автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Эпическое творчество Николая Клюева

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Лисицкая, Елена Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Тюмень
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Эпическое творчество Николая Клюева'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Лисицкая, Елена Николаевна

Введение3

Глава I. Циклизация в лирике Н.А. Клюева: мотивнаяруктура. 15-

§ 1 Ранниеорники Н. Клюева, вошедшие в первый том

Пова" 15

§2 Сборникиихов,ставившие второй том "Пова"54

Глава II. Поэмы Н.А. Клюева:руктура лейтмотивов75

Глава III. Проза Н.А. Клюева: лейтмотивы, лиричий герой 144

§ 1 Автобиографичие поэмы в прозе Н. Клюева144

§2 Сновидения в контее творчва Н. Клюева 172

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по филологии, Лисицкая, Елена Николаевна

Глава I. Циклизация в лирике Н.А. Клюева: мотивная структура. с. 15-74 § 1 Ранние сборники Н. Клюева, вошедшие в первый том

Песнослова".с. 15-54

§2 Сборники стихов, составившие второй том "Песнослова".с.54-74

Глава И. Поэмы Н.А. Клюева: структура лейтмотивов.с.75-143

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Эпическое творчество Николая Клюева"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Описание мотивного состава эпического наследия позволяет выявить сквозной сюжет поэм и прозы Клюева. Создается впечатление, что собственно лирическое творчество поэта оборвалось вместе с величанием революции, изображенной им вначале, вслед за символистами, в духе игровой апокалиптики. Модернистская стилизация для поэта, кровно связанного с народной культурой, становилась невозможной по мере осознания им того, что революция принесла не преображение и освобождение, а геноцид. Масштаб событий востребовал эпические формы, и многие поэты-лирики в это время обратились к поэмам или прозе. В обращении Клюева к эпосу проявилась и внутренняя закономерность развития, и "заказ" времени.

Нельзя не заметить, что поэт создает своего рода "двойчатки", диптихи, развивающие близкие мотивы. Так, "Четвертый Рим", продолжение мотивов цикла "Долина Единорога", составляет диптих с поэмой "Мать Суббота". Вместе с циклом "Братские песни" они составляют уникальную в русской литературе "хлыстовскую энциклопедию". "Плач о Сергее Есенине" явно тяготеет к циклу "Избяные песни" и без него не может быть правильно понят. Диптихи, в другом мотивном контексте, - поэмы "Заозерье" и "Деревня". Наконец, "Погорельщина" и "Песнь о Великой Матери" - две вершины клюевского эпоса - объединены апокалиптическим мотивом.

Первые опыты, которые условно можно назвать предпоэмами, развивают мотивы социально- географической (по терминологии Б.Клибанова) утопии: Белая Индия - это Беловодье старообрядческих, древнерусских по истокам, легенд. И в лирике предреволюционной поры, и в ранних поэмах выдвинулся в качестве доминирующего китежский мотив, который будет сложно варьироваться в последних поэмах. Мотив эротического телесно-духовного преображения человека, гностически-хлыстовский по происхождению, заявленный в сборнике "Братские песни" и развитый в лирических циклах времени революции, определил пафос поэм "Четвертый Рим" и "Мать-Суббота". Сопоставление их с последующими поэмами приводит к заключению, что идиллический пафос в них не самодостаточен, а имеет характер национально-культурной самообороны. В сущности, основное открытие автора в поэме "Деревня" и следующих за нею - аккультурация, констатация безжалостного уничтожения самобытной культуры России. Обращение к прошлому в последних двух поэмах позволило автору высказать не только диагноз духовного состояния русского народа, но и прогноз. В этих поэмах апокалиптические пророчества и картины, несомненно, преобладают. Литературное завещание поэта, окончательный диагноз состояния родины- "Песнь о Великой Матери". Это, несомненно, одна из крупнейших русских поэм XX века, она должна рассматриваться, по-видимому, рядом с поэмами А. Блока и А. Белого.

Здесь, однако, сразу выявляется пункт расхождения Клюева с символистами-предшественниками. В поэме Блока "Двенадцать", а еще отчетливее в поэмах А. Белого и М. Волошина игровая модернистская установка приводит к снятию трагедийного пафоса. В этом смысле Блок и Белый завершают так называемый Религиозно-философский ренессанс, а Клюев, соприкоснувшийся с ним в раннем творчестве, разрывает свою причастность к этому движению и возвращается к старообрядческой апокалитике, т.е. к средневековому христианскому пониманию истории.

Клюев не только начинает новокрестьянскую поэзию как первопроходец, но и завершает ее после Есенина. Поэт-богоискатель - это модернист, серьезное же понимание Апокалипсиса как своего рода ключа для толкования трагической современности характеризует традиционалиста. В мировоззрении Клюева две эти тенденции боролись, и победил религиозный традиционализм. Анализ прозы Клюева подтверждает это обобщение: в ней также "распутинский комплекс" противостоит "аввакумовскому". Две легендарные автобиографии "Гагарья судьбина" и "Праотцы" также представляют собой диптих, объединенный контрастными мотивами: в первом произведении доминируют хлыстовские мотивы, во втором - староверческие. Публицистика Клюева после революции постепенно сосредоточивается на основной проблеме века - аккультурации. Ее протестующий пафос находит параллель в поэмах: "Только будут, будут стократы.", "Но дивен Спас." и т.п.

Сновидения", с их средневеково-барочным образом мира, несомненно, несут в себе следы влияния прозы Серебряного века, но поражают современного читателя неигровым (отличающим их от ремизовских снов), серьезным отношением к ним как к вестям о будущем. Сны обильно представлены и в последних поэмах, они обозначают поворотные моменты в судьбах героев. Сны, заметим также, в качестве доминирующих варьируют мотивы порога (выбора, ошибочного решения), прозрения-пророчества, отступничества-оборотничества или темной гибели и полета-преображения. Мотив смерти - матери и друга-ученика -преобразован в последних поэмах в мотив страшной кончины родины. Сны, таким образом, выявляют особую, мистическую, историософию Клюева. В ней надо отметить момент циклизма, повторения-возврата трагических событий: это мотив второго раскола (на верующих и бесоодержимых-атеистов), нового нашествия Орды и повторного ига, мотив конца света (экологического апокалипсиса).

Разумеется, клюевские поэмы-трагедии должны анализироваться многоаспектно, и нельзя сомневаться, что в ближайшее время эта работа будет проделана. Мы же ограничили свою задачу описанием единства их мотивного состава. Базовая религиозно-мировоззренческая проблема клюевского слова, что и делает его одним из ярких выразителей национального образа мира, - двоеверие. Оппозиция христианство/язычество составляет в его поэзии основу сюжетной коллизии и суть духовного пути Клюева. В этом отношении он сравним разве что с Розановым. Особо следует отметить постепенный отход поэта от стилизаторства в послереволюционное время: как стилевая доминанта оно несовместимо с трагедийным пафосом. В последней поэме стилизованные отрывки существуют как цитаты, то есть принадлежат о о о Т"\ персонажам, мотивированы эпохой и социальной средой. В связи с этим важным качеством последних поэм становится драматизация, введение динамичных сцен и, особенно, диалогов и монологов. Поэмы эти многогеройны, то есть эпичны, тогда как в первых поэмах абсолютно доминирует голос лирического героя.

Начиная с "Плача о Сергее Есенине", клюевские поэмы имеют все более и более выраженный постсимволистский характер. Типично символистский мотив преобразования мира и человека сменяется мотивом спасения России. Поэтому история разделяется на две контрастные эпохи: земледельческой идиллии и машинной цивилизации, где кончается материнская опека природы и человек, бросивший вызов божески-отцовским началам бытия, обрекается на духовную агонию. Ретроспективная (руссоистская) утопия задает норму для изображения современности, а с другой стороны, трагическая современность усиливает идиллическое понимание прошлого. Знаково-завершающий характер клюевского эпоса видится теперь, по завершению века, в том, что последние, дошедшие до нас, поэмы созданы в годы коллективизации, когда пролетарская революция в аграрной стране завершилась раскрестьяниванием, то есть ликвидацией основного сословия, фундамента оригинальной культуры России. Пожалуй, здесь надо видеть указание на то, что понимание Клюева только как новокрестьянского поэта узко (в этом суть перетолкования поэзии Есенина), постепенно вырабатывается отношение к нему как к одному из классиков русской литературы, создателю поэм-трагедий, адекватных эпохе национальной катастрофы.

 

Список научной литературыЛисицкая, Елена Николаевна, диссертация по теме "Русская литература"

1. Тексты Н. Клюева.

2. Клюев Н.А. Сочинения: В 2-х Т. Мюнхен, 1969.

3. Клюев Н.А. Песнослов: В 2-х кн. Пг., 1919.

4. Клюев Н. А. Сердце Единорога (сост. и коммент. В.П. Гарнина). СПб., 2000.

5. Клюев Н. Автобиогроафическая заметка // Красная панорама. 1926. № 30.

6. Клюев Н. Алое зеркальце Звезда Вытегры. 1919. 11 мая,№ 16.

7. Клюев Н. «Газета из ада, пляска Иродиадина». Малая повесть о судьбе огненной, русской // Звезда Вытегры. 1919. 15 июня. № 29.

8. Клюев Н. Гагарья судьбина // Новое лит. обозрение. № 5. 1995.8. «Где чорт валяется, там шерсть останется»: Из публицистики Н. Клюева 1919- 1923 гг.//Слово. 1990. № 4.

9. Клюев Н. Из записей 1919 года // Север. 1992. № 6.

10. Клюев Н. Красный конь//Звезда Вытегры. 1919. 19 апр., № 16.

11. Клюев Н. Огненное восхищение //Звезда Вытегры. 1919.1 мая. № 12

12. Клюев Н. Одиночество страшное слово. Публ. и коммент. А.И. Михайлова // Наше наследие. 1991. № 1. С. 112 -114.

13. Клюев Н. Пылайте, напевы- маки //Север. 1984. № 3.

14. Клюев Н. Сдвинутый светильник // Звезда Вытегры. 1919. 25 мая. № 12.

15. Клюев Н. Праотцы // Север. 1989. № 4.

16. Последний Лель (Проза поэтов есенинского круга). М.: Современник, 1989.1.. Научная литература.

17. Азадовский К.М. "Меня назвал китежанкой". А. Ахматова и Н Клюев// Лит. Обозрение. 1989 - №5 - с.66-70.

18. Азадовский К.М. Личность и судьба Николая Клюева: Поэт, 18871937: С. публ. текстов и биогр. материалов.// Нева. 1988 - №12 - с.177-188.

19. Азадовский К.М. Н.А. Клюев и "цех поэтов"// Вопр. лит. 1987. №4 -с.278-296.

20. Азадовский К.М. Николай Клюев: Путь поэта. Л., 1990.

21. Азадовский К.М. О "народном" поэте и "святой Руси"// Новое лит. обозрение. 1993. №5, с. 102.

22. Азадовский К.М. Переписка В.Я. Брюсова с Н.А.Клюевым (19111914): С прил. текста писем./Рус.лит. 1989 - №3 - с. 180-189.

23. Азадовский К.М. Стихотворения Н.А.Клюева 30-х годов// Байкал. -1978 №3 - с.149-153.

24. Азадовский К.М., Роднянская И. Поэзия и судьба Н. Клюева Круглый стол. // Лит. газ. 1989 - 17 мая. - с.6.

25. Азадовский К.М. Ю.М. Соколов и Н.А. Клюев,- М., 1989.

26. Апокрифы древних христиан. М., 1989.

27. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискус// Теория метафоры. М., 1990. с.5-32.

28. Афанасьев А.Н. Древо жизни. (Избранные статьи.) М., 1982.

29. Базанов В.Г. "Олонецкий крестьянин" и петербургский поэт: (Н.А. Клюев и А. Блок)// Базанов В.Г. Фольклор. Русская поэзия начала XX века. Л., 1988. - с.179-249.

30. Базанов В.Г. "Плач о Есенине" Ник Клюев// Базанов В.Г. Фольклор. Русская поэзия начала XX века. Л., 1989. - с.143-153.

31. Базанов В.Г. Николай Клюев// Базанов В.Г. Фольклор. Русская поэзия начала XX века. Л., 1988. - с.270-297.

32. Базанов В.Г. О социально-эстетической природе причитаний// Рус. литература, 1964. №4.

33. Базанов В.Г. Поэма Н.Клюева "Погорелыцина'7/ Руская литература.1979, №1.

34. Базанов В.Г. Поэма о древнем ВЫГЕ ("Погорельщина" Н. Клюева)// Базанов В.Г. Фольклор. Русская поэзия начала XX века. Л., 1980. - с. 154178.

35. Базанов В.Г. С родного брега. Л., 1990.

36. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. -Л., 1983.

37. Байбурин А.К. Календарь и трудовая деятельность человека (Рус. нар. традиц. календарь). Л., 1989.

38. Байбурин А.К. Традиции и обычаи русского крестьянина. М., 1971.

39. Байбурин А.К., Топоров А.П. У истоков этикета: Этногр. очерки. АН СССР. Л., 1990.

40. Барковская Н.В. Поэзия "серебряного века". Екатеринбург, 1993.

41. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989.

42. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975.

43. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

44. Бахтина О.Н. Старообрядческая литература и традиции христианского понимания слова. Томск, 1999.

45. Белоусов И. Н. Клюев. Сосен перезвон// Путь 1911 -№1 - с.67-68.

46. Вельская Л.Л. Имитация русского народного стиха в творчестве Сергея Есенина// Рус. литература. -1972 №1.

47. Бельская Л.Л. О сюжетно-композиционном единстве лирического цикла ("Персидские мотивы" С. Есенина)// Сюжетосложение в русской литературе. Даугавпилс, 1980.

48. Бельская Л.Л. Проблема стихотворного цикла и циклизации в творчестве С. Есенина// Проблемы реализма. Вологда, 1979.

49. Бельская Л.Л. Структура лирического цикла (С. Есенин "Любовь хулигана")// Проблемы сюжета и жанра художественного произведения.1. Алма-Ата, 1977.

50. Беляева Т.К. А. Ширяевиц и русская крестьянская поэзия I четв. XX века, (автореф. . к. филол. н.). М., 1981.

51. Бердяев Н.А. Кризис искусства// Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры, искусства. В 2-х тт. М., 1994. Т.2. с.399-419.

52. Бердяев Н. Смысл истории. М., 1990.

53. Бердяев Н. Судьба России: опыты по психологии войны и национальности. М., 1990.

54. Бессонов П. Калики перехожие. М., 1861.

55. Библейская энциклопедия. М., 1991.

56. Брюсов В.Я. Сегодняшний день русской поэзии.// Рус. мысль. 1912 -№7 - отд. II, с.25-26.

57. Булгаков С.Н. Апокалиптика и социализм (религиозно-философские параллели)// Булгаков С.Н. Соч. в 2 -х тт. М., 1993. Т.2.

58. Буслаев Ф.И. Сравнительное изучение народного быта и поэзии // Русские вести. 1873. Апр.

59. Быков Л.П. Русская поэзия начала XX в.: стиль творческого поведения (к постановке вопроса)// XX век. Литература. Стиль (Стилевые закономерности русской литературы XX века 1900-1930 гг.). Екатеринбург, 1994, вып.1, с. 163-173.

60. Введение в литературоведение: Учеб. для филол.спец. ун-тов/ Г.Н. Поспелов и др., Под ред. Г.Н. Поспелова. М., 1988.

61. Виноградова С.Б. Номинации водного пространства в творчестве Н.А. Клюева, (автореф. . к. филол. н.). Вологда, 2000.

62. Восточнославянский этнографический сборник. Т.31., М., Изд. АН СССР, 1956.

63. Гаркави A.M. Композиция стихотворных циклов Н.А. Некрасова// Жанр и композиция литературных произведений. Калининград, 1980.

64. Гаспаров М.Л. Литературные лейтмотивы. М., 1994.

65. Гаспаров M.JI. Очерк истории русского стиха. М., 1984.

66. Гаспаров M.J1. Поэтика "серебряного века"// Русская поэтика серебряного века 1889-1917 /Антология/. М.,1993.

67. Гаспаров M.JI. Русские стихи 1890-1925-го годов в комментариях. М., 1993.

68. Гаспаров M.J1. Современный русский стих. Метрика и ритмика. М., 1974.

69. Гинзбург Л.Я. О лирике. М., 1997.

70. Гиршман М.М. Литературное произведение: теория и практика анализа. Учеб. пособие. М., 1991.

71. Гиршман М.М. Ритм художественной прозы. М., 1982.

72. Головкина С.Х. Термины родства в поэзии Н.А. Клюева (в лексикографическом аспекте). /автореф. . к. филол. н. /. Вологда, 1999.

73. Горбачевич К.С., Хабло Е.С. Словарь эпитетов русского литературного языка. Л., 1979.

74. Городецкий С. Ближайшие задачи русской литературы // Золотое руно. №4. 1909.

75. Грунтов А.К. Материалы к биографии поэта. Н.А. Клюева.// Рус.лит., 1973 №1 -с.118-126.

76. Грякалова Н.Ю. От символизма к авангарду. Опыт символизма и русская литература 1910 1920 гг. (Поэтика. Жизнетворчество. Историософия.) (автореф. . д. филол. н.). СПб., 1998.

77. Гумилев Н.С. Письма о русской словесности. М., 1990.

78. Дарвин М.Н. Изучение литературного цикла сегодня.// Вопр. лит-ры. -1986 №10 - с.220-230.

79. Дарвин М.Н. Русский лирический цикл. Красноярск, 1988.

80. Дементьев В. Олонецкий ведун.// Дементьев В. Мир поэта. М., 1980. с.49-87.

81. Димова Л.К. К определению лирического цикла.// Русская филология.1. Тарту, 1975. с.3-10.

82. Доценко С.Н. Нарочитое безобразие (эротические мотивы в творчестве А. Ремизова) // Литературное обозрение.- 1991.- № 11.

83. Евреинова Н. Цикл стихов А. Блока "На поле Куликовом" и его источники в древнерусской литературе// Русская сов. поэзия и стихотворения. М., 1969.

84. Елеонская Е.Н. Сказка, заговор и колдовство в России. М., 1994.

85. Еремина В.И. Миф и народная песня (к вопросу об исторических основах песенных превращений)// Миф. Фольклор. Литература. Л., 1978. с.3-15.

86. Ермилова Е.В. Теория и образный строй русского символизма. М.: Наука, 1989.

87. Есенин С.А. Ключи Марии// Есенин С.А. Собр.соч. в 6 Т. М., 1977. Т5. Жеребцов Л.Н. Этнографические исследования на Европейском Северо-Востоке СССР. Сыктывкар, 1975.

88. Журавлев В. Словесным опален огнем.// Литература в школе. 1991. №5. с. 19-27.

89. Захарова Л.В. Творчество Клюева в литературном процессе 10-30-х гг. XXв. (автореф. . к. филол. н.). Л., 1993.

90. Зельдхейд-Деак Ж. К проблеме стилизации в русской прозе нач. XX в.// Hungaro-Slavica. Budapest - 1978. - с. 389-402.

91. Зубова Л.В. Поэмы Марины Цветаевой. Лингвистический аспект. Л., 1989.

92. Иванов-Разумник Р.В. Три богатыря.// Лит. Дома литераторов.-1922 -№3.

93. Иванов-Разумник Р.В. Природы радостный причастник (Поэзия Н. Клюева).// Заветы. 1914. №1. отд. 2.

94. Ивлев Д. Д. Русская советская лирика 1917-нач. 1930 г.г. (типологические аспекты). Рига, 1981.

95. Измайлов B.C. Повтор как прием орнаментальной прозы, (автореф. . к. филол. н.). М., 1995.

96. Изумрудов Ю.А. Лирика Сергея Клычкова (автореф. . к. филол. н.). Нижний Новгород, 1993.

97. Илюшин А.А. Русское стихосложение. М., 1988.

98. История русской литературы: XX век: Серебряный век. М., 1995.

99. Казаркин А.П. Апокалиптика Н. Клюева (к истолкованию поэмы "Песнь о Великой Матери")// Вестник Том. гос. ун-та, 1998. Т.266. с.59-69.

100. Казаркин А.П. Игровое и трагедийное в поэмах Н.А. Клюева // Николай Клюев: образ мира и судьбы. Томск, 2000.

101. Казаркин А.П. Сны обреченного (вступ. статья к публикации сновидений Н.Клюева)// Литературный Кузбасс. 1991 - №4 - с. 74-86.

102. Карпова Г.И. Образ родины и его трансформация в поэзии Н. Клюева// Н. Клюев: образ мира и судьбы. Томск, 2000.

103. Кедров К. Поэтический космос. М., 1989.

104. Керлот Х.Э. Словарь символов. М., 1994.

105. Киселева А.А. Народная причеть как поэтический жанр// Рус. литература, 1989, №2.

106. Киселева Л.А. Есенин и Клюев: скрытый диалог (попытка частичной реконструкции)// Николай Клюев: Исследования и материалы. М., 1997.

107. Киселева Л. Христианство русской деревни в поэзии Н.Клюева// Православие и культура, 1993. №1.

108. Киселева Л.А. Особенности художественного мышления новокрестьянских писателей (Н. Клюев, С. Клычков, А. Ширяевец). Киев, 1990.

109. Клинг О.А. Влияние символизма на постсимволистскую поэзию в России 1910-х гг. (Проблемы поэтики), (автореф. . д. филол. н.). М., 1996.

110. Князев Вас. Ржаные апостолы (Клюев и клюевщина) М.: "Прибыль",

111. Козубовская Г.П. Проблема мифологизма в русской поэзии конца XIX начала XX веков. Самара-Барнаул, 1995.

112. Кологривов И. (иеромонах). Очерки по истории русской святости. Siracusa, 1991.

113. Колпакова Н.П. Русская народная бытовая песня. М.; Л., 1962.

114. Кондратов A.M. Математика и поэзия// Структурно-типологические исследования. М., 1962.

115. Комарович B.JI. Китежская легенда. М.; Д., 1936.

116. Корман Б. Лирика Н.А. Некрасова. Воронеж, 1964.

117. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М., 1993.

118. Краснова Л. От стихотворения к циклу (циклообразующие элементы и типология образцов в поэзии А.А. Блока)// Вопросы в русской литературе. Львов, 1981.

119. Крестьянские поэты. М., 1927.

120. Куняев С. Последний Лель (вступ. стватья).// Последний Лельи (проза поэтов есенинского круга). М.: Современник, 1989. с.5-22.

121. Криничная Н.А. Нить жизни. Реминисценции образов божеств судьбы в мифологии и фольклоре, обрядах и верованиях. Петрозаводск, 1995.

122. Крывелев И.С. История религий. В 2-х тт. М., 1988. Т.2

123. Крыщук Н. Открой мои книги. Разговор о Блоке. Л., 1986.

124. Крыщук Н. Искусство как поведение. Л., 1989.

125. Кузьменко М.В. Проблемы стилизации в русской прозе 10-х гг. XX в. (автореф. . к. ф илол. н.). М., 1988.

126. Лазарев В.Я. Об особенностях творческого развития Николая Клюева и об их современном восприятии// Вытегорский вестник №1: Клюевские чтения в г. Вытегре 1985-1994. Вытегра, 1999.

127. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

128. Лихачев Д.С. Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение. Спб, 1997.

129. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.

130. Лихачев Д.С., Панченко A.M. Смеховой мир Древней Руси. Л., 1978.

131. Лосев А.Ф. Диалектика мифа// Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991, с.21-150.

132. ЛотманЮ.М. О природе искусства// Ю.М.Лотман и тартусско-московская семиотическая школа, (статьи). М., 1994. с.432-438.

133. Лотман Ю.М. А. Блок и народная культура города. // Наследие

134. А. Блока и актуальные проблемы поэтики, (блоковский сб. IV). Тарту, 1981, Вып. 535.

135. Львов-РогачевскийВ. Н.Клюев. Братские песни, кн.2. М., 1912.// Совр. мир 1972 - №7 - отд. II, с.325-326.

136. Львов-Рогачевский В. Новые крестьянские писатели.// Л.-Р. Новейшая русская литература. М.: "Мир", 1926. с.305-317.

137. Львов-Рогачевский В. Поэзия новой России. Поэты полей и городских окраин. М., "Кн-во писателей вМ", 1919. с.44-93.

138. Львов-Рогачевский В.// Новейшая русская литература. М., 1919.

139. Ляпина Л.Е. Лирические циклы К.Д. Бальмонта и циклические формы в искусстве Серебряного века// Время Дягилева. Универсалии Серебряного века. Пермь, 1993, с.88-97.

140. Ляпина Л.Е. Лирический цикл как художественное единство// Проблемы условности литературного произведения. Воронеж, 1977.

141. Ляпина Л.Е. Русские литературные циклы (1840-1860 гг.) Монография. Спб: "Образование", 1993.

142. Ляпина Л.Е. Циклизация в русской литературе 1840-х 60-х гг.: (автореф. . к. филол. н.). Санкт-Петербург, 1995.

143. Максимов Д. Поэзия и проза Ал. Блока. М., 1981.

144. Маркова Е.И. Вещий лебедь (Судьба Н. Клюева в контекстенациональной традиции) // Вытегра: Краеведческий альманах. Вологда. Вып. 1. 1997.

145. Маркова Е.И. Стихотворный крест: О поэзии Н.Клюева.// Север.1989.-№10-с104-111.

146. Маркова Е.И. Творчество Н.Клюева в контексте севернорусского словесного творчества. Петрозаводск, 1997.

147. Маркова Е.И. Художественное время в "Песнослове" Николая Клюева// Проблема литературы Карелии и Финляндии. Петрозаводск,1991. с.50-68.

148. Марченко A.M. Поэтический мир Есенина. М., 1989.

149. Медриш Д.Н. Литература и фольклорная традиция. М., 1971.

150. Мекш Э.Б. Образ Великой Матери (религиозно-мифологические традиции в эпическом творчестве Н. Клюева). Даугавпилс, 1995.

151. Мекш Э.Б. От замысла к воплощению (творческая история собрания сочинений Н.А. Клюева "Песнослов")// "Традиции и новаторство в советской литературе" (Сборник научных трудов). Рига, 1986, с.65-82.

152. Мекш Э.Б. Русская новокрестьянская поэзия. Даугавпилс, 1991. Метафора в языке и тексте. М., 1988.

153. Минц З.Г. Символ у А. Блока. // Лирика А. Блока / сборник статей/. М., 1980.

154. Миролюбов Ю. Сакральное Руси. М., 1996. Т. 1; 2.

155. Мифологический словарь. М., 1990.

156. Мифы древних славян. Саратов, 1993.

157. Мифы народов мира (Энциклопедия в 2-х тт.). М., 1991, 1992.

158. Михайлов А.И. Пути развития новокрестьянской поэзии. Л.: Наука,1990.

159. Михайлов А.И. Автобиографическая проза Николая Клюева// Север.1992, №6.

160. Михайлов А.И. О сновидениях в творчестве А. Ремизова и Н.

161. Клюева// Алексей Ремизов (Исследования и материалы). Спб., 1994.

162. Михайлов А.И. Отражение трагической истории России и судьбы Клюева в его снах// Н. Клюев: Исследования и материалы. Спб., 1994.

163. Михайлов А.И. Николай Клюев и мир его поэзии (Вступ. статья).// "Сердце Единорога". СПб, 2000.

164. Молчанова Н.А. Мотивы русской мифологии и фольклора в лирике символистов 1900-х гг. /автореф. . к. филол. н./. Горький, 1984.

165. Н.Клюев: образ мира и судьба/ Материалы Всероссийской конференции "Николай Клюев: национальный образ мира и судьба наследия". Томск, 2000.

166. Нанзен-Леве А.А. Русское сектанство и его отражение в литературе русского модернизма.// Русская литература и ремесла. Новосибирск, 1997. с. 157-227.

167. Неженец Н.И. Певец северного края: О поэзии Н. Клюева.// Рус. речь. 1988. -№1 - с. 124-131.

168. Неженец Н.И. Поэзия народных традиций. М., 1988.

169. Никитина Е.П. Русская поэзия на рубеже двух эпох. 4.1. (Под ред. проф. Покусаева). Изд-во Сарат. ун-та, 1970. О творчестве С.Есенина, Н.Клюева, С. Клычкова. см.гл.З: "Народность истинная и мнимая", с.78-129.

170. Никитина Е.П. Крестьянские поэты нач. XX в. Саратов, 1980.

171. Николаева Н.А., СафроновВ.А. Истоки славянской и евразийской мифологии. М., 1999'.

172. Николай Клюев в последние годы жизни: письма и документы// Новый мир. № 3. 1988.

173. Николай Клюев: Исследователи и материалы. М., 1997.

174. Николеску Т. Клюев в Италии: О кн. О. самбич "Изба и Вселенная. Жизнь и поэзия Николая Клюева", изд. в Риме в 1990 г.// Новый мир. -1993. №1. - с.187-188.

175. Новиков JI.А. Стилистика орнаментальной прозы А. Белого. М.: Наука, 1990.

176. Орлова Л.А. Авторское мифотворчество и русский модернизм (лирическая проза). Киев: УМК ВО, 1992.

177. От сюжета к мотиву. Новосибирск, 1998.

178. Пермякова Л.А. Сакрализация женственности в прозе русского символизма, (автореф. . к. филол. н.). Уфа, 1996.

179. Полякова С.В. Заметки к изучению поэтики Н. Клюева// Проблемы литературы Карелии и Финляндии. Петрозаводск, 1994.

180. Полякова С.В. Колыбельная в поэме Н.А. Клюева «Песнь о Великой Матери» // Николай Клюев: исследования и материалы. М., 1997.

181. Полякова С.В. О внешнем и внутреннем портрете в поэзии Н. Клюева: К вопросу об архетипичности поэтического языка.// Учен. зап. Тарт. ун-та, 1986. Вып. 737: Блок сб. - 7 - с.150-161.

182. Пономарева Т.А. Проза Н. Клюева 20-х гг. М., 1999.

183. Понырко Н.В. Житие Аввакума как духовное завещание// ТОДРЛ. -Л., 1985. T.XXXIX. с.379-387.

184. Приходько И.С. Миф и поэтика А. Блока (научный доклад по опубликованным трудам, представленный к защите на соиск. уч. степени д. филол. н.). Воронеж, 1996.

185. Проблемы славянской этнографии. Л., 1979.

186. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.

187. Пропп В.Я. Морфология сказки. М., 1969.

188. Путилов Б.Н. Веселовский и проблемы фольклорного мотива.// Наследие Александра Веселовского. (Исследования и материалы.) Спб., 1992.

189. Пушкарев Л.Н. Духовный мир русского крестьянина по пословицам XVII-XVIII веков. М., 1994.

190. Райе Э. Николай Клюев.// Клюев Н. Сочинения в 2 -х тт. Мюнхен,1969.

191. Ранние формы искусства. Сост. С.Ю. Нехлюдов. М., 1972.

192. Редько Т.Я. Поэтика цикла «Избяные песни»/ автореф. . к. филол. н. /. Барнаул, 1998.

193. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. М., 1974.

194. Ричарде А. Философия риторики// Теория метафоры. М., 1990. с.44-67.

195. Розанов И.Н. Русские лирики. М., 1929. с.59-63.

196. Руднев В.П. Словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты. М., 1999.

197. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1980.

198. Рыбаков Б. Язычество древних славян. М., 1997.

199. Савушкина Н.И. Русская поэзия нач. XX в. и фольклор. М.: Изд-во МГУ, 1988, вып. 1.

200. Сакулин П.Н. Народный златоцвет. Вест. Евр., 1916, №5, с.193-208.

201. СапоговВ.А. К проблеме стихотворной стилистики лирического цикла// Рус. советская поэзия и стиховедение. М., 1969.

202. Сапогов В.А. Лирический цикл и лирическая поэма в творчестве А. Блока// Рус. литература XX века (дооктябрьск. период). Калуга, 1968.

203. Сапогов В.А. Сюжет в лирическом цикле// Сюжетосложение в русской литературе. Даугавпилс, 1980.

204. СелицкаяЗ.Я. К вопросу о соотношении книги стихов и лирического цикла.// Сюжет и художественная система. Даугавпилс, 1983.

205. Семенова С.Г. Темы воскресения и преображения мира в поэзии 20-х годов.// Философия бессмертия и воскресения. Вып.2.- М., 1996.

206. Сепелкова И.П. Языческое, старообрядческое и христианское начало в поэзии Н.Клюева// Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX вв. (цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр). Петрозаводск, 1994.

207. Силантьев И.В. Теория мотива в отечественном литературоведение и фольклористике. (Очерк историографии). Новосибирск, 1999.

208. Славянская мифология (энциклопедия). М., 1995.

209. Словарь литературоведческих терминов/ редакторы-составители Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев /. М., 1974.

210. Смолицкий В.Г. Русь избяная. М., 1993.

211. Соколов Б.М. Большой стих о Егории. М., 1995.

212. Солнцева Н.М. Китежский павлин. М., 1992.

213. Солнцева Н.М. Эстетические и мировоззренческие искания крестьянских писателей 1900-1930 гг.(автореф . к. филол. н.). М., 1993.

214. Спроге Л.В. Лирический цикл в дооктябрьской поэзии А.Блока. М., 1989.

215. Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы: Энциклопедический словарь. М., 1996.

216. Степанченко И.И. Стилистический анализ стихотворений С.А. Есенина. (Учебное пособие). Харьков, 1989.

217. Структура текста (Сб. статей АН СССР Ин-т славяноведения и балканистики). М., 1980.

218. Субботин С. Есенин и Клюев: К истории творческих взаимоотношений)// О, Русь, взмахни крылами (Есенинский сборник). -М.: Наследие, 1994, вып.1.

219. Субботин С.И, Проза Николая Клюева в газетах "Звезда вытегры" и "Трудовое слово" (1919-1921 годы). Вопросы стиля и атрибуции// Рус. лит., 1984, №4, с.136-150.

220. Сюжет и мотив в контексте традиции. Новосибирск, 1998.

221. Тактатшова Л.Е. Русская икона. Владимир, 1993.

222. Телегин С.М. Восстание мифа. М., 1997.

223. Титов В.Е. О путях создания целостного единства в лирическом цикле А. Блока "пузыри земли"// Вопросы русской литературы. Львов, 1979.

224. Титов В.Е. Целостность и внутренняя структура лирического цикла А. Блока "Ямбы'7/ Целостность художественного произведения и проблемы его анализа в школьном и вузовском изучении литературы. Донецк, 1977.

225. Толстой Н.И. Несколько вступительных слов о символике и языке поэмы Клюева "Погорельщина"// Новый мир.- 1987 №7.

226. Томашевский Б. О стихе. Д., 1929.

227. Топоров В.Н. О «Крестовых сестрах» A.M. Ремизова: поэзия и правда // Блоковский сборник. IX. Тарту, 1989.

228. Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т.1. Первый век христианства на Руси. М., 1995.

229. Трубецкой Е. Два мира в древне-русской иконописи// Трубецкой Е. Три очерка о русской школе. Новосибирск, 1991. с.37-70.

230. Тюпа В.Н. Тезисы к проекту словаря мотивов // Дискурс. № 2. Новосибирск, 1996.

231. Успенский Б.А. Семиотика иконы// Успенский Б.А. Семиотика искусства. М., 1995, с.9-218.

232. Фарбер JI.M. Советская литература первых лет революции / 19171920-х гг. /. М., 1966.

233. Федотов Г. Стихи духовные, русская народная вера по духовным стихам. М., 1991.

234. Филиппов Б. Явление (Николай Клюев)// Филиппов Б. Миг, к которому я прикасаюсь: Рассказы, очерки, стихи. Вашингтон, 1973.

235. Филиппов Б. "Погорельщина" Н. Клюева// Клюев Н. Сочинения: в 2 -хтт. Мюнхен, 1969. Т. 1.

236. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М., 1993.

237. Фоменко Н.В. Лирический цикл как метатекст// Лингвистические аспекты исследования литературно-художественных текстов. Калинин,1979.

238. Фоменко И.В. Лирический цикл: становление жанра, поэтика. Тверь, 1992.

239. Фоменко И.В. О поэтике лирического цикла. Калинин, 1984.

240. Фоменко И.В. Об анализе лирического цикла (на примере стихов Б. Пастернака "Петербург")// Принципы анализа литературного произведения. М., 1984.

241. Фоменко И.В. Понятие "цикл" в литературном обиходе начала XX века// Проблемы истории и методологии литературоведения и литературной критики. Душанбе, 1982.

242. Фоменко И.В. О принципах композиции лирических циклов// Изд. АН СССР Сер. лит. и яз., 1986. Т.45, №2.

243. Хомчук Н.И. Есенин и Клюев (По неопубликованным материалам)//. Рус. лит-ра. 1958 - №2 - с.154-168.

244. Чаплышкина Т.П. Фольклорная и литературная традиция в творчестве новокрестьянских поэтов начала XX века. Алма-Ата, 1988.

245. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. Л., 1975.

246. ШатинЮ.В. Метафора и метонимия в сюжете "Войны и мира"// Сюжет и художественная система. Даугавпилс, 1983.

247. Шенталинский В. Николай Клюев «Песнь о Великой Матери»// Знамя. 1991. -№ 10.

248. Эпштейн М.Н. "Природа, мир, тайник вселенной." М., 1990.

249. Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны: О литературном развитии XIX-XX вв. М., 1988.

250. Эткинд А. Хлыст (Секты, литература и революция). М., 1998.

251. Юдин А.В. Русская народная духовная культура. М., 1999.

252. Яблоков Е.А. Мотивы прозы Михаила Булгакова. М., 1997.

253. Язык и стиль художественного произведения. М., 1966.

254. Яцкевич Л.Г., Головкина С.Х. Проект поэтического словаря Н.А.

255. Клюева 11 Клюевский сборник. Вып. 2. Вологда, 2000.

256. Яцкевич Л.Г. Поэтическая география Н. Клюева // Вытегра. Краеведческий альманах. Вып. 2. Вологда, 2000.

257. Яцкевич Л.Г. Поэтическая система топонимов и этнонимов в творчестве Н.А. Клюева // Клюевский сборник. Вып. 2. Вологда, 2000.

258. Яцкевич Л.Г. Тематическая парадигма «Человек» // Клюевский сборник. Вып. 1. Вологда, 1999.