты в героическом эпосе бурят. // Поэтика жанров бурятского фольклора Улан-Удэ: БФ СО АН СССР, 1982 - с.82-100.143

328. Шерхунаев P.A. Бурятские народные сказители. 4.1 Улан-Удэ: Бур.кн.изд-во, 1986 - 208 с.

329. Элиаде М. Аспекты мифа. М.: Инвест 111111, 1996 - 240 с.

330. Элиасов JI.E. Проблемы изучения эстетики фольклора народов Сибири. // Эс-те-тические особенности фольклора. Улан-Удэ, БФ СО АН СССР, 1969 -с.3-17.

331. Ямаева Е.Е. О мифологических связях алтайского героического эпоса (мотив "препятствий в стране врага") // Фольклор народов Сибири Уфа, 1986 -с. 11-15.

332. Ярская В.Н. Время в эволюции культуры: Философские очерки М., 1989 -152 с.