автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Эрос в русской философии конца XIX - начала ХХ века

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Птицына, Ольга Вячеславовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Эрос в русской философии конца XIX - начала ХХ века'

Текст диссертации на тему "Эрос в русской философии конца XIX - начала ХХ века"

КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

ПТИЦЫНА ОЛЬГА ВЯЧЕСЛАВОВНА

эрос в русской философии

конца xix - начала xx века

специальность 09.00.11 - социальная философия

диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научные руководители: доктор философских наук, профессор Колядко В.И. кандидат философских наук, доцент Серякова Т.Н.

Москва 1999

СОДЕРЖАНИЕ

Введение .........................................................................стр. 3-13

Глава 1. Культурно - исторические предпосылки и основные тенденции развития философии русского

эроса.........................................................стр. 14 - 64

Глава 2. Природа и сущность эроса в русской философии конца XIX начала - XX века....................стр. 65-161

2.1. Индивидуализированный эрос в апологии любви В.В. Розанова......................................стр. 65 - 96

2.2. Эрос как средство достижения свободы личности в философии Н.А.Бердяева......................стр. 97-119

2.3. Концепция преображенного Эроса в философии Б.П. Вышеславцева.................................стр. 120 - 139

Заключение.....................................................................стр. 140-147

Библиография.................................................................стр. 148-161

введение

Общая характеристика работы.

Актуальность проблемы.

Постановка проблемы эроса включена в традицию мировой философской мысли. Эрос представлен как наиболее адекватное выражение родовой человеческой сущности и имеет свой онтологический статус. Он является способом осуществления человеческой целостности в поле полового диморфизма. Стремление к приобретению утраченного единства и целостности характерно для человеческого сообщества, космоса в целом. На фоне распада связей и отношений между этническими группами, отдельными регионами, потери нитей, связующих человека и природу, поиска оснований для восстановления единства и целостности эрос становится такой проблемой, от успешности разрешения которой зависит дальнейшее существование человека и человечества. Но это единство заключает в себе и противоположность. Стремлению к единству противопоставляется стремление к изоляции, разрушение целостности. Поэтому анализ феномена любви, наряду с "положительно-человеческим" аспектом, предполагает выявление и "негативно-человеческого", который при определенных условиях обнаруживает свою деструктивную роль. Важным оказывается понять эрос не только на уровне самопознания и самоутверждения "Я", как переживание личностных интенций и смыслов, определенных состояний бытия, но и в аспекте распада и саморазрушения личности, в которых происходит обострение эгоцентризма человека мотивируемого субъективными устремлениями. Социально-философский анализ влияния эроса на личность и социум становится важной насущной проблемой современного общества.

Проблема эроса всегда являлась одной из важнейших тем философского, нравственного, художественно-эстетического осмысления. В разные эпохи к анализу этой проблемы обращались многие великие философы - Сократ, Платон, Э. Роттердамский, М. Монтень, Ж.-Ж. Руссо, Л. Фейербах, Г.В.Ф. Гегель, Э. Фромм, Ж.-П. Сартр и другие. Особое место в мировой системе знаний об эросе занимает русская философская школа. Она выделяется своей философией высоких этических принципов и нравственных понятий, а также прикладной эмпирической социологией, вбирающей весь спектр проблем эроса - как биологических, так и культурно-социальных. Философский подход к изучению эроса сложился в конце XIX -начале XX века и стал очередным шагом в развитии целого комплекса наук о человеке. Своеобразие ее теоретической постановки заключается в том, что сама философская рефлексия над эросом во всей ее смысловой многомерности была самым непосредственным образом сопряжена с новыми интенциями русской мысли, ее особым творческим началом. Глубочайший центр личности в русской философии - эрос, т.е. стремление, тяготение, не стояние на месте. Но это не только глубокие переживания, но и главный принцип познания.

Нестандартность философии русских мыслителей конца XIX - начала + XX века в отношении эроса заключается в том, что они, опираясь на славянофилов, возводят идею эроса и личности в целостную метафизическую концепцию. Такой полноты рассмотрения этой проблемы еще не было в русской философии. До них эта тема интерпретировалась и воспринималась в пределах традиционной христианской этики, а данные философы, преобразив и придав этике христианства иной смысл, создали самобытные философские концепции. В западно-европейской мысли эта

тема зачастую слишком рационализирована, в ее разработке отсутствует единый этико-психологический синтез.

В подобной ситуации представляется чрезвычайно актуальным возвращение в нашу культуру комплекса установок, моральных норм и принципов построения любовных отношений не в форме примитивной физиологической дозволенности, а в образе одухотворенного эроса.

Важным шагом на пути к сложному и длительному процессу формирования системы нравственных ценностей эроса может стать гуманистическая традиция в понимании эроса русских философов конца XIX - начала XX века (B.C. Соловьев, В.В. Розанов, H.A. Бердяев, Б.П. Вышеславцев и др.), которые связывали сексуальную энергию человека с его духовной культурой, с поиском новых этических идеалов, с художественным творчеством, с религией.

Сопоставление философско-теоретических воззрений В л. Соловьева, В. Розанова, Н. Бердяева, Б. Вышеславцева и других с реалиями жизни открывает новые возможности для изучения этой области человеческих отношений.

Теоретическая актуальность темы диссертационного исследования;" базируется на фундаменте явно недостаточной методологической отработанности проблемы природы и сущности эроса в русской философии, включая содержание понятия "эрос", обоснование его применения в истории философии. Одновременно крайне "пестрая" картина складывается с категориальным аппаратом, вовлекаемым в анализ проблемы. Неясна ситуация с методологическим подходом к анализу данного термина.

Важно подчеркнуть, что актуальность предпринятого исследования непосредственно связана с возрастанием значимости проблемы эроса в социально-философском контексте. Эрос превращается в любовь по мере

нарастания человеческого в человеке или по мере осуществления человеком сущности.

Не только эрос, но и человеческая сущность в целом как бы подчинены + двум противоположно данным полюсам - биологическому (природному) и духовному (социальному). Эта двойственность обнаруживается при рассмотрении различных явлений жизнедеятельности человека -чувственных, эмоциональных, интеллектуальных. С одной стороны, они представляют собой живого субъекта, биологическое существо, живущего по законам природы. С другой стороны, несут в себе необходимость некого объективного социального порядка.

Биологическое и духовное, взаимно пересекаясь на протяжении всего цикла человека, регулируют и направляют друг друга. Любое нарушение баланса, перевес в ту или иную сторону приводит в итоге либо к варварству, либо к культурному утопизму.

Абсолютизация моральных, религиозных, эстетических принципов, лишенная понимания субъективной жизненности, формирует схематический формально-рационалистический взгляд на действительность. И, напротив, культивирование природного начала обедняет человеческую цивилизацию, постепенно уничтожая высшую ценность и критерий личности - духовность и разум.

Эрос является одним из важнейших компонентов человеческой жизни и представляет собой наиболее яркий пример социально-биологического дуализма. Дополнение силы природного родового инстинкта величием и красотой человеческого сознания превращает эрос в особую биосоциальную структуру, которая может быть изучена и познана лишь комплексом научных дисциплин.

Отечественный опыт исследования эроса, составляющий предмет данной диссертационной работы, является попыткой продолжения и логического обобщения накопленного в этой области теоретического знания.

Степень разработанности проблемы.

Проблемы, связанные с анализом природы и сущности эроса в русской философии конца XIX - начала XX века, являются новыми для изучения русского философского наследия в современных исследованиях. В нашей историко-философской литературе это почти не изученная сторона творческой деятельности русских мыслителей.

Активное освоение содержательных особенностей интересующей нас проблемы оказалось в центре научно-теоретических исследований в 80-е годы.

Сейчас возрождается интерес к ценностям духовной культуры, которыми богата многовековая русская история, однако задача выяснения истинного значения философских идей русской философской мысли остается по-прежнему актуальной. Вклад русской культуры в мировую традицию философского познания эроса должен быть, наконец, внимательно изучен и по достоинству оценен.

Несмотря на то, что сейчас возобновлена публикация философского наследия В.В. Розанова, H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского, Б.П. Вышеславцева и других русских мыслителей, серьезных научных работ, посвященных анализу интересующей нас проблемы, по-прежнему нет. Это, как правило, статьи, комментарии, разделы в монографиях, но в основном они носят описательный, а иногда и поверхностно-эмпирический характер. Так, интересующая нас тема была затронута в статье А.И. Сербского в

сборнике "Философия любви". Но это больше историческая справка, а не анализ проблемы. Статьи В.П. Шестакова, А.Н. Богословского в антологии "Русский Эрос", П.С. Гуревича в книгах "Эрос" и "Философская антропология", К.Г. Юсупова в "Вопросах философии" и некоторые другие -это тоже по прежнему комментарии на тему, а не проблемное исследование.

Можно также отметить рассмотрение этой проблемы в "Истории русской философии" В. Зеньковского и "Очерках по истории русской философии" С.Левицкого. Но эти авторы анализируют творчество русских мыслителей в целом, в силу чего многие особенности проблемы эроса остаются не раскрытыми.

В работе А. Эткинда "Эрос невозможного: История психоанализа в России" представлена история развития психоанализа на примере теоретических воззрений антропософов, символистов, представителей европейской культуры модерна, но это чисто фрейдистская трактовка эроса, по сути своей не отражающая русскую философскую традицию.

В исследовании E.H. Шапинской "Дискурс любви" дается анализ любви, как социального отношения в его репрезентации в литературном дискурсе. Рассматриваются различные концепции любви в философии, культурологии, социальных науках, а также методологические основы изучения любви как межличностного отношения. Эрос как отдельная философская категория не представлен, хотя в книге есть параграф, посвященный анализу сексуальности и любви как особым областям социального.

"Проблемное поле" диссертации составляет литература, относящаяся к следующим тематическим группам:

- исследования в русле философско-антропологического подхода к изучению проблемы эроса, как проявления природы и сущности человека (Буева Л.П., Гуревич П.С., Марков Б.В., Соловьев Э.Ю., Гайденко П.П.,

Шапинская E.H., Братусь Б.С., а также труды западных антрополгов: Мадинье Г., Мэй Р., Шелер М., Фуко М., Швейцер А., Бубер М., Тейяр де Шарден П. и др.);

- работы по истории русской философии (Лосев А.Ф., Левицкий С.А., Гуревич А.Я., Кувакин В.А., Лосский Н.О., Малинин В.А. и др.);

- труды по философско-культурологическому анализу любовного чувства (Гачев Г.Д., Сиземская И.Н., Новикова Л.И., Хоружий С.С., Рюриков Ю.Б., Бахтин М.Н., Василев К., Лев-Старкович 3. и др.);

- историко-этнографические исследования (Авдеева Л.Р., Шмилева М.Н., Анохина Л.А., Гумилев Л.Н., Ефименко А.И., Гроссэ Э., Блох И. и

др-);

- социологические исследования проблем эротической любви (Кон И.С., Голод С.И., Вольфсон С. и др.);

- психологические исследования (Василюк Ф., Гозман Л., Изард К. и

ДР-)-

Однако рассмотрение проблемы природы и сущности эроса в русской философии конца конца XIX - начала XX века ни один из авторов не уделял должного внимания, что определяет необходимость ее исследования в диссертации.

Цель и задачи диссертационного исследования.

Целью диссертационного исследования является раскрытие содержания природы и сущности эроса в русской философии конца XIX - начала XX века, а также выяснение перспективы преображения эроса в подлинно-человеческое, как показателя целостности личности и мира в целом.

Достижение цели исследования предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:

- раскрыть специфику проблемы эроса в русской философии конца XIX - начала XX века, характеризующейся определенной иерархией ценностей, культурно-эмоциональным фоном данной эпохи, задаваемой традициями, моделями поведения, чувствования, обрядами, структурами быта и прочим;

- определить сущностное значение эроса в русской философии конца XIX - начала XX века;

- оценить соотношение основополагающих понятий данной темы, прежде всего их содержательные характеристики, таких как "пол", "эрос", "любовь", "человек", "сущность человека", "личность" в философии В.В. Розанова, Н.А. Бердяева, Б.П. Вышеславцева;

- выявить отношение В.В. Розанова, Н.А. Бердяева, Б.П. Вышеславцева к проблеме взаимодействия эроса и любви и возможности взаимоперехода их определений.

Теоретико - методологические принципы и источники исследования.

В диссертации использовался метод историко - философской реконструкции, которой включает в себя методики первичного (при изучении источников) и вторичного (при привлечении различного рода критической литературы) исследований при сборе данных, методы имманентного анализа (при анализе той или иной философской концепции) и компаративистского анализа (при сравнении разных концепций) и метод синтеза как соединения интерпретируемого материала в новом качестве.

и

В качестве источников исследования выступают произведения античной классики (Платона, Аристотеля и др.), западной философии конца XIX -начала XX века (3. Фрейда, К. Юнга, Н. Гартмана и др.), оригинальные труды русских философов (Г.С. Сковороды, представителей славянофильства, B.C. Соловьёва, В.Ф. Эрна, П.А. Флоренского, Л.П. Карсавина, И.А. Ильина и др.), сочинения В.В. Розанова, H.A. Бердяева, Б.П. Вышеславцева. В диссертации использовались работы современных отечественных и зарубежных специалистов в области социальной философии, истории филисофии, философской антропологии, культурологии, исследователей творческого наследия В.В. Розанова, H.A. Бердяева, Б.П. Вышеславцева.

Научная новизна.

На основе философско-теоретического анализа в данном диссертационном исследовании раскрывается сущность эроса как наиболее адекватного отражения единства биологического и социального в человеке.

Конкретные результаты исследования можно сформулировать следующим образом:

1. Раскрыта специфика проблемы эроса в русской философии конца XIX - начала XX века. Выделены две основные тенденции, отличающиеся характером постановки проблемы эроса - онтологически - объективная, или интеллектуальная, которая видит в эросе безлично-общий принцип всякого бытия, и экзистенциально-субъективная, где эрос понимается как определяющая форма существования личности, ее индивидуального самоопределения в мире.

2. Выделен ряд основополагающих моментов^ определяющих i— своеобразие и уникальность проблемы эроса в русской философии конца XIX - начала XX века:

- раскрывается главное назначение эроса как важнейшей стороны сущности человека;

- определен философско-синкретический контекст совокупной концепции русского эроса;

- определено соотношение содержательных характеристик базовых понятий темы "пол", "эрос", "любовь", "человек", "сущность человека", "личность" в философии избранных персоналий.

3. Выявлена и представлена концептуальная позиция В.В. Розанова по проблеме эроса, утверждающая, что духовное богатство человека формируется и реализуется в единстве, а не разногласии с естественным влечением полов.

4. Определено место и роль проблемы эроса в философии H.A. Бердяева: эрос является средством достижения свободы личности.

5. Обнаружена и определена многоаспектность концепции "преображенного Эроса" Б.П. Вышеславцева, конституирующая универсальность эроса как философской категории.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Данная диссертация восполняет определённый пробел в "проблемном поле" исследований по социальной философии и вносит свой вклад в решение актуальных проблем современной культуры. Она позволяет более адекватно оценить столь многогранное явление как русский эрос, в частности, его природу и сущность. Её результаты могут стать основой для

дальнейшего теоретического поиска в сфере социальной философии, истории русской философии.

Материалы проведенного исследования могут применяться в учебных курсах по истории